Презентация на тему художественная гимнастика упражнения с мячом. Упражнения с предметами

Упражнения с предметами (мячами, обручами, скакалками, лен­тами, шарфами, булавами, вымпелами) характерны для занятий художественной гимнастикой.


Примерные упражнения с мячом (малым, средним, большим):

1. Броски мяча вверх, ловля одной и двумя руками; то же по­очередно.

2. Броски мяча вверх, ловля после удара о пол одной и двумя руками; то же в сочетании с ходьбой, бегом, приседом, приставны­ми, переменными шагами, шагом галопа вперед, назад.

3. Броски мяча по дуге кверху и книзу в лицевой плоскости, ловля другой рукой; то же в сочетании с выпадами вправо и влево, бегом, шагом галопа вправо, влево, шагом вальса влево и вправо.

4. Удары мяча о пол одной и двумя руками на различную вы­соту; то же в сочетании с ходьбой, бегом, шагом польки вперед, шагом галопа вперед, в сторону. .

5. Перекаты мяча по различным частям тела: руке, рукам, кис­ти, спине, ноге и т. д.; то же в сочетании с танцевальными шагами, несложными поворотами, равновесиями.

6. Круги мячом в различных плоскостях в сочетании с прыжка­ми, равновесиями, поворотами.

Примерные упражнения с обручем:

1. Махи обручем по дуге, по кругу и восьмеркой в различных плоскостях и направлениях; то же в сочетании с пружинными дви­жениями ногами; с приставными и переменными шагами; с шагом польки вперед, назад; с шагом вальса вперед, в сторону, назад; то же с поворотом на 360° (переступанием скрестно, в полуприседе).

2. Повороты обруча вправо и влево в различных плоскостях и направлениях одной и двумя руками; то же на полу из различных и. п.

3. Вращение обруча в лицевой плоскости влево и вправо; то же с передачей обруча в другую руку и продолжением вращения; то же с передачей обруча за спиной в другую руку и продолжением вращения; то же, вращая поочередно правой и левой рукой из раз­личных и. п., с передачей тяжести тела с одной ноги на другую; в сочетании с шагом польки вперед, назад, с шагом галопа вперед, назад, в сторону; с шагом вальса вперед, назад.

4. Вращение обруча в боковой плоскости вперед, назад; то же с передачей за спиной в другую руку, продолжая вращение, из раз­личных и. п., в наклоне назад, в равновесии, с шагом польки впе­рёд, назад, с шагом вальса вперед, назад.

5. Броски обруча одной рукой за спиной вертикально и гори­зонтально малым кругом кистью, средним кругом через плечо (од­ноименное, разноименное), ловля одной или двумя руками.

6. Прыжки в обруч и из него, качая обруч вперед и назад, вле­во и вправо одной и двумя руками; то же с перехватом из одной ру­ки в другую; то же с поворотом кругом.

7. Прыжок в обруч, накидывая его одной и двумя руками на себя.

8. Перекат обруча вперед, догнать его; то же с последующим прыжком в обруч; то же с поворотом на 360°.

Примерные упражнения со скакалкой:


1. Прыжки толчком одной на другую, вращая скакалку вперед, назад; то же с поворотом на 90°.

2. Прыжок толчком двумя с промежуточным прыжком, свобод­ную ногу вперед, в сторону или назад, вращая скакалку вперед, на­зад, в сторону.

3. Прыжки толчком двумя, вращая скакалку вперед, назад, в сторону.

4. Прыжки с одной ноги на другую с поворотом на 90, 180°, вра­щая скакалку вперед, назад.

5. Прыжок-скачок, вращая скакалку вперед.

6. Бег с прыжками через скакалку, вращая ее вперед, назад, в сторону.

7. Несколько прыжков с одной ноги на другую, вращая скакал­ку назад петлей.

8. Прыжки на двух, чередуя вращение скакалки вперед или на­зад и вращение скакалки вперед петлей и назад петлей.

9. Круги скакалкой в боковой плоскости с последующим прыж­ком на двух, вращая ее вперед или назад.

10. Сочетание переводов с прыжками через скакалку, махами,
поворотами.

Примерные упражнения с лентой:

1. Махи в различных плоскостях.

2. Круги в различных плоскостях.

3. Различные сочетания махов и кругов из разных и. п.; то же в сочетании с танцевальными шагами, прыжками, поворотами; то же с передачей из одной руки в другую, не прекращая движения.

4. Змейки вертикальные и горизонтальные, выполняемые по по­лу и по воздуху в различных плоскостях и из различных и. п.

5. Спирали вертикальные и горизонтальные, выполняемые по полу и воздуху в различных плоскостях и из различных и. п.

6. Восьмерки вертикальные и горизонтальные, выполняемые по полу и воздуху в различных плоскостях и из различных и. п.

7. Сочетание перечисленных элементов с бегом, несложными равновесиями, наклонами, поворотами, прыжками.

Примерные упражнения с шарфом:

1. Махи шарфом вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз в различных плоскостях и из различных и. п.

2. Круги шарфом в лицевой, боковой и горизонтальной плоско­стях и из различных и. п.; то же с перехватом в другую руку перед телом, над головой, под ногой и т. д.

3. Горизонтальная восьмерка шарфом в различных плоскостях и из различных и. п.

4. Броски шарфа над головой, перед телом, за телом.

5. Махи, круги, восьмерки шарфом, броски его в сочетании с бегом, танцевальными шагами, несложными равновесиями, накло­нами, поворотами, прыжками.



Примерные упражнения с вымпелами: 1. Махи одной и двумя руками в различных плоскостях и из различных и. п.

386 t


2. Круги большие, малые, средние одной и двумя руками, одно­временные, последовательные, поочередные в различных плоско­стях и из различных и. п.; то же в сочетании с бегом, приставными и переменными шагами, шагом польки, шагом галопа, шагом валь­са вперед.

3. Малые круги кверху, книзу, внутрь и наружу, перед рукой и за рукой, под ногой, за головой, перед телом и за телом в различ­ных плоскостях и из различных и. п.

4. Средние круги кверху, книзу, внутрь и наружу, перед рукой и за рукой, под ногой, за головой, перед телом и за телом в раз­личных плоскостях и из различных и. п.; то же в сочетании с при­ставными и переменными шагами; шагом вальса в сторону (впра­во, влево), со скрестными поворотами на 360°.

5. Различные сочетания больших, малых, средних кругов.

6. Мельница «двухтактная», «трехтактная».

Освоение этих упражнений начинают в I и продолжают во II, III и IV классах. Подготовительные и подводящие упражнения. Эта группа упражнений направлена на развитие силы, гибкости и приобретение специальных навыков и умений, необходимых для более быстрого освоения элементов акробатики учащимися млладших классов.

Выполнять их следует во вводной части, урока в разомкнутом строю, одновременно всем классом, добиваясь при этом широкой амплитуды наклонов, прогибаний, махов, а также четких группировок и отжиманий в упоре лежа.

Выполняя упражнения, подводящие к перекатам и кувыркам, занимающиеся должны получить четкое представление о позах «группировка» и «согнувшись» и о технике перекатов вперед и назад в этих позах.

Группировки

Группировка - положение с плотно согнутыми к груди ногами и наклоненной на грудь головой. Плотность группировки увеличивается за счет захвата кистями рук за середину голеней. В момент захвата колени следует развести так, чтобы подбородок оказался между ними.

Группировка сидя (рис. 1, а). И. п.- сед с опорой на руки. 1-2 - группировка; 3-4 - и. п. То же, но на каждый счет. То же, но из положения лежа на спине.

Группировка в приседе. И, п.- упор присев. 1-2 - группировка в приседе на носках; 3- 4 - упор присев. То же, но на каждый счет. То же, но из основной стойки (о, с.) приседая.

Группировка лежа на спине (рис. 1, б). И. п.- лежа на спине, руки вверху. 1-2 - группировка, поднимая согнутые ноги и таз; 3-4 - и. п. То же, но в более быстром и максимально быстром темпе.

Во всех перечисленных упражнениях вначале отрабатывают точность группировки, для чего ее выполняют с паузой в 1-2 сек., затем добиваются четкости и быстроты: движения делают быстрее и очень быстро, по 4-8 раз подряд. Темп движений учитель регулирует хлопком в ладони или свистком.

Перекаты в группировке

1.перекат назад из седа И.п. – сед, руки в стороны.1-2 - перекат назад, группируясь, до опоры затылком о пол; 3-4 - не останавливаясь, перекатом вперед и. п. То же, но из седа углом с опорой на руки сзади.

2. Перекат назад из упора присев. И. п.- упор присев. 1-2 - группируясь, перекат назад до опоры затылком о пол; 3-4 - не останавливаясь и сохраняя группировку, перекат вперед в и. п. То же, но из о. с. приседая и группируясь. То же, но после прыжка вверх выпрямившись.

3. Перекат назад до опоры ладонями у плеч (рис. 2). И. п.- упор присев. 1-2 - группируясь, перекат назад, в конце" переката опереться ладонями на пол у плеч; 3-4 - не останавливаясь и группируясь, перекат вперед в и. п. То же, но из о. с. То же, но после прыжка вверх.

4. Перекат вперед из стойки на лопатках. И. п.- стойка на лопатках с согнутыми ногами, с опорой руками под спину. 1-2- группируясь, перекатом вперед встать в упор присев; 3-4 - перекатом назад и. п. То же, но из стойки на лопатках с выпрямленными ногами.

Перекаты выполняют в спокойном темпе 3- 6 раз подряд. По мере освоения темп,- регулируемый педагогом, увеличивают.

Поза согнувшись

Поза согнувшись - положение тела с выпрямленными и приближенными к груди ногами, голова наклонена на грудь, ладони у носков ног. Сгибание можно увеличивать за счет захвата руками за голени сзади и притягивания туловища к ногам.

1. Поза согнувшись сидя. И. п.-- сед, руки в стороны. 1 -2 - наклон вперед, приближая грудь к ногам (рис. 3, а); 3-4

И. п. То: же, но увеличивая фиксацию до 3-6 сек. То же, но сгибаясь и разгибаясь в быстром темпе.

2. Поза согнувшись стоя. И. п.- о. с, руки в стороны. 1-2 - наклон вперед, приближая грудь к выпрямленным ногам (рис. 3, б); 3-4 - и. п. То же, но на каждый счет. То же, но увеличивая время фиксации наклона до 3-б сек.

3. Поза согнувшись лежа на спине. И. п лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять выпрямленные ноги и приблизить их к груди; 3-4 - и. п. То же, но в положении руки вверху.

Вначале, осваивая позу согнувшись, необходимо добиться полного разгибания ног с оттянутыми носками, затем - увеличения амплитуды наклона (желательно до касания грудью бедер) и более длительного времени фиксации позы. Далее сгибания выполняют более быстро сериями (пружинящие сгибания по нескольку раз в темпе).

Перекаты согнувшись

1. Перекат назад из седа. И. п.- сед, руки в стороны. 1 - наклон вперед, руки вниз; 2-3 - перекат назад на лопатки в положении согнувшись, руки на полу; 4 - перекатом вперед согнувшись (не сгибая ног) и п. То же, но из седа ноги врозь, соединяя ноги во время переката назад и разводя, возвратиться в и. п.

2. Перекат назад до опоры ладонями о пол у плеч. И. п. - сед, руки в стороны. 1 -наклон вперед, руки вперед; 2-3 - перекат назад согнувшись на лопатки, сгибая руки к плечам до опоры ладонями о пол; 4 - перекатом вперед согнувшись и. п. То же, но из седа каты в группировке. 1. Перекат назад из седа. И. п.- сед, руки в стороны. углом с опорой на руки сзади.

3. Перекат вперед из стойки на лопатках. И. п.- стойка на лопатках с опорой руками под спину. 1-2 - перекат вперед согнувшись (приближая ноги к груди и не сгибая их) в сед, переводя руки на пол; 3-4 - и. п. То же, но перекат согнувшись в сед углом с опорой на руки. То же, но перекат вперед согнувшись в сед ноги широко врозь с наклоном вперед.

Перекаты выполняют по 3-6 раз подряд в заданном учителем вначале медленном, затем слегка ускоренном темпе. Типичные ошибки: сгибание ног и их быстрое опускание на пол (с ударом пятками).

Основные упражнения

Расположены они в порядке нарастающей сложности. В указанной последовательности их следует и осваивать, включая в каждый урок 1-2 упражнения. Учащимся, быстро осваивающим изучаемые* упражнения, необходимо давать усложненные задания, состоящие из элементов, и соединений того же характера.

1. Перекаты вправо и влево выпрямившись. И. п.- лежа на животе, руки вверху. 1-"2 - перекат вправо на 180° на спину; 3-4 - перекатом влево и. п. То же, но влево. То же, но перекатываясь на 360°. Перекат выполнять без помощи рук, ноги не разводить и не сгибать.

2. Кувырок вперед. И. п.- упор присев, руки на ширине плеч, на расстоянии небольшого шага от ног. 1-2 - толчком ног кувырок вперед, наклоняя голову так, чтобы опереться на мат затылком и шеей (а не лопатками и спиной) и сразу же сгруппироваться, не отпуская рук, до полного завершения кувырка (рис. 4, а); 3;-4 - поворот кругом в и. п.

3. Кувырок вперед скрестный. То же, но во время группировки правая нога перед левой скрестно, с поворотом налево кругом после завершения кувырка. То же, но левая нога перед правой и поворот направо кругом.

4. Кувырок вперед из стойки ноги врозь. И. п.- широкая стойка ноги врозь, с опорой руками на мат на расстоянии шага от ног. 1-2 - слегка толкаясь ногами, кувырок вперед группируясь; 3 - прыжком поворот кругом; 4 - прыжком и. п. То же, но опираясь на одну руку. То же, но без опоры на руки - развести ноги пошире, руки в стороны и, медленно наклоняясь вперед и наклоняя голову на грудь, начать кувырок касанием мата затылком и шеей, затем быстро сгруппироваться, сгибая и соединяя ноги.

5. Кувырок назад на колени. И. п.- сед, руки в" стороны. 1-2 - наклон вперед, руки вперед; 3-4 - кувырок назад на колени (рис. 4, б). Первая часть кувырка аналогична перекату назад согнувшись с опорой на ладони у плеч, далее ноги опускаются на пол за головой, а руки разгибаются, поднимая тело в горизонтальное положение; 5-6 - держать; 7-8 -- кувырком вперед с прямыми ногами и. п. То же, но из упора присев. То же, но из о. с., приседая.

6.- упор присев. 1 - группировка; 2 - кувырок назад (см. рис. 4, а справа налево); 3-4 - два шага вперед в и. п. Легкость выполнения кувырка назад в упор присев во многом зависит от скорости начала переката и плотности группировки; далее, во второй части, важно хорошо опереться ладонями на мат, поставив их ближе к плечам, и не разгибать ноги; в третьей, завершающей части необходимо быстро разогнуть руки и поднять туловище в положение упора присев. То же, но из о. с. приседая. Тоже, но после прыжка вверх выпрямившись. То же, но после прыжка вверх с поворотом на 180°.

7. Кувырок вперед из упора стоя на коленях. И, п.- упор стоя на коленях. 1-2 - небольшое движение назад в сед на пятки; 3-4 - не останавливаясь, толчком ног движение вперед на руки и, наклоняя голову, кувырок вперед в группировке; 5-6 - поворот кругом в и. п. Те же, но скрестный кувырок вперед. То же, но кувырок вперед на одну ногу. То же, но кувырок вперед с выпрямленными ногами в сед.

8. Кувырок назад, в упор стоя на колене. И. п.- сед, руки в стороны. 1 -2 - наклон вперед, руки вперед; 3-4 - перекат назад, согнувшись до опоры руками на мат, затем, приближая ноги к полу, продолжая вращение назад, встать на колено правой ноги, приподнимая левую назад, разгибая руки и слегка прогибаясь (рис. 5, 1-3); 5-6 - держать; 7-8 - кувырком вперед согнувшись и. п. То же, но на колено левой ноги. То же, но из упора присев. То же, но из о. с

9. Кувырок вперед шагом вперед.* И. п.- о. с. 1-2 - широкий шаг вперед в положение выпада с опорой на руки (руки на расстоянии шага от ноги); 3-4 - кувырок вперед в группировке; 5-6-.прыжком поворот кругом; 7-8 - о. с. То же, но с другой ногой. То же, но кувырок на одну ногу, вставая с шагом вперед. То же, но с опорой на одну руку. То же, но без опоры на руки - в этом варианте руки следует держать в стороны и в первых попытках слег? ка касаться мата тыльной стороной кисти. Голова наклоняется на грудь так, чтобы опереться на мат затылком и шеей (а не лопатками и спиной), далее выполняется группировка.

10. Кувырок назад в полушпагат. Выполнение аналогично кувырку назад в упор стоя на колене (упр. 8, рис. 5), далее занимающийся перемещает массу тела назад в сед на пятку одной ноги, отводя другую назад и выпрямляясь в положение полушпагат (рис. 5, 4). То же, но на другую ногу. То же, но из упора присев. То же, но из о. с. приседая.

11. Перекаты прогнувшись в упоре лежа. И. п.- упор лежа прогнувшись. 1-2 - перекат вперед прогнувшись с бедер на живот и грудь, сгибая руки и поднимая выпрямленные ноги в положение, близкое к стойке на груди (рис. 6);! 3-4 - перекатом назад прогнувшись и. п.

12. Перекат назад согнувшись. И. п. - о. с. 1-2 - наклоняясь вперед и отводя руки вниз-назад, опуститься в сед согнувшись, не сгибая ног и смягчая руками падение на мат; 3- 4 - не останавливаясь и сохраняя согнутое положение, перекатиться на лопатки, руки остаются на полу вдоль туловища (рис. 7). То же, но в стойку на лопатках.

Во всех упражнениях обращать особое внимание на страховку и самостраховку.

Презентация на тему: «Художественная гимнастика: упражнения с мячом» . Выполнила студентка 2 «Б» группы, Довжик Дарья.

Художественная гимнастика - вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

Из истории художественной гимнастики. Термин «художественная гимнастика» родился в открывшейся в 1934 году «Высшей школе художественного движения» Ленинградского государственного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20 -30 годы: Петроградского института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды Вербовой (1923 г.), студии художественного движения Елены Горловой (1923 г.), пластического отделения студии «Темас» Александры Семеновой. Найпак (1927 г.) и многих других. В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. Первой чемпионкой города на Неве стала Юлия Шишкарева. Спустя 7 лет здесь же, в нашей северной столице стартует первый чемпионат России. Первой примадонной российской гимнастики стала москвичка Людмила Зотова. Начиная с 1948 года ежегодно проводятся чемпионаты России, и определяется первая леди отечественной художественной гимнастики. 1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр.

Правила соревнований. Гимнастки выполняют упражнения со скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой на ковре размером 13 x 13 метров под музыкальное сопровождение, время которого не должно превышать полторы минуты. Во время упражнения гимнастка обязана двигаться в такт музыке и не выходить за пределы ковра. Существует два вида упражнений – индивидуальные (личные) и групповые. В индивидуальном многоборье на международном уровне гимнастка выступает на ковре одна по четырём видам программы из пяти существующих. Поэтому каждые два года один предмет выпадает из списка программы. В групповых упражнениях на ковре выступают пять гимнасток одновременно и одна гимнастка является запасной. Обычно по олимпийской программе нужно выполнить два упражнения. В групповом упражнении гимнастки обязаны выполнять не только технические элементы, как в индивидуальном многоборье, но и переброски предметов, а также элементы сложной акробатики. Поэтому упражнение смотрится очень интересным и динамичным.

Упражнения с предметами составляют основное содержание соревновательных программ по художественной гимнастике. Применяемые в художественной гимнастике предметы отличаются по форме структуре и размерам: Скакалка - это пеньковая веревка удобной для гимнастки длины с поперечным диаметром 0, 5– 1, 0 см с узелками на концах или без них. Цвет по выбору, но должен быть видимым. Обруч - это предмет в форме круга, внутренним диаметром 80– 90 см, толщиной (поперечным диаметром) 0, 8– 1, 5 см, весом минимум 300 грамм, сделанный из пластмассы. Цвет по выбору. Мяч - это резиновый шар, диаметром 18– 20 см, весом минимум 400 грамм. Цвет по выбору. Лента - это конструкция из палочки-трости длиной 50– 60 см, диаметром 1 см, подвижного крепления - карабинчика и полоски ткани длиной 6 м + подгиб 1 м и шириной 4– 6 см, весом минимум 35 грамм (без палочки). Цвет по выбору. Булавы - это два предмета, состоящие из бочкообразного тела, сужающейся шейки и шарообразной головки. Диаметр головки до 3 см, длина булавы 40– 50 см, вес каждой булавы минимум 150 грамм. Цвет по выбору.

Система оценок Выступление гимнасток оценивают три бригады судей: Трудность (D) оценивают две подгруппы судей - D 1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D 2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D 1 и D 2: (D 1+D 2)/2. Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи; Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они применяют сбавки за ошибки; На любых соревнованиях обязательно работает судьякоординатор, следящий за формальной стороной выступления (например, количество предметов на площадке, выходы за площадку и т. д.). Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D 1+D 2)/2+A+E

МТО на примере упражнения «Перекат мяча по предплечью и груди с последующим сбрасыванием на пол» Для упражнений с мячом используется резиновый мяч средней величины (диаметр 15- 20 см). Броски, отбивы и перекаты мяча могут выполняться одной гимнасткой и двумя (переброски и перекаты -с партнером). В исходных положениях мяч может лежать на ладони (рис. 68), можно поддерживать его пальцами с боков, и тогда ладони не касаются мяча, и, наконец, он может лежать на тыльной стороне кисти. В последнем случае пальцы предельно вытянуты. Руки при бросках и ловле мяча следует освободить от излишнего напряжения. Бросок выполнять с предварительным замахом. Ловлю мяча, особенно после высоких бросков, необходимо амортизировать, продолжив движение руки вниз. В противном случае мяч будет отскакивать от ладони. Захватывать мяч пальцами нельзя. Броски и ловля мяча обеими руками. В качестве подготовительного упражнения сначала следует освоить без мяча предварительные и сопровождающие движения руками. 1. И. п. - руки в стороны. Раскачивание руками дугами к низу-вверх и дугами книзу – в стороны, слегка пружиня ногами.

Техника выполнения. Перекат мяча по руке, с руки на грудь или из одной руки через грудь в другую, по спине должен быть ровным и плавным. Добиться этого можно только многократными повторениями этих упражнений на уроке и дома. Подводящие упражнения: 1. И. п. -о. с, руки вперед, мяч на ладонях. Поднимая руки вперед-вверх, перекатить мяч на грудь, прогнуться, затем, опуская руки вперед-вниз, перекатить обратно на ладони. 2. И. п. - о. с, руки вперед ладонями вниз, мяч на тыльной стороне ладоней. Приподнимая и опуская руки, прокатывать мяч по рукам на грудь и обратно на ладони (рис. 72). 3. То же, перекатывая мяч на грудь (на легком беге вперед) и обратно на кисти (на беге назад). 4. И. п. - руки вперед ладонями кверху, мяч на правой ладони. 1. Слегка поднимая правую руку, перекатить мяч на грудь. 2. Левой рукой задержать мяч на груди, положив ладонь на мяч сверху. 3- 4. Повернув левую кисть наружу, принять мяч на ладонь, выпрямляя руку в и. п. Повторить перекат на левой руке. 5. И. п. -руки в стороны, мяч на правой ладони. 1. Слегка поднимая руку, перекатить мяч на грудь. 2. Сгибая левую руку, задержать мяч на груди. То же левой рукой. Программное упражнение. 6. П п. -о. е. , правая рука в сторону, мяч на ладони. 1. Небольшой выпад левой влево, слегка приподнимая правую руку, покатить мяч по руке на грудь. 2. Слегка наклоняясь влево, уронить мяч с левого плеча на пол. 3. Поймать мяч левой рукой снизу после отскока его от пола. 4. Приставляя правую, принять и. п. , левая рука с мячом в сторону. Во время переката мяча с руки на грудь туловище слегка отклонить назад и, прогибаясь в груди, повернуть голову налево.

Вывод. В художественной гимнастике упражнения с мячом считаются, одними из основных и самых главных. Они развивают гибкость и ловкость у спортсменок, что очень важно. Обычно хорошими данными для художественной гимнастики считается врождённая гибкость, растяжка, высокий толчёк, стройная фигура, хорошая координация движений. Но даже если гимнастка не обладает всеми этими качествами, почти всего можно добиться путём тяжёлых тренировок, находясь в руках у хорошего тренера.

В художественной гимнастике широко применяются упражнения с различными предметами: малым и средним мячом, скакалкой, обручем, лентой, вымпелом, шарфом . Они способствуют развитию тонкого мышечного чувства, глазомера, приучают к точности в движениях, совершенствуют их координацию. Кроме того, они позволяют создавать красивые, интересные рисунки движений.

Все упражнения с предметами в художественной гимнастике основаны на движениях без предмета. Поэтому переходить к ним следует после систематических тренировок по выполнению упражнений без предметов. В каждую тренировку включайте один предмет. Начните с малого (теннисного) мяча.

Упражнения с мячом

Упражнение № 1

Положите мяч на ладонь правой руки, а левую поднимите в сторону. Слегка приседая и опуская голову на грудь, бросьте мяч вверх. Заканчивая бросок, выпрямите корпус, поднимите голову и смотрите на мяч. (Рис. 1 а, б)

Теперь поймайте мяч правой рукой, так же слегка приседая и наклоняя голову. В момент касания мячом руки, она продолжает опускаться, тем самым пассируя (смягчая) удар мяча о ладонь. (Рис. 1 в, г)

Упражнение № 2

Повторите бросок вверх левой рукой, соблюдая те же требования. Сделайте по 4-6 бросков каждой рукой.

Упражнение № 3

Бросьте мяч правой рукой и поймайте его левой (4-6 раз).

Упражнение № 4

В момент, когда мяч будет вверху, сделайте хлопок руками над головой, за спиной.

Упражнение № 5

Бросьте мяч повыше и, когда он будет вверху, сделайте поворот на месте, переступая на носках. Руки вытяните в стороны. (Рис. 2)

Повторите броски другой рукой с поворотом в противоположную сторону 2-4 раза.

Упражнение № 6

Держите мяч пальцами сверху. Слегка приседая и округляя спину, ударьте мячом о пол. (Рис. 3 а)

После отскока подхватите мяч на ладонь и, не останавливая его движения, подбейте слегка вверх. Сделайте то же другой рукой. Повторите движения 4-6 раз.

Упражнение № 7

Сделайте шаг левой ногой, сгибая вперед правую, и одновременно бросьте мяч вверх левой рукой. (Рис. 4).

Поймав мяч, сделайте шаг другой ногой и бросьте мяч правой рукой. Повторите 6-8 раз. Теперь усложните бросок, делая его не на шаге, а на подскоке на опорной ноге (8-10-12 раз).

Упражнение № 8

Бросьте мяч правой рукой под левую, вытянув ее вперед (рис. 5 а), и поймайте ладонью левой. Затем, не задерживая мяча, бросьте его левой рукой под правую (рис. 5 б) и поймайте правой. Бросайте мяч непрерывно каждой рукой по 4-6 раз и при этом смотрите на мяч.

Упражнение № 9

Бросьте мяч правой рукой под согнутую в колене левую ногу (рис. 6 а) и поймайте его левой рукой. Не задерживая мяча, бросьте его под правую ногу. (Рис. 6 б). Броски надо делать по 2-4 раза под каждую ногу.

Упражнение № 10

Сделайте броски на «скачке», т. е. во время броска под согнутую ногу другая нога должна оттолкнуться от пола. Во время «скачков» продвигайтесь вперед или назад. (Рис. 7). Повторите все 2-4-6-8 раз.

Упражнение № 11

Соедините в одно непрерывное упражнение броски под руку (рис. 5 а, б) с бросками под согнутую ногу (Рис. 6 а, б)

Упражнение № 12

Держа мяч правой рукой, ведите ее вниз и назад, одновременно сгибая в локте, а потом в лучезапястном суставе. Затем бросьте мяч по дуге вверх над правым плечом (рис. 8 а, б) и поймайте правой рукой.

Этот бросок называется «выкрутом». Повторите его левой рукой. Сделайте по 4-6 бросков одной и другой, рукой. Это движение можно выполнять, танцуя «Польку».

Упражнение № 13

Вытяните руки в стороны, ноги поставьте врозь. Мяч держите в правой руке. Затем, слегка приседая на правой ноге и наклоняя корпус вправо, бросьте мяч «выкрутом» за спиной с таким расчетом, чтобы он не коснулся спины и пролетел по дуге сзади в левую руку (Рис. 9 а, б)

Поймав мяч левой рукой, не задерживайте его, а перебросьте «выкрутом» за спиной в правую руку. Повторите это 4-6 раз.

Примечание:

Когда эти основные движения с мячом будут отработаны, можно их соединять между собой по своему усмотрению в короткие упражнения и делать их группой, стоя в кругу или продвигаясь под музыку танцевальными шагами «Польки» или «Галопа».

От малого теннисного мяча переходите к среднему. Это обыкновенный резиновый мяч, диаметром 15-16 сантиметров. Делать упражнения с ним труднее, поэтому вначале следует научиться хорошо владеть малым мячом.

Упражнения со скакалкой

Освоив мяч, можно переходить к упражнениям со скакалкой в художественной гимнастике . Продается она в спортивных магазинах. Чтобы выбрать скакалку по своему росту, встаньте обеими ногами на середину шнура, а ручки подтяните к плечам. (Рис. 10). Скакалку можно сделать и самим: проденьте через деревянные ручки пеньковую веревку, плотный шнур или резиновую трубку.


Упражнение № 14

Вращая скакалку вперед, делайте подскоки, выпрямляя поочередно то одну, то другую ногу (Рис. 11). Корпус держите прямо, носки оттягивайте. Вращайте скакалку при участии только лучезапястных суставов. Сделайте 8-12 движений.

Упражнение № 15

Повторите предыдущее упражнение, вращая скакалку назад (Рис. 12).

Упражнение № 16

Делайте подскоки на одной ноге, согнув другую вперед (4 раза). Не останавливая вращения скакалки вперед, повторите подскоки на другой ноге (Рис. 13)

Выполните это же движение, вращая скакалку назад.

Упражнение № 17

Вращайте скакалку вперед один раз просто, а другой раз - скрещивая руки. Подскоки делайте одновременно, отталкиваясь двумя ногами. (Рис. 14 а, б). Сделайте непрерывно 8-12-16 подскоков. Затем повторите то же самое, вращая скакалку назад.

Примечание: Сделав два-три упражнения со скакалкой, отдохните, но не стойте на месте, не садитесь, а пройдите несколько шагов, глубоко дыша.

Упражнение № 18

Сложите скакалку вдвое и обе ее ручки возьмите в правую руку. Наклонитесь вперед и вращайте скакалку правой рукой под ногами, перепрыгивая через нее то одной, то другой ногой (Рис. 15).

Сделайте это 6-8 раз, отдохните и повторите упражнение, вращая скакалку левой рукой.

Упражнение № 19

Отталкиваясь обеими ногами, сделайте энергичный подскок вверх так, чтобы в это время скакалка дважды прокрутилась под ногами. Это будет двойное вращение. Повторите его 2-4-6 раз.

Примечание: Отдельные упражнения со скакалкой можно по-разному сочетать. Их хорошо выполнять под русские плясовые мелодии.

Упражнения с лентой

Упражнения с лентой в художественной гимнастике можно делать в большой комнате, в зале и на воздухе. Длина ленты 5 метров, ширина 3-5 сантиметров. Один конец ее прикрепите к палочке при помощи кольца. Длина палочки 65-70 см (Рис. 16 вверху)

Упражнение № 20

Встаньте на носки, возьмите палочку с лентой в правую руку и делайте ею энергичный взмах влево по большой дуге, а затем, не останавливая движения, возвращайте таким же взмахом вправо. Ноги при этом слегка сгибаются в коленях. (Рис. 17) Повторите это 4-6 раз.

Можно делать не дуги, а круги, вращая ленту несколько раз перед собой. Или делать круги над головой, стоя на одной ноге. (Рис. 18). Во время вращений можно продвигаться шагами, прыжками.

Круги можно делать и в боковой плоскости (Рис. 19), стоя на одной ноге или продвигаясь танцевальными шагами.

Упражнение № 21

Стоя чуть наклонившись на двух или на одной ноге, делайте короткие ритмичные движения лентой взерх-вниз. (Рис. 20). При этом движении лента будет извиваться «змейкой». Эту «змейку» можно делать и с поворотом на месте (Рис. 21), но в этом случае лента не должна касаться пола.


Упражнение № 22

Вращая ленту непрерывными кругами в лицевой пл¬скости, можно прыгать через нее, как бы перешагивая сначала одной, а потом другой ногой. (Рис. 22)

Упражнение № 23

Бег с лентой, во время которого лента извивается «змейкой» в воздухе. (Рис. 23)


Соедините движения по дуге и по кругу со «змейкой», бегом, прыжками и поворотом. Получится красивое упражнение.

Упражнения с шарфом

Для упражнения с шарфом достаньте кусок шелковой, очень легкой материи, длиной 2 м и шириной 80-90 см. Для этой цели подойдет газовый шарф. С ним можно делать многие движения, описанные в упражнениях с лентой, например дуги и круги в лицевой (рис. 24 вверху) и боковой (рис. 25) плоскостях. Шарф надо держать одной рукой за узкий край.

Взмахивать шарфом, держа его за широкий край.

Стремительно бежать с шарфом, поднятым над головой (Рис. 26 выше)

Делать прыжки, держа шарф двумя руками за широкий (рис. 27) или за узкий (рис. 28) края.

Наклоняться назад (рис. 29)

Стоять на одной ноге, удерживая равновесие. (Рис. 30)


Примечание: Отдельные движения с шарфом также можно соединять в короткие упражнения, выполняя их под музыку.

Несколько методических указаний к упражнениям с предметами

Начиная с первого упражнения следите за тем, чтобы все тело участвовало в движении. Так, при подбрасывании мяча вверх движения должны выполняться «волной». Свободная рука должна оставаться в одном и том же положении, если она не принимает активного участия в движении.

В момент ловли мяча в большинстве случаев необходимо смягчать его удар, как указано в упражнении № 1 (рис. 1 в, г). В пассировке падающего мяча принимает участие все тело: корпус, ноги, руки. Происходит как бы «круглое» полуприседание. Вообще во всех упражнениях с предметами в художественной гимнастике необходимо активное участие всего тела.

Каждое упражнение следует повторять, делая его правой и левой рукой. Соединяйте предыдущее упражнение с последующим, чтобы получать новые короткие «связки».

Осторожнее занимайтесь со скакалкой. Не перегружайте организм прыжками!

Чередуйте движения с отдыхом, постепенно увеличивая число прыжков.

Непременное условие для всех упражнений - правильное дыхание. Его нельзя задерживать. Дышите всегда глубоко и ритмично. Помните и об осанке.

После тренировки не забудьте сделать заключительные успокаивающие упражнения.

Сочиняйте сами короткие упражнения с отдельными предметами. Исполняйте их целой группой.

По материалам журнала…

Перекаты являются характерными упражнениями с мячом и бывают очень разными по трудности исполнения. Самые простые варианты - перекаты мяча по полу. Покатить мяч можно одной или двумя руками, ногой т. д. Мяч должен катиться ровно, без остановки и подпрыгиваний. Способы ловли мяча различны: на ладони (ладонь), на тыльные стороны кистей (кисти), обратным хватом, хватом сбоку или сверху. При этом преподаватель должен следить, чтобы ловля получалась без остановки и со слитным переходом к последующему движению.

Более сложным является перекатывание мяча между рук, кистью по другой руке и руками по другим частям тела. Эти перекаты подготавливают занимающихся к выполнению перекатов по различным частям своего тела приучают их чувствовать нужный тонус мышц и следить за точностью движения мяча.

Перекаты по какой-то части тела, наиболее сложные варианты перекатов, требуют от гимнастки умения активно сопровождать движения мяча. Слитность переката зависит здесь от последовательности и плавности сгибания и разгибания позвоночника, от слитности и непрерывности протекания импульса движения по рукам. Эти перекаты следует закончить ловлей мяча, уронить его на пол и поймать после отбивания или бросить вверх в конце переката.

Примерные упражнения

1. Полуприсед на правой ноге, левую сзади на носок,! мяч справа на полу: перекат мяча вперед (влево), бег за ним, поймать двумя или одной рукой (пальцы положить между полом и мячом) на ладони, на тыльные стороны кистей, обратным хватом и т. д. То же, но бег вокруг мяча до ловли. То же, но прыжок через мяч.

2. Сед, согнув ноги, мяч справа на полу, правую руку 1 на мяч (подальше от туловища гимнастки): перекат мяча за спиной влево, остановить левой рукой. То же, но с поворотом кругом, опираясь на руки.

3. Стойка на левом колене, мяч справа на полу: вращение мяча на полу, встать на правую ногу и с поворотом кругом в и. п.

4. Мяч вперед между кистями, локти слегка согнуты: вращение мяча от себя кверху и обратно в и. п. То же, но вращать мяч к себе. То же, приседая и вставая на носки.

5. Мяч вперед между ладонями, руки скрестно, правую сверху: с приставным шагом вправо катить мяч между кистями вправо, левую руку сверху. То же, в другую сторону. То же, на танцевальных шагах.

6. Мяч вперед между ладонями, правую сверху: шагом назад покатить мяч правой кистью по левой руке и обратно в и. п.

7. Круглый полуприсед, мяч на правое плечо: перекат мяча по спине, поймать после удара об пол двумя или одной рукой. То же, но поймать снизу за спиной.

8. Левую руку в сторону, прогнуться, мяч у правого плеча: перекат мяча через грудь и левую руку на ладонь. То же, на выпаде.

9. Мяч в правой руке: небольшим броском мяч на тыльную сторону кисти и перекатить по руке и через плечо, поворот кругом, поймать мяч после удара об пол. То же, но поймать левой рукой за спиной.

10. Обратным хватом правой рукой мяч вперед: перекат мяча по кисти влево (поворот рук вправо), поймать на ладонь. То же, в обратном направлении. То же, справа и слева - поворот руки назад и вперед.

На нашем сайте также есть и примеры других упражнений с мячом: