Пограничное состояние психики: что это такое. Пограничные психические расстройства

Понятие пограничных психических расстройств возникло в нозоцентрическом подходе к определению состояния здоровья, в котором любое отклонение от какой-либо нормы трактуется в терминах патологии и болезни. По мере развития клинической психологии многие не столь существенные (в сравнении с грубыми нарушениями психической деятельности) отклонения от нормы нозоцентрически мыслящие психиатры начали расценивать как промежуточные состояния между здоровьем и тяжелым психическим заболеванием. Пограничные, с этой точки зрения, значит находящиеся на грани между нормой и патологией, здоровьем и болезнью, т. е. нерезко выраженные нарушения психической деятельности.

Пограничные состояния объединяют группу расстройств, в которых преобладает т. н. «невротический уровень» нарушений психической деятельности или поведения, при которых:

а) сохраняется критическое отношение человека к своему состоянию;

б) болезненные изменения происходят преимущественно в эмоциональной сфере личности и сопровождаются нарушением вегетативных функций;

в) нарушение вызвано психологическими (характерологические особенности личности), а не органическими причинами.

Эти расстройства отличаются отсутствием психотических симптомов, нарастающего слабоумия и деструктивных личностных изменений, поскольку имеют не органическую, а психогенную природу. Как отмечает отечественный психиатр Ю. А. Александровский, между здоровьем и пограничным психическим расстройством невозможно установить никаких четких границ, поскольку на психическом уровне норма не имеет строгих объективных критериев /2/.

Оценка состояния в качестве здорового или пограничного чаще всего связана с действием механизма адаптации личности к среде.Всякое психическое нарушение можно трактовать в качестве стойкого нарушения приспособления к новым и трудным внешним и внутренним обстоятельствам жизни. В одних случаях дезадаптация вызывает психотические (бред, галлюцинации, автоматизмы), а в других - невротические (эмоциональные и поведенческие) нарушения.

Нейрофизиологическая схема механизмов, приводящих к психической дезадаптации, выглядит следующим образом: мозг как функциональная система, обеспечивающая поведенческий акт, включает в качестве важнейшей основы афферентный синтез, в процессе которого принимается решение о возможном действии с учетом ожидаемого будущего результата. Принятие и выполнение решения связаны с деятельностью акцептора результата действия, который благодаря механизмам памяти и обратной афферентации прогнозирует ситуацию («опережающее отражение»), контролируя и исправляя поведение. При психотравмирующих ситуациях возникают сильные отрицательные эмоции, толкающие к более энергичному поиску путей удовлетворения потребности, что может привести к нарушению афферентного синтеза, рассогласованию деятельности акцептора результата действия и неадекватному поведению.

Возникновение состояния психической дезадаптации возможно не при дезорганизации отдельных подсистем, а только при нарушении всей системы адаптации в целом. Одним из важнейших условий возникновения пограничного расстройства является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорости ее поступления количеству, которое может быть избыточным или недостаточным. Избыток информации приводит к срыву в том случае, если человек не в состоянии ее переработать и использовать. Недостаток же информации (связанный с недостаточным использованием возможностей ее нахождения, восприятия, анализа и синтеза, хранения и применения) приводит к дезадаптации в ситуациях ограниченного времени.

На возможности поиска, восприятия, анализа, синтеза, хранения и применения информации влияют как биологические, так и социально-психологические факторы. Характер информации также имеет значение: в лишенной новизны, монотонной и однообразной, максимально предсказуемой среде функциональная активность психических процессов снижается. Для поддержания оптимального уровня необходимы новизна и непредсказуемость значения поступающей информации.

Важную роль в информационном обмене между организмом и средой играют эмоции (почему нарушения эмоциональной сферы при пограничных состояниях возникают в первую очередь). Эмоции сигнализируют о результатах действия: совпадают ли смоделированные параметры с полученными. Невозможность получения положительной эмоции в процессе обратной афферентации приводит к бесконечному поиску путей удовлетворения блокированной потребности. Эмоциональное состояние не только влияет на поведение, но и зависит от него, поскольку эмоции у человека носят выраженный идеаторный характер. Рассогласование между стремлениями, представлениями и возможностями и приводит к эмоциональным расстройствам. Наиболее часто при пограничных состояниях встречаются переживания страха, тоски, депрессии и лабильности настроения. Эмоции определяют валентность системы отношений человека как направленной социально зафиксированной связи личности с окружением. Именно поэтому качество отношений, связанное с личностно-типологическими характеристиками человека, также определяет нарушения системы адаптации и, следовательно, развитие пограничных состояний. А эмоциональный стресс занимает особое место в развитии любых психических нарушений.

Основу дезадаптации психической деятельности при пограничных формах расстройств определяет ослабленная активность системы психической адаптации, тогда как при психотических расстройствах активность системы психической адаптации ослабляется далеко не всегда: она чаще извращена или имеет частичные или тотальные поражения (разрушения).

Болезненные проявления нарушений психической адаптации в отечественной практике принято концептуализировать как неврозы и психопатии.При этом сюда также относят и кратковременные невротические реакции, а также личностные аномалии. Помимо неврозов и психопатий в ряд пограничных расстройств также включают субпсихотические нарушения (квазипсихозы - идео-обсессивные, помешательство сомнений, истерические, сенесто-ипохондрические, паранойяльные).

Проблема заключается в том, что при нарушениях биологического гомеостаза (органические психические нарушения) действует такой же механизм невротических реакций (отсюда попытки выделить в отдельные таксономические единицы - сопутствующие синдромы - неврозоподобные и психопатоподобные состояния, возникающие при различных заболеваниях).

Невротические реакции, невротические состояния и невротические развития личности являются узловыми пунктами динамики пограничных психических расстройств. Общая схема их развития такова: психическая травма (действие личностно значимой, отрицательно эмоционально окрашенной информации) приводит к невротической реакции; в свою очередь, при сохранении психотравмирующих ситуаций такие реакции складываются в стабильные состояния и приводят к дезадаптации социальной системы личности, в результате чего невротическое реагирование расширяется на другие стимулы; со временем психические переживания соматизируются. При наличии же конституциональной предрасположенности возникают патологические изменения в личности (психопатии). Однако сами по себе психопатические черты характера не являются болезненными проявлениями. Они становятся таковыми только под влиянием дезадаптирующих воздействий, когда происходит декомпенсация системы взаимодействия личности и среды.

Основная методологическая проблема в связи с пограничными психическими состояниями заключается в том, что на практике и неврозы, и психопатии, и органически обусловленные личностные изменения при различных соматических состояниях имеют сходные нейрофизиологические механизмы развития и сходные поведенческие формы выражения (симптомы). При этом патологические нарушения поведения внешне ничем не отличаются от нормальных поведенческих реакций человека в текущих ситуациях психоэмоционального напряжения.

В изолированном виде симптомы пограничных расстройств встречаются очень редко. По ведущим признакам традиционная отечественная клиническая психология выделяет основные типы неврозов: неврастению, истерию, психастению и навязчивые состояния.Однако деление это достаточно условное и проблематичное, поскольку в каждом конкретном случае симптомы всегда группируются и взаимодополняют друг друга в зависимости от личностных особенностей человека.

Понятие невроза было разработано в рамках биомедицинской модели психических болезней. Первоначально неврозом во французской школе психиатрии и клинической психологии называли нарушения нервной деятельности («болезнь нервов»). Затем этим термином стали обозначать целый спектр различных психических нарушений, для которых не удавалось обнаружить какого-либо органического расстройства в качестве ведущей причины наблюдаемого дефекта (отклонения в поведении). При этом всегда полагалось, что органическое расстройство непременно имеется, однако его трудно обнаружить и доказать причинно-следственные отношения между ним и видимым отклонением.

Начиная с работ З. Фрейда, неврозом (иногда - психоневрозом, чтобы провести четкое разграничение между неврологическим и функциональным нарушением) называют разнородную по своим проявлениям группу функциональных расстройств, имеющих общую характеристику - выраженное состояние тревоги.Сюда были отнесены такие нарушения психики и поведения, которые хотя и доставляли дискомфорт пациентам, были болезненными и мучительными для них, однако протекали легко, поскольку они не искажали базовых процессов восприятия и мышления, удерживая людей от грубых нарушений социальных норм.

В качестве основной причины невроза З. Фрейд видел внутриличностный бессознательный конфликт, который служит причиной хронического тревожного состояния и заставляет пациента прибегать к использованию защитных психологических механизмов. Проявление вытесненного содержания внутриличностного конфликта в конечном счете и выражалось в психических и поведенческих симптомах.

В рамках психодинамической концепции невроза выделяют следующие его виды:

Тревожный;

Фобический;

Обсессивно-компульсивный (невроз навязчивых состояний);

Истерический;

- (псих-) астенический;

Ипохондрический;

Депрессивный (невротическая депрессия);

Деперсонализированный;

Невроз характера;

Нарциссический невроз;

Невроз внутреннего органа (конверсионный) и т. д.

В отечественной науке базовым является определение невроза, данное психиатром В. А. Гиляровским:

Невроз - это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к переработке (преодолению) возникшей ситуации и компенсации нарушений.

В этом определении акцент делается на длительной переработке личностью неразрешимой проблемной ситуации и неспособности адаптироваться к имеющимся условиям. Неспособность адаптации к сложным жизненным обстоятельствам складывается, по мнению отечественных авторов, из «слабости» психофизиологических механизмов (органического дефекта), особенностей развития личности, а также провоцирующих факторов, вызывающих сильное психическое напряжение /25/.

Особое значение в отечественных и психодинамических концепциях невроза придается процессу личностного развития.В качестве причинных факторов выделяют задержки психологического развития на различных возрастных этапах. Например, в качестве личности, склонной к невротическим реакциям, в психоанализе выделяют взрослого человека с «анальным характером». Личность с «анальным характером» - это человек, задержавшийся на анальной стадии развития личности по З. Фрейду и устойчиво демонстрирующий свойственные этой стадии характеристики поведения (упрямство, скупость, чрезмерная аккуратность). Возникающая в результате задержки на одном из этапов негибкая стратегия поведенческих реакций на изменяющиеся социальные ситуации (поскольку репертуар реакций оказывается ограниченным) и приводит к невротизации - развитию какого-либо невроза.

Другим причинным фактором невроза считают «психическую травму», тяжелую соматическую болезнь, эмоциональную депривацию в процессе общения со значимыми людьми (в первую очередь родителями, если речь идет о ребенке).

Критическими возрастами,предрасполагающими к развитию невротических реакций и неврозов, является период 7-11 лет, когда начинает активно формироваться аффективная сфера личности, и период 11-14 лет, когда активно развивается идеаторная (имеющая отношение к идеям, когнитивная) сфера личности /47/.

Для этапа формирования аффективной сферы личности характерны непосредственность и неустойчивость эмоциональных реакций, их быстрая смена, преимущественный интерес к текущим событиям и недостаточная оценка будущего. Если в этом возрасте (7-11 лет) ребенок переживает психическую травму (потеря родителей, конфликт между папой и мамой, развод родителей, длительная отлучка одного из родителей, соматическое заболевание, связанное с длительным пребыванием в больнице), то высока вероятность задержки аффективного развития. В дальнейшем эта задержка приведет к развитию в структуре личности эмоциональной неустойчивости, непосредственности реагирования на внешние события и, соответственно, к трудностям адаптации, к снижению способности адекватной оценки ситуации и построения планов на будущее.

На этапе развития идеаторной сферы личности сознание ребенка обогащается различными понятиями, развивается способность к умозаключениям, к построению долгосрочных планов действий. Подросток начинает самостоятельно мыслить, подвергать обсуждению те или иные факты, вскрывать закономерности социальной жизни. При возникновении психотравмирующих ситуаций в этом возрасте (11-14 лет) может снижаться интерес к окружающему, наблюдаться подавление эмоциональной связи с происходящими событиями из-за неприятных переживаний по поводу возникающих мыслей, идеи становятся оторванными от реальности. Внешне подросток с психотравмой кажется окружающим рано повзрослевшим, сдержанным, он стремится много читать, рассуждать о сложных проблемах. Однако на самом деле такое развитие создает предрасположенность к формированию в будущем невроза навязчивых состояний.

Большую роль в возникновении отклонений в развитии личности, могущих привести к развитию неврозов, играет система отношений в семье ребенка и характер воспитания,принятый в этой семье /11/.

В психодинамическом подходе больший акцент делается на характере детско-родительских отношений как ведущей причине неврозов. Отношение к ребенку рассматривается в глобальном аспекте принятия/непринятия (принятия/отвержения). С глобальным отношением к ребенку связано удовлетворение его базовых потребностей. В отношениях принятия и адекватной заботы, истинной любви (когда родители реагируют не только на витальные - голод, жажда, удовлетворение телесных потребностей, - но и на эмоциональные нужды ребенка), ребенок не испытывает тревоги за свое будущее, адекватно познает мир и научается конструктивному взаимодействию с ним. Постоянное проявление заботы является особенно важным для развития такой функции «Я», как способность без опаски откладывать удовлетворение потребностей (postpone gratification)вследствие развития у личности уверенности в мире и доверия к нему. Способность откладывать удовлетворение потребностей позволяет человеку строить зрелые межличностные отношения, защищенные от срывов и чрезмерных эмоциональных переживаний.

В отечественной психологии больший акцент в объяснении факторов, предрасполагающих к развитию неврозов, делается на системе воспитательных мероприятий. При этом под неадекватным воспитанием понимается не столько сам стиль, сколько шаблонное, негибкое использование какого-либо одного из вариантов воспитательных воздействий без учета реальных обстоятельств. Наиболее частой причиной невротического развития личности считается воспитание в виде гиперопеки (гиперпротекции), которая может проявляться как «доминирующая» или «потворствующая», а также противоречивый стиль воспитания /11/.

Воспитание в виде доминирующей гиперопеки обязательно включает особую систему разрешительного или ограничительного контроля над поведением ребенка. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить ему наилучшее решение любых проблем и преодоления препятствий, беря все трудности на себя и лишая ребенка права выбора. При доминирующей гиперопеке родители сами выбирают ребенку друзей, организуют его досуг, навязывая свои вкусы, интересы, нормы поведения. Эмоциональные отношения здесь обычно сдержанные. Строгость, контроль, подавление инициативы ребенка мешают развитию отношений привязанности и формируют только страх и почитание обладающих властью.

К доминирующей гиперопеке относится и воспитание в условиях высокой моральной ответственности.Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с завышенными требованиями по отношению к его личности и поведению. Эмоциональные отношения с родителями при этом более теплые, однако ребенок ставится в условия, когда он должен во что бы то ни стало ради этой любви оправдывать завышенные ожидания родителей. В результате такого воспитания возникает страх перед испытаниями, что вызывает неадекватное ситуации психическое напряжение.

В воспитании по типу потворствующей гиперопеки («кумир семьи»),напротив, любые желания ребенка оказываются в центре внимания, просчеты и проступки ребенка не замечаются. В результате у ребенка формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Такая личность испытывает сильные отрицательные переживания при столкновениях с реальностью, поскольку лишение привычной атмосферы почитания и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает социальную дезадаптацию.

Наконец, невротическому развитию личности способствует противоречивый стиль воспитания, когда в одной и той же ситуации к ребенку предъявляются противоположные требования. Противоречивый стиль воспитания характеризуется альтернирующими (перемежающимися) эмоциональными отношениями между родителями и ребенком и неконгруэнтностью общения.

Перемежающиеся эмоциональные отношения - это непоследовательные, немотивированные эмоциональные проявления, когда похвала или упрек зависят исключительно от настроения родителя, а не от ситуации и поведения ребенка.

Неконгруэнтность общения - несоответствие слов родителей интонации и мимике (часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка).

Для противоречивого стиля воспитания также характерна постоянная, не зависящая от содержания ситуаций смена воспитательных тактик или наличие разных воспитательных тактик у разных членов семьи.

Общим результатом перечисленных воспитательных тактик становится формирование напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных психотравм.

Неустранимым недостатком как отечественной, так и психодинамической концепций невроза является то, что отклонения в процессе личностного развития с равной долей вероятности приводят не только к неврозам или психопатиям, а могут служить и одним из факторов развития аддиктивных, психосоматических, когнитивных, (суб-) психотических и многих других психических расстройств. При этом многие симптомы невротического расстройства в той или иной степени включаются и в другие самостоятельные болезни (например, неврозоподобная шизофрения).

Трудности в четком разделении специфической симптоматики перечисленных нарушений, условность выделения невротических расстройств, множественность причинных факторов для одного и того же нарушения, неоднозначное использование понятия невроза разными психологами и психиатрами, невозможность выделить специфическую невротическую характеристику, отделяющую невроз от других психических нарушений, в конечном итоге привело к отказу от использования этого термина в современной клинико-психологической практике.

В современной клинической психологии вместо термина «невроз» принято говорить о связанных со стрессом расстройствах, которые по традиции называют «невротическими». Употребление термина «невротические расстройства»вместо термина «невроз» освобождает нас от необходимости подгонять симптомы нарушений под какие-то иные строго определенные причинные факторы, кроме стресса (психической травмы). Невротические расстройства скорее выступают не «пограничными» по отношению к психозам, а являются отражением некоторых общих закономерностей изменения психической деятельности личности под влиянием стрессовых факторов.

К невротическим расстройствам сегодня относят:

Фобические расстройства;

Тревожные расстройства;

Навязчивости (обсессивно-компульсивное расстройство);

Острую реакцию на стресс;

Посттравматическое стрессовое расстройство;

Расстройства приспособительных реакций (адаптации);

Диссоциативные (конверсионные) расстройства;

Соматоформные расстройства;

Неврастению;

Синдром деперсонализации.

Несомненно, что понятие невроза окончательно не выйдет из употребления, поскольку с ним связан обширный объем психологической и медицинской литературы, кроме того, оно широко используется в обыденной речи.

Следует отличать понятие пограничных психических расстройств в отечественной клинической психологии от созвучного термина «пограничный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности (пограничное расстройство личности)», который принят в международной классификации психических расстройств и нарушений поведения. Под пограничным расстройством личности понимается тотальная неспособность человека к установлению стабильных межличностных отношений, устойчивого образа «Я», поддержанию устойчивого позитивного эмоционального баланса. Оно получило такое название, поскольку по своим проявлениям занимает промежуточное место между невротическими и психотическими изменениями в личности. При пограничном личностном расстройстве отмечаются нарушения самостоятельности, аффективного контроля, а также развиваются чрезвычайно сильные отношения привязанности. Более подробно это нарушение описывается в разделе 6 «Расстройства личности».

Контрольные вопросы

1. Какие расстройства включаются в понятие «пограничных»?

2. Какова нейрофизиологическая схема возникновения «пограничных» расстройств?

3. Какие виды неврозов вы знаете?

4. Какой возраст является критическим для возникновения невроза?

5. Как стиль семейного воспитания может повлиять на возникновение и развитие «пограничных» психических расстройств?

Литература для дополнительного чтения

2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

3. Каменецкий Д. А. Неврозология и психотерапия. - М.: Гелиос, 2001.

4. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

5. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. - М.: Медицина, 1994.

Цитируемая литература

1. Александровский Ю. Ф. Пограничные психические расстройства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Гиляровский В. А. Избранные труды. - М.: Медицина, 1973.

3. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

4. Кербиков О. В. Избранные труды. - М.: Медицина, 1972.

5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

6. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. - М.: Медицина, 1994.

7. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 1999.

8. Смулевич А. Б. Психогении и невротические расстройства, выступающие в рамках динамики психопатий // Психиатрия и психофармакология. Медиа медика. Том 2. № 4. 2000.

9. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1987.

Ранее сходные идеи высказывались и отечественными физиологами - сторонниками кортиковисцеральной концепции, однако их работы были мало известны за пределами Советской России.

Согласно МКБ-10 (Международная Классификация Болезней) пограничное расстройство личности относится к категории патологий психического характера. Сложность диагностики этого заболевания объясняется схожестью клинических симптомов с такими болезнями, как психоз и невроз. Важно обратить внимание, что развитие патологии является причиной появления склонности к суициду, что сильно осложняет терапию . В данной статье, мы предлагаем рассмотреть различные пограничные психические расстройства и их характерные отличия.

Пограничные психические расстройства находятся на самой грани между состоянием здоровья и состоянием болезни

Пограничное психическое расстройство – сложное заболевание, что является причиной появления проблем, связанных с нарушением восприятия окружающего мира. Для этого заболевания характерны изменения в поведенческой модели больного. Повышенная тревожность, отсутствие доверия к окружающим, импульсивное поведение, частые перепады настроения – лишь часть основных симптомов этой болезни. По словам специалистов, данное личностное расстройство обладает устойчивым характером и почти не поддается психотерапевтическому воздействию.

Первые признаки патологии проявляются в школьном возрасте, до вступления в пубертатный период.

Согласно медицинской статистике, процент распространенности этого недуга составляет три балла. Чаще всего признаки болезни наблюдаются у представительниц прекрасной половины человечества. Трудность своевременного выявления патологии объясняется тем, что на первом этапе многочисленные проявления болезни имеют слабую выраженность.

Личностное расстройство развивается на фундаменте пограничного состояния психики. В психиатрии ПСП рассматривается как состояние между нормой и психическим расстройством . Таким образом, данная патология является отклонением чаши весов в сторону тяжелой болезни. О том, что индивид находится в пограничном состоянии, могут указывать определенные признаки. К таким признакам относится склонность к депрессии, и повышенной тревожности, что приводит к изменению в поведении. На фоне проблем, связанных с нарушением восприятия окружающей реальности, больной стремится к уединению и изоляции от социума.

На определенном этапе наблюдаются проблемы с объективной оценкой собственной личности. Часть пациентов демонстрирует неадекватно завышенную самооценку, что выражается твердой верой в свою уникальность и непогрешимость. У других больных наблюдается склонность к самокритике и самоуничижению, что только усиливает выраженность депрессивного синдрома. На фоне психических нарушений наблюдаются трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми. Пограничные личности склонны идеализировать окружающих, после чего, резко изменять свое отношение в противоположную сторону. В поведенческой модели начинает преобладать импульсивность, которая проявляется в виде ярких эмоциональных всплесков.


