В чем заключается здоровье человека. В чем заключается здоровый образ жизни? Физическое благополучие – Арогья

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Здоровый образ жизни и его влияние на человека

здоровый образ питание курение гигиена

Мало кто из нас в суматохе дней, в бешеном потоке нынешнего времени думает о своем здоровье. Лишь когда валит с ног болезнь, или приходит старость, мы начинаем думать о «бесцельно прожитых» годах. Тема здоровья стала особенно актуальна в наше время, когда человечество погрязло в разного рода болезнях, пагубных привычках. Интерес молодежи к спорту пропадает, проявляясь лишь в массовых драках футбольных «болельщиков». Спортивные клубы пустеют, что сказывается и на состоянии отечественного спорта. Новое поколение вырастает слабым. Что нас ждет дальше?

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, способ жизнедеятельности, который обеспечивает формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствует профилактике различных заболеваний.

Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальные условия для течения психических и физиологических процессов, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

Основными составляющими этой системы являются:

оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;

закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);

соблюдение режима труда и отдыха;

личная гигиена;

экологически грамотное поведение;

психическая и эмоциональная устойчивость;

сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;

отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.

Здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания.

Рассмотрим несколько аспектов здорового образа жизни.

Питание и здоровье

С уществуютзаболевания (гастрит, ожирение, диабет, гипертония, злокачественные опухоли и т.д.), которые во многом обусловлены неправильным питанием. Мы говорим о значении употребления в пищу продуктов с низким и высоким содержанием жиров, сахара, соли; о голодании, важности врачебного контроля в этот период и возможных негативных последствиях. Важно научиться составлять ежедневные рационы питания. Для подростков особенно важно употреблять в пищу овощи и фрукты, в которых содержатся витамины, необходимые растущему организму.

Д ля обеспечения аминокислотного состава, необходимого организму, целесообразно использовать различные сочетания продуктов, взаимно дополняющих друг друга. Например, употребление пшеничного хлеба с молоком более рационально с биологической точки зрения, чем употребление одного хлеба.

Не всегда разнообразное питание обеспечивает сбалансированное поступление пищевых веществ в организм.

Замечено, если употреблять в избытке мясные продукты, способствующие повышенному содержанию незаменимых аминокислот, в организме могут наступить нарушения функции органов и систем. Будет страдать, прежде всего, пуриновый обмен, выделительная функция почек и т.д.

О собую ценность имеют белки рыбы. Они легко усваиваются организмом и по своим качествам не уступают белкам мяса и птицы. Кроме полноценного белка, рыба содержит витамины А и D, большое количество солей и микроэлементов (йод, цинк, фосфор и др.).

Исключительное значение имеют молоко и молочные продукты; ценность этих продуктов обусловлена благоприятным соотношением входящих в белки молока аминокислот, хорошей усвояемостью жира, молочного сахара, витаминов, минеральных солей и способностью связывать некоторые токсичные элементы и выводить их из организма. Поэтому не случайно с возрастом рекомендуется увеличить потребление молочных продуктов.

Алкоголизм и наркомания

Наркотические вещества вызывают привыкание, отрицательно влияют на физическое и умственное развитие, вызывают заболевания различных органов, т.е. представляют огромную опасность для организма.

В результате анализа школьников (250 анкет) было выявлено, что 40 учащихся никогда не употребляли спиртное, 197 пробовали алкогольные напитки на праздниках, 13 человек признались в том, что достаточно регулярно употребляют спиртное. Была установлена следующая закономерность: среди взрослых людей - любителей и злостных пьяниц практически все жалуются на какие-либо проблемы со здоровьем. Чаще всего это заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и нервной систем. В подавляющем большинстве случаев систематическое употребление спиртного родителями приводит к большому числу внутрисемейных проблем. Эти факты не из литературных источников, а из жизни близких людей позволят, на наш взгляд, подросткам более серьезно задуматься о поставленных проблемах и принимать взвешенные, разумные решения.

Наркомания и токсикомания - болезни, которые возникают в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство приятного психического состояния. Они характеризуются, прежде всего, отравлением нервной системы и патологическим пристрастием к этому отравлению. Между этими заболеваниями существует юридическое различие: вещества, вызывающие токсикоманию, законодательно не включены в список наркотиков.

Э ти болезни развиваются в процессе регулярного приема наркотических веществ и лекарственных препаратов. Попадая в организм, они оказывают сильнейшее воздействие прежде всего на головной мозг. С течением времени у человека нарастают и закрепляются три основных признака наркомании и токсикомании:

психическая зависимость;

физическая зависимость, выражением которой является абстинентный синдром;

изменение чувствительности к наркотику (толерантность).

Последствия наркомании и токсикомании имеют крайне тяжелый характер.

В о-первых, поражается нервная система и внутренние органы, что приводит к развитию различных заболеваний, инвалидности, а иногда и к гибели наркомана.

В о-вторых, постепенно происходит духовное разрушение личности наркомана. Изменения в его психике приводят к эмоциональной опустошенности, черствости, эгоизму, аморальности. Развивается неспособность правильно оценивать свое поведение, готовность к совершению преступлений.

В борьбе с наркоманией и токсикоманией основным средством служит профилактика. Ее основными направлениями являются:

повышение медицинской грамотности и культуры населения;

организация полноценного досуга и отдыха, повышение общественной активности людей;

воспитание у людей потребности в систематическом умственном и физическом труде;

развитие и совершенствование наркологической службы.

Курение

Т абакокурение - одна из самых распространенных вредных привычек, характеризующаяся регулярным потреблением табачных изделий. Табачный дым представляет собой аэрозоли, состоящие из жидких и твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии. Он содержит никотин, угарный газ, аммиак, синильную кислоту, цианистый водород, ацетон и значительное количество веществ, способных вызывать образование злокачественных опухолей. Наиболее опасен никотин. К нему организм привыкает быстро, поэтому острое отравление им имеет очень короткую фазу. Его признаки: головокружение, кашель, тошнота, горечь во рту. Иногда к ним присоединяются слабость, недомогание, бледность лица. Угарный газ, растворяющийся в крови курильщика, приводит к кислородному голоданию организма, от чего страдает, прежде всего, сердце. Но больше всего от воздействия табачного дыма страдает легочная система. Ядовитые вещества табачного дыма постепенно разрушают механизмы защиты легких, вызывая легочные заболевания. Кроме раздражения слизистой оболочки гортани, трахеи, бронхов и альвеол (легочные пузырьки), развивается хроническое заболевание дыхательных путей - бронхит курильщика. Им страдают 80% курильщиков. Крайне неблагоприятны последствия курения для женского организма, в частности для его детородной функции.

Гигиена

Г игиеной называется наука, которая изучает влияние внешней среды на здоровье отдельного человека (личная гигиена ) и всего населения (общественная гигиена ) и разрабатывает нормы, требования и правила сохранения здоровья, высокой трудоспособности, продления активного долголетия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Личная гигиена включает в себя уход за всеми частями тела, кожей, зубами, волосами, гигиену одежды и обуви, питания, жилища. Каждое из этих направлений имеет большое значение для здоровья людей. Невыполнение гигиенических норм по любому из упомянутых разделов влечет за собой ущерб здоровью.

Таким образом, яркие убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют нам убедиться в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья; выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Анализ процесса формирования здорового стиля жизни личности в составе культуры здоровья нации. Понятие здорового образа жизни и его основных составляющих. Ведущие направления борьбы с вредными привычками и профилактики зависимостей среди населения.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2016

    контрольная работа , добавлен 06.12.2010

    Характеристика здорового образа жизни как системы разумного поведения человека фундаменте нравственно-религиозных и национальных традициях. История здорового образа жизни в России и основные правила его реализации. Основные правила здорового питания.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Обобщение основных факторов, пагубно влияющих на здоровье человека: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД. Элементы здорового образа жизни: профилактика пагубных привычек, полноценное питание, свежий воздух, рациональный режим, двигательная активность.

    презентация , добавлен 28.04.2011

    Характеристика основных видов здоровья. Позитивное влияние рационального режима труда и отдыха, физических нагрузок, правильного рациона питания на организм человека. Исследование стоимости здорового образа жизни и ее сопоставление с бюджетом студента.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2012

    Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков и профилактике наркомании.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Важность зарядки, занятий спортом и здорового питания. Осознанные мысли о здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье своих будущих детей. Программа по подготовке к беременности и рождению малыша. Производственные факторы, вредные для здоровья.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2014

    Общие понятия о здоровье. Составляющие здорового образа жизни: физическая, психологическая и поведенческая. Рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения. Мотивация здоровья.

    реферат , добавлен 26.05.2014

    Понятия валеологии. Компоненты физической культуры. Основополагающие критерии здоровья. Влияние некоторых групп факторов на заболевания человека. Негативные стороны жизни студентов. Составляющие здорового образа жизни. Способы психологической разгрузки.

Что представляет собой здоровый образ жизни? Согласно толковому словарю, здоровый образ жизни — это образ жизни или стиль жизни, который отражает отношение и значение человека или группы людей к своему здоровью и «здоровью» окружающей среды. Здоровый образ жизни – это баланс здорового ума, тела и духа.

Что нужно для здорового образа жизни

Если обобщить все изобилие информации по данному вопросу, то здоровый образ жизни состоит из:

  • Здоровое питание – употребление в пищу только тех продуктов, которые являются одинаково питательными и полезными для организма, например свежие фрукты и овощи, обезжиренные диеты, нерафинированные углеводы и т.д. Умеренность — важный компонент здорового питания.
  • Регулярные физические упражнения являются важной частью здорового образа жизни. Аэробные упражнения полезны для сердца и тела. Йога имеет терапевтические свойства, а также помогает снизить уровень стресса. Пилатес прекрасно подходит для укрепления «основных» мышц, которые расположены вокруг талии. В настоящее время направлений фитнесса множество – занятие по душе найдется для каждого. Не любите тренажеры – танцуйте, плавайте, бегайте, осваивайте боевые искусства. Важно, чтобы вы включали любую физическую нагрузку в свою повседневную жизнь для поддержания формы, тонуса и веса тела, для бодрости духа и для хорошего, а главное – здорового самочувствия.
  • Эффективное управление стрессом — является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Неспособность управлять стрессом может нанести вред вашему организму, а также влияет на ваши отношения с другими людьми. Если стресс пустить на самотек и оставить без присмотра, он может привести к различным видам зависимостей, таким как алкоголизм , наркомания или игромания.
  • Вы не можете вести здоровый образ жизни, если вы несчастны или у вас депрессия. Получение удовольствия является обязательным, если вы хотите жить счастливой и радостной жизнью. Делать то, чем вы увлечены, что доставляет вам радость, восторг и наслаждение – отличный способ самомотивации.
  • Альтернативные виды поддержания здоровья, такие как фитотерапия, массаж, медитация, аюрведа, рефлексотерапия, ароматерапия и т.д., может помочь вам укрепить здоровье и вести здоровый образ жизни.
  • Полноценный здоровый сон – еще одно обязательное условие и необходимый компонент сбалансированного здорового образа жизни.
    Если вы пренебрегаете здоровым сном или испытываете дефицит в отдыхе в течение какого-то времени, то все остальные области вашей жизни в конечном счете пострадают. Если нехватка сна становится регулярной в вашей жизни, вы может поставить под угрозу свое здоровье и снизить общую производительность.
  • Здоровый образа жизни требует дисциплины. Вы должны сосредоточить свой ум и выбирать то, что хорошо для вас и ваших близких. Здоровый образ жизни сводится к совершению тех действий, которые полезны и хороши для вашего тела, ума и духа.

Что включает в себя здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни включает в себя заботу о вашем физическом, ментальном и духовном здоровье. Вам необходимо запастись соответствующими знаниями, что будет гарантировать получение нужного результата.

Физические, психические и духовные аспекты вашей жизни тесно переплетаются. Чтобы быть счастливым и здоровым, вы должны держать все эти аспекты вашей жизни сбалансированными.

Вы должны контролировать то, что вы делаете на регулярной основе, чтобы убедиться, что все ваши действия полезны. Если что-то неправильно, вы можете внести все необходимые коррективы и двигаться дальше в направлении трезвой, здоровой жизни. Если вы будете следовать вышеизложенным пунктам, здоровый образ жизни станет неотъемлемой частью вашей повседневности и самой полезной привычкой.

Т от, кто посвящает день здоровой деятельности и ест здоровую пищу, кто одинаково относится и к счастью и к несчастью, холоду и жаре, кто не привязан к объектам чувств, кто развивает в себе бережливость, осторожность, осознание всего мира как единого целого, правдивость, всепрощение и дружит только с праведными людьми будет свободен ото всех болезней

Аштанга Хридаям Самхита [гл.4,стих 36]

Различные писания мира подчеркивают необходимость соблюдения фундаментальных правил, направленных на поддержание здоровья, на важность и значение здорового образа жизни для человека и его здоровья. Наше тело дано нам (кем и как – это уже вопрос, который каждый решает для себя лично) для того, чтобы мы могли реализовывать себя в этом мире. Ежедневно мы разными способами позитивно или не очень реализуем себя в социуме. Многие пытаются убрать это «или» и стремятся оставлять после себя по возможности только самое лучшее, постепенно избавляясь от омрачений и эгоизма и от телесного здоровья двигаясь к более высоким уровням.

Возможно ли это во время болезни физического тела? Читатель этой статьи, конечно, вспомнит, что не раз во время недуга мысли концентрировались только на боли и крайне трудно на таких тонкоматериальных вещах, как творчество, сострадание, радость, духовность, обучение. Чтобы встать и своим несчастным бренным телом «причинить» что-либо из этого достойного списка кому-то вообще мыслей не было. Вместо этого – жалость и стойкая клятва больше так не есть, не пить, не делать … до следующего раза.

Больному человеку и мёд горек, говорят в народе. Здоровье физического тела – первостепенная потребность человека. В наше время всё чаще звучит словосочетание «здоровый образ жизни». Если вы спросите своих знакомых, ведут ли и понимают ли они значимость здорового образа жизни , почти каждый ответит утвердительно. Регулярные тренировки в спортзале, нерегулярные тренировки там же, порошковое белковое питание, сыроедение, шампанское по праздникам, йога (по форме), питание без графика, питание по графику, чашка кофе в день – всё это разными людьми считается мероприятиями для поддержания здоровья. Сегодня термин «здоровый образ жизни» объединяет необозримое множество понятий. Поэтому, чтобы разобраться в этой теме, необходимо ввести некий стандарт, опираясь на который, мы двинемся дальше.

Неудивительно, что в понимании данного стандарта Запад и Восток солидарны, ведь страдания физического тела везде причиняют одинаковую боль. Здоровье, по определению ВОЗ, это состояние физического, социального, психического и духовного благополучия. С точки зрения Аюрведы (традиционной «индийской» медицины, одного из раздела ведических шастр), здоровье состоит из четырёх уровней: Арогья – «отсутствие физических страданий, или физическое благополучие»; Сукхам ¬– «мирское счастье, или счастье нахождения в социуме»; Свастха – «эмоциональное благополучие»; Ананда – «духовное счастье, радость, удовлетворение». Таким образом, здоровье тела и отсутствие болезней, то, как большинство понимают смысл здорового образа жизни сегодня, является первым, базисным, но только одним из четырех его уровней.

1. Физическое благополучие – Арогья

Это первый уровень, который подразумевает, что вы не имеете телесных недугов, болезней, недомоганий, болей и в целом хорошо себя чувствуете. Для повседневной деятельности нам необходимо здоровое тело, и поэтому этот уровень является базовым. Трудно представить себе человека, живущего полной жизнью, страдающего при этом от гипертонии, головокружений, насморка и т.д. Часто этот уровень рассматривают как единственно значимый и посвящают всё своё свободное время и силы так называемому «культу здорового тела». Хорошо это или плохо? В качестве выстраивания некоего базиса – необходимо. Но, к примеру, с точки зрения зацикливания на себе – возможный, но не лучший сценарий вашего развития. Попробуйте приложить силы для улучшения физического благополучия людей в социуме вокруг вас любым доступным вам способом.

2. Социальное благополучие – Сукхам

Этот уровень подразумевает благополучие, испытываемое человеком от пребывания в обществе. Пожалуй, наиболее важный аспект, в отношениях человек-социум, – его профессиональная деятельность. Немногие могут сказать, что занимаются в жизни тем, что доставляет им удовольствие. Как правило, деньги заставляют людей каждое утро просыпаться после пяти будильников с радостной мыслью: «снова на работу». По данным американских экспертов, у лиц, перенёсших сердечный приступ, в 90% случаев обнаруживаются две общие черты. Первая – нелюбимая работа. Вторая – нелюбимая семья.

Как решить первую проблему? Следовать своему предназначению. Но. Это не значит, что, имея, к примеру, предназначение стать преподавателем йоги, человек бросает дом, работу, семью и уходит жить в пещеру/ашрам. Ещё раз подчеркнём, что буддизм рассматривает лучшую деятельность как помощь людям вокруг в избавлении от омрачений. Деша-кала-патра – «время, место, обстоятельства». Не нужно проявлять фанатизм, путь к своей дхарме в наше время небыстр и точно не лежит через пещеру.

Решение второй проблемы в том, чтобы принять всё своё окружение такими, какие они есть. Это когда мы искренне считаем, что наши родные – самые лучшие. Наши дети – самые лучшие, как бы они себя ни вели. Мой супруг (или супруга) идеален, потому что лучше всего напоминает мне, каким образом я должен меняться в лучшую сторону. Считается, что наше окружение – это олицетворение нашей кармы, т.е. мои прошлые поступки пришли ко мне в форме конкретных личностей, чтобы чему-то меня научить. Стало быть, это самая лучшая ситуация для нашего роста.

То же относится и к материальному положению. Пусть у меня невысокая зарплата, зато стабильная. Пусть квартира маленькая, зато своя. Говорится, что надо развивать в себе умонастроение благодарности – благодарность жизни, судьбе, природе и окружающим нас людям. Так просто менее психически энергозатратно жить.

3. Психическое благополучие – Свастха

Психическое и эмоциональное благополучие, понимание своей собственной природы и природы своего ума, который без устали мотивирует нас к тем или иным поступкам, есть качества здоровой психики. На западе профессия психолога чрезвычайно популярна. Там люди стремятся разобраться в своих эмоциях и желаниях, всё лучше понимая, что гнев может быть разрушителен для организма в целом, а ненависть отнимает драгоценные жизненные ресурсы. На востоке люди ищут ответы на вечные вопросы о том, кто есть Я и что есть Душа, каков её путь из одного тела в другое.

Уровень понимания своей психики возможен при условии, когда человек осознаёт, что все объекты, явления и события преходящи. На социальном уровне мы получали удовлетворение от внешних источников, таких как деятельность, взаимоотношения, материальные объекты. Представьте, что эти источники пропадут. Есть интересная работа, любимая семья, хорошие взаимоотношения, материальное благополучие, но в какой-то момент это исчезнет. Психически благополучный человек не будет терять здесь самообладание. Он останется в состоянии эмоционального благополучия, даже если потеряет всё, даже тело. Мы приходим в этот мир голенькими и уходим такими же, это нельзя изменить. Измени, если можешь, и не страдай. Если не можешь изменить, зачем страдать?

Поэтому свастха подразумевает адекватную реакцию на события, которые происходят вовне (социум) и внутри (психика).

