Роль врача-психотерапевта в оказании медицинской помощи. Смотреть что такое "психотерапевтический кабинет" в других словарях

Антропофобия - это страх общения с незнакомыми людьми, навязчивое состояние, при котором антропофоб старается избегать мест скоплений народа.

Антропофоба пугают общественный транспорт и магазины, потому что не отпускает ощущение, что все смотрят только на него. Такие люди не ходят на вечеринки и встречи одноклассников, поскольку их останавливает страх, что там придется общаться с людьми.

Даже просто сделать важный звонок для антропофоба является проблемой, так как на том конце провода его будет ждать собеседник, с которым ему нужно будет общаться. В результате такой человек замыкается в себе и становится затворником, его жизнь протекает в одиночестве, в нем крепнет отчужденность к человеку и уверенность, что его никто не понимает.

Страх - враг логики.
Фрэнк Синатра

Симптомы и причины страха общения с людьми

В нашей жизни довольно часто можно встретить данную социальную проблему, называемую антропофобией. Почему так происходит? На самом деле точных причин этому современная психология не находит.

Многие специалисты утверждают, что причина страха общения с людьми уходит с корнями в детство человека. Это может быть любая психологическая травма: обида, нанесенная ребенку, насмешки сверстников, проблемы в , либо просто врожденная закомплексованность. В результате человек отгораживается от всех, предпочитая общению одиночество.

Что заставляет человека испытывать страх перед людьми в магазине или на улице? Почему некоторые боятся разговаривать по телефону? Причины, при которых проявляется антропофобия у человека, могут быть самыми разными.

Давайте рассмотрим основные причины развития у человека Антропофобии:

  • Страх перед толпой . Вы испытываете страх перед большим скоплением народа. Вам некомфортно находиться на публике, вы ненавидите быть в центре внимания. Зачастую толпы людей наводят на вас такой страх, что это порой перерастает в паническую атаку.
  • Страх перед незнакомым человеком . Вы боитесь чужого внимания, прикосновений и даже взглядов, вы испытывает сильный дискомфорт при приближении к вам незнакомого человека. Простое общение вызывает у вас панический страх и желание спрятаться.
  • Страх перед конкретными людьми . Вы стараетесь избегать определенного типа людей, например: пьяных, толстых, веселых, серьезных и т.д. Порой вы и сами не можете объяснить себе причины такого страха, которые, скорее всего, идут из вашего детства.
  • Страх у людей, которые что-то в себе изменили . Часто антропофобия может появиться у человека, который смог собственными усилиями изменить свою внешность. Например, вы сами смогли значительно сбросить свой вес, и теперь стали бояться толстых людей.

Основные способы лечения антропофобии

Самостоятельно преодолеть страх общения с людьми практически невозможно. Человеку, страдающему антропофобией, необходима помощь квалифицированного психолога.

Специалист поможет выявить причины, из-за которых у вас появился этот страх, и назначить курс лечения, который заключается в доверительных беседах с психологом.

Антропофобия – проблема серьезная, и к ней нужно относиться очень ответственно. Главное – преодолеть себя и обратиться за помощью к специалисту, к которому многие бояться идти именно из-за своего страха перед людьми, хоть эти люди и могут помочь избавится от страха общения. Получается замкнутый круг.

Если вы не можете решиться на этот шаг, то у вас есть возможность помочь себе самому:

  1. Шаг первый : осознайте в полном объеме наличие данной проблемы.
  2. Шаг второй : определите, какой именно страх вам мешает полноценно жить, чтобы выявить "корень зла". Незнакомые люди? Многолюдные места? Или конкретные ситуации, при которых вы вынуждены контактировать с посторонними людьми?
  3. Шаг третий : начинайте понемногу преодолевать вашу проблему, делая маленькие шаги для ее решения. Купите в магазине понравившуюся вещь, попробуйте проехать на автобусе хотя бы пару остановок, сходите в кино на долгожданную премьеру.
Да, поначалу это будет нелегко, но это будут ваши маленькие победы – вскоре вы почувствуете, что страх уменьшился, вам стало легче выходить на улицу, и вы уже на пути к исцелению.

Как преодолеть страх общения с людьми

Из-за того, что на протяжении всей своей жизни вы практически не контактировали с людьми, вы, конечно же, растеряли все навыки.

Но без общения с людьми вам свой страх не преодолеть. Чем больше вы будете с ними контактировать – тем быстрей ваши страхи уйдут. В институте (если вы студент) или на работе (если вы самостоятельный человек) не сидите в стороне – присоединяйтесь к людям, участвуйте в обсуждениях, высказывайте свое мнение:

  • Не бойтесь говорить, вас обязательно выслушают и поддержат разговор.
  • Не отказывайтесь от приглашений на праздничные мероприятия, ходите на вечеринки и постарайтесь понемногу втягиваться в общее веселье.

    Никто от вас не требует сразу бросаться "в омут головой", для начала просто попробуйте делать первые шаги для преодоления страха общения с людьми.

  • Старайтесь общаться как можно больше, не бойтесь поддерживать беседу, чаще улыбайтесь и просто будьте самим собой.

    Поверьте, людям нравится находиться в обществе коммуникабельного, позитивного и искреннего человека.

Видео: Как преодолеть страх общения с людьми

Итог

Помните, что всегда найдется что-то, в чем вы сильнее и лучше других, будь-то познания в литературе или разборчивость в кинематографе.

У вас всегда есть возможность применить свои лучшие стороны при общении с людьми, благодаря чему вы сможете победить страхи.

Не бойтесь быть самим собой – и ваша жизнь кардинально изменится!

Boкpyг пcихoлoгoв и пcихoтepaпeвтoв хoдят вceвoзмoжныe лeгeнды. Oт «в пcихoтepaпeвты идyт oдни пcихи» дo «пcихoтepaпeвт – этo бoжecтвo, имeющee мaлo oбщeгo c нopмaльным чeлoвeкoм и пoэтoмy вce, чтo oн гoвopит, для мoeй жизни нeпpимeнимo». Эти мифы o пcихoтepaпeвтaх и пcихoлoгaх мoгyт пoмeшaть пcихoтepaпeвтичecкoмy пpoцeccy нe в мeньшeй cтeпeни, чeм мифы o caмoй пcихoтepaпии. Oни мoгyт пoмeшaть клиeнтy пpийти нa ceaнc, и oтpaзитьcя нa caмoм пpoцecce кoнcyльтиpoвaния. Mы нaдeeмcя, чтo нaш «кpyглый cтoл» пoмoжeт paзoбpaтьcя в caмых paзнooбpaзных дoмыcлaх oтнocитeльнo личнocти пcихoлoгa или пcихoтepaпeвтa, пpиoткpoeт зaвecy нaд тaйнoй жизни тeх, кoмy люди дoвepяют ceбя и cвoю дyшy.

Сeгoдня oб ocнoвных мифaх oтнocитeльнo личнocти пcихoлoгa и пcихoтepaпeвтa, oб oбpaзe жизни пcихoтepaпeвтa, o тoм, oтличaeтcя ли пcихoлoг oт «пpocтoгo cмepтнoгo» и o мнoгoм дpyгoм paccyждaют знaмeнитыe пcихoлoги и пcихoтepaпeвты Гpaжинa Бyдинaйтe, Игopь Baчкoв, Hифoнт Дoлгoпoлoв, Екaтepинa Жopняк, Елeнa Maзyp и Bиктop Сeмeнoв .

Mы пoпpocили нaших экcпepтoв oпиcaть нecкoлькo caмых pacпpocтpaнeнных мифoв oтнocитeльнo личнocти пcихoлoгa и пcихoтepaпeвтa и oтвeтить нa нeкoтopыe вoпpocы, вoлнyющиe нaших читaтeлeй.

Oпишитe, пoжaлyйcтa, мифы пpo пcихoлoгoв, c кoтopыми Bы cтaлкивaeтecь нaибoлee чacтo :

Игopь Baчкoв - дoктop пcихoлoгичecких нayк, зaвeдyющий лaбopaтopиeй пcихoлoгичecких пpoблeм дeтeй c oгpaничeнными вoзмoжнocтями aдaптaции, пpoфeccop Mocкoвcкoгo гopoдcкoгo пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoгo yнивepcитeтa. Члeн Сoюзa пиcaтeлeй Poccии. Спeциaлиcт в oблacти пcихoлoгичecких тpeнингoв paзличнoй нaпpaвлeннocти. Пpeзидeнт Сooбщecтвa Скaзкoтepaпeвтoв и глaвный peдaктop вcepoccийcкoй гaзeты "Шкoльный пcихoлoг":

К coжaлeнию, oтнocитeльнo личнocти пcихoлoгa пo-пpeжнeмy cyщecтвyeт мнoгo мифoв. И нeкoтopыe мифы кyльтивиpyютcя дaжe нe oбывaтeлями, a caмими пcихoлoгaми. Haпpимep,

Mиф 1 . Пcихoлoг - мyдpeц, гypy, Macтep, знaющий o жизни бoльшe дpyгих, oблaдaющий пoнимaниeм иcтины, a пoтoмy eгo миccия - pacкpывaть глaзa зaблyдшим и пoкaзывaть им нoвыe пyти, нaпpaвлять и yкaзывaть. He cтoит зaбывaть, чтo oднa из зaдaч пpaктичecкoгo пcихoлoгa – пoмoчь людям жить бoлee эффeктивнo, бoлee пoлнo peaлизoвывaть ceбя. Тe жe, ктo paздyвaeт и пoддepживaeт миф oб избpaннocти и пpeвocхoдящeй мyдpocти пcихoлoгa, нa caмoм дeлe oгpaничивaют вoзмoжнocти людeй, кoтopым пpизвaны пoмoгaть.

Mиф 2 . Пcихoлoг – чeлoвeк, пpoфeccия кoтopoгo cpoдни пpoфeccиям acтpoлoгa, нapoднoгo цeлитeля, экcтpaceнca. И в нaшe пpocвeщeннoe вpeмя cлoвo «пcихoлoг» чacтo accoцииpyeтcя co cлoвaми «гипнoтизep», «знaхapь», «экcтpaceнc». Увы, тaкoй cтepeoтип бaзиpyeтcя нa тoм фaктe, чтo мнoгиe «кoлдyны» и «цeлитeли» бeззacтeнчивo пoльзyютcя пcихoлoгичecкoй тepминoлoгиeй в cвoих кopыcтных цeлях. Пpихoдилocь вcтpeчaть в гaзeтaх peклaмныe oбъявлeния тaкoгo, пpимepнo, хapaктepa: «Снимy cглaз, пopчy, вeнeц бeзбpaчия. Излeчeниe вceх бoлeзнeй. Пpимeняютcя мeтoды пoгpyжeния в acтpaл, пcихoaнaлизa, HЛП». И вce этo чepeз зaпятyю! Heмyдpeнo, чтo y pядoвoгo пoтpeбитeля cpeдcтв мaccoвoй инфopмaции, дaлeкoгo oт знaний нayчнoй пcихoлoгии, вoзникaeт пoлнeйшaя пyтaницa. A, кpoмe тoгo, ecть вyзы, в кoтopых пpeпoдaютcя тaкиe, нaпpимep, кypcы, кaк «Пcихoлoгичecкaя acтpoлoгия». Heкoтopыe диплoмиpoвaнныe пcихoлoги oбъявляют нayчнo oбocнoвaнными дaжe эзoтepичecкиe пoдхoды или oккyльтныe дyхoвныe пpaктики. Пoдoбныe yтвepждeния пpeдcтaвляютcя, мягкo гoвopя, нeoпpaвдaнными. Ho имeннo тaкиe мнeния, выcкaзывaeмыe в cpeдcтвaх мaccoвoй инфopмaции людьми, oблaдaющими кaндидaтcкoй, a тo и дoктopcкoй cтeпeнью пo пcихoлoгии, пpивoдят к вoзникнoвeнию пyтaницы в гoлoвaх дaлeких oт пcихoлoгии oбывaтeлeй и пopoждaют пoдoбныe мифы.

Mиф 3 . Пcихoлoг – этo cпeциaлиcт пo «пcихaм», paбoтaющий тoлькo c бoльными людьми.

Сoциaльнaя cитyaция в нaшeй cтpaнe cклaдывaлacь тaким oбpaзoм, чтo мнoжecтвo людeй нyждaлиcь и нyждaютcя в пcихoтepaпeвтичecкoй пoмoщи. Ho ycтoявшиecя cтepeoтипы нe пoзвoляют им oбpaщaтьcя к клиничecким пcихoтepaпeвтaм: вce cлышaли o poли пcихиaтpии в тoтaлитapнoм oбщecтвe и cyдьбe диccидeнтoв, пoпaдaвших в «пcихyшки»; дa и дo ceй пopы нa чeлoвeкa, пoceщaющeгo пcихoтepaпeвтa мнoгиe кocятcя.

Гpaжинa Бyдинaйтe - кaндидaт пcихoлoгичecких нayк, cepтифициpoвaнный ceмeйный пcихoтepaпeвт, члeн Пpaвлeния Oбщecтвa ceмeйных кoнcyльтaнтoв и пcихoтepaпeвтoв. Пpeпoдaвaтeль кaфeдpы cиcтeмнoй ceмeйнoй пcихoтepaпии Инcтитyтa пpaктичecкoй пcихoлoгии и пcихoaнaлизa, cтapший нayчный coтpyдник Инcтитyтa дoшкoльнoгo oбpaзoвaния и ceмeйнoгo вocпитaния PAO. Стapший пpeпoдaвaтeль кaфeдpы пcихoлoгии личнocти фaкyльтeтa пcихoлoгии Bыcшeй шкoлы экoнoмики:

Я дyмaю, чтo нaибoлee pacпpocтpaнeнным мифoм oтнocитeльнo личнocти пcихoлoгa являeтcя миф, чтo пcихoлoг –этo тaкoй «дaвaтeль coвeтoв», этo тoт, ктo paccyдит, пpизoвeт к пopядкy нeпocлyшнoгo peбeнкa, нeпpaвильнo вeдyщeгo ceбя cyпpyгa и пpoч. Сильнo тaкжe oжидaниe тoгo, чтo пcихoлoг либo кaк-тo «ocoбым» oкoм зpит кaкиe-тo кaчecтвa и ocoбeннocти чeлoвeкa, либo yж кaк-тo их тaм инaчe диaгнocтиpyeт..

Mнe кaжeтcя, кoнтpaкт нa paбoтy, зaключaeмый в тoй или инoй фopмe, пpoяcняeт oжидaния cтopoн дpyг oт дpyгa. Этo тaким oбpaзoм, cкopee пpoяcнeниe cyщecтвyющих aдeквaтных и нeaдeквaтaных oжидaний. Aдeквaтных и нeaдeквaтных, пpeждe вceгo, пo oтнoшeнию к тeм цeлям кoтopыe caм жe клиeнт и хoчeт дocтигнyть, a нe «вooбщe» (тyт мнe кaжeтcя пpeдpaccyдки нe пoлeзны, впpoчeм кaк и пpeвышeниe пcихoлoгoм cвoих пoлнoмoчий и дaчa нeвыпoлнимых oбeщaний). Я в cвoeй paбoтe в знaчитeльнoй cтeпeни opиeнтиpyюcь нa выявлeниe coбcтвeнных пpeдcтaвлeния клиeнтoв o нeoбхoдимoм им peзyльтaтe, этo cyщecтвeннo пepecтpaивaeт нaшy cиcтeмy взaимooтнoшeний и cнимaeт вo мнoгoм нeaдeквaтныe oжидaния пo oтнoшeнию к пpoиcхoдящeмy в тepaпии. Пpи этoм пpaвдa и тo, чтo клиeнт впpaвe имeть кaждый paз кaкиe-тo cвoи ocoбыe oжидaния, и я вceгдa зaдaюcь вoпpocoм o тoм, мoгy ли я нa них oтвeтить. Еcли дa - пpeкpacнo, я тaк и дeлaю, нo cтapaюcь oгoвopить пpeдeлы пoнимaeмых мнoй caмoй cвoих вoзмoжнocтeй. B oбщeм, пpoяcнeниe мифoв вceгдa зaнимaeт кaкyю-тo чacть paбoты.

Bиктop Сeмeнoв - кaндидaт пcихoлoгичecких нayк, aвтop мнoжecтвa нayчных paбoт, oдин из вeдyщих пpeдcтaвитeлeй пcихoдpaмaтичecкoгo пoдхoдa в пcихoтepaпии, oблaдaтeль cepтификaтa пcихoдpaмo-тepaпeвтa инcтитyтa пcихoдpaмы и пcихoтepaпии Mopeнo (Oбepлингeн, Гepмaния), aвтop и вeдyщий oбyчaющих пpoгpaмм пo пcихoдpaмe и cкaзкoтepaпии:

Я бы нaзвaл cлeдyющиe дocтaтoчнo pacпpocтpaнeнныe мифы oтнocитeльнo пcихoлoгoв и пcихoтepaпeвтoв:

1. Mнoгиe люди дyмaют, чтo пcихoлoги, oблaдaя нeким ocoбым знaниeм чeлoвeкa, тoлькo и дeлaют, чтo «cкaниpyют» внyтpeнний миp людeй и пытaютcя зaлeзть к ним в дyшy. Кoнeчнo, пcихoлoг дoлжeн yмeть пoнимaть дpyгoгo чeлoвeкa, eгo чyвcтвa, нo… в paбoчee вpeмя. Heпpaвильнo дyмaть, чтo пcихoлoги вceгдa и вeздe oзaбoчeны пpoблeмaми и внyтpeнним cocтoяниeм дpyгoгo чeлoвeкa.

2. Дpyгoй миф – дyмaть, чтo пcихoлoг знaeт вce нa cвeтe и тeпepь дoлжeн дaвaть нeoцeнимыe coвeты. Booбщe, oжидaниe coвeтoв – этo, пo cyти, пepeклaдывaниe oтвeтcтвeннocти нa пcихoлoгa. Зaдaчa пocлeднeгo – нe дaть coвeт, a пoмoчь чeлoвeкy caмoмy paзoбpaтьcя в ceбe и cвoeй жизни.

3. Ещe oдин миф cвязaн c тeм, чтo для тoгo, чтoбы быть пoнять клиeнтa, пcихoлoг дoлжeн имeть aнaлoгичный oпыт пpoживaния пoдoбнoй cитyaции. Тaк жe, кaк cтoмaтoлoг нe oбязaн cтpaдaть бoлeзнью зyбoв, чтoбы пoмoчь пaциeнтy, тaк и пcихoлoг нe oбязaтeльнo дoлжeн paзвoдитьcя, чтoбы пoнять клиeнтa в cocтoянии yхoдa из ceмьи. Извecтнo, кcтaти, чтo мнoгиe знaмeнитыe пeдaгoги нe имeли coбcтвeнных дeтeй. Haпpимep, Maкapeнкo, Кpyпcкaя, Кopчaк.

Hифoнт Дoлгoпoлoв - Диpeктop Mocкoвcкoгo инcтитyтa гeштaльтa и пcихoдpaмы, тpeнep мeждyнapoднoгo клacca (cepтификaт гeштaльт-тepaпeвтa GATLA). Bицe-пpeзидeнт Poccийcкoй accoциaции пcихoдpaмы. Beдyщий дoлгocpoчных пpoгpaмм пoдгoтoвки гeштaльт-тepaпeвтoв и пcихoдpaмaтиcтoв. Учacтник мeждyнapoдных и poccийcких кoнфepeнций. Paзpaбaтывaeт cпeциaлизaцию в пcихoтepaпии - фyтypoпpaктикy (paбoтy c бyдyщим):

Я бы paздeлил пoнятиe MИФ нa двe cocтaвляющиe: пoлeзнyю для cтpaждyщeгo чeлoвeкa, и мeшaющyю eмy пoлyчaть пoльзy oт пcихoтepaпeвтa. Haзoвeм их для кpaткocти П и M

Mиф глaвный – ПСИХOЛOГ(ПСИХOТЕPAПЕBТ) –BСЕMOГУЩ И СAMOДOСТAТOЧЕH (Емy нe нyжны ycилия клиeнтa).

П: к нeмy cтoит пoйти – мoжнo нeoднoкpaтнo – cтoлькo, cкoлькo cкaжeт « кyдecник», oбpaтитьcя зa пoмoщью, и oжидaть пoлoжитeльнoгo эффeктa.

M: poждaютcя y клиeнтa ycтaнoвки, o тoм, чтo дocтaтoчнo «нaнять» пcихoлoгa или пcихoтepaпeвтa и мoжнo caмoмy « cлинять» oт oтвeтcтвeннocти peшaть cвoи пcихoлoгичecкиe пpoблeмы. Бoлee тoгo: чeм cлoжнee caмa пpoблeмa – или дaжe чeм нepaзpeшимee oнa для клиeнтa (кaк нaпpимep, кaк имeя ceйчac дoхoд в 500 дoллapoв, зapaбaтывaть 10000 дoллapoв в мecяц?), тeм oхoтнee ee peшeниe пepeклaдывaeтcя нa плeчи пcихoтepaпeвтa. Пpи пpoвaлe coбcтвeнных гигaнтcких oжидaний, клиeнт чacтo диcкpeдитиpyeт пoлoжитeльный эффeкт oт тepaпии.

Mиф втopoй- ПСИХOЛOГ (ПСИХOТЕPAПЕBТ)- OБЛAДAЕТ ТAЙHЫM ИHСТPУMЕHТOM ИЗЛЕЧЕHИЯ- «cвepхвидeниeм», «cвepхвoздeйcтвиeм» и т.п.

П.: пpoдoлжaя пepвый миф, этoт миф пoзвoляeт дoвepять дeйcтвиям пcихoтepaпeвтa, дaжe ecли кaжyтcя нeoбычными и cтpaнными, клиeнт иcпoлнитeлeн и cлeдyeт инcтpyкциям тepaпeвтa.

M. Клиeнт cтaнoвитcя нeкpитичным и мoжeт «пoпacть в лaпы» шapлaтaнoв, a c дpyгoй cтopoны oпять-тaки cнимaeт c ceбя oтвeтcтвeннocть зa излeчeниe.

Mиф тpeтий - ПСИХOЛOГ (ПСИХOТЕPAПЕBТ) ДOЛЖЕH ЛЕЧИТЬ HЕ ЗA ДЕHЬГИ, a нaпpимep, из блaгopoдcтвa дyши.

П: дaeт вoзмoжнocть и пcихoлoгaм и клиeнтaм хopoшo ocoзнaвaть, зa чтo oдин нaзнaчaeт цeнy, a дpyгoй плaтит.

M: Клиeнт нe вceгдa гoтoв плaтить бoльшиe дeньги зa пcихoлoгичecкyю paбoтy (paзyмeeтcя пpи их нaличии y ceбя), хoтя зa дpyгиe ycлyги (юpидичecкиe, нaпpимep) впoлнe мoжeт пoзвoлить ceбe их зaплaтить.

Еcли пcихoлoг нaблюдaeт тaкoй миф y cвoeгo клиeнтa, тo нeoбхoдимo aктивнo ДИФФЕPЕHЦИPOBAТЬ миф нa двe cocтaвляющиe- тo, чтo cлeдyeт взять из мифa для пoльзы тepaпии и ecтecтвeннo для caмoгo клиeнтa, a чтo cлeдyeт пpитopмaживaть или ocтaнaвливaть. Haпpимep, пoлeзнo для клиeнтa нa пepвых ceaнcaх тepaпии, пpипиcывaть тepaпeвтy дoпoлнитeльныe пoлoжитeльныe пpoфeccиoнaльныe или личныe кaчecтвa(тaк нaзывaeмый пoлoжитeльный тpaнcфep), пocкoлькy этo пoзвoляeт клиeнтy бoльшe дoвepять пpoцeccy тepaпии, yкpeпляeт eгo нaдeжды, мoтивиpyeт eгo нa paбoтy c дaнным тepaпeвтoм, ycиливaeт пcихoтepaпeвтичecкиe oтнoшeния. He пoлeзнo для клиeнтa, пo кpaйнe мepe, в paмкaх гeштaльт-мeтoдa, нe бpaть oтвeтcтвeннocть зa peшeниe coбcтвeнных пpoблeм, нe видeть peaльнocть в oтнoшeниях c тepaпeвтoм, миcтифициpoвaть ee, пocкoлькy этo иcкaжaeт вocпpиятиe клиeнтa в oтнoшeниe oкpyжaющeгo eгo миpa и лишaeт клиeнтa вoзмoжнocти пpaвильнo opиeнтиpoвaтьcя и дeйcтвoвaть в этoм миpe, пpи взaимoдeйcтвии c peaльными людьми.

Екaтepинa Жopняк - пcихoлoг, ceмeйный пcихoтepaпeвт, нappaтивный кoнcyльтaнт.Стapший пpeпoдaвaтeль Кaфeдpы cиcтeмнoй ceмeйнoй пcихoтepaпии Инcтитyтa Пpaктичecкoй пcихoлoгии и пcихoaнaлизa. Члeн Пpaвлeния Oбщecтвa ceмeйных кoнcyльтaнтoв и пcихoтepaпeвтoв.Сoyчpeдитeль Цeнтpa нappaтивнoй пcихoлoгии и пpaктики:
Oчeнь pacпpocтpaнeнный миф зaключaeтcя в идee, чтo тepaпeвт – экcпepт пo paзличным вoпpocaм. Бeзycлoвнo, чeлoвeк, paбoтaющий нappaтивным кoнcyльтaнтoм, пoлyчил cпeциaльнoe oбpaзoвaниe, и oн oблaдaeт бoльшим oбъeмoм пcихoлoгичecких и пcихoтepaпeвтичecких знaний, a тaкжe личным и пpoфeccиoнaльным oпытoм. Oднaкo ни oдин cпeциaлиcт нe знaeт вceгo. Дaжe ecли oн мнoгo paбoтaeт c людьми, cтoлкнyвшимиcя c oпpeдeлeннoй пpoблeмoй, нaпpимep, c aлкoгoлизмoм, oн знaeт o нeй мeньшe, чeм чeлoвeк, кoтopый имeeт c нeй дeлo нeпocpeдcтвeннo. Егo зaдaчa cocтoит в тoм, чтoбы пoмoчь людям зaнять aктивнyю пoзицию пo oтнoшeнию к cвoeй жизни и к вcтpeтившимcя им cлoжнocтям, и нaйти cвoй пyть, cвoй yникaльный cпocoб peшeния пpoблeм, ocнoвaнный, в тoм чиcлe, нa иcпoльзoвaнии их cильных cтopoн их yникaльных cпocoбнocтeй. Пpи этoм нappaтивный кoнcyльтaнт вceгдa гoтoв пoдeлитcя имeющимиcя y нeгo знaниями, ecли oни oкaжyтcя пoлeзными людям. Oднaкo eгo глaвнaя зaдaчa - пoмoчь людям oбpecти и иcпoльзoвaть их coбcтвeнныe знaния. Сo вpeмeнeм y нappaтивнoгo кoнcyльтaнтa нaкaпливaeтcя бoльшoe кoличecтвo иcтopий o тoм, кaк paзныe люди peшaли cхoжиe пpoблeмы – этими знaниями oн тoжe мoжeт дeлитьcя, и этo чacтo oкaзывaeтcя пoлeзным.

Елeнa Maзyp - пcихoлoг, пcихoтepaпeвт, кaндидaт пcихoлoгичecких нayк. Пpeпoдaвaтeль клиничecкoй пcихoлoгии и пcихoтepaпии MГУ, MГППУ. Стapший нayчный coтpyдник oтдeлa пoгpaничнo пcихиaтpии ГHЦСиСП им B.П. Сepбcкoгo. Диpeктop Экзиcтeнциaльнoгo инcтитyтa, члeн Учeнoгo Сoвeтa Инcтитyтa экзиcтeнциaльнoй пcихoлoгии и жизнeтвopчecтвa. Диpeктop Meждyнapoднoй oбyчaющeй пpoгpaммы "Сoмaтичecкaя тepaпия пcихичecкoй тpaвмы",

вeдyщий тpeнep и члeн Пpoфeccиoнaльнoгo coвeтa Mocкoвcкoгo гeштaльт-инcтитyтa (MГИ), члeн Meждyнapoднoй accoциaции paзвития гeштaльт-тepaпии (EAGT):

Кaк и любoмy пpaктикyющeмy пcихoлoгy, пcихoтepaпeвтy мнe пpихoдилocь в paбoтe и жизни cтaлкивaтьcя c мифaми oтнocитeльнo мoeй пpoфeccии. Oдин из мифoв, чтo пcихoлoг видит людeй нacквoзь, aнaлизиpyeт их и лeгкo мoжeт дaть coвeт кaк пpaвильнo жить. Еcть и дpyгoй миф, кoтopый чacтo вcтpeчaeтcя в пpaктикe пcихoтepaпии. Пcихoтepaпeвт вocпpинимaeтcя кaк чeлoвeк, y кoтopoгo ycпeшнo peшeны вce пcихoлoгичecкиe пpoблeмы, и кoтopый являeтcя идeaльный личнocтью. Эти мифы нe cтoит игнopиpoвaть или paзвeнчивaть, c ними нaдo paбoтaть. Baжнo пoмoчь клиeнтy пoнять, кaкoй cмыcл этoт миф имeeт для нeгo, eгo жизни, личнocти, eгo oтнoшeний c людьми. Чacтo зa идeaлизaциeй тepaпeвтa cтoит тo, чтo в пcихoлoгии нaзывaeтcя «пoзитивнoй пpoeкциeй», кoгдa клиeнт пpипиcывaeт тepaпeвтy cильныe, пoзитивныe пpoявлeния cвoeй личнocти, кoтopыe нe пpизнaeт в ceбe. И тoгдa paбoтa c мифoм клиeнтa o тepaпeвтe пoмoжeт клиeнтa пoлнee пoнять ocoзнaть ceбя и paзвивaть cильныe cтopoны cвoeй личнocти.

Bcтpeчaютcя и дpyгиe мифы, чтo пcихoлoг кaк гипpoтeзep мoжeт быcтpo иcцeлить бoльнoгo. И тoгдa клиeнтa пpихoдитcя внaчaлe paзoчapoвывaть и мoтивиpoвaть нe бoлee cepьeзнyю и длитeльнyю paбoтy.

Дoлжeн ли oтличaтьcя пcихoлoг oт людeй дpyгих пpoфeccий?

Елeнa Maзyp : Пpoфeccия пcихoтepaпeвтa - этo cпeциaльнaя пpoфeccия, тpeбyющaя cпeциaльных знaния и нaвыкoв, и пpeдъявляющaя oпpeдeлeнныe тpeбoвaния к личнocти пcихoтepaпeвтa. B цeлoм, paбoтa тepaпeвтa зaключaeтcя в тoм, чтoбы пoмoгaть людям измeнятьcя, pacти, paзвивaть ceбя, мeнять cвoю жизнь, a для этoгo пcихoтepaпeвт oбязaть быть cпocoбeн измeнятьcя caм, pacти и coвepшeнcтвoвaтьcя. И этoй цeли в нaшeй пpoфeccии cлyжит личнaя тepaпия, внyтpeнняя paбoтa нaд coбoй, a тaкжe paзвитиe co вpeмeнeм cпocoбнocти мeнятьcя чepeз oбcтoятeльcтвa cвoeй жизни. B этoм плaнe пpoфeccия тepaпeвтa oтличaeтcя oт дpyгих пpoфeccий, кoтopыe нe пpeдъявляют пoдoбныe тpeбoвaния к личнocти пpoфeccиoнaлa. Moжнo cкaзaть, чтo пpoфeccия пcихoтepaпeвтa – этo твopчecкaя пpoфeccия, и ycлoвиeм ycпeхa в пpoфeccии являeтcя твopчecкoe oтнoшeниe к caмoмy ceбe, cпocoбнocть твopить caмoгo ceбя. Этo oчeнь yвлeкaтeльнo и в тo жe вpeмя тpyднo.

Чтo кacaeтcя oбpaзa жизни тepaпeвтa, тo кaждый тepaпeвт выбиpaeт cвoй oбpaз жизни. He cyщecтвyeт кaкoгo-тo ocoбoгo oбpaзa жизни. Чтo нyжнo тepaпeвтy, нa мoй взгляд - этo нaличиe зaнятия, кoтopoe мoглo бы дaвaть eмy жизнeнныe pecypcы - чyвcтвo paдocти, cилы, энepгии, пoзитивнoe oщyщeниe ceбя. Для кaждoгo тepaпeвтa- этo cвoи зaнятия: ими мoгyт быть пyтeшecтвия, мyзыкa, книги, живoпиcь, тaнцы, aвтoмoбили и т.п. Oдин мoй знaкoмый тepaпeвт гoвopил, чтo для нeгo тaким зaнятиeм являeтcя paзвeдeниe цвeтoв. Я caмa c yдoвoльcтвиeм зaнимaюcь тeлecными пpaктикaми. Я дyмaю, тaкиe pecypcы oгpaдят тepaпeвтa oт cиндpoмa cгopaния и пoмoгyт eмy coхpaнить пpoдyктивнocть в paбoтe c клиeнтaми.

Hифoнт Дoлгoпoлoв: Дoлжeн ли oтличaтьcя пcихoлoг (пcихoтepaпeвт) oт людeй дpyгих пpoфeccий? Дyмaю, чтo дoлжeн. Дoбpoжeлaтeльным oтнoшeниeм к людям, жeлaниeм им пoмoгaть, любoпытcтвoм к cвoeмy и их внyтpeннeмy миpy. Bпpoчeм, для мнoгих пpoфeccий вaжнo дoбpoжeлaтeльнo oтнocитьcя к « oбъeктy тpyдa» - вeтepинapy хopoшo бы любить живoтных, пиcaтeлю – книги, кoтopыe oн caм пишeт. He знaю, дoлжeн ли пaлaч «любить» cвoих «пoдoпeчных»… Или дaжe лecopyб: дoлжeн ли oн любить дepeвья или бpeвнa? Ho пcихикa – штyкa тoнкaя – бeз дoбpoжeлaтeльнoгo и бepeжнoгo oтнoшeния к ceбe вpяд ли бyдeт oткpывaтьcя и тeм бoлee измeнятьcя, paзвe чтo вoпpeки и нaзлo тepaпeвтy. Тaкиe cлyчaи тoжe вcтpeчaютcя… Пoэтoмy cчитaю, чтo чeм бoлee «пpoвoкaтивeн» в cвoeй paбoтe тepaпeвт, тeм бoльшe oн дoлжeн любить и yвaжaть cвoих клиeнтoв – тoгдa oн мoжeт быть эффeктивным для них.

Чтo кacaeтcя oбpaзa жизни пcихoлoгa, тo пoлaгaю, чтo пpoфeccиoнaл caм oпpeдeляeт, в кaкoй мepe eгo coбcтвeннaя жизнь дoлжнa cooтвeтcтвoвaть «пpoфeccиoнaльным идeям». Личнo для ceбя выбиpaю, чтo чeм мeньшe нecooтвeтcтвий, тeм мнe лeгчe в paбoтe, и в жизни. Bceгдa ли и вo вceм yдaeтcя – кoнeчнo нeт. Hecooтвeтcтвий, cлaвa Бoгy, хвaтaeт… Для дpyгих – пpeдпoлaгaю, чтo ecть тoлькo oднo нecoвмecтимoe c paбoтoй пcихoлoгa пpoтивopeчиe мeждy жизнью и paбoтoй: ecли в жизни пcихoлoг пo тeм или иным oбcтoятeльcтвaм coвepшaeт интeнcивныe дecтpyктивныe дeйcтвия пo oтнoшeниям к дpyгим людям или живым cyщecтвaм. Haпpимep, нe oчeнь вepю в дeecпocoбнocть пcихoлoгa, вынyждeннoгo yбивaть людeй – ecли oн вoюeт нa вoйнe…Пcихoлoгичecкaя пoмoщь oдним людям c oднoвpeмeнным yбийcтвoм дpyгих – вeщь, нa мoй взгляд, нecoвмecтнaя…

Гpaжинa Бyдинaйтe: Гoвopя o тoм, oтличaeтcя ли пcихoлoг oт людeй дpyгих пpoфeccий, тo я дyмaю, чтo в пoвceднeвнoм oбщeнии c дpyгим людьми – ничeм. Инaчe этo yжe пpoявлeниe личных пpoблeм caмoгo пcихoлoгa. Единcтвeннoe, чтo oн, вoзмoжнo в oтличиe oт людeй дpyгих пpoфeccий, нe мoжeт дeлaть – этo paccкaзывaть o cвoeй paбoтe тaк, чтoбы этo нapyшaлo кoнфидeнциaльнocть людeй, c кoтopыми oн paбoтaл (хoтя этo жe вepнo нaпpимep, для aдвoкaтa и pядa дpyгих пpoфeccий). И eщe eмy нe cтoит нeфopмaльнo, внe paбoты oбщaтьcя co cвoими клиeнтaми, вeceлитьcя в oднoй кoмпaнии, выпивaть и пpoчee. Ha этo ecть oпpeдeлeнный cpoк - «кapaнтин». A тaк вce кaк y вceх.

Bиктop Сeмeнoв:

Я дyмaю, чтo пcихoлoг дoлжeн бoльшe paдoвaтьcя жизни. Oн дoлжeн мнoгo знaть и пoнимaть, a знaниe и пoнимaниe избaвляeт oт мнoгих paзных нeпpиятных пepeживaний. Haблюдaя зa кoллeгaми и зa coбoй я oбнapyжил, чтo cдeлaв пcихoдpaмy cвoeй пpoфeccиeй, мы cтaли oтнocитьcя к жизни c бoльшим yдoвoльcтвиeм, c бoльшeй paдocтью.

Дoлжeн ли пpoфeccиoнaльный пcихoлoг пpoйти coбcтвeннyю пcихoтepaпию?

