Саид Афанди Чиркейский (Ацаев Саид). Кто стоит за убийством шейха Саида Афанди Чиркейского? Обращаясь к читателям, он пишет

Настоящее имя алима - Саид Абдурахманович Ацаев. Он родился 21 октября 1937 года в селении Чиркей Буйнакского района Дагестана. По некоторым данным, мальчик появился на свет в ту великую ночь, когда определяется судьба человека. Отец Саида трижды прочитал суру «Ясин» и обратился ко Всевышнему с дуа, чтобы сын его твёрдой поступью шёл по пути Ислама и никогда не сворачивал с него. Отец просил Аллаха, чтобы мальчик стал учёным,

который бы обучал основам исламского вероучения новое поколение. И это в те годы, когда любая религия в молодой Советской республике была под строжайшим запретом.

Часто отец читал малышу перед сном суру «аль-Фатиха», а сын внимательно прислушивался к звукам Корана.

Благой и кроткий нрав Саида проявился с самых первых дней его жизни. Мальчик рос удивительно спокойным, умным и терпеливым. Он никогда не вызывал недовольства или гнева со стороны взрослых или сверстников. Самые задиристые ребята остерегались ссориться с ним или вступать в конфликты. Еще в детстве Саиду снились особенные, мудрые сны. Отец говорил, что из него вырастет особенный человек. Но, к сожалению, мужчина не смог увидеть, каким станет его сын. В семилетнем возрасте Саид- афанди потерял отца.

Мальчику было нелегко пережить этот удар судьбы. Вопреки трудностям, при настойчивости матери Саид завершил начатое к тому времени чтение Корана. Закончив семилетнюю школу, юноша начинает пасти сельские стада овец, чтобы заработать денег и помочь матери.

Спустя четыре года его призвали в армию. Во время службы в Каунасе он выполнял все предписания Ислама: совершал пятикратный намаз, держал посты, сторонился харамной пищи и поступков. Так продолжалось на протяжении трех лет его армейской повинности в атеистическое советское время.

Вернувшись со службы домой, Саид-афанди продолжил работать чабаном в селе. Он уводил отары овец в горы и там в любую погоду - в метель, снег, дождь или ветер - он каждый раз совершал омовение и сам произносил азан, после чего читал намаз. Затем он трудился на строительстве Чиркейской ГЭС после землетрясения в 1970 году.

В течение всех этих лет Саид-афанди постоянно помнил о желании отца видеть в нем хранителя исламских знаний. Он постоянно просил Всевышнего даровать возможность учиться и постигать прекрасные основы религии. Однако ответственность перед семьёй и материальные трудности не давали мечте осуществиться.

В возрасте 32 лет будущий алим оставляет должность в пожарной части и начинает изучать исламские науки, труды мусульманских учёных и суфийских шейхов. Он вступает на путь шазилийского тариката. Первым своим духовным наставником (устазом) шейх Саид-афанди считал Абдулхамида Афанди.

Преодолевая трудности и благодаря дарованным Всевышним способностям юный алим успешно шёл к поставленной цели. Он жадно постигал все доступные ему религиозные науки. Благодаря острому и проницательному уму, восприимчивости, прекрасной памяти он знал любую изученную им книгу так, словно сам был её автором.

В последние годы Саид-афанди вёл духовно-просветительскую деятельность. Он часто выступал в прессе, давал интервью, писал книги, статьи и стихи. Его труды переведены на многие языки, в том числе на английский и на русский. Например, это книги «История пророков» и «Сокровищница благодатных знаний», которые стали наиболее читаемыми.

В жизни Саида-афанди аль-Чиркави много удивительного. Однако самым большим его чудом стала истикама - постоянство в следовании пути Истины, который был предначертан Аллахом.

28 августа 2012 года СМИ сообщили о смерти Саида Афанди. Вечером в его доме прогремел взрыв, в результате которого погибли семь человек, включая шейха и террористку-смертницу. По предварительным данным, взрывное устройство привела в действие некая Аминат Сапрыкина - супруга одного из участников бандподполья. 29 августа в Дагестане объявлен днём траура по случаю смерти шейха Саида Афанди аль-Чиркави. Проститься с ним пришли десятки тысяч людей.

Саид Афанди аль-Чиркави считался одним из самых известных и влиятельных суфийских шейхов накшбандийского и шазалийского тарикатов. Он оказывал большое влияние на работу Духовного управления мусульман Дагестана. Также он был признанным духовным лидером мусульман Дагестана и специалистом в области шафиитского мазхаба и ашаритской акыды.

Саид Афанди аль-Чиркави был женат, имел четырёх детей.

Да примет Всевышний его шахаду. Аминь.

Место смерти: Супруга:

Узлифат-хаджи

Дети: Значительные работы:

Сокровищница благодатных знаний

Оказавшие влияние: Последователи: Сайт:

Саи́д Абдурахма́нович Аца́ев , более известный как Саи́д-афанди́ Чиркейский (авар. ЧIикIаса СагIид афанди ; 21 октября (19371021 ) , Чиркей , Буйнакский район , ДАССР , РСФСР , СССР - 28 августа , Чиркей , Буйнакский район , Дагестан , Россия) - суфийский шейх Накшбандийского и Шазалийского тарикатов , с начала 1980-х годов один из духовных лидеров мусульман Дагестана , шафиит , ашарит .

Биография

В течение 3 лет проходил службу в рядах Советской Армии в городе Каунас ; после этого вновь работал чабаном . После землетрясения года работал на сооружении Чиркейской ГЭС . Там он прослужил в пожарных структурах и ВОХР .

В 32 года прекратил работу на Чиркейской ГЭС и начал изучать исламские науки, труды мусульманских учёных и суфийских шейхов. Первым своим духовным наставником (устазом ) шейх Саид-афанди считал Абдулхамида-афанди из селения Инхо .

Был женат, имел четырёх детей .

Смерть

В апреле 2015 года за совершение различных преступлений, в том числе и убийство Саида-афанди Чиркейского, суд приговорил Ш. Лабазанова, М. Гаджиева, М. Амирханова к пожизненному заключению, а А. Исрапилова - к 12 годам лишения свободы .

Богословская деятельность

Саид-афанди Чиркейский (аль-Чиркауи) считался одним из самых известных и влиятельных суфийских шейхов Накшбандийского и Шазалийского тарикатов в Дагестане. Он оказывал большое влияние на работу Духовного управления мусульман Дагестана.

Книги

Книги, статьи и выступления Саида-афанди аль-Чиркави переведены на многие языки, в том числе на английский и на русский .

  • Саид-Афанди аль-Чиркави. / пер. с аварского языка книги досточтимого шейха саида-афанди «Маджму‘ату-ль-фавāид» / при участии канонического отдела Духовного управления мусульман Дагестана. - 3-е издание. - Махачкала: Нуруль иршад, 2010. - 475 с. - ISBN 978-5-903593-17-0 . перевод на русский язык с аварского языка выполнила Патимат Гамзатова
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. / Саид-афанди аль-чиркави. Пер. с аварского яз. книги “къисасуль анбияъ”. в двух томах.. - 4-е издание, исправленное и дополненное. - Махачкала: Нуруль иршад, 2010. - Т. 1. - 361 с. - ISBN 978-5-903593-12-5 .
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. / Г-М. Ичалов. Перевод с аварского языка выступлений и проповедей досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави. В книге рассматриваются широкий спектр важных вопросов, особенно касающихся суфизма.. - 1-е издание.. - Махачкала: Нуруль иршад, 2008. - 256 с. - ISBN 978-5-903593-07-1 .
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. . - 1-е издание. - Махачкала: Нуруль иршад, 2011. - Т. 1. - 511 с. - ISBN 5903593038 .
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. Побуждение внять призыву Корана. - 2-е издание. - Махачкала: Нуруль иршад, 2010. - Т. 2. - 400 с. - ISBN 978-5-903593-28-6 .
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. Побуждение внять призыву Корана. - Махачкала: Нуруль иршад, 2007. - Т. 3. - 527 с. - ISBN 5903593054 .
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. Побуждение внять призыву Корана. - Махачкала: Нуруль иршад, 2011. - Т. 4. - 490 с. - ISBN 5903593224 .
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. Побуждение внять призыву Корана. Толкование суры Ал-Фатиха. - Махачкала: Диля, 2008. - 96 с. - 5000 экз. - ISBN 5-88503-777-9 .

Напишите отзыв о статье "Саид афанди Чиркейский"

Примечания

Ссылки

  • . - Interfax-Religion.Ru
  • Кавказский узел 29 августа 2012

Отрывок, характеризующий Саид афанди Чиркейский

Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него.
Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенный ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру.
– Господин, позвольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя.
Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным: собакам, петухам, козлам и вообще животным, живущим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой.
Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.

«В каждом селе, в каждой мечети есть люди, которые исполняют обязанности. А такого человека – нет. Он был один» , – так характеризуют погибшего в Дагестане от рук экстремистов шейха Саида Афанди те, кто его знал. Человек, окончивший семь классов средней школы и бывший до зрелого возраста чабаном, стал крупнейшим религиозным авторитетом в регионе.

В Дагестане среда, 29 августа, стала официально траурным днем в связи с убийством накануне одного из самых уважаемых религиозных деятелей Кавказа – шейха Саида Афанди. Его гибель стала потрясением для местных мусульман. На его похороны пришли, проделав путь по горам, более ста тысяч человек.

«Его роль была огромна, у Саида Афанди были десятки тысяч учеников в Дагестане и тысячи за его пределами, среди них были представители разных национальностей. Этот человек действительно был наследником Пророка» , – сказал РИА «Новости» исламский богослов, председатель российского культурно-просветительского центра «Аль-Васатыйя» («Умеренность») Али Вячеслав Полосин.

По словам Полосина, который сам в 1999 году получил вирд (духовное задание, выполнение которого является обязательным условием следования суфизму) у Афанди, шейх был незаменимым лидером мусульман республики.

«Не только для дагестанских мусульман, но и для мусульман всей России Саид Афанди был человеком, который направляет на верный, искренний путь, был человеком, который придерживается умеренного ислама, далекого от экстремизма и терроризма» , – сказал пресс-секретарь Духовного управления мусульман Республики Дагестан (ДУМРД) Магомедрасул Омаров .

По словам представителя ДУМРД, Афанди был «подарком Всевышнего мусульманам Республики Дагестан» и «наставником наставников».

«Свою миссию он выполнил с честью, в девяти томах его трудов каждая буква, каждая строчка восхваляет красоту ислама» , – сказал Омаров.

Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев рассказал газете ВЗГЛЯД, что шейх Саид Афанди был наставником (устазом) «для 90% из нескольких миллионов мусульман, живущих в Дагестане». «Это был самый мирный человек, старец, к которому люди приходили, спрашивали: «Что делать? Как делать?» Он их учил: «Чтобы без дела не ходить, сиди и говори: «Ля Иллаху иль Алла». Столько раз говори». Он давал задания, все люди их выполняли. Он призывал только к миру и спокойствию» .

«Мы общались с ним. Очень добродушный человек , – рассказал Бердиев. – Когда встречаешь человека, то с первого взгляда, когда смотришь на лицо, видно, что это за человек. От него исходила какая-то доброта. Он говорил: «Я абсолютно простой мусульманин. Но с позволения Всевышнего нам это дано. А люди-то не знают, безграмотные, вот приходят, я их учу. Говорю: «Делай вот так, проси вот так». Люди делают, и все» .

По его словам, Саид Афанди был самым авторитетным религиозным деятелем Дагестана. «В каждом селе, в каждой мечети есть люди, которые исполняют обязанности. А такого человека – нет. Он был один. Из всех республик к нему шли и от него брали задания, исполняли это, и это всех людей успокаивало. Это же самое главное – человек же ищет успокоения. Он молится, но не знает, что он читает, как он читает. И вот ты приходишь к такому человеку и говоришь: «Я это делаю, но душа неспокойна». Вот он их и успокаивает: «То, что ты читаешь, ты говоришь вот так. Когда ты произносишь: «Всевышний, прости мне мои грехи», – Он это воспринимает, прощает тебе грехи. Если ты будешь делать по-новому, это будет записываться вдвойне». Религия сама по себе и то, как ее разъясняют и преподносят, – совсем разные вещи. Вот это был такой человек, который преподносил ее в таком виде», – рассказал Бердиев.

