Какие бывают упражнения для осанки детям? Гимнастика. Упражнения для осанки детям Упражнения для формирования осанки у детей

Ровная спина, прямая и легкая походка, улыбка на лице – вот показатели внешнего благополучия и уверенности человека в самом себе. Большинство родителей именно такими и представляют своих собственных детей в будущем. Вместе с тем, много внимания уделяется учебе и воспитанию подрастающего поколения, а вот физической подготовке, занятиям утренней гимнастикой, формированию осанки – недостаточно. Детский возраст – это именно то время, когда закладывается базис внимательного и заботливого отношения к самому себе, своему телу и здоровью.

В данной статье будут рассмотрены вопросы формирования правильной осанки, важности этого процесса, а также даны простые, но интересные упражнения для укрепления мышечного корсета.

«Держи спинку прямо!»

Процесс формирования осанки должен начинаться с самого раннего детства. Уже младенцам в домашних условиях начинают делать массаж для укрепления мышц спины. Кроме того, с этой же целью детям рекомендуется и плавание с первых месяцев жизни. В дальнейшем родители должны следить за правильным положением тела малыша во время кормления, сна, игр.

Всем известная фраза «ровная спина» – на самом деле не во всем верна. Если говорить о здоровой, правильной и красивой осанке, то она все же подразумевает изгибы: в шейном и поясничном отделах прогиб вперед (лордоз), а в грудном и тазовом – назад (кифоз). Когда же спина таких изгибов не имеет, то это свидетельствует о выраженных проблемах осанки.

Профилактическими мерами искривления позвоночника могут выступать грамотная организация игрового и рабочего места детей, достаточно жесткий ортопедический матрац, занятия спортом и специальная оздоровительная гимнастика.

Последствия искривления позвоночника

Следует отметить, что нарушения осанки могут нести в себе довольно серьезные последствия для физического и психологического здоровья детей. К ним относят следующие:

  • опущение внутренних органов, а из-за этого – нарушения в их функционировании, возникновение различных заболеваний;
  • снижение объема легких, из-за чего может возникать одышка, ребенок будет быстрее уставать;
  • боль в спине, так как мышцам и суставам сложно справляться с лишней нагрузкой;
  • проблемы с запоминанием, в связи с тем, что кровь недостаточно насыщается кислородом. Из-за этого могут возникать головные боли, повышается утомляемость организма;
  • низкая самооценка, недовольство самим собой, отвержение своего физического «Я».

Следовательно, проблемы из-за неправильной осанки довольно серьезны по своим последствиям для растущего организма. Радует то, что разработана обширная программа упражнений для исправления таких проблем.

  • Ношение специального корсета с магнитными вставками. Здесь важно подобрать его по размеру. Желательно такую покупку совершать в специализированных ортопедических салонах или магазинах. Корсет поддерживает спину, не позволяет ее сгибать, а потому ребенок учится сидеть и стоять ровно.
  • Лечебная физкультура. Она включает специальные упражнения, которые сначала проводит врач с ребенком, а потом их могут организовывать и родители для своих детей.
  • Спорт. Особенно для спины полезны плавание, йога, конный спорт и гимнастика. Но важно не перегружать малыша физической нагрузкой, она должна быть правильной, посильной. Иногда заменой спорту может выступать утренняя зарядка.
  • Массаж (мануальная терапия). Эти процедуры направлены на расслабление мышц, вывод из них токсинов, улучшение кровообращения.
  • Операция. Она показана в крайних и запущенных случаях.

В любом случае, доказано, что проблемы осанки поддаются коррекции даже в домашних условиях.

Как исправить недостатки

Рассмотрим наиболее простые и доступные упражнения, которые рекомендованы не только для детей, но и для взрослых. Такая гимнастика выполняется сначала в один подход с пятью-шестью повторами. Затем детей нацеливают на три подхода с десятью повторами упражнений.

  1. «Книга на голове». Для исправления недостатков уже давно используют этот прием. Так даже учат официантов, чтобы те не сгибались под тяжестью подноса. Необходимо положить среднюю по размеру книгу на голову, ходить с ней, сидеть, пытаясь ее удержать. Благодаря этому происходит не только формирование правильной осанки, но и хорошо тренируются мышцы шеи.
  2. «Каталка». Следует лечь на живот. По очереди поднимать вверх вытянутые руки, грудь, а затем ноги и таз. Такие упражнения будут укреплять весь позвоночник.
  3. «Кошечка». Встать на колени, опереться на ладони. Хорошо прогнуть спину, а потом, наоборот, выгнуть ее дугой. Для детей можно разнообразить это упражнение звуками. Прогибаясь, они могут говорить: «Мур!», а выгибаясь: «Мяу!».
  4. «Лодка». Лежа на животе, следует вытянуть руки вперед. Затем поднимают на возможное расстояние вместе руки и ноги, как бы изображая лодку. В таком положении следует задержаться хотя бы на 2-3 секунды. Это хорошая зарядка не только для спины, но и для мышц пресса.
  5. «Опора». Следует встать у стены, прижаться к ней спиной. Руки должны располагаться вдоль тела. Далее приседают, сохраняя опору, то есть, контактируя со стеной. Потом возвращаются в исходное положение.
  6. «Велосипед». Это упражнение знакомо всем с детства, но оно не потеряло своей актуальности и эффективности для исправления дефектов позвоночника до сих пор. Необходимо лечь на спину, поднять ноги вверх и в спокойном темпе совершать вращательные движения, имитируя поездку на велосипеде.
  7. «Шарик в животе». Для правильной позы важны и подтянутые мышцы пресса. Сидя на стуле, следует представлять, что в животе находится воздушный шар, который при вдохе стараться максимально надуть, а при выдохе – сдуть.
  8. «Замок». Направлено на исправление сутулости, выполняется стоя. Одна рука забрасывается за спину, там соединяется со второй рукой в замок. В таком положении следует побыть примерно десять секунд. Затем руки меняются.
  9. «Руки-веревки». Выполняется стоя. Следует сделать наклон так, чтобы верхняя часть туловища была параллельна полу. Затем надо задержаться в таком положении, свесив руки, которые должны быть расслаблены и болтаться, как веревки. Для правильной осанки это важное умение, так как, даже наклоняясь, человек может искривлять спину.
  10. «Обнимашки». Заканчивая упражнения, всегда следует предусмотреть расслабляющие моменты. Если это утренняя гимнастика в зале, то можно повисеть несколько минут на турнике. Когда же упражнения выполняются дома, то ребенок может обнять взрослого за шею, повисеть на маме или папе.

Из таких упражнений может состоять и утренняя зарядка, так как они помогут организму взбодриться и почувствовать себя в тонусе.

Следовательно, гимнастика для исправления проблем с осанкой вполне доступна и детям и взрослым в домашних условиях. Главное – это желание взрослых посвящать свое время данным упражнениям. Следует помнить, что эти усилия будут потрачены не напрасно, так как укрепят не только позвоночник детей, но и их здоровье в целом.

Правильная осанка школьника - предмет опасений родителей и врачей. Что такое осанка и как искривление влияет на здоровье школьников - будет разобрано в статье.

Осанка формируется на протяжении роста и развития ребенка, начиная с раннего возраста. Школьник с правильной осанкой не должен иметь отклонений, предписанных анатомическими стандартами. Людей с правильно посаженной осанкой, видно издалека. Голову они держат всегда прямо, походка у них легкая, спина не сутулая.

Нарушения осанки предопределены врожденными или наследственными особенностями, а также перенесенными заболеваниями, травмами. Подобная патология может быть следствием малоподвижной жизни. Школьники на уроках сидят за партой, дома - учат уроки за рабочим столом. В течение учебного дня, на протяжении в среднем 5-6 уроков, у ребенка появляется утомление. От неподвижности снижается восприятие учебной программы.

Часто нарушение осанки у школьников вызвано тем, что длительное сидение за столом вызывает застойные явления кровообращения. Утомляются мышцы спины, позвоночник, шея, ноги. О признаках усталости говорят опущенные плечи и голова, ерзание по стулу. Все эти факторы пагубно влияют на правильное формирование осанки школьника. В раннем возрасте ребенок имеет возможность активно двигаться, с приходом в школу ему приходится больше сидеть.

Малышу нужно объяснять о важности правильно принимать позицию за партой. Во время выполнения письменных работ плечи должны быть расправлены, находиться на одном уровне, а голова следка наклонена. Школьник должен уметь отдыхать за партой в те моменты, когда учитель объясняет урок. В это время можно расслабиться и крепко опереться о спинку стула. Соблюдая важные принцы, проблем с выправкой можно избежать.

Как появляется искривление осанки

Перечень основных причин, которые приводят к нарушениям осанки:

  • перенесенные ранее травмы или болезни;
  • пренебрежение активным образом жизни;
  • недостаточная отдача на уроках физкультуры;
  • несоответствие стандартов рабочего стола по отношению к росту школьника;
  • переутомление от длительного сидения;
  • неправильное положение за письменным столом;
  • недостаточное освещение рабочего места;
  • проблемы со зрением.

Для того чтобы избежать проявление проблемы с осанкой необходимо по возможности исключить факторы ее искажения.

Как определить нарушение

При неправильной осанке в теле возникают: неестественная сутулость, асимметрия расположения плеч, выпуклость живота. В медицине это явление характеризуется как искривление позвоночного столба, что являет собой сколиоз. Определить и выявить дефекты осанки в школьном возрасте поможет осмотр ребенка.

Обследование проводится в положении стоя. Пятки следует поставить вместе, носки развести под углом 45 градусов. При обнаружении нарушений, отходящих от норм анатомической симметричности, рекомендуется исследование спины рентгеном. Это необходимо сделать с целью обнаружения патологий позвоночника.

Визуально заметные признаки в состоянии усугубиться заболеваниями, которые могут возникнуть вследствие изменений, вызванных осанкой. Систематическое нахождение ребенка за партой в неправильной позе дополняется вторичными, более серьезными признаками. К примеру, одна нога может быть короче другой.

