Как научиться прыжкам со скакалкой. Задания по физкультуре

    Шаг вперед – прыжок со сменой согнутых ног («козлик»), руки в стороны – шаг вперед – прыжок со сменой прямых ног вперед («ножницы»).

    Выпад левой (правой), руки вперед – кувырок вперед в упор присев.

    Кувырок назад.

    Перекатом назад стойка на лопатках (держать 3 сек).

    Стойка на лопатках ноги врозь (максимально развести), ноги вместе.

    Перекатом вперед встать на левую (правую), другая вперед на носок, руки вверх.

    Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») в стойку ноги врозь, руки в стороны.

    Приставляя правую (левую) – полуприсед, руки назад-книзу и прыжок вверх ноги врозь.

Юноши

    Из основной стойки шагом вперед равновесие на левой (правой), руки в стороны (держать 3 сек).

    Выпрямляясь, шаг вперед, руки вверх – махом одной, толчком другой стойка на руках (обозначить).

    Встать в стойку руки вверх – упор присев.

    Силой стойка на голове и руках (держать 3 сек) – упор присев.

    Кувырок вперед в сед – дугами наружу руки вверх, наклон (руками коснуться носок).

    Кувырок назад в группировке в упор присев – перекатом назад, стойка на лопатках (держать 3 сек) – перекатом вперед, упор присев – встать, руки в стороны.

    Шаг вперед – толчком двух прыжок в группировке – шаг вперед – толчком двух прыжок согнувшись ноги врозь (руками коснуться носок).

    Махом одной, толчком другой два переворота в сторону (2 «колеса») в стойку ноги врозь, руки в стороны.

    Приставляя левую (правую) – прыжок вверх с поворотом на 360°.

Учебный материал

II КУРСА

I . ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

УРОК ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

    Основные задачи урока.

    Общие требования к уроку.

    Структура урока.

    Организация урока и способы управления занимающимися.

    Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп.

I . ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА

Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях.

На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные задачи:

    Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.

    Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.

    Развитие способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.

Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает всестороннее педагогическое воздействие на личность занимающихся в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам (биологически обусловленной, психике, опыту, направленности личности).

Прыжок – преодоление препятствия или пространства в свободном полете без дополнительной опоры руками после отталкивания ногами.

Все хореографические прыжки можно подразделить на определенные группы в зависимости от амплитуды выполнения на месте, в продвижении, в повороте, прыжки с двух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на одну.

Прыжки классического танца подразделяются на пять групп.

На схеме показаны основные виды прыжков. Простейшие из них – подскоки, для которых характерны малая высота выполнения и небольшая амплитуда движений. Содержат в себе общие структурно-технические элементы, позволяющие выделить несколько характерных стадий: подготовительную, основную, стадию реализации, завершающую стадию.

Подготовительная стадия состоит из трех фаз: 1-я – разбег, 2-я – наскок с замахом ноги или с места – замах, 3-я – амортизация, в прыжках с места – полуприсед, в котором частично гасится ранее полученное движение за счет напряженного опускания с носка на всю стопу и сгибания ног в коленном и тазобедренном суставах.

Основная стадия:

4– я фаза – отталкивание;

5– я фаза – отрыв от опоры.

Стадия реализации:

6– я фаза – формообразующее действие;

7– я фаза – фиксация позы.

Завершающая стадия:

8– я фаза – подготовка к приземлению;

9– я фаза – амортизация;

10– я фаза – связующие и корректирующие действия.

Особенность выполнения прыжков заключается в том, что спортсмены должны не только прыгнуть как можно выше, но и выполнить движение с предельной амплитудой, легкостью и грацией, отобразив эмоциональный характер музыкального сопровождения. Только при таком выполнении прыжок станет не просто технически сложным упражнением, но и выразительным средством в вольных упражнениях.

В тексте дается описание профилирующих прыжков, которые объединяются между собой приемами толчка и приземления.

Прыжки со сменой позиций ног. При выполнении данных прыжков положение ног фиксируется в исходной позиции, и лишь при приземлении ноги возвращаются в другую позицию (например, прыжки из 1-й позиции в 1-ю. В полетной фазе ноги фиксируются в и.п. и при приземлении соединяются вместе в 1 позицию).

Прыжки сгибая ноги вперед. Возможно выполнение данных прыжков без наклона, с наклоном вперед, сгибая ноги вместе, одну выше другой. Выполняются на месте, с дополнительного наскока (небольшим махом одной ноги и толчком другой прыжок на две).

Прыжки сгибая ноги назад. Возможно выполнение с различным углом сгибания ног, с прямой осанкой, прогнувшись, «кольцом» двумя.

Толчком двумя ногами, прыжок касаясь. В полете одна нога отводится назад, другая сгибается. Осанка прямая, лопатки соединены, руки в стороны. Разновидности прыжка касаясь: касаясь «кольцом», касаясь с поворотом на 90, 180, 360°.

Прыжок ноги врозь. В полете ноги разводятся точно врозь, мышцы спины подтянуты, руки в стороны, вверх, в стороны кверху. Возможно выполнение прыжка сгибая ноги, сохраняя «выворотность» в тазобедренных суставах, ноги врозь; ноги врозь, голень внутрь; согнув ноги, колени внутрь голень наружу; сгибая одну ногу; с поворотом.

Прыжок толчком двумя ногами в шпагат, правая или левая вперед. Выполняется разведением ног, правая (левая) вперед в шпагат. Обращается внимание на выворотное отведение ноги назад, прямое положение осанки. Возможно выполнение прыжка с поворотом на 90 и 180°, сгибая обе ноги, сгибая отведенную вперед или назад.

ПРЫЖКИ С ДВУХ НОГ НА ОДНУ

Прыжок толчком двумя ногами с приземлением на одну, другая согнута. Во время полета ноги фиксированы вместе, приземление выполняется на одну, другая сгибается в требуемое положение (у щиколотки, у колена и т. п.).

Прыжки толчком двумя ногами в вертикальное равновесие, нога вперед, в сторону, назад. Прыжок выполняется с продвижением вперед с одновременным отведением в вертикальное равновесие ноги назад; в прыжке в сторону – ногу в сторону кверху; в прыжке назад – ногу вперед-кверху. В полете фиксируется положение того или иного вертикального равновесия.

Прыжки сгибая ноги вперед, назад, ноги врозь, касаясь и их разновидности можно выполнять приземляясь на одну ногу. При различной трактовке прыжка техника выполнения не меняется.

ПРЫЖКИ С ОДНОЙ НОГИ НА ДВЕ

Толчком одной и махом другой ноги (прямой или согнутой) вперед, в сторону, назад с приземлением на две ноги (выполняются на месте и с продвижением). Данные прыжки редко включаются в вольные упражнения как самостоятельные. Значительно чаще они встречаются в комбинациях на бревне. Однако как хорошее средство для развития прыгучести их часто применяют на уроках хореографии.

ПРЫЖКИ С ОДНОЙ НОГИ НА ДРУГУЮ

Прыжки вверх – высокие: со сменой ног впереди; со сменой ног сзади; перекидные прыжки.

Прыжки далеко – высокие: шагом, касаясь; сгибая и разгибая ногу в шпагат.

Прыжок шагом. Данный прыжок чаще других встречается в вольных упражнениях, а также на бревне и является профилирующим для освоения ряда его разновидностей. Выполняется махом одной и толчком другой ноги с продвижением вперед. В полете фиксируется положение шпагата. Приземление – на маховую ногу. Во время толчка выполняется полунаклон вперед, в полете осанка удерживается прямо. Руки находятся в различных позициях, разноименно. Голова – вперед-кверху.

Прыжок в аттетюде. Движение идентично прыжку шагом, но сзади нога сгибается в положение аттетюда.

Прыжок шагом «кольцом». Сзади нога сгибается с наклоном назад (с сильным прогибом в грудном и поясничном отделах позвоночника).

Прыжок шагом в сторону. Выполняется махом одной ноги в сторону, в полете фиксируется положение ноги врозь. В отличие от основной формы прыжка данное упражнение выполняется с меньшим продвижением вперед, с более стопорящей постановкой стопы в момент толчка. На последнем шаге разбега ступня ставится в выворотное положение и туловище разворачивается в сторону толчковой ноги.

Прыжок шагом назад. Выполняется толчком одной ноги и махом другой назад с продвижением назад. В полете фиксируется положение шпагата.

Прыжок шагом с поворотом направо (налево). Толчком одной и махом другой ноги выполняется основной прыжок шагом, затем в фазе полета осуществляется поворот направо или налево.

Прыжок шагом с поворотом кругом. Движение аналогично предыдущему прыжку, но с поворотом на 180°.

Прыжок касаясь. Выполняется толчком одной и махом другой ноги, согнутой в колене. Техника выполнения и методика обучения такие же, как при прыжке шагом. Наиболее распространенная форма прыжка касаясь – прыжок касаясь «кольцом».

Прыжок шагом сгибая и разгибая ногу. По структуре состоит из двух прыжков: касаясь и шагом. В полете согнутая нога разгибается до положения шпагата. Разгибание ноги должно быть от колена, бедро не опускается. К разновидностям прыжка относятся: прыжок шагом сгибая и разгибая ногу кольцом, в сторону, с поворотом на 90°, 180°.

Прыжок со сменой ног впереди. Выполняется толчком одной ноги и махом другой вперед, в фазе полета происходит смена ног, приземление осуществляется на маховую ногу. Возможно выполнение прыжка с согнутыми, прямыми ногами, сгибая и разгибая ногу (поочередно обе ноги); с прямой осанкой, с наклоном вперед; с места, с разбега, с продвижением вперед, назад; с поворотом на 90, 180, 360° и более.

Прыжок со сменой ног сзади. Толчком одной и махом другой назад выполняется смена ног (в фазе полета), и приземление осуществляется на маховую ногу. Возможно выполнение прыжка с прямыми, согнутыми ногами, кольцом одной, поочередно двумя, на месте, с продвижением вперед, назад, с места, с разбега, с поворотом на 90, 180, 360°.

Перекидной прыжок. Обязательное условие выполнения данного прыжка – это поворот в фазе полета на 180°.

Разноименный перекидной прыжок. Выполняется толчком левой ноги и махом правой вперед с последующим поворотом туловища кругом и отведением левой ноги назад. При выполнении перекидного прыжка обращается внимание на вертикальный вылет (вверх), а не вперед-кверху. Для этого на последних шагах разбега с полунаклоном назад ступня ставится с носка впереди туловища. Выполняется стопорящее движение. Руки – в стороны. Полуприсед на толчковой ноге выполняется, не расслабляя мышцы ног. В фазе отталкивания выполняется активный взмах ногой вперед через 1-ю позицию. Одновременно, руки, опережая мах ногой, выполняют взмах, опускаясь в стороны книзу, и активным (быстрым) движением поднимаются вверх. В фазе полета четким движением выполняется поворот туловища точно на 180°. Смена положения ног рядом, не касаясь друг друга, толчковая нога отводится назад, маховая – опускается вперед. Приземление – на маховую ногу мягким опусканием с носка на всю ступню в полуприсед.

Перекидной прыжок в шпагат. Поворот плеч должен быть более ранним, чем при выполнении основной формы прыжка, мах свободной ногой выполняется не на 90°, а на 45°-50° коротким, быстрым движением. Благодаря более раннему повороту туловища и короткому маху свободной ногой достигается разведение ног в шпагат или в положение, близкое к шпагату во второй части фазы полета.

Перекидной прыжок «кольцом». Основные действия те же. Важно обращать внимание на вертикальный вылет, что достигается «стопорящей» работой в фазе толчка, а также четким поворотом туловища, облегчающим мах ногой в «кольцо».

На базе разноименного перекидного прыжка возможно выполнение перекидного прыжка сгибая и разгибая толчковую, сгибая и разгибая маховую ногу, с поворотом на 180°, 360°.

Одноименный перекидной прыжок. Поворот в фазе полета осуществляется в сторону маховой ноги, то есть при махе правой вперед направо. Техника выполнения сходна с аналогичными разноименными перекидными прыжками. На базе основной формы выполняются разновидности: одноименный перекидной прыжок «кольцом», в шпагат и др.

ПРЫЖКИ С ОДНОЙ НОГИ НА ТУ ЖЕ НОГУ

По числу возможных вариантов прыжки с одной ноги на ту же ногу не уступают прыжкам с одной ноги на другую. Первые можно разделить на следующие подгруппы: прыжки толчком одной ноги и махом другой в любом направлении; прыжки с промахом ноги; подбивные прыжки.

Открытый прыжок выполняется толчком одной ноги и махом другой назад, приземление – на толчковую ногу. Прыжок следует выполнять на большой высоте, с разведением ног на 150°-160°. Он часто применяется как самостоятельный в вольных упражнениях и в комбинациях на бревне. В зависимости от расположения звеньев тела в пространстве прыжок может приобретать различную форму и эмоциональную окраску (например, открытый прыжок «кольцом», в аттетюде, с поворотом).

Прыжок толчком одной ноги и махом другой вперед (приземление – на толчковую). Толчок должен выполняться вертикально вверх, одновременно выполняется мах свободной ногой вперед. Приземление – на толчковую ногу. Так же, как и предыдущее движение, чаще является подготовительным для освоения более сложных прыжков и выполняется с широким разведением ног, с полунаклоном в сторону толчковой ноги.

Прыжок «кольцом» толчком одной ноги и махом другой вперед (с приземлением на толчковую). Выполнение прыжка требует известной технической и физической подготовленности. По форме движение в фазе полета напоминает прыжок шагом «кольцом», однако техника выполнения значительно отличается. Если в прыжке шагом «кольцом» полет выполняется вперед-кверху, то в данном прыжке – вверх, что достигается «стопорящей» работой в момент толчка. Положение «кольца» достигается максимальным наклоном назад, прогибом в грудном и поясничном отделах позвоночника, а не махом ноги назад, как в прыжке шагом «кольцом».

Прыжок толчком одной ноги и махом другой вперед (назад) с поворотом кругом. Базой для освоения данных прыжков является поворот кругом махом ноги вперед (назад). Поворот туловища выполняется в конце махового движения, в высшей точке вылета. Возможны различные модификации: с фиксацией равновесия в момент приземления, касаясь (сгибая толчковую ногу) во второй части вылета, касаясь «кольцом» и др.

Подбивные прыжки. Подбивной прыжок выполняется махом ноги вперед, в сторону, назад. Технической основой является вертикальный вылет, подбив осуществляется подтягиванием толчковой ноги к маховой. Малые прыжки выполняются на небольшой высоте, с подбивом под углом в 45°, а большие – с подбивом под углом больше 45°, с прямыми ногами; с согнутыми; одной прямой, другой согнутой; с широким разведением ног после подбива; с двойным ударом в фазе полета.

Прыжок толчком одной ноги, махом другой вперед и назад. На взлете с небольшим продвижением вперед выполняется мах ноги вперед, в наивысшей точке взлета нога отводится назад с небольшим разворотом нижней части туловища в сторону маховой ноги, плечи не разворачиваются. Работа рук – разноименная: при махе правой вперед левая рука впереди, при отведении правой назад – правая рука впереди. В такой форме выполнения прыжок редко применяется, однако является подготовительным для освоения более сложных, эффектных прыжков: выполнение предыдущего упражнения в шпагат; «кольцом», которым завершается мах ноги назад; с согнутыми ногами; сгибая-разгибая толчковую или маховую ногу; с поворотом кругом, сгибая толчковую, перепрыгивая через маховую ногу. Освоение данных прыжков возможно лишь при хорошей физической подготовленности.

ПРЫЖКИ В НАРОДНОМ СТИЛЕ

«Разножка» (Struddle jump)

Прыжок вверх согнувшись, ноги врозь, руки вперед в стороны

Из сомкнутой стойки в полуприседе полунаклон вперед, руки назад книзу. Толчком двумя ногами и взмахом руками вперед, прыжок вверх согнувшись, ноги врозь (угол положения ног – 90°), руки вперед в стороны или вверх, разгибаясь, приземление в сомкнутую стойку в полуприсед с полунаклоном вперед, руки вперед.

«Щучка» (Picke jump)

Прыжок согнувшись, руки вверх

С места, или 1–2 подготовительных шагов выполнить полуприсед, руки назад-книзу, активным толчком двумя ногами и взмахом руками вперед-кверху, прыжок вверх согнувшись (сохраняя положение прямой осанки). Разгибаясь, приземлиться в полуприсед. Прыжок можно совершенствовать с поворотом на 90, 180, 360 градусов как до выполнения, во время выполнения, так и после выполнения прыжка, а также с приземлением в упор лежа.

При обучении выполнять с возвышенности, с мостика, на батуте, затем на полу, сохраняя горизонтальное положение туловища и ног.

«Казак» (Cossack jump)

Прыжок вверх согнувшись, согнув левую ногу назад, руки вверх

С места или 1–2 – подготовительных шагов выполнить полуприсед, руки назад-книзу, активным толчком двумя ногами и взмахом руками вперед – кверху, прыжок вверх согнувшись, согнув левую ногу назад, руки вверх, разгибаясь, приземлиться в полуприсед. Прыжок можно совершенствовать с поворотом на 90,180, 360 градусов как до выполнения, во время выполнения, так и после выполнения прыжка, а также с приземлением в упор лежа.

При выполнении прыжков с поворотом следить за сохранением точного положения тела и ног в фазе приземления, не допуская доскоков и доворачивания стоп до исходного положения.

«Пистолет»

Шагом и толчком левой ноги вперед и взмахом правой рукой вверх, левой рукой вперед, прыжок вверх, согнув левую назад, с правой руки правой вперед. Приземлиться на левую, приставить правую ногу.

«Пистолет» в повороте

По мере усвоения прыжка «Пистолет» совершенствовать его, выполняя прыжок в повороте на 360°, с одного шага или 1–2 шагов галопа.

Шагом и толчком левой ноги вперед-влево и взмахом правой рукой вверх, левой рукой вперед, прыжок вверх, согнув левую назад, с поворотом на 360 градусов. Приземлиться на левую, приставить правую ногу.

Боковой «Пистолет»

Скрестным шагом в сторону и толчком левой ноги, прыжок вверх с взмахом правой в сторону, согнув левую в сторону (носок у колена), левая рука вверх, правая рука в сторону, Приземлиться на левую, приставить правую ногу.

«Олень»

Выполнить полуприсед руки назад-книзу, толчком двумя ногами и взмахом руками вперед-кверху, прыжок вверх согнув левую назад, правую назад, правую руку в сторону, левую руку вверх. Во время прыжка сохранять правильную осанку, носок зафиксировать у колена. Приземлиться в полуприсед, руки вперед.

«Бедуинский»

Скрестным шагом левой ногой в сторону и толчком, прыжок вверх с взмахом правой назад и наклоном вперед. Опускаясь на правую, взмах левой назад с поворотом на 360 градусов, приставить левую.

Взмах руками справа налево в горизонтальной плоскости.

Во время исполнения прыжка голова прямая, мах ногами выше положения уровня туловища.

«Бланш»

Шагом левой в сторону и толчком, правую в сторону книзу, с наклоном вперед и взмахом руками вправо, прыжок вверх с поворотом на 360 градусов (сомкнув ноги), руки вверх, с приземлением на правую ногу, приставить левую. Прыжок выполняется в горизонтальной плоскости.

«Коза»

Шагом левой ноги в сторону и толчком, правую в сторону книзу, с наклоном вперед и взмахом руками вправо, прыжок вверх с поворотом на 360 градусов, согнув ноги углом, руки вверх, с приземлением на правую ногу, приставить левую.

Прыжок выполняется в горизонтальной плоскости.

«Бочонок»

Шагом и толчком левой ноги в сторону, взмах руками вверх, прыжок с поворотом на 360 ° , согнув ноги, приземляясь с поочередным опусканием ног.

ПРЫЖКИ С ПРИЗЕМЛЕНИЕМ В УПОР ЛЕЖА – PUSH UP (ПУШ АП)

Для качественного выполнения такого рода прыжков необходимо из сомкнутой стойки в полуприседе руки назад-книзу, толчком двумя ногами и взмахом руками вперед произвести высокий прыжок вверх, согнувшись, затем выполнить разгибание туловища махом ногами назад до горизонтального положения и приземлиться в упор лежа на согнутых руках (расстояние от пола 10 см).

Приземление рук и ног должно быть одновременным.

Возможные ошибки:

– поочередное приземление (на руки, затем на ноги или на ноги, затем на руки);

– приземление с касанием грудью или бедрами пола;

– прогиб в поясничном отделе;

– приземление на прямые руки, что может привести к травме.

Air turn push up (аир тен пуш ап)

Воздушный прыжок вверх с поворотом с приземлением в упор лежа. Это обычный прыжок вверх с поворотом, при завершении которого туловище наклонить в сторону приземления в упор лежа (в зависимости от количества поворотов на 90, 180, 360, 540, 720°.

Tuck jump push up (так джамп пуш ап)

Это один из самых легких прыжков с приземлением в упор лежа. В основе его лежит прыжок вверх в группировке, затем разгибание туловища махом ногами назад до горизонтального положения и приземление в упор лежа на согнутых руках. Этот же прыжок можно усложнить за счет дополнительного поворота на 180° или 360 ° . Сначала выполнить прыжок с поворотом, затем падение в упор лежа или выполнить прыжок, затем падение с поворотом в упор лежа, сохраняя все требования к технике приземления.

Cossack jump push up (казак джамп пуш ап).

Прыжок вверх, согнувшись, согнув левую ногу, правую вперед. Выполнять его можно как самостоятельный прыжок, так и в падение в упор лежа, а также с поворотом на 90, 180, 360 ° . При выполнении самостоятельного прыжка следить за положением ног как в начале прыжка (сомкнутая стойка в полуприседе), так и после приземления, не допуская разворота стоп в любую другую сторону и не допуская доскоков, что повлечет за собой сбавку в оценке.

Cossack jump push up

Из сомкнутой стойки в полуприседе руки назад-книзу.

Толчком двумя ногами и взмахом рук вперед, прыжок вверх согнувшись, согнув левую, правую вперед, затем разогнуть туловище назад, махом ногами назад до горизонтального положения и выполнить приземление в упор лежа на согнутых руках (соблюдая все требования техники приземления).

То же самое с поворотом на 90, 180, 360°. Выполнить сначала прыжок с поворотом, затем падение в упор лежа или выполнить прыжок, затем с поворотом падение в упор лежа.

Pike jump push up (пайк джамп пуш ап)

Прыжок согнувшись, с приземлением в упор лежа. Из сомкнутой стойки в полуприседе руки назад книзу.

Толчком двумя ногами и взмахом руками вперед, прыжок вверх, согнувшись, затем быстрым махом ногами назад разогнуть туловище до горизонтального положения и приземлиться в упор лежа на согнутых руках.

Аналогично выполняется прыжок в различных вариантах с поворотом на 90, 180 и 360°, варьируя поворот перед прыжком, во время прыжка и приземление с поворотом в другую сторону.

Straddle jump push up (страдл джамп пуш ап)

Прыжок вверх согнувшись, ноги врозь, с приземлением в упор лежа. Из сомкнутой стойки в полуприседе руки назад-книзу толчком двумя ногами и взмахом руками вперед прыжок вверх согнувшись, ноги врозь (угол положения ног равен 90°), руки вперед, в стороны или вверх.

Затем, разгибая туловище, быстрым махом ногами назад соединить их, приземлиться в упор лежа на согнутых руках.

Этот же прыжок, как и все остальные с приземлением в упор лежа, выполняются с различными вариантами поворотов, варьируя их перед прыжком, во время прыжка и во время приземления с поворотом в другую сторону.

Прыжки для выполнения произвольной композиции подбираются по следующим критериям:

1. В соответствии с образом и тематикой композиции.

2. В соответствии с уровнем подготовленности спортсмена (наличие гибкости, прыгучести, амплитуды движений).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро автора Бэйлз Донни

Глава 8. Прыжки Взгляд на простые, двойные и тройные трамплины, столы и спрыги Немногие поспорят с тем, что прыжки на мотоцикле являются одной из наиболее увлекательных вещей в нашей жизни. Непередаваемые ощущения, как правило, являются той причиной, по которой гонщики и

Из книги Да-цзе-шу [Искусство пресечения боя] автора Сенчуков Юрий Юрьевич

Из книги Хореография в спорте: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

Из книги Уроки верховой езды автора Ливанова Татьяна К

Из книги Входные ворота ушу автора Яоцзя Чэнь

Прыжки через препятствия С прыжками всадник сталкивается как при езде в поле, так и при обучении преодолению препятствий в манеже. Новичков лучше всего обучать прыжкам на хорошо подготовленной лошади и без поводьев. На первых порах лучше крепко держаться за гриву или

Из книги Базовые формы монастыря Шаолинь автора Красулин Игорь Авраамович

Глава 6 ПРЫЖКИ Прыжками называют движения, выполняемые по определенным требованиям двумя ногами после подпрыгивания в воздух.Прыжки – способ технического удара. Подпрыгивать необходимо как можно выше, опускаться на землю – легко.Тренировкою прыжковых движений можно

Из книги Совершенное тело за 4 часа автора Феррис Тимоти

Часть 2. Прыжки 1. Прыжок прямо вперед.После нескольких шагов разминки перед бегом левую ногу поднять высоко вперед. Одновременно правой ногой оттолкнуться от земли и прыгнуть, быстро приблизив ее к левой ноге и соприкоснувшись с ней. Руками сделать мах вверх, а ноги

Из книги Том 2. Водные виды спорта автора Свиньин Владимир Федорович

Прыжки вверх ДеФранко начал занятие со мной с краткой разминки, видеозапись которой можно увидеть по адресу www.fourhourbody.com/defranco: Обычные прыжки «вразножку» ? 10. Прыжки со сведением и разведением рук перед грудью? 10. Обратные выпады? 5 (для каждой стороны). Боковые

Из книги Всё о лошадях [Полное руководство по правильному уходу, кормлению, содержанию, выездке] автора Скрипник Игорь

Из книги Олимпийская энциклопедия. Зимние Олимпийские игры. Том 2. Ванкувер 2010 автора Свиньин Владимир Федорович

Школьные прыжки Во время выполнения прыжков высшей школы над землей, к которым относятся курбет, лансада, баллотада и каприоль, лошадь отделяется всеми четырьмя конечностями. Школьные прыжки исключительны по своей красоте и требуют большого искусства от тренера и

Из книги Вкус жизни автора Михалевич Олег Игоревич

Из книги автора

Прыжки на месте Учитесь у детей. Посмотрите, как задорно прыгают они через скакалку, подготавливая свое тело к будущей жизни. Великолепное занятие для укрепления мышц ног, сухожилий, поддержания общего тонуса. Прыжки обеспечивают организму практически те же нагрузки,

Прыжок со сменой ног вперед. Подводящим упражнением будет прыжок со сменой согнутых ног вперед. 1. И. п. - руки в стороны. 1. Шагом левой, сгибая правую вперед, прыжок на правую, в фазе полета левую согнуть вперед. 2. Приставить левую к правой.

2. Чередование приставного шага с прыжком со сменой ног вперед. 1-2. Приставной шаг левой вперед, руки в стороны. 3-4. Шагом левой прыжок со сменой согнутых ног вперед, руки дугами книзу-вперед. Повторить несколько раз с одной и той же ноги.

3. То же с выполнением лицевого круга руками книзу во время прыжка. Движение руками свободное, помогающее взлету.

4. Чередование шагов галопа или польки с прыжком со сменой согнутых ног вперед. Четыре шага галопа вперед с левой, затем шагом левой два прыжка со сменой согнутых ног вперед, два шага польки вперед с левой и шагом правой два прыжка со сменой согнутых ног вперед и т. д. Прыжок со сменой прямых ног вперед выполняется так же, но для высоты вылета маховая нога выводится вперед более энергично. После приземления на маховую ногу толчковую поднять вперед повыше.

Прыжок можно сочетать с вальсовыми шагами вперед, выполняя их в быстром темпе, как разбег.

Прыжок со сменой ног назад (рис. 80). Начинать обучение следует с прыжка со сменой согнутых ног назад. Техника выполнения его та же, что у прыжка со сменой

согнутых ног вперед. 1. И п.-руки в стороны. 1. Шаг левой вперед, правую согнуть назад. 2. Прыжок на правую, левую согнуть назад и т. д.

2. Чередование прыжка с приставными шагами вперед и лицевым кругом руками книзу во время прыжка.

3. Сочетание прыжка со сменой согнутых ног назад с различными танцевальными шагами.

4. Чередование прыжков со сменой согнутых ног вперед и назад, выполняемых поточно. Построение в круг левым боком к центру. И. п.- руки в стороны. 1-2. Шагом левой прыжок со сменой ног вперед, руки дугами книзу-вперед, голову слегка опустить. 3-4. Шагом левой прыжок со сменой согнутых ног назад, руки дугами книзу в стороны, прогнуться. Повторить упражнение 16 раз, затем перейти на галоп вперед и закончить спокойной ходьбой. Прыжки со сменой согнутых ног назад выполняются с небольшим отведением бедер назад.

5. И п. - лицом к опоре на расстоянии вытянутых рук, кисти лежат на рейке на уровне груди, левая нога вперед на носок. 1. С полуприседом на правой мах левой назад с последующим прыжком толчком правой. 2. правая, догоняя левую, делает мах назад в фазе полета. 3. Приземление на левую, правая вперед на носок. То же с толчком левой и махом правой назад.

6. То же с помощью партнера. Построение парами левым плечом к центру. Стоящие в наружном круге руки в стороны, стоящие во внутреннем круге левой рукой берутся за левую руку партнера, правую под его левое плечо. Упражнение выполняют стоящие в наружном круге, стоящие во внутреннем круге помогают удлинить фазу зависания, поддерживая своего партнера под руку. 1-2. Шагом левой прыжок со сменой ног назад. 3-4 Приставной шаг левой вперед. Упражнение повторяется несколько раз с одной и той же ноги, затем партнеры меняются местами.

7. Прыжок на середине с движением рук. И. п.-

руки в стороны. 1-2. Шагом левой прыжок со сменой

ног назад, руки дугами вниз вперед-вверх, прогнуться.

3-4. Приставной шаг левой вперед, руки дугами вниз в

стороны. Выполнить 8 раз с левой ноги, затем 8 раз с

правой. Приземляться мягко в полуприсед. Перед

толчком приседать поглубже на всю стопу. Энергичным

махом руками помогать взлету. Разбегом для этого

прыжка может служить вальсовый бег.

Прыжок шагом выполняется толчком одной ноги с приземлением на другую. В фазе полета одна нога вперед, другая назад, руки противоположно одноименной ноге (рис. 81).

Последовательность обучения: 1. С продвижением по кругу небольшие прыжки с левой на правую, выпрямляя ноги в фазе полета. Направление толчка вертикальное.

2. Прыжки с левой на правую через «канавки» (нарисованные мелом на полу). Ширину «канавок» постепенно увеличивать. Задание выполняют шеренгами по 5-6 человек, продвигаясь из верхней половины зала в нижнюю и обратно. Толчковую ногу менять.

3. И. п.-левая нога вперед на носок, правая рука вперед, левая назад-в сторону. 1. Шаг левой в полуприсед. 2. Прыжок на правую в полуприсед, левая назад, дугой книзу энергично сменить положение рук. 3-4. Выпрямляя правую, левую вперед на носок, дугой книзу руки в и. п. В дальнейшем упражнение выполняется на 2 счета.

4. Прыжок шагом в сочетании с приставным шагом вперед. И. п.- то же. 1. Приставной шаг левой вперед. 2. Прыжок на правую, сменить положение рук. 3. Приставной шаг левой вперед, сменить положение рук.

4 4. Прыжок на правую и т. д. После нескольких повторений сменить толчковую ноту. Руки всегда менять дугой книзу, в фазе полета голову приподнимать, слегка прогибаясь назад.

5. Тренировка прыжка шагом в игре «Волк во рву».

Подготовка к игре: поперек зала чертится «ров»

шириной 1-1,5 м. Во «рву» находится «волк». Играющие расположены в шеренге за чертой в верхней половине зала.

Описание игры: по сигналу преподавателя стоящие в шеренге бегут на противоположную сторону зала, преодолевая «ров» прыжковым шагом. «Волк» пятнает перепрыгивающих через «ров», не выходя из него. Запятнанные выходят из игры. По новому сигналу играющие перебегают на другую сторону зала. Выигравшим считается тот, кого запятнают последним.

Правила игры: 1) пробежавший через «ров», а не перепрыгнувший через него считается запятнанным; 2) задержавшемуся у «рва» руководитель считает до трех, и если последний не перепрыгнет за этот период, он считается запятнанным.

Прыжок толчком двух согнув ноги назад, прогнуться (рис. 82). Для выполнения этого прыжка требуется высокий вылет. Подводящим упражнением к нему является прыжок выпрямившись (см. рис. 17). Начинать обучение прыжку согнув ноги назад следует у опоры. 1. И. п.- стоя лицом к опдре, руки хватом сверху на рейке на уровне талии. 1-2. Полуприсед с последующим прыжком толчком двух с опорой на руки прогибаясь назад, ноги вместе. 3-4. Приземление в полуприсед с последующим выпрямлением ног.

2. То же, сгибая ноги назад (угол между бедром и голенью 90°).

3. Прыжок на середине с разбега (см. упражнения для VII классов).

4. И. п. -руки в стороны. 1-«и» - 2-«и». Четыре шага мелкого бега вперед. 3. Шагом левой и махом правой вперед-вниз прыжок в полуприсед ноги вместе, руки назад. 4. Прыжок выпрямившись, руки дугами вперед в сторо-ны-вверх.

5. То же, выполняя прыжок согнув ноги назад. В дальнейшем легкий бег заменить шагами вальса.

Прыжок махом одной ноги вперед с поворотом на 180° в равновесие. И. п. -руки в стороны. «И». Шаг левой в полуприсед, руки вниз. 1. Прыжок на левой, выбрасывая

руки вперед с одновременным махом правой ноги вперед (рис. 83). 2. В фазе полета резким движением повернуть туловище налево кругом (на 180°), оставив правую ногу сзади, и приземлиться в полуприсед на левую, руки в стороны - переднее равновесие. 3-4. Выпрямить левую ногу, держать. Упражнение выполняется на правой и на левой ноге.

Толчок, взмах руками и мах ногой должны быть энергичными. Маховая нога в полете поворачивается в тазобедренном суставе из положения коленом кверху 1 положение коленом вниз.

Подводящие упражнения: 1. Парное упражнение. Первые номера стоят левым плечом к опоре, левая рука на рейке на уровне талии, правая в сторону. Вторые номера стоят лицом к опоре сбоку от своего партнера. Первые номера поднимают правую ногу вперед, вторые подводят под нее свою правую руку у голеностопного сустава. 1-2. Первые номера, поднимаясь на носки, поворачиваются налево кругом и кладут правую руку на опору, левую в сторону, сохраняя вертикальное положение туловища. Вторые номера помогают удержать правую ногу в положении вперед и, поворачивая ее в тазобедренном суставе коленом вниз, переводят в положение назад. 3-4. Первые номера опускаются на всю стопу. 5-8. То же в другую сторону. Повторить упражнение несколько раз правой и левой ногой и поменяться ролями.

2. И п. -стойка лицом к опоре, правая нога на опоре на уровне талии, руки в стороны (рис. 84).

1-2. Поднимаясь на носок, руки вверх, повернуться налево кругом спиной к опоре, повернув правую ногу на опоре коленом вниз, руки в стороны. 3-4. Держать, туловище вертикально, ноги прямые. 5-8. То же в другую сторону, возвращаясь в и. п.

3. И. п.- стойка левым боком к опоре, правая рука в сторону. 1. Шаг левой вперед, правая рука вниз. 2. Мах правой ногой вперед, правая рука дугой вперед вверх. 3. Поднимаясь на носок левой, поворот налево на 180°, правую ногу повернуть коленом вниз, правую руку на опору, левую в сторону. 4. Опуститься на всю стопу. 5-6. Держать. 7-8. Приставить правую ногу, руки вниз. Повторить упражнение другой ногой.

4. То же на 4 счета, соединяя движения двух счетов в один.

5. То же с прыжком на счете 1 и последующим поворотом налево кругом. На счете 2-приземление в переднее равновесие на, толчковой ноге. Все подводящие упражнения рекомендуется повторить на середине зала.

6. Сочетания данного прыжка с различными формами танцевальных шагов.

Зачетная комбинация без предмета Вальс. Построение в колонну по четыре, правым боком к основному направлению. Интервал и дистанция 1 м. И п. - о. с.


В данном материале учащиеся 7 - 11 классов могут ознакомиться с содержанием практических и теоретических олимпиадных заданий по физической культуре. В практической части участники олимпиады узнают о порядке проведения испытаний, о требовании к спортивной форме, о программе выступлений, об оценивании исполнения акробатических упражнений. В теоретической части представлены примерные вопросы с ответами. Все олимпиадные задания соответствуют содержанию программного материала средней школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

II тур школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, 7-8, 9-11 классы.

КОНКУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПО ГИМНАСТИКЕ

(ДЕВУШКИ И ЮНОШИ 7-8 КЛАСС)

Девочки (акробатика)

И. п. о. с., упор присев, кувырок вперед в стойку на лопатках (держать)

2,5 балла

Сед с согнутыми ногами в группировке, перекат в положение лежа на спине

2,5 балла

«Мост»

2,5 балла

Поворот боком в упор присев, прыжок вверх, прогнувшись

2,5 балла

Мальчики (акробатика)

И.п.о.с., упор присев, два кувырка вперед в упор присев

2,5 балла

Стойка на голове и руках силой, держать

2,5 балла

Упор присев, кувырок назад в упор присев

2,5 балла

Упор присев, прыжок вверх, прогнувшись

2,5 балла

(ДЕВУШКИ И ЮНОШИ 9-11 КЛАСС)

Испытания девушек и юношей проводятся в виде выполнения акробатического упражнения, которое носит строго обязательный характер. В случае изменения установленной последовательности выполнения элементов или выполнения менее половины расцененных элементов, упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 баллов.

Упражнения должны иметь четко выраженное начало и окончание, выполняться по прямой линии со сменой направления, слитно, динамично, без неоправданных пауз. Фиксация статических элементов не менее 2 секунд.

Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, включённый в упражнение, или заменил его другим, оценка снижается на указанную в программе стоимость элемента.

Общая стоимость всех выполненных элементов составляет базовую оценку, равную 10,0 баллам, из которой вычитаются сбавки за ошибки, допущенные при выполнении отдельных элементов.

Судьи оценивают качество выполнения комбинации в сравнении с идеально возможным вариантом исполнения.

Для выполнения упражнения участникам предоставляется только одна попытка.

ДЕВУШКИ

И. п. – основная стойка

Левую (правую) в сторону на носок, руки влево (вправо) – одноименный поворот направо (налево) на одной на 360 ° , другая назад, руки в стороны в стойку, ноги врозь ………......................…

Шагом одной, равновесие (держать) .................................................

Шагом одной, сгибая другую вперед, - прыжок со сменой согнутых ног вперед (бедро не ниже 90 º) - прыжок со сменой прямых ног вперед (смена ног не ниже 90 º) – шаг и, приставляя ногу, упор присев……….................................................................…

0,5 + 0,5

Кувырок вперёд в сед в группировке и. перекатом назад, стойка на лопатках (держать)..........................................................................

Перекат вперед в упор присев – встать в стойку скрестно правой, руки вверх - поворот налево кругом..................................................

Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») в стойку ноги врозь, руки в стороны – приставляя ногу, поворот в сторону движения, руки вверх...........................................................

Кувырок вперед прыжком – прыжок вверх, прогнувшись – ...........

1,0+0,5

Кувырок вперед прыжком – прыжок вверх с поворотом на 360 º...

1,0+1,5

ЮНОШИ

И. п. – основная стойка

Отставляя правую (левую) ногу в сторону, широкая стойка - ноги врозь, руки в стороны – наклон прогнувшись, обозначить, и, силой согнувшись, стойка на голове и руках, держать – .................

Силой прогнувшись, опускание в упор лёжа – толчком ног, упор присев – встать в стойку, руки в стороны – .....................................

Переворот в сторону (колесо) – переворот в сторону и, приставляя ногу, поворот на 90º спиной к направлению движения – ..........................................................................................

1,0 + 1,0

Кувырок назад – кувырок назад, в упор стоя согнувшись – выпрямиться в стойку, руки вверх.....................................................

0,5 + 0,5

Шагом вперёд – равновесие, держать...............................................

Два шага вперёд – кувырок вперёд прыжком – прыжок в группировке – .....................................................................................

1,0 + 0,5

– кувырок вперёд прыжком – прыжок вверх с поворотом на 360º.

1,0 + 1,5

1. Форма участников

1.1. Девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами». Раздельные купальники запрещены.

1.2. Юноши могут быть одеты в гимнастические майки, трико или спортивные шорты, не закрывающие колени.

1.3. Футболки и майки не должны быть одеты поверх шорт, трико или «лосин».

1.4. Упражнение может выполняться в носках, чешках или босиком.

2. Порядок выступлений

2.1. Для проведения испытаний участники распределяются по сменам в соответствии с личным стартовым номером.

2.2. Все участники одной смены должны находиться в специально отведенном для них месте. Их поведение не должно мешать другим участникам.

2.3. Оценка действий участника начинается с момента принятия исходного положения на акробатической дорожке и заканчивается фиксацией основной стойки после окончания упражнения. Сигналом готовности участника к началу выступления служит поднятая вверх рука.

2.4. Для выполнения упражнения участнику предоставляется только одна попытка

3. Повтор выступления

3.1. Выступление может быть начато во второй раз, если оно было прервано из-за дефекта оборудования. Ошибка участника не является основанием для повторения упражнения.

3.2. Только главный судья по гимнастике может решить, сможет ли участник начать выступление повторно. В этом случае упражнение должно быть выполнено с начала.

4. Разминка

4.1. Перед началом выступлений участникам должна быть предоставлена разминка из расчёта не более 30 секунд на одного человека.

5. Судьи

5.1. Главный судья по гимнастике определяет составы судейских бригад, оценивающих выступления девушек и юношей.

5.2. Рекомендуется включить в состав судейской бригады две группы судей, каждую из которых возглавляет старший судья. Группа « А » оценивает трудность выполненного участником упражнения и выводит базовую оценку. Группа « В » оценивает качество исполнения упражнения и определяет соответствующую сбавку, которая затем вычитается из базовой оценки.

6. Программа испытаний

6.1. Участник должен выполнить обязательную акробатическую комбинацию.

6.2. Изменять порядок элементов в комбинации запрещено.

6.3. Общая продолжительность выполнения упражнения не должна превышать 50 секунд. При продолжительности упражнения более указанного времени, упражнение прекращается и оценивается только его выполненная часть, если участник выполнил более половины расцененных элементов.

7. Оценка исполнения

7.1. Упражнение оценивается, если общая стоимость выполненных элементов превышает 5,0 баллов.

7.2. К основным ошибкам, которые наказываются сбавкой равной стоимости элемента, относятся:

Нарушение техники исполнения акробатического элемента, приводящее к сильному, до неузнаваемости, его искажению;

Замена одного элемента другим, даже технически более сложным;

Фиксация статического элемента менее 2 секунд;

Приземление в сед или на спину при выполнении прыжков.

7.3. В случае неоправданной паузы, более 5 секунд при выполнении упражнения, оно прекращается и оценивается только в том случае, если участник выполнил часть комбинации общей стоимостью более 5,0 баллов.

КОНКУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

(ДЕВУШКИ И ЮНОШИ 7-8 КЛАСС)

Девушки (7-8 классы): 300 м.

Юноши (7-8 классы): 500 м.

(ДЕВУШКИ И ЮНОШИ 9-11 КЛАСС)

Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции:

Девушки (9-11 классы): 500 м.

Юноши (9-11 классы): 1000 м.

Состязания в гладком беге проводятся в манеже на специальной беговой дорожке, длина которой составляет 200 м (бег осуществляется против движения часовой стрелки).

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

школьный этап

Вопросы в закрытой форме.

К каждому заданию предложено 4 варианта ответа, в них содержатся как правильные, так и неправильные ответы, а также частично соответствующие смыслу вопросов. Правильным может быть только один - тот, который наиболее полно соответствует смыслу вопроса. Оценивается правильный ответ в 1 балл.

1. Физическая культура представляет собой...

а. Учебный предмет в школе.

6. Выполнение упражнений.

в. Процесс совершенствования возможностей человека.

г. Часть человеческой культуры.

2. Величина нагрузки физических упражнений обусловлена...

а. Сочетанием объема и интенсивности двигательных действий.

б. Степенью преодолеваемых при их выполнении трудностей.

в. Утомлением, возникающим в результате их выполнения.

г. Частотой сердечных сокращений.

3. Интенсивность выполнения упражнений можно определить по частоте сердечных сокращений. Большая интенсивность упражнений повышает ЧСС до...

а. 120 - 130 ударов в минуту. б . 130 - 140 ударов в минуту.

в. 140 - 170 ударов в минуту. г. 170 и более ударов в минуту.

4. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что...

а. Во время занятий выполняются двигательные действия, содействующие развитию силы и выносливости.

б. Достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации.

в. В результате повышается эффективность и экономичность дыхания и кровообращения.

г. Человек, занимающийся физическими упражнениями способен выполнить больший объем физической работы.

а. Затылком, ягодицами, пятками.

б. Лопатками, ягодицами, пятками.

в. Затылком спиной, пятками.

г. Затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

6. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что...

а. Обеспечивает ритмичность работы организма.

б. Позволяет правильно планировать дела в течение дня.

в. Распределение основных дел осуществляется более или менее стандартно.

г. Позволяет избегать неоправданных физических напряжений.

7. Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, так как...

а. Хорошая циркуляция крови во время упражнений обеспечивает поступление питательных веществ к органам и системам организма.

б. Повышаются возможности дыхательной системы, благодаря чему в организм поступает большее количество кислорода.

в. Способствуют повышению резервных возможностей организма.

г. При достаточном энергообеспечении организм легче противостоит заболеваниям.

8. Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на...

а. Развитие физических качеств людей.

б. Поддержание высокой работоспособности людей.

в. Сохранение и улучшение здоровья людей.

г. Подготовку к профессиональной деятельности.

9. Осанкой называется...

а. Качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие.

б. Пружинные характеристики позвоночника и стоп.

в. Привычная поза человека в вертикальном положении.

г. Силуэт человека.

10. Первая помощь при ударах о твердую поверхность и при возникновении ушибов заключается в том, что ушибленное место следует...

а. Потереть, почесать. 6. Нагревать. в. Охлаждать.

г. Постараться положить на возвышение и обратиться к врачу

11. Под выносливостью как физическим качеством понимается...

а. Комплекс свойств, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки.

б. Комплекс свойств, определяющих способность противостоять утомлению.

в. Способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь.

г. Способность сохранять заданные параметры работы.

12. Первая помощь при ушибах мягких тканей:

а. Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, искусственное дыхание.

б. Холод на место ушиба, покой ушибленной части тела, наложение транспортной шины, обильное теплое питье.

в. Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение.

г. Холод на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение.

13. Основными источниками энергии для организма являются...

а. Белки и витамины. б. Углеводы и жиры. в. Углеводы и минеральные элементы. г. Белки и жиры.

14. Профилактика нарушений осанки осуществляется с помощью...

а. Скоростных упражнений. б. Силовых упражнений. в. Упражнений «на гибкость». г. Упражнений «на выносливость».

15. Основная цель массового спорта заключается в …

а. достижении максимально высоких спортивных результатов. б. восстановлении физической работоспособности. в. повышении и сохранении общей физической подготовленности. г. пропаганде отдельных видов спорта.

16. Отличительной особенностью упражнений, применяемых для воспитания силы, является то, что...

а. Они не вызывают значительное напряжение мышц.

б. Они выполняются до утомления.

в. Они вызывают значительное напряжение мышц.

г. Они выполняются медленно.

17. Какие упражнения не эффективны при формировании телосложения?

а. Упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

б. Упражнения, способствующие снижению веса тела.

в. Упражнения, объединенные в форме круговой тренировки.

г. Упражнения, способствующие увеличению мышечной массы.

18. Основная причина развития наркозависимости

а. подражание. б. любопытство. в. скука. г. упрямство

19. Укажите среди нижеприведенных основную цель проведения физкультминуток и физкультпауз на общеобразовательных уроках в школе:

а. Повышение уровня физической подготовленности, увеличения мышечной массы.

б. Снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки.

в. Укрепление здоровья и совершенствование культуры движений, изучение спортивной техники.

г. Содействие улучшению физического развития, закаливание организма.

а. Сразу после уроков в школе.

б. Перед выполнением домашних заданий.

в. До еды.

г. Перед сном.

21. Основными источниками энергии для организма являются...

а. Белки и витамины.

б. Углеводы и жиры.

в. Углеводы и минеральные элементы.

г. Белки и жиры.

22. Кислород в крови переносит …

а. Гемоглобин; б. Оксигемоглобин; в. Плазма; г. Углекислота.

23. Основ ной причиной нарушения осанки является...

а. Привычка к определенным позам.

б. Слабость мышц.

в. Учеба в школе.

г. Ношение сумки, портфеля на одном плече.

24. Под закаливанием понимается...

а. Купание в холодной воде и хождение босиком.

б. Приспособление организма к воздействиям внешней среды.

в. Сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и играми.

г. Укрепление здоровья.

25. Низкий уровень двигательной активности в процессе обучения

а. отрицательно сказывается на физическом развитии, снижает умственную работоспособность. б. способствует ожирению. в. провоцирует психоэмоциональные расстройства. г. дает возможность заниматься не отвлекаясь.

26. Здоровье это

а. отсутствие болезней. б. отсутствие физических недостатков. в. состояние полного физического, духовного и социального благополучия. г. социальное благополучие.

27. Составляющие здорового образа жизни:

а. закаливание, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха. б. личная гигиена, экологически грамотное поведение, сексуальное воспитание. в. отказ от вредных привычек, безопасное поведение в школе и дома. г. закаливание, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, отказ от вредных привычек, безопасное поведение в школе и дома.

28. Биологический возраст это

а. антропометрические показатели. б. индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости отдельных тканей, органов, систем организма в целом. в. степень отклонения со стороны нервной системы. г. календарный возраст.

29. В системе физического воспитания школьников физкультминутки и физкультпаузы проводятся …

а. На общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления у учащихся.

б. На уроках физической культуры при переходе от одного физического упражнения к другому.

в. В спортивных секциях и секциях ОФП, как средство активного отдыха.

г. После окончания каждого урока (на переменах).

30. Что следует понимать под физическим качеством «быстрота»?

а. это возможность человека двигаться быстро.

б. это возможность человека совершать движения за минимальное короткое время.

в. это возможность человека реализовываться в скоростном беге.

г. это двигательные возможности человека.

д. это двигательная способность человека.

Открытые вопросы.

Тестовые задания разработаны на основе вопросов государственных аттестационных экзаменов по физической культуре, опубликованных в журнале «Физическая культура в школе» и соответствуют требованиям к минимуму знаний выпускников основной школы по предмету "Физическая культура".

На каждый вопрос необходимо дать ответ самостоятельно, вписав его после вопроса.

Ответы (*) содержащие перечисление или несколько суждений оцениваются по 0,3 балла за каждое правильное суждение.

1. Назовите основные кондиционные способности (*) (_____________________________________________________________________)

2. Назовите последовательно три части урока (*) (____________________________________________________________)

3. Назовите основной критерий, по которому определяется интенсивность нагрузки на уроке (_______________)

4. Назовите одну из двух разновидностей энергообеспечения (аэробное и анаэробное). В 5 –минутном беге при ЧСС 150 ударов в минуту (_____________________)

5. Что такое двигательный навык (________________________________________)

6. Способность осуществлять движения с большой амплитудой за счет подвижности в суставах и позвоночнике называется (_______________________________)

7. Основным специфическим средством физического воспитания называется (_____________________________________________________)

8. Что такое шейпинг (____________________________________________________________________________)

9. Что является основной формой подготовки спортсмена (_____________________)

10. Наиболее эффективным методом воспитания общей выносливости является (__________________________________)

Вопросы в закрытой форме

Ключ: 1-г, 2-а, 3-в, 4-б, 5-г, 6-а, 7-в, 8-в, 9-в, 10-в, 11-б, 12-г, 13-б, 14-б, 15-в, 16-в, 17-а, 18-б, 19-б, 20-г, 21-б, 22-а, 23-б, 24-б, 25-а, 26-в, 27-г, 28-б, 29-а, 30-б, 31-а, 32-г, 33-б, 34-б, 35-д, 36-а, 37-а, 38-в, 39-б, 40-г.

Открытые вопросы

1. Назовите основные кондиционные способности (сила, выносливость, гибкость, быстрота)

2. Назовите последовательно три части урока (подготовительная, основная, заключительная)

3. Назовите основной критерий, по которому определяется интенсивность нагрузки на уроке (ЧСС)

4. назовите одну из двух разновидностей энергообеспечения (аэробное и анаэробное). В 5 –минутном беге при ЧСС 150 ударов в минуту (аэробное)

5. Что такое двигательный навык (двигательное действие, доведенное до автоматизма)

6. Способность осуществлять движения с большой амплитудой за счет подвижности в суставах и позвоночнике называется (гибкость)

7. Основным специфическим средством физического воспитания называется (физическое упражнение)

8. Что такое шейпинг (система физических упражнений – преимущественно силовых – направленных на коррекцию фигуры и функционального состояния организма женщин)

9. Что является основной формой подготовки спортсмена (тренировка)

10. Наиболее эффективным методом воспитания общей выносливости является (непрерывный)

201_-201_ УЧ. ГОД . Шифр__________________

Время выполнения -40 минут

БЛАНК ОТВЕТОВ

ШКОЛЬНОГО ТУРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 7-11 КЛАСС

Задания в закрытой форме

№ вопроса

Варианты ответа

№ вопроса

Варианты ответа

ПРОГРАММА КОНКУРСНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГИМНАСТИКЕ

Испытания проводятся в виде выполнения акробатического упражнения, включающего три обязательных соединения. Соединения выполняются в порядке, указанном в программе. Изменение порядка выполнения соединений не допускается.

Каждое соединение составлено из трёх связок акробатических элементов. Изменение порядка выполнения акробатических связок в соединении наказывается сбавкой 1,5 балла.

Если участник изменил порядок элементов в акробатической связке, пропустил один из них или допустил ошибку, приведшую к не выполнению элемента, его оценка снижается на 1,0 балл.

В каждую связку включены элементы, которые участники могут заменять более сложными, указанными в программе. В этом случае оценка за трудность повышается.

Упражнение должно иметь четко выраженное начало и окончание, включать в себя связующие элементы, придающие комбинации целостность и динамичность, выполняться слитно без неоправданных пауз по акробатической дорожке со сменой направления.

Общая продолжительность упражнения не должна превышать 1 минуту 30 секунд.

Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом исполнения. Максимально возможная окончательная оценка – 20,0 баллов.

Для выполнения упражнения участнику предоставляется только одна попытка.

ДЕВУШКИ

Соединение 1 .

Стоимость

Равновесие («ласточка») (держать) - .………………………... ..

0,5 балла

Усложнение :

Фронтальное равновесие с захватом (пятка поднятой ноги на уровне плеч) (держать)……………………..…

прыжок со сменой согнутых ног («козлик») – шаг вперед и прыжок со сменой прямых ног вперед («ножницы») – шаг вперёд………………………………………………………….…

Усложнение :

Прыжок со сменой прямых ног («ножницы») – шаг вперед и повторный прыжок со сменой прямых ног вперед (в обоих прыжках смена положения ног на уровне плеч)– шаг вперёд……………………………...

махом одной, толчком другой два переворота в сторону («колеса») в стойку ноги врозь,руки в стороны……………..

Усложнение :

Переворот вправо или влево («колесо») в стойку ноги врозь – поворот направо (налево) и махом правой (левой), толчком левой (правой) переворот влево или вправо («колесо») в стойку ноги врозь …….

Соединение 2 .

Связки акробатических элементов

Стоимость

Кувырок вперед в сед (обозначить) – сед углом (держать) …..

0,5 балла

Усложнение :

Кувырок вперед в сед углом – сед углом руки в стороны (держать) ….………………………………….

сед с наклоном вперёд и перекат назад в стойку на лопатках (держать) - перекат вперед в упор присев……….……………..

Усложнение :

Сед с наклоном вперёд и перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук (держать) – развести ноги в лицевой плоскости (обозначить) – соединить иперекатитьсявперед в упор присев……..……………..

встать – шаг вперёд и вторым шагом вперёд одноимённый поворот на 360?, сгибая свободную ногу вперёд, в стойку ноги врозь, руки в стороны…………………….………..…...…

Усложнение :

- одноимённый поворот на 540? ………………………….

Соединение 3.

Связки акробатических элементов

Стоимость

Мост (держать) – поворот направо (налево) кругом в упор присев … … … … … … … … … … … … … … .....................

0,5 балла

Усложнение :

Мост с поднятой вперёд ногой (держать) – поворот направо (налево) кругом в упор присев ………….. … .

кувырок назад – кувырок назад в упор стоя согнувшись, выпрямиться в стойку, руки в стороны………………………...

два – три шага разбега и кувырок вперед прыжком – прыжок вверх прогнувшись ноги врозь …………………………………

Усложнение :

Два – три шага разбега и кувырок вперед прыжком – прыжок вверх с поворотом на 360°… … … … … ...

ЮНОШИ

Соединение 1 .

Связки акробатических элементов

Стоимость

Из стойки ноги врозь силой согнувшись стойка на голове и руках (держать) – согнуть ноги и, выпрямляясь, стойка на руках (обозначить) –………………….………………………...

0,5 балла

Усложнение :

Из стойки ноги врозь силой согнувшись стойка на голове и руках (держать) – согнуться и разгибаясь выйти в стойку на руках (обозначить)…………………

кувырок вперёд в стойку ноги врозь, руки в стороны – упор стоя согнувшись и кувырок вперёд в стойку на лопатках (держать)– перекат вперёд в сед –…………………..…………..

Усложнение :

кувырок вперёд в стойку ноги врозь, руки в стороны – упор стоя согнувшись и кувырок вперёд в стойку на лопатках без помощи рук (держать)– перекат вперёд в сед –………………………………………………..……..

наклон вперёд – кувырок назад в группировке – кувырок назад с прямыми ногами в упор стоя согнувшись и выпрямляясь, стойка, руки в стороны…………………………

Усложнение :

Наклон вперёд и два кувырка назад с прямыми ногами в упор стоя согнувшись и, выпрямляясь, стойка, руки в стороны......……………………………...

Соединение 2.

Связки акробатических элементов

Стоимость

Махом одной, толчком другой через стойку на руках кувырок вперёд в упор присев – встать в стойку руки вверх...……………………………………………………………

0,5 балла

Усложнение :

Махом одной, толчком другой стойка на руках с поворотом на 360? и кувырок вперёд в упор присев…..

встать – шагом вперёд прыжок в группировке и шагом вперёд прыжок сгибаясь ноги врозь……………………..…….

Усложнение :

встать – шагом вперёд прыжок сгибаясь ноги вместе и шагом вперёд прыжок сгибаясь ноги врозь……………

махом одной, толчком другой переворот вправо или влево («колесо») в стойку ноги врозь – поворот направо (налево) и махом правой (левой), толчком левой (правой) переворот влево или вправо («колесо») в стойку ноги врозь …………….

Усложнение :

Тоже, но один из переворотов по выбору участникаделается с опорой на одну руку ………………………..

Соединение 3 .

Связки акробатических элементов

Стоимость

Равновесие («ласточка») (держать) ……………….....…………

0,5 балла

Усложнение :

Боковое равновесие (держать) ………………………..

выпрямиться – с двух – трёх шагов разбега кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх ноги врозь - ……………………….

Усложнение:

выпрямиться – с двух – трёх шагов разбега кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх с поворотом на 360?..

кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх с поворотом на 360 ° ……………………………………………………………….

КОНКУРСНОГО ИСПЫТАНИЯ

1. Участник и

1.1. Девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с короткими брюками («лосинами»). Раздельные купальники запрещены.

1.2. Юноши могут быть одеты в гимнастические майки, ширина лямок которых не должна превышать 4 см, трико или спортивные шорты не закрывающие колени.

1.3. Футболки и майки не должны быть одеты поверх шорт или трико.

1.4. Упражнение может выполняться в носках, гимнастических тапочках (чешках) или босиком.

1.5. Использование украшений не допускается.

1.6. Нарушение требований к спортивной форме наказывается сбавкой 0,5 балла.

2. Порядок выступления

2.1. Для проведения испытаний участники распределяются по сменам, в соответствии с личным стартовым номером.

2.2. Перед началом испытаний при формировании каждой смены участники должны предъявить документ удостоверяющий личность судье при участниках.

2.3. Прежде чем участник начнёт своё выступление, должны быть чётко объявлены его имя, фамилия. После вызова у участника есть 20 секунд, чтобы начать выполнение упражнения. Упражнение, выполненное без вызова, не оценивается.

2.4. Упражнение должно иметь четко выраженное начало и окончание. При нарушении данного требования производится сбавка 0,5 балла.

2.5. Время выполнения упражнения не должно превышать 1 мин. 30 сек. По истечении этого времени упражнение прекращается. За 10 сек. до окончания упражнения даётся предупредительный сигнал.

2.6. Оценка действий участника начинается с момента принятия исходного положения на акробатической дорожке и заканчивается фиксацией основной стойки после его окончания. Сигналом готовности участника к началу выступления служит поднятая вверх правая рука.

2.7. Оказанная при выполнении упражнения поддержка и явная помощь наказывается соответствующими сбавками.

2.8. Все участники одной смены должны находиться в специально отведенном для них месте. Их поведение не должно мешать другим участникам.

За нарушения, указанные в п. 2.8. Председатель судейского жюри имеет право наказать участникаснижением оценки на 0,5 балла, а в случае грубого нарушения – отстранить от участия в испытании

3. Повторное выступлени е

3.1. Выступление участника не может быть начато повторно, за исключением случаев вызванных непредвиденными обстоятельствами, к которым относятся:поломка гимнастического оборудования, произошедшая в процессе выступления; неполадки в работе общего оборудования – освещение, задымление помещения и т.п.; появление на гимнастическом оборудовании или в непосредственной близости от него посторонних объектов, создающих травмоопасную ситуацию.

3.2. При возникновении указанных выше ситуаций, участник должен немедленно прекратить выступление. Если выступление будет завершено, оно будет оценено.

3.3. Только Председатель судейского жюри имеет право разрешить повторное выполнение упражнения. В этом случае, участник выполняет своё упражнение сначала, после выступления всех участников своей смены.

3.4. Если выступление прервано по вине участника, повторное выполнение упражнения не разрешается.

4. Разминка

4.1. Перед началом выступлений участникам предоставляется разминка из расчёта не более 30 секунд на одного человека.

5. Судьи

5.1. Для руководства испытаниями назначается судейское жюри.

5.2. Жюри состоит из Председателя судейского жюри и двух судейских бригад: бригады «А», оценивающей трудность, и бригады «В», оценивающей исполнение упражнения.Каждую бригаду возглавляет арбитр.

6. «Золотое правило»

6.1. Упражнение должно соответствовать способностям и возможностям исполнителя. При составлении упражнения и выборе элементов повышенной трудности не следует жертвовать надёжностью, стилем и технической чистотой исполнения.

7. Оценка трудности

7.1. Общая суммарная стоимость выполненных акробатических соединений, включая стоимость элементов повышенной трудности, указанных в программе, составляет оценку за трудность, которая не может превышать 10,0 баллов.

7.2. Обязательные элементы и элементы повышенной трудности засчитываются участнику, если они выполнены без ошибок, приводящих ксильному, до неузнаваемости их искажению.

8. Оценка исполнения

8.1. Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике исполнения отдельных элементов.

8.2. Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла, средними –0,3 балла, грубыми – 0,5 балла. Ошибки невыполнения – 0,8 балла.

8.3. К основным ошибкам невыполнения относятся:

Нарушение техники исполнения элемента, приводящее к сильному, до неузнаваемости его искажению;

Фиксация статического элемента менее 2 секунд;

Касание пола двумя руками, приземление не на стопы, падение;

8.4. В случае неоправданной паузы более 5 секунд при выполнении упражнения, оно прекращается и не оценивается.

8.5. При выставлении оценки за исполнение судьи из 10,0 баллов вычитают сбавки за ошибки в технике всех исполненных участником элементов: обязательных, произвольно добавленных связующих и повышенной трудности.

9. Окончательная оценка

9.1.Окончательная оценка выводится как разность между суммой оценок за трудность и исполнение упражнения, выставленных бригадами «А» и «В» и сбавкой Председателя судейского жюри за нарушения требований к общему порядку выполненияупражнений.

9.2. Окончательная оценка максимально может быть равна 20,0 баллам.

10. Оборудование

10.1. Упражнение выполняется на акробатической дорожке не менее 12 метров в длину и 1,5 метра в ширину.

10.2. Вокруг акробатической дорожки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1,5 метров, полностью свободная от посторонних предметов.