Чем знаменит сергий радонежский кратко. Краткая биография сергия радонежского для детей

Полное название произведения: «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»

История создания произведения «Житие Сергия Радонежского»

«Житие Сергия Радонежского» (так кратко именуется это произведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской литературы. Преподобный Сергий — самый почитаемый и самый любимый русский святой. Не случайно известный историк прошлого В.О. Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия. Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия, написал самое первое Житие Сергия Радонежского через 26 лет после его смерти — в 1417-1418 гг. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получивший название «плетение словес». Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим сводам. Помимо Жития, Епифаний создал также Похвальное слово Сергию.
Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахо-мия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице -Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 г. и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 г. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей Преподобного, а также рядом посмертных чудес. Пахомий неоднократно исправлял Житие Преподобного Сергия: по мнению исследователей, существует от двух до семи Пахомиевых редакций Жития.
В середине XVII в. на основе переработанного Пахомием текста Жития (так называемой Пространной редакции) Симон Азарьин создал новую редакцию. Житие Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина вместе с Житием Игумена Никона, Похвальным словом Сергию и службами обоим святым было напечатано в Москве в 1б4б г. В 1653 г. по поручению царя Алексея Михайловича Симон Азарьин доработал и дополнил Житие: он вернулся к неопубликованной части своей книги, добавил в нее ряд новых рассказов о чудесах Преподобного Сергия и снабдил эту вторую часть обширным предисловием, однако эти дополнения не были тогда изданы.

На Руси была популярна житийная литература, или агиографическая (от греч. hagios — святой, grapho — пишу) литература. Жанр жития возник в Византии. В древнерусской литературе он появился как жанр заимствованный, переводной. На основе переводной литературы в XI в. на Руси возникает и оригинальная житийная литература. Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о жизни святых — государственных и религиозных деятелей, чья жизнь и деяния были расценены как образцовые. Жития имели прежде всего религиозно-назидательный смысл. Входящие в них истории — предмет для подражания. Порой факты из жизни изображаемого персонажа искажались. Связано это было с тем, что житийная литература ставила своей целью не достоверное изложение событий, а поучение. В житиях было четкое разграничение персонажей на положительных и отрицательных героев.
Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Житие свидетельствует о том, что каждый может прожить правильной христианской жизнью. Поэтому героями жития могли быть люди разного происхождения: от князей до крестьян.
Житие пишут после смерти человека, после признания его церковью святым. Первое русское житие Антония Печерского (одного из основателей Киево-Печерской лавры) до нас не дошло. Следующим было создано «Сказание о Борисе и Глебе» (середина XI в.). Житие, повествующее о Сергее Радонежском, явилось настоящим украшением житийного жанра. С древности до нашего времени дошли традиции жития. Из всех древних жанров житие оказался наиболее устойчивым. В наше время канонизированы, то есть признаны святыми, Андрей Рублев, Амвросий Оптинский, Ксения Петербургская, написаны их жития.

«Житие...» — это повесть о выборе человеческого пути. Значение слова многозначно. Два его значения противостоят друг другу: это путь географический и путь духовный. Объединительная политика Москвы проводилась суровыми мерами. Правда, страдали от неё в первую очередь феодальные верхи тех княжеств, которые Москва подчиняла себе, страдали главным образом за то, что не хотели этого подчинения, боролись против него за сохранение старых феодальных порядков. Епифаний нарисовал правдивую картину русской жизни первой половины XV в., когда память о ней ещё свежа была у современников Епифания, но это отнюдь не выражение «антимосковских» отношений автора. Епифаний показывает, что Сергий, несмотря на то, что родители его покинули родной город из-за притеснений московского наместника, в дальнейшем делается самым энергичным проводником именно московской объединительной политики. Он решительно поддержал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальским князем Дмитрием Константиновичем за великое Владимирское княжение, полностью одобрял Дмитрия в решении начать борьбу с Мамаем, примирил Дмитрия Донского с Олегом Рязанским, когда это стало нужно для Москвы. Признавая Сергия Божьим угодником, Епифаний тем самым освещал в глазах средневековых читателей прежде всего политическую деятельность Сергия. Поэтому враги Сергия упорно и долго мешали Епифанию написать житие его учителя, являвшееся предпосылкой к канонизации Сергия.

Преподобный Сергий поддерживал объединительные усилия Москвы для возвеличивания и укрепления Русского государства. Сергий Радонежский был одним из вдохновителей Руси на Куликовскую битву. Особое значение имела поддержка и благословение его Дмитрию Донскому накануне сражения. Именно это обстоятельство и придало имени Сергия звучание национального единства и согласия. Епифаний Премудрый показал передовые политические взгляды преподобного Сергия, возвеличил деяния старца.
Канонизация в Русской православной церкви совершалась при наличии трех условий: святая жизнь, чудеса как прижизненные, так и посмертные, обретение мощей. Сергий Радонежский начал широко почитаться за свою святость еще при жизни. Канонизация преподобного состоялась через тридцать лет после его смерти, в июле 1422 г., когда были обретены мощи. Поводом к открытию мощей преподобного послужило следующее обстоятельство: к одному из монахов Троицкой обители во сне явился Сергий Радонежский и сказал: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе?»

Основные герои анализируемого произведения «Житие Сергия Радонежского»

Сергий Радонежский является одним из самых популярных героев средневековой русской литературы. «Житие...» подробно рассказывает о его жизни и деяниях. Князья московские и удельные посещали Сергия в его обители, и сам он выходил к ним из ее стен, бывал в Москве, крестил сыновей Дмитрия Донского. Сергий с подачи митрополита Алексия взвалил на себя тяжелый груз политической дипломатии: он неоднократно встречался с русскими князьями, чтобы склонить их к союзу с Дмитрием. Перед Куликовской битвой Сергий дал Дмитрию благословение и двух иноков — Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). В «Житии» предстает идеальный герой древней литературы, «светоч», «божий сосуд», подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра. Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: «Кто я такой — грешный и худший из всех человек?» И был непреклонен. Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «Если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!» Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы. Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, «то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил». И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего.
Анализ произведения показывает, что автор подчеркивает «светлость и святость», величие Сергия, описывая его кончину. «Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти...».

Сюжет и композиция

Композиционное построение житийной литературы было строго регламентировано. Обычно повествование начиналось вступлением, в котором объяснялись причины, побудившие автора приступить к повествованию. Затем следовала основная часть — собственно сам рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах. Завершалось житие похвалой святому. Композиция жития, повествующего о Сергии Радонежском, соответствует принятым канонам. Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце «пречудном и предобром», и с Божьей помощью обращается к написанию «Жития». Называя жизнь Сергия «тихим, дивным и добродетельным» житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: «Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем».
Центральная часть «Жития» повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал
в ее утробе. Мать же носила его «как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный».
Сергий родился в окрестностях Ростова Великого в семье знатного, но бедного боярина. В семилетнем возрасте Варфоломея (так его звали до пострижения в монахи) отдали в школу, которая была в попечении епископа Ростовского Прохора. По легенде, сначала мальчику грамота давалась трудно, но вскоре он увлекся учебой и показал отличные способности. Родители с семьей вскоре переселились в Радонеж. В конце своей жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотьково. После их смерти второй сын Варфоломей решил тоже начать иноческую жизнь. Вместе со старшим братом Стефаном, который уже принял монашеский постриг в связи со смертью жены, Варфоломей ушел на речку Кончуру, протекавшую в 15 км севернее Радонежа. Здесь братья построили церковь во имя Святой Троицы. Вскоре, не справившись с трудностями жизни в пустыне, Стефан ушел в Москву. Варфоломей, оставшись один, начал готовиться в монахи. 7 октября 1342 г. он был пострижен в монахи, получив имя Сергия. А так как Троицкий монастырь был основан на территории Радонежской волости, за преподобным Сергием закрепилось прозвище Радонежский. Кроме Троице-Сергиевой, Сергий основал еще Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова и другие обители, а его ученики учредили около 40 монастырей.

Художественное своеобразие

В произведениях агиографического жанра предполагается описание как внешних событий, так и событий внутренней духовной жизни святого. Епифаний не только использовал всё богатство книжной средневековой русской культуры, созданное до него, но и развил далее, создал новые приёмы литературно-художественного изображения, раскрыл неисчерпаемую сокровищницу русского языка, получившего под пером Епифания особый блеск и выразительность. Поэтическая речь его при всём своём разнообразии нигде не обнаруживает произвольной игры словами, но всегда подчинена идейному замыслу писателя.
Непосредственный лиризм и теплота чувства, психологическая наблюдательность, умение подмечать и запечатлевать окружающий человека пейзаж, неожиданные для литературы подобного рода образно-выразительные средства — все это характеризует художественную манеру письма Епифания Премудрого. В «Житии Сергия Радонежского» чувствуется большая художественная зрелость писателя, выражающаяся в сдержанности и выразительности описаний.
Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обогащал литературный язык, содействовал дальнейшему развитию литературы.
Д.С. Лихачев отмечал в «Житии...» «особую музыкальность». Длинные перечисления применяются там особенно, где требуется подчеркнуть многочисленные добродетели Сергия, многочисленные его подвиги или трудности, с которыми он борется в пустыне. Чтобы подчеркнуть перечисление, сделать его заметным для читающего и слушающего, автор часто пользуется единоначатиями. И опять-таки эти единоначатия имеют не столько формально риторическое значение, сколько смысловое. Повторяющееся в начале каждого предложения слово подчеркивает основную мысль. Когда это единоначатие употреблено слишком большое число раз и может утомить читателя, оно заменяется синонимическим выражением. Значит, важно не само слово, а повторение мысли. Так, например, указывая на причину написания Жития Сергия и устраняя возможную мысль о том, что он принял на себя непосильную задачу, автор пишет: «...да не забвено будет житие святого тихое и кроткое и не злобивое, да не забвено будет житие его честное и непорочное и безмятежное, да не забвено будет житие его добродетелное и чюд-ное и преизящное, да не забвены будут многая его добродетели и великаа исправлениа, да не забвены будуть благыа обычаа и добро-нравныя образы, да не будут бес памяти сладкаа его словеса и лю-безныа глаголы, да не останет бес памяти таковое удивление, иже на немъ удиви богь...» Наиболее часто в стиле «плетения слов» участвует удвоение понятия: повторение слова, повторение корня слова, соединение двух синонимов, противопоставление двух понятий и т.д. Принцип двойственности имеет мировоззренческое значение в стиле «плетения словес». Весь мир как бы двоится между добром и злом, небесным и земным, материальным и нематериальным, телесным и духовным. Поэтому бинарность играет роль не простого формально-стилистического приема — повтора, а противопоставления двух начал в мире. В сложных, многословесных бинарных сочетаниях нередко используются одинаковые слова и целые выражения. Общность слов усиливает сопоставление или противопоставление, делает его в смысловом отношении более ясным. Даже в тех случаях, когда перечисление захватывает целый ряд компонентов, оно часто делится на пары: «...житие скръбно, житие жестко, от-всюду теснота, отвсюду недостаткы, ни имущим ни откуду ни ястиа, ни питиа».

Значение произведения «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»

«Сергий явился, как свет светильник, и своим с покойным светом озарил всю историю Русской земли — на много веков вперед. Сергий принес на Русь возрождение духа. Того духа, который вскоре поднял и отстроил огромную православную державу. Сперва вокруг него отстроились двенадцать келий (апостольское число!). Пройдет еще несколько десятков лет, и вокруг него, затаив дыхание, будет стоять вся Россия», — читаем в книге Д. Орехова. Поддерживая политику централизации, которую проводили московские князья, Сергий Радонежский оказался в центре общественно-политической жизни Руси второй половины XIV в., был сподвижником московского великого князя Дмитрия Донского в его подготовке к Куликовской битве 1380 г.
Сергий, а вслед за ним и его ученики несли веру в неосвоенные земли, строили лесные монастыри. Епифаний Премудрый, создатель храмов Никон, переводчик греческих книг Афанасий Высоцкий, иконописец Андрей Рублев — все они явились последователями духовного пути Сергия Радонежского.
С именем Сергия Радонежского непосредственно связана Свято-Троицкая Сергиева лавра — уникальный памятник архитектуры ХУ1-ХУ11 веков. На ее территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Тысячи паломников посещают лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой. А самый главный и самый древний памятник Троице-Сергиевой лавры — Троицкий собор. Ему более пятисот лет. В этом соборе находится гробница Сергия Радонежского.
Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили у него помощи. До сих пор огромный поток людей приходит в собор, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому Сергию Радонежскому.

Это интересно

Сергий Радонежский занимал особое место в жизни и творчестве художника Михаила Нестерова (1862-1942). Художник даже считал, что святой спас его от смерти в младенчестве. Самая значительная картина Нестерова, посвященная Сергию Радонежскому, «Видение отроку Варфоломею», была написана в 90-е гг. XIX в. Она произвела взрыв в художественной среде. Художник предвидел, что этому полотну уготована слава. «Жить буду не я, — говорил он. — Жить будет «Отрок Варфоломей». В творческом наследии Нестерова эта картина открывает целый цикл произведений, воплощающих русский религиозный идеал.
Во время размышлений над будущей картиной Нестеров жил в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, посещал места, связанные с деятельностью святого Сергия. Художник избирал эпизод из жизни святого Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец, к которому отрок, тщетно пытавшийся овладеть грамотой, обратился с молитвой, одарил его чудесным даром премудрости и постижения смысла Священного Писания.
Нестеров выставил «Отрока Варфоломея» на XVIII передвижной выставке. Очевидец триумфа Нестерова вспоминал, что «нельзя даже представить себе впечатление, которое она произвела на всех.
Картина действовала ошеломляюще». Но были и критики картины. Видный идеолог передвижничества Г. Мясоедов доказывал, что золотой венчик вокруг головы святого надо закрасить: «Ведь это же абсурд даже с точки зрения простой перспективы. Допустим, что вокруг головы святого круг золотой. Но ведь вы видите его вокруг лица, повёрнутого к нам в анфас? Как же можете видеть его таким же кругом, когда это лицо повернётся к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо, а вы рисуете его таким же кругом! Если же это не плоский круг, а шаровидное тело, окутывающее голову, то почему же сквозь золото так ясно и отчётливо видна вся голова? Вдумайтесь, и вы увидите, какую написали нелепость». Столкнулись два века, и каждый говорил на своём языке: упрощённый реализм боролся с символическим видением внутреннего мира человека. Протест вызывали и нимб, и старец. И пейзаж, и бесплотный отрок (по преданию, он писался с «больнушки» — деревенской больной девочки из-под Троице-Сергиевой лавры). К П.М.Третьякову явилась целая депутация художников с требованием отказаться от приобретения «Варфоломея». Третьяков картину купил, и она вошла в пантеон русского искусства.
Окрылённый успехом, живописец решает создать целый картинный цикл, посвященный Сергию Радонежскому. Триптих — форма весьма редкая в те годы — напрямую восходил к череде иконописных клейм, к деисусному ряду иконостаса. В «Трудах преподобного Сергия» (1896-1897) также главенствующую роль играет пейзаж, причём разных времён года. Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой, осуждал праздность монахов и сам первый показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты — создать образ совершенного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго. В Сергии нет не только ничего напористого, но и ничего выспреннего, показного, нарочитого. Он не позирует, а просто живёт среди себе подобных, ничем не выделяясь.
Говоря о другом художнике — Николае Рерихе, чья жизнь и творчество были связаны не только с Россией, но и с Индией, нужно вспомнить, что одной из самых значительных серий картин, созданных в Индии, были «Учители Востока». В картине «Тень учителя» Рерих воплотил предание о том, что тени древних мудрецов могут являться людям для напоминания о нравственном долге. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества — Будде, Магомету, Христу, — есть и картина с образом святого Сергия Радонежского, которому художник отводил роль спасителя России во всех трагических поворотах её истории. Рерих верил в историческую миссию России. Русская тема не уходила из его творчества; с особой силой она возродилась в годы Отечественной войны. Рерих писал русских святых, князей и былинных героев, словно призывая их на помощь сражавшемуся русскому народу. Опираясь, как когда-то, на традиции древнерусской иконы, он пишет образ святого Сергия. По свидетельству Елены Ивановны Рерих, святой явился художнику незадолго до его кончины.

Борисов КС. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия Радонежского. - М., 1990.
Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. Учебное пособие для учащихся среднего возраста. Сер.: Древнерусская литература в школе. — М.: МИРОС, 1992.
Древнерусская литература: книга для чтения. 5-9 классы / сост. Е. Рогачевская. М., 1993.
Лихачев Д.С Великое наследие. Классические произведения Древней Руси. — М.: Современник, 1980.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.
Орехов Д. Святые места России. — СПб.: ИД «Невский проспект», 2000.

Житие преподобного Сергия Радонежского насыщено большим количеством праведных и богоугодных свершений и чудес. Святой является божьим посланником, призванным Всевышним Господом в критические для Церкви времена.

Значение Сергия Радонежского для православных

Сергий Радонежский пришел на русскую землю, когда татарское племя заполонило практически всю территорию отечества, а князья вели ожесточенные междоусобицы.

Эти грандиозные проблемы сулили Руси совершенную гибель, поэтому Господь призвал преподобного Сергия, чтобы он освободил народ от жестокого несчастья. Для укрепления и поднятия нравственных сил, которые были ослаблены в течение продолжительного времени, святитель подал яркий пример благочестивой жизни: честным и дисциплинированным исполнением труда, ограничениями плоти и языка.

Святой Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский демонстрировал небывалое человеколюбие, терпение и познание психологических аспектов. Он умел отдавать все свое время на общее дело, благонравно проповедуя истинную религиозность.

Святой не стеснялся примерять на себя обязанности всякой профессии: занимался поварским делом, пекарским, плотничьим, колол дрова, молол муку. Он являлся истинным слугою братии, не жалея себя и никогда не впадая в уныние.

Читайте о Сергие Радонежском:

Жизнеописание преподобного

Родителей Варфоломея (мирское имя Сергия) звали Кириллом и Марией. Они являлись ростовским боярами, жили в селе под названием Радонеж и вели смиренный домашний быт, ухаживая за лошадьми и скотом.

Родители отрицали распущенность и роскошь, считались почтенными, религиозными и справедливыми людьми. Всегда давали милостыню беднякам и приветливо встречали путешественников в собственном доме.

  • В семь лет Варфоломей пошел учиться грамоте. Ребенок проявлял неоспоримое желание, но учеба у него совсем не удавалась. Варфоломей долго молился Богу, чтобы Тот способствовал раскрытию сердца и ума для принятия истинного знания.
  • Когда ребенок искал пропавших коней на большом поле, он увидел монаха в черной ризе и подошел к нему, чтобы рассказать о собственной скорби. Старец, проявив милосердие, долгое время провел в молитве о просвещении Варфоломея. Монах угостил мальчика освященной просфорой и обещал, что впредь ребенок сможет вникнуть в суть Писаний. Отрок действительно ощутил великую благодать и стал легко воспринимать книжное учение.
  • После судьбоносной встречи юный Варфоломей окреп в вере и желании бескорыстно служить Всемогущему Господу. Он оставался в семье, с любящими родителями, несмотря на желание уединения. Окружающие отмечали его скромность, молчаливость, умение быть кротким и ласковым, отрок никогда не сердился и не проявлял неуважения к старшим. В его рацион входили только хлеб и вода, а в посты он совершенно воздерживался от любой пищи.
  • Когда богоугодные родители покинули бренный мир, Варфоломей оставил наследство младшему брату и поселился в глухом лесу, в нескольких верстах от родного Радонежа. Компанию ему составил старший брат Стефан, вместе они построили деревянную келью и небольшую часовню. Это место вскоре освятили в честь Троицы.

Преподобный Сергий. Строительство обители

На заметку! Обитель величественного игумена отличалась простотой и нищенством. Прихожане отмечали скудность питания и обстановки, но учились сплочению даже в годы тяжелых условий. Когда у братии не было и куска хлеба, они не падали духом, а продолжали трудиться и смиренно читать молитвы. В каждом из монахов чувствовался скрытый огонь самопожертвования и стремления отдать всего себя на благо религии.

Постриг в монахи

Через некоторое время Стефан оставляет своего младшего брата и становится настоятелем московского монастыря. Варфоломей постригается в монахи и получает духовное имя Сергий, он два года проводит в одиночестве, живя в густом лесу.

  • Благодаря молитве и мужественному терпению юный монах сумел превзойти льстивые искушения, вражески наступающие на его сознание. Рядом с кельей Сергия пробегали хищные звери, но, ни один не осмелился причинить вред истинному слуге Господа.
  • Слава аскетических подвигов монаха распространилась за пределы его обители и привлекла других смиренных иноков, желающих получить наставления праведной жизни. Вскоре ученики уговорили преподобного Сергия Радонежского принять сан священника .
  • Через некоторое время после основания братской обители рядом начали селиться обыкновенные крестьяне. Благодаря близлежащей дороге на Москву средства монастыря Святой Троицы стали возрастать, что позволило монахам раздавать милостыню и принимать на попечение несчастных больных и странствующих паломников.
  • О святом житии Сергия Радонежского узнал константинопольский патриарх Филофей, который благословил дела святителя и прислал утверждение распорядков пустынного общежития, созданного преподобным. Митрополит Алексей чрезвычайно почитал основателя Свято-Троицкого монастыря , относился к нему с дружеской любовью и поручил дело примирения русских князей, а также рассчитывал на него как на своего преемника. Однако Сергий смиренно отказался от предложения занять высокий церковный пост.
На заметку! Даже когда монастырская община перестала нуждаться в хлебе, преподобный остался верен своему аскетизму, признавая бедность и отрицая всякие блага. Его совсем не интересовали отличительные признаки, высокие чины или звания. Этот святой имел желание внедрить строгие порядки, приближенные к реалиям первых христиан. Для него вся жизнь была бедностью.

Чудеса и видения преподобного

Князь Д. Донской колоссально почитал Сергия Радонежского и просил благословения на победу в борьбе с ордами татаро-монголов. Святой одобрил героический порыв русской армии и велел двум подвижникам принять участие в грандиозном сражении.

