Известные врачи: в России, в мире, в истории. Педиатрия История педиатрии в 20 веке

В Москве все знают детскую городскую клиническую больницу № 13 имени Филатова, знаменитую своими врачами и уровнем их подготовки. Но о самом Ниле Федоровиче Филатове, враче, основателе русской педиатрической школы, человеке, «над которым бессильна смерть» (как сказал один из его учеников, стоя над могилой своего учителя), нам известно крайне мало. В день его рождения, 2 июня, «Лента.ру» публикует интервью с доктором медицинских наук Галиной Микиртичан, в котором она рассказала о жизненном пути Нила Филатова и его вкладе в отечественную медицину.

«Лента.ру»: Как началась медицинская карьера Нила Филатова?

Галина Микиртичан: Из семи сыновей в его семье пятеро стали врачами, и медицина превратилась в семейное дело. Самым выдающимся из них был Нил Федорович Филатов.

В 1864 году он окончил институт (что-то типа гимназии) в Пензе и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь он встретился со знаменитыми врачами того времени, оказавшими на него большое влияние. Прежде всего это профессор Григорий Захарьин - в его терапевтической клинике было выделено несколько кроватей для детей - и один из первых отечественных педиатров Николай Тольский. Именно благодаря Тольскому Нил Федорович выбрал своей профессией педиатрию.

Практический опыт Филатов получил, работая земским врачом в провинции, а затем с 1872 по 1874 год - за границей в клиниках Вены, Праги и Гейдельберга. Он произвел очень хорошее впечатление на многих профессоров, которые там работали. Примечательно, что именно Филатов стал одним из нескольких отечественных педиатров, упоминающихся в зарубежных руководствах по истории медицины.

В каком состоянии находилась российская медицина в то время?

Тогда еще не было отдельных кафедр и клиник детских болезней. Филатов пришел на кафедру акушерства, женских и детских болезней. Педиатрия еще не выделилась в самостоятельную науку, это произошло именно в 70-х годах XIX века благодаря плеяде первых отечественных педиатров, таких как Нил Филатов, Николай Гундобин, Карл Раухфус и ряда других.

В то время учение об анатомо-физиологических особенностях детского организма только формировалось. Клинические проблемы педиатрии рассматривались, но систематика, классификация детских болезней не были еще научно обоснованы. В детской практике уже использовались такие методы, как осмотр, перкуссия и аускультация, но методики изучения детской патологии, связанные с успехами биохимии, физики, микробиологии и другими достижениями медицины, способными изучить причины и механизмы развития заболеваний у детей, только разрабатывались. Следует отметить, что лишь во второй половине XIX века были открыты микроорганизмы, то есть стала понятна природа ряда инфекционных заболеваний.

Все это пришлось на период деятельности Нила Филатова, который способствовал актуализации и изучению насущных проблем детской медицины, поэтому он и считается одним из основоположников отечественной педиатрии.

Насколько отличалась российская педиатрия от западной в те годы?

Во Франции первая детская больница была открыта в 1802 году, в России - только в 1834 году, в Петербурге. Но нельзя сказать, что какая-то страна по уровню медицины была слабее, а другая сильно ушла вперед - везде были свои сильные и слабые стороны. Возможно, тому способствовало то, что начиная с XVIII века, все врачи, которые начинали заниматься научной и преподавательской деятельностью, должны были побывать в клиниках европейских стран - это было правилом того времени.

Уровень развития медицины везде был приблизительно одинаковый. Принципиально важным было изучение фундаментальной проблемы педиатрии - особенностей детского возраста, того, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, что ему присущи анатомические и физиологические особенности, определяющие характер вскармливания, гигиенические рекомендации, диагностики и лечения разнообразной патологии детского возраста.

Все педиатры занимались проблемой детской смертности, потому что они, как ни один врач другой специальности, видели, как влияют на это условия, в которых жило большинство населения: бедность, плохое здоровье и тяжелый труд родителей, скудное питание, неблагоприятные жилищные условия и прочее.

Нил Филатов интересовался детской смертностью как клиницист. Известно, что наибольший вклад в детскую смертность тогда вносили детские инфекционные заболевания, такие как корь, скарлатина, дифтерия. Именно их Нил Федорович изучал, описывал, разрабатывал диагностику и лечение. Он стремился выявить ранние симптомы инфекционных заболеваний. Одним из первых он, вместе с Георгием Габричевским, стал применять противодифтерийную сыворотку. Это способствовало снижению детской смертности от такой коварной болезни, как дифтерия.

Пытался ли Филатов просвещать родителей, население в вопросах санитарии, улучшения жизни детей?

Конечно, как и все педиатры. Это неотъемлемая часть не только тех времен, но и наших дней. Педиатры выступали с лекциями, вели просветительные беседы, участвовали в работе благотворительных обществ, различных съездов. Филатов, как и другие врачи, старался пропагандировать среди населения правила рационального питания, воспитания, ухода за детьми.

В те времена, особенно в сельской местности, родители, уходя на работы в поле, могли оставить маленького ребенка на попечение стариков или старших братьев и сестер. Младенцев неправильно кормили, давали нажеванный хлеб или овощи, неразведенное и некипяченое молоко животных. С этим, конечно, боролся Нил Федорович, пытался всячески просвещать родителей.

Это могло дать какие-то позитивные результаты?

Только в случае принятия действенных мер по улучшению условий труда и быта. Педиатры понимали, что научно обоснованные рекомендации по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний сами по себе не помогут, если уровень жизни подавляющего большинства населения останется низким. Недаром самые известные педиатры в начале XX века выступали за то, чтобы государство взяло на себя ответственность за здоровье детей.

Благотворительность хоть и была довольно широко распространена, но не могла охватить всех нуждающихся. Сохранились описания, в каких ужасающих условиях жили дети, и, конечно, это зависело в большинстве случаев не от педиатров, не от самих родителей, а только от властей.

В своем труде «Семиотика и диагностика детских болезней» он составлял инструкции для врачей о том, как проводить обследование детей, искать к ним подход. Получается, медики не владели такими знаниями?

Правильнее сказать, он описал схему подробного обследования больного ребенка.

Его учитель Захарьин ранее разработал схему обследования взрослого больного, что Филатова как клинициста очень привлекало, и он стал разрабатывать такую подробную схему уже для детей. До этого подобной систематичной, последовательной системы обследования ребенка не было.

Этот труд очень значим, он служил настольным руководством для многих поколений педиатров. Внимание к детальному обследованию, индивидуальным особенностям ребенка были очень важны, ведь болезнь можно установить только тогда, когда врачу известны все детали: в каких условиях живет ребенок, как у него возникло заболевание, чем он питается и так далее.

Филатов описал последовательность опроса матери. Причем он указывал, что надо учитывать характер матери, ее доверие к врачу, правдивость рассказа, и для этого следует задавать точные вопросы. В своей практической деятельности и на лекциях Нил Федорович уделял большое значение также и последовательному методу обследования: «Приступая к осмотру... ребенка, врач должен прежде всего подумать о том, чтобы сразу не напугать своего пациента... Всегда лучше, войдя в комнату больного, до поры до времени не обращать на него никакого внимания и, занявшись пока анамнезом, дать ему возможность присмотреться к новому человеку...» Все неприятные и тем более болезненные манипуляции Н.Ф. Филатов советовал производить в конце обследования.

Эта схема последовательного, детального обследования больного повсеместно принята всеми педиатрами, и студенты до сих пор изучают ее.

Филатов занимался инфекционными болезнями. Каких успехов он в этом достиг?

Он описал такие инфекционные болезни, как скарлатинозная краснуха, железистая лихорадка (которая сейчас называется инфекционный мононуклеоз), а также ранние признаки кори - отрубевидное шелушение на внутренней поверхности слизистой рта, которое наблюдается еще до возникновения сыпи. Сегодня этот клинический признак называется «пятна Бельского-Филатова-Коплика».

Также Нил Федорович описал осложнение при скарлатине - скарлатинозное сердце, которое нередко приводило к смерти. Кроме того, он обосновал формы проявления таких заболеваний, как затяжные и протекающие без лихорадки формы гриппа, скрытую малярию грудных детей, желудочно-кишечные заболевания, и как отдельную болезнь - ветряную оспу.

Он был одним из основоположников нового направления в педиатрии - невропатологии детского возраста. Нил Федорович описал синдромы при различных заболеваниях, связанных с нервной системой.

Кроме того, Филатов создал крупнейшую научную школу в педиатрии, которая пришла в советский период, - это знаменитые педиатры Василий Молчанов, Юлия Домбровская, Георгий Сперанский. Последний однажды сказал, что «все мы, педиатры, вышли из филатовского белого халата». Нил Федорович, безусловно, заслуживает признания как клиницист, тонкий диагност, уникальный специалист в области педиатрии.

Известно, что Нил Федорович, работая в больнице, очень сближался с детьми, много времени проводил с ними.

Он был заведующим кафедрой детских болезней в Московском университете и возглавлял клинику детских болезней. Одно то, что он написал уже упомянутый труд «Семиотика и диагностика детских болезней», говорит о его большой любви к детям. Он их очень хорошо понимал и даже сам слыл большим ребенком - увлекался спортом, шахматами.

Однажды он ждал приезда в клинику императора Александра III, и, чтобы скоротать время, решил прокатиться на велосипеде. В итоге он налетел на березу, проехав своим, как говорили, «великолепным орлиным носом» по коре дерева. В суматохе пришлось вызывать из Малого театра гримера, ему заштукатурили ободранный нос. Прибывшие вскоре император с супругой были в восторге от его клиники, но все время посматривали на его нос.

А самое важное в личности Филатова - его бескорыстие. Когда он приходил в семьи и видел бедность родителей, то приносил детям лекарства, игрушки, еду. Он понимал, что для ребенка очень важно психологическое здоровье. Сам он никогда этого не афишировал, но его ассистенты знали, что он помогает своим больным. В том числе и поэтому его очень любили и называли «другом детей».

Филатов умел расположить к себе и ребенка, и студента, его популярность в студенческих кругах была неимоверная. Во-первых, он был очень импозантен: яркие черные глаза, курчавая голова, высокий рост. На первых порах его лекции были необязательны для студентов. Но он так стремился делиться знаниями, что начал читать их на квартире, в воскресенье, в вечернее время, и они всегда очень хорошо посещались. Позже, когда он уже стал заведующим кафедрой и вел большую педагогическую работу, его лекции всегда проходили с аншлагом, потому что он очень четко, ясно, доходчиво и в то же время глубоко раскрывал каждую тему.

Можно наговорить много красивых слов об этике врача, а можно просто делать то, что считаешь нужным, использовать свои знания для облегчения страданий и выздоровления маленьких пациентов.

Фото: И. Гольденгершель / РИА Новости

Филатов умер в возрасте 55 лет. Активная медицинская работа подкосила его здоровье?

Он работал очень много. Помимо уже вышеперечисленного, он организовал Московское научное общество детских врачей. Это тоже требовало времени и сил: надо было проводить заседания, привлекать врачей, показывать больных, обсуждать проблемы, вырабатывать меры оздоровления детей, бороться с детской смертностью.

Помимо того он много работал и в клинике, Филатов не отказывал в консультациях и многих больных детей посещал на дому. Конечно, написание научных трудов, учебников и руководств тоже занимало время. Вся эта большая, интенсивная работа, конечно, могла сказаться на его здоровье.

В заключение подчеркну, что Нил Федорович Филатов был тонким диагностом и талантливым клиницистом. Его труды переиздавались десятки раз, были переведены на европейские языки. Своей деятельностью он поднял уровень российской клинической педиатрии, поэтому мы называем его одним из ее основоположников.

Статья посвящена важному направлению развития медицины начала ХХ века - охране матери и младенца. Отражен вклад врачей педиатров и акушеров в предотвращение высокой младенческой смертности в Москве. Сообщается о деятельности Г. Н. Сперанского и других врачей в общественных благотворительных организациях.

Об авторах

Л. Е. Горелова

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко
Россия

Горелова Лариса Евгеньевна , доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Национального

105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1

В. Н. Шелкова

Детская городская клиническая больница № 9 им. Г.Н. Сперанского
Россия
Москва

Список литературы

1. Губерт В.О. Современное состояние вопроса о детской смертности в России и борьбе с нею // Журнал Русского Общества охранения народного здравия. - 1911. - № 9–10 - С. 1–20.

2. Московская городская больница для послеродовых больных имени Л.И. Тимистера. Отчет Московской Городской больницы для послеродовых больных имени Л.И. Тимистера за время с 15 ноября 1910 г. до 1 января 1912 г. - М.: Городская типография; 1913.

3. Грауэрман Г.Л. К вопросу об оказании акушерской помощи в Москве. - М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова; 1901.

4. ЦГА, фонд 179, опись 31, дело 97, лист 11.

5. Опыт устройства и ведения специальной лечебницы для детей грудного возраста. Материалы по изучению грудного возраста / Под ред. Г.Н. Сперанского. - М.: Лечебница для детей грудного возраста; 1914. - С. 10–19.

6. Московское общество борьбы с детской смертностью. Отчет и труды Московского общества борьбы с детской смертностью. - М.; 1911–1913.

7. Баландер А.И. Советы матерям. Описание показательной выставки по уходу и вскармливанию ребенка грудного возраста при лечебнице для детей грудного возраста, учрежденной Г.Н. Сперанским. - М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина; 1914.

8. Московская городская больница для послеродовых больных имени Л.И. Тимистера. Отчет московской городской больницы для послеродовых больных имени Л.И. Тимистера за 1914 год. - М.: Городская типография; 1916.

9. Овчинников А. Главный детский доктор. Г.Н. Сперанскому посвящается… - М.: ПедиатрЪ; 2009. - 280 с.

10. Грауэрман Г.Л. Что такое охрана материнства и как ее следует осуществлять? - М.: Отдел охраны материнства и младенчества народного Комиссариата Социального Обеспечения; 1919.

Педиатрия: определение, краткая история Система охраны материнства и детства Периоды детского возраста

Краткая история педиатрии.

П е д и атр и я (от греч. paid - ребенок и iatria - лечение) - самостоятельная область медицинской науки, которая изучает закономерности развития ребенка, причины, патогенез, клинические проявления, лечение и профилактику заболеваний детского возраста. Она наблюдает за ростом и развитием человека от рождения до подросткового возраста и является, таким образом, медициной растущего организма.

Истоки развития педиатрии как науки лежат в глубокой древности. Первые отрывочные сведения о здоровом и больном ребенке появились в трудах ученых Индии, Китая, Древнего Египта. Они содержали советы по вскармливанию и уходу за детьми, лечению некоторых заболеваний. Учение о ребенке получило дальнейшее развитие в трудах Галена, Абу Али ибн Сины (Авиценны). В «Каноне врачебной науки», содержащем все имеющиеся сведения о медицине того времени, Авиценна описал физиологию и патологию детского возраста, подчеркнул важность вскармливания детей, особенно новорожденных, грудным молоком. В XV-XVII вв. появились первые работы, в которых были описаны корь, коклюш, оспа. В 1650 г. был опубликован труд Ф. Глиссона о происхождении, профилактике и лечении рахита. В связи с высокой заболеваемостью и смертностью детского населения ученые начали усиленно изучать патологию детского возраста. Были изданы работы: «Опыт вскармливания и ухода за детьми от рождения до 3 лет», «Очерк о наиболее опасных детских болезнях», «Руководство по детским болезням». В труде «Гражданство обычаев детских» известный просветитель XVII в., выходец из-под Пинска, Е. Славенецкий рассматривал вопросы диететики, укрепления здоровья и лечебной помощи детям. Отдельная глава была посвящена физическому воспитанию детей. Гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате «О размножении и сохранении российского народа» выдвигал на первое место меры по увеличению рождаемости детей и сохранению жизни новорожденных. Повивальные бабки, проходившие подготовку в акушерской школе в г. Гродно, в повивальном институте, основанном княгиней Яблонской в местечке Семятичи, на медицинском факультете в университете г. Вильно, должны были знать не только анатомофизиологические особенности женского организма и внутриутробное развитие плода, но и владеть методом «приведения в чувство» новорожденных, родившихся в состоянии асфиксии. Значительное влияние на развитие педиатрии оказал профессор Н. М. Максимович-Амбодик. В двухтомном труде «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» он описал вопросы ухода за ребенком и заболевания детей раннего возраста. Первый русский профессор-терапевт С. Г. Зыбелин в работе «Слово о правильном воспитании с младенчества» изложил правила вскармливания ребенка грудью, в своей деятельности большое внимание он уделял вопросам охраны здоровья детей. На территории Белоруссии, после присоединения ее к России, значительно расширились научные исследования по наиболее актуальным проблемам медицины. Ф. Римкевич, уроженец Могилева, один из самых крупных терапевтов (практиковал в Вильно), защитил диссертацию «Обсервация и эпикризы болезней, которые крупом называются» и написал ряд статей о методах диагностики детских болезней. Выдающаяся роль в развитии педиатрии принадлежит профессору-акушеру С. Ф. Хото- вицкому. Он составил первое русское руководство по детским болезням, названное им «Педиятрика», определил цели и задачи педиатрии. С. Ф. Хотовицкий впервые высказал мысль, что детский организм растет и развивается только по присущим ему законам и ребенок - это не уменьшенная копия взрослого.

В XIX в. происходит постепенное выделение педиатрии в самостоятельную дисциплину. Во Франции создаются первые ясли для детей, организуются первые детские консультации, в Париже, Петербурге, Москве открываются первые больницы для детей. На территории Белоруссии при хирургических, туберкулезных и глазных отделениях в губернских больницах выделяются отдельные детские палаты.

В конце XIX - начале XX в. во всех развитых странах педиатрия становится обязательным предметом преподавания на медицинских факультетах. С этого времени в Европе и России создаются педиатрические кафедры, научные центры, издаются журналы, руководства, монографии, научные статьи по вопросам педиатрии. С 1902 г. начинает работать Лига по борьбе с детской смертностью.

На территории Белоруссии в начале XX в. было несколько средних учебных медицинских заведений, которые внесли существенный вклад в подготовку медицинских работников среднего звена: фельдшерская школа в Могилеве, центральные фельдшерско-акушерские школы в Гродно и Вильно, специальная школа при городской больнице Приказа общественного призрения в г. Минске, годичные курсы по подготовке сестер милосердия при Общине сестер милосердия Красного Креста в Минске, повивальные школы в Минске и Гомеле, фельдшерско-акушерские школы в Витебске и Минске и др.

Подъем в развитии педиатрии в России связан с именами Н. Ф. Филатова и Н. П. Гундобина. Профессор клиники детских болезней Московского университета Н. Ф. Филатов (1847-1902) считается основоположником отечественной педиатрии. Ему принадлежат такие известные труды, как «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей». Крупнейший русский врач Н. П. Гун- добин (1860-1908), заведующий кафедрой педиатрии в Медико-хирургической академии, исследовал анатомофизиологические особенности детского организма. Свой многолетний труд он обобщил в монографии «Особенности детского возраста». Им было написано «Руководство по детским болезням». Н. П. Гундобин - организатор «Союза борьбы с детской смертностью».

Заболеваемость и смертность среди детского населения в то время были очень высокими, и для их снижения минские врачи А. О. Гурвич и Л. Ф. Яроцинский предложили организовать на территории Белоруссии ясли, приюты, детские консультации, родильные дома, молочно-питательные станции «Капля молока», создать филиал общества «Союз борьбы с детской смертностью в России». Детские больницы возникали исключительно по частной инициативе и содержались на благотворительные средства и пожертвования. Под влиянием требований общественности царское правительство в 1913 г. издало «Именной Высочайший указ Правительственному Сенату», в котором снижение детской смертности, охрана материнства и младенчества признавались проблемами государственного значения, но действие указа не было реализовано из-за Первой мировой войны.

В 1919 г., согласно постановлению, принятому правительством Советской Белоруссии, в Минске был создан Белорусский государственный университет (БГУ) с медицинским факультетом. В 20-е гг. XIX в. в Минске была открыта детская больница, которая стала в Белоруссии первым лечебно-профилактическим учреждением для детей, начала работать первая амбулатория, был открыт первый детский санаторий для лечения детей, страдающих костным туберкулезом. В 1922 г. в Москве был организован Государственный научный институт охраны материнства и младенчества. В его задачи входила подготовка сестер-воспитательниц, средних медицинских кадров, а также врачей по охране здоровья матери и ребенка. В последующие годы научно-исследовательские институты охраны материнства и детства были открыты в Ленинграде, Киеве, Минске и других городах. В 1930 г. медицинский факультет БГУ был реорганизован в Минский государственный медицинский институт, где был создан факультет охраны материнства и младенчества, готовивший детских врачей и акушеров-гинекологов. Его деканом стал первый профессор педиатрии в Белоруссии В. А. Леонов. В 1945 г. в Белорусском институте усовершенствования врачей открылась кафедра акушерства и гинекологии, а затем 1 -я и 2-я кафедры педиатрии. Для подготовки детских врачей при медицинских институтах были созданы педиатрические факультеты. В медицинских училищах начала проводиться подготовка медицинских работников среднего звена.

В развитие педиатрической науки крупный вклад внесли такие советские ученые, как А. А. Кисель (1859-1938), Г. Н. Сперанский (1873-1969), В. И. Молчанов (1868-1959), М. С. Маслов (1885-1961), А. Ф. Тур (1894-1974), Ю. Ф. Домбровская (1891-1978).

Профессор Московского медицинского института А. А. Кисель в своих работах основное внимание уделил изучению туберкулезной интоксикации у детей, профилактике и лечению туберкулеза.

Член АМН СССР Г. Н. Сперанский был одним из организаторов Государственного научного института охраны материнства и младенчества. Под его редакцией издан «Учебник болезней раннего детского возраста».

Профессор Московского медицинского института им. Сеченова В. И. Молчанов внес большой вклад в изучение патогенеза, клиники и лечение детских инфекционных заболеваний. Совместно с профессорами Ю. Ф. Домбровской и Д. Д. Лебедевым он опубликовал учебник «Пропедевтика детских болезней».

Профессор Ленинградского педиатрического института М. С. Маслов - основоположник нефрологии детского возраста. Под его редакцией изданы два сборника по детской нефрологии. Большое внимание в своих работах он уделял изменениям биохимических показателей, возникающих при различных заболеваниях.

Академик АМН СССР Ю. Ф. Домбровская научные исследования посвятила вопросам этиопатогенеза, клиники и лечения заболеваний органов дыхания в детском возрасте. Широкую известность получили ее работы, посвященные особенностям течения пневмоний у детей.

Крупнейший педиатр, академик АМН СССР А. Ф. Тур опубликовал многочисленные работы по вскармливанию детей раннего возраста. Им было написано ряд монографий и учебников по детским болезням.

Развитие и успехи педиатрической науки и практики детского здравоохранения в Белоруссии связаны с именами академика АН БССР В. А. Леонова, заслуженного деятеля науки БССР, лауреата Государственной премии БССР профессора И. Н. Усова, лауреата Государственной премии БССР профессора Р. Э. Мазо, профессоров Л. Г. Кожарской, Т. Н. Суковатых, М. И. Легенченко, Л. Н. Астаховой, И. В. Коршун и других ведущих педиатров.

Признан вклад белорусских ученых в фундаментальные научные исследования по наиболее актуальным проблемам педиатрии.

Заслуженный деятель науки БССР, вице-президент АН БССР В. А. Леонов (1889-1972) - один из основателей педиатрической школы Белоруссии. Под его руководством подготовлено свыше 70 диссертаций. Им было создано общество детских врачей Белоруссии. В. А. Леонов опубликовал свыше 100 научных работ, посвященных исследованию высшей нервной деятельности ребенка, эпидемиологии, патогенеза, клинической картины и лечения эпидемического цереброспинального менингита, роли микроэлементов в организме здорового и больного ребенка. В своих научных публикациях ученый показал необходимость обогащения пищевого рациона ребенка, беременной и кормящей женщины жизненно важными микроэлементами.

Неонатологами Белоруссии (Г. А. Калюжин, Г. А. Шишко, А. К. Устинович, В. К. Зубович, Л. Т. Ломако) накоплен большой материал по изучению физиологии и патологии периода новорожденное™, физического развитая доношенных и недоношенных детей. Проведены исследования по научному обоснованию наиболее рациональных схем вскармливания новорожденных. Многочисленные работы белорусских ученых посвящены особенностям деятельности сердечно-сосудистой системы, центральной гемодинамике у новорожденных из загрязненных радионуклидами районов, влиянию гестозов, гипоксии, гемолитической болезни новорожденных на функцию сердечнососудистой системы плода и новорожденного. Изучены механизмы нарушения функции дыхания у новорожденных. Белорусским научно-исследовательским институтом охраны материнства и детства разработана тест-система для тотального скрининга новорожденных на врожденный гипотиреоз.

Белорусские педиатры внесли вклад в развитие кардиологии детского возраста. Ими проведены многоплановые исследования возрастных изменений сердечно-сосудистой системы у детей в норме и при патологии, впервые выявлены особенности ЭКГ в детском возрасте. Изучено клиническое течение первичной артериальной гипертензии у детей, предложены рабочая классификация и корригирующие методы лечения артериальных гипер- и гипотензий, составлены нормативы АД с центральным отсчетом (И. И. Усов, Р. Э. Мазо, М. В. Чичко, Л. Т. Ломако, Л. М. Беляева).

Научные исследования в области детской гастроэнтерологии посвящены клинике, новым методам диагностики и лечению кишечных заболеваний в раннем возрасте, хронической патологии желудка и двенадцатиперстной кишки у детей старшего возраста (М. П. Шейбак, Л. В. Ерец, 3. К. Капитонова, Е. П. Сушко).

Изучение заболеваний органов дыхания всегда было в центре внимания белорусских педиатров. Основное место в их работах занимали вопросы течения пневмоний у детей раннего возраста, своевременная диагностика гемодинамических нарушений и наиболее эффективная терапия бронхолегочных заболеваний (Р. Э. Мазо, М. И. Легенченко, Т. Н. Войтович, Е. С. Гордей).

Детскими нефрологами изучены вопросы этиологии, патогенеза, клинической картины и современные методы лечения нефритов. Показана роль наследственной предрасположенности при гломерулонефритах. Описаны наследственные и врожденные заболевания почек, дефекты развития мочевых путей (И. Н. Усов, Н. Е. Савченко, Л. Г. Кожарская, А. В. Сукало).

Педиатры Республики Беларусь продолжают развивать научные идеи, плодотворно трудятся над актуальными проблемами современной педиатрии и внедрением достижений медицинской науки в детское практическое здравоохранение. Научные труды белорусских ученых хорошо известны за пределами республики и служат охране здоровья детей.

В этот день мы решили вспомнить выдающихся отечественных врачей.

Фёдор Петрович Гааз (1780 — 1853)

Русский врач немецкого происхождения, известный под именем «святой доктор». С 1806 года состоял в качестве врача на русской службе. В 1809 и 1810 годах совершил путешествия по Кавказу, где изучал минеральные источники (ныне Кавказские Минеральные Воды), исследовал источники в Кисловодске, открыл источники Железноводска, первым сообщил об источниках в Ессентуки. Во время войны 1812 года с Наполеоном работал в качестве хирурга в Российской Армии.

Гааз был членом Московского тюремного комитета и главным врачом московских тюрем. Свою жизнь посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных. Он добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, упразднил в Москве железный прут, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь. Также он добился отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов.

Кроме этого Гааз боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, и принимал и снабжал лекарствами бедных больных.

Девиз доктора Гааза: «Спешите делать добро». В честь известного медика названо Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница имени доктора Ф. П. Гааза».

Григорий Антонович Захарьин (1829 — 1897)

Русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы. Окончил медицинский факультет Московского университета, был профессором по кафедре диагностики Московского университета, позднее - директором факультетской терапевтической клиники. В 1894 году Захарьин лечил императора Александра III.

Захарьин стал одним из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени и внес огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных. Свои приемы диагностики и взгляды на лечение изложил в «Клинических лекциях».

Методика исследования по Захарьину составляла многоступенчатый расспрос врачом больного, позволявший составить представление о течение болезни и факторах риска. При этом Захарьин уделял мало внимания объективному исследованию и не признавал лабораторных данных.

Доктор Захарьин был известен своим непростым характером и несдержанностью в обращении с больными.

Николай Иванович Пирогов (1810 — 1881)

Хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии. Один из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины. Разработал ряд важных операций и хирургических приемов, первым предложил ректальный наркоз и начал использовать эфирный наркоз. Впервые в мире применил наркоз в военно-полевой хирургии.

Пирогов впервые широко применил гипсовую повязку. До этого гипс в медицине почти не использовался. Ограниченное применение имела крахмальная повязка, медленно высыхающая, размокающая от гноя и крови и неудобная в полевых условиях.

Во время обороны Севастополя привлек женщин к уходу за ранеными на фронте. Также именно он впервые ввёл обязательную первичную сортировку раненых на четыре группы. Смертельно раненным помощь оказывали священники и медсёстры, тяжелоранеными, требующими немедленной помощи, врач занимался в первую очередь. Тех, кому не требовалась срочная операция, отправляли в тыл. Легкоранеными, которых можно было быстро вернуть в строй, занимались фельдшеры.

Ещё до появления антисептиков Пирогов отделил раненых с гнойными и гангренозными осложнениями от тех, у кого раны были чистыми, что помогало избежать распространения инфекции.

Как педагог Пирогов стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, был организатором воскресных народных школ. Также он боролся за отмену телесных наказаний в гимназии.

Николай Васильевич Склифосовский (1836 — 1904)

Заслуженный русский профессор, хирург, один из родоначальников полостной хирургии (оперативного лечения женских болезней, заболеваний желудка, печени и жёлчных путей, мочевого пузыря), способствовал внедрению принципов антисептики и асептики, разработал оригинальную операцию соединения костей при ложных суставах («русский замок»). Внес значительный вклад в развитие военно-полевой хирургии, отстаивал приближение медицинской помощи к месту боя, принцип «сберегательного лечения» огнестрельных ранений, применение гипсовых повязок как средства иммобилизации при ранениях конечностей.

Склифосовскому принадлежат более чем семидесят научных работ по хирургии, развитию асептики и хирургии в целом.

Имя Склифосовского присвоено Московскому научно-исследовательскому институту скорой помощи.

Черным пятном в биографии Склифосовского стала судьба его семьи. Единственный сын легендарного врача покончил жизнь самоубийством. Владимир застрелился незадолго до Октябрьской революции. Он состоял в террористической организации и должен был убить полтавского губернатора, однако, не смог застрелить человека, с которым дружила его семья.

В 1919 году казаки пробольшевистского отряда зверски убили жену Николая Васильевича и его старшую дочь. Причем от расправы их не смог спасти документ, подписанный Лениным, в котором говорилось, что на семью известного хирурга репрессии не распространяются.

Сергей Петрович Боткин

(1832 — 1889)

Русский врач-терапевт, основатель учения о целостности организма человека, общественный деятель. Закончил медицинский факультет Московского университета, был участником Крымской войны, работал в Симферопольском госпитале. Также работал в клиниках Кенигсберга, Берлина, Вены, Англии, Парижа.

В 1860 году Сергей Боткин переехал в Санкт-Петербург, где защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора медицины.

Боткин стал одним из основателей женского медицинского образования, организовал школу для женщин-фельшеров, а также женские врачебные курсы. Впервые в России создал экспериментальную лабораторию, где исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Создал новое направление в медицине, названное нервизмом. Именно он установил инфекционный характер такого заболевания, как вирусный гепатит, разработал диагностику и клинику блуждающей почки.

В 1861 открыл первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию, добился постройки бесплатной больницы, открытой в 1880 году (Александровская барачная больница, ныне больница им. С. П. Боткина). Среди учеников Боткина 85 докторов наук, в том числе А. А. Нечаев, М. В. Яновский, Н. Я. Чистович, И. П. Павлов, А. Г. Полотебнов, Т. П. Павлов, Н. П. Симановский.

Иван Петрович Павлов

(1849 — 1936)

Павлов Иван Петрович — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Является основателем крупнейшей российской физиологической школы и лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».

Основные направления научной деятельности Павлова — исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка», применил новый для своего времени «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным.

В результате его работы формировалась новая научная дисциплина — наука о высшей нервной деятельности, в основе которой лежало представление о разделении рефлексов на условные и безусловные. Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов, были исследованы разные типы и виды торможения, открыты законы основных нервных процессов, изучены проблемы сна и установлены его фазы, и многое другое.

Широкую известность Павлову принесли его учение о типах нервной системы, которое основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения, и учение о сигнальных системах.

Научная работа Павлова оказала влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, в том числе в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.

Сергей Сергеевич Юдин (1891 — 1954)

Крупный советский хирург и учёный, главный хирург НИИ СП им. Н. В. Склифосовского, директор НИИ хирургии им. А. В. Вишневского.

Юдин разработал методики резекции желудка при язвенной болезни, прободной язве желудка и желудочном кровотечении, операции создания искусственного пищевода.

Сергей Сергеевич Юин написал 15 монографий, опубликовал 181 научную работу.

В 1948 году был арестован НКВД по ложному обвинению, как «враг Советского государства, снабжавший английскую разведку шпионскими сведениями о нашей стране». Во время пребывания в тюрьме написал книгу «Размышления хирурга». С 1952 года до освобождения в сентябре 1953 года был в ссылке, во время которой работал хирургом в Бердске. Освобожден врач был только после смерти Сталина, в 1953 году.

Первые в истории медики появились больше 4 тыс. лет назад. Имена тех, кто внес значительный вклад в становление науки, до сих пор на слуху. В числе самых известных врачей - женщины и доктора из России.

Основоположники медицины

Гиппократ - древнегреческий врач, которому приписывают авторство 60 трактатов с общим названием «Гиппократов сборник». В текстах сгруппированы работы по всем известным в древности болезням, описаны методы их лечения. Гиппократ одним из первых начал изучать вирусы.

Андреаса Везалия часто называют отцом анатомии. Медик учился и работал в разных европейских странах. Одним из первых стал проводить вскрытия. Его труд «О строении человеческого тела» систематизировал все данные в области анатомии.

Пауль Эрлих - ученый из Германии, который положил начало развитию иммунологии и химиотерапии. Врач разработал теорию реакции антител на химические вещества. Это стало основой для создания многих эффективных препаратов. За свою работу Пауль Эрлих получил Нобелевскую премию совместно с И.И. Мечниковым.

Известные врачи России

Русские доктора внесли существенный вклад в развитие науки.

Николай Склифосовский написал свыше 70 работ по медицине. В России он первым решился проводить операции по удалению грыж мозга, брюшной полости, кист яичников. Также известен тем, что изобрел новый метод соединения длинных трубчатых костей, который называют «замком Склифосовского». Благодаря авторитету ученого в России стали использовать средства антисептики.

Сергей Боткин получил мировое признание после открытия вируса гепатита «А». Практикующий терапевт также искал средства для борьбы с холерой, тифом и чумой.

Иван Павлов - первый русский ученый, который получил Нобелевскую премию. Физиолог создал собственную иерархию рефлексов. Именно он разделил их на врожденные и приобретенные, а также на условные и безусловные. Иван Павлов внес существенный вклад в познание мозговой деятельности. Ученый также работал над проблемами сна.

Гавриил Илизаров - прославленный ортопед. Его изобретение, известное как аппарат Илизарова, позволяет скреплять раздробленные кости, а также используется для лечения врожденных дефектов костной ткани. Хирург получил несколько десятков наград.

Самые известные женщины-врачи

Долгое время считалось, что медицина - не женское занятие. Этот стереотип в корне изменился только в 20 веке. Но бороться за право освоить профессию врача женщины стали гораздо раньше.

Элизабет Блэквелл стала первой представительницей слабого пола, которая получила медицинское образование. Диплом об окончании колледжа американке вручили в 1849 году. Из-за частичной потери зрения она не смогла стать хирургом, как планировала, но посвятила свою жизнь медицине.

Элизабет Блэквелл основала в Нью-Йорке больницу, где лечили неимущих, в том числе женщин и детей.

Лейла Денмарк прославилась, как самый старый практикующий врач в мире. Диплом она получила в 1918 году по специальности «Педиатр», а вышла на пенсию только в 2001, когда ей исполнилось 103 года. До этого момента Лейла Денмарк продолжала практиковать. Благодаря ее исследованиям была изобретена и запущена в массовое производство вакцина против коклюша.

Гертруда Элайон - известный биохимик из США. За свою жизнь она создала десятки эффективных препаратов. В их числе - медикаменты, которые используют в лечении малярии, герпеса, подагры и лейкемии. Гертруда Элайон получила Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Наталья Бехтерева долгое время занималась исследованием мозга. Нейрофизиолог первой использовала метод долгосрочного вживления электродов в мозг. Под руководством Н. П. Бехтеревой разработали новый раздел нейрохирургии и неврологии. За достижения в сфере медицины нейрофизиолог получила десятки наград.