LaParfumerie. : Любимый букет императрицы - Ароматы - Парфюмедия - LaParfumerie

Александра Федоровна: интересы, вкусы, внешность


В 1960 г. Ольга Александровна так говорила об Александре Федоровне: "Из всех нас, Романовых, Аликс наиболее часто была объектом клеветы. С навешанными на нее ярлыками она так и вошла в историю. Я уже не в состоянии читать всю ложь и все гнусные измышления, которые написаны про нее".

Прошло немало времени, но положение качественно почти не изменилось. Возникшие много времени назад отрицательные характеристики, изображающие в самом негативном свете Николая II, а особенно все это касалось Александру Федоровну. Некоторые авторы ей приписывают просто демонические черты и даже утверждают, что эта женщина изменила ход современной истории. Жизнь и внутренний мир последней Императрицы фактически никем беспристрастно не изучался. Лишь можно было читать цепь разнузданных бесконечных сплетен и умозаключений многих авторов из своей головы, ничего не имеющих общего с истинным миром Александры Федоровны. Даже внешность Аликс, как и память о ней, подвергнута отрицательным характеристикам. Вот, что можно прочитать из воспоминаний министра Н.К. Гире, когда он первый раз увидел Принцессу на балу в Зимнем дворце 29 января: " Алиса Гес­сенская некрасива, лицо красное и даже под бровями». Другой сподвижник Ми­нистра рассказывал всем и каждому, что у Алисы «походка неграциозная, средняя часть корпуса слишком выдаётся».

Конечно, это была неправда. Сохра­нившиеся изображения той поры свиде­тельствуют о несомненной красоте юной Принцессы, но люди видели то, что хоте­ли видеть. В истории жизни Александры Фёдоровны с этой своеобразной зритель­ной и умственной аберрацией восприя­тия приходится сталкиваться постоянно. Потом, когда Принцесса станет Цари­цей и начнёт олицетворять собой монар­хическую систему, то появятся уже и непримиримо-враждебные «эксперты», которые начнут измышлять небылицы не только касательно Её внешности, но Её духовного мира, умственных способ­ностей и даже психического состояния. Столичный бомонд придирчиво рассматривал молодую девушку, кото­рая могла стать супругой их будущего Монарха. Министр В.Н. Ламздорф, зафиксировал в своём дневни­ке мнение света: «Её находят менее кра­сивой, чем её сестра Елизавета, но у Неё более умное и более выразительное лицо, приятная и приветственная улыб­ка. В значительной степени англичанка, Она много говорит по-английски, осо­бенно с сестрой.

Впрочем, сохранились и совершенно иные отзывы об Александре Федоров­не, которые принадлежат людям объективным, сумевшим увидеть в молодой царице не только заурядное лицо маленькой немецкой принцессы. Великий князь Гавриил Константинович в мемуарах так писал о необыкновенной при­влекательности молодой Александры Федоровны: «Она была писаная красави­ца, высокого роста, она держала голову немного вбок. В ее улыбке было что-то грустное. Она была очень величественная, очень породистая. Редко можно встретить такую красивую и вместе с тем такую породистую женщину, с таки­ми изящными манерами». Но таких глубоких и внимательных наблюдателей, как Гавриил Константинович, среди обитателей петербургского света оказа­лось немного.

Вот еще одно воспоминание о внешности Александры Федоровны, принадлежит флигель-адъютанту С.С. Фабрицкому: "Она была в полном смысле слова красавицей, в которой соединялось все: царственная осанка, правильные черты лица, большой рост, правильная фигура, изящная походка, грация, большой ум, огромная начитанность и образованность, талант к искусствам, прекрасная память, сердечная доброта и т.п. Но у нее не было искусства очаровывать, не было умения и желания нравиться толпе.

Также как и Государь, Императрица была очень застенчива, не любила парадных приемов, балов, раутов и т.п. Застенчивость сказывалась на каждом шагу, а в особенности во время торжественных или прадных приемов. Наружно это выражалось каким то особенным выражением лица. Получалось со стороны впечатление, что Императрица в это время переживала нечто мучительное. Поэтому у многих, кто не знал близко Ее Величества, составлялось впечатление о ней как о женщине нелюбезной и неласковой".

Интересные воспоминания об облике Александры Федоровны в день их первой встречи оставила в своих воспоминаниях Лили Ден (подруга Императрицы): "Среди густой зелени неторопливым шагом выступала высокая стройная женщина. Это была Императрица! Сердце у меня забилось, я с восхищением смотрела на нее. Я даже не представляла себе, что она настолько прекрасна. Никогда не забуду ее красоту, открывающуюся мне в то июльское утро, хотя гораздо глубже в мою память врезался образ Государыни, вынесшей множество невзгод и страданий, - трогательный и святой образ. С милой улыбкой, глядя на нас с такой лаской, Императрица проронила: "Садитесь, прошу Вас". Моей нервозности как не бывало. Мне даже показалось, что Императрица сама стесняется. Но, как я узнала впоследствии, Государыне, как и ее кузине, Герцогине Файфской, свойственна была застенчивость в присутствии незнакомых лиц. Однако в Петрограде светская чернь в излишней застенчивости Александры Федоровны усматривала немецкую заносчивость. То же вслед за клеветниками, говорили и даже некоторые английские авторы."

Императрица, выросшая в одной из самых консервативных монарших семей Европы, она до последних дней оставалась верна ее жестким правилам. "Во многих отношениях Государыня была викторианкой, - писала Лили Ден. - Вместе с бабушкой (королевой Викторией) она разделяла приверженность закону и порядку, верность семейному долгу, неприязнь ко всему "модерновому". Свойственна была ей и расчетливость Кобургов, которая так раздражала светскую чернь".

Царица предпочитала скромные пастельные тона, прекрасно подходившие тону ее мраморного точеного лица и всей ее статной и собранной фигуре. Излюбленными оттенками были белый, кремовый, шафрановый, нежно-голубой, бледно-фисташковый, сиреневый, светло-розовый, а также лиловый, доминировавший в ее гостиной.

Весьма сдержанно она относилась к модным новинкам. Терпеть не могла фривольные шмиз а " la directoire с завышенной линией талии и слишком смелым декольте. Императрица не видела смысла в "хромающих" юбках, придуманных диктатором моды французом Полем Пуаре. Она считала неприемлемым экзотический гаремный стиль, не понимала, как дамы могут носить пестрые платья-халаты в китайском вкусе.

Царица предпочитая строгие и слегка консервативные платья с красиво ниспадающими складками, визуально удлинявшими ее фигуру. В них она выглядела элегантно и даже монументально. Своим пристрастием к строгим туалетам она нередко вызывала возмущение у вдовствующей императрицы Марии Федоровны, известной любительницы многоцветья и рюшей. Ольга Александровна так писала об этом: "«Мама нравились броские, с отделкой платья, причем определенных цветов. Она никогда не учитывала вкусы самой Алики (как ее называла сестра Николая II), - Зачастую Мама заказывала платья, но Алики их не носила. Она прекрасно понимала, что ей идут платья строгого покроя...

Во время Высочайших выходов Александра Федоровна надевала парадные, но не слишком роскошные и броские наряды. В особо торжественные дни она облачалась в традиционное придворное "русское" платье, прозванное "императорскими доспехами" за тяжесть и неудобство. В нем она присутствовала на торжествах по случаю 300-летия дома Романовых. Фрейлина Анна Вырубова сообщала: "Несмотря на усталость, Государыня была поразительно красива в своем голубом бархатном русском платье, с высоким кокошником и фатой, осыпанном жемчугами и бриллиантами; на ней была голубая Андреевская лента".

Помимо парадных платьев в гардеробе Императрицы хранились формы тех полков, шефом которых она была. Мундиры ей, бесспорно, шли. В домашней обстановке царица носила удобные, красивые, но недорогие вещи, чрезвычайно простое, скромное белье из тонкого полотна с незатейливыми, но искусными вышивками. Императрица старалась обходиться без помощи слуг. По утрам самостоятельно принимала ванну, прибирала волосы, сидя перед зеркалом, убирала комнату, штопала и вязала как профессиональная мастерица. В дневных нарядах также ощущалось влияние сдержанного расчетливого викторианства. Царица предпочитала белые хлопковые или шерстяные платья, ансамбли из строгой блузы и юбки, а также чайные платья для традиционного "файф -о - клок". Лили Ден оставила описание одного из подобных нарядов:

"Государыня была одета в белое. Шляпка была драпирована белой вуалеткой. У нее было белое нежное лицо, но, когда она волновалась, щеки ее покрывались бледно-розовым румянцем. Рыжевато-золотистые волосы, синие глаза, наполненные печалью. Гибкий, тонкий, как тростинка стан. На шее великолепное жемчужное ожерелье. При каждом движении головы в бриллиантах ее серег вспыхивали разноцветные искры. На руке простой перстенек с эмблемой свастики - излюбленным ее символом возрождения, - с которой впоследствии было связано множество всяких домыслов и предположений, будто Императрица была склонна к оккультизму. Эти неуемные люди просто не понимали, что на самом деле значила для нее эта эмблема".

В холодное время Александра Федоровна надевала шерстяные и бархатные платья с небольшим количеством ювелирных украшений. "Императрица тогда была в ожидании наследника (имеется ввиду февраль 1904 г.), - писала А.Вырубова. - Помню ее высокую фигуру в темном бархатном платье, опушенным мехом, скрадывающем ее полноту, и длинном жемчужном ожерелье."

Хоть Императрица и считала каждую копейку, любила экономить даже на собственном гардеробе, но пользовалась услугами самых дорогих именитых закройщиц. Неприлично дорого стоили наряды у мадам Бризак, но отказаться от услуг этой ловкой, хитрой и талантливой мастерицы Александра Федоровна была не в силах. Среди других салонов-поставщиков Государыни были салон "Мадам Ольга" (принадлежавший Ольге Николаевне Бульбенковой), мастерская дамского портного Павла Ивановича Китаева, располагавшаяся на Невском проспекте д. 68, модная мастерская Надежды Петровны Ломановой-Каютовой в Москве. Также еще одним поставщиком явл. английский дом моды Redfern, клиентами которого были королева Виктория, принцесса Уэльская, королевы Дании и Португалии.

Императрица весьма внимательно подходила и к выбору тканей. В 1902 г. ее верным поставщиком стал купец Василий Иванович Костинский. Его магазин (Б.Конюшенная д.13) предлагал лучший выбор шелковых и шерстяных тканей, а также высококачественную хлопковую пряжу. Купчиха Алиса Александровна Гиссер (Галантерейная торговля И.Труфанова на ул. Гоголя дома с 1 по 9), снабжала Императрицу лучшим бельем, английским и французским, а также драгоценными кружевами, шитыми и плетеными. Меха поставлял купец I гильдии Павел Иванович Лелянов. Шляпки самых разнообразных фасонов, а также искусственные цветы изысканных форм и оттенков приобретали в магазине Матрены Платоновны Поповой на Караванной улице.

У Царицы часто болели ноги, и она могла носить лишь мягкие, легкие туфельки с длинными чуть заостренными носками. Атласной она предпочитала замшевую обувь с золотистого, шафранового оттенков или цвета слоновой кости.

В списке императрицы значатся и два парикмахера - Павел Петрович Пинассо и Генри Генрихович Делькроа. Впрочем, к их услугам Александра Федоровна прибегала в особых случаях, в домашней же обстановке предпочитала укладывать волосы самостоятельно. Лили Ден свидетельствовала: "Ее рыжевато-золотистых волос никогда не касались щипцы для завивки, прическу она предпочитала самую простую и лишь для праздников и важных приемов изменяла своей привычке и позволяла себе более замысловатую."

Императрицу сложно было уличить в чрезмерном внимании к себе. На прически и макияж она тратила минимум времени, не полировала ногтей - маникюр не любили ни она, ни ее муж. Однако Александра Федоровна прекрасно разбиралась в парфюмерии предпочитала тонкие, цветочные ароматы, в том числе запах сирени и ландыша, прекрасно подходившим ее сдержанным, элегантным нарядам. "Ее Величество любила всякие цветы, - вспоминала Лили Ден, - но в особенности лилии, магнолии, глицинии, фрезии и фиалки. Любовь к цветам сродни любви к духам., и Ее Величество не была исключением. Из духов она предпочитала "Белую Розу" парфюмерной фирмы "Аткинсон". Они, по ее словам, были прозрачными, без всякой примеси, и бесконечно ароматными. В качестве туалетной воды она использовала "Вербену".

Из драгоценностей Александра Федоровна более всего любила жемчуг, кото­рый украшал ее ожерелья, кольца, броши, серьги. Одним из самых известных ювелиров конца XIX - начала XX века считался «поставщик Его Императорско­го двора» Карл Фаберже». Изысканные безделушки, рамки для фотографий, сто­ловая посуда, уникальные ювелирные изделия изготовлялись в его мастерской, чтобы стать украшением европейских королевских дворцов, засверкать на ве­чернем туалете светских львиц, сделаться предметом гордости состоятельных людей. Сама Александра Федоровна любила драгоценности. Она умела их носить, знала, что когда, надлежит надеть, а когда украшать себя драгоценностями не следует. Обладать подобными вещами она стала лишь в России! В детстве и девичестве, кроме скромных колец и брошей, в ее распоряжении ничего не имелось. Однако она никогда не хвасталась стоимостью самих драгоценностей, хотя Ей принадлежали и уникальные ювелирные предметы.

Кроме любимого занятия рукоделия, Государыня любила проводить свободное свое время за чтением. Среди книг императрицы можно встретить многое - от ро­мантических повестей до научных книг и богословских трудов. На ее столе лежали издания по астрономии, философии. Но основным чтением императрицы остава­лись назидательно-религиозные книги, из которых она старательно выписывала ци­таты и целые главы в свою тетрадь. Она бессчетное число раз перечитывает книгу Дж. Р. Миллера «Домостроительство, или Идеальная семейная жизнь», переписы­вая оттуда некоторые фрагменты: «День свадьбы нужно помнить всегда и выде­лять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жиз­ни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счаст­ливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь...»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязан­ности», - вряд ли подобные сентенции могли заинтересовать светских дам, совер­шенно иначе относящихся к семейной жизни и своим обязанностям в ней.

Одной из главных книг для Александры Федоровны всю жизнь оставалась Библия, к которой она возвращалась каждый день. Любопытно, что на столике около ее дивана Священное Писание трогательно соседствовало с другой ее лю­бимой книгой «Происхождением видов» Чарльза Дарвина...

«Алике читает много, главным образом стихи, философские и религиозные произведения - и, на мой взгляд, слишком много, - вспоминал ее брат Эрни, - но у меня не хватало мужества бороться с этим, потому что в ее ближайшем окру­жении не было никого, кто был достаточно образован, чтобы удержать ее пыт­ливую душу в рациональных рамках».

В детстве Александра, как и все девочки ее круга получила добротное музыкальное образование. Ее учитель музыки, директор Дармаштатской оперы, высоко оценивал музыкальные дарования юной принцессы. Главным инструментом Императрицы было фортепиано. Ее музыкальный вкус выражался в любви к Вагнеру.

Став императрицей, Александра Федоровна не оставила своих занятий музыкой. Более того, после 1905 г. императри­ца пригласила в Александровский дворец профессиональных педагогов. Она играла дуэты с пианистом профессором Кюндингером, тот приходил к ней каждую неделю на несколько часов. Брала уроки пения у профессора Н.А. Ирецкой из Кон­серватории. Видимо, эти занятия были связанны с желанием императрицы петь дуэты со своими подросшими дочерьми. Николай II приходил на половину жены послушать, как она и Вырубова в четыре руки играли любимые им Пятую и Шестую симфонии Чайковского. Те, кто слышал игру императрицы, утверждали, что «Ее Величе­ство была великолепной пианисткой и играла с удивительным подъемом».

Александра Федоровна, по словам А.А. Вырубовой, обла­дала «чудесным контральто». Естественно, бывали и домаш­ние концерты. С императрицей пели дуэтом баронесса Мария Штакельберг (в девичестве Каульбарс), сестры Танеевы, гра­финя Эмма Фредерикс, а также «госпожа X и госпожа Z - две известные оперные певицы». Однако вскоре эти домашние концерты прекратились. Официальным предлогом стали про­блемы с сердцем, они возникли у Александры Федоровны примерно в 1908 г.

Снова обращусь к воспоминаниям С.С. Фабрицкого: "Императрица Александра Федоровна была редко образованной и воспитанной женщиной. По своим знаниям она была ходячей энциклопедией, при этом отлично рисовала, играла, знала рукоделия и владела несколькими языками в совершенстве. Любимый язык после русского, на котором через несколько лет царствования Ее Величество говорила и писала свободно и читала наших классиков, был английский, а затем французский. По немецки во дворце никогда не говорили, хотя Ее Величество владела им в совершенстве. Между собой Государь с Императрицей говорили на английском с исключительной целью, чтобы Его Величество не мог бы забыть этот язык. С детьми сначала долгие годы говорилось только по -русски, а затем по очереди по-английски и по-французски, дабы дать возможность Детям изучить практически эти оба языка".

Использованная литература -

1. Боханов А.Н. "Святая царица". -М.: Вече, 2006. - 304с.

2. Хорошилова О.А. Костюм и мода Российской Империи. Эпоха Николая II. - М.: Этерна, 2012. - 464с.: ил.

3. Зимин И. Взрослый мир императорских резиденций. - М.: Центрполиграф, 2011. - 560 с.

4. Крылов-Толстикович А. "Последняя императрица. Санни - Аликс - Александра. - М.: Рипол Классик, 2006. - 344 с.:илл.

5. Император Николай II. Откровения в подлинных воспоминаниях Свиты Его Величества. - / Сост.В.М. Хрусталев. - М.:АСТ, 2013. - 511 с.


(фотоальбом комнаты).

Большую часть дня Александра Федоровна проводила в нем, занимаясь рукоделием, читая, разбирая корреспонденцию. В этой комнате было сосредоточено все, чем жила императрица: книги, пианино и ноты, корзинка с рукоделием, принадлежности для рисования и разные настольные игры, сложенные в коробки.

Кабинет был выдержан в излюбленных ею бледно-лиловых тонах, поэтому получил название Лилового, или Сиреневого. Стены Кабинета были затянуты шелком сиреневого цвета, нижняя часть отделана деревянными панелями, окрашенными под слоновую кость эмалью.

Вся комната заставлена самой разнообразной мебелью, расположенной с подчеркнутым стремлением к уюту. Для Сиреневого кабинета фабрика Мельцеров изготовила более 30 предметов лакированной мебели, причем «срок исполнения главных означенных работ, включая составление рисунков, шаблонов, моделей - 2 1/2 месяца»!.. При этом следует помнить, что Мельцер не только изготовил мебель, панели, «облицевал пианино в стиле комнаты», но и поставил таганы, осветительное оборудование, камины, ткани на стены и оконные приборы.

Мебель - лиловая с белым - была расставлена особым образом, создавая несколько уютных уголков. Прекрасно отделан потолок, украшенный фризом в стиле Людовика XV… Столы, кресла, диваны и стоящее в комнате пианино покрыты также белой эмалевой краской под слоновую кость.

На стенах, полках, столах и шкафчиках размещались фотографии, миниатюры, сувениры, книги, ноты, корзинки с рукоделием, принадлежности для рисования, настольные игры. Здесь находится несколько сотен фотографических снимков. Вазы и фарфоровые безделушки- датского и русского производства.

Как и в других комнатах, по моде того времени, живопись соседствовала с репродукциями известных картин; преимущественно на религиозные сюжеты. В комнате много фотографий родственников на этажерках и полочках и в шкафах вдоль стен Сиреневого кабинета хранилась личная библиотека императрицы, насчитывавшая более тысячи книг - большей частью сентиментальные английские, немецкие и французские романы и русская религиозная литература.

Наряду с творениями патриархов церкви, можно встретить и брошюры „для народа" - „Слово жизни", „Благословения с Афонской горы" и т. д., и т. п. В нескольких экземплярах имеются жития угодников, прославленных и причисленных к „лику святых" в царствование Николая II: Анны Кашинской, Феодосия Черниговского, Серафима Саровского, Иосафа Белгородского и Иоанна Тобольского.

Любимое кресло императрицы

Здесь всей семьей пили чай, который подавался, по английскому обычаю, в пять часов пополудни, а также и читали вслух. Николай И декламировал мастерски, причем не только на русском языке, но и на английском и французском.

Из дневника фрейлины и подруги Александры Федоровны- Анны Вырубовой:

"Большую часть дня Императрица проводила у себя в кабинете, с бледно-лиловой мебелью и такого же цвета стенами (любимый цвет Государыни). Оставшись вдвоем с Государыней, я часто сидела на полу на ковре возле ее кушетки, читая или работая. Комната эта была полна цветов, кустов цветущей сирени или розанов, и в вазочках стояли цветы. Над кушеткой висела огромная картина "Сон Пресвятой Богородицы", освещенная по вечерам электрической лампой. Пресвятая Дева изображена на ней спящей, прислонившись к мраморной колонне; лилии и Ангелы стерегут ее. Подолгу я смотрела на этот прекрасный облик Богоматери, слушая чтение, рассказы или разделяя заботы и переживания наболевшей души моей Государыни и друга.

Тишину этой комнаты нарушали звуки рояля сверху, где Великие Княжны поочередно разучивали одну и ту же пьесу, или же когда пробегут по коридору и задрожит хрустальная люстра.

Иной раз распахнется дверь, и войдет с прогулки Государь. Я слышу его шаги, редкие и решительные. Лицо Государыни, часто озабоченное, сразу прояснялось. Государь входил ясный, ласковый, с сияющими глазами. Зимой, стоя с палочкой и рукавицами, несколько минут разговаривал и, уходя, ее целовал.

Около кушетки Государыни на низком столе стояли семейные фотографии, лежали письма и телеграммы, которые она складывала и так иногда и забывала, хотя близким отвечала сейчас. Обыкновенно раз в месяц горничная Маделен испрашивала позволение убрать корреспонденцию. Тогда Императрица принималась разбирать свои письма и часто находила какое-нибудь письмо или телеграмму очень нужную."

Источники:

  1. Фомин Н. Детское Село. Дворцы и парки. Л., 1936.
  2. Бардовская Л.В., Бертельс В. Александровский дворец. Страницы истории. Альфа-Колор., СПб, 2008. 34 с.
  3. Царскосельская мебель и ее коронованные воадельцы. Альбом. Автор - составитель И.К. Ботт.-СПб.: Аврора, 2009.-256 с., ил.
  4. Дненик А.Вырубовой (Танеевой). Страницы моей жизни

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

"В 1913 году в России должны были торжественно отмечать 300-летие Дома Романовых. Большинство предпринимателей старались выпустить к этой дате какие-то юбилейные товары. Руководство Товарищество "Брокар и Ко" решило воспользоваться шансом, вспомнив ароматный букет, преподнесенный некогда великой княгине Марии Александровне. Генрих Брокар на основе того аромата создал в свое время парфюм "Букет императрикс". Парфюмеру Августу Мишелю, работавшему еще с основателем фирмы, поручили воссоздать и осовременить "Букет императрикс" к началу торжеств. Но он создал фактически новый аромат.
Парфюмированный букет на этот раз вручили матери Николая II, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Она пришла в восторг от нового аромата и дала разрешение назвать новые духи "Любимый букет императрицы"....

...."Что касается «Любимого букета императрицы», то он действительно создан в лаборатории Дома «Брокаръ и Ко», но только не Генрихом Брокаром. Во избежание путаницы изложим факты последовательно: в 1873 году Генрих Брокар очень удачно преподносит восковой букет Марии Александровне. Вслед за тем он создает духи «Букет императрикс». Молва тут же приписала им запах легендарного воскового букета, якобы его воссоздание и было пожеланием Великой Княгини.
Генрих Брокар умер в 1900-ом году, а в 1913-ом, к 300-летию дома Романовых, парфюмер дома «Брокаръ и Ко» Август Мишель создал «Любимый букет императрицы», который он же и восстановил в 1922 году уже под именем «Красная Москва». Как раз за удачно преподнесенный «Любимый букет...» в 1913 году «Брокаръ и Ко» сделали Поставщиком Двора Его Императорского Величества.
Из-за похожих названий два «Букета...» легко спутать или даже «слепить» в один. Аналогично - с Великими Княгинями: две Марии Романовы отличаются только отчеством. К тому же подарок в свое время получили обе, и обе - от Брокара. Одна от Генриха, другая - от его наследника.
Может, история с «Любимым букетом...» - тоже миф? И он не имеет отношения к «Красной Москве»? Тогда придется признать, что «Красная Москва» появилась ниоткуда или же восстановлена Августом Мишелем не из его рецепта, а из архаичного «Букета императрикс» - верится с трудом, не так ли?
Однако нельзя утверждать наверняка, что «Букет...» Августа Мишеля не был хотя бы частично заимствован из брокаровского - мы не располагаем даже его описанием, и сравнить ароматы невозможно."

..."В 1902 году Генрих Брокар пригласил на должность главного парфюмера молодого француза Августа Мишеля, который спустя 11 лет напряженной работы создал легендарные духи «Любимый букет императрицы».
Идея принадлежала Брокару, который однажды преподнес одной из красивейших женщин Российской империи - вдовствующей императрице Марии Федоровне в день ее рождения букет восковых цветов, причем каждый цветок имел свой запах. Но духи Августа Мишеля, помимо нескольких десятков цветочных компонентов, включали в себя альдегиды - только что изобретенные синтетические вещества, придававшие этим духам ни с чем не сравнимый абстрактный аромат. Поэтому российский «Букет императрицы» ничем не напоминал тот, который создал Пьер Герлен.

Мария Федоровна не дала свое согласие на то, чтобы ее портрет украшал флакон новых духов, поэтому на этикетке поместили Екатерину II. Если уж она в свое время разрешила, чтобы ее портрет располагался на сторублевой купюре, которую в народе стали именовать «катеринкой», то здесь не стала бы возражать и подавно. Успех духов Августа Мишеля был ошеломляющим как в России, так и за ее пределами. Императрице Александре Федоровне так понравился новый аромат, что она предпочла его «Розе крем» от знаменитого парижского парфюмера Франсуа Коти. По ее настоянию товарищество «Генрих Брокар и Ко» было удостоено звания поставщика его императорского величества."

Информация о переиздании парфюма - не выпускается. Разные источники утверждают, что парфюм "Любимый букет Императрицы" переименован в "Красную Москву"

Еще в античные времена живописный склон Магоби, омываемый водами Черного моря, стал домом для греков-переселенцев с Эгейских островов. Некогда вместо густых лесов здесь простирались большие поляны, которые объясняют происхождение названия «Ливадия».

Ливадия (от греч. «ливадион» – «лужайка») – это одно из немногих мест в бывшем СССР, которое хранит свидетельства эпохи меди, Средневековья, византийского влияния. На территории Ливадии сохранились остатки античного поселения и византийского монастыря Святого Иоанна.

После присоединения Крыма к России в результате Русско-турецкой войны 1768-1774 годов коренные жители Ливадии по распоряжению правительства переселились в Азовскую губернию, освободив территории для новых хозяев – греческого батальона.

Именно отважным грекам, во главе с Ламбросом Кацонисом, сражавшимся во флотилии Алексея Орлова против турецких судов, Екатерина II доверила патрулировать побережье от Севастополя до Феодосии. За заслуги перед Россией Кацонис был представлен в чин армейского капитана и пожалован в российское дворянство. Он стал первым частным владельцем ливадийских земель.

Удивительным образом название местности, которую Кацонис получил за ратные подвиги, совпадает с названием его родного греческого городка. После участия в двух русско-турецких кампаниях он начинает новую мирную жизнь в русской Ливадии – жизнь промышленника, строителя, виноторговца, закладывает в Ливадии виноградники и начинает производить на продажу виноградную водку. Спустя 100 лет виноградники Кацониса станут одной из визитных карточек этого уголка Крыма – винами с ливадийских земель будут сервироваться столы российских самодержцев и царских вельмож.

В 1805 году первый владелец Ливадии трагически погиб при невыясненных обстоятельствах. До сих пор не найдены документы, которые могли бы удостоверить, сам ли Кацонис продал имение или продажей занимались его потомки. Так или иначе, Ливадия отошла преемнику Кацониса по греческому батальону – командиру Феодосию Ревелиотису. И история помнит этого человека не как отважного генерала, а как крупнейшего землевладельца с коммерческой жилой. Именно ему ливадийское имение обязано столь обширными территориями. В течение 30 лет он скупал по низким ценам у своих подчиненных земли и расширял виноградники, заложенные Кацонисом.

Однако не виноградники и не пейзажи сделали место доходным. В 30-е годы XIX столетия началось строительство дороги, связавшей Ялту с Симферополем и Севастополем. Благодаря ее строительству популярность Крыма как курорта стала неуклонно расти, а стоимость земли в Ливадии, как и предсказывал Ревелиотис, резко подскочила. В 1834 году землевладелец выгодно продал свой тогда еще небольшой дачный дом с виноградниками польскому дипломату, состоявшему на службе у российской короны, – графу Льву Потоцкому.

Если для Ревелиотиса развитие Ливадии заключалось в расширении территории имения, то Потоцкий принялся за благоустройство этих земель. Сам он принадлежал к аристократическому польскому роду, пользовавшемуся широким влиянием не только в Польше, но и в России, и в Австрийской империи. Род Потоцких внес большой вклад в мировое архитектурное наследие: пять их красивейших замков в Европе и на Украине считаются жемчужинами строительного искусства своих эпох.

Недолгое пребывание в Неаполе и эллинская атмосфера Ливадии вдохновили Потоцкого на коллекционирование античного искусства. Наделенный врожденным чувством вкуса, он вместе с архитектором из Ялты Карлом Эшлиманом принялся за разработку концепции имения, которое впоследствии современники назовут маленьким античным музеем с подлинными античными статуями и коллекцией древностей из Помпеи.

Потоцкий затеял грандиозное строительство. За 20 лет имение в Ливадии из небольшого «дачного домика с цветником», как отзывались о нем современники, превратилось в крупный архитектурно-ландшафтный комплекс из 35 зданий с огромным парком. Сюда входили новый барский дом с зимним садом, гостиница, больница, казармы, дома для виноделов, садовников, винокурня и многое другое. Надо отметить, что архитектура построек Ливадии в те времена совершенно отличалась от ныне известного Белого дворца. Тогда взору гостей представали скорее большие особняки с балконами, богато украшенные резьбой по дереву. Для создания парка в 40 гектаров вокруг барского дома был приглашен известный тогда в Крыму садовник Деллингер. Он сумел при незначительных вмешательствах в естественный ландшафт создать экзотический сад, сочетающий крымские и завезенные из стран Азии и Америки растения. Особенностью парка стали замысловатые тропинки, которые были проложены с таким расчетом, чтобы при каждом повороте открывался новый вид.

Увы, ни одна из построек времен Потоцкого до наших дней не сохранилась. Но зато парк имеет свой первоначальный вид и поныне считается памятником садово-паркового искусства. Его планировка оказалась настолько удачной, что впоследствии, если и вносились изменения следующими хозяевами, то незначительные и касались они только расширения парковой зоны.

Потоцкий любил проводить время в своем ливадийском поместье вдали от царского дворца. Однако жена и две дочери, светские львицы Санкт-Петербурга, не разделяли его тяги к уединению. После смерти Потоцкого в 1860 году родные графа немедленно начали поиски покупателей для имения, желая избавиться от хозяйственных хлопот.

Имение, в котором Потоцкий отдыхал от придворной жизни, по иронии судьбы, привлекло внимание царственных особ.

У супруги Александра II императрицы Марии Александровны прогрессировала чахотка, и в 1861 году Удельное ведомство выкупило Ливадию для монаршей семьи.

Барский дом Потоцких оказался тесен для царской семьи. Не хватало помещений и для обслуживающего персонала. На перестройку ушло четыре года (с 18б2-го по 1866-й) и всего 260 тысяч рублей – императрица намеренно хотела сделать все «как можно проще».

Над реконструкцией работал придворный архитектор Ипполит Монигетти. Он обратился к богатому наследию русского зодчества и архитектуры Крыма. Будучи поклонником художественных деталей, Монигетти украсил дом Потоцких парадным крыльцом и витыми лестницами. Теперь строение стали называть Большим дворцом, хотя по сути оно оставалось большим сельским домом. Но появился еще один дворец – Малый, предназначенный для великих князей. Его Монигетти построил в традиционном для Южного берега стиле «а 1а Бахчисарайский дворец». Ни первый, ни второй также не просуществовал до наших дней: Большой был полностью перестроен в начале XX века, а Малый взорван немцами перед тем, как оккупационные войска Гитлера покинули Ялту. Сохранились лишь турецкая беседка и дворцовая церковь. Последняя была перестроена из католической часовни Потоцких. Поскольку источником вдохновения Монигетти являлась архитектура грузинских храмов и византийский стиль, то получилась небольшая, но очень изящная церквушка, украшенная цветными витражами и резьбой по дереву, одновременно уютная и величавая.

Через 20 лет после постройки стены Малого дворца дали трещины – от фундамента до карниза, а проведенная экспертиза подтвердила, что дворец находится в аварийном состоянии из-за высокого уровня грунтовых вод. Оценив серьезность повреждений, эксперты рекомендовали снести здание. Однако царской семье была дорога каждая постройка, а Ливадия являлась их любимым уголком и пристанищем во времена душевных потрясений.

Александр III, который на тот момент правил империей, принял решение разобрать аварийные строения и собрать их на новом месте в прежнем виде. В «переехавшем» Малом дворце все, до самых мелких деталей, повторяет вид любимого государем «нашего Дома».

Вскоре и Большой дворец потребовал реконструкции: в 1904 году комиссия специалистов рекомендовала сделать в нем капитальный ремонт. Николай II с супругой, к которым перешел Ливадийский дворец, решили его снести и построить новый, ныне известный как Белый дворец. Возведение поручили русскому архитектору Николаю Петровичу Краснову. Строительство электростанции, гаража, жилых домов для сотрудников было поручено архитектору Г.П. Гущину.

Впервые на строительство не жалели средств. Объяснялось это тем, что Ливадия стала центром внешнеполитических сношений России. Здесь принимали и зарубежных дипломатов, и многочисленную родню династии Романовых: германского императора, членов британского королевского двора, греческих и румынских королей...

Грандиозное строительство началось в 1910 году. Днем и ночью тут трудились две с половиной тысячи рабочих. За удивительно короткий срок (17 месяцев) по мотивам памятников Флоренции был выстроен дворец в духе итальянского ренессанса ХV-ХVI веков. Арочные окна, изящные аркады, украшенные тонкой резьбой, мраморные колонны делают дворец легким, воздушным. Стены были сложены из белого инкерманского камня, который затем покрыли особым химическим составом для предотвращения выветривания и загрязнения. Специалисты-современники высоко оценили сочетание красоты и практичности дворца.

Новый Ливадийский дворец царская семья посетила всего четыре раза. 12 июня 1914 года она в последний раз покинула летнюю резиденцию, не подозревая, что навсегда прощается с ней. «А мы так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии», – записал Николай II 28 июля 1917 года в дневнике после того, как Временное правительство отказало ему в просьбе поселиться после отречения от престола в Ливадии и отправило в тобольскую ссылку.

В начале XX века при строительстве Белого дворца имение было значительно модернизировано: проведено центральное отопление, построена автономная электростанция, проведена телефонная связь, проложены новые дорогие. Все это обошлось в два миллиона рублей и по затратам было эквивалентно строительству Белого дворца. Работа, проведенная архитектором Н.П. Красновым в летней резиденции монархов, обеспечила ему должность академика при Санкт-Петербургской академии художеств и целый ряд крупных заказов от придворных вельмож.

В 1920 году к власти в Крыму пришла советская власть, и В.И. Ленин подписал декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся», в котором говорилось: «...дворцы бывших царей и великих князей должны быть использованы под санатории и здравницы рабочих и крестьян».

Преобразование Ливадии в курорт для крестьян имело большой политический смысл. Знакомство международных делегаций с молодой советской республикой часто начиналось с посещения Ливадии. Для поддержания во дворце «правильного» контингента советское правительство издало постановление, которое регламентировало строгий отбор крестьян для лечения в санатории: «исключительно крестьян от сохи, и никто из сельских властей на койки эти не мог быть отправлен», – говорилось в документе.

Максим Горький, побывавший в Ливадии в 1928 году, писал: «Там, понимаете ли, в царском дворце крестьяне отдыхают, вот это зрелище! За границей сочиняют по старой привычке новых царей для России, а прежней России в помине нет, а в бывших царских дворцах сидят бывшие мужики посконные, поглядывают в окошко!»

Под работу санатория были отданы Большой и Малый дворцы, бывшие Свитские и Министерские корпуса. Санаторий «Ливадия» мог единовременно принять 300 отдыхающих.

Профсоюзная здравница просуществовала до самой Второй мировой войны, а к ее окончанию в 1945-м это место представляло собой огромную разоренную территорию – руины вместо корпусов санатория, сожженный фашистами Малый дворец и Свитский корпус... Каким-то чудом уцелел лишь Белый дворец, которому предстояло вновь стать дипломатической ареной.

За три месяца до окончания войны, когда ее исход в Европе уже был ясен, с 4 по 11 февраля 1945 года в Белом дворце состоялась всемирно известная Ялтинская конференция – встреча лидеров трех государств (СССР, Англии и США), на которой решался вопрос послевоенного устройства мира.

Выбор места проведения конференции был предложен американской делегацией в связи с ухудшением здоровья президента Рузвельта. Эта идея была одобрена другими участниками конференции. Со времени освобождения Крыма прошло 9 месяцев. Для подготовки конференции была проведена большая работа, на Южный берег Крыма было доставлено 1500 вагонов оборудования, строительных материалов, мебели. Резиденцией Рузвельта был Ливадийский дворец, Черчилля – Алупкинский, Сталина – Юсуповский дворец в Кореизе.

Лидеры трех государств собирались за столом переговоров в самом большом и красивом помещении дворца – Белом зале. А в самом дворце разместилась американская делегация во главе с президентом США Рузвельтом. На конференции родилась идея создания Организации Объединенных Наций.

После Ялтинской конференции Ливадийский дворец восемь лет использовался как государственная дача. Сталин дважды, следуя на Кавказ, останавливался в Белом дворце. По воспоминаниям очевидцев, незадолго до смерти Сталин поинтересовался судьбой Ливадии и был огорчен, услышав, что партийные работники используют дворец как государственную дачу. Он распорядился вернуть его санаторию.

Осенью 1953 года санаторий «Ливадия» на 400 мест вновь открылся. Почти 20 лет спустя Белый дворец переоборудовали в музей, посвященный Ялтинской конференции. А в 1994 году фонды музея пополнились экспозицией «Романовы в Ливадии», она расположилась на втором этаже дворца. Остальные постройки сегодня по-прежнему принадлежат санаторию общетерапевтического и кардиологического профиля.

В советские годы живописное ливадийское имение стало съемочной площадкой для многих популярных фильмов: «Всадник без головы», «Собака на сене», «Анна Каренина», «Овод», «Отелло», «Двенадцатая ночь», «Десять негритят».

Ливадийский дворец является ярким примером художественной эклектики.

В здании 116 отдельных помещений, один большой внутренний двор и три малых световых. В оформлении внутренних помещений архитектор Н.П. Краснов использовал резные деревянные панели, изразцы, лепные украшения, мраморные камины. В Ливадию царская семья приезжала отдыхать, поэтому парадных комнат всего пять: Вестибюль, Кабинет императора, Столовая, известная как Белый зал, Английская бильярдная и Диванная. Дворец был полностью закончен и освящен 14 сентября 1911 г.

Архитектор соединил элементы различных стилей: вестибюль эпохи Рима I века (точная копия «Совета пятисот» в венецианском Дворце дожей) и Белый зал в стиле Возрождения; кабинет в классическом стиле жакоб и бильярдную в духе тюдоровских интерьеров... Несмотря на подобные фантазии архитектора, убранство дворца оставляет впечатление целостности и гармонии.

Итальянский дворик

Рубеж XIX–XX веков характеризуется новыми требованиями к архитектуре: проектирование жилых зданий стало проходить в последовательности «изнутри наружу». То есть проектировался прежде фасад, а затем внутренняя планировка здания, а теперь комфорт внутренних помещений доминировал и диктовал конфигурацию фасада. Этим принципом руководствовался и Краснов, когда проектировал Белый дворец.

Придерживаясь правил стиля эпохи Возрождения, Краснов делает композиционным центром здания внутренний – Итальянский – дворик, или патио, – а дальше как бы добавляет к нему различные по высоте и объему функциональные помещения: приемную, столовую, кабинеты, будуары, классные комнаты – в общей сложности 116 комнат. В результате дворец выглядит несимметрично, но гармонично вписывается в окружающий пейзаж крымских гор.

Итальянский дворик открывается взору через ажурные кованые ворота мастеров из Вероны. Замысловатый растительный орнамент ворот выгодно контрастирует с белым цветом фасада.

С четырех сторон дворик окружен аркадой из арок, восемь радиальных дорожек, выложенных мозаикой из плит диорита, сходятся в центре, где некогда стоял античный колодец. В послевоенные годы его заменили мраморным фонтаном работы итальянского мастера Рампини. Ансамбль дворика дополняют мраморные скамьи с высокими спинками и фантастическими грифонами в качестве подлокотников.

На территории Ливадийского дворца есть еще один внутренний дворик – арабский. Он является световым колодцем, с помощью которого освещаются те помещения, в которых нет выхода на улицу.

ПЕРВЫЙ ЭТАЖ

Парадная ожидательная

Краснов выстраивает оформление комнат на зрительных контрас-тах. Главному помещению во дворце, Белому залу, предшествует Парадная ожидательная, в которой архитектор использовал темный орех и темную драпировочную ткань. Залы контрастируют в цветовой гамме, но не стилистически: Парадная ожидательная также выдержана в духе ренессанса, для которого характерны крупные орнаментальные декоративные детали. Ярким примером стиля ренессанс в этой комнате являются розетты в украшении деревянного потолка, обрамление дверей и выступающие карнизы для выставки детских поделок и картин семьи. Другие полочки являются частью оформления камина.

Все камины во дворце – это, прежде всего, декоративный предмет интерьера, созвучный стилистике каждой комнаты. Подбору цвета и материала для облицовки каминов Краснов уделял особое внимание.

Камин в Парадной ожидательной оформлен темно-зеленым мрамором и блестящей бронзовой обкладкой. Как и было задумано архитектором, их сочетание гармонировало с темными филенчатыми панелями и драпировкой стен.

На фоне комнаты, выдержанной в теплых темных тонах, особенно изящно выглядит ажурная люстра из муранского стекла, специально заказанная в Италии.

Во время Ялтинской конференции Парадная ожидательная была рабочим кабинетом Франклина Рузвельта, президента США. В зале экспонируется фотография Сталина и Рузвельта, сделанная 8 февраля 1945 года.

Белый зал

Парадная столовая обязана своим названием – Белый зал – не только цвету стен, но и обилию света, который льется через большие окна, выходящие в Итальянский дворик. Здесь представлен один из лучших по художественной отделке интерьеров дворца. Торжественность помещению придают такие детали, как оригинальный по форме камин итальянского стиля, украшенный резьбой и гербом Романовых, и четыре большие колонны с капителями коринфского ордера, высеченные из цельного каррарского мрамора. Под потолком Белого зала проходит широкий орнаментальный пояс, на котором изображены гербы крупнейших губерний России. Чтобы выделить рельефы стен и потолка, Краснов отказался от люстр и настенных светильников и за орнаментальным поясом разместил электролампы. В восточной части столовой, которая примыкает к вестибюлю, в специально созданной для нее нише расположена скульптура «Пенелопы» Брюгера, которая некогда украшала интерьер старого дворца. Архитектор знал ценность этой скульптуры для царской семьи – в 1863 году граждане Одессы подарили ее Марии Александровне на новоселье в ливадийском имении. Краснов перевез ее в новый дворец как символ новой жизни и установил в главном помещении дворца.

Интерьер, подчиняясь правилам модерна, создает особый мир «возвышенного, далекого от обыденности, пребывание в котором превращается в праздник». Ощущение гармонии создается благодаря просчитанным до мелочей деталям. Краснов не только учел сочетаемость архитектурных форм, но и выбрал такой объем помещения (высота, ширина, длина), который соразмерен человеческому росту и вызывает у посетителя чувство комфорта.

В ноябре 1911 года в Белом зале был организован бал по случаю 1б-летия старшей царской дочери Ольги.

Крымская конференция 1945 года проходила в Белом зале за круглым столом, который потом вынесли в вестибюль. С 1999 года в Белом зале проходят крупные международные политические мероприятия.

Парадный кабинет императора

Строгие и стройные формы комнаты обращены к античности.

В отделке кабинета применен стиль жакоб – разновидность позднего классицизма. Красное дерево, которое использовалось для отделки дверей, дивана и зеркала, оттенено бронзой и прекрасно сочетается с золотом шелковой ткани, которой затянут верх стен. Потолок украшен рельефным орнаментом, который завершается выполненной русскими мастерами люстрой из хрусталя и позолоченной бронзы.

Для каждой комнаты Краснов самостоятельно спроектировал некоторые элементы интерьера. Для Парадного кабинета он специально создал кресло с пюпитром, чтобы было удобно читать.

Еще один предмет интерьера, который Краснов перевез из старого дворца, – беломраморный камин. Его верхняя плита с изящным растительным орнаментом опирается на четырехгранную колонну, увенчанную скульптурным изображением головы. Возможно, этой архитектурной деталью архитектор желал подчеркнуть стилистическое отличие кабинета от других помещений.

В период Крымской конференции Парадный кабинет императора служил спальней для Ф. Рузвельта. Американскому президенту очень понравилось в Ливадии, и в одной из бесед со Сталиным он выразил шутливое пожелание приобрести имение.

В специальной витрине представлены архивные фотографии обстановки 1945 года, текст инаугурационной речи американского президента, его фотографии разных лет, в том числе и одна из последних прижизненных.

Бильярдная

Бильярдные комнаты в русских дворцах ХVIII-ХIХ веков часто оформлялись в английском стиле. Ливадийский не стал исключением. Здесь использовалась отделка в духе тюдоровских интерьеров, когда стены обшивались резным деревом, в данном случае каштаном. Потолок кажется деревянным, но это искусная имитация, выполненная из прессованного картона и расписанная масляными красками.

Именно здесь, в дворцовой Бильярдной, за длинным столом во время официального завтрака Сталин, Черчилль и Рузвельт подписали главный документ конференции – итоговый текст коммюнике. Его заключительная страница «Единство в организации мира, как и в ведении войны» представлена в экспозиции зала. Здесь же – знаменитая фотография «Большая тройка», сделанная в Итальянском дворике, и фотография «Официальный завтрак в английской бильярдной участников Крымской конференции».

Кабинет-лаборатория Ф. Рузвельта

Наибольший интерес в Кабинете Рузвельта представляет секрет-ная переписка американского президента с британским премьер-министром Черчиллем во время Второй мировой войны. Сегодня архив, в который кроме переписки входят сборники статей, выступления и мемуары Рузвельта, является уникальным источником информации для людей, изучающих историю, политику и дипломатию.

ВТОРОЙ ЭТАЖ

Верхний кабинет императора

Кабинет полностью соответствовал своему назначению, вкусам эпохи модерна и представлениям императора о стиле мужского кабинета.

Не удивительно, что при первом визите в новый дворец Николай II воскликнул: «Я в восторге от своего верхнего кабинета!» Архитектор решает интерьер в бледном серо-зеленом цвете и добавляет детали теплых оттенков: тон мореного кленового дерева, темная бронза в оформлении камина и серая обивочная ткань мебели.

Набор предметов мебели был продуман особым образом: светлый и просторный кабинет как бы разделялся на рабочую зону и место для отдыха перед большим камином из светло-зеленого диорита.

В Верхнем кабинете императора обращает на себя внимание ковер ручной работы. Это подарок персидского шаха на 300-летний юбилей дома Романовых. На нем вытканы портреты императора Николая II, его супруги Александры Федоровны и цесаревича Алексея.

В кабинете вниманию гостей представлен альбом, который собран из ежемесячного фотоотчета Краснова о ходе строительных работ: «Сооружение нового Большого дворца в имении Его Императорского Величества “Ливадия” 1910-1911 г».

Рабочий кабинет императрицы

Кабинет императрицы расположен в восточной части дворца. Отсюда можно спуститься в парк по внешней лестнице, искусно замаскированной легкой аркадой.

В отделке Кабинета использовали светлые породы дерева, чтобы сделать комнату более светлой и нарядной. С филенчатыми панелями контрастирует камин, который облицован белой плиткой и как бы заключен в рамку из этажерки ясеневого дерева. Зеркало в стиле модерн вмонтировано в верхнюю часть этажерки.

Императрица уделяла много времени рисованию. Специально под это хобби Краснов спроектировал письменный стол, в который была встроена доска для рисования.

Особой частью интерьера Кабинета являются картины, которые Романовы покупали на вернисажах.

Александра Федоровна отдавала предпочтение лирическим пейзажам Альберта Бенуа. Комнату также украшают нежные акварели Ф. Волкова, картина И. Крачковского «Ливадия. 1898 г.», полотно художницы Е. Самокиш-Судковской «Императрица с детьми в Ливадии».

Вместе с модерном пришла мода и на литографии. Сюжеты картин, отпечатанных на камне, художники часто заимствовали из Святого Евангелия. «Мадонна с ангелами», «Мадонна-Утешительница» работы В. Бугро, «Мадонна» Е. Вейта и другие литографии украшают Кабинет императрицы. И конечно – профильный портрет Николая II работы одесского фотографа Иоффе.

В экспозиции Кабинета представлена серия фотографий с благотворительных базаров, которые устраивались в Ялте во время пребывания царской семьи в Крыму.

Опочивальня Их Величеств

Особое место в Ливадийском дворце занимает Опочивальня Их Величеств. Она хорошо освещается светом, льющимся из трех больших окон. Еще больше света добавляют мебель из выбеленного клена и стены, обтянутые пастельной хлопчатобумажной тканью с набивным рисунком. Две смежные кровати располагаются под шелковым балдахином. В Опочивальне, как и во многих комнатах дворца, камин является украшением и цветовым акцентом – он выполнен из зеленых майоликовых изразцов и подчеркивает белизну помещения, обрамлен этажеркой и шкаф-чиками из кленового дерева. В комнате экспонируется часть изготовленного в начале XX века Драконовского гарнитура.

В то время дворец уже имел электрическое снабжение.

В Опочивальне находилась «тревожная кнопка», соединенная с помещением охраны.

Сегодня на стенах комнаты можно увидеть множество фото-графий, рассказывающих о жизни императорской семьи и их родственников.

Рядом с Опочивальней располагается будуар императрицы, где она любила собирать самых близких людей.

Будуар императрицы

Будуар императрицы – гостиная хозяйки дома. Семейные вечера – тихие и шумные – проходили здесь. Со светлой отделкой комнаты из клена перекликается белый рояль немецкой фирмы «Беккер». Александра Федоровна была прекрасной пианисткой и часто музицировала в четыре руки с кем-нибудь из дочерей.

Большие окна комнаты, через которые она хорошо освещалась, открывали прекрасный вид на местные красоты. Продуманная организация пространства делала Будуар императрицы любимейшим местом семейных встреч. Теплый тон кленового дерева, изысканные детали в декоре создавали уютную и радостную атмосферу. Одним из таких элементов декора является ваза с пейзажной росписью в стиле модерн, которая была изготовлена на императорском фарфоровом заводе в 1904 году.

О том, что комната была наполнена материнской любовью и лаской, свидетельствуют сохранившиеся предметы интерьера, фотографии членов царской семьи. Будуар императрицы также украшают картины «Ливадийская глициния» и «Ливадийские розы» работы М. Шнейдера.

Малая семейная столовая

Царская семейная столовая – особое место, которое не утратило атмосферы уюта даже сейчас, столетие спустя. В оформлении использовано тисовое дерево, которое обрабатывалось в Ялте в мастерской А. Шиллинга. Камин в столовой облицован керамической плиткой и обрамлен темной металлической обшивкой. Напротив камина расположен буфет с оригинальными резными элементами.

Но не только в столовой проходили семейные праздники. Богатая природа Ливадии располагала к пикникам на открытом воздухе.

Ливадийский парк-памятник садово-паркового искусства государственного значения, старейший на Южном берегу, занимает 40 га, заложен в 30-40-х годах XIX в. известным садовником Делингером, удачно сочетавшим экзотическую растительность с местными дубами и буками. По характеру планировки парк относится к пейзажным, или ландшафтным, которые были очень характерны для русского паркового строительства конца ХVIII-ХIХ вв. Украшают парк газоны и цветники, многочисленные беседки, мраморные скамьи, фонтаны, подпорные стены и перголы, увитые розами или глициниями.

Парковая химера

Снаружи дворец украшают скамейки, колодцы, вазы и... мифическое существо химера. Есть поверье, что химеры с пастью льва, телом козы и хвостом змеи отгоняют злых духов. Подобные существа можно увидеть на порталах собора Парижской Богоматери. Ливадийская химера расположена на углу восточного фасада – она склоняется над живописным каменным колодцем.

Колонна из серого мрамора

Недалеко от звонницы расположена небольшая колонна с арабскими надписями. Очень долго ее считали подарком персидского шаха. Но во второй половине XX века выяснилось, что на колонне из серого мрамора написаны стихи. Арабисты из Института востоковедения определили, что один из 14 стихов написан на арабском, а остальные – на турецком языке. В стихах воспет не российский царь, а «его величество шах, султан, победитель». Вероятно, речь идет о Махмуде II, турецком султане. Предположительно, эта колонна попала в Россию, а затем в Ливадию как трофей Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Турецкая (серебряная) беседка

Турецкая беседка – одно из немногих строений ливадийского имения, которое сохранилось до наших дней как архитектурное наследие Ипполита Монигетти. Беседка выполнена в восточном стиле, имеет серебристый купол, отчего получила другое название – Серебряная. Изящная беседка расположена в восточной части парка на отвесной скале, на высоте 840 метров над уровнем моря. Из нее открывается панорама на море и величественные крымские горы. По преданию в этой беседке царица потеряла свое кольцо.

500-летний дуб пушистый.

Дерево произрастает в западной части Ливадийского парка-памятника, в охранной зоне ботанического заказника “Южнобережные дубравы". В настоящее время это территория Ялтинского водоканала. Окружность дерева на полутораметровой высоте – 600 см, высота – 25 м. Огромный дуб хорошо выделяется в густом лесу из лиственных пород. По всему стволу имеются большие, до 1 м, наплывы. С южной стороны дерева есть дупло 100 х 300 см.

Особняк министра Фредерикса

В дворцовый ансамбль ливадийского имения кроме Белого дворца и Крестовоздвиженской церкви входят свитский корпус и трехэтажный особняк в стиле модерн, построенный специально для министра императорского двора барона Фредерикса. Дом был построен одновременно с Белым дворцом, чтобы министр мог всегда следовать за царем и даже во время летнего отдыха августейшей семьи являться к монарху с ежедневными докладами. Фредерикс пользовался доверием Николая II/ «Моральное одиночество, наложенное на себя царем с юного возраста, было тем более опасным, что он относился недоверчиво даже к лицам ближайшего окружения. Один граф Фредерикс являлся исключением», – вспоминал генерал А.А. Мосолов.

Одно из украшений архитектурного ансамбля в ливадийском имении – крестовоздвиженская церковь. Ипполит Монигетти спроектировал однокупольную церковь в византийском стиле по образцу древней церкви святого луки в греческой Ливадии. По желанию императрицы Марии Александровны церковь была освящена в честь одного из наиболее почитаемых праздников – Воздвижения честного и животворящего креста господня.

В этом храме в 1894 году Иоанн Кронштадтский совершил отпевание царя-миротворца Александра III. Здесь Николай II, последний русский самодержец, принес присягу Российскому престолу, а его невеста, принцесса Алиса Гессенская, приняла православие и нареклась Александрой Федоровной.

В плане здание представляет собой крест, вытянутый с севера на юг. Церковь была задумана как хранилище святынь, преподнесенных в дар монаршей семье. Среди них бесценные священные реликвии, подаренные потомками грузинских царей и гостями из Палестины: частицы мощей Симеона Столпника, святого великомученика Георгия Победоносца, святой равноапостольной Нины.

После строительства Белого дворца, к которому примыкала Крестовоздвиженская церковь, Николай II и архитектор Н.П. Краснов приняли совместное решение о реконструкции входа в храм. Это было продиктовано необходимостью собрать в единый ансамбль церковь византийского стиля и новый дворец в духе итальянского ренессанса. Расширили западный придел храма, паперть дополнили византийской колоннадой, а вход украсили надвратной мозаичной иконой графа П.А.Чистякова «Ангел Господень». Свод церкви выкрашен в голубой цвет и усеян золотыми звездами, что символизирует верхнее небо. В центре купола выделялся монограф Иисуса Христа.

В годы царствования императора Александра III рядом с церковью возвели изящную звонницу на шесть колоколов, своими формами повторяющую храм в миниатюре.

Богатство внутренней отделки церкви подчеркивается роскошным иконостасом из белоснежного резного мрамора и литыми бронзовыми вратами.

На стенах было написано около 30 образов святых, особо почитаемых в царской семье. Церковь расписывал художник А. Бейдман, который за свою работу в Крестовоздвиженской церкви был отмечен орденом Святого Станислава II степени. Позднее икон стало более пятидесяти. Особенно стоит отметить три больших панно: «Воздвижение Честного Креста», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Тайная вечеря».

Мозаика «Воздвижения честного креста» Изначально икона была написана клеевыми красками. Но после того как влага, просочившаяся через крышу, начала разрушать икону, было принято решение воспроизвести ее в смальтовой мозаике. Заказ был выполнен итальянской фирмой Сальвиати.

Напротив церкви находится колокольня и мраморная колонна с письменами на арабском и турецком языках – трофей, завоеванный в войне с Турцией 1877-1878 гг.

В годы советской власти в закрытой церкви устраивали клуб, склад, музейное помещение. В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились Богослужения.

Царская тропа

Во время одной из совместных прогулок великий князь Александр Михайлович показал Николаю II специально проложенную от своего имения «Ай-Тодор» в направлении к Ливадии тропу. Николаю, любившему пешие прогулки, идея искусственной тропы очень понравилась, и при отбытии в Петербург он велел Л.Д. Евреинову, управляющему ливадийским имением, проложить дорожку от «Розовых ворот» и соединить ее с тропой великокняжеского имения «Ай-Тодор».

В 1901 году работа была полностью завершена.

Тропа начинается сразу за Ливадийским дворцом, проходит через Ореанду мимо горных вершин Ай-Никола и Крестовая, скал Хачла-Каяксы, Пирожок, Ласточкиного гнезда. Особенностью является то, что, несмотря на сложный горный рельеф, она не имеет резких подъемов и спусков. Дополнительный комфорт создает и почти полная закрытость ее от солнечных лучей.

В сочетании с местным климатом она имеет еще прекрасные лечебные свойства. На всем пути тропа благоустроена, украшена скульптурами и редкими экзотическими деревьями и кустарниками, оригинальными скамейками для отдыха. После каждого поворота открывается новый уникальный вид на крымские горы и море.

Царский и советский периоды удивительным образом примирились в архитектурном шедевре Н.П. Краснова – Белом ливадийском дворце. В его стенах представлены две крупные экспозиции, одна из которых повествует о южном отдыхе семьи последнего императора Николая II, а другая о днях Ялтинской конференции лидеров антигитлеровской коалиции.

Ливадийский дворец является самым посещаемым музеем Украи-ны. Здесь ежегодно бывает около 200 тысяч гостей.

Экспозиция первого этажа посвящена Ялтинской конференции. Наибольшее впечатление производит круглый стол, за которым были приняты судьбоносные для всего мира решения. Здесь же представлена знаменитая фотография большой тройки – Черчилля, Рузвельта и Сталина, сидящих во внутреннем Итальянском дворике.

Экспозиция «Крымская конференция» регулярно пополняется. В 1984 и 2007 годах Ливадийский дворец посетила младшая дочь Уинстона Черчилля Мэри Соумс. В свой последний визит она передала в дар музею тома для пополнения фонда библиотеки Черчилля. Библиотека расположена на первом этаже. Она хранит книги бывшего британского премьера, документальные фильмы, радиозаписи важнейших выступлений.

С недавнего времени посетители выставки могут познакомиться с фотографиями и документами событий, предварявших Ялтинскую конференцию. В их числе – снимки встречи лидеров США и Великобритании, проходившей с 30 января по 2 февраля 1945 года на острове Мальта, за несколько дней до встречи в Ливадии.

Второй этаж посвящен Романовым в Ливадии. Члены царской семьи любили повторять: «В Ливадии – жизнь, а в Петербурге – служба». Благодаря экспозиции, в которой представлены фотографии, письма, книги, картины, мебель семьи, у гостей музея есть возможность понять, что собой представляла их ливадийская жизнь. Экспозиция помогает ближе познакомиться с августейшей семьей, узнать о вкусах, об отношениях между собой и близкими родственниками. Не так давно дворцу из частной коллекции передали на временное хранение 200 царских вещей.

Музей старается расширять экспозицию. Дополнением к «Крымской конференции» и «Романовым в Ливадии» можно назвать новые коллекции «Страницы истории», «Ливадия. 1908 год», «Южнобережные шедевры Краснова», «Воспоминания о Крыме».

Ко дню рождения последней русской императрицы

Она так любила цветы, что почти все ее фотографии сделаны на фоне букетов. Розы окружали Александру Федоровну везде - В Петербурге, в Крыму, в Европе.

В цветах Александра Федоровна обожала ароматы. Именно поэтому больше всего она любила сирень, лилии, магнолии, глицинии, рододендроны, фрезии и фиалки.

Генрих фон Ангели. Императрица Александра Федоровна. 1896.

Страсть императрицы к цветам отмечала в своих воспоминаниях Юлия (Лили) Ден, подруга Александры Федоровны:

«Гостиная Ее Величества, известная как Лиловый будуар Императрицы, представляла собой чудную комнату, где можно было наблюдать пристрастие хозяйки ко всем оттенкам лилового цвета. Весной и в зимнее время воздух в ней был пронизан ароматами сирени и ландышей, которые целыми корзинами присылали во Дворец с Ривьеры... Вторая гостиная представляла собой просторную комнату, где предметы убранства и обивка мебели были всех оттенков зеленого цвета. По желанию Ее Величества в углу была пристроена небольшая лесенка и антресоли, которые весной утопали в фиалках».

В Лиловой гостиной. Фото начала XX в.

Композиции из сирени (сирень и ландыши императрица любила больше всего) украшали также Палисандровую и Кленовую гостиные. Ежедневно букеты привозили из Царскосельской оранжереи, корзинами доставляли из Ливадии. Сезон сирени, фиалок и ландышей сменялся царством лилий и роз. Балкон антресолей Кленовой гостиной утопал в цветах фрезий и рододендронов. Из духов Александра Федоровна предпочитала «Белую Розу» (White Rose) фабрики «Аткинсон», в качестве туалетной воды она использовала «Вербену».

Этикетка духов фирмы «Аткинсон». 1907 г.

Александра Федоровна круглый год дарила букеты из цветов, плодов и растений из оранжереи при Александровском дворце своим друзьям, слугам, раненым солдатам, родственникам, художникам и писателям. Императрица с дочерьми получали десятки букетов каждый день от разных людей и учреждений из всей России. Эти цветы, как правило, украшенные лентами с надписями, были выставлены на столах за пределами спален императорской семьи. Если цветочные композиции нравились особенно, их ставили в комнатах. Оставшиеся букеты стояли в залах дворца или отправлялись в больницы и церкви Царского Села. Каждый, кто присылал цветы императорской семье, получал ответ с благодарностью, а иногда и подарки.

Когда присланные цветы увядали, императрица не выбрасывала ленты, приложенные к ним, а, придавая им особый смысл, собирала и вешала в своей спальне на крючке у двери в Лиловый будуар.

В подвалах дворца существовало специальное помещение, где хранились срезанные цветы для аранжировки. Личный флорист Александры Федоровны составлял рукописные карточки с описанием цветов в букетах и корзинах, которые создавались для личных апартаментов семьи.

Особая любовь Александры Федоровны к сирени отразилась на общем фоне Лилового будуара. Он был создан декоратором Романом Мельцером по цвету сиреневой ветки, которую императрица дала ему для образца.

Сирени бывают разных цветов, некоторые из них славятся сильным ароматом, другие - уникальной формой цветка. Конечно, императорские теплицы, искусственно ускоряя цветение кустов, поставляли сирень в горшках и кадках во дворец почти круглый год, но эти цветы не имели того необыкновенного аромата, которым напоен воздух во время естественного цветения на улице. Да и доставка горшечных растений из теплиц в те времена была еще очень ненадежным делом. Хотя теплицы находились недалеко от дворца, любое растение при перевозке в зимние месяцы могло замерзнуть. Для защиты растений в этих случаях оборудовались специальные камеры и отапливаемые вагоны.

Иногда требовались десятки рабочих, чтобы привезти императрице цветы в целости и сохранности, поэтому доставка крупных партий из оранжерей была большим событием во дворце. Высокие растения загружали прямо через окна, используя транспортные подъемники. Затем их нужно было поставить в указанные места, не повредив дорогой паркет, не разбив многочисленные фарфоровые вазы, стоящие тут и там, не зацепив золоченую мебель и другие произведения искусства. Но и после установки каждому растению необходимо было обеспечить соответствующий температурный режим и влажность. В случае заболевания растений их лечили, как собственных детей.

Все эти сложности доставляли немало хлопот и волнений императрице и ее дочерям. Поэтому, когда было решено строить в Ливадии новый дворец, эта весть была воспринята всеми с большим воодушевлением. При строительстве дворца архитектор Н.П.Краснов особое внимание уделил цветочному обрамлению здания. Здесь мы вновь вернемся к розам, поскольку именно они стали главным компонентом цветочной рамы нового дворца.

Императрице особенно нравились белые розы сорта ‘Фрау Карл Друшки’ и очень ароматный сорт ‘Баронесса Ротшильд’.

‘Frau Karl Druschki’ (P. Lambert, Germany, 1901)

‘Baroness Rothschild’ (J. Pernet (père), France, 1868)

Именно роза ‘Фрау Карл Друшки’ росла в Итальянском дворике.

Розы в Итальянском дворике в Ливадии

Конечно, были и другие популярные сорта - ‘La France’, ‘Reve d’Or’, ‘Alberic Barbier’ и другие. Однако в Ливадии росли и совершенно особые розы. Это были сорта, посвященные императрице Александре Федоровне. К сожалению, они до нашего времени не сохранились.

Одна из этих роз называется ‘Императрица Александра Федоровна’ - ‘Impératrice Alexandra Feodorowna’ (T, L.Lévèque, 1896). Относится она к группе чайных роз, имеет светло-желтые цветы с розовым или персиковым центром, которые располагаются поодиночке на невысоком кусте (высотой до 60 см). Листва зелено-голубая. Именно эта роза изображена на двух портретах 1896 года.

А.Мюллер-Норден. Потрет императрицы Александры Федоровны. 1896 г.

Этот факт чрезвычайно важен, поскольку ни фотографии, ни рисунка, ни самой розы не сохранилось. Таким образом, по изображениям розы на портретах, возможно, удастся отыскать сорт в каком-нибудь европейском розарии. И еще одно отвлечение. Мы не исключаем, что на картине Александры Шнейдер 1908 года «Розы в Ливадии» изображен сорт ‘Императрица Александра Федоровна’, ведь именно в это время роза росла в Ливадии.

А.Шнейдер. Розы в Ливадии. 1908 г.

Александра Шнейдер, как и другие живописцы того времени - И.Крачковский, Е.Юнге, Ю.Клевер, К.Коровин, великая княгиня Ольга Александровна - изображала розы Крыма на своих полотнах. Для Общины Святой Евгении ею была создана целая серия открыток с цветами России, а на персональной выставке в Петрограде в 1916 году были представлены практически все крымские работы художницы. Среди них было несколько картин с розами Ливадии и Харакса.

Мастерская А.Шнейдер. Фото из журнала «Столица и усадьба» 1917 г.

Вторая роза, названная в честь последней русской императрицы - ‘Александра, императрица России’ - ‘Empress Alexandra of Russia’ (T, William Paul, 1897).

‘Empress Alexandra of Russia’ (T, William Paul, 1897)

Во французском издании «Journal des Roses» 1896 года эта роза описывается так:

«Эта чайная роза - абсолютно новая разновидность и совершенно отлична от тех, что мы имели до настоящего времени.
Окраска цветка - богатый кармин с оттенками оранжевого и огненно-красного цвета.
Цветы большие, полные, шаровидной формы. Куст цветет очень обильно. Цветы прекрасно смотрятся как на кусте, так и в срезанном виде. Листья изящны, куст мощный".
Эта роза уже была представлена на некоторых выставках в Англии, где ею все восхитились; газеты по садоводству расточали ей много похвал.

***