Протезирование зубов у детей и подростков. Протезирование молочных зубов: как проводится, почему необходимо

Конструкции зубных протезов, применяемые в клинике протезирования детей, имеют особенности, обусловленные особенностями детского организма и их назначением.

Основное показание к их применению - нормализация функции жевания, глотания, речи, дыхания, профилактика морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстно-лицевой области, воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.

Конструкции протезов должны быть простыми, чтобы не осложнять процесс их изготовления, быть доступными для всех детей, нуждающихся в протезировании. В практике зубного протезирования детей применяются следующие конструкции зубных протезов: вкладки, коронки, штифтовые зубы, съемные пластиночные протезы, мостовидные протезы и распорки, а также протезы - аппараты.

По назначению они делятся на лечебные, профилактические и фиксирующие. Лечебные восстанавливают морфологические и функциональные нарушения.

Профилактические предупреждают формирование аномалий и деформаций при развитии и формировании зубочелюстной системы.

Фиксирующие - для фиксации других конструкций зубных протезов, ортодонтических аппаратов, лечебных и прокладочных материалов.

По способу фиксации они делятся на несъемные и съемные.

По времени применения (использования) - временные и постоянные, хотя понятие постоянные в детском возрасте относительное, т.к. с ростом, развитием и формированием зубочелюстной системы все конструкции зубных протезов необходимо периодически заменять.

Искусственные коронки

Коронки, применяемые в клинике детского протезирования для удобства изложения, принято условно разделить на «временные» и «постоянные».

К временным относятся профилактические или фиксирующие коронки. Ими покрывают не кариозные зубы, а используют, например, на фронтальные зубы при травматическом отломе угла или режущего края для фиксации лечебного материала, применяя биологический метод лечения пульпита, для фиксации профилактических аппаратов (протезов) у детей с дефектами зубных рядов, предупреждающих смещение зубов, для фиксации ортодонтических аппаратов.

При использовании временных коронок, зубы не препарируют, при плотно стоящих зубах проводят физиологическую сепарацию с помощью эластичных колец или прокладок, а в некоторых случаях достаточно незначительно истончить апроксимальные поверхности.

Особенностью временных коронок является то, что их край должен располагаться на уровне десневого края потому, что:

1) если коронка изготавливается на временный зуб, то, исходя из его анатомической особенности - расположения экватора в области десневого края - коронка будет плотно охватывать зуб, а при попытке введения ее в зубодесневой карман она будет травмировать край десны;

2) если коронка изготавливается на постоянный зуб, то она в области шейки будет значительно шире зуба, поскольку должна пройти через непрепарированный экватор, а, следовательно, при попытке введения ее края в зубодесневой карман, она также будет травмировать десну.

Для изготовления временных коронок используются тонкостенные гильзы, толщиной 0,14 - 0,15 мм. Во время технологического процесса изготовления коронки ее толщина уменьшается до 0,11 - 0, 12 мм. Исходя из этого, после наложения такой коронки появляется незначительное завышение прикуса, которое самоустраняется через 1 - 2 дня, а поэтому не является причиной патологических состояний.

После выполнения своей функции временная коронка свободно снимается аппаратом Коппа, поскольку поверхность эмали зуба гладкая.

При необходимости изготовления постоянных коронок применяются общепринятые врачебные правила и технические методы в зависимости от их конструкции (рис. 156).

Штифтовые зубы

Для протезирования штифтовыми зубами в детском возрасте пригодны преимущественно корни верхних передних зубов и премоляров, имеющих один корень, а также нижние клыки. Корни нижних резцов и премоляров плоские и истонченные и при механической подготовки канала корня под штифт его стенки истончаются, что приводит к перфорации или поломки корня штифтом.
Требования к корню под штифтовый зуб полностью соответствуют требованиям как и для взрослых.

Учитывая анатомические особенности корней и каналов в детском возрасте (тонкие стенки и широкий канал), а также наиболее частое осложнение при протезировании штифтовыми зубами в виде расцементировки и возможного полома корня, для детей разработана специальная конструкция штифтового зуба.

Ильина - Маркосян Л.В. предложила конструкцию штифтового зуба, особенностью которой является то, что в ней имеется приспособление улучшающее фиксацию, герметизацию устья корневого канала и является амортизатором неблагоприятных для корня боковых нагрузок. Это приспособление представляет собой литую вкладку в устье корневого канала кубической формы с сечением 2 -3 мм.

Схема разновидности вкладок изображено на (рис. 157), где видно, как сила, направленная на зуб под каким - либо углом к его вертикальной оси, достигнув препятствия в виде стенок вкладки, раскладывается на две: вертикальную и горизонтальную. Из них практически опасной может быть только горизонтальная, которая значительно ослабляется встречным сопротивлением.

Итак, данная конструкция штифтового зуба имеет следующие положительные свойства:

1. Плотно прилегает к поверхности корня и герметично обтурирует устье корневого канала.
2. Надежно фиксируется на корне.
3. Наличие вкладки раскладывает (перераспределяет) все виды нагрузки на большую площадь поверхности корня, выполняя амортизирующую функцию.
4. Не оказывает отрицательного влияния на корень и ткани зуба.
5. Эффективна в эстетическом отношении.
6. Несложна в изготовлении.

Конструкция штифтового зуба Ильиной - Маркосян Л.В. имеет существенный недостаток в том, что в результате формирования полости под вкладку кубовидной формы неравномерно истончаются стенки корня, что снижает их прочность. Поэтому Цитрин Д. Н. предложил формировать полость в виде двух встречных треугольников, обращенных вершинами к устью корневого канала. Основание одного треугольника обращено к вестибулярной, а второго к оральной поверхности. Такая форма полости под вкладку в меньшей степени ослабляет прочность стенок корня.
Недостатком этой конструкции заключается в трудоемкости формировании полости под вкладку.

Нами предложена конструкция штифтового зуба с вкладкой в устье корневого канала ромбовидной формы. Формирование такой полости не трудоемко, сохранившиеся стенки корня имеют относительно равномерную толщину, что не ослабляет его прочность (рис. 158).

Мостовидные протезы

Мостовидные протезы в детской практике принято подразделять на профилактические и лечебные. Функция профилактических мостовидных протезов (аппаратов), сохранение места в зубном ряду в области дефекта для последующего нормального прорезывания постоянного зуба, предупреждая смещение зубов ограничивающих дефект и антогониста. Они применяются только при отсутствии одного зуба.

С этой целью было предложено ряд конструкций, которые просты в изготовлении и применении.

Обычные мостовидные протезы, укрепленные на двух коронках, не применимы в детском возрасте, так как они задерживают рост челюстей. Вред от такого протезирования станет заметным через некоторое время даже по внешнему виду. Например, если при отсутствии у подростка четырех верхних резцов укрепить на клыках мостовидный протез обычной конструкции, рост соответствующего участка верхней челюсти приостановится. В результате может сформироваться прогенический прикус и эстетические нарушения в виде уплощенного лица.

Мостовидные протезы с односторонним укреплением применяют в случае потери одного зуба. При наличии корня зуба, ограничивающего дефект зубного ряда с одной стороны, средством для фиксации протеза может служить штифтовый зуб.

