Софийский собор в константинополе описание. Архитектура святой софии в константинополе

) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Собор Святой Софии?

Знаменитый символ великой Византии сейчас официально называется Музей Айя-Софья и располагается в историческом районе Султанахмет – в старом центре турецкого Стамбула.

Кто построил Собор Святой Софии?

История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески. Лишь после того, как Айя-Софья был объявлен музеем, счистили слои штукатурки с многочисленных фресок и мозаик.

Архитектура Собора Святой Софии

В результате многих перестроек и реставраций от первоначальной постройки не осталось практически ничего. Но в целом архитектура величественного сооружения сохранила черты, присущие византийскому искусству: особое сочетание пышности и торжественности. В наши дни Собор Святой Софии в Турции - четырехугольное строение, образующее три нефа. Базилику венчает гигантский купол, состоящий из сорока арок, поддерживаемых огромными колоннами из малахита и порфира. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.

Особой помпезностью отличается внутренняя отделка собора: детали из цветного мрамора, причудливые мозаики на золотистом полу, мозаичные композиции на стенах, изображающие библейские и исторические сюжеты, а также цветочные орнаменты. В мозаичных произведениях ярко выделяются три временных периода развития данного вида искусства, отличающиеся особенностями использования цвета и создания изображения.

Достопримечательностями храма являются 8 яшмовых колонн непривычно зеленого цвета, привезенных когда-то из , и знаменитая «плачущая колонна». По поверью, если дотронуться до отверстия в покрытой слоями меди колонне и при этом почувствовать наличие влаги, то загаданное сокровенное желание непременно осуществится.

Особенностью Айя-Софья является сочетание изображений христианских символов, Иисуса Христа, Божьей Матери, святителей, ветхозаветных пророков и цитат из Корана, расположенных на огромных щитах. Особый интерес представляют надписи, сделанные на каменных парапетах за многие века. Самыми древними являются скандинавские руны, оставленные воинами-варягами в Средневековье. Сейчас они покрыты специальным сверхпрочным прозрачным материалом, защищающим рунические надписи от стирания.

В последние годы проводится обширная компания за возвращение Собора Святой Софии православному христианству, как и было задумано первоначально. Христиане во многих странах мира присоединяются к требованиям вернуть древний храм православию, чтобы верующие люди имели возможность молиться в церкви.

Из многочисленных пожалуй, самой популярной и наиболее посещаемой является Собор (Стамбул). Местные жители называют его Айя София. Они с гордостью демонстрируют это грандиозное сооружение всем гостям, посещающим страну. И это не случайно. Собор в Стамбуле, фото которого красуется во всех рекламных буклетах турагентств, - великолепное строение с богатой историей, оригинальной архитектурой и самобытным оформлением внутренних помещений.

Это культовое сооружение стало свидетелем многочисленных исторических событий древнейшего Константинополя (нынешнего Стамбула), его история насыщена различными, нередко трагическими событиями - землетрясениями и разрушениями, пожарами и войнами. Тем не менее Собор выстоял и сегодня радует своим величием не только местных жителей, но и многочисленных гостей города.

Собор Святой Софии в Стамбуле: история создания

Многим покажется странным, что более 1000 лет это сооружение являлось крупнейшим храмом в православном мире. Первое строение на месте нынешнего Собора появилось в 360 году, в годы правления Константина. Сравнительно небольшая базилика была покрыта деревянной кровлей и имела соответствующую форму.

В 404 году, во время общественных беспорядков сооружение было сожжено. Феодосий II приказал его реконструировать в 415 году. Новая базилика имела пять нефов и тоже имела деревянную крышу. В 532 году, после народных волнений (восстания Ника), во времена правления императора Юстиниана было уничтожено и это здание.

О том, кто строил предыдущие храмы, не сохранилось достоверных данных. А вот имена создателей нынешней постройки хорошо известны. Это Анземиос и Исидорос. Собор Святой Софии в был возведен благодаря тому же Юстиниану. Архитектура нового сооружения существенно отличалась от ранее существовавших базилик.

Первый храм

Соборный храм заложили в 532 году, а уже спустя пять лет (в 537 г.) под его сводами прошло первое богослужение. Позднее Айя София стала постоянным местом коронования императоров Римской империи. В июле 1054 года в стенах этого храма представитель Льва IX (папы римского) - кардинал Гумберт и патриарх Михаил Кируларий отлучили друг друга от церкви (предали анафеме). Это событие стало причиной на католиков и православных.

Возведение мечети

В период между 1204 и 1261 годами Стамбул оккупировали крестоносцы. В это время и сам город, и церковь были серьезно повреждены. Завоевав в Константинополь, султан Мехмед начал устанавливать мусульманские порядки. Здание Собора хорошо укрепили, были установлены дополнительные столбы опор. Таким образом, появилась на этой земле мечеть Айя София. В годы правления султана Мехмеда было построено медресе - мусульманское учебное заведение, которое просуществовало до XVII века.

Создание музея

В XIX веке (1847-1849 гг.) в Соборе проводилась очередная реконструкция. Братья Фоссати, которые на то время были архитекторами, убрали отсек, где когда-то молились императоры. Он был расположен в северной части храма в небольшой нише, а слева пристроили михраб. В 1935 году Собор Святой Софии (Стамбул) был объявлен домом-музеем Мустафы Ататюрка.

С 2006 года, после многочисленных обращений верующих к правительству страны, в храме было разрешено проведение мусульманских обрядов. Церковные историки утверждают, что именно Собор Святой Софии в Стамбуле стал местом, где послы русского князя Владимира познакомились с идеей православной религии. Потрясённые красотой проводимой здесь службы, они посоветовали князю обратить в христианскую веру Святую Русь.

Как выглядит собор Святой Софии в Стамбуле?

Великолепный храм имеет форму продолговатого четырёхугольника. Он образует три нефа: один (средний) - широкий, два боковых - более узких. Базилика имеет четырехугольное средокрестие, которое венчает купол. Огромная купольная система храма является шедевром культовой архитектуры своего времени.

По мнению турецких исследователей, прочность стен Собора достигается за счёт добавления в раствор (строительный) экстракта сухих листьев ясеня. Центр широкого нефа, квадратного в основании, ограничен по углам четырьмя колоннами, которые подпирают огромные арки и покрыты плоским куполом (31 м). Его вершина находится в 51 метре от поверхности земли. Купол составляют радиальные арки. В его нижних частях, расположенных в межарочных промежутках, прорезано 40 арочных окон. Благодаря этому создается ощущение огромного светового пояса, расположенного в нижней части купола.

Даже по меркам современных строителей здание имеет весьма внушительные размеры -75х68 метров. Большинство архитектурных и технических решений, которые впервые были применены, когда строился Собор Святой Софии (Стамбул), в дальнейшем использовались в культовой архитектуре по всему миру.

Внутреннее убранство

Собор Святой Софии (Стамбул), краткое описание которого туристы могут найти в рекламных проспектах турагентств или в путеводителе по городу, особенно впечатляет своими огромными размерами при входе внутрь.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких веков. Она всегда отличалась роскошью. Стены Собора полностью покрывали мозаики (как орнаменты, так и сюжетные композиции). Используемые при строительстве различные цвета мрамора, делают первые два этажа темно-серыми, практически черными. Ближе к куполу (в верхних ярусах) стены словно отливают золотом.

Главная особенность этого удивительного сооружения заключается в гармоничном сочетании мусульманской и православной религий. На четырех больших медальонах арабской вязью нанесены имена пророка Мухаммеда, Аллаха и первых халифов. Между медальонами находится православная фреска с ликом Богородицы.

Огромное впечатление на всех туристов производит посещение второго этажа храма. Отсюда Собор Святой Софии (Стамбул) выглядит еще более величественным. Здесь можно полюбоваться красотой этого древнейшего строения. На втором этаже можно увидеть знаменитые мраморные ворота. В свое время именно они отделяли основное помещение Собора от императорских комнат.

Мозаики

Ценнейшим элементом внутреннего оформления храма являются древние мозаики. Специалисты условно делят их на три исторических периода:

  • IX век (начало);
  • IX-X века;
  • конец X века.

В 1935 году начались реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик. Историки особенно ценят изображение Божьей Матери (мозаичное), которое расположено на апсиде. Оно выполнена на золотом фоне. Одежды Богоматери темно-синего цвета. Это великолепное сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Удивительно хорошо сохранился апсид и алтарь, рядом с которыми можно видеть ложу султана. Во время богослужений здесь присутствовал правитель вместе с приближенными и сыновьями. Напротив была оборудована ложа для женщин из семейства султана. Важным элементом внутреннего убранства следует назвать огромные настенные панно, которые исполнены в классических для османской каллиграфии традициях.

К сожалению, на сегодняшний день мозаик сохранилось не очень много. На одной из них изображена Дева Мария с императором Иоанном II. В свое время этот правитель выделил огромные средства на строительство этого храма.

На что обратить внимание?

Место традиционной коронации императоров Византии - омфалион. Оно представляет собой мраморные окружности, расположенные на полу собора.

Плачущая колонна покрыта медью. В ней на небольшой высоте (на уровне роста человека) находится маленькое отверстие. Как гласит древняя легенда, если в отверстие вложить палец и загадать в этот момент желание, то оно сбудется непременно.

«Холодное окно» - еще одна достопримечательность древнего храма. Любопытно, что в самый жаркий день из этого окна дует прохладный, освежающий ветерок.

Среди мечети Айя-София следует отметить прекрасно сохранившийся михраб и алтарь в одной из апсид храма. Кроме того, к ним относится резной мраморный минбар, который был создан в XVI веке во времена правления султана Мурада III.

Туристов, наверняка заинтересует и отдельная ложа для муэдзина. Она обращена к Мекке - гробнице османских султанов. Большой интерес вызывает осмотр здания начальной школы, библиотеки, фонтана и центра для бедняков, которые построил султан Махмуд I в XVII веке.

Время работы

Если вы собираетесь поехать в Турцию, рекомендуем вам обязательно посетить Собор Святой Софии (Стамбул). Адрес этого удивительного памятника истории и архитектуры: Aya Sofya Sq., Sultanahmet, Istanbul, Turkey. Уверены, что вы останетесь довольны посещением этого великолепного сооружения.

Необходимо отметить, что своих посетителей ежедневно ждет Собор Святой Софии (Стамбул). Время работы немного меняется в зависимости от сезона. Летом (с 15.04 по 01.10) музей работает с 9.00 до 19.00, а зимой - с 9.00 до 17.00. Продажа билетов заканчивается летом в 18.00, зимой - в 16.00.

Стоимость посещения музея составляет тридцать турецких лир, а для юных посетителей (младше двенадцати лет) вход совершенно бесплатный. Курс лиры вы сможете уточнить в турагентстве непосредственно перед поездкой. Все, кто хочет посетить Собор Софии в Стамбуле, должны знать, что во время священного для всех мусульман месяца Рамадан храм не работает.

Как добраться?

Если вы собираетесь посетить музей самостоятельно (не в составе экскурсионной группы), то вам следует знать, как к нему добраться. Сделать это довольно просто, воспользовавшись городским транспортом. Вам понадобится автобус (маршрут Т4) либо скоростной трамвай (TR1). Остановка, которая вам нужна, называется «Султанахмет».

Желающие могут воспользоваться метро (Havalimani-Aksaray) от аэропорта Ататюрка до станции Zeytinburnu. Затем нужно пересесть в трамвай TR1, который и довезет вас до места. Если вы будете проживать в районе Сисли, то вам можно проехать на метро до станции Taksim.

(бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм - значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) - матерью всех православных христианских храмов в мире.


Благодаря собору Святой Софии, вернее, впечатлению, которое он произвел на русских послов, присланных в Византию князем Владимиром Красное Солнышко, Русь, может быть, и стала христианской в 988 году. По преданиям, русские послы, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, приехали под таким сильным впечатлением от увиденного, что назвали этот собор не просто великолепным храмом, а раем. Оно и неудивительно - величие Святой Софии поражает человеческое воображение и сегодня.

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий - император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали "Мегало Еклесия" - Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен - императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как , сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София - церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.


В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя - Айя-София - храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София - Святая Мудрость, Ая-Ирена - Святое Благодушие, Ая Динамис - Святая Сила.

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора , то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии - воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной : порфированные колонны Айя Софии - из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны - из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита - от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны - из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии - из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) - такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.


Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни - рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия - примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.


Император Юстиниан в день рождества - 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: "Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! " Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в . Только в 1935 году декретом Ататюрка - первого турецкого Президента - Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус .


Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному - великолепные слова о Святой Софии: "Купол на цепи подвязан к небесам..."


Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени...

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма - четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах - изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).


Ататюрк - первый Президент , великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.


Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть - в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша - михраб. Рядом с михрабом - ложа султана, напротив - место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мечетей - кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть - четыре минарета и полумесяц над куполом. Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались "инородными телами", "чужеродными включениями" на этой великой христианской святыне.


Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся...


Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене (его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно - отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а - вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью - в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой...

Собор Св. Софии в Стамбуле (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Турцию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов - центр притяжения для всех туристов, прибывающих в Стамбул . 1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

Цена билета: 60 TRY. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.

Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»

), возникает удивительное чувство - это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.

Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.

Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.

Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.

Красавица Святая София. Вехи истории

У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга - одна из самых «толстых» в мире.

История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части - византийский, османский, современный.

Византийская Святая София - Собор Премудрости Божией

Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.

В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.

В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία - большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии - Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус - здесь короновались правители.

В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий - Младший -(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.

И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα - Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы - патриции и плебеи. Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены. Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.

В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.

Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.

Строительство и его масштабы

Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.

Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора - Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы - пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же - по другую.

Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.

Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.

Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.

А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь - из храма Артемиды в Эфесе.

На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.

На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни - ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!

Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений - Проконес славился белоснежным, Ясос - красно-белым, Каристос - светло-зеленым, а Фригия - розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.

Для изготовления купола привезли глину с острова - она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.

Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени - через пять с половиной лет храм был готов.

В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».

С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.

Архитектурные секреты

Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора - купольную систему храма - я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им - величайшим архитекторам своей эпохи.

То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.

Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов. Например, «паруса» - сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).

Что же здесь особенного? Главный купол - чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг - 30 метров, образованная 40 радиальными арками.

В куполе столько же окон, сколько и арок - 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» - как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.

Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.

От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.

Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет - эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов - результата очень точных вычислений масштабных соотношений.

Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.

Для подробного ознакомления с архитектурой византийских (и не только) храмов можно почитать «Историю архитектуры» Огюста Шуази (Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture).

Безусловно, не последнюю роль в восприятии играет внутреннее убранство собора - его облицовка, мозаики, аксессуары. Об этом подробнее.

Мозаики

Мозаики собора можно разглядывать бесконечно. Самыми удивительными по красоте и мастерству считаются «Богоматерь с младенцем» и «Архангел Гавриил» - они украшаюют апсиду (место в храме, где находится алтарная часть) и виму (возвышение, трибуна, примыкающая к алтарю). Мозаики отличаются особым стилем исполнения - мягкостью лепки, игрой полутонов, отсутствием жестких линий, несмотря на то, что относятся они к самому раннему периоду становления македонской монументальной живописи (второй половине X века).

С точки зрения иконографии интересны мозаики периода правления императора Льва VI (конец IX-начало X века), когда фигурные композиции заменили изображение креста, украшавшее восточную стену нарфика в эпоху Юстиниана (нарфик или нартекса -входное помещение, которое примыкает к западной стороне храма).

Это изображения Иисуса Христа, полуфигуры Богоматери (слева), архангела Михаила (справа) и императора ЛьваVI, припадающего к ногам Вседержителя

Искусствоведы говорят, что на эту мозаику нужно смотреть снизу и на большом расстоянии - только так можно получить прямой угол со взглядом зрителя и достичь необходимого визуального эффекта.

Мозаики южного вестибюл я отличает более зрелый стиль, обусловленный, конечно же, более поздним периодом их создания, хотя разница в «возрасте» с их предшественницами составляет всего пятьдесят лет.

На мозаике люнеты (часть стены, выраженная аркой и располагающаяся над дверью или окном) над дверью из южного вестибюля в нарфик изображена Богоматерь с младенцем и два великих византийских императора - Константин и Юстиниан (вторая половина Х века).

На мозаике южной галереи - Христос на троне, а Константин Мономах и императрица Зоя подносят дары

Эту работу относят к началу ХI века.

В южной галерее также находятся две мозаичные иконы XII века, которые являются единственными представителями эпохи Комнинов, сохранившихся на территории Константинополя.

Это портрет императорской четы - Иоанна II Комнина и императрицы Ирины, расположенных по обе стороны от Богоматери и подносящих ей свои дары.

И Деисус, от первоначального облика которого, к сожалению, осталось лишь меньше половины.

Но даже по этим фрагментам можно увидеть уровень мастерства авторов. Специалисты сравнивают изображение с самыми совершенными образцами византийской живописи того времени - иконами Владимирской Богоматери и фресками Дмитриевского собора во Владимире.

Если вам интересны художественные, исторические, иконографические подробности, профессиональный взгляд, цифры, факты, исследования, можно почитать об этом в «Истории византийской живописи» В. Н. Лазарева.

Еще есть интересное исследование про реставрацию мозаик, правда, на английском языке: Mosaics of Hagia Sophia, Istanbul: The Fossati Restoration and the Work of the Byzantine Institute, Natalia B. Teteriatnikov.

Другие достопримечательности собора, оставшиеся с византийских времен

Находясь на нижнем уровне храма, обратите внимание на омфалион - место коронации императоров Византии.

Чтобы его найти, встаньте под центром купола и посмотрите направо. Это большой квадрат, выложенный цветным камнем, в центре его - круг, на который ставили трон для вновь провозглашенного императора.

По широкому проходу поднимитесь на второй ярус, который использовали церковные синоды и где совершали богослужение женщины. Обратите внимание на интересный наклон дороги - он был рассчитан специально для того, чтобы добиться максимальной плавности при движении, когда императрицу несли на паланкине (носилках на двух жердях).

С верхнего этажа вы сможете получше разглядеть мозаики, посмотреть на нижний уровень с двадцатиметровой высоты, обратить внимание на разницу в восприятии огромного пространства снизу и сверху.

Прогуляйтесь по верхним галереям и найдите Ложу императрицы , расположенную в центре западной галереи.

Отсюда ей открывался отличный вид для наблюдения за ритуалами и церемониями.

Проходя по северной галерее, подойдите к перилам и попробуйте найти на них «граффити» (в переводе с итальянского это слово обозначает «царапины»). Это вовсе не «хулиганство» наших современников, это скандинавские руны - следы, которые в IX веке оставили варяжские воины, видимо, хотели увековечить память о себе.

В южной галерее вы увидите массивную мраморную дверь , которую в свое время члены Синода использовали для входа и выхода в комнату собраний

Османская Айя-София - мечеть

1453 год был последним годом существования христианского Собора Святой Софии. По описаниям историков 29 мая 1453 года в нем состоялась последняя служба, во время которой в храм ворвались османы и разграбили его, не пощадив молящихся. Уже 30 мая Мехмед II приказал переделать Собор Святой Софии в мечеть.

На протяжение следующих пяти веков мечеть, получившая название Айя-София, так же, как и когда была христианским храмом, продолжала претерпевать изменения - ее восстанавливали после разрушений, реконструировали, добавляли одни и убирали другие элементы декора.

В первую очередь к собору пристроили минареты (сначала два наспех при Мехмеде II, затем еще два - при Селиме II и Беязиде II) и заштукатурили мозаики и фрески, в юго-восточную часть храма поместили михраб.

Заменили серебряные канделябры на железные, а позже, при Ахмете III, повесили огромную люстру, которая освещает собор по сей день.

Существенно изменился внешний вид уже в 16 веке, когда здание мечети было решено укрепить массивными контрфорсами.

В середине 19 века была произведена серьезная реставрация храма, которой занимались швейцарские архитекторы - братья Гаспар и Джузеппе Фоссати.

В 1935 году, под правлением Ататюрка, когда Турецкая республика была провозглашена светской, Айя-София обрела статус музея.

Ей возвратили фрески и мозаики, с которых были счищены многовековые слои штукатурки, а для мусульманских обрядов, проводимых сотрудниками музея, выделили небольшое пространство.

Достопримечательности османских времен

С момента превращения христианского собора в мечеть и на протяжение последующих пятисот лет почти каждый османский султан привносил в интерьер Айя-Софии что-то свое.

Каллиграфические надписи

Первое, что бросается в глаза - огромные круги и прямоугольные свитки с каллиграфическими надписями на фоне православной тематики.

Это крупнейшие каллиграфические панели в исламском мире, на них написаны имена пророков и первых халифов. Сделаны они из ослиной кожи.

Мраморные вазы

На первом ярусе у боковых нефов вы увидите огромные вазы, высеченные из цельного куска мрамора.

Они были привезены в Собор из в конце 16 века в период правления Мурада III и использовались для хранения воды - около 1250 литров в каждой.

Библиотека Махмуда I

В 1739 году по инициативе Махмуда II в соборе была построена библиотека. Эта комната, расположенная на первом ярусе в южной галерее, была богато и со вкусом украшена мрамором и изникской плиткой. Библиотека имела читальный зал, соединенный коридором с книгохранилищем. В его шкафах, сделанных из розового дерева, насчитывалось более 5000 книг. В наше время они все хранятся в библиотеке мечети Сулеймание под названием «Специальная коллекция Святой Софии».

На восточной стене библиотеки висит «тугра» - каллиграфическая подпись Махмуда I, который проявлял большой интерес к Святой Софии - помимо библиотеки он приказал отремонтировать собор, во дворе установить фонтан для омовений, на территории организовать столовую для бедных.

Ложа султана

Маленькая «комнатка», в которой султан мог участвовать в ритуалах, не будучи замеченным публикой. Высокие резные решетки укрывали его не только от глаз простого народа, но и от недоброжелателей - обеспечивали безопасность.

Ложа и правда напоминает золотую клетку - красивая резная шестигранная коробочка, водруженная на устойчивые подпорки. Нижняя часть ложи - мраморная ажурная панель, а верхняя - деревянная, покрытая золотом.

Решетки выполнены в турецком стиле, а несущие колонны - византийские.

Ранее ложа находилась на апсиде, имела другой внешний вид, но в 1847 году при реставрации храма братья Фоссати декорировали ее и перенесли туда, где она находится по сей день.

Загадочное холодное окно

У входа, предназначенного для султанов, было прорезано небольшое окошко. Удивление вызывает особый микроклимат, который образовался рядом с ним - в любую погоду, даже в самый жаркий и безветренный день, здесь всегда прохладно.

Плачущая колонна

Эта колонна имеет особенность - стены ее всегда влажные. Когда она начала «плакать», и когда ее стали так называть, доподлинно неизвестно, но сегодня она стала настоящим туристическим «аттракционом» - ведь люди во все времена верят в то, что, исполнив некий ритуал, они станут здоровее, богаче, счастливее.

История «волшебства» берет начало с византийских времен, когда на колонне висела икона Николая Чудотворца, к которой христиане приходили просить об исцелении.

После того, как храм был захвачен османами, икону сорвали, а на ее месте оказалось отверстие. Мусульмане придумали собственный ритуал - в это отверстие нужно вставить большой палец, остальными четырьмя очертить круг и загадать желание. Если палец станет влажным, желание сбудется. Ритуал актуален и сегодня. Вот такая история.

Где она находится? Вам не составит труда ее найти - где очередь, там и колонна.

Некоторые цифры

Часто наше впечатление от визуального восприятия помогают дополнить цифры и факты. Вот некоторые измерения и подсчеты:

  • площадь собора - 7570 кв.м;
  • высота от пола до вершины купола 55,6 м;
  • колонны: всего 104, в нижней галерее 40, в верхней 64;
  • диаметр купола: 31,87 метр - с севера на юг, 30,87 - с востока на запад;
  • количество окон в куполе - 40;
  • вместительность 100 000 человек;
  • диаметр каждого круга с каллиграфическими надписями -7,5 метров.

Было в византийские времена:

  • 6000 огромных канделябров;
  • 6000 переносных подсвечников;
  • каждый переносной подсвечник весил 45 кг.

Современная Святая София - Айя София - музей

Сегодня ведется огромное количество дискуссий на тему принадлежности собора и возврата его христианскому миру. Пока ведутся диспуты, Айя-София продолжает оставаться музеем мирового значения, удивительным образом сочетающая в себе элементы разных эпох, мировоззрений и культур.

Каждый год сюда приходит около трех миллионов человек.

Начать осмотр музея можно с западного сада, в котором собраны остатки колонн и другие фрагменты первых двух церквей, найденные в ходе раскопок, проводимых Стамбульским Институтом археологии.

Потом пройти внутрь, осмотреть все, что вас заинтересовало, на выходе зайти в бывший баптистерий собора, где теперь находится мавзолей Мустафы I и Ибрагима.

И в завершение посмотреть на мавзолей султана Селима II - произведение гениального Мимара Синана, мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, которые находятся на небольшой отдельной территории слева от выхода из баптистерия.

Как добраться

Музей Айя-София находится в самом сердце исторической части города - в районе Султанахмет.

Сюда можно доехать на трамвае ветки Т1, которая проложена практически через весь центр и соединяет район Зейтинбурну и Кабаташ.

Вам нужна остановка «Sultanahmet. Blue Mosque» - название еще одной знаменитости, Голубой мечети.

Выйдя из трамвая, вы окажетесь точно напротив мечети, а слева от нее примерно в пятистах метрах находится Айя-София. Ее трудно не заметить.

Время работы

Музей работает:

  • с 15 апреля по 25 октября с 9.00 до 19.00, кассы и вход в музей закрываются в 18.00;
  • с 25 октября по 15 апреля с 9.00 до 17.00, кассы и вход в музей закрываются в 16.00.

Учитывайте, что практически всегда в музей есть очередь как минимум на 15 минут, в туристический сезон можно простоять и час. Рассчитывайте свое время, не откладывайте визит на вечер.

Также имейте в виду, что:

  • с мая 2016 года музей закрыт по понедельникам;
  • вы не сможете посетить музей в первый день Рамадана и в дни проведения Фестивалей Жертвоприношений (Sacrifice Festivals).

Стоимость билетов и способ их покупки

Обычный полный билет стоит около 12 евро или 14 долларов (40 TL).

Студентам льгот нет.

Бесплатно могут пройти:

  • турецкие дети до 18 лет;
  • дети иностранных граждан до 12 лет;
  • граждане Турецкой Республики старше 65 лет;
  • инвалиды и один сопровождающий;
  • солдаты и сержанты;
  • владельцы карт COMOS, UNESCO, ICOM;
  • студенты, обучающиеся в Турции по программам обмена (например, Erasmus) при предъявлении контракта.

Купить билет можно:

Вход на территорию захоронений султанов свободный.

Что посмотреть рядом

Рядом, конечно же, много всего интересного - и Голубая мечеть, и Дворец Топкапы, и Археологический музей, и музей исламского и турецкого искусства, и еще много чего.

Но раз уж в этом тексте речь идет о главной достопримечательности византийского православия, дабы не смешивать все вместе, назову лишь пару тематических мест.

Собор Святой Ирины

Выйдя из Айя-Софии прогуляйтесь в сторону дворца Топкапы, буквально в пяти минутах ходьбы вы увидите еще один собор, который совсем недавно открыли для посетителей.

Это один из старейших храмов Константинополя - Собор Святой Ирины, который после строительства Святой Софии был объединен с нею.

Сейчас там еще вовсю ведутся реставрационные работы, и лично мне очень понравилась идея открытия собора-музея для посещения на раннем этапе его восстановления.

Кучук Айя-София (Малая Святая София)

Я уже писала, что пятью годами раньше начала строительства Святой Софии ее архитекторы Анфимий и Исидор построили храм Великомучеников Сергия и Вакха. Юстиниан его очень любил и пригласил тех же зодчих повторить его образ в более крупном масштабе, поэтому в сходстве соборов нет ничего удивительного.

В период Бейязида II османы превратили храм Сергия и Вакха в мечеть и дали ей название «Кучук Айя-София», что значит «Маленькая Святая София».

Если вы пройдете от музея Айя-София в сторону Голубой мечети, затем будете двигаться вниз в сторону моря,

вы попадете в довольно тихое место. Лично мне здесь очень нравится.

Зайдите во двор, познакомьтесь с его «обитателями».

А потом пройдите внутрь.

Мозаики все еще покрыты штукатуркой, внутреннее убранство скучновато, здесь нет ничего такого, от чего захватывает дух.

Но мне было любопытно сравнить собор с его «младшей сестрой», и впечатления остались довольно интересные. Зайдите, проверьте, это не займет слишком много времени.

Музей мозаики

И, если хотите дополнить художественный образ древнего Константинополя, зайдите в музей византийской мозаики, который находится на месте бывшего Большого Дворца императоров, буквально за Голубой мечетью.

Великолепные византийские мозаики были обнаружены при раскопках Большого Императорского дворца, но это уже другая история...

После музея

Лично я не люблю смешивать впечатления и сваливать их в одну кучу, поэтому после Святой Софии и близлежащих (в первую очередь, тематически) достопримечательностей рекомендую просто неспешно прогуляться.

Если ваша «экскурсия» закончилась у Кучук Айя-Софии, то можно спуститься к морю, пройтись по набережной и заглянуть в один из рыбных ресторанов на пристани Кумкапы. Здесь очень спокойно, народу немного, всегда свежая и вкусная еда, очень приятное обслуживание - независимо от того, закажете ли вы полный обед или просто выпьете чашку кофе, вам уделят одинаково достойное внимание. Цены немного ниже, чем в туристическом центре города.

Если же вы остались около Айя-Софии, то прогуляйтесь вдоль трамвайных путей в сторону Эминёню. Здесь можно поглазеть на витрины маленьких магазинчиков, за 0.9 евро или 3 TL «отвоевать» мороженое (дондурму) у веселого продавца

посмотреть, как готовят манты и гёзлеме турецкие женщины в ресторане Han и соседнем Ela Sofia.

Конечно, вы можете их тут же и отведать. Мы заходили в этот ресторанчик ради интереса. Вкусно? да. Дорого? Да.

Нужно сказать, что здесь поесть бюджетно будет более проблематично, чем у моря, поэтому, если вы голодны, но не хотите тратить много денег и времени, дойдите до пристани Эминёню.

Любители рыбы могут попробовать знаменитый «балык экмек» - рыба в хлебе. Свежевыловленную сардинку обжаривают при вас и кладут в хрустящий хлеб, щедро добавив зеленый салат и лук 0.9 евро (3 TL), а рядом можно купить стаканчик с маринованными овощами за ту же цену.

Если вы не едите рыбу, то вам подойдут любимые стамбульцами «тефтельные» (или «котлетные»?). Здесь все быстро, вкусно, недорого. Такие заведения называются «köftecisi», они бывают подороже, такие, например, как на фото ниже.

Есть и попроще, туда в основном ходят местные жители. Качество еды везде одинаково хорошее.

Если же вы не голодны, замечательным завершением прогулки будет парк Гюльхане. Вход в него (бесплатный) находится сразу за чередой магазинчиков и кафе, мимо которых вы проходили вдоль трамвайных путей.

а можно просто погулять, помечтать, усвоить новые впечатления,

подняться на возвышенность и полюбоваться городом.

Желаю удачи в путешествии!

Есть что добавить?