4. Духовное благополучие – Ананда

Важным признаком духовного благополучия является то, что оно постоянно возрастает. Каждый день, каждое мгновение всё больше и больше вы испытываете счастье, удовлетворение и радость, что бы ни происходило вокруг. Это не значит, что вас пора сдать куда следует, вы уже понимаете важность и обладаете физической, социальной и психической составляющей здорового образа жизни, вы не больны. Осознание истинного понимания уровня духовного благополучия в наше время от нас требует усилий, ведь духовность сейчас весьма проигрывает материализму, духовность даже продают задорого и делают на ней бизнес. На этом уровне особенно стоит соблюдать принцип золотой середины: является ли истинной духовностью отречение от семьи или круглая сумма за отпущение грехов? Это уровень нравственности, здравомыслия и морали, отсутствия фанатизма и видения истинного положения вещей. Не кажется ли вам, что он возможен лишь в случае соблюдения остальных ступеней здорового образа жизни, ведь как узнать, что есть мораль без социума, и как применить здравомыслие, не испытав на своём теле?

Таким образом, получается, что, если вы заинтересованы в здоровом образе жизни, не ограничивайтесь только отсутствием болезней и поддержанием своего физического тела в норме. Задумайтесь: «Как там у меня со всеми четырьмя уровнями? Если я здоров, не стоит ли мне обратить внимание на социальную сферу, а если и там всё хорошо, не пора ли аккуратно расселить тараканов в голове?»

Конечно, невозможно довести до совершенства одну сферу, сейчас в нашем ведении у каждого из нас сразу все четыре уровня. И в своём истинном значении здоровый образ жизни призван помочь человеку выстроить гармоничную жизнь во всех направлениях, не только в материальных, но и в духовных. В цитате, приведённой в начале этой статьи, вы видите все четыре уровня, и уровень физики тела является базой для построения гармоничной жизни. Социальное неблагополучие влияет на физическое здоровье, нездоровая психика – на отношения в социуме, а бездуховный человек разрушает в первую очередь свою психику, тогда вся пирамида рано или поздно рухнет. Уже сегодня можно с чего-то начать, чтобы сохранить её в равновесии и покое.

Здоровый образ жизни и его составляющие – это образ или стиль жизни, направленный на оздоровление и укрепление организма человека, профилактику различного рода заболеваний, поддержание здоровья на должном уровне. Именно так целесообразно трактовать это понятие. Соглашусь с мнением представителей социально-философского направления о том, что это глобальная проблема социума.
О здоровом образе жизни многие отзываются по-разному и имеют свое мнение на этот счет. Люди хотят быть здоровыми, но большинство ничего для этого не делает. А должно начинаться с собственного мышления. Я же, в свою очередь, хочу рассказать о понятии ЗОЖ детальней и отметить основные моменты.

Известно, что на 50-55% наше здоровье зависит от нас самих — от нашего образа жизни. Окружающая среда закрепила свое влияние на здоровье на отметке в 20%. От генетической предрасположенности наше драгоценное зависит на 18-20%, и всего на 8-10% – от государственной системы здравоохранения.

Те данные этой статистики, которые, казалось бы, должны были бы быть повыше, оказались самыми низкими. Стоит задуматься.

Психологи-педагоги смотрят на здоровый образ жизни и его основные составляющие под другим ракурсом. Ученые этого звена рассматривают основы здорового образа жизни с точки зрения сознания человека, его психологии и, конечно же, мотивации, без которой не всегда представляется возможным добиться желаемого результата.

В свою очередь, наши доблестные медики имеют свой профессиональный взгляд на все это, но никаких жестких границ между теми или иными точками зрения нет, и никогда не будет. Ведь вместе они преследуют единую благую цель – оздоровление человеческого организма.

Составляющие здорового образа жизни

Не углубляясь в подробности, напишу кратко о главных составляющих ЗОЖ.

  • Здоровые привычки и навыки (привитие их с детства; отказ от губительного курения, употребления наркотиков и алкоголизма).
  • (самое главное, чтобы оно было умеренным).
  • Активная жизнь (ясное дело, что сюда относятся занятия спортом и физкультурой, активный отдых).
  • Гигиена (тут имеет место, как личная гигиена, так и общественная, умение оказывать первую помощь).
  • Эмоциональное самочувствие (контролируем свои эмоции, ребята).
  • Интеллектуальное самочувствие (восприятие новой полезной информации для дальнейшего ее применения; мотивация и мышление, наполненное позитивом).
  • Духовное самочувствие (заряжаемся оптимизмом и ставим перед собой цели).
  • Окружающая среда (изучаем влияние ее полезных и вредных факторов на наш организм).
  • Социальное самочувствие (взаимодействие с людьми, коммуникабельность).

Здоровый образ жизни и его составляющие, а точнее, детальное их рассмотрение, несут в себе все те необходимые нам знания, которые несомненно помогут в формировании не только крепкого здоровья, но и сильной личности.

А теперь ответьте сами себе на вопрос: «Хотите ли вы быть полноценным и в полном объеме выполнять все социальные функции, стать на путь обретения долголетия, активно принимать участие во всех формах жизнедеятельности (семейной, досуговой, бытовой, общественной)?»

«Да, конечно!» - ответите вы. Но последуют ли после вашего ответа какие-либо конкретные действия, направленные на ваше оздоровление? Дело за вами. Не забывайте, что никто не способен помочь вам так, как вы сами.

Познакомьтесь с и начните свой ЗОЖ!

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Здоровый образ жизни - главный фактор здоровья.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

1. наследственность - 20%;

2. окружающая среда - 20%;

3. уровень медицинской помощи - 10%;

4. образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

    человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);

    экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

    социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

    медицинский фактор - 10%

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни - это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды - биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения - поведенческих факторов. Перечислим основные из них:

    культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию - основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

    оптимальная двигательная активность (ДА) - ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;

    рациональное питание - базисный фактор биопрогресса и здоровья;

    ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, - основной принцип жизнедеятельности организма;

    эффективная организация трудовой деятельности - основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;

    сексуальная культура - ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;

    здоровое старение - естественный процесс плодотворного долголетия;

    отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) - решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на главенство ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья - это прежде всего проблема каждого человека. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) - будет и соответствующее поведение.

Теоретические положения о значении здорового образа жизни обучающихся

1.1 Сущность и значение здорового образа жизни.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основемедико-биологическихпризнаков Н. М. Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» . С учетом этих же признаков Г. И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма» . В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% - от наследственности, на 20-25% - от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% - от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ)..

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).

Двадцать первый век характеризуется возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. По данным Министерства Здравоохранения, проблемы, связанные с здоровьем подрастающего поколения появились ещё в конце 20 века(См.приложение). Несмотря на накопленные знания и многочисленные утверждения о ценности здоровья, здоровый образ жизни в нашей стране культивируется достаточно слабо. Об этом свидетельствует статистика высокой заболеваемости и потребления населением алкоголя и табака. Возможно поэтому средняя продолжительность жизни в нашей стране около 68 лет. По данным доклада Всемирной организации здоровья, Россия, занимая по этому показателю 162 место из 222 указанных, опережает лишь африканские страны ..

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие.

Психологи до сих пор не могут точно определить, почему научить детей плохому легко, а хорошему, наоборот, часто бывает достаточно сложно. Вполне возможно, что тут действует принцип "Запретный плод сладок"... Очень часто вредные привычки возникают у детей и подростков под воздействием так называемого «ближнего круга»- то есть, семьи. Если в семье курят один или оба родителя, то все их разговоры о вреде курения могут остаться только словами.

Ответственность за ухудшение здоровья детей лежит не только на семье но и на школе. Современная школа, следуя за техническим прогрессом и требованиях, которые предъявляет современное общество к образованию, наращивает объём и интенсивность учебной нагрузки, что ведёт к дизадаптации и хроническому переутомлению обучающихся. На сегодняшней день проблема сохранении и укрепления здоровья школьников становится особенно актуальной, ведь сегодняшние дети-это будущее государства.

По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза.
Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска.
Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание...

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявит и проанализировать факторы риска, возникающие в школе-так называемые школьные факторы риска, которые негативно влияют на здоровье обучающихся.

К числу школьных факторов риска относится: ускорение учебного процесса; преждевременное начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; массовая неграмотность родителей, в вопросах сохранения здоровья; недостатки в существующей системе физического воспитания; неэффективность системы работы по формированию здорового образа жизни.

Сила влияния школьных факторов риска заключается в том, что они действуют в период интенсивного развития и формирования всех систем организма школьников в течение длительного и непрерывного времени (10-11 лет). Отсюда видно, что даже небольшие негативные факторы могут накапливаться. Например, если ребёнок в течение нескольких лет сидел за неудобной партой или на задней парте, то у него, с годами, ухудшается осанка, снижается зрение.

Выводы, сделанные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков неутешительны:

1.Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2.Стремительный рост числа функциональных нарушений, хронических заболеваний. За последние 10 лет, во всех возрастных группах, частота функциональных нарушений увеличилась в полтора раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет, и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

3.У школьников вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата (сколеоз, остехандроз, осложнённые формы плоскостопия).

4.Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, 20% старшеклассников имеют в анамнезе 5 и более функциональных изменений и хронических заболеваний.

Проблема сохранения здоровья школьников состоит в том, что оно с одной стороны, чувствительно к воздействию окружающей среды, а с другой, достаточно инертно по своей природе (негативны последствия на здоровье могут сказаться не сразу). Преподавателям необходимо помнить об этом и обращать внимание родителей школьников на эту проблему.

Школа как социальный институт, в котором проходят образовательные и воспитательные процессы, является мощным фактором, влияющим на здоровье школьников и от взаимодействия педагогов, учеников и их родителей зависит, положительным или отрицательным будет влияние школы на здоровье школьников.

1.1.Значение здорового образа жизни обучающихся

Какие же слагаемые здорового образа жизни школьника?

Это- режим дня; правильное питание; здоровый сон (не менее 8-ми часов); двигательная активность (физкультура и спорт); закаливание и соблюдение правил гигиены.

Под режимом дня, труда отдыха понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим - основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.

Для школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко незрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны - новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82–85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16–19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1–3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Следует отметить еще один компонент в формировании ЗОЖ школьника – это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ.

Таким образом, значение семьи, школы и педагогов в деле формирования здорового образа жизни школьников возрастает в наши дни. Педагоги должны не только обучать школьников, но и давать советы и рекомендации их родителям по вопросам здорового образа жизни. Наиболее преспективным направлением для взаимодействия педагогов, школьников и их родителей можно считать такое направление как педагогика сотрудничества.

Понятие здорового образа жизни,его значение

Анджела

Определение здорового образа жизни (ЗОЖ)

Здоровый образ жизни - это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в сне) , способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.



В понятие здорового образа жизни входит достаточная физическая активность, сбалансированное меню, соблюдение правил гигиены, отказ от излишеств любого рода и естественно, закаливающие процедуры.



Одним из важнейших факторов, составляющих понятие здорового образа жизни, является плодотворная работа. Без труда невозможно само существование человека. Именно посредством труда человек обменивается энергией и информацией с окружающей средой. Благодаря работе человек чувствует себя ценным и полноценным членом общества. Работа должна быть любимой. На такой работе человек чувствует себя замечательно, отдача у него полная. А значит, он реализует все свои потенциалы.

Для гармоничного развития в человеке все должно быть сбалансировано: и физическое развитие, и интеллектуальный потенциал. Среди долгожителей совсем нет людей, которые бы не работали. Как правило, это сельские жители, для которых труд - это просто жизнь. Обязательно следует правильно организовать свое рабочее место.
ПОДРОБНО:
http://www.adzinstva.by/?p=32024
http://otherreferats.allbest.ru/life/00060816_0.html