«У него я почерпнул доброту: что бы ни было у тебя в душе, когда приходит к тебе человек, ты должен к нему относиться спокойно, и это будет самое главное. Какие там у тебя настроения – это ты должен забыть. С человеком ты должен разговаривать так, как подобает по исламу. Из его слов это самое главное. Он говорил: «Когда ты становишься начальником, это не значит, что ты должен стоять, выставив свою грудь. Ты должен быть для них, чтобы они ходили через тебя, чтобы ты им помогал» , – добавил он.

По его словам, Саид Афанди не отказывал никому из тех, кто приходил к нему: «Отказывали те, кто рядом с ним стоял. Там было очень много таких людей. И они говорили: «Ты проходи, ты не проходи», – люди обижались. Были такие случаи. Когда он узнавал, он это пресекал. Они делали это вроде бы из хороших побуждений, чтобы никто плохой к нему не пришел. Но видите, как все вышло» .

Ранее глава комиссии по адаптации бывших боевиков, бывший вице-премьер республики, ныне депутат Госдумы от Дагестана Ризван Курбанов в интервью газете ВЗГЛЯД назвал гибель Саида Афанди Чиркейского большой утратой для всего общества.

«Шейх Саид Афанди Чиркейский пользовался уважением, доверием и почитанием не только в Дагестане, но и на всем Кавказе и даже за его пределами , – заявил Курбанов. – К его мнению прислушивались и священнослужители, и высокие чиновники, и простые верующие. Шейх Саид Афанди всегда призывал к миру и мирному сосуществованию. Он осуждал взрывы и теракты, совершаемые боевиками. Его мюриды (ученики) живут повсюду: на всем Северном Кавказе, в Азербайджане, Москве. Террористический акт против него совершили лица, относящиеся к тоталитарной секте, цель которых – дестабилизация обстановки в республике» .

В биографии Саида Афанди на портале IslamDag.ru рассказываются два эпизода из его юности: «Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозного сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда (колхозную собственность). Но он отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял ее? Саид ответил, что она является недозволенной (харам).

Как-то раз, вернувшись из селения Гелбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько случайно попавших в нее зернышек (также колхозная собственность). Увидев это, он начал собираться в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в село, и домашние еле-еле удержали его, ибо на дворе уже стояла ночь».

Там же приводятся следующие слова о нем:

«О способностях и глубоких знаниях Саида Афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, окончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученые ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (алимов) такого еще не знала».

Среди стихов, которыми он писал некоторые свои книги, были и такие:


«...На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,
Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.
Тайну и явь, как масло и мед,
Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...»

Саид Афанди Чиркейский (Саид Абдурахманович Ацаев) родился 21 октября 1937 года в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района. Когда Саиду было семь лет, умер его отец. После окончания семи классов, чтобы обеспечить семью, он начал работать чабаном.

Проходил срочную службу в рядах вооруженных сил, служил оператором в войсках ПВО в городе Каунасе (Литва). После возвращения в родное село снова стал работать чабаном.

После землетрясения 1970 года Саид Ацаев пошел трудиться на строительстве Чиркейской ГЭС. Служил пожарным в структуре ВОХР. Оставив работу на строительстве ГЭС, в 32 года он начал основательно изучать тарикат (путь духовного возвышения, аскетизма в суфизме) и знакомиться с трудами ведущих суфийских шейхов. Право иметь своих мюридов-учеников (иджаза) получил в начале 1980-х годов от Месеясула Мухаммада аль-Хучади из села Нечаевка Кизилюртовского района.

По оценкам экспертов, мюридами Саида Афанди Чиркейского являются десятки тысяч человек в Дагестане и других российских регионах, в том числе в Сибири, в Центральном федеральном округе и Поволжье.

Саид Афанди – автор книг «Сокровищница благодатных знаний» (на русском и аварском языках), «История пророков» (в двух частях, на русском и аварском языках), «Сборник выступлений шейха Саида Афанди аль-Чиркави», «Современность глазами шейха Саида Афанди», «Побуждение внять призыву Корана» (на аварском языке), сообщает ВЗГЛЯД.ру.

