Количество созданных специальных рабочих мест для инвалидов. Правомерно ли считать специальным рабочим местом в счет квоты рабочее место, на котором уже работает инвалид

Настоящий Закон принят в целях реализации Федеральных законов от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных Федеральными законами от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

К категориям граждан, для трудоустройства которых устанавливается квота, относятся:
1) инвалиды, имеющие рекомендации к труду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее - инвалиды);
2) дети в возрасте от 15 до 18 лет (далее - дети).

Статья 3. Установление квоты

1. Квоты для приема на работу категорий граждан, определенных статьей 2 настоящего Закона, устанавливаются в следующих размерах:
1) для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, - в размере 4% среднесписочной численности работников, из которых 3% - для трудоустройства инвалидов и 1% - для трудоустройства детей;
2) для работодателей, численность работников которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, - в размере 3% среднесписочной численности работников, из которых 2% - для трудоустройства инвалидов и 1% - для трудоустройства детей, но не менее 1 человека.

2. При определении общего числа квотируемых рабочих мест применяются правила математического округления дробного значения до целых единиц.

3. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

4. Работодателям, являющимся общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, квоты для приема на работу не устанавливаются.

Статья 4. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается Кабинетом Министров Республики Адыгея для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Статья 5. О признании утратившим силу Закона Республики Адыгея "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов"

Признать утратившим силу Закон Республики Адыгея от 20 января 2006 года № 398 "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2006, № 1).

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава Республики Адыгея А.К.Тхакушинов

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте "Российской Газеты" не является их официальной публикацией

Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от 28.12.2012 № 70-р "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов"

В соответствии со статьями 21, 22 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест», Положением о Комитете по труду и занятости населения Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17.03.2009 № 207/10:

1. Установить минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для каждого предприятия, учреждения, организации, расположенных на территории Московской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, среднесписочная численность которых составляет более 100 человек, согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Информационно-аналитическому отделу Комитета по труду и занятости населения Московской области:

2.2. Разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Комитета по труду и занятости населения Московской области (http://www.ktzn.mosreg.ru/).

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Председатель Комитета Ю.И. Рагозин

Приложение

к распоряжению Комитета по труду и

занятости населения Московской области

от _________________ № ______

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

1. Для каждого предприятия, учреждения, организации, расположенных на территории Московской области (далее – организация), численность работников которых составляет от 101 до 500 человек, устанавливается одно специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

2. Для каждой организации, численность работников которой составляет от 501 до 1000 человек, устанавливаются два специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

3. Для каждой организации, численность работников которой превышает 1000 человек, устанавливается три специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

Также нужно учитывать, что нормативными актами субъекта РФ в пределах квоты для приема на работу инвалидов устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства (ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ). Например, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 16.05.2016 № 313 на предприятиях со среднесписочной численностью от 35 до 100 работников - 1 специальное рабочее место; от 101 до 300 работников - 2; от 301 до 500 работников - 3; свыше 500 работников - 4 специальных рабочих места. Одного резервирования рабочих мест для инвалидов недостаточно В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатели обязаны (ст.

Статья 22. специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» (в ред. от 26.02.2010) для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов установлена в размере 2,5 % к среднесписочной численности работников. Кроме того, нормативными актами субъекта РФ может регламентироваться порядок квотирования рабочих мест для инвалидов.
Например, п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» (в ред. от 23.12.2015) установлено, что работодатели в месячный срок после регистрации в налоговых органах встают на учет в Центре квотирования рабочих мест.

А регионы дают уже более точные цифры. По ФЗ № 181 значения по квотам могут колебаться от 2 до 4% и устанавливаются для организаций, где среднесписочная численность насчитывается больше 100 человек. Региональными законами определяется фактический размер для всех существующих организаций, подходящих под требования по численности работников.


Важно

Во многих субъектах установлена минимальная квота – 2% (Москва, Мурманская область). Максимальная величина в 4% не столь распространена. Ее можно встретить в Ростовской области, Республике Крым.


Региональное законодательство также прописывает всю процедуру установления квотирования для организаций. Дает рекомендации о том, как, в какие сроки сдавать отчеты.
Предоставляет информацию, необходимую при обустройстве специального рабочего места.

Труд инвалидов: квотирование и требования к созданию рабочих мест

Пример В организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению. По закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации.


Только вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет. Но его организация не может предложить увольняемым, если только тот не является инвалидом.


Реальность в нашей стране такова, что бремя квотирования в основном несут на себе крупные организации. Средний, чаще малый бизнес освобожден от него. Так как считается, что установление квот сильно увеличит финансовую нагрузку на них и может даже привести к банкротству.
Но такой подход ущемляет права инвалидов. В ряде регионов нашли своеобразный выход из положения.

Квотированные рабочие места. закон о предоставлении рабочих мест инвалидам

Сам порядок трудоустройства будет стандартным:

  • прохождение собеседования;
  • предоставление документации для оформления, подтверждение наличия квалификации;
  • снятие с учета в Центре занятости;
  • предоставление отчета о принятии гражданина на работу.

Важно учитывать, что работодатель может принять сотрудника на работу даже превысив квоту. В некоторых регионах установлены повышенные показатели по вакансиям людей, находящихся на государственной службе.

Процедура оформления не будет отличаться от стандартной. Но все же в трудовом договоре у него должны быть прописаны нормы по осуществлению трудовой деятельности.
В каком размере устанавливается Федеральный закон о квотировании говорит о возложении выбