Веласкес менины описание картины стиль. Описание картины Диего Веласкеса «Менины

Загадочная история одной картины. Диего Веласкес, "Менины"

Кликабельно

В главном музее испанской живописи Прадо, есть вот такая картина:
Это Диего Веласкес, "Менины".

Сюжет картины: Однажды Диего писал портрет испанского короля Филиппа IV с королевой в галерее Cuarto Bajo del Principe королевского дворца, беспокойная малышка инфанта, в нетерпении ожидавшая родителей, ворвалась в комнату, окруженная свитой, и стала наблюдать за его работой.
На картине слева направо без учета перспективы:
Диего Веласкес - художник;
Донья Мария Сармиенто - фрейлина;
Филипп IV и его жена Марианна - король и королева Испании (в зеркале);
Маргарита Тереза Испанская - инфанта;
Хосе Нието Веласкес - гофмаршал (в проходе на заднем плане);
Донья Изабелла де Веласко - фрейлина;
Донья Марсела де Уллоа - монашка;
Собака;
Гвардадамас - придворный, обязанный везде сопровождать инфанту;
Мария Барбола и Николас Пертусато - карлики-шуты.
До 1965 года эта картина считалась изображением счастливой жизни королевской семьи.
Но в 1965 на рентгеновских снимках под фигурой художника обнаружилась другая фигура, и никто не знал почему этот человек там оказался, и зачем его заменили.
На мой взгляд, неоспоримая, ну может не совсем неоспоримая, но, по крайней мере, самая красивая, интерпретация принадлежит Мануэле Мене, куратору музея Прадо, изучившей картину вдоль и поперек. Ее записал и опубликовал Джонатан Литтел.
Так вот, первоначально, там где сейчас Веласкес, был паж в итальянском костюме, который протягивал инфанте предмет, похожий на палочку, а точнее королевский жезл главнокомандующего. Даже на хорошей фотографии, прямо над правым рукавом инфанты видны замаскированные пальцы девочки, тянущиеся, чтобы взять жезл.
Но разве могла женщина притронуться к жезлу главнокомандующего? Это было совершенно неприемлемо!
Однако, именно в этом первоначально состояла первоначальная цель картины: помочь неприемлемому сделаться приемлемым. В 1656 году, когда картина была написана, у короля Филиппа не было наследников. Его сын умер, шла опасная война с Францией. И тогда король решил сделать Маргариту наследницей престола. Это был очень трудный и политически рискованный выбор. Король пошел к Веласексу и дал задание - ему нужна была картина, которая показала бы всем, что они обязаны принять решение короля, и что это в порядке вещей.
Веласкес долго думал и создал это полотно. Все, что на нем написано - написано с одной целью: дать понять, что эта девочка, которую все считали хулиганкой и сумасбродкой, будет следующей королевой Испании, и в этом нет ничего страшного, совсем ничего.
На картине зеркало излучает королевскую власть, в лучах ее (власти) отражения купается вся комната. Дочь короля в позе, призванной демонстрировать самообладание, принимает символы власти на глазах собрания, взирающего на все тихо, спокойно, счастливо. Даже собаку это переломное событие до того не волнует, что она заснула, а карлик игриво толкает ее ногой, пытаясь разбудить и заставить взглянуть.
Через год после написания картины, у короля родился сын. Полотно Веласкеса сразу не только устарело, но сделалось опасным! Веласкес не мог примириться с тем, что его следует уничтожить. Он попросил у короля разрешения изменить полотно. Картина стояла отвернутой к стене у него в студии, пока он не придумал решение. И это решение можно в деталях рассмотреть в музее Прадо. Паж с символом власти исчез, на его месте стоит художник с красным крестом "Ордена Сантьяго", полученным лишь три года спустя, после написания первого варианта полотна, кисть зависла над палитрой. Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел, именуемый "Портрет семьи Филлипа IV", впоследствии названного "Менины", а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, долженствовавшего преобразовать устарелый династический портрет в блистательную игру-забаву.
В качестве эпилога, хочу привести четверостишие из книги "Диалоги о живописи" Винсенте Кардуччо в переводе Анны Асланян:
На чисто листе, столь превосходном,
Что обладает силой видеть все,
Лишь кисть со своей высшей наукой
Способна превратить возможность в действие.

Веласкес несколько раз писал портреты инфанты.


Инфанта Маргарита, 1654, Художественно-исторический музей, Вена

Инфанта Маргарита, 1654-55, Лувр, Париж кликабельно

Диего Веласкес. Инфанта Маргарита. 1656.

Портрет инфанты Маргариты в голубом, Веласкес, 1659, Худ.-ист. музей, Вена кликабельно

Инфанта Маргарита Австрийская, 1660, Музей Прадо, Мадрид кликабельно

Эту картину он начал в год своей кончины. Завершил её Хуан Батисто Мазо де Мартинес. Он был учеником Диего Веласкеса. В 1633г. Мазо вступил в брак с дочерью севильского гения, a после смерти Веласкеса в 1660, занял его должность королевского художника.

Инфант Маргарит Веласкес действительно написал целый ряд и некоторые из них действительно написаны с неким встроенным знаком-посланием. Так, веер на первой картине означал достижение какого-то возраста/статуса, начиная с этого момента инфанта должна была учиться показывать на предметы именно им (а не рукой). А картина с глобусом на другом, более позднем портрете, означала начало более серьёзных занятий (но была, конечно, и отсылкой на владения Испании в Латинской Америке).

«Менины» Веласкеса уникальны и как произведение мастера, и как первое изображение скрытой жизни двора

Придворный живописец короля Филиппа IV - Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Что за сцену изобразил художник, искусствоведы спорят до сих пор. Так, Поль Лефорт считает, что полотно вообще лишено сюжета и представляет собой что-то вроде моментальной фотографии. Куда больше распространены две другие точки зрения. Согласно первой, Веласкес изобразил момент работы над портретом испанского короля и королевы, когда в мастерскую вошла их дочь - инфанта Маргарита. По другой - инфанта сама была моделью художника, а ее августейшие родители пришли проведать дочку. Есть и философские интерпретации. Так, Вальтер фон Лога отмечает во взгляде художника преданное уважение к своему венценосному господину.
Прямо противоположна версия Александра Якимовича, полагающего, что полотно - манифест свободы художника от всяких дворцовых условностей и ограничений. Но самое интересное объяснение сюжета «Менин» принадлежит Владимиру Кеменову, который полагал, что Веласкес изобразил картину в картине. Он пишет «Менины» как он пишет «Менины», по отражению в зеркале. И для этого есть некоторые основания
Инфанта Маргарита - пятилетняя дочь испанского короля Филиппа IV и королевы Марианны Австрийской. Вряд ли Веласкес сейчас занят ее портретом - огромный холст, за которым работает художник, никак не подходит для изображения маленькой девочки. Такой размер (примерно 3 × 3 м) имеет только одна его картина - «Менины».
Зеркало. В нем отражаются родители инфанты Маргариты. Версия, что они позируют художнику, тоже может быть поставлена под сомнение - нет ни одного свидетельства, чтобы подобный парный портрет существовал. Короля и королеву всегда писали отдельно. Да опять же размер холста на картине не подходит для такой работы.
Диего Веласкес - это единственный дошедший до нас автопортрет художника.
Ключи на ремне Веласкеса - знак того, что он занимает дворцовую должность: художник отвечал за открывание и закрывание дверей.
Крест рыцарского ордена Сантьяго украшает грудь Веласкеса. Известно, что Веласкес страстно желал быть посвященным в рыцари. Его мечта исполнилась через три года после окончания «Менин», и художник специально подрисовал красный крест на своем камзоле. Как ключи на поясе, так и орденский знак ставят под сомнение версии о том, что Веласкес бунтовал против дворцовых нравов.
Менины. Менинами назывались молоденькие девушки-фрейлины. Справа - донья Исабель де Веласко, слева - донья Мария Агустина де Сармьенто.
Картины на дальней стене зала. Справа - «Аполлон, сдирающий кожу с Марсия», слева - «Афина и Арахна». В обоих мифологических сюжетах повествуется о том, как олимпийские боги наказали дерзновенных смертных, решивших соперничать с ними в изящных искусствах. Веласкес изображает себя на фоне этих картин в момент вдохновенной работы. По мнению сторонников Якимовича, так он противопоставляет себя героям мифологии и подчеркивает право художника на полную свободу вне любых ограничений - и небесных, и земных. Согласимся, что это мало вяжется со взглядом на Веласкеса как на подобострастного подданного.
Кувшин. Если королевский ребенок хотел пить, то согласно этикету сосуд с водой ему подносил паж. В нашем случае это донья Мария. Она стоит на одном колене и протягивает Маргарите серебряный поднос, на котором маленький кувшинчик из красной глины букаро.
Дуэнья (наставница) инфанты донья Марсела де Ульоа. На ней полумонашеская одежда в знак траура по умершему мужу.
Гвардадамас - придворный, исполняющий роль почетного эскорта дам.
Дон Хосе Ньето Веласкес - возможно, родственник художника, гофмаршал - старший дворецкий дворца.
Мария Барбола - любимая карлица инфанты.
Николасито Пертусато - шут-карлик.

Сюжет картины: однажды Диего писал портрет испанского короля Филиппа IV с королевой в галерее Cuarto Bajo del Principe
королевского дворца, беспокойная малышка инфанта, в нетерпении ожидавшая родителей, ворвалась в комнату, окруженная
свитой, и стала наблюдать за его работой.


Диего Веласкес Менины (Фрейлины), 1656 Музей Прадо, Мадрид

На картине слева направо без учета перспективы:

Диего Веласкес - художник
Донья Мария Сармиенто - фрейлина
Филипп IV и его жена Марианна - король и королева Испании (в зеркале)
Маргарита Тереза Испанская - инфанта
Хосе Нието Веласкес - гофмаршал (в проходе на заднем плане)
Донья Изабелла де Веласко - фрейлина
Донья Марсела де Уллоа - монашка
Собака
Гвардадамас - придворный, обязанный везде сопровождать инфанту
Мария Барбола и Николас Пертусато - карлики-шуты

До 1965 года эта картина считалась изображением счастливой жизни королевской семьи.

Но в 1965 на рентгеновских снимках под фигурой художника обнаружилась другая фигура, и никто не знал почему этот
человек там оказался и зачем его поменяли.
Неоспоримая интерпретация принадлежит Мануэле Мене, куратору музея Прадо, изучившей картину вдоль и поперек. Ее
записал и опубликовал Джонатан Литтел.

Так вот, первоначально, там где сейчас Веласкес, был паж в итальянском костюме, который протягивал инфанте предмет,
похожий на палочку, а точнее маршальский жезл. Даже на хорошей фотографии, прямо над правым рукавом инфанты видны
замаскированные пальцы девочки, тянущиеся, чтобы взять жезл.
Но разве могла женщина притронуться к жезлу главнокомандующего? Это было совершенно неприемлимо!

Однако, именно в этом первоначально состояла первоначальная цель картины: помочь неприемлимому сделаться приемлимым.
В 1656 году, когда картина была написана, у короля Филиппа не было наследников. Его сын умер, шла опасная война с
Францией. И тогда король решил сделать Маргариту наследницей престола. Это был очень трудный и политически рискованный
выбор. Король пошел к Веласексу и дал задание - ему нужна была картина, которая показала бы всем, что они обязаны
принять решение короля, и что это в порядке вещей.

Веласкес долго думал и создал это полотно. Все, что на нем написано - написано с одной целью: дать понять, что эта
девочка, которую все считали хулиганкой и сумасбродкой, будет следующей королевой Испании, и в этом нет ничего
страшного, совсем ничего.
На картине зеркало излучает королевскую власть, в лучах ее отражения купается вся комната. Дочь короля в позе,
призванной демонстрировать самообладание, принимает символы власти на глазах собрания, взирающего на все тихо,
спокойно, счастливо. Даже собаку это переломное событие до того не волнует, что она заснула, а карлик игриво
толкает ее ногой, пытаясь разбудить и заставить взглянуть.

Через год после написания картины, у короля родился сын. Полотно Веласкеса сразу не только устарело, но сделалось
опасным! Веласкес не мог примириться с тем, что его следует уничтожить. Он попросил у короля разрешения изменить
полотно. Картина стояла отвернутой к стене у него в студии, пока он не придумал решение. И это решение можно в
деталях рассмотреть в музее Прадо. Паж с символом власти исчез, на его месте стоит художник с красным крестом "Ордена
Сантьяго", полученным лишь три года спустя, после написания первого варианта полотна, кисть зависла над палитрой.
Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел, именуемый "Портрет семьи Филлипа IV", впоследствии названного
"Менины", а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, долженствовавшего преобразовать устарелый династический
портрет в блистательную игру-забаву.


инфанта Маргарита

Сюжет

Это самая известная картина Веласкеса. Менины — это фрейлины, слуги королей, другими словами. Кажется, что все смотрят на нас. Но на самом деле все смотрят на короля с королевой, чей портрет пишет художник, — их лица мы видим в отражении в зеркале на стене.

Инфанта Маргарита и ее фрейлины забежали в комнату, где Филипп IV с женой Марианной позируют для портрета. Мы, зрители, видим детей, а также карликов и других слуг с позиции монархов. А за натюрмортом — сам Веласкес. Он выступает здесь как слуга короля, но в то же время мы интуитивно понимаем, что он режиссер этой сцены, ее организующая сила.

Идея «Менин» при всем ее изяществе не нова. За два века до Веласкеса подобный ход (с отражением некоторых героев) придумал Ян ван Эйк — автор « ».

Картина «Веласкеса» вдохновляла многих последующих художников. Пабло Пикассо, со свойственной ему страстью, написал 58 вариаций на тему «Менин».

Одна из вариаций Пикассо на тему «Менин». 1957. (wikipedia.org)

Марианна Австрийская — вторая жена Филиппа IV. На момент заключения брака ей было 15 лет, а ему — больше сорока. Кроме того, невеста приходилась племянницей жениху. На такой шаг монарх пошел после смерти своего единственного сына (от первого брака) и наследника престола Бальтазара Карлоса, чьей невестой изначально и была Марианна.

Дети у нее появлялись на свет мертворождёнными или умирали вскоре после рождения. После 12 лет супружества только дочь Маргарита была единственным ребёнком, оставшимся в живых.

Здоровая красивая инфанта на картине — это выражение надежды о будущем наследнике. В образе 5-летней девочки Веласкес воплощает идею семейного счастья, богатства.

Портрет Филиппа IV, 1656. (wikipedia.org)

Однако в последующие годы Карл II — последняя надежда Филиппа IV — родился инвалидом. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле. После его смерти разразилась война за испанское наследство, приведшая к власти Бурбонов в стране.

Судьба художника

Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Это сцены из жизни простых людей. Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами — мифологическое и жизненное слились. Картины перестают быть наблюдением, они начинают передавать новые смыслы, для разгадки которых нужен своего рода ключ. По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью. Но Веласкес был смел в своих экспериментах, он умел соединить разнородные мотивы так, что вместе они выглядели естественно.


«Триумф Вакха». (wikipedia.org)

Жизнь художника переменилась в 1623 году. Он стал придворным живописцем Филиппа IV. А это означало, что теперь его главные модели — монарх, его семья и двор. Веласкес, конечно, использовал, как того требовали каноны, возвышенный живописный язык. Но при этом он сохранял правдивость образа, не избегал подробностей, которые другой художник предпочел бы скрыть.

Отчасти поэтому Веласкеса называли художником правды. А отчасти еще и за то, кого он писал, помимо представителей высшего света. Это были, например, шуты, карлики — по меркам 17 века, люди второго сорта. Но на картинах Веласкеса они выписаны так же тщательно, как и герцоги.

Изопарафраз - так называют живописное или графическое произведение, созданное по мотивам картины другого художника. Чем глубже содержание исходного материала, чем интересней подход мастера, желающего по-новому взглянуть на признанные шедевры, тем выше значимость такого переосмысления.

Серия картин «Менины» Пикассо, созданная по мотивам величайшего творения Веласкеса, - результат взаимодействия двух гениев, разделенных во времени, но сходных масштабом художественного дарования.

Шедевр Веласкеса

Картина, созданная (1599-1660) за четыре года до смерти, требует постепенного вхождения и долгого созерцания. Она полна загадок и подтекстов, допускающих толкования, которые появляются у каждого нового поколения исследователей и простых любителей живописи.

В ней таинственно многое, начиная с названия. Испанское Las Meninas («Фрейлины») стало общепринятым, хотя главная фигура картины - пятилетняя дочь испанского монарха Филиппа IV - инфанта Маргарита. Полотно размером 2,76х3,18 м называют автопортретом Веласкеса, потому что фигура художника перед огромным холстом, который внимательно вглядывается в зрителя, не менее значительна, чем маленькая королевна и её окружение.

Здесь есть и единственное совместное изображение монаршей четы, решенное как неясное отражение в зеркале. Отсюда - несколько вариантов сюжета: придворный художник пишет маленькую инфанту и отвлекся на пришедших царственных родителей, или он занят работой над огромным парадным портретом Филиппа IV и его супруги Марианны, которых развлекает единственная дочь.

Персонажи

У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Фрейлина донья Мария Сармиенто в низком поклоне подаёт сосуд с питьём царственной девочке, которая в тугом и массивном одеянии не может свободно двигаться сама и вынуждена держать осанку в соответствии со строгим этикетом. Так же напряжены другая фрейлина, монашка из свиты и телохранитель инфанты. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Карлица Мария Барбола гордо демонстрирует королевскую награду, а маленький Николао толкает ногой огромного мастифа.

Живописец любуется маленькой принцессой, подробно выписывает тех, кто составляет её свиту. Лишь тех, от кого зависит судьба придворных и его собственная, он не удостаивает пристального взгляда и дополнительных усилий. Монаршья чета - смутные призраки в зазеркалье, а всесильный гофмаршал двора - замершая в проеме фигура, с чертами лица, смазанными контражуром.

Веласкес - настоящий волшебник света и композиции. Еще современников поражало ощущение реальности, которым отличаются «Менины». Падающие пучки света и таинственные теневые пространства дополняют и обогащают историю, которую рассказывает мастер. Эта история волнует людей уже больше трёх веков, рождая у них собственные ассоциации. Своё особое значение имеют «Менины» Пикассо, созданные во времена других художественных стилей и духовных ценностей.

Освоение наследия

Пабло Пикассо (1881-1973) было 14 лет, когда он впервые попал вместе с отцом в мадридский музей Прадо. С тех пор Веласкес стал наряду с Гойей, Эль Греко, Делакруа, Курбе, Пуссеном оказывать сильное влияние на формирование взглядов художника на окружающий мир и на живопись. В период обучения в изящных искусств Сан-Фернандо (1897-1898) он много занимался копированием картин этих мастеров, проникая в их «анатомию», пытаясь раскрыть секреты их магического воздействия на зрителя.

Полотно Веласкеса впечатляло удивительной психологической атмосферой, сложностью взаимоотношений между персонажами, художником и зрителем. В воспоминаниях современников, относящихся к разным периодам, много свидетельств восхищения Пикассо гениальным замыслом Веласкеса, реализмом, уникальной композицией и высочайшим техническим мастерством мастера.

В его наследии - множество зарисовок и эскизов, навеянных картиной Веласкеса. В 1957-м ассоциации Пикассо от «Менин» вылились в большую серию, в которой полотно подверглось тщательному разбору и анализу, что способствовало рождению новых эмоций и неожиданных образов.

История создания

Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Здесь есть и большие монохромные и цветные интерпретации всего полотна и небольшие работы с изображением главных и второстепенных персонажей. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса.

Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. В ней видно отсутствие оков для мысли и смелость художественной манеры, которые стали итогом напряженных творческих поисков, увлекавших мастера на протяжении долгого времени. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Стиль его живописи в этой серии - воплощение духа эксперимента и реформаторства, что является главным содержанием всей жизни мастера. В момент работы над циклом художнику было 76 лет, он давно достиг успеха и признания у профессионалов и публики, хотя некоторые видят в его работах на темы мастеров прошлого желание преодолеть сомнения в своей значимости.

Пикассо, "Менины": описание

Картину, положившую начало серии, Пикассо написал 17 августа 1957 года. Этот большой холст получился монохромным и выглядит незаконченным. В композиции, которая у Пикассо, в отличие от исходной, вышла горизонтальной, можно разглядеть всех персонажей. Здесь присутствуют автор-художник, маленькая инфанта и её свита, отраженные в зеркале король и королева и даже собака. Но метаморфозы, которым подвергнуты их образы и всё пространство картины, создают совершенно новую реальность.

Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. В отличие от первоисточника, который поражал зрителя достоверностью света и тени, для новой интерпретации неважно соотношение отчетливо видного переднего плана и приглушенных затененных пространств огромного ателье. Но и при заливающем боковом освещении сохраняется слепящий поток в проёме за спиной гофмаршала, подчеркнутый лаконичным по форме силуэтом придворного. Драматизм, излучаемый этим «черным человеком» - лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст.

Внимательный и открытый для восприятия зритель увидит, как Пикассо дополняет и изменяет изначальное содержание. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Фигура художника вырастает в исполинскую конструкцию, образуя с холстом почти архитектурное сооружение. Гипертрофирован крест на груди Веласкеса, по преданию написанный самим королем после смерти художника. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Карлики и собака похожи на шаржи, но их комизм не обладает легким характером чистого юмора.

Сравнение изобразительных средств

Слишком по-разному визуально трактуют «Менины» Пикассо и Веласкес. Сравнение живописных методов явно обозначает трехвековую разницу во времени. У Пикассо основное изобразительное средство - геометризация и обобщение формы. Сцена становится похожа на отражение в осколках битого стекла. Энергия рождается взаимодействием линий и плоскостей, а реалистические изображения заменяются символами и масками.

Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. В одном из вариантов желтый цвет в фигуре инфанты наделяет её неземным свечением, противостоящим агрессивному окружению. В другом - лицо ребенка превращается в безжизненный белый треугольник, символ гибели любых человеческих чувств в среде, живущей строгими ритуалами. Живопись Пикассо, как и первоисточник, отличается чисто изобразительными находками, но именно смысловое содержание их позволяет объективно сравнить картины. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания.

Другая философия

Виртуозный реализм Веласкеса и язык пластических символов Пикассо служат одной цели - отображению взглядов на мир, соответствующих современной им эпохе. Поэтому сложно обнаружить смысловое единство, проводя сравнение картин. «Менины» Веласкеса и Пикассо относятся к мирам, часто противоположным. Вопрос противодействия художника власти ритуалов и сословных различий, актуальный для XVII века, трансформируется в XX столетии в проблему роли искусства в современном мире.

В своей работе Пикассо решает и глобальные, и частные задачи. С новых позиций оценивает художник семейную сцену, имеющую в первоисточнике легкую пасторальность. Двойственность человеческой натуры, обоснованная философами начала XX века, ясно выражается Пикассо. Его фрейлины могут содержать мотивы злобы и агрессии, гофмаршал предстает то зловещим черным силуэтом, то символом христианского страдания. Даже собака в одном случае излучает комичную непосредственность, в другом становится страшным волкоподобным монстром.

Но это только часть философских аспектов, которые анализируются мастерами. Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, - главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. Это общее свойство и всего творчества двух испанских гениев.

Свобода ассоциаций

И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Определяющей здесь становится категория бессознательного в искусстве, неявная в регламентируемом укладе образа жизни XVII века и лежащая в основе поисков лидеров новых живописных течений века двадцатого. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. На основе находок гения прошлого ведущий авангардист XX века создаёт мир, построенный на материях, слишком зависимых от его подсознания. Трудно верить в осознанность каждого движения кисти Пикассо и абсолютную продуманность любого элемента полотна. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.

Цепляясь за любой, самый незначительный исходный элемент, Пикассо приходит к поразительному результату. Разглядев на оригинале тонкую вертикальную линию за спиной карлика Николасито и обратив внимание на необычное положение его пальцев, он в одном из вариантов создает образ марионетки, играющей на клавесине.

Свобода ассоциаций и безграничность фантазии особенно поражают, если сравнить картины. Веласкес и Пикассо «Менины» наполняют множеством аллюзий и ссылок, и выбор этого шедевра в качестве толчка для вдохновения абсолютно не случаен. Связь двух полотен сквозь века очевидна. Загадки, которые содержал шедевр XVII века, по-своему решаются полотном великого авангардиста. При этом многие проблемы, которые ставит Пикассо перед зрителем, носят вневременной характер.

«Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение

В чем основные отличия двух шедевров?

  • Эти картины относятся к различным художественным стилям. Веласкес - мастер барокко, Пикассо - лидер авангардного искусства
  • Исходное изображение поражает реализмом, персонажи Пикассо условны.
  • Главное полотно серии Пикассо создал монохромным, Веласкес использовал богатую цветовую палитру.

У них есть и общее:

  • Абстрактная по характеру реплика Пикассо, как и первоисточник, имеет определенный сюжет и историю взаимоотношений персонажей.
  • Многообразие поднимаемых проблем, основная из которых - роль художника и искусства в мире и обществе.

Диего Веласкес. «Менины»
1656 г. Холст, масло, 318 х 276 см
Прадо, Мадрид
Где живопись? Все кажется реальным В твоей картине, как встекле зеркальном.

Франсиско де Кеведо - Диего Веласкесу

Рассказывают, что французский поэт-романтик Теофиль Готье, увидев полотно Веласкеса «Менины», в изумлении воскликнул: «Где же картина?». И его легко можно понять. Мастерство Веласкеса кажется поначалу таким естественным и немудреным, что зритель чувствует себя не сторонним созерцателем произведения искусства, а заинтересованным свидетелем изображенных событий. Переживая перед картиной застывшее мгновение давно отшумевшей жизни, он задается вопросами отнюдь не академическими: кто все эти люди? Почему они собрались вместе? Что здесь происходит? Постараемся удовлетворить естественное зрительское любопытство.

Итак, время действия - 1656 год. Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. Место действия - старый королевский дворец Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В висящем на стене зеркале видны два отражения - это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты - их пятилетняя дочь, инфанта Маргарита. Вокруг нее хлопочут придворные дамы - менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую — Исабель де Веласко. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа - дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. С ней беседует гвардадамас — придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Не забыты любимые забавы испанского двора: карлик-шут Николасито Пертусато толкает ногой дремлющую собаку, а рядом с ним стоит карлица Мария Барбола. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника.

И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец испанского монарха и один из первых художников Европы. Ему 57 лет. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес - к тому же и апосентадор, т.е. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари - это произошло лишь в 1659 г., и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест.

Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: « Las Meninas “. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст? Разумеется, нет. И действительно, с 17 века у картины было второе название « Familia “ - «Семья». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Поэтому нас не должна удивлять вольность художника, изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута.

Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья? Что за картину пишет Веласкес, и кто ему позирует? Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологиищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы. С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней. На это указывает отражение в зеркале. А почему в мастерской находится инфанта? Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель, и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти. Этот пристальный взгляд,прикованный то кмодели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса, и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видимфрагмент будущего произведения, над которым работает художник. Однакоэто толкование картины легко подвергнуть сомнению: среди работ Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа IV и Марианны Австрийской, а сведений о таком портрете не имеется и в старинных дворцовых описях. Наиболее дотошные искусствоведы даже сумели доказать, что холст, стоящий перед художником, не подходит по размеру дляпортрета королевской четы.

Чей же портрет пишет в таком случае Веласкес? Конечно же, портрет инфанты! Светлая фигурка Маргариты - безусловно, композиционный центр картины, она сразу приковывает наш взгляд. Много портретов инфанты написал Веласкес, но, пожалуй, лучше этого нет. Все в картине призвано подчеркнуть контрастхрупкой прелести Маргариты и тойроли, которую поневоле должна играть эта девочка, той обстановки, в которой она живет.

Случайно ли почти всю верхнюю половину полотна занимают стены и высокий потолок с массивными крюками для люстр? Противопоставление обширного мрачноватого помещения и маленькой нарядной девочки усиливают детали: огромная собака, большой холст на мольберте. Фигура карлицы - женщины ростом с девочку - наводит на мысль о том, что инфанта - девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая.

Высокий сан принцессы лишил ее детства, так же как роскошное платье с широчайшей, натянутой на обручи юбкой лишает возможности свободно двигаться. В таком наряде, весящем несколько килограммов,инфанта даже не может свободно вытянуть руки вдоль тела. Как контрастирует эта вынужденнаязастылость позы с живостью умного личика Маргариты, блеском любопытных глаз, готовыми к улыбке губами! Что ей услужливые менины и придворные шуты… ей бы побегать, поиграть со сверстниками!

Все это, несомненно, есть в картине, однако если Веласкес пишет портрет Маргариты, то почему в зеркале отражаются фигуры короля и королевы? Возможно, они пришли посмотреть, как продвигается работа. Допустим, но почему инфанта стоит к художнику спиной? В работе наступила пауза, и донья Марияподносит девочке кувшинчик с питьем.Но простите,ведь художник-то продолжает работать, он явно смотрит на модель! Значитмодель - вовсе не инфанта…или не только инфанта? Еще одна красивая версия не выдерживает критики.


Диего Веласкес. Портреты инфанты Маргариты. 1654 и 1655 гг. .

Нам остается предположить, что Веласкес пишет именно ту картину, которую мы видим - «Менины». И поскольку в нее включен автопортрет, который художник может написать, лишь глядя в зеркало, прочих персонажей он изображает также при помощизеркального отражения. Итак, за пределами картины находится зеркало, в котором отражаются все присутствующие в мастерскойлюди. Мы, зрители, как и в первом варианте, тоже включаемся в число позирующих, поскольку стоимна месте короля и королевы, которых Веласкес написал отражающимися во втором зеркале, висящем на стене. Кроме того, на холсте мы видим иобратную сторону этого самого холста, и все то, что изображает на нем художник - инфанту, придворных, отражение короля и королевы и т.д. В картине не остается ни одного персонажа, который не двоился, не отражался бы в зеркальном стекле и в зеркале живописи!

Да и сама картина подобна зеркалу:каждый из нас по-своему трактует ее содержание, усматривает в ней проекцию собственных мыслейи чувств - так, стоя перед зеркалом, мыспособны видетьв нем лишь свое отражение. Казалось бы, зачем тогда продолжать вековые споры о том, что же пишет художник на стоящем перед нимхолсте? Но не размышлять об этом невозможно, как невозможно не вглядываться в таинственную зеркальную глубину.

О том, что глубинапостижения искусства поистине бездонна, свидетельствует трактовка картины, которую дал Мишель Фуко - крупнейший французский философ 20-го столетия, историк и теоретик культуры. Его книгу «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук»(1966 г.)открывает глава «Придворные дамы»,в которой Фуко на пятнадцати страницах размышляет, на примере «Менин», о предмете и его отражении, о реальности и иллюзии, о вещи и ее образе в искусстве, об объекте и субъекте изображения.


Диего Веласкес. Венера с зеркалом. Ок. 1650 г.

Еще один властитель дум европейскойинтеллигенции прошлого века, испанский философ, культуролог и публицист Хосе Ортега-и-Гассет был, по его собственным словам, одержим своеобразным «синдромом Веласкеса». На протяжении многих лет он предавался размышлениям о картинах этого мастера,пытаясь постичь скрытую в них истину, вновь и вновь возвращаясь к загадке «Менин».

Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным, или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию, и двинемся дальше. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале? Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г.), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. В зеркале, изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаютсясупруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Зеркальное отражениев этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях.

Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. былраспространен сюжет «Венера передзеркалом», иВеласкес наверняка видел картины на эту тему. Но, перенявмотив, испанский мастер придает ему совершенно оригинальноезвучание. Так, вего картине «Венера с зеркалом» (ок.1650 г.) богиня любви лежит спиной к зрителю, и мы видим ее лицо лишь смутно отражающимся в зеркале. Никто точно не знает, каков лик любви, но каждый знает, что любовь прекрасна, - словно говорит нам художник.


Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини.1434 г.

В «Менинах» зеркальное отражение - ключ к пониманию скрытого смысла картины, поэтому оторвемся от созерцания милой инфанты и еще раз посмотрим на висящее у нее за спиной зеркало. Отражения короля и королевы превратили зеркало в подобие обрамленного холста -в, своего рода,идеальную картину, созданную самой жизнью. Фигура стоящего в дверях Хосе Ньето тоже очень «картинна» -дверной проем похож на раму, а сам дворецкий, застывший в красивой позесо шляпой в руке, словно приготовился позировать для портрета.

Над зеркалом висят две большие картины, которым Веласкес, очевидно, придавал серьезное значение - они занимают значительную часть полотна и написаны так тщательно, что, глядя на «Менины» в оригинале,можнобез трудапонять их содержание. Сегодняшнему зрителю сюжеты этих произведений мало что скажут, но современники Веласкеса, тем более обитатели королевского дворца, узнавали их безтруда.


Диего Веласкес. Пряхи. Ок 1657 г.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа - полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Его книга «Метаморфозы»былахорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Арахна, котораяславилась как искусная вышивальщица и ткачиха,вызвала на состязаниеАфину ипревзошла богиню мастерством. Описывая вытканную Арахной сцену похищенияЕвропы Зевсом, принявшим образ быка, Овидий в восторге восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море!" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Герой второй картины Марсийдостиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязаниеАполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу. Заметим, что миф об Арахне, очевидно,был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через годпосле «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.

Веласкеса привлекает в этих мифахсмелое соперничество художникас богами, читай - с природой. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз»,бросает вызовприроде. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре? Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни?-спрашивает Веласкес, и сама написанная им картина отвечаетна эти вопросы.

Не мелочный натурализм, не дотошное выписывание каждойдетали, каждого волоска,а смелые мазки кисти, то упруго лепящие форму, то настолько легкие и прозрачные, что через них просвечивает холст, - вот что создает иллюзию волшебного дыхания жизни в картинах Веласкеса. Свободно положенные мазки, сливаясь вблизи в нераздельную массу, издали передают ощущение реальной объемностипредметов и глубины пространства. Кисть непостижимым образом запечатлела сам воздух, окружающий предметы, и мы, кажется, видим пляшущие в солнечных лучах пылинки. (Кстати, обратите внимание на необычно длинные кисти в руках художника. Работая такими кистями, он не должен был подходить близко к картине, и ему было легчеоценить целостное впечатление от холста.)

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-тоглавные слова так и остаются несказанными. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, поэтому его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит, и, как у Господа Бога, -шевелится, смотрит, мигает даже, и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего».


Пабло Писассо. Менины. По Веласкесу. 1957 г.

Но вернемся в мастерскую художника. Мы видим, что не только центральная, нои правая стена комнаты сверху донизу увешана картинами, а слева много места занимает внушительный подрамник с натянутым на него холстом. Картины буквально надвигаются на присутствующих, окружаютих со всех сторон и наводят нас на мысль о многих десятках полотен, написанных придворным художником за тридцать с лишним лет службы.

А собравшиеся в комнатечлены королевской семьи -персонажи этих картин. Именно их - короля, королеву, инфантов и инфант, придворных, шутов и карликов, даже королевских собак увековечивал живописец в своих произведениях все эти годы. И по сути дела, главный геройкартины-головоломки- это ее автор, скромно стоящий у мольберта. Словно не замечая возникшей вокруг инфанты Маргариты суеты, он продолжает работать.

Диего Веласкесвнимательно смотрит на нас, своих будущих зрителей, ипишет новую картину - «Менины»: универсальное полотно, соединяющее в себе и непринужденную жанровую сцену, и групповой портрет, и автопортрет, и философскую аллегорию. Это картина о том, как создаются картины,о творчестве, о плодотворно прожитой жизни художника, и вообще о жизни, которую, словно зеркало, отражает искусство.