Как развить слуховую память? Слуховая и зрительная памяти.

Слуховая память относится к разновидностям образной памяти. Она помогает запоминать, сохранять и воспроизводить слуховые образы. Все люди разные и их способности к запоминанию тоже отличаются, поэтому у каждого слуховые представления закрепляются и воспроизводятся с разной степенью сложности.

Входные данные для слуховой памяти – это единицы внутриречевой реакции, удерживающиеся в слуховой оперативной памяти всего несколько мгновений. Далее происходит ответная речевая реакция, которая помогает вернуть речевые звуки в память. Именно эта связь играет очень важную роль при кратковременном запоминании.

Учеников в школе, которые лучше обрабатывают устную информацию на слух, называют аудиалами, обычно они имеют очень хорошие оценки и способны отлично запоминать все, что было сказано на уроке, не подглядывая в записи или учебники. Однако абсолютных аудиалов в мире всего 5-7 %, другие люди воспринимают информацию через визуальные, кинестетические или дискретные источники.

Вспомните, как Шурик в фильме «Приключения Шурика» оказался настоящим аудиалом, он не помнил, что находился рядом с девушкой при подготовке к экзамену, но вспомнил, что был уже в этой комнате, как только услышал звук вентилятора и настенных часов.

Способность к слуховой памяти у человека имеет генетическое основание, однако ее можно развивать. Чтобы проверить, насколько хороша ваша слуховая память, попросите кого-то назвать вам 4 простых однозначных числа. Например: 1, 8, 4, 6. Ваша задача повторить их в обратном порядке. Если сложностей не возникло, тоже самое повторите с пятью числами, потом с шестью. Такое незатейливое упражнение можно проводить в дороге с детьми, с семьей, с коллегами на перерыве. Оно помогает держать слуховую память в тонусе и тренирует внимательность.

Если вы хотите развить слуховую память ребенка, следует вооружиться простыми стихотворениями и просить ребенка повторить определенные строки. Память лучше всего развивается в тех условиях, когда имеется постоянное ее стимулирование, то есть упражнения должны иметь регулярный характер.

Простой метод развития слуховой памяти и доступный многим – это упражнения с хлопанием в ладоши. Попросите ребенка повторить ритм, однако не стоит использовать слишком сложные мелодии, достаточно начать с простых ритмов, состоящих из 5-7 хлопков.

В учебных заведениях слуховую память развивают путем написания диктантов и изложений.

Эффективные способы улучшения слуховой памяти

Почаще слушайте тишину. В современном мире, особенно в городских условиях, редко получается выкроить время для того, чтобы остаться наедине со своими мыслями. Наш сервис BrainApps рекомендует вам на время сна обязательно переключать смартфон в режим полета, чтобы ни один звонок или сообщение не отвлекало вас от отдыха. Для тренировки слуховой памяти проводите простое, но эффективное упражнение. Сосредоточьтесь на звуках, которые вы слышите, старайтесь определить источник каждого мельчайшего звука – шум улицы, стук соседа, какой-то возглас на лестничной площадке, работа бытовых приборов. На самом деле, человека окружает множество звуков, однако мы на них почти не обращаем внимание.

Развитие слуховой памяти будет неполным без аудио упражнений. Используйте время, когда вы добираетесь на работу для того, чтобы прослушивать аудиокниги. Потом в течение дня вы можете прокручивать в голове то, что услышали, обдумывать это. Также развитию слуховой памяти способствует прослушивание радиоспектаклей.

Наш сервис BrainApps приготовил для вас интересные упражнения, с которыми ваша память будет развиваться стремительными темпами. Развивая свою личность, вы становитесь лучше и обретаете уверенность в себе!

Помимо интеллектуальных, перцептивных существуют еще и мнемические. Они являются компонентами человеческой познавательной активности, тесно связанными с его перцептивными процессами, Возникающие образы памяти называются представлениями.

Трактовка понятия памяти

Известно, что это процесс сохранения ранее приобретенного опыта, именно он делает допустимым повторное применение последнего в действии, а также возвращение в область сознания. Она соединяет прошлое индивида с его настоящим, а также будущим. Память - наиболее важная познавательная функция, которая составляет основу дальнейшему обучению и развитию.

Прошлый опыт складывается из возобновляющихся образов отдельно взятых предметов, процессов, которые были восприняты в прошлом, усвоенных ранее движений, действий, пережитых прежде чувств и желаний и возникших когда-то мыслей.

Основные процессы памяти

К ним относится:

  • запоминание;
  • узнавание;
  • воспроизведение.

Проходящие прямо в мозг от и внутренних, и внешних раздражителей разного рода возбуждения оставляют так называемые отметены в нем, сохраняющиеся на протяжении долгих лет. Если говорить образно, то можно представить, что в коре полушарий проторяются пути для упомянутых ранее возбуждений, ввиду чего впоследствии нервные связи появляются быстрее и легче. Последние сохраняются, а затем оживают в случае повторения возбуждений либо угасают, если таковые не повторяются, и тогда «удвоенное» забывается. Таким образом, процесс образования, сохранения временных связей - физиологический фундамент памяти.

Механизм рассматриваемого явления

Информация, которая идет от органов ощущений, проходит обработку сенсорной памятью, обеспечивающей ее удержание на протяжении достаточно короткого промежутка времени (как правило, меньше минуты).

В зависимости от вида стимула последняя может быть:

  • эхоической (связь со слухом);
  • иконической (связь со зрением) и т. д.

Психологи выдвигают предположение касательно того, что именно в сенсорной памяти фиксируются физические признаки поступающей информации. Другими словами, на этой стадии осуществляется разграничение запоминания - глазами или носом.

Сразу по окончании получения какой-либо информации начинается такой процесс, как забывание.

Виды памяти

Существует ряд критериев для их классификации, одним из которых является ее деление по времени сохранения полученного материала, а другим - по анализатору, преобладающему в ранее упомянутых процессах запоминания, воспроизведения, сохранения материала.

Так, в 1-м случае принято выделять несколько видов памяти:

  • оперативную;
  • мгновенную;
  • генетическую;
  • кратковременную;
  • долговременную.

А во 2-м случае речь идет о зрительной, обонятельной, слуховой, осязательной и прочих видах памяти. Теперь более подробно узнаем о том, что же представляют собой слуховая и зрительная памяти.

Первая расценивается как хорошее запоминание, достаточно точное воспроизведение разного рода звуков, к примеру, музыкальных, речевых. Слуховая память необходима филологам, акустикам, музыкантам, а также людям, которые изучают иностранные языки.

Зрительная же память связана сначала с сохранением, а затем с воспроизведением полученных зрительных образов. Достаточно часто данный вид присущ людям, имеющим эйдетическое восприятие, такие индивиды способны на протяжении значительно долгого временного промежутка «видеть» запечатленную картину уже в воображении по окончании воздействия на соответствующие На основании этого рассматриваемый вид памяти подразумевает наличие способности к воображению у субъекта.

Итак, после того, как мы узнали, что представляют собой слуховая и зрительная памяти, нелишне будет уделить внимание вопросам касательно возможности их развития. Для этого стоит обратиться к специальным методикам.

Развитие зрительной памяти

Определенно, что каждый хотя бы раз сталкивался с такой ситуацией, когда кто-то из окружения с лёгкостью запоминал новую детальную информацию. У большинства же людей наблюдается кратковременная зрительная память. Она определяет способность к запоминанию наглядной информации, углублению понимания при наличии определенных наглядных материалов.

На сегодняшний день существуют методики, помогающие улучшить память. Одним из самых распространенных способов выступает тренировка воображения, развитие у себя творческого мышления, применение ассоциаций. К примеру, при необходимости запомнить многозначные числа требуется представить их в таком виде, как растения, животные, неодушевленных предметы. Так, единица может быть придорожным столбом, двойка - лебедем, шестерка - (разомкнутым), восьмерка - матрешкой и т. п. Если сразу будет трудно представить всю картину, то можно попробовать набросать схематично рисунок.

Развитие слуховой памяти

Как уже стало понятно, слуховая и зрительная памяти могут поддаваться тренировке. Мы уже рассмотрели, как можно улучшить зрительную память, теперь узнаем, как тренировать слуховую. Этот вид памяти играет немаловажную роль для запоминания нового слова, песен, стихов. Эффективное упражнение для развития в данном случае - «Слушай и запоминай». К примеру, если это ребенок, то после прослушивания короткой сказки («Репки») он должен повторить ее в точной последовательности.

Более маленьким детям подойдет упрощенная форма задания: озвучиваются названия нескольких парных предметов (ботинки-шнурки, тарелка-ложка, пр.). Развитию именно слуховой памяти хорошо способствует звучание несложных предметов. Будет полезным приобрести для ребенка игрушечные музыкальные инструменты. Также можно демонстрировать разные звуки, после чего ребенок должен будет угадать инструмент.

Таким образом, можно смело сказать, что слуховая и зрительная памяти поддаются тренировкам, особенно в раннем детстве. На сегодняшний день существует множество методик, остается лишь подобрать подходящую.

Напоследок стоит напомнить, что в статье были рассмотрены такие понятия, как зрительная и слуховая память. Подробно рассказано о процессах памяти.

Вы тоже завидовали в детстве тем, кто за считанные минуты запоминал длинные стихотворения, а в университете – ответы для экзамена? Было бы здорово уметь быстро запоминать большие тексты для докладов, не правда ли?

Несколько способов того, как тренировать память, мы представим в этой статье. Вы узнаете, как научиться тренировать память и, следовательно, быстро запоминать необходимое количество информации. Кроме того, мы расскажем, как тренировать внимание, так необходимое нам во время запоминания.

Как тренировать память?

Бывают люди с поистине фотографической памятью: они видят текст – и словно фотографируют его, а затем просто «считывают» при необходимости. Это выражение хорошей зрительной памяти. Также есть память слуховая и смешанная. Подробнее о методах их тренировки мы поговорим чуть ниже.

Упражнения для памяти

Теперь рассмотрим основные правила тренировки памяти.

Как тренировать зрительную память?

Веселее всего тренировать зрительную память в игре. Для этого попросите показать вам два практически идентичных рисунка с небольшими отличиями. Посмотрев на них 30-40 секунд, постарайтесь запомнить. А затем записать по памяти их отличия.

Из спичек или палочек нужно выложить две-три геометрических фигуры. Через пару секунд фигуры нужно закрыть листом бумаги, а после постараться воспроизвести эти фигуры по памяти.

Тренировка памяти

Также очень хорошим методом развития зрительной памяти является заучивание стихов. Нужно просматривать текст стихотворения, но не проговаривать вслух. Такое упражнение очень просто, потому что выполнять его можно практически везде, не отвлекая при этом окружающих и не привлекая излишнего внимания.

Как улучшить слуховую память?

Следующее упражнение можно выполнять где угодно. Для тренировки нужно пытаться запомнить детали разговора прохожих и окружающих людей. Продолжительность упражнения должно варьироваться от 15 минут до часа.

Не глядя на говорящих людей, стараться, лишь слыша голоса, соотнести голоса с лицами говорящих. Поскольку голос является индивидуальной чертой каждого человека, упражнение будет иметь успех. Чтобы заметить результаты, нужно лишь регулярно тренироваться в течение 10-15 минут.


В процессе запоминания той или иной информации немаловажную роль играет внимание. От того, насколько хорошо вы умеете концентрировать внимание на необходимом предмете, зависит скорость и качество запоминания. По этой причине внимание нужно тренировать.

Как развить внимание?

Так, для тренировки внимания необходимо на вдохе концентрировать внимание на каком-то выбранном предмете. Через 3-5 секунд, задержав дыхание, постараться воссоздать образ предмета в памяти. Затем, на выдохе, отпустить образ. Через 3-5 повторений метод тренировки необходимо сменить.

Концентрация внимания

Можно выбрать на улице какого-либо прохожего и, «сфотографировав» его образ, закрыть глаза. Затем постараться представить в воображении, как и куда продолжает идти человек. В самом начале упражнение может не получаться, однако со временем вы научитесь воссоздавать картину, максимально приближенную к реальной действительности.

По мнению редакции сайт, регулярно выполняя предложенные упражнения, вы научитесь быстро запоминать необходимые образы и информацию. Через некоторое время вам не составит труда запомнить длинный стих или изображение, диаграмму.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

С детства родители стараются вдолбить в голову детей, что развитие памяти необходимо для будущей жизни и полезно для здоровья. В качестве обоснования своих слов чаще всего взрослыми приводится утверждение, что если не учить стихи, не читать и не пересказывать, то в старости невозможно будет запомнить самые простые вещи. И это правда! Человеческая память устроена таким образом, что основная информация запоминается на слух. Поэтому важно постоянно развивать память, чтобы она не подвела потом в важный момент. Существует несколько действенных методов развития слуховой памяти.

1. Научитесь слушать тишину

Данное упражнение можно выполнять перед сном. Для этого достаточно лечь в кровать и прислушаться к происходящему на улице, а также окружающим звукам в помещении. Сначала нужно оценить весь звуковой фон, а потом постараться вслушаться в каждый звук по отдельности. Начав данное упражнение, люди с интересом понимают, что их окружает огромное количество звуков. Даже просто лежа в постели, кто-то услышит только стук своего сердца, а кто-то разговор соседей через стенку, до кого-то дойдет звук капающей воды в ванной или на кухне и т.д. Мир полон разнообразных звуков и, чтобы натренировать свою слуховую память, достаточно выполнять несколько несложных упражнений, эффект от которых не заставит долго ждать.

2. Вспоминать звуки

Это упражнение необходимо выполнять в помещении, гарантирующем полную тишину, где ничего не помешает и нет людей. Для начала стоит удобно сесть, лечь или облокотиться, в общем, принять удобное положение тела и полностью расслабиться. На упражнении необходимо максимально сконцентрироваться и начать вспоминать услышанные ранее звуки. К примеру, то, что вы слышали в течение дня. Можно попробовать изменить их тональность, громкость или четкость. Сразу все может не получиться, но не стоит расстраиваться и бросать занятия. Для этого упражнения достаточно уделять по 5 минут ежедневно. В скором времени эти тренировки помогут при необходимости вспоминать звуки и изменять их по своему желанию.

3. Музыкальные упражнения

Перед началом упражнения необходимо подготовить несколько понравившихся музыкальных композиций вне зависимости от мелодии. Нужно после прослушивания небольшого отрывка песни, расслабиться, выбросить все лишнее из головы и попробовать воспроизвести услышанное. Если с первого раза не получиться, можно еще раз послушать этот же отрывок и также попробовать вспомнить мелодию. Можно начать с совсем коротеньких фрагментов музыкальной композиции, а потом увеличить их продолжительность. При этом важно не забывать сравнивать свое воспроизведение с оригиналом. Полезно будет также мысленно останавливать на "паузу" проигрывание мелодии в голове, а затем продолжать с остановленного места. Чтобы получить отличный результат, придется тренироваться очень часто. И лишь после того, как можно будет мысленно полностью воспроизвести любимую мелодию, результат достигнут.

Совершенство слуховой памяти по данным упражнениям поможет через время в деталях четко вспомнить происходящее событие. Такая способность головного мозга надолго закрепится у человека, благодаря выработанной привычке ассоциировать жизненные ситуации с окружающими звуками. Тренировать слуховую память можно как дома, так и в любом месте. К примеру, если описанные выше методы, требуют спокойного время проведения наедине с собой, то, например, слушать музыку и затем мысленно воспроизводить ее мелодию можно в любом месте. Если это окажется легко, то можно усложнить задачу запоминанием текста. Кроме этого, можно гуляя по парку или даже, банально спеша на работу, попробовать прислушаться к окружающим разговорам и, не вникая в суть, просто повторить. Стоит отметить, что данные упражнения можно превратить в игру в компании и устроить соревнования. Также они будут интересны и полезны детям для развития остроты слуха.

Для совершенствования слуховой памяти у ребенка, можно выполнять следующие упражнения:

  1. Попробовать прочитать несколько слов на одну букву и воспроизвести их в точной последовательности, а затем добавить к ним еще несколько слов на эту же букву.
  2. Разучивать небольшие стишки, скороговорки и песенки.
  3. Прочитать несколько слов на одну букву и одно на другую. Попросить указать лишнее слово.

Используя игровые методы обучения, можно быстро развить у ребенка память, не утомляя скучными занятиями. Стоит также понимать, что развитие одного вида памяти, должно происходить в совокупности с другими видами. Например, невозможно развивать слуховую память, не задействуя зрительную и моторную. Воспоминания в головном мозге воспроизводятся, распределяясь по функциональным особенностям. Развивать слуховую память у ребенка можно одновременно с тактильной, для чего необходимо завязать ему глаза и по очереди класть в руки предметы разной формы и текстуры, после чего он должен их узнавать. Упражнения по тренировке всех видов памяти можно проводить детям с 3-х летнего возраста.

Развитие слуховой памяти

Ухо более чувствительдное, чем глаза. Развить слуховую память гораздо проще, чем зрительную. Упражнение выполняются гораздо быстрее, прочнее и эффект от них проявляется гораздо раньше.

Умение слышать, очень многое значит, различные оттенки человеческого голоса могут дать такую информацию, которую по – другому никак и не получишь.

Из книги Изучение иностранных языков автора Мельников Илья

Развитие мышления и памяти при изучении иностранного языка Память – это основа нашего сознания. В памяти сохраняется все то, что когда-то было, чтобы потом из нашего будущего извлечь все ценное нашего прошлого. Человек без памяти не был бы человеком. Любая деятельность

Из книги Уникальные способности мозга автора Мельников Илья

Из истории памяти Мы живем в мире информации и на нас ежедневно обрушивается огромный поток различных сведений.В десятки раз возрос объем мировых сведений и знаний как по отдельным предметам, специальностям, направлениям, так и в целом. И этот объем информации с каждым

Из книги Методы спецслужб автора Мельников Илья

Развитие наблюдательности и зрительной памяти Слабая память – это поверхностное наблюдение и слабое внимание. Запоминаются гораздо легче и лучше те вещи, когда ваш ум не занят ничем посторонним и находится в состоянии покоя. Хорошо развитое внимание укрепляет

Из книги Интересные факты автора Мельников Илья

Виды памяти Память – самая сложная из всех психических функций человека, она имеет различные формы и различные виды. У живых организмов (кроме человека) есть только два вида памяти: генетическая, механическая. Генетическая память передается на генном уровне из поколения

Из книги Суперпамять [Уникальная программа абсолютного улучшения памяти и работы мозга (litres)] автора Хеннер Мэрилу

Уроки памяти Лучший способ создать прочное воспоминание (самый важный компонент ПСВ) – это интенсивное обучение. Именно во время обучения вы делаете шаг назад и внимательно смотрите на все, что сделали ранее, – причем не только что-то хорошее, но и плохое, а также

Из книги Яндекс Воложа [История создания компании мечты] автора Дорофеев Владислав Юрьевич

Из книги Новая школа жизни. II том. Сила и власть личности автора Шмидт К. О.

Укрепление памяти В памяти того, кто следовал изложенному ранее, вскоре не останется пробелов. Это важно, ведь человеку с плохой памятью легко пропасть в экономической борьбе. С полным правом человек с хорошей памятью ценится высоко. Надежная память усиливает

Из книги Развитие памяти автора Лорейн Гарри

Глава 17 Развитие памяти у детей Дж. Л.: Мои сын и дочь – Джефу девять, а Джули восемь – умеют легко и быстро запоминать разные вещи – в последовательности и по номерам. В общем, они у меня крутые. Г. Л.: Когда моему сыну Бобби исполнилось пять, я попытался научить его

Из книги Пробуждение от проблем, или Как Вася Пупкин нашел себя автора Руль Александр

Потеря памяти Природа нашей памяти тоже хорошо может показать то, что наша истинная сущность – это не просто сгусток мыслей о самих себе. В памяти человека хранится важнейшая составляющая нашей личности – наша личностная история.Представим себе, что человек по какой-то

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Из книги Помнить все! Как развить суперпамять автора Фокс Маргарет

4.2. Упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти Для улучшения способности к запоминанию следует развивать не только память, но и сенсо?рное восприятие информации, ведь невозможно запомнить то, что вы просто не смогли ощутить и проанализировать. Поэтому

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Из книги Самая полная книга-тренажер для развития мозга! [Новые тренинги для ума] автора Могучий Антон

4.2. Тренинг памяти Необходимость хорошего развития этой возможности нашей психики вряд ли кто-то поставит под сомнение. Хорошая память – это путь к успеху, познанию, новым открытиям, комфортной жизни!Способности нашей памяти поистине удивительны. Она, как известно,

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Упражнения для развития слуховой, зрительной, кинестетической памяти Упражнение 1. Воображаемая фотография Это упражнение для развития зрительной памяти. Смотрите на любой предмет в течение трех-пяти минут, представляя, что вы как бы фотографируете его, чтобы

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Возможности памяти Люди используют возможности своей памяти далеко не в полной мере. Более того, мало кто представляет, насколько велики эти возможности.Несколько примеров. Русский художник Н. Н. Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир»,