Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Звук и буква Ш
Воспитатель:
Перевозчикова Альбина Акрамовна
г.Нижневартовск
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш] , буква Ш.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ; деление слов на слоги. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова ШУБА. Познакомить с буквой Ш .
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «Ш», схема звука [ш], «Волшебный мешочек». Большие буквы: А, О, У, Ы, Т, М, В, Д, Ш, маленькие буквы: Ш, У, Б, А. Игрушка: мышка Шуша. Картинки: мишка, шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка. Теремки В. Воскобовича. Планшет, цифры: 1, 2, 3, разноцветные яйца, корзинка.
Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, мячики Су-джок, игровизор, дид. игра «Теремок с буквами», синие маркеры.
Ход занятия
- Оргмомент. (1 мин.)
- Орг.момент:
Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.
Психологический настрой
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.
– вы хотите все заниматься? (Да!)
– Значит, будем заниматься.
II. 1. Введение в тему. (3 мин.)
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Давайте поиграем: я показываю букву, а вы по - очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.
Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете, кто же к нам пришел.
Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)
Логопед из «волшебного мешочка» достает мышонка.
Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями, он вам что-то подарит.
Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?
– Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [ш]. но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику
2. Артикуляционная гимнастика. (4 мин.)
Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Молодцы ребята. Проходим за столы.
3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)
Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.
– Ребята, как шуршал Шуша?
– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.
– Какой звук стоит в начале этих слов?
– Давайте произнесем его.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.
(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)
Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).
Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).
Какие звуки живут в синем домике? (Согласные твердые звуки).
В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).
Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).
4. Работа в тетради. (2 мин)
Раскрасим «одежду» звука [ш] карандашом нужного цвета (синим). И запоминаем, что звук [ш] - согласный, твердый, глухой.
5. Работа со звуковыми символами. (1 мин.)
Мышонок хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa] , а теперь слог [уш]. Молодцы, справились с заданием.
6. Определение позиции звука [ш] в словах. (2 мин)
А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки и определяем позицию звука [ш] в слове (обозначаем начало, середину или конец слова). Картинки «мишка», «шапка», «душ».
7. Пальчиковая гимнастика (1 мин.)
Молодцы. Давайте отдохнем. Положите все на край стола. Возьмите мячики Су- джок, сделаем пальчиковою гимнастику.
Этот шарик не простой
Весь колючий вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем.
Можно шар катить по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора и отдыхать.
8. Знакомство с буквой Ш . (2 мин)
– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа буква Ш? Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите и раскрасьте букву Ш в тетради. Молодцы, а теперь уберите тетради на край стола.
9. Д/И «Теремок с буквами» . (2 мин)
Мышонок для вас приготовил еще одну игру. Положите перед собой игровизоры, найдите и обведите синим маркером в теремках букву Ш. Сколько нашли букв?
10. Д/И «Теремки Воскобовича». (1 мин)
А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем читать слоги.
Логопед составляет слоги в теремках, а дети по очереди читают (ша, шу, шо) .
Молодцы, встаем в круг.
11.Физкультминутка « Мышонок» (2 мин.)
- Д/И «Телеграф» (3 мин)
На планшете, рядом со строчками цифры 1, 2, 3, на столе стопка картинок.
Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок. Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш] в начале слова, мальчикам, где звук [ш] в середине слова.. Картинки: штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.
Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).
Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).
А сейчас по очереди сосчитайте, сколько слогов в каждом слове и поместите картинки на нужную строчку. Назовите слова, в которых один, два, три слога.
13. Синтез слова ШУБА.(3 мин)
Мышонок Шуша приготовил для вас последнее задание, посмотрите мышонок принес разноцветные волшебные яйца, какие они? (белые, желтые, оранжевые, розовые, зеленые), а размером? (большие и маленькие). Давайте мы по очереди возьмем волшебные яйца, в них находятся буквы, из которых вам нужно составить слово ШУБА, но чтоб открыть их, нужно отгадать загадку. Кто отгадает, у того откроется яйцо.
Загадки:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка
(лягушка)
Мягкие лапки,
А в лапках царапка.
(кошка)
Хвост длинен,
Сама крошка,
Боится очень кошки.
(мышка)
В лесу одна смешная птица
Весь день поет ку-ку, ку-ку
Никак не может научиться петь,
Как петух, – «кукареку»
(кукушка)
Давайте достанем буквы и составим из них слово ШУБА, сколько букв в этом слове?, какая первая, какая последняя? А теперь давайте положим яйца на место. Куда вы положили яйца?, а откуда вы их брали?
III. Итог (1 мин)
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?
Оценка речевой деятельности.
Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам мышонок Шуша подарит сладкие подарки. Логопед раздает детям угощение.
Перед вами игра «Звук и буква Ш», ориентированная на дошкольников 5-7 лет. Использовать игру можно как с группой детей, так и индивидуально в детских дошкольных учреждениях, а так же в домашних условиях. Игра удобна тем, что педагог может выбрать любое, из предложенных в содержании, задание или игру, и также легко вернуться к содержанию. Для поддержания интереса дошкольников, игра оснащена визуальными и звуковыми эффектами (при нажатии на картинки левой кнопкой мыши). Каждый слайд содержит инструкцию для выполнения заданий («Как шипит змея?», «Характеристика звука» - слайды озвучены логопедом). Д/и «В снежки играем слоги читаем» – чтобы появлялись снежки со слогами, необходимо щелкать левой кнопкой мыши. Для перехода на следующий слайд - щёлкните на стрелку в нижнем правом углу - . Игру можно завершить, нажав на домик в верхнем правом углу – . Возможно, вам придется помочь ребенку в выполнении заданий, задав наводящие вопросы. Не забудьте похвалить его за старание.
Цель занятия:
- формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ш в слогах, словах, и предложениях.
Образовательные:
- закрепление у детей правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях;
- научить характеризировать по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
- закреплять у детей умение употреблять предлоги;
- совершенствовать навыки чтения;
Развивающие:
- развивать фонематические процессы, зрительное и слуховое восприятие;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
- развивать у детей общую и артикуляционную моторику;
- развивать дыхание и голос;
- упражнять в звуковом анализе слов;
Воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- формирование положительной установки на образовательную деятельность.
Оборудование: ТСО, презентация, элементы буквы [Ш] из бархатной бумаги, макеты кочек разных цветов и написанными на них слогами, макет паровозика с вагонами, предметные картинки, макеты ключей, игрушка – змейка, конверт с письмом, цветные фишки для выкладывания схем.
Предварительная работа.
Просмотр мультипликационного фильма “Приключения Незнайки”.
1. Организационный момент.
Выделение четвёртого лишнего:
Логопед. – Отгадайте, какое слово лишнее.
Шуба, кепка, платок, колпак.
Кактус, фиалка, шмель, роза.
Волк, шапка, лиса, белка.
2. Объявление темы.
Стук в дверь, заходит почтальон, подает письмо.
Логопед. - Ребята, нам прислали письмо, давайте прочитаем.
Логопед читает.
Дорогие ребята!
Пишу вам я, известный сказочный герой пунтик, живу я в одной очень хорошей книжке, Приключения Незнайки.
Со мной приключилась беда, злой волшебник Звуколов похитил звук из моего имени и спрятал у себя в замке за семью замками.
Я прошу Вас, помогите!
Логопед. - Ребята, а кто знает, какой сказочный герой прислал нам это письмо?
Ответ детей. - Шпунтик.
Логопед. - Ну, а кто догадался, какой звук похитил Звуколов?
Дети. -Зв. [Ш].
3. Акустико – артикуляционный образ звука.
Логопед. - Правильно ребята, Звуколов похитил звук [Ш]. А давайте мы с вами вспомним, какой это звук. Дайте характеристику звуку [Ш].
Дети: Звук [Ш] согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначаем синим цветом.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Звук [Ш] живёт в букве Ша.
4. Связь звука и буквы.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и
Ё. (наглядно показывает)
Конструирование буквы Ш из элементов, и при помощи рук.
Логопед. - Молодцы. Ну что, постараемся помочь Шпунтику освободить звук [Ш]?
Дети. Да.
Логопед. -Тогда отправляемся в путь.
5. Развитие артикуляционной моторики, дыхания.
Логопед. Ребята, куда мы с вами попали?
Дети. – В лес.
Логопед. – Ой, смотрите, на полянке дикие звери.
Белочка грызет орешки (упр. “Орешки”) , лисичка украла сметану, поела, облизывает губки (упр. “Оближи губки”) , зайчик грызет морковку (имитация жевания) , волк злой и голодный рычит(р-р-р-р-р), хомячок набивает зернышки за щёки (надуть правую щеку, затем левую, потом обе щёки), Медведь есть мед, вкусно (упр. Вкусное варенье).
Логопед. А вы чувствуете, какой здесь свежий воздух? Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, а выдохните через ротик.
Дети вдыхают через нос, выдыхают через рот 3 раза.
– Ой, мне кажется, что мы заблудились. Давайте мы с вами крикнем АУУУУУУ, сначала три раза тихо, если нас не услышат, крикнем три раза громко.
Логопед. – Ребята, посмотрите кто к нам приполз, это же змейка, она нам и покажет дорогу, но она очень любит звук [Ш] и просит вас поиграть с ней. Змейка будет произносить слоги и слова, а вы хлопните, если услышите звук [Ш].
6. Развитие фонематического слуха.
С, М, Ш, З, Ч, Ш, С, Т, Ш, Ж, Ч, Ш.
В слогах. Са, на, ша, шу, ту, му, шу.
В словах. Камыш, лампа, кошка, свинья, мышка, тапки, чашки.
Ну что ж, порадовали змейку, выполнили ее задание. Давайте мы тоже превратимся в змеек и отправимся в путь.
Дети идут змейкой и произносят звук Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
7. Автоматизация звука в слогах, в словах, в предложениях.
Логопед. - Всё ребята, змейка нас больше не сможет проводить, ей пора домой к своим деткам. Давайте скажем спасибо.
Логопед. - Посмотрите, пассажиры стоят и не могут понять, в какой вагон им сесть, давайте поможем им.
Предметные картинки со звуком [Ш]. Дети делят слова на слоги. В вагон с одним окошком садятся пассажиры, в названии которых один слог, в вагон с двумя окошками садятся пассажиры, в названии которых, два слога и т.д.
Мышь, лягушка, Золушка, мишка, девушка, кошка, лошадка, черепашка, шмель, петушок.
Логопед. - Молодцы! Ну а теперь садимся и мы в поезд, отправляемся дальше.
Дети имитируют езду на поезде, произнося, Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Логопед. - Дальше ребята мы не проедем на поезде, ведь впереди болото. Чтобы не провалиться в него, нам нужны надёжные кочки, вот они. Но, ребята, кочки эти заколдованы, и пока что в них нет силы, а чтобы их расколдовать, нужно прочитать слоги, которые в них записаны, и составить из этих слогов слова.
Будьте внимательны, слоги соединяются в слова по цветам кочек.
Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием. Ну что болото мы преодолели.
Логопед. Смотрите ребята, путь нам преградила баба яга. Она просит вас о помощи. Её друзья разбежались по лесной полянке, а бабушка старенькая, плохо видит. Она просит вас подсказать, где их искать.
Дети. - Кошка сидит на крыше.
Шмель летает над ромашкой.
Лягушка сидит под избушкой.
Петушок стоит под деревом.
Мышонок спрятался за пнём.
Кукушка сидит на дереве.
Логопед. Ну вот и всё, помогли мы бабе - яге найти друзей.
Логопед. -Вот мы и дошли. Ребята, посмотрите какой красивый замок!
8. Звуковой анализ слова Шпунтик, выкладывание звуковой схемы.
Логопед. - Вспомните, звук [Ш], спрятан за семью замками, а чтобы замки открылись, Звуколов нам придумал задание, выложить схему слова Шпунтик, за каждый правильно отгаданный звук мы с вами получим ключ. Будьте внимательны.
Дети выкладывают схему слова.
Логопед. - Посмотрите дверь открылась, и кто нас встречает? Буква [Ш].
Стук в дверь, заходит Шпунтик.
Шпунтик. - Спасибо большое ребята, ведь если бы не вы, то не знаю, что со мной могло случиться.
Логопед. - Как вы думаете ребята, если бы навсегда исчез из речи звук [Ш], что было бы?
Ответы детей.
Шпунтик. – Ну всё, мне пора домой, мои друзья, наверное заждались меня. До свидания.
Итог занятия.
Ребята, давайте вспомним, какой звук мы вернули Шпунтику?
Звук [Ш].
Дайте характеристику этому звуку.
Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности (второй год обучения).
Тема «Звук и буква Ш»
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Физическое развитие».
Цель.
- Формировать правильное произношение звука [ш],
- познакомить с буквой Ш.
Задачи:
- закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах, фразе;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- упражнять в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе слов;
- упражнять в согласовании слов в предложении;
- познакомить с буквой Ш, правилом написания слов с «ши»;
- развивать фонематический слух, память, внимание.
Оборудование:
- предметные картинки, в названии которых есть звук [ш], индивидуальные зеркала, картинки – символы для выполнения артикуляционных упражнений, ручки, тетради, предметные картинки с изображением воздушного шара, королевства, замка, принцессы Шуток; электронная игра «Сбор урожая», буква Ш, счётные палочки, цветные карандаши, печатная буква Ш на каждого ребёнка.
Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство Принцессы шуток. Так её назвали за то, что она любит смех и веселье. Но чтобы попасть в королевство, нужно назвать звуки в словах по порядку: ваш, наш, душ, Маша, шум, наша, каша, шина, Даша, Миша, суша.
Назовите звук, который чаще других повторялся в этих словах (звук [ш])
Сегодня мы будем знакомиться с этим звуком во время нашего путешествия по сказочному королевству.
II. Основная часть.
1. Упражнения на расслабление.
Вот мы и оказались в королевстве. Принцесса шуток, просыпаясь, каждое утро смотрится в зеркало, улыбается и идёт пить чай с вареньем. Сделаем так и мы:
- «Напряжённая улыбка» — улыбнитесь, напрягая и с силой растягивая губы. Затем расслабьтесь, приоткрыв рот.
- «Рупор» — приоткройте рот, вытяните губы вперёд, округлив их, расслабьтесь.
- «Лопатка» — улыбнитесь, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживайте такое положение под счёт до 10.
- «Вкусное варенье» — улыбнитесь, приоткройте рот, широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Закройте рот, расслабьтесь.
- «Чашечка» — улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, затем поднимите его к верхней губе, спрячьте «чашечку» в рот. Потом расслабьтесь, положив язык на дно ротовой полости.
2. Д/у «Волшебное заклинание».
Мы с вами очутились перед воротами замка. Но эти двери не простые, а волшебные. Чтобы их открыть, надо произнести заклинание. Слушайте и повторяйте за мной:
- ша – шо – ша аш – аш – ош ше – ша – ше
- ши – ши – шу уш – ыш – уш шо – ше – ша
- шо – ша – шо ош – аш – ош уш – уш – ша
- ша – ши – шо уш – ыш – ош иш – аш – иш
3. Д/у «Воздушный шар».
Но что-то ворота не открываются. Тогда перелетим через них на воздушном шаре. Но сначала надуем его.
Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке
Он становится большим, соприкасаются кончиками.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел, В этом положении подуть на них,
Стал он тонким и худым. пальчики принимают форму шара.
Воздух выходит, пальчики принимают исходное положение.
Шо- шо — шо — лететь нам хорошо.
При произнесении звука [ш] наши губы округляются, вытягиваются вперёд, но воздух имеет преграду, в виде языка. Воздух прорывается сквозь щель и производит шум: «ш-ш-ш».
Запомните: звук [ш] – согласный, потому что его нельзя петь и тянуть; глухой, потому что при его произношении горлышко не дрожит; всегда твёрдый, поэтому обозначается синим кружочком.
4. Д/и «Подарки для Принцессы».
Вот мы и очутились в замке. Нас встречает Принцесса. Но в гости принято приходить с подарками. Выберем подарки.
Рассмотрите картинки: мишка, вафли, шары, щенок, шоколад, печенье, шарф, конфеты, карандаш, мышка, ватрушка, машина, лягушка, собака, подушка, самокат.
Выберите только те, в названии которых есть звук [ш].
Что вы выбрали? (мишку, шары, шоколад, шарф, карандаш, мышку, ватрушку, машину, лягушку, подушку)
А теперь среди этих предметов назовите только те, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шары, шоколад, шарф).
5. Д/у «Новые слова».
Принцесса шуток рада вашим подаркам и предлагает с ней пошутить. Замените в слове первый звук на [ш] и получится новое слово:
- чашка – шашка дар – шар маг – шаг
- мышка – шишка мыло – шило жаль – шаль
- Гарик – шарик топот – шёпот сок – шок
- губы — шубы тапки – шапки кашка – шашка
6. Д/у «Сбор урожая».
У Принцессы шуток есть волшебный сад, в котором растут деревья. На деревьях уже давно поспел необычный урожай. Помогите собрать урожай в три корзины. В первую корзину соберите предметы с одним слогом, во вторую корзину – с двумя слогами, в третью корзину – с тремя слогами.
Картинки: шуба, шут, шашки, машина, мышь, шляпа, катушка, шар, пушка, лягушка, шарф, шахматы, шина, тушь, шляпа, шиповник.
8. Физминутка.
Потрудились в саду, устали, отдохнём.
Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушки, потянитесь!
Поскорей, скорей проснитесь!
По коленкам шлёп, шлёп,
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай,
Можем хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой.
Вправо можем, влево можем,
И крест-накрест руки сложим.
9. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.
Будем пальцы загибать.
Вот большой, вот указательный, Поочерёдное загибание
Будьте вы теперь внимательны! пальцев рук.
Средний мы сейчас загнём,
Безымянный позовём.
И мизинчик – молодец
Опустился наконец!
Получились кулачки,
Застучали молотки:
Тук, тук, тук! Постукивание кулачка о кулачок.
Вы послушайте свой стук!
10. Знакомство с буквой Ш.
а) показ буквы.
Посмотрите, на замке Принцессы нарисован герб – знак того, что дворец принадлежит ей. Этот герб – буква Ш.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Звук [ш] на письме обозначается буквой Ш.
Выложите букву Ш из палочек. Сколько элементов в написании буквы?
На что похожа буква Ш? Превратите букву в любой предмет, добавив недостающие детали.
б) работа в тетрадях:
Печатание букв Ш ш;
- печатание слов под диктовку: каша, пушка, кошка, мишка;
- звукобуквенный и слоговой анализ слов: уши, шишка (знакомство с правилом написания «ши»).
11. Д/у «Мост от замка».
Нам пора возвращаться, а для этого построим мост от замка Принцессы до детского сада. «Подружите» слова, соберите их в предложение:
Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. – Миша вешает шубу в шкаф.
Алёша, машина, дедушка, купить.
Кушетка, на, отдыхать, дедушка.
Маша, каша, кушать.
В, писать, Маша, школа, буквы.
Алёша, подарить, мишка, плюшевый.
Штанишки, Маша, Миша, шить.
Яша, шишка, возить, машина, на.
III. Итог:
Где мы сегодня побывали?
С каким звуком и буквой познакомились?
Овчинникова Т.Н.,
учитель-логопед
Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел -
Шёл до школы и вспотел.
Повтори звук Ш за мной:
= В прямых слогах:
ша-ша-ша, шо-шо-шо, ша-ши-шо-шу
ши-ши-ши, шу-шу-шу, ши-шо-шу-ша
ше-ше-ше, шо-шу-ша-ши
шик, шов, шейх, ширь
В обратных слогах:
аш-аш-аш, ыш-ыш-ыш, аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош, иш-иш-иш, ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш, уш-ыш-аш-ош
мышь, тушь, рожь [ш], уж [ш], ложь [ш], тишь
1. Найти слова с буквой Ш
(взято и )
2. "Бродилка" по букве Ш
3. Определить те картинки (или просто слова), в которых есть буква Ш :
= шапка, шуба, стул, колесо, шкаф, сапоги
4а. Игра "Наоборот" ()
МыШ
ка очень любит звук Ш
. Она (взять игрушку и картинку с мышкой) будет называть слог с буквой С, а тебе нужно его переделать, заменив букву С на Ш
.
= са - ша, со - шо, су - шу, сэ - шэ
= сок - шок, мыс - мышь, маска - Машка, каска - кашка
4б. "Измени первый звук в слове" или Игра "Фокусник": будем сейчас превращать одни слова в другие! Нужно первый звук заменить на звук [Ш] и назвать новое слово. (взято и ) (Примечание: некоторым детям сложно на слух поменять первый звук, поэтому можно написать на листе или сделать слайды).
= жаль - ..., мыло - ...., стык - ....
= мах - ..., дар - ..., губы - ...
= бык - ..., толк - ..., мышка - ...
= тапка - ..., майка - ..., топот - ..ёпот
5. Рассказ - пересказ с буквой Ш
. Кошки-мышки (цепной текст) (взято и )
У Алеши живет кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.
6а. Доскажи букву! (подготовить слайды со словами)
= каранда... , шала..., ланды..., малы..., камы...
6б. Игра "Закончи слово!" (взрослый записывает на листе) (взято )
= слогом Ш
А: на..., ва..., Да..., Ната..., гру..., кры...,
= слогом Ш
И: на..., ва..., ды..., камы..., гру..., мы..., кры..., пи..., у...
7а. "Жонглёр - ловкач" - надо поймать только те мячики (шарики), когда я буду назыыать слово со звуком Ш (если нет таких подручных материалов, то можно "делать шаг вперёд, если услышишь звук Ш (если нет, стоять на месте)")
= шишка, ёжик, машина, кошка, жук, мишка, шапка, жираф, лягушка, вишня, морожениое
7б. Игра "Хлопни в ладоши" (когда услышит звук Ш)
= Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С
= Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА
= Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка
8. "Клоун и шарики": надо помочь словить те шарики, на которых есть буква Ш (от шариков нарисовать ниточку и привести её к руке клоуна). А из шариков, где нет буквы Ш, нарисовать выходящий воздух. Не забывать называть все буквы Ш. (идея взята , исполнение моё (А5))
9а. Занятие с буквой Ш (из книги "Игры на развитие речи")
9б. "Учим буквы играя"
10. У девочки Маш
и сегодня день рождения - давай подарим ей ромаш
ки! (идея взята , файл сделала сама (формат А5))
11. Ещё один номер с фокусником: я буду фокусником, а ты - помощником. Называй звук Ш, а я - остальное слово. Затем ты повтори за мной всё слово!
= ...апка, ...шуба, ...ина, ...аг, ...ум, ...шило, ...аль, ...ов, ...орох
12. "Певращения фокусника": будем превращать большие предметы в маленькие! (подсмотрела )
крышка - ...
шар - ...
шапка - ...
шкаф - ...
ухо - ...
кошка - ...
горшок - ...
подушка - ...
штора - ...
муха -
13. Закончи предложения.
Я иду и ты... (идёшь). Я пою и ты... (поёшь). Я веду и ты... (ведёшь). Я даю и ты... (даёшь). Я ем и ты... (ешь). Я несу и ты... (несёшь).
14. Игра "Назови ласково"
зима - зимушка
камень -
солнце -
хлеб -
изба -
хозяйка -
штаны -
15. Найди спрятанные буквы Ш
(отсюда)
16. Выдели и обведи букву Ш
(отсюда)
17. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ш
(отсюда)
18. Найти в этой путаннице букву Ш
(отсюда)
20. Шарик лопнул. Он падает и шипит: "Ш
-ш-ш". Пошипи вместе с ним. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш-ш-ш-ш..." (это задание и последующие отсюда)
21. Покажи, каким сначала был шарик - обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш -ш-ш-ш..."
22. Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шарик и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: "Ш -ш-ш-ш..." Сосчитай, сколько у Пятачка шариков: "Один шарик, два шарика, ..."
23. Змейки рисуют узоры на песке и шипят: "Ш -ш-ш-ш...". Сначала проведи по лигиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывать шипеть как змейки.
24. Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: "ТиШ
е, мыШ
и, не Ш
умите. НаШ
у коШ
ку не будите". Сколько мышек увидела кошка во сне?
25. Проговори без запинки: "У Мишки шишки, шишки у Мишки...". Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово "Ш иШ ка".
26. Цепочка предложений. КаШ а (цепной текст)
Маша и Даша кушают пшенную кашу.
Пшенную кашу варят из пшена.
Пшено купила бабушка.
Бабушка наварила горшок пшенной каши.
Кашей накормили кошку.
27. Дорисуй половинку каждого предмета и назови его.
28. Выложи букву Ш из палочек (или карандашей, или спичек).
29. Рассмотри картинки и назови их. Определи место звука Ш в каждой из них. (взято )
30. Измени предложения по образцу (взято )
У Маши шуба. - Это Машина шуба.
У Миши машина. -
У Паши мешок. -
У Даши шахматы. -
У Саши шапка-ушанка. -
31. Игра "Запомни и повтори" (взято