При восстановлении дефектов зубного ряда у детей мостовидными протезами с односторонней опорой (консольные). Неотъемлемой частью детского консольного мостовидного протеза является литая окклюзионная накладка или отросток на оральной поверхности передних зубов, отходящий от тела протеза к зубу непокрытому опорной коронкой. Он предохраняет недостаточно устойчивый опорный зуб от вывихивающих и вращательных движений под давлением языка, откусывания и пережевывания пищи. Окклюзионная накладка располагается в фиссуре на интактной поверхности эмали, а при наличии в зубе кариозной полости изготавливается вкладка с углублением для нее. При протезировании данной конструкцией мостовидного протеза необходимо осуществлять постоянный контроль за тем, чтобы во время роста челюсти окклюзионная накладка не сошла с опорного зуба, если же из наблюдений этот фактор становится явно неизбежным, протез необходимо заменить.

Если мостовидный протез должен быть укреплен посредством штифтового зуба, он готовится по описанному выше методу. Вкладка, расположенная в устье канала, обеспечивает фиксацию искусственного зуба, а небный отросток препятствует вращению и расшатыванию опорного корня.

При протезировании зубных рядов у детей мостовидными протезами с двусторонней опорой, для предупреждения задержки роста челюстной кости конструкция протеза должна быть раздвижной.

Раздвижные мостовидные протезы - одна из наиболее удачных конструкций, применяемых в детской практике. Протезы полноценны и эффективны в функциональном и эстетическом отношении, так как укрепляются на естественных зубах и весьма устойчивы. Фиксирующими элементами раздвижного мостовидного протеза могут быть временные или постоянные коронки, штифтовые зубы, а замещающие отсутствующие естественные зубы цельно литые или с пластмассовыми фасетками искусственные зубы. Применение керамики и металлокерамики в этом возрасте нецелесообразно, так как эти протезы временные и после прекращения роста челюстей заменяются на постоянные.

Протез состоит из двух частей, подвижно соединенных между собой. В процессе роста челюсти, части протеза постепенно расходятся (между ними образуется щель), таким образом, развитие и рост челюстей беспрепятственно продолжается.

Принцип подвижного соединения звеньев протеза выдвигается многими из современных авторов и обоснован стремлением предоставить протезу и опорным зубам возможность независимой подвижности в процессе развития, роста и формирования морфофункционального и эстетического оптимума зубочелюстной системы.

Впервые конструкцию раздвижного мостовидного протеза применительно для практики детской стоматологии предложила Ильина - Маркосян. Тело протеза состоит из двух частей, соединенных между собой задвижкой, представленной трапециевидным отростком (в виде ласточкиного хвоста), отходящего от одной половины тела, а во второй половине с оральной поверхности для этого отростка имеется соответствующей формы и размеров паз. Обе половины тела протеза соединяются путем задвижения отростка в паз и собранном положении спаивается с опорными элементами протеза.

Недостатком предложенной конструкции является то, что при раздвижении протеза во время роста челюсти и выхода отростка из паза образуется пустота, которая забивается пищей и плохо вычищается.

Нами предложена конструкция раздвижного протеза, когда паз для отростка - задвижки находится внутри тела и при раздвижении его половин постоянно остается закрытым отростком - задвижкой прямоугольной формы и гигиенические свойства конструкции не ухудшаются (рис. 159).

Копп З. В. предложена конструкция протеза с шарнирными замками, допускающими подвижность частей протеза в пределах определенной амплитуды.
Подвижное соединение протеза обеспечивают его звеньям большую устойчивость и в то же время дают им возможность раздвигаться в стороны вслед за естественным расширением зубной дуги во время роста.

Съемные протезы

Долгое время существовало мнение, что съемный протез для ребенка может явиться моральной травмой и пользоваться таким протезом он не сможет. Однако такое убеждение безосновательно. Как показывает практика протезирования детей съемными пластиночными протезами, что даже дети младшего возраста (3 - 4 года), с интересом относятся к своим «искусственным зубам», охотно пользуются протезами и достаточно быстро адаптируются к ним.

Конструкции съемных протезов для детей, восстанавливая целостность зубного ряда и сохраняя артикуляционное равновесие зубочелюстной системы, также должны иметь свои особенности, отвечающие требованиям растущего детского организма. Кроме того, базис протеза, передавая жевательное давление на беззубый участок альвеолярного отростка стимулирует развитие челюстной кости в данном участке и прорезывание постоянных зубов.

Впервые, частичные съемные пластиночные протезы с конструктивными особенностями для растущего детского организма, были предложены Ильиной - Маркосян Л.В. (1947), которые представляют собой: 1. Протезы, как правило, изготавливаются без кламмеров. 2. Базис протеза не имеет искусственной десны (не перекрывает альвеолярный отросток с вестибулярной поверхности), а заканчивается на уровне гребня альвеолярного отростка. Такая конструкция пластиночных протезов не задерживает рост челюстных костей, а фиксация протеза осществляется за счет анатомической ретенции, адгезии и когезии. При неблагоприятных условиях для фиксации протеза возникает необходимость изготавливать кламмера или перекрыть альвелярный отросток базисом, в таких случаях базис протеза должен быть раздвижным, т.е. иметь свободный разъем (рис. 160). 3. Искусственные зубы ставятся на приточке. 4. Дистальные границы базиса максимально расширены: на верхней челюсти до линии «А», на нижней челюсти базис перекрывает ретромолярное пространство.

Шарова Т.В. (1983) считает целесообразным край базиса протеза заканчивать в области переходной складки, обосновывая это тем, что при наличии достаточного физиологического раздражения наиболее активный оппозиционный рост челюстных костей, особенно нижней челюсти, происходит с вестибулярной поверхности альвеолярного отростка. Кроме того, у основания альвеолярного отростка образуется плотный костный рубец, который препятствует своевременному прорезыванию постоянных зубов. Наступает преждевременная атрофия альвеолярного отростка.

Конструктивной особенностью такого протеза является то, что с вестибулярной поверхности, на всем протяжении ската «беззубого» участка альвеолярного отростка, где должен располагаться базис протеза, шаблонное пространство между слизистой оболочкой альвеолярного отростка и внутренней поверхности базиса величиной 1 - 1,5 мм для оппозиционного роста альвеолярного отростка и апикального базиса. Край базиса с вестибулярной повехности на уровне переходной складки должен быть утолщен в виде валика и закруглен на всем протяжении. Он погружается в переходную зону и натягивает слизистую оболочку в этой области. Вследствие того, что существует органическая связь слизистой оболочки преддверия полости рта и надкостницы, последняя через слизистую оболочку получает соответствующее раздражение, в ответ на которое происходит усиленный аппозиционный рост костной ткани альвеолярного отростка и апикального базиса.

Развитие, рост и формирование полноценной в анатомическом и функциональном отношении зубочелюстной системы возможно при условии нормального морфологического развития в эмбриональном периоде полноценной биологической потенции растушего организма и выполнении всех физиологических функций с адекватной нагрузкой.

Полное отсутствие зубов и их зачатков у детей является следствием нарушений развития органов эктодермального генеза (эктодермальная дисплазия). Такая врожденная патология приводит к различным по степени тяжести нарушениям развития и роста альвеолярных отростков и челюстных костей, а следовательно, нарушаются все основные функции зубочелюстной системы. Ребенок с полным отсутствием зубов (рис. 161).

