Дальнозоркость у годовалых детей – норма или патология? Зрение у детей: выявление проблем, устранение нарушений.

Основная из них - это наследственность. Если у мамы или папы есть проблемы со зрением, например, кто-то из родителей страдает близорукостью, то вероятность того, что у малыша будет такая же проблема очень высока. Между тем - это только вероятность, а не приговор. Задача родителей уделить максимум внимания этому аспекту, регулярно отводить малыша на осмотры и проводить профилактические меры.

Причины отклонений зрения бывают:

  • врожденными, то есть те, которые появились еще в период беременности матери;
  • приобретенные, образовавшиеся под воздействием какого-либо внешнего фактора.

На развитие зрения у малышей могут оказать влияние заболевания зрительного аппарата либо системные недуги. Отклонения в работе сердечно-сосудистой, эндокринной системы, почек, легких, ЛОР-органов, детские инфекционные заболевания могут спровоцировать нарушения зрения.

Когда проводится первый осмотр

У только что родившегося малыша зрительная система еще не сформирована, ее становление происходит на протяжении нескольких лет. В норме зрение у такого ребенка в два раза хуже, чем у взрослого человека. Как правило, исследование глаз у малыша выполняется впервые, когда ему исполнилось 3 месяца. Во время приема специалист:

  • проводит наружный осмотр зрительной системы;
  • устанавливает, может ли ребенок фиксировать взгляд на статичном предмете и отслеживать движущийся;
  • проводит скиаскопию - определяет рефракцию глаза;
  • определяет состояние глазного дна.

Возрастной нормой считается незначительное периодическое косоглазие. При этом малыш должен хорошо удерживать взор, отслеживать предметы. Подвижность глаз должна быть полной и одинаковой для обеих глазных яблок во всех направлениях.

Для определения остроты детского зрения выполняется скиаскопия. Офтальмолог направляет в глаз ребенка луч света и наблюдается за характером перемещения тени в зрачке. Врач поочередно подносит к глазу линзы и устанавливает, при какой тень перестает перемещаться. После проведения вычислений, устанавливает диагноз. Для получения уточненных результатов на протяжении 5 суток до обследования малышу проводят атропиновую терапию, капают капли в глазки.

Норма остроты зрения у детей в 3 месяца составляет +3,0 - +3,5 диоптрии, то есть дальнозоркость присуща практически всем здоровым малышам. Это объясняется небольшим размером глазного яблока. С возрастом он увеличивается и зрение ребенка нормализуется.

Офтальмоскопия проводится с целью осмотра глазного дна, также оценивается прозрачность хрусталика и других составляющих оптической системы глаза. Глазное дно у малыша и взрослого существенно отличается. У маленьких детей сетчатка бледно-розовая, диск нерва имеет сероватый оттенок и немного стушеванные контуры.

Первичный осмотр при выявлении патологий

Определить остроту зрения у новорожденных окулисты пытаются редко, в норме она составляет 0,1, но исследовать зрительную систему офтальмолог может непосредственно в роддоме.


Такая диагностика проводится деткам, которые родились с массой тела до 2 кг. По решению врача полный осмотр выполняется в месяц. Это касается малышей с отклонениями:

  • травмами, полученными во время прохождения по родовым путям;
  • асфиксией;
  • родившихся раньше срока;
  • постоянным слезотечением.

Важным показателем в этот период является способность фиксировать взгляд. Месячному малышу демонстрируют яркий предмет, он должен задержать на нем взгляд на несколько секунд.

Диагностика в полгода и год

После трех месяцев зрение малыша становится лучше, он уже может удерживать взгляд на игрушке и брать ее в руки. Родителей должны насторожить такие моменты:

  • частая краснота глазных яблок;
  • выделения;
  • устойчивое косоглазие;
  • ритмичные колебания глаз.

При появлении одного из этих симптомов не следует дожидаться плановой проверки, покажите малыша офтальмологу как можно быстрее.

Проверка остроты зрения у ребенка в полгода выполняется в такой же последовательности, как и у трехмесячного. Степень дальнозоркости может незначительно снизиться либо остаться на том же уровне. Результаты исследований обязательно сравнивают с предыдущими. Косоглазия в этом возрасте быть не должно. Сетчатка становится розового оттенка, а диск зрительного нерва – бледно-розовым, имеет точные контуры.

В год ребенок с нормальной остротой зрения хорошо различает предметы, воспринимает мимику окружающих, однако стоит учитывать, что зрение в этот период еще отличается от взрослого. На приеме у офтальмолога проводится визиометрия, скиаскопия либо авторефрактометрия, позволяющая уточнить степень рефракции.

Дальнозоркость должна уменьшиться по сравнению с показателями, которые были получены в полгода, и варьироваться в пределах от +2,5 до +3,0 диоптрий. Проверка остроты зрения у ребенка затем выполняется по достижении им двухлетнего возраста, при оформлении в детское дошкольное заведение (в основном это 3 года), в 4 годика, а также перед поступлением в школу. В норме зрительных нарушений в этот период быть не должно. Во время учебы осмотры выполняют ежегодно.

Осмотр малышей после трех лет


На приеме офтальмолог производит визуальный осмотр глаз малыша. При изучении глазного яблока оценивает его величину, форму, способность синхронно двигаться. Некоторые патологии специалист может определить сразу, к примеру, косоглазие, инфекционно-воспалительные процессы.

Таблица Орловой для проверки зоркости применяется для детей, достигших трехлетнего возраста. На этом плакате вместо букв располагаются картинки, уменьшающиеся сверху-вниз. Ребенка усаживают на расстоянии 5 метров. Тестирование выполняют в основном без применения коррекционных линз. Если же малыш с нарушениями зрения, то диагноз уточняется с помощью скиаскопии либо авторефрактометрии.

Также в этом возрасте проводится:

  • биомикроскопия - оценивается состояние прозрачности составляющих оптической системы глаза;
  • офтальмоскопия - исследуется глазное дно;
  • периметрия - диагностика, связанная с остротой периферического зрения.

Нормы зрения в детском возрасте

Возраст ребенка - основной критерий, по которому определяется в норме зрительный аппарат или нет. Нормой в детском возрасте считается острота:

  • 2 годика - 0,4 - 0,7;
  • 3 годика - 0,6 - 0,9;
  • 4 годика - 0,7 - 1,0;
  • 5 лет - 0,8 - 1,0;
  • 6 лет и в более старшем возрасте - 0,9 - 1,0.

Наиболее быстрое увеличение глазного яблока происходит в возрасте до 3 лет, затем он замедляется, поэтому чем старше ребенок, тем меньше степень дальнозоркости. Ее снижения всегда должно происходить адекватно возрасту. В тех случаях, когда запас дальнозоркости уменьшается стремительно, возрастает риск возникновения близорукости; если же глаза новорожденного имеют большой запас и не растрачивают его со временем, возможно появление патологической дальнозоркости.

Дети с нарушениями остроты зрения должны проходить обследование не реже, чем раз в 6 месяцев, диспансерное наблюдение позволяет своевременно выявить осложнения и провести адекватную терапию.

Возможные нарушения

Самыми частыми отклонениями зрения у малышей являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Оптическая система глаза состоит из нескольких линз. Свет, проходя сквозь них, преломляется и фокусируется на сетчатке. В случае, если точка соединения лучей располагается перед ней, то у малыша возникает близорукость, если за ней, то дальнозоркость. В каждом из этих случаев следует отслеживать остроту возрастных изменений у детей и своевременно корректировать.

Подобные патологии могут стать причиной развития амблиопии или ленивого глаза. При этом заболевании импульсы не поступают в головной мозг, и картинка не формируется, поэтому даже если ребенок будет в очках, он все равно не сможет видеть.

Острота человеческого зрения крайне важна для полноценной жизни. Если вы заметили, какие-либо симптомы, свидетельствующие о возможных отклонениях в развитии зрительного аппарата, не откладывайте визит к офтальмологу. Своевременная терапия и коррекция позволяют избежать многих негативных последствий.

Итак, мы подошли к вопросу обследования органа зрения у детей после двух лет, когда уже несколько проще проводить обследование, и выявлять некоторые проблемы и заболевания. Так, в возрасте от двух до четырех лет дети уже в состоянии отвечать на достаточно простые вопросы о тех предметах, которые он видит, и можно определить у них остроту зрения по особым табличкам с различными детскими фигурками. При осмотре и обследовании ребенка маме нужно сесть на стул и посадить ребенка к себе на коленки, при необходимости придержать голову ребенка руками для того, чтобы врач смог достаточно быстро и полностью обследовать зрение малыша. Если в этом возрасте будет заподозрена близорукость, тогда необходимо будет определение истинной рефракции, и тогда с целью ее определения ребенку нужно закапывать препарат для расслабления зрительных мышц и для расширения зрачка. При выявлении проблем в зрении доктор будет назначать ребенку специальные упражнения для глаз и необходимое лечение.

В возрасте после пяти лет глаза ребенка можно вполне спокойно осматривать с использованием разного рода диагностических аппаратов, а также можно проводить тестирование по табличкам с разными буквами. В таком возрасте дети могут уже сами активно пожаловаться на некоторые из возникающих симптомов, которые будут характерными для многих глазных заболеваний. И здесь особенно важной будет роль родителей, которые должны активно прислушиваться ко всем жалобам малыша, и не думать о том, что эти жалобы являются капризами ребенка, и важно потом подробно описать все эти жалобы в кабинете у врача. Помимо проводимых регулярно профилактических осмотров, важен и периодический контроль со стороны родителей за общим состоянием зрительной системы детей. Именно сами родители, видящие ребенка ежедневно, могут в самом раннем этапе выявить все начальные изменения в работе зрительного анализатора. Самыми первыми из симптомов, которые могут насторожить родителей, являются сниженная острота зрения и жалобы на быстрое зрительное утомление, а также формирование затуманивания, расплывания картинки, искажение предметов при их осмотре. Также стоит внимательно отнестись к формированию жалоб на радужные круги перед глазками, головные боли и боли в глазах, возникновение косоглазия или покраснения белков глаз, образования гнойных точек в области уголков глаз или корочек в области век. Любые из этих проявлений требуют немедленного обращения к врачу для обследования и назначения необходимого обследования и лечения. Но в любом случае, даже если врачом будут выявлены разного рода патологии, это не повод для того, чтобы расстраиваться, большинство из нарушенных функций зрения можно восстанавливать при проведении вполне адекватного лечения.

Что нужно для острого зрения у детей.
Чтобы в любом возрасте органы зрения детей активно и правильно развивались и нормально функционировали, ребенку необходимо обеспечение полноценного и сбалансированного питания, в котором будет содержаться полный комплект зрительных витаминов и минеральных веществ, которые будут необходимы для растущего глазика. Всем из вас известно, что к витаминам, важным для зрения, будет относиться витамин Д. Он будет содержаться в таких продуктах, как яичный желток, печень животных, сливочном масле. Не менее необходимыми будут и витамины группы В, которые помогают в процессах передачи нервных импульсов и важны поддержании процесса аккомодации. Но одним из главных витаминов, необходимых для зрения, является витамин А, который будет содержаться в молоке и сливочном масле, в печени, образуется из растительных продуктов из особого про-витамина А (каротина), входящего в состав морковки, хурмы, помидоров, салата и шиповника. Это вещество входит в состав основного из зрительных пигментов – родопсина.

Хочу отдельно остановиться на таком знаменитом продукте, которому приписывают функции исцеления глаз – чернике. Она содержит в своем составе один из предшественников зрительного пигмента – родопсина, и действительно может помочь в укреплении зрения. Но, препараты из черники, как и саму эту ягоду в свежем виде можно давать детям старше трех лет – она может давать аллергические реакции и зачастую приводит к развитию запоров. И нет смысла применять дорогостоящие препараты из черники, они по эффекту ничуть не лучше самых простых аналогичных препаратов. Но лучше всего будет усиление рациона ребенка полезными продуктами и витаминными препаратами в периоды интенсивных зрительных нагрузок – при частых занятиях на компьютере, при начале занятий в школе, при некоторых из болезней глаз. Если же режим зрительных нагрузок ребенка вполне обычный, его глаза не страдают от каких-либо патологий, тогда при полноценном питании он получает все необходимые вещества. Не стоит давать ему каких-либо дополнительных «зрительных» продуктов или препаратов для глаз – это может приводить к передозировке витаминами и усилению их побочных эффектов, что тоже будет плохо. Так, при избыточном употреблении моркови может желтеть кожа ладоней и стоп, избыток черники и хурмы в питании приводит к расстройствам желудка или запорам.

Проблемы зрения у детей.
Обычно у детей нарушения зрения возникают как самостоятельная патология, не связанная с другими патологиями организма. Если у ребенка проблемы зрения и ему нужна коррекция очками – это еще и психологическая проблема, детям необходима будет поддержка родителей. Обычно у детей могут выявляться:
- близорукость – это такой дефект зрения, который не позволяет хорошо видеть предметы в отдалении при относительно хорошем зрении вблизи.
- дальнозоркость – это патология, обратная предыдущей, дети плохо видят предметы, которые расположены вблизи, и относительно хорошо отдаленные предметы.
Обычно ранние дальнозоркость или близорукость являются результатом генетической предрасположенности, и важно проводить регулярные обследования детей при наличии родственников с сильно выраженными нарушениями зрения. При выявлении проблем проводится очковая коррекция.

Не менее важно исправлять такое нарушение, как косоглазие, которое нужно начинать лечить с самого раннего возраста, чтобы косящий глаз не страдал, и не снижалась острота зрения и бинокулярное зрение. Если косящий глаз длительно не лечится, он может полностью выключиться из процесса зрения. Большинство из новорожденных детей видят сразу двумя глазами, при этом оба глаза могут смотреть на предмет и следить за его перемещением, но при этом работа глаз еще не координированная. Периодами глазки могут слегка косить, особенно вовнутрь. Но такое состояние должно пройти к возрасту трех-пяти месяцев. Если же косоглазие сохраняется и далее, необходимо немедленно обращаться к офтальмологу для консультации. Также нужно задать врачу вопросы. Если дети при движении натыкаются на мебель, подносят предметы близко к глазам, часто спотыкаются и падают. Сегодня большинство из патологий органов зрения можно исправить ношением очков или специальным лечением, при возникновении показаний – проведением специальных операций. Важно также знать о том, что не всегда проблемы в зрении возникают при патологии зрительного анализатора – они могут быть результатом поражений нервной системы, также проблем с органами слуха и некоторыми другими патологиями.

Особенно сложно будет ребенку в первое время, если он вынужден постоянно или длительно носить очки. К ним нужно привыкнуть и важно в доступной для ребенка форме объяснить ему важность и необходимость их ношения. И также нужно приложить со стороны родителей максимальные усилия, чтобы подготовить ребенка к тому, что другие дети могут обращать внимание на его очки и даже некоторые из детей могут его дразнить. Всегда нужно иметь для ребенка дополнительную пару очков, так как дети непоседливы и могут произойти неприятности. Также важно сразу же приучать ребенка к содержанию стекол очков в полной чистоте. Сегодня дети раннего возраста в очках уже перестали быть редкостью, но это слабое утешение для самих малышей и их родителей. Объясните ребенку, что если вы совместными усилиями будете активно проводить лечение, это поможет в дальнейшем избавиться от очков и видеть хорошо, но стоит выполнять в полном объеме все предписания врача. Кроме того, сегодня существуют методы лазерной коррекции зрения и отказ от очков, но обычно все эти процедуры проводят уже в возрасте старше 18 лет, когда глаз полностью вырос и сформировался. До этого момента, скорее всего, нужно будет ношение очков и проведение консервативной терапии.

Детская дальнозоркость — это особенность рефракции, при которой изображение формируется не на сетчатке глаза, а за ней. Детская физиологическая дальнозоркость является неотъемлемой стадией развития зрения.

Что значит дальнозоркость у детей?

Дети должны рождаться с гиперметропической рефракцией (дальнозоркими). По мере роста головы и глазных яблок дальнозоркость уменьшается и приходит в норму примерно к 7-ми годам. При правильном развитии глаза дальнозоркость до 3,0 диоптрий является нормой и в процессе роста ребенка уменьшается по 0,5 диоптрий за год. Однако врожденная дальнозоркость более 3,0 диоптрий является патологией рефракции глаза и становится причиной плохого зрения.

Нарушение рефракции (фокусировки) зависит от особенностей строения глаза. Это врожденное свойство, которое невозможно изменить, «вылечить». Лечения требуют последствия, вызванные дальнозоркостью: амблиопия, косоглазие. Впервые состояние рефракции у детей определяют на осмотре офтальмолога в 6-12 месяцев. Во время ежегодных осмотров необходимо отслеживать состояние рефракции, чтобы предупредить развитие возможных осложнений.

Степени дальнозоркости (гиперметропии) у детей.

  • Слабая, до 3,0-х диоптрий. Такое снижение зрения считается физиологическим и может компенсироваться по мере роста и развития детского организма. Слабая дальнозоркость у ребенка до 6-7 лет может быть нормой. Не требуется ношение очков.
  • Средняя, до 5,0 диоптрий. Ребенок хуже видит вдали и плохо вблизи. Необходимо ношение очков.
  • Сильная, свыше 5,0 диоптрий. Зрение снижено, плохо видны предметы и вдали, и вблизи. Без ношения очков возможно формирование амблиопии (слабовидения).

Если уже во время первого обследования выявляется высокая степень дальнозоркости, необходима коррекция — постоянное ношение очков.

Симптомы дальнозоркости у детей.

Чаще всего дети не понимают и не могут выразить, что они плохо видят. Симптомы же дальнозоркости таковы, что не наводят родителей на мысль о проблемах со зрением. Так, дальнозоркость у детей до года совершенно не выражается внешними признаками. У детей постарше она может вылиться в неусидчивость, отказ от рисования, лепки и другой деятельности вблизи. Дальнозоркость у ребенка 6-8 лет может стать причиной плохого сна, быстрой утомляемости, невозможности сосредоточиться на заданиях и т.п. При дальнозоркости свыше 5,0 диоптрий иногда бывает боль и резь в глазах. Только регулярная диагностика зрения помогает отличить физиологическую и патологическую гиперметропию (дальнозоркость).

Лечение дальнозоркости у детей в офтальмологической клинике Светланы Богачевой. Т.к. патологическая дальнозоркость зависит от врожденного строения глаз, задача лечения – правильно подобрать очки (коррекцию), вылечить амблиопию — научить глаза смотреть и видеть в очках. Изменить строение (форму глаза) — маловероятно. Лечить приходится нарушения зрения, спровоцированные дальнозоркостью: косоглазие, амблиопию, астенопию и т.д. Детский врач-офтальмолог назначает комплекс мер: очки, заклейки (окклюзии), аппаратное лечение, специальную гимнастику для глаз. Очки назначаются для постоянного ношения, а курсы аппаратного лечения проводятся 3-4 раза в год.

Дальнозоркий ребенок без очков испытывает дискомфорт во всех сферах жизни, может быть неуспешен в учебе. При дальнозоркости II и III степени ребенок в очках может читать, писать, заниматься спортом без всяких ограничений. Ему даже полезно пользоваться гаджетами (для тренировки зрения), в отличие от других детей. Гиперметропия у детей — это особенность оптического строения глаза, и в очках нет препятствий для развития хорошего зрения у детей.

Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Причины нарушения зрения

Все причины нарушения функции глаз можно разделить на: наследственные (передающиеся по наследству), врождённые (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой вследствие ускоренного роста глаза.
Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия др.) - при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.

Диагностика нарушения зрения у детей

Первый осмотр новорожденного офтальмологом может быть проведён ещё в родильном доме. Это в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг, со сроком гестации (беременности) менее 34 недель. Для этих детей велик риск развития ретинопатии недоношенных . Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте. Риск развития заболевания повышается, если ребёнку длительное время (около 1 месяца) проводилась кислородотерапия либо он находился на искусственной вентиляции лёгких. Чем раньше эта патология будет выявлена, тем лучше прогноз для зрения ребёнка.

При наличии показаний первое обследование офтальмолога ребенок проходит в 1 месяц . Это дети с врождёнными пороками, перенесенными родовыми травмами, перенесенной асфиксией, недоношенные дети, а также дети с упорным слезотечением или слизисто-гнойным отделяемым. Обследование включает в себя

  • наружный осмотр,
  • определение фиксации взглядом предметов,
  • определение реакции на свет,
  • офтальмоскопия.

Острота зрения при рождении около 0,1, но в таком возрасте обычно офтальмологи её не проверяют. У здорового новорождённого глазные щели узкие, одинаковой формы. Роговица прозрачная, склера голубоватого цвета. При наружном осмотре можно выявить периодическое косоглазие, что характерно для детей этого возраста из-за несовершенства нервной системы. При наличии гнойного отделяемого или слёзотечения можно судить о нарушении проходимости слёзных путей.

Для определения фиксации взгляда ребёнку показывают яркую игрушку, при этом он задерживает на ней взгляд в течение нескольких секунд. При внезапном освещении у здорового ребёнка присутствует реакция зрачка на свет (сужение), при этом, как правило, ребёнок начинает смыкать веки, увеличивается его общая двигательная активность.

Методом офтальмоскопии пользуются для осмотра глазного дна, оценивается прозрачность сред глаза для исключения врождённой катаракты. Для этого используется прибор – офтальмоскоп. При этом можно увидеть структуры, расположенные на глазном дне. Для более детального осмотра глазного дна необходимо расширить зрачок, что достигается закапыванием в глаз таких препаратов (на выбор), как атропин или тропикамид. Картина глазного дна новорождённого несколько отличается от картины взрослого. На фоне бледно-розовой сетчатки расположен сероватый диск зрительного нерва со слегка стушёванными контурами с четкой прямолинейной сетью сосудов.

Проверка зрения в 3 месяца

По плану первый осмотр офтальмолога ребёнок проходит в 3 месяца. Проводятся:

  • наружный осмотр глаза,
  • определение фиксации взгляда и слежения за предметом,
  • скиаскопия,
  • офтальмоскопия.

При наружном осмотре в норме ещё может определяться небольшое периодическое косоглазие, но в большинстве случаев косоглазие к этому времени полностью исчезает. Ребёнок уже должен достаточно хорошо фиксировать взгляд, следить за предметами. Также при этом проверяется подвижность глазных яблок. Подвижность глазных яблок вверх, вниз, вправо и влево должна быть полной и одинаковой на обоих глазах.

Скиаскопия (теневая проба) - суть ее заключается в наблюдении за характером движения тени в области зрачка, создаваемой зеркалом офтальмоскопа, при его покачивании. Для определения степени аметропии к глазу подставляются поочерёдно определённые линзы и скиаскопия проводится через них. Врач отмечает линзу, при которой тень перестаёт двигаться и, сделав некоторые расчёты устананавливает степень аметропии и выставляет точный диагноз. Для более точного определения диагноза и его степени перед проведением скиаскопии необходимо в течение 5 дней закапывать в глаза атропин.
Посредством скиаскопии в этом возрасте уже можно определить остроту зрения. Для детей в целом в норме характерно наличие гиперметропии. Нормой гиперметропии для этого возраста, считается рефракция +3,0Д - +3,5 Д. Это обусловлено коротким передне-задним размером глаза, который с возрастом увеличивается, и гиперметропия исчезает.

Картина глазного дна ещё может соответствовать картине месячного ребёнка.

Проверка зрения в 6 месяцев

Следующий осмотр назначен на 6 месяцев. Также проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.

Косоглазие в этом возрасте в норме уже отсутствует. Подвижность глазных яблок полная. Результаты скиаскопии сравнивают с предыдущими результатами. Степень гиперметропии может несколько уменьшиться или ещё остаться на прежнем уровне. Картина глазного дна становится как у взрослого. Сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва приобретает бледно-розовую окраску и чёткие контуры, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверка зрения в 1 год

Проводится:

  • определение остроты зрения,
  • скиаскопия или авторефрактометрия (с помощью последнего метода можно достаточно точно определить степень близорукости, дальнозоркости или астигматизма),
  • офтальмоскопия.

Об остроте зрения в первые годы можно судить по расстоянию, с которого ребёнок узнаёт игрушки. В 1 год она равна 0,3-0,6. Результаты скиаскопии (или авторефрактометрии) снова сравнивают с предыдущими результатами. В норме степень гиперметропии должна уменьшиться до +2,5 Д-+3,0Д.

Картина нормального глазного дна: сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва бледно-розовой окраски с чёткими контурами, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверки зрения повторяют в возрасте 2 лет, перед оформлением ребёнка в детский сад, это, как правило, в 3 года, в 4 года, в 6 лет, перед оформлением в школу и каждый год во время учёбы в школе.

Острота зрения у ребенка

С 3-летнего возраста остроту зрения проверяют при помощи таблицы. Норма остроты зрения в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-0,9; в 4 года – 0,7-1,0; 5 лет - 0,8-1,0, в 6 лет и старше – 0,9-1,0.

До 3 лет происходит интенсивный рост глаза, гиперметропия к этому возрасту значительно снижается. Но глазное яблоко продолжает расти ещё до 14-15 лет. Так, в 2 года гиперметропия может составлять +2,0Д-+2,5Д, в 3 года – +1,5Д - +2,0Д, в 4 года - +1,0Д - +1,5Д, к 6-7 годам – до +0,5Д. К 9-10 годам гиперметропия должна полностью исчезнуть. Как видно, с возрастом происходит снижение гиперметропии, что связано с ростом глаза.

Эти показатели гиперметропии, соответствующие определённому возрасту ещё называются запасом дальнозоркости . У новорожденных он равен примерно 3 диоптриям, которые расходуются во время роста глаза. Степень дальнозоркости должна строго соответствовать выше приведённым цифрам в определённой возрастной категории. Так, например, если у годовалого ребёнка будет определена рефракция +1,5Д, вместо положенных +2,5Д-+3,0Д (это низкий запас дальнозоркости), то очень велик риск развития близорукости. А раннее развитие близорукости может привести к быстрой утрате зрения. Напротив, при рефракции +5,0Д у годовалого ребёнка – это высокий запас близорукости, который не сможет полностью израсходоваться при росте глаза – возможно развитие патологической дальнозоркости. При этом могут возникнуть косоглазие и амблиопия. Но, если у ребёнка в 1 год был большой запас дальнозоркости, а в 3 года низкий, то это говорит об ускоренном росте глаза. Как следствие, развивается близорукость, которая со временем прогрессирует, так как глаз ребёнка всё ещё продолжает расти. В этом случае рекомендуется усиленное внимание к зрению - витамины и профилактическая гимнастика для глаз.

При ускоренном росте глазного яблока сетчатка не успевает расти за внешней оболочкой, нарушается её трофика (кровоснабжение), сосуды растягиваются и становятся ломкими – всё это приводит к дистрофическим изменениям стекловидного тела, сетчатки, кровоизлияниям, а впоследствии - к отслойке стекловидного тела и сетчатки; и, соответственно, к слепоте.

При обнаружении патологии рефракции, необходимо регулярное (каждые 6 месяцев) диспансерное наблюдение, целью которого являются контроль лечения и своевременное выявление осложнений.

Осмотр детей с 3 лет

В некоторых случаях диагноз можно выставить уже при наружном осмотре. Например, косоглазие, травмы, инфекционно-воспалительные заболевания. Врач осматривает веки, конъюнктиву, само глазное яблоко. При осмотре глазного яблока обращают внимание на величину, форму, положение и подвижность.

Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева. Пациент садится в 5 метрах от неё, попеременно закрывая то правый, то левый глаз, читает предложенные ему буквы. Для детей младшего возраста на таких таблицах изображены различные картинки. С помощью этих таблиц можно определять остроту зрения у детей примерно с 3 лет. Проверяют зрение без коррекции, и если требуется, с коррекцией специальными стёклами. Если зрение улучшается с минусовыми стёклами – можно предположить миопию или спазм аккомодации, если с плюсовыми – гиперметропию, а, если зрение этими стёклами не исправляется – можно заподозрить астигматизм. Точный диагноз миопии, гиперметропии или астигматизма можно поставить лишь после проведения скиаскопии или авторефрактометрии.

При осмотре с помощью щелевой лампы (биомикроскопия ) можно детально рассмотреть структуры глаза, такие как конъюнктива, роговица, передняя камера глаза (пространство между роговицей и радужкой), склера, радужка и хрусталик, можно оценить прозрачность глазных сред. При этом методе диагностики можно выявить воспалительные процессы, как в остром, так и в хроническом периоде (появление расширенных сосудов склеры, конъюнктивы, помутнения роговицы, помутнения влаги передней камеры, изменения цвета и рисунка радужки), можно определить наличие образований (ячмень, халязион, кисты различного происхождения, онкологические образования, рубцы), наличие травм, помутнения хрусталика (катаракта).

Офтальмоскопию используют для осмотра глазного дна. На фоне розовой сетчатки первое, что бросается в глаза – это диск зрительного нерва (ДЗН). В норме он бледно-розового цвета, округлой или овальной формы, с чёткими контурами с небольшим углублением в центре. При глаукоме это углубление может достигать и всей площади диска. При атрофии зрительного нерва ДЗН бледный с чёткими контурами, при воспалении – контуры нечёткие, сам диск гиперемирован (покрасневший), отёчен. При начальной стадии близорукости у ДЗН можно увидеть так называемый миопический конус, который образуется при ускоренном удлинении глаза. При прогрессировании миопии этот конус может превратиться в большой атрофический очаг, резко ухудшающий зрение. Вообще, любые патологические процессы на зрительном нерве приводят к резкому ухудшению зрения. Из центра диска на сетчатку выходят сосуды (артерии и вены). Соотношение диаметра артерий и вен равен 2:3. По изменению структуры сосудов, их колибра можно предположить патологию в головном мозге, можно судить о течении сахарного диабета, артериальной гипертензии и других заболеваний. Кроме того врач осмотрит область жёлтого пятна и центральной ямки, отвечающих за центральное зрение. В этой области сетчатки могут появляться обширные дистрофические очаги, например при токсоплазмозе, что в значительной степени ухудшает зрение. Также при помощи офтальмоскопии можно определить наличие примесей в стекловидном теле (например, примесь крови при травме).

При заболеваниях зрительного нерва и головного мозга определяют поля зрения . Поле зрения это та часть пространства, которое глаз видит в неподвижном состоянии. Для этого используется прибор – периметр. И по полученным результатам врач определяет степень поражения той или иной структуры нервной системы. Поле зрения определяется попеременно для каждого глаза с применением объектов разных цветов. У детей школьного возраста и старше в норме границы поля зрения следующие: кнаружи - 90°, кнутри - 55°, кверху - 55°, книзу - 60°. Допускаются индивидуальные колебания около 5-10°. У детей дошкольного возраста периферические границы поля зрения ~ на 10° уже, чем у взрослых людей. Самые широкие поля зрения характерны при обследовании на белый объект. На синий, красный и зелёный цвета образуются более узкие поля зрения.

Возможные нарушения зрения у детей

Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др.

Наиболее растпространная патологии зрения у детей – аномалии рефракции глаза (т.е. нарушениях в преломлении лучей света в глазу). Аномалии рефракции ещё называют аметропиями. К аметропиям относятся миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. В основном это наследственные заболевания. Но, как правило, само заболевание напрямую не наследуется, а наследуется лишь предрасположенность к нему. Поэтому родителям с подобными нарушениями зрения необходимо уделить особое внимание на зрение своих детей и уже с раннего возраста проводить профилактику.

Глаз можно назвать системой линз. Лучи света, проникая через эти линзы, преломляются и в здоровом глазу проецируются непосредственно на сетчатку. Наиболее сильной преломляющей способностью обладают роговица и хрусталик. Если лучи, преломившись в линзах, собираются перед сетчаткой, то это называется миопией (близорукостью), если собираются за сетчаткой, то это гиперметропия (дальнозоркость).

Близорукость может возникнуть либо из-за чрезмерного преломления лучей, либо из-за увеличенного передне-заднего размера глаза. Так, например, близорукость может возникнуть в период интенсивного роста (5-10 лет) и постепенно увеличиваться, пока глаз окончательно не вырастет (в основном до 18 лет). Астигматизм в основном возникает при неравномерном росте глаза, когда роговица вместо округлой формы приобретает овальную. Также причина может быть и в неправильной форме хрусталика. Кроме того астигматизм может быть и следствием различных травм глаза. Лучи света в этом случае преломляются под разными углами и на сетчатке не фокусируются. В этом случае человек видит одни линии чётко, а другие размыто.

При дальнозоркости, астигматизме, косоглазии, птозе (опущении верхнего века) может развиваться амблиопия. Амблиопия – это снижение зрения не поддающееся улучшению с помощью линз. Сетчатка нормально функционирует лишь при её постоянном раздражении лучами света, при этом образуются импульсы, поступающие по зрительному нерву в головной мозг. При амблиопии это раздражение отсутствует, следовательно информация в мозг не поступает и человек этим глазом ничего не видит, даже, если будет в очках.

Глазу присуще ещё одно важное свойство – аккомодация. Это способность изменять кривизну хрусталика, благодаря чему глаз может чётко видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него. Это происходит в результате сокращения определённой мышцы в глазу и благодаря податливости хрусталика. У детей, особенно школьников, часто возникает спазм аккомодации и проявляется внезапным ухудшением зрения вдаль и сохранением хорошего зрения вблизи. У ребёнка появляется стремление приблизить предмет к глазам. Это может быть связано с несоблюдением правил гигиены зрения, с вегето-сосудистой дистонией, с повышенной нервной возбудимостью. Это состояние ещё называют ложной близорукостью, т.к. после проведения лечения эта симптоматика исчезает. Но, при отсутствии лечения может развиться истинная близорукость.