Пограничное расстройство личности относится к эмоционально неустойчивому состоянию, для которого характерна импульсивность, низкий самоконтроль и эмоциональность

По словам специалистов, многие больные часто наносят вред своему здоровью, не имея на то обоснованных причин. Пограничное состояние можно охарактеризовать как склонность к частой смене половых партнеров, экстремальным видам спорта и булимии. Развитие патологии сопровождается повышенной тревожностью и приступами панических атак. Во время приступа паники наблюдаются следующие соматические симптомы:

  • недостаток воздуха;
  • ускоренный сердечный ритм;
  • тремор конечностей;
  • приступы головокружения и предобморочное состояние;
  • стремительное увеличение показателей артериального давления.

Следует обратить внимание на то, что панические атаки не входят в перечень психопатических проявлений. Однако этот симптом требует повышенного внимания. Частота эпизодов и выраженность их проявления являются веским аргументом для обращения за консультацией специалиста.

Причины развития

На сегодняшний день отсутствуют научно обоснованные факты, касаемо причин развития пограничных личностных расстройств . По словам специалистов, существует множество различных теорий, которые подтверждаются косвенными доказательствами. К таким теориям относится идея о том, что причина возникновения патологии связана с нарушением концентрации определенных химических компонентов, локализующихся в области головного мозга. Также, по мнению ученых, немаловажная роль в данном вопросе отведена наследственным факторам. Согласно данным статистики, в более чем семидесяти процентах случаев, симптомы заболевания наблюдаются у женщин.

Пограничное расстройство личности – это заболевание, тесно взаимосвязанное с характером человека. По мнению специалистов, в условную группу риска входят люди, что пессимистично смотрят на окружающую реальность, страдают от низкой самооценки и повышенной тревожности. По словам психолога, причиной развития заболевания могут быть психотравмирующие события, пережитые в детские годы. Эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, кончина близких родственников и другие шокирующие события могут являться одной из причин возникновения патологии. Однако, существует немалый риск развития болезни у детей из благополучных семей.

Повышенная требовательность к ребенку или запрет выражения эмоций и чувств может привести к пограничному состоянию.


Существенным признаком заболевания выступает самоповреждающее или суицидное поведение, завершенные суициды достигают порядка 8-10 %

Клиническая картина

Пограничное состояние психики чаще всего диагностируется в детском возрасте. Симптомы эмоциональной нестабильности выражаются в виде повышенной чувствительности и импульсивного поведения, склонности к плаксивости и трудностей, связанных с принятием важных решений. Первые признаки патологии проявляются по достижению пубертатного возраста. Наличие комплексов неполноценности и ранимость приводят к трудностям погружения в социум. У многих пациентов отмечается буйное и агрессивное поведение, что мешает налаживанию коммуникативных связей.

Существует множество клинических признаков развития патологии. Однако для того, чтобы с точностью диагностировать расстройство, требуется детальный анализ человеческого поведения. Говорить о наличии пограничного расстройства можно лишь в том случае, когда у больного выявляется не менее четырех специфических признаков болезни:

  • склонность к самобичеванию и самоуничижению;
  • стремление к изоляции и комплексы неполноценности;
  • трудности в построении коммуникативных связей;
  • изменчивая модель поведения и признаки импульсивности;
  • трудности с принятием собственной личности и отсутствие самоуважения;
  • резкие перепады настроения и боязнь одиночества;
  • беспричинная агрессия и приступы гнева;
  • повышенная чувствительность к раздражающим факторам и склонность к самоубийству;
  • нарушение в восприятии окружающей реальности.

Пограничное расстройство личности, симптомы которого приведены выше, развивается постепенно. Все вышеперечисленные клинические проявления являются неотъемлемой частью модели поведения больного человека. Из-за проблем, связанных с нарушением восприятия, незначительное влияние внешних раздражителей может привести к возникновению депрессии. В подобном состоянии человек не должен оставаться один на один со своими трудностями. Для того чтобы предупредить появление мыслей о самоубийстве, следует уделять больному как можно больше внимания и заботы.

Важно отметить, что из-за низкой самооценки, большинство больных воспринимают себя отрицательными личностями, что является причиной страха быть отвергнутым обществом. Подозрительность в сочетании с недоверчивостью мешает построению коммуникативных связей и дружеских отношений. Все вышеперечисленные факторы оказывают влияние на проявлении истинных чувств и эмоций. Фраза: «Я испытываю ненависть к себе и окружающим, но мне нужна ваша поддержка и внимание» — наиболее точно описывает внутреннее состояние человека с этой патологией.


Из 100 человек двое имеет пограничное расстройство личности

Дифференциальная диагностика

Пограничное состояние психики имеет множество схожих черт с психозом и невротическим расстройством. Именно поэтому основой диагностических мероприятий является дифференциальное обследование. Для пограничного расстройства характерны нарушения в области эмоционального восприятия. Разница этого заболевания с неврозом заключается в том, что при последнем, процесс обработки информации не затрагивается патологией.

Невротическое расстройство является полностью обратимым процессом, которое оказывает определенную степень влияния на личностную структуру индивида. Многие больные осознают наличие внутренних проблем, что позволяет им своевременно обратиться за медицинской помощью. При пограничном состоянии психики, индивид не воспринимает особенности своего поведения, как нечто ненормальное. Большинство поступков и реакций больного воспринимаются как норма, что значительно осложняет процесс лечения.

Невротические расстройства являются результатом сбоя в работе нервной системы, на которую оказывают сильное воздействие стрессовые факторы, эмоциональные переживания и длительное напряжение. Невроз выражается в виде навязчивых состояний, панических атак и истерии.

Психоз – психическая патология, что проявляется в виде неадекватного поведения, вызванного проблемами, связанными с восприятием окружающей реальности. Для данного заболевания свойственна нестандартная реакция на действие внешних раздражающих факторов. Болезнь сопровождается появлением бредовых идей, приступов галлюцинаций, зацикленности и странного поведения.

По словам специалистов, связь между психозом и пограничным психическим расстройством довольно глубока. Развитие каждого из вышеупомянутых заболеваний сопровождается психическими нарушениями, что негативно отражаются на уровне социализации. Также причины появления этих болезней связаны с влиянием психотравмирующих факторов и плохой наследственностью. По мнению специалистов, отсутствие своевременно принятых мер, при возникновении психоза, может привести к трансформации этого заболевания в пограничное расстройство.

Психоз и ПРЛ – относятся к категории болезней, что не поддаются лечению. Все применяемые терапевтические меры позволяют лишь купировать симптомы патологии, что увеличивает длительность ремиссии.


Пограничное расстройство личности в пять раз чаще отмечается у тех людей, чьи родственники страдали этим недугом

Методы терапии

Лечение пограничного расстройства личности довольно специфично, поскольку не существует узконаправленных фармакологических средств, способных устранить патологию. Главная задача комплексного лечения – устранение симптомов заболевания, которые осложняют привычную жизнедеятельность. В большинстве случаев, рассматриваемая патология сопровождается депрессивным синдромом, поэтому курс терапии начинается с приема антидепрессантов. Препараты из этой категории помогают восстановить психоэмоциональный баланс и улучшить состояние больного. Из данной категории медикаментозных средств, следует выделить медикаменты, входящие в группу СИОЗС, поскольку их действие наиболее безопасно для организма.

В сочетании с антидепрессантами применяются противотревожные медикаменты из группы анксиолитиков, стабилизаторы настроения и антипсихотические средства. В состав комплексной терапии входит психотерапевтическое воздействие, которое направлено на проработку внутренних конфликтов. Работа с внутренними проблемами помогает достичь эмоционального равновесия и стойкой ремиссии. Важно отметить, что главной составляющей подобного лечения является уровень доверия пациента к врачу. Только при наличии доверия, больной сможет высказаться об испытываемых чувствах и переживаниях.

Основная задача психотерапевта – помощь пациенту в поиске собственного «Я», моделирование ситуаций, вызвавших развитие патологии и поиск выхода из них. Каждый случай пограничного расстройства рассматривается в индивидуальном порядке, где стратегия лечения подбирается на основе детального анализа поведения больного.

Отсутствие своевременно принятых мер, может стать причиной появления у больного зависимости от приема наркотических средств и алкогольных напитков. Помимо этого, развитие болезни может стать причиной ожирения, заболеваний пищеварительных органов, стремления к одиночеству и социальной изоляции. Одним из самых катастрофических осложнений рассматриваемого заболевания является появление мыслей о самоубийстве и попытки суицида.

– различные транзиторные изменения со стороны кожных покровов, слизистых оболочек и внутренних органов, развивающиеся у ребенка в первые дни после рождения и отражающие физиологическую перестройку организма. К пограничным состояниям новорожденных относятся родовая опухоль, простая и токсическая эритема, шелушение кожи, милии, физиологическая мастопатия, физиологический вульвовагинит, физиологическая желтуха, физиологический дисбактериоз, физиологическая диспепсия, мочекислый инфаркт и др. Пограничные состояния новорожденных наблюдаются неонатологом и не требуют специального лечения.

Синдром «только что родившегося ребенка»

Данное пограничное состояние новорожденных развивается под воздействием выброса различных гормонов в организме ребенка во время родов и большого количества раздражителей (свет, звук, температура, гравитация – т. н. «сенсорная атака»). Это обусловливает первый вдох, первый крик, сгибательную (эмбриональную) позу новорожденного. В первые минуты после рождения ребенок ведет себя активно: ищет сосок, берет грудь, однако спустя 5-10 минут засыпает.

При неблагоприятных обстоятельствах может развиваться нарушение кардиореспираторной адаптации (кардиореспираторная депрессия) – угнетение жизненно-важных функций в первые минуты и часы жизни.

Физиологическая убыль массы тела

Настоящее пограничное состояние новорожденных отмечается в первые дни и достигает максимальных показателей к 3-4 дню жизни - от 3 до 10% от первоначального веса у здоровых новорожденных. У доношенных детей восстановление массы тела происходит к 6-10 дню (75-80%); у недоношенных – ко 2–3 неделе жизни. Первоначальная потеря массы тела связана с установлением лактации у матери (дефицитом молока), выделением мочи и кала, подсыханием пуповинного остатка у новорожденного и пр. Залогом восстановления и хорошей прибавки массы тела служит раннее прикладывание к груди, естественное вскармливание, кормление «по требованию». При потере более 10% массы тела говорят о гипотрофии у ребенка .

Изменения со стороны кожных покровов

К данной группе пограничных состояний новорожденных относятся простая эритема, токсическая эритема , милии, шелушение кожных покровов.

Под простой эритемой понимают диффузную гиперемию кожных покровов новорожденного, развивающуюся после удаления первородной смазки вследствие адаптации кожи к новым факторам окружающей среды (воздуху, свету и др.). Выраженная гиперемия сохраняется 2-3 дня и полностью исчезает к исходу 1-й недели. По мере исчезновения эритемы развивается мелкопластинчатое или крупнопластинчатое шелушение кожи, более выраженное на груди, животе, ладонях и стопах у детей, рожденных от переношенной беременности. Лечения данных пограничных состояний новорожденных не требуется; на участки обильного шелушения кожи после купания можно наносить стерильное растительное масло или специальную детскую косметику.

Примерно у трети новорожденных на 2-5-й сутки жизни развивается пограничное состояние, расцениваемое как токсическая эритема. При этом на коже появляются эритематозные пятна с пузырьками, содержащими прозрачную серозную жидкость с большим количеством эозинофилов. Излюбленная локализация элементов – кожа в области суставов, груди, ягодиц. Токсическая эритема обычно регрессирует через 2-3 дня, однако может возобновляться в течение первого месяца жизни. Поскольку в основе токсической эритемы лежит аллергическая реакцию на материнские белки, при выраженных проявлениях или затяжном течении педиатр может назначить ребенку обильное питье и прием антигистаминных препаратов.

Десквамативный вульвовагинит – пограничное состояние новорожденных девочек, сопровождающееся появлением слизистых или кровянистых выделений из половой щели. Выделения отмечаются у 60-70% девочек в первые три дня жизни и продолжаются 1-3 дня. В 5-7% случаев может развиваться метроррагия в объеме, не превышающем 1-2 мл, что связано с прекращением действия эстрогенов матери. Лечение сводится к проведению туалета наружных половых органов девочки.

У 5–10% мальчиков в период новорожденности развивается гидроцеле, которое проходит самостоятельно, без лечения.

Переходные изменения стула

Переходные изменения стула на первой неделе жизни возникают практически у всех новорожденных. К данной группе пограничных состояний новорожденных относятся транзиторный дисбактериоз кишечника и физиологическая диспепсия . После отхождения в первые 1-2 дня мекония (первородного кала), имеющего вид густой вязкой массы темно-зеленого цвета, стул у ребенка становится частым. Переходный стул имеет негомогенную консистенцию с примесью комочков и слизи, окраску с чередованием участков темно-зеленого и желто-зеленого цвета. При исследовании копрограммы обнаруживается большое количество лейкоцитов, слизи, жирных кислот. К концу первой недели стул приобретает гомогенную кашицеобразную консистенцию и более однородную желтую окраску. Одновременно с очищением кишечника происходит его заселение бифидо- и лактофлорой.

Отсутствие выделения мекония может свидетельствовать об атрезии прямой кишки или кишечной непроходимости у новорожденного, что требует немедленной консультации детского хирурга . При нарушении формирования микробного пейзажа кишечника развивается истинный дисбактериоз.

Изменения функции почек

К пограничным состояниям новорожденных, характеризующим адаптацию органов мочевыделительной системы к новым условиям, относят транзиторную олигурию, альбуминурию и мочекислый инфаркт новорожденного .

При транзиторной олигурии, свойственной всем здоровым новорожденным в первые 3 суток жизни, отмечается уменьшение выделения мочи. Причинами данного явления служат снижение поступления в организм жидкости и с особенности гемодинамики.

Отмечаемая альбуминурия (протеинурия) вызвана увеличением проницаемости фильтрационного барьера, капилляров и канальцев почек, усиленным гемолизом эритроцитов.

Патогенез мочекислого инфаркта связан с отложением солей мочевой кислоты в просвете почечных канальцев, что приводит к окрашиваю мочи в красноватый цвет и появлению на пеленках коричнево-красных разводов. При исследовании общего анализа мочи обнаруживаются зернистые и гиалиновые цилиндры, эпителий, лейкоциты. При мочекислом инфаркте необходимо следить за адекватным потреблением жидкости и выделением мочи новорожденным. Если данное пограничное состояние у новорожденного не исчезает самостоятельно, примерно с 10-го дня жизни изменения мочи расцениваются как патологические, требующие консультации детского уролога и проведения УЗИ почек ребенку .

Неблагоприятное протекание данных пограничных состояний новорожденных может послужить основой для последующего развития дисметаболической нефропатии , инфекций мочевыводящих путей , мочекаменной болезни .

Прочие пограничные состояния новорожденных

В числе других пограничных состояний новорожденных, прежде всего, следует рассмотреть транзиторные нарушения теплового обмена – гипотермию и гипертермию. Поскольку рождение ребенка знаменуется переходом в иную окружающую среду, температура которой на 12-15°C ниже внутриутробной, в первый час жизни у новорожденного отмечается транзиторная гипотермия (снижение температуры тела до 35,5-35,8°C и ниже). Через несколько часов температуры тела повышается и стабилизируется.

Однако несовершенство терморегуляции, обмена веществ, перегревание на 3-5 сутки жизни приводят к повышению температуры тела до 38-39°C, т. е. к развитию транзиторной гипертермии. На высоте лихорадки ребенок становится беспокойным, могут развиваться признаки обезвоживания. Помощь новорожденному заключается в раскутывании ребенка, назначении обильного питья, нормализации условий окружающей среды (проветривании помещения).

Пограничные состояний новорожденных, обусловленные особенностями метаболизма, включают транзиторный ацидоз, гипогликемию, гипокальциемию, гипомагниемию. Транзиторный ацидоз связан с изменением КОС и газового состава крови после рождения. Транзиторная гипогликемия – снижение концентрации глюкозы крови до 2,8-3,3 ммоль/л обусловлена большими энергетическими затратами новорожденного и быстрым истощением энергетических запасов. Гипокальциемия и гипомагниемия развиваются вследствие функционального гипопаратиреоза, имеющего место в раннем неонатальном периоде. Данные пограничные состояния новорожденных возникают в первые сутки и исчезают к концу первой недели жизни.

Кроме этого, к пограничным состояниям новорожденных относят открытый артериальный проток и открытое овальное окно , которые описаны в соответствующих обзорах.

Пограничные состояния

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Пограничные состояния
Рубрика (тематическая категория) Психология

Пограничными состояниями обозначают слабые стертые формы нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией.

Выделяют пограничные состояния в узком смысле, это психогении без острых психотических расстройств (реактивные психозы, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. Вместе с тем, выделяют пограничные расстройства в широком смысле, т. е. в лечебно-практическом, к примеру медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении, мягкие формы циркулярного психоза (циклотимия), психосоматические расстройства, хронический алкоголизм без выраженной деградации личности и т. д., когда больные не обнаруживают глубоких изменений психики.

Психопатия болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, вплоть до неприемлемости его и даже социальной опасности для окружающих.

Основные нарушения при психопатии касаются эмоционально-волевой сферы.

При психопатиях характерным является склонность к странному и необычному поведению, к резким изменениям настроения без соответствующих причин, что приводит к нарушению контакта психопатической личности с другими людьми и препятствует нормальной деятельности. Это накладывает отпечаток на всю жизнь психопата. О. В. Кербиков предложил разграничить психопатов на две группы: возбудимые и тормозные.

К возбудимым психопатам относятся взрывчатые (эксплозивные) психопатические личности, которые в случае декомпенсации дают бурные реакции по ничтожному поводу, не выносят никаких препятствий их желаниям. При этом они выявляют тенденцию к агрессивным действиям по отношению к окружающим. Находясь в возбужденном состоянии, наносят себе повреждения, бьются головой о пол, рвут одежду и т. д. Патофизиологической основой является слабость коркового торможения.

К тормозным психопатам относятся астенические, психастенические, истерические, паранойяльные личности. У этих лиц ослаблены или нарушены основные нервные процессы (возбуждение и торможение) с образованием быстро истощаемых или застойных очагов возбуждения.

Следует отметить, что различные варианты патохарактерологического развития личности, как и разные степени выраженности декомпенсации психопатии и давности болезненного состояния, практически почти всœегда встречаются в соматических отделœениях (терапевтических, хирургических, акушерско-гинœекологических и др.).

Основной болезненный процесс нередко обостряет характерологические особенности. Такие больные повышенно требовательны, капризны, эмоционально несдержанны, грубят персоналу, допускают нарушения режима. Тактика персонала при общении с такими лицами должна быть сугубо индивидуальной.

Стоит сказать, что для нормализации отношений достаточно бывает психотерапевтической беседы медицинской сестры, иногда целœесообразно попросить врача, чтобы он побеседовал с таким больным. Таких больных в палате не должно быть более одного. Целœесообразно под каким-либо благовидным предлогом разместить их в разных палатах. При выраженных декомпенсациях состояния необходимы консультация психиатра, назначение медикаментозных средств. Акцентуированные личности режима, как правило, не нарушают, однако на фоне основного заболевания у них могут развиться повышенная эмоциональная лабильность, обостриться навязчивые или ипохондрические переживания, которые также требуют внимания медицинского персонала.

Неврозы – группа ʼʼпограничныхʼʼ функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Клинически выделяют три основные формы неврозов: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

В этиологии неврозов определœенную роль играют факторы биологические (наследственность и конституция, длительные соматические заболевания); социально-психологические факторы (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание и т. д.); психологические факторы (преморбидные особенности личности, психические травмы и т. п.). Характерно сочетание на-

рушений высшей нервной деятельности и соматовегетативные расстройства с субъективными переживаниями, такими, как повышенная тревожность, чувство неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией.

В обычных жизненных условиях большое количество или частая смена сильных раздражителœей могут вызвать расстройство и здоровой системы. Средние раздражители, которые не вызывают расстройств у здорового, могут оказаться сильными для людей с врожденной слабостью системы (коры) или при истощении нервной системы от различных экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредных воздействий (инфекционных болезней, наследственных и хронических заболеваний, хронических отравлений, к примеру, алкоголизма, и т. д.).

Кроме двух типов уравновешенной нервной системы, соответствующих сангвиническому и флегматическому темпераментам, Павлов устанавливает и наличие двух других, неуравновешенных типов, соответствующих холерическому и меланхолическому темпераментам. Возбудимый тип теряет способность торможения, в то время как он необыкновенно и чрезмерно возбудим, а тормозный тип теряет способность к возбудимости.

Нельзя сводить всю этимологию неврозов только к расстройству равновесия между нервными процессами возбуждения и торможения, другими словами, нельзя сводить всю систему патогенеза неврозов и психозов только к телœесным расстройствам, т. е. расстройствам функций головного мозга. С ʼʼэнергетической точки зренияʼʼ, неврозы основаны на аномалиях циркуляции нервного или психического тока энергии. Всякое расстройство обмена нервной энергии должно действовать на нервно-психические функции, и так оно и есть на самом делœе.

Под влиянием энергетической теории В. Оствальда и идей русского философа и филолога И. Грота͵ внесшего понятие энергии в психологию, Бехтерев построил хорошо обоснованную теорию психической энергии в своей книге ʼʼПсихика и жизньʼʼ. Он говорит, что в душевной жизни мы имеем дело с субъективными явлениями, причину коих составляет особая, скрытая энергия, которая, в то же время, обусловливает и материальные изменения в мозге, идущие параллельно психическим процессам. Происхождение этой энергии остается для Бехтерева неизвестным, и он допускает превращение физических энергий в психическую энергию. По Бехтереву, физические энергии участвуют в питании мозга и в тех энергиях, которые воздействуют извне на органы внешних чувств. И в том, и в другом случае превращение физических энергий в энергию нервных центров идет параллельно с субъективными процессами в нашем сознании в виде общих чувств, ощущений и представлений.

Бехтерев допускает и обратный процесс превращения латентной психической энергии в физико-химических процессах организма, к примеру, в мышечной работе, в теплоте и химических процессах в виде ʼʼнервного токаʼʼ. Это близко к точке зрения древних ятрософов, Гиппократа и Галена, когда говорит, что ʼʼлатентная внутренняя энергияʼʼ происходит из энергии окружающей природы и в организме сама превращается в другие энергии.

Неврастения – ʼʼнервная слабостьʼʼ. Вид невроза (астенический невроз), проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощением. К. Ясперс указывал следующие черты неврастении: ʼʼраздражительную слабостьʼʼ, описанную у старых авторов, чрезмерную чувствительность и возбудимость, мучительную чувствительность, ненормально легкую отзывчивость на всякое раздражение, с одной стороны, и ненормально быструю утомляемость и медленность восстановления, многочисленные неприятные ощущения и боли, чувство тяжести в голове, общую подавленность и разбитость, чувство слабости. Соматические расстройства при неврастении так явны, что Флери считает ее телœесной болезнью, главным признаком которой является утомляемость и слабость.

Неврастения является следствием перенапряжения, истощения нервной системы, переутомления.

Невроз навязчивых состояний (психастения). Проявляется в стойких тревожных мыслях, страхах, нерешительности. Внутренние фрустрационные кофликты и противоречия обуславливают возникновение психастении. Для психастенического симптомо-комплекса Ясперс считает характерным отсутствие общей сопротивляемости против переживаний. Исчезает уверенность в себе и решимость; сомнение и фобия (боязнь) делают деятельность невозможной. Психастеник избегает общества, проводит время в самонаблюдении и самоанализе, копаясь в своих ощущения и чувствах, которым здоровый человек не уделяет внимания. Возникает страх перед всякой деятельностью, выбором, решением и действием. Мечтательность увеличивает стремление к одиночеству.

Налицо отсутствие контроля ума, как и при неврастении, отсутствие желаний и стремлений, слабость или отсутствие воли и силы, гипобулия или абулия, имагинативность, то есть чрезмерная фантазия.

Истерия патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения.

Для истерии характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних выражений, таких как громкие крики, плач, мнимые обмороки, выразительные жесты по поводу незначительных, в действительности маловолнующих истерика событий. Типичные проявления истерии – стремление любым способом привлечь к себе внимание, театральность поведения, ʼʼигра в переживанияʼʼ.

Связь истерии с эмотивной жизнью сильнее, чем при неврастении, и ведет больных к эмотивному шоку. Эмотивный шок необходим для разрядки эмотивной насыщенности, интеллектуальной сфере наблюдается сужение поля сознания, поглощение сознания и психики в аффекте, легкая внушаемость и самовнушаемость. По Форелю, истерия есть диссоциативная слабость мозга, которая и обусловливает легкую внушаемость и самовнушаемость, соматические расстройства при истерии и в другой сфере.

В случае если это стремление выражается в словах и действиях, то обнаруживается театральная сущность субъекта͵ больной начинает играть роль. Постепенно он входит в свою роль, начинает верить в свое фальшивое Я, вкладывая в него другое, выдуманное содержание, и удивляется, что окружающие не находят в нем того, что он сам находит в себе. Отсюда и стремление к необыкновенному, фешенебельному, влечение к скандалу, шуму и различным крайностям в обыденной жизни. Ясперс говорит, что истерик чувствует себя несчастным, в случае если его не замечают, хотя бы только на время, не уделяют ему внимание.

В случае если у истерика нет ничего другого под рукою, то он пытается привлечь к себе хотя бы своей болезнью. Больные обманывают не только других, но и самих себя, теряя ощущение реальности и ставя фантазию на место действительности. Чем больше развивается истерическая театральность, тем меньше остается места для нормальных душевных движений.

Ценно признание истерии как состояние психизма. Все низшие формы оккультного психизма: медиумизм, тантрический транс и другие родственные истерии и появляются на истерической почве. Для истерии характерно понижение интеллектуальной сферы с повышением тимизма и эпитимизма (функций раздражительной и вожделœенной сферы). В духовной сфере характерны страсти тщеславия, самовлюбленность.

Ипохондрия состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями, к примеру, канцерофобия, кардиофобия и т. д. При ипохондрии человек переоценивает тяжесть менее серьезного заболевания или убежден, что он страдает тяжелым недугом. В соответствии со степенью выраженности проявлений – от мнительности, до бредовой убежденности выделяют такие виды ипохондри, как обессивная, депрессивная и бредовая. Ипохондрия наблюдается при астено-невротических состояниях, психастенической психопатии, акцентуации характера, шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Головные боли, сердцебиения, чувство давления и слабости в брюшной полости, колотье в спинœе и груди, шум в ушах, мерцание век вырастают в серьезные болезни, внушают страх и ужас. Хотя ипохондрик телœесно здоров, сам он считает себя больным. ʼʼМнимый больной есть по своей сущности действительно больнойʼʼ (К. Ясперс). Тяжелые случаи ипохондрии связаны с общим, философским пессимизмом. Ипохондрик видит всœе в черном свете и считает себя жертвой зла и несправедливости в мире. Различные ʼʼфобииʼʼ, психическим субстратом которых является чувство страха, дополняют картину ипохондрии.

Ипохондрия как симптом, а не отдельная болезнь, примыкает, с одной стороны, к неврастении, а с другой – к истерии. Кроме чувства страха для ипохондрии характерно ослабление жизненного тонуса.

Психозы глубокое расстройство психики, проявляющееся в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему.

Проявления психоза могут сопровождаться бредом, помрачением сознания, грубыми нарушениями памяти, мышления, изменениями эмоциональной сферы, бессмысленными и бесконтрольными поступками и пр.
Размещено на реф.рф
Психозы могут возникать вследствие первичного поражения головного мозга и вторичного его поражения в результате инфекций, отравлений, внутренних болезней, могут являться следствием конституциональной и наследственной предрасположенности. Развитие психоза возможно и после психической травмы.

Утверждение Павлова, что психозы суть лишь углубленные неврозы, справедливо. При неврозах налицо психические аномалии и потому иногда их называют психоневрозами. При психозах наблюдается более сильное снижение активности, сужение интеллектуального горизонта до минимума, фиксация привычных реакций, повышение аффективной раздражительности вплоть до мании. Вегетативные расстройства при них выражены еще сильнее. Легкими формами психозов считают шизотимию и циклотимию, соответствующие интровертированному и экстравертированному типу. Шизотимик груб, замкнут и угрюм, а циклотимик общителœен. В корне психозов лежит, по Хасковцу, повреждение центра сознания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ составляет часть мирового сознания. Дело не только в органических повреждениях или функциональном расстройстве высших центров, но и в психосоматических явлениях, аномалиях самого духа.

Аутизм крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружение в мир собственных переживаний. Термин введен щвейцарским психиатром Э. Блейлером. Он ввел его для обозначения психических нарушений, связанных со сниженными возможностями больного произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей, сосредоточенных вокруг ограниченных тем и желаний, проявляющихся в попытке избежать любых контактов, отсутствии потребностей в совместной предметной деятельности.

Термин ʼʼаутизмʼʼ в норме используется для обозначения индивидуальных особенностей человека, заключающихся в большей ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мыслей от аффективных тенденций, ориентация на внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий.

Аутизм есть та форма ментального расстройства, которая воспринимается как нарушение контакта с действительностью. Все неприятности, затруднения и несовершенства действительности компенсируются мечтательностью, то есть с помощью фантазии. Человек создает себе свой собственный мир, в котором всœе желания и стремления получают удовлетворение и осуществление.

Аутизм есть проявление своеобразной, патологической интроверсии.

Процесс дезинтеграции человека и раздвоение личности с особенной наглядностью выступает в феноменах раздвоения личности и деперсонализации, научно изученных и клинически проверенных.

Развитие учения о личности, о человеческом ʼʼЯʼʼ связано с появлением персоналистической психологии и философии, с отказом от атомистических, ассоциационистических и синтетических теорий ʼʼЯʼʼ в духе Локка, Юма, Гуссерля и большинства психологов XIX в., и в данном направлении современной психологии видное место занимают труды Т. К. Остеррайха и др.
Размещено на реф.рф
Речь идет о центрирующей роли ʼʼЯʼʼ в психических состояниях и деятельности. О ʼʼЯʼʼ, лежащем в базе психической жизни. Постоянным является тотальное чувство в виде ʼʼчувства жизниʼʼ и ʼʼчувства личностиʼʼ. Расстройства и торможения этих жизненных чувств лежат в базе жалоб на потерю себя, потерю своего ʼʼЯʼʼ, личности. Больные жалуются, что исчезает самосознание, они чувствуют себя автоматами, размывается чувство действительности. Отдельные элементы ʼʼЯʼʼ становятся автономными и это ведет, как бы к множественности ʼʼЯʼʼ. У больных появляется вторичная система личности, которая ведет жизнь против воли индивидуума. Больные говорят о спутанности, нереальности мира чувств и мира восприятий. Субъект теряет господство над значительной частью своих душевных состояний. Появляется новое ʼʼЯʼʼ, совершенно чуждое. Иногда возникает несколько новых ʼʼЯʼʼ. Появляется теория о первичном и вторичном ʼʼЯʼʼ или учение о множественности личности, о главном и дочернем ʼʼЯʼʼ, о дезинтеграции ʼʼЯʼʼ.

Патологические состояния отчужденности могут привести к полной деперсонализации. Субъект реагирует противоречиво. Возникают как бы два параллельных мыслительных ряда. Отмечается также раздвоение при психастении, истерии, медиумизме, парапсихических состояниях и шизофрении. Оно идет, или может идти параллельно с альтернированием – чередованием личности.

Для деперсонализации характерны ʼʼненастоящие чувстваʼʼ, т. е. идущие не из глубины ʼʼЯʼʼ. Неясный, смутный мир, недействительный и призрачный. Человек и вещи представляются как фантомы, как будто туман перед глазами. Мир представляется измененным, мертвым и пустым, теневидным. Есть аналогия с ʼʼбезындивидуальным состояниемʼʼ во время гипноза, точно на самом делœе осуществляется ʼʼпсихология без душиʼʼ.

Деперсонализация: 1) изменение самосознания для которого характерно ощущение потери своего ʼʼЯʼʼ и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношении к близким, работе и т. д.; 2) выраженная в большей или меньшей степени объективная утрата индивидом возможности быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, обнаружить способность быть личностью.

Деперсонализация возможна при психических заболеваниях и пограничных состояниях, в легкой форме она наблюдается у психически здоровых людей при эмоциональных перегрузках, соматических болезнях и т. д.

Пограничные состояния - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Пограничные состояния" 2017, 2018.

Пограничные состояния - обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Круг таких расстройств очень широк.

Выделяются пограничные состояния в узком смысле - это психогении без острых психотических расстройств (реактивные состояния, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. Такие состояния часто обратимы, после устранения провоцирующего фактора и нормализации психологического окружения все проявления проходят.

Пограничные состояния в широком, лечебно-практическом смысле - это медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении, мягкие формы циркулярного психоза (циклотимия), психосоматические расстройства, хронический алкоголизм (без выраженной деградации личности) и т. д., когда больные не обнаруживают глубоких изменений психики. В таких случаях консультация психотерапевта, психиатра необходима, для того чтобы не пропустить начала серьезного заболевания.

Пограничные состояния признаки

Пограничные состояния могут проявляться множеством симптомом и симптомокомплексов. Это могут быть:

  • повышенная раздражительность
  • астения, слабость
  • апатия
  • навязчивые состояния
  • вегетативные дисфункции

Пограничные состояния причины

Некоторое время назад в мире наблюдался значительный рост количества пограничных состояний, в то время как основные психические заболевания - шизофрения, эпилепсия, старческие психозы и прочие - на протяжении длительного времени находятся на стабильном уровне. Увеличение числа невротических, соматоформных расстройств (т.е. состояний, маскирующихся под различные заболевания других органов и систем), конечно, напрямую было связано с ситуацией, переживаемой страной в условиях экономического кризиса и политической нестабильности. Однако точные цифры этого роста назвать сложно, так как в последние годы люди нередко обращаются за помощью в различные негосударственные учреждения, прибегают к услугам «магов», «колдунов», в результате такие случаи в официальную статистику не попадают.

Кроме того, многие стараются «перебороть» болезненные проявления самостоятельно, чтобы не обращаться лишний раз за больничным листом в страхе потерять работу. Многие говорят о «невротизации» населения, даже на бытовом уровне, в магазинах, городском транспорте, каждый сталкивался с «неадекватными» реакциями в конфликтных ситуациях. Существует ли такая проблема с медицинской точки зрения?

Результаты проведенных исследований доказали, что ситуация в стране и обществе, погромы, забастовки, неудовлетворенность экономическим и социальным положением вызывают у многих тревогу, страх, подавленность, изменение характера, привычного поведения.

В этот период для подавляющего большинства населения возникают и становятся актуальными не только общие, социальные, но и порожденные ими личностные проблемы - например, страх за будущее детей, опасность призыва в армию и тому подобное. В этих случаях выявлено три основных защитных психологических механизма.

Во-первых, у людей старшего возраста - идеализация прошлой жизни с ее системой отношений, что помогает им уйти от проблем сегодняшнего дня; во-вторых - отрицание каких-либо жизненных ценностей и ориентиров, «пассивный дрейф» по жизни; в третьих - замещение реальных социально-психологических проблем чрезмерной заботой о своем здоровье, «уход в болезнь», повышенный интерес к магическому объяснению событий. Знание национальных традиций и культуры помогает предвидеть и вовремя купировать невротизацию общества, поскольку в ряду социальных факторов, вызывающих развитие социально-стрессовых расстройств, значительное место принадлежит «мотивации нации».

Зарубежными исследованиями было выявлено четыре типа таких мотиваций .

  1. К первой группе отнесены североамериканцы, австралийцы, британцы, «мотивированные на достижение». Для них характерно стремление к богатству, которое заставляет рационально и по возможности точно рассчитывать свои шаги, чтобы преуспеть.
  2. Во вторую группу входят граждане стран, ориентированные на «защитную мотивацию», ценящие «свой мирок», в который бы никто не вмешивался. К ним относятся жители Австрии, Бельгии, Италии, Греции, Японии и ряда других стран.
  3. Третья группа отличается «социальной мотивацией». Сюда относят Югославию, Испанию, Бразилию, Израиль, Турцию, Россию. Особенностью жизнедеятельности в этой группе является «уравнительный подход», люди, хотя и желают улучшения качества жизни, считают при этом, что «лучше ничего не менять, чтобы не стало хуже».
  4. К четвертой группе отнесены жители скандинавских стран, также социально мотивированные, но, в отличие от третьей группы, четко нацеленные на улучшение качества жизни.

Подводя итог, можно сказать, что в целом для пограничных состояний характерно наличие конкретных психосоциальных факторов, оказывающих доминирующее влияние на их формирование, и преходящее нарушение адаптивных возможностей и интегрированности личности. Люди, находящиеся в пограничных состояниях, нуждаются в специализированной психотерапевтической и социально-психологической помощи, которая осуществляется как медицинскими учреждениями, так и ориентированными на здоровых людей консультативными центрами, по «телефону доверия» и т. д. Задача родственников, коллег, друзей в случае клинических проявлений вовремя насторожиться и направить человека к психотерапевту.