Святая равноапостольная нина, просветительница грузии (†335). Икона святой равноапостольной нины

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений.

Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (память - 23 апреля по ст. стилю). Он происходил из знатного рода от благочестивых родителей и пользовался расположением императора Максимиана (284-305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой иерусалимского патриарха.

Равноапостольная Нина Грузинская. Миниатюра. Афон (Иверский монастырь). Конец XV век. С 1913 года находится в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге

Двенадцати лет от роду святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению патриарха Иерусалимского Завулон посвятил жизнь служению Богу в пустынях иорданских.

Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года при помощи благодати Божьей твердо исполняла правила веры и с усердием читала Священное писание.

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин.19:23,24). На вопрос святой Нины, где пребывает нетленный Хитон Господень (празднование - 1 октября), старица Нианфора пояснила, что по преданию он отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую уделом Божьей Матери.

Узнав, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию, обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы.

Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы со словами: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею".

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне он хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе) и возрадовалась духом. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (память - 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284-305). Укрепленная видениями ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, святая Нина продолжила путь и явилась в Грузию около 319 года.

Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня по молитве святой Нины во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.

Войдя в Мцхета, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября).

Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265-342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. В это время померкло солнце, и непроницаемая мгла покрыла Мцхета.

Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять языческих идолов о возвращении дневного света, но тщетно. Тогда устрашенные воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и засияло солнце.

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое крещение вместе со свитой. В 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и на этом месте воздвигли первый в Грузии христианский храм - вначале деревянный, а ныне каменный собор в честь 12 Святых Апостолов, именуемый Светицховели, что означает "животворящий столп". К тому времени с помощью византийского императора Константина (306-337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию епископа, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране.

Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедовала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них приняли святое крещение.

Оттуда святая Нина пошла в Кахетию (Восточную Грузию) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах и обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая крещение вместе с царедворцами и множеством народа.

Совершив апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приготовил ее в последний путь.

Равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе с духовенством отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Саломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Благоговейно приобщившись святых тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам - в 347-м), на 67-м году от рождения после 35 лет апостольских подвигов. Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с избранного ею места упокоения.

27 января по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отдавая честь этой удивительной христианке, мы решили поговорить о ее имени, вспомнить знаменитых и не очень знаменитых тезок великой грузинской святой.

“Умей нести свой крест и веруй”

Литературные образы

Еще в XIX веке, в дореволюционной России новорожденных девочек нарекали Нинами очень часто. Не исключено, что и вы, уважаемый читатель, обратившись к семейному архиву, вспомните о своей прабабушке, носившей это красивое старинное имя. Возможно она, как и героиня повестей Лидии Чарской, училась в женской гимназии Москвы или Санкт-Петербурга, и среди старых бумаг вашей семьи хранится ее аттестат или пожелтевшая фотокарточка ее выпуска.

Не исключено, что именно книги Чарской внесли свой вклад в рост популярности этого имени, долгое время считавшегося типично русским. Хотя как притягательно от него веет загадкой и тайной! Такой же таинственной, озорной и неприступно гордой является в повести «Княжна Джаваха» юная грузинская княжна Нина , чьи предки – «герои, сражавшиеся и павшие за честь и свободу своей родины».

Образ рано угасшей под суровым петербургским небом южной девочки так впечатлил поэтессу Марину Цветаеву, что она посвятила ей четырнадцатое стихотворение в разделе «Детство» «Вечернего альбома», которое так и называется – «Памяти Нины Джаваха».

Всему внимая чутким ухом,

Так недоступна! Так нежна! -

Она была лицом и духом

Во всем джигитка и княжна.

Ах, не растет маслины ветка
Вдали от склона, где цвела!
И вот весной раскрылась клетка,
Метнулись в небо два крыла.

Умолкло сердце, что боролось…
Вокруг лампады, образа…
А был красив гортанный голос!
А были пламенны глаза!

Смерть окончанье - лишь рассказа,
За гробом радость глубока.
Да будет девочке с Кавказа
Земля холодная легка!

В этих строках отразилась признательность и любовь целого поколения, выросшего на книгах Лидии Чарской – одного из самых читаемых авторов времен цветаевского отрочества. После забвения и гонений советской эпохи, сентиментальные повести русской писательницы вновь вернулись к читателям в 1990-е, позволив частично заполнить лакуну в сегменте православного детского чтения. Однако это немного другая история.

К 1950-м годам имя Нина потеряло лидирующие позиции в отечественном ономастиконе. Сегодня в детском саду или школе редко познакомишься с девочкой по имени Нина, зато с матушкой Ниной все чаще можно встретиться за монастырской оградой, словно это имя плавно перекочевало из светской в церковную среду.

Чтобы завершить литературную тему, спрошу, догадался ли читатель, кому принадлежит фраза, вынесенная в заголовок этой статьи? А ведь это действительно цитата из очень знаменитого произведения, входящего в школьную программу.

Ну что же, не отлагая дела в долгий ящик, раскрою секрет. Это слова еще одной «литературной» Нины – Нины Заречной – героини пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка».

Драма Нины Заречной до банальности проста. Такие истории и сегодня случаются со многими нашими юными современницами. «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил… Сюжет для небольшого рассказа», – говорит, словно о подстреленной чайке, а на самом деле о себе Нина Заречная.

Романтически настроенная девушка сбегает из дома, мечтая стать прославленной актрисой, но терпит крах во всем: и в любви, и в карьере. Вернуться домой, подобно блудному сыну, она не может – дома она нежеланный гость. Появляясь в конце пьесы в родных краях, она встречается с влюбленным в нее Константином Треплевым, и в разговоре с ним произносит удивительные слова: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».

Конечно, вслед за распространившейся еще с первой постановки пьесы интерпретацией этой реплики, слова чеховской Чайки можно толковать как веру в свое предназначение, в спасающую силу искусства. Но так ли это на самом деле? «Умей нести свой крест и веруй» – неужели это сказано только о театральных подмостках? Или это слова женщины, сумевшей через страдание понять иные, высшие истины?

История большая и малая

Поразительно, но именно в самых драматических и трагических обстоятельствах проявляется особый, удивительный дар Нин совмещать женскую хрупкость и очарование с настоящим жертвенным героизмом.

Трагически сложилась судьба супруги выдающегося русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова Нины Александровны Чавчавадзе . Юная грузинская княжна, дочь поэта и общественного деятеля Александра шла под венец 15-ти лет от роду. Александр Сергеевич был более чем вдвое старше своей супруги. Их счастливый брак продлился всего несколько месяцев: Грибоедова, как русского дипломата, растерзали персидские фанатики при разгроме русской миссии в Тегеране.

Остаток своей жизни Нина Чавчавадзе-Грибоедова прожила на родине в трауре, отвергая все ухаживания и предложения повторного брака. Ее стойкая верность погибшему мужу стала настоящей легендой.

Святая равноапостольная Нина: житие

Святой покровительницей Нины Александровны Чавчавадзе, конечно же, была равноапостольная просветительница Грузии , происходившая из рода еще более высокого, чем княжеский – из рода святых.

Согласно житиям, хранимым Православной Церковью, святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии и была единственной дочерью своих знатных и благочестивых родителей. Ее отец Завулон находился на военной службе у императора Максимиана (284–305) и пользовался его расположением. По отцу святая Нина приходилась двоюродной сестрой великомученику Георгию Победоносцу, а ее мать Сусанна – родной сестрой Иерусалимскому Патриарху.

В 12 лет святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями. Там они, по обоюдному согласию и благословению Патриарха Иерусалимского, посвятили свою жизнь служению Богу: Завулон – в пустынях Иорданских, Сусанна – в качестве диаконисы при Храме Гроба Господня. Благочестивой старице Нианфоре поручили воспитание святой Нины. Отроковица отличалась усердием в учебе и набожностью. Однажды она задумалась о судьбе Хитона Господня , и вскоре узнала, что он, по преданию, находится в Иверии (Грузии), отданной Господом в удел Божией Матери. По молитвам святой Нины к Богородице, Царица Небесная явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, благословила ее идти в страну Иверскую, благовествуя Евангелие.

Проснувшись, святая Нина наяву увидела в своих руках крест и, обрадовавшись, отправилась к своему дяде, чтобы рассказать о видении. Так Патриарх Иерусалимский благословил девушку на подвиг апостольского служения. «Крест святой Нино», с немного опущенными боковыми сторонами, ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе и является символом Грузинской Православной Церкви.

Путь и апостольство святой Нины были сложными и опасными, да и могло ли быть легким путешествие в столь дальний край в те времена? Какой силой воли должна была обладать юная дева, решившая говорить с царями и властителями земли об истинах веры?

Кроме святой равноапостольной Нины Грузинской, Православная Церковь чтит в лике святых еще двух мучениц с тем же именем, пострадавших за веру в ХХ веке. Это мученица Нина (Кузнецова) и преподобномученица Нина (Шувалова).

Святые наших дней

Память мученицы Нины (Кузнецовой) празднуется 1 мая по старому стилю, в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в Соборе Вятских святых.

Нина Алексеевна Кузнецова родилась 28 декабря 1887 года в селении Лальске Архангельской губернии (ныне это город в Вятской области) в семье урядника Алексея Кузнецова и его жены Анны. Как и святая просветительница Грузии, мученица Нина была единственным, любимым ребенком благочестивых родителей.

Нина с детства любила молитву, монастыри, духовные книги, отвергая разговоры родителей о замужестве. Вскоре они смирились и перестали препятствовать ее духовной жизни. Отец помог дочери устроить библиотеку в амбаре, смастерил там книжные полки, покупал духовные книги, потому что для Нины чтение было самым большим утешением. Девушка на память читала Псалтирь, много молилась, принимала странников и обездоленных.

Наступило время гонений. В 1932 году Кузнецовых арестовали. Старики не выдержали тягот заключения и вскоре скончались. Во время ареста родителей Нину от переживаний разбил паралич. Впоследствии она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой. Зло обернулось добром: болезнь помогла Нине на первых порах – ее освободили из тюрьмы и даже сохранили за ней большой отцовский дом и все имущество.

Нина стала давать кров людям, в основном женам арестованных, у которых отобрали не только кормильцев, но и имущество. Все они шли к Нине, у которой никто не встречал отказа.

Нашла приют у Нины и часть братии разоренного Коряжемского монастыря, в том числе настоятель игумен Павел (Хотемов) и казначей игумен Нифонт.

Нина стала строго соблюдать монастырский устав: спала четыре часа в сутки, в два часа ночи становилась вместе с монахами на молитву, ходила на все службы и богослужение знала наизусть. Подвижница не садилась за стол со своими постояльцами и гостями, не пила чай, молоко, не ела сахара и ничего вкусного. Ее каждодневной едой были лишь размоченные в воде сухари, зато в доме ее гости находили все, что им было нужно, и крышу над головой, и горячий самовар с чаем, и пропитание. У кого был излишек хлеба, муки или крупы, те, уезжая, оставляли его другим.

Когда отец Павел остался один и был уже не в силах вести службы в соборе Лальска, прихожане пригласили протоиерея Леонида Истомина, служившего в селе Опарине. Отец Леонид принял сан священнослужителя в самый разгар гонений на Церковь.

Власти неоднократно пытались закрыть собор, но блаженная Нина, пишет игумен Дамаскин (Орловский), «стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным».

В 1937 году сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, старосту храма, певчих, многих прихожан, последних еще остававшихся на свободе священников. Вскоре в тюрьму попала и блаженная Нина. Обвинений против нее выдвинуто не было, лжесвидетельствовать против нее не стал никто, кроме заместителя председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что Нина Алексеевна Кузнецова является активной церковницей.

Хотя виновной перед властью блаженная Нина себя не признала, ее приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь, где исповедница через короткое время, 14 мая 1938 года, скончалась.

Преподобномученица Нина (Шувалова Неонилла Андреевна), согласно материалам Базы данных ПСТГУ , родилась 28 октября 1866 года в селе Балка Барановского района Нижне-Волжского края в крестьянской семье.

Приняв постриг с именем Нины, до 1917 года она подвизалась в монастыре, после разорения которого проживала в городе Чимкенте (Южно-Казахстанская область).

