История изобретения зеркала. Кто придумал Зеркало - Когда Изобрели


На сегодняшний день невозможно представить свою жизнь без зеркала. Почти у каждой девушки в сумочке лежит зеркальце, не говоря уже о квартирах, где обязательно можно найти отражающую поверхность. В древние времена люди к зеркалам относились неоднозначно. Одни любовались своим отражением, а другие считали их происками дьявола.



Современные зеркала изготавливаются из стекла, покрываемого отражающим веществом. В древности же роль зеркала играла любая отражающая поверхность. Одним из самых ранних искусственных образцов были зеркала из обсидиана – вулканической породы. Их обрабатывали, придавая форму круга. Возраст некоторых найденных подобных зеркал составляет более 6000 лет.


В древних цивилизациях в качестве зеркал использовали полированные металлические пластины. Процесс их изготовления был довольно трудоемким, поэтому любоваться своим отражением в блестящей поверхности могли позволить себе только очень состоятельные люди.


В раннем Средневековье зеркала практически исчезли из обихода. Священники запретили людям использовать их. Считалось, что по ту сторону отражающей поверхности находится дьявол, который может воздействовать на разум людей. Только в XIII-XIV веках зеркала снова появились в Европе. Мастера-стекольщики выливали горячее олово в стеклянные сосуды, которые потом разбивали на отдельные куски. Так получались зеркала.


В 1407 году венецианские братья Данзало дель Галло создали особую отражающую смесь с добавлением бронзы и золота. За счет этого все отражаемые в зеркалах предметы мерцали, представляясь красивее, чем есть на самом деле. Почти полтора века Венеция удерживала монополию на производство зеркал, скрывая секрет их изготовления. Стоимость одного венецианского зеркала в те времена могла сравниться с ценой целого корабля.


На Руси в 1666 году произошел раскол православной церкви. Среди нововведений патриарха Никона был и запрет на использование зеркал священнослужителями. С тех времен дошло немало суеверий, связанных с ними. До сих пор считается, что разбитое зеркало принесет неудачу. А если в доме кто-то умер, то необходимо занавесить все отражающие поверхности, чтобы душа не заблудилась в потустороннем мире.


Зеркала на Руси также часто использовали для ворожбы. Считалось, что этот и еще

Нет ни одной квартиры в мире, в котором бы не было зеркала. На самом деле история зеркала уходит в далекое прошлое. Возраст самого древнего зеркала на земле — около семи тысяч лет. До изобретения зеркального использовались камень и металл: золото, серебро, бронза, олово, медь, горный хрусталь.

Существует легенда о том, что Медуза Горгона превратилась в камень, увидев свое изображение в наполированном до блеска щите прекрасного Персея. Ученые археологи считают, что самые ранние зеркала — найдены в Турции полированные куски обсидиана, насчитывающие около 7500 лет. Однако ни в одно античное зеркало нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки цвета.

Всем известен древнегреческий миф о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением в воде, как в зеркале. Во времена Древней Греции и Древнего Рима, состоятельные люди могли позволить себе купить зеркало из полированного до блеска металла. Изготовление такого зеркала было не простым занятием, а отполированные зеркала из стали или бронзы величиной были не больше ладони. К тому же поверхность такого зеркала быстро окислялась и ее приходилось постоянно чистить.

Специалисты в области языковедения полагают, что слово — зеркало — пришло из Древнего Рима — латинское написание выглядело как — spektrum. Затем это слово претерпев в разных языках фонетический, морфологический, лексический перевод стало использоваться повсеместно. Например, в немецком языке оно превратилось в Spiegel («Шпигель» — зеркало).

Изобретение зеркала в современном понимании можно отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать обычное стекло тонким слоем свинца.

Первыми производителями зеркала стали Венецианцы. Технология была довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась , и лишь затем поверху накладывалось стекло, которое придавливало эти слои, а из них тем временем вынималась бумага. Венеция ревностно охраняла свою монополию на зеркала.

В 1454 году Дожи издали приказ, запрещавший зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, повелевали вернуться на родину. «Невозвращенцам» грозили карами в отношении их родных. По следам особенно упорствовавших беглецов посылали убийц. В результате зеркало три века оставалось невероятно редким и фантастически дорогим товаром. Несмотря на то, что подобное зеркало было весьма мутным — и все же оно отражало больше света, чем его поглощало.

Французский король Людовик XIV был буквально помешан на зеркалах. Именно в его время фирма «Сан-Гобен» разгадала секрет венецианского производства, после чего цены резко упали. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

Таким процесс производства зеркала оставался с несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл факт того, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясное изображение в зеркале.

При том, как поздно появилось стеклянное зеркало в истории человечества, не может не вызвать изумления, сколь огромную роль оно играет в суевериях и в народной культуре вообще. Уже в Средние века в приговоре одной французской ведьме среди перечня ее магических приспособлений фигурирует и осколок зеркальца. С помощью зеркала гадали на жениха русские девушки. Зеркало как бы приоткрывало пространство потустороннего, оно и манило, и пугало, поэтому обращались с ним опасливо: иногда занавешивали, иногда подносили кошку, иногда отворачивали к стене, а иногда разбивали.

Возможность видеть себя со стороны привела к колоссальным последствиям: европейцы стали больше контролировать свое поведение (и даже выражение лиц), выросла эмансипация отдельной личности, усилилась философская рефлексия (ведь даже это слово означает «отражение»). Когда в Европе в конце XIX веке возникли проблемы с самоидентификацией человека, это нашло выход в повышенном внимании к зеркалу.

Оснащение помещений зеркалами имеет в России, ее дворцах и дворянских усадьбах двухсотлетнюю историю. В бальных залах, светлых и высоких, русское дворянство с целью создания эффекта пространства уделяло особое внимание размещению и зеркал.

Еще лет десять назад обычный зеркальный набор в интерьере квартиры ограничивался зеркалами в ванной комнате, прихожей и в шкафу. С развитием евроремонта, эксклюзивного интерьера, искусство применения зеркал в помещении обрело второе дыхание.

Интересная тенденция последних лет — отход от зеркала как предмета утилитарной функции и применение для усиления иллюзии света и простора, скрывания недостатков планировки жилища. Объяснение этому очень простое. Мы все еще испытываем дефицит метров, неудобства планировки и другие архитектурные недостатки. Зеркало — очень мощный инструмент в решении таких проблем. Правильное распределение источников света и его отражения существенно раздвигает рамки помещения, создавая иллюзию бесконечности пространства.

Плоскость зеркала подвергается дизайнерским экспериментам: ее всячески расчеркивают, разрисовывают, «состаривают», придают цветность, используют отражающие свойства листового металла. Для украшения зеркал используют багет.

Впервые подобие зеркал появилось в III тысячелетии до н.э. В Америке и Китае древние племена на подобии зеркала использовали камень обсидиан, который отполировывали до блеска.


А в Греции и Египте девушки рассматривали себя в дисках из серебра или бронзы, и это было привелегией богатых людей.


В I веке н.э. Римляне попробовали смешивать кварцевый песок с оловом или свинцом, что позволяло поверхность более четко отображать предметы. Так появились первые зеркала. В это время Римская империя распадалась и утверждалось христианство, что повлияло на производство зеркал. Церковь посчитала зеркала произведением дьявола, и они были забыты на тысячу лет.

О зеркалах вспоминают в XIII веке, когда в Германии г. Нюрнберг открылся цех по производству зеркал. Однако у немецких мастеров не было достаточных навыков по производству плоских зеркал. Они производили вогнутые зеркала, сильно искажавшие изображение, путем вливания олова в емкость из стекла, которое разбивали, для извлечения готового изделия.

И лишь в XVI веке в Венеции начали производить плоские зеркала. За эту работу взялись братья Доменикано. Путем разрезания горячего стеклянного цилиндра на две ровные части и последующего его раскатывания на медной поверхности стола они получали гладкие и прозрачные, а главное, ровные листы. Чтобы добиться большего эффекта мастера добавляли в олово бронзу или золото, что позволяло приблизить стоимость зеркала до стоимости одного корабля.

Технология производства зеркал держалась в строгой тайне. Для этого всех мастеров селили на острове Мурано, где жители были изолированы от внешнего мира. Власти объясняли переселение мастеров тем, что они понижают угрозу пожаров, так как зеркальное производство связано с высокими температурами. Хотя такое решение было принято властями с целью монополии дорогостоящего товара. Венеция обогащалась, а многие страны разорялись. Для Франции дорогостоящая продукция зеркал стала угрозой краха казны.
Французские аристократы во время роскошных приемов в своих замках и дворцах, демонстрируя гостям свое благосостояние, с гордостью показывали зеркала в богатых, отделанных драгоценными камнями оправах, более того, знать, а также их жены и любовницы обожали украшать маленькими зеркалами свои парадные наряды.
Однажды французская королева Анна Австрийская, мать Людовика XIV, появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал. В свете свечей от неё исходило поистине царственное сияние. Это зеркальное платье стоило государственной казне огромных денег, и министр финансов — месье Кольбер — решил, что необходимо что-то срочно делать, иначе страна разорится. Кольбер отправил в Мурано своих доверенных лиц, которые смогли подкупить четырёх мурановских мастеров и под покровом ночи вывезли их на маленькой лодочке во Францию.
Французы, поселив беглецов в прекрасной усадьбе, вывезли с Мурано и их семьи.

Конечно же, Венеция так просто смириться с дерзким побегом своих подданных не могла — мастерам послали два строгих предупреждения, но те на них не среагировали, понадеявшись на защиту Французской короны. Некоторое время итальянцы работали, наслаждаясь вольной жизнью и высокими заработками. Но потом от отравления умер лучший и самый опытный из них, через две недели — второй. Оставшиеся в живых, осознав, что им грозит, в ужасе стали проситься обратно, домой. Их не удерживали — сообразительные французы уже успели освоить все секреты изготовления зеркал, и в Тур де Виле в 1665 году открылась первая во Франции зеркальная мануфактура.

Французы оказались способными учениками, и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьём. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длиной 73 метра, и нуждалась в зеркалах большого размера. В фирме «Сан-Габен» изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться «король-солнце»? После открытия французской зеркальной мануфактуры цены на зеркала стали резко снижаться. Этому способствовали также немецкие и богемские стекольные заводы, производившие зеркала по более низкой стоимости. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

Революцию в производство зеркал принес немецкий химик, Юстус фон Либих, начав применять серебро в 1835 году для серебрения зеркал и получая более ясное изображение.

Эта технология, практически без изменений до сих пор используется в производстве зеркал.

Ученые считают, что возраст зеркал насчитывает уже более семи тысяч лет. До появления зеркального стекла использовали хорошо наполированные разные виды металлов, к примеру, золото и серебро, олово и медь, бронза, и камень.

Согласно древнегреческим мифам, именно собственное изображение, увиденное медузой Горгоной на щите Персея, настолько испугало ее, что она превратилась в камень. Многие археологи считают наиболее ранними зеркалами полированные кусочки обсидиана, которые были найдены в Турции, а насчитывают они около 7500 лет. Но использовать подобные зеркальные поверхности, чтобы тщательно рассмотреть себя, к примеру, сзади, было нельзя, да и оттенки различать было очень проблематично.

Однако купить зеркало тогда было очень трудно, стоимость его к тому же была очень высока, ведь наполировать металл до блеска было непросто. Стоит учитывать, что подобная чистка была необходима зеркальной поверхности ежедневно, ведь она постоянно окислялась.

Годом рождения настоящего зеркала считается 1279 год, когда францисканцем Джоном Пекам был описан уникальный, в то время, способ покрытия обычного стекла тончайшим слоем свинца.

В это время появилась первая багетная мастерская , ведь технология производства подобного чуда была непростой. Слой фольги из олова клали на бумагу, которую с обратной стороны покрывали ртутью, после чего на нее опять помещали лист бумаги, и только после этого накладывали стекло, которое служило неким прессом для этого слоеного пирога, откуда в это время аккуратно вытаскивали бумагу. Конечно, зеркало было очень мутным. Эта технология просуществовала без существенных изменений практически до 1835 года. Именно в этом году профессор Либих обнародовал весьма интересную гипотезу о том, что покрытие серебром вместо олова сделает зеркала более ясными и сверкающими.

Венеция очень ревностно охраняла тайну создания этого чудо-товара. Зеркальщикам было запрещено покидать республику, в ином случае угрожали расплатой над их родными и близкими. По следам тех, кто особенно упорствовал, посылали убийц. Поэтому целых три века это был невероятно дорогой и фантастически редкий товар, позволить себе сделать зеркала могли лишь очень состоятельные люди.

Любителем зеркал был и французский король Людовик XIV. В его время был разгадан секрет производства венецианских зеркал и цены начали резко уменьшаться. Теперь этот атрибут интерьера можно было все чаще встретить в стенах обычных граждан. В восемнадцатом веке больше половины парижан имели зеркала. Королевский дворец в Париже в это время имел особое превосходство, именно здесь впервые появилось напольное зеркало.

Появившаяся возможность наблюдать за собой со стороны, привела к огромным последствиям: все состоятельные граждане стали более тщательно следить не только за своим внешним видом, но и своим поведением.

До изобретения первого зеркала люди любовались своим отражением в воде. Древнегреческий миф о Нарциссе повествует о красивом юноше, который целыми днями смотрел на свое лицо в глади озера. Однако уже в те времена, около 5 тысяч лет назад, богатые жители Древней Греции и Древнего Рима могли приобрести зеркала из отполированного до блеска металла - стали или бронзы. Эти аксессуары требовали постоянного ухода и чистки, т.к. их поверхность постоянно окислялась и темнела, да и качество отражения было плохим – различить детали и цвета было достаточно сложно.

В разных странах в различные эпохи для получения отражающей поверхности использовали золото, медь, серебро, олово, горный хрусталь. Позволить себе зеркало могли только самые состоятельные люди. Изделие, похожее на современное зеркало, было изобретено в 1279 году францисканцем Джоном Пекамом, который первый попробовал покрыть стекло тончайшим слоем свинца: в стеклянную колбу заливали расплавленный металл, а после застывания разбивали ее на более мелкие куски. Полученные таким способом зеркала были вогнутые.

Чуть позже зеркала начали производить в Венеции. Мастера немного усовершенствовали способ Джона Пекама и использовали в производстве оловянную фольгу, ртуть и бумагу. Венецианцы строго охраняли свой секрет, в 1454 году даже был издан указ, запрещающий мастерам зеркального дела покидать страну, а за ослушавшимися даже посылали наемных убийц. И хотя такое зеркало тоже было мутным и блеклым, оно в течение трех веков оставалось очень редким и дорогим товаром.

В XVII веке французский король Людовик XIV загорелся желанием построить в Версале великолепную Галерею зеркал. Министр короля Кольбер деньгами и обещаниями соблазнил трех венецианских мастеров и привез их во Францию. Здесь технология снова была изменена: французы научились не выдувать расплавленное стекло, а раскатывать. Благодаря этому способу можно было изготовить зеркала больших размеров. Построенная Галерея зеркал восхищала людей того времени: все предметы бесконечно отражались, все переливалось и сверкало. А к XVIII веку зеркала стали привычным предметом для многих парижан – цены на этот аксессуар сильно упали.

Французский способ производства оставался неизменным до 1835 года, когда профессор Юстус фон Либих из Германии обнаружил, что покрытие из серебра позволяет получить более чистое изображение.

Как зеркала влияли на жизнь людей

Многие века люди испытывали страх перед зеркалами, считавшимися вратами в потусторонний мир. В средние века женщину могли обвинить в колдовстве, если среди ее вещей был этот предмет. Позднее зеркала стали активно использовать для гаданий, в том числе и на Руси.

С появлением возможности видеть свое отражение люди стали уделять больше внимания своей внешности, поведению. Благодаря зеркалу зародилось и одно из направлений в психологии, называемое рефлексия, т.е. – «отражение».

В современном интерьере зеркало несет не только отражающие функции, оно применяется для усиления ощущения пространства и света. Правильно установленные зеркала раздвигают границы помещения, делают его светлым и уютным.