Саид Абдурахманович Ацаев, более известный как Саид-афанди Чиркейский (авар. ЧIикIаса СагIид афанди; 21 октября 1937, Чиркей, Буйнакский район, ДАССР, РСФСР, СССР – 28 августа 2012, Чиркей, Буйнакский район, Дагестан, Россия) – суфийский шейх Накшбандийского и Шазалийского тарикатов, с начала 1980-х годов один из духовных лидеров мусульман Дагестана, шафиит, ашарит.

Во вторник, 28 августа, к нему в дом вошла под видом паломницы женщина, которая не вызвала подозрений у охраны. Она подошла к шейху практически вплотную и привела в действие закрепленное на ней взрывное устройство.

Смертнице взрывом оторвало голову, но правоохранительные органы довольно быстро установили ее личность. Террористкой оказалась так называемая “черная вдова” Аминат Курбанова, урожденная Алла Сапрыкина 1982 года рождения. Она вышла замуж за мусульманина-ваххабита и сама приняла ислам. В 2012 году ее мужа убили в ходе спецоперации.

Курбанова с весны находилась в розыске. По оперативным данным, она входила в группу из пяти смертников, подготовленных для проведения терактов. Двух женщин удалось задержать накануне первомайских праздников в Северной Осетии. А 3 мая в пригороде Махачкалы на блокпосту подорвали себя брат и сестра Алиевы 23 и 19 лет соответственно. Погибли 12 человек, более сотни были ранены.

После теракта в Махачкале появились предположения, что Курбанова сама не была смертницей, а лишь занималась вербовкой террористов. Появились предположения, что она сама случайно погибла во время самоподрыва Алиевых. Кроме того, в мае же был уничтожен полевой командир Гусейн Мамаев, которого считали организатором теракта и группировка которого предположительно подготовила смертников. Возможно, все это в совокупности успокоило спецслужбы и интенсивность розыска Курбановой снизилась.

Убийство Саида Чиркейского стало самым резонансным покушением на религиозного деятеля в Дагестане. Хотя мусульманские священнослужители в республике довольно часто становятся жертвами экстремистов, но посягательств на духовных лидеров такого масштаба еще не случалось. Саид Чиркейский был духовным лидером, к мнению которого прислушивались верующие. Среди его мюридов числятся многие крупные бизнесмены и влиятельные чиновники. Саид Афанди не занимал никаких официальных постов, но его мюридом является муфтий Духовного управления мусульман Дагестана.

Биография шейха Саида афанди аль-Чиркави была достаточно обычной до определенного момента. Он учился в советской школе, работал чабаном в колхозе, служил в армии, был пожарником на Чиркейской ГЭС. Однако, в возрасте 32 лет он ушел с работы и целиком предался изучению Корана и трудов духовных наставников. Окончив всего 7 классов, он прочитал много литературы и писал свои труды по богословию в стихах, вызывая восхищение тех, кто их читал, в том числе Расула Гамзатова. Со временем шейх стал главой двух суфийских тарикатов Накшбанди и Шазилийя, которые составляют основу традиционного для Дагестана течения ислама. Еще один тарикат – Кадирийя – получил распространение в соседней Чечне. Поскольку шейх официально не назначил себе преемника, преемственность духовной власти сейчас прервана.

Погибший мученической смертью шейх Саид афанди аль-Чиркави предпринимал попытки наладить диалог с лидерами салафитских общин, чтобы предотвратить их дальнейшую радикализацию. Он категорически осуждал с богословских позиций тех, кто совершает преступления во имя веры.

Наступление экстремистов на традиционный ислам в последние годы осуществляется по всем фронтам. В Дагестане в октябре 2011 года застрелили еще одного суфийского шейха Сиражутдина Хурикского, который пользовался наибольшим влиянием на юге Дагестана. В том же ряду стоят убийства муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева, заместителя муфтия Ставрополья Курмана Исмаилова, ректора дагестанского Института теологии Максуда Садикова и покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова.

Гибель Саида Чиркейского вызвала в Дагестане настоящий шок. Проститься с шейхом приехали почти сто тысяч человек со всей республики. Они повергнуты в шок и негодование убийством своего любимого духовного наставника. Глава республики Магомедсалам Магомедов собрал экстренное заседание Совета безопасности, на котором потребовал от правоохранительных органов найти и уничтожить организаторов теракта. Также было принято беспрецедентное в своем роде решение о создании в городах и районах отрядов самообороны из молодых людей, которые займутся борьбой с ваххабитским подпольем.

“Убийство шейха Саида Афанди Чиркейского – еще одно бесчеловечное и циничное преступление в отношении духовных авторитетов нашего общества, мужественных и незаурядных личностей, которые и сегодня являются нравственными ориентирами для всех дагестанцев, – говорится в заявлении руководства республики.- Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей”.

“Шейх Саид Афанди Чиркейский пользовался непререкаемым авторитетом в республике и за ее пределами, – отмечается в заявлении. – Его мудрое слово на протяжении долгих лет служило духовному просвещению общества, направляло на путь мира и согласия, наставляло молодежь следовать высшим нравственным ценностям ислама, дагестанской культуры, гуманистическим традициям наших народов. Ему верили, доверяли, за его советом и поучением шли тысячи людей”. Шейх Саид Афанди “твердо стоял на позициях милосердия, добра, ненасилия, осуждал радикализм во взглядах и действиях, открыто выступал против экстремизма и терроризма”.

Органы власти Дагестана подчеркнули, что “будут предприняты все необходимые меры, чтобы преступники получили по заслугам”. “Преступникам не удастся расколоть Дагестан, разрушить наше единство, посеять страх и ненависть на дагестанской земле, где веками мирно сосуществовали представители разных народов, религий, культур. Авторитетное слово духовных лидеров Дагестана будет жить в делах их многочисленных последователей”, – говорится в заявлении.

Духовный лидер Дагестана, 74-летний суфийский шейх Саида аффанди аль-Чиркави погиб от руки террористки-смертницы. Вместе с ним погибла его супруга и еще пять человек, в том числе 12-летний ребенок. Еще три человека получили ранения. В Дагестане объявлен день траура. Следствие полагает, что за терактом стоит радикальное ваххабитское подполье.

Саид Абдурахманович Ацаев, известный в мусульманском мире как шейх Саид афанди аль-Чиркави (Чиркейский), проживал в аварском селе Чиркей недалеко от Буйнакска. Во вторник, 28 августа, к нему в дом вошла под видом паломницы женщина, которая не вызвала подозрений у охраны. Она подошла к шейху практически вплотную и привела в действие закрепленное на ней взрывное устройство.

Смертнице взрывом оторвало голову, но правоохранительные органы довольно быстро установили ее личность. Террористкой оказалась так называемая "черная вдова" Аминат Курбанова, урожденная Алла Сапрыкина 1982 года рождения. Она вышла замуж за мусульманина-ваххабита и сама приняла ислам. В 2012 году ее мужа убили в ходе спецоперации.

Курбанова с весны находилась в розыске. По оперативным данным, она входила в группу из пяти смертников, подготовленных для проведения терактов. Двух женщин удалось задержать накануне первомайских праздников в Северной Осетии. А 3 мая в пригороде Махачкалы на блокпосту подорвали себя брат и сестра Алиевы 23 и 19 лет соответственно. Погибли 12 человек, более сотни были ранены.

После теракта в Махачкале появились предположения, что Курбанова сама не была смертницей, а лишь занималась вербовкой террористов. Появились предположения, что она сама случайно погибла во время самоподрыва Алиевых. Кроме того, в мае же был уничтожен полевой командир Гусейн Мамаев, которого считали организатором теракта и группировка которого предположительно подготовила смертников. Возможно, все это в совокупности успокоило спецслужбы и интенсивность розыска Курбановой снизилась.

Убийство Саида Чиркейского стало самым резонансным покушением на религиозного деятеля в Дагестане. Хотя мусульманские священнослужители в республике довольно часто становятся жертвами экстремистов, но посягательств на духовных лидеров такого масштаба еще не случалось. Саид Чиркейский был духовным лидером, к мнению которого прислушивались верующие. Среди его мюридов числятся многие крупные бизнесмены и влиятельные чиновники. Саид Афанди не занимал никаких официальных постов, но его мюридом является муфтий Духовного управления мусульман Дагестана.

Биография шейха Саида афанди аль-Чиркави была достаточно обычной до определенного момента. Он учился в советской школе, работал чабаном в колхозе, служил в армии, был пожарником на Чиркейской ГЭС. Однако, в возрасте 32 лет он ушел с работы и целиком предался изучению Корана и трудов духовных наставников. Окончив всего 7 классов, он прочитал много литературы и писал свои труды по богословию в стихах, вызывая восхищение тех, кто их читал, в том числе Расула Гамзатова. Со временем шейх стал главой двух суфийских тарикатов Накшбанди и Шазилийя, которые составляют основу традиционного для Дагестана течения ислама. Еще один тарикат - Кадирийя - получил распространение в соседней Чечне. Поскольку шейх официально не назначил себе преемника, преемственность духовной власти сейчас прервана.

Погибший мученической смертью шейх Саид афанди аль-Чиркави предпринимал попытки наладить диалог с лидерами салафитских общин, чтобы предотвратить их дальнейшую радикализацию. Он категорически осуждал с богословских позиций тех, кто совершает преступления во имя веры.

Наступление экстремистов на традиционный ислам в последние годы осуществляется по всем фронтам. В Дагестане в октябре 2011 года застрелили еще одного суфийского шейха Сиражутдина Хурикского, который пользовался наибольшим влиянием на юге Дагестана. В том же ряду стоят убийства муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева, заместителя муфтия Ставрополья Курмана Исмаилова, ректора дагестанского Института теологии Максуда Садикова и покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова.

Гибель Саида Чиркейского вызвала в Дагестане настоящий шок. Проститься с шейхом приехали почти сто тысяч человек со всей республики. Они повергнуты в шок и негодование убийством своего любимого духовного наставника. Глава республики Магомедсалам Магомедов собрал экстренное заседание Совета безопасности, на котором потребовал от правоохранительных органов найти и уничтожить организаторов теракта. Также было принято беспрецедентное в своем роде решение о создании в городах и районах отрядов самообороны из молодых людей, которые займутся борьбой с ваххабитским подпольем.

Ваххабиты освоили и такой метод террора, как внедрение своих сторонников на военные базы. Практически одновременно с убийством шейха пришли сообщения, что в другой части республики, на границе с Азербайджаном, пограничник-контрактник открыл огонь по коллегам-силовикам. Жертвами стали двое военнослужащих внутренних войск и пятеро сотрудников СОБРа из Алтайского края, командированные в Дагестан. Ответным огнем ваххабит был убит. Информация о связи сержанта Рамазана Алиева с ваххабитами у компетентных органов была и его перевели на работу, не связанную с боевыми действиями - в отдел материально-технического обеспечения. Тем не менее, он продолжал ходить в караул с закрепленным за ним автоматом. И в этот день он также находился на дежурстве.

"Убийство шейха Саида Афанди Чиркейского - еще одно бесчеловечное и циничное преступление в отношении духовных авторитетов нашего общества, мужественных и незаурядных личностей, которые и сегодня являются нравственными ориентирами для всех дагестанцев, - говорится в заявлении руководства республики.- Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей".
"Шейх Саид Афанди Чиркейский пользовался непререкаемым авторитетом в республике и за ее пределами, - отмечается в заявлении. - Его мудрое слово на протяжении долгих лет служило духовному просвещению общества, направляло на путь мира и согласия, наставляло молодежь следовать высшим нравственным ценностям ислама, дагестанской культуры, гуманистическим традициям наших народов. Ему верили, доверяли, за его советом и поучением шли тысячи людей". Шейх Саид Афанди "твердо стоял на позициях милосердия, добра, ненасилия, осуждал радикализм во взглядах и действиях, открыто выступал против экстремизма и терроризма".
Органы власти Дагестана подчеркнули, что "будут предприняты все необходимые меры, чтобы преступники получили по заслугам". "Преступникам не удастся расколоть Дагестан, разрушить наше единство, посеять страх и ненависть на дагестанской земле, где веками мирно сосуществовали представители разных народов, религий, культур. Авторитетное слово духовных лидеров Дагестана будет жить в делах их многочисленных последователей", - говорится в заявлении.