С ограниченными возможностями имеет право. Что такое инклюзивное образование? Пенсия и ежемесячные выплаты

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Конвенция - первый документ о правах человека в новом тысячелетии - должна принести концептуальные изменения в отношении к инвалидам, ибо она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод . Документ закрепляет социальный подход к инвалидности, каждая его статья направлена на защиту от дискриминации и на включение инвалидов в общество.

Первоначально с идеей принятия Конвенции соглашались немногие, так как считалось, что существующих механизмов защиты прав человека для инвалидов вполне достаточно. Однако поддержка общественных организаций и мониторинг соблюдения прав человека в отношении инвалидов способствовал признанию необходимости разработки отдельного документа о правах инвалидов. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г., после ратификации 20-й страной. 5 августа 2008 г. Президент Дмитрий Медведев подписал Распоряжение «О подписании Конвенции о правах инвалидов» .

Конституция РФ (п. 4 ст. 15) декларирует примат международного права, и российское законодательство в соответствующей области должно опираться на подписанные Россией международные договора и иные международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права . Перечислим кратко основные международные документы и соответствующие их статьи и разделы, которые можно условно считать необходимым минимумом такого рода в сфере, касающейся прав и жизненного устройства детей-инвалидов: они формируют правовую позицию международного сообщества по этим вопросам -- позицию, к которой законодательно присоединилась современная Россия. К этим документам относятся:

1. Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.): Принципы 5, 7,10;

2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.): статья 1.1, пп. a), d); статья 3, пп. a), d); статья 4, п. с); статья 9;

5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.): статья 2, п. 1; статья 23, пп. 1-3; статья 28, пп. 1 а), 2; статья 29, п. 1 а), d), п. 2; статья 31, пп. 1, 2; статья 39;

6. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года: Задачи, п. 11; Обязательства, пп. 6-7;

7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96): Введение, ст. 23; Правило 2. Медицинское обслуживание, п. 5; Правило 3. Реабилитация, пп. 2-3; Правило 6. Образование, абзац 1, пп. 1, 2, 4-6, 8; Правило 9. Семейная жизнь и свобода личности, п. 1; Правило 15. Законодательство, п. 2.

С 1992 г. на федеральном уровне было принято более 3000 нормативных правовых актов (законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств), направленных на защиту интересов детей-инвалидов. Важные положения содержатся, после Конституции, в Семейном кодексе, «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (определившие доступность и порядок оказания медицинской помощи) , законах «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» , «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (регламентирующий, в частности, выплату социальных пособий, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг и т. д. семьям, воспитывающим ребенка-инвалида) , «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут за это ответственность и имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) , а при отсутствии такой возможности -- в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; таким образом законодатель декларирует приоритет семейных форм воспитания любого ребенка.

Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Такие дети имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.

Государство возлагает на опекуна (попечителя) ребенка обязанность воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. К сожалению, законодательством не предусмотрено никакого ограничения числа подопечных детей у одного опекуна (см. раздел «Изменение положения детей в психоневрологических интернатах»).

Качество жизни в семье государство поддерживает системой социальных льгот. Так, например, в соответствии с законодательством, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Ребенку-инвалиду и сопровождающему предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. Родителям компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств; по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов. Существует также ряд льгот и дополнительных прав для таких семей в сфере жилищного законодательства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

Особое значение для семьи детей-инвалидов имеют законы «О социальной защите инвалидов в РФ» и «Об образовании», впервые в отечественной практике создавшие юридическую основу и определившие механизмы для интеграции детей с нарушенным развитием в общество. В этих правовых актах государство закрепило свою обязанность обеспечить детей-инвалидов необходимыми им образованием и реабилитацией. Причем оно готово выполнить это обязательство двумя способами.

1. В «натуральной» форме -- непосредственным предоставлением необходимых реабилитационно-образовательных услуг в государственных учреждениях.

2. В денежной форме (компенсация) -- если в данном регионе необходимые услуги государством еще не оказываются или если родители нашли более качественные услуги вне рамок государственной системы реабилитации и образования и оплатили их сами.

Таким образом, закон, имея в виду дефицит необходимых услуг для некоторых категорий детей в государственном секторе, обеспечивает право семьи на выбор способа получения услуг. Подобное законодательство, с одной стороны, призвано способствовать росту и развитию реабилитационно-образовательной инфраструктуры, а с другой -- дает возможность родителям находить выход из положения, пока инфраструктура еще не создана. Столь либеральная правовая модель свидетельствует о высокой степени понимания ситуации законодателем и осознания своей ответственности за тех членов общества, которые нуждаются в максимальной помощи и особой заботе государства. Более того, законодатель с уважением относится к семье, предоставляя ей возможность проявить ответственность и самостоятельность в поиске и выборе услуг, приносящих наибольшую пользу ребенку. Приняв основополагающие в этой области законы, государство задало определенные рамки для конструктивного взаимодействия органов социальной защиты и образования с семьей, чтобы обеспечить особому ребенку воспитание, образование, необходимую реабилитацию, профессиональную подготовку -- все, что вкладывается в понятие «нормальная жизнь».

Статьей 18 названного закона установлены требования к воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных учреждениях, а также на дому. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Порядок зачисления ребенка-инвалида в образовательное учреждение прямо законом не оговорен, в связи с чем оно осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

Статьей 17 этого же закона определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств .

Аналогичным образом для семей, имеющих детей-инвалидов, законодательством предусмотрены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Предоставление вышеуказанных льгот носит заявительный характер, то есть предусматривает самостоятельное обращение граждан по данному вопросу в органы местного самоуправления по месту их жительства.

Согласно Конституции, Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» .

Очевидно, что для ребенка-инвалида основным фактором, определяющим его дальнейшую жизнь, является возможность реализации его социального потенциала. Реабилитация в значительной мере является необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также определяет границы его будущей самостоятельности.

В соответствии с законом № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» созданные в России социальные службы «оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах» .

Организация и осуществление реабилитации ребенка-инвалида, а также возмещение семье затрат на реабилитационные мероприятия базируется на механизме составления и выполнения индивидуальной программы реабилитации (ИПР), понятие, содержание и назначение которой определяется статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ как «комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности» .

Составление ИПР -- установленный законом универсальный механизм определения комплекса реабилитационных услуг, необходимых инвалиду. Служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), на которую государство возложило эту обязанность , в лице соответствующих бюро (БМСЭ) обязана в месячный срок с момента установления инвалидности (или очередного переосвидетельствования) оформить инвалиду карту ИПР. В карту ИПР должны быть внесены все мероприятия медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, которые жизненно необходимы инвалиду для максимального развития его способностей и реализации возможностей и которые имеют конечной целью наиболее полную интеграцию инвалида в обществе. Таким образом, в соответствии с законом ИПР является своеобразным «реабилитационным паспортом» инвалида, куда вносятся все реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку, и определяется их исполнитель (организация или частное лицо). Если включенные в ИПР реабилитационные услуги уже получены и оплачены инвалидом, либо заключен договор на их оказание и выставлен счет, закон предусматривает непосредственное оформление и получение компенсации.

Однако Правительством РФ до сих пор так и не принята Федеральная базовая программа реабилитации -- гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств бюджета, и соответственно, не определен объем гарантированных государством реабилитационных мероприятий. Таким образом, в России на сегодняшний день гарантируется реализация всех включаемых в ИПР реабилитационных мероприятий, и оплата их за счет средств инвалида должна возмещаться государством.

В понятие «социальное государство» входит также гарантированное конституционное право каждого ребенка на бесплатное образование. Тем самым, государство, как и в случае реабилитации, приняло на себя обязательства любым способом обеспечить права детей-инвалидов на образование: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе государственных учреждений (в «натуральном» виде), либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств .

В настоящее время крайне остро стоит проблема реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Право на образование - важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного образования - гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав.

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования .

В соответствии со ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Правительство РФ установило размеры компенсаций затрат родителей при обучении детей-инвалидов на дому или в негосударственных образовательных учреждениях в рамках, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственных или муниципальных образовательных учреждениях различных видов, где обучаются различные категории детей (с нарушениями и без них). Норма похожего содержания включена и в Закон РФ «Об образовании» , она дает право на оформление «семейного» образования и аналогичной компенсации для любого ребенка школьного возраста, не обучающегося в государственном образовательном учреждении, вне зависимости от того, где и каким образом родители осуществляют его обучение.

В Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 говорится: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов .

Под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.

В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности, производится в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, либо в рамках общеобразовательной школы, как правило, в специальных коррекционных классах или, в качестве эксперимента, интегрировано в обычных классах. Система специализированных коррекционных образовательных учреждений включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество .

Следует отметить, что в вышеупомянутом Письме Министерства образования и науки РФ рассматриваются, по сути, вопросы организации инклюзивного образования, хотя употребляется термин «интегрированное обучение». Понятие «интегрированное обучение» уже по значению, чем «инклюзивное образование». «Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей инвалидов (причем ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети). Инклюзия - это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей» .

В условиях становления социального государства и формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями является именно инклюзивное образование. Инклюзия становится «новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни»; «понятие инклюзии по содержанию означает демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу. Это относится к включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий» .

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы без какой-либо их дискриминации, обеспечение равного отношения ко всем обучающимся, обучение детей с ограниченными возможностями по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями, вместо создания упрощенных стандартов обучения, что имеет место в настоящее время. «Принцип инклюзивного образования означает, что: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) инклюзия означает включение кого-либо с самого начала, а не интеграцию, которая означает возвращение кого-либо назад; 3) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 4) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность» .

С точки зрения права, «инклюзивное (включающее) образование можно рассматривать как систему мероприятий (механизмов), обеспечивающих реализацию права детей с ограниченными возможностями на образование. Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях обычной школы позволяет обеспечить действительное (а не формальное) равенство прав детей при получении образовательных услуг и в равной мере доступное образование для любых граждан независимо от их состояния здоровья и иных субъективных характеристик» .

Таким образом, основные права детей-инвалидов определены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Декларация российского государства как правового и социального требует определенных усилий по внедрению в российскую правовую систему гуманитарных ценностей, к которым уже пришло в настоящее время мировое сообщество.

Нарушение здоровья должно быть:

  • стойким;
  • обусловленным заболеванием, травмой или дефектом;
  • очевидным, т.е. имеется полная/частичная утрата самообслуживания или не могут общаться, контролировать себя, обучаться.

Ребенок считается инвалидом с момента регистрации его статуса и как следствие получение им пенсионного свидетельства. О правах инвалидов 1 группы в России мы уже писали подробно в .

На образование

Статьей 19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство обеспечивает необходимые права инвалидов детей для получения образования, которое является общедоступным. Бесплатно предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях следующие виды образования:

  • дошкольное образование (детский сад);
  • общее образование: начальное, основное, среднее (школа: 1-4, 5-9, 10-11 классы);
  • среднее профессиональное образование(техникум, колледж);
  • высшее (институты, университеты, академии).

Общее и средне-профессиональное образование осуществляются по адаптированной и/ или индивидуальной образовательной программам реабилитации инвалидов.

Отдельно нужно сказать об обучении детей-инвалидов в школах. В зависимости от характера инвалидности дети могут учиться как в обычных школах, где им должна быть предоставлена психолого-педагогическая поддержка, так и в специальных коррекционных школах. Если в Вашем регионе нет коррекционной школы или ребенок не может по состоянию здоровья посещать школу, родители выбирают один из трех вариантов:

  • Обучение в Центре дистанционного обучения (ЦДО), куда учащиеся зачисляются; обучение осуществляется учителями ЦДО (Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»).
  • на дому: сотрудники образовательной организации приходят к ребенку домой или в медицинское учреждение, где ребенок находится на реабилитации. Для этого необходимо письменное обращение родителей/ представителей ребенка и заключение медицинской организации.
  • дома в форме семейного образования (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»). В этом случае родители принимают на себя обязанность по обеспечению целенаправленной организации обучения и знаний, необходимых в повседневной жизни. При этом школа не несет ответственности за качество образования. Обучение происходит с одновременной обязанностью учащегося пройти в школе аттестацию промежуточную и государственную. Данная форма обучения может быть изменена с согласия родителей и мнения ребенка.

Дети-инвалиды могут поступить в рамках установленных квот на бюджетные места в высшее / средне профессиональное учебные заведения при условии если будут сданы вступительные экзамены.

Ст. ст. 17 и 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотрено, что за счет бюджетных средств федерального значения семьи с детьми-инвалидами обеспечиваются жилыми помещениями, если нуждаются в улучшении квартирного вопроса. Дети инвалиды имеют право на жилье! Порядок предоставления более детально регулируется каждым субъектом России в отдельности.

Порядок предоставления квартир для лиц поставленных на учет после 01.01.2005г. имеет два варианта:

  1. Получение квартиры по договору социального найма. Необходимо обратиться по месту жительства в уполномоченный орган для постановки на улучшение жилищных условий. Если инвалидность ребенка связана с хроническим заболеванием в тяжелой форме, по Перечню утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, то квартира будет предоставлена вне очереди.
  2. Получение квартиры по договору безвозмездного пользования. В Москве размер предоставляемого помещения должен быть не менее 18 кв.м. площади жилого помещения на одного человека по средней рыночной стоимости, которая определяется в каждом субъекте РФ отдельно. Заявление подается в Департамент Жилищной политики и Жилищного Фонда г. Москвы.

Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» семьям с детьми инвалидами предоставляются следующие льготы:

  • скидка 50% и более на оплату государственной или муниципальной квартиры, оплату коммунальных услуг и абонентской платы за телефон;
  • скидка 50% и более на оплату топлива в домах, где отсутствует центральное отопление;
  • предоставляется первоочередное право на получение земельного участка под частную застройку, ведения дачного хозяйства/ садоводства.

Право детей инвалидов и членов их семьи на получение денежных выплат

  • дети-инвалиды получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) , которая индексируется раз в год. В 2015 году составляет 2 123,92 руб. Если ребенок одновременно на ЕДВ по разным основаниям, то родителю/ представителю дается право выбора получения ЕДВ по какому-то одному основанию (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
  • дети-инвалиды получают ежемесячную социальную пенсию по инвалидности и надбавки к ней. В 2015 году сумма составляет 10 376,86 руб. (ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ”).
  • трудоспособные лица, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом, получают ежемесячную денежную выплату (Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»).: -родители/ усыновители/ опекуны/ попечители ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида детства I группы в размере 5 500 рублей; -другим лицам в размере 1 200 рублей.

Данная выплата суммируется с установленной ребенку-инвалиду пенсией за период, когда осуществляется ухода за ним. ЕДВ может получить один из неработающих родителей на период такого ухода за ребенком.

Права и льготы семей с детьми-инвалидами

Помимо получения денежных выплат дети-инвалиды и их родители/ представители имеют различные льготы не только в сфере жилья. Бесплатно можно получать:

  • Лекарства, предусмотренные законом;
  • Санитарно-курортное лечение 1 раз в год, при этом оплачивается проезд в оба конца;
  • Медицинские принадлежности (кресла-коляски, специальная обувь и т.д.);
  • Медицинское лечение;
  • Специальную литературу для детей, у которых проблемы со зрением;
  • литературу, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля и т.д. a) права родителей ребенка-инвалида на работе Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены дополнительные права матери ребенка инвалида.
  • Запрет к сверхурочным работам и направление в командировки без согласия женщины;
  • Право на сокращенный рабочий день/ сокращенную рабочую неделю, если имеются дети на иждивении в возрасте до 16 лет;
  • Запрет на отказ в приеме на работу или снижении з/п по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида;
  • Запрет на увольнение одиноких матерей по инициативе администрации, за исключением случаев ливвидации организации или введения процедуры банкротства.

Одному из работающих родителей представителю ребенка-инвалида дается в месяц 4 дополнительных выходных. Права родителей детей инвалидов в трудовом законодательстве описывают сокращение рабочего дня в ст.93 ТК РФ.

Трудовой кодекс РФ, Глава 15, Статья 93. Неполное рабочее время

По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Если ребенок-инвалид, имеют ли право родители досрочно выйти на пенсию

В общем порядке мужчины выходят на пенсию по старости в 60 лет, а женщины в 55. Данный срок может быть сокращен одному из родителей на пять лет (соответственно для мужчин в 55, для женщин в 50), если родитель воспитывал инвалида с детства до достижения им 8 лет и при условии страхового стажа: для мужчин 20 лет, для женщин 15 лет.

Опекунам инвалидов с детства, установившим опеку до достижения ребенком-инвалидом 8 лет,назначается трудовая пенсия по старости с уменьшением возраста, на один год за каждые 1,5 года опеки, но не более чем на 5 лет.

Главное условие – наличие страхового стажа такого же как и для родителей. Пенсии опекунам могут назначаться при условии, что период опеки составляет не менее 1,5 лет.

Пенсия назначается, даже если ребенок-инвалид умер, важно чтобы родители/ опекуны воспитали его до 8 лет.

Защита прав детей инвалидов

Лица вне зависимости от занимаемой должности, которые виноваты в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность по ст.32 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Все споры возникающие из установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер и нарушении иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Заключение

Дети-инвалиды являются одной из уязвимых групп населения, поэтому законодатель с целью уравнения их в правах предусмотрел предоставление им и их семьям различные права и гарантии. О правах при инвалидности при эпилепсии ребенку читайте .

Закон предусматривает поддержку инвалидов в сфере труда, образования, социальной адаптации, так же предоставляется бесплатная медицинская помощь. Правила регламентируются внушительным количеством законов, постановлений и актов. Существуют дополнительные льготы, которые положены лежачему больному. Они устанавливаются властями субъектов федерации.

Инвалидность 1 группы положена в следующих случаях

  • отсутствие самостоятельного обслуживания;
  • состояние, требующее помощи посторонних лиц;
  • плохая ориентация в пространстве и времени, ;
  • невозможность самостоятельно передвигаться.

Инвалидами 1 группы становятся люди с нарушением работы опорно-двигательного аппарата, чаще это лежачие больные. Человек не может приготовить пищу, ухаживать за собой, передвигаться в помещении без помощи посторонних.

Инвалидность присваивается медицинской социальной экспертизой (МСЭ). Статус льготника подтверждается раз в 2 года. Пожизненно группа положена при постоянной беспомощности, на основании медицинских справок и истории болезни.

В этих случаях требуется, чтобы кто-то находился рядом и осуществлял уход. Часто этим человеком становится ближайший родственник. для инвалида 1 группы предоставляется соцзащитой в случаях:

  • потери родственников;
  • нежеланием близких ухаживать за лежачим больным;
  • отсутствием возможности присмотра по причинам командировок, помещением в места заключения.

На что имеет право инвалид

Задачи соцзащиты при обеспечении помощи направлены на максимальную реабилитацию, улучшение жизни лежачих больных, адаптацию в обществе.

Что положено лежачему инвалиду:

  • дополнительные выплаты;
  • набор услуг от соцзащиты;
  • льготы на транспорт;
  • помощь в получении образования;
  • улучшение жилищных условий;
  • налоговые компенсации.

Помимо пенсионного обеспечения государство предоставляет специальные льготы. Близкие и опекун должны знать, что положено инвалиду 1 группы лежачему больному в соответствии с федеральными и региональными нормативными актами.

Перечень льгот:

  • обеспечение медикаментозными препаратами,
  • предоставление ежегодной путевки в профилакторий;
  • использование транспортных средств в городской черте на бесплатной основе (кроме такси и частных перевозчиков);
  • внеочередное поступление для получения образования после сдачи ЕГЭ;
  • протезирование зубов на бесплатной основе;
  • получение средств для реабилитации.

Перечень услуг для инвалидов обширен. К сожалению, в реальности лежачий инвалид не всегда имеет возможность в полной мере воспользоваться положенными льготами для улучшения качества жизни. Не хватает работников соцзащиты, огромные очереди в , отсутствие и лекарственных средств в аптечных сетях, длительное ожидание реабилитационных средств, необходимых для передвижения и ориентации в пространстве.

Денежные выплаты и компенсации

Для граждан пенсионного возраста установлена выплата в размере 10481,34 руб. (сведения на март 2018 года). Лица вправе воспользоваться страховой частью трудовой пенсии или получать фиксированную выплату, указанную выше.

Для инвалидов 1 группы положены специальные единые денежные выплаты (ЕДВ), в которые входит компенсация некоторых услуг:

  • Покупка медицинских препаратов и лечебного питания на сумму 833,79 руб.;
  • Отдых в профилактории – 129 руб.;
  • Междугородний проезд до места лечения – 119 руб.

Общий размер социальных услуг составляет 1082,54 руб. Лежачий больной может отказаться от него и получить полную денежную компенсацию в размере 3651,75 руб. Выплаты нужно оформить в отделении Пенсионного фонда по месту проживания инвалида.

Социальные услуги

Лежачим больным государство предоставляет социальную помощь и моральную поддержку. Что положено инвалиду 1 группы лежачему больному от соцзащиты, устанавливает

Перечень услуг положенных лежачим инвалидам:

  • Помощь в оплате коммунальных услуг и юридическое сопровождение при возникающих спорах;
  • Сопровождение для получения медицинского обслуживания;
  • Поддержание проживания пенсионера;
  • Предоставление сиделки от соцзащиты;
  • Помощь в организации похорон;
  • Помещение пенсионера на полный пансионат в ;
  • Доставка продуктов питания, медикаментов и средств первой необходимости работниками соцзащиты.

Жилищные и налоговые льготы

Больные с ограниченными возможностями вправе требовать улучшения условий проживания. Им положены специальные приспособления для передвижения. К примеру, для колясочников нужны специальные подъездные приспособления и поручни, чтобы беспрепятственно следовать к общедомовой двери. Проемы входов должны быть расширены.

Для этого необходимо обратиться с заявлением в соцзащиту. Подать заявку в соцзащиту могут опекуны и доверенные лица от имени инвалида. Смена места проживания на более подходящее положена, если соцзащита не может обеспечить оборудование подъездного пути. Первая группа инвалидности дает право на получения земельного участка вне очереди.

Другое

Помимо вышеназванных, инвалиду 1 группы предоставляется ряд других льгот:

Наименование услуг и налогов Льготы
Оплата коммунальных услуг 50%
Имущественный налог отмена
Уплата госпошлины при купле-продаже недвижимости Уменьшение коэффициента в зависимости от региона
Налог на доходы физических лиц Сокращение годовой суммы на 3000 руб
Услуги нотариуса 50% от общей стоимости
Имущественные иски Освобождение от госпошлины на иск до 1 млн. рублей.

Примечание. Полное освобождение от транспортного налога устанавливают региональные органы. Некоторые субъекты предоставляют 50 % льготу при условии мощности двигателя автомобиля менее 150 л.с.

Средства реабилитации

Родственники льготников иногда не знают, какие средства реабилитации положены инвалиду 1 группы лежачему больному. В результате приобретают техническое оборудование для передвижения самостоятельно. На основании государство обеспечивает инвалидов специальными реабилитационными средствами за счет Федерального бюджета.

Бесплатные приспособления, положенные инвалиду:

  • Изделия, помогающие при передвижении: поручни, костыли, опорные средства, кресла-коляски, ортезы;
  • Технические приспособления для самообслуживания;
  • Медицинские приборы для измерения давления, температуры;
  • Слуховые и голосовые аппараты;
  • Телевизоры и телефоны с текстовым выходом;
  • Впитывающее белье, ;
  • Специальная одежда и ортопедические принадлежности;
  • Собаки-поводыри с необходимым комплектом снаряжения.

Близкие лежачих больных интересуются, положен ли инвалиду 1 группы. Государство обязано обеспечить пенсионера специальной обувью, ортопедическим матрасом и подушкой.

Примечание. Основанием для бесплатной выдачи специальных приспособлений от соцзащиты служит индивидуальная программа реабилитации. Поэтому при оформлении инвалидности необходимо указать список лекарств, средств личной гигиены и необходимых приспособлений.

Способы получения реабилитационных средств

После оформления реабилитационной программы ее следует зарегистрировать в Фонде социального страхования (ФСС) и написать заявление о предоставлении реабилитационного средства. Уполномоченный орган должен провести торги и приобрести необходимое устройство.

Можно купить реабилитационное оборудование самостоятельно. Для этого необходимо сделать письменный запрос о размере компенсации по конкретному виду средства. Она определяется на основании последней закупки. При покупке необходимого устройства нужно обязательно сохранить кассовый чек и всю сопровождающую документацию к нему. Далее следует обратиться в ФСС с просьбой о возмещение потраченной суммы, приложив бумаги, подтверждающие покупку.

Оформление льгот инвалиду 1 группы

Для получения государственной помощи и социальных льгот нужно направиться в отделение соцзащиты с комплектом документов. Интересы лежачих больных могут представлять их родственники или доверенные лица.

Список документов, предъявляемых в соцзащиту:

  • Заявление
  • Оригинал и ксерокопия паспорта инвалида;
  • Справка из медучреждения о присвоения категории инвалидности;
  • Ксерокопия и оригинал трудовой книги;
  • Страховой полис;
  • Программа реабилитации.

После получения документов в соцзащите о предоставлении льгот бумаги необходимо направить в соответствующие организации и налоговые органы. Заранее необходимо посетить банк для открытия расчетного счета или карты.

Социализация инвалидов

Чтобы обеспечить доступ к культурным объектам и социальной адаптации, государство разработало программу «Доступная среда». Ее цель заключается в создании пространства, где инвалиды будут чувствовать себя без заметных ограничений. В рамках программы положено обустройство специальных дорожек, подъемных устройств, поручней, используемых для проезда инвалидных кресел и каталок. Перекрестки дорог положено оснащать сигналами для безопасного передвижения.

Промежуточные итоги показали, что часть запланированных задач соцзащитой выполняется. Устанавливают светофоры с звуковыми сигналами, магазины и центры оборудуют специальными подъемниками и пандусами. Однако и в этом случае некоторые объекты не соответствуют нормативам. Если посмотреть глазами инвалида, то «комфортная среда» доставляет массу сложностей, а иногда и вовсе не доступна. Не соблюдается укладка плитки, габариты заездов, угол подъема, отсутствуют поручни, тактильные стенды устанавливают в недоступных для слепых местах.

Для инвалидов 1 группы разработаны различные реабилитационные программы, помощь соцзащиты, льготы и выплаты. Чтобы полностью использовать возможности, необходимо следить за изменениями в законодательстве и уточнять индивидуальные ставки для соответствующего региона в учреждениях социальной защиты.

Права российских инвалидов в первую очередь регулируется российским законодательством. Кроме этого, существуют и международные документы, которые охраняют права инвалидов. Так, «Конвенция о правах инвалидов» направлена на всестороннюю защиту людей с инвалидностью. Стоит заметить, что Конвенция и другие подобные документы международного значения, должны быть приняты официально конкретной страной и ратифицированы. Тем не менее, каждое государство определяет права инвалидов согласно международной практике и с учетом социально-культурной специфики страны.

В России инвалиды имеют права практически во всех социальных и общественных сферах:

  1. В трудовом законодательстве;
  2. В жилищном законодательстве;
  3. Гражданском и семейном законодательстве;
  4. В законодательстве, регулирующем образование граждан;
  5. В законодательстве, регулирующем медицинское обслуживание;
  6. В законодательстве, регулирующем деятельность культурных учреждений;
  7. В законодательстве, регулирующем сферу социального обслуживания;
  8. В пенсионном законодательстве;
  9. В юридической и налоговой сферах.

Права инвалидов в области трудового законодательства

  1. (1, 2 группы) положен семичасовой рабочий день (или 35 часов в неделю) с получением полной зарплаты.
  2. Работнику-инвалиду работодатель обязан предоставить трудовой отпуск протяжённостью в тридцать календарных дней. В дополнение к этому инвалид может в течение года брать неоплачиваемый отпуск (общая сумма отпускных дней не может превышать 60 дней).
  3. Работодатель не имеет права привлекать работающих инвалидов на сверхурочные, ночные и иные работы без письменного на то согласия работника.
  4. Инвалидам, которым необходимы особые трудовые условия, работодатель должен оснастить рабочие места устройствами, организовать им рабочее место, отвечающее положениям, прописанным в программе реабилитации.
  5. Работодатели должны держать квоты на рабочие места для инвалидов, этим обеспечивается трудовая деятельность инвалидов.
  6. Работодатель не может увольнять и сокращать сотрудников с инвалидностью во время сокращения штатов или численности работников.

Права инвалидов в области жилищного законодательства

1.Права на дополнительную жилплощадь имеют:

  • в активных формах (любых органов и систем);
  • , при которой необходимо обязательное наблюдение врачей;
  • Инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на колясках;
  • Инвалиды, перенесшие трансплантацию костного мозга и внутренних органов;
  • Инвалиды с тяжелым поражением почек.
  1. Инвалидам предусмотрено право получить жилплощадь по льготной очереди.

3. Инвалиды имеют право на 50%-ю скидку при оплате коммунальных услуг.

  1. Инвалиды имеют право в первую очередь получить для ведения садоводческих работ, подсобного хозяйства. При этом участок должен находиться на максимально близком расстоянии от места проживания инвалида.

Права инвалидов в гражданском и семейном законодательствах

  1. При процедуре наследования инвалид имеет право на обязательное получение наследства (даже если он не указан в завещании) не меньше 2/3 от общего наследства. Если завещание не составлялось, то инвалиду причитается наследство в равных долях с остальными наследниками.
  2. В случае развода с супругом инвалид имеет право на получение алиментов от бывшего супруга, т.е. на материальное содержание.

В законодательстве, регулирующем образование граждан

1. Дети с инвалидностью имеют право на посещение специальных (коррекционных) образовательных – дошкольных, школьных – учреждений, если есть на это медицинское и педагогическое заключение.

2. При обучении в общеобразовательных учебных заведениях дети с инвалидностью имеют право на обеспечение их спецсредствами для получения образования, на обучение по специальной программе, на обеспечение свободного доступа в учреждение и его помещения с помощью архитектурных решений (пандусов, поручней, автоподъёмников и прочих средств).

3. При поступлении в профессиональное учебное заведение абитуриенты с инвалидностью имеют право на зачисление их вне конкурса при условии успешной сдачи экзаменов.

4. Студенты с инвалидностью имеют право получать специальные технические средства (слепые – тифлотехническими средства, учебники шрифтом Брайля), а также на обучение по , на получение социальной стипендии.

5. При сдаче экзаменов студенты с инвалидностью имеют право получать дополнительное время для подготовки ответа.

В законодательстве, регулирующем медицинское обслуживание

1. Инвалиды пользуются правом на льготное лекарственное обеспечение. Это значит, что согласно заболеванию, в результате которого приобретена инвалидность, инвалид может получать бесплатные лекарства по специальному перечню.

2. Один раз в год инвалиды получают в профильный санаторий с оплатой проезда в две стороны.

3. Инвалиды пользуются правом бесплатного протезирования, обеспечения.

4. Инвалиды получают бесплатно медико-технические средства, предметы личной гигиены согласно ИПР.

В законодательстве, регулирующем деятельность культурных учреждений

1. Инвалиды имеют право посещать ряд учреждений культуры на льготных основаниях. К примеру, в музеях билет приобретается или с 50%-й оплатой или вход для него бесплатен.

2. Граждане с инвалидностью имеют право на беспрепятственный доступ в социокультурные учреждения, которые обязаны обеспечить входы специальными архитектурными и техническими приспособлениями (пандусы, подъёмники и так далее).

3. Инвалиды могут воспользоваться правом получать информацию в доступных форматах ( во время просмотра телеперадач обеспечиваются сурдопереводом и бегущей строкой; слепые и слабовидящие в библиотеках имеют возможность получать книги в специальных форматах).

Права инвалидов в области социального обслуживания

Инвалиды могут воспользоваться следующими услугами:

  • Социальным обслуживанием на дому;
  • Социальным обслуживанием в рамках дневного (ночного) стационара;
  • Пребыванием в пансионатах, домах-интернатах и подобных учреждениях;
  • Срочным обслуживанием;
  • Консультативной помощью в целях адаптации, социализации.

Права инвалидов в пенсионном законодательстве

1. Инвалиды, не наработавшие страхового стажа, получают до момента достижения ими пенсионного возраста.

2. Инвалиды, которые наработали хотя бы один день страхового стажа, получают трудовую пенсию по инвалидности.

Права инвалидов в юридической сфере и налоговом законодательстве

1. Инвалиды освобождены от выплаты налогов на недвижимость, при подаче иска до одного миллиона рублей, на земельные участки.

2. Инвалид имеет право бесплатно воспользоваться юридической помощью.

3. Работающие инвалиды имеют право воспользоваться социальным налоговым вычетом (размер 500 рублей).