Как оградить ребенка от неуравновешенного родителям. Консультация для педагогов: Организация работы с психологически неуравновешенными детьми

Елена Колобова
Социально неуравновешенные дети: их проблемы и возможности решения

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Социально неуравновешенные дети :

их проблемы и возможности решения

Воспитатель : Е. С. Колобова

Социально неуравновешенные дети - это дети , не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом , внешним миром.

Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается, как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, конформность, аутичность, т. е. гипоактивность.

И то и другое - гиперактивность и гипоактивность - формы, часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей .

Разделение на гипоактивные и гиперактивные формы поведения социально неуверенных детей носит условный характер. Даже гипоактивные дети часто могут проявлять агрессивность, но, с методической точки зрения, гиперактивность в агрессивной форме следует выделить в самостоятельный вид проявления социальной неуверенность

Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремиться самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно умные родители стараются помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение , социально - компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.

Для нормального развития, каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому - либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах - беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е то, что мы называем социальной неуверенностью .

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе - положительную Я - концепцию, которая определяется тремя факторами :

Чувством собственной значимости;

Уверенностью в способности к какому - либо виду деятельности, т. е. осознанием собственной компетенции;

Убежденностью в импонировании другим людям.

Все эти факторы имеют социальный характер .

Социально неуверенные , имеющие неадекватную оценку дети склонны , чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением.

СЕМЬ АСПЕКТОВ СОЦИАЛЬНО НЕУВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.

1. Мотивами социально неуверенного поведения являют социальные страхи , возникающие при неадекватной социализации , которая формирует дефицит социальных навыков .

2. Социально неуверенное поведение на основе социального страха связано с повышенным вниманием к себе (центрацией на себя, заниженной самооценкой, ожиданием неудач, не успешностью, повышенной зависимостью от оценки социума .

3. Продолжительно функционирующий, воспроизводящий и поддерживающий сам себя порочный круг социальный страх - социально неуверенное поведение постепенно становиться для ребенка установкой, т. е. выстраивается в структуру личности.

4. Формы неадекватной социализации уже отсутствуют в реальной жизни, но продолжают существовать в памяти в виде установок, в виде внутреннего социального цензора . При дефиците социальных навыков этот цензор , оценивая опасность получения негативного мнения от социума при прогнозировании социального взаимодействия , блокирует многое, часто необходимые для здоровья ребенка действия.

5. Блокада действия при дефиците социальных навыков приводит к реакции беспомощности в форме социально - неуверенного поведения : пассивности, аутичность, безынициативности, отчуждения, неприятия, и т. д.

6. Социально неуверенное поведение возникает в определенной ситуации при взаимодействии (мысленном или реальном) с социумом . Внутреннее или внешнее «око социума » подталкивает ребенка к социально неуверенному поведению.

7. Индикаторами социально неуверенного поведения являются большое число вербальных и невербальных поведенческих стереотипов, структура социальных контактов и деятельность ребенка вне этих контактов.

СОЦИАЛЬНО КОМПЕТЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - ПУТЬ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.

Анализ социально неуверенного поведения указывает на то, какие навыки отсутствуют у ребенка и какие причины лежат в основе этого.

Социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям.

Социально компетентное поведение различается по трем уровням : большой и разнообразный набор техник поведения; адекватное восприятие ситуаций, способность к рефлексивному контролю как ситуации, так и альтернативного поведения.

Компоненты социально компетентного поведения :

Умение сказать «нет»

Умение выражать желания и требования

Владение навыками эффективного общения : умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;

Выражать как позитивные, так и негативные чувства.

Социальо компетентное поведение характеризуют следующие факторы :

1. Умение проявить волю, принять собственное решение

2. Выбор рационального обоснованного поведения, (умение самокритично и рефлексивно наблюдать, оценивать собственное поведение, контролировать свое состояние и освобождаться от социального страха в общении с другими.

3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев, переформировать их в продуктивную форму поведения.

4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения, и не за счет других. Предоставлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.

5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.

6. Узнавать конфликтную или близкую к ней ситуацию. Развивать стратегию ее устранения, искать различные возможности удовлетворения различных притязаний.

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Социальная неуверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков , которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ само утверждающего поведения, творческого самовыражения.

Задача педагога - помочь детям приобрести опыт социального уверенного поведения и развивать в процессе общения их социальные способности .

Для достижения эффекта в работе необходимо опираться на внутреннюю активность ребенка, учитывать интересы детей, стремление к познанию нового, на подражание как врожденный механизм развития.

Публикации по теме:

Утренняя гимнастика на воздухе для детей старшего дошкольного возраста. Проблемы, пути их решения В настоящее время особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах – физкультурные занятия,.

Цвет играет значительную роль в жизни здорового или больного организма и имеет первостепенное значение для ума человека. Он не только делает.

Дидактические карточки для выкладывания решения задач Цель Учить детей выкладывать решение задач на сложение и вычитание в пределах 10.

Конспект НОД «Вежливые дети - лучшие на свете» по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Разработан: Костюченко Светланой Валентиновной воспитателем группы № 5 ГБДОУ ДС №6. Цель. Систематизировать и закрепить знания детей в.

Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.

План проекта по социально-нравственному развитию в старшей группе «Неразлучные друзья-взрослые и дети!» ЦЕЛЬ: Формирование у детей представления о семье, родственных отношениях и культуре общения со взрослыми и сверстниками. ЗАДАЧИ: 1. Способствовать.

Семинар-практикум «Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции». Семинар-практикум «Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции». План семинара: 1. Теоретическое обоснование проблемы - психологический.

В начале сентября в нашем детском саду стартовала акция: "Дети против ДТП".Сегодня я предлагаю вам фото отчёт об этом мероприятии. Всю.

Современные проблемы литературного развития дошкольника и возможные пути их решения Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Чтение веками служило средством становления.

Возможности современных технологий в работе по коррекции социально-эмоциональной сферы воспитанников Конспект методического объединения педагогов ДОУ

Проведя с нашей помощью анализ поведения вашего ребенка вы сможете разобраться в том, почему, например, он капризен или неуравновешен, какие черты его характера привели к этому или что мешает ему адаптироваться в среде сверстников.

Поняв какой же он, что им движет и что мешает, вы одновременно при этом открываете путь к коррекции поведения ребенка для более эффективного его развития и воспитания, что значительно облегчит жизнь малыша и сделает ваше общение с ним более легким и приятным.

Вспыльчивых детей характеризует:

* Очень легко огорчаются и сердятся, при этом активно пытаясь изменить то, что им не нравится через моторный (двигательный) акт. Предпочитают действовать, нежели думать и говорить. Им придется много тренироваться, чтобы облекать свои мысли в словесную форму.

* Некоторые дети, даже груднички, склонны использовать мышцы и моторную систему, чтобы высвободить свою отрицательную энергию. У них наблюдается чрезмерная моторная активность, они могут стучать руками, ногами и, даже, головой об пол. Эти действия ребенка создают шумовой эффект, который необходим, как ему кажется, для усиления степени воздействия.

* Ребенок сосредоточен на двигательной активности, на своей моторной системе, воспринимает мир и понимает его лучшим образом через движения.

* Он ведет себя так, как будто пытается втиснуть весь огромный мир внутрь маленькой ракушки.

* Ребенок любит эксперименты. Он ""прыгает в воду"" первым, а затем смотрит куда прыгнул.

* Он начинает обычно с энтузиазмом, но часто не заканчивает работу или игру, так как удовлетворен своей двигательной активностью и не задумывается о цели действия.

* Если игра не работает, он захочет ее сломать; если родители не делают то, что он хочет, он ударит их головой или толкнет. Может отобрать у другого ребенка игрушку, ущипнуть и толкнуть так, чтобы тот упал.

* Ребенок не чувствителен к другим, предпочитает отдаляться от людей, часто не уверен в себе, испытывает страх остаться одному, страх перед разочарованием.

* Нуждается в большом и свободном физическом пространстве. Очень плохо себя чувствует в тесноте при физических контактах с людьми, даже когда и не сталкивается с другими детьми.

Часто родители ребенка опускают руки, прощают и разрешают ребенку все, боясь показаться ворчливыми в глазах окружающих. При этом внутреннее напряжение и дискомфорт в семье усиливаются. Но потом, видя возросшую опасность для ребенка и для своих отношений с ним, родитель неожиданно взрывается и пугает малыша, а затем, переполненный чувством вины, пытается искупить её вновь через всепрощение.

* Родители должны очень четко обозначить рамки дозволенного для ребенка и ни при каких обстоятельствах не снижать свои требования, а, наоборот, иногда в силу необходимости и усиливать их, используя при этом для подкрепления лишь силу голоса и жесты. Степень реакции и сила голоса взрослого должна быть пропорциональна отрицательному поведению ребенка.

* Чем старше ребенок, тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, и меньше физические ограничения и преграды.

* Чем активнее родители с самого начала устанавливали рамки дозволенного, тем меньше им придется потом бороться с отрицательными формами поведения ребенка для коррекции его характера.

* Родитель должен удерживать ситуации по контролем и использовать каждую из них как возможность обучения ребенка, ходя это довольно трудно и требует больших затрат усилий и энергии.
* Часто дети не воспринимают речь взрослых из-за затруднений в переработке слуховых стимулов. Они обнаруживают, что проще понять самого себя, нежели другого. Им необходима тренировка в двусторонней коммуникации через жесты, поведение, а затем через идеи и речь.

* В возрасте 2,5 года ребенок учится конструктивным образом выражать свои чувства с помощью словесных выражений и, понемногу, начинает справляться с приливами злости.

* Частая ошибка, которую допускают родители ребенка - это его ""изоляция"" с требованиями ""замолчать"" и ""сидеть тихо"". Наоборот, необходимо вовлекать малыша в разговор, спрашивать, что чувствует и как думает. Надо помочь ему выразить свои чувства, такие как злость, разочарование, избыток чувств, более абстрактным способом, через речь и идеи.

* Необходимо сглаживать агрессивность ребенка и использовать альтернативные пути для удовлетворения его нужд.

* У ребенка должно быть четкое представление о требованиях взрослых. Тогда он сможет, по мере взросления, предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип своего поведения в зависимости от них, а значит и в более полной мере удовлетворять свои потребности.

Консультация для педагогов: Организация работы с психологически неуравновешенными детьми.

Эмоциональные нарушения у детей.

Развитие эмоционально-волевой сферы – один из важнейших компонентов готовности к школе. Педагоги часто не знают, как вести себя с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными школьниками.

Условно можно выделить три основные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

1. Агрессивные дети. В жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, поэтому обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

2. Эмоционально расторможенные дети. Такие дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то так экспрессивно, что заводят весь класс; если страдают – их плач и стоны слишком громкие и вызывающие.

3. Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются явно выражать эмоции, а свои проблемы переживают тихо, боясь обратить на себя внимание.

Учителю, который работает с детьми, имеющими трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися.

Обстановка в семье очень влияет на эмоциональную сферу детей. Однако порой эмоциональный стресс провоцируют педагоги, сами того не осознавая. Они требуют такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых детей являются непосильными. Игнорирование учителем индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных психических состояний учащегося, школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски.

Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание. Их родителям нужно рекомендовать организацию режима дня.

Родителям и педагогам можно предложить следующие рекомендации – как работать с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения.

1. Нельзя учить детей подавлять эмоции, надо их научить правильно направлять, проявлять свои чувства.

2. Эмоции рождаются в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования, на те или иные ситуации, или явления внешней среды.

3. Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Невозможно избежать негатива в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий" лишь на короткий период снимает проблему, а через некоторое время она проявится более остро. Нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.

4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что переживает. Как правило, бурные аффективные реакции – это результат длительного сдерживания эмоций.

Особенности гиперактивных детей.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности резко выделяются на фоне сверстников своим поведением: чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью надолго сосредоточить внимание на чем-либо.

Специалисты утверждают, что гиперактивность – это лишь одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Главная же проблема – неразвитость механизмов внимания и тормозящего контроля.

Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения у детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков фиксируется чаще.

Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными – слабой успеваемостью и затруднениями в общении с другими людьми.

Низкая успеваемость обусловлена особенностями поведения гиперактивных детей, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т. к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса ее выполнения.

Навыки чтения и письма у них значительно хуже, чем у сверстников.

Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, допущенными из-за невнимательности, невыполнения указаний учителя.

Гиперактивные дети не могут долго играть со сверстниками, являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

Организация работы с гиперактивными детьми.

Чтобы помочь гиперактивным детям преодолеть проблемы, нужно прежде всего выяснить причины наблюдаемых нарушений поведения.

Работа с такими обучающимися должна проводиться комплексно, с привлечением специалистов разных профилей, родителей и учителей. Необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача, поскольку важное место в преодолении синдрома дефицита внимания занимает медикаментозная терапия.

Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может использовать коррекционно-развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение, переключение внимания, на усиление его концентрации и устойчивости.

Педагог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния зависит не только от лечения, но также от доброго, спокойного и последовательного отношения к ребенку.

Относительно дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте.

Как работать с гиперактивными детьми:

    Работу с гиперактивным ребенком следует строить индивидуально, при этом основное внимание уделить проблеме отвлекаемости и слабой организации деятельности;

    по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его за хорошее поведение;

    во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса;

    предоставлять ребенку возможность всегда обращаться за помощью к учителю в случае затруднений;

    учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

    научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

    задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

    на определенный отрезок времени давать только одно задание;

    дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося необходимые коррективы;

    во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Особенности леворуких детей.

Левшами являются около 10% людей, и количество их увеличивается. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Асимметрия рук обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в их работе.

Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно-пространственных заданий.

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой, тем самым провоцируя неврозы и невротические состояния. В последние годы школа отказалась от этой практики.

Очень важно определить направление "рукости" ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу. Это необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению. Вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

Особенности организации познавательной сферы леворукого ребенка могут иметь следующие проявления:

    сниженная способность зрительно-двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк;

    недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, "зеркальность" письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки;

    поэлементная работа с материалом, раскладывание по "полочкам";

    слабость внимания, трудности переключения и концентрации;

    речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

Важная особенность леворуких детей – их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и высокая утомляемость.

Выраженная эмоциональность леворуких существенно осложняет адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

    зрительно-моторной координации;

    точности пространственного восприятия;

    зрительной памяти;

    наглядно-образного мышления;

    способности к целостной переработке информации;

    моторики;

    фонематического слуха;

    речи.

При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

Для леворуких детей рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. Леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен; требовать от него безотрывного письма – противопоказано. Такого ученика в классе рекомендуется сажать у окна, слева за партой: так ребенок не помешает соседу, а его рабочее место будет достаточно освещено.

Следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с определенными нарушениями и отклонениями в развитии конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные проблемы в учебе.

Взаимодействие специалистов, работающих с детьми "группы риска" и их родителями.

Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. В этом процессе важно взаимодействие врача-психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога.

Основные направления деятельности психолога: оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми; формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умений ставить цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся, проективные методы (например, рисунок "Семья", незаконченные предложения). Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, так и воспитателя, учителя.

Различные диагностические приемы, такие как "Портрет моей семьи", "Несуществующее животное" и другие, помогают школьному психологу выявить, прежде всего, причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.

Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различные тренинги и аутотренинги.

У детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, поэтому работа дефектолога будет заключаться в развитии у них внимания, памяти, мышления, восприятия и ориентировки в пространстве. Он должен использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие у детей образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.

Задачи логопеда: обследование состояния речи детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса, устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов в знаниях русского языка.

Общие правила при работе с детьми "группы риска".

Выделим несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с детьми "группы риска".

Во-первых, ответственность педагога в решении этой проблемы особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходима особая осторожность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. Необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Для многих из нас детство и юношество одни из самых беззаботных периодов. Кажется, что нет никаких проблем и преград, нет жестких обязанностей и рамок. Но это, к сожалению, касается не всех. У многих детей и подростков в силу возраста неустойчивая и активная психика, которая, как губка, впитывает не только позитивные моменты, но и негативные эмоции. Кто-то приспосабливается контролировать собственные чувства, а кто-то попадает в пучину проблем и тревог. Психические расстройства у детей – далеко не редкое явление, с которым необходимо бороться. Но как распознать симптомы заболевания? Как они лечатся? К кому следует обратиться?

Что такое психическое расстройство?

С самого детства мы познаем мир. Даже младенец, который выражает чувства лишь на инстинктивном уровне, воспринимает чужие эмоции и интонации. Психика в раннем возрасте открыта к новым впечатлениям. Каждое событие накладывает свой след на социальные навыки, формирует привычки и повадки, помогает найти способ самовыражения в новом мире. Но далеко не всегда эти события несут позитивные эмоции. Даже случайно брошенное слово может запустить непростой механизм формирования тревоги и беспокойства. Часто взрослые не понимают, как именно работает разум ребенка, как он воспринимает слова и поступки старшего поколения.

Подростковые и детские психические расстройства можно условно разделить на четыре категории:

  • тревожные расстройства;
  • шизофрения;
  • социальные расстройства;
  • депрессивные расстройства.

Каждое из этих отклонений может зародиться в любом возрасте. Решающий момент в распознании и лечении психических болезней играют взрослые. Но иногда бывает, что родители теряются, обнаружив у своего чада депрессию или тревогу. Некоторые из них не знают, к кому обратиться. Другие боятся вести ребенка к специалисту, считая, что тем самым они обрекают его на статус «больного». А некоторые до последнего отрицают наличие болезни, списывая капризность или замкнутость на особенность характера или определенного возрастного периода.

Ни в коем случае не стоит заниматься самопознанием такой проблемы, пытаться найти решение в интернете или лечить ребенка по совету знакомых. Все, что связано с травмами психики, должно немедленно исправляться профессионалами, ведь неизлеченная болезнь способна создать огромные неприятности в более старшем возрасте.

Виды психических расстройств

Наиболее часто встречаются расстройства тревожного типа. Они проявляются в виде страхов и фобий у ребенка. Каждое чадо в какой-то мере испытывает тревогу. Маленькие дети боятся разлуки с мамой, подростки часто стесняются выступать перед публикой. Это нормальная реакция на стрессовые ситуации, но бывает, что тревога становится неконтролируемой. Например, образуется панический страх насекомых или животных, боязнь темноты или высоты. При контакте с нежеланным объектом ребенок не просто испытывает дискомфорт, а погружается в состояние глубокого испуга и беспокойства. Именно эти случаи требуют особого внимания и своевременного лечения.

Шизофрения – опасная, но очень редкая болезнь среди детей. Признаки заболевания ярко выражены, и не обращать на них внимания невозможно. Ребенка или подростка мучают слуховые и зрительные галлюцинации, преследует навязчивые мысли, он испытывает паранойю, прослеживается неслаженная речь и замкнутость. Шизофреническое расстройство требует немедленного вмешательства врачей, современная медицина позволяет быстро и эффективно восстанавливать ранимую и уязвимую психику.

Расстройства социального характера проявляются в виде явного нарушения норм общения и поведения. Можно ли их списать на невинное ребячество? Нет! Именно это и отличает болезнь от нормального поведения. Ребенок может пытаться нанести вред кому-то из окружающих, его преследует навязчивые мысли о нарушении общепринятых правил. В первую очередь специалисты начинают разбираться в поведении родителей, так как в этом случае они могут являться пусковым механизмом заболевания.

Депрессивные расстройства часто поражают подростков. У них уже сложилась определенная картина мира, внутренняя картина себя и своего окружения, но не всегда они способны справляться с негативными сигналами извне. Невозможность разрешить внутренний конфликт, побороть стресс провоцирует психологические проблемы. Какая-то часть жизни теряет для них смысл, чувства путаются в клубок, и единственным верным выходом кажется побег от проблемы или полное в неё погружение.

Каждое из этих расстройств необходимо распознавать и лечить. Но как взрослому увидеть зерно проблемы в детской психике?

Симптомы детских расстройств

Психические расстройства у детей могут проявляться как в виде физических отклонений, так и в виде психических. Признаки всегда смешиваются, образуя целую картину заболевания. Она может проявляться в виде таких особенностей:

  • беспричинная тревога и страх;
  • навязчивые мысли или паранойя;
  • частая смена настроения;
  • беспочвенная злоба, агрессивность;
  • замкнутость и социальная изолированность;
  • периодические головные боли;
  • боли живота, тошнота;
  • спутанное мышление;
  • странные телодвижения и нарушение координации.

Некоторые признаки заболевания могут совпадать с какими-то чертами характера. Например, если ребенок сам по себе тихий и спокойный, то некоторая замкнутость, в отсутствии других симптомов, совсем не означает наличие какой-то болезни. Так как дети и подростки часто не могут совладать со своими чувствами и понять внутреннюю тревогу, психические расстройства у них быстро прогрессируют и выражаются множеством симптомов сразу.

Чтобы обратиться к врачу и начать эффективное лечение, попробуйте разобраться, что же послужило причиной болезни?

Что провоцирует расстройства?

В зависимости от вида и тяжести заболевания расстройства у детей могут обуславливаться самыми разными причинами. Это могут быть причины психологического, физического или генетического характера.

Проблемы психологического характера являются самыми распространёнными. Жесткое обращение с ребенком, отсутствие должного ухода и воспитания, неудовлетворенность жизненно важных потребностей, развод родителей, смерть близкого, травмирующее событие – каждая из этих ситуаций может запустить проблемы с психикой. Дети очень восприимчивы и впечатлительны, порой достаточно неверного слова или эмоциональной картинки, чтобы ребенок испытал глубокий шок и получил психологическую травму. Непонимание между подростками и родителями, проблемы взаимоотношений в школе или компании часто становятся причиной депрессивных расстройств и даже суицидальных наклонностей.

Заболевания, которые вызваны физическими причинами, проявляются с самых ранних возрастов, они тяжелей поддаются лечению и распознанию. Например, мать недоедала во время беременности, принимала наркотики, психотропные вещества или употребляла алкоголь, испытывала сильный стресс или подверглась вирусному заболеванию. Каждое из этих событий влияет на формирование ребенка, в том числе и на устойчивость его психики. У таких детей непостоянный характер, они подвержены неврозам и отклонениям в развитии, могут развиваться тяжелые болезни, вплоть до шизофрении. К этому фактору можно отнести и гормональные проблемы у подростков, которые часто сказываются на их поведении и восприятии.

Генетический фактор тоже играет важную роль. Наличие в родстве человека с шизофреническим расстройством или любым отклонением психики напрямую может сказаться на детях.

Какой бы ни была причина болезни, способ её разрешения остается один – необходимо обратиться к специалисту.

Как и где лечить болезнь?

Психические расстройства у детей решаются с помощью детских психиатров и психотерапевтов. В зависимости от тяжести и вида заболевания, врач назначает лечение. Для начала просто проконсультируйтесь со специалистом, изложите суть проблемы, опишите видимые симптомы. Ребенок страдает фобией или подросток подвержен депрессии? В этом случае вам порекомендуют сеансы психотерапии. Часто они проходят в присутствии члена семьи, для большей поддержки и понимания проблемы. Психиатр найдет корень зла, событие или воспоминание, которое стало причиной расстройства. С помощью специальных тестов и методик доктор научит ребёнка справляться с новыми для него чувствами и эмоциями.

В более тяжелых случаях, когда имеет место шизофрения либо заболевания с ярко выраженными физическими признаками, к психотерапевтическим сеансам добавляется медикаментозное лечение. Успокоительные или противотревожные препараты, антидепрессанты могут сгладить симптомы, подавить негативные эмоции, чтобы терапия проходила более эффективно.

Детские и подростковые расстройства не решатся, если ребенок не будет видеть поддержку взрослых. Каждый родитель и близкий человек в период лечения и реабилитации должен проявлять еще большую любовь и заботу. Не нужно скидывать груз ответственности на ребенка и врача, ведь именно благоприятная атмосфера в семье способствует излечению. Чаще занимайтесь ребенком, водите его гулять, найдите интересные для него занятия, в которых и вы можете принять участие.

Методы профилактики тревоги и беспокойства

Психическое здоровье малыша начинается еще в утробе матери. Здоровый образ жизни и позитивный настрой при беременности – отличный способ профилактики возможных проблем. Чтобы не допустить нарушения психики у ребенка или подростка, родители должны быть внимательными, следить за своей речью и действиями перед ним, посвящать как можно больше времени совместным увлечениям. Семейные обеды и пикники, рыбалка, коллекционирование, чтение, занятия творчеством – вот лишь некоторые способы оказывать поддержку своему малышу. Ни в коем случае не подавляйте в нём задатки собственного «Я», всегда давайте ребенку возможность выбора.

Каждый родитель – не просто наставник и учитель для ребенка, он партнер и опора. Именно на плечи взрослых ложится ответственность за правильное и гармоничное развитие малыша. Не закрывайте глаза на чувства и эмоции маленького человека, ведь в нём зарождается независимая и важная личность!

Эмоциональная неуравновешенность

Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огор-чить или обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который ката-ется по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не вы-сохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подоб-ное поведение детей совершенно нормально.

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни, сов-сем как у нас. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назав-тра -- живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью или переездом на но-вое место, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату... Другими словами, мы понимаем, что его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного об-стоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ре-бенку избавиться от него, часто бывает, что чувства ма-лыша вызывают у нас полное недоумение.

Факт тот, что никто не в силах полностью объяснить подобную эмоциональную неуравновешенность детей. Поэтому до тех пор, пока плохое настроение не затяги-вается надолго -- к примеру, на несколько дней -- и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном со-стоянии или с ним происходят резкие и неожиданные пе-ремены, лучше обратиться за советом к психологу. Если что-то постоянно беспокоит ребенка, специалист сможет объяс-нить, как нам следует поступать. Если, напротив, все в порядке, он успокоит нас, и мы перестанем тревожи-ться. А вообще лучше не придавать слишком большого зна-чения переменам его настроения и позволить ребенку са-мостоятельно обрести эмоциональную стабильность.

Неврозы детей, причины и следствия

Данный вопрос по своей актуальности также заслуживает внимания родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство взрослых просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.

Пословицы говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он: “тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного “Я” доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою “воспитательную политику”, то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается соответствующий ответ. В книге Владимира Леви “Нестандартный ребенок” описывается случай, когда родители обратились к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. Сколько лет вашему мальчику? - спросил психолог. 25 - ответили родители - он уже 3 года как женат. Причина оказалась лежала на поверхности - родители воспитывали своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.

Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем нам грозит “полная невротизация населения”. Общество состоящее в большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.

Может показаться, что я сгущаю краски и рисую апокалиптическое будущее. Да, проблема важна, очень. Но все больше родителей придает значение здоровью своих детей и своих семей в целом. К сожалению, большинству из них приходится действовать методом проб и ошибок, но самое главное - они хотят вырастить здоровых детей. Задумываются о профилактике детских нервных заболеваний и стараются не допускать их. Никто не спорит - современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.

Современная семья “представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом” - пишет А.И.Захаров . Сюда же можно добавить и смешение половых ролей в обществе: становится все более заметна феминизация мужчин и, обратно, мускулюнизация женщин. Мужчины все больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо отметить, эта тенденция существовала и раньше), стараются сложить с себя как можно больше ответственности за этот процесс. Женщины предлагают своим детям стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе), не соответствующий действительности: для мальчиков - образец смеси “прекрасного принца” и “Шварценегера”, не подкрепленный личным примером отца, для девочек до сих пор действует стереотип поведения скромной, домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно пример собственной матери, не соответствующий реальной женщине в современном обществе.

Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в нынешней семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Отношения между родителями изначально в семье строятся скорее на принципах товарищества, нежели на принципах главенства того или иного члена семьи (по патриархальному или матриархальному укладу). Но процесс становления новой семьи труден и болезнен, так как новые роли еще не до конца освоены: мужчин в семье еще тянет стукнуть кулаком по столу и сказать: ”Кто в доме хозяин?”, женщины, воспитанные старшим поколением в ином ключе, вынуждены приспособиться к современным условиям и вести себя более активно, тоже претендуют на роль главы семьи. Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети, то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь, способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей .

На мой взгляд, причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а, в свою очередь и в большинстве случаев, причины повышенной нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, не способности выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью. Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по определению Дж.Пирса, “рассоединенные” , они существуют рядом, но не вместе. Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок нуждается в постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых у него много. Вместо этого современные родители стараются как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Что в свою очередь не способствует здоровью ребенка во всех отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет принимать решения, не соответствующие собственным стремлениям. На что могу ответить: компромисс можно найти всегда, было бы желание. Термин “Воссоединение в родительстве”, предложенный, Дж.Пирсом, на самом деле - актуальное требование к современной семье, реально выполнимое в современных условиях. Оно поможет предотвратить большинство случаев нервных заболеваний детей, что в свою очередь обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения.

Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в последствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став, в свою очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление в собственной семье. По моему мнению, в современную школьную программу надо включить предмет “Родительство”, обучая, что называется “с младых ногтей” премудростям этой сложной науки. Так как пока что редкую нынешнюю семью можно взять за пример для подражания - гармония семейных отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для воспитания гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован от ошибок) .

По мнению А.И.Захарова существуют несколько видов неврозов. В своей книге “Неврозы у детей” он перечисляет их в следующем порядке:

Невроз страха.

Пример девочки 6-ти лет описывает данный вид невроза.

“Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте 5-6 лет. ... Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера... А если ребенок и прежде был беспокойным, то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти, и вот вам набор невротических страхов, как у этой девочки (боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д.). Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может что-то случиться. В своем максимальном выражении это “что-то” означает смерть: от пожара, болезни и т.д. ...Источником подобных страхов была мать, тревожная по характеру, и всего этого боявшаяся в детстве”.

А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в такой особенности психологического развития ребенка, как “феномен ролевой идентификации “ - в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя мамой, мальчики 5-8 лет - отца.

Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила материнский способ поведения.

Неврастения.

“Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями”.

Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт родителей с ребенком, воспринимается последним, как собственная неполноценность. На самом деле, приходится удивляться терпению детей в таких ситуациях. По словам Захарова, родители по его просьбе подсчитали сколько замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300 противоречивых требований (не просьб, обращений, а требований и приказов).

Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье. Часто, упреки в адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот) ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем, что “он старший, на нем больше ответственности, он сам должен понимать”. Как правило оборачивается такая ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой агрессией к младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает причину снижения своего рейтинга у родителей.

Истерический невроз.

“Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте”. Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но причина - та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли”.

Причины возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной причине: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила проявить “педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” - сказала она мне. Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости перед обедом. Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед этим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала - невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешили.

Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна. “Ты нам такой не нравишься” - как бы говорят родители. Таких детей называют “невостребованными”.

На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность заниматься домашним воспитание детей, остальные были лишены такой возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние времени.

Невроз навязчивых состояний.

Последний невроз, описанный Захаровым. “...Обычно проявляется в более старшем школьном возрасте”. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения.

Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).

А.И.Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг: родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая их на плечи порастающих детей, те в свою очередь - на плечи своих детей. И так можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то есть полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.

Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение - период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка в семье.

Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: “Когда нам начинать воспитывать своего ребенка?” На что мудрец им ответил: “Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней”.

На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье, а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

Не менее важно понимание чувства меры - “Ничто не яд, ничто не лекарство - главное мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое “всевидящее око”, родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, так же может привести к возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которую не многие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу этики самих родителей.

Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется рассказывать.

Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят “с больной головы на здоровую” - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей.

Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза “на поверхность” может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

В кабинете у моего отца висел плакат: “Кто хочет работать - работает, кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности”. Перефразируя, можно сказать: “Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет оправдания собственной бездеятельности”.

Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают в виде наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров постоянно подчеркивает, что неврозы у детей - заболевания не генетические, но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.