Анатомо физиологические особенности верхних дыхательных путей. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей

Особенности строения и функции носовой полости, глотки, евстахиевой трубы, надгортанника, гортани, трахеи, бронхов, легких Грудная клетка, диафрагма и средостение Функциональные особенности Острый ринит, острый средний отит, ангина, хронический тонзиллит, острый ларингит: понятие, этиология, патогенез, клиническая картина, лечение, уход Бронхит, пневмония, бронхиальная астма: понятие, этиология, формы, критерии диагностики, лечение, уход, профилактика

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания

Систему органов дыхания составляют воздухопроводящие пути и аппарат газообмена. К верхним дыхательным путям относятся полость носа, глотка и гортань, к нижним - трахея и бронхи. Газообмен между атмосферным воздухом и кровью осуществляется в легких.

Органы дыхания к моменту рождения ребенка морфологически несовершенны. В течение первых лет жизни они интенсивно растут и дифференцируются. К 7 годам формирование органов дыхания заканчивается и в дальнейшем происходит только увеличение их размеров.

Особенностями морфологического строения органов дыхания являются: 1) тонкая, легкоранимая слизистая; 2) недостаточно развитые железы; 3) сниженная продукция иммуноглобулина А и сурфактанта; 4) богатый капиллярами подслизистый слой, состоящий преимущественно из рыхлой клетчатки; 5) мягкий, податливый хрящевой каркас нижних отделов дыхательных путей; 6) недостаточное количество в дыхательных путях и легких эластической ткани.

Носовая полость. Нос у детей первых трех лет жизни мал, полости его недоразвиты, носовые ходы узкие, раковины толстые. Нижний носовой ход отсутствует. Он формируется к 4 годам. При насморке у маленьких детей легко возникает отек слизистой, что приводит к непроходимости носовых ходов, затрудняет сосание груди, вызывает одышку.

Пещеристая ткань подслизистой оболочки носа развита недостаточно, этим объясняются редкие носовые кровотечения. Придаточные пазухи носа к рождению ребенка не сформированы. Однако в раннем детском возрасте могут развиваться синуситы. Слезно-носовой проток широкий, что способствует проникновению инфекции из носа в конъюнктивальный мешок.

Глотка. У детей раннего возраста сравнительно узка и мала.

Евстахиева труба. Короткая и широкая, расположена более горизонтально, чем у детей старшего возраста, отверстие ее находится ближе к хоанам. Это предрасполагает к более легкому инфицированию барабанной полости при рините.

Надгортанник. У новорожденного мягкий, легко сгибается, теряя при этом способность герметично прикрывать вход в трахею. Этим частично объясняется большая опасность аспирации содержимого желудка в дыхательные пути при рвоте и срыгива- нии. Неправильное положение и мягкость хряща надгортанника может быть причиной функционального сужения входа в гортань и появления шумного (стридорозного) дыхания.

Гортань. Расположена выше, чем у взрослых, поэтому ребенок, лежа на спине, может глотать жидкую пищу. Гортань имеет воронкообразную форму. В области подсвязочного пространства отчетливо выражено сужение. Диаметр гортани в этом месте у новорожденного всего 4 мм и увеличивается с возрастом медленно - к 14 годам составляет 1 см. Узкий просвет гортани, легко возникающие отек подслизистого слоя, спазм гладкой мускулатуры из-за обилия нервных рецепторов в подсвязочном пространстве могут привести при респираторной инфекции к стенозу (сужению) гортани.

Трахея. У новорожденного ребенка относительно широкая, поддерживается незамкнутыми хрящевыми кольцами и широкой мышечной мембраной. Сокращение и расслабление мышечных волокон изменяют ее просвет. Трахея очень подвижна, что наряду с меняющимся просветом и мягкостью хрящей приводит к ее спадению на выдохе и является причиной экспираторной одышки или грубого хрипящего дыхания (врожденный стридор). Симптомы стридора исчезают к двум годам, когда хрящи становятся более плотными.

Бронхиальное дерево. К моменту рождения ребенка сформировано. Бронхи узкие, их хрящи мягкие и податливые, так как основу бронхов, так же как и трахеи, составляют полукольца, соединенные фиброзной пленкой. У детей раннего возраста угол отхождения обоих бронхов от трахеи одинаков и инородные тела могут попадать как в правый, так и в левый бронх. С возрастом угол меняется - инородные тела чаще обнаруживаются в правом бронхе, так как он является как бы продолжением трахеи.

В раннем возрасте бронхиальное дерево выполняет очистительную функцию недостаточно. Механизмы самоочищения - волнообразные движения мерцательного эпителия слизистой бронхов, перистальтика бронхиол, кашлевой рефлекс - развиты намного слабее, чем у взрослых. Гиперемия и отечность слизистой оболочки, скопление инфицированной слизи значительно сужают просвет бронхов вплоть до полной их закупорки, что способствует развитию ателектазов и инфицированию легочной ткани. В мелких бронхах легко развивается спазм, что объясняет частоту бронхиальной астмы и астматического компонента при бронхитах и пневмониях в детском возрасте.

Легкие. У новорожденного ребенка легкие недостаточно сформированы. Терминальные бронхиолы заканчиваются не гроздью альвеол, как у взрослого, а мешочком, из краев которого формируются новые альвеолы. Количество альвеол и их диаметр увеличиваются с возрастом. Нарастает и жизненная емкость легких. Межуточная (интерстициальная) ткань в легком рыхлая, содержит очень мало соединительнотканных и эластических волокон, богата клетчаткой и сосудами. В связи с этим легкие ребенка раннего возраста более полнокровны и менее воздушны, чем у взрослого. Бедность эластических волокон способствует легкости возникновения эмфиземы и ателектазированию легочной ткани. Склонность к ателектазу усиливается из-за дефицита сурфактанта. Сурфактант представляет собой поверхностно-активное вещество, покрывающее тонкой пленкой внутреннюю поверхность альвеол. Он препятствует их спадению на выдохе. При дефиците сурфактанта альвеолы недостаточно расправляются и развивается дыхательная недостаточность.

Ателектазы наиболее часто возникают в задненижних отделах легких из-за их слабой вентиляции. Развитию ателектазов и легкости инфицирования легочной ткани способствует застой крови в результате вынужденного горизонтального положения ребенка грудного возраста.

Паренхима легкого у детей раннего возраста способна разрываться при относительно небольшом увеличении давления воздуха в дыхательных путях. Это может произойти при нарушении техники проведения искусственной вентиляции легких.

Корень легкого состоит из крупных бронхов, сосудов и лимфатических узлов. Лимфатические узлы реагируют на внедрение инфекции.

Плевра хорошо снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами, относительно толстая, легкорастяжимая. Париетальный листок плевры слабо фиксирован. Скопление жидкости в плевральной полости вызывает смещение органов средостения.

Грудная клетка, диафрагма и средостение. Диафрагма расположена высоко. Ее сокращения увеличивают вертикальный размер грудной полости. Ухудшают вентиляцию легких условия, затрудняющие движение диафрагмы (метеоризм, увеличение размеров паренхиматозных органов).

Податливость детской грудной клетки может привести к парадоксальному втяжению межреберий во время дыхания.

В различные периоды жизни дыхание имеет свои особенности.

1. Поверхностный и частый характер дыхания. Частота дыхания тем больше, чем моложе ребенок. Наибольшее число дыханий отмечается после рождения - 40-60 в 1 мин, что иногда называют физиологической одышкой новорожденного. У детей 1-2 лет частота дыхания составляет 30-35, в 5-6 лет - около 25, в 10 лет - 18-20, у взрослых - 15-16.

Отношение частоты дыхания к частоте пульса составляет у новорожденных 1: (2,5-3); у детей других возрастов - 1: (3,5^1); у взрослых -1:4.

  • 2. Аритмия дыхания в первые 2-3 недели жизни новорожденного. Она проявляется неправильным чередованием пауз между вдохом и выдохом. Вдох значительно короче выдоха. Иногда дыхание бывает прерывистым. Это связано с несовершенством функции дыхательного центра.
  • 3. Тип дыхания зависит от возраста и пола. В раннем возрасте отмечается брюшной (диафрагмальный) тип дыхания, в 3-4 года грудное дыхание начинает преобладать над диафрагмальным. Разница в дыхании в зависимости от пола выявляется с 7-14 лет. В период полового созревания у мальчиков устанавливается брюшной, у девочек - грудной тип дыхания.

Для исследования функции дыхания определяют частоту дыхания в покое и при физической нагрузке; измеряют размеры грудной клетки и ее подвижность (в покое, во время вдоха и выдоха), определяют газовый состав и кислотно-щелочное состояние крови. Детям старше 5 лет проводят спирометрию.

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы, несовершенство иммунитета, наличие сопутствующих заболеваний, влияние факторов внешней среды объясняют частоту и тяжесть заболеваний органов дыхания у детей.

СЕМИОТИКА И СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

Заболевания органов дыхания у детей являются самой частой причиной обращаемости в детскую поликлинику (около 40%), а в детских соматических отделениях надолю больных с заболеваниями органов дыхания приходится 40-65%.

В систему дыхания входят нос, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и ткань легких. Легкие функционально связаны со всеми другими системами организма и, прежде всего, с сердечно-сосудистой и нейро-гуморальной. Помимо своей основной функции - снабжение клеток тканей и органов кислородом легкие участвуют в основных видах обмена - белковом, жировом, углеводном, водно-солевом, обладают барьерно-дезинтоксикационной, теплорегулирующей, всасывательной, нервно-рефлекторной функциями. Вот почему заболевания легких, несмотря на кажущуюся локализованность, представляют собой страдание всего организма.

Дыхательный аппарат ребенка раннего возраста имеет ряд морфологических особенностей, ставящих его в относительно неблагоприятные условия при выполнении важнейшей функции организма – функции дыхания.

Эмбриогенез.

1. В развитии органов дыхания выделяют 3 стадии :

· железистая стадия - с 5 до 16 нед. внутриутробного развития формируется нос, носоглотка, бронхиальное дерево;

· каналикулярная стадия – с 16 недели начинается образование просвета в бронхах и закладываются респираторные бронхиолы;

· альвеолярная стадия - с 24 недели происходит развитие основной массы альвеолярных ходов и альвеол.

2. С 7 месяца внутриутробного развития в формирующихся респираторных отделах синтезируется сурфактант – поверхностно активное вещество, препятствующее слипанию альвеол. В связи с этим считается, что недоношенные дети могут выжить, если рождаются не ранее указанного срока. При отсутствии или нехватке сурфактанта (например, у недоношенных детей) развивается синдром дыхательной недостаточности (респираторный дистресс-синдром новорожденных).

3. К рождению ребенка дыхательные пути (гортань, трахея, бронхи и ацинусы) заполнены жидкостью, которая представляет собой продукт секреции клеток дыхательных путей. Она содержит незначительное количество белка и обладает низкой вязкостью, что облегчает её быстрое всасывание сразу же после рождения с момента установления дыхания.

Основные физиологические параметры функции дыхания

Частота дыхания:

новорождённый – 40 в 1мин.



6 месяцев - 35 в I минуту,

1 год - 30 в 1минуту,

4- 6 лет - 25 в 1 минуту,

10-14 лет - 16-20 в 1 минуту.

Физиологическая одышка (тахипноэ) новорожденного обусловлена малой глубиной дыхательных движений (малый дыхательный объем) при высокой напряженности окислительно-восстановительных процессов. При возникновении различных воспалительных процессов в легких, в результате которых уменьшается их дыхательная поверхность, одышка может возрастать до 70-100 в минуту. Частота дыханий зависит не только от возраста, но и от состояния здоровья ребенка, температу­ры окружающей среды, " интенсивности физических нагрузок, степени тренированности и так далее.

"Диафрагмальный" тип дыхания сохраняется вплоть до второй половины 1-го года жизни. По мере роста ребенка грудная клетка удлиняется книзу, ребра принимают косое положение и тип дыхания становится смешанным (грудо-брюшное дыхание). В связи с раз­витием мышц плечевого пояса (3-7 лет) начинает преобладать грудное дыхание и к 7 годам оно становится преимущественно грудным. С 8-10 лет устанавливается половое различие в типе дыхания; у мальчиков преимущественна диафрагмальный, а у девочек - грудной.

Глубина дыхания, или дыхательный объём у детей значительно меньше, чем у взрослых.

У новорожденных она составляет 30 мл,

К 1 году – 70 мл,

К 5 годам - 150 мл,

К 10 годам - 230-300 мл,

К 15 годам - 300-700 мл.

Минутный объем дыхания составляет у новорожденных 600 мл, в 3 месяца - 1100 мл, в 6 месяцев - 1500 мл, в 1 год - 2200 мл, в 6 лет - 3200 мл, в 11 лет - 4200 мл, к 14 годам - 4500-5000 мл. Благодаря большей частоте дыхания на 1 кг массы тела минутный объём дыхания значительно выше у детей, особенно раннего возраста, чем у взрослых.

Жизненная емкость легких - количество воздуха, максимально выдыхаемого после максимального вдоха. Поддается измерению с 4-5 летнего возраста и составляет в 4 года - 1100 мл, в 6 лет - 1200 мл, в 10 лет - 1700 мл, в 14 лет - 2500 мл.



ПЛАН И МЕТОДИКА ОБЪЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Исследование органов дыхания у детей состоит из расспроса и объективного исследования.

Расспрос включает в себя анализ жалоб, анамнеза жизни и болезни.

Анализируя жалобы, следует, прежде всего, подразделить их на:

1. Жалобы общетоксического характера, т.е. обусловленные общим инфекционным токсикозом при острых воспалительных заболеваниях дыхательной системы вирусной или микробной этиологии:

Повышение тем­пературы тела, озноб, изменение самочувствия и поведения ребенка, ухудшение сна, аппетита, появление головных болей, судорог, потери сознания.

2. Жалобы, обусловленные хронической интоксикацией , развивающейся
при длительно протекающих воспалительных заболеваниях дыха­тельной системы: вялость, утомляемость, раздражительность, голов­ные боли, плохой сон, повышенная потливость, замедление темпов физического развития.

3. Жалобы "специфические" для заболеваний органов дыхания. Каждая такая жалоба является одновременно симптомом, особенности которого позволяют более точно определить локализацию, а иногда, этиологию и патогенез патологического процесса. Поэтому жалобы всесторонне обсуждаются с ребенком и его родителями.

1. Кашель характеризуется:

ü по громкости и тембру (лающий, хриплый, приступооб разный, сухой, мучительный, влажный);

ü по времени появления <ночью, днем, в течении всех су­ток) ;

ü по продолжительности (постоянный, периодический);

ü по наличию или отсутствию мокроты и по характеру мок роты (количество, цвет и запах).

2. При наличии насморка уточняется характер выделений из
носа (серозные, слизистые, слизнсто-гнойные, гнойные, сукровичные,
с прожилками крови). Затруднение носового дыхания может быть постоянным или периодическим.

3.Одышка может беспокоить ребенка в покое или возникать лишь при физической нагрузке, сопровождаться затруднением в основ­ном вдоха или выдоха (инспираторная, экспираторная, смешанная и т.д.) .

4. Боли в грудной клетке характеризуются по локализации, субъектив­ным ощущениям больного (ноющие, колющие и т.д.), интенсивности, продолжительности, иррадиации, связи с актом дыхания, кашлем или положением тела.

Анамнез жизни, в первую очередь имеет целью выяснить наследс­твенные и конституциональные особенности семьи ("предрасположенность" к заболеваниям органов дыхания), состояние здоровья родителей, их профессиональные вредности, акушерский анамнез матери, наличие осложнений беременности данным ребенком, что в ряде случаев позво­ляет предположить наследственный характер патологии органов дыха­ния (например, муковисцидоз, бронхиальная астма) или респираторную эмбриофетопатию (пороки развития, внутриутробная пневмония и др.).

Большое значение имеют сведения о доношенности и зрелости ребенка к моменту рождения, что позволяет судить о морфофункциональной зрелости органов дыхания и системы сурфактанта. Общеизвестно, что именно у недоношенных новорожденных детей чаще бывает синдром дыхательных расстройств (СДР) вследствие ателектазов легких, нали­чия гиалиновых мембран и т.д., о чем говорилось выше.

Указания на осложненное течение родов (особенно затяжные роды с длительным безводным периодом вследствие раннего излития околоп­лодных вод) и на наличие анте- интранатальной гипоксии плода также позволяют вскрыть причину СДР и пневмонии у недоношенных детей.

Для детей более старшего возраста имеют значение данные о ха­рактере вскармливания и уходе, материально-бытовых условиях жизни, наличии фоновых заболеваний (рахит, дефицитная анемия, дистрофии, аномалии конституции), динамики физического развития, что косвенно свидетельствует о состоянии иммунологической реактивности организ­ма ребенка.

Особое внимание следует уделить указаниям на наличии у ребен­ка аллергических реакций (пищевая аллергия, респираторный аллергоз, аллергические дерматиты и т.д.), так как назтом фоне у ребенка может развиться обструктивный синдром.

И, наконец, сведения о контактах с инфекционными больными – в семье, детском коллективе, по месту жительства позволяют предположить этиологию заболевания (респираторные вирусные инфекции, пневмония, туберкулез, корь, коклюш и др.).

Анамнез заболевания включает в себя сведения о давности заболевания, последовательности развития симптомов, предшествовавшем обследовании и лечении.

Общий осмотр начинают с оценки сознания, положения, физического развития. Сознание ребенка может быть нарушено при остром инфекционном токсикозе и при тяжелой гипоксии в связи с отеком и на­буханием головного мозга. Нередко при этом бывают и судороги. Пассивное положение больного в постели обычно обусловлено тяжестью состояния, а вынужденное положение с опорой характерно для бронхиальной астмы. Затем проводят осмотр лица, шеи, грудной клетки, ко­нечностей. При осмотре лица обращают внимание на то, как дышит ребёнок ртом или носом, есть ли выделения из носа, какого они характера, нет ли гиперемии и изъязвлений кожи в области носа. Важно отметить цвет кожи лица и губ, т.е. наличие бледности и циано­за, акроцианоза, периорального цианоза, степени его выраженности, постоянства или появление при сосании, крике ребенка, физическом напряжении. После этого оценивается голос, который может быть осипшим, с носовым оттенком, грубым, низким, может отмечаться афо­ния - отсутствие голоса, характеризуем крик ребенка, кашель.

Осмотр грудной клетки необходимо проводить в строгой последо­вательности. Сначала нужно дать оценку формы грудной клетки, рас­положение ключиц, надключичных и подключичных ямок, лопаток, затем охарактеризовать тип дыхания (грудной, брюшной, грудо-брюшной), его ритм и частоту, соотношение частоты дыхания с частотой пульса. Необходимо проследить во время дыхания за симметричностью движения лопаток с обеих сторон грудной клетки, обратить внимание на выбуханне или втяжение межреберий, западение или выбухание одной половины грудной клетки, наравномерность участия грудной клетки и вспомогательных мышц в акте дыхания. Подсчет числа дыхания производится, либо на глаз, либо рукой, положенной на грудь или живот, у новорожденных и грудных детей подсчет числа дыханий может быть проведен путем поднесения стетоскопа к носу ребенка (лучше во вре­мя сна) .

Необходимо отметить наличие или отсутствие сосудистых изменений на кожных покровах грудной клетки: расширение мелких капилляров в межлопаточном пространстве и на передней поверхности грудной клетки в виде "жучков" и "паучков" (симптом Киселя при хронических бронхолегочных воспалительных процессах). От изменений формы грудной клетки, обусловленной патологией системы дыхания необходимо отличать деформации, связанные с пороками ее развития и рахитом.

При осмотре конечностей обращаем внимание на форму пальцев - концевые фаланги могут быть в виде "барабанных палочек", а ногти в виде "часовых стекол", что является обычно следствием хронической гипоксии и встречается не только при хронических бронхолегочных заболеваниях, но и при врождённых пороках сердца "синего" типа.

Пальпация, как метод исследования применяется для уточнения некоторых данных, отмеченных при осмотре (формы грудной клетки, ее размеров, частоты дыхательных движений), выявления локальной или разлитой болезненности и эластичности (резистентности) грудной клетки, исследования состояния кожи - влажности, отечности, гиперестезии, определения голосового дрожания, шума трения плевры, шума плеска жидкости в плевральной полости.

Эластичность грудной клетки определяют путем сдавливания её обеими руками спереди назад или с боков.

Дыхательную экскурсию и отставание одной половины грудной клетки при дыхании можно определить, держа концы указательных пальцев у углов лопаток.

Методом пальпации определяется ширина эпигастрального угла, при этом ладонные поверхности больших пальцев плотно прижимают к реберной дуге, а концы их упираются в мечевидный отросток.

Пальпация позволяет установить локализацию боли в грудной клетке, ее распространенность, степень болезненности.

Необходимо определить симметричность толщины кожной складки в подлопаточном пространстве (симптом Филатова - утолщение кожной складки из-за отека мягких ткани грудной клетки на стороне поражения).

Голосовое дрожание определяетя с 5-7-летнего возраста. Методика определения голосового дрожания такая же как у взрослых: руки накладывают на симметричные участки грудной клетки и просят произнести - "тридцать три, сорок три, сорок четыре". У детей грудного и раннего возраста голосовое дрожание определяют при плаче или крике. В основе этого симптома лежат колебания грудной клетки, обусловленные вибрацией голоса. В норме голосовое дрожание над симметричными участками грудной клетки проводится одинаково,

но над верхними участками несколько сильнее, а над нижними - слабее. При патологических состояниях органов дыхания голосовое дрожание может быть усиленным, ослабленным или даже совсем не определяется.

Перкуссия. Различают перкуссию опосредованную и непосредственную. При перкуссии большое значение приобретает правильное положение ребенка, (симметричное положение обеих половин грудной клетки), плечи находится на одном уровне, положение лопаток должно быть одинаковым с обеих сторон.

Опосредованная перкуссия: средний палец левой руки, служащий в качестве плессиметра, должен плотно прилегать к исследуемой по­верхности. Удары производятся по средней фаланге среднего пальца левой руки. Детям, как правило, проводится тихая, негромкая перкуссия. Удары проводятся по межреберьям или ребрам.

Различают топографическую и сравнительную перкуссию легких. Исследование легких обычно начинают со сравнительной перкуссии, позволяющей выявить различие перкуторного звука на симметричных участкax грудной клетки и дать общую характеристику звука. Она всегда проводится в определенной последовательности. Сначала сравнивают перкуторный звук над верхушками легких спереди. Палец-плессиметр в данном случае кладут параллельно ключице. Затем паль­цем-молоточком наносят удары по ключице, которая заменяет плессиметр, при перкуссии легких ниже ключиц палец-плессиметр кладется в межреберные промежутки параллельно ребрам на строго симметричных участках правой и левой половин грудной клетки. По среднеключичным линиям и медиальнее их перкуторный звук сравнивается только до уровня II-III ребра, ниже которого слева находится левый желудочек сердца, изменяющий перкуторный звук. Для проведения сравнительной перкуссии в подмышечных областях больной должен поднять руки вверх и заложить ладони за голову. Сравнительная перкуссия легких сзади начинается с надлопаточных областей, палец-плессиметр устанавливают горизонтально. При перкуссии межлопаточных областей больной скрещивает руки на груди и тем самым отводит лопатки кнаружи от позвоночника, палец-плесcиметр ставят вертикально (параллельно позвоночнику). Ниже углов лопаток палец-плессиметр снова прикладывают параллельно ребрам.

При сравнительной перкуссии легких здорового человека перкуторный звук оценивается как ясный легочный, но может быть не сов­сем одинаковой силы, продолжительности и высоты над некоторыми участками легких. Пер­куторный звук более тихий и короткий определяется:

1) над правой верхушкой, так как она располагается несколько ниже левой верхушки за счёт более короткого правого верхнего бронха с одной стороны и большего развития мышц правого плечевого пояса;

2) во втором межреберье слева за счет более близкого paсположения сердца;

3) над верхними долями легких по сравнению с нижними долями в результате различной толщины воздухосодержащей легочной ткани;

4) в правой подмышечной и подлопаточной областях по сравнению с левой вследствие близости печени. Разность перкуторно­го звука здесь обуславлена также тем, что слева к диафрагме и легкому примыкает желудок, дно которого заполнена воздухом и при перкуссии дает громкий тимпанический звук.

В патологических условиях перкуторный звук может быть более низким или укороченным, вплоть до "бедренной тупости", что зависит от степени снижения воздушности легочной ткани. Более высокий перкуторный тон (тимпанический, вплоть до коробочно­го) обусловлен повышением воздушности легких или наличием в легких воздушных полостей.

Топографическая перкуссия применяется для определения границ легких и подвижности нижнего края легких. При этом палец ставится параллельно искомой границе. Положение верхних границ легких, или верхушек, определяют как спереди, так и сзади. У детей до дошкольного возраста она не определяется, так как верхушки легких не выходят за ключицу. Для определения высоты стояния верхушек над ключицами палец-плессиметр ставят параллельно ключицам науровне её середины и перкутируют вверх и немного кнутри, до появления притупления. У старших детей и у взрослых они выступают над ключи­цами на 2-4 см. Сзади перкуссию верхушек легких ведут от spinа scapulae по направлению к остистому отростку VII шейного позвонка. В норме высота стояния верхушек сзади находится примерно на уровне остистого отростка YII шейного позвонка.

Для определения нижних границ легких перкуссию производят сверху вниз по условно проведенным вертикальным топографическим линиям. Сначала определяют нижнюю границу правого легкого спереди по следующим линиям:

Таблица 1

У детей грудного возраста нижняя граница легких может распо­лагаться на одно ребро выше за счет относительно большей печени и высокого стояния диафрагмы.

У старших детей определяют подвижность (экскурсию) легочного края . С помощью перкуссии находят нижнюю границу лёгких по средней подмышечной или задней подмышечной линии. Затем просят больного глубоко вдохнуть и задержать дыхание и определяют стояние нижнего края легкого. После этого определяют нижнюю границу лёгких на выдохе, для чего просят больного выдохнуть и задержать дыхание.

О подвижности нижнего края лёгких у детей раннего возраста можно судить во время плача или крика.

При помощи перкуссии можно определить и состояние лимфатичес­ких узлов в области корня легкого:

1) симптом Кораньи - проводится непосредственная перкуссия по остистым отросткам, начиная с Тг VII - VIII снизу вверх. В норме притупление перкуторного звука определяется на уровне Tr II у детей раннего возраста, на уровне Tr IV у старших детей. В этом случае симптом Кораньи считается отрицательным. В случае появления при­тупления ниже уровня указанных позвонков симптом считается положительным и говорит об увеличении бифуркационных лимфатических узлов и бронхиальных лимфатических узлов корня легкого.

2) симптом чаши Философова – проводится громкая перкуссия в I-II межреберьях с обеих сторон по направлениию к грудине, при этом палец-плессиметр располагается параллельно грудине. В норме притупление отмечается на грудине. В этом случае симптом счита­ется отрицательным. В случае появления притупления на некотором расстоянии от грудины симптом будет считаться положительным (при увеличении лимфатических узлов переднего средостения).

3) симптом Аркавина - проводится перкуссия по передней подмышечной линии снизу вверх по направлению к подмышечной впадине. В норме укорочения не наблюдается (симптом отрицательный). В случае увеличения лимфатических узлов корня легкого отмечается укорочение перкуторного звука и симптом считается положительным. Следует пом­нить, что если палец-плессиметр будет наложен на край большой грудной мышцы, то мы можем получить притупление перкуторного звука, что ошибочно будет расценено как. положительный симптом Аркавина.

4) симптом Филатова – укорочение звука спереди в области рукоятки грудины.

Аускультация легких , как и перкуссия, проводится по опреде­ленному плану: стетоскоп или фонендоскоп ставят в строго симметричных точках правой и левой половин грудной клетки. Выслушивание начинают сначала

спереди и сверху с надключичной и подключичной областей и постепенно перемещают стетоскоп вниз и в стороны. Затем в той же последовательности выслушивают легкое в боковых отделах, подмышечных областях и в задних отделах. Для увеличения выслушива­емой поверхности межлопаточного пространства больной по просьбе врача скрещивает руки на груди и тем самым отводит лопатки кнаружи от позвоночника; а для удобства выслушивания подмышечных областей поднимает руки вверх и ладони закладывает за голову. Выслушивать ребенка, также как и перкутировать, удобнее в положении бального сидя (у маленьких детей с отведенными в сторону или согнутыми в лотях и прижатыми к животу руками). Тяжелобольного можно выслушивать в положении лежа. Для аускультации положение не играет такой роли, как для перкуссии. Аускультацию необходимо проводить сначала, при обычном дыха­нии, затем при форсированном. Прежде всего при выслушивании надо определить характер ды хательного шума. Различают:

а) везикулярное дыхание - при этом соотношение продолжительности вдоха и выдоха равно 1:3, то есть выдох составляет 1/3 от вдоха;

б) жесткое дыхание характеризуется более длинным выдохом:
продолжительность выдоха составляет более половины вдоха или равен
ему (соотношение вдоха к выдоху - 3:2, 3;3;3);

в) бронхиальное дыхание характеризуется преобладанием длины
выдоха над вдохом. Соотношение вдоха к выдоху составляет 3:3 или
3:4.

У новорождённых и детей 3-6 мес. прослушивается несколько ослабленное дыхание, с 6 месяцев до 5-7 лет прослушивается пуэрильное дыхание, которое является усиленным везикулярным. Везикулярное дыхание у детей выслушивается с 7 -летнего воз­раста. С рождения до 6 месяцев дыхание у ребенка определяется как ослабленное пуэрильное.

Пуэрильное дыхание обусловлено особенностями строения органов дыхания. К ним относятся:

Значительное развитие интерстициальной ткани. уменьшающее воздушность лёгочной ткани и создающее условия для большего примешивания ларингеального дыхания;

Узкий просвет бронхов,

Большая эластичность и тонкая стенка грудной клетки. увеличивающие её вибрацию.

Кроме того, различают усиленное и ослабленное дыхание, когда усиливается или ослабевает и вдох и выдох, а их соотношение не ме­няется.

Бронхофония - это аускультативный метод исследования дыхательной системы, основанный на проведении голоса с гортани по воз душному столбу бронхов наповерхность грудной клетки. В отличие от определения голосового дрожания слова, содержащие буквы "ш" и "ч" ("чашка чая"), при исследовании бронхофонии произносятся тихо, шепотом. В физиологических условиях голос, проводимый на поверхность грудной клетки, выслушивается очень слабо и одинаково с обеих сторон в симметричных точках. При воспа­лительной инфильтрации легочной ткани или ее уплотнении другого генеза голос хорошо проводится в эти отделы и симптом считается положительным.

Для определения симптома Домбровской сначала выслушиваются

тоны сердца в области левого соска, а затем фонендоскоп переносится в правую аксилярную область. В норме тоны сердца здесь практи­чески не слышны (симптом отрицательный), при уплотнении легочной ткани они сюда хорошо проводятся (симптом положительный).

Симптом д"Эспина является аускультативным аналогом симптома
Кораньи. Для его исследования проводится аускультация над остистыми отростками, начиная с Tr VII - VIII снизу вверх во время шепота
ребенка (слова "кис-кис", "раз, два"). В норме резкое усиление
проведения звука наблюдается в области Тг I (симптом отрицатель­ный). В случае увеличения лимфатических узлов в области бифуркации трахеи усиление проведения голоса наблюдается ниже (симптом положительный).

СЕМИОТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Семиотика кашля. Одной из частых и характерных жалоб при па то.погии органов дыхания является кашель. При различных заболевани­ях органов дыхания кашель имеет свои специфические особенности. Поэтому при расспросе и осмотре нужно выявить характер кашля, его продолжительность, время появления, громкость и тембр. Различают несколько видов кашля:

1) "Лающий " - грубый, отрывистый сиплей кашель характерен для истинного и ложного крупа ("*как в бочку" или "лай старой собаки").

2) Мучительный, сухой, частый (беспрерывный) кашель, усиливающийся при разговоре и крике ребенка, нередко мешающий ему спать, наблюдается при фарингите, трахеите, а также, б начальной стадии бронхита. Такой кашель называют также непродуктивным.

3) Влажный "продуктивный" кашель с отделением мокроты наблю­дается в периоде разрешения бронхита и трахеобронхита.

4) Короткий болезненный кашель с охающим выдохом характерен
для плевропневмонии.

5) Тихий, короткий кашель или покашливание, болезненный, усиливающийся при глубоком вдохе характерен для сухого плеврита, для
начальной стадии крупозной пневмонии, для начальной стадии туберкулеза легких, для невроза;

6) Приступообразный с репризами кашель, усиливающийся ночью,
характерен для коклюша. Приступ кашля при коклюше можно спровоцировать, например, осмотром зева с помощью шпателя.

7) Двутонный (битональный) спастический кашель, имеющий грубый основной тон и музыкальный звонкий, более высокий, второй тон, наблюдается при туберкулезном поражении трахеобронхиальных и "би­фуркационных " лимфатических узлов.

Семиотика поражений голоса. Голос ребенка имеет большое значение для суждения о состоянии верхних дыхательных путей. Он может быть сиплым, вплоть до афонии при поражении голосоеых связок. Это наблюдается при дифтерийном крупе, при стенозирующем ларинготрахеите другой этиологии. Носовой оттенок или гнусавость голоса наблюдается при хроническом рините, аденоидах, заглоточном абсцессе, опухолях миндалин, парезе мягкого неба (например, при дифтерии). Грубый низкий голос характерен для микседемы. У ослабленных детей, особенно при резко выраженных явлениях обезвоживания, голос становится афоничным, плач и крик приобретают жалобный оттенок и имеют, скорее, характер стона.

Диагностическое значение крика ребенка. У здорового новорожденного ребенка крик громкий и звонкий. Слабый крик ("писк") новорожденного или полное его отсутствие могут быть при недоношенности, а также при родовой травме ЦНС вследствие общего ее угнетения вплоть до мозговой комы. Вместе с тем, при родовой травме может быть и резкий "яростный" крик, сочетающийся обычно с общим возбуждением (синдром гипервозбудимости).

Продолжительный громкий крик грудного ребенка свидетельствует о каких-то неприятных субъективных его ощущениях. В первую очередь следует исключить неправильное тугое пеленание, мокрые пеленки и так далее. Крик ребенка может быть связан с: голодом, метео ризмом и кишечными коликами (в этих случаях он появляется приступами); воспалением среднего уха (при этом боль усиливается при кормлении, сосании и глотании); актом мочеиспусканий (в случаях фимоза - у мальчиков, вульвита или цистита -у девочек); актом дефекации (при запорах, трещинах и ссадинах в области заднего про хода. Монотонный крик иногда прерывается более резкими выкриками, в этот момент наблюдается нарастание внутричерепного давления (головная водянка, менингит, энцефалит)»

Семиотика выделений из носа:

1) при остром рините выделения вначале светлые (серозные), затем становятся слизистыми и слизисто-гнойными, что свидетельствует о наслоении бактериальной флоры.

2)слизисто-гнойные выделения с примесью крови (сукровичные выделения) характерны для сифилиса, дифтерии, инородного тела в носу. При дифтерии сукровичные выделения могут быть из одной по­ловины носа, кроме того можно обнаружить наличие дифтеритической пленки на слизистой оболочке носовой перегородки;

3) "сухой" насморк с хрипящим дыханием у маленьких детей
подозрителен в отношении хронического воспаления слизистой при
врожденном сифилисе;

4) вследствие нежной и обильно снабженной сосудами слизистой у детей дошкольного возраста могут отмечаться легко возникающие кровотечения из носа. Повторные носовые кровотечения иногда служат признаками тромбоцитопении, гемофилии или других вариантов геморрагического диатеза.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ.

В развитии дыхательной системы выделяют несколько стадий:

1 стадия – до 16 недели внутриутробного развития происходит формирование бронхиальных желез.

С 16 недели – стадия реканализации – клеточные элементы начинают продуцировать слизь, жидкость и в результате этого полностью вытесняются клетки, бронхи приобретают просвет, а легкие становятся полыми.

3 стадия – альвеолярная – начинается с 22 — 24 недели и продолжается до момента рождения ребенка. В этот период идет формирование ацинуса, альвеол, синтез сурфактанта.

К моменту рождения в легких плода насчитывается около 70 млн. альвеол. С 22-24 недели начинается дифференцировка альвеолоцитов – клеток, выстилающих внутреннюю поверхность альвеол.

Выделяют 2 типа альвеолоцитов: 1 тип (95%), 2 тип – 5%.

Сурфактант – вещество, препятствующее спадению альвеол вследствие изменения поверхностного натяжения.

Он выстилает альвеолы изнутри тонким слоем, на вдохе объем альвеол увеличивается, возрастает поверхностное натяжения, что приводит в сопротивлению дыхания.

Во время выдоха объем альвеол уменьшается (более чем в 20-50 раз), сурфактант препятствует их спадению. Поскольку в выработке сурфактанта участвуют 2 фермента, активизирующиеся на разных сроках гестации (самое позднее с 35-36 недели), то понятно, что, чем меньше гестационный срок ребенка, тем более выражен дефицит сурфактанта и выше вероятность развития бронхолегочной патологии.

Дефицит сурфактанта также развивается у матерей с гестозами, при осложненном течении беременности, при кесаревом сечении. Незрелость системы сурфактанта проявляется развитием респираторного дистресс – синдрома.

Дефицит сурфактанта ведет к спадению альвеол и образованию ателектазов, в результате чего нарушается функция газообмена, повышается давление в малом круге кровообращения, что приводит к персистенции фетального кровообращения и функционированию открытого артериального протока и овального окна.

В результате развивается гипоксия, ацидоз, увеличивается проницаемость сосудов и в альвеолы пропотевает жидкая часть крови с белками. Белки откладываются на стенке альвеол в виде полуколец – гиалиновые мембраны. Это приводит к нарушению диффузии газов, и развитию тяжелой дыхательной недостаточности, которая проявляется одышкой, цианозом, тахикардией, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания.

Клиническая картина развивается через 3 часа с момента рождения и изменения нарастают в течение 2-3 суток.

АФО органов дыхания

    К моменту рождения ребенка дыхательная система достигает морфологической зрелости и может выполнять функцию дыхания.
    У новорожденного дыхательные пути заполнены жидкостью, обладающей низкой вязкостью и малым количеством белка, что обеспечивает ее быструю всасываемость после рождения ребенка через лимфатические и кровеносные сосуды. В раннем неонатальном периоде происходит адаптация ребенка к внеутробному существованию.
    После 1 вдоха наступает короткая инспираторная пауза, длящаяся 1-2 секунды, после чего наступает выдох, сопровождающийся громким криком ребенка. При этом первое дыхательное движение у новорожденного осуществляется по типу гаспинга (инспираторной «вспышки») – это глубокий вдох с затруднённым выдохом. Такое дыхание сохраняется у здоровых доношенных детей до 3 первых часов жизни. У здорового новорожденного ребенка с первым выдохом расправляется большинство альвеол, одновременно происходит и расширение сосудов. Полное расправление альвеол происходит в течение первых 2-4 дней после рождения.
    Механизм первого вдоха. Основным пусковым моментом является гипоксия, возникающая в результате пережатия пуповины. После перевязки пуповины в крови падает напряжение кислорода, увеличивается давление углекислого газа и снижается рН. Кроме того, на новорожденного ребенка большое влияние оказывает температура окружающей среды, являющаяся более низкой, чем в утробе матери. Сокращений диафрагмы создает отрицательное давление в грудной полости, что обеспечивает более легкое вхождение воздуха в дыхательные пути.

    У новорожденного ребёнка хорошо выражены защитные рефлексы – кашель и чихание. Уже в первые дни после появления ребёнка на свет у него функционирует рефлекс Геринга-Брейера, приводящий при пороговом растяжении лёгочных альвеол к переходу вдоха на выдох. У взрослого этот рефлекс осуществляется лишь при очень сильном растяжении лёгких.

    Анатомически выделяют верхние, средние и нижние дыхательные пути. Нос относительно мал к моменту рождения, носовые ходы узкие, отсутствует нижний носовой ход, носовая раковина, которые формируются к 4 годам. Плохо развита подслизистая ткань (созревает к 8-9 годам), до 2 лет недоразвита кавернозная или пещеристая ткань (вследствие этого у детей раннего возраста не бывает носовых кровотечений). Слизистая оболочка носа нежная, относительно сухая, богата кровеносными сосудами. Вследствие узости носовых ходов и обильного кровоснабжения их слизистой оболочки даже незначительное воспаление вызывает у маленьких детей затруднение дыхания через нос. Дыхание же через рот у детей первого полугодия жизни невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник кзади. Особенно узким у детей раннего возраста является выход из носа - хоаны, что часто является причиной длительного нарушения у них носового дыхания.

    Придаточные пазухи носа у детей раннего возраста развиты очень слабо или совсем отсутствуют. По мере того как увеличиваются в размерах лицевые кости (верхняя челюсть) и прорезываются зубы, возрастают длина и ширина носовых ходов, объем придаточных пазух носа. Этими особенностями объясняется редкость таких заболеваний, как гайморит, фронтит, этмоидит, в раннем детском возрасте. Широкий носослезный проток с недоразвитыми клапанами способствует переходу воспаления из носа на слизистую оболочку глаз.

    Глотка узка и мала. Лимфоглоточное кольцо (Вальдейера – Пирогова) развито слабо. В его состав входит 6 миндалин:

    • 2 небные (между передней и задней небными дужками)

      2 трубные (возле евстахиевых труб)

      1 горловая (в верхней части носоглотки)

      1 язычная (в области корня языка).

    Небные миндалины у новорожденных не видны, к концу 1 — го года жизни начинают выступать из-за небных дужек. К 4-10 годам миндалины хорошо развиты и может легко возникать их гипертрофия. В пубертатном периоде миндалины начинают претерпевать обратное развитие. Евстахиевы трубы у детей раннего возраста широкие, короткие, прямые, расположены горизонтально и при горизонтальном положении ребенка патологический процесс из носоглотки легко распространяется на среднее ухо, вызывая развитие отита. С возрастом они становятся узкими, длинными, извилистыми.

    Гортань имеет воронкообразную форму. Голосовая щель узкая и расположена высоко (на уровне 4 шейного позвонка, а у взрослых – на уровне 7 шейного позвонка). Эластическая ткань развита слабо. Гортань относительно длиннее и уже, чем у взрослых, хрящи ее очень податливы. С возрастом гортань приобретает цилиндрическую форму, становится широкой и опускается на 1-2 позвонка ниже. Ложные голосовые связки и слизистая оболочка нежные, богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, эластическая ткань развита слабо. Голосовая щель у детей узкая. Голосовые связки у детей раннего возраста короче, чем у детей старшего возраста, поэтому у них высокий голос. С 12 лет голосовые связки у мальчиков становятся длиннее, чем у девочек.

    Бифуркация трахеи лежит выше, чем у взрослого. Хрящевой каркас трахеи мягкий и легко суживает просвет. Эластическая ткань развита слабо, слизистая оболочка трахеи нежна и богата кровоснабжена сосудами. Рост трахеи происходит параллельно с ростом туловища, наиболее интенсивно - на 1-м году жизни и в пубертатном периоде.

    Бронхи богато кровоснабжены, мышечные и эластические волокна у детей раннего возраста недостаточно развиты, просвет бронхов узок. Слизистая оболочка их богато васкуляризирована.
    Правый бронх является как бы продолжением трахеи, он короче и шире левого. Этим объясняется частое попадание инородного тела в правый главный бронх.
    Бронхиальное дерево развито слабо.
    Выделяют бронхи 1 порядка – главные, 2 порядка – долевые (справа 3, слева 2), 3 порядка – сегментарные (справа 10, слева 9). Бронхи узкие, хрящи их мягкие. Мышечные и эластические волокна у детей 1-го года жизни развиты еще недостаточно, кровоснабжение хорошее. Слизистая оболочка бронхов выстлана мерцательным реснитчатым эпителием, обеспечивающим мукоцилиарный клиренс, играющий основную роль в защите легких от попадания различных возбудителей из верхних дыхательных путей и обладает иммунной функцией (секреторный иммуноглобулин А). Нежность слизистой оболочки бронхов, узость их просвета объясняют частое возникновение у детей раннего возраста бронхиолитов с синдромом полной или частичной обструкции, ателектазов легких.

    Легочная ткань менее воздушна, эластическая ткань развита недостаточно. В правом легком выделяют 3 доли, в левом 2. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Сегмент – самостоятельно функционирующая единица легкого, направленная своей верхушкой к корню легкого, имеет самостоятельную артерию и нерв. Каждый сегмент имеет самостоятельную вентиляцию, концевую артерию и межсегментарные перегородки из эластической соединительной ткани. Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различаются 10 сегментов, в левом -9. Верхние левая и правая доли делятся на три сегмента - 1, 2 и 3-й, средняя правая доля - на два сегмента - 4-й и 5-й. В левом легком средней доле соответствует язычковая, также состоящая из двух сегментов - 4-го и 5-го. Нижняя доля правого легкого делится на пять сегментов - 6, 7, 8, 9 и 10-й, левого легкого - на четыре сегмента - 6, 7, 8 и 9 -й. Ацинусы развиты недостаточно, альвеолы начинают формироваться с 4 – 6 недели жизни и их количество быстро увеличивается в течение 1 года, нарастая до 8 лет.

    Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых. Так, у детей 1-го года жизни потребность в кислороде на 1 кг массы тела составляет около 8 мл/мин, у взрослых -4,5 мл/мин. Поверхностный характер дыхания у детей компенсируется большой частотой дыхания, участием в дыхании большей части легких

    У плода и новорожденного преобладает гемоглобин F, обладающий повышенным сродством к кислороду, а потому кривая диссоциации оксигемоглобина у них сдвинута влево и вверх. Между тем, у новорожденного, как и у плода, в эритроцитах содержится чрезвычайно мало 2,3-дифосфоглицерата (2,3-ДФГ), что обуславливает и меньшее насыщение гемоглобина кислородом, чем у взрослого. В то же время у плода и новорожденного кислород легче отдаётся тканям.

    У здоровых детей в зависимости от возраста определяется разный характер дыхания:

    а) везикулярное – выдох составляет одну треть вдоха.

    б) пуэрильное дыхание – усиленное везикулярное

    в) жесткое дыхание — выдох составляет более половины вдоха или равен ему.

    г) бронхиальное дыхание — выдох длиннее вдоха.

    Необходимо отметить и звучность дыхания (обычное, усиленное, ослабленное). У детей первых 6 мес. дыхание ослабленное. После 6 мес. до 6 лет дыхание пуэрильное, а с 6 лет – везикулярное или усиленно- везикулярное (прослушивается одна треть вдоха и две трети выдоха), оно выслушивается равномерно по всей поверхности.

    Частота дыхательных движений (ЧДД)

    Частота в минуту

    Недоношенный

    Новорожденный

    Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе (6-16 лет – от 16 до 35сек).

    Проба Генча — задержка дыхания на выдохе (N – 21-39сек).

Обеспечение организма кислородом – одна из важнейших функций любого живого организма. Дыхательная система детского организма имеет свои плюсы, но есть и недостатки.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного не совершенны. Органы дыхания очень тонкие и рыхлые.

Легкие у детей имеют меньше просветов, чем у взрослого. Система дыхания ребенка формируется в течение первых 7 лет и становится такой же, как у взрослого человека. После она лишь увеличивается в размерах по мере роста самого ребенка.


Функция дыхания заключается в обогащении клеток организма кислородом.

Органы дыхания человеческого организма состоят из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Воздух через ноздри попадает в носоглотку. Здесь с помощью слизи и большого количества желез воздух увлажняется и согревается. Слизь носоглотки очищает воздух от пыли, микробов и других вредных веществ.

Через гортань и трахеи воздух попадает в легкие. При вдохе в легкие поступает воздух, и с помощью альвеол происходит воздухообмен. Кислород поступает в легочную систему, одновременно удаляется и углекислый газ при выдохе.


Альвеолы тесно примыкают к клеткам капилляров, и при вдохе кислород легко проходит в легочные капилляры. От капилляров кровь с кислородом поступает в легочные вены и попадает в левую сердечную камеру. Оттуда она переносится ко всем органам человеческого организма.

Через капилляры, расположенные в различных органах организма, «отработанный» воздух с углекислым газом поступает в венозную систему. Далее через правый сердечный клапан кровь с углекислым газом попадает в легкие. Ну а далее, как уже говорилось выше, − выдох.


Запаса воздуха в легких хватает на 5-6 минут. Детская дыхательная система гораздо меньше взрослой, поэтому дыхание происходит гораздо чаще. За минуту ребенок может сделать до 60 вдохов.

Чтобы очистить поступаемый в организм воздух, необходимо, чтобы он прошел через железы и слизистую оболочку, расположенные в носу. Только здесь с помощью слизи и лейкоцитов происходит дезинфекция воздуха. При выдохе все частицы пыли и микробы покидают организм. Таким образом выстроена защитная система организма. Поэтому очень важно всегда дышать через нос (особенно на улице или общественных местах).

Особенности строения органов дыхательной системы у детей

Анатомо-физиологические особенности отличаются от строения дыхательной системы взрослого. У детей они характеризуются:

  • узким просветом;
  • короткой длиной хода;
  • наличием васкулярных сосудов в слизистой;
  • нежной оболочкой выстилающих тканей дыхательной системы;
  • рыхлыми тканями лимфы.

Дыхательная система подвержена большему проникновению микробов в организм. Из-за этого дети часто болеют респираторными заболеваниями. С возрастом физиологические особенности пропадают. Система становится более устойчивой к среде, в которой находится детский организм.


У ребенка она состоит из дыхательных путей и респираторного отдела. Последний представляет собой сами легкие. Дыхательные пути, в свою очередь, разделяют на верхние и нижние.

Верхние пути

Верхние дыхательные пути ребенка имеют в своем строении нос, носоглоточное пространство и полость, носовой канал и глотку. Система верхних путей еще слабо развита, не способна отражать инфекционные проникновения и бороться с очагами заболеваний. Именно из-за плохого развития ребенок подвергнут частым заболеваниям: ОРВИ, ОРЗ, грипп.

Носовые ходы короткие и узкие. Даже самый маленький отек может сказаться на качестве дыхания через верхние дыхательные пути. Такое строение у детей младшего возраста обусловлено особенностями скелета лица. В этот же период развития ребенка уже развиты пазухи носа, но только только две: верхняя и средняя. Нижняя пазуха будет формироваться в течение первых 4 лет жизни малыша.


Оболочка носовых пазух имеет большое количество кровеносных сосудов. Любое повреждение слизистой, которая богата сосудами, может привести к травме. До 9 лет носовые кровотечения у ребенка отсутствуют из-за неразвитой пещеристой ткани. Если у малыша подобные явления наблюдаются, то ребенок может иметь патологию различного характера. В младенчестве у ребенка развиты только гайморовы пазухи; основной пазухи еще нет.

Лобная и решетчатая будут иметь привычный вид лишь к 2-летнему возрасту. Такое строение пазух носа младенца обеспечивает более полное очищение и увлажнение вдыхаемого воздуха, а также объясняет редкость таких заболеваний как гайморит. В некоторых случаях у детей все-таки может развиться хронический гайморит, причем в течение короткого промежутка времени.

Носослезный канал

Носослезный канал достаточно короткий и к глазу расположен очень близко.

Из-за такого строения при воспалении и развитии легочных заболеваний быстро появляется конъюнктивит.

Глотка у ребенка также короткая, узкая и небольшая. В глотке расположено лимфоидное кольцо, в котором находятся миндалины. У ребенка их 6. При осмотре врачом часто виден зев. Так называют скопление различных миндалин у основания глотки.

Структура миндалин и пространства около них очень рыхлая, податливая к «заселению» инфекций. Из-за этого инфекции легко попадают в организм, ребенок часто болеет респираторными заболеваниями. Они часто располагаются на миндалинах, аденоидах и других элементах дыхательной системы, расположенной в глотке. Глотка соединяется со слуховыми каналами.


Из-за такого строения инфекция может легко попасть в органы слуха ребенка. С возрастом каналы увеличиваются в размерах, и инфекции практически не проникают. Из-за частых заболеваний в глотке ребенок может быть подвергнут расстройствам нервной системы, это может объяснить плохую успеваемость в школе. Из-за такого типа дыхания возможно «приобретение» аденоидного лица: у ребенка отсутствует носовое дыхание, рот постоянно открыт, наблюдается одутловатость лица.

Надгортанник также очень мал у ребенка раннего возраста. Неправильное расположение может привести к «тяжелому» дыханию, которое отчетливо слышат другие. Надгортанник соединяется с нижними дыхательными путями. Во время приема пищи он закрывает проход пищи к легким. Выполняет защитную функцию.

Нижние пути

Нижние дыхательные пути состоят из гортани, трахеи и бронхов, легких и диафрагмы. Их строение также имеет отличия. В целом система нижних путей более развита.


При рождении гортань у малыша находится в положении, которое гораздо выше привычного. Она очень подвижна, и с течением времени положение изменяется.

Ее положение не бывает одинаковым, у каждого ребенка оно различно. Гортань имеет форму воронки, сужается к подсвязочному пространству, просвет гортани узкий. У новорожденного диаметр гортани составляет всего 4мм.

Ширина гортани увеличивается крайне медленно и лишь к 14 годам имеет диаметр в 10мм. Голосовые связки у детей короткие. Именно этот факт в дополнение к высокому расположению гортани объясняет высокий тембр голоса. К 10 годам голосовые связки удлиняются, и тембр меняется.

Щитовидные хрящи

Щитовидные хрящи имеют тупой угол. У мальчиков он становится острым к подростковому периоду, и можно увидеть уже мужскую гортань. Слизистая оболочка нежная и рыхлая. Большое количество лимфоидной ткани в гортани легко отекает при инфекционном заболевании, и возникает тяжелое дыхание.

Трахея


Трахея в детском организме также расположена выше привычного положения взрослого. Она находится на уровне 3 шейного позвонка, по мере роста тела трахея опускается на несколько позвонков ниже. Трахея имеет воронкообразную структуру, состоящую из 16 колец. С возрастом кольца сращиваются, и образуется плотная цилиндрическая форма трахеи.

Трахея относительно узкая. Она имеет большое количество мышц, благодаря которым меняется просвет трахеи при дыхании или кашле. Слизистая трахеи нежная и сухая. У новорожденных детей до 2 лет может наблюдаться храпящее дыхание. Это связано с мягкостью трахеи. С развитием всего организма и отдельных органов системы она становится более плотной, храпящий синдром исчезает.

Бронхи


Трахеи сращены с бронхиальным деревом. Оно состоит из правой и левой части. Размеры бронхов различны. Правая часть гораздо шире и короче, она является основной. Чаще всего правая часть является продолжением трахеи. Именно в этой части обнаруживают посторонние предметы, которые может вдохнуть ребенок.

Левая часть бронхов узкая и длинная. Количество ветвей в бронхах не меняется с возрастом, и распределение воздуха при дыхании остается постоянным. Бронхи имеют несколько слоев эпителия, мерцательная функция развивается в послеутробном периоде.

На эпителии находится слизь, которая оказывает очистительную функцию. Благодаря большому количеству ресничек слизь может двигаться. Ее скорость составляет около 1 см в минуту. Хрящи в бронхах также очень подвижны и легко меняют положение. При их раздражении может развиться астма.


Из-за слабого развития эластической ткани мускулатуры и непокрытием нервных волокон черепа сила кашля недостаточно развита. С возрастом кашлевой толчок приобретает большую силу. Это способствует активности бронхов и развитию мерцательной функции эпителия.

При респираторном заболевании количество слизи в бронхах также увеличивается. При незначительном увеличении просвет бронхов сокращается в несколько раз.

Это приводит к сложностям в дыхании. Кашель не помогает избавиться от инфекции в бронхах, и легочная ткань поддается болезни. Ткань легко набухает и закупоривает просветы.

Легкие

Легкие в детском организме имеют схожее строение с легкими взрослого человека. Они также разделены на сегменты: в правом легком выделяют 10 сегментов, в левом − только 9. Долей в правом легком у ребенка насчитывается 3 (тогда как в левом легком − только 2).

Сегменты легко разделены между собой бороздками и соединительной тканью. Особенностью строения легких детского организма является окончание легких в виде мешочка альвеол. Они напоминают кружевные края вязаной салфетки. С возрастом мешочки образуют новые альвеолы, ацинус имеет грозди альвеол стандартной формы.


У малыша, родившегося в срок, насчитывается около 24 миллионов альвеол. За 3 месяца жизни их становится в несколько раз больше. Но даже это количество альвеол у новорожденных в 3 раза сокращено. Внутренняя поверхность выстлана веществом сурфактант.

Именно оно позволяет альвеолам не слипаться между собой и всегда иметь круглую форму. Оно также выполняет защитную функцию от различных микробов, вирусов. Вещество образуется в последние месяцы внутриутробного развития. Недостаточность сурфактанта может вызвать респираторный синдром.

Альвеолы ребенка увеличиваются в размерах. Кроме того, количество альвеол в легких также растет. В первый год жизни диаметр составляет 0,05 мм, а к 5 годам увеличивается почти в 3 раза. Ткань между альвеолами содержит много сосудов, клетчатки и мало соединительной ткани.


Поэтому легкие маленьких детей менее воздушны. С возрастом этот «дефект» исчезает. Плотность альвеол позволяет респираторным воспалениям протекать без видимых причин.

Плевра у маленьких детей толстая и рыхлая, имеет множество складок, ворсинок, выростов. Именно в этих местах создаются очаги легочных инфекций.

Средостение

Оно имеет достаточно большие размеры в сравнении с более взрослым организмом. Основной частью его является корень легкого. Орган состоит из крупных бронхов, сосудов и лимфатических узлов. Благодаря значительному размеру лимфатических узлов дети чаще заболевают (но при этом лимфатическую систему нельзя назвать недоразвитой или плохой).


Диафрагма у ребенка является важной частью дыхания. Она обеспечивает глубину вдоха. При ее плохом развитии у малыша можно наблюдать поверхностное дыхание, которое также может быть вызвано спазмами желудка, газами в кишечнике и другими расстройствами ЖКТ. Определить правильность развития диафрагмы можно с помощью пальпации грудной клетки.

Особенности функционирования органов дыхания у детей

Дыхание организма необходимо для питания органов кислородом. Его условно разделяют на внешнее и внутреннее. Внешнее дыхание начинается с поступления воздуха в верхние пути и заканчиваются газообменом в альвеолах. Эффективность внешнего дыхания обусловлена 3 факторами:

  • вентиляцией альвеол;
  • интенсивностью работы капилляров;
  • диффузией газов.

Вентиляция альвеол зависит не только от работы легких, но и нервных сигналов, подаваемых из ЦНС. Нарушение приводит к повышению нагрузки на органы дыхания и их эффективность работы. Диффузия и интенсивность работы капилляров зависит от разности давления при газообмене и концентрации частиц.

Внутреннее дыхание зависит от метаболизма, происходящего в органах и клетках детского организма.

Функционирование органов дыхания у детей раннего возраста сопровождается следующими особенностями:

  • поверхностным дыханием;
  • одышкой;
  • аритмичностью;
  • дыхательной недостаточностью.

Своеобразие системы дыхания малыша вполне устраивает организм в кислородных потребностях. С первых дней жизни система быстро развивается и приспосабливается к новой среде.

Первая потребность в кислороде новорожденного обусловлена резким снижением уровня кислорода в организме в момент пережатия пуповины. Именно через этот орган плод в утробе матери питается кислородом. Кроме того, организм попадает в другую среду: сухую и холодную.


Сигналы о недостатке кислорода поступают в центральную нервную систему, а после передаются в органы дыхания. В момент рождения ребенка дыхательные пути очищаются от жидкостей: часть жидкости впитывается в ткани и лимфу малыша.

В первый год у детей очень часто наблюдается аритмия дыхания. Со временем она должна пройти, и дыхание войдет в привычный ритм.

Поверхностное дыхание обусловлено слабым развитием диафрагмы и особенностями строения грудной клетки. Частота дыхания у новорожденного составляет 40-60 вдохов минуту. С возрастом частота дыхания сокращается до 20 вдохов в минуту. Эта норма соответствует 10-летнему возрасту.


Число вдохов у взрослого человека не должно превышать 21 вдоха за одну минуту. Большая частота вдоха связана с его глубиной. Малыш не может сделать глубокий вдох из малого объема легких и неразвитой мускулатурой.

С первых лет жизни перкуторный тон малыша должен быть ясным с небольшим оттенком. Нормальные дыхательные шумы в каждом возрасте различны. В младенчестве дыхание кажется ослабленным. На самом деле таковы особенности поверхностного дыхания младенца. С двух лет дыхание слышится более отчетливо. Дети школьного возраста и старше имеют дыхание, как у взрослых.


Емкость легких ребенка гораздо ниже, чем у взрослых. Поэтому абсолютная величина объема дыхания гораздо ниже. Но в перерасчете на массу тела этот показатель гораздо выше. С возрастом показатели меняются. Газообмен у детей гораздо интенсивнее благодаря наличию большого количества васкуляризации легких. Этот процесс позволяет быстро доставлять кислород в органы и ткани организма и удалять углекислый газ.

Различить функциональные особенности дыхания ребенка помогут такие способы и признаки.

Опрос


Опрос ребенка или матери при визите к врачу позволит выявить возможные осложнения и особенности развития дыхательной системы. Здесь необходимо обратить внимание на наличие выделений из носа, дыхания, наличия кашля. При внешнем осмотре используются разные методы для выявления патологий и осложнений.

Цианоз и одышка

Цианоз выражается посинением отдельных участков кожи ребенка. Это могут быть носогубные складки, пальцы рук или ног. Он может проявляться при определенных манипуляциях или быть постоянным.

Одышка возникает при участии мускулатуры ребенка при дыхании или при наличии бронхолегочных заболеваний.

Кашель

По голосу ребенка можно определить наличие болезни. Сиплый и хриплый голос − явный свидетель инфекционного заболевания. Носовой голос говорит о наличии насморка. Редкий и периодический яркий крик малыша может свидетельствовать о периодических болях в животе или отите. Монотонный крик может свидетельствовать о поражениях нервной системы.

С помощью кашля можно оценить состояние здоровье малыша. Даже если нет кашля, то его можно вызвать искусственно и определить состояние маленького пациента. Например, сухой или влажный кашель свидетельствует о наличии респираторного заболевания. Кашель, заканчивающийся рвотой, может наблюдаться при коклюше.

При подозрении на какие-либо заболевания лучше всего пройти обследование с использованием современного медицинского оборудования. Это позволит с точностью определить характер заболевания или опровергнуть его.

В заключение

Дыхательная система ребенка в раннем возрасте плохо развита. Многие органы еще слабо развиты, имеют небольшие размеры или не до конца сформированы. Это способствует частым заболеваниям. Строение дыхательной системы очень похоже на систему взрослого человека.

Особенности строения органов дыхания верхних путей позволяют лучше увлажнить и очистить поступаемый в организм ребенка воздух. Из-за отсутствия некоторых пазух инфекции легко проникают в организм малыша и распространяются там. Нижние дыхательные пути лучше сформированы и имеют строение, которое похоже на строение взрослого организма.

Функционирование органов дыхания обусловлено частотой вдохов и выдохов, отсутствием ритмичности дыхания, особенностями строения и развития органов дыхания, газообмена, метаболизма и других факторов. Знание отличительных особенностей поможет родителям меньше беспокоиться за своего малыша, выявить возможные заболевания еще на ранней стадии.

Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сегменты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких от делены друг от друга узкими бороздами и перегородками из соединительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрос лого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4--6 недельного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, параллельно нарастает дыхательная поверхность легких.

В развитии легких можно выделить следующие периоды:

  • 1) от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;
  • 2) от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включениями легочной ткани;
  • 3) от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;
  • 4) от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.

Анатомически правое легкое состоит из трех долей (верхней, средней и нижней). К 2 годам размеры отдельных долей соответствуют друг другу, как у взрослого человека.

Кроме долевого, в легких различают сегментарное деление, в правом легком различают 10 сегментов, в левом -- 9.

Основной функцией легких является дыхательная. Считается, что через легкие ежедневно проходит 10 000 л воздуха. Кисло род, поглощенный из вдыхаемого воздуха, обеспечивает функционирование многих органов и систем; легкие принимают участие во всех видах обмена веществ.

Дыхательная функция легких осуществляется с помощью биологически активного вещества -- сурфактанта, также оказывающего бактерицидное действие, препятствующего попаданию жидкости в легочные альвеолы.

С помощью легких из организма удаляются отработанные газы.

Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у подростка -- уже 16--18 дыхательных движений в 1 минуту. Завершается развитие легких к 20 годам.

Самые различные заболевания могут нарушать у детей жизненно важную функцию дыхания. Из-за особенностей аэрации, дренажной функции и эвакуации секрета из легких воспали тельный процесс часто локализуется в нижней доле. Это про исходит в лежачем состоянии у детей грудного возраста из-за недостаточной дренажной функции. Парависцебральные пневмонии чаще возникают во втором сегменте верхней доли, а также в базально-заднем сегменте нижней доли. Может часто поражаться средняя доля правого легкого.

Наибольшее диагностическое значение имеют следующие исследования: рентгенологическое, бронхологическое, определение газового состава крови, рН крови, исследование функции внешнего дыхания, исследование бронхиального секрета, компьютерная томография.

По частоте дыхания, соотношению его с пульсом судят о наличии или отсутствии дыхательной недостаточности (см. табл. 14).