Ленивый мозг. Что делать

Данил Дехканов написал для ЦП колонку о том, почему человеческий мозг со временем деградирует, и как этому воспрепятствовать.

Вы заметили, что чем старше вы становитесь, тем с меньшей охотой берётесь за ту работу, которая для вас непривычна или связана с большой концентрацией внимания и освоением незнакомых навыков?

Открою вам небольшой секрет. Чтение любимых газет (авторов), работа по хорошо знакомой специальности, использование родного языка и общение с друзьями, которые вас хорошо понимают, посещение любимого ресторана, просмотр любимого сериала… - всё это, так всеми нами любимое, приводит к деградации мозга.

Ваш мозг - ленивая сволочь (как и вы), и поэтому стремится снизить затраты энергии на ту или иную деятельность путём создания своеобразных «макросов» - программ, которые вы выполняете по шаблонам.

Биолог Ричард Симон в начале позапрошлого века назвал эти программы «энграммами» - физической привычкой или следом памяти, оставленным повторным воздействием раздражителя. Энграммы можно представить в виде тропинок, которые нейроны «протаптывают» в вашем мозгу, выполняя одно и то же действие. Чем дольше мы выполняем его, тем меньше энергии затрачивает на это наш мозг.

Иногда эти тропинки превращаются в дороги, а затем и вовсе в автобаны, как например, у этого китайца, собирающего колоду карт быстрее робота:

С одной стороны, это отличная суперспособность - действительно, зачем тратить лишнюю энергию для осуществления однотипных действий? Однако обратная сторона этой способности - снижение пластичности нашего мозга.

Дело в том, что чем дольше мы пользуемся энграммами, тем меньше работают базальные ганглии в нашем мозгу. Их основная функция - вырабатывать нейромедиатор ацетилхолин, помогающий нейронам «прорубать» новые тропинки среди информационного шума нашего мозга (примерно это у вас происходит сейчас, после прочтения данного предложения).

Вспомните свою дорогу на работу или в институт. Если вы ездите по одному и тому же маршруту больше полугода, то ваши действия становятся настолько автоматическими, что параллельно вы можете выполнять и другие действия - читать, слушать музыку, отвечать на почту. В любимом ресторане вам не придётся выжимать из себя ацетилхолин и думать над тем, что вам взять на обед, вы уже знаете наизусть всё меню. За фальшивой улыбкой друга вы сразу же узнаете тревогу, и вам не нужно будет напрягаться для того, чтобы расшифровать эти коммуникативные сигналы.

Казалось бы, зачем всё это менять? А затем, что наша жизнь - непрерывный источник изменений, не поддающихся нашему контролю. К большей части из них нам приходится приспосабливаться, и в этой «гонке хамелеонов» выживает тот, кто быстрее остальных поменяет свой цвет под цвет окружающей среды и сможет поближе подкрасться к насекомому (которых во время кризиса всё меньше и меньше).

Вас могут сократить (как, например, это сделали совсем недавно с тысячами врачей); задачи вашего отдела могут измениться и от вас потребуется овладеть новыми навыками (и если вы не справитесь, вас, опять же, сократят); вы влюбитесь в китаянку и захотите выучить дунганский язык, на котором говорит её родня, и так далее.

Поэтому пластичность мозга надо постоянно поддерживать и тренировать. Представьте, что ваш мозг - это бетон, который через какое-то время застынет.

Образ «затвердевших» мозгов вам станет понятней, если вы посмотрите на большинство 70-летних стариков, не способных освоить таймер на микроволновке, воспринимающих в штыки всё новое, выполняющих годами однотипные действия (или воспроизводя шаблоны мышления). Эти «тропинки» в их головах превратились в норы и тоннели в скальных породах, и «прорыть» проход в соседнюю пещеру практически невозможно.

Ваша задача - постоянно перемешивать эту «мыслительную смесь», не дать ей затвердеть. Как только мы расслабляемся и начинаем использовать энграммы, какая-то часть нашего мозга затвердевает и мы даже не замечаем этого.

Что делать для того, чтобы остановить деградацию мозга

Я выделил десятку самых простых, но вполне эффективных, приёмов:

Следите за собой. Если вы вдруг почувствовали дискомфорт от того, что что-то не так (к примеру, ваш любимый сайт поменял дизайн или в магазине исчез любимый йогурт) уцепите это чувство за хвост и начните его «раскручивать». Почему бы не перепробовать все йогурты или вовсе не начать делать свой?

Не перечитывайте уже прочитанные книги. Не пересматривайте уже просмотренные фильмы. Да, это очень приятное психологически чувство - окунуться в тот уютный мирок, в жизни уже знакомых персонажей, никаких сюрпризов, уже знаешь конец и можешь наслаждаться мелочами, которые в первый раз не заметил, проглотив книгу за час (или просмотрев сезон за выходные). Но в то же время вы забираете у новых книг и фильмов шанс открыть вам что-то принципиально новое, лишаете свой мозг образования альтернативных нейронных связей.

Ищите новые маршруты. Постарайтесь искать новые маршруты для привычной дороги домой и обратно, найти альтернативные магазины, кинотеатры и другие инфраструктурные точки на карте вашей жизни. Это может занять дополнительное время, но может принести и приятные бонусы - к примеру, более низкие цены в магазинах или меньше народа в кинотеатре.

Ищите новую музыку. Если вы меломан, в вашем iPod десятки тысяч композиций, и вам кажется, что ваш вкус весьма богат и разнообразен, то спешу вас разочаровать - чаще всего мы слушаем 50-100 знакомых треков, приятных нам всё по тем же причинам - мы адаптировались к ним, и нашему мозгу не нужно тратить дополнительные ресурсы для их обработки и осмысления.

В мире несколько сот тысяч интернет-радиостанций, и даже если каждый день переключаться на новую, все равно нашей жизни не хватит для того, чтобы переслушать их все.

Ищите новых друзей и знакомых. Да, это, конечно же, здорово, когда есть друзья, с которыми приятно собираться каждую пятницу и обсуждать футбол или новое платье Бейонсе. Психологически комфортнее.

Но ведь большинство из нас живут в мегаполисах, зачем ограничивать свой круг 4-5 людьми, причём чаще всего выбранных не нами, а «навязанных» обстоятельствами - школой, институтом, работой?

Социальные инструменты, заложенные в нас, очень сильно влияют на наш образ мышления, и иногда бывает так, что мы, под влиянием тех или иных друзей, меняем точку зрения, набор интересов, а иногда и вовсе род деятельности.

Заведите детей. Дети являются перманентным источником хаоса и неопределённости в вашей жизни. Они - живые «бетономешалки» в вашей голове, рушащие все шаблоны и перекраивающие ваши устоявшиеся маршруты по-новому.

У меня три сына разных возрастов, которые каждый день вносят что-то новое своими вопросами, поведением, пытливостью ума и непрерывными экспериментами со всем вокруг. Вы сами не заметите, как ваше мышление раскрепостится и вы начнёте думать по-другому.

Если завести детей у вас пока не получается, то можно начать с собаки. Она, во-первых, требует прогулки (а свежий воздух полезен для мозга). Во-вторых, вовлекает вас в невольное общение с другими собачниками. И в-третьих, тоже может стать источником хаоса (моя, например, когда бегает за мухами, не обращает особого внимания на препятствия, возникающие на её пути).

Перестаньте критиковать. «Какой ужасный дизайн!», «Как отвратительно они сделали развязку!», «Как неудобно сидеть в этих новых креслах!», - эти и миллионы других сообщений в Facebook, из уст ваших коллег и ваших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, вы не можете изменить. Или можете, но приложив множество усилий, которые того не стоят. Согласитесь, есть ведь более интересные занятия, чем требовать в ресторане книгу жалоб и писать кляузу на хамоватого официанта?

Гораздо полезнее для вашего собственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг продолжить жить в новой реальности.

Ваши диалоги должны выглядеть примерно так: «Новое меню? Отлично, а то старые блюда уже приелись!», «Новый ремонт дороги, нужно искать объезд? Отлично, значит через месяц тут не будет таких колдобин, а пока идёт ремонт, я узнаю об этом районе что-то новое!», «Новая операционная система? Супер! У меня теперь появился новый занимательный квест - найди панель управления!»

Перестаньте вешать на людей «ярлыки» . Это очень удобно – вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил – поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу. Изменила мужу? Шлюха! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит «Дождь»? Белоленточник!

Каждый из нас находится под действием, может быть, ещё большего давления жизненных обстоятельств, чем тот же Родион Раскольников, однако многие находят его размышления, описанные Достоевским, интересными, а соседки-разведёнки с двумя детьми – чем-то вульгарным и не заслуживающим внимания.

Экспериментируйте с ароматами. Несмотря на то, что эволюция вытеснила на второй план наши рецепторы обоняния, запахи всё еще имеют на нас огромное влияние. И если у вас есть любимая туалетная вода, которую вы не меняете уже годами, то самое время её поменять. И делать это с некоторой периодичностью.

Учите иностранные языки. И для этого не обязательно влюбляться в китаянку, можно найти другую мотивацию, связанную, к примеру, с профессиональными интересами, или хобби. Иностранные слова и связанные с ними семантические поля зачастую отличаются от вашего родного языка, и их изучение является, пожалуй, самым эффективным инструментом для тренировки пластичности мозга (особенно, если отходить дальше от туристического лексикона и углубляться в культурные особенности).

Не следует также забывать, что наш мозг устроен гораздо сложнее, чем многим кажется. Энграммы, связанные с прослушиванием одной и той же музыки, влияют на то, как мы общаемся с друзьями. Неожиданные ощущения от запаха блюд в новом ресторане могут разбудить в вас желание переоценить слова и поступки любимого человека (понять и простить). А прогулка после работы по незнакомой улице натолкнуть на мысль о том, как найти подходящее решение в проблеме, возникшей на работе. Поэтому вышеперечисленные лайфхаки лучше всего комбинировать.

Насколько наш мозг ленивый? Когда мозг развивается, а когда нет? Как правильно организовать жизнь так, чтобы мозг развивался, а не тупел? Полезно знать, что приводит его к лени.

Что приводит мозг к лени?

Знакомые действия – это первое.

Что такое знакомые действия? Когда-то вы научились ходить. С тех пор много потренировавшись, ходите «на автомате». Что произошло? Информация о постоянно выполняемых определённых действиях переходит в долговременную память: действия автоматизируются и совершаются с минимумом энергетических затрат. Действия становятся знакомыми, привычными. Для выживания это нормально. Любое живое существо стремится сэкономить энергию. Человеческий мозг – самый энергозатратный орган, – не исключение.

Как реагирует на знакомые, автоматизированные действия наш мозг? То, что мы делаем какие-то действия постоянно, никак не изменяем их и не «разбавляем» другими, приводит к тому, что мозг уже даже не включается. Это плюс, если ставится цель автоматизации действия, но огромнейший минус, если стоит задача развития ленивого мозга.

Ещё нюанс. Не всегда долговременная память играет на пользу преодоления лени мозга. У человека формируются очень устойчивые нейронные связи. Постоянно выполняемые знакомые действия меняют даже химическую структуру нашего мозга. Поэтому если мы хотим, чтобы наш мозг не ленился, полезно уходить от многократных повторений. Почему вредна, например, зубрёжка. Вроде зубрим – зубрим, а в результате мозг уже не воспринимает информацию. Например, когда вы читаете текст первый раз, это ещё интересно, а когда 3-4-й – понимаете, что в голову ничего не лезет.

Вывод. Мозг развивается только тогда, когда в жизни происходят какие-то изменения. К сожалению, наше тело работает так: не используемое атрофируется. То же самое происходит с нашим мозгом, и поэтому полезно почаще уходить от знакомых действий. Это раз.

Негативные эмоции – это второе.

За ленью стоят фобии (боязнь чего-то). Когда мы боимся что-то делать, то всячески это оттягиваем. Находим 1000 аргументов, почему этого не надо делать. Фобии проявляются в эмоциональном настрое. Полезно следить за своим эмоциональным настроем и учить этому детей.

Мозг настроен больше на негативные эмоции. Так уж случилось, что мы все выходцы из природы, где человеку чаще всего приходилось выживать. Всё новое воспринималось с опаской, мозг привык настраиваться на негатив. Специалисты по позитивному мышлению призывают-призывают мыслить позитивно, но мысли, что всё плохо, вылезают постоянно.

Как избавляться от отрицательных эмоций? Предлагается спорт. Полезно уточнить: не спорт, а физические упражнения. В чём разница?

Спорт и ленивый мозг.

Спорт нацелен на достижение, и обычно спортсмен работает на грани своих возможностей. Поэтому любые спортивные достижения – это часто негатив, это достижения через боль и негатив. «Победил» – негативная эмоция. Если ставить по шкале стрессогенности, то радость от победы для человека не менее стрессовая, чем поражение. Проводили исследования и выяснили, что тяжелее всего переживают негативные эмоции спортсмены, занявшие второе место, а больше всего радуются победе не победители, а занявшие третье место.

Физические упражнения и ленивый мозг.

Физические упражнения для нашего ленивого мозга очень-очень полезны. Любое напряжение, стресс провоцирует выработку гормонов стресса, у которых есть способность блокировать наше тело, скапливаясь в мышцах. Организму надо от них избавляться, что трудно. Например, адреналин сжигается только физически. Есть три варианта избавиться от негатива:

  1. аэробная физкультура (обратите внимание - аэробная),
  2. прогулка бодрым шагом на свежем воздухе,
  3. массаж.

Но массаж уступает первым двум, являясь пассивным методом. Активные движения сжигают гормоны быстрее. Удивительно ли, что занимающиеся физическими упражнениями люди чувствуют себя более счастливыми.

О негативных эмоциях можно говорить много. Вот последнее время популярна тема «эмоциональный интеллект». Но правильнее начинать не с интеллекта, а с эмоциональной памяти. Потому что у человека в памяти хранятся все воспоминания о пережитых событиях и влияют на развитие мозга. Это так называемые энграммы

Энграммы и ленивый мозг.

Имеется такое понятие: энграммы. С греческого переводится как «всё записано». То есть в мозгу записаны все действия, как поступать в определённой ситуации. Самое интересное, что опираемся мы иногда не на свой опыт. Например, попадая в стрессовую ситуацию, вы ведёте себя как ваши родители, неосознанно выдавая фразы, действия как у них. Почему так происходит? Мозг как губка максимально воспринимает информацию до 5 лет. В это время формируются представления и в отношении себя, и к семье, каким-то ситуациям жизненным, например, к деньгам и т. п. А не всегда предыдущий опыт (свой – чужой – неважно) хорош и полезен в настоящем.

Что делать, чтобы не жить на автопилоте, с ленивым мозгом?

Статья Д. Дехканова

Чтение любимых газет (авторов), работа по хорошо знакомой специальности, использование родного языка и общение с друзьями, которые вас хорошо понимают, посещение любимого ресторана, просмотр любимого сериала… - всё это, так всеми нами любимое, приводит к деградации мозга.

Ваш мозг - ленивая сволочь (как и вы), и поэтому стремится снизить затраты энергии на ту или иную деятельность путём создания своеобразных «макросов» - программ, которые вы выполняете по шаблонам.

Биолог Ричард Симон в начале позапрошлого века назвал эти программы «энграммами» - физической привычкой или следом памяти, оставленным повторным воздействием раздражителя. Энграммы можно представить в виде тропинок, которые нейроны «протаптывают» в вашем мозгу, выполняя одно и то же действие. Чем дольше мы выполняем его, тем меньше энергии затрачивает на это наш мозг.

Дело в том, что чем дольше мы пользуемся энграммами, тем меньше работают базальные ганглии в нашем мозгу. Их основная функция - вырабатывать нейромедиатор ацетилхолин, помогающий нейронам «прорубать» новые тропинки среди информационного шума нашего мозга (примерно это у вас происходит сейчас, после прочтения данного предложения).

Вспомните свою дорогу на работу или в институт. Если вы ездите по одному и тому же маршруту больше полугода, то ваши действия становятся настолько автоматическими, что параллельно вы можете выполнять и другие действия - читать, слушать музыку, отвечать на почту. В любимом ресторане вам не придётся выжимать из себя ацетилхолин и думать над тем, что вам взять на обед, вы уже знаете наизусть всё меню. За фальшивой улыбкой друга вы сразу же узнаете тревогу, и вам не нужно будет напрягаться для того, чтобы расшифровать эти коммуникативные сигналы.

Казалось бы, зачем всё это менять? А затем, что наша жизнь - непрерывный источник изменений, не поддающихся нашему контролю. К большей части из них нам приходится приспосабливаться, и в этой «гонке хамелеонов» выживает тот, кто быстрее остальных поменяет свой цвет под цвет окружающей среды и сможет поближе подкрасться к насекомому (которых во время кризиса всё меньше и меньше).

Вас могут сократить (как, например, это сделали совсем недавно с тысячами врачей); задачи вашего отдела могут измениться и от вас потребуется овладеть новыми навыками (и если вы не справитесь, вас, опять же, сократят); вы влюбитесь в китаянку и захотите выучить дунганский язык, на котором говорит её родня, и так далее.

Поэтому пластичность мозга надо постоянно поддерживать и тренировать. Представьте, что ваш мозг - это бетон, который через какое-то время застынет.

ВАШ МОЗГ – БЕТОН, КОТОРЫЙ СКОРО ЗАСТЫНЕТ…

Образ «затвердевших» мозгов вам станет понятней, если вы посмотрите на большинство 70-летних стариков, не способных освоить таймер на микроволновке, воспринимающих в штыки всё новое, выполняющих годами однотипные действия (или воспроизводя шаблоны мышления). Эти «тропинки» в их головах превратились в норы и тоннели в скальных породах, и «прорыть» проход в соседнюю пещеру практически невозможно.

Ваша задача - постоянно перемешивать эту «мыслительную смесь», не дать ей затвердеть. Как только мы расслабляемся и начинаем использовать энграммы, какая-то часть нашего мозга затвердевает, и мы даже не замечаем этого.

Что делать для того, чтобы остановить деградацию мозга?
1. Следите за собой
Если вы вдруг почувствовали дискомфорт оттого, что что-то не так (к примеру, ваш любимый сайт поменял дизайн или в магазине исчез любимый йогурт), уцепите это чувство за хвост и начните его «раскручивать». Почему бы не перепробовать все йогурты или вовсе не начать делать свой?

2. Не перечитывайте уже прочитанные книги


Не пересматривайте уже просмотренные фильмы. Да, это очень приятное психологически чувство - окунуться в тот уютный мирок, в жизни уже знакомых персонажей, никаких сюрпризов, уже знаешь конец и можешь наслаждаться мелочами, которые в первый раз не заметил, проглотив книгу за час (или просмотрев сезон за выходные). Но в то же время вы забираете у новых книг и фильмов шанс открыть вам что-то принципиально новое, лишаете свой мозг образования альтернативных нейронных связей.

3. Ищите новые маршруты
Постарайтесь искать новые маршруты для привычной дороги домой и обратно, найти альтернативные магазины, кинотеатры и другие инфраструктурные точки на карте вашей жизни. Это может занять дополнительное время, но может принести и приятные бонусы - к примеру, более низкие цены в магазинах или меньше народа в кинотеатре.

4. Ищите новую музыку
Если вы меломан, в вашем iPod десятки тысяч композиций, и вам кажется, что ваш вкус весьма богат и разнообразен, то спешу вас разочаровать - чаще всего мы слушаем 50–100 знакомых треков, приятных нам всё по тем же причинам - мы адаптировались к ним, и нашему мозгу не нужно тратить дополнительные ресурсы для их обработки и осмысления.

В мире несколько сот тысяч интернет-радиостанций, и даже если каждый день переключаться на новую, все равно нашей жизни не хватит для того, чтобы переслушать их все.

5. Ищите новых друзей и знакомых
Да, это, конечно же, здорово, когда есть друзья, с которыми приятно собираться каждую пятницу и обсуждать футбол или новое платье Бейонсе. Психологически комфортнее.

Но ведь большинство из нас живут в мегаполисах, зачем ограничивать свой круг 4–5 людьми, причём чаще всего выбранных не нами, а «навязанных» обстоятельствами - школой, институтом, работой?

Социальные инструменты, заложенные в нас, очень сильно влияют на наш образ мышления, и иногда бывает так, что мы, под влиянием тех или иных друзей, меняем точку зрения, набор интересов, а иногда и вовсе род деятельности.

6. Перестаньте критиковать

«Какой ужасный дизайн!», «Как отвратительно они сделали развязку!», «Как неудобно сидеть в этих новых креслах!», - эти и миллионы других сообщений в Facebook, из уст ваших коллег и ваших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, вы не можете изменить. Или можете, но приложив множество усилий, которые того не стоят. Согласитесь, есть ведь более интересные занятия, чем требовать в ресторане книгу жалоб и писать кляузу на хамоватого официанта?

Гораздо полезнее для вашего собственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг продолжить жить в новой реальности.

Ваши диалоги должны выглядеть примерно так: «Новое меню? Отлично, а то старые блюда уже приелись!», «Новый ремонт дороги, нужно искать объезд? Отлично, значит через месяц тут не будет таких колдобин, а пока идёт ремонт, я узнаю об этом районе что-то новое!», «Новая операционная система? Супер! У меня теперь появился новый занимательный квест - найди панель управления!»

7. Перестаньте вешать на людей «ярлыки»
Это очень удобно - вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил - поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу. Изменила мужу? Шлюха! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит «Дождь»? Белоленточник!

Каждый из нас находится под действием, может быть, ещё большего давления жизненных обстоятельств, чем тот же Родион Раскольников, однако многие находят его размышления, описанные Достоевским, интересными, а соседки-разведёнки с двумя детьми - чем-то вульгарным и не заслуживающим внимания.

8. Экспериментируйте с ароматами
Несмотря на то, что эволюция вытеснила на второй план наши рецепторы обоняния, запахи всё еще имеют на нас огромное влияние. И если у вас есть любимая туалетная вода, которую вы не меняете уже годами, то самое время её поменять. И делать это с некоторой периодичностью.

9. Учите иностранные языки

И для этого не обязательно влюбляться в китаянку, можно найти другую мотивацию, связанную, к примеру, с профессиональными интересами, или хобби. Иностранные слова и связанные с ними семантические поля зачастую отличаются от вашего родного языка, и их изучение является, пожалуй, самым эффективным инструментом для тренировки пластичности мозга (особенно, если отходить дальше от туристического лексикона и углубляться в культурные особенности).

Не следует так же забывать, что наш мозг устроен гораздо сложнее, чем многим кажется. Энграммы, связанные с прослушиванием одной и той же музыки, влияют на то, как мы общаемся с друзьями. Неожиданные ощущения от запаха блюд в новом ресторане могут разбудить в вас желание переоценить слова и поступки любимого человека (понять и простить). А прогулка после работы по незнакомой улице натолкнуть на мысль о том, как найти подходящее решение в проблеме, возникшей на работе. Поэтому вышеперечисленные лайфхаки лучше всего комбинировать.

И может быть, в один прекрасный день, лет эдак через 30, когда ваш внук принесёт вам свой новый гаджет, представляющий из себя облако нано-роботов, вы не скажете «О боже, уберите от меня эту жужжащую хрень!», а окунёте в него руку со словами «Вау!» и сразу же спросите «А как оно работает и где такое можно купить?».

В интеллектуальном кластере «Игры разума» 11 апреля прошла очередная лекция, посвященная работе мозга и его особенностям, которые мешают нам жить. Перед гостями выступал нейробиолог Илья Мартынов. Он рассказывал про «баги» мышления, объяснял, почему эволюция сделала наш мозг таким ленивым и проводил эксперименты над гостями. Мы сделали репортаж об этом.

Начало то ли лекции, то ли семинара было запланировано на 19:30, но как водится на всех подобных мероприятиях, отодвинулось на более позднее время. Публика, однако, собралась почти вовремя. Ее было интересно рассматривать. В основном пришли люди в возрасте где-то «за 30». Было приятно осознавать, что научпоп любят не только студенты, но и взрослые, которым не лень идти на такие встречи даже вечером буднего дня.

Все затянулось на 15 минут. Кто-то из гостей внезапно сорвался на аплодисменты, приветствуя лектора, но он все равно не спешил начать. Видимо, были какие-то технические неполадки. К счастью, дольше ждать не пришлось, и Илья Мартынов приступил к теоретической части встречи. Да, у нее предполагалось деление на две половины: одна – краткий экскурс в теорию о мозге, другая – упражнения для аудитории.

Лекция началась с вопроса залу: «Зачем нам мозг?» . Ответы посыпались разнообразные, но люди в основном говорили о важнейшей задаче мозга – поддержании жизнедеятельности, а также об обработке им внешних и внутренних сигналов, мышлении, эмоциях и т.д. Илья сказал, что все ответы, в общем-то, были верными, и принялся рассказывать о том, как развивался мозг человека. Залез совсем далеко в историю и поведал про теорию фагоцителлы, гипотетического общего предка всех многоклеточных животных. Мозг же у организмов развивался от простого к сложному.

Эволюционировавший мозг человека теперь устроен так, что ему постоянно нужно обрабатывать новую информацию, чтобы нормально функционировать. Я внутренне порадовалась, ведь это значит, что лекция понравится как минимум моему мозгу. Илья также рассказал про сенсорную депривацию. Этот метод, при котором человека лишают всех сенсорных впечатлений. Для этого обычно помещают в бак, заполненный соленой водой, плотность которой равна плотности тела человека, куда не проникают ни звук, ни свет. Лектор спросил у зрителей, что по их мнению происходит с испытуемым в такой камере. Самая распространенная версия ответа была такой: сойдет с ума.

Выяснилось, что сам Илья пробовал находиться в звукопоглощающей камере без света и возможности выйти. Через какое-то время пребывания там, он начал слышать свои внутренние органы, а потом и вовсе запаниковал. Вывод из этого всего получился простой – мозгу необходимо получать и обрабатывать какие-либо сигналы, чтобы чувствовать себя в комфорте.

Обработка начинается с ориентировочной реакции, по сути, основы всей высшей нервной деятельности. Об этом говорил еще русский физиолог Иван Петрович Павлов. В целом, ориентировочную реакцию можно определить как совокупность всех реакций организма на только что появившийся раздражитель.

Во время этого объяснения по иронии у кого-то из зрителей громко зазвонил телефон. Весь зал обернулся, чтобы рассмотреть источник шума. Получилась хорошая иллюстрация к словам лектора про отвлекающий раздражитель.

После этого Илья спросил у гостей, на сколько процентов, по их мнению, занят мозг. Мне стало особенно интересно, что ответят люди. Потому что миф о 10% используемой части мозга, несмотря на многочисленные опровержения все еще жив. Впрочем, аудитория оказалась осведомленной в этом вопросе.

На экране появился очередной слайд презентации. На нем были изображены два манекена, на которых висели ярлычки с нецензурными словами. Лектор пояснил, что это иллюстрация для динамической стереотипии – особенности нашего мышления навешивать на людей вокруг «ярлыки», основываясь на их внешних чертах или принадлежности к определенной социальной группе. Возвращаясь к постулату о том, что мозгу некомфортно в состоянии неопределенности, не надо забывать о том, что он еще и ленив. Именно поэтому мы все подвержены динамической стереотипии, ведь она позволяет нам избежать утомительного процесса познания особенностей другого человека.

Говоря о лени нельзя избежать обсуждения феномена прокрастинации – откладывания выполнения какой-либо работы на неопределенный период. Хотя Илья считает, что такого феномена нет. Ведь это просто отсутствие ориентировочной реакции, ввиду того, что человек не видит цели. Самые хорошие цели – те, которые поощряет сам мозг при помощи работы дофаминовой системы. Предвкушение удовольствия – это отличный мотиватор для нас. И оно тоже регулируется центральной нервной системой. Так называемый центр удовольствия открыли в 1954 году Джеймс Олдс и Питер Милнер, правда, случайно. Во время экспериментов с крысами они установили электрод в прилежащее ядро мозга животных. Стимуляция запускалась нажатием рычага. В итоге, крысы стали сами нажимать на этот рычаг без остановки, так как получали постоянное ощущение ожидания удовольствия. Правда, предвкушаемой награды они так и не получили.

Естественно, не получая никакого удовольствия в процессе, человеку сложно выполнять какую-либо деятельность. Однако, если он будет иметь достаточную мотивацию, прокрастинацию можно преодолеть. Эксперименты с мотивацией проводили в Университете Дьюка. Нейрофизиологи попросили испытуемых мотивировать себя при помощи различных стимулов (представлять похвалу жены, ругательства тренера и т.д.). В это время им проводили фМРТ и выводили ее результаты на экран в форме условного термометра. Видя повышение «температуры» участники эксперимента становились еще более мотивированными.

Илья посоветовал: «Если вы хотите бороться с прокрастинаций, то приобретите аппарат МРТ и нейротермометр».

На этом теоретическая часть кончилась. Все полученные сведения должны были помочь во время следующей половины встречи, которая включала в себя упражнения.

В моей группе получилось послушать только одну девушку, увлеченно вещавшую о своем хобби – пляжном теннисе. В итоге, все сделали выводы, что она очень общительная и необычная, и ищет что-то яркое в серой питерской жизни. По ее словам, все это оказалось правдой.

Для следующего упражнения, лектор заставил зал делиться на четыре больших группы. Каждой группе выдали текст и фотографию. В тексте содержалось описание человека на снимке. Задачей команды было ответить на несколько вопросов: как они думают, умен ли этот человек, что можно сказать по его внешности и биографии, на что обращаешь внимание сразу при взгляде на фото, и хотели бы они иметь с ним дело? Текст, попавшийся нашей группе, был фантастичен. Согласно ему, человек на фото являлся одновременно ученым, участником наркокартеля и убийцей. Сейчас он отбывает пожизненное заключение. Все мы дружно решили, что мужчина на фотографии весьма неприятная личность.

Внезапно Илья и его ассистенты заявили, что перепутали тексты, и нам придется выполнить задание заново. У меня сразу же возникло подозрение, что «перепутанные» тексты – часть задания. А если точнее – эксперимента. И правда, новая история оказалась полной противоположностью первой. Теперь мужчина был добропорядочным и успешным ученым без криминальных пятен в прошлом. Вывод из этого эксперимента очевидный: мы склонны присваивать определенные черты характера людям и даже по-разному интерпретировать их внешность, основываясь на каких-то изначальных представлениях. В данном случае эти представления мы почерпнули из заданных историй.

Раскрыв суть эксперимента, Илья сказал, что даже если кто-то из нас и догадался о ловушке – это все равно ему не помогло. Люди всегда наступают на одни и те же грабли, и потому бороться с динамической стереотипией и навешиванием ярлыков не так легко. Нужно постоянно поддерживать свой мозг в «подвешенном состоянии»: смотреть на ситуацию с разных углов, пытаться докопаться до истины, не поддаваться желанию повесить очередной ярлык. Только такие инструменты помогают нам решать в будущем сложные задачи.

На этом семинар закончился. Гости остались оживленными и похоже, не пожалели о том, что вместо ленивого времяпровождения дома на диване со смартфономв руках, сходили в «Игры разума». Я не пожалела точно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Был на одном семинаре и ведущая задела за больные точки.

Кошки– Мышки. Точнее, «Мышки» – «Кошки».

Начнем, как исстари водится: «Здравствуй, мой дорогой друг! Нет-нет, это не забавная детская игра, читатель! И не добрая поучительная сказка… Ну, может быть и сказка. И в определенной степени – поучительная. Но вот уж никак не добрая. Скорее страшная… » Здесь надо перейти к пионерскому фольклору: «В черной – черной комнате, в черной-черной коробочке жила маленькая-премаленькая мышь. И каждый день у нее был черный-пречерный…!» Вот о мышах-то и пойдет разговор. Ну и немножечко – о кошках.

Согласно старинной поговорке – «Дурная голова ногам покоя не дает». Это справедливо касательно метаний, в большинстве своем бесплодных. Но в реальной жизни поговорка работает ровно наоборот: дурная голова как раз сковывает ноги, душу, дух и ломает жизнь своему обладателю–хозяину, не давая ему действовать. Кроме того, она постоянно генерирует страх; липкий и вонючий страх бытия. Так человек постепенно превращается в «мышь». Ну, а теперь – обо всем поподробнее.

Мышление человека бывает ПРОДУКТИВНОЕ и НЕПРОДУКТИВНОЕ (как раз та самая «дурная» голова). Эти две модели мышления – «головы» – порождают две четко наблюдаемые модели поведения. Нормальная РАЗУМНАЯ (не тупая) голова вызывает к жизни модель «Человека-кошка», а «дурная» – «Человек-мышь». Давайте знакомиться с ними – с нами – ближе. Так близко, чтобы стало неуютно и больно, и родился вопрос: «А я-то кто? Неужели «мышь»?!»

ДВЕ ГОЛОВЫ. Рассматриваются попарно с байками, прибаутками и жуткими вопросами. Сначала теория, ниже – сказочка.

1.

Скорость мышления определяет и скорость принятия решений человеком, и скорость его дальнейших действий. Кроме того, она же определяет количество альтернатив решений, которые создает мышление в каждый момент времени. Поэтому именно скорость мышления – главный параметр оценки продуктивности мышления и его эффективности (так же, как и у процессора в компе). Абсолютное измерение скорости пока невозможно. Да и не нужно - зачем людей смущать каким-то мыслительным идеалом.

Важно другое: медленный мыслительно человек ВСЕ делает медленно.Ставит задачу и формирует цель; собирает и обрабатывает информацию; сортирует и систематизирует ее; оценивает альтернативы и меняет их в зависимости от «подходящести» к решению задачи и так далее. Проблем бы не было, если бы человек медленно «схватывал» проблему, но быстро ее решал (что характерно, например, для темперамента флегматика). Нет, он вообще сильно тормозит. Но это еще не все.

Вторая проблема в том, что по мере усиления давления задачи медленный человек вообще застопоривается (или заступоривается) и мышление его парализуется тем, что решений все меньше и они никак не подходят. Он, бедный, старается, а все никак не может решить задачу. Далее нарастает растерянность и паника, НО РЕШЕНИЯ ВСЕ РАВНО НЕТ. Мало того, прализованное мышление создает все более НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ решения (все дурнее и дурнее).

У скоростного мышлением человека все части мыслительного процесса протекают быстро, и альтернатив моделируется много. Поэтому для него практически нет нерешаемых задач – пусть с усилием, но решения находятся всегда. Под давлением задачи (когда ситуация ухудшается) скорость мышления ВОЗРАСТАЕТ, это нормальный природный механизм выживания. Чем тяжелее ситуация – тем быстрее разум действует. Так и до гениальности недалеко – если альтернативы постоянно отвергаются, их КАЧЕСТВО РАСТЕТ. Поэтому, мой любознательный друг, первое, что надо развивать в себе – именно скорость мышления. Сначала на стандартных задачах, потом – на нестандартных (на сообразительность).

А теперь зададимся традиционными вопросами: Какая же скорость мышления нужна современному человеку в жизни и бизнесе? А у каждого из нас - какая скорость мышления? Или проще не заморачиваться вообще - тогда ни скорость не нужна, ни мышление?…


2.

Продуктивность мышления (количество решений за единицу времени)


Продуктивность мышления в человеке заложена бесконечная. Это – нормальная функция правополушарной мыслительной машины, которая отвечает за выживание человека в любой ситуации. Поэтому ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ОТ ПРИРОДЫ И ТАЛАНТЛИВ, И СООБРАЗИТЕЛЕН. Если мы рассмотрим развитие продуктивного ребенка с точки зрения мышления поближе, то получим следующую схему:

  1. Каждый ребенок рождается правополушарным. Левополушарное мышление невозможно от природы, так как формально-логическое мышление, которое формирует штампы и оперирует ими – искусственное создание рук человеческих, и оно внедряется в мышление человека только воспитанием и обучением.
  2. Будучи правополушарным – ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ГЕНИАЛЕН, так как талант – суть функция от колоссальной мощности выживания суперсложного объекта, которым является человек. Эта мощность заложена в правом полушарии.
  3. Если родители и все воспитатели ребенка изначально поддерживают в нем созидательные способности с помощью раннего развития, определенных игр и восприятия малыша как мыслящего ОТ РОЖДЕНИЯ человека, то штампы в его мышлении (библиотека левого полушария) формируются медленно . Исключение должны составлять этические и моральные штампы, которые навязываются в обязательном порядке для формирования социализированной личности.
  4. Далее к воспитаниюнормального креативного и ПРОДУКТИВНОГО человека подключаются созидательный спорт, искусства. Формируя необходимые штампы, воспитатели не подавляют креативной мощности ребенка, и тем самым поддерживают продуктивность на высоком уровне. Ребенок творит там, где это можно и нужно ему для развития.
  5. Детский садик или центр развития выбираются таким же образом – чтобы поддерживалась креативность и продуктивность мышления ребенка. Потом также выбирается школа, где высокие науки подхватывают развитие ребенка и помогают родителям. Затем также выбирается институт.
  6. Таким образом, к 21 году формируется человек, у которого правополушарное мышление доминирует, а левополушарное – поддерживает. У человека сохраняется мощная продуктивность и креативность, при хорошей образовательной базе. Мало того, у человека развиты и ОБУЧАЕМОСТЬ, и АДАПТИВНОСТЬ, которые являются основой потенциала человека.

С ребенком (а потом и человеком) непродуктивным – другая история.

  1. Он также рождается правополушарным и талантливым. Однако, под давлением воспитания и образования, базирующегося на штампах (часто вместе с насилием и руганью «Делай, скот, как я сказал(а), а не то!…», «Правильно так, как сказали тебе мы!» и так далее) человек начинает скрывать свой внутренний мир и игры. Он тяготеет к творчеству исподтишка, а сам старается казаться стандартным, отвечающим требованиям взрослых. В этом уже возрасте (с 2-х лет) малыш уже может проявлять сопртивление воле взрослых. Не слушаясь их, он сражается за СЕБЯ КАК ТВОРЦА И ЛИЧНОСТЬ. Взрослые начинают давить.
  2. Соответствующим образом выбирается спорт – «чтобы человека сделать». Потом такой же садик и школа.
  3. И вот в школе на его пути возникает Главный Танк и Бульдозер в одном флаконе – либо «Учительница первая моя», либо учительница русского языка и литературы. Эти два предмета характерны тем, что русский язык сам по себе активно формирует штампы у ребенка, в то время, как литература должны была бы научить ребенка ВЛАДЕТЬ СЛОВОМ (ТВОРИТЬ СЛОВОМ) – писать сочинения. Вторая операция (писать) относится к высшей творческой деятельности. Но этого обучения в большинстве случае не происходит . С точки зрения изучения языка на ребенка давят и предмет, и педагог (чаще всего, горе-педагог, серость, отучившаяся в институте по остаточному принципу – куда без проблем троечников брали). Часто учителя еще и агрессивно обращаются с малышами, уже НЕ НАСТРОЕННЫМИ УЧИТЬСЯ, так как У НИХ ОТБИЛИ ОХОТУ ТВОРИТЬ. А в других предметах творчества не хватает, или вообще нет.
  4. Сюда же надо добавитьотвратительную черту современного общества потребления – разрешение маленьким детям играть в компьютерные игры с самого раннего детства, что вообще оболванивает ребенка, превращая его в тупицу, с детства. ОБУЧАЕМОСТЬ у таких детей или подавлена, или неразвита.
  5. Очень быстро (к средней школе) ребенок понимает, что главное в его школьной жизни – приспособиться к требованиям взрослых. Для этого надо быть стандартным - ребенок начинает активно следовать штампам, потом творить их. Его продуктивность стремительно падать, он превращается в звукозаписывающее устройство, «высиживающее» оценки и зарабатывающее похвалу педагога. И он ее обязательно получит, ведь куда удобнее «педагогам» работать с серостью, чем развивать в детях таланты и работать с неформатными, яркими и сильными личностями , не воспринимающими на веру, тот бред, который несут эти «педагоги» в массы. Педагагигу-то мы уже давно порастеряли…. Все в порядке – новая серость родилась (это первое объяснение, откуда квазитермин «мыши»), тупой создан. УР- Р-Р-Р-ЯЯЯЯЯ! Всем радоваться – у России великое будущее с такими людьми!

Формируется явление, которое называется «Ленивый Мозг». Сначала все задачи рассматриваются как стандартные (нестандартные уже давно неинтересны); потом все штампы сворачиваются в один, самый действенный («Бабло побеждает зло»); потом задачам присваиваются ярлыки «ненужное для решения» и «невозможное для решения» вне зависимости от сложности задачи; затем человек просто не может включить свой мыслительный процесс вовремя; и, в конце концов, мозн формирует психосоматическую реакцию на мыслительную деятельность – подъем давления, рост температуры тела, рвоту, понос и другие веселые защитные реакции.

Нарастающая тупость и склонность к рождению «ленивого мозга» - чудесные плоды родительской заботы типа «Не надо лишать ребенка ДЕТСТВА!!!»

А какие способы развития детей с самого раннего возраста вы знаете? Ибо, если даже Ваши дети уже взрослые, так впереди еще и внуки…

потом выложу ещё, если заинтересовало.