Чтобы при такой патологии развитие и рост челюстных костей максимально приблизить к физиологическим условиям, необходимо создать артикуляционное равновесие, и условия для формирования неразвившихся функций зубочелюстной системы вследсвие врожденной патологии. Это обосновывает необходимость своевременного рационального зубного протезирования уже в раннем детском возрасте, которое является одним из составляющих комплекса мероприятий санации полости рта и профилактики различных стоматологических заболеваний.

Для успешного решения этой проблемы необходимо одновременно рассматривать три очень важных аспекта, учитывая возраст пациента:

1. Постановка пациентов с такой патологией на диспансерный учет у врача - ортодонта и оказание своевременной специализированной помощи в полном объеме;
2. Проведение квалифицированного анализа психо-эмоционального состояния пациента и его интеллектуальной способности адекватно воспринимать необходимость проводимых врачебных манипуляций;
3. При протезировании не только максимально исключить вероятность задержки естественного роста челюстных костей, но и создать артикуляционное равновесие, и условия для формирования неразвившихся функций зубочелюстной системы стимулирующие их развитие и рост.

С целью восстановления функций зубочелюстной системы, а в первую очередь функции жевания, необходимо осуществлять протезирование детей полными съемными зубными протезами.
Максимально ранним возрастом возможного зубного протезирования детей мы считаем 3 - 3,5 года, что соответствует данным исследований Л.М. Демнера, П.С. Флиса, Т.В. Шаровой. В этом возрасте от ребенка уже можно ожидать адекватного, соответственно возрасту, понимания необходимости самого протезирования, так и всего комплекса врачебных манипуляций, проводимых на различных этапах изготовления протезов. Кроме того, учитывая психо-эмоциональное состояние ребенка при полном отсутствии зубов, правильно проведенная психологическая подготовка и квалифицированные, доступные для детского восприятия рекомендации, позволят выработать у него элементарные правила и приемы пользования полными съемными зубными протезами и избежать возможных осложнений.

Учитывая рост детского организма, а следовательно, постоянное увеличение размеров и изменение формы челюстных костей, возникает проблема сочетания двух взаимоиcключающих факторов при протезировании полными съемными протезами:

1. Для изготовления функционально полноценных полных съемных протезов необходимым условием является плотное прилегание базиса протеза к всей поверхности протезного ложа и создании клапанной зоны в области переходной складки;

2. В то же время, необходмиым условием возможности постоянного роста челюстных костей у детей является свободная от базиса протеза вся вестибулярная поверхность альвеолярного отростка.

Решая эту задачу, для протезирования детей при полном отсутствии зубов нами предложена конструкция полного съемного протеза с эластичной прокладкой. Протез за счет своих конструктивных особенностей не задерживает естественного роста челюстных костей, но в то же время создается клапанная зона, обеспечивающая его хорошую фиксацию и стабилизацию во время функции.

Данная конструкция полного съемного зубного протеза применялась нами для протезирования детей с трехлетнего возраста. Во всех случаях отмечен хороший лечебный результат (рис. 162).

Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка

Детское протезирование зубов - сравнительно молодое направление в стоматологии. Долгие годы считалось, что эта процедура в отношении молочных зубов не только нецелесообразна, но и противопоказана, поскольку задерживает развитие челюсти. При этом не учитывалось много факторов, таких важных для ребенка, как нарушение дикции, развитие аномального прикуса, деформация зубного ряда и формирование специфических вредных привычек.

Но со временем все же было доказано, что протезирование молочных зубов у детей необходимо. Оно не только решает определенные проблемы, но и оказывает положительное воздействие на всю зубочелюстную систему.

Протезированием молочных зубов занимается врач-ортодонт. Современные зубные протезы для детей изготавливаются из специальных материалов, полностью безопасных для детского здоровья. Они не мешают развитию челюсти. Но в связи с тем, что у ребенка кости лицевого отдела черепа находятся в процессе роста, зубные протезы служат не более года, после чего заменяются новыми. И так до момента прорезывания постоянных зубов.

Показания для протезирования

Основными показаниями к процедуре являются:

  • глубокий кариес с осложненным течением;
  • флюороз в эрозивной или деструктивной форме;
  • периодонтит;
  • грубая механическая травма коронки зуба, в результате чего на ней появился серьезный скол;
  • новообразования в ротовой полости;
  • различные врожденные патологии, в том числе и первичная адентия (отсутствие зуба);
  • косметические изъяны фронтальных зубов, приносящие ребенку чувство психологического дискомфорта.

И все же у некоторых родителей сформировалось стойкое мнение, что нет надобности протезировать молочные зубы, так как они все равно выпадут. Это не так. Отсутствие даже одного зуба может негативно сказаться на всей зубочелюстной системе ребенка, не говоря уже о нескольких сразу.

Виды зубных протезов для детей

Существует два типа зубных протезов, которые используются в детской практике: съемные и несъемные.

Несъемные конструкции для детей устанавливаются в случаях потери одного-двух зубов. Они представляют собой распорки, цель которых предупредить смещение соседних зубных единиц.

Съемные протезы в виде пластинки с искусственными зубами, выполненными из высококачественных материалов, рекомендуется ставить, если в ряду отсутствуют три зуба и более. Изготавливают их в зуботехнической лаборатории по индивидуальному слепку. В некоторых случаях они могут быть дополнительно оснащены особыми ортодонтическими элементами для исправления прикуса.

Материалы, используемые в изготовлении детских зубных протезов

Сегодня в детской стоматологии для изготовления протезов используются несколько видов материалов.

  • Нейлон . Конструкции из него отличаются особой мягкостью, поэтому не травмируют десны. Материал гипоаллергенный. Но используется только для базы. Искусственные моляры и резцы изготавливаются из пластмассы.
  • Акрил . Этот материал используется довольно редко из-за высокого риска вызвать аллергическую реакцию. Но при отсутствии противопоказаний акрил отлично подходит для восстановления зуба, поскольку является дешевым и в то же время прочным материалом.
  • Acry-Free . Совершенно новый материал - акрон, который совсем недавно начал применяться в детской стоматологии. Он отличается хорошей гипоаллергенностью, мягкий и полностью безопасный для ребенка.

Особенности детского протезирования

Благодаря современным технологиям протезирование молочных зубов у детей - быстрый и безболезненный процесс. Все материалы, из которых изготавливаются конструкции, отличаются легкостью и повышенной устойчивостью к различным механическим повреждениям и химическому воздействию. Крепятся они преимущественно с помощью специальных приспособлений - кламмеров - белых крючков в форме дуги. Изредка для протезирования используется специальный клеевой состав.

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда у ребенка по тем или иным причинам отсутствует молочный зуб. Казалось бы, «все в порядке» и нет причин для волнений, однако, стоматологи считают иначе, и вот почему.


Зачем нужно протезировать молочные зубы?

Дело в том, что у каждого молочного зуба есть определенный возраст, достигнув которого он выпадает, а на смену ему вырастает постоянный зуб. При этом корешки молочных зубов рассасываются, а на их месте начинают прорезываться корни постоянных зубов.

Если же так случилось, что детский стоматолог удалил ребенку молочный зуб или несколько зубов по необходимости, например в результате запущенного кариеса, то отсутствие даже одного зуба может привести к различным неприятным последствиям, таким как:

  • - хаотичный рост зубов в результате того, что на место отсутствующего зуба встают моляры или резцы, а для коренных зубов не хватает места;
  • дефекты прикуса;
  • проблемы с дикцией, особенно это опасно в возрасте 5-6 лет; - повышенные нагрузки на оставшиеся зубы;
  • проблемы с полноценным пережевыванием пищи;
  • психологический дискомфорт, проявляющийся в том, что ребенок начинает стесняться своей «дырявой» улыбки;
  • деформация височно-нижнечелюстного сустава.

Ниже, для наглядности, мы приведем схему среднестатистических сроков прорезывания постоянных зубов у детей.

Из рисунка видно, что молочные зубы, как правило, начинают выпадать примерно к 6-7-летнему возрасту ребенка, так как в этот период происходит активный рост и формируется скелет.


Чтобы не допустить в дальнейшем проблем с постоянными зубами и для их правильного формирования томатологи рекомендуют родителям своевременно проводить протезирование молочных зубов у детей

Показаниями для протезирования зубов у маленьких детей являются:

  • сильно разрушенные молочные зубы из-за кариеса, флюороза, если поставить обычную пломбу нет возможности; - когда зубы сильно шатаются, при периодонтите, что чревато их выпадению;
  • когда зуб выпал в результате ушиба, удара или другой травмы;
  • когда молочные зубы имеют различные патологии эмали (гипоплазия и др.) и косметические дефекты. Однако в случаях, указанных в списке ниже, протезировать молочные зубы противопоказано:
  • при различных стрессах, в том числе при недавних конфликтах с родителями, родственниками;
  • при плохой гигиене ротовой полости;
  • при острых формах различных заболеваний
  • при ярко выраженных воспалительных процессах в ротовой полости;
  • после лучевой терапии.

Какие функции должны выполнять детские зубные протезы. Виды протезов для детей.

Прежде всего, детские протезы должны обеспечить правильный рост и развитие зубов, равномерную жевательную нагрузку, правильное формирование речи и прикуса у ребенка, иметь достаточно простую конструкцию, за которой ребенок сможет без труда самостоятельно ухаживать, а также быть достаточно комфортными при ношении.

Детские зубные протезы в зависимости от того, какие функции они выполняют, разделяют на – профилактические, лечебные и фиксирующие. Они бывают съемными, которые используются чаще, и несъемными.

Виды съемных протезов для детей

Несъемные детские протезы

К данной группе относят протезы, которые восстанавливают частично разрушенные зубы со здоровыми корнями.

К несъемным детским зубным протезам относятся:


Вкладки служат для восстановления зубов при поражении кариесом, либо при повышенной склонности зубов к стираемости (к примеру, при бруксизме у детей). Вкладка представляет собой пломбу, которая закрепляется в полости зуба цементом, она полностью восстанавливает форму зуба. Чаще всего в детском возрасте травмируются или разрушаются верхние резцы и первые постоянные моляры. Для восстановления анатомической формы данных зубов с успехом используют вкладки, которые могут выполняться из различных материалов: пластмассы, металлических сплавов, комбинированных материалов (металл-керамика, металл-пластмасса, металл-цемент), фарфора (в основном их используют для подростков).

Штифтовые вкладки применяют при сильном разрушении коронки зуба, частичном разрушении корня зуба, а также в случае, когда необходимо удалять нерв из зуба. Для изготовления штифтов используют металлы: сплавы на основе соединений хрома и никеля, а также золота и платины. Коронки для зубов делают из керамики или фарфора. Стоит отметить, что данный способ протезирования у детей в виду его травматичности для зубных каналов, используют крайне редко, только при невозможности применения других способов.

- Коронки, которыми покрывают зубы, при их разрушении кариесом, либо при поломке зубной коронки. Коронки у детей ставят лишь в том случае, когда дефекты на зубах нельзя восстановить пломбами или вкладками. Для замещения жевательных зубов используют коронки из медицинской стали. Для передних зубов применяют металлические коронки, покрытые различными облицовочными материалами: пластмассой, металлокерамикой либо фарфором. При замещении двух или более рядом стоящих зубов применяют спаянные коронки.

- Strip-коронки – съемные прозрачные колпачки из акрила или фотокомпозитов, которые крепятся на зуб при помощи композитных материалов. Акриловые колпачки заполняют композитым материалом максимально близким по цвету к эмали зубов. Зубы под Strip-коронки требуют предварительной обточки. Использование коронок данного вида у детей показано при достаточно больших областях поражения фронтальных зубов кариесом, при патологиях эмали (гипоплазии), а также при врожденных пороках в развитии передних резцов и клыков. Срок службы Strip-коронки составляет порядка 5 лет, причем при выпадении молочного зуба также выпадает и Strip-коронка.

- Несъемные профилактические аппараты. Они служат для предотвращения смещения зубов при ранней потере молочных зубов и как следствие, препятствуют возникновению дальнейших деформаций челюсти. В конструкции таких аппаратов различают 3 части: фиксирующую, состоящую из кольца и коронки; промежуточную с искуственным зубом и распорную часть, имеющую небную либо окклюзивную накладку, которая опирается на коронку. Несъемные профилактические аппараты применяют на боковых зубах и на фронтальных.


Этапы протезирования молочных зубов и сроки эксплуатации детских протезов.

Для проведения протезирования ребенку должна пройти минимум неделя с того момента, как ему удалили молочный зуб и нужно,чтобы полностью затянулась лунка. При осмотре ребенка перед началом протезирования врач проводит полную диагностику, делает рентген, пролечивает и подготавливает зубы и каналы к протезированию. Затем специалист снимает слепки с челюстей для изготовления будущего протеза, максимально соответсвующему по форме зубному ряду ребенка. Также подбирается цвет эмали в соответсвии со шкалой Вита и затем в лаборатории изготавливают сам протез. Перед установкой протеза обязательно проводится подготовка зубов: их очищают от налета и зубного камня. Далее производится примерка и при необходимости корректировка ортопедической конструкции. При этом учитывается возможность ребенка принимать пищу с установленным протезом легко и удобно, а также удобство при разговоре. При проведении протезирования используют местную анестезию.

Сроки ношения детских протезов зависят от типа конструкции и их предназначения. Со временными съемными конструкциями дети ходят как правило 6-8 месяцев, иногда по показаниям бывает достаточно и 3-4-х месяцев, а в некоторых случаях протезы приходится носить больше года. Несъемные протезы носят вплоть до смены молочных зубов на постоянные.

Как ребенку правильно ухаживать за зубами.

С самого раннего возраста ребенку нужно показывать и рассказывать, как правильно ухаживать за зубами, чтобы в дальнейшем избежать проблем со здоровьем и сократить походы к стоматологу.

Родителям следует также следить, чтобы ребенок тщательно и почаще мыл руки, так как из-за грязных рук, которые дети тянут в рот, особенно в период, когда режутся постоянные или молочные зубы, происходит размножение бактерий и как результат появляются различные заболевания зубов и ротовой полости.

Для каждого возраста ребенка существуют различные виды зубных паст и щеток. Категорически запрещается пользоваться ребенку зубной щеткой и пастой родителей, поскольку бактерии и инфекции могут перейти к ребенку, а взрослые зубные пасты имеют сильную концентрацию, которая может быть вредна для ребенка.

В составе зубных паст для детей содержится очень мало абразивных частиц, поэтому при чистке такие пасты не травмируют молочные зубы. Мятные зубные пасты, которые так нравятся взрослым, у детей чаще всего могут вызывать рвотный рефлекс, поэтому детские зубные пасты чаще всего делают с фруктовым или шоколадным вкусом, при этом в составе таких паст только безвредные ароматизаторы.

Стоит отметить, что зубные пасты бывают гигиенического, лечебного и лечебно-профилактического действия.

Важно отметить, что зубные пасты, содержащие фтор могут быть противопоказаны детям, если ребенок принимает фторсодержащие препараты, питьевая вода дополнительно фторируется и при признаках флюороза.

При выборе зубных паст с абразивными веществами нужно обязательно смотреть на упаковке количество единиц RDA, чтобы не повредить эмаль. Такими более щадящими абразивными пастами(на основе частиц диоксида кремния или титана) для детей являются зубные пасты марок «Oral-B», «Lacalut», «Colgate» и «Дракоша».

В зубных пастах марок «Новый жемчуг» и «Мое солнышко» в качестве абразивных частиц используются бикарбонат натрия (пищевая сода) либо бикарбонат кальция (мел), которые могут нанести вред эмали.

При таких заболеваниях как гингивит, пародонтит, стоматит детям рекомендовано использование зубных паст с антибактериальными веществами: хлоргексидин, триклозан, метронидазол. При этом покупать такие зубные пасты нужно только после консультации детского стоматолога.

Для маленьких деток выбирайте щетку с мягкой щетиной, для детей постарше- со средней жесткостью щетины.

Чтобы процесс ухода за зубами не был скучным, превратите его в игру, в которой ненавязчиво вы сможете показать ребенку основные движения щетки для эффективной чистки зубов. Зубную щетку выбирайте вместе с ребенком, чтобы она ему понравилась и во время чистки зубов была удобной. Объясните ребенку, что во время ежедневной чистки с зубов удаляется налет и частички пищи, из-за которых в зубах могут появиться дырочки и тогда уже нельзя будет есть сладости, а придется пойти к стоматологу.

Если пораженный кариесом зуб не пролечить вовремя, то инфекция может пойти вглубь зуба и привести к различным заболеваниям ротовой полости и всего организма, например к проблемам с горлом, желудком и с кишечником.

Надеемся, что используя приведенные выше рекомендации по выбору зубной щетки и пасты, помогут сохранить зубы вашего ребенка здоровыми и крепкими, а установленный вовремя протез обеспечит правильное формирование и рост как молочных, так и постоянных зубов у ребенка.

Детские зубные протезы: фото до и после

Результат в нашей клинике

    Детские зубные протезы

Протезирование молочных зубов подразумевает восстановление с помощью искусственных материалов поврежденных или удаленных зубов у детей. При этом можно установить как один зубной протез, так и мост из нескольких коронок. Раньше считалось, что в зубных протезах нуждаются только взрослые люди. Но сравнительно недавно врачи пришли к выводу, что преждевременная потеря молочных зубов серьезно нарушает жевательную функцию и отрицательно влияет на здоровье ребенка в целом. Кроме того, отсутствие молочных зубов значительно портит внешность малыша и, как следствие, подрывает его уверенность в себе. Поэтому сегодня родители, озабоченные душевным и физическим состоянием своих детей, все чаще обращаются в клиники по поводу протезирования молочных зубов, тем самым обеспечивая непрерывно растущую популярность данному направлению в стоматологии.

Показания к протезированию зубов у детей

Точный ответ на вопрос, требуется ли вашему ребенку протезирование молочных зубов, может дать только детский врач-стоматолог. Обычно протезирование молочных зубов у детей проводится при наличии следующих показаний:

  • Разрушение молочного зуба кариесом и невозможность его восстановления. Отсутствие коренных зубов негативно отражается на пережевывании пищи, приводит к заболеваниям желудка и нежелательному снижению веса у детей. Потеря же фронтальных зубов может спровоцировать возникновение дефектов речи или психологических комплексов.
  • Разрушение зубов флюорозом. Это хроническое заболевание развивается еще до прорезывания зубов, а впоследствии вызывает появление на них пятен и приводит к их разрушению. Протезирование молочных зубов помогает предотвратить этот процесс и сохранить эстетику детской улыбки.
  • Необходимость удаления зуба в связи с воспалением надкостницы. Это заболевание нередко вызывает появление новообразований, сопровождающихся болями. Зачастую в таких случаях зуб подлежит обязательному удалению.
  • Расшатывание или выпадение зубов при периодонтите. Это заболевание, при котором поражается соединительная ткань между костью зубной лунки и корневым цементом. Оно может также привести к нежелательной потере зубов у ребенка, а потому является еще одним показанием к протезированию молочных зубов.
  • Раннее выпадение молочного зуба. Выпадение молочного зуба за год и более до появления постоянного приводит к укорочению зубного ряда в постоянном прикусе у детей , ненормальному прорезыванию постоянных зубов и значительным нарушениям в зубочелюстной системе.
  • Травма зуба. Дети в силу своего активного образа жизни гораздо чаще, чем взрослые, подвержены травмам. А преждевременная потеря даже одного молочного зуба, как уже отмечалось выше, может привести к нежелательным для детского организма последствиям.
  • Непроизвольный скрежет зубами (бруксизм). При несвоевременном лечении это заболевание может привести к деформации или преждевременной потере зуба.
  • Адентия. Это полное или частичное отсутствие зубов, которое может быть как врожденным, так и вызванным объективными причинами.

Особенности протезирования зубов у детей

Детское протезирование зубов имеет свои нюансы. Во-первых, у взрослых челюсть сформирована, тогда как ребенок все время растет, и стоматолог должен сделать все возможное, чтобы протезирование молочных зубов не вызвало нарушение процессов развития в организме. Поэтому протезы для зубов для детей должны быть гипоаллергенными, безопасными, удобными, устойчивыми к воздействию химических веществ. Поэтому для изготовления детских зубных протезов используются такие материалы, как акрил, сталь с хромовым покрытием, нержавеющая сталь, сплавы серебра и олова. Во-вторых, детские конструкции не должны мешать развитию челюсти.

По своему назначению зубные протезы для детей подразделяются на следующие группы:

  • лечебные – восстанавливают функции и корректируют строение зубов;
  • профилактические – предотвращают деформации и патологии развития зубов и челюстей;
  • фиксирующие – служат для крепления ортодонтических аппаратов и лечебных материалов.

Интересный факт!

Детские зубы назвал молочными еще Гиппократ. Он был убежден, что первая смена человеческих зубов развивается из молока, которым питаются младенцы.



Виды протезов для зубов у детей

Обычно детям устанавливаются несъемные, съемные или условно-съемные зубные протезы . Съемные (временные) протезы изготавливаются по индивидуальным отпечаткам челюстей, иногда с дополнительными элементами (винтами, пружинами, дугами). В детском протезировании зубов их устанавливают при отсутствии нескольких зубов с целью расширения челюсти или исправления расположения зубов, и они подлежат регулярной замене по мере роста ребенка. Несъемные зубные протезы устанавливаются для длительного ношения и удаляются вместе с выпадающими молочными зубами.

Протезы для зубов

Вид протеза Материал Характеристики
Коронки Нержавеющая сталь, сплавы металлов, акрил (Strip-коронки) Сплавы металлов Используются при частичном поражении зубов кариесом, травме, бруксизме. Процедура установки таких протезов проходит намного быстрее и проще, чем обычное пломбирование. При этом пульпа сохраняется, а обточка зуба производится по методике для «взрослого» протезирования. В процессе монтажа коронки врач должен внимательно следить за тем, чтобы коронка не заходила за край десны. Несъемные коронки можно устанавливать детям в возрасте от 1 года до 12 лет, поскольку они не влияют на естественный процесс выпадения молочных зубов.
Штифты Сплавы металлов Конструкция штифта для детского протезирования зубов аналогична конструкции штифта у взрослых. Детский штифт отличается только специальным элементом для более надежной фиксации. Как правило, штифты устанавливаются в корни фронтальных зубов в верхней челюсти и клыков нижней челюсти. Согласно общепринятой методике, препарирование наддесневой части корня для последующего протезирования штифтом проводится карборундовыми камнями.
Вкладки Сплавы металлов Микропротезы, которые устанавливаются вместо отсутствующих тканей и воссоздают анатомическую форму зуба. В протезировании молочных зубов используются для устранения дефектов с обязательным сохранением зубной пульпы.
Мостовидные протезы Нержавеющая сталь, сплавы металлов Конструкция, состоящая из нескольких коронок, которая крепится к естественным зубам. Восстанавливает функцию жевания и сохраняет эстетику улыбки.
Иммедиат-протезы Акрил, нейлон Самый популярный вид частично-съемных протезов. Используется для замены одного утраченного зуба. Почти незаметен. Требует привыкания. Характеризуется отсутствием противопоказаний и подходит всем пациентам без исключения.
Бюгельные протезы Нейлон Удобные, обеспечивают равномерное распределение нагрузки между всеми зубами. В точности повторяют контуры десен и потому достаточно сложны в изготовлении и требуют нескольких посещений стоматолога. Эластичные и гибкие, они фиксируются на соседних зубах мягкими нейлоновыми кламмерами. Требуют некоторого привыкания. Не натирают десну, почти не видны за счет своей прозрачности.
Полные покрывные протезы Акрил, нейлон Заменяют полностью все зубы на одной или обеих челюстях. Крепятся к небу путем присасывания или при помощи специального крема. Они отличаются прочностью и не нуждаются в особом уходе.

Как выбрать клинику для протезирования молочных зубов?

При выборе клиники для протезирования молочных зубов необходимо изучить информацию об учреждениях, осуществляющих эту процедуру, и, в частности, узнать о наличии у них лицензий на оказание стоматологических услуг детям. Таких клиник немного, но стоит все-таки озадачиться поиском именно той стоматологии, где вашему ребенку окажут профессиональную помощь по протезированию молочных зубов специалисты с соответствующей квалификацией.

Как ухаживать за детскими протезами?

Дети должны ухаживать за зубными протезами так же, как и за естественными зубами. Необходимо чистить зубы дважды в день и после каждого приема пищи. При отсутствии необходимых условий для этого допустимо полоскание чистой водой и применение зубной нити. В отдельных случаях, в зависимости от материала зубных протезов, необходимо проводить регулярную профессиональную чистку зубных протезов в стоматологическом кабинете.



Профилактика протезирования зубов у детей

Преждевременной утраты молочных зубов, а значит, и протезирования зубов у детей можно избежать, если своевременно и регулярно посещать стоматолога, который диагностирует состояние зубов, выявит возможные дефекты прикуса и заболевания полости рта. Правильный уход за зубами и посещение профилактических осмотров позволит устранить проблему на начальной стадии, избежать потери зуба и необходимости протезирования. Немаловажную роль в сохранности молочных зубов играет и питание ребенка. Ведь при недостатке нужных растущему организму веществ зубы разрушаются сами, без механического воздействия на них. В настоящее время при занятости родителей, неблагоприятных экологических и экономических факторах состояние зубов у детей с каждым днем ухудшается и протезирование молочных зубов приобретает все большую актуальность. Поэтому следует принимать профилактические меры для сохранения здоровья зубов с ранних лет.



Цены на протезирование зубов у детей

Стоимость протезирования молочных зубов зависит от категории клиники, квалификации специалиста, объема работы зубного техника и материала, из которого будет изготовлен протез. При этом первичная консультация детского стоматолога в большинстве клиник проводится бесплатно.

Конструкции зубных протезов, применяемые в клинике протезирования детей, имеют особенности, обусловленные особенностями детского организма и их назначением.

Основное показание к их применению - нормализация функции жевания, глотания, речи, дыхания, профилактика морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстно-лицевой области, воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.

Конструкции протезов должны быть простыми, чтобы не осложнять процесс их изготовления, быть доступными для всех детей, нуждающихся в протезировании. В практике зубного протезирования детей применяются следующие конструкции зубных протезов: вкладки, коронки, штифтовые зубы, съемные пластиночные протезы, мостовидные протезы и распорки, а также протезы - аппараты.

По назначению они делятся на лечебные, профилактические и фиксирующие. Лечебные восстанавливают морфологические и функциональные нарушения.

Профилактические предупреждают формирование аномалий и деформаций при развитии и формировании зубочелюстной системы.

Фиксирующие - для фиксации других конструкций зубных протезов, ортодонтических аппаратов, лечебных и прокладочных материалов.

По способу фиксации они делятся на несъемные и съемные.

По времени применения (использования) - временные и постоянные, хотя понятие постоянные в детском возрасте относительное, т.к. с ростом, развитием и формированием зубочелюстной системы все конструкции зубных протезов необходимо периодически заменять.

Искусственные коронки

Коронки, применяемые в клинике детского протезирования для удобства изложения, принято условно разделить на «временные» и «постоянные».

К временным относятся профилактические или фиксирующие коронки. Ими покрывают не кариозные зубы, а используют, например, на фронтальные зубы при травматическом отломе угла или режущего края для фиксации лечебного материала, применяя биологический метод лечения пульпита, для фиксации профилактических аппаратов (протезов) у детей с дефектами зубных рядов, предупреждающих смещение зубов, для фиксации ортодонтических аппаратов.

При использовании временных коронок, зубы не препарируют, при плотно стоящих зубах проводят физиологическую сепарацию с помощью эластичных колец или прокладок, а в некоторых случаях достаточно незначительно истончить апроксимальные поверхности.

Особенностью временных коронок является то, что их край должен располагаться на уровне десневого края потому, что:

1) если коронка изготавливается на временный зуб, то, исходя из его анатомической особенности - расположения экватора в области десневого края – коронка будет плотно охватывать зуб, а при попытке введения ее в зубодесневой карман она будет травмировать край десны;

2) если коронка изготавливается на постоянный зуб, то она в области шейки будет значительно шире зуба, поскольку должна пройти через непрепарированный экватор, а, следовательно, при попытке введения ее края в зубодесневой карман, она также будет травмировать десну.

Для изготовления временных коронок используются тонкостенные гильзы, толщиной 0,14 - 0,15 мм. Во время технологического процесса изготовления коронки ее толщина уменьшается до 0,11 - 0, 12 мм. Исходя из этого, после наложения такой коронки появляется незначительное завышение прикуса, которое самоустраняется через 1 - 2 дня, а поэтому не является причиной патологических состояний.

После выполнения своей функции временная коронка свободно снимается аппаратом Коппа, поскольку поверхность эмали зуба гладкая.

При необходимости изготовления постоянных коронок применяются общепринятые врачебные правила и технические методы в зависимости от их конструкции (рис. 156).

Для протезирования штифтовыми зубами в детском возрасте пригодны преимущественно корни верхних передних зубов и премоляров, имеющих один корень, а также нижние клыки. Корни нижних резцов и премоляров плоские и истонченные и при механической подготовки канала корня под штифт его стенки истончаются, что приводит к перфорации или поломки корня штифтом.
Требования к корню под штифтовый зуб полностью соответствуют требованиям как и для взрослых.

Учитывая анатомические особенности корней и каналов в детском возрасте (тонкие стенки и широкий канал), а также наиболее частое осложнение при протезировании штифтовыми зубами в виде расцементировки и возможного полома корня, для детей разработана специальная конструкция штифтового зуба.

Ильина - Маркосян Л.В. предложила конструкцию штифтового зуба, особенностью которой является то, что в ней имеется приспособление улучшающее фиксацию, герметизацию устья корневого канала и является амортизатором неблагоприятных для корня боковых нагрузок. Это приспособление представляет собой литую вкладку в устье корневого канала кубической формы с сечением 2 –3 мм.

Схема разновидности вкладок изображено на (рис. 157), где видно, как сила, направленная на зуб под каким – либо углом к его вертикальной оси, достигнув препятствия в виде стенок вкладки, раскладывается на две: вертикальную и горизонтальную. Из них практически опасной может быть только горизонтальная, которая значительно ослабляется встречным сопротивлением.

Итак, данная конструкция штифтового зуба имеет следующие положительные свойства:

1. Плотно прилегает к поверхности корня и герметично обтурирует устье корневого канала.
2. Надежно фиксируется на корне.
3. Наличие вкладки раскладывает (перераспределяет) все виды нагрузки на большую площадь поверхности корня, выполняя амортизирующую функцию.
4. Не оказывает отрицательного влияния на корень и ткани зуба.
5. Эффективна в эстетическом отношении.
6. Несложна в изготовлении.

Конструкция штифтового зуба Ильиной - Маркосян Л.В. имеет существенный недостаток в том, что в результате формирования полости под вкладку кубовидной формы неравномерно истончаются стенки корня, что снижает их прочность. Поэтому Цитрин Д. Н. предложил формировать полость в виде двух встречных треугольников, обращенных вершинами к устью корневого канала. Основание одного треугольника обращено к вестибулярной, а второго к оральной поверхности. Такая форма полости под вкладку в меньшей степени ослабляет прочность стенок корня.
Недостатком этой конструкции заключается в трудоемкости формировании полости под вкладку.

Нами предложена конструкция штифтового зуба с вкладкой в устье корневого канала ромбовидной формы. Формирование такой полости не трудоемко, сохранившиеся стенки корня имеют относительно равномерную толщину, что не ослабляет его прочность (рис. 158).

Мостовидные протезы

Мостовидные протезы в детской практике принято подразделять на профилактические и лечебные. Функция профилактических мостовидных протезов (аппаратов), сохранение места в зубном ряду в области дефекта для последующего нормального прорезывания постоянного зуба, предупреждая смещение зубов ограничивающих дефект и антогониста. Они применяются только при отсутствии одного зуба.

С этой целью было предложено ряд конструкций, которые просты в изготовлении и применении.

Обычные мостовидные протезы, укрепленные на двух коронках, не применимы в детском возрасте, так как они задерживают рост челюстей. Вред от такого протезирования станет заметным через некоторое время даже по внешнему виду. Например, если при отсутствии у подростка четырех верхних резцов укрепить на клыках мостовидный протез обычной конструкции, рост соответствующего участка верхней челюсти приостановится. В результате может сформироваться прогенический прикус и эстетические нарушения в виде уплощенного лица.

Мостовидные протезы с односторонним укреплением применяют в случае потери одного зуба. При наличии корня зуба, ограничивающего дефект зубного ряда с одной стороны, средством для фиксации протеза может служить штифтовый зуб.

При восстановлении дефектов зубного ряда у детей мостовидными протезами с односторонней опорой (консольные). Неотъемлемой частью детского консольного мостовидного протеза является литая окклюзионная накладка или отросток на оральной поверхности передних зубов, отходящий от тела протеза к зубу непокрытому опорной коронкой. Он предохраняет недостаточно устойчивый опорный зуб от вывихивающих и вращательных движений под давлением языка, откусывания и пережевывания пищи. Окклюзионная накладка располагается в фиссуре на интактной поверхности эмали, а при наличии в зубе кариозной полости изготавливается вкладка с углублением для нее. При протезировании данной конструкцией мостовидного протеза необходимо осуществлять постоянный контроль за тем, чтобы во время роста челюсти окклюзионная накладка не сошла с опорного зуба, если же из наблюдений этот фактор становится явно неизбежным, протез необходимо заменить.

Если мостовидный протез должен быть укреплен посредством штифтового зуба, он готовится по описанному выше методу. Вкладка, расположенная в устье канала, обеспечивает фиксацию искусственного зуба, а небный отросток препятствует вращению и расшатыванию опорного корня.

При протезировании зубных рядов у детей мостовидными протезами с двусторонней опорой, для предупреждения задержки роста челюстной кости конструкция протеза должна быть раздвижной.

Раздвижные мостовидные протезы - одна из наиболее удачных конструкций, применяемых в детской практике. Протезы полноценны и эффективны в функциональном и эстетическом отношении, так как укрепляются на естественных зубах и весьма устойчивы. Фиксирующими элементами раздвижного мостовидного протеза могут быть временные или постоянные коронки, штифтовые зубы, а замещающие отсутствующие естественные зубы цельно литые или с пластмассовыми фасетками искусственные зубы. Применение керамики и металлокерамики в этом возрасте нецелесообразно, так как эти протезы временные и после прекращения роста челюстей заменяются на постоянные.

Протез состоит из двух частей, подвижно соединенных между собой. В процессе роста челюсти, части протеза постепенно расходятся (между ними образуется щель), таким образом, развитие и рост челюстей беспрепятственно продолжается.

Принцип подвижного соединения звеньев протеза выдвигается многими из современных авторов и обоснован стремлением предоставить протезу и опорным зубам возможность независимой подвижности в процессе развития, роста и формирования морфофункционального и эстетического оптимума зубочелюстной системы.

Впервые конструкцию раздвижного мостовидного протеза применительно для практики детской стоматологии предложила Ильина – Маркосян. Тело протеза состоит из двух частей, соединенных между собой задвижкой, представленной трапециевидным отростком (в виде ласточкиного хвоста), отходящего от одной половины тела, а во второй половине с оральной поверхности для этого отростка имеется соответствующей формы и размеров паз. Обе половины тела протеза соединяются путем задвижения отростка в паз и собранном положении спаивается с опорными элементами протеза.

Недостатком предложенной конструкции является то, что при раздвижении протеза во время роста челюсти и выхода отростка из паза образуется пустота, которая забивается пищей и плохо вычищается.

Нами предложена конструкция раздвижного протеза, когда паз для отростка - задвижки находится внутри тела и при раздвижении его половин постоянно остается закрытым отростком – задвижкой прямоугольной формы и гигиенические свойства конструкции не ухудшаются (рис. 159).

Копп З. В. предложена конструкция протеза с шарнирными замками, допускающими подвижность частей протеза в пределах определенной амплитуды.
Подвижное соединение протеза обеспечивают его звеньям большую устойчивость и в то же время дают им возможность раздвигаться в стороны вслед за естественным расширением зубной дуги во время роста.

Съемные протезы

Долгое время существовало мнение, что съемный протез для ребенка может явиться моральной травмой и пользоваться таким протезом он не сможет. Однако такое убеждение безосновательно. Как показывает практика протезирования детей съемными пластиночными протезами, что даже дети младшего возраста (3 – 4 года), с интересом относятся к своим «искусственным зубам», охотно пользуются протезами и достаточно быстро адаптируются к ним.

Конструкции съемных протезов для детей, восстанавливая целостность зубного ряда и сохраняя артикуляционное равновесие зубочелюстной системы, также должны иметь свои особенности, отвечающие требованиям растущего детского организма. Кроме того, базис протеза, передавая жевательное давление на беззубый участок альвеолярного отростка стимулирует развитие челюстной кости в данном участке и прорезывание постоянных зубов.

Впервые, частичные съемные пластиночные протезы с конструктивными особенностями для растущего детского организма, были предложены Ильиной – Маркосян Л.В. (1947), которые представляют собой: 1. Протезы, как правило, изготавливаются без кламмеров. 2. Базис протеза не имеет искусственной десны (не перекрывает альвеолярный отросток с вестибулярной поверхности), а заканчивается на уровне гребня альвеолярного отростка. Такая конструкция пластиночных протезов не задерживает рост челюстных костей, а фиксация протеза осществляется за счет анатомической ретенции, адгезии и когезии. При неблагоприятных условиях для фиксации протеза возникает необходимость изготавливать кламмера или перекрыть альвелярный отросток базисом, в таких случаях базис протеза должен быть раздвижным, т.е. иметь свободный разъем (рис. 160). 3. Искусственные зубы ставятся на приточке. 4. Дистальные границы базиса максимально расширены: на верхней челюсти до линии «А», на нижней челюсти базис перекрывает ретромолярное пространство.

Шарова Т.В. (1983) считает целесообразным край базиса протеза заканчивать в области переходной складки, обосновывая это тем, что при наличии достаточного физиологического раздражения наиболее активный оппозиционный рост челюстных костей, особенно нижней челюсти, происходит с вестибулярной поверхности альвеолярного отростка. Кроме того, у основания альвеолярного отростка образуется плотный костный рубец, который препятствует своевременному прорезыванию постоянных зубов. Наступает преждевременная атрофия альвеолярного отростка.

Конструктивной особенностью такого протеза является то, что с вестибулярной поверхности, на всем протяжении ската «беззубого» участка альвеолярного отростка, где должен располагаться базис протеза, шаблонное пространство между слизистой оболочкой альвеолярного отростка и внутренней поверхности базиса величиной 1 – 1,5 мм для оппозиционного роста альвеолярного отростка и апикального базиса. Край базиса с вестибулярной повехности на уровне переходной складки должен быть утолщен в виде валика и закруглен на всем протяжении. Он погружается в переходную зону и натягивает слизистую оболочку в этой области. Вследствие того, что существует органическая связь слизистой оболочки преддверия полости рта и надкостницы, последняя через слизистую оболочку получает соответствующее раздражение, в ответ на которое происходит усиленный аппозиционный рост костной ткани альвеолярного отростка и апикального базиса.

Развитие, рост и формирование полноценной в анатомическом и функциональном отношении зубочелюстной системы возможно при условии нормального морфологического развития в эмбриональном периоде полноценной биологической потенции растушего организма и выполнении всех физиологических функций с адекватной нагрузкой.

Полное отсутствие зубов и их зачатков у детей является следствием нарушений развития органов эктодермального генеза (эктодермальная дисплазия). Такая врожденная патология приводит к различным по степени тяжести нарушениям развития и роста альвеолярных отростков и челюстных костей, а следовательно, нарушаются все основные функции зубочелюстной системы. Ребенок с полным отсутствием зубов (рис. 161).

Чтобы при такой патологии развитие и рост челюстных костей максимально приблизить к физиологическим условиям, необходимо создать артикуляционное равновесие, и условия для формирования неразвившихся функций зубочелюстной системы вследсвие врожденной патологии. Это обосновывает необходимость своевременного рационального зубного протезирования уже в раннем детском возрасте, которое является одним из составляющих комплекса мероприятий санации полости рта и профилактики различных стоматологических заболеваний.

Для успешного решения этой проблемы необходимо одновременно рассматривать три очень важных аспекта, учитывая возраст пациента:

1. Постановка пациентов с такой патологией на диспансерный учет у врача - ортодонта и оказание своевременной специализированной помощи в полном объеме;
2. Проведение квалифицированного анализа психо-эмоционального состояния пациента и его интеллектуальной способности адекватно воспринимать необходимость проводимых врачебных манипуляций;
3. При протезировании не только максимально исключить вероятность задержки естественного роста челюстных костей, но и создать артикуляционное равновесие, и условия для формирования неразвившихся функций зубочелюстной системы стимулирующие их развитие и рост.

С целью восстановления функций зубочелюстной системы, а в первую очередь функции жевания, необходимо осуществлять протезирование детей полными съемными зубными протезами.
Максимально ранним возрастом возможного зубного протезирования детей мы считаем 3 - 3,5 года, что соответствует данным исследований Л.М. Демнера, П.С. Флиса, Т.В. Шаровой. В этом возрасте от ребенка уже можно ожидать адекватного, соответственно возрасту, понимания необходимости самого протезирования, так и всего комплекса врачебных манипуляций, проводимых на различных этапах изготовления протезов. Кроме того, учитывая психо-эмоциональное состояние ребенка при полном отсутствии зубов, правильно проведенная психологическая подготовка и квалифицированные, доступные для детского восприятия рекомендации, позволят выработать у него элементарные правила и приемы пользования полными съемными зубными протезами и избежать возможных осложнений.

Учитывая рост детского организма, а следовательно, постоянное увеличение размеров и изменение формы челюстных костей, возникает проблема сочетания двух взаимоиcключающих факторов при протезировании полными съемными протезами:

1. Для изготовления функционально полноценных полных съемных протезов необходимым условием является плотное прилегание базиса протеза к всей поверхности протезного ложа и создании клапанной зоны в области переходной складки;

2. В то же время, необходмиым условием возможности постоянного роста челюстных костей у детей является свободная от базиса протеза вся вестибулярная поверхность альвеолярного отростка.

Решая эту задачу, для протезирования детей при полном отсутствии зубов нами предложена конструкция полного съемного протеза с эластичной прокладкой. Протез за счет своих конструктивных особенностей не задерживает естественного роста челюстных костей, но в то же время создается клапанная зона, обеспечивающая его хорошую фиксацию и стабилизацию во время функции.

Данная конструкция полного съемного зубного протеза применялась нами для протезирования детей с трехлетнего возраста. Во всех случаях отмечен хороший лечебный результат (рис. 162).

Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка