Близнец в тучах история создания. Близнец в тучах

Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа…

10 февраля 2015 года исполняется 125 лет со дня рождения русского писателя, одного из крупнейших поэтов XX века, лауреата Нобелевской премии по литературе (1958) Бориса Леонидовича ПАСТЕРНАКА.

К юбилею Б.Л. Пастернака в зале абонемента Центральной городской библиотеки представлена выставка «Близнец в тучах» , посвященная жизни и творчеству поэта. На выставке читатели смогут найти следующую литературу: Д. Быков «Борис Пастернак», И. Емельянова «Пастернак и Ивинская», Б. Пастернак «Существованья ткань сквозная. Переписка с Евгенией Пастернак», Б. Пастернак «Доктор Живаго» и другие произведения автора и воспоминания о нем друзей и близких.

Зинаида Николаевна позвала Пастернака в дом; он подошел к ней, оставив за калиткой гонца из союза.
- Что там?- прошептала она.
- Требуют моей подписи под одобрением казней.
- Ты подписал?
- Нет, и никогда не подпишу.
Зинаида Николаевна бросилась Пастернаку в ноги и умоляла ради их будущего ребенка подписать проклятый документ.
- Если я подпишу, я буду другим человеком,- ответил он.- А судьба ребенка от другого человека меня не волнует.

— Д. Быков, «Борис Пастернак»

«Обедаю я в одной столовой, которую содержит венка. Эта венка заслуживает венка… (Очень скоро немецкая кухня вызывала у него уже только тоску: невыносимый и обязательный ревень на десерт - жесткий, как шляпа; «телеги картофеля и грязевые ванны шпината» - при всей своей неприхотливости в пище он терпеть не мог этого избытка, пресного и скучного, как сама дисциплина.- Д.Б.) Здесь праздники без конца: на днях отпраздновали день, который случайно прошел без праздника. Перед моими окнами партия немецких каторжников обращает луга в фруктовый сад. Каторжники эти какие-то полные молокососы с животами, без сюртуков и при часах. Стережет их старый такс и дрянная кукла в повозке. Боже мой, какие нравы! В воскресенье я должен был сделать вид, что я объелся и сплю, а то меня арестовали бы за то, что я не наслаждаюсь».

- Д. Быков, "Борис Пастернак"

«Властители ваших дум грешат поговорками, а главную забыли, что насильно мил не будешь, и укоренились в привычке освобождать и осчастливливать – особенно тех, кто об этом не просит»

— Борис Пастернак, Доктор Живаго

Обзор избранных книг с выставки

Борис Пастернак

Серия: Жизнь замечательных людей

ISBN 978-5-235-03113-5, 978-5-235-03074-9; 2007 г.

Эта книга — о жизни, творчестве — и чудотворстве — одного из крупнейших русских поэтов XX века Бориса Пастернака; объяснение в любви к герою и миру его поэзии. Автор не прослеживает скрупулезно изо дня в день путь своего героя, он пытается восстановить для себя и читателя внутреннюю жизнь Бориса Пастернака, столь насыщенную и трагедиями, и счастьем.
Читатель оказывается сопричастным главным событиям жизни Пастернака, социально-историческим катастрофам, которые сопровождали его на всем пути, тем творческим связям и влияниям, явным и сокровенным, без которых немыслимо бытование всякого талантливого человека. В книге дается новая трактовка легендарного романа «Доктор Живаго», сыгравшего столь роковую роль в жизни его создателя.

Пастернак и Ивинская

Издательство: Вагриус

ISBN 5-9697-0194-7, 5-9697-0303-6; 2007 г.

Язык: Русский

«Ольга — мое жизненное дыхание», — писал Борис Пастернак о своей возлюбленной Ольге Ивинской. Ей посвящена его поздняя лирика, она стала прообразом героини знаменитого романа «Доктор Живаго», дорого заплатив за эту любовь.

Ирина Емельянова, дочь последней музы поэта, была свидетелем высоких отношений замечательных людей. Она рассказывает о счастливых мгновениях и трагических обстоятельствах этой страсти и об истинной роли Ольги Ивинской в судьбе Бориса Пастернака.

Существованья ткань сквозная. Борис Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак

Издательство: Новое литературное обозрение

ISBN 5-86793-029-7; 1998 г.

Переписка Бориса Пастернака с его первой женой составлена его старшим сыном и сопровождается его воспоминаниями об обстановке, в которой протекала семейная жизнь его родителей. Лирическая высота любовной трагедии не снижена переданными в письмах тяжестьюнищенского быта коммунальной квартиры 1920-х годов и трудностями свободной творческой работы писателя и художницы, которые стали в конце концов причиой их расставания в 1931 году. Мучительные годы бездомности и взаимных обид, пережитые обоими, позволилиим вскоре построить свои отношения по — новому, на иных основах глубокого доверия и дружбы друг к другу, которые они пронесли через всю жизнь. В их переписку естесственным образом включается взрослеющий с годами сын, восстанавливающий в памяти свои разговоры с отцом, совместные занятия и прогулки и волею судеб ставший в наше время биографом и издателем своего отца.

Русские писатели — лауреаты Нобелевской премии: Борис Пастернак

Издательство: Молодая гвардия

Серия: Русские писатели — лауреаты Нобелевской Премии

ISBN 5-235-00888-Х, 5-235-01609-2; 1991 г.

В книгу лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака входят произведения: «Высокая болезнь», «Охранная грамота», «Стихотворения Юрия Живаго», автобиографическая повесть «Люди и положения».

Переписка Бориса Пастернака

ISBN 5-280-01597-0; 1990 г.

Письма Пастернака представляют собой литературное воплощение его жизни и времени, не менее важное, чем его стихи и проза. Но подчас они более откровенны, поскольку его писательская профессиональная деятельность пришлась на эпоху, когда запрет на свободное выражение был частью повседневного обихода. Таким образом, письма Пастернака оказываются основным материалом для его биографии и в более широком плане, чем традиционно понимаемая переписка писателя, представляют собой реальную жизнь эпохи. Этим объясняется возможность публикации писем не как академического собрания, а как литературного целого, обращенного к широкому читателю.
Переписка Пастернака охватывает период в полвека и может составить несколько томов. Первые ее публикации привлекли большой интерес, они кардинальным образом изменили распространенный миф о Пастернаке как человеке отрешенном, далеком от бурь действительной жизни, замкнувшемся в узком кругу своего творчества.
В настоящее издание вошли несколько значительных линий переписки Пастернака, опубликованных за последние годы в различных сборниках и журналах. Его корреспонденты- известные люди, талантливые писатели, поэты и ученые- ведут в письмах к Пастернаку разговор о самом важном, о времени и роли искусства в современном обществе, о путях русской литературы.
Книга содержит переписку Б.Л.Пастернака с О.М.Фрейденберг, М.И.Цветаевой, А.С.Эфрон, Н.С.Тихоновым, М.Горьким, В.Т.Шаламовым.

ИЗБРАННЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Б.Л. ПАСТЕРНАКА

МЕТЕЛЬ

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега, -

Постой, в посаде, куда ни одна

Нога не ступала, лишь ворожеи

Да вьюги ступала нога, до окна

Дохлестнулся обрывок шальной шлеи.

Ни зги не видать, а ведь этот посад

Может быть в городе, в Замоскворечьи,

В Замостьи, и прочая (в полночь забредший

Гость от меня отшатнулся назад).

Послушай, в посаде, куда ни одна

Нога не ступала, одни душегубы,

Твой вестник - осиновый лист, он безгубый,

Безгласен, как призрак, белей полотна!

Метался, стучался во все ворота,

Кругом озирался, смерчом с мостовой. . .

Не тот это город, и полночь не та,

И ты заблудился, ее вестовой!

Но ты мне шепнул, вестовой, неспроста.

В посаде, куда ни один двуногий…

Я тоже какой-то… я сбился с дороги:

Не тот это город, и полночь не та.

Все в крестиках двери, как в Варфоломееву

Ночь. Распоряженья пурги-заговорщицы:

Заваливай окна и рамы заклеивай,

Там детство рождественской елью топорщится.

Бушует бульваров безлиственных заговор.

Они поклялись извести человечество.

На сборное место, город! За город!

И вьюга дымится, как факел над нечистью.

Пушинки непрошенно валятся на руки.

Мне страшно в безлюдья пороши разнузданной.

Снежинки снуют, как ручные фонарики.

Вы узнаны, ветки! Прохожий, ты узнан!

Дыра полыньи, и мерещится в музыке

Пурги: - Колиньи, мы узнали твой адрес! -

Секиры и крики: - Вы узнаны, узники

Уюта! - и по двери мелом - крест-накрест.

Что лагерем стали, что подняты на ноги

Подонки творенья, метели - сполагоря.

Под праздник отправятся к праотцам правнуки.

Ночь Варфоломеева. За город, за город!

ФЕВРАЛЬ

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю Твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

дипломная работа

2.1 Первый сборник стихов "Близнец в тучах": темы и образы

Б.Л. Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Его отец, известный график и живописец, долгое время был профессором Московского училища живописи. Среди его близких знакомых-Поленов, Ге, Левитан. Нестеров, Серов, Рубинштейн, Л. Толстой, к роману которого "Воскресенье" художник сделал прекрасные иллюстрации. Мать-профессиональная пианистка, наделенная большим талантом, но оставившая искусство ради семьи. Ее культурная атмосфера формировала художественные пристрастия будущего поэта.

Его первым увлечением стала музыка. Юноша испытывает сильнейшее влияние близкого их дому Скрябина, с 13 лет посвящает себя сочинению музыки, профессионально занимается теорией композиции. Все обещало успех в этой области, однако спустя шесть лет Пастернак неожиданно оставляет занятия музыкой, решив. Что лишен абсолютного слуха. До последних лет жизни поэт, верный своей установке - в искусстве надо быть первым или не заниматься им вообще - не был убежден в правильности принятого им тогда решения. Но в любом случае этот поворот в биографии не обернулся большой утратой. Ибо музыка вошла в жизнь поэта и составила сердцевину его лирики. "Это, возможно, самый музыкальный из всех поэтов, - пишет Н. Вильмонт. -И эта музыкальность идет от интонационной и звуковой магии". Сам Пастернак со свойственным ему тяготением к образности говорил, что поэзия своим врожденным слухом подыскивает мелодию природы среди шума словаря и, подобрав ее, как подбирают мотив, предается затем импровизации на эту тему. Прорыв в "тьму мелодий" осознается им как важнейший природный импульс, знаменующий рождение Поэта("Так начинают. Года в два. . ", 1921 г).

"Кровное родство" творчества Пастернака с музыкой делает предметом своей статьи и профессор Л. Гаккель: "…музыка полнее любых искусств…дает ощущение коренной целостности…какого-то химического родства всего со всем".

Оценивая Лирику Пастернака с музыковедческой точки зрения, нередко употребляют выражение "ритмический динамизм": энергия ритма в стихах поэта "потрясающе сконцентрирована". Художественную манеру Б. Пастернака можно сопоставить со стилем И. Стравинского. Так или иначе, художественный метод Пастернака имеет основу, соприродную музыке: "любое его творение-это некий круг и громадное поле смыслов, единое звуковое поле", в котором все соподчинено. Отсюда - невозможность традиционного, упрощенно-семантического подхода к стихам поэта, кажущаяся несообразность, случайность логических связей внутри них. Но эта пастернаковская случайность оказывается, по мнению Ю. Тынянова, "более сильной связью, чем самая тесная логическая связь".

Б. Пастернак поступает на юридический факультет, а затем переводится на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Он занимается в семинаре Г. Шпета, изучает философию Юма; далее продолжает образование в Марбургском университете под руководством известного философа Германа Когена, который предлагает поэту остаться в Германии с перспективой прохождения доцентуры. Однако Пастернак столь же неожиданно расстается с философией, как ранее - с музыкой. В Марбурге он переживает свою первую любовную драму ("Марбург"), так что, как свидетельствуют биографы, в Москву он возвращается (успев до этого посетить Швейцарию и Италию) не столько философом, сколько поэтом.

Летом 1913 года Б. Пастернак завершает первую книгу стихотворений "Близнец в тучах", которая появляется в печати в следующем году. Название сборника шокировало читателей. Оно воспринималось в духе футуризма как нечто экстравагантное и лишенное смысла. Мало кто обратил внимание на философско-символическую подоплеку, заключенную в этом словосочетании. В названии книги обнаруживается связь с древнегреческим мифом о братьях Диоскурах, Касторе и Полидевкте, которые были очень привязаны друг к другу; но при этом Полидевкт (сын Зевса) был бессмертен, а Кастор (сын царя Тиндарея) должен был умереть, как все люди. Когда Полидевкт был взят отцом на Олимп, он из любви к брату поделился с ним своим бессмертием. Поэтому считалось, что оба они, превратившись в созвездие Близнецов, попеременно появлялись на небе в качестве утренней и вечерней звезды.

Этот миф понадобился Пастернаку для иллюстрации принципиального тезиса о родстве смертного и бессмертного начал в искусстве, читателя и поэта. Ведь, как будет сказано в романе "Доктор Живаго" "…искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь". Искусство, в частности поэзия. Объединяет земное с вечным: каждый читатель (Кастор) имеет свое земное ограниченное, восприятие открывающейся ему поэзии (Полидевкт), таящей в себе вечную жизнь, бессмертие. Однако читатель необходим поэту, как Кастор Полидевку. Они -братья-близнецы, претворяющие в жизнь поэтическое искусство. Б. Пастернак был убежден, что читатель - своего рода соавтор поэта, что именно в восприятии читателя поэзия получает свое развитие, обретает бессмертие и бесконечность. Этот взгляд на природу поэзии останется у Пастернака неизменным. В 1953 году он пишет: настоящее искусство "робко желает быть мечтой читателя", предметом читательской жажды, и нуждается в его отзывчивом воображении не как в дружелюбной снисходительности, а как в составном элементе…как нуждается луч в отражающей поверхности… чтобы играть и загораться".

Сами же стихи первой поэтической книги, равно как и следующей ("Поверх барьеров", 1917), отмечены повышенной метафоричностью("Я жизнь в стихах собью так туго,/ Чтоб можно было ложкой есть…", "Памяти Марины Цветаевой". 19430. эффонией (звукописью), которой молодой Пастернак предавался, по словам Н. Вильмонта, "с какой-то блаженной очумелостью и радостной серьезностью".

Я люблю тебя черной от сажи

Сожигания пассажей, в золе

Отпылавших андант и адажий,

С белым пеплом баллад на челе.

С загрубевшей от музыки коркой

На поденной душе, вдалеке

Неумелой толпы, как шахтерку,

Проводящую день в руднике,-

Вот, пожалуй, самое характерное из ранних стихотворений поэта ("Скрипка Паганини"), в которых, как пишет близко знавший Пастернака литературовед и переводчик К. Локс, "…слова лезли откуда-то из темного хаоса первичного. Часто он и сам не понимал их значения и лепил строку за строкой в каком-то отчаянном опьянении - жизнью, миром, самим собой…"

Первую свою книгу «Молодость» Ходасевич издал в 1908 г. в издательстве «Гриф». Так говорил он о ней позже: "Первая рецензия о моей книге запомнилась мне на всю жизнь. Я выучил её слово в слово. Начиналась она так: «Есть такая гнусная птица гриф...

"Исповедь одной души…" (о личности и о творчестве Владислава Ходасевича)

Гораздо больше от настоящего Ходасевича -- во всяком случае, от его поэтической интонации -- в сборнике «Счастливый домик». Рваная, рубленая интонация, которую начинает использовать в своих стихах Ходасевич, предполагает то открытое отвращение...

"Исповедь одной души…" (о личности и о творчестве Владислава Ходасевича)

Начиная со сборника «Путём Зерна», главной темой его поэзии станет преодоление дисгармонии, по существу неустранимой. Он вводит в поэзию прозу жизни -- не выразительные детали, а жизненный поток, настигающий и захлёстывающий поэта...

"Исповедь одной души…" (о личности и о творчестве Владислава Ходасевича)

В этот период поэзия Ходасевича начинает все больше приобретать характер классицизма. Стиль Ходасевича связан со стилем Пушкина. Но классицизм его -- вторичного порядка, ибо родился не в пушкинскую эпоху и не в пушкинском мире...

Отбор жизненного материала, осмысление и воплощение его в образе, композиционное и словесное оформление - все это зависит от мировоззрения писателя, который формируется под влиянием определенных социальных условий...

Исследование поэзии Набокова и его произведения "Другие берега"

набоков образ поэзия проза Мечтал я о тебе так часто, так давно, за много лет до нашей встречи, когда сидел один, и кралась ночь в окно, и перемигивались свечи. В этом отрывке мы четко видим тему любви. Идея...

Исследование поэзии Набокова и его произведения "Другие берега"

Как мы уже говорили в предыдущем подпункте, Набоков обладает однозначной харизмой относительно языка и способа написания. Если говорить о прозе, то и здесь мастерское умение создать образ, освещая тему, передавая идею не обошло стороной...

Образы неба и земли в поэзии Зинаиды Гиппиус

Осенью 1899 г. у Мережковских возникает идея обновления (как им казалось) во многом себя исчерпавшего христианства; для осуществления задуманного необходимо было создание "новой церкви"...

Религиозно-богословская поэзия С.С. Аверинцева

Говоря о сборнике стихов С.Аверинцева, мы должны обратиться к понятию лирический цикл и его структура. Сборник С.Аверинцева «Стихи духовные» имеет свою композицию. Основную линию (сюжет) составляют события...

Своеобразие патриотической лирики А. Блока

В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием "Стихи о России". В лирическом трехтомнике, который автор назвал "романом в стихах", есть цикл "Родина", который объединял написанное с 1907 по 1916 год...

Субъектно-образная специфика поэзии С.Н. Маркова

В «азиатских» стихах поэта чаще всего можно увидеть образ коня - верного друга лирического героя. Появляется этот образ уже с первого опубликованного в сборнике стихотворения - «Горячий ветер» (1924)...

Творческое развитие Анны Ахматовой через лирическую героиню

Практически все исследователи отмечают такую особенность лирики Ахматовой, как контрастность: Так, Е. Долбин пишет: "Поэзия Ахматовой жила контрастами. В лирическую ткань врывались поединки характеров...

Тема дороги в творчестве Николая Рубцова

Личная судьба рубцовского героя скорее несчастливая, и она является точным слепком судьбы поэта. Та же бесприютность и сиротство, та же неудачная любовь, заканчивающаяся разлукой, разрывом, утратой. Наконец...

Тема преступления и наказания в романе Диккенса "Домби и сын"

Главная героиня романа - Флоренс - светлый, почти библейский образ символизирующий душевную чистоту, любовь, способную растопить даже ледяное сердце ее отца. Общение с нею изменяет гордую неприступную Эдит, возрождая в ее душе тепло и ласку...

Тема снов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя...

Михаил Леонович Гаспаров родился 13 апреля 1935 года в Москве. В 1978 году защитил докторскую диссертацию по филологии. Специалист в области классической филологии, древней истории, общей поэтики и теории перевода, главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований. Направления его научных исследований - стихосложение, общая поэтика, теория и практика перевода...

Михаил Леонович Гаспаров родился 13 апреля 1935 года в Москве. В 1978 году защитил докторскую диссертацию по филологии. Специалист в области классической филологии, древней истории, общей поэтики и теории перевода, главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований. Направления его научных исследований - стихосложение, общая поэтика, теория и практика перевода, латинская поэзия, русская поэзия (особенно ХХ века). Михаил Гаспаров - действительный член Российской Академии наук (с 11 июня1992 года), лауреат Государственной премии России (1995), автор многочисленных трудов по античной литературе, поэтике и стиховедению, преподает в Российском Государственном гуманитарном университете. Широкую известность получили его работы "Античная литературная басня" (1971), "Современный русский стих. Метрика и ритмика" (1974); его перу принадлежит ставшая бестселлером книга "Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре". В 1997 году сборник "Избранные статьи" получил Малую премию Букера- за значительный вклад, внесенный в историко-философские и культурные исследования по русской литературе. Премией имени Андрея Белого 1999 года была отмечена вызвавшая большой читательский интерес работа М.Л.Гаспарова "Записки и выписки", которая публиковалась в журнале "Новое литературное обозрение" - причудливый сплав дневниковых заметок, воспоминаний и литературно-критических эссе. Скончался в Москве 7 ноября 2005 года.

Близнец в тучах

Младенец в чепчике на руках у няни.

Маленький мальчик в панамке и платьице – круглолицый, веселый.

Худенький, коротко остриженный, копающийся в песке у ног родителей.

У моря: солнечные блики на рубашке, острые коленки и лопатки, увлечение камушками на берегу.

Если вглядеться в фотографии Пастернака начальной поры, то перед читателем, знакомым с его биографией, еще раз пройдут остановленные мгновения изменений и становления личности.

В гимназической шинели, но без знаков гимназии: чуть смущенная, как бы извиняющаяся улыбка.

В столовой дома на Мясницкой, в кругу семьи у самовара, – внимательный взгляд, свободно откинутая кисть руки.

С матерью, отцом и братом, в тужурке 3-й московской гимназии: воплощенная серьезность.

На пикнике, поездка на озеро – в лодке: ослепительно белая на солнце рубашка, сдвинутая на затылок фуражка, вольная поза.

Выпускная гимназическая фотография: сосредоточенность взросления, но пухлые, по-детски приоткрытые губы.

На подмосковной даче: взгляд в себя, а не в объектив, куда смотрят остальные. Семнадцать лет. Складка между бровями. Начало отчуждения.

Фотография на экзаменационном листе Московского университета: дикий, горящий взор, четкая линия чувственного рта, непокорная грива волос.

За переменами облика – мучительные поиски самого себя, не поприща своего – судьбы, поразительная естественность, как будто каждый раз фотограф заставал его врасплох; отсутствие позы.

Облик Пастернака проявлялся сквозь годы; все сильнее и сильнее проступала мужская определенность, сила и – непреходящее изумление перед миром.

Железнодорожные полустанки были украшены флагами: отмечалось столетие Отечественной войны. Возвращение из ухоженной Европы в сирую Россию сопровождалось самодовольными знаками столетия победы над Европой. В результате этой победы крепостное рабство задержалось еще на полвека, а тех, кто был окрылен победою, частью повесили, частью сгноили в Сибири. Хотелось забыть Цусиму, забыть 1905-й, хотелось сыграть праздник Национального Единства – перед лицом неумолимо и неизбежно надвигающейся катастрофы. Поезд задерживался. Никто не предполагал, что следующая война, которую предвещало напоминание о войне с Наполеоном, столь близка. Исторические предвестия самодовольной верхушкой не читались, хотя приметы обреченности были разлиты в воздухе, и если раскрутить события назад, то на них, на эти очевидные приметы, обладающий исторической форой потомок, не отличающийся прозорливостью, просто-напросто укажет пальчиком, – а иным современникам, как и водится, они не были видны.

Продолжать и дальше жить с родителями после опыта самостоятельного существования было невозможно. Осенью Борис Пастернак снял в переулке с поэтическим названием Лебяжий крохотную комнатку – в доме, расположенном неподалеку от родительского. Комнатку, более похожую на спичечный коробок, нежели на жилье. Содержал ее в опрятности и порядке. На столе лежало Евангелие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

"На тихих тучах отблеск розоватый..." На тихих тучах отблеск розоватый. Яснеют крыши, дождиком обмыты. Над ними облака бегут, измяты, Разорваны, как хлопья серой ваты. По мостовой звучней стучат копыты. Люблю я вас, весенние закаты! Люблю утихший вздох толпы вечерней. Когда

Из книги Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир автора Скороходова Ольга Ивановна

О грозе и тучах Если я нахожусь в комнате и кто-нибудь предупреждает меня о том, что начинается гроза, я обычно подхожу к окну и кладу руку на стекло, чтобы ощущать удары грома.Итак, вообразите себе следующую картину: началась гроза, я стою у окна, приложив ладони к стеклу. Я

Из книги Мой отец Соломон Михоэлс (Воспоминания о жизни и смерти) автора Вовси-Михоэлс Наталия

ЗУСКИН - ПАРТНЕР, ДРУГ, БЛИЗНЕЦ Самым одаренным и ярким в Московской группе был совсем еще молодой Вениамин Зускин, который пришел в студию из Горного института. Они прошли с отцом всю их театральную жизнь, а наша домашняя жизнь тесно переплеталась с жизнью Зускина и его

Из книги В поисках молодости автора Венцлова Антанас Томасович

СОЛНЦЕ В ТУЧАХ Время было под стать клайпедской погоде от поздней осени до поздней весны - то снег, до дождь, то дождь, то снег, а истосковавшиеся по солнцу люди лишь изредка видят за перинами туч огненные лучи. И все-таки в этот год меня ждала радость.В январе целую неделю у

Из книги Курчатов автора Асташенков Петр Тимофеевич

«Незаконный» близнец Когда Игорь Васильевич и Лев Ильич Русинов начали опыты с облучением нейтронами брома, состоящего из смеси двух изотопов, ничто, казалось, не предвещало неожиданностей. Реле счетчика щелкало, отсчитывая частицы, излучаемые облученным бромом, уже

Из книги 100 пенальти от читателей автора Акинфеев Игорь

63. Хотел бы ты, чтобы у тебя был брат–близнец? Нет, совершенно точно не хотел бы. Раз уж природа распорядилась так, что я родился в гордом одиночестве, значит, ей такой ход событий показался самым оптимальным. К тому же в воротах лишь одно место – делить его с

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

Глава пятая СОЛНЦЕ СКРЫВАЕТСЯ В ТУЧАХ (742–744)

Из книги Тадеуш Костюшко автора Островер Леон Исаакович

ГЛАВА ПЯТАЯ ПРОСВЕТ В ТУЧАХ октябрьское утро 1784 года должен был подняться в небо воздушный шар. Варшавяне собрались на лужайку Ботанического сада задолго до пуска и шумно обсуждали: полетит шар или не полетит, а если полетит, достигнет он престола божьего или не

Из книги Леонид Быков. Аты-баты… автора Тендора Наталья Ярославовна

Брат-«близнец» Когда фильм был готов, выяснилось, что у него появился брат-близнец. Мало кто знает о скандале, разразившемся после выхода картины «Максим Перепелица». Зрителям казалось, что появление столь схожих по тематике и героям фильмов, как «Максим Перепелица» и

Сестра моя – жизнь. Жить и сгорать у всех в обычае. Жизнь и бессмертие - одно. Музей Бориса Пастернака. 1913 год -первая публикация. В 1922 году художница Евгения Лурье стала первой женой поэта. Первый сборник стихотворений Бориса Пастернака появился в 1914 году. Горечь всемирного признания. С детства будущего литератора окружают друзья родителей. Биография Бориса Пастернака. Памятники поэту Пастернаку.

«Биография Пастернака» - Лирика. Чистополь. Годы Великой Отечественной войны. Борис Леонидович Пастернак. Улица Бориса Пастернака. Биография. Автограф Пастернака. Почтовая карточка СССР. Творческое увлечение. Кровать.

«Краткая биография Бориса Пастернака» - Роман «Доктор Живаго». Философская лирика. Друзья Бориса Пастернака. Неразрывность связи человека и природы в лирике Пастернака. Переводы. Гамлет. Последняя книга стихов. Разнообразие дарований. Творчество Б.Л.Пастернака. Близнец в тучах. Природа превратилась в поэзии Пастернака в главного лирического героя. Семья. Друзья семьи. Лиризм и одухотворенность поэзии. Нобелевская премия. Искренняя и нежная дружба связывала Б.Пастернака и Анну Ахматову.

«Жизнь Пастернака» - Оригинальность художественного образа. Марбург. Власти вынудили поэта отказаться от премии. Месяцы сражений. Борис Леонидович Пастернак. Суд над Пастернаком. Доктор филологических наук. Родители. Шведская Академия словесности. Сборник “Сестра моя - жизнь”. Роман “Доктор Живаго”. Этапы жизни и творчества. Время нелепых подозрений.

«Лирика Пастернака» - «Сестра моя – жизнь». Цель урока. Второе рождение. Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». «Свеча горела …». «Дойти до самой сути» - то есть дойти до первоосновы. Любовь – это могучая стихия, неизменно вносящая первозданный хаос. Время интенсивного личного творчества. Анализ раннего стихотворения «Февраль…». Музыка приближающейся весны. «Высокая болезнь». «Любимая – жуть! Когда любит поэт…».

«Б.Пастернак» - Борюша слетел с лошади. Круги московских литераторов. Пастернак писал Ивинской письма и посвящал стихи. У Бориса Пастернака 4 внука и 10 правнуков. Леонид Осипович Пастернак с женой Розалией Исидоровной. Пастернак предпринимает поездку в Грузию. Период официального советского признания творчества Пастернака. Ночь на воскресенье 5 ноября 2006 года. Заступился за мужа и сына Анны Ахматовой. Умер 30 мая 1960 года в Переделкине.