Семидесятилетнюю инокиню арестовали 10 октября 1937 года вместе с другими людьми, проходившими по «делу иеромонаха Гавриила (Владимирова)». Матушку обвинили в том, что она является членом «контрреволюционной организации церковников», «связисткой» между этой организацией и ее ячейками.

Следствие закончилось очень быстро. Монахиню Нину приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в полночь с 19 на 20 ноября близ Чимкента, в местности, называемой Лисья балка. Здесь, в огромном овраге, где проходили массовые расстрелы, похоронены многие мученики за веру. Точное место погребения преподобномученицы неизвестно. В лике святых монахиню Нину (Шувалову) прославил Юбилейный Архиерейский Собор в 2000 году.

Память преподобномученицы Нины празднуется в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в день ее мученической кончины 6/19 ноября.

«Умей нести свой крест и веруй». Этими чеховскими словами можно описать и подвиг святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, память которой сегодня совершает Православная Церковь, и святой мученицы, исповедницы Нины (Кузнецовой), и преподобномученицы матушки Нины (Шуваловой). Обращаясь к их примеру, будем просить у Господа помощи, чтобы наша душа не черствела, чтобы у нас всегда хватало и времени на помощь другим, и вера наша приносила плоды и в сто, и в шестьдесят крат, и в тридцать.

Святая равноапостольная Нина: молитва

Молитва святой равноапостольной Нине

Тропарь святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 4

Слова Божия служительнице, во апостольстей проповеди первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице, святая равноапостольная Нино, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 2

Приидите днесь вси, воспоим избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, Богоматере ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.

Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ответ редакции

27 января Русская православная церковь отмечает день памяти святой равноапостольной Нины , просветительницы Грузии. Равноапостольными Православная церковь называет святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.

Девочка из Каппадокии

Святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии. Её отец, Завулон, происходил из знатного рода и находился на военной службе у императора Максимиана, а мать — Сусанна — была сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Нина была единственным ребёнком у родителей. Когда девочке исполнилось 12 лет, она вместе с родителями пришла в Иерусалим, где её мать стала диаконисой при храме Гроба Господня, а отец посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских.

Сказания и мечты о стране Иверии

Крест святой Нины. Фото: wikipedia.org

В 12 лет Нину поручили на воспитание старице Нианфоре, которая часто рассказывала ей об Иверии (нынешней Грузии), тогда ещё языческой стране. Услышав её рассказы, Нина захотела посетить Иверию.

Однажды Пречистая Дева явилась к Нине во сне и вручила крест, сплетённый из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было на-пи-сано: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Крещение Грузии

Получив благословение патриарха и матери, Нина отправилась в дорогу. По пути в Иверию святая Нина чудом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы — царевна Рипсимия, её наставница Гаиания и 35 девушек, бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284-305).

Добралась Нина до Иверии в 319 году. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Очень скоро Нина стала известной в окрестностях, оказывая помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, люди стали приходить к ней. Многие из них уверовали в Бога и приняли крещение.

От тяжкого недуга святая Нина исцелила грузинскую царицу Нану, которая также приняла крещение и стала ревностной христианкой. Царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление супруги, внимая язычникам, возненавидел святую Нину и даже хотел предать её смерти. Но однажды на охоте его застала гроза, и он ослеп от молнии. Царь дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится. Святая Нина исцелила сторонника язычества, и Мириан вместе со своей свитой принял крещение.

Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Иверии. Через несколько лет Нина отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.

Кафедральный собор Светицховели в Мцхете. Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

День памяти святой Нины

Совершив своё апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил её в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своём происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской , послужил основанием жития святой Нины.

Святая Нина завещала, чтобы её тело погребли в Бодбе. Она скончалась 27 января (14 января по старому стилю) 335 года (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести её останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342-364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.

Мощи святой, по повелению её сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила её память 27 января, в день её кончины.

Почему Святую Нину считают покровительницей Грузии?

В Грузии Святую Нину почитают больше всех из святых и считают своей покровительницей. Она прославилась проповедованием Евангелия и обращением жителей Иверии (нынешней Грузии) в христианскую веру. В 326 г. н.э. христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповедям Святой равноапостольской Нины.