Сколиотическое нарушение осанки

Изгибы позвоночника человека формируются с раннего возраста. Любые нарушения проявляются вследствие воздействия на спину ряда неблагоприятных факторов. Вовремя не заметив проблемы, с годами школьник будет приобретать дополнительные искривления. В итоге во взрослой жизни это скажется на здоровье. При сколиозе позвоночник искривляется в одну сторону, чаще вправо.

Если с врожденным сколиозом все ясно, так как он может быть следствием генной предрасположенности. С приобретенным заболеванием дела могут обстоять хуже. Порой родители не обращают внимания на проблему долгие годы. Когда нарушение удается заметить вовремя, благодаря корректирующим упражнениям и контролю специалистов ситуацию легко восстановить.

Упражнения для осанки школьникам

Несложные упражнения проводятся в виде разминки для снятия усталости и нагрузки с позвоночника. Воздействуя с помощью физических комплексов на формирование правильной осанки у школьников, можно добиться заметных результатов. Выполнять упражнения рекомендуется вместе с родителями или самостоятельно. Комплекс проходит таким образом:

  1. Стоя с прижатыми ягодицами к стене, стоит сомкнуть вместе пятки, а после развести руки в стороны на уровне плеч. Ладошками вперед имитировать скольжение руками по стене.
  2. Для правильной осанки ребенку достаточно постоять ровно у стены. Поднять руки вверх, напрячь спину. Посчитать от 1 до 10. Расслабиться, опустить вниз руки.
  3. Упражнение в положении лежа на животе. Для этого необходимо вытянуть вдоль тела ноги и руки. Опираясь на живот и грудную клетку, одновременно поднять руки и ноги. Хороших результатов можно добиться, если задерживать положение поднятых рук и ног по несколько секунд. Вернувшись в исходное положение, упражнение повторить.
  4. Лежа на спине имитировать езду на велосипеде. Ноги должны находиться под углом 45 градусов. Делать манипуляцию с минутными перерывами в 10 подходов.

Более сложные физические упражнения для исправления осанки лучше выполнять только под присмотром специалистов, тренера или врача.

Профилактика нарушений осанки

Отличной профилактикой станет самоконтроль за положением спины в положении стоя и сидя. Спина всегда должна оставаться прямой. При длительном сидении необходимо делать перерыв, можно облокотиться на спинку стула или встать походить. При необходимости следует откорректировать высоту стола соизмеримо росту ребенка.

В положении стоя лучше распределять нагрузку, опираясь поочередно то на одну, то на другую ногу. Вместо длительного нахождения на одном месте, полезно пройтись взад-вперед. Для того чтобы поднять сумку или упавший на пол предмет необязательно наклонять спину, достаточно присесть, согнув колени.

Сидя за партой или на стуле нужно, чтобы спина ребенка плотно прилегала к спинке. За уроками сидеть прямо, не наклоняя вперед спину и голову. Стопы ног при этом должны стоять на полу. В противном случае под стол нужно поместить подставку для ног или отрегулировать рабочее место.

Не стоит недооценивать вред, наносимый сумкой через плечо. Ношение таких аксессуаров вместо заплечных рюкзаков напрямую грозит искривлением позвоночника. Объясняя ребенку, насколько правильная осанка важна для школьников, рекомендуется давать чаще им рекомендации.

Для правильной осанки ребенку школьного возраста нелишним будет соблюдать следующие правила и выполнять несложные рекомендации.

Зайкова Оксана Юрьевна
Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.

Комплексы упражнений на формирование правильной осанки .

Примерный комплекс специальных упражнений для укрепления мышц спины и пресса с гимнастическими палками (можно выполнять с 4-5 лет) .

Разминка.

1. Ходьба на носках, руки подняты над головой в замок.

2. Руки перед грудью, ходьба в полуприсяде.

3. Ходьба на пятках, руки сзади в замок.

4. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки - вдох; вернуться в и. п. - выдох.

5. И. п. - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться в и. п. - вдох.

Упражнения с гимнастическими палками.

1. И. п. - ноги на ш. стопы, палка в опущенных руках. 1-2- поднять палку вверх, за голову; 3-4-и. п.

2. И. п. - ноги на ш. плеч. палка за головой. 1-3-повороты вправо (влево) ; 2-4-и. п.

3. И. п. – ноги на ш. плеч, палка зажатая в локтях. 1-наклон вперёд с прямой спиной. 2-и. п.

4. И. п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку) ; вернуться в и. п.

5. И. п. - стоя, ноги на ш. плеч, палка на лопатках. 1-3-повороты в стороны. 3-4 и. п.

6. И. п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку) ; вернуться в и. п.

7. И. п. - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и. п. Спина прямая.

8. И. п. - о. с, палка на голове. 1-присесть;2-и. п.

7. Палка на полу, прыжки через палку.

Комплекс упражнений выполняется не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут.

2. Упражнения с мешочком на голове.

1. Принять правильную осанку в положении стоя , положив мешочек с песком на голову. Присесть, стараясь не уронить мешочек встать в исходное положение.

2. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки по траве , песку, мостику, по брёвнам, с разным положением рук (на поясе, в стороны) .

3. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия - веревочку, пеньки. Остановки с проверкой правильной осанки .

4. Принять правильную осанку с мешочком на голове, в руках мяч, подбросить мяч вверх, поймать, сохраняя правильную осанку .

5. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением разных движений : ходьба в полуприседе по мостику, с высоким подниманием колен с разным положением рук; стоя на пеньке присесть сохраняя правильную осанку .

6. Подлезание под дуги в приседе с мешочком на голове сохраняя правильную осанку .

3. Примерный комплекс упражнений для исправления осанки и профилактики её нарушений у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение "Основная стойка": голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку у детей , пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу (можно выполнять на пособиях : на мостике, пеньках, на песке) .

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов) . Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребёнка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов. Следить за правильным положением тела : спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

"Вырастаем большими " Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе) : "Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!" Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется , чтобы дети сами произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег.

Ходьба с последующим замедлением. Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей .

Дыхательное упражнение . Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробушек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из и. п-ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз) . В положении "кисти к плечам", локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз) . Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнеся звук "ш-ш-ш" - выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз) . Держать спину ровно и не выпячивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад . Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-6 раз) . Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

4. Игровые упражнения на укрепление осанки «Река, берег, парус» .

Дети встают в шеренгу, проверяют свою осанку (спина прямая, голова чуть поднята, руки опущены вниз) . На слово «Река!» - делают шаг назад, на слово «берег!» -шаг вперёд, «Парус!» -поднимают руки вверх. При выполнении движений обращается внимание на сохранение правильной осанки .

«Волшебные ёлочки»

Дети встают у стены (забора, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками, изображая волшебные елочки, которые по сигналу «Ночь!» бегают, красиво и легко кружатся по площадке, а по сигналу «Лесник!» бегут к стене, принимая первоначальную позу. Лесник обходит елочки, осматривает их, неровные забирает с собой.

Та же игра, но по сигналу «Лесник!» елочки останавливаются там, где их застал сигнал.

Массаж спины «Суп»

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребёнка.

Чики-чики-чики-ща! Похлопывают ладонями.

Вот капуста для борща.

Покрашу картошки, Постукивают рёбрами ладоней.

Свеколки, морковки,

Пол головки лучку Поколачивают кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чок, чики-чок- Поглаживают ладонями.

И готов борщичок.

«Я позвоночник берегу»

Я позвоночник берегу, (Наклоняют корпус вправо-влево , ладони скользят вдоль тела от подмышек до колен).

И сам себе я помогу.

Всё выполню я по порядку :

(Ставя руки на пояс, поднимают и опускают плечи) .

Сначала сделаю зарядку,

(Наклоняются вперёд) .

Прогнусь,

(Слегка прогибаются назад) .

И выпрямляюсь,

(Встают прямо) .

И вправо , влево наклонюсь.

(Наклоняют корпус вправо и влево ) .

С друзьями поиграю в мяч,

(Бегут на месте) .

Он весело помчится вскачь.

(Прыгают на обеих ногах) .

И за столом я посижу,

(Делают полуприсед, сложив руки «полочкой» перед грудью).

И телевизор погляжу.

(Встают прямо, руки в стороны) .

Но буду помнить я всегда :

(Кладут правую руку за правое плечо , левую руку заводят за спину и стараются сцепить пальцы рук за спиной.)

Должна прямою быть спина!

(Меняют положение рук) .

Массаж спины «Свинки»

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Всё постукивают,

Всё похрюкивают :

Туки-туки-туки-тук!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка, на повторение потешки поворачиваются на 180 и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями).

5. Упражнения у стены

1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.

2. Встать к стене, принять правильное положение . Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки .

3. Стоя у стены, принять правильное положение . Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям «пополоскать белье» , выпрямиться и постараться снова встать правильно .

4. Встать к стене, принять правильное положение , поднять руки в стороны - вверх, опустить в исходное положение.

5. Встать к стене, принять правильное положение . Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены

Неправильная осанка, искривления позвоночника - бич современного человека. Чаще от проблем со спиной страдают дети, школьники. От прямоты осанки зависит внешний вид человека, здоровье всего организма в будущем. Как повлиять на формирование позвоночника в детском возрасте, чем может помочь ЛФК в решении проблемы неправильной осанки, как делать гимнастику в домашних условиях, расскажем в нашей статье.

Чем полезна ЛФК

Лечебная физкультура для детей с нарушениями осанки, искривлениями позвоночника - это эффективный консервативный метод решения проблем со спиной. Если вовремя начать заниматься, выполнять упражнения регулярно, то шанс излечиться и исправить ситуацию довольно высокий.

ЛФК детям до 16 лет назначают, чтобы:

  1. Избавить ребенка от боли в спине.
  2. Скорректировать уже полученные нарушения осанки.
  3. Подстраховаться от искривлений, то есть в целях профилактики.
  4. Натренировать мышцы, повысить их тонус. Это особенно необходимо дошкольникам для подготовки к длительному сидению за партой.
  5. Закрепить навык правильного сидения, ходьбы.
  6. Провести комплексное воспитание осанки.

Комплекс лечебных упражнений разделяют на две группы: общую и специальную.

Общая ЛФК

Необходима для профилактики нарушений осанки. Посещать занятия, делать упражнения дома из этого комплекса полезно всем детям для всестороннего укрепления тела. В процессе выполнения несложных заданий ребенок задействует все группы мышц спины, ног, шеи, рук.

Специальная ЛФК

Назначается по медицинским показаниям. Упражнения нацелены на нагрузку и тренировки определенной группы мышц, решают конкретную задачу в индивидуальном порядке. Специальная физкультура необходима детям после травм, при серьезных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при обнаружении сколиоза, лордоза, кифоза.

Из-за чего возникают нарушения осанки

К искривлению позвоночника, нарушениям осанки у детей приводят следующие факторы:

  • Малоподвижный образ жизни. Позвоночный столб ослабевает из-за длительного сидения за партой, ПК. Детям школьного и дошкольного возраста важно бегать, играть каждый день не менее двух часов.
  • Плохая организация рабочего места для выполнения домашних заданий, рисования, чтения. Об этом обязаны позаботиться родители. Высота стола, стула, расположение настольной лампы должны соответствовать росту ребенка.
  • Физические перегрузки. Следите за нагрузкой ребенка в спортивной секции. Несоблюдение норм времени и интенсивности тренировок приводит к травмам позвонков, мышц спины. К перегрузкам также относится ношение тяжелого школьного рюкзака.
  • Вредные привычки. Чтение лежа, рисование стоя и прочее. Позвоночный столб при регулярном несоблюдении советов ортопедов постепенно деформируется.
  • Врожденные патологии. Дети с ослабленными мышцами спины, патологиями костной ткани попадают в группу риска по развитию ортопедических заболеваний.
  • Неправильное питание. В группу риска по развитию сколиоза, нарушению осанки входят полные малыши, дети, не получающие достаточного количества витаминов, кальция, железа и других необходимых для роста веществ.

Это интересно! На 100 тысяч детей в России приходится 976 ребятишек с болезнями опорно-двигательного аппарата. Искривления позвоночника, нарушения осанки в этом списке занимают первое место. В Австрии, Германии, Франции на 100 тысяч регистрируется более 1500 пациентов ортопедов. По мнению представителей ВОЗ, именно отсутствие активности в детском возрасте становится основным виновником проблем со спиной в будущем.

Виды нарушений

У детей с 6 до 16 лет диагностируются следующие виды деформации и неправильного формирования позвоночного столба:


Важно! Начинать лечить неправильную осанку, а тем более кривошею, нужно как можно раньше. На первых стадиях искривления эффективно помогают консервативные методы терапии. Это массаж, ЛФК, корсеты, электрофорез.

Кому нужны упражнения

Специальный комплекс ЛФК назначается при следующих патологиях:

  • неправильная осанка;
  • сколиоз;
  • кифосколиотические изменения в позвоночном столбе;
  • лордоз;
  • подростковый остеохондроз;
  • межпозвонковая грыжа;
  • кифотические нарушения;
  • рахит.

Общая ЛФК показана детям без нарушений в области позвоночного столба, но жалующимся на:

  • боли в ногах;
  • дискомфорт в области спины, шеи, копчика;
  • слабость в мышцах;
  • быструю утомляемость от физических нагрузок;
  • вялую осанку.

Важно! Рассматривать ЛФК только как метод лечения неверно. Щадящая физкультура - отличный способ профилактики искривлений позвоночника и неправильной осанки в школьном возрасте.

Противопоказания

Занятия ЛФК противопоказаны при следующих состояниях и заболеваниях:

  • общие недомогания;
  • мышечные зажимы;
  • пороки сердца;
  • низкий болевой порог;
  • кровотечения;
  • компрессионный синдром;
  • злокачественные опухоли;
  • острые заболевания.

Важно! При серьезных нарушениях осанки, искривлениях второй-третьей степени делать упражнения в домашних условиях не рекомендуется. Ошибки в технике выполнения усугубляют ситуацию. Самостоятельные тренировки устраивайте в целях профилактики и при нарушениях легкой степени.

Разминка перед гимнастикой

Прежде чем начать выполнять приемы коррекции осанки, необходимо разогреть мышцы, подготовить позвоночник к активной работе. Исправление осанки у детей начинайте с разминки. Начальное положение для всех упражнений: стоя, руки на поясе, ноги разведены.

Важно! Разминку и занятия с детьми раннего возраста можно проводить на фитболе. Размер мяча, упругость будут влиять на качество выполнения упражнения. Детям от 6 месяцев до 2 лет подойдет снаряд диаметром от 45 см, средней жесткости.

Наклоны тела

Делайте наклоны в стороны, вперед – назад. Глубина зависит от самочувствия ребенка.

Упражнение «Кошечка» со стулом

Понадобится стул с высокой спинкой. Обопритесь на него руками, немного отойдите назад. Прогните спину вперед, чтобы голова, плечи оказались на одной линии. Затем выгните спину наверх, голову опустите.

Наклоны головы

Делайте упражнение плавно. Голову наклоняйте вперед, прижимайте к груди, задерживайтесь на три секунды. Затем возвращайте обратно. Одну секунду отдыхайте. Следом наклон назад, почувствуйте, как тянется позвоночник. Зафиксируйтесь. Вернитесь. Выполните наклоны в стороны.

Потягивания вверх

Руками тянитесь к небу. Приподнимайте торс с опорой на пяточки. Задерживайтесь на две–три секунды.

Формирование правильной осанки

Сформировывать прямой позвоночный столб и исправлять нарушения осанки поможет следующий комплекс:

  1. Ноги чуть расставлены, руки на поясе. Заводите локти за спину до упора, лопатки соприкасаются. Вернитесь.
  2. Руки на уровне плеч, разведите в стороны. Делайте движения назад – вперед.
  3. Положите ладошки на плечи. Вдохните и наклонитесь корпусом вперед, выдохните - вернитесь назад. Старайтесь держать спину ровно.
  4. Руки сцепите за поясницей. Наклоняйтесь вперед. Выпрямлять спину нужно медленно, чтобы не потерять равновесие.
  5. Вытяните руки, возьмите гимнастическую палку. Приседайте, контролируйте прямоту спины.
  6. Зажмите палку в ладонях и потянитесь вперед, корпус фиксируйте.
  7. Лягте. Руки прижмите к туловищу. Поднимайте прямые ноги вверх, обе одновременно.
  8. Перевернитесь на живот. Руки остаются лежать вдоль тела. Медленно отрывайте туловище от пола: ноги, голову, плечи. Задерживайтесь на одну–две секунды, опускайтесь на выдохе.
  9. Прыжки вверх. Подпрыгивайте десять раз.
  10. Поднимите руки к плечам. Соедините их у груди, локти в стороны. Разведите ручки по сторонам, верните в исходное положение.

Младшим школьникам в качестве короткой зарядки между занятиями за столом или детям в детском саду можно предложить сделать одно–три следующих упражнения:

  1. «Волна». Малыш ложится на пол, вытягивает руки вперед. Одновременно поднимает голову, плечи, руки, ноги чуть вверх и качается на животе. Поясницу придется прогнуть.
  2. «Велосипед». Любимое детьми профилактическое упражнение. Школьник лежит на спине, поднимает ноги вверх в согнутом положении. Руки прижаты к полу. Крутит воображаемый велосипед, стараясь держать ноги ровно. Ехать на велосипеде нужно пятнадцать–двадцать секунд. Если есть силы, повторить еще раз.
  3. «Ножницы». Занимаем положение лежа на спине. Поднимаем ножки прямыми вверх и делаем взмахи, как будто режем ножницами. Выполняем десять взмахов, потом меняем верхнюю ногу. Между подходами можно отдохнуть три–четыре секунды.
  4. «Плавание». Ребенок ложится на животик. Складывает ладошки под подбородком. Разводит руки в сторону, как лягушка, потом возвращает их назад. Важно не класть плечи на пол. Повторить нужно десять раз.

Важно! Упражнения для осанки для детей, выполняемые лежа, лучше делать на жесткой ровной поверхности. Опора влияет на напряжение спины и качество тренировки.

Посмотрите, как девочка делает эти упражнения на видео ниже:

Комплекс упражнений для детей

Учащимся младшего и старшего возраста подойдут следующие упражнения для избавления от сутулости, чтобы устранить усталость спины и исправить дефекты осанки:

  1. Займите положение стоя. Вытяните руки вдоль туловища. Наклонитесь вперед, чтобы ладошки коснулись пола. Выпрямитесь. Повторите пять раз.
  2. Сомкните пальцы рук за головой. Делайте движения локтями вперед, зажимая голову в замок. Затем отведите локти максимально назад.
  3. Уголок на шведской стенке. Зацепитесь руками за перекладину лицом вперед, поднимайте ноги в прямом положении, чтобы они были параллельны полу.
  4. Уголок на полу. Сядьте на пол, ноги вытяните вперед, прямые руки заведите назад, обопритесь на ладони. Медленно отрывайте ягодицы от пола. Между вытянутыми руками и ногами образуется прямой угол.
  5. Взмахи руками с гимнастической палкой. Зажмите палку в ладонях, держите на вытянутых руках впереди. Занесите палку назад, руки согните в локтях. Положите палку на плечики и задержите на две секунды. Вернитесь обратно.
  6. Сгибы туловища. Лягте на пол, согните тело вперед, прижмитесь к коленям. Разогнитесь.
  7. Ходьба с прямой спиной. Шагать нужно четко, соблюдая правильный вариант осанки. Продолжительность марша – двадцать секунд.
  8. Ходьба на пятках, носках. Повторите марш, сделав опору на пятку, затем на носок. Это упражнение оценивается как хорошая профилактика плоскостопия.

Задания нужно повторять не менее пяти раз.

Гимнастика при сколиотической форме

При сколиозе у ребенка должна быть памятка или фото упражнений, демонстрирующих, как исправлять осанку. Делать гимнастику нужно каждый день по десять–пятнадцать минут. В идеале лучше получить консультацию у лечащего врача и походить на занятия ЛФК в специализированный центр. После обучения лечебной физкультуре можно продолжить корректировать осанку дома.

Выравнивание позвоночника в раннем возрасте занимает не менее шести месяцев, в подростковом - более года. Сколиозный вид позвоночного столба можно выправить с помощью следующих упражнений:

  1. Встать прямо. Поднять руки вверх, глубоко вдохнуть. Опустить руки. Выдохнуть. Движения делайте плавно, спину искривлять нельзя, следите за положением плеч.
  2. Лягте на пол. Ноги в коленях согните, попеременно притягивайте их к животу.
  3. Положите гимнастическую палку на спину. Прогнитесь вперед.
  4. Крутите велосипед, лежа на полу.
  5. Стойте прямо, ноги вместе. Поднимитесь на носочки, руки в стороны. Руки и шею максимально вытяните вверх.

Важно! Улучшения в осанке при соблюдении рекомендаций остеопатов, ортопедов наступают быстро. Детский организм хорошо реагирует на массаж, ЛФК, если восстановление положения позвонков проводить регулярно и правильно. Нарушать режим тренировок, особенно на начальном этапе, крайне нежелательно.

Упражнения для школьников

Возрастных ограничений у комплексов лечебных упражнений нет. Дети любого возраста могут научиться выполнять их правильно. Если будут внимательно смотреть за тренером или повторять действия дома за мамой. Школьникам будет легко освоить следующие упражнения за один урок:

  • Ходьба с руками на поясе. Маршировать нужно в свободном ритме одну минуту, потом под счет на носках, затем на пятках по две минуты. Это задание - хороший способ настроиться на тренировку и разогреть мышцы.
  • Наклоны. Для увеличения нагрузки потребуется палка. Ее берут в руки и вытягивают перед собой. Наклоны делайте вперед – назад, в стороны.
  • Дыхательные упражнения. Лягте на пол. Положите ладони на живот и грудь. Дышите так глубоко, чтобы руки поднимались и опускались одновременно.
  • Мостик. Руки лежат на полу, ноги согнуты в коленях. Пятки прижаты к полу. Поднимайте таз, не отрывая плечи от коврика.

Упражнения с мячом

Их можно использовать в вариативной форме. Приведем несколько примеров:

  • Катание мяча. Нужно сесть на пол, мячик катать вокруг себя. Следите за напряжением спины.
  • Стоя взять мячик в руки. Поднять высоко вверх, опустить, положить снаряд себе на грудь. Опустить вниз, хорошо нагнувшись.
  • Потребуется маленький мяч, который хорошо удерживается в одной руке. Держите снаряд в ладони, заведите одну руку за голову, другую за спину снизу, перехватите мячик другой рукой.
  • Собачка. Встаньте на четвереньки. Одновременно поднимайте руку и ногу вверх, потом меняйте опоры.

Важно! Приучать детей разминаться перед любой физической нагрузкой необходимо. Это помогает избежать травм, сохранить здоровье мышц, связок.

Массаж при искривлении осанки

Если врач лечит осанку массажем, значит, вы обратились за помощью к остеопату. Устранять дефекты с помощью разминаний можно и в детском возрасте, и в старшем. Массировать тело – универсальное средство местной терапии. С помощью массажа добиваются следующего положительного эффекта лечения искривления позвоночника:

  • Приходит в норму циркуляция крови.
  • Нормализуется доставка питательных веществ к позвонкам.
  • Мышцы приходят в тонус.
  • Тело, связки, мышцы готовятся к физической нагрузке на занятиях ЛФК.

Остеопаты используют следующие методы массажа тела ребенка:

  • Легкие поглаживания.
  • Разминание мышц, позвонков.
  • Вибрирование.
  • Натирание тела.

Лучше всего приходить в массажный кабинет непосредственно перед посещением занятий ЛФК. После растираний тело максимально подготовлено к нагрузкам.

Ортопедические приспособления для исправления осанки у детей

Корригировать осанку и лечить искривления популярно с помощью специальных ортопедических приспособлений. Это:

  • Реклинаторы. С их помощью можно воздействовать на сутулость. Фиксатор состоит из лент, которые сохраняют правильное положение спины.
  • Кресло для правильной осанки. Сохранять прямое положение спины на ортопедическом стуле ребенок вынужден. У кресла две опоры: для сидения и для колен. Точка напряжения на позвоночник за счет этого смещается. Школьник меньше устает при сидении.
  • Электрический массажер. Выправлять осанку с помощью прибора приятно, но эффективность для детей довольно низкая. Им требуется более точная остеопатическая манипуляция по выпрямлению.

Высокую оценку положительных качеств по исправлению осанки у детей школьного возраста получили корсеты-реклинаторы. Улучшать прямоту позвоночного столба с их помощью просто, проверять детей в процессе носки не нужно. В результате школьники привыкают ходить и сидеть ровно, осанка воспитывается за два–четыре месяца.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

ЛФК при нарушении осанки необходимо делать ежедневно, если вам действительно требуется ее корректировка. К сожалению, за последние десятилетия вопрос о нарушении осанки стал острым и злободневным. Происходит это в основном вследствие малоактивного образа жизни, длительной занятости за компьютером и сидячей работы.


Неподобающая осанка сказывается не только на антураж человека, но и на общую картину здоровья. ЛФК может помочь справиться при этой проблеме.

Значение и роль ЛФК

Лечебная физическая культура представляет собой методику профилактики и лечения нарушенной осанки, которая основывается на комплексе специализированных упражнений. Оздоровительная физическая культура подразделяется на две категории – общую и специальную.

Общая ЛФК направлена на совокупную тренировку, которая включает в себя комплекс упражнений на разработку различных групп мышц, с целью укрепления и всестороннего развития организма.

Специальная ЛФК ориентирована на определенные упражнения, в ходе которых задействуются конкретные группы мышц, функция которых могла быть нарушена вследствие полученных травм или болезней.

Центральными задачами ЛФК являются:

  • сведение до минимума появления серьезных последствий;
  • тренировка организма в целом;
  • создание благоприятных условий для движений в области позвоночника;
  • коррекция неподобающей осанки;
  • закрепление правильного положения осанки;
  • повышение тонуса и выносливости мышц.

Комплекс упражнений у детей

В детском возрасте происходит формирование организма и если изначально не заложить основы красивой осанки, то в дальнейшем могут сформироваться нешуточные осложнения.

ЛФК для детей с нарушением осанки:

  1. Стоя руки расположить параллельно оси тела. Необходимо сделать глубокий вдох, наклонившись коснуться ладонями пола и выдохнуть. Затем возвратиться в стартовую позицию, максимально выпрямив спину.
  2. Первоначальная позиция аналогично предыдущему, но руки скрещены в замке на затылке. Грудную клетку необходимо максимально прогнуть, а локти до упора отвести назад, в такой позе выполнять скручивания.
  3. Эффективным упражнением являются наклоны и вращения головы.
  4. Кошечка.
  5. Лодочка.

Перед началом желательно употребить стакан воды, сока или чая без сахара, от еды стоит отказаться.

Гимнастика при сколиотической форме

Сколиотическая осанка – это патологическое искажение нормальной позиции позвоночника при общем смещении позвонков. Обнаружить сколиотическую осанку довольно просто, так как подобные изменения сопровождаются асимметрией в плечах и лопатках, которую видно невооруженным глазом.

В большинстве случаев представленный тип осанки наблюдается у школьников младших классов, которые сохраняют неправильное положение, сидя за партой.

Тренировки, по устранению данного недуга основываются преимущественно на следующих упражнениях:

  • стоя необходимо сделать вдох, который сопровождается поднятием рук вверх над головой до максимального уровня, выдох – плавным опусканием;
  • попеременное сгибание ноги в колене и ее отведение к животу;
  • стоя, сделать вдох и подняться на носки до упора, расставив при этом руки в стороны и вытянув шею, на выдохе – исходная поза;
  • наклоны туловища вперед с гимнастической палкой, лежащей на лопатках;
  • стоя, в руках любая палка, на вдохе поднятие рук вверх, на выдохе – опускание;
  • Велосипед, лежа на спине;
  • Лодочка.

Представленные упражнения необходимо повторять минимум семь раз. Лодочку следует держать максимально долго и повторять по четыре раза. Велосипед – пятнадцать оборотов за один подход, количество повторений – четыре.

Полезное видео по теме

Упражнения для школьников

Для того чтобы пресечь появление нежелательных последствий, связанных с нарушением осанки, необходимо делать с ребенком ЛФК.

Комплекс упражнений включает в себя:

  1. Стоя, мяч в руках. На вдохе поднятие мяча вверх, на выдохе – опускание до уровня груди с максимальным отведением локтей и последующее опускание рук.
  2. Отправная поза аналогична. Руки с мячом поднять вверх, выгнуться в спине и отбросить мячик назад. Вернутся в исходную позу, опустив руки через стороны.
  3. Ножницы.
  4. Лодочка.
  5. Велосипед.
  6. Лежа на спине попеременно поднимать прямые ноги под углом 45 градусов.
  7. Наклоны вперед и в стороны с гимнастической палкой.
  8. Стоя на четвереньках поднять левую руку и правую ногу одновременно. Удерживать позу пять секунд, затем сменить руку/ногу.

Все упражнения необходимо повторять минимум по пять раз в медленном темпе. Рекомендуется записать ребенка в секцию по плаванию, ведь именно в воде позвоночник находится в ровном положении, а работа мышц при гребле помогает зафиксировать правильную осанку.

Массаж при искривлении осанки

Массаж представляет собой подготовительный этап перед непосредственным занятием оздоровительной гимнастикой. Благодаря массажу можно выявить основную проблему и, исходя из этого, подобрать подобающий комплекс упражнений.

Кроме того массаж приводит в норму циркуляцию крови в области позвоночника, повышает приток питательных веществ и балансирует метаболизм, а также настраивает мышцы на выполнение упражнений.

Можно выделить несколько центральных методик массажных действий:

  1. Неглубокие и глубокие поглаживающие действия.
  2. Натирание.
  3. Разминание.
  4. Вибрирование.

Каждый из представленных методов имеет свое определенное действие на организм, поэтому, прибегая к массажу, следует обращаться исключительно к профессионалам, не стоит заниматься самолечением.