Что можно сделать в день ангела. Что такое именины и как их праздновать

Оглавление

Потеря традиции

Наверное, многим из нас была знакома такая картина: день рождения, вносится праздничный торт со множеством свечей и все гости поют: «Как на чьи-то именины испекли мы каравай, вот такой вышины, вот такой ширины… Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай…».

Эти незамысловатые слова детской песенки, которую еще и по сей день можно услышать на праздновании дня рождения, напоминают нам о позабытой традиции празднования именин.

Что же это за праздник?

Часто именинами называют день рождения человека, считая, что это одно и то же. На самом деле это не так, хотя в старину (а часто и в наши дни), выбирая имя для новорожденного, было принято называть детей именем того святого, почитание которого выпадало на день рождения ребенка. Таким образом, считалось, что ребенок будет под покровительством этого святого, а день рождения действительно совпадал с именинами.

Именины - это день памяти святого, чьё имя было дано человеку при крещении. Иначе сказать, это День Ангела, день памяти своего небесного покровителя, дня святого, имя которого мы носим.

В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения. Кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь - древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир.

Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями - в честь родственников, например.
Но именно при Крещении мы получаем свое церковное имя, с которым подходим к Таинствам Православной Церкви, с которым мы и отходим в вечность.

Это имя не всегда может совпадать с тем именем, которым нас назвали родители. Например, Анджела - это «паспортное», светское имя, которое родители по сентиментальным побуждениям дали малышке, а Ангелина - церковное имя, принятое при Крещении в честь прославленной Церковью преподобной жене - т. е. сербской королеве, ставшей монахиней.

Но как быть, если мы носим «приличное» православное имя, но крестили нас давно и неизвестно в честь кого? Как нам определить своего святого?
Если неизвестно, имя какого из одноименных святых мы носим, то согласно традиции, следует считать «своим» того святого, чья память в календаре приходится на сам день рождения или следует за днём рождения. Поэтому, несмотря на большое количество дат именин для некоторых имен, у каждого конкретного носителя имени могут быть всего одни именины в году, которые определяются датой его дня рождения. Хотя это и не мешает молитвенно отмечать и другие дни памяти своего святого Причащением святых Христовых Таин и благолепным застольем в кругу семьи.

Также в православном календаре существуют несколько дней в году, когда именины бывают всеобщими. Это, например, Неделя памяти всех святых (первое воскресенье после Дня Святой Троицы), и Неделя всех русских святых (второе воскресенье после Дня Святой Троицы), если мы носим имена русских подвижников благочестия.

Но в наши дни детей редко называют в честь святых, имя которых празднуется в день Крещения. Поэтому именины часто становятся отдельным праздником и их можно назвать духовным днём рождения, вхождения в Православную при особом покровительстве святого, имя которого ты носишь.

Это особенная греко-русская традиция, которой не знают, например, грузинская и болгарская православные церкви. Там человека называют не именем святого, а традиционными национальными именами, имеющими то или иное определенное положительное значение.

Тем более надо бы нам, жителям Великой России, ценить этот редкий обычай и возможность иметь, помимо ангела-хранителя нашего, еще и особого молитвенника за нас на Небесах перед Престолом Всевышнего. Надо бы повсеместно восстанавливать этот семейный и духовный праздник, как нить благородного преемства связывающий нас с благочестивыми обычаями многих поколений наших прославленных предшественников.

Надо бы, да не ценим. Казалось бы, в семье с празднованием именин появляется дополнительный к дню рождения праздник. Есть повод собраться за праздничной трапезой всей семьей, пригласить родных и близких, подарить и получить подарки, повысить культурный уровень семьи и приготовить программу торжеств - стихи, песни и пр.

Но… с сожалением приходится признать, что даже вечная склонность наших соотечественников праздновать всё что угодно, не «сработала» в этом случае, и истинная традиция празднования именин среди невоцерковленных россиян почти утеряна.

Мало того, при этом само понятие именин обросло целым ворохом суеверий, предрассудков и просто глупостей.

Например, рассуждают о «магии имени». Дескать, как и в честь кого назовут, так и проживешь.

В подрастерявшем за последние десятилетия веру народе считается, что если человека назвали, например, в честь великомученицы - будет всю жизнь мучиться и т. п., если преподобного - быть человеку бедным и так далее. А вот уж если в честь царя или великого князя - судьба малыша просто обязана быть блестящей, хоть и не делай для этого ничего! И листает лихорадочно будущая мама вместе с «опытными» родственниками православный календарь, читает краткие жития святых и с ужасом видит, что судьба её чаду уготована просто «катастрофическая»! Потому что то, что мы желаем себе и своим детям, резко отличается от того, что предлагает нам и что воплотили в своем жизненном подвиге многочисленные святые, имена которых мы, недостойные и ленивые, носим.

Как будто есть в православном календаре святые, жизнь которых «не годится» нам, дерзающим называть себя православными?! Как будто не к Богу ведет подражание жизни любого святого, в том числе и своего небесного покровителя?!

Хоть и называем мы себя православными, и дружно презираем иноверцев и сектантов, но как же отличаются наши личные, собственные ценности от церковных!

Чего желает большинство из нас? На словах да, конечно, Царства Небесного. А на деле?

Нам бы побольше денег и счастья, а «Царство Небесное» приложится нам! Святости же мы недостойны, зато вполне, по собственному мнению, достойны благ земных.

Так вот отличие святых от нас не в особом устроении организма и свечении вокруг головы, а в том, что святые думали преимущественно о том, как бы в их жизни было «побольше Бога»!

Нам бы тихой и спокойной смерти, и ради этого мы готовы к вечным компромиссам со своей совестью, а святые не боялись идти на смерть, лишь бы только не отречься от Бога.

Мы боремся за свою правду всеми правдами и неправдами, а святые боролись за Правду Божию, а свои нужды и свою правду постоянно оставляли «на потом».
Конечно, имя оказывает определенное влияние на жизнь человека, дает ему некоторые жизненные ориентиры. Но это влияние никогда не заменит дар свободной воли человека, возможность самому устраивать свою жизнь и самому искать пути богообщения.

При всем разнообразии путей святости в христианстве подвиг всех святых по сути одинаков - они возлюбили больше Бога, чем суету этого мира. Не все они отказались полностью от «благ земных», но все они имели правильную иерархию ценностей - прежде всего Бог, Его Церковь, потом Отечество, семья, а уж потом и личные нужды.

Поэтому не столько наше имя влияет на нашу праведность или греховность, на нашу любовь к Богу и ближним, сколько наше личное стремление.

Будем искать Бога - станем подражать святым, именами которых нас назвали и тем прославим свое имя не суетной человеческой славой, а Славой Божией, Славой вечной. Если же будем искать только собственных удобств и наслаждений - все наши «царские» имена, в том числе и великое звание христианина, станут лишь нашим обличением и осуждением!

О значении имени в жизни человека

Конечно, имя в первую очередь служит простому различению людей. Но есть в наших именах и более глубокий смысл, несводимый к простой функциональности различения.

Действительно, имя неотделимо от человека. Оно индикатор нашей культуры, нашей веры, наших жизненных ценностей. Имя - спутник, который сопровождает каждого из нас на долгой дороге жизни.

В прошлом имя могло быть определенным социальным знаком и указывать на место в обществе. Сейчас ситуация изменилась и, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из привычного нам русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, таинственный смысл имени.

В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя всегда было значительной составляющей частью личности человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя - хороший знак»). Удачно выбранное для человека или самим человеком имя становилось источником силы и процветания, стимулом для самосовершенствования. Наречение считалось высоким актом со-творения, то есть человеческим участием в тайне творения, призыванием на нового человека благодати Божией.

В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной. Более того, считалось, что сколько существует имен - столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу.

С произнесением имени обращались бережно, иначе жди неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить имя вождя. В других - практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо. Иногда даже называли дитя именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок слишком много плакал, то это так же приписывали неверно выбранному имени.

У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, не знающие имени дезориентированы, и не смогут найти младенца.

Существовал у язычников и другой вариант защиты ребенка от нечистых сил. При рождении родители специально давали малышу непривлекательные, отпугивающие имена, такие как Некрас, Нелюба и даже Мертвой, которые, по мнению наших языческих предков, отвращали невзгоды и несчастья. Отсюда и многие наши необычные, «некрасивые» фамилии, например Некрасов. Отсюда и вечная привычка «прибедняться», постоянно жаловаться на жизнь, скрывать своё истинное положение дел, чтобы не «накликать беду».

Имя человека в Древнем мире

Особенно, благоговейное отношение к имени, издревле было присуще человеку.
Общеизвестно, что в Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов.

Особым почтением пользовались имена фараонов - в иероглифических текстах их выделяли специальной рамочкой - «картушем». С огромным уважением египтяне относились к именам умерших - неправильное обращение с которыми, по мнению древних, наносило непоправимый вред потустороннему бытию усопшего.

Имя и его носитель составляли одно целое. Характерен египетский миф, по которому «бог» Ра скрывал свое имя, но «богине» Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь - имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются при взрослении. В античной Греции люди, становясь жрецами, отрекались от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море.

Условно говоря, отдаленные отзвуки этих представлений можно увидеть и в христианской традиции наречения новоначальных монахов иноческими именами, когда принявший монашеский постриг оставляет мир и свое прежнее мирское имя. В этом обычае запечатлено изначальное убеждение человека о необходимости кардинального изменения жизни при посвящении себя Богу вплоть до смены такой важной составляющей личности, как имени.
У многих народов запрещалось произносить имена языческих богов и духов, чтобы не привлекать их внимание, не впускать их разрушительное влияние в свою жизнь. Особенно опасно было называть злых духов, то есть «чертыхаться», и таким образом призывать «недобрую силу». До сих пор крайне неприлично для православного христианина является само употребление, особенно устное, слова «чёрт» и производных от него.

В этом есть определенный смысл. Если телесное существо не становится к нам ближе от произнесения его имени, то бесплотные силы, не имеющие четкого ограниченного пребывания и легко перемещающиеся в пространстве, через призывание их имени, быстро вступают с нами в контакт. И этот контакт, в случае общения с бесами, может быть для нас опасен. И наоборот, постоянное призывание в молитве Имени Божия вносит в нашу жизнь элемент освящения. На этом основана, например, практика непрестанного чтения Иисусовой молитвы, которая при правильном применении позволяет человеку достичь большой духовной высоты и богообщения.

Кстати, не во всех культурах называть Бога по имени считалось допустимым. Древние евреи из чувства особого благоговения не смели произносить Имя Божие: Ягве (Иегова) в Ветхом Завете - это «неизреченное Имя», священная тетраграмма (то есть сокращение из четырех букв), которую можно перевести как «Я есть Тот, Кто подлинно существует и является источником Своего существования «.

Согласно Библии переименования становятся знаком особого преображения, изменения цели существования. Так Господь дал особо значащие имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют «теофорными», то есть «богоносными». Так через свое личное имя человек таинственным образом приобщался к Богу.

Имя в Православии

В Православии мы дерзаем с благоговением призывать имя Божие, но помним, что недопустимо делать это всуе, то есть в пустых разговорах и клятвах.

Очевидно, что христианство, как проявление высшего религиозного опыта человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Это корениться в исповедании нашего Бога совершенной Личностью, Существом мыслящим, разумным. Поэтому, при всем понимании абсолютной неприменимости к Богу любых человеческих имен, мы с уважением относимся к тайне личности и к имени, являющимся отображением, символом этой тайны.

Тем более имя христианина отображает таинство неповторимой личности человека, вошедшего в Церковь Христову, оно предполагает личное общение с Богом. Именно в таинстве Крещения христианская Церковь принимает в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим, называя нового воина Церкви христианином.

«Имя Твое именуем…», поём мы в воскресном гимне, то есть называемся Твоим именем. Именно это имя - «христианин» связывало воедино христиан первых веков перед лицом гонений языческого Рима. При этом мученики даже отказывались называть судьям свои прежние имена, ассоциирующиеся с суетной языческой жизнью.

Как писал протоиерей Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Примечательно, что долгое время православные иконы освящались не особым молитвенным чинопоследованием, как сейчас, а надписанием имени Христа или святого, изображенного на доске и начертанием круглого нимба, характерного для наших икон. Для этого даже существовал специальный священнослужитель при храме святой Софии в Константинополе и краска с добавлением святой воды.

Конечная цель христианского подвига подразумевает стремление к святости, поэтому и все имена христиан - святы.

Тем более нарекая младенца или иного входящего в Церковь человека именем уже канонизированного святого, Церковь старается направить его на истинный путь спасения и богопознания: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни другого человека, освятилось его подвигом и молитвами. Поэтому естественно для носящего святое имя всегда хранить в себе образ жизни своего небесного покровителя, помощника и молитвенника и с благоговением почитать его икону и день его молитвенной памяти.

Но не всеми именами принято нарекать младенцем. Почтением к святым именам Господа и Богородицы объясняется то, что в православной традиции не принято давать имена «Иисус» и «Мария» в честь своих божественных носителей. Всех православных «Марий» до сих пор называют в честь св. Марии Магдалины, а редкое монашеское имя «Иисус» присваивается не в память Господа нашего Иисуса Христа, а ветхозаветного праведника Иисуса Навина.

Справедливости ради отметим, что многие канонические имена, естественно звучащие на греческом, например, языке, тоже вряд ли желательны для современных русских детей по причине их неблагозвучия, даже если они попадают на день рождения или крещения ребенка.

Такие примеры многочисленны: мужские - Варадат, Горазд, Евпроб, Екзуперанций, Епафродит, Иакисхол, Истукарий, Каздой, Кастрихий, Кукша, Мардарий, Медула, Мелхиседек, Павсикакий, Памфалон, Парфагапа, Примитив, Сасоний, Сосипатр, Соссий, Тиранн, Усфазан, Фармуфий, Худион, Хуздазат и другие. Женские - Андропелагия, Денеготия, Дросида, Екзуперия, Каздоя, Мартирия, Мастридия, Проскудия, Сосипатра, Феопистия, Хрисоплока, Христодула, Яздундокта и другие.

Родители должны помнить, что для их ребенка экзотически звучащее имя может стать тяжелым бременем, определяющим чрезмерную замкнутость или напротив, вынужденно агрессивный образ жизни. Поэтому при выборе неожиданно звучащего имени стоит проявить мудрость и осмотрительность, посоветоваться с родными и священником.

Как ласково звать малыша, нареченного, например, Гордием? «Горя» или «Гадя»?

***
Будет несправедливо вспоминая о имени Бога не упомянуть об одном важном моменте, связанном с этим именем.

Мы уже говорили о молитве Иисусовой, как о постоянном и благодатном повторении обращения ко Господу. В начале XX века в православном монашестве возникло характерное течение - имяславцы, которые утверждали, что в Имени Божием скрыто присутствие Бога, сила и энергия, исходящая от Самого Господа. В краткой форме это положение выражалось словами: «Имя Божие есть Бог». В имяславии Имя мыслилось как мост, соединяющий небесное и земное.

Это учение в крайних своих формах было официально осуждено Церковью, но, тем не менее, имяславцы успели оказать сильное влияние на русскую философию начала века. Например А.Ф.Лосев в 20-х годах написал работу «Философия имени», где дал глубокий анализ «мира как имени». Лосев пишет: «В любви мы повторяем имя и взываем к любимому через имя. В ненависти мы хулим и унижаем ненавидимое через его имя. И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени… Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей».

Происхождение русского православного именослова

Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху, то есть до X века.

Так же, как и в других культурах, причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными. Помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д.

Имена со славянским корнями прославляли солнце (Ярослав - славящий солнце, т.е. Ярилу), мир (Владимир - т. е. владеющим миром), свет, силу и прочие доминанты духовного мира дохристианских язычников.

Скандинавские имена (Ольга - Хельга) также напоминали их носителям о грозных силах природы, определяющих жизнь человека.

Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Например, равноапостольный князь Владимир принял в Святом Крещении имя Василий, однако широко известен он именно под своим прежним именем.

Помимо основного имени у людей часто бывали и прозвища, которые имели даже священники. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» и два крестильных имени (одно - явное, другое - потаенное, известное лишь духовнику).

Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен - в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).

С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские - Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских - есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Каждой дате месяцеслова соответствует празднование памяти тех или иных святых. Основание выбора даты могут быть различными: день кончины, канонизации, обретения мощей, посвящения храма и проч.

Формирование месяцеслова, начавшееся с первых веков христианства, продолжается и доныне канонизационными актами Православной Церкви.
Каноническое написание имен иногда подвергалось исправлению. Самые значительные исправления произошли во время реформы патриарха Никона в 1670-х годах.

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: в соответствии с общей кампанией по борьбе с религией во всех её проявлениях проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова.

Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит - и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались и люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. «Малентро», т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; «Даздраперма», т.е. Да здравствует Первомай, «Вилен» т.е. В.И.Ленин и т.д.).

Справедливости ради надо отметить, что процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории - здесь уместно вспомнить другую мысль о.Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Но, тем не менее, советская десакрализация имен сделала свое дело. И в наши дни мало кто из носителей имен даже великих святых что либо знает о своих небесных покровителях или в той или иной степени чтит их память.

Разделение звучания имени, его поверхностного смысла и смыслового наполнения, то есть благоговейного соотнесения своей жизни с жизнью святого, привело и к широкому заимствованию имен из других культур - западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д.

Имя перестало быть глубоким, стало носить лишь характер бирки. И хотя русское общество опять возвращается к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен. Конечно, не обошлось тут и без естественного стремления «массовых культур» к усреднению и стандартизации.

Старые традиции празднования именин

Как мы уже говорили, на Руси обычай давать второе - крещальное имя, восходит к X веку, ко времени Крещения Руси.

Несмотря на то, что день памяти своего святого с древности отмечался молитвой в храме и причащением святых Христовых Таин, что отражено и в различных летописях и даже Катихизисах, широкое празднование именин началось на Руси примерно с XVII века.

По обычаю, семья варила пиво, пекла имениннику калачи, караваи. С утра именинник с родными ходил в церковь, причащался, ставил свечи, прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя и заказывал молебен за здравие. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. А вечером приходили гости, и устраивался праздничный ужин с песнями.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, более того, в 20-30-х годах празднование именин подвергалось официальному гонению.

Диавол лишен дара творчества, поэтому вместо создания чего либо собственного советская власть лишь извратили церковные обычаи. Вселенские соборы были спародированы съездами коммунистической партии, иконы - повсеместными портретами вождей, погребение - гражданской панихидой. Также и Крещение попытались заменить на особый ритуал - «октябрины» и «звездины», при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители». Иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч.
Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Как и многие другие культурные традиции, последние десятилетия находилось в забвении, Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай».
Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д.

Обязанности крестных

Во время таинства Крещения младенец не может самостоятельно обещать оставаться верным Богу в течение всей своей жизни. Поэтому крещальные обеты дают за него его крестные родители. Эти люди (как правила совершеннолетние мужчина и женщина) должны быть достаточно воцерковленными людьми, искренне и осмысленно верующими.

В их задачу входит воспитание младенца в вере и благочестии, любви к Храму Божию. Они должны следить за регулярным причащением младенца, дарить на День Ангела подарки, иным образом участвовать в жизни семьи ребенка. Иными словами в лице крестных семья получает новых родственников по духу. Это родство может быть и крепче уз плотского родства.

Отсюда видно, какие высокие требования предлагает Церковь для крестных родителей. Но всегда ли мы руководствуемся этими требованиями при выборе крестных родителей для своих детей? Не часто ли крестными становятся случайные, практически неверующие люди, которые ни себе ни тем более наших детей не способны воспитать духовно и достойно?

Постоянно крестные забывают даже о том, что надо дарить подарки на день рождения, день Ангела и самое главное - при этом надо за крестников молиться, давать наставления в духовной жизни.

Родня, выбирая крестных, часто думает о материальной выгоде, совершенно не понимая, что крестный - это духовный наставник, который будет за ребенка молиться.

Но сегодня приходя крестить ребенка, мало кто интересуется, в честь какого святого назван ребенок, отсюда даже и не знают, когда у него День Ангела, когда отмечать именины, и как это делать.

О праздновании именин сегодня

Мы сегодня много говорим о возрождении семьи. Это насущная проблема, коренящаяся не только в финансовых и материальных трудностях. Очень важна духовная составляющая мировоззрения молодых людей, отнять которую сегодня так стремятся разномастные «борцы за права и свободу человека». Не секрет, что много детей в малообеспеченных семьях, а богатые люди презрительно предпочитают «не плодить нищету».

Необходимо напомнить обществу, что жизнь человека, зацикленная только на удовлетворение собственных потребностей, обречена на забвение, потому что не привита к вечности.

Необходимо осмыслить духовное значение нашей жизни, вернуть благодатный смысл нашим именам. И возрождение традиции праздновать крещенным людям именины - прекрасный повод, идеальный праздник для укрепления семьи, замечательная традиция, которую надо вспомнить и насаждать.

Ведь история семьи в отличие от истории нашего Отечества, пишется такими небольшими и неприметными вещами и событиями. Куда более мелкие традиции бережно хранятся и отмечаются в семьях. А это - повод самый торжественный, самый святой. Это особый детский праздник, своеобразный Новый Год ребенка. Уж куда лучше, чем мнимые и чрезмерно политизированные праздники 1 мая, 8 марта.

Если мы хоть по факту крещения признаем себя православными, то надо приучать ребенка с детства молиться своему святому, отмечать день памяти этих святых прилично случаю, благочестиво подражая нашим предкам.

В этот день обязательно надо причаститься, да и вообще взять за обычай всякое празднование и всякое доброе дело начинать молитвой в храме и причащением. А затем в удобное время собрать родных и близких за праздничным столом, за которым должно быть много веселья, но мало пьянства.

Бесценной семейной реликвией должны быть крещальная одежда и крестильный крестик, который надо бережно хранить всю жизнь.

Задумывались ли Вы, как много в жизни зависит от Вашего имени? Оно как зерно дается нам в надежде, что мы вырастем в меру наших славных предков или даже превысим их свершения.

Наше имя через употребление в Таинствах привязывает нас к вечности, если только мы осознаем это и стремимся своей жизнью это показать.

Наше имя свидетельствует о надежде на преображение нашей жизни, пока так далекой от данных нами при крещении обещаний.

Оно дает нам эти важные качества, определяет наши стремления и свершения. Оно звучит для нас с рождения всю жизнь. Оно часть нашей личности. Берегите его и почитайте Того и тех, в честь кого мы, христиане, названы.

Именины и день ангела - праздники, которые в современной России не принято широко отмечать из-за утерянной когда-то традиции. Они потеряли значимость, вследствие путаницы понятий. Многие связывают эти праздники с днем рождения человека. Для того чтобы понять, что такое именины и день ангела, необходимо обратить внимание на собственное имя, дату появления на свет, а также историю христианства.

Что такое именины?

День рождения - момент физического появления на свет нового человека, но факт этот не имеет ничего общего с именинами. Последние обретают свое таинственное значение и силу лишь после того, как новорожденного нарекут во время крещения в церкви. Поэтому именины считаются днем духовного рождения, когда ребенку дают имя определенного святого. Он становится небесным покровителем человека на всю жизнь.

На Руси, чтобы узнать, как зовут человека, спрашивали: «Как ваше святое имя?» После того как младенца крестят, у него появляется не только но и ангел-хранитель. Принято считать, что именины и день ангела - одно и тоже. Именины празднуют в день Святого, в честь которого наречен человек. Часто случается, что этот праздник совпадает с днем рождения или же их отделяет небольшой промежуток времени. Это объясняется тем, что родившегося ребенка называли в честь великомученика. В современном обществе детям дают имена, которых нет в святцах (православный календарь). Тогда священник при крещении выбирает ему второе имя, соответствующее дню крестин.

День ангела

Этот праздник строго индивидуальный. Так повелось, что отмечает его крещеный человек, названный в честь святого во время таинства. Например, если младенец (девочка) получила а родилась она двадцатого ноября, то ее святым покровителем будет Персидская. В этом случае день ангела по церковному календарю следует отмечать третьего декабря. Случается, что религиозные родители заранее выбирают имя любимого святого и называют в его честь ребенка.

В день ангела принято посещать церкви и храмы, причащаться, исповедоваться, а детям - прививать знания о необходимости чтить своего небесного покровителя. Это особый православный праздник, который не получится отметить в точности, как день рождения. Если человек религиозен, то день ангела желательно встретить не только застольем, например, в кругу семьи или друзей, но и причащением, походом в церковь, совершением благих дел. Если праздник пришелся на время Великого поста в будни, следует перенести трапезу на субботу или воскресение.

Что такое именины и день ангела для верующих людей? Это чтение молитв святому покровителю. Обязательно во время встречи дня ангела проявление искренности, желание получить прощение, истинное раскаяние в грехах. Отсутствие корысти, смирение и покаяние, доброта к окружающим и самим себе - вот что значит находиться под покровительством высших сил и получать от них помощь.

Как праздновали именины на Руси?

Многих интересует вопрос: "Что такое именины и как их праздновать?" Традиция отмечать этот день появилась еще в семнадцатом веке. На Руси готовились к именинам заранее. Дома варили пиво, делали пироги по особым рецептам, калачи, караваи. На именины вся семья в обязательном порядке посещала церковь, причащалась, заказывала и читала молитвы святому покровителю за здравие, ставила свечи. Вечером устраивали для именинника праздничную вечерю, на которую также приглашались почетные гости - крестные родители. Украшением стола служил без свечек. Перед уходом гостей именинник раздавал всем выпечку: калачи и пироги с особой начинкой (капуста, картофель и другое), которая обозначала характерные черты родственников.

День ангела и именины - в чем разница этих праздников? А её на Руси не было, так как именинник одинаково почтительно относился к покровителю и принимал подарки. У церковных служащих и царских особ именины величались тезоименитствами, которые широко праздновались.

Именины в 21 веке

В современном мире именины и день ангела постепенно начали утрачивать общие черты. Сначала новорожденному дают имя, которое больше всего нравится родителям. Через некоторое время младенца крестят по христианским обычаям (или же вообще пропускают эту процедуру, если родители атеисты - в таком случае имя, данное при рождении, не изменяется). Случается так, что день крещения и именины не совпадают, тогда два праздника теряют взаимосвязь.

Сегодня что такое именины и день ангела, многие не знают, поэтому никак не отмечают их. Принято больше внимания уделять собственному дню рождения и значению имени, данному при появлении на свет. Некоторые родители и взрослые устраивают небольшие праздники в честь своих именин. Это правильно, если человек крещеный и наречен в честь святого.

Разница между именинами и Днем ангела

В христианстве День ангела и именины являются синонимами. Однако небольшие различия все же имеются. Когда младенец появляется на свет, согласно современным церковным правилам, через сорок дней его следует принести в храм для совершения обряда крещения. Ранее к выбору имени подходили очень серьезно и заглядывали в православный календарь. Если ребенок родился в день определенного святого, такое имя ему и давали. Родители считали, что это угодно Богу.

День ангела и именины - в чем разница между этими праздниками? Для христиан разницы никакой нет, поскольку особого значения она не имела. Главное то, что в процессе крещения между ребенком и святым покровителем устанавливалась духовная связь. Получалось, что крестины малыша и именины совпадали, и грань между этими понятиями постепенно стиралась. Крещенская вода в купели очищает новорожденного, а Господь дарует человеку в этот момент ангела-хранителя. Именно поэтому процедуру крещения называют еще и покровительством свыше.

Значение именин в христианстве

Что такое именины у христиан? В религиозных православных семьях они считались более важным праздником, чем день появления на свет ребенка. Причина - наречение младенца именем святого человека, которое дает право малышу обрести духовную и физическую помощь, поддержку, заступничество со стороны покровителя. Попутно новорожденный получает ангела-хранителя, которым является все тот же святой. Считалось, что отмечать именины раз в году и чтить своего ангела - обязанность крещеного человека.

Обряд крещения на Руси принято было проводить спустя семь дней после рождения (в нынешнее время через 40 дней). Цифра 7 имеет сакральное значение для христиан. В течение этого времени продолжалось сотворение мира. В каждой православной семье именины отмечали широко и отдавали дань святому покровителю. До возникновения христианства имя ребенку давали, учитывая обстоятельства его рождения, внешнего облика, цвета глаз и волос, характера.

Определяем дату именин и дня ангела

Сегодня известно более двух тысяч христианских имен святых людей, которые были канонизированы. Именины в октябре, как и в остальные месяцы года, играют важную роль в религиозном смысле. Перед тем как выбрать имя для малыша (для обряда крещения), обратите внимание на следующий момент: многие святые имеют различные даты чествования, но одинаковые имена. Чтобы правильно определить день именин, выберите самую близкую дату в православном календаре, которая отмечается как день памяти святого. Она должна следовать за днем рождения малыша. Что такое именины и день ангела для современного человека, если он не знает ничего об этих праздниках? На этот вопрос можно ответить самостоятельно, если велико желание отдать дань памяти своему ангелу-хранителю.

Именины в октябре

Узнать о своем дне ангела довольно просто. Для этого достаточно заглянуть в православный календарь. Именины в октябре отмечают все, кто носит канонизированные церковью имена святых. Мужские: Алексей, Александр, Андрей, Аркадий, Анатолий, Борис, Богдан, Владимир, Вениамин, Вячеслав, Григорий, Гавриил, Владислав, Валентин. Среди женщин празднуют именины в октябре Софья, Ульяна, Алина, Анна, Вероника, Вера, Таисия, Ирина, Зинаида, Татьяна.

Как определить день своих именин (день ангела )

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня — день Ангела , день тезоименитства .

Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого.

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов, — учит святой Феодор Едесский, — один из которых — Ангел хранитель — хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел — святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас пред Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.

Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

«Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы... Святые не забывают нас и молятся за нас... Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти, повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.

Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так, святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн — более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый — соименный, с тем же именем), то вашим днем Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперед по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.

Если вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения — это день ваших именин, остальные же дни его памяти называют малыми именинами.

Если ребенок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя.

Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.

Пророки — святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.

Апостолы это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось еще семьдесят. Двое из апостолов, Петр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными . Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фекла и другие.

Мученики это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками . Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фекла, поэтому их называют первомучениками .

Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками : например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.

Святители епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.

Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками .

Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.

Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами . Например, Адам, Ной, Авраам и другие.

Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.

Юродивые Христа ради — люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей еще называют блаженными.

Как подражать своему святому

Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое да будет», — писал преподобный Амвросий Оптинский.

Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении: одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных. Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одной главой — Господом Иисусом Христом — и находятся в тесном общении между собой. Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства. Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам. Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.

Подобно тому как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной еще большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.

Как же мы можем подражать святым?

Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно.

Во-вторых, мы должны с благоговением и живой верой обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин — днем Ангела. Подобно Ангелам хранителям они — наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых.

В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подражать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?

Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною , отвергнись себя (Мк. 8, 34). Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжателъности и послушания; мирянин не дает этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ духовных, повиноваться закону и властям.

Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.

Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого , как вы и делаете . Просим же вас , братия , уважать трудящихся у вас , и предстоятелей ваших в Господе , и вразумляющих вас , и почитать их преимущественно с любовью за дело их ; будьте в мире между собою . Умоляем также вас , братия , вразумляйте бесчинных , утешайте малодушных , поддерживайте слабых , будьте долготерпеливы ко всем (1 Фес. 5, 11—14).

Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубже в жизнь этих святых, мы видим в них высокие духовные совершенства — самоотвержение, смирение, полную нестяжательность, твердость духа. Они безбоязненно говорили правду всем нуждавшимся в обличении и вразумлении. С каким терпением переносили они голод и жажду, стужу и зной и все лишения, соединенные с их многотрудной жизнью! Можно и должно подражать этим совершенствам, не принимая на себя того, как они проявлялись у юродивых: искоренять в себе гордость, самолюбие, корысть, приучать себя к терпению, кротко сносить обиды. Кто последует по этому пути, тот, и не будучи юродивым, будет достойным подражателем святых, ублажаемых Церковью за подвиг юродства о Христе.

Поступая так, мы приблизимся к подвигам святых наших и покажем себя достойными тех славных имен, которые нарекла нам святая Церковь при крещении.

Как праздновать день своего ангела

День Ангела — особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом... Дни рождения и именин наших должны, преимущественно пред всеми другими днями будними, обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришельствия и странствия, что прилепляся к тленным вещам безрассудно, грешно... богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

День Ангела, именины, не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются святых Христовых Тайн.

В день именин дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же вообще на Светлую седмицу.

Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день все-таки желательно.

«Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды , как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36); будьте святы , потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).

Молящиеся Божией Матери должны подражать Ее смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправды) и терпению; молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему; молящиеся святым да подражают их любви к Богу и презрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать... Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания... тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На это отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию... Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога... Мы не отдаем им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Православное исповедание ).

«Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся... Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитвах, но для того, чтобы мы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами» (святитель Иоанн Златоуст ).

Самая простая молитва своему святому:

«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя ), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».

«Мы обращаемся к святым с просьбой помолиться за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь [песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо] своему святому... Помни: подобный подобного ищет» (святой праведный Иоанн Кронштадтский ).

Кроме тропаря хорошо выучить молитву своему святому, кондак. Кондак — это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица.

В молитвах святым мы испрашиваем у них прежде всего помощи духовной, по слову Божию: ищите ... прежде Царствия Божия и правды Его , и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Это «все» — и телесное здравие, и семейное благополучие, и материальный достаток. Мы просим у Бога о том, чтобы Он исполнил моление наше, если оно не явно греховно, но мы не можем свои человеческие желания и домыслы делать волей Божней. Ко всякому своему человеческому прошению должны мы присовокуплять в сердце своем: обаче же не яко аз хощу , но якоже Ты хощеши .

Надо стремиться к тому, чтобы в сердце искренно звучала эта наша молитва, иначе мы молимся как язычники во многоглаголании своем .

Краткий месяцеслов с указанием дня ангела

День своего Ангела можно определить по краткому месяцеслову .

МУЖСКИЕ ИМЕНА (даты указаны по новому стилю)

АЛЕКСАНДР защитник людей (греч.). Святитель — 29 мая и 25 дек.; священномученик — 28, 29 марта, 25 авг.; мученик — 6 февр., 22, 26 марта, 23 апр., 26 мая, 2, 23 июня, 22, 23 июля, 14, 24, авг., 11 окт., 4, 22 ноября; преподобный — 8 марта, 30 апр., 3 мая, 22 июня, 12 сент.; благоверный князь — 12 сент., 6 дек.

АЛЕКСИЙ защитник (греч.). Святитель — 25 февр., 2 июня, 18 окт.; мученик — 22 авг.; преподобный — 30 марта, 7 мая, 11 окт.

АНАТОЛИЙ восточный (греч.). Святитель — 16 июля; мученик — 6 мая, 3 дек.; преподобный — 16 июля, 10 сент., 11 окт.

АНДРЕЙ мужественный (греч.). Апостол — 13 июля, 13 дек.; святитель — 17 июля; священномученик — 4 окт.; мученик — 28 апр., 31 мая, 1 сент., 6 окт.; преподобномученик — 30 окт.; преподобный — 25 июня, 17 июля, 23 сент., 15 дек.; благоверный князь — 5 июня, 6, 17 июля, 9 ноября; блаженный — 15, 23 окт.

ВАЛЕНТИН сильный (лат.). Священномученик — 12 авг.; мученик — 7 мая, 19 июля.

ВАЛЕРИЙ бодрый , крепкий (лат.). Мученик — 22 марта, 20 ноября.

ВАСИЛИЙ царский (греч.). Святитель — 14 янв., 12 февр., 25 апр., 12 мая, 23 июня, 16 июля; священномученик — 20 марта, 4 апр., 9, 13 мая; мученик — 14 янв., 19 июля, 11 дек.; преподобномученик — 24 авг., 11 окт.; преподобный — 13 марта., 8 апр.; благоверный князь — 17 марта, 5, 21 июня, 16, 28 июля; блаженный — 15 авг.; праведный — 5 апр.

ВИКТОР победитель (лат.). Мученик — 13 февр., 23 марта, 2, 28 апр., 1 мая, 29 сент., 24 ноября.

ВИТАЛИЙ жизненный (лат.). Мученик — 7 февр., 11 мая; преподобный — 5 мая.

ВЛАДИМИР (слав.). Равноапостольный — 28 июля; благоверный князь — 4 июня, 17 окт.; священномученик — 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

ВСЕВОЛОД всем владеющий (слав.). Благоверный князь — 24 февр., 5 мая, 10 дек.

ГЕННАДИЙ благородный (греч.). Святитель — 13 сент.; преподобный — 5, 28 февр., 5 июня.

ГЕОРГИЙ земледелец (греч.), (слав. Юрий). Святитель — 6 марта, 30 апр., 2, 29 мая, 31 авг.; мученик — 4 февр., 8 июня; великомученик — 6 мая, 16, 23 ноября, 9 дек.; преподобный — 21 янв., 17 апр., 10 июля, 6 сент.; исповедник — 26 мая; благоверный князь — 17 февр., 27 июня.

ГРИГОРИЙ бодрствующий (греч.). Святитель — 1, 23 янв., 7, 12 февр., 17, 25 марта, 3 мая, 12 сент., 18, 27, 30 ноября, 6 дек., 2-я Неделя Великого поста; священномученик —13 окт.; мученик — 11 окт., 11 дек.; преподобномученик —21 янв.; преподобный —18, 21 янв., 28 июня, 21 авг., 10, 12 сент., 11, 13, 18 окт., 3 дек.

ДИМИТРИЙ — Святитель — 5 июня, 4 окт., 10 ноября; мученик — 22 авг., 24 сент., 8, 28 ноября; преподобный — 24 февр., 8 ноября; благоверный царевич — 28 мая, 5, 16 июня; благоверный князь — 1 июня.

ЕВГЕНИЙ благородный (греч.). Священномученик — 20 марта; мученик — 3 февр., 20 ноября, 26 дек.; преподобный — 25 февр., 4 марта.

ИОАНН благодать Божия (евр.). Предтеча и Креститель — 20 янв., 9 марта, 7 апр., 7 июля, 11 сент., 6, 25 окт.; апостол — 21 мая, 13 июля, 9 окт.; святитель — 9, 12 февр., 1, 23 июня, 9 июля, 31 авг., 12, 15, 20, 27 сент., 16, 28 окт., 10, 25 ноября, 17 дек.; священномученик — 14 ноября; мученик — 4, 6 февр., 22 марта, 27 апр., 1, 12 мая, 4, 6, 15 июня, 25 июля, 12, 17, 22 авг., 6, 11 окт., 4 ноября, 11 дек.; преподобномученик — 25 апр.; преподобный —28 янв., 8 февр., 8 марта, 2, 9, 11, 12, 24 апр., 1, 2, 20 мая, 8, 25, 26 июня, 2, 9, 16, 25, 31 июля, 3 авг., 11 окт., 1, 22 ноября, 15, 16, 17, 20 дек., 11 янв., в 4-ю Неделю Великого поста; бессребреник — 13 февр., 11 июля; праведный — 9 июня, 7 июля, 1 ноября; блаженный — 5, 11 июня, 16 июля, 16 сент., 25 ноября, 23 дек.; благоверный князь — 1 июня.

КИРИЛЛ солнце (перс.). Равноапостольный — 27 февр., 24 мая; святитель — 31 янв., 31 марта, 3 апр., 11 мая, 22 июня; священномученик — 22 июля, 19 сент.; мученик — 22 марта, 11 апр.; преподобный — 17 февр., 17 мая, 22 июня, 20 ноября, 21 дек.

КОНСТАНТИН твердый , постоянный (лат.). Равноапостольный — 3 июня; святитель — 18 июня; мученик — 19 марта, 17 авг., 15 окт., 4, 22 ноября; преподобный — 8 янв., 11 авг.; благоверный князь —18 марта, 3, 5, 21 июня, 16 июля, 2 окт.

ЛЕОНИД подобен льву (греч.). Мученик — 23 марта, 29 апр., 18 июня, 21 авг.; преподобный — 30 июля.

МАКСИМ величайший (лат.). Мученик — 19 февр., 4 марта, 23 апр., 11, 13, 27 мая, 12, 24 авг., 18, 28 сент., 22 окт., 10 ноября, 5 дек.; преподобный — 3 февр., 26 авг.; праведный —29 янв.; блаженный — 26 авг., 24 ноября.

МИХАИЛ кто , как Бог (евр.). Архангел — 19 сен., 21 ноября; святитель — 5 июня, 13 окт.; преподобномученик — 5 июня, 11 авг.. 14 окт.; преподобный — 24 янв., 20 мая, 6, 25 июля, 31 дек.; мученик — 3 окт., 30 ноября; праведный — 5 дек.; благоверный князь — 27 февр., 27 марта, 3, 6 июля, 5 дек.

НИКИТА победитель (греч.). Святитель — 13 февр., 2 апр., 13 мая, 10 июня; великомученик — 28 сент.; преподобный —16 апр., 17, 27 мая, 5, 6 июня, 6 июля, 26 окт.; праведный — 22 сент.

НИКОЛАЙ побеждающий народ (греч.). Равноапостольный —16 февр.; святитель 22 мая, 19 дек.; мученик — 22 марта; преподобный — 6 янв.; 17 февр., блаженный — 13 марта, 9 авг.

ПАВЕЛ малый (лат.). Апостол — 12 июля; святитель — 20 марта, 12, 23 сент., 19 ноября, 5 янв.; мученик — 29 февр., 17, 23, 31 марта, 16 июня, 29 июля, 30 авг.; преподобный — 23, 27, 28 янв., 20 марта, 11 июля, 10, 23 сент., 17 окт., 20, 28 дек.

ПЕТР камень (греч.). Апостол — 29 янв., 12, 13 июля; святитель — 3, 22 янв., 16 мая, 6, 23 сент., 18 окт.; священномученик — 17 окт., 8 дек.; мученик — 10,: 25, 26 янв., 4, 8 февр., 6 апр., 31 мая, 22 авг., 16 сент., 6 окт.; преподобный — 14 февр., 5, 25 июня, 13, 14 июля, 26 сент., 22 окт., 8 дек.; праведный — 12 февр., 5 окт.; благоверный князь — 8 июля, 5 дек.

РОМАН римский (лат.); крепкий (греч.). Мученик — 11 февр., 23 авг., 1 дек.; преподобный — 6 июля, 14 окт., 10 дек.; благоверный князь — 16 февр., 15 мая, 5 июня, 1, 6 авг.

СЕРГИЙ (лат.). Мученик — 20 окт.; преподобный — 27 янв., 2 апр., 1 июня, 6, 11, 18 июля, 24 сент., 8, 11,20 окт.

ФЕОДОР Божий дар (греч.). Святитель — 9 янв., 5 мая, 5, 21, 28 июня, 6, 22 июля, 11 дек.; священномученик — 17 июля, 16 дек.; мученик — 21, 27 февр., 2, 7, 19 марта, 23 апр., 4 мая, 6, 21 июня, 25 июля, 17, 18, 25 сент., 3 окт., 20 ноября, 6 дек. и в субботу 1-й седмицы Великого поста; преподобномученик — 24 авг., 11 окт.; преподобный — 9 янв., 8 февр., 2 марта, 3, 29 мая, 18 июня, 24 авг., 10 сент., 5 окт., 24 ноября,; блаженный — 1 февр.; благоверный князь — 18 марта, 3, 5, 18 июня, 2 окт.

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

АЛЕКСАНДРА мужественная (греч.). Мученица — 2 апр., 6, 31 мая, 19 ноября. Мученица — 28 апр., 12 ноября, 4 янв.; преподобномученица — 11 ноября; преподобная — 23 марта.

АНАСТАСИЯ воскресение (греч.). Мученица — 28 апр., 12 ноября, 4 янва.; преподобномученица — 11 ноября; преподобная — 23 марта.

АННА благодать (евр.). Пророчица — 16 февр., 10 сент., 22 дек.; праведная — 7 авг., 22 сент., 22 дек.; мученица — 8 апр., 18 июля, 4 ноября, 3 дек.; преподобная — 26 июня, 11 ноября; благоверная княгиня — 23 февр., 25 июня, 15 окт.

АНТОНИНА приобретающая взамен (греч.). Мученица — 14 марта, 23, 26 июня.

ВАЛЕНТИНА сильная (лат.). Мученица — 23 февр., 29 июля.

ГАЛИНА тишина , спокойствие (греч.). Мученица — 23 марта, 29 апр.

ЕВГЕНИЯ благородная (греч.). Преподобномученица — 6 янв.

ЕВДОКИЯ благоволение (греч.). Благоверная княгиня — 6 июля; блаженная — 6 июля; преподобномученица — 15 марта, 17 авг.; преподобная — 30 мая, 30 июля.

ЕКАТЕРИНА всегда чистая (греч.). Великомученица — 6 дек.

ЕЛЕНА факел (греч.). Равноапостольная — 3 июня; мученица — 8 июня; благоверная княгиня — 24 июля; праведная — 12 ноября.

ЕЛИЗАВЕТА почитающая Бога (евр.). Праведная — 18 сент.; мученица — 4 ноября; преподобная — 7 мая.

ЗИНАИДА божественная (греч.). Мученица — 24 окт.

ЗОЯ жизнь (греч.). Мученица — 15 мая, 31 дек.; преподобная — 26 февр.

ИОАННА (ЖАННА ) благодать Божия (евр.). Праведная — в Неделю святых жен-мироносиц (3-я Неделя по Пасхе); 10 июля.

ИРИНА мир (греч.). Мученица — 29 апр., 18 мая, 1 окт.; праведная — 26 мая.

КСЕНИЯ странница (греч.). Преподобная — 6 февр.; блаженная — 6 февр.

ЛИДИЯ родом из Лидии (в Малой Азии). Мученица — 5 апр.

ЛЮДМИЛА людям милая (слав.). Мученица — 29 сент.

МАРИНА морская (лат.). Мученица — 30 июля; преподобная — 13 марта.

МАРИЯ госпожа (евр.). Равноапостольная — 4 авг., в Неделю свв. жен-мироносиц; праведная — 17 июня; мученица —19 февр., 20, 22 июня, 25 июля, 22 авг.; блаженная — 11 ноября; благоверная княгиня — 6 июля; преподобная — 8, 25 февр., 15 апр., Неделя 5-я Великого поста.

ПАРАСКЕВА пятница , приготовление (греч.). Мученица — 2 апр., 10 ноября; преподобномученица — 8 авг.; преподобная — 27 окт.

ПЕЛАГИЯ морская (греч.). Мученица — 17 мая, 20 окт.; преподобная — 21 окт.; праведная — 21 окт.

СВЕТЛАНА (ФОТИНИЯ ) светлая (греч.). Мученица — 2 апр.; преподобная — 26 февр.

СОФИЯ премудрость (греч.). Преподобная — 6 июля; мученица — 30 сент.; 1 окт.

ТАМАРА (груз., с евр.: Фамарь — пальма ). Праведная — 14 мая и в Неделю свв. жен-мироносиц.

Как отметить именины?

Празднование Именин или Дня Ангела, как принято называть этот праздник в народе, - это важнейшая христианская традиция. К сожалению, этот праздник, которому ранее придавалось огромное значение, сегодня отмечают лишь немногие. А, тем не менее, это очень светлый и добрый праздник, который делает нашу жизнь более яркой. Праздник посвящен памяти святого – небесного заступника, который есть у каждого православного человека. Празднование именин – это не только веселое торжество, но также это приобщение к культуре нашего народа. Но что же представляет собой этот праздник и как принято его отмечать в нашей стране?
Именины или тезоименитства – это день памяти какого-либо святого. В православии считается, что у каждого человека при крещении появляется свой ангел – небесный покровитель. Имена святых, которых чтит русская церковь, занесены в список, называемый Святцы. Ангелом человека становится тот святой, по имени которого этот человек был назван. Раньше день Именин и День рождения совпадали, потому что ребенок получал имя при крещении в соответствии с тем, к памяти какого святого был приурочен день его появления на свет. В настоящее же время родители предпочитают давать ребенку имя, исходя из своих вкусов и пожеланий. И поэтому Именины празднуются отдельно от Дня рождения. Именины считаются днем духовного рождения человека. В этот день человек должен поблагодарить своего святого за помощь, которую он ему оказывает.
Традиция праздновать Именины зародилась на Руси в XVII в. До прихода к власти большевиков этот праздник имел для православных людей значение большее, чем даже День рождения. В наши дни празднованию Именин уделяется значительно меньшее внимание, что связано с ослаблением религиозности в обществе.
Празднование Именин заключает в себе две части – поход в церковь и сбор гостей за праздничным столом. Придя в церковь, именинник должен помолиться своему небесному покровителю, поставить свечи и заказать молебен за здравие. Вернувшись из церкви, именинник может накрыть праздничный стол и собрать своих близких и родных людей. Традиционным угощением являются калачи, каравай и пирог. Можно испечь сладкий пирог, например с какими-нибудь ягодами в сахаре. В этот день также принято ходить в гости к своим знакомым, которые тоже являются именинниками. Некоторые же люди предпочитают праздновать Именины иначе, отправляясь в этот день в поездку по святым местам.
Никакой праздник не обходится без подарков. Они будут уместны и в День Ангела. Лучшим подарком по такому случаю считаются предметы религиозного характера: именные иконки, книги духовного содержания, лампадки и т.д. Однако подарки необязательно должны носить религиозный характер, в этот день можно подарить человеку абсолютно любую вещь, которая не оскорбляет христианскую веру.
Именины это добрый христианский праздник. Это важная традиция православной веры и русской культуры. И забывать об именинах не стоит, и не только потому, что этот праздник имеет религиозный характер, но и потому что этот именины – особенный день в жизни каждого человека, полный радости и светлых эмоций.

Инструкция

Испеките, например, каравай или пирог. Если гостей на празднике будет немного, то преподнесите маленький пирожок каждому, выражая таким образом свою признательность за их приход в дом.

Обязательно пригласите на этот праздник своих крестных, ведь они считаются самыми почетными гостями, которым непременно следует оставить самый красивый и вкусный кусок пирога.

Приготовьте блюдо, которое указывало бы на имя вашего ангела -покровителя или на его деяния (рыба на день Петра или пирожки со спрятанными внутри монетками в день Святого Матфея).

Из горячительных напитков предложите красное вино, что не будет противоречить церковным канонам. Другие спиртные напитки в день ангела лучше не употреблять: это считается неприемлемым.

Постарайтесь создать уютную домашнюю атмосферу, ведь день ангела – это тихое и спокойное общение, приносящее духовное обогащение и радость. Приглушите свет, расставьте свечи, воспользуйтесь ароматизированными и выполненными в виде фигурок ангелов свечами

Украсьте дом картинками с изображением своего ангела или событий из его жизни. Используйте также символические рисунки, специальные формы для выпечки, разноцветные флажки с вышивкой лика ангела -хранителя.

Не ограничивайтесь только застольем с близкими друзьями. В день своего покровителя посетите храм. По возможности, подготовьтесь к исповеди и причащению заранее, чтобы в этот день можно было исполнить таинства.

Выучите молитву, посвященную своему ангелу-хранителю (можно самую простую, состоящую из нескольких строчек), со словами благодарности. Произнесите ее перед началом праздничного застолья. При желании исполните и короткое песнопение (кондак), в котором рассказывается о догматическом значении ангела .

Если именины у друга, то приготовьте ему особый, очень личный подарок, например, кружку с его именем, книгу о его святом покровителе, иконку с изображением ангела или именной амулет.

Источники:

  • как праздновать свои именины

К сожалению, такой праздник, как день ангела , имеет недостаточно широкое распространение. Многие люди даже не знают, когда именно его отмечать. А ведь долгое время считалось, что имя играет действительно большую роль в жизни и судьбе человека. Так что знать о дне ангела было бы неплохо, так же, как и праздновать его.

Инструкция

Можно устроить небольшую вечеринку дома, пригласить друзей с таким же именем, как и у вас. Украсьте квартиру по случаю торжества: развесьте на шторах и потолке красивых ангелочков, распечатайте оформленную информацию о своем и прикрепить ее на стенах. Неплохой идеей будет пирог, который можно украсить кремовой надписью с именем приглашенных. Также можно придумать различные конкурсы , связанные , например, поиграть в «имена».

Любой праздник – это отличный повод встретиться с друзьями. Можно сходить в кафе, бар или клуб.
Подарите друг другу тематические подарки: это могут быть фигурки ангелочков или иные безделушки тем или иным образом связанные с вашим именем. Кроме того, современные магазины предлагают широкий ассортимент замечательных открыток, подходящих именно для этого праздника, и содержащих интереснейшую информацию, характеризующую владельца имени.