Моторная алалия у ребенка 6 лет. Алалия у ребенка — симптомы, признаки и диагностика

Содержание

Первый членораздельный звук, сказанное слово или предложение от ребенка для родителей – всегда особое событие. При достижении более осознанного возраста дети становятся очень разговорчивы и болтают без умолку. Бывает и так, что ребенок растет, но окружающие начинают замечать у него проблемы с речью. Это явление бывает симптомом детского заболевания – алалии. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечение, тем больше шансов у малыша на восстановление членораздельной речи.

Алалия у детей

Общее недоразвитие речи (ОНР) или алалия – это отсутствие речи или ее недоразвитие при учете хорошего слуха и нормального развития интеллекта у ребенка. К возникновению явления приводят органические нарушения корковых частей головного мозга. В отличие от афазии (расстройство раннее сформированной речи) алалия характеризуется полным отсутствием экспрессивной и импрессивной речевой деятельности. Реже у таких детей наблюдается скудный словарный запас с нечленораздельными звуками.

Причины

Алалия бывает врожденной или рано приобретенной в доречевом периоде (в первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга). К внутриутробным органическим нарушениям речевых центров головного мозга могут привести следующие факторы:

  • асфиксия плода;
  • внутриутробное инфицирование ребенка;
  • сильный токсикоз во время беременности;
  • угроза самопроизвольного выкидыша;
  • хронические соматические болезни у матери – гипотония, артериальная гипертензия, нарушения функций легких или сердечная недостаточность.

В анамнезе детей с данной патологией часто прослеживается участие не одного, а целого ряда факторов-провокаторов. Алалия может развиться на фоне гипоксии плода, отягощенной осложнениями во время родов, недоношенности, преждевременного родоразрешения или во время внутричерепной травмы у ребенка из-за неправильного использования инструментальных акушерских приспособлений.

Некоторые исследования нашли взаимосвязь между нарушением развития речевого центра и наследственностью. К появлению алалии могут привести длительные заболевания у детей в первые годы жизни, проведение операций с применением общего наркоза. Этиопатогенетические причины алалии (факторы, возникшие в первые годы жизни малыша) включают:

  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложненные вирусные заболевания – пневмония, ОРВИ, грипп;
  • рахит;
  • гипотрофию.

В результате органических повреждений речедвигательного анализатора, у ребенка наблюдается замедленное созревание нейронов, которые часто остаются нейробластами – нервными окончаниями, сформированными на стадии зародыша. В результате таких нарушений снижается возбудимость нервных окончаний, инертность основных процессов головного мозга, функциональная истощаемость.

Классификация

Существует несколько типов патологии, которые различают по зоне поражения головного мозга, степени и механизму развития. Официальная медицина виды алалии делит по системе Ковшикова на:

  • Моторную патологию (Alalia motoria) – неправильное развитие экспрессивной речи. Ребенок понимает, что ему говорят, но ему сложно произносить слова самому. Моторная алалия разделяется еще на два типа, в зависимости от зоны поражения мозга:
    1. афферентный – поражение нижних теменных отделов левого полушария с кинестетической артикулярной апраксией;
    2. эфферентный – неправильное развитие премоторной коры (центр Брока) с кинетической артикулярной апраксией.
  • Сенсорные отклонения (Alalia sensoria) – недоразвитие импрессивного типа речи. Патология возникает при поражении коркового отдела центра Вернике (задней верхней височной извилины). Ребенок хорошо слышит окружающих, но не понимает их речь.
  • Слухоречевой тип отклонений (сенсомоторная алалия) – поражается вся сенсомоторная область коры мозга. Малыши с такими отклонениями не только не могут воспроизвести звуки, но и не понимают, что им говорят взрослые.

Симптомы алалии

Общая клиническая картина заболевания характеризуется поздним появлением речевых реакций у ребенка, скудностью словарного запаса, неправильным звукопроизношением и нарушением фонематических процессов. У детей-алаликов часто наблюдаются невротические реакции на свою бессвязную речь, вторичная задержка психологического развития, аграмматизм.

Они быстрее устают, по сравнению со сверстниками, обладают пониженной подвижностью и плохо концентрируют внимание. Если заболевание вовремя не начать лечить, в процессе школьного обучение алалия может перейти в нарушения письменной речи – дисграфию или дислексию. Помимо общей симптоматики, в зависимости от формы патологии, могут присутствовать и другие признаки речевых отклонений.

Моторная

К характерным признакам этого типа патологии относят недоразвитость первичных речевых проявлений. Они будут заметны с самого рождения малыша. Такие дети не умеют гулить, а их лепет сводится к монотонному произношению отдельных звуков. По особенностям поведения такие малыши могут быть гиперактивными или, наоборот, малоподвижными. Многие из алаликов имеют сниженную концентрацию внимания, быстро устают.

Становясь старше, такие дети с трудностями обучаются навыкам самообслуживания – не могут самостоятельно застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, одеться. Неврологическая симптоматика моторной алалии выражается в слабом развитии мелкой моторики рук, плохой координацией движений, неловкостью. У алаликов часто страдает и интеллектуальное развитие, пробелы в котором восполняются со временем развития правильной речи. На фоне неречевой активности может появиться заикание.

Фразовый запас у алаликов с моторной патологией очень скудный. Новые слова запоминаются с большим трудом. Такие малыши часто неуместно вставляют фразы, заменяют сложные речевые конструкции простыми обиходными терминами. Характерной чертой моторной алалии считается преобладание в словаре ребенка существительных в именительном падеже на фоне резкого отказа от использования других частей речи. В запущенных случаях при моторной алалии могут вместо слов могут проскальзывать «лепетные» фразы и звукоподражание с активной жестикуляцией и мимикой у ребенка.

Сенсорная

При этой форме алалии ведущим симптомом является нарушение восприятия смысла речи окружающих на фоне хорошего слуха у ребенка. Активность малышей с сенсорной алалией повышена, но их речь представляет собой набор непонятных звуков, словосочетаний, обрывков слов. В монологе таких пациентов присутствуют:

  • множественная персеверация – навязчивое повторение слогов, букв, звуков;
  • парафазия – искусственное создание слов;
  • эхолалия – неконтролируемое повторение чужих слов;
  • контаминация – объединение части разных слов в одно целое;
  • элизия – пропуск слога в слове или фразе с целью облегчения произношения.

Сенсорная алалия грубой формы характеризуется полным отсутствием понимания речи, но даже если ребенку и понятен смысл сказанного в определенном контексте фразы, то при изменении темпа голоса, смены порядка слов в предложении понимание теряется. Часто для восприятия слов взрослых такие дети пользуются техникой чтения по губам. Грубое нарушение речи приводит к вторичным изменениям личности, задержке интеллектуального развития.

Диагностика алалии

Дети с нарушениями речевого аппарата нуждаются в консультации невролога, отоларинголога, логопеда, психолога. Каждый врач, чтобы поставить диагноз алалия, должен прежде провести ряд диагностических тестов. Неврологическое обследование состоит из проведения:

  • эхоэнцефалографии (ЭЭГ) – неинвазивный ультразвуковой метод компьютерной диагностики, который позволяет определить наличие патологических процессов или изменений в структуре мозга;
  • рентгенография черепа – необходима для выявления повреждений черепной коробки, кровоизлияния;
  • МРТ (магнито-резонансной томографии) головного мозга – помогает врачам обнаружить опухоли, аневризмы и некоторые проблемы нервной системы.

Для исключения тугоухости врач отоларинголог может дополнительно назначить другие диагностические тесты: отоскопию (помогает рассмотреть слуховой проход и барабанную перепонку), аудиометрию (оценка остроты слуха) или другие методы оценки функциональности слуха. Дополняет картину нейропсихологическая диагностика речеслуховой памяти, проводят которую с помощью специальных тестов.

Для составления полного понимания ситуации врач должен изучить перинатальный анамнез пациента, расспросить родителей о наличии каких-либо отклонений в поведении ребенка до года. Особое внимание специалисты обращают на развитие психомоторного и речевого аппарата. Для этого проводят тесты на усвояемость устной речи, лексического или грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционную моторику. Дифференциальную диагностику на алалию обязательно проводят у детей с аутизмом, олигофренией, дизартрией.

Лечение алалии

К терапии патологии врачи подходят комплексно. Используются приемы психологической и педагогической коррекции, ребенка отправляют на занятия к логопеду, используют медикаментозное лечение. Для алаликов в России существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, центры по коррекции речи, программы для санаторно-оздоровительного отдыха.

Медикаментозное лечение

Лечение с использованием препаратов проводят для стимуляции развития определенных структур головного мозга. Прописывают неотропные лекарства:

  • Гаммалон – препарат, способствующий восстановлению обменных процессов в головном мозге, удалению токсических продуктов метаболизма. Гаммалон обеспечивает нормальную динамику формирования нейронов, повышает продуктивность мышления, улучшает память. Таблетки содержат минимальный список побочных эффектов, среди которых выделяются лишь: тошноту, бессонницу, незначительное увеличение температуры тела.
  • Когитум – в качестве активного компонента представлена ацетиламиноянтарная кислота (аналог биологического соединения, содержащегося в головном мозге). Препарат нормализует процессы формирования нервной активности, обладает психостимулирующим эффектом. Лекарство не назначают до 7 лет.
  • Кортексин – порошок для приготовления раствора для внутримышечного введения. Лекарство улучшает мозговой метаболизм, снижает количество свободных радикалов, улучшает концентрацию внимания, память, повышает способность к обучению. Кортексин противопоказан при индивидуальной непереносимости компонентов состава.
  • Цераксон – прозрачная жидкость с характерным клубничным запахом для перорального приема. Препарат обладает широким спектром действия: препятствует образованию свободных радикалов, предотвращает гибель нейронов, восстанавливает поврежденные мембраны клеток головного мозга, снижает скорость действия фосфолипаз. В связи с отсутствием клинических данных лекарство с осторожностью назначают до 18 лет.
  • Энцефабол – повышает метаболизм в тканях головного мозга, улучшает кровообращение, память, восприятие речи. Препарат выпускается в двух формах – таблетки и суспензия для приема внутрь. Лекарство можно использовать для монотерапии алалии, начиная с двухмесячного возраста.

Логопедическая коррекция

Важную роль в постановке правильной речи играет работа логопеда. Коррекционное воздействие может проводиться как в специализированных центрах или дошкольных учреждениях, так и в виде частных уроков. Для достижения эффективности логопедические занятия сопровождаются домашним обучением больного ребенка. Работа логопеда направлена на:

  • стимуляцию речевой активности ребенка;
  • формирование богатого словарного запаса;
  • развитие связной, членораздельной речи;
  • развитие психических функций;
  • устранение косноязычия;
  • восстановление артикуляторных движений;
  • формирование звукопроизношения и грамматически правильного оформления высказывания;
  • всестороннее развитие ребенка – обучение двигательным навыкам, пониманию смысла сказанного.

Физиотерапевтическое лечение

Вместе с медикаментозной терапией и занятиями у логопеда врачи посоветуют родителям пройти курс физиотерапии. Эффективность в лечении общего речевого недоразвития показывают:

  • Водолечение – процедура основана на химическом, механическом или температурном воздействии воды на организм. При алалии рекомендуют общие лечебные ванны, посещение бань или саун, маски и аппликации с продуктами моря, обливание или орошение ребенка морской водой.
  • Лазеротерапия – лечение при помощи низкоинтенсивного светового излучения. Процедура оказывает иммуностимулирующее, сосудорасширяющее воздействие, увеличивает восприимчивость организма к медикаментозной терапии. При алалии применяют лазерное облучение крови.
  • Общая магнитотерапия – физиотерапевтическое воздействие на весь организм постоянным или импульсным магнитным полем. Процедура улучшает метаболизм и кровообращение, уменьшает болезненность нервных пульсаций.
  • Дециметровая терапия (ДМВ) – метод, основанный на воздействии электромагнитного поля сверхвысокой частоты. ДМВ-лечение помогает при хронических заболеваниях – пневмониях, бронхитах, воспалениях среднего уха.
  • Электрофорез – процедура введения медикаментозных препаратов в организм через кожу человека.
  • Транскраниальная электростимуляция – воздействие на ствол головного мозга электрическим током. Процедура нормализует работу нервных механизмов, обладает успокаивающим, нейротрофическим эффектом.
  • Рефлексотерапия (ИРТ) – воздействие на рефлекторные точки человека, расположенные на коже. Воздействие на мышцы осуществляется с помощью игл, температурой, электрическим (электропунктура) или магнитным полем. Процедура помогает запустить в мозге систему самовосстановления.

Видео

Внимание! Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Дети в возрасте до года озвучивают свои требования невнятным набором звуков. Со временем они постепенно обучаются словам и выражаются все более понятно и четко. Однако, случается, что в положенный срок ребенок не начинает говорить.

Он либо молчит вовсе, либо произносит отдельные сочетания звуков, не имеющих между собой связи.

Причиной такому повороту событий может быть в силу неразвитости речи по тем или иным причинам. От чего возникает алалия и каковы ее симптомы, рассмотрим далее.

Что представляет собой алалия

, для которой характерно отсутствие речи у ребенка в результате ее недоразвития, или полного ее отсутствия.

Провоцируется данное состояние патологиями в речевых центрах головного мозга. Изменения в данных центрах чаще всего происходят в период внутриутробного формирования организма либо в раннем детстве - в возрасте до 36 месяцев .

Дети с патологией развития речи могут иметь достаточно высокий уровень развития, однако, не могут говорить , либо используют для выражения эмоций крайне малый словарный запас.

Сложность в диагностировании алалии заключается в невозможности точно определить симптомы на ранних сроках. Как правило, диагноз ставится тогда, когда ребенок уже должен был говорить, но не делает этого.

Наиболее часто алалия диагностируется у дошкольников, а также у детей младшего школьного возраста. Также отмечено, что среди мальчиков патология встречается чаще, нежели среди девочек.

Часто случается, что родители путают данное заболевание с глухотой или немотой. Симптоматика у патологий схожая, но это абсолютно разные болезни. Проверить малыша можно в грудном возрасте, обращаясь к нему с разной интенсивностью голоса. Проследив за реакцией ребенка, можно сделать вывод, способен ли он реагировать на голос. Детей в возрасте от года можно попросить подать определенный предмет, игрушку. Так можно понять, понимает ли ребенок речь.

Причины патологии

могут быть самыми различными:

  • Механическое воздействие на плод при вынашивании или во время родов;
  • Осложнения беременности в результате сильного токсикоза, а также в результате хронических заболеваний, которыми болела беременная женщина;
  • Патологическое течение беременности с угрозой выкидыша;
  • Осложнения в ходе родовой деятельности: стремительные или затяжные роды;
  • Инфицирование матери или плода во время родов;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Травмы во время родов;
  • Асфиксия.

Алалия также может возникнуть при неправильном использовании медицинских инструментов при родах. Также спровоцировать нарушение развития речевых центров может болезнь, истощающая нервную систему. Частые простудные и вирусные заболевания, неблагоприятные условия могут стать причиной возникновения заболевания.

Виды заболевания

В нормальном состоянии речевые центры головного мозга отвечают за две формы речи: импрессивную (понимание услышанного, построение образов) и экспрессивную (умение выражать мысль словами). В зависимости от типа нарушения в речевом центре, различают три вида алалии: сенсорная, моторная и смешанная.

  1. . Для этого типа характерно нарушение восприятия речи речевой анализатором. Ребенок слышит слова, однако, не может связать между собой названия предметов и образы. Другими словами, человек не понимает обращенной к нему речи. Дети с данным видом патологии не откликаются на обращенную к ним речь и не отзываются, если их окликнуть. В некоторых случаях в совокупности с данным типом нарушения наблюдается интеллектуальная недоразвитость.
  2. . Нарушение в формировании экспрессивной речи. Ребенок понимает обращенные к нему слова, но испытывает затруднения в формировании собственной речи. Для таких детей характерно позднее развитие речи- к пяти годам, малый словарный запас и рассеивание внимания. Моторная алалия поддается лечению в большей степени, нежели две других формы.
  3. Смешанная - сенсорно-моторная алалия . Иными словами, тотальная алалия. Возникает при полной недееспособности речевых центров головного мозга. Ребенок не только не может говорить, но и не различает речь других людей. Абсолютно все дети с подобным типом патологии отстают в интеллектуальном развитии.

Сенсорная алалия: симптомы

относится к тяжелым видам речевых патологий. Как правило, ребенок слышит произносимую речь, но не понимает ее. Осмысленная речь у таких детей отсутствует. Они могут произносить звуки в хаотичном порядке. Также наблюдается расторможенность речи, то есть малыша трудно заставить помолчать.

У больных сенсорной алалией может наблюдаться обостренная реакция на окружающие звуки - гиперакузия .

Речь сенсорных алаликов заключается в навязчивом повторении звуков и их сочетаний, а также в эхолалии - повторении услышанных слов.

Дети с сенсорной алалией отличаются повышенной «разговорчивостью»: они произносят множество звуков, однако речь их не имеет смысловой нагрузки.

При легкой форме сенсорной алалии дети способны отличать определенные интонации и словосочетания. Некоторые из таких детей с возрастом учатся читать по губам произнесенные слова.

Тяжелая форма заболевания "сенсорная алалия" характеризуется полной неспособностью различать человеческую речь. У алаликов с такой формой патологии наблюдается повышенная возбудимость и неспособность к длительному удерживанию внимания. Тяжелая форма патологии провоцирует недоразвитие памяти и нарушения со стороны психического здоровья.

Моторная алалия: симптомы

Первые проявления моторной алалии можно заметить в младенчестве. Младенец не гулит (в лепете слышны однотонные звуки), а к наступлению года не произносит отдельные слоги . Такие дети начинают произносить слова только к пяти годам. Речь их крайне скудна. Дети с моторной алалией путаются в склонении слов, испытывают затруднения в формировании предложений. Голос у больных зачастую громкий. Правильное произношение характерно в случае с мягкими согласными звуками.

Для моторной алалии характерны фонетические изменения в словах со схожим буквенным набором. Сходно звучащие слоги выступают для ребенка, как бы взаимозаменяемыми. Малыш слышит слова, но толкует их неправильно, в результате чего не может правильно понять вопрос и ответить на него.

Если у ребенка наблюдаются «спутанные» буквы («векта» вместо «ветка») это еще не значит, что малыш имеет патологию "моторная алалия". Насторожиться следует, если к поступлению в первый класс школы ребенок все еще стойко произносит исковерканные слова. В таком случае нужно обратиться к логопеду.

При легкой форме моторной алалии ребенок чаще всего высказывается словосочетаниями в именительном падеже, а также не согласовывает окончания слов. В целом его речь понятна, несмотря на неправильные грамматические строй речи.

Тяжелая форма моторной алалии сопровождается формированием отдельных звуков вместо полноценной речи. Такие дети чаще всего гиперактивны и неспособны сосредотачивать внимание. Для алаликов также характерна психическая заторможенность и неспособность выполнять мелкомоторные функции.

Диагностирование

Для проведения обследования на предмет неправильного развития речевых центров, проводится посещение следующих специалистов:

  • Педиатр;
  • Невролог;
  • Отоларинголога;
  • Психолог;
  • В некоторых случаях - нейрохирург.

Дифференциальное обследование малыша помогает исключить другие заболевания с подобной симптоматикой. Для обследования мозга используют один из следующих методов: исследование при помощи рентгеновских лучей, ЭЭГ, МРТ. Отоскопия и аудиометрия проводятся с целью исключить вариант с тугоухостью.

При обследовании также осуществляется опрос матери относительно протекания беременности, ее состояния во время вынашивания ребенка.

Лечение

Алалия у детей подлежит лечению комплексными методами: необходимо медицинское лечение, педагогическая и психологическая помощь.

Медикаментозное лечение

Лечение при помощи медицинских препаратов включает в себя прием средств, стимулирующих развитие структур центральной нервной системы. Деям прописывают неотропные препараты в качестве монотерапии.

Дозировку и длительность курса определяет лечащий врач индивидуально для каждого больного ребенка. Как правило, длительность приема неотропных стимуляторов проводится на протяжении трех месяцев, а затем повторяется после небольшого перерыва.

Пока нет достоверных доказательств эффективности медикаментозного лечения в случае с детской алалией.

Помимо медикаментозного лечения, проводится коррекция детского рациона. Особую роль в выздоровлении играет наличие всех необходимых питательных веществ. При помощи витаминно-минеральных комплексов осуществляется укрепление иммунитета и общеукрепляющая терапия.

Физиотерапия при алалии

Курсы физиотерапии дают положительные результаты при лечении общего речевого недоразвития. Эффективным считается водолечение, имеющее тонизирующее, расслабляющее и общеукрепляющее действие.

Имеет также смысл электротерапия, действие которой направлено на стимуляцию мозговых центров слабыми электрическими импульсами. Процедура заключается в воздействии на определенные точки на теле, отвечающие за нейрогуморальную передачу рефлексов.

Занятия с педагогом

Медикаментозное лечение не имеет смысла без параллельных занятий больного ребенка с логопедом. Педагогическая коррекция заключается в следующих приемах:

  • Развитие артикуляционного аппарата путем повторения звуков и развития правильного произношения;
  • Формирование связей между словами и образами. При помощи картинок педагог учит ребенка понимать смысл сказанного и правильно использовать окончания слов. Особенно актуальна терапия при сенсорной алалии.
  • Изучение новых слов и фраз во время развития мелкой моторики. Дети учатся лепить из пластилина и рисовать, при этом озвучивая происходящее;
  • Логопедический массаж направлен на развитие мышечной системы рта и формирование правильного произношения звуков. Дети учатся правильно складывать губы во время произношения, тянуть звуки, удерживать язык у неба.

Адаптация в социуме

Дети, которым был поставлен диагноз сенсорная алалия или моторная, нуждаются в социализации, поскольку общение с людьми помогает развиваться речевым центрам мозга, а также формирует способность удерживать внимание и контролировать эмоции.

Существуют специальные школы, где проводится обучение малышей с подобными отклонениями. Также есть отдельные санатории и группы внеклассных занятий, где с алаликами работают специалисты.

Алалия - серьезное нарушение развития, поэтому за возникновением речевых функций у ребенка нужно следить начиная с первых месяцев жизни. Неоказание вовремя помощи ребенку с алалией может привести к инвалидности.

Лечение нарушений речевых центров - процесс длительный. Только систематические занятия в совокупности с физиотерапией и медикаментозным лечением дадут положительный результат.

Наиболее тяжелым в плане лечения и симптоматики среди нарушений речи у детей является развитие у них алалии. Алалия или отсутствие речи – это состояние, связанное с поражением головного мозга, проявляющееся отсутствием у ребенка способности к разговору. При этом таких детей необходимо отличать от детей с отсутствием слуха и детей с умственной отсталостью. В первом случае отличительной чертой детей с алалией будет реагирование ребенка на звуки, а во втором случае дети с умственной отсталостью имеют сниженный интеллект, который не восстанавливается при проведении медицинской реабилитации. У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из-за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе.

Причины алалии

Причины развития алалии у детей связаны с поражением головного мозга. Это может происходить как во время внутриутробного развития, так и на первом году жизни ребенка, когда происходит формирование головного мозга, а значит, его структуры могут быть подвержены патологическому воздействию.

Во время беременности на развитие головного мозга могут оказывать влияния различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно-плацентарная недостаточность, курение и злоупотребление алкоголем матери. Повреждения головного мозга ребенка могут наблюдаться и в период родов. В это время поражение мозга связано с развитием острой гипоксии новорожденного. Это может происходить при длительном стоянии головки ребенка в малом тазу, раннем излитии околоплодных вод, слабости родовой деятельности, стремительные роды, обвитии пуповины вокруг шеи ребенка, родовая травма, переохлаждение ребенка и отсутствие поступления питательных веществ в первые часы после родов. На первом году жизни ребенка возможно поражение головного мозга вследствие перенесенных тяжелых вирусных инфекций (менинго-энцефалита, краснухи), травматического повреждения головного мозга (ушибы, закрытые черепно-мозговые травмы).

Оптимальным сроком для постановки ребенку диагноза является возраст 2,5-3 года. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть сформированы основные словарные формы, он начинает правильно пользоваться числительными и падежными наклонениями. В более раннем возрасте алалию можно только заподозрить, так как речь ребенка в этот период еще только развивается, у некоторых детей быстрее, у других медленнее. Если у ребенка выявляются какие-либо симптомы алалии в возрасте до 3-х лет, то он должен наблюдаться у логопеда для помощи в формировании речи и, при отсутствии эффекта от лечения, для направления в специализированный детский сад.

Симптомы алалии

Для развития алалии у ребенка должно произойти нарушение деятельности в определенных участках головного мозга. Большое значение в развитии данной патологии имеет поражение двух структур больших полушарий головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти структуры головного мозга отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих. В зависимости от того, какой из центров поражается у ребенка, принято различать моторную и сенсорную алалию.

Моторная алалия связана с поражением центра Брока, отвечающего за формирование речи. Данное состояние чаще всего возникает у детей, родители которых слишком опекают своего ребенка. Эта опека может быть связана с перенесенным заболеванием в раннем возрасте либо с тяжелыми родами. Дети в таких семьях отличаются упрямством, раздражительностью, капризностью. У детей с моторной алалией наблюдается отсутствие навыков самообслуживания: они не могут сами завязать шнурки, бант, не способны самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы. Обращает на себя общее нарушение движения у детей: они не могут прыгать на одной ноге, не способны пройти по бревну, очень часто спотыкаются и падают, не могут ритмично двигаться под музыку. Для детей с моторной алалией характерно несколько уровней развития речи: от полного отсутствия речи, до наличия развернутой фразовой речи с наличием незначительных отклонений.

Речи детей с моторной алалией первого уровня для обычного слушателя совершенно непонятна: «тя бах» - чашка упала. Помогает разобраться в том, о чем говорит ребенок конкретная ситуация в которой произносится фраза, мимика ребенка, жесты. Чаще всего ребенок не может выразить свои чувства, сказать, в чем он нуждается, поэтому такие дети остаются вне речевого общения.

Для второго уровня развития речи при моторной алалии характерно появление возможности выражать отдельные наблюдения в более понятной для окружающих форме: «Тятя кутил сяик Кате» - Папа купил шарик Кате.

Дети с третьим уровнем речевого развития используют более развернутые высказывания, но они содержат лексико-грамматические ошибки.

Отличительной чертой моторной алалии является понимание речи, обращенной к ребенку. Он может выбрать правильную картинку с животным, которую его просят показать. Но происходит нарушение в понимании числа и падежных склонений слов. Ребенок не может разобраться, что от него просят, когда ему предлагается показать на картинках где «купается собака», и где «купаются собаки». Это объясняется тем, что дети понимают только лексическое значение слова и не могут воспринимать окончания, приставки, предлоги. Для устранения подобных отклонений необходимо проводить занятия с ребенком в специализированных детских садах и школах, так как такие дети не способны воспринимать общеобразовательную школьную программу.

Сенсорная алалия связана с повреждением центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих. В этом случае отсутствие речи у ребенка связано с тем, что он не понимает смысла услышанного слова и не может связать его с конкретным предметом. В этом случае часто происходит неправильная постановка диагноза, и таких детей зачисляют в ряды слабослышащих, хотя слух у них сохранен полностью. Очень часто при сенсорной алалии наблюдается такое явление, как эхолалия. При этом явлении ребенок повторяет только что услышанное слово. При этом вместо ответа на заданный вопрос ребенок просто повторяет адресованный ему вопрос. Так как дети не понимают адресованных им слов, то они не могут правильно выбрать картинку животного из представленных, но при этом самостоятельно показывают животное и пытаются его назвать.

Для исключения нарушения слуха при сенсорной алалии ребенка направляют к врачу сурдологу, который проводит определение слуха у ребенка при помощи специальной аппаратуры. После исключения нарушения слуха ребенка отправляют к психиатру и логопеду для назначения лечения. Для исключения умственной отсталости у ребенка проводят ряд тестов, в ходе которых ребенка просят воспроизвести какую-либо структуру по образцу. Это может быть башенка с кирпичиками разного цвета и размеров, выложенные из мозаики различные геометрические фигуры. Ребенок с умственной отсталостью не способен справится с поставленной задачей.

Дети с сенсорной алалией встречаются довольно редко, но при этом данное состояние очень тяжело поддается коррекции. Возможно только частичное улучшение состояние для подготовки ребенка к обучению в специализированных школах для детей с нарушением речи.

Лечение алалии

Одним из наиболее часто применяемых способов лечения алалии у детей является стимуляция определенных участков кожи низкочастотными импульсами тока. Эти участки кожи являются проекцией речевых зон головного мозга и при их стимуляции происходит активация нервных окончаний. Однако данный способ лечения не имеет научно-обоснованной базы и при применении только данного способа для лечения детей не оказывает никакого терапевтического эффекта, поэтому применение нейростимуляции речевых зон не всегда обосновано.

Наиболее приемлемый способ лечения – это логопедический массаж, направленный на стимуляцию мышц, участвующих в процессе формирования звуков (мышцы языка, губ, щек). Для этого проводят непосредственный массаж этих мышц при помощи пальцев или специальным зондам или проводят с ребенком специальные упражнения: поднять язык вверх и удерживать его в этом положении, надувать щеки, вытягивать губы в трубочку.

Нельзя забывать и про физиотерапевтическое лечения. У детей может применяться лазеротерапия, магнитотерапия, водолечение, для старших детей возможно применение иглорефлексотерапии. Физиотерапевтическое лечение проводится курсами. Назначение данных процедур на постоянной основе недопустимо.
Процесс лечения очень длительный и требует хорошего знания данной патологии логопедом, который занимается коррекцией речи у ребенка. Чаще всего лечение проводят в специализированных детских садах и школах для детей с нарушением речи.

Врач педиатр Литашов М.В.

Алалия – расстройство речевой функции, при котором ребёнок не может частично (с бедным словарным запасом и проблемами при построении фраз) или полностью разговаривать. Но для заболевания характерно то, что умственные способности не нарушаются, ребёнок все отлично понимает и слышит. Основными причинами недуга считаются осложнённые роды, заболевания или травмы головного мозга, полученные в раннем возрасте. Заболевание можно вылечить при продолжительном посещении логопеда и с помощью приёма медикаментов.

Несмотря на свою редкость, болезнь чаще диагностируется у мальчиков, нежели у девочек. Может иметь разную степень тяжести протекания – от самой серьёзной, при которой речь появляется только после десяти лет, до более лёгкой, аналогичной недоразвитости речи. Самое важное - отличать данное расстройство от . В основном у детей не наблюдается нарушений в развитии (оно может нарушиться лишь под воздействием гнёта общественности и сверстников). При несвоевременном лечении в раннем возрасте в дальнейшем у ребёнка будут наблюдаться проблемы с социальной адаптацией, трудности в поиске своего места в обществе.

Этиология

Поскольку данная болезнь может сформироваться в утробе матери или на ранних годах жизни, причины её появления также различаются на внутриутробные и внешнего влияния.

К первой группе факторов относят:

  • неудачные попытки будущей матери избавиться от плода;
  • угроза выкидыша;
  • бесконтрольное употребление медикаментов будущей матерью;
  • осложнённый у матери, проявляющийся и ;
  • недостаточное поступление кислорода к плоду;
  • нездоровый образ жизни, который вела женщина, будучи беременной;
  • непосредственные травмы живота или падения на него во время беременности;
  • различные заболевания женщины, сопровождавшие период вынашивания ребёнка, среди которых – недостаточность, или , или и т. п.;
  • преждевременные или осложнённые роды, акушерское вмешательство в процесс.

Среди причин, влияющих на формирование алалии у детей в возрасте до трёх лет, выделяют тяжёлое течение таких недугов как:

  • . Может появиться от укуса насекомого или контакта с ядовитым растением;
  • , вызванный бактериями или грибками;
  • различные черепно-мозговые травмы;
  • нарушения в функционировании центральной нервной системы;
  • двусторонняя ;
  • недостаточное внимание со стороны родителей к обучению ребёнка простым словам или фразам;
  • хирургическое вмешательство, проводимое под наркозом.

Врачи отмечают, что алалия возникает не от одного фактора, а от одномоментного влияния нескольких причин.

Разновидности

В медицинской сфере существует множество классификаций заболевания, но в наше время врачи логопеды пользуются таким разделением расстройства речи:

  • сенсорная алалия – характеризуется тем, что ребёнок не воспринимает то, что ему говорят, он просто не понимает чужую речь, но при этом он может слышать, издавать звуки и выговаривать простые слова. Поток речи у него несвязный и неразборчивый;
  • моторная алалия – в случае с прогрессированием такого типа недуга, ребёнок выговаривает слова тихо и невнятно, но в большинстве случаев дети вовсе не могут разговаривать. Понимание того что говорят другие люди не нарушено, ребёнок даже может показать понимание значения слов при помощи жестов;
  • сенсомоторная алалия – самая тяжёлая форма расстройства, сочетающая в себе неспособность к пониманию речи и её воспроизведению.

Симптомы

Признаки проявления заболевания зависят от формы недуга. Так, симптомами моторной алалии являются:

  • нарушение мелкой моторики. Ребёнок не может самостоятельно застегнуть пуговицы или завязать шнурки;
  • частая смена настроения;
  • чрезмерная активность может сменяться заторможенностью и малоподвижностью;
  • рассеянное внимание;
  • низкая работоспособность;
  • повышенная утомляемость;
  • полное отсутствие речи или неясное воспроизведение звуков;
  • скудный словарный запас, что обуславливает неполное понимание того, что говорят окружающие;
  • ярко выраженная мимика и жестикуляция.

Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:

  • повышенная восприимчивость к звукам, поскольку ничего другого дети не способны понимать;
  • бессмысленный и несвязный набор звуков и слов, который воспроизводит ребёнок;
  • широкое использование в общении мимики и жестов;
  • нарушения речи в виде пропуска букв в словах, неправильного окончания или соединения двух слов в одно;
  • небольшие нарушения памяти, дети очень сложно или, вообще, не запоминают новые слова;
  • импульсивность сменяется замкнутостью, а активность – пассивностью.

На фоне того, что ребёнок не может различать речь, которую ему говорят, у него проявляются способности к чтению слов по губам.

Диагностика

Поскольку алалия возникает на фоне проблем с функционированием головного мозга, то методы диагностики будут направлены на изучение степени и оценки повреждений в мозгу. Для этого маленькому пациенту необходимо пройти:

  • электроэнцефалографию – при которой проводится оценка передачи импульсов и активность головного мозга;
  • эхоэнцефалографию – изучение патологий мозга, которое проводится при помощи ультразвука;
  • рентгенографию черепа;

Для исключения моторной алалии и, соответственно, подтверждения сенсорной, проводятся дополнительные методы диагностики, среди которых:

  • отоскопия, которая проводится для исследования слухового прохода и барабанной перепонки;
  • аудиометрию – при помощи которой оценивается острота слуха и определяется минимальная сила звука, которую может услышать ребёнок.

Помимо этого, необходима консультация логопеда, который проводит диагностику и оценку слухоречевой памяти и речи. Также могут понадобиться консультации таких детских врачей, как невролог, отоларинголог и психолог.

Лечение

Терапия данного расстройства строится на результатах анализов и степени проявления симптомов, а поэтому будет разрабатываться для каждого маленького пациента индивидуально. Самым благоприятным возрастом для лечения недуга считается четыре года, именно в этот период ребёнок проявляет наибольший интерес к окружающему миру.

Общие методики лечения включают в себя:

  • курсы занятий с логопедом, который нередко совмещают с приёмом лекарственных препаратов. Занятия с врачом будут эффективны при всех формах болезни. Схема лечения составляется для каждого ребёнка отдельно - учитывается общее состояние здоровья, возраст и степень расстройства. Задача логопеда разработать речевую способность, научить правильно произносить слова и строить фразы, а также увеличить словарный запас. Приём медикаментов направлен улучшение питания головного мозга (полноценное снабжение его витаминами и питательными веществами);
  • проведение лечебных логопедических массажей лица. Такой способ лечения способствует тонизированию и расслаблению мышц лица, что может уменьшить проявление некоторых симптомов.
  • физиотерапию, цель которой - воздействовать на некоторые зоны головного мозга электрическими импульсами. Такой метод лечения не несёт вреда здоровью и совершенно безболезненный, поэтому его можно проводить малышам в возрасте менее одного года.

Если провести своевременное, а главное, грамотно подобранное лечение, ребёнок избавится от всех симптомов заболевания или научится их контролировать. Но главное - сможет обучаться в общеобразовательной школе и адаптироваться в обществе.

Не последнюю роль в терапии играет поддержка родителей, поскольку ребёнку важно знать о том, что его успехи в лечении не остаются незамеченными самыми близкими людьми, это даст дополнительный стимул к скорейшему выздоровлению, что ещё лучше способствует лечению.

Профилактика

Профилактика алалии в основном состоит в:

  • благоприятном протекании беременности, лучше всего, если в такой период жизни женщина будет находиться на курорте или в санатории;
  • отказе от вредных привычек будущей матерью ещё на этапе планирования беременности;
  • своевременном лечении инфекционных заболеваний, симптомы или осложнения которых могут нанести вред плоду;
  • ограждении от употребления лекарственных веществ без видимых на то причин или предписаний врачей;
  • обогащении питания витаминами и питательными веществами, которые должны поступать к плоду;
  • регулярном посещении акушера-гинеколога.

Алалия у детей – недоразвитость либо полное отсутствие речи у ребенка по причине поражения участка мозга, отвечающего за ее развитие. Необходимо, правильно диагностировать заболевание – алалию путают с отсутствием слуха или с отставанием в умственном развитии. В первом случае ребенок должен реагировать на звуки, а во втором – понимать речь взрослых людей, но не иметь способности к речи. По статистике, заболеванием страдает около 0,1 % населения. Мальчики подвержены заболеванию в два раза чаще девочек.

Причины возникновения болезни

Порок возникает во время внутриутробного развития плода, при родах или в раннем возрасте. Причинами развития заболевания во время беременности могут стать многие факторы:

  • хронические болезни матери;
  • интоксикации;
  • инфекционные заболевания родителей;
  • травмы плода;
  • нарушение кровообращения;
  • гипоксия плода;
  • курение и алкоголизм родителей.

При неблагоприятном течении родов возможны травмы мозга ребенка, способные привести к развитию заболевания:

  • при слабой родовой деятельности;
  • при обвитии пуповиной шеи ребенка;
  • при родовой травме.

В первый год жизни здоровье ребенка сильно уязвимо. Тяжелые заболевания, перенесенные в этот ответственный период, могут иметь серьезные последствия, в том числе и развитие алалии:

  • менинго-энцефалит;
  • краснуха;
  • голодание;
  • травмы головы;
  • простудные заболевания с осложнениями.

Симптомы заболевания

Для постановки правильного диагноза необходимо понимать, что заболевание может проявляться в одной из двух форм. Симптомы заболевания зависят от того, какая именно часть мозга была поражена.

При травмировании лобно-теменной части может развиться моторная форма болезни, при поражении височной части мозга характерна сенсорная алалия.

Если патология характерна для обоих частей, то можно говорить о наиболее тяжелой форме – смешанной.

Признаки моторной алалии

При моторной форме болезни ребенок понимает обращенную к нему речь. Трудности возникают при попытке ответить на вопрос или выразить свои мысли и пожелания.

В легкой форме заболевания ребенок заменяет сложные словоформы более простыми, иногда нарушена связь слов в предложении, присутствуют грубые грамматические ошибки.

В тяжелой форме речь ребенка труднопонимаема, он стремиться помочь себе активной мимикой и жестикуляцией.

Признаки заболевания начинают проявляться в совсем раннем возрасте. Должны настораживать следующие симптомы:

  • отсутствуют гуление и попытки произношения слов в первый год жизни;
  • нарушение мелкой моторики;
  • невозможность сосредоточить на чем-либо внимание;
  • путание падежей и склонений;
  • активная жестикуляция;
  • отсутствие памяти.

Родителей должны обратить на ребенка внимание специалистов, если для его речи характерны следующие признаки:

  • трудности с ответом на поставленный вопрос;
  • проглатывание окончаний;
  • лепет;
  • слишком громкое произношение;
  • неверное произношение знакомых слов;
  • нарушение письменной речи.

Такие нарушения могут говорить о наличии заболевания. Помимо этого, для ребенка характерны:

  • отсутствие внимания,
  • гиперактивность либо заторможенность,
  • раздражительность,
  • нежелание пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний,
  • нарушение мелких движений.

Сенсорная патология

Данная форма болезни встречается значительно реже. Для нее типично неправильное восприятие ребенком обращенной к нему речи при отсутствии нарушений со стороны слухового аппарата.

Нарушается способность понять смысл вопроса и отличить похожие по звучанию слова. Данная форма часто сопровождается задержкой в развитии. Дети с такой формой болезни не имеют задержек с гулением и лепетом в первый год жизни.

Для ребенка характерны:

  • совершенно невнятная речь;
  • повторение слов за другими людьми;
  • пропуски слогов;
  • соединение разных слов по отдельным слогам;
  • невозможность сопоставить предмет и его название;
  • непрерывной поток бессвязной речи.

Смешанный вид

При такой форме заболевания часто речь полностью отсутствует. Ребенок не в силах понять речь, не может ее распознать и ответить на вопросы.

Возможны легкие формы со скудным словарным запасом и плохим пониманием чужой речи и тяжелые формы с полным отсутствием речи.

Методы лечения

При подтверждении диагноза болезнь необходимо начать лечить как можно раньше. Успех лечения зависит от тяжести заболевания и усилий, направленных на то, чтобы вернуть ребенка к нормальной социальной жизни.

Различают несколько направлений в лечении:

  • логопедические упражнения;
  • логопедический массаж;
  • физиопроцедуры;
  • лечение лекарственными препаратами;
  • микротоковая рефлексотерапия.

Лечебные упражнения

Занятия с логопедом могут быть как индивидуальные, так и проводится в спецшколе. Положительный эффект может быть достигнут лишь при систематическом, долговременном лечении.

Логопед учит ребенка произносить отдельные слоги и слова и распознавать речь по звучанию. Рекомендуется делать гимнастику для языка, подолгу произнося звуки и добиваясь правильного звучания.

Необходимо показывать ребенку картинки с различными изображениями и научить связывать предмет с определенным звучанием слова.

По мере достижения прогресса, ребенку показывают изображение предмета и просят назвать его, а также показать и озвучить отдельные элементы. При определенных успехах необходимо делать акцент на правильных окончаниях слов, падежах и склонениях.

Развить навыки речи помогают занятие по мелкой моторике. Следует в игровой форме давать ребенку задание, требующее сосредоточенного, тщательного исполнения. Идеально подходят для этих целей рисование, лепка, вырезание, складывание, собирание матрешек и конструкторы.

Успех во многом зависит от того, как часто будут заниматься с ребенком дома. Одним занятий с логопедом будет недостаточно.

Необходимо ежедневно разучивать новые слова, пытаться отвечать на поставленные вопросы, соотносить картинку со словом.

Ребенку следует озвучивать свои действия, постепенно выдавая все более развернутые предложения.

Логопедический массаж

При алалии активно используется логопедический массаж. Он направлен на развитие отдельных мышц в ротовой полости, ответственных за правильное произношение.

Массаж проводится при помощи рук либо специального зонда. На состоятельность речевых мышц хорошо повлияют специальные упражнения: поднять язык к небу и удерживать его в этом положении, вытянуть губы трубочкой, совершать языком круговые движения во рту.

Физиотерапевтические процедуры

Физиотерапевтическое лечение должно проводиться определенными курсами. К логопедическим занятиям добавляются процедуры:

  • водолечение;
  • лазеротерапия;
  • магнитотерапия.

Медикаментозная терапия

Рацион питания больного ребенка должен быть сбалансированным и разнообразным. В обязательном порядке в ежедневном меню должны присутствовать животные и растительные белки, углеводы, свежие фрукты и овощи.

В рацион необходимо включать продукты, богатые витаминами и минералами.

Дополнительно ребенку прописывают прием витамина В12, В15. Применяют ноотропную терапию:препараты для улучшения кровоснабжения мозга (Гаммалон, Цераксон, Когитум, Кортексин).

Рефлексотерапия

Одним из современных методов лечения алалии является электро-рефлексотерапия. При помощи электрических импульсов стимулируются участки мозга, ответственные за образование и распознавание речи.

В результате лечения образуются новые нервные связи, что облегчает процесс обучения. Такой метод терапии может применяться только к детям старше 9 лет.

Продолжительность и частота курсов назначаются в зависимости от тяжести заболевания и возраста ребенка.

Возможные осложнения

У детей с данным заболеванием может появиться нарушение письменной речи. Особенно это характерно для моторной форме болезни.

Часто у детей возникают проблемы с чтением текста вслух, причем затруднения могут возникать со знакомыми словами, правильно произносимыми в обычной речи.

Осложнением алалии может стать заикание. Оно проявляется в раннем возрасте, при приобретении навыков устной речи.

В последнее время заикание детей с алалией стало наблюдаться значительно реже. Это связано с развитием более ранней диагностики болезни.

Профилактические меры

Любое заболевание легче предотвратить, чем лечить. Тем более это относится к такой трудно поддающейся лечению болезни, как алалия.

Мамам и женщинам, только готовящимся испытать радость материнства можно дать следующие советы:

Успех в лечении алалии зависит от многих факторов. Решающую роль играет степень поражения мозга. Даже при серьезной форме болезни лечение следует начать сразу после постановки диагноза.

Терапия должна быть комплексной и обязательно сопровождаться домашними занятиями. Упражнения следует выбирать интересные и разнообразные для поддержания интереса ребенка.

С помощью лечения возможно значительно улучшить состояние. Нередко бывает, что при правильном подходе и ранней диагностике ребенок к школьному возрасту догоняет своих сверстников и учится в обычном классе.

Как распознать алалию и не спутать ее с обыкновенной задержкой речью и другими подобными патологиями? Посмотрите предлагаемый видеосюжет, подготовленный «Маминой школой».