Преподобный Сергий благословляет Д. Донского

  • К Сергию неоднократно приходила Богоматерь в сопровождении с первыми апостолами Христа. Дева Мария обещала сделать так, чтобы скудная обитель никогда более не нуждалась в жилье и пропитании.
  • Однажды его озарил неописуемый свет, а в небе закружили сотни птиц, огласивших округу гармоничным пением. Тут же он получил откровение, сулящее скорый приход большого количества монахов в его монастырь.
  • Когда Казань еще принадлежала татарской орде, многие жители города видели преподобного Сергия, который ходил по стенам с крестным знамением, окропляя их святой водой. Мудрецы татарские возвестили, что вскоре захватят их русские воины и потеряют татары власть над городом.
  • Когда к Троицкой обители подходили враги, Сергий явился во сне насельнику монастыря и предупредил о скорой осаде. Святой обошел стены и окропил их святой водой. На следующую ночь татарские орды, желая напасть неожиданно, встретили мужественный отпор и покинули это место.
  • У одного человека сильно болели глаза, он совершенно не мог спать. Когда он упал, изнемогая от болезни, к нему явился преподобный старец и велел придти в храм и отслужить молебен. Он прозрел после того, как увидел святого игумена верхом на белом коне. Поняв, что болезнь ушла по милости Бога, он поспешил отблагодарить Его в Церкви.
  • Однажды Сергий исцелил бесноватого вельможу, который кричал бранные слова, бесился и кусался. Его силою привели к святому старцу, который вылечил его с помощью сильной молитвы и креста. Вельможа потом рассказывал, что видел страшное пламя и спасся от него в воде.
  • Спустя три десятилетия после кончины его останки начали мироточить. Через время на гроб Сергия торжественно поместили икону явления Богородицы. Эта святыня чрезвычайно почитается в православном мире и совершает различные чудеса.
  • Преподобный старец на собственном опыте познал истинную христианскую жизнь, соединился с Богом и стал причастником религиозного естества. Все, кто общался с Сергием, обретали веру и приобщались к Святой Троице. Преподобный монах получил от Всевышнего дар пророчества, чудотворения, сердечного утешения и бесстрастия. Он не имел различий в видении трех времен, к нему приходили люди с других городов, а также иностранцы.

Читайте о молитвах ко святому:

Интересно! Русское войско под предводительством Д. Донского остановилось в некотором сомнении и страхе, увидев превосходящие силы жестокого врага. В этот же момент явился посланник, принесший благословение от преподобного Сергия. Тогда же все русское войско преисполнилось несокрушимой отваги, так как верило в помощь Всемогущего. Подверглись разгрому татарские орды и обратились в паническое бегство. Князь Донской отблагодарил святого и сделал большие вложения на нужды монастыря.

Прощание с миром

Вид смерти никогда не страшил святого инока, так как аскетическая жизнь приучила его к мужественному восприятию происходящего. Непрестанный труд изнурил тело, но Сергий никогда не пропускал церковной службы и подавал пример усердия своим юным ученикам.

Видение преподобному Сергию об учениках

За шесть месяцев до кончины преподобный удостоился видения о точном времени смерти. Он собрал вокруг себя своих учеников и передал управленческие права монаху Никону. В сентябре 1391 г. старец тяжело заболел и, вновь созвав братию, принялся давать последнее отеческое поучение. В его словах ощущалась бесконечная любовь, сила и простота.

Сергий Радонежский проповедовал ученикам путь благожелательности ко всем, сохранение единомыслия, соблюдение православных принципов, а также отсутствие высокомудрствования.

Перед кончиной святитель возжелал последнего приобщения к Телу и Крови Христовой . При помощи учеников он поднялся с убогого ложа и испил из чаши. Испытывая благодатное умиротворение, преподобный возвел десницы к небу, произнес благословение Господу и отошел с чистой душою.

Как только Сергий испустил дух, внутри кельи распространился божественный аромат, а лицо его воссияло прекрасным светом.

Обретение мощей

Все ученики плакали и воздыхали, ходили поникшими, изливали друг другу свое горе невосполнимой потери. Они часто навещали могилу старца и беседовали с его образом, прося о милосердии и спасении. Братия искренне верила, что дух Сергия постоянно пребывает рядом и направляет учеников по истинной дороге.

Однажды благочестивый игумен видел святого на всенощном бдении : тот пел хвалебные гимны Господу вместе с другими. Этот эпизод вселил радость в учеников и явился мистическим ответом на скорби над его могилой.

В июле 1422 г. при создании нового каменного монастыря были обретены мощи святого Сергия Радонежского. Открыв гроб, очевидцы почувствовали ароматное благоухание, тело преподобного и его одежды остались совершенно нетронутыми разложением. Через четыре года чудотворные останки перенесли в Троицкий собор. Церковь воздает хвалу святителю Сергию 5 июля, в день обретения мощей.

Части останков святого можно найти в нескольких церквях Москвы.

  1. В Соборе Живоначальной Троицы - здешнее подворье выглядит как небольшой монастырь, в котором совершаются необходимые богослужения.
  2. Мощи Сергия Радонежского также находятся в храме преподобного Николая, располагающегося в Кленниках. Во времена Смуты здесь создавалась знаменитая община под управлением святого Алексия.
  3. В храме, освещенном в честь Илии Обыденного, православные верующие наблюдают икону Сергия и частицы его чудотворных останков.
  4. В соборе Владимирской иконы Девы Марии находятся мощи и один освященный придел.

Изучая житие преподобного Сергия Радонежского, верующий проникается большим уважением и любовью к этому святому. Все его естество с малых лет проявляло милосердие, кротость и бескорыстную любовь к Господу. Он стал основателем Троицкого монастыря, куда стекались толпы паломников и монахов, желающих приобщиться к простому образу жизни преподобного Сергия.

Житие преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий родился в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители святого были людьми благородными и благоче­стивыми. Его отца звали Кириллом, а мать - Марией.

Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийся ребенок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха. Люди, слышавшие крик, стали искать ребёнка в церкви. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и устрашились.

Мария же, когда носила ребенка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через время ребёнок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.

Мальчик подрос, и его стали учить грамоте. У Варфоломея были два брата, Стефан и Пётр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого.

Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника. Варфоломей рассказал священнику о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошёл в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошёл в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.

Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Мать пыталась уговорить мальчика, чтобы он не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.

Отец святого, Кирилл, переселился из Ростова в Радонеж, ибо в Ростове в то время бесчинствовал воевода из Москвы Василий Кочева. Он отбирал имущество у ростовцев, из-за этого Кирилл и обеднел.

Кирилл поселился в Радонеже у Рождественской церкви. Его сыновья, Стефан и Пётр, женились, Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушёл в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломей похоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами.

Отцовское наследство Варфоломей отдал младшему брату Петру, а себе не взял ничего. Жена старшего брата, Стефана, к этому времени умерла, и Стефан принял монашество в Покровском монастыре Хотькова.

По просьбе Варфоломея Стефан пошёл с ним искать пустынное место. Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Освящение совершил митрополит Киевский Феогност. Стефан не выдержал тяжелой жизни в лесу и ушёл в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Он стал игуменом и княжеским духовником.

Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. После пострижения Сергий причастился, и церковь при этом наполнилась благоуханием. Через несколько дней он проводил игумена, попросив его наставлений, благословения и молитв. В это время Сергию было немногим больше двадцати лет.

Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли.

Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и вошёл сам дьявол со множеством бесов. Они приказывали святому уходить из пустыньки и угрожали ему. Но преподобный изгнал их молитвой и крестом. В другой раз бесы напали на святого в хижине, но молитвой его были посрамлены.

Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Посещения медведя продолжались более года.

Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна. Но всё же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всём подражая преподобному. Иноки служили полунощницу, заутреню, часы, а служить обедню приглашали священника, потому что Сергий по смирению не принимал ни священства, ни игуменства.

Когда собралось двенадцать монахов, кельи обнесли тыном. Сергий неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил, еду варил. А ночи проводил в молитвах.

Игумен, который постриг Сергия, умёр. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и в конце концов Сергий с другими иноками пошёл в Переяславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился.

Вернувшись в обитель, преподобный ежедневно служил литургию и наставлял братию. Некоторое время в обители было только двенадцать монахов, а потом пришёл Симон, архимандрит Смоленский, и с тех пор число иноков стало увеличиваться. Симон же пришёл, оставив архиманд­ритство. А старший брат Сергия, Стефан, привёл в монастырь к преподобному своего младшего сына Ивана. Сергий постриг мальчика под именем Фёдор.

Игумен сам пёк просфоры, кутью варил и свечи делал. Каждый вечер он потихоньку обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял.

Сначала к монастырю не было даже хорошей дороги. Гораздо позже люди построили возле того места дома и села. А в первое время монахи терпели всякие лишения. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба, но приказывал в монастыре ждать Божьей милости. Один раз Сергий не ел три дня и на четвёртый пошёл рубить сени для старца Данила за решето гнилого хлеба. Из-за нехватки еды один инок стал роптать, а игумен начал учить братию о терпении. В этот момент в монастырь принесли множество еды. Сергий велел сперва накормить тех, кто принёс еду. Они же отказались и скрылись. Так и осталось неизвестным, кто был человек, пославший яства. А братия за трапезой обнаружила, что хлеб, присланный издалека, остался тёплым.

Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришёл крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен. Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. В это время в монастырь приехал князь и, увидя игумена, поклонился ему до земли. Телохранители князя оттеснили изумлённого крестьянина, но, когда князь ушёл, земледелец попросил у Сергия прощения и получил от него благословение. Через несколько лет крестьянин принял монашество.

Братия роптала, что поблизости нет воды, и по молитве святого Сергия возник источник. Его вода исцеляла больных.

Один благочестивый человек пришел в монастырь с больным сыном. Но принесённый в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошёл за гробом, тело же ребёнка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нём ученик Сергия.

На реке Волге жил вельможа, которого мучил бес. Безумного силой повели в монастырь к Сергию. Преподобный изгнал беса. С тех пор много людей стало приходить к святому за исцелением.

Однажды поздним вечером Сергию было чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Некий голос сказал, что иноков в монастыре будет так же много, как этих птиц.

К преподобному пришли греки, посланцы констан­ти­но­польского патриарха. Патриарх советовал Сергию устроить общежительство. Русский митрополит поддержал эту мысль. Сергий так и сделал. Он дал каждому брату особое послушание. Обитель давала приют нищим и странникам.

Некоторые братья противились наставничеству Сергия. Во время одного из богослужений брат Сергия Стефан произнес несколько дерзких слов против преподобного, оспаривая его право руководить монастырём. Преподобный услышал это и, потихоньку уйдя из обители, отправился на реку Киржач, там поставил келью и затем построил церковь. Многие люди помогали ему в этом деле, собралась многочисленная братия. Иноки же покинутого Сергием Троицкого монастыря также переходили на Киржач. А другие пошли в город к митрополиту с просьбой о возвращении Сергия. Митрополит повелел преподобному вернуться, обещав изгнать его противников из монастыря. Сергий послушался. Один из его учеников, Роман, стал игуменом в новом монастыре на реке Киржач. А сам святой вернулся в монастырь Святой Троицы. Братия радостно встретила его.

Пермский епископ Стефан очень любил Сергия. Направляясь в свою епархию, он шёл мимо Троицкого монастыря. Дорога пролегала далеко от обители, и Стефан просто поклонился в её сторону. Сергий в тот момент сидел за трапезой и, хотя не мог видеть Стефана, поклонился ему в ответ.

Ученик Сергия, преподобный Андроник, возымел желание основать монастырь. Однажды Сергия навестил митрополит Алексий, который рассказал о своём замысле основать монастырь в честь Спаса Нерукотворного, в память об избавлении от бури на море. Сергий дал митрополиту в помощники Андроника. Алексий основал монастырь на реке Яузе, а наставником в нём стал Андроник. Сергий посетил это место и благословил. После Андроника игуменом стал преподобный Савва, а после него Александр. В этом монастыре был и знаменитый иконописец Андрей.

Фёдор, племянник преподобного Сергия, сын Стефана, тоже задумал основать обитель. Он нашёл красивое место для нее - Симоново, у реки Москвы. По благословению Сергия и архиерея он устроил монастырь. После Фёдор стал архиереем Ростовским.

Однажды во время службы в Троицкой обители монахи увидели удивительного человека, служившего литургию вместе с игуменом Сергием. Одежды этого человека блистали, и сам он сиял. Сергий сначала ни о чём не хотел рассказывать, а потом открыл, что это ангел Божий служил с ним.

Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за благословением и советом - следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву. Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всём происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь, где стал игуменом ученик Сергия Савва. По просьбе князя Дмитрия был построен и Богоявленский монастырь в Голутвино. Преподобный пешком ходил туда, благословил место, поставил церковь и оставил там своего ученика Григория.

А еще по просьбе князя Дмитрия Серпуховского Сергий пришёл в его вотчину и основал Зачатьевский монастырь «что на Высоком». Там остался ученик преподобного Афанасий.

Митрополит Алексий, видя приближение своей кончины, уговаривал Сергия стать митрополитом, но тот по своему смирению не согласился. А когда Алексий умер, митрополитом стал Михаил, который начал ополчаться на святого Сергия. Михаил внезапно умер по дороге в Царырад, что было предсказано Сергием.

Однажды преподобному явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном. Она сказала, что не оставит Троицкой обители.

Некий епископ из Царьграда пришёл увидеть Сергия. На самом деле он не верил, что Сергий действительно великий «светильник». Придя в монастырь, епископ ослеп, Сергий же исцелил его.

Одного человека терзала тяжкая болезнь. Родные принесли его к преподобному, тот окропил его водой, помолился о нём, больной сразу же заснул и скоро выздоровел.

Князь Владимир послал в монастырь еду и напитки. Слуга, который нёс всё это, попробовал пищу и напитков отведал. Когда слуга пришёл в монастырь, Сергий упрекнул его, слуга сразу же покаялся и получил от святого прощение.

Богатый человек, живший возле обители, отнял борова у соседа-бедняка и платы не дал. Обиженный пожаловался Сергию. Игумен укорял лихоимца, и тот пообещал исправиться, но потом решил денег не отдавать. Когда же он вошёл в кладовую, то увидел, что туша борова сгнила, хотя был сильный мороз. После этого чуда лихоимец раскаялся и отдал деньги.

Когда один раз святой Сергий служил Божественную литургию, его ученик Симон видел, как огонь ходил по жертвеннику и осенял алтарь. Перед причастием божественный огонь вошёл в чашу. Игумен запретил Симону рассказывать об этом, пока он, Сергий, не умрёт.

За шесть месяцев предвидел преподобный свою кончину и поручил игуменство любимому ученику Никону. А сам начал безмолв­ствовать.

Перед смертью Сергий поучал братию. А 25 сентября скончался. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви, с правой стороны. Множество народу из разных городов - князья, бояре, священники, иноки - пришли проводить святого Сергия.

Сергий Радонежский - особо почитаемый в русском мире святой. Его деяния положили начало самому существованию понятия русской духовности. О жизни этого святого нам известно из рукописи Сергиева ученика, Епифания Премудрого, под названием “Житие Сергия Радонежского”. Краткое содержание этой книги и историю ее создания вы можете узнать из этой статьи.

Факты о рождении и первые чудеса

Все, что мы знаем о Сергии, известно из книги “Житие Сергия Радонежского”, которую записал Епифаний Премудрый. Эту рукопись нельзя назвать абсолютно верной с исторической точки зрения. Епифаний даже не приводит в "Житие Сергия Радонежского" год рождения святого, ограничиваясь упоминанием правящих в то время царей, из-за чего современные исследователи до сих пор спорят об установлении одной принятой даты. Фактически достоверно известна только дата смерти Сергия Радонежского - все остальные жизненные вехи окончательно не определены

Предполагаемый историками год рождения Сергия Радонежского - 1314 или 1322. Он родился в одной из ростовских деревень, название которой Епифаний также не указывает. Скорее всего, это была деревня Варницы - в ней теперь находится Троице-Сергиев монастырь в честь святого. Через какое-то время вся семья - родители и трое сыновей - перебралась в Радонеж, благодаря чему Сергий и получил свое прозвище. Родителей звали Кирилл и Мария, а братьев - Стефан и Петр. Это были благородные и набожные люди - гордыня, обычно настигающая зажиточных бояр, была им неведома.

Считается, что свое первое чудо Сергий совершил еще находясь в утробе у матушки. Будучи на сносях, мать Сергия Мария посетила службу в церкви - и в это время внутри нее три раза вскричал еще неродившийся сын. Испугавшись, Мария спросила священника, что же это значит? Тот успокоил ее и заявил, что это сам Господь отметил ее будущего ребенка - много славы он принесет русской земле.

Новорожденный сын продолжал творить чудеса: в те дни, когда Мария ела мясо, младенец отказывался от молока - осознав это, женщина стала поститься. И уже в более старшем возрасте мальчик отказывался от еды по средам и пятницам, а в остальные дни питался хлебом и водой.

Будущий Сергий при крещении получил имя Варфоломей. Вспомните картину художника Михаила Нестерова “Видение отроку Варфоломею” - она посвящена одному из эпизодов жития Сергия Радонежского. На картине изображен молодой, даже совсем юный Сергий-Варфоломей и ангел, явившийся ему в виде старца. Это событие значится в "Житие..." как Чудесное научение грамоте отрока Варфоломея.

Однажды отец отправил Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге мальчик встретил молящегося под деревом старца в одеждах монаха. Ему-то он и поведал о своих трудностях в одолении школьной науки. Старик же помолился за Варфоломея и дал ему отведать церковного хлеба - просфоры, пообещав, что отныне он будет знать грамоту лучше своих братьев. Нужно заметить, что в грамоте Варфоломей как раз отставал, хоть и старался прилежно учиться.

Под впечатлением от беседы отрок пригласил старца зайти к родителям. Старец охотно согласился и за ужином вел поучительные беседы, а затем попросил Варфоломея почитать писание. И о чудо - мальчик не просто хорошо прочел, а прямо-таки по-церковному пропел написанное. Удивились родители и поблагодарили старца. Когда же пришло время гостю уходить, тот ступил за ворота и… растворился в воздухе. Тут уже вся семья поняла, что их сыну и брату предстоит необычайная жизнь. Этот случай принято считать основополагающим в решение юного Варфоломея посвятить жизнь церкви и Богу.

Уход в монахи

После смерти родителей Варфоломей присоединился к своему старшему брату Стефану, который уже монашествовал в Хотьковском монастыре. Но братья оставались здесь недолго: младший горел желанием уйти в пустынь и вести отшельнический образ жизни. Вдвоем они основали небольшой скит и церковь в честь Троицы на реке Кончуре. Этому поселению суждено было превратиться в Троице-Сергиеву лавру - ныне главный мужской монастырь Русской православной церкви. А вокруг лавры, в свою очередь, вырастет город Сергиев-Посад, но все это случится на несколько столетий позже.

Стефан вскоре покинул брата - ему непривычно было жить в условиях полной изоляции - и отправился в московский Богоявленский монастырь. Но и Варфоломей недолго оставался один - к нему присоединился некий игумен Митрофан. Согласно “Житию Сергия Радонежского,” именно он принял Варфоломеев постриг. Через некоторое время пустынь перестала быть таковой - вокруг скита стали селиться другие монахи. Община самостоятельно обустраивала территорию и вела хозяйство, а Сергия почитала как основателя и слушалась как наиболее мудрого из всех.

Становление игуменом

Сергий со свойственной ему скромностью, поначалу не желал принимать на себя обязательства правления. Однако община полагала иначе - кто, как не основатель монастыря, должен стать игуменом? И Сергий получил благословение от епископа Афанасия из Переяславля-Залесского. Правила в монастыре были просты: трудиться на благо общины и не просить милостыню. Согласно “Житию Сергия Радонежского”, святой не гнушался тяжелой работы и поощрял других ею заниматься. Он самостоятельно занимался постройкой церквей и келий, шил одежды и всячески вел хозяйство.

Монастырь разросся и Сергий, по совету самого константинопольского патриарха Филарета, переменил устав, сделав его еще более строгим. Если до этого вещи, имеющиеся в распоряжении у иноков, считались личными, то теперь все принадлежало монастырю. Братия, услышав такой указ, начала роптать - и Сергий, не желая вносить сумятицу, самостоятельно удалился. Дорога привела его к реке Киржач, где он основал новый скит, впоследствии превратившийся в Благовещенский монастырь. Но родная Троицкая обитель без своего основателя начала приходить в упадок - и община вновь обратилась к Сергию. Тот покинул свое новое обиталище, оставив игуменом своего ученика Романа и вернулся в Троицкий монастырь.

Благословение на Куликовскую битву

В годы деяний Сергия Радонежского Русь начинала свое освобождение из-под татаро-монгольского ига. Великий князь Дмитрий Донской перед переломившей ход истории Куликовской битвой посетил старца и попросил у него благословения. Сергий напутствовал Дмитрия “идти против безбожных, потому что Господь поможет в борьбе против них”. Эти слова укрепили веру в победу у всего войска и, как известно, оказались пророческими.

Благословил Сергий на битву за Русь также и двух монахов, в миру бывших знатными воинами - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Эти имена стали легендарными, а их носители - примером героев, сочетающих праведную веру и готовность умереть за родную землю. Пересвет пал в поединке с татарским богатырем Челубеем, выйдя на бой без доспеха, в одном лишь монашеском облачении. А Ослябя, по легенде, после того как Дмитрий был ранен во время боя, облачился в доспехи князя и повел войско вперед, благодаря чему не случилось замешательства.

Сергиевы Чудеса

Каждая “редакция” Сергиева жизнеописания монахами и религиозными деятелями обрастала все новыми чудотворными деяниями. В числе основных чудес, совершенных преподобным Сергием, обычно называют:

  • появление источника в монастыре, чтобы монахам не приходилось далеко ходить за водой;
  • исцеление знатного мирянина от бесов;
  • исцеление прихожанина от бессонницы;
  • воскрешение из мертвых сына одного из прихожан.

Большое значение в “Житие Сергия Радонежского” придают видениям святого. Однажды ему явилась сама Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна, пообещав, что отныне его монастырская обитель будет незабвенна в веках. В другой раз Сергий увидел огромную стаю птиц, пролетающих в небе над монастырем - и тотчас голос с небес возвестил о том, что учеников у Сергия будет столько же, сколько этих птиц. И точно так же разлетятся они по миру нести людям свет христианской мудрости.

Последние дни

Свою смерть преподобный Сергий предвидел заранее. За полгода до своей кончины Сергий передал управление монастырем и, соответственно, сан игумена своему верному ученику и соратнику Никону. Следующие месяцы он провел в полном молчании, и только когда почувствовал скорое приближение смерти, то созвал своих последователей для последней беседы. Эти заключительные наставления старца приводят во всех версиях “Жития Сергия Радонежского”. Краткая их суть в следующем - иметь душевную чистоту, следовать божественным заветам и пребывать в смирении перед Богом. Скончался святой Сергий 25 сентября 1392 года. Теперь этот день - церковный праздник.

Наследие Сергия Радонежского

Преподобный Сергий является одним из самых почитаемых святых Русской православной церкви - во всем мире ему посвящено около 800 храмов.

Сергий не оставил после себя никакого писания - все факты о его жизни и личности мы знаем из “Житие Сергия Радонежского” Епифания Премудрого и последующих переработок. Однако, это тот самый случай, когда деяния говорят больше, чем слова. Святой Сергий стал символом духовного единения Руси: рассказы о его беспрекословной вере в Бога и кротком смирении вдохновляли простой народ во всех уголках державы. Ученики Сергия стремились передать мудрость дальше и основывали все новые и новые монастыри. Духовная стезя России была предопределена на много веков вперед.

Явления образа Сергия Радонежского

Как говорится в "Житие преподобного Сергия Радонежского", он и после смерти продолжал совершать чудеса, являясь в облике бестелесного духа или приходя во сне:

  • при осаде города Опочки явился во сне одной из жительниц и указал на камни, которыми жители смогли отбить очередное наступление на стены;
  • проявился в Казани незадолго до ее завоевания Иваном Грозным и присоединения в состав России;
  • предупредил обитателей Троицкой лавры о будущей осаде поляками, придя во сне к ее насельнику Иринарху.

Образ Сергия неоднократно появлялся перед теми, кто усердно молился этому святому. Как правило, он исцелял людей от болезни или предупреждал их о возможной опасности. Также описан случай, когда Сергий вывел из церкви уснувшего в ней реставратора, пояснив это тем, что спать в божьем месте негоже. А одним из самых значимых посмертных явления Сергия считается обращение к Козьме Минину. Преподобный явился простому нижегородскому мяснику во сне и повелел собирать людей и готовиться отбивать Русь у супостатов. Так началась история Второго народного ополчения 1611-1612 годов.

Первая биография Преподобного Сергия

Первым трудом о святом Сергии считается “Житие Сергия Радонежского”, автор которого - тоже причисленный к лику святых Епифаний Премудрый, книжный писец и составитель еще нескольких жизнеописаний. Его произведение рассматривают не только как биографическую рукопись, но и как документ, фиксирующий нравы тогдашнего времени, подробно описывающий быт и культуру.

По словам самого Епифания Премудрого, “Житие Сергия Радонежского” писалось долго. Автор начал вести записи о старце Сергии еще при жизни того, а после смерти долго не решался взяться на труд, надеясь, что найдется кто-то более достойный для этого праведного труда. Тем не менее время шло, а о Сергии никто не писал. Тогда Епифаний переборол свои сомнения и решил собрать все свои заметки в книгу, понимая, что если он этого не сделает, то мир утратит сведения о таком важном и высокодуховном человеке, как Сергий. Считается, что полная рукопись была готова в первые годы XV века.

“Житие…” в переработке Пахомия Логофета

Следующим человеком, приложившим руку к содержанию “Жития Сергия Радонежского” был Пахомий Логофет по прозвищу Серб. Этот человек во многом определил дальнейший стиль жизнеописания святых и составления служб и канонов. При этом его тексты нельзя назвать полностью исторически достоверными, ведь наряду с жизнеописанием реальных событий он приводит и заметки о совершенных Сергием чудесах.

Потребность в переработке оригинального “Жития святого Сергия Радонежского” возникла в связи с его канонизацией в середине XV века - рукопись следовало переделать под формат церковной службы - добавить больше восхвалений и убрать не касающиеся жизни святого подробности про быт, политику и т.д. А предшествовало канонизации произошедшее в 1422 году событие, которое в церкви называют Обретение честных мощей Преподобного Сергия.

В это время Троицкая обитель, построенная самим Сергием, была сожжена во время очередного нашествия татар. Сначала Сергий явился во сне игумену Никону и успокоил его тревоги, рассказав, что монастырю предстоит восстать из руин еще краше прежнего. А когда опасность миновала, то монашеская братия принялась за постройку нового, каменного храма. И святой Сергий снова явился во сне одному из мирян с повелением достать его тело из гроба и перенести в церковь. На следующий же день после этого сна нетленные мощи Сергия были найдены там, где велось строительство нового собора - на месте прежней разрушенной церкви. Когда в 1426 году новый храм был освящен, туда перенесли и мощи Сергия. Сейчас этот собор является одним из важнейших памятников русского зодчества, а святыня до сих пор покоится внутри храма.

Другие версии “Жития…”

Каждое проходящее столетие вносило что-то свое в первоначальную версию “Жития Сергия Радонежского”. Краткое затишье в XVI веке сменилось бурным интересом к трудам святого в XVII столетии. В эти годы “Житие…” переписывали, дорабатывали и дополняли книжник Троицкого монастыря Герман Тулупов, монах-писатель Симон Азарьин, епископ Димитрий Ростовский. В XVIII веке жизнью святого интересовались митрополит Платон и даже Екатерина II, а в XIX веке уже возникла необходимость существенно адаптировать “Житие Сергия Радонежского” для детей и взрослых языком тогдашних читателей. Этим занимались митрополит Филарет и архиепископ Никон Рождественский, чья переработка “Жития..” до сих пор переиздается.

Житие Сергия Радонежского: краткое содержание в пересказе Бориса Зайцева

Жизнеописание деяний святого Сергия нам известно не только благодаря деятелям церкви. Один из пересказов “Жития преподобного Сергия Радонежского” принадлежит писателю Борису Зайцеву. Фактически он является представителем Серебряного века, но работать и творить ему пришлось в эмиграции - после революции писатель выехал из России и так туда и не вернулся. Кроме “Жития Сергия Радонежского”, Зайцев также описал свои поездки на Афон и Валаам.

Образ Сергия Радонежского в культуре и искусстве

Личность и образ Сергия ярко врезаются в память - неудивительно, что художники, скульпторы и литераторы продолжают воспроизводить в своих работах сюжеты из “Жития…”.

Вышеупомянутый художник Михаил Нестеров в своих работах неоднократно возвращался к теме отшельничества и пустынничества. Эпизоды из жизни Сергия несколько раз появились на холстах художника и вошли в целый цикл из пятнадцати картин. На них - практически вся жизнь Сергия, от юности до момента благословения Дмитрия Донского.

Отдельно стоит заметить, что эпизод с Дмитрием Донским стал излюбленной темой для художников. Известно около десяти картин с подобным сюжетом.

Рисовал портрет святого Сергия и Николай Рерих. На картине “Преподобный Сергий Радонежский” он изобразил старца в монашеском одеянии с маленьким храмом в руках. Позади фигуры - очертания церквей, а рядом - икона с ликом Христа. Под изображением - надпись, гласящая о том, что Сергий дважды уже спасал Россию - во времена Дмитрия Донского и во времена Минина и Пожарского - и предстоит ему спасти отечество и в третий раз. Символично, что эта картина была написана незадолго до Второй мировой. Кроме нее, Рерих также написал еще несколько полотен, посвященных Сергию. Полотна “Сергий-строитель” и “Святой Сергий” обыгрывают легенду о том, что в годы уединения святому удалось приручить медведя - на картине рядом с работающим Сергием изображен этот зверь.

Изучение "Жития..." в школах

Этот фундаментальный труд в общеобразовательных школах изучают в рамках курса литературы. Зависит от программы - как правило, ознакомление с древнерусской литературой обычно приходится на 7-8 класс. "Житие Сергия Радонежского" представляет не только типичный образец жития святых как литературного жанра, но и взращивает в юных душах все благородные качества преподобного Сергия. Из глубины веков нам доступен пример безоговорочной любви к Родине, постоянного смирения, ежедневного кроткого труда ради общего блага и постоянного внутреннего развития. Не стоит бояться излишней религиозности произведения - в восприятии школьника это такой же исторический документ, как и "Слово о полку Игореве", которое продолжают изучать в школах.

Значение СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 года родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково - Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 году иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был ее вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 года), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла: в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея, Сергий ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356 году, нижегородского - в 1365 году, рязанского Олега и других), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получил от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю (см.). Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси. См. "Преподобный Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины" ("Христианское Чтение", 1892, ¦ 9 - 10); "Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского" ("Странник", 1892, ¦ 9); А. Г-в "О значении преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества" ("Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1892, ¦ 9); Е. Голубинский "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им лавра" (Сергиевский Посад, 1892); "Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского" (Москва, 1897, 5-е издание); В. Эйнгорн "О значении преподобного Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории" (Москва, 1899, 2-е издание). В. Р-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий Радонежский (1314 - 1392), игумен, преподобный. Память 5 июля, 25 …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    преподобный (1321-1391 гг.) русский святой, подвижник, основатель монастырей и преобразователь русского монашества, выдающийся общественный деятель. Уроженец Ростова; после смерти родителей …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    Радонежский (до принятия монашества - Варфоломей Кириллович) (около 1321, близ Ростова Великого, - 25.9.1391, Троице-Сергиев монастырь, ныне Загорск Московской области.), …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (в мире Варфоломей)- св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители его, …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (в Мире Варфоломей) ? св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (ок. 1321-91) основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    С`ергий …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Орфографическом словаре:
    с`ергий …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (ок. 1321-91), основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику …
  • СЕРГИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Сергий Радонежский (в мире Варфоломей)- св., преподобный, величайшийподвижник земли русской, преобразователь монашества в сев. Руси.Происходил из знатного рода; родители его, …
  • СЕРГИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Страгородский Иван Николаевич) (1867-1944) патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и с 1937 …
  • СЕРГИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (до пострижения в монахи в 1890 - Иван Николаевич Страгородский) , патриарх Московский и всея Руси. …
  • СЕРГИЙ ПЕЧОРСК. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    препод. печорский XIII века; называется "послушливым". Мощи его в Антониевой пещере. Память 7 …
  • СЕРГИЙ ШЕЛОНИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    инок Соловецкого монастыря, замечательный начетчик и писатель XVII в. О жизни его до монашества ничего не известно; первое сведение о …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Платон Анемподистович — певец-бас (1826—1873). Пел в Петербурге (1863) и Москве. В его репертуаре лучшими ролями были Сусанин ("Жизнь за …
  • СЕРГИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СЕРГИЙ в Энциклопедическом словарике:
    (Страгородский Иван Николаевич) (1867 - 1944), патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и …
  • СЕРГИЙ
    С́ЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (ок. 1321-91), церк. и гос. деятель, основатель и игумен Троице-Сергиева мон., в к-ром ввёл общежитийный устав. Стремился распространить …
  • СЕРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ЕРГИЙ (в миру Ив. Ник. Страгородский) (1867-1944), патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 зам. …
  • СЕРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ЕРГИЙ, патриарх Константинопольский в 610-638. Был близок к имп. Ираклию, в отсутствие к-рого управлял империей. С целью примирения с монофиситами …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Платон Анемподистович) ? певец-бас (1826?1873). Пел в Петербурге (1863) и Москве. В его репертуаре лучшими ролями были Сусанин ("Жизнь за …
  • СЕРГИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    р`адон`ежский (от Р`адон`еж); но: С`ергий …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    радонежский (от Радонеж); но: Сергий …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Орфографическом словаре:
    р`адон`ежский (от р`адон`еж); но: с`ергий …
  • СЕРГИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Страгородский Иван Николаевич) (1867-1944) , патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и с …
  • СЕРГИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий I (+ 638), патриарх Константинопольский. Происходил из монофизитской сирийской семьи, но, кажется, учителя …
  • СЕРГИЙ (ТИХОМИРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Тихомиров) (1871 - 1945), митрополит Токийский. В миру Тихомиров Георгий Алексеевич, родился …
  • СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо.
  • СЕРГИЙ (ОЗЕРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Озеров) (ок. 1867 - не ранее 1937), архимандрит. В миру Павел Озеров, родился …
  • СЕРГИЙ (ЛАРИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Ларин) (1908 - 1967), архиепископ Ярославский и Ростовский. В миру Ларин Сергей …
  • СЕРГИЙ (ГУСЬКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Гуськов) (1875 - 1930), иеромонах, преподобномученик (местночтимый святой Казанской епархии). Память 14 …
  • СЕРГИЙ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ), МИТРОПОЛИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Воскресенский) (1897 - 1944), митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии …
  • НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никон Радонежский (+ 1426), игумен, преподобный. Ближайший ученик и преемник преподобного Сергея Радонежского …
  • НИКИТА РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Никита Костромской ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • МИХЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михей Радонежский (+ 1385), преподобный. Память 6 мая. Был одним из первых учеников …
  • ДИОНИСИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Радонежский (ок. 1570 - 1633), преподобный. Память 12 мая, в Соборе Тверских …
  • СЕРГИЙ (В МИРУ СИМОН ПЕТРОВИЧ ЮРШЕВ)
    Сергий (в миру Симон Петрович Юршев) - выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротой, Юршев …
  • РАДОНЕЖСКИЙ ПЛАТОН АНЕМПОДИСТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Радонежский (Платон Анемподистович) - певец-бас (1826 - 1873). Пел в Петербурге (1763) и Москве. В его репертуаре лучшими ролями были …
  • АНТОНИЙ (В МИРУ АЛЕКСАНДР РАДОНЕЖСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Антоний (в миру Александр Радонежский, 1808 - 1872) - епископ оренбургский. Напечатал: "Иисус Христос на Голгофе, или Седмь слов на …
  • ИСИХАЗМ в Новейшем философском словаре:
    (греч. hesychia - спокойствие и тишина) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного …
  • ИСИХАЗМ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (греч. безмолвничество) мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение …
  • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Свято-Троицкая Сергиева Лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Адрес: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад …
  • СТЕФАН МАХРИЩСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Махрищский (+ 1406), игумен, преподобный. Память 14 июля. Родом из Киева …
  • СОБОР ТВЕРСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Тверских Святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Тверской земли. Празднуется в 1-ю …