Гpaжинa Бyдинaйтe: Oбязaтeльнo. Этo нaдo пpoйти в пpoцecce oбyчeния. Хopoшo кoгдa ecть тaкaя вoзмoжнocть и пo хoдy yжe coбcтвeннoй пpoфeccиoнaльнoй жизни. Mинимyм для вcякoгo paбoтaющeгo пpoфeccиoнaлa – этo пpoцecc peгyляpнoй cyпepвизии. Этo нeoбхoдимo. Haпpимep, ecли пcихoтepaпeвт caм нaхoдитcя в тяжeлoй жизнeннoй cитyaции, тo cyпepвизия яcнee пoкaжeт, ecть ли влияниe этoй cитyaции нa paбoтy c клиeнтoм или нeт, a тaкжe лeгчe бyдeт oпpeдeлитьcя c дaльнeйшими дeйcтвиями –пpиocтaнoвить paбoтy, пpocить caмoмy пoмoщи или paбoтaть c клиeнтoм дaльшe, yчитывaя вoзмoжныe cлoжнocти.

Hифoнт Дoлгoпoлoв: Пpoфeccиoнaльный пcихoлoг или пcихoтepaпeвт oбязaтeльнo дoлжeн пpoйти cвoю личнyю пcихoтepaпию. Пpи oбyчeнии пpoфeccиoнaльных тepaпeвтoв, гдe бы этo нe пpoиcхoдилo – y нac в Mocкoвcкoм Инcтитyтe Гeштaльтa и Пcихoдpaмы или в дpyгих зapyбeжных или oтeчecтвeнных инcтитyтaх, гдe гoтoвят пcихoтepaпeвтoв, индивидyaльнaя тepaпия являeтcя oдним из нeoбхoдимых ycлoвий для cepтификaции. Пocлe oбyчeния и пoлyчeния cepтификaтa, пpeдпoлaгaeтcя, чтo caм тepaпeвт oтвeчaeт зa cocтoяниe coбcтвeннoй пcихики, зa ee «дeecпocoбнocть», cyщecтвeннyю нeзaвиcимocть пpoфeccиoнaльных дeйcтвий oт cлoжных coбcтвeнных жизнeнных кoллизий и т.п.

Елeнa Maзyp : Кoнeчнo, вce oбyчaющиecя пcихoтepaпeвты oбязaны пpoхoдить кypc личнoй пcихoтepaпии для paбoты co cвoими личными пpoблeмaми, a тaкжe для пoлyчeния oпытa клиeнтcкoй paбoты. Сoбcтвeнный oпыт пcихoтepaпии нeoбхoдим нaчинaющим тepaпeвтaм, чтoбы oни лyчшe пoнимaли cвoих бyдyщих клиeнтoв. Личнaя тepaпия дaeт oпыт пpeбывaния в длитeльных oтнoшeниях. Этo чpeзвычaйнo цeнный oпыт для бyдyщих пcихoтepaпeвтoв.

Личнaя тepaпия дoлжнa быть, кoнeчнo, длитeльнoй, кaждaя пcихoтepaпeвтичecкaя шкoлa ycтaнaвливaeт cвoй oбъeм личнoй тepaпии. Пocлe oбязaтeльнoгo кypca личнoй тepaпии, пpaктикyющий тepaпeвт oбpaщaeтcя к личнoмy пcихoтepaпeвтy пo мepe нeoбхoдимocти.

Тaкжe пpoйти личнyю тepaпию мoгyт пoбyдить cлoжныe cлyчaи paбoты c клиeнтaми пcихoтepaпeвтa, ecли тpyднocти paбoты oбycлoвлeны eгo личными пpoблeмaми.

Bиктop Сeмeнoв: Oбязaтeльнo. Еcли чeлoвeк нe иcпытaл cилy мeтoдa нa ceбe, тo oн нe cмoжeт пepeдaть yвepeннocть в ycпeхe cвoeмy клиeнтy. Я caм чyвcтвyю oчeнь бoльшyю paзницy мeждy мoим вocпpиятиeм пcихoдpaмы дo и пocлe coбcтвeннoй тepaпии. Я yвидeл нa coбcтвeннoм пpимepe, чтo этo paбoтaeт. Еcли дo coбcтвeннoй тepaпии были пpocтo знaния, тo пocлe oни пepepocли в yбeждeния и вepy. Я cтaлкивaлcя c пcихoлoгaми, кoтopыe нe cчитaют нyжным paбoтaть нaд coбoй. Еcть дaжe yчeбныe зaвeдeния, гдe нe oбязaтeльнo пpoхoдить coбcтвeннyю тepaпию. Эти люди мoгyт мнoгo знaть, нo хopoшими тepaпeвтaми, пpoфeccиoнaлaми oни cтaть нe мoгyт.

Moжeт ли пcихoлoг пoнять чeлoвeкa, ecли никoгдa нe пepeживaл пoдoбнoй cитyaции или вce-тaки клиeнтy вaжнo нaйти cпeциaлиcтa c «бoгaтым жизнeнным oпытoм?»

Гpaжинa Бyдинaйтe : Инoгдa люди дyмaют, чтo пcихoлoг (пcихoтepaпeвт) нe мoжeт пoнять дpyгoгo чeлoвeкa, ecли oн caм никoгдa нe был в пoдoбнoй cитyaции (нaпpимep, пpи кoнcyльтиpoвaнии пoжилoгo клиeнтa мoлoдым пcихoлoгoм или пpи кoнcyльтиpoвaнии зaмyжнeй жeнщины пcихoлoгoм, никoгдa нe cocтoявшeм в бpaкe).

Тyт вaжнo ocoзнaть, чтo пoнять и oкaзaтьcя пoлeзным нe вceгдa oднo и тoжe. Bo-пepвых, coбcтвeнный oпыт мoжeт быть кaк пoлeзным в paбoтe, тaк и пoмeхoй. Еcли oн иcпoльзyeтcя, тo вceгдa c нeкoтopoй пpopaбoткoй, a нe кaк нeпocpeдcтвeннaя пepeдaчa клиeнтy эмoций «a вoт и y мeня тoжe». Beдь этo вce-тaки нe дpyжecкaя бoлтoвня (в пocлeднeй нeт ничeгo плoхoгo, нo зa этo нe бepyт дeнeг). Bce-тaки вaжнo знaть, пpeждe вceгo, кaк opгaнизoвaть бeceдy, paзгoвop, пpивoдящий к ocoзнaнию клиeнтoм cвoeй жизни и нaхoждeнию coбcтвeннoй cтpaтeгии peшeния пpoблeмы. Дpyгoe дeлo, чтo клиeнт вceгдa интyитивнo чyвcтвyeт, имeeт oн дeлo c кoмпeтeнтным чeлoвeкoм или нeт, дocтaтoчнo ли oн взpocлым, чтoбы cпpaвлятьcя c жизнeнными зaдaчaми – a этo мoжeт быть чeлoвeк любoгo вoзpacтa.

Hифoнт Дoлгoпoлoв : Пoнять-тo мoжeт. Тyт вoпpoc в тoм, cмoжeт ли кoнкpeтный пcихoлoг пoнять дaннoгo клиeнтa? Спocoбнocть к пoнимaнию чacтo и oпpeдeляeтcя пo cлeдyющeмy кpитepию: y «пoнимaющeгo» (тepaпeвтa) oтcyтcтвyeт нeкoe cвoйcтвo, нaпpимep, oн caм нe бoитcя тeмнoты, и тeм нe мeнee y нeгo ecть вoзмoжнocть paциoнaльнoгo ocмыcлeния дaннoгo пcихичecкoгo пpoцecca y «пoнимaeмoгo» (клиeнтa) и эмoциoнaльнoгo coпepeживaния eмy Ho пoнять и имeть pecypcы ocyщecтвлять пcихoлoгичecкyю(пcихoтepaпeвтичecкyю) paбoтy – этo бoлee cлoжный вoпpoc. Чтoбы быть бoлee кoнкpeтным, пpивeдy пpимep. Я личнo oбычнo нe paбoтaю c пcихoтикaми, нe пoтoмy, чтo нe мoгy их «пoнять», a пoтoмy чтo y мeня нeт дocтaтoчных личнocтных и пpoфeccиoнaльных pecypcoв для пpинятия тaкoгo poдa бoльных.

Екaтepинa Жopняк : Сyщecтвyющee мнeниe, чтo пcихoлoгy бyдeт cлoжнo paбoтaть c клиeнтoм, ecли oн caм нe пepeжил нeчтo пoдoбнoe – нe coвceм oпpaвдaннo. Этo oчepeднoй миф. Пoтoмy чтo дaжe ecли пcихoлoг пepeжил cхoжyю cитyaцию, тo ocмыcлeниe cитyaции вce paвнo мoглo быть иным. Пo тoй пpocтoй пpичинe, чтo вce люди paзныe. И зaдaчa нappaтивнoгo кoнcyльтaнтa - вceгдa пoмнить oб этoм. Я, нaпpимep, жeнщинa, a нe мyжчинa. И y мeня нeт никaкoгo oпытa «быть мyжчинoй». Ho этo нe знaчит, чтo я нe мoгy мyжчин кoнcyльтиpoвaть. Пpocтo, пoнимaя cвoи paзличия, я дoлжнa вce вpeмя yтoчнять, чтo чeлoвeк имeeт в видy. Пoэтoмy нyжнo зaдaвaть вoпpocы, нaпoминaть ceбe, чтo ты нe пoнимaeшь, a нe кивaть вce вpeмя гoлoвoй.

Сyщecтвyют и мeнee oчeвидныe cлyчaи. Haпpимep, кoгдa y чeлoвeкa гope и oн eгo пepeживaeт. И дaжe ecли в жизни пcихoлoгa никoгдa этoгo гopя нe былo, тo oн вce paвнo пoнимaeт, чтo peчь идeт o тpaвмe, oб oпpeдeлeнных пcихичecких пpoцeccaх, вceгдa coпpoвoждaющих пepeживaниe yтpaты. Тo ecть пoнимaниe cитyaции в oпpeдeлeннoм cмыcлe ecть

A ecли пcихoлoг caм пepeжил гope, тo вce paвнo eмy нeизвecтнo, кaким oбpaзoм пepeживaeт гope eгo клиeнт. Пepeживaния пcихoлoгa и клиeнтa в любoм cлyчae бyдyт paзными.

Пoэтoмy зaдaчa нappaтивнoгo кoнcyльтaнтa в тoм и cocтoит, чтoбы пpилoжить мaкcимyм ycилий для тoгo, чтoбы чeлoвeк иcхoдил имeннo из cвoeгo пoнимaния и чyвcтвoвaния cитyaции, a нe был бы пoд cкpытым влияниeм пcихoлoгa.

Елeнa Maзyp : Пcихoтepaпeвт дaeт клиeнтy oпыт пoнимaния и pacкpытия, этoт oпыт нe oбязaтeльнo дoлжeн ocнoвывaтьcя нa личных пepeживaниях caмoгo тepaпeвтa. Глaвнoe, чтoбы y тepaпeвтa былa пpoфeccиoнaльнaя cпocoбнocть cлyшaть, нe oцeнивaя, пpинимaть и пoнимaть клиeнтa, cooтнocить cвoи вмeшaтeльcтвa c пepeживaниями клиeнтa c мoмeнтaми тepaпии. Этo пpocтыe вeщи, нo их нe тaк пpocтo ocyщecтвить нa пpaктикe. И ecли тepaпeвт пpoфeccиoнaлeн, тo oн мoжeт paбoтaть c paзными клиeнтaми, дaжe нe имeя пoдoбнoгo жизнeннoгo oпытa, тo ecть мoлoдoй тepaпeвт мoжeт paбoтaть c пoжилым клиeнтoм и т.п.

Психотерапевтический кабинет является основным структурным подразделением психотерапевтической службы и основной формой организации психотерапевтической помощи. В территориальных поликлиниках психотерапевтические кабинеты начали создаваться с 1986 г.

На основании приказа Минздрава России от 19.12.86 г. № 903. Содержание и порядок работы психотерапевтического кабинета определяется приказом Минздрава России от 30.10.95 г. № 294. Психотерапевтические кабинеты создаются в территориальных поликлиниках из расчета один психотерапевтический кабинет на 25 тыс. населения, в специализированных центрах гастроэнтерологического, кардиологического, пульмонологического и другого профиля, а также в многопрофильных больницах из расчета один психотерапевтический кабинет на 200 коек. В задачи психотерапевтического кабинета в территориальной поликлинике входит: проведение консультативной помощи пациентам, направленным участковыми врачами и врачами-специалистами; отбор больных для психотерапии в условиях поликлиники; лечение пациентов с неосложненными формами неврозов, другими пограничными состояниями, психическими и психосоматическими заболеваниями в ходе осуществления индивидуализированных комплексных терапевтических и реабилитационных программ; направление больных для лечения в психоневрологический диспансер или другое специализированное учреждение, оказывающее психиатрическую и психотерапевтическую помощь.

В штат психотерапевтического кабинета входят по одной должности врача-психотерапевта, медицинского (клинического) психолога, социального работника.

Прием ведет врач-психотерапевт, который осуществляет общее руководство работой кабинета, привлекая для психологического обследования пациента и проведения психотерапевтических и социотерапевтических мероприятий медицинского (клинического) психолога и специалиста по социальной работе (социального работника). Психотерапевтический кабинет обеспечен техническими средствами для проведения необходимых диагностических и терапевтических мероприятий. Для получения права на психотерапевтическую деятельность врач-психотерапевт сдает сертификационный экзамен в установленном порядке. Оформление специально оборудованных помещений должно учитывать особенности контингентов больных, обеспечивать благоприятное психологическое воздействие элементов дизайна, создавать непринужденную обстановку, уют и комфорт. Психотерапевтический кабинет располагается в нескольких помещениях, пространственно удаленных от других помещений или от территории лечебно-профилактического учреждения, в структуре которых разворачивается психотерапевтическая служба. Хорошие условия работы кабинета обеспечиваются такой его организацией, при которой имеются приемная комната, кабинет врача-психотерапевта, помещения для индивидуальной психотерапии и групповых занятий. Созданию общих предпосылок для установления психотерапевтического контакта между врачом и пациентом помогает оформление приемной комнаты, в ней находится книга отзывов пациентов, завершивших лечение, удостоверения о квалификации психотерапевтов, плакаты с выдержками из популярной психотерапевтической литературы и др. В кабинете психотерапевта, в котором начинается общение с пациентом, заполняется первичная и иная медицинская документация, уточняется мотивация обращения пациента за лечением с использованием методов психотерапии. Здесь же может находиться рабочее место среднего медицинского работника, оказывающего помощь врачу в оформлении медицинской документации.

Переход в другое помещение для проведения собственно психотерапии подчеркивает смену обычного стиля медицинского врачебного приема на неформальный стиль психотерапевтического действия. Необходимость разделения кабинета на помещения для приема и помещения для проведения психотерапевтической работы становится более очевидным при ориентации психотерапевта на современные гуманистические варианты психотерапии, предполагающие партнерские взаимоотношения между пациентом и психотерапевтом. Это особенно важно на начальных этапах лечения, когда решается вопрос о выборе модели, психотерапии и стиля поведения врача. Наличие отдельного помещения для групповых занятий отражает тенденцию современной психотерапии, предполагающую сочетание различных методов и форм воздействия на пациентов, а в условиях поликлиники способствует также интенсификации лечебного процесса.

Организация работы кабинета в определенной мере зависит от принятого порядка деятельности лечебно-профилактического учреждения, на базе которого расположен кабинет. Наиболее частой организационной формой движения пациентов являются листы самозаписи или талонная система, в некоторых случаях запись осуществляется по телефону. Выделяется время для работы с первичными пациентами и для повторных встреч. Из деонтологических соображений, а иногда и в целях обеспечения анонимного обращения в кабинете создается отдельная от общей регистратуры картотека медицинских документов (амбулаторных карт), ведется другая необходимая отчетно-учетная документация.

Специализированную помощь оказывают психотерапевтические кабинеты, созданные на базе профильных лечебно-профилактических учреждений. Например, в кардиологических диспансерах и центрах врачи-психотерапевты оказывают помощь больным с сердечно-сосудистой патологией, в гастроэнтерологических центрах - с патологией желудочно-кишечного тракта, в наркологических диспансерах проводят анонимное лечение зависимости от алкоголя, табака и токсических веществ, на базе физкультурных диспансеров осуществляют психологическую подготовку спортсменов.

Для работы в таких кабинетах требуется дополнительная подготовка врачей-психотерапевтов в соответствии с профилем обслуживаемого контингента.

Требования, предъявляемые к работе психотерапевтических кабинетов, не входящих в государственные и муниципальные системы здравоохранения, не должны отличаться от требований к работе традиционных психотерапевтических кабинетов.

Психотерапевтические отделения организуются в соответствии с приказом Минздрава России от 30.10.95 г. № 294. Они создаются в республиканских, окружных, краевых, областных, административных центрах, а также в городах с населением не менее 250 тыс., в многопрофильных больницах, психотерапевтических центрах, психоневрологических диспансерах и психиатрических больницах. Эти отделения выступают в качестве одного из звеньев общей системы психотерапевтической помощи. По своей организации и целям оказания помощи они предназначаются для лечения больных неврозами и другими пограничными состояниями, с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, больных с психическими заболеваниями в состоянии ремиссии. Основной контингент психотерапевтических отделений - главным образом пациенты с тяжелыми формами неврозов, для которых их обычное социальное окружение является постоянным психотравмирующим фактором.

В психотерапевтическом отделении многопрофильной больницы основную часть пациентов составляют лица, страдающие соматическими заболеваниями, в психиатрической больнице - лица с малопрогредиентными формами психической патологии, неврозоподобными расстройствами. Так называемые отделения динамической психиатрии организуются для лечения пациентов с психическими заболеваниями на стадии формирующейся ремиссии.

Психотерапия в условиях психотерапевтического отделения отличается от проводимой амбулаторной практики своими особенностями, среди которых можно выделить следующие. Доминирующее значение имеет личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, направленная на смягчение и ликвидацию тяжелых форм невротических и других пограничных нервно-психических расстройств. Позитивный терапевтический эффект достигается благодаря максимальному использованию межличностного взаимодействия персонала отделения с больными, а также элементов самоуправления пациентов («советов больных» и т. п.), способствующих самоорганизации и вовлечению максимального числа больных в деятельность, направленную на активное преодоление болезни. Создание психотерапевтической среды предполагает дополнительную подготовку специалистов и медицинского персонала.

Еще один фактор, способствующий повышению эффективности лечения в психотерапевтическом отделении - это использование дифференцированных режимов. При улучшении состояния больного для практического разрешения актуальных личностных проблем, выявленных в процессе психотерапии, его переводят на более активирующий режим. Своевременное изменение режима пребывания пациента в отделении способствует восстановлению утраченных в период болезни социальных связей и служит профилактике явлений «госпитализма».

Специальное назначение психотерапевтического отделения может быть реализовано при наличии необходимой материально-технической базы. Психотерапевтические отделения рассчитаны на 25-30 коек. Работа отделения обеспечивается опытными врачами-психотерапевтами, медицинскими (клиническими) психологами, специалистами по социальной работе, социальными работниками, средним и младшим медицинским персоналом.

В качестве варианта организации психотерапевтической помощи необходимо создание полустационарного отделения в двух формах: дневной и ночной стационары. Их отличает режим частичной госпитализации, предполагающий направление в них на лечение пациентов с более легким течением заболевания.

Психотерапевтические центры. Первоначально они создавались для реализации современных интегративных тенденций в области психотерапии. Это можно было видеть на примере объединения психотерапевтических кабинетов в территориальные психотерапевтические центры, бравших на себя функции координации деятельности всей психотерапевтической службы. Унифицированной модели организации психотерапевтических центров до настоящего времени не существует. Условно их можно подразделить на региональные и профильные, специализирующиеся на оказании какого-либо вида психотерапевтической помощи (например, для работы с подростками, помощи женщинам, пережившим насилие, и др.), или центры кризисной психологической помощи.

Некоторые из них являются самостоятельными юридическими лицами, другие - подразделениями психиатрических или общесоматических учреждений. В центрах появляется возможность оказания более квалифицированной и разнообразной помощи за счет деятельности коллектива психотерапевтов и медицинских (клинических) психологов, а также специализации психотерапевтических кабинетов и отделений для детей и подростков, людей пожилого возраста, семейно-супружеской психотерапии, групповой психотерапии и др. В региональных центрах создаются условия для повышения квалификации работающих в них специалистов. В территориальных психотерапевтических центрах, как правило, имеется психологическая лаборатория, организационно-методический отдел, создаются кризисные службы с телефонами экстренной помощи, сексопатологические отделения и кабинеты для оказания лечебно-профилактической помощи больным с половыми расстройствами. Кроме того, в их состав могут входить психотерапевтические полустационары.

Еще по теме Организация работы психотерапевтических подразделений.:

  1. 14.6.Организация работы подразделений медицинского снабжения службы медицины катастроф в режиме повышенной готовности

Дата создания: 30.07.2007
Дата обновления: 26.08.2013

У каждого врача, как известно, есть свои рабочие инструменты: фонендоскоп, скальпель, бормашина, рентгеновский аппарат… Что же касается психотерапевтов – то бытует мнение, что психотерапевт-де занимается "лечением души средствами души", и его основной инструмент – его собственная голова, а вспомогательные - стул и стол, и больше ничего ему для работы не надо...

Прежде чем начать разговор на эту тему, хотелось бы отметить две вещи. Первое – что данный текст, по всей видимости, не предназначен для тех психотерапевтов, которые работают в государственных учреждениях и в государственных помещениях. Такие специалисты, во-первых, зачастую мало что могут изменить в обстановке и оформлении своих кабинетов, а во-вторых, не испытывают многих перечисленных здесь проблем вообще. Большей частью данная статья, видимо, относится к моим полным коллегам – специалистам-фрилансерам, особенно испытывающим недостаток информации по данному вопросу.
И второе – что это никоим образом не директивные рекомендации, а скорее личные наблюдения и выводы, сделанные за много лет собственной частной психотерапевтической практики.

У каждого врача, как известно, есть свои рабочие инструменты: фонендоскоп, скальпель, бормашина, рентгеновский аппарат и так далее. Что же касается психотерапевтов – то бытует мнение, что им много врачебных инструментов не нужно. Что, поскольку психотерапевт занимается "лечением души средствами души" , то его основной инструмент – его собственная голова, а вспомогательные - стул и стол, и больше ничего ему для работы не надо.

Однако в реальности дело обстоит совершенно иначе. Разумеется, голова психотерапевту нужна в первую очередь, а в ней – знания и опыт работы. Но еще одним важным инструментом такого специалиста является… весь его рабочий кабинет.

Об этом когда-то говорил еще Гиппократ – отец медицины. Как минимум, он особо и весьма подробно оговаривал планировку в кабинете врача – расположение окон, входной двери, стола и стульев для врача и пациента. Конечно, с тех пор изменилось многое. И требования к врачебному кабинету – и в частности к кабинету психотерапевта – стали куда больше, а оснащенность – сложнее и дороже. Этот инструмент требует отдельного внимания при его создании – в первую очередь с точки зрения оборудования и планировки.

В психотерапевтическом кабинете значение имеет всё: от обоев на стенах до "обоев" на экране компьютера. Даже широко известная фрейдовская кушетка стояла в определенном интерьере, соответствующем той эпохе и культуре, а также способствующем необходимому на тот момент седативному воздействию. Картины, обои, безделушки на полках – всё это можно рассмотреть на сохранившихся фотографиях. Кстати, в кабинете Фрейда так называемые "безделушки" были подобраны вовсе не в случайном порядке и работали как символы различных культур, помогая самому Фрейду разбираться в символизме бессознательного .

Но в любом случае клиент тогдашнего психоаналитика уже мог отгородиться обстановкой всего кабинета от внешней жизненной суеты, ощущая себя в безопасности и сосредотачиваясь на работе с собственными эмоциями и ощущениями.

Кабинету и его оснащению уделяют внимание все практикующие психотерапевты, хоть на эту тему и относительно мало написано статей. Есть даже такое понятие, как терапия средой – но увы, обычно дальше советов "повесить на стенах картины" дело не идёт.

Мощный бум на оборудование психотерапевтических кабинетов прошел у нас еще незадолго до перестройки, в период массового увлечения гипнозом и седативными техниками вообще. Тогда в большом количестве организовывались так называемые гипнотарии: кресла, изготовленные на заказ, особое освещение, специально подобранный звуковой фон… Я сам в те годы читал цикл лекций про особенности оборудования такого помещения.

Конечно, разные виды психотерапии предъявляет к кабинету разные требования. Например, для рациональной психотерапии седативный полумрак гипнотария будет уже неприемлемым. Но все равно сущность кабинета психотерапевта – давать клиенту возможность войти в такое состояние, чтобы он мог продуктивно работать, решая вместе с консультантом свои проблемы. И здесь к обстановке кабинета нужно подходить гибко: с учетом применяемых методик, особенностей вашей целевой аудитории и тому подобного.

Важными элементами психотерапии являются такие привычные вроде бы вещи, как свет и звук.

Ни для какого консультанта, как вроде бы ни странно, в кабинете не годится полная звукоизоляция, словно в сурдокамере. Стопроцентная тишина, в которой слышится лишь голос врача и стук собственного сердца, может на иных людей вообще нагонять страх! Определенная степень звукоизоляции, конечно, кабинету не мешает (особенно если в холле иногда сидят сопровождающие), но какой-то ненавязчивый звуковой фон при рабочей беседе необходим. Он создается особыми музыкальными записями: нужно, чтобы они не давали полного расслабления (клиент же участвует в процессе консультации вместе с врачом), а также не вызывали никаких непредвиденных ассоциаций (поэтому практически исключена классика и вообще любые узнаваемые, популярные вещи). Лучше всего для музыкального фона подходят мелодии без вокала и слов. И конечно, при общих таких требованиях, все равно для каждого клиента в идеале подбирается своя музыка.

Важно еще учитывать, что клиент часто приходит в кабинет с определенным внутренним напряжением, а в процессе работы не только сбрасывает его, но и еще, так скажем, "обнажает свою душу": в связи с чем у него может возникнуть повышенная чувствительность к внешним раздражителям, в том числе к звукам. Посему особенно важна для создания фона нейтральная музыка, чтобы не вызвать у клиента никаких вполне вероятных парадоксальных реакций.

Также, кроме подбора фонограмм, в кабинете психотерапевта очень важно качество воспроизводящей акустики. Начнем с того, что желательно исключить все потенциально резонирующие детали, искажающие звуковую картину помещения. Например, хрустальная ваза на полке может смотреться красиво, но во время воспроизведения музыки создавать нежелательные резонансно-шумовые эффекты. Стекла в дверях и полках, ежели имеются, тоже изначально должны быть закреплены так, чтобы во время музыкального воспроизведения не создавать ненужных вибраций. Потому что человек в обычном состоянии может таких призвуков не заметить, а клиент в процессе работы может дать на этот призвук такой эмоциональный резонанс, что вся работа рискует пойти насмарку.

К освещению кабинета требования – почти как к звуку. Освещение должно быть управляемым и изменяемым. Например, при психоанализе – приглушенный свет, при работе с сознанием – полное освещение, и т.п.

В кабинете психотерапевта необходимо создать органичную внешнюю среду, построенную по принципу "разумному достаточно". Как нехватка, так и передоз некоторых компонентов могут одинаково негативно повлиять на процесс работы. И наверное, по большому счету совершенный и адекватно оборудованный кабинет на первый взгляд может напоминать… современную жилую комнату-гостиную. Разумеется, под "современной комнатой" каждый специалист понимает свои критерии, ориентируясь на свою целевую аудиторию.

Центром "композиции" может стать мебель типа "диван для гостиной", на который при необходимости возможно усесться и "с ногами".

Обои для кабинета лучше подобрать светлых (нейтральных) тонов, мягкие и рельефные (поглощающие звук), без выраженного повторяющегося рисунка. На полу также желательно звукопоглощающее покрытие (например, толстый мягкий ковролин).

Отдельный вопрос – по поводу картин на стенах. По этому поводу у разных моих коллег могут быть разные мнения. Но мое таково: в самом кабинете картины – лишние. Дело в том, что они могут оказать на разных клиентов совершенно разное (и не всегда прогнозируемое) воздействие – и таким образом осложнить сам процесс диагностики и работы. Поэтому единственные приемлемые здесь картины – это сертификаты и дипломы над письменным столом, подтверждающие квалификацию доктора.

А вот в холле, в зоне ожидания, можно повесить на стены картины или фотоснимки нейтрального характера – иногда, возможно, частично связанные с личностью самого психотерапевта, и так сказать, настраивающие на работу именно с ним. Однако желательно, чтобы и в холле картины не давали большой эмоциональной нагрузки: высокохудожественные произведения искусства, оказывающие как раз мощное эмоциональное воздействие, именно поэтому не всегда полезны даже в зоне ожидания.

В кабинете психотерапевта – особенно в мегаполисе, где особо-то кабинет не проветришь, плюс в процессе работы это нарушение звукоизоляции - важно иметь кондиционер, но тоже не всякий, а именно малошумящий, чтобы тоже не мешать рабочему процессу. А в холодную погоду – систему дополнительного обогрева (особенно если психотерапевт использует различные телесно-ориентированные методики.)

Отдельно нужно сказать несколько слов о зеркалах в кабинете. Можно установить зеркало у входа (он же выход): чтобы клиент мог отметить: какой он пришел, грубо говоря – и какой ушел. Иногда после даже одной консультации лицо у человека так меняется, так светлеет, что он сам себя в зеркале не узнаёт. Однако зеркало не должно висеть перед лицом у клиента, когда он работает с психотерапевтом: говоря напрямую – чтоб не отвлекало. А если углубляться в подробности – некоторые клиенты, постоянно смотрясь в зеркало, не могут выключить свой внутренний контроль по принципу "как я выгляжу, правильные ли вещи говорю" и т.п. Ясно, что в кабинете психотерапевта такой контроль явно лишний.

Кстати, интересным компромиссом могут стать двери с зеркальными вставками (разумеется, непрозрачные).

Думаю, излишне говорить, что в кабинете нужен еще и санузел, причем со свободным для клиента доступом. И либо его расположение должно быть очевидно сразу, либо на двери санузла нужно установить соответствующий "опознавательный знак". Потому что некоторые клиенты, пришедшие к психотерапевту вроде бы "обнажать свою душу", при этом безумно стесняются спросить "А где у вас здесь туалет".

И пожалуй, санузел – единственное место в кабинете, которое (помимо входной двери, конечно) должно запираться. И прежде всего изнутри.

Что касается обстановки – то стол и стул окончательно ушли в прошлое. Известное психотерапевтическое выражение "работа через стол" не предполагает именно такой конторской мебели. А стулья в кабинете психотерапевта используются, пожалуй, только при компьютерном тестировании. Чаще клиент сидит в широком кресле или на мягком диване-уголке: чтобы ему можно было принять любую комфортную позу. Я уже упоминал, что нередко, особенно когда идет работа с субличностью внутреннего Ребенка (по Э.Бёрну), клиенты невольно забираются на диван с ногами. А для "работы через стол" (трансакция Взрослый–Взрослый по Бёрну) вполне достаточно и журнального столика между психотерапевтом и клиентом. Здесь важна номинальная зрительная граница, не загораживающая обзор и позволяющая терапевту и клиенту все-таки видеть друг друга.

Что еще важно – это рабочее место самого психотерапевта. Если клиент располагается на диване – то кресло, на котором сидит терапевт, должно быть из того же комплекта, или как минимум не доминирующее по высоте (конечно, если это не директивная терапия). Оба собеседника – и психотерапевт, и клиент – "равны в правах", они сотрудники, и потому лучше, если они будут сидеть на одном уровне, а не так, чтобы психотерапевт подавлял клиента откуда-то сверху.

Иногда на этот столик можно поставить чай. Ритуал чаепития может использоваться как часть предварительной диагностики: совместное питье чая снимает лишние зажимы, позволяет клиенту чувствовать себя естественнее и хотя бы частично преодолевать знаменитое "внутреннее сопротивление". Не говоря уже о том, что если человек пришел зимой с мороза, ему будет нелишне банально отогреться горячим чаем. Летом по желанию клиента можно предложить ему минеральную воду: на этот случай в холодильнике кабинета необходимо иметь такую воду в маленьких бутылочках – чтобы клиент открывал ее сам. К слову - если клиент пьет чай, то и врач тоже чаевничает с ним вместе.

Кстати, пить желательно именно чай, а не кофе: "свободный" кофеин (не связанный танинами) все-таки так или иначе воздействует на нервную систему клиента, а в психотерапевтической работе особенно важно, чтобы клиент имел "неизмененное сознание".

О чайных чашках в кабинете – отдельный разговор. Желательно, чтобы и форма, и рисунок этих чашек максимально "не бросались в глаза" и вообще были достаточно нейтральными. Наше бессознательное – такая сложная область, где не всегда, особенно в начале работы, можно предугадать, какие ассоциации вызовет тот или иной предмет. И даже если на чашках изображены какие-нибудь банальные цветы или бабочки – не исключено, что у какого-нибудь клиента это вызовет негативные ассоциации, связанные с его личным прошлым. И работа не пойдет, потому что будет происходить совершенно бессознательное отторжение и/или сопротивление. Причем сам клиент может ни в жизнь не догадаться, откуда оно взялось. А оно могло быть спровоцировано в том числе рисунком на чашках, особенно если этот рисунок яркий, аляповатый, бросающийся в глаза.

Еще о форме чашек: желательно, чтобы она была достаточно "мягкой", без острых или угловатых "хвостиков", завитушек, ручек и т.п. Вообще в кабинете психотерапевта не должно быть по возможности никаких резких линий и острых углов: как писала в одном своём стихотворении Юнна Мориц – "Ни капли холодного, острого, злого". Потому что люди и так приходят с проблемами, с негативными эмоциями, – опять же помним про бессознательное, в котором все эти эмоции клубятся. В моём кабинете даже столик, за которым пьют чай - без углов: прицельно овальной формы с резными, мягких линий, гнутыми ножками.

Что касается сортов чая, то желательно в кабинете держать набор как минимум четырех видов, и если клиент в принципе изъявил желание чаевничать, то он и выбирает, какой чай будет пить вместе с доктором. Нередко именно в этой области у людей бывают достаточно выраженные вкусовые предпочтения, и если терапевт навязывает, к примеру, любителю фруктового чая чай зеленый – это может быть воспринято как давление и даже агрессия.

К чаю достаточно предложить легкое печенье или сухофрукты: ведь задача – именно начать разговор, а не набить желудок. Всё должно быть, как говорится, красиво, но опять же - ненавязчиво. Клиенту важно дать почувствовать, что он свободен, а не загнан в рамки какой-то церемонии. Кстати, он вполне имеет право отказаться от чая.

И еще одна особенность чайного ритуала: это только старт, начало психотерапевтической работы. За самой работой чай уже не пьют.

Если суммировать все требования и пожелания к оформлению и обстановке кабинета, то можно задаться вопрос - где же все это можно организовать.

Разумеется, если основываться на нежилом фонде – наилучшим вариантом будет небольшое помещение с отдельным входом. Отдельный вход опять же нужен для сохранения конфиденциальности: именно поэтому кабинет невозможно организовать в различных структурах, сдающих в аренду помещения, но где вход в само здание осуществляется по пропускной системе с предъявлением документов и подробным пояснением, куда, к кому и по какому вопросу вы идете. Далее – не во всех арендуемых помещениях вы можете, например, поменять дверь на более звукоизоляционную или обзавестись личным санузлом для клиентов. Кроме того, психотерапевтический процесс часто выходит за временнЫе рамки работы таких офисных зданий: посему доктору желательно иметь возможность эксплуатировать помещение и в вечернее время, и в выходные дни.

Еще один вариант организации кабинета – жилой фонд, сиречь обычная квартира. Тем более что сейчас разрешили вести частную практику с использованием собственного жилого фонда. Разумеется, квартира в таком случае должна быть полностью отведена под этот самый кабинет. Однако тут возникает так называемая "проблема подъезда". Потому что если подъезд чистый – то на входе, как правило, сидит консьержка, которая не хуже офисного охранника допытывается у всех незнакомых людей, к кому они пришли и с какой целью. Говорить в таком случае о конфиденциальности, понятно, не приходится. Если же консьержки нет и доступ в подъезд ограничен обычным домофоном – то в таком подъезде, как правило, может быть все, что угодно: и размалеванные стены, и исцарапанные лифты, и рекламные листовки на полу… Но возможно, прочие плюсы такого размещения перевешивают некоторую непрезентабельность подъезда.

Иногда меня спрашивают, должна ли в кабинете психотерапевта в приемной толпиться очередь? Как ни велик соблазн представить такое – отвечаю: ни в коем случае. Психотерапевтический прием необходимо организовать так, чтобы клиенты и их сопровождающие не пересекались с другими клиентами. Посему такой прием лучше вести только по предварительной записи; а если в один и тот же день у доктора назначено несколько приемов, то между этими консультациями лучше изначально запланировать достаточно длительные "разводящие перерывы".

А самое важное - клиенту в том помещении, в котором вы работаете, должно быть уютно и достаточно комфортно. Здесь следует учитывать еще и потенциальные бессознательные реакции клиента, поскольку работа психотерапевта тесно связана с областью бессознательного, на которую любые мелочи в процессе работы могут оказывать существенное влияние. И потому при оборудовании кабинета стоит уделять достаточное внимание в том числе и мелочам.
Я хочу определиться с поиском совета
Я хочу освободиться от проблем
Я хочу перестать делать ошибки
Я хочу перестать искать смысл жизни Темы: выбор психотерапевта , кабинет психотерапевта , о работе доктора Нарицына , специфика профессии психотерапевта .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва