Имбецил что означает. Имбецильность и ее лечение

Развившаяся внутриутробно либо в первые годы жизни недостаточность умственного развития. Обозначает олигофрению средней степени тяжести. Наряду с внешними признаками недоразвития интеллекта наблюдается примитивная речь, слаборазвитые способности к обучению (IQ - 25-50), проблемы с памятью, усиление бессознательных инстинктов (сексуальная распущенность, склонность к перееданию). Мышление последовательно, однако довольно примитивно. Малый кругозор, внушаемость и желание подражать могут проявляться асоциальным поведением, особенно в незнакомой обстановке. Обучение элементам самообслуживания возможно, при этом имбецилы не могут проживать самостоятельно. Диагноз устанавливается на основании клинической картины, оценки интеллектуального и психомоторного развития. Лечение включает в себя симптоматическую терапию (ноотропы, нейролептики, седативные средства и пр.). Требуется медицинский контроль и постоянный уход в сочетании с адекватным воспитанием.

Лечение имбецильности

Лечения имбецильности сугубо симптоматическое. Исключительно под контролем лечащего врача назначаются нейролептики, психостимуляторы и транквилизаторы. Для улучшения кровообращения и питания мозга используют ноотропные препараты (пирацетам, гидрализат из головного мозга свиней и др.), витаминотерапию. По показаниям проводят дегидратацию (сульфат магния, фуросемид и др.) и назначают противосудорожные препараты.

Обязательно систематическое посещение психоневролога. Врач даст рекомендации по воспитанию пациента и оценит динамику заболевания. При возникших проблемах с позвоночником или наличии дефектов речи назначается консультация узких специалистов (вертебролога, психиатра, дефектолога, логопеда).

Профилактика и прогноз имбецильности

Прогноз имбецильности напрямую связан со степенью слабоумия и своевременностью лечения. Легкая стадия патологии, выявленная на ранних сроках, позволяет минимизировать умственную отсталость, а правильное обучение и адекватный уход повысят адаптационные способности пациента в обществе. Так как такие больные неспособны к самостоятельной жизни, они требуют регулярного медицинского контроля и постоянного ухода. Детей с имбецильностью следует обучать на дому по специальной программе или в спецшколах.

Первичная профилактика заболевания заключается в охране плода и беременной женщины, ведение беременности с проведением раннего генетического (скринингового) исследования. Вторичная профилактика включает в себя раннее выявление патологии для своевременной коррекции психического развития и организации адаптационных и реабилитационных мероприятий.

Умственная отсталость представляет собой патологию, которая развивается у ребенка еще до рождения или в первые годы после появления на свет. Существует несколько форм олигофрении. Болезнь может быть легкой, умеренной и тяжелой. Имбецилы – это лица, у которых диагностирована средняя степень умственной отсталости. В статье идет речь о причинах данной патологии, ее признаках, диагностике и методах терапии.

Общая характеристика заболевания

Иногда люди используют в повседневной речи понятия, относящиеся к медицинской науке, но не совсем понимают их значения. Например, нередко в качестве оскорбления используется слово "имбецил". Так говорят об индивиде, который ведет себя нелепо, нарушает общепринятые нормы. Однако подобное понятие не совсем корректно употреблять в отношении людей, не имеющих отклонений в умственном развитии. Что обозначает имбецил? Так специалисты в области психиатрии называют людей с низким уровнем интеллекта, практически неспособных к обучению.

У лиц с этой патологией слабо развиты память и мышление, преобладают простые инстинкты. Вследствие очень ограниченного кругозора такие индивиды нередко попадают под влияние других людей. Понятие "имбецил", значение слова предполагает наличие диагноза, поставленного психиатром на основе обследования.

Факторы, провоцирующие развитие отклонения

Формирование патологии начинается еще в утробе матери. Иногда люди с этой болезнью имеют генетические дефекты (синдром Дауна или Ангельмана). Отклонение может развиться и в том случае, если беременная женщина была инфицирована краснухой, сифилисом, вирусом герпеса.


Нередко имбецилы – это дети, чьи матери подвержены пагубным пристрастиям (злоупотребляют спиртосодержащей продукцией, наркотическими веществами).

Еще одним фактором, способствующим развитию олигофрении, может стать большая доза облучения в период вынашивания плода.

Недостаток йода и витаминов в питании женщины тоже негативно сказывается на состоянии нервной системы малыша.

Патология возникает и после тяжелого родоразрешения, если у ребенка возник недостаток кислорода или механическое повреждение.

Так как имбецилы – это, как правило, лица, принадлежащие к неблагополучным слоям населения, можно утверждать, что дефицит общения и развивающих занятий в раннем возрасте способствует формированию отсталости.

Внешние проявления болезни

Людей с подобным отклонением распознать довольно просто. Они резко отличаются от здоровых индивидов.


Патология проявляется в выражении лица, которое кажется восковым. Имбецилы – это люди, у которых почти полностью отсутствует мимика. Мигание глаз очень редкое. Большинство пациентов с подобным диагнозом имеют дефекты черепной коробки, аномалии прикуса. Уши выглядят слишком оттопыренными. У таких больных наблюдаются расстройства моторики и нарушения двигательных функций. Они сгорблены, неуклюжи. При разговоре часто машут руками, мотают головой. Имбецилы – это люди с неопрятной внешностью. У них преобладают примитивные потребности. Пациенты с данной патологией отличаются повышенным сексуальным влечением, много едят.

Аномалии развития интеллекта

Нарушения умственной деятельности становятся заметны уже в раннем возрасте. Такой малыш поздно учится сидеть, стоять и ходить. Его движение отличаются неловкостью. В дальнейшем наблюдается отставание в овладении навыками самообслуживания. Ребенок не способен пользоваться посудой, одеваться, мыться. Он плохо осваивает речь. Разговаривают такие пациенты простыми фразами. Считают они только по пальцам. Характерные для имбецилов симптомы – это слабая способность к запоминанию информации, невозможность группировать предметы со сходными признаками.


Они не в состоянии воспроизвести содержание текста, рассказать стихотворение или ответить на вопрос о том, что общего есть у персика и яблока. Больные, однако, осваивают простые навыки счета, читают по слогам. Путем имитации можно научить этих пациентов выполнять несложные действия.

Особенности эмоциональной сферы

Такие люди отличаются неразвитой волей и повышенной внушаемостью. Вследствие этого они нередко попадают в компании наркоманов, совершают противоправные и асоциальные поступки. Что касается характера, некоторым пациентам присуще простодушие, веселость, другие отличаются агрессивностью и возбудимостью, третьи боязливы, пассивны и стеснительны. Такие люди очень привязаны к своим родственникам, называют их по именам.


На критику реагируют бурно, а похвалу воспринимают с большой радостью. Часто не способны узнать знакомых или членов семьи. При смене обстановки теряются и испытывают страх. Могут с удовольствием выполнять работу по хозяйству (уборка, мытье тарелок), однако если не контролировать таких больных, они быстро отвлекаются от дела. В связи с тем, что пациенты не способны обслуживать себя, они не проживают самостоятельно.

Выявление патологии

Для имбецилов диагностика предполагает выяснение следующих аспектов:

  1. Была ли у будущей матери инфекция в период вынашивания плода? Принимала ли она наркотики? Употребляла ли спиртосодержащие напитки? Был ли дефицит питательных веществ?
  2. С какого возраста стали проявляться признаки отклонения у малыша?
  3. Насколько часто ребенок сталкивался с инфекционными недугами?
  4. Каков был его рацион?

Также для выявления патологии используются разные виды томографий (компьютерная, магнитно-резонансная), оценка умственных возможностей при помощи беседы и специальных методик.

Терапия

Значение слова "имбецил" подразумевает отклонения в развитии мозга. Подобное состояние нельзя устранить полностью. Однако существуют средства для борьбы с его симптоматикой. В качестве способов терапии рекомендуются следующие типы лекарств:

  1. Медикаменты, улучшающие деятельность мозга.
  2. Препараты с седативным эффектом, которые применяют при вспышках гнева.
  3. Лекарства из группы нейролептиков.

Детям с данным диагнозом требуется обучение в специализированных образовательных учреждениях или на дому по особым программам. Для них необходимы занятия с логопедами для усовершенствования речевых навыков.


Также педагоги должны уделять внимание развитию социальных умений, психических процессов.

Как предупредить появление нарушений у ребенка?

Состояние младенца во многом определяется здоровьем будущей матери в период вынашивания плода. Чтобы обезопасить малыша от развития подобного отклонения, при беременности нужно соблюдать такие рекомендации:

  1. Регулярно приходить на консультацию к доктору.
  2. Исключить вредные пристрастия (употребление спиртосодержащей продукции, наркотических веществ и табака).
  3. Своевременно договориться со специалистом по поводу ведения беременности.
  4. Каждый день гулять на свежем воздухе.
  5. Хорошо высыпаться.
  6. Употреблять достаточное количество овощей, фруктов, зелени, отказаться от консервов, острых кушаний.
  7. Избегать применения щипцов в процессе родов.
72.

Описание [ | ]

При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне. Могут присутствовать признаки телесных пороков развития: нарушения формирования головы, недоразвитие конечностей, пальцев, дефекты лица, ушей, глаз, гипогенитализм и др. Могут быть также такие неврологические симптомы, как параличи, парезы .

Имбецилы понимают окружающих, сами могут произносить отдельные слова и иногда даже короткие фразы. Речь состоит только из глаголов и существительных , косноязычна и грамматически неправильна . Как правило, речь состоит из очень коротких стандартных фраз , а словарный запас ограничен несколькими десятками слов (иногда до 200-300 слов ). Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Имбецилы могут образовывать представления, но образование понятий, как более высокий этап психической деятельности, им недоступен или резко затруднён . Воображение у них почти отсутствует .

Страдающим имбецильностью удаётся привить основные навыки самообслуживания (сами одеваются, следят за собой, едят) и простейшие трудовые навыки, главным образом путём тренировки подражательных действий . При лёгкой и средней степени имбецильности больные могут учиться во вспомогательной школе, но обучить их удаётся немногому: элементарному счёту (в пределах нескольких единиц ), написанию отдельных слов, чтению простых текстов .

Сексуальное влечение у страдающих имбецильностью обычно понижено, но иногда наблюдается болезненно повышенное сексуальное влечение наряду с отсутствием сдерживающих моральных ограничений .

По поведению выделяется две группы имбецилов: вяло-апатичные , безразличные ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей (торпидные) и живые, подвижные, непоседливые (эректильные) . По характеру также разделяются на две группы: злобно-агрессивные, упрямые и общительные, добродушные, приветливые, покладистые .

Международная классификация болезней [ | ]

В МКБ-9 1977 года имбецильностью названа только умеренная умственная отсталость с IQ 35-49 .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. - С. 444. - 496 с. - ISBN 5-900990-03-6 .
  2. Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. Основы специальной педагогики и психологии . - Издательский дом «Питер». - P. 103-105. - ISBN 978-5-498-07834-2 .
  3. Большой психологический словарь . - ОЛМА Медиа Групп, 2003. - P. 558. - ISBN 978-5-93878-086-6 .
  4. Романова Е. А. Диагностика заболеваний. Медицинский справочник . - Family Leisure Club. - P. 404. - ISBN 978-966-14-8977-5 .
  5. Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др. Психиатрический энциклопедический словарь. - К. : МАУП, 2003. - С. 358. - 1200 с. - ISBN 966-608-306-X .

Имбецилы понимают окружающих, сами могут произносить отдельные слова и иногда даже короткие фразы. Речь состоит только из глаголов и существительных , косноязычна и грамматически неправильна . Как правило, речь состоит из очень коротких стандартных фраз , а словарный запас ограничен несколькими десятками слов (иногда до 200-300 слов ). Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Имбецилы могут образовывать представления, но образование понятий, как более высокий этап психической деятельности, им недоступен или резко затруднён .

Страдающим имбецильностью удаётся привить основные навыки самообслуживания (сами одеваются, следят за собой, едят) и простейшие трудовые навыки, главным образом путём тренировки подражательных действий . При лёгкой и средней степени имбецильности больные могут учиться во вспомогательной школе, но обучить их удаётся немногому: элементарному счёту (в пределах нескольких единиц ), написанию отдельных слов, чтению простых текстов .

По поведению выделяется две группы имбецилов: вяло-апатичные , безразличные ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей (торпидные) и живые, подвижные, непоседливые (эректильные) . По характеру также разделяются на две группы: злобно-агрессивные, упрямые и общительные, добродушные, приветливые, покладистые .

Международная классификация болезней

См. также

Напишите отзыв о статье "Имбецильность"

Примечания

  1. Н. М. Жариков, Л. Г. Урсова, Д. Ф. Хритинин. Психиатрия: Учебник. - М .: Медицина, 1898. - С. 486-487. - 496 с. - ISBN 5-225-00278-1 .
  2. О. В. Кербиков , М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский . Психиатрия. - 2 изд. - М .: Медицина , 1968. - С. 396-397. - 75 000 экз.
  3. А. В. Снежневского . - М .: Медицина, 1983. - Т. 2. - С. 464. - 544 с.
  4. Руководство по психиатрии / Под ред. Г. В. Морозова . - М .: Медицина, 1988. - Т. 2. - С. 350. - 640 с. - ISBN 5-225-00236-6 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Имбецильность

– Пожалу… – начал Долохов, но не мог сразу выговорить… – пожалуйте, договорил он с усилием. Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – к барьеру! – и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.
– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:
– Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова.
– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.
– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…
– Кто? – спросил Ростов.
– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат.

Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.
Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.
«Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней, – отвечал внутренний голос.
«Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12 м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.