Бодбийский монастырь. Фото: wikipedia.org

Как праздник называется в Грузии?

В Грузии День Святой Нины называют Нинооба. Грузинская Православная церковь поминает святую Нино дважды в год: 27 января, в день ее кончины, и 1 июня — в день ее пришествия в Грузию. Только в столице Грузии насчитывается пять храмов, возведенных в честь святой, а в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый ее волосами.

Как праздник отмечают в Грузии?

Праздник Нинооба отмечается в Грузии особенно торжественно. Службы в этот день проходят не только в столице, но и во всех других православных храмах страны. Ежегодно летом большая группа детей, подростков и молодежи совершает паломничество по следам равноапостольной просветительницы Грузии.

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (память 23 апреля). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284–305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием).

Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23–24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень (сведения о нем помещены 1 октября), старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери). Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.

Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею».

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.


Святая равноапостольная Нина

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы – царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284–305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй – со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы – Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265–342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. «В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь». Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. «Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило все своими лучами». Это событие совершилось 6 мая 319 года.

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое Крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет в 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели). К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306–337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в день ее блаженной кончины.

Тропарь равноапостольной Нины, глас 4

С лова Божия служительнице,/ во апостольстей проповеди первозванному Андрею/ и прочим апостолом подражавшая,/ просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице,/ святая равноапостольная Нино,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак равноапостольной Нины, глас 2

П риидите днесь вси,/ воспоим избранную от Христа/ равноапостольную проповедницу Божия слова,/ мудрую благовестницу,/ люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/ Богоматере ученицу,/ усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,// Нину прехвальную.

Молитва равноапостольной Нине

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Иверийскому, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног. Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкве Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его Имя ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


27 Января 2019

, 19 мая (Груз; Память вступления равноап. Нины в Грузию)

Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сосанна была поставлена диакониссой при храме Гроба Господня , а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре . Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание .

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23 -24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Елеазаром в Иверию (Грузию). Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом Христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице , да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.

Однажды Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала:

"Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею ".

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест , возрадовалась духом и перевязала крест своими косами. Затем, придя к своему дяде, патриарху Иерусалимскому, она рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата III , которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия , ее наставница Гаиания и 35 дев, обращенные святой Ниной и бежавшие из Рима в Армению из от гонений императора Диоклетиана (284-305). Господь готовил святой Нино другую участь, поэтому Он внушил ей спрятаться в розовом кусте. Когда опасность миновала и каратели разошлись, святая Нино продолжила свой путь.

У озера Паравани она встретилась с пастухами из Мцхета , которые рассказали ей о своём крае и сообщили, что вскоре возвращаются домой. Вновь получив от Господа благословение проповедовать язычникам, Нино попросила разрешения у пастухов сопутствовать им. Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, претерпев большие трудности в пути, святая Нина наконец достигла Грузии в году. Она прибыла в город Урбниси и некоторое время оставалась там. Вскоре она вместе с язычниками-Урбнисцами, шедшими на поклонение к Армазскому идолу, прибыла во Мцхету, столицу Грузии.

Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день Преображения Господня , по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз , Гаци и Гаим . Это явление сопровождалось сильной бурей и градом. Перепуганная толпа в страхе разбежалась в разные стороны.

Святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства. Тогда супруги восславили Христа и стали учениками святой девы. К святой Нино потянулись последователи христианской веры, а вскоре она так прославилась, что многие язычники стали обращаться к ней за помощью и, получив её, уверовали в Христа. Святая перешла в уединенное место у северной черты города, где поселилась в шалаше в кустах ежевики (и где затем возникла обитель Самтавро), и оттуда продолжала свою проповедь.

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану , которая, приняв святое крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой. Но, несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265-342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. Однажды, во время царской охоты на Тхотской горе, в то время, как он замышлял казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь. Мириан внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. "Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило все своими лучами ". Это событие совершилось 6 мая года.

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет в году Христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень , и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм - вначале деревянный, а ныне каменный собор во имя 12-ти святых Апостолов, Светицховели . К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306-337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия , двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию и поселилась в селении Бодбе , в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный