Неделя Всех Святых. О празднике

Стихи:

Господа нашего всех воспеваю друзей я.

Коль изволение есть, всяк пусть вступит в их сонм

В тот же день, первое воскресенье по Пятидесатнице, совершаем празднование всем святым по всей вселенной – в Азии, Ливии и Европе, на севере и юге. Настоящий праздник божественнейшие отцы определили совершать после схождения Всесвятого Духа, как бы указывая, что все это произведено чрез апостолов Его пришествием, которое умудрило и просветило происшедших от нашего смешения, восставило их в [прежнем достоинстве человека] для восполнения отпавшего ангельского чина и чрез Христа к Богу привело: одних – мученичеством и кровью, других – добродетельной жизнью и обычаями.

И вот, совершается то, что превосходит всякое естество. Ибо Дух Святой, по природе своей обладая устремлением ввысь, нисходит в виде огня, а прах земной, по естеству стремящийся вниз, к небесам восходит, и то телесное наше смешение. Ведь плоть наша, ранее воспринятая и обоженная Богом Словом, возвысившаяся и одесную славы Отчей воссевшая, ныне, согласно обетованию, всех имеющих произволение влечет к себе (см.: Ин.12,32), как если бы Бог Слово показал дела примирения и некую предусмотрительнейшую цель пришествия Своего во плоти и домостроительства. Ибо прежде отвергнутых – невежественный народ язычников – приводит Он к единению и дружбе с Собою, тогда как человеческая природа приносит Богу, словно некий начаток, тех, кто благими делами своими были в ней различным образом искусны. Итак, вот первое соображение, по которому мы совершаем празднование всем святым.

Второе же следующее. Поскольку многие угодили Богу величайшей добродетелью, но по разным причинам или неким человеческим обстоятельствам остались неизвестны у людей, великую славу имея, однако, пред Богом, или потому еще, что многие проводили жизнь по Христу у индов, египтян и аравитян, в Месопотамии, Фригии и вверху Эвксинского моря, а также по всему Западу до самых Британских островов, проще же сказать, повсюду на Востоке и Западе, и нелегко было по их неисчислимости почтить всех как подобает по обычаю Церкви, – то божественные отцы, дабы мы снискали помощь у тех, в какой бы земле ни угодили они Богу, а также ради будущих угодников, установили совершать празднование всем святым, объемля чествованием всех преждебывших и последующих, неявленных и явленных – всех, кого освятил Дух Святой, вселившийся в них.

Или еще третье соображение. Всех святых, по отдельности празднуемых ежедневно, следовало и в одном дне объединить, дабы обнаружилось, что все они ради одного Христа подвизались, все одно поприще добродетели прошли и, таким образом, все как Единого Бога рабы по достоинству увенчаны, и Церковь составили, восполнив собою горний мир, побуждая и нас равный с ними предпринять подвиг различного рода и вида, стремясь со всем усердием к тому, к чему у каждого способность есть.

Этим-то всем от века бывшим святым прославленный и премудрый царь Лев посвятил весьма обширный и прекрасный храм. Ближайший к церкви Святых Апостолов, что в черте Константинополя, он сооружался сперва в честь Феофано – первой, как говорят, его жены, весьма угодившей Богу, а это, без сомнения, необычно среди суеты и [постоянного пребывания] в царских покоях. Но сообщив свое намерение Церкви, обнаружил, что та не склоняется к его желанию. Ибо Церковь, понимая образ мыслей царя, все же сочла недолжным женщине, еще вчера и третьего дня к царской пышности расположенной и роскошью испорченной, такую воздавать честь, чтобы храмом великолепным и доселе небывалым ее возвеличить, когда и само время еще не доставило ей всеобщего почитания, благоговейного поклонения и свидетельства, что она Богу угодила. Тогда премудрый царь, с полного одобрения Церкви, посвятил возведенный храм Всем святым, повсюду на земле бывшим, и сказал: «Если и Феофано – святая, пусть к ним будет причислена».

Я же полагаю, что нынешний праздник, который и прежде существовал, начал с той поры более широко совершаться. Оттого и помещают его последним в Триоди, как окончательно, словно ограда, все праздники замыкающий. Ибо хотя благочиние и устроение Церкви исстари началось, мало помалу приходя, как ему и подобает, в лучшее состояние, но в дни этого царя окончательно установлено оно и запечатлено в том чине и порядке, коего доныне держится.

Итак, Триодь, вкратце сказать, содержит последовательное повествование обо всем, что совершил для нас Бог по неизреченным Его определениям: о ниспадении диавола с небес из-за первого ослушания, об Адамовом преступлении и изгнании, обо всем бывшем ради нас домостроительстве Бога Слова и о том, как снова возведены были мы на небеса Духом Святым и восполнили тот отпавший чин бесплотных сил, что заново познается в святых.

Надлежит знать, что ныне мы совершаем празднование всему, что освятил Дух Святой как Податель благ. Разумею под этим высочайшие и сами участвующие в освящении умы, или девять ангельских чинов, праотцев и патриархов, пророков и священных апостолов, мучеников и иерархов, священномучеников и преподобномучеников, преподобных и праведных, и все лики святых жен, и других всех по имени неизвестных святых, с коими вместе пусть будут и те, что впоследствии явятся. Но прежде всех, во всех и со всеми святыми празднуем Святой, Пресвятой и самих ангельских чинов несравненно превысшей Госпоже нашей и Владычице Богородице и Приснодеве Марии.

По ходатайствам непорочной Твоей Матери, Христе Боже, и всех от века бывших святых Твоих помилуй и спаси нас, ибо Ты Один благ и человеколюбив. Аминь.

_______________________________

Т.е. в северном Причерноморье

Византийский император Лев VI Философ, или Мудрый (886-911 гг) известен как ревнитель церковного устава и творец многих богослужебных песнопений, среди которых доныне выделяются стихиры Лазаревой субботы и Св Пятидесятницы

Облако свидетелей. Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице

Все святые, от века угодившие Богу и прославленные Им, уже торжествующие на небе-это благословенный плод страданий, смерти и воскресения воплотившегося ради нашего спасения Христа Бога. Это благодатные плоды пришествия Всесвятого Духа Божия и пребывания Его в Церкви Христовой. Вот почему в заключение всех великих праздников: светоносного Воскресения Христова, преславного Вознесения Его на небо и ниспослания от Отца Пресвятого Духа на апостолов, святая Церковь установила в нынешний день совершать память всех святых, от века угодивших Богу.

Святых Божиих, как звезд на небе, - неисчислимый сонм. Не все люди, угодившие Богу, ведомы миру. Множество великих подвижников совершали свои подвиги безмолвно и уединенно, так что никто и не подозревал об их существовании. Теперь перед престолом Божиим они наслаждаются неизреченной славой и блаженством, вместе с ангелами прославляя Бога и молясь за грешный мир. Церковь и им воздает сегодня честь и молитвенное почитание.

Святая Церковь разделила всех святых, известных и неизвестных, на лики (разряды) в соответствии с тем, каким путем проходили они земную жизнь и достигли вечного Царства. Такое разделение святых отражается в порядке прославления их за богослужением.

Собор святых сияет дивным светом веры и упования, многообразными добродетелями, подвигами любви и самоотвержения. Они сияют, как звезды на тверди небесной. Вот лик святых патриархов и праотцев, которые, веруя Божественным обетованиям о пришествии в мир Искупителя, жили на земле ради Него, как странники и пришельцы.

Вот лик святых пророков, которые, предвозвещая пришествие Христово, обличали пороки и нечестие своего народа, побуждали его через покаяние готовиться к встрече грядущего в мир Господа, грозили судом и казнями от Бога нераскаянным и за то терпели поношения и страдания от современников.

Вот лик святых апостолов, которые, оставив все, последовали за Христом, среди искушений, гонений и страданий проповедовали миру Евангелие и, претерпев до конца, приняли мученическую кончину.

Вот лик святых мучеников, которые за исповедание Имени Христова, за верное исполнение заповедей Божиих терпели жесточайшие страдания и муки.

Вот лик святых пастырей и святителей, которые словом и делом, всей своей жизнью учили и учат нас живой вере во Христа и благочестивой жизни, которые своими богомудрыми писаниями, учением истолковывали слово Божие, боролись с еретиками, утверждая чистоту и истину учения Православной Церкви, полагали души свои за паству свою.

Вот лики преподобных мужей и жен, которые, скитаясь в пустынях, в горах, в вертепах и пропастях земных (Евр. 11,38), своими подвигами показали, до какой равноангельной высоты совершенства может возвести человека живая вера в Бога и жизнь по вере.

Вот лики святых праведников, которые, живя в мире, были не от мира сего, среди молвы и житейских попечений сделали душу свою и сердце обителью Духа Божия.

“Имея вокруг себя такое облако свидетелей... с терпением будем проходить предлежащее нам поприще” (Евр. 12,1). Для этого и отмечает святая Церковь память всех святых, чтобы мы слезами покаяния, молитвенными трудами и подвигами подражали их вере и жизни на земле, усвоили себе их образ мыслей и чувств, наследовали их непреклонную твердость в исполнении заповедей Божиих, их святую ревность к охранению и очищению себя от всякой скверны плоти и духа.

Все святые жили на земле, имели такую же немощную плоть, как и мы, были окружены искушениями, нередко подвергались преткновениям, как и мы, но все побеждали силой доброй воли, силой Божественной благодати.

В сонме святых мы видим угодивших Богу во всяком звании и состоянии, всякого возраста и пола.

Святые люди, став небожителями, продолжают принимать живое участие в нас-земных своих собратиях, ходатайствуя за нас перед Богом, дивным во святых Своих. Они, живя на земле, с помощью Божией, преодолели все препятствия к своему спасению, одержали победу над страстями, поэтому могут и нам подать свою помощь в борьбе с грехом, если мы будем призывать их в молитве. Они не нуждаются в нашем прославлении, как уже Богом прославленные, но мы нуждаемся в их помощи и заступлении.

Святая Церковь, веруя, что святые, по благодати Божией, слышат нас, видят наши нужды и готовы ходатайствовать за нас перед Богом, во все времена имела священный обычай праздновать память святых с особенным торжеством. На гробах их издревле воздвигались храмы, в храмах поставлялись их изображения. Священными песнописцами составлялись службы и молебные гимны святым. Мы поклоняемся их нетленным останкам, лобзаем их святые иконы. Лучшая честь святым, истинное почитание их заключаются в подражании их жизни, исполненной высоких христианских добродетелей.

Будем усердно просить святых угодников, чтобы они укрепили нас в вере, научили жить добродетельно и помогли нам спастись.

“Вся Ангелов воинства, Предтече Господень, Апостолов двоенадесятица, и вси Святии с Богородицею, сотворите молитву во еже спастися нам”. Аминь

Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан)

Сегодня мы справляем память всех святых, которые про­сияли в Церкви Божией с самых первых ее дней и до нынешнего дня. Сегодня мы переворачиваем последнюю страницу церков­ной книги, именуемой Цветная триодь, в которой изложены богослужения праздников от дня Святой Пасхи и по сегод­няшний день Всех святых.

Святая Церковь в предпостный и постный период разво­рачивала перед нами картины, призывавшие нас к умилению, к покаянию… Перед нами прошли образы кающихся грешников: мытаря, блудного сына, Марии Египетской; учителей покая­ния: Ефрема Сирина, Андрея Критского, Иоанна Лествичника и других. Затем величественная и страшная картина страданий Христовых, голгофская жертва, смерть Господа нашего Иисуса Христа на Кресте голгофском, и затем наступил праздничный период Пасхи…

С Воскресения Христова начинаются пасхаль­ные праздники, которые заканчиваются сегодня… И мы должны были воскресать со Христом, затем вспоминать о явлениях Хри­ста мироносицам, апостолам, апостолу Фоме, потом мы были свидетелями вознесения Господня и в горнице соприсутствовали апостолам, когда Дух Святой снизошел на них в виде огненных языков и таким образом положил основание Церкви Божией на земле. И вот ныне мы заканчиваем этот праздничный период, вспоминая всех святых, в этой Церкви просиявших…

Какая же связь между великими праздниками Христовыми и всеми святыми? Почему сегодня наша мысль обращается ко всем святым? Да потому, дорогие братья и сестры, что угодники Божии являются свидетелями того, что голгофская жертва Христа не была ВТУНЕ, что Господь, Своей Кровью, Своими страданиями искупив грехи людей, дал возможность КАЖДО­МУ человеку вернуться в рай, потерянный Адамом! Господь Своими страданиями и Своим воскресением из мертвых дал возможность КАЖДОМУ человеку стать святым! И вот эти угодники Божии, которых мы прославляем сегодня, являют­ся свидетелями того, что КАЖДЫЙ человек МОЖЕТ стать святым. И не только МОЖЕТ, но и ДОЛЖЕН! В старину го­ворили: «Плох тот казак, который не хочет стать атаманом».

А я скажу: плох тот христианин, который в своей жизни не стремится к святости, не стремится стать святым! И вот за то, что эти святые, которые были ТАКИМИ же людьми, как мы, с грехами, с искушениями и часто чрезвычайно длительными, мучительными испытаниями (стоит вспомнить хотя бы одного Иоанна Многострадального, Киево-Печерского чудотворца), несмотря на все эти страсти, страдания, искушения и грехи, все-таки достигли святости - значит, и грешный человек, ЕСЛИ ХОЧЕТ, то может стать святым! МОЖЕМ и ДОЛЖНЫ и мы с вами стать святыми. А становимся ли мы ими? Святая Церковь, разворачивая перед нами величественную картину Голгофских страданий, Воскресения, Вознесения, сошествия Святого Духа на апостолов, ждала от нас, что мы откликнемся на ее призыв, что на нас подействует благотворно эта великая картина, тра­гическая и в то же время радостная…

А что мы видим? Стоя в церкви перед распятием Господ­ним, слушая двенадцать Евангелий Страстей Господних, за­тем стоя перед плащаницей - гробом Христовым, видя Его, распятого на кресте, распинали мы в это время свои страсти, свою плоть, распинались мы вместе с Ним? Нет… Мы присут­ствовали только как свидетели, но своих страстей не распинали. Присутствуя при радостном моменте воскресения Христова, воскресали наши души вместе с Ним?

Воскресали наши души для того, чтобы быть уже неподвластными греху, неподсудны­ми карающему мечу Божественного правосудия? Нет. Мы и в пасхальную ночь радовались, но радовались отвлеченно, как свидетели, а не как участники радостного события. Привело ли нас вознесение Господне к тому, чтобы и наши души, мыс­ли, помыслы вознеслись бы с Господом к Небу? Нет. И на горе Елеонской мы стояли как свидетели, как любопытствующие, сердцем мы не возносились, потому что если бы мы вознеслись горе, то грех уже не имел бы власти над нами, но мы, продолжая жить среди соблазнов, не боремся с ними, поддаемся им и даже, скажу, временами сами ищем эти соблазны!

Когда Святой Дух сошел на апостолов в сионской горнице, Он сошел не только для тех, кто тогда в ней присутствовал. Он сошел для всего мира… И мы делаемся причастными этому Духу в момент крещения, в момент совершения святых Таинств, в момент, когда подходим к Святой Чаше. Но как быстро мы теряем способность удержать в себе плоды Духа, сохранить их в своем сердце и в своей душе Дух истинный!

Дух Святой сходит на нас, а мы не в состоянии Его удержать и часто даже не хотим этого! И что же получается? И этот великий день праздника Всех святых мы радуемся, тор­жествуем, почитая их память и вспоминая их жизнь, а они?.. Остаются ли они в этот момент пассивны? Нет! Если мы с ними общаемся в молитвах, то они общаются с нами.

Но если, глядя на их жизнь, мы радуемся и празднуем, то они в это время, глядя на нас и на нашу жизнь, скорбят и плачут, потому что они знают, что хотя и нелегко стать святым, но можно и должно, а, глядя на нас, они видят, что мы не стремимся к этому. Мы ублажаем святых и… ничего не делаем, чтобы присоединиться к ним. И Святая Церковь, заканчивая эту страницу церковного календаря днем Всех святых, напоминает нам, с одной сторо­ны, о величии всех святых, которые, как звезды, наполнили весь необъятный небосклон, а с другой стороны, о том, что мы с нами это время пропустили мимо себя, едва-едва вынеся самые крохи духовного опыта и духовного назидания.

И чтобы помочь нам, Святая Церковь, заканчивая этим праздником Всех святых предпостные, великопостные и затем пасхальные праздники, с завтрашнего дня завещает нам вступить в Петровский пост, как бы напоминая нам, тем из нас, кто не успел покаяться за Великий пост, и тем, кто покаялся, но вновь отошел от правды Божией, покаяться теперь, каждого из нас призывает вос­пользоваться этим очередным постом, чтобы очистить свое сердце, освятить свои помыслы, подойти к Богу, подойти ко всем святым и постараться вместе с ними войти в эту Церковь Торжествующую, которую никакие силы и никогда не смогут одолеть по обетованию Самого Спасителя.

Вы скажете, что стать святым трудно! Да, это нелегко, но и то же время и не невозможно. Господь сказал: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13:34).

Если будете любить друг друга, если ваша любовь не будет эгоистичной, если вы будете любить человека не потому, что он ВАМ приятен, а потому, что он ваш брат во Христе, созданный по образу и подобию Божию, если эта любовь будет озарять вашу жизнь, если вы будете стремиться к тому, чтобы на каждом шагу своей жизни нести радость людям, нести радость всем, кто скорбит, нести радость тем, кто жаждет утешения, если люди будут чувствовать, что в вас горит огонь любви, - то в этом огне любви сгорят все ваши грехи, сгорят все ваши недостатки, все соблазны исчезнут, и окажется так легко победить всякий грех и победить отца всякого греха, то есть диавола.

Любите друг друга, и вы приблизитесь к Богу, полюбите Бога. Любите друг друга, и вы пойдете по пути святости. Развивайте в себе любовь, расточайте ее вокруг себя, и тогда ваша жизнь будет как жизнь святых. Хотя и не без трудностей, но все же преисполнена радо­стей и духовного веселья. И тогда вам не страшна будет кончи­на, потому что для вас конец жизни будет не страшная смерть, а блаженное успение.

Тогда в конце вашей жизни вас будет ждать не пустота, не ничто, не забвение, а вечная память. Тогда и мы с вами войдем в этот лик святых и наши потомки вместе со всеми святыми и нас будут прославлять, вознося нам свои молитвы, а мы будем молиться за них у Престола Божия, тогда, когда они будут взывать: «Вси святии, молите Бога о нас!».

Эти молитвенные слова будут относиться и к нам. Тогда и нас будут ублажать: «Величаем, величаем вас, вси святии, от века просиявши, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего». Аминь.

Вконтакте

Празд-ник из-ве-стен с кон-ца IV - на-ча-ла V ве-ков. Су-ще-ству-ет про-по-ведь свт. Иоан-на Зла-то-уста на па-мять «всех свя-тых, по все-му ми-ру по-стра-дав-ших», в ко-то-рой уже ука-зы-ва-ет-ся день празд-но-ва-ния ана-ло-гич-ный су-ще-ству-ю-ще-му в на-сто-я-щее вре-мя. Сре-ди пес-но-пе-ний прп. Еф-ре-ма Си-ри-на есть упо-ми-на-ние о празд-но-ва-нии в честь всех свя-тых.

Сту-дий-ский, а за-тем и Иеру-са-лим-ский Ти-пи-ко-ны окон-ча-тель-но по-ме-ща-ют празд-ник в честь всех свя-тых на первую неде-лю (вос-кре-се-ние) по-сле Пя-ти-де-сят-ни-цы. Та-кая по-сле-до-ва-тель-ность празд-ни-ков об-на-ру-жи-ва-ет их ло-ги-че-скую связь: свя-тые про-си-я-ли хоть и в раз-ное вре-мя и раз-лич-ны-ми по-дви-га-ми, но по бла-го-да-ти еди-но-го Свя-то-го Ду-ха, из-лив-ше-го-ся на Цер-ковь в день Пя-ти-де-сят-ни-цы.

В го-до-вом бо-го-слу-жеб-ном кру-ге пра-во-слав-ной церк-ви День всех свя-тых яв-ля-ет-ся по-гра-нич-ным:

  • За-кан-чи-ва-ет-ся пе-ри-од ис-поль-зо-ва-ния за бо-го-слу-же-ни-ем пес-но-пе-ний Цвет-ной Три-о-ди и на-чи-на-ет-ся пе-ри-од пе-ния Ок-то-и-ха.
  • На утрене Дня всех свя-тых на-чи-на-ет-ся чте-ние «стол-па» - по-сле-до-ва-тель-но-сти 11 вос-крес-ных Еван-ге-лий, рас-ска-зы-ва-ю-щих о Вос-кре-се-нии Хри-сто-вом.
  • В по-не-дель-ник по-сле празд-ни-ка всех свя-тых на-чи-на-ет-ся чте-ние на ли-тур-гии По-сла-ния к Рим-ля-нам и Еван-ге-лия от Мат-фея (в пас-халь-ный пе-ри-од чи-та-лись Де-я-ния свя-тых апо-сто-лов и Еван-ге-лие от Иоан-на)
  • В этот же по-не-дель-ник на-чи-на-ет-ся Апо-столь-ский пост, сме-ня-ю-щий сплош-ную (то есть без пост-ных сре-ды и пят-ни-цы) сед-ми-цу по Пя-ти-де-сят-ни-це.

Чи-та-ю-щий-ся на ли-тур-гии от-ры-вок из По-сла-ния к Ев-ре-ям () про-слав-ля-ет вет-хо-за-вет-ных пра-вед-ни-ков и на-зы-ва-ет их «об-ла-ком сви-де-те-лей», а со-став-ное еван-гель-ское чте-ние ( ; ; ) ука-зы-ва-ет на необ-хо-ди-мые при-зна-ки свя-то-сти («Кто ис-по-ве-да-ет Ме-ня пред людь-ми, то-го ис-по-ве-даю и Я пред От-цем Мо-им Небес-ным…Кто не бе-рет кре-ста сво-е-го и сле-ду-ет за Мною, тот не до-сто-ин Ме-ня…Вся-кий, кто оста-вит до-мы, или бра-тьев, или се-стер, или от-ца, или мать, или же-ну, или де-тей, или зем-ли, ра-ди име-ни Мо-е-го, по-лу-чит во сто крат и на-сле-ду-ет жизнь веч-ную»).

Гим-но-гра-фия празд-ни-ка изоби-лу-ет по-э-ти-че-ски-ми обо-ро-та-ми: свя-тые на-зы-ва-ют-ся «непре-лест-ны-ми све-ти-лами» (ка-нон утре-ни, песнь 3), «бо-же-ствен-ным об-ла-ком» (там же, песнь 6), «на-чат-ка-ми есте-ства» (кондак), «тер-пе-ли-во-душ-ны-ми» (сти-хи-ра на ли-тии); их кро-вью Цер-ковь укра-ша-ет-ся «баг-ря-ни-цею и вис-сом» (тро-парь); они «уяс-ня-ют цер-ков-ное небо» (ка-нон утре-ни, песнь 8), «доб-ро-де-те-лей свет-ло-стью» де-ла-ют зем-лю небом (сти-хи-ра на хва-ли-тех).

Молитвы

Тропарь Собору Всех святых

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Кровью пострадавших во всем мире Твоих как и облеченная, их устами Церковь Твоя к Тебе взывает, Христе Боже: «Милости Твои людям Твоим ниспошли, мир народу Твоему даруй и душам нашим великую милость!»

Кондак Собору Всех святых

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою - Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

Молитва Собору Всех святых

О, преблаже́ннии уго́дницы Бо́жии, вси святи́и, предстоя́щии Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы и наслажда́ющиися неизрече́ннаго блаже́нства! Се ны́не, в день о́бщаго ва́шего торжества́, ми́лостивно призрите на нас, ме́ньших бра́тий ва́ших, принося́щих вам сие́ хвале́бное пе́ние и хода́тайством ва́шим прося́щих ми́лости и отпуще́ния грехо́в у Преблага́го Го́спода: ве́мы бо, вои́стинну ве́мы, я́ко вся, ели́ка восхо́щете, испроси́ти у Него́ мо́жете. Те́мже у́бо смире́нно мо́лимся вам: моли́те ми́лостиваго Влады́ку, да пода́ст нам дух ва́шея ре́вности к хране́нию святы́х Его́ за́поведей, я́ко да те́кше по стопа́м ва́шим, возмо́жем земно́е по́прище в доброде́тельном житии́ без поро́ка прейти́ и в покая́нии дости́гнути пресла́вных селе́ний ра́йских, и та́мо ку́пно с ва́ми прославля́ти Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист собору Всех Святых

Кондак 1
Избранным угодником Божиим, всем святым, от века во всем мире просиявшим и на небеси венцы славы приявшим, похвальное приносим пение. Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, да зовем вам хвалебно:

Икос 1
Ангельский собор, умаленный падением гордых ангел и вами, всеми святыми, восполняемый, светло торжествует в день памяти вашей, и всю вселенную созывает на веселие духовное. Мы же, им подражающе, зовем вам радостно:
Радуйтеся, святии, от века Богом предуведеннии и предуставленнии к славе небесней.
Радуйтеся, от всех родов, мест и времен в служение Господу избраннии.
Радуйтеся, избрание ваше подвигами благочестия оправдавшии.
Радуйтеся, образом добрых дел ваших правый путь к небеси нам показавшии.
Радуйтеся, прежде писаннаго закона Божия по закону совести праведно пожившии.
Радуйтеся, в законней сени благочестно житие свое совершившии.
Радуйтеся, в новей благодати светло добродетельми просиявшии.
Радуйтеся, в последняя сия времена Богу благоугодившии и мзду с первыми получившии.
Радуйтеся, от земных скорбей прешедшии к небесному покою.
Радуйтеся, сподобльшиися зрети неисповедимую славу Божию.
Радуйтеся, с лики безплотных непрестанно хвалящии Пресвятую Троицу.
Радуйтеся, всегда молящиися Ей о всех почитающих вас.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 2
Видящи Православная Христова Церковь, многочисленными лики святых, яко прекрасными райскими цветы себе украшену, светло почитает память их и Пречистую Богоматерь с Рождшимся от Нея Христом Богом величает, вопиющи Тому хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 2
Разуму нашему просвещение у Господа испросите, святии угодницы Божии, да отрясше земное пристрастие, вознесемся сердцем и мыслию в наследованная вами и нам обещанная селения райская, и возопием вам радостно:
Радуйтеся, ветхозаветнии праотцы и патриарси, родоначальницы по плоти Христа Сына Божия.
Радуйтеся, яко благословением Божиим умножишася роды ваша, яко звезды небесныя.
Радуйтеся, среди мрака древняго нечестия правую вашу веру во истиннаго Бога сохранившии.
Радуйтеся, с надеждою чаявшии обетованнаго Искупителя.
Радуйтеся, яко от вашего племене возсия пресветлая свеща — Богородица Мария.
Радуйтеся, яко от Нея родися Победитель смерти и ада.
Радуйтеся, верою во грядущаго Христа спасение улучившии.
Радуйтеся, вместо древния клятвы благословение Тем получившии.
Радуйтеся, и во аде Христова пришествия ожидавшии.
Радуйтеся, адских мучений Им избавленнии.
Радуйтеся, на небеса со славою возведеннии.
Радуйтеся, с лики Ангельскими в вечныя обители Отца Небеснаго вселеннии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 3
Силою Вышняго осенени бывше, святии, дерзновенно ополчистеся противу начал и властей злобы поднебесныя, и победивше тех коварства, вся благая начинания ваша добре совершисте, воспевающе Всесильному Человеколюбцу Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имуще, святии пророцы, преславная селения во обителех дому Отца Небеснаго и присносущным светом лица Божия просвещаеми, неизреченнаго воистину со всеми святыми наслаждаетеся блаженства, егоже мы, земнии, причастницы быти желающе, воспеваем вам сице:
Радуйтеся, святии пророцы, Богом избраннии прежде вашего рождения.
Радуйтеся, верно поработавшии Ему прежде Христова воплощения.
Радуйтеся, от младенчества благодатию Святаго Духа освященнии.
Радуйтеся, посланнии от Господа вразумляти заблуждшия сыны Израилевы.
Радуйтеся, предвозвестившии Христово от Девы славное рождение.
Радуйтеся, звезды, предварившии пришествие истиннаго Солнца.
Радуйтеся, законопреступных царей Израилевых дерзновенно обличившии.
Радуйтеся, всякое людское нечестие мечем слова Божия нещадно посекшии.
Радуйтеся, вернии раби Господни, вся хотения Его исполнившии.
Радуйтеся, истину небоязненно пред властьми вещавшии.
Радуйтеся, многи скорби в мире претерпевшии.
Радуйтеся, со всеми избранными торжествующии на небеси в славе вечней.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 4
Бури житейския избавльшеся, вси святии, преидосте в небесный покой, на места злачна и прохладна, идеже потоцы сладости неисповедимыя, пища славы Божия нетленная, пения и гласы празднующих; тамо убо торжествуете со всеми Ангельскими силами, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце земнаго человека не взыдоша радости и сладости, ихже вы ныне наслаждаетеся, Апостоли святии. Сего ради благоговейно взываем вам:
Радуйтеся, святии Апостоли, с Предтечею Иоанном ближайшии друзи Христовы.
Радуйтеся, по Пресвятой Деве Марии, первостоятелие у Престола Святыя Троицы.
Радуйтеся, возвестившии миру таинство нашего искупления.
Радуйтеся, светом веры Христовы омраченныя люди просветившии.
Радуйтеся, семя слова Божия в сердца человеческая всеявшии.
Радуйтеся, плоды трудов ваших в небесном вертограде пожинающии.
Радуйтеся, святии отцы, седмию Вселенскими Соборы исповедание Православныя веры утвердившии.
Радуйтеся, утишившии бурю еретическаго нечестия.
Радуйтеся, изъяснившии нам догматы Православныя веры.
Радуйтеся, и доныне учением вашим ограждающии Церковь Христову от ересей и расколов.
Радуйтеся, святии иерарси, словом и житием светло просиявшии.
Радуйтеся, во свете невечернем с духовными вашими чады ныне обитающии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 5
Боготочною, Спасе, Кровию Твоею искупленнии и верно Тебе на земли послужившии вси святии, ныне на тверди церковней яко звезды пресветлыя сияют, и всех нас, по морю страстнаго сего жития плавающих, на путь правый, к небесному отечеству ведущий, наставляют; о сем убо с радостию благодарно поем Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видевши, святии мученицы, яко в мире сем вся суетна суть и тлению причастна, потщастеся Предвечному Богу благоугодити и претерпением лютых мук тленная на нетленная пременити, за еже сподобистеся предстояния у страшнаго Престола Владычня в славе вечней, в нейже не забудите и нас, память вашу совершающих и вопиющих вам таковая:
Радуйтеся, святии страстотерпцы, кровию своею запечатлевшии правую вашу во Христа веру.
Радуйтеся, не убоявшиися убивающих тело, души же не могущих убити.
Радуйтеся, претерпевшии страшная мучения.
Радуйтеся, явльшии на себе Христовых страстей изображения.
Радуйтеся, победившии лютых мучителей свирепства.
Радуйтеся, чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии.
Радуйтеся, исповедницы и священномученицы, пострадавшии за благочестие и почитание святых икон.
Радуйтеся, преподобномученицы, в молитве Богу собеседовавшии и страданием диавола поправшии.
Радуйтеся, за славу и честь Царя Небеснаго мужественно воинствовавшии.
Радуйтеся, победную почесть от Христа на небеси приимшии.
Радуйтеся, велию благодать от Господа получившии.
Радуйтеся, многая и различная чудеса в славу Божию в поднебесней содевающии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 6
Проповедуют христианстии роди славу вашу, вси святии: вы бо яко рай насажденный явистеся посреде Церкве, имущии древо жизни Самаго Господа, от негоже вкусивше сладости райския, вся скорогибнущая в мире сем презресте, и радостно в небесный вертоград внидосте, поюще: Аллилуиа.

Икос 6
Правоверие и добродетели преподобных отец, яко солнце, всему миру сияют и нам мрачный путь жизни сея просвещают, да не заблудим в пустыни греха и душепагубных ересей. Сего ради хвалебно им воспеваем:
Радуйтеся, преподобнии отцы, мир и яже в мире любве ради Божия волею оставившии.
Радуйтеся, преподобнии матери, в подвизех дневных и нощных земное течение совершившии.
Радуйтеся, пустынницы, в пещерах и горах со зверьми пожившии.
Радуйтеся, постницы, в алчбе и жажде временное житие препроводившии.
Радуйтеся, столпницы, мраз и зной Царствия ради Небеснаго претерпевшии.
Радуйтеся, затворницы, в сердечней тишине Бога взыскавшии.
Радуйтеся, девственницы, целомудрие сохранившии и непорочному Агнцу Христу пoследовавшии.
Радуйтеся, послушницы, Христово смирение стяжавшии.
Радуйтеся, в общежитиих во взаимной братской любви ангельски пожившии.
Радуйтеся, мудрии и кротции монахов наставницы бывшии.
Радуйтеся, вси трудолюбцы, добродетелей совершенство стяжавшии.
Радуйтеся, в покой Господа своего вшедшии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 7
Хотя Всеблагий Господь явити миру, яко не всуе труждаются вси благоугождающии Ему, но яко велия мзда уготовася им в Царствии Небеснем: сего ради прослави сонмы святых угодник Своих, различне Тому на земли послуживших, да и мы поревнуем тех житию, и тоя же вечныя славы чающе, поем Ему: Аллилуиа.

Икос 7
«Веруяй в Мя, аще и умрет жив будет»,— рече Господь. Вам же, святии вси, изрядно приличествуют сии Владычни глаголы: вы бо аще и умросте на земли плотию, но душами в вышнем селении всегда живи суще, многая и неизреченная совершаете в мире чудеса, и теплым вашим к Богу ходатайством пособствуете нам, сице возглашающим вам:
Радуйтеся, горняя мудрствующим вашим умом истиннаго Бога познавшии.
Радуйтеся, правую вашу в Святую Троицу веру непорочно сохранившии.
Радуйтеся, Христа Сына Божия, истиннаго Бога и совершеннаго человека исповедавшии.
Радуйтеся, в спасительныя Его страсти несумненно веровавшии.
Радуйтеся, Православием, яко звезды, блистающии.
Радуйтеся, праведностию, яко финикс процветающии.
Радуйтеся, плотию на земли, умом же на небеси пожившии.
Радуйтеся, временною смертию на безконечную жизнь прешедшии.
Радуйтеся, тесным путем евангельски шествовавшии.
Радуйтеся, узкими враты Царствия Небеснаго достигшии.
Радуйтеся, вечных благ наследницы.
Радуйтеся, о спасении нашем теплии к Богу ходатаи.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 8
Страну ону горнюю, идеже вси святии по трудех земных почивают, умным очесем своим представляюще, аще и не можем постигнути сущаго тамо блаженства, мы земнии и плотию обложеннии, обаче, верою сие проразумевающе и сердцем предвкушающе, поем дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй, Вседержителю Господи, Ты един веси по имени всех благоугодивших Тебе. Мы же, дело суще руку Твоею, якоже песка морскаго исчести, сице и всех святых по имени нарещи не могуще, токмо изряднейшия рабы Твоя, от начала мира Тебе благоугодившия, именуем, глаголюще:
Радуйтеся, Адаме и Ево, праотцы всего рода человеческаго.
Радуйтеся, Авеле и Сифе, первии в мире благочестия рачителие.
Радуйтеся, Ное, вторый рода нашего родоначальниче, и Аврааме, завета Божия приемниче.
Радуйтеся, Моисее Боговидче и Аароне, первый ветхозаветный священниче.
Радуйтеся, Еноше и Илие, плотию смерти не вкусившии и на небо восхищеннии.
Радуйтеся, Исаие, Давиде и Данииле, зрителие таин Бога Вседержителя.
Радуйтеся, Иоакиме и Анно, родившии Деву Марию - Матерь Христа Бога нашего.
Радуйтеся, Петре, Павле, Иакове и Иоанне, избраннейшии Апостоли Христовы.
Радуйтеся, Николае, Василие, Григорие, Иоанне и Афанасие, непоколебимии столпи церкве Христовы.
Радуйтеся, Антоние, Пахомие, Евфимие, Иларионе и Савво, великие монахов наставницы.
Радуйтеся, Георгие, Димитрие, Евстратие и Пантелеимоне, велиции мученицы Христовы.
Радуйтеся, Варваро, Ирино, Параскево, Екатерино и вси мученицы, кровию своею торжество веры возвеличившии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 9
Вси святии Твои, Господи, ангельский подражая чин, безпрестани славят Пресвятое имя Твое на небеси, «Свят, Свят, Свят», — вопиюще; с нимиже и мы, грешнии, на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа.

Икос 9
Витии суемудрыя недоумеют глаголати: како вы, вси святии, подобострастни нам бывше человецы, непреодолени страстьми бысте, мужеством вашим безплотныя враги победисте. Мы же, прославляюще укрепившаго вас Господа, хвалим доблести ваша и умиленно вопием:
Радуйтеся, святии, вседушно Господа возлюбившии.
Радуйтеся, любве Его ради живота своего не щадившии.
Радуйтеся, мир и миродержителя победившии.
Радуйтеся, вся сети древняго змия, яко паучину, разорившии.
Радуйтеся, смирившиися под крепкую руку всеблагаго Промысла Божия.
Радуйтеся, покорившии волю свою воле Отца Небеснаго.
Радуйтеся, прославившии Господа в душах и телесех ваших.
Радуйтеся, возвеличившии Его во всех делех ваших.
Радуйтеся, воздвизавшии руце ваши на творение дел благих.
Радуйтеся, направлявшии стопы ваша на путь правый.
Радуйтеся, не приложившии сердец ваших к земному богатству и наслаждению.
Радуйтеся, всегда помышлявшии о благах небесных и вечном веселии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 10
Спасения путем право шествующе и о судьбах правды Божия поучающеся, вси святии, явистеся яко древеса благоплодная при исходищах вод, и принесосте Богу плод добродетелей ваших во время свое. Ныне же в горнем Едеме неизреченнаго наслаждающеся блаженства, помяните и нас, чад ваших, отеческое ваше о спасении нашем попечение восхваляющих, Богу же поющих: Аллилуиа.

Икос 10
Стена тверда нам противу лица вражия вы есте, вси святии, и теплии молитвенницы ко Христу о всем роде христианстем. Темже от стрел невидимаго борителя присно вами защищаеми, радостно взываем:
Радуйтеся, рода человеческаго велие украшение.
Радуйтеся, в странствии земном присная нам отрада и утешение.
Радуйтеся, в брани со врагами спасения нашего сильнии нам помощницы.
Радуйтеся, от меча гнева Божия молитвами вашими нас защищающии.
Радуйтеся, сами искушени бывше, и нам во искушениих помогающии.
Радуйтеся, покаянию нас грешных зело радующиися.
Радуйтеся, на различных местех земли во вся времена праведно пожившии.
Радуйтеся, аще и согрешившии, обаче истинным покаянием и слезами скверну грехов омывшии.
Радуйтеся, от Адама даже до днесь в надежди жизни вечныя скончавшиися.
Радуйтеся, от Востока и Запада пришедшии и на лоне Авраамли почившии.
Радуйтеся, яко сонм ваш новыми с земли пришельцами всегда умножается.
Радуйтеся, яко вами место падших духов в соборе Ангельском восполняется.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 11
Песни наша хвалебныя, аще бы и тмочислени были, не довлеют к прославлению добродетелей ваших, вси святии; и нам немощным удобее любити молчание: но да не явимся лениви и неблагодарни за полученныя вас ради милости и благодеяния Божия, поем прославльшему вас Владыце: Аллилуиа.

Икос 11
Светильницы света невечерняго вы есте, вси святии, у Престола Пресвятыя Троицы с Ангельскими чинми в молитве о нас присногорящии, и на светлую спасения стезю наставляющии вопиющих вам сице:
Радуйтеся, светильницы огня невещественнаго.
Радуйтеся, насельницы обителей Отца Небеснаго.
Радуйтеся, гроздие винограда Христова.
Радуйтеся, благоуханнии цвети райстии.
Радуйтеся, животочнии реки, в жажде духовней нас напояющии.
Радуйтеся, дожденоснии облацы, в знои искушений нас прохлаждающии.
Радуйтеся, духовнии ветри, зиму уныния от сердец наших прогоняющии.
Радуйтеся, сладкопеснивии славии, духовную весну вечнаго блаженства нам возвещающии.
Радуйтеся, мысленныя горы, к небеси нас возводящии.
Радуйтеся, умнаго Солнца лучи, милость Его на нас изливающии.
Радуйтеся, добрии кормчии, от потопления греховнаго нас спасающии.
Радуйтеся, вернии путевождие, в небесное отечество нас путеводящии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 12
Благодать от Бога данную вам, в воздаяние многих добродетелей ваших, кто от земнородных исповести возможет, о святии! Якоже бо капли морския по единой исчерпати, сице чудодействий ваших и подаваемых вами нам благодеяний несть мощно исчести. Сего ради радостно совершаем славное ваше торжество, и вся действующему в вас Господу зовем: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Тя, Владыко Вседержителю, восхваляем вси Пресвятое имя Твое, яко от начала мира в различная времена явил еси приснопамятныя святыя Твоя, Тебе единому в Троице славимому Богу благоугодившия, ихже молитвами от всех зол избавляеши вопиющия к ним:
Радуйтеся, святии Божии угодницы, с Пресвятейшею всея твари Приснодевою Мариею.
Радуйтеся, и вы, безплотнии Ангели, хранителие рода человеческаго.
Радуйтеся, святии царие и князи, на земли благочестиво царствовавшии и Небесное Царствие наследившии.
Радуйтеся, добрии градоправителие, в небесном граде обитати сподобльшиися.
Радуйтеся, нелицеприятнии земнии судии, у небеснаго Судии оправдание и милость получившии.
Радуйтеся, ревностнии словесных овец пастырие, от Пастыреначальника Христа похваленнии и прославленнии.
Радуйтеся, праведнии земледелателие, в простоте сердца и незлобии Богу послужившии.
Радуйтеся, терпеливии странницы, небеснаго отечества достигшии.
Радуйтеся, юродивии, поношения и укорения Христа ради претерпевшии.
Радуйтеся, безсребренницы, туне болящим исцеления подававшии и на небеси мзду приявшии.
Радуйтеся, во всяком возрасте и звании угодившии Богу мужие и жены, яко вы едино есте о Господе и души ваша в руце Божией.
Радуйтеся, яко в будущем веце купно с душами и телеса ваша вечныя славы причастны будут.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 13
О всеблаженнии угодницы Божии, вси святии, приявшии наследие благ вечных! Приимите сие наше хвалебное пение, и благоприятными вашими к Богу молитвами испросите нам грехов оставление и вечных мук избавление, да с вами в Небесном нашем Отечестве поем Богу: Аллилуиа.

Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Молитва

К вам, о святии вси, яко путеводным светильником, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз, многогрешный, смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благости Своея, яко да тою озаряемь и подкрепляемь, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею непреткновенно прейти и ходатайством вашим ко Всеблагому Господу сподоблюся поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небеснем чертозе Царя славы, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Проповедь протоиерея Родиона Путятина. В Неделю всех святых.

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в Неделю всех святых.

Проповедь святителя Филарета Московского. Слово в неделю всех Святых, при посещении города Коломны.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с первой Неделей по Пятидесятнице, Неделей Всех святых. И в силу этого каждого поздравляем с днем тезоименитства, поскольку сегодня чествуются и все наши святые небесные покровители.

Святая Церковь устанавливает это празднование по причине свидетельства того, что Дух Святой, ниспосланный от Бога-Отца, просветил все концы вселенной, что Он вошел в глубины человеческих сердец, соделал из них истинные образы Божии тех достойнейших людей, которые, как мы сейчас читали в молитве ко всем святым, предстоят перед престолом Святой Троицы и молятся и о себе, и о нас, и о всех тех людях, которые составляют Церковь Христову, и о тех, которые еще должны в Нее войти.

Но Святая Церковь вкладывает в празднование этого дня еще и иной смысл. Она свидетельствует о том, что очень много святых неявленных, тех, о которых мы никогда не узнаем, что они были, что они подвизались, что они очистились от греха, сподобились Небесного Царства. И в силу этого Церковь, чтобы не забыть никого, устанавливает празднование дня Всех святых.

Мало избранных оказывается
не потому, что Господь не многих избирает, а потому, что немногие избирают Господа и хотят быть
с Ним и исполнять Его святые заповеди. Когда Святая Церковь призывает нас спасаться, разве она не призывает нас стать святыми?

Однако есть и еще актуальный и глубокий для нас смысл в этом праздновании. Святая Церковь утверждает, что святых немало: даже собравшись вместе, нам не хватит пальцев на руках, чтобы пересчитать этих святых, – их миллионы. Но, свидетельствуя об этом, не хочет ли сказать Святая Церковь, что каждый из нас также может стать таким же? Мы сегодня слышали в Евангелии слова Господа: Много званых, но мало избранных (Мф. 20, 16 ). Мало избранных оказывается не потому, что Господь не многих избирает, а потому, что немногие избирают Господа, и хотят быть с Ним, и хотят исполнять Его святые заповеди.

И когда Святая Церковь призывает нас спасаться, разве она не призывает нас стать святыми? Всякий человек, стоящий сейчас в храме, тот, кто совершает молитвы, ходит в храм, исповедуется, причащается, разве не поставил перед собой задачу стать святым? Ведь третьего в деле спасения не дано: или да, или нет. Но если это так, то мы можем дальше поставить вопрос: а что отличает святых от нас? Мы все знаем удивительно простое изречение преподобного Серафима Саровского: святых отличает от простых людей одно – решительность.

Но в каком смысле решительность? По отношению к чему? По отношению к подвигу? По отношению к правилу? По отношению к творению добрых дел или еще к чему-то? И здесь самое трудное для нас – принять на веру то, что это решимость в деле сказать правду перед Господом о себе самом. Это самое сложное, пожалуй, что предстоит каждому из нас, и до тех пор, пока человек не скажет Богу правду о том, каков он есть на самом деле, ничего не сдвинется с мертвой точки, будет еще большее и дальнейшее отдаление от Христа и от своего спасения.

Самое сложное – найти решимость сказать правду перед Господом
о себе самом. До тех пор пока человек не скажет Богу правду
о том, каков он есть на самом деле, ничего не сдвинется с мертвой точки, будет еще большее и дальнейшее отдаление от Христа
и от своего спасения.

Есть такая церковная мудрость, представленная в виде пословицы: тот, кто думает о себе, что он не в прелести, тот уже точно в прелести. И если это так, то зададимся вопросом: кто из нас думает, что он не в прелести? Практически каждый, приходящий в храм, исповедующийся и причащающийся. Но церковная мудрость не существует сама по себе, к чему же она нас призывает? Вспомним о том, что Господь, призывая человека к спасению, говорит: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царство Небесное» (см.: Мф. 18, 3 ).

Не значит ли это, что святые были как дети? Да, в определенном смысле они этот завет Господа исполнили: уподобились детям и поэтому вошли в Царство Небесное. А что же они сделали, чтобы стать подобными детям? Чем отличается ребенок от взрослого человека? Можно очень много указать признаков отличия, но в контексте Евангельского изречения такой признак только один: маленький ребенок – это тот, кто живет без лицеприятия, без лицемерия, без лицедейства перед своими родителями, потому что знает, что он перед ними как на ладони, а еще он любит их, и этот дар любви к маме и папе ему очень страшно предать своим обманом и ложью.

Не к этому ли призывает каждого из нас Господь? Отказаться от лицедейства, от лицемерия, от надевания постоянных личин – «одеться поправославней», «подстричься поправославней» или «не подстричься» – еще будет «поправославней». Отказаться от лицедейства перед ближними, которые находятся постоянно у нас под боком и в наших домах, которым мы очень часто отказываем в помощи, в общении, в теплоте сердечной, ссылаясь на то, что у нас есть правило, у нас есть служба, у нас есть посты и так далее.

Посмотрим внимательно, на что мы отвлекаемся в храме, и увидим, что это не отвлечение, а наше главное делание: мы прикипели
к тому, что является сокровищем нашего сердца. Оказывается, мы только изредка от мирских попечений отвлекаемся на молитву, на храм, на дела благочестия.

Но эта проблема имеет еще более страшные последствия: мы постоянно лицедействуем перед Господом, постоянно обманываем Его, думая, что мы Его не обманываем. Посмотрим, как мы совершаем молитвенное правило, как мы ходим в храм, что мы здесь делаем. Разве мы не оправдываемся перед Богом, говоря: Господи, я вдруг случайно отвлекся на молитве в храме, прости меня. Но посмотрим внимательно, на что мы отвлекаемся, и тогда мы сможем увидеть, что это не отвлечение, а это наше главное делание, потому что мы не отвлеклись, а прилипли, прикипели к тому, что является сокровищем нашего сердца. И оказывается, что мы только изредка от сокровища своего сердечного отвлекаемся на молитву, на храм, на дела благочестия – вот на что мы отвлекаемся. Но думая, что мы лишь отвлекаемся от молитвы на мирские попечения, разве мы не обманываем Господа и самих себя? Разве мы тогда не в прелести? Где же решительность признать перед Господом свою немощь, бессилие, сказать: да, вот такой я, Господи, прости меня, окаянного и грешного. Даже на это у нас сил не хватает и не хватит, пожалуй, никогда, если мы будем пребывать в таком самозабвении о самих себе.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, конечно, желаем сами себе по молитвам всех святых угодников Божиих, чтобы решительность в деле признания перед Господом истинного, нелицемерного свидетельства о себе, кто я есть на самом деле, всегда споспешествовала каждому нашему духовному деланию. Тогда все будет спасительно, и Господь тогда даст, может быть, и нам возможность причаститься к тому блаженству, которое имеют святые угодники Божии.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых,

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами чествуем всех святых, от века угодивших Богу. Эту память премудро устрояет Церковь Христова, чтобы после недели Пятидесятницы, дня сошествия Святаго Духа, полноты явления третьего лица святой Троицы и явления Бога-Троицы человечеству в основание Церкви, показывает нам плоды деятельности Церкви Христовой. Святость является необходимой нормой жизни в Церкви. Она является естественным продолжением человека, верующего во Христа. Тот кто приблизился ко Христу, отозвался на Его божественную любовь, не может не стремиться жить также, как это заповедал Христос и так как Он явил это в Своей земной жизни.

Святая Церковь являет нам сонм святых, как удостоверение того, что Бог реально действует в Своей Церкви, что падшая природа человека, обезображенная грехом, изуродованная страстями, утратившая свою первоначальную целостность, может быть восстановлена, восставлена, преображена в Теле Христовом - Церкви. И собственно именно это наше приращение Телу Христову, телу церковному и является тайной спасения человеческой души, насколько человек проникает в церковной жизни во Христа, насколько он живет со Христом и во Христе. Это и есть святость. И не случайно сегодняшнее Евангелие нам открывает эти пути к святости. Евангелист Матфей приводит слова Христа Спасителя: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Небесным».

Казалось бы, мало кто из нас сподобляется такого прямого исповедания, когда на пределе человеческих возможностей, на грани между жизнью и смертью требуется от нас исповедания Христа своим Господом, мужества остаться верным Ему до конца, быть непоколебимым в этой уверенности, что Господь посылает нам не только утешения и радости, но и попускает нам страдания и скорби. Но эти страдания и скорби очищают душу человека и увенчивают ее небесным венцом, если человек это принимает ради Христа и со Христом. Но тем не менее, этот страх человеческий перед лицом смерти он совершенно понятен, потому что и Сам Христос в Гефсиманском саду страшился смерти. Но наша задача повергнуть эту смерть пред стопами Христа Спасителя, когда смерть физическая является для нас уже не мраком и ужасом, но дверью в новую жизнь с Богом, тем переходом, когда человек переходит от жизни временной к жизни вечной. Хотя здесь мы уже должны начать жить в вечности. Если мы так не живем, но наивно предполагать, что наша жизнь христианская она как-то по-настоящему состоялась. Христианин живет пред очами Божьими, пред очами вечного бессмертного всемогущего Бога.

Но исповедание не только это возможно для нас, не только это исповедание перед лицом страданий и смерти. Но от нас требуется это исповедание повседневно, когда человек каждый день своей жизнью являет миру, что он христианин не словами какими-то красивыми или высокими речами и поучениями, не каким-то показным благочестием, но подлинной добродетелью своего сердца, которое проистекая из боголюбивой души, являет дела нашего Творца: милосердия, кротости, долготерпения, удивительного не осуждения ближнего, богоподобного смирения. Все это исповедует, что Христос есть истинный Бог, и Он есть истинный Бог наш. Именно в этом исповедании мы должны трудиться каждодневно. Именно этого исповедания ожидает от нас Христос Бог. Потому что тот, кто не совершает это на всякий день искренне и всецело, не сможет пойти со Христом до конца и в дни страшных гонений, испытаний и даже лютой смерти. Это бывает невозможно, поэтому путь святости - это верность Богу, чтобы быть верным Ему и до конца и всегда. Ведь так легко оказаться неверным в каких-то мелочах. И, тем не менее, любую мелочь видит Господь наш. Он Сердцеведец, Он Всеведец, Который знает тайные и сокровенные мысли сердечные всякого человека. И в этой вере насколько ответственны становимся мы, насколько возрастает эта ответственность каждого из нас перед лицом нашего Творца и Создателя.

И далее говорит Господь: тот, кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня». Казалось бы, Господь повелевает любить своих детей и почитать своих родителей. Как же это возможно не любить их? Но Господь говорит лишь о том, что когда встает выбор между нашими родителями и Богом, между нашими детьми и Им, Спасителем мира, и мы выбираем не Его, а их, мы недостойны Его, потому что мы не научились любить Его всецело той любовью, которой Он заповедал в первой заповеди еще через Моисея: «Возлюби Бога твоего всем сердцем своим, всем помышлением твоим, всем разумением твоим, всей крепостью твоею». Именно такая любовь приводит человека к Богу, и тем самым к святости. Невозможно любить ближних, не любя Бога. Именно возлюбив Бога, мы учимся любить настоящей любовью, той любовью не лицемерной, не притворной, не слабенькой, но любовью мудрой, любовью терпеливой, любовью иногда взыскательной и строгой, для того чтобы явить дела нашего Небесного Отца.

Господь говорит: тот, кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня . Этот крест он составляется из очень многого. Это не только какие-то страшные страдания, но и повседневная верность Христу это тоже крест. Крест болезней, крест каких-то взаимоотношений с ближними, крест соседей или родственников, которые бывают с дурным характером или с очень плохим воспитанием. Болезнь детей, быть может, или сложный характер начальника. Все это составляет многий и многий крест. Но прежде всего, крест это труд быть во внимательном сердце с Богом, это способность хранить свой ум от греховных помыслов, это та теснота и та горечь, которая бывает самым тяжелым крестом в нашем следовании за Христом. И без принятия этого креста, без желания и решимости быть с Богом и претерпевать все, что необходимо, для того чтобы быть со Христом, мы недостойны Христа, мы не способны будем никак соединиться и даже приблизиться к Нему.

Именно этому научает нас сегодняшнее Евангелие, потому что апостол Петр говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» Казалось бы, по-человечески, что оставил Петр, что оставили апостолы? Казалось бы, так немного: рыбацкие сети, простые лодки. Но они оставили не только это, но оставили свою семью, своих близких, своих родных. И даже эти рыбацкие сети и лодки - это было все, что они имели. Они готовы были отказаться от этого ради Христа. Ведь Господь смотрит не на количество оставленного человеком, но на то, насколько это было ему дорого, насколько он был привязан к этому, насколько это составляло суть его жизни, полноту ее, и насколько он готов этим пожертвовать ради Христа. И если всмотреться в жизнь каждого из нас, мы тоже не так много имеем, как нам кажется. Но эта готовность оставить это, если не оставить физически, но по крайней мере не привязываться к этому, чтобы мы владели своими дарованиями, своим, имуществом, мы распоряжались им ради Христа. Чтобы мы так поступали с этим, а не чтобы оно владело нами. Чтобы отношения с ближними не диктовали нам что-то противное заповеди Христовой.

Именно к этому призывает нас Христос. Об этом говорит апостол Петр, что мы оставили все. И Господь уверяет его, говорит, что вы пакибытии сядете на двенадцати престолах судить двенадцать коленам Израилевым. И всякий, кто оставит ради Меня отца, мать, детей, сестер, братьев, тот примет и дом и землю, и приимет это сторицею, и в будущем веке жизнь вечную . Без этого обетования невозможно какое-то отречение наше в этой земной жизни. Но это обетование непреложно. Христос дает нам так много, но мы так мало готовы от Него принять. Так тесно порой наше сердце, что оно не вмещает этой щедрости, этой полноты божественных даров. Господь и Он дает мало, но мы так мало Его любим, и так мало готовы от Него принять. И в этом Евангелии урок нам от Господа, чтобы мы могли это осознать и хотя бы в малой степени исправиться. Ведь Господь говорит: и будут последние первыми, и первые последними. Не по внешности судит Господь, но по состоянию сердца и души человека, по тому, что творится в его внутреннем составе, какие мысли у него. Не те первые, которые порой первенствуют в должностях, в зарплатах, в имуществах. Но прежде всего те, которые последними признают себя пред Богом, те, как мы слышали в Апостоле, которых недостоин был весь мир, те, кто скитался в горах, пропастях, пещерах земных. Те, кого мир не познал в своем безумии, но те, кто свой ум исказил ради премудрости Божьей. Именно они становятся первыми на суде Божьем.

Дай Бог, чтобы и мы обрели это безумие ради Христа, эту мудрость Христову, которая да соделает и нас в малой степени осознающими себя последними в этом мире. Да явиться нам в числе последователей Христовых, тех, коих мы празднуем - всех святых, от века угодивших Богу. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)