Холистическое здоровье (holistic health). Холистическая терапия Что такое холистическая медицина

Среда обитания

Каждому человеку известно, что в одном месте – будь то квартира, улица, открытое пространство – он чувствует себя безопасно, в другом – будто наполняется энергией движения, а в третьем может ощущать полное опустошение.

При помощи Дизайна Человека вы можете узнать, какая среда наиболее подходит для конкретного человека. В корректной среде обитания мы встретим наименьшее сопротивление. Наши дела будут течь наиболее продуктивно, к нам придут правильные люди, в отношениях с которыми мы сможем проявить максимальную эффективность.

Получив информацию о своей среде, не пытайтесь искусственно оказаться в таком месте. Если вы будете следовать стратегии своего Типа и слушать свой Внутренний Авторитет – жизнь приведет вас нужное именно вам место, где ваши возможности и способности буквально расцветут. Искусственная подгонка снова приведет вас в некорректное место, даже если внешне оно будет соответствовать описанию.

В отношении среды рецепт тот же, что и в остальном: станьте пассажиром. Поместите свой ум на заднее сиденье автомобиля. Сдайтесь Жизни, она действительно лучше вас знает, что нужно вам и для чего нужны вы.

Цвет вашей среды определяется положением Лунных Узлов Дизайна.

Если под Цветом вы видите 1, 2 или 3 тона – это Левая, естественная среда, которая побудит вас к физической активности. Это означает, что вам нужны не просто прогулки или неспешная езда на велосипеде. Ваше тело для поддержания хорошего самочувствия нуждается в сознательных физических нагрузках.

Если под Цветом вы видите 4, 5 или 6 тона – это Правая, искусственная среда, в которой вам комфортно гулять пешком, на велосипеде или совершать конные прогулки. Плавать для собственного удовольствия, кататься на лыжах в приятном для вас темпе. Ваше тело для поддержания хорошего самочувствия не нуждается в увеличенных физических нагрузках. Вам нужно созерцание, пассивный отдых.

1 ЦВЕТ – ПЕЩЕРЫ

Когда-то люди искали защиты от угроз окружающего мира в пещерах. Современный человек, имеющий этот цвет в Среде обитания, несет в себе мощную генетическую программу памяти предков.

Дети с этим цветом – любители строить или играть в шалашах, устраивать дом под столом, накрыв его скатертью, прятаться в шкафу, чтобы пережить моральные сложности и страхи.

Для людей с 1 Цветом важно чувство защищенности со спины. Поэтому им нужна комната или рабочий кабинет с одним входом, который они могут контролировать. В моменты внутреннего дискомфорта им требуются объятия сзади, со спины, в том числе и во время сна.

Аналогом пещеры служит автомобиль. Хоть там и 4 двери, но все они находятся под контролем, пространство ограниченное, спинка сиденья поддерживает спину.

Помимо создания чувства безопасности среда должна способствовать развитию, поэтому людям с 1 цветом нравится окружать себя различными источниками информации и размещать рабочее место так, чтобы можно было периодически смотреть в окно.

2 ЦВЕТ – РЫНКИ

В условиях современного мира рынки – это любая деловая среда: офисные здания, крупные торговые центры, аэропорты и вокзалы – места, где есть большое скопление людей и происходит постоянный обмен (вещами, информацией, денежными средствами и т.д.). Таким образом, люди 2 Цвета – это жители города. Они могут периодически выезжать на отдых в малонаселенные места и получать большое удовольствие от возможности уединения, но если поместить такого человека на постоянное место жительства, к примеру, в деревню, он будет ощущать дискомфорт и желание погрузиться в городскую суету. Потоки машин, мигание светофоров, даже пробки на дорогах – показатель для него, что жизнь движется, и он имеет отношение к этому движению.

Если человек 2 Цвета вынужден работать дома, ему необходимо оборудовать для себя комнату, которая будет полноценным офисом. Такому человеку можно работать при помощи интернета при условии, что периодически в его домашнем офисе тоже появляются люди, связанные с его работой.

3 ЦВЕТ – КУХНИ

Кухня – это место, где что-то варится, где части превращаются в целое или что-то иное. Люди с 3 Цветом, особенно женщины, могут выбрать кухню в качестве места, обустроенного, в том числе, и под домашний офис. Именно люди с 3 Цветом больше других любят принимать гостей на кухне, а не в комнате. Для мужчин с 3 Цветом желательно прямо в доме иметь оборудованную мастерскую.

Если смотреть шире, таким людям в качестве среды обитания подходят заводы, фабрики, столовые, кафе и рестораны (деловые встречи и даже процесс самообучения можно проводить именно там). Для них важно не столько участие в большом процессе, сколько возможность наблюдать, как жизнь вращается вокруг них и в это время одно превращается в другое (к примеру, отдельные продукты – в целое блюдо). Это люди с большой ориентированностью на материальный процесс работы.

4 ЦВЕТ – ГОРЫ

Название вовсе не означает, что людям с 4 Цветом нужно жить в горах, хотя даже периодические выезды в горы для них целебны.

Если человек 4 Цвета живет в городской среде, ему лучше выбирать квартиру или офис на высоком этаже. Так он будет смотреть на мир с высоты и чувствовать себя причастным к миру и в то же время находящимся на отдалении, на возвышении. Недоступным для посягательств, но имеющим возможность по желанию влиться в мир «внизу». Оказывающим влияние сверху.

Дети с 4 Цветом обожают лазить по деревьям, устраивать в их кронах домики, сидеть на подоконниках и забираться на крыши, спать наверху двухярусной кровати или на второй полке в купе поезда. Смотреть в окно в самолете.

Горы – это разреженный воздух, поэтому часто эти люди ведут образ жизни, связанный с кислородным голоданием. К примеру, начинают курить и получают от этого кайф, занимаются тренировкой задержки дыхания. Могут заниматься глубоководным погружением (как бы горы наоборот).

5 ЦВЕТ – ДОЛИНЫ

Ваша корректная среда – перекрестки дорог, на которых сходятся разные люди, информация, встречаются незнакомцы. Первые этажи, отдельно стоящий дом, низина с постоянной внешней активностью.

Вам подходят узкие улочки, заполненные разными вкусными запахами и звуками, на которые вы можете смотреть из окна, следя за постоянно меняющейся картиной, либо гулять по ним, периодически присаживаясь в каком-нибудь уличном кафе.

Деловой центр с его высотками – не ваша среда. Выбирайте для жизни или для офиса старые кварталы или уютный частный сектор.

6 ЦВЕТ – БЕРЕГА

Берега – это некое пограничное место, место перехода от одного к другому. Для таких людей корректно жить на границе – суши и воды, города и сельской местности, равнины и гор.

В правильной для вас среде к вам будут притягиваться люди, которым нужен психологический «перевозчик» из одного состояния в другое. Вам не нужно даже быть каким-то специалистом в этой сфере, просто вы являетесь ролевой моделью. Несколько ваших фраз, сказанных будто невзначай, могут дать человеку подсказку, как ему двигаться в дальнейшем. Но вы находитесь на «берегу» не для этого. Вы просто проживаете себя.

Жилище не должен привязывать человека 6 Цвета к одному месту. Скорее, его дом – это весь мир. Поэтому, если это – ваш Цвет, всегда имейте под рукой собранный для путешествия набор вещей.

Совсем недавно официальная медицина сознательно разделяла в человеке «психическое» и «соматическое» для удобства определения диагноза и дальнейшего «избирательного» лечебного воздействия. Сегодня ученые умы прилагают усилия для объединения патологических состояний в «духовном» и «телесном» в единое целое, а врачи стараются изучить заболевания в целостном видении организма. В медицине существует самостоятельная отрасль, изучающая широкий спектр заболеваний, именуемых психосоматическими болезнями – патологических состояний организма, которые развились в результате воздействия психологических факторов.
Стоит отметить, что единое восприятие всех происходящих в жизни человека проблем со здоровьем существовало несколько тысячелетий в рамках холистического подхода. Сторонники холистического учения еще на заре зарождения холизма отстаивали принципы о единстве человеческих систем, прямой взаимосвязи компонентов из сфер «душа-тело». Холистическая теория утверждает нераздельную взаимосвязь всего происходящего с человеком, естественную способность живого существа к постоянному обновлению клеток организма и к преобразованию личности.

Сегодня холистическая терапия обретает все большую популярность. Секрет успеха метода основан на главном: полной безопасности, безболезненности, безвредности для человека холистических сеансов. Последователи холизма считают, что невозможно устранить патологическое состояние, воздействуя избирательно и изолированно на какой-то орган. Необходимо смотреть на болезнь не только с учетом физиологических симптомов, а стараясь установить предшествующий негативный опыт.
Концепция холистической терапии базируется на принципе двунаправленной связи между всеми процессами, происходящими в психической сфере и системах организма. Опишем вкратце существующую взаимосвязь.
Любые болевые ощущения, которые испытывает человек на физическом уровне, независимо от происхождения боли, оказывают негативное влияние на его психоэмоциональное состояние. Независимо от того, возникла ли боль после случайной травмы или автомобильной аварии, или же она является проявлением тяжелого хронического недуга, индивид ее переживает и как мучительные телесные ощущения, и как духовные страдания. Пережитая боль формирует разнообразные психологические «блоки» в виде иррациональных страхов повторения ситуации, неконтролируемой тревоги от предвкушения длительных мук, затяжной депрессии из-за ощущения болеющим человеком собственной «неполноценности».

В свою очередь, имеющиеся у личности психологические дефекты: пережитые стрессы, перенесенные трудные ситуации, испытанные негативные переживания влияют на функционирование всех систем организма. Стали уже крылатыми фразы: «раскалывается голова от пережитого», «в горле стоит комок проблем», «согнулся из-за тяжести жизни».

Подрывают соматическое здоровье не только существующие ныне проблемы, но и травмирующие ситуации прошлого. Испытанные ранее отрицательные эмоции или преобладающие в прошлом негативные мысли прочно «врастают» в память подсознания, награждая человека физическими «блоками» в виде хронических мышечных спазмов. Одетый поневоле мышечный «панцирь» приводит к зажиманию кровеносных русел, препятствует оттоку лимфы, «перетягивает» волокна периферической нервной системы, ограничивает подвижность опорно-двигательного аппарата. Как итог, системы и органы функционируют в авральном режиме, что, в свою очередь, провоцирует быстрый износ организма, низкую сопротивляемость вредоносным факторам, раннее старение.

Эти «физические» и «психологические» блоки проявляются в стабильной «скованности» тела и устойчивом психическом напряжении. Такие хронические зажимы имеют конкретную причину. Усилия холистических медиков адресованы на комплексное освобождение человека от первичных травм. Цель холистической психологии – устранить возникшую раздробленность между психикой и физиологией, снять существующие противоречия между душой и телом, интегрировать воедино «враждующие» начала.

Возможности холистической психотерапии
Выгодное отличие холистической психотерапии – полное отсутствие насилия и принуждения. Сеанс, как правило, сочетает психотерапевтическую работу в форме партнерского диалога и проведение пульсационного массажа, устраняющего мышечные зажимы. Продолжительность одной процедуры в среднем составляет 1 час. Сеансы проходят с интервалом в три дня до полного разрешения существующей у клиента проблемы.

Методика холистической психотерапии показывает хорошие результаты в решении задач, связанных как с физическим состоянием организма, так и с психическими аномалиями. Метод рекомендован для устранения:

  • сбоев в локомоторной системе;
  • патологий периферической нервной системы;
  • синдрома хронической усталости;
  • нейроциркулярной дистонии;
  • астенического синдрома;
  • депрессий;
  • головных болей различной природы;
  • иррациональной тревоги и навязчивых страхов;
  • приступов панических атак;
  • постстрессовых явлений;
  • личностных кризисов.

  • Только открыв и осознав первопричины своего болезненного состояния, человек способен восстановить верное восприятие окружающего мира и наладить гармоничное состояние в душе и теле. Воздействие и устранение источника психической аномалии или соматического недуга позволяет обрести ясность мышления и восстановить природное здоровье.

    Врачи нашей клиники помогут Вам вылечить заболевание, исходя их принципов целостности организма и всех происходящих в нем взаимосвязанных изменений.

    Оставьте свой номер телефона.
    Вам перезвонит администратор клиники.

    Оставить заявку

    Сегодня врач привычно строит свою тактику лечения не на исцелении организма, а на устранении симптомокомплекса, то есть явления, которым болезнь проявляется в рамках ощущений и внешних манифестаций. Наш организм - это целостная, саморегулируемая — холистическая! — система.

    Приспосабливаясь к чрезмерным воздействиям, она внешне может выдавать множество симптомов: боль, повышение температуры, артериального давления, уровня холестерина, кожная сыпь, отеки и т.п. В единоборство с этими симптомами и вступает академический врач, далекий от фундаментальных принципов цели и целостности. Врач, не понимающий сути целостной системы человеческого организма, будет стремиться, любыми путями, нормализовать обнаруженные отклонения. Если врач в своей лечебной тактике игнорирует концепцию холизма, то нельзя исключить и негативных последствий, порой более глубоких и разрушительных, даже после успешно проведенной терапии.

    Поэтому, исходя их принципов целостности организма и всех происходящих в нем и взаимосвязанных изменений, специалисты холистических направлений медицины считают, что:

    • бессмысленно подавлять симптом, который говорит о возникшей проблеме. Медикаментозное устранение симптома совсем не является показателем излечения. Более того, это может спровоцировать еще более серьезные нарушения функционирования всего организма.
    • симптоматическая терапия, гарантирующая нормализацию физиологического или биохимического параметра, создает лишь иллюзию видимого благополучия. Такая терапия вводит в заблуждение врача, который расценивает устранение симптома как абсолютный успех лечения. Для врача, не понимающего языка симптомов и лишенного целостного видения проблемы, медикаментозная нормализация возникших отклонений часто становится самоцелью.
    • правильной же будет являться стратегия, рассматривающая отдельные симптомы как сигналы SOS, которые требуют пристального внимания, но не устранения, так как симптомы исчезнут сами после того, как будет найдена и устранена причина путем действий, направленных на повышение утраченного уровня здоровья.

    Направления холистической медицины, практикуемые в нашем медицинском Центре

    1. Акупунктура - метод, использующий воздействие на органы и системы человека с помощью специальных игл, прогревания, массажа биологически активных точек (БАТ). Этот метод использовался еще 5 тыс. лет назад в самой старой медицине мира - китайской (тибетской). Специалисты — Гавриленко А.С. , Кухарук М.Л.
    2. Гомеопатия - способ лечения болезни, заключающийся в применении специальных (гомеопатических) препаратов, вызывающих признаки, симптомы данной болезни у здорового человека. Главная особенность гомеопатии - использование индивидуального подхода в лечении. Специалисты: Гавриленко А.С., Байбаков А.В. , Архипова Д.В. , Мищенко Е.Б. , Овсянникова Г.В.
    3. Мануальная терапия — медицинский метод, направленный на восстановление подвижности позвоночника и суставов.
    4. Кинезиология - медицинская система, использующая мышечное движение пациента для диагностики нарушений, подбора методов лечения и контроля за эффективностью этого лечения.
    5. Рефлексотерапия - способ, воздействующий на БАТ (иглами, теплом, массажем) и энергетические каналы с целью исцеления. Специалисты — Гавриленко А.С., Кухарук М.Л., Дондик Т.В.
    6. Гирудотерапия - (лечение пиявками) - с одной стороны, является частью рефлексотерапии, акупунктуры (врачи ставят пиявки на биологически-активные рефлексогенные точки на теле человека), а с другой - это воздействие на организм волшебными составляющими слюны пиявок (медицинская пиявка занесена в Реестр лекарственных средств РФ). Специалист - Кухарук М.Л.
    7. Гипнотерапия — направление в психологии, психотерапевтические практики, использующие гипнотические техники для коррекции функций индивидуального самоконтроля (при заболеваниях, в родах). Специалисты — Северин А.Ф. , Вольняков В.В.

    Кроме этого, к альтернативной медицине относятся и фитотерапия, и аромотерапия, и Аюрведа, а также большое количество традиционных методов: су-джок, апитерапия (лечение пчелами и продуктами их жизнедеятельности), разнообразные гимнастики и лечебные массажи, лечение металлом и камнем и прочие; а также различные авторские новоизобретенные методы лечения и оздоровления, как дыхание по Стрельниковой и Бутейко, аэроионотерапия, пилатес, лечение цветочными эссенциями по Баху и многое другое.


    Каждый человек неповторим, и каждый случай болезни уникален. В давние времена врачи рассматривали организм как целостную систему, придавая большое значение душевным свойствам, окружающей обстановке и внутренним силам человека. Многие известные врачи прославились своим оригинальным подходом, о чём свидетельствуют притчи, дошедшие до наших времён.

    Современная медицина, похоже, выбрала путь вымирания. Повсеместное применение стандартов, а также коммерческий подход заставляют меркнуть индивидуальность пациента. Поэтому достичь хорошего эффекта в лечении становится всё труднее.

    Например, терапевту в поликлинике на осмотр каждого пациента даётся лишь 12 минут, из которых 6 минут пациент должен потратить на раздевание и одевание. Разве можно успеть получить какое-то представление о проблемах пациента за эти мгновенья? Наверное, если бы древние эскулапы увидели современного замотанного врача, им бы стало не по себе. Но не будем всё сваливать на врачей, которые также являются жертвами системы и тенденций развития общества.

    Великие врачи прошлого обладали проницательным умом, и рассматривали каждый случай заболевания с учётом конкретных обстоятельств. Их методы могут показаться странными, но они действительно приносили эффект. Вот две забавные притчи по этому поводу.

    Эта корова слишком худая!

    Согласно легенде, эти слова принадлежат знаменитому врачу, философу и мудрецу Средней Азии Абу Али Ибн Сине, также известному под именем Авиценна. Однажды Авиценну пригласили к крупному чиновнику, который, судя по всему, страдал одержимостью нечистым духом. Без тени смущения чиновник заявлял, что он корова, которую надо зарезать на мясо. Он отказывался от еды, и его организм сильно ослабел. Он находился на грани смерти.


    Узнав от посланников суть проблемы, Авиценна не стал использовать лечебные средства, а попросил передать вельможе, что тот может не волноваться, так как скоро к нему придёт мясник. Услышав благие вести, пациент просто прыгал от радости. В назначенный день пришёл Авиценна. В руке он нёс огромный нож. Подходя к покоям пациента, он закричал, что было сил: «Где эта корова? Сейчас я пущу её на мясо!»

    Чиновник радостно замычал и бросился навстречу. Авиценна приказал связать «животное», чтобы оно не дёргалось. С большим размахом он занёс нож, но вдруг смутился. Пощупав бока вельможи, он пренебрежительно сказал: «О, нет. Эта скотина на мясо не пойдёт. Она тощая, как засохший куст. Для начала её надо хорошенько раскормить. Когда наберёт нужный вес, тогда и зовите меня!»

    Чиновнику ничего не оставалось, как начать есть. Он быстро набрал свой вес. Через некоторое время он смог поправиться, благодаря дальнейшей заботе Авиценны.

    Слезы радости

    Львиная доля заболеваний имеет глубокие причины, которые скрываются в психических особенностях человека. Чтобы достичь коренного излечения, измениться нужно самому человеку. Поэтому древние врачи при лечении не всегда использовали лекарственные средства.

    Например, Хуа То. Подобно Гиппократу на Западе, образ врача Хуа То является легендарным на Востоке. Его ещё называют «удивительным целителем». Когда какой-то врач добивается выдающихся успехов в лечении, его называют «вторым Хуа То».

    Есть легенда о том, как во времена «Трёх Царств» один бедный учёный по имени Чжан Цуан неожиданно получил в наследство огромный дом. Он так обрадовался, что стал постоянно неудержимо смеяться. Долгое время никто был не в состоянии помочь ему, пока в один прекрасный день он вместе с отцом не пришёл к Хуа То.

    Хуа То, узнав суть дела, прослушал пульс пациента. С мрачным лицом он покачал головой: «Это случай слишком тяжёлый. Вряд ли я смогу чем-то помочь вам». Слова Хуа То были, как удар молота для отца и сына. Они упали на колени и стали молить о помощи.

    Тогда Хуа То сказал: «Можно попробовать обратиться к моему ученику Ву Пу. Скорее всего, у него есть средство. Правда, времени не так уж много, а живёт он в Сюйчжоу. Если бы вы смогли добраться туда за 10 дней, то у вас был бы шанс выжить». Он написал письмо ученику, но строго наказал не открывать его до прибытия Сюйчжоу. Чжан Цуан был так напуган, что через восемь дней они с отцом были у Ву Пу.

    Распечатав письмо, Ву Пу стал громко смеяться. В письме Хуа То сказал: «Пациент страдает неудержимым смехом, он не выдержал вести об огромном богатстве. Лекарствами делу не поможешь. Я специально сказал ему, что его болезнь смертельная, чтобы заставить его испугаться. Скорее всего, день его прибытия в Сюйчжоу станет днём его выздоровления». В этот момент Чжан Цуан понял, что выздоровел.

    Постоянный адрес статьи: http://www.epochtimes.ru/content/view/59781/7/

    Холистическое здоровье (holistic health)

    X. з. (целостное здоровье) адресуется к целостному чел. Первое упоминание о холистическом подходе к здоровью обнаруживается в Китае, в царствование Желтого императора Хуань-Ти, почти 4 тыс. лет назад. Эта система медицины, ориентированная на лечение и профилактику болезней, была основана на использовании трав, акупунктуре и массаже. Основным элементом подхода была Чи Кунь - психофизическая система дыхательных и физ. упражнений, диетических предписаний и дисциплины духа. Главной целью Чи Кунь было укрепление здоровья, болезнь считалась несчастным случаем вследствие потери внутренней гармонии и равновесия духа.

    На Западе два наиболее влиятельных подхода к здоровью были систематизированы в Древней Греции. Гиппократ (ок. 460- 377 гг. до н. э.) считается многими отцом медицины. Метод Гиппократа был поразительно похож на китайский в том, что врач направлял чел. к признанию естественного состояния здоровья, сопутствующего жизни в гармонии с самим собой и природой.

    Корни психосоматической медицины и X. з., практикуемые в совр. зап. культуре, восходят к школе Гиппократа, рассматривавшей личность в целом во взаимодействии с окружающим миром.

    Гален (ок. 129-199) предложил альтернативную форму лечения. Сохраняя взгляд на необходимость лечения чел. в целом, Гален утверждал, что патология яв-ся рез-том нарушения в отдельных органах и что главным в медицине яв-ся диагноз и лечение расстройств, специфичных для данного органа.

    Подавляющее влияние христианской церкви привело к вытеснению взглядов Галена в пользу концепции Гиппократа. Труды Гиппократа рассматривались в качестве подтверждения церковного представления о болезни как каре божьей. Лишь с приходом эпохи Возрождения дух любознательности позволил исследователям усомниться в методе Гиппократа и вернуться к подходу Галена. Научный метод, сформировавшийся на основе этого духа любознательности, привел к более глубокому пониманию организма чел. и его функций.

    Эмпирические исслед. Гарвея вполне соответствовали философским взглядам его совр. Рене Декарта, создав установку на явления природы, к-рая привела к открытию бактерий, антител и к большинству совр. познаний мед. науки. Целью этой мед. традиции являлось свести лечение к наименьшему общему знаменателю, лечить пораженный орган и ожидать, что организм чел. вернется к своему нормальному функционированию.

    Такой подход получил огромный успех. После открытия Пастером и Кохом того, что микроорганизмы вызывают заболевания, казалось, что традиция Гиппократа вытеснена физикалистской медициной.

    В 30-е гг. XX в. холистическая медицина вновь появилась в виде «новой» психосоматической медицины. Отчасти это было вызвано феноменальным успехом физикалистской медицины. Многие заразные заболевания удалось эффективно контролировать в зап. мире; это привело к преобладанию новых расстройств. Хотя в то время это еще и не признавалось, новые расстройства были вызваны образом жизни. Сердечно-сосудистые, онкологические и др. заболевания яв-ся следствием подверженности человека длительному воздействию личностных факторов или факторов окружающей среды, а не микроорганизмов. Физикалистская традиция сформировала лишь один лечебный подход, соответствующий её парадигме - хирургию. Больницы стали крупнее, мед. дисциплины стали более профилированными. В 1970-е гг. лишь 0,5% национального бюджета США направлялась на цели профилактики и лишь 2,5% - на санитарное просвещение и пропаганду здорового образа жизни. В то же самое время свыше 50% случаев смертности в Соединенных Штатах было вызвано расстройствами, доступными профилактике.

    Пока физикалистская медицина продолжала свои попытки лечения этих новых расстройств, возникли две большие проблемы: возрастание стоимости услуг здравоохранения и рост ятрогений. Стоимость расходов на здравоохранение поднялась с 4% валового национального продукта в 1950 г. до 7% в 1970 г.. Каждый пятый чел., поступавший в н.-и. клинику, приобретал ятрогенное заболевание. Это означало, что 20% лиц, получавших мед. обслуживание, приобретало расстройство, вызванное тем лечением, которое они получали. С нарастанием специализации медицины возрастала стоимость лечения и риск для больных.

    Др. причиной обращения к холистической медицине было возрастающее осознание ведущими исследователями того, что здоровье невозможно поддерживать исключительно за счет физикалистского подхода. Наибольший вклад в это внес Ганс Селье, сформулировавший концепцию общей реакции на стресс, в к-рой акцентировалось взаимодействие индивидуума и окружающей среды. Концепция стресса была холистической, она объясняла нарушения в отдельных органах и возникновение очерченных расстройств генерализованной адаптационной реакцией всего организма на воздействия окружающей среды. Когда такие выдающиеся микробиологи, как Рене Дюбо, показали, что соц.-экономические факторы играют еще большую роль в деле здоровья, чем антибиотики, холистическая концепция здоровья получила дальнейшее признание.

    Было также установлено, что факторами, обусловливающими состояние здоровья или болезни, яв-ся питание, курение, потребление алкоголя и наркотиков и наличие или отсутствие физ. упражнений. Эти «факторы образа жизни» яв-ся компонентами психопедагогического опыта, к-рый определяет собой долговременный стиль поведения.

    Третий комплекс факторов, имеющих отношение к личности, близко соотносится с образом жизни. Одним из наиболее известных и широко признаваемых элементов этого измерения яв-ся А-тип личности. Два врача, Меир Фридман и Рэй Розенман, впервые идентифицировали и начали лечить заболевания у людей с А-типом личности.

    Нужна была политическая и соц. обстановка 1960-х гг., чтобы концепция X. з. стала доминирующей силой в службах системы здравоохранения США. Люди стремились участвовать в поддержании своего здоровья. В 1970-е гг. стал популярным бег трусцой - все большее количество людей стремились «войти в форму». Появившаяся концепция «хорошего самочувствия» («wellness») привлекла к бурно развивающемуся бизнесу X. з. как мед. профессионалов, так и шарлатанов.

    В 1980-е гг. X. з. стало более уважаемым. Эмпирические исслед. продемонстрировали эффективность этой концепции, много шарлатанов было изгнано и холистические практики были интегрированы в систему здравоохранения. Научная теория еще не охватила все последствия сдвига к подлинно холистической парадигме, да это и трудно сделать.

    В практ. плоскости концепция X. з. вызвала революцию в системе здравоохранения. Это в значительной мере обусловлено финансовыми ограничениями, с к-рыми приходилось сталкиваться лечебным учреждениям и страховым компаниям вплоть до начала 1970-х гг. Лишь недавно профилактическая медицина стала экономически эффективной для отдельных секторов системы здравоохранения. Были разработаны программы «хорошего самочувствия», и страховые компании начали широко пропагандировать участие в программах поддержания здоровья для снижения расходов по лечению заболеваний.

    По мере распространения этого процесса концепция здоровья в США подвергалась расширению и уточнению. Концепция X. з. имеет дело с физ., межличностными, психол., профессиональными и духовными измерениями каждого пользователя системы здравоохранения. Она яв-ся междисциплинарной - стоматологи, врачи, священнослужители, социологи, психологи, консультанты, педагоги и бизнесмены яв-ся одними из представителей многих профессий, к-рые работают вместе для создания условий, способствующих поддержанию здоровья.

    Концепция X. з. ориентируется как на пропаганду здорового образа жизни, так и на лечение и профилактику заболеваний. Эмпирические данные черпаются из феноменологически спланированных исслед. Ист. религиозные учения используются как источники материала для дальнейшей разработки таких стратегий здоровья, как йога, медитация, лечение травами и акупунктура.

    X. з. яв-ся феноменологическим в том отношении, что оно основано на предпосылке, что лечение окажется оптимальным, если проводится в обстановке естественного проживания чел. Лучше всего помогают службы, к-рые позволяют людям оставаться в своем доме, семье, общине. Мед. обслуживание наиболее эффективно, когда оно осуществляется с уважением к представлениям людей о здоровье, без навязывания им системы представлений, принятой в службах системы здравоохранения.

    X. з. основано на сотрудничестве. Авторитарность и контроль уменьшаются по мере того, как обеспечивающие обслуживание переходят от модели врача, больного и предписаний к модели консультанта, клиента и контракта. Ответственность чел. за свое здоровье становится главным элементом любой службы здоровья. Ответственность за себя предполагает желание и способность индивидуума осуществлять и поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья. Часто это означает необходимость отказа от стиля поведения, к-рый яв-ся дисфункциональным (напр., курение сигарет).

    Этот процесс требует сильного чувства собственной ответственности. Исслед. готовности больных следовать мед. режиму свидетельствуют о том, сколь трудным яв-ся этот процесс. Во мн. работах показано, что количество больных, не следующих предписаниям врача, доходит до 60%. В 20-50% случаев больные отказываются от назначенного посещения врача.

    Соблюдение пациентами требованиям в программах модификации образа жизни яв-ся еще более низким. В исслед. эффективности программ контролирования веса показано, что 90- 95% пациентов не удается достичь желаемого веса. Из тех, кто бросает курить, до 75% снова начинают курить в пределах шести месяцев.

    Отсутствие готовности соблюдать требования и рекомендации специалистов - серьезная проблема для физикалистской медицины - становится еще более серьезной для холистического подхода к здоровью. Обслуживаемый контингент должен быть мотивирован к осуществлению и поддержанию положительного поведенческого образа жизни, что лучше всего достигается путем повышения чувства собственной ответственности и самоконтроля.

    Если холистический подход к здоровью преуспеет в повышении у людей чувства собственной силы и самоконтроля, он сможет обеспечить высокий уровень профилактики заболеваний, добровольного соблюдения требований специалистов и укрепления здоровья.

    Службы системы здравоохранения, использующие авторитарность и контроль для обеспечения соблюдения пациентами мед. предписаний, могут добиться кратковременного следования терапевтическому режиму, но не в состоянии выполнить задачу долгосрочного поддержания положительного образа жизни.

    Движение X. з. к повышению интернального локуса контроля поэтому дает всей системе здравоохранения возможность обратиться к многомерной природе ответственности чел. перед собой и ее влиянию на образ жизни. Есть надежда, что чувство собственной силы распространится и на др. аспекты жизни чел. - межличностные отношения, производительность труда и семейные отношения.

    Вызвать самоподдерживающие произвольные изменения, двигаться от образа жизни, ориентированного на кратковременные поощрения, к долговременному вознаграждению и к деинституционализации некоторых мед. служб - это масштабные задачи. Знание о том, что лучше для здоровья, и практикование здорового образа жизни часто не совпадают.

    Ноулз предполагает, что неспособность поддерживать здоровый образ жизни может определяться пятью факторами: отрицанием смерти и болезни при сильной ориентировке на кратковременное вознаграждение; представлением о том, что природа, смерть и болезнь будут покорены наукой; нежеланием жить при определенных соц.-экономических или межличностных ограничениях; депрессией и отсутствием интереса к следованию предписаниям врача. На эти факторы должно быть обращено внимание для того, чтобы концепция X. з. могла добиться ощутимых успехов в американском здравоохранении.

    За последнее время в системе здравоохранения США произошли большие изменения. Службы, к-рые диагностируют и лечат болезни, остаются важными; в то же время все большее значение для здравоохранения принимает поддержание, укрепление здоровья и мотивация.

    Прогресс в совр. физикалистской медицине не следует игнорировать, но главное значение имеет профилактика. Жизнь в гармонии с природой становится основной задачей положительного здоровья.

    См. также А-тип личности, Контроль веса, Общий адаптационный синдром, Поведенческая медицина, Службы системы здравоохранения