Метод парадоксальной интенции франкла для похудения. Метод парадоксальной интенции в психотерапии

  • 12. Психологические особенности акцентуированного поведения в подростковом возрасте. Виды акцентуаций. Методы диагностики и коррекции.
  • 19. Направления и формы работы психолога с учительским коллективом. Роль психолога в формировании профессионального мастерства учителя. Педагогические способности. Психолого-педагогический консилиум.
  • 20. Теория учебной деятельности д.Б. Эльконина. Знания, умения, навыки в составе учебной деятельности. Мотивы учения и их классификация. Диагностика учебной мотивации.
  • 22. Общение и его психологические характеристики. Структура, функции и виды общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения.
  • 24. Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Психологические характеристики коллектива. Социометрия.
  • 27. Психологические особенности ощущения и восприятия. Виды ощущений и восприятия. Закономерности ощущений. Свойства восприятия. Зрительные иллюзии.
  • 28. Психологические особенности внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Диагностика и коррекция внимания. Управление вниманием учащихся на уроке.
  • 29. Эффективность консультационного процесса. Факторы, влияющие на успешность консультационного процесса
  • 30. Направления в психологическом консультировании. Психоанализ з.Фрейда. Структура личности по з.Фрейду. Психокоррекционные приемы и техники психоанализа.
  • 32. Этапы психологического консультирования. Специфика подготовки консультанта к проведению сессии.
  • 33. Транзактный анализ э.Берна. Виды транзакций. Теория игр. Использование в практике психологического консультирования и коррекции.
  • 34. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития. Супружеские проблемы в психологическом консультировании.
  • 35. Когнитивно-поведенческое направление в психологическом консультировании.
  • 36. Бихевиоральное направление в практике психологического консультирования и коррекции. Положительное и отрицательное подкрепление, величина и режим подкрепления.
  • 37.Основные психотерапевтические направления в психологическом консультировании.
  • 38. Консультирование по проблемам личностного плана.
  • 39. Гуманистическое направление в психологическом консультировании. Клиентоцентрированная терапия к.Роджерса и ее основные принципы.
  • 40. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Виды профессиональной деятельности.
  • 42. Организация и планирование работы школьного психолога. Документация школьного психолога. Кабинет школьного психолога.
  • Рабочая документация школьного психолога
  • 1. План работы психолога
  • Методические рекомендации к организации
  • 43 Прцедуры и техники.
  • Защитные механизмы для снижения тревожности
  • Как помочь тревожному ребенку.(коррекция)
  • Повышение самооценки.
  • Обучение детей умению управлять своим поведением.
  • Снятие мышечного напряжения.
  • 45. Психологические особенности детей, имеющие отклонения в умственном развитии. Понятие задержка психического развития. Умственно отсталые дети. Педагогически запущенные дети.
  • 46. Гештальтерапия ф. Перлза. Основополагающие принципы работы психотерапевта в рамках гештальтподхода. Цикл контакта в рамках гештальтерапии, способы прерывания контакта.
  • 48. Психодрама Дж. Морено. История возникновения. Основные понятия. Применение в практике психологического консультирования.
  • 49. Специфика психологического консультирования. Отличия психологического консультирования от других видов психологической помощи. Личность психолога-консультанта
  • 50. Логотерапия в. Франкла. Методика сократического диалога, логотерапевтическая теория неврозов, техники парадоксальной интенции.
  • 1. Современные технологии воспитания.
  • 2. Предмет и задачи методики преподавания педагогики. Внеучебная работа по пед.
  • 4. Особенности содержания социального воспитания в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
  • 5. Социализация личности: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Содержание и принципы социального воспитания.
  • 6. Формы организации обучения: классно-урочная система, факультатив, экскурсия, д/з, консультация, экзамен
  • 7. Педагогика как наука. Закон об образовании рф, рб.
  • 8. Развитие теории свободного воспитания в истории мировой педагогики. Руссо, Песталоцци, Толстой, Монтессори, Френе, Роджерс, Сухомлинский
  • 9. Содержание образования. Виды образования. Гос.Стандарт образования, учебные планы, учебники, программы
  • 10. Современные образовательные технологии: дифференцированное обучение, педагогика сотрудничества, профильное обучение, игровые технологии, метод проектов.
  • 19. Диагностика результатов воспитательной работы.
  • II. Движущие силы процесса обучения
  • III. Функции учебного процесса
  • IV. Основные звенья учебного процесса
  • I. Понятие о диагностики обучения
  • III. Основные виды контроля
  • II. Классификация о методах обучения.
  • 50. Логотерапия в. Франкла. Методика сократического диалога, логотерапевтическая теория неврозов, техники парадоксальной интенции.

    Основателем логотерапии (от греческого «logos» - слово и therapeia - забота, уход, лечение) является В. Франкл. В данном направлении рассматривается смысл человечес­кого существования и осуществляется поиск этого смысла, стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал «стремление к смыслу» противоположным «стремлению к удовольствиям»: «Человеку требуется не состояние равнове­сия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его».Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.

    В. Франкл считает человека творцом, всю жизнь созида­ющим свою духовность. Человеческие поступки он делит на три типа:1. Способствующие созиданию духовной личности. 2.Разрушающие духовность. 3. Безразличные по отношению к духовности. Человек несет ответственность за свои поступки. Уход от ответственности также является поступком, за который че­ловек расплачивается. Человек всегда свободен в выборе своих поступков, в принятии решения, но только в случае выбо­ра созидающего поступка реализуется смысл жизни. Созидающие поступки направлены на поиск ценностей творчества, переживания и отношения. Для каждого челове­ка эти ценности уникальны, конкретны и неповторимы, поэтому человек в поисках смысла жизни ищет и находит свою область, в которой он реализует себя и строит свою личность. Если у человека возникает состояние потери смысла жиз­ни, В. Франкл рекомендует понять и почувствовать уни­кальность и неповторимость собственной личности. Обретя самоценность, ценность окружающих людей и мира, в ко­тором он живет, человек обретает уверенность в себе, своей полноценности, нужности, т.е. смысл существования. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоя­тельствах - смысл жизни всегда может быть найден. В основе подхода к личности В. Франкла три основные понятия: «свобода воли», «воля к смыслу» и «смысл жизни». По В. Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для современного нормального человека. И именно то, что чело­век не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бес­смысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу.Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе и в самом трагическом. Психолог не может дать человеку этот смысл, у каждого он свой. Но психолог в силах помочь клиенту его осознать. Как пра­вило, потеря смысла жизни происходит при сильных психотравмирующих событиях: гибели близких людей, учас­ти в военных действиях и т.д.

    Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни может быть найден человеком в одной из трех сфер: творчестве; эмоциональных переживаниях; сознательном принятии тех обстоятельств, которые че­ловек не в состоянии изменить.Центральной в концепции В. Франкла является проблема ответственности. Человек свободен в своем выборе смысла, но, найдя его, он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла. Свобода превалирует над необ­ходимостью.Выход за свои пределы В. Франкл обозначает понятием самотрансценденции и считает самоактуализацию лишь од­ним из моментов самотрансценденции. Франкл следующим образом описывает механизм обра­зования патологической реакции

    страха: у человека появ­ляются страх перед каким-либо явлением (сердечный при­ступ, инфаркт, онкозаболевания и т.д.), реакция ожида­ния - страх, что это явление или состояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, не­посредственно связанные с событием. На свой страх чело­век начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).В сложившейся ситуации Франкл предлагает использо­вать самоотстранение. Наиболее ярко способность к самоот­странению проявляется в юморе. Юмор позволяет дистан­цироваться и тем самым обрести контроль над собой и ситуацией. Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые представляются опасными. Если человек будет сам активно искать эти ситуации, то он научится действовать «мимо» страха, и страх постепенно исчезнет, как бы «атрофируется от безделья».Отсюда вытекают основные положения логотерапии: 1.Человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни. 2. Смысл жизни не может быть дан человеку извне, пред­ложен или навязан. Он должен найти его вполне само­стоятельно.

    Техники

    1.Метод дерефлексии означает снятие излишнего само­контроля, размышление о собственных сложностях - то, что в обиходе называют самокопанием. 2. Метод парадоксальной интенции (намерение) предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот ста­рается избежать. При этом активно используются различ­ные проявления юмора. Используется в коррекционной работе со страхами. Например, если человек испы­тывает страх закрытых помещений, ему предлагается заста­вить себя находиться в таком помещении. И в результате мнительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал. 3.Персональное осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшей взрос­лого ребенка, смыслом жизни может стать воспитание внуков. Женщина, потерявшая ребенка в результате онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации. Таким образом, смысл своей жизни человек приоб­ретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жиз­ни, лишенной смысла, в осмысленную, осознание своей уни­кальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, что­бы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относит­ся к своему положению. 4. «Сократовский диалог». Задача данного приема - вов­лечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. «Сократовский диалог» - своего рода интеллекту­альный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоре­чивые и бездоказательные суждения клиента. Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса ле­жит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким об­разом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Таким образом клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным.

    Метод, предложенный Франклом (Frankl V. Е.), автором логотерапии, в 1929 г., описан им лишь в 1939 г., а опубликован под этим названием в 1947 г. Логотерапия включает два таких специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению.

    Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. Парадоксальная интенция Франкла применяется при неврозах, когда имеются следующие патогенные паттерны реагирования:
    1. Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия - страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента. Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта, апоплексического удара. На свой страх больные реагируют бегством от действительности (жизни), например стараются не выходить из дома.
    2. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытается подавить их, противодействовать им, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга.

    В отличие от фобии, собственно обсессивные состояния характеризуются не бегством, а борьбой - борьбой с навязчивыми представлениями. Однако и фобии, и обсессивные состояния вызываются стремлением избежать ситуаций, обусловливающих тревогу. Невроз порождается не только первичными условиями (внешняя и внутренняя ситуация, ведущая к первому появлению симптома), но и вторичными (закреплением страха ожидания). Необходимо разорвать эти круговые механизмы. Сделать это можно, лишив подкрепления опасения больного. При этом следует учитывать, что пациент с фобией боится чего-то, что может с ним случиться, в то время как больной с обсессией боится и того, что может совершить сам.

    В данных случаях следует обратиться к столь характерной для человека способности к самоотстранению, которая особенно ярко отражается в юморе. Юмор - важное свойство человеческой личности; он дает возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и тем самым обрести над собой полный контроль. Мобилизация этой способности человека к дистанцированию и достигается с помощью метода парадоксальная интенция Франкла.

    Парадоксальная интенция Франкла построена на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществили то (при фобии) или чтобы он сам осуществил то (при обсессии), чего он так опасается. При этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме.

    Очевидно сходство парадоксальной интенции Франкла с вошедшими позже в обиход методами поведенческой психотерапии. Однако, хотя в обоих случаях используется понятие подкрепления, не следует забывать о различиях, что иллюстрируется, например, сравнением с техникой «жетонов», где позитивно подкрепляется желаемое, правильное поведение. 9-летний мальчик регулярно, каждую ночь, мочился в постель. Родители и били сына, и стыдили его, и уговаривали, и игнорировали - все было безуспешно, становилось только хуже. Человек, к которому они обратились за советом, сказал мальчику, что за каждую ночь, когда он намочит постель, он получит по 5 центов. Мальчик немедленно пообещал сводить его в кино и пригласить «на чашку шоколада» - настолько он был уверен, что скоро разбогатеет. К моменту следующей встречи пациент заработал всего 10 центов. Он сказал, что делал все возможное, чтобы мочиться в постель каждую ночь и заработать таким образом как можно больше денег, однако, к сожалению, ничего не получалось. Он просто не мог понять этого, ведь прежде с этим у него все «было в порядке».

    Логотерапия предвосхитила многое, что позднее поведенческой психотерапией было поставлено на солидную экспериментальную основу. Так, исследуя эффективность парадоксальной интенции Франкла, поведенческие психотерапевты подбирали пары больных неврозом навязчивых состояний с одинаково выраженными симптомами и одного из них лечили методом парадоксальной интенции Франкла, а другого оставляли без лечения в качестве контрольного пациента. Было установлено, что в течение нескольких недель симптомы исчезали только у больных, подвергшихся лечению, при этом ни в одном случае не возникли новые симптомы вместо прежних.

    Парадоксальная интенция Франкла помогает даже в тяжелых и хронических случаях, причем и тогда, когда лечение длится недолго. Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые страх представляет как опасные. Если больной будет сам искать эти ситуации, научится действовать «мимо» страха, то последний постепенно исчезнет, как бы «атрофируется» от бездействия.

    Человеку свойственно изучать этот мир, включаться сознанием во многие процессы, чтобы понять суть вещей. Интенция – феномен «внимания» ума направленный на вымышленный или реальный объект познания. Термин широко используется в психологии, философии, социологии, религии.

    Интенция - что это?

    Интенция - это (с лат. intention – стремление, замысел) – намерение человека, сосредоточенного на цели познать предмет или объект. Интенция отличается от просто желаний, которые представляют собой влечение души тем, что это действия и решения в соответствии с задуманным планом. Интенциональность сознания – свойство, заложенное в психике, помогающее воспринимать мир, обнаруживать взаимосвязи с предметами и явлениями.

    Интенция в психологии

    Психология – наука, вышедшая из философии и продолжающая делить с ней многие основополагающие понятия. Интенция в психологии - это психический феномен направленности или фокусировки сознания на тот или иной предмет. Изучая внешнюю реальность, человек соотносит это со своими внутренними переживаниями и представлениями выстраивая цепочку взаимосвязей с миром. Франц Бретано, австрийский психолог и философ XIX в. исследуя феномен интенции, выделил следующие моменты:

    1. Сознание всегда предметно и имеет отношение к любым вещам реальным или воображаемым.
    2. Осмысление предмета происходит на эмоциональном уровне, в виде воспоминания субъективного знания об объекте с реальным опытом, и сопоставлении с общепринятыми аксиомами.
    3. Вывод: внутреннее восприятие человеком явления или предмета более истинно, чем внешнее, основанное на мнении многих.

    Интенциональность в философии

    Что такое интенция в философии? Термин зародился в схоластике – средневековой философской школе. Фома Аквинский считал, что предмет не может быть познан без активного в него вмешательства. Интенция и выбор, то чем руководствуется сознание человека и в этом есть свободный нравственный акт воли. Немецкий философ М. Хайдеггер включил в феномен интенции понятие «забота», полагая, что человека заботит его бытие. Другой немецкий философ Э. Гуссерль продолжил исследования интенции и интенциональности, как свойства сознания опираясь на работы Ф. Бретана, привнес новые смыслы:

    1. За процесс познания предмета отвечает сердце. В момент тревоги сердце направляет внимание сознания на объект вызывающий тревожное чувство.
    2. Предмет изучения «не существует», пока не произошло созерцание объекта или направления на него внимания.

    Парадоксальная интенция

    Виктор Франкл – выдающийся австрийский психолог, прошедший через ужасы нацистского концлагеря, как никто другой с успехом лечил различного рода фобии. – направление экзистенциального психоанализа, основанное Франклом включал в себя действенные методики по работе со страхами. Парадоксальная интенция - это метод, имеющий в своей основе противоречивое послание или намерение относительно фобии. Пациенту, испытывающему страх предлагалось захотеть того, чего он так сильно боится – ситуация отрабатывается до закрепления стойкого избавления от тревожных чувств.

    Парадоксальная интенция - как применять

    Метод парадоксальной интенции более эффективен если используется с включением в него юмора. Американский психолог Г. Олпорт высказался, что невротик, который во время терапии учится относится к себе с юмором и своей фобии – становится на путь самообладания и выздоровления. Примеры применения парадоксальной интенции:

    1. Терапия бессонницы . Человек, находящийся какой то период в тревоге по поводу нарушения сна, закрепляется в чувстве страха, что снова не сможет заснуть. Франкл предлагал пациенту стараться как можно больше желать себе бодрствующего состояния. Стремление не заснуть вскоре вызывает сон.
    2. Боязнь публичных выступлений . Дрожь во время выступления. В. Франкл предлагал отрабатывать ситуацию с дрожью, вызывая сильное желание задрожать, стать «чемпионом по дрожанию» и напряжение снимается.
    3. Семейные ссоры . Логотерапевт в рамках парадоксальной интенции дает задание супругам начать ссориться осознанно с большим эмоциональным накалом, до полного изнеможения друг друга.
    4. Различные обсессивно-компульсивные расстройства . Интересен пример из практики доктора Кочановского. Молодая женщина за пределами своего дома постоянно носила темные очки, которые скрывали направление ее взгляда на область гениталий всех встречавшихся по пути мужчин. Терапия заключалась в снятии очков и разрешении терапевтом без стыда смотреть в направлении области гениталий любых мужчин. Пациентка за две недели избавилась от компульсии.

    Парадоксальная интенция - заикание

    Страх произнесения слов – частая причина заикания. Человек боится говорить, потому что заикание в его представлении неизбежно. Интенциональность сознания может помочь перевести страх заикания из эмоциональных контекстов в область смыслов. Провокативная (парадоксальная) техника работы с заиканием:

    1. Пациенту предлагается максимально сильно заикаться: «Как сейчас начну заикаться, никто до меня еще так сильно не заикался, я самый-самый чемпион по заиканию, сейчас все услышат…»
    2. Внимание переключается на логику.
    3. Если пациент боится заикаться – он заикается, как только он начинает сильно желать заикания – речевое нарушение уходит.

    Парадоксальная интенция для похудения

    Понятие интенциональности всегда апеллирует к сознательному выбору человека и его воле. Ожирение – проблема, в основе которой лежат , подкрепляемые нездоровой пищей. Как интенция может помочь в похудении? Все очень просто - надо начать заставлять себя есть: «я просто обязана поесть, сейчас пойду куплю огромный торт и весь съем, стану самым толстым человеком на планете Земля!». Организм начинает активно сопротивляться огромному желанию его перекормить. Здесь важны принципы искреннего намерения и каждодневная практика метода.

    Чтобы понять то, что происходит, когда применяется эта техника, давайте возьмем в качестве отправной точки известный каждому психиатру феномен антиципированной тревоги. Обычно происходит так, что такая тревога порождает именно то, чего пациент боится. Пациент, страдающий эритрофобией, который боится покраснеть, например, когда входит в помещение и встречает группу людей, действительно покраснеет именно в этот момент. Симптом вызывает психическую реакцию, соответствующую антиципированной тревоге, которая провоцирует повторное появление симптома. Повторное появление симптома в свою очередь усиливает антиципированную тревогу, и таким образом замыкается порочный круг. В этом порочном круге оказывается заключенным сам пациент; он запутывается в нем, как в коконе.

    Что касается тревоги, выступающей в качестве исходного момента, то сами пациенты часто сообщают о своей тревоге по поводу тревоги. Очевидно, они подтверждают хорошо известное высказывание Франклина Д. Рузвельта:

    Единственная вещь, которой следует бояться, - это сам страх.

    (Д. Рузвельт)

    Исследуя этот страх страха, однако, более обстоятельно, мы обнаруживаем, что существуют три типичные причины, его обусловливающие, поскольку пациенты, страдающие боязнью страха, обычно сообщают, что они боятся: 1) что приступ тревоги может привести к смерти или обмороку (технический термин, введенный для обозначения этого состояния - «коллапсофобия»); 2) что он может закончиться инфарктом («инфарктофобия»); 3) что результатом приступа тревоги может стать инсульт мозга («инсультофобия»).

    До сих пор речь шла о мотивации боязни страха. Но каковы же реакции на страх страха? Обычно наблюдается поведение избегания, или, как это называется в , бегство от страха. Пациент начинает избегать открытого пространства или замкнутых помещений, иными словами, демонстрирует агорафобические или клаустрофобические паттерны поведения.

    Этому паттерну бегства от страха при неврозе тревоги существует параллель при обсессивном неврозе, а именно паттерн борьбы против обсессий. Он мотивируется прежде всего страхом обсессивного невротика, что его обсессий могут оказаться симптомом неизбежного психоза («психотофобия», как это обозначается в ). Однако психотофобия - не единственное, что может мотивировать пациента к борьбе с его обсессиями, точно так же мотивирующим фактором может выступать «криминофобия», как это называется в . Действительно, те обсессивные пациенты, которые парализуются страхом, что они могут реализовать любую из их обсессий, например в один прекрасный день выброситься из окна, или действительно убить человека ножом, лежащим на столе, также борются против своих обсессий. В таких случаях говорит о «фобии суицида» или «фобии гомицида».

    Наконец, существует третий паттерн реагирования и поведения, составляющий параллель бегству от страха перед чем-то, а именно борьба за что-то. Он характерен для сексуальных невротиков. Многие сексуальные неврозы, по крайней мере соответственно данным , могут быть прослежены к истокам, связанным с форсированной интенцией достижения цели сексуального акта - будь то стремление мужчин продемонстрировать свою потенцию или стремление женщины доказать ее способность переживать оргазм. Как правило, пациент домогается удовольствия интенционально (можно сказать, что он воспринимает «принцип удовольствия» буквально). Однако удовольствие принадлежит к такой категории вещей, которые не могут быть достигнуты посредством прямой интенции; напротив, оно бывает просто вторичным эффектом или побочным продуктом. Таким образом, чем больше субъект стремится к удовольствию, тем менее он способен его получить.

    Итак, мы обнаруживаем интересную параллель: как антиципированная тревога порождает именно то, чего пациент боялся, так эксцессивная интенция, или «гиперинтенция», как это называется в , делает невозможным достижение того, чего пациент хотел. Как раз на этом двойном факте основывает свою технику, называемую парадоксальной интенцией, которая состоит в том, что фобическому пациенту предлагается стремиться, хотя бы на один момент, именно к тому, чего он боится.