I. способ исполнения сунны и фарда утренней молитвы

СУННЫ НАМАЗА

1. Читать азан и икамат в пятикратных фард намазах и намазах аль-джум`а (для женщин это не является сунной). Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Если наступило время намаза, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом».219
«Если бы знали люди, насколько много вознаграждения (заключено) в чтении азана и в стоянии в первом ряду во время намаза и не нашли бы (они) иной возможности предоставления этого права кому-то из них не иначе, как только посредством жребия, то прибегнули бы к этому».220
«Когда читается азан для намаза, шайтан, чтобы не слышать его, поворачивается и, испуская газы, убегает. Когда заканчивается азан, он возвращается. Когда читается икамат для намаза, он опять поворачивается и убегает. Как только заканчивается икамат, он опять возвращается и располагается между человеком и его нафсом и говорит ему: «Вспомни о том-то, вспомни о другом…». Он нашептывает человеку то, что у него не было и в мыслях до намаза, в результате человек забывает, сколько ракаатов он прочитал в намазе».221
Слушать азан – мустахаб, а повторять слова азана за муадзином (чтецом азана) — это ваджиб. Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Когда услышите голос муадзина, повторяйте то, что он говорит, а затем прочитайте для меня Салават. Читающему для меня Салават Аллах пошлет за это десять салаватов (милостей). Затем просите у Аллаха для меня Василя. Поистине, это особое место в Раю, предназначенное только для одного раба из рабов Аллаха. Надеюсь, что им стану я. Кто попросит для меня Василя, будет удостоен моего заступничества».222
Когда читаются слова (Хаййя ‘аля-с-салях) и (Хаййя ‘аляль-фалях), слушающий произносит (Ля хауля уа ля куввата илля биллях). А когда произносят (Ас-Саляту хайрун минан наум) слушающий произносит (Садакта ва барарта). Во время произношения (Кад камати салях) присудствующие произносят (АкамАллаху ва адамаха).

للهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
حَيِ عَلَى الصَّلاَةِ
حَيِ عَلَى الْفَلاَحِ
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهِ
(اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ)
Аллаху Акбару Аллаху Акбар
Аллаху Акбару Аллаху Акбар
Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза).
Ашхаду анна Мухаммадар расулюллах
(2 раза).
Хаййа ‘аля ссалях (2 раза).
Хаййа ‘аляль фалях (2 раза).
Аллаху Aкбару Aллаху Aкбар.
Ля иляха илляаллах.
(асСаляту хайрумминаннаум — произноси-
тся 2 раза при призыве к утренней моливе
после слов «хайя аляль фалях»)
Значение: «Аллах превыше всего. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха. (Намаз лучше, чем сон)».
После азана читают следующее дуа:

اَلَّلهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ

التَّامَّةِ وَالصَّلَوةِ الْقَائِمَةِ

اَتِ مُحَمَّدًااَلْوَسِيلَةَ

وَالْفَضِيلَةَ والدَّرَجَةَ

الرَّفيعَةَ وَأبْعَثْهُ مَقَامًا

مَحْمُودًااَلَّذِى وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ

الْقِيَامَةِ

إنَّكَ لاَتُخْلِفُ الْمِيعِادَ

Аллахумма рабба хазихид-да’ватит-
таммати вас-Салятиль-каимах.
Ати Мухаммадаль-василята
Валь фадылята вад- даражатар-
Рафии’ата Ваб’асху макамам-
махмудаль-лязи ва ‘адтах
варзукна шафа’атаху яумаль Кыйама
Иннакя ля тухлифуль-ми’ад
Значение: «О Аллах, Господь этой мольбы и этого намаза! Даруй Мухаммаду самое почетное место в Раю, даруй Ему высочайшую степень и даруй Ему место, которое Ты Ему обещал. В Судный День даруй нам Его заступничество. Поистине, Ты не нарушаешь Своих обещаний».

Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тот, кто прочитает это дуа после азана, заслужит мое заступничество в Судный День».223
«Мольба, высказанная между азаном и икаматом не будет отвергну­та». Спросили у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах».224
Икама:
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ

اَكْبَرُ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ
اللهِ

حَيِّ عَلَى الصَّلاَةِ

حَيِّ عَلَى الْفَلاَحِ

قَدْ قَامَةِ الصَّلاَةُ

اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ

Аллаху Акбару Аллаху Акбар (2 раза).
Ашхаду алля иляхa илля Ллах (2 раза).
Ашхаду анна Мухаммадар-Расулюллах
(2 раза).
Хаййа аля ссалях (2 раза).
Хаййа аляль фалях (2 раза).
Кад каматисСаляту. Кад каматиссалях
Аллаху Акбар Аллаху Акбар
Ля иляха илля Ллах

Значение: «Аллах превыше всего. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Намаз начался. Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха».

2. Поднимать руки во время такбира «Ифтитах» (при вступлении в любой намаз), также при такбире «Кунут» в намазе аль-витр и при дополнительных такбирах праздничных намазов. Мужчины поднимают руки так, чтобы большие пальцы находились на уровне мочек ушей. А женщины – так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.
3.Читать дуа «Субханака».

سُبْحَانَكَ اللهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ

وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالَى

جَدُّكَ وَ لاَ اِلَهَ غَيْرُكَ

Субханакя Аллахумма ва бихамдикя
Ва табаракяс-мукя ва та‘аля
джаддукя ва ля иляха гайрук
Значение: «Аллах! Ты превыше всех недостатков, вся хвала Тебе, бесконечно присутствие Имени Твоего во всем, высоко Величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».
4. Произносить «А‘узу225 -Бисмиллях226», в первом рака`ате после дуа «Субханака». Произносить«Бисмиллях» в последующих рака`атах перед чтением «Аль-Фатихи» .

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ

الرَّجِيمِ

А’узу билляхи минаш-шайтанир-раджим.
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِمِ

Бисмилляхир-Рахманир-Рахим.
Значение: «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана, далекого от Его Милости. Во Имя Аллаха Милостивого для всех на этом свете и Милостивого лишь для верующих в Конце Света».
5. Читать шепотом дуа «Субханака» и «А‘узу-Бисмиллях».
6. После чтения суры «Аль-Фатиха» имамом, ма`мум227 произносит «Аминь» про себя.
7. Мужчинам следует положить правую руку поверх левой и держать на животе чуть ниже пупка. (См. главу «Порядок выполнения намазов» п. 4 кыям).
8. Произносить такбир (сказать «Аллаху Акбар») при переходе из одного рукна-действия в другой.
9. Выпрямляясь из положения руку‘у произносить «Сами‘Аллаху лиман хамидах», выпрямившись из положения руку‘у произнести «Раббана лякаль хамд».
10. Во время руку‘у произносить «Субхана Раббия-ль-‘азым», во время суджуда произносить «Субхана Раббия-ль-а‘ля».
11. Во время Кыйама (положение «стоя» при чтении сур) расстояние между стопами ног – 4 пальца.
12. Во время руку‘у мужчины держат руки на коленях, пальцы при этом разведены. Женщины кладут руки на колени, при этом пальцы сомкнуты.
13. Во время руку‘у у мужчин спина должна быть прямой, руки и колени не согнуты. У женщин колени и спина чуть согнуты.
14. Совершая саджда предпочтительно сначала касаться пола коленями, затем руками, а потом лбом; поднимаясь из саджда сначала следует оторвать от пола лоб, потом руки, затем встать, оперевшись руками на бедра.
15. Во время сидения класть руки на колени.
16. Мужчины садятся на левую ногу, а правая нога остается в том же положении, что и при саджда, при этом ее пальцы направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав ноги под себя и направив их в правую сторону.
17. В последнем сидении читать «Салават» и дуа «Раббана атина».
18. Выполнить Ас-салям, повернув сначала голову направо, затем – налево.
19. Во время Ас-саляма читать «Ассаляму ‘аляйкум ва Рахматуллах».
20. До начала намаза поставить какую-либо преграду перед собой, ограничивающую место моления.
Культура намаза (Мандуб)

Кто слушается Пророка (мир ему и благословение), тот слушается . В суре «Нур» Корана сказано: «Слушайтесь Аллаха и Пророка, а если вы не внемлите им, то сами будете отвечать за себя».

Эти слова Всевышнего Аллаха показывают, что выполнение сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) верующими обеспечивает им нахождение правильного пути и милосердие Аллаха. Тот, кто стремится к вере, стремится ко всему, что укрепит его иман, что сделает его ближе ко Всевышнему, и сунна является как раз тем средством.

Выполнение некоторых сунн может казаться сложнее, чем совершение других. Но, за ними кроется огромное благо и баракат, зная о которых, мусульманин бы ни за что от них не отказался. Изучите представленный ниже список таких сунн для выполнения, посмотрите, какие вы выполняете, а какие нет. Возможно, пришло время поднять ваш иман на новый уровень.

1. Совершение тахаджуда (добровольный ночной намаз).


Далее, рассмотрим способ исполнения каждой из пяти( I - V ) ежедневных молитв самостоятельно (мунфарид - без джама"ата).

I . СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ

СУННЫ И ФАРДА УТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ

Утреннюю Молитву рекомендуется исполнять, когда растворившаяся тьма позволит беспрепятственно окинуть взглядом расстояние в 150 - 200 метров. В хадисе из сборников Дарими и ан-Насаи говорится: «Откладывайте исполнение Утренней молитвы до явного рассвета, так как благость за молитву в это время еще выше ».

Известно, что и Сунна (А ) и Фард (Б ) Утренней молитвы исполняются по 2 ракаата. То есть, это две отдельные молитвы, каждая из которых состоит из Двух Ракаатов. Исполнение этих двух раздельных молитв мало отличаются друг от друга. Различие только при принятии Намерения (Ниййа ), и в том, что перед Обязательной (Фард ) молитвой необходимо произнести Икамаа , а аяты Корана произносить вслух.

Перед началом молитвы необходимо соблюсти Предварительные условия (Шарты ):

Фарды Молитвы: 1) Встать в сторону Киблы . 2) Укрыть Запретное (Сетр-и Аврат ), 3) Принять Намерение (Ниййа ).

Сунна : 1) Расстояние между стопами - ширина ладони.

2) Взгляд устремлен на место Суджуда.

Внимание ! Все ракааты ежедневных молитв (айаты Корана, Такбиры, Тахмиды, Тахлили - все!), кроме фардов Утренней , Вечерней и Ночной молитв, читаются Тихо (про себя).

А в фарде Утренней молитвы, а также в первых двух ракаатах фарда Вечерней и Ночной молитв,читаются Вслух только айаты Корана .

А. СУННА УТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ (2 РАКААТА): ПЕРВЫЙ РАКААТ

Прежде чем приступать к любой из пяти очередных молитв, мужчины произносят АЗАН :

В отличие от Азанов перед другими молитвами, Азан перед Утренней молитвой читается с добавлением двукратного «» (см. «*»).

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях

Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях

Ас-саляту хайру-м-минан-наум! *

Ас-саляту хайру-м-минан-наум!

Аллаху акбар-ул-Лаху акбар.

Ля иляха илля-л-Лааах!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Свидетельствую, что Нет другого бога кроме Аллаха!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Спешите к Молитве, - Спешите к Молитве!

Спешите к Спасению, - Спешите к Спасению!

Молитва лучше сна!

Молитва лучше сна!

Аллах Превелик - Аллах Превелик!

Нет другого бога кроме Аллаха!

1. После принятия Намерения сердцем (в душе): «Намереваюсь ради Всевышнего Аллаха прочитать 2 ракаата дополнительной молитвы », тихо произнести намерение и словесно. После этого приступаем непосредственно к молитве.

2. Подняв руки до уровня головы, раскрыв ладони в сторону Киблы, касаемся кончиками больших пальцев обеих рук до мочек ушей. Затем опускаем руки и при этом произносим (тихо, про себя): "Аллаху Акбар " - (Аллах Велик!).

3. После этого произносим: «Субханака Аллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва Тааля джаддука ва ля иляха гайрук ».

4. Затем: «А’узу би-ль-Лаhи миннаш-шайтанир-раджим . Би-сми-ль-Лаhи-р-Рахмани-р-Рахим !».

5. Следом читаем суру 1 - «Фатиха»:

"Аль-хамду-лиль-Лахи Рабби-ль-алемиин! Ар-Рахмани-р-Рахим! Малики йаувмиддин. Иййака на"буду ва иййака настагъин. Ихди-нас-Сырат-аль-мустакыйм. Сырат-аль-лязина ан амта алейхим. Гайри-ль-магьдуби алейхим ва ляд-даааа-лииин" .

Прочитав суру «Фатиха», произносим тихо, про себя «Ааамииин».

6. Следом читаем не менее трех коротких айатов, или на выбор - один длинный айат (величиной с короткую суру), или одну короткую суру. Например, суру 108 - "Каусар":

"Инна а"тайна ка-ль-каусар. Фасалли ли Раббика ванхар. Инна шаниака хува-ль-абтар" .

7. После чтения Корана, произносим тихо (про себя): "Аллаху Акбар" (Аллах Велик) и одновременно совершаем поясной поклон - Рукуу .

8. Напомним, что в положении Рукуу , спина и голова должны быть наклонены параллельно земле, пальцы рук обхватывают колени (женщины наклоняются меньше). В этом положении взор направлен на пальцы ног и произносим не менее трех раз (тихо, про себя):

«Субхана Рабби аль-"Азыйм » - (Слава Господу моему Великому!).

9 - 10. Затем, произнеся (тихо, про себя) Тасми : «Сами-ал-Лаhу лиман хамидах » - (Аллах слышит того, кто Его восхваляет) и Тахмид : «Раббана лакаль хамд» (Хвала Тебе, Господу нашему) - возвращаемся в положение стоя (кыйам ).

11. Полностью выпрямившись, произносим Такбир (тихо, про себя): "Аллаху Акбар" и совершаем суджуд - земной поклон. Для этого сначала опускаемся одновременно на оба колена, затем кладем на коврик ладони и, опираясь на ладони, касаемся места поклонения (между ладонями) лбом и носом одновременно так, чтобы прочувствовать твердость земли (пола). В этом положении пальцы рук и ног направлены в сторону Киблы. Локти, колени и живот у мужчин не должны соприкасаться между собой и касаться пола.

(Женщины делают противоположное. Все части их тела прижимаются друг к другу и к полу, а пальцы их ног не обязательно должны быть направлены в сторону Киблы).

12. В положении суджуд произносим тихо, про себя трижды или более (но нечетное количество раз): "Субхана Рабби аль-А"ляа" -

13. Затем переходим в положение «сидя». Для этого подворачиваем под себя левую стопу и садимся на нее (правая стопа остается в вертикальном положении).

14. Просидев в этом положении столько, сколько необходимо для фиксирования всех частей тела (1 раз сказать «Субхан-Аллах»), говорим «Аллаху Акбар» и совершаем второй земной поклон - суджуд . Здесь опять тихо, про себя трижды говорим «Субхана Рабби аль-А"ляа».

15. После трехкратного «Субхана Рабби аль-А"ляа», произносим тихо (про себя) Такбир: "Аллаху Акбар"и поднимаемся в положение стоя (кыйам ) для Второго Ракаата .

Второй ракаат Сунны Утренней молитвы :

1. Поднявшись в положение Стоя (Кыйам), произносим (тихо, про себя): "Аллаху Акбар" и, сложив руки на поясе чуть ниже пупка, читаем вновь поочередно «Би-сми-ль-Лаhи-р-Рахмани-р-Рахим!» и, прочитав как и в первом ракаате суру «Фатиха »: …, произносим тихо - Ааамииин !

Затем читаем или один длинный айат, или три кротких айата из Корана, или короткую суру. Например, читаем суру 112 - "Ихлас":

"Кьуль Хува-л-Лаху ахад. Аллаху Самад. Лям йалид ва лям йуляд, вал лям йакуллаху куфуван ахад" . -

2. Затем, также как и в первом ракаате, произносим тихо (про себя): "Аллаху Акбар" - Аллах Велик! - и совершаем поясной поклон - рукуу .

3. Затем, снова произносим не менее трех раз (тихо, про себя): «Субхана Рабби аль-"Азыйм » и со словами: «Сами-ал-Лаhу лиман хамидах » и «Раббана лакаль хамд »,возвращаемся в положение стоя.

4. Полностью выпрямившись в положение стоя, произносим (тихо, про себя): "Аллаху Акбар" исовершаем суджуд - земной поклон. Опять опускаемся на колени, затем кладем на коврик ладони и касаемся места поклонения лбом и носом одновременно так, чтобы прочувствовать твердость земли (пола). В этом положении пальцы рук и ног направлены в сторону Киблы. Локти и живот у мужчин не должны соприкасаться между собой, а также касаться колен и пола.

5. В положении суджуд произносим трижды (тихо, про себя): "Субхана Рабби аль-А"ляа " -

6. Затем переходим в положение «сидя». Для этого подворачиваем под себя левую стопу и садимся на нее. Правая стопа остается в вертикальном положении, а пальцы этой стопы направлены в сторону Киблы.

7. В этом положении фиксируем все части тела (произнося в это время 1 раз «Субхан-Аллах»). Затем говорим тихо (про себя): "Аллаху Акбар", совершая при этом второй земной поклон - суджуд . Здесь опять тихо, про себя трижды говорим «Субхана Рабби аль-А"ляа » - (Слава Господу моему Высочайшему!).

8. После второго суджуда, вновь садимся на левую стопу, предварительно ее для этого развернув, а стопу правой ноги ставим вертикально, направив пальцы правой ноги в сторону Киблы. Женщины, как мы уже говорили, садятся на левое бедро, вытянув согнутые в коленях ноги нна правую сторону назад (такое положение ног называется "Таваррюк ").

9. В этом положении читаем последовательно:

а) «Аттахиййату лиль-Лахи…»

б) «Аллахумма салли аляа…» -

в) «Аллахумма барик аляа Мухаммадин… »

г) «Раббанаа атинаа… »

д) «Раббанагьфирли… ».

10. После этого, поворачивая голову направо и глядя на правое плечо, приветствуем:

а) «» - (Мир вам и милость Аллаха),

б) Затем, поворачивая голову налево и глядя на левое плечо, повторяем:

«Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-Лах » - (Мир вам и милость Аллаха) .

Таким образом, молитва в 2 ракаата считается законченной.

Утренняя сунна является наиболее значительной из всех дополнительных молитв, которые исполняются ежедневно вместе с фардами. Важность этой молитвы подтверждается словамиПророка (мир ему и благословение Аллаха). Ахмад и Абу Дауд передают от Абу Хурайры:

"Не отвергайте утреннюю сунну, даже если вас будутпреследовать всадники на конях ".

В другом сообщении от нашей матери Айшы (да будет доволен ею Аллах) говорится: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не исполнял так часто ни одну дополнительную молитву, как утреннюю сунну ". [Бухари; Муслим].


Способы исполнений всех молитв даны по мазхабу Ханафи . Варианты некоторых положений по другим мазхабам даются в сносках. Напоминание ! При написании арабских слов и религиозных терминов, а также молитв и айатов использованы буквы русского алфавита. Использованная транслитерация дает лишь приблизительное прочтение арабских слов, но не отражает фонетику арабского языка. Для правильного произношения необходимо обратиться за помощью к специалистам арабского языка или, хотя бы использовать аудио или видео кассеты.

«Субханака…» в этом месте произносится по мазхабам Ханафи и Ханбали. Шафииты читают мольбу «Таваджух», а Маликиты в этом месте не читают ни то, ни другое. ( IFA , II : 82).

По мазхабу Ханафи выражение «!», стоящее перед сурой «Фатиха» (а также перед всеми остальными сурами, кроме того, которое проходит в суре 27 - «Нэмл», айате 30) не считается айатом данной суры. Опирается это мнение на хадис , приведенный в сборнике Муслима "Джами-ус-Сахих" и переданный Анасом (да будет доволен им Аллах): «Я исполнял молитву и с хазратом Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и с хазратом Абу Бакром, и с хазратом Умаром, и с хазратом Усманом (да будет доволен ими Аллах), но ни от одного из них не слышал, чтобы они читали (вслух ) «Би-сми-ль-Лаhи-р-Раhмани-р-Раhим !» [Муслим]. IFA , I : 510.

По мазхабу Ханафи чтение в молитве после суры «Фатиха» еще что-либо из Корана (в первых двух ракаатах фард молитв и во всех ракатаах дополнительных молитв) является Ваджибом . Такое решение опирается на хадис, переданный Абу Даудом, Ибни Хиббаном и Абу Йа’ла аль-Маусули от Абу Саида аль-Худри: «Нам было велено читать в молитве вместе с «Фатихой» (еще и другие) айаты, чтение которых нам легко дается ».( IFA , I : 492).

Произносить Такбир надо в движении, и закончить до окончания движения в сторону Рукуу. По мазхабу Шафии перед такбиром поднимаются ладони до уровня плеч и опускаются.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершит 12 ракаатов суннат-намаза в день (не считая обязательного фард-намаза), тому будет построен дом в Раю» (Сахих Муслим, хадис 1691).

Эти двенадцать ракаатов были перечислены в другом повествовании: два ракаата до фаджр-намаза, четыре ракаата до зухр-намаза и два ракаата после зухра, два ракаата после магриба и два ракаата после иша-намаза (Сунан Тирмизи, хадис 415).

В Судный день, если обязательные намазы человека будут иметь какой-то изъян, то компенсировать их можно будет именно из дополнительных намазов (Сунан Тирмизи, хадис 413).

Таким образом, все наше внимание должно быть устремлено на правильное выполнение и усовершенствование обязательных намазов, а также на выполнение вышеперечисленных суннат-намазов.

Два ракаата суннат-намаза перед фаджром являются самой предпочтительной сунной среди дневных намазов (Бухари, хадис 1169, Сахих Муслим, хадис 1683, Тахтави, с. 212).

Аиша (да будет доволен ей Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Эти два ракаата до фаджра лучше, чем весь мир и все, что в нем» (Сахих Муслим, хадис 1685).

Что касается четырех ракаатов до зухра, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отметил, что врата небес открываются в это время (Сунан Тирмизи), и если человек совершает в это время четыре ракаата суннат-намаза перед зухром и два ракаата нафиль-намаза – после, Аллах защитит его от огня Ада (Сунан Тирмизи, хадис 427, Сахих ибн Хузейма, хадис 1190).

Если человек совершает четыре ракаата перед аср-намазом, он получит дом в Раю (Маджмуа-з-заваид, том 2, с. 222). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сделал специальное дуа о милости Аллаха для человека, который совершает этот суннат-намаз (Сунан Тирмизи, хадис 430, Сахих Ибн Хузейма, хадис 1193).

Также передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если человек выполнит два ракаата после магриба прежде, чем заговорит с кем-то, он будет поднят в самое верхнее небо» (Аль-Марасиль имама Абу Дауда, хадис 73).

Если человек выполнит четыре ракаата (два ракаата сунны и два нафиль-намаза) после намаза иша в мечети, он получит награду от выполнения этих намазов в Ночь предопределения. Об этом передавали различные сподвижники (см. Аль-Масаннаф имама Ибн Аби Шейба, хадисы 7347 – 7353).

О выполнении витр-намаза (который считается ваджибом по ханафитскому мазхабу) Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто не выполняет витр-намаз, не из нас» (Аль-Мустадрак, том 1, с. 305-306).

Принимая во внимания вышеупомянутые достоинства дополнительного поклонения, каждый мукалляф должен стремиться получить эти награды, постоянствуя в этих молитвах. К сожалению, люди в наши дни становятся все более небрежными в их выполнении и не обращают на них внимание. Соблюдение Сунны позволит приобрести любовь и получать помощь от Всевышнего.

Вопрос:

Какова позиция шафитского мазхаба касательно желательных намазов, совершаемых после обязательных и перед ними (раватиб). Сколько их, какие из них более желательны (муаккада), а какие – менее (гейр муаккада)? Разъясните, на какие виды делятся желательные (мандуб) молитвы.

Ответ:

Для начала надо разобраться с терминологией и понять, что подразумевается под такими категориями, как «сунна» и «мандуб». То, что вы назвали сунной в своем вопросе, – это желательные молитвы, которые факихи называют «раватиб», т. е. желательные молитвы, совершение которых связано с совершением обязательных молитв. В шафиитском мазхабе все молитвы, кроме обязательных, называются «нафль» или «татавву», и их синонимами являются «суннат», «хасан», «мураггаб фих», «мустахаб» и «мандуб». Всё это в книгах мазхаба – синонимы, и их заменяют словами «нафль» или «нафиля».

Что касается желательных молитв, которые совершаются до и после обязательных, то их задача – устранить и смыть небольшие неточности или забывчивость, которая нападает при совершении обязательных молитв.

Так как вопрос касается не обязательных молитв, а желательных, то тут существует множество мнений. Мы всегда должны проявлять гибкость в этих вопросах и понимать, что наличие разных мнений – это милость для общины. Но, тем не менее, достоверное мнение в мазхабе (аль-кавль аль-мутамад) хорошо разъяснено в книге «Фатх аль-муин» учеником имама Ибн Хаджара имамом аль-Маллибари, рахимахуллах.

Наш мазхаб делит желательные молитвы на две группы:

1. Молитвы, которые желательно совершать с джамаатом, и это два праздничных намаза, кусуф и хусуф (намазы лунного и солнечного затмения), истиска (намаз испрашивания дождя) и таравих.

2. Намазы, которые желательно совершать индивидуально, такие, как раватиб, витр, зуха, намаз приветствия мечети (тахият масджид), истихара, намазы, совершаемые в Мекке (таваф и ихрам), намаз, совершаемый после омовения, аввабин (намаз между магриб и иша), тасбих и ташахуд.

Намазы-раватиб (ещё их называют «ас-сунан ар-ратиба маа аль-фараид», т. е. сунны, которые совершают вместе с обязательными молитвами) – это желательные молитвы (нафиля), которые совершают до или после обязательных молитв. Они, в свою очередь, делятся на два вида: раватиб муаккада и раватиб гейр муаккада.

Общеизвестно, что раватиб муакада – это 10 ракаатов (одним из смыслов и мудростей того, что таравих состоит именно из 20-ти ракаатов, является удвоение количества раватибов муаккада, чтобы получить большую награду в этот благодатный месяц; на самом деле, таравих – это тоже вид раватиба).

Итак, 10 раватибов муаккада:

Два ракаата перед субх;

Два ракаата до зухра;

Два ракаата после зухра;

Два ракаата после магриба;

Два ракаата после иши.

Раватиб гейр муаккада – это 12 ракаатов:

Два дополнительных ракаата перед зухром;

Два дополнительных ракаата после зухра;

Четыре ракаата перед асром (с двумя саламами);

Два коротких ракаата перед магрибом (в промежуток времени между азаном и икаматом)

Два коротких ракаата перед ишей (в промежуток времени между азаном и икаматом).

В итоге получается 22 ракаата каждый день.

Более корректное понимание значимости желательных молитв лежит не в терминах «сунн», «мандуб» или «нафль», как может показаться на первый взгляд. Все намазы по их значимости можно разделить на две группы:

1. Обязательные молитвы;

2. Желательные (нафль, татавву, суннат, хасан, муггараб фих, мустахаб, мандуб).