Рассказы для засыпания. Медитативные сказки для засыпания


Великий прозаик и драматург российской литературы А. С. Пушкин запомнился народу не только драматическими повестями, уникальными стихотворениями, но и сказками.

Эти творения Александра Сергеевича наполнены добром, светом, искренностью и поучительностью.

Обратите внимание ! Сказки Пушкина для детей до сегодняшнего дня читают мамы своим малышам, ведь в них вложена душа и любовь драматурга, а содержание заставляет задуматься над главными ценностями в жизни.

Таблица: краткое описание

Название Краткое описание
О царе Салтане Три девушки пряли пряжу и рассуждали о возможных перспективах выхода замуж за царя. В это время под их окном прогуливался царь.

Услышав желания каждой из сестёр, правитель взял в жены самую младшую, обещавшую родить ему наследника. Жена сдержала обещание, и вскоре у царя появился сын.

Другие сёстры сгорали от зависти и ненависти и опорочили царицу. Заручившись поддержкой придворных, сёстры изгоняют царицу с младенцем.

Они надеются, что она умрёт в бушующем море, но ей удаётся выжить. Она прибивается к острову и через много лет её сын становится правителем этого места.

По воле судьбы он встречается с отцом и решает восстановить справедливость

О рыбаке и рыбке Действия разворачиваются в домике на берегу моря. Главные жители жилища – старик и старуха. Жили они бедно, поэтому старуха каждый день отправляла деда ловить рыбу.

В один день в его сети попалась золотая рыбка, пообещавшая исполнить все желания взамен на свободу. Дед согласился, но желания загадывала старуха.

Рыбка покорно исполняла их до момента пока ей не вздумалось занять её место. Морская волшебница проучила ненасытную старуху, лишив её роскоши и богатых владений, вернув в бедный дом на берегу моря

О попе и его работнике Балде Договорился священник с работником по имени Балда о совместном сотрудничестве. Балда отказался брать оплату за работу, попросив у хозяина взамен денег всего три щелчка.

Через год работы Балда попросил выполнить долг, но жадный и трусливый поп не желал рисковать своим лбом.

Он придумал задание, которое по его мнению, не выполнит работник. Но он ошибся. Балда всё сделал и наказал священника тремя щелчками, от которых тот умер

О золотом петушке Сюжет рассказывает о жадности правителя, который отказался выполнять уговор.

Правитель Дадон боялся нападений вражеских сил, поэтому ему для защиты государства подарили звонкого золотого петушка в обмен на обещание выполнить любое желание звездочёта, сделавшего подарок.

Последний пожелал отдать ему красавицу царевну, но царь отказался. Он ударил звездочёта, а призванный помогать золотой петушок клюнул его в голову, отчего царь скончался

О мёртвой царевне и семи богатырях У царя при родах умерла жена. Он женился во второй раз. Вторая царица не смогла смириться, что царевна красивее неё и приказала её убить.

Девушка сбежала в лес и поселилась в доме богатырей. Царицу побег царевны не остановил, она отравила падчерицу, подсунув ей отравленное яблоко.

Узнав о смерти царевны, семь богатырей поместили красавицу в хрустальный гроб, где её отыскал и оживил царевич

О медведихе Человек в лесу убил медведицу, а детей её забрал. Узнав о горе, медведь затосковал

Сказки очень легко воспринимаются детьми и взрослыми . Поэт написал их большую часть в стихах, поэтому они легко читаются, быстро запоминаются.

Но главное достоинство детских творений великого российского поэта заключается не в этом.

Особенности:


История создания

Пушкин признан гением российской литературы. Но многие специалисты уверены, что повести, предназначенные для детей, он придумывал не сам, а заимствовал и переписывал у западных коллег.

Список названий рассказов и история их создания:


Герои сказок Пушкина

В детских рассказах имеются как положительные, так и отрицательные герои. Из положительных можно выделить золотую рыбку, деда, цариц и царей, Гвидона, богатырей, петушка, звездочёта и Балду.

Отрицательные:

  • Бабариха, повариха и ткачиха из сказки о Салтане путём обмана изгнали царицу из дворца. Они желали им смерти, но не догадывались, что придёт момент расплаты.
  • Старуха, постоянно требовавшая от золотой рыбки богатства и почестей . В повести она выступает жадной, высокомерной и неблагодарной особой.
  • Поп показывает себя в рассказе в роли жадины . Он готов пойти на всё, лишь не платить Балде и уберечь свою голову от щелчков.
  • Царь Дадон выступает в роли персонажа, не сдержавшего своего обещания . За своё высокомерие он поплатился жизнью.
  • Царица из сказки о мёртвой царевне из-за чрезмерного тщеславия решается убить царевну. В первый раз ей это не удаётся, но она не сдаётся и предпринимает попытку ещё раз.

Полезное видео

    Похожие записи

Время, которое А.С. Пушкин провел в селе Михайловское (1824-1825), не случайно считают расцветом в его творчестве. Этот период ознаменован переходом от романтизма, присущего более ранней его лирике, к реализму и интересу к жизни и быту народа. Именно в Михайловском Пушкин смог собрать ценнейший фольклорный материал, который лег затем в основу его знаменитых сказок. Парадоксально, но именно реалистическое мировосприятие породило впоследствии наименее реалистичные произведения.

В Михайловском Пушкин начинает исследовать природу русского фольклора. Он наблюдает за бытом крестьян, слушает их речь, записывает пословицы и поговорки, а также небывалые истории народных сказителей. Обладая идеальным языковым чутьем, он прекрасно понимает, что именно в простой, живой речи русский язык раскрывается во всем своем великолепии, достигает пика выразительности и точности. И именно она является ключом к самой душе русского народа.

По-настоящему восхищенный крестьянской манерой разговора и повествования, Пушкин старается ей подражать. Первыми опытами написания произведений в манере и стилистике русского фольклора стали баллады «Жених» (1825) и «Утопленник» (1828).

В сказках Пушкин экспериментирует как с формами, так и со стилем. В одних сказках поэт максимально старается приблизиться к стихотворным народным жанрам (прибауткам, песням) – это « », « ». Он сам как бы становится народным сказителем – в текстах широко используется просторечная лексика и простые синтаксические конструкции, а используемая Пушкиным форма стиха по звучанию очень напоминает манеру исполнения сказителей. Другие сказки больше тяготеют к понятию литературной сказки – это « », «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке». Для их написания поэт выбрал форму четырехстопного хорея – это более сложный и поэтичный размер. Пушкин экспериментирует с формой, но стремится к одной цели – к выражению русского характера и народного духа.

За основу «Сказки о попе и о работнике его Балде» (1830) Пушкин взял сюжет народной сказки, записанной в . В ее центре – острый социальный конфликт между представителями привилегированного (поп) и низшего (Балда) сословий. Смекалка и предприимчивость крестьянина, способного обвести вокруг пальца даже черта, противопоставлена скупости и узколобости барина – вся сказка проникнута ироничным тоном и напоминает народную прибаутку.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди » (1832) – это вольная обработка народного сюжета, в результате которой появилась самобытная история о молодом князе, волей судьбы оказавшегося вдали от отца и восстановившего семью, разрушенную злыми и завистливыми людьми.

За основу «Сказки о рыбаке и рыбке» (1833) Пушкин брал не только русские, но и иностранные источники – сюжет о жадной без меры жене, требующей от мужа исполнения самых ее невероятных капризов, а в итоге остающейся «у разбитого корыта», распространен в фольклоре разных народов.

В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833) Пушкин также экспериментирует с несколькими источниками, в том числе зарубежными – прослеживается явная связь этого произведения с текстом «Белоснежка и семь гномов» тех же братьев Гримм. Это тоже история о самовлюбленной и завистливой мачехе, пытающейся изжить падчерицу. Но главную героиню Пушкина – добрую, отзывчивую и смиренную девушку, – как и в сказке Гримм, спасает в итоге истинная Любовь.

Последняя сказка – «Сказка о золотом петушке» (1834) – уникальна тем, что в основу сюжета русской сказки поэт положил литературный авторский материал – произведение Вашингтона Ирвина «Легенда об арабском звездочете». Здесь максимально раскрылось мастерство поэта – фантастическую западную новеллу с литературными персонажами Пушкин превратил в образец русской народной поэзии.

Неоконченная «Сказка о медведихе» повествует о горюющем медведе, жену-медведицу и трех детишек-медвежат убил мужик с рогатиной. Название сказки условное, у Пушкина его не было.

Будучи не только поэтом, но и исследователем, Александр Сергеевич провел огромную работу по сбору материала и его переработке. Мастерски подбирая мотивы и сюжеты, поэт перерабатывал их, придавая текстам сказок истинно русский колорит и мелодичное звучание.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – без преувеличения величайший русский поэт. Именно этого талантливого писателя, благодаря его умению виртуозно манипулировать поэтическим слогом, заслужено считают реформатором русского литературного языка. Живой ум маленького Саши, очень быстро впитывал информацию с самого детства. Будучи ещё ребёнком, он живо интересовался народными сказками, былинами и повестями. А благодаря няне будущего поэта Арине Радионовне, которая рассказывала ему сказочные истории вышедшие из народа, бурная фантазия и воображение Александра по крупицам складывала в уме будущие сказки, которые покорят целую страну.

Александр Сергеевич – один из самых читаемых и любимых писатель стран СНГ. Его книги читают. Его стихи учат наизусть. Сказки Пушкина появились во время самого яркого расцвета творчества автора, в самый его плодотворный период. Они предназначались для взрослых, но очень быстро вошли в детское чтение. Сказки Александра Сергеевича – произведения, в которых описан резкий конфликт между добром и злом. Поэтому его стихотворные повествования прочно заняли место в детской литературе. Список сказок Пушкина совсем небольшой, но главные герои известны всем - золотой петушок, золотая рыбка, царь Салтан, царевна Лебедь и богатыри, поп и его работник Балда, ученый кот.

Include("content.html"); ?>

Рассказы, написанные Александром Сергеевичем, были в духе русских народных сказок, но выраженные в мелодичной стихотворной форме, с помощью которой очень доступно доносится главная идея каждого произведения.

Читать сказки Пушкина очень интересно, так как автор не только оставил великое литературное наследие для современников, но и преподнёс своего рода жизненные уроки. Произведения Пушкина можно разделить на две группы – народные стихотворные и литературные сказки. Сказка о попе и о работнике его Балде, сказка о золотой рыбке написаны именно в народном стиле, сохранившем стиль народной речи и дух простых людей, со свойственной ему искренностью и прямотой. И наоборот, такие истории, как сказка о царе Салтане, о золотом петушке и об ученом коте, написаны в литературном стиле, не потеряв при этом народного направления.

Пушкина читать детям полезно, так как литературные обороты автора гармоничны и в тоже время просты для восприятия даже самому маленькому слушателю. Стихотворная форма каждой сказки очень легко и доступно воспринимается. Поэтому глубокий смысл каждого сказочного рассказа Пушкина раскрывается как буд-то сам по себе - легко и просто. А сюжет запоминается сразу же после первого знакомства с приключениями главных героев.

Сказки Пушкина читать

О сказках Пушкина

Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов. Автор всегда использует сказочный сюжет в стихотворной форме, имена героев многозначительны, а литературный язык передает все нюансы русской души. Сказки Пушкина можно условно разделить на два периода: ранний и поздний. Представленный на сайте список сказок Пушкина относится к позднему периоду, который был наиболее плодотворным для автора.

Народная поэзия в виде устного творчества сопровождала и сопровождает людей на протяжении всей жизни, начинается знакомство с колыбельной, затем сказки и продолжается вплоть до смерти. Поются песни в праздники: на свадьбах и других застольях, вечерних посиделках с друзьями. Наш быт, воспоминания счастья или страданий отражаются в преданиях, сказках и передаются из поколения в поколение. Особенно яркими моментами становятся авторские произведения талантливых писателей, отражающие национальную красоту. Сказки Пушкина – именно такие произведения.

Стихийная поэзия народа отражалась в творчестве многих писателей, глубоко проникая в их произведения. Из множества видов народного творчества особенно часто записывались волшебные сказки, отражающие одновременно трудолюбие и лень, радости и горести русского народа. Пушкин, любивший историю и своих предков, в склонной ему лирической манере довольно реалистично и с юмором описывал настроения близкого ему народа. Такому проникновению в душу содействовала ссылка писателя в Михайловское, где он жил в тесной связи с крестьянами, их сетованиями на жизнь и маленькими радостями. Пушкин в то время не просто проникся культурой народа, но и старался изложить его мысли и идеи в своем поэтическом творчестве.

Сказки Пушкина список

Читая сказки Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком. Список сказок Пушкина можно разделить логически на две группы:

  • Сказка о попе и о работнике его Балде, сказка о рыбаке и рыбке: написаны в народном стиле, используя образы и дух народа, стиль речи, выглядят действительно как народные сказки.
  • Сказка о царе Салтане, сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, сказка о золотом петушке, сказка об ученом коте: написаны с использованием литературных оборотов пушкинского поэтического языка, при этом сохранив характер народности.

Сказки Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев (таких как золотая рыбка, исполняющая желания или нежная царевна-лебедь), встречаются живописные описания природы и магии. Примечательно, как Пушкин использовал народное творчество в своих сказках: кроме характерного написания встречаются также поговорки, различные чудесные причитания. Королевич Елисей общается с солнцем, месяцем и ветром, Гвидон обращается с заклинанием к волне.

Сказка о попе и о работнике его Балде – сюжет

Жадный поп хотел подыскать себе работника, который умел бы всё делать, а денег бы много за свой труд не брал. На базаре он случайно встретил рубаху-парня Балду, шатавшегося без дела. Балда согласился год работать на попа, а вместо платы – всего лишь дать в конце года хозяину три щелчка по лбу.

Весь год Балда усердно трудился. Подходило время расплаты, и поп побаивался её. По совету попадьи он решил задать Балде такую службу, которую тот бы не смог исполнить, и под предлогом неисполнения избежать трёх щелчков. Поп поручил Балде взять оброк с живших в море чертей – те, якобы, просрочили его выплату за три года.

Балда пошёл к морю и стал верёвкой мутить его. Из воды вылезли черти. Балда потребовал оброка, но черти сказали, что отдадут его, только если он выиграет у них состязания. Вначале они предложили бежать наперегонки вокруг моря. Балда пустил вместо себя зайца, выдав его за своего меньшого брата. Потом Балда взялся соревноваться с чертями в том, кто дальше пронесёт на себе кобылу. Чёрт протащил её на спине лишь три шага. Балда же объявил, что сумеет пронести кобылу не только на спине, но даже между собственных ног: он вскочил на неё верхом и на глазах чертей проскакал с версту.

Признав себя побеждёнными, черти отдали Балде оброк. Тот доставил его попу, который уже мог уклониться от трёх щелчков по лбу. От первого щелчка Балды поп прыгнул до потолка, от второго потерял дар речи, а от третьего у него вышибло ум.

Сказка о попе и о работнике его Балде – краткое содержание . См. также полный текст сказки.

Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде. Мультфильм

Сказка о царе Салтане – сюжет

Царь Салтан уехал на войну с соседями, а его юная жена в это время родила богатыря-сына. Но царской супруге завидовали две её сестры, служившие во дворце ткачихой и поварихой. Они послали к царю письмо о том, что жена его родила не человека, а «неведому зверушку», а потом подменили ответное послание Салтана, вложив туда приказ посадить царицу «и приплод» в бочку и бросить в Окиян.

Бочку долго носило по волнам, но по молитве несчастной царицы выбросило на пустынный берег. Ставший уже богатырём сын сделал из дубового сука лук и пошёл охотиться. Случайно увидев, как чёрный коршун нападает на плывущую по море лебедь, витязь стрелой из лука убил хищника.

Лебедь оказалась доброй волшебницей. Человеческим голосом она сказала, что теперь всегда будет помогать своему спасителю. По волшебству лебеди на пустынном острове возник большой и прекрасный город. Царевич, назвавшись князем Гвидоном, сел им править.

Но он тосковал по обманутому отцу. Мимо острова часто проплывали в землю царя Салтана купеческие корабли. Гвидон поручал купцам передать от себя поклон Салтану, не рассказывая, что сам он – Салтанов сын.

Привезённое купцами известие о чудесном городе, который невесть откуда взялся на пустом острове, поразило Салтана. Получив ещё и поклон от Гвидона, он загорелся желанием плыть к нему в гости. Но коварные ткачиха с поварихой несколько раз отговаривали царя, убеждая, что в мире есть другие, ещё более поразительные чудеса: например, белка, которая, сидя под ёлкой, грызёт орешки с золотыми скорлупками и изумрудными ядрами, или тридцать три богатыря, выходящие из морских глубин на берега под предводительством дядьки Черномора. Главное же чудо – живущая за морем царевна, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит».

По волшебству лебеди на острове Гвидона появилась сказочная белка с орешками и тридцать три богатыря. Царевной же с месяцем и звездой оказалась сама лебедь. Она приняла перед князем этот свой истинный облик, и Гвидон женился на ней. Узнав обо всех этих новых чудесах, царь Салтан перестал слушать уговоры ткачихи с поварихой и приплыл к Гвидону с флотом. Ступив на остров, царь сразу узнал свою жену и сына. Их встреча была отпразднована весёлым пиром.

Подробнее см. в отдельной статье Сказка о царе Салтане – краткое содержание . См. также полный текст сказки.

Пушкин. Сказка о царе Салтане. Мультфильм

Сказка о рыбаке и рыбке – сюжет

Бедный старик-рыбак, живущий со своей старухой в лачуге у моря, поймал однажды в море золотую рыбку. Та заговорила с ним человеческим голосом и обещала большую награду, если старик отпустит её. Добрый рыбак отпустил рыбку даром, но дома жена, узнав об этом, изругала его: «Ты, дурачина и простофиля, не мог выпросить у рыбки даже нового корыта вместо нашего, расколотого».

Старик пошёл к морю, позвал рыбку и попросил у неё корыто. Рыбка исполнила его желание. Но корыстная старуха велела, чтобы старик выпросил у рыбки ещё и новую избу. Получив избу, она захотела стать из крестьянки столбовой дворянкой, а потом и вольной царицей. Рыбка выполнила и эти просьбы. Но старуха, которая теперь жила во дворце, окружённая боярами и дворянами, под конец возжелала стать владычицей морской, и чтобы рыбка была у неё на посылках.

Услышав от рыбака об этой новой прихоти его жены, рыбка молча скрылась в волнах. Старик отправился домой – и увидел на месте дворца свою прежнюю жалкую лачугу и жену, сидевшую у старого разбитого корыта.

Подробнее см. в отдельной статье Сказка о рыбаке и рыбке – краткое содержание . См. также полный текст сказки.

Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Мультфильм

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях – сюжет

Царица родила мужу-царю дочь и умерла после родов. Через год царь женился на злой и коварной красавице, которая то и дело смотрелась в волшебное зеркальце, умевшее говорить. Зеркальце подтверждало новой государыне, что она «на свете всех милее, всех румяней и белее».

Но во дворце росла и юная царевна, став, наконец, краше своей мачехи. Зеркальце стало говорить той, что первая красавица в свете – уже не она, а царевна. Царица в злобе приказала сенной девушке Чернавке отвести царевну в лес, связать её там и бросить на съедение волкам. Однако Чернавка из жалости просто оставила девушку в чаще, не связывая её.

Царевна пошла по лесу и набрела на высокий, красивый терем. В нём жили семь храбрых братьев-богатырей, которые с радостью поселили работящую и добрую красавицу у себя как сестру.

Однако злая мачеха вскоре узнала от волшебного зеркальца, что падчерица её не умерла и живёт в лесном тереме. Она подослала туда под видом нищенки старуху с отравленным яблоком. Откусив кусок яблока, царевна умерла. Семь богатырей положили её в хрустальный гроб и подвесили тот в скрытой от людских глаз пещере на шести чугунных цепях, прикреплённых к столбам.

Царевну искал по всем свету её бывший жених, королевич Елисей. Он долго не мог найти невесту. Ни солнце, ни месяц не заглядывали в пещеру с гробом, и не могли сказать королевичу, где сейчас его суженая. Елисей узнал про это от ветра, который веет везде.

Прискакав в пещеру, он в глубоком горе пал на гроб и разбил его лбом. Мёртвая царевна вдруг ожила. Елисей с ликованием повёз её в столицу играть свадьбу, злая же мачеха умерла от зависти.

Подробнее см. в отдельной статье Сказка о мертвой царевне и семи богатырях – краткое содержание . См. также полный текст сказки.

Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Мультфильм

Сказка о золотом петушке – сюжет

На владения царя Дадона со всех сторон нападали соседи. Не зная, где будет следующее вторжение, Дадон не успевал переводить свою армию от одной границы к другой. Наконец один волшебник дал ему в помощь золотого петушка. Укреплённый на высокой спице, петушок во время приближения врагов, оборачивался в ту сторону, откуда они шли, и начинал громко кукарекать. Быстро узнавая теперь о замыслах неприятелей, Дадон победил их всех. На радостях он торжественно обещал в любой момент исполнить всякое желание волшебника, который принёс петушка.

Наступил мир, но через год-другой петушок опять забился и закричал, повернувшись к востоку. Дадон послал туда войско во главе со своим старшим сыном, но от него восемь дней не было никаких известий. Дадон послал второе войско во главе с младшим сыном, однако и оно куда-то кануло. Дадон двинулся тогда на восток сам, с третьей армией.

Дойдя через восемь дней до гор, царь увидел великолепный шатёр. Вокруг него лежали мёртвыми солдаты двух армий и оба его сына, убившие друг друга. Из шатра же вдруг вышла невиданная красавица – шамаханская царица. Взглянув на неё, Дадон сразу забыл горе гибели детей. Восемь дней он провёл среди утех в шатре царицы, а потом повёз её в свой стольный град.

Но среди народной толпы у городских ворот к нему пробился волшебник, давший петушка. Напомнив о прежнем обещании Дадона, он требовал, чтобы царь отдал ему шамаханскую красавицу. Дадон в гневе ударил кудесника жезлом по лбу – и убил. Тогда со спицы слетел и клюнул его в лоб золотой петушок. Дадон упал мёртвым, а шамаханская царица исчезла без следа.

Подробнее см. в отдельной статье Сказка о золотом петушке – краткое содержание . См. также полный текст сказки.

Пушкин. Сказка о золотом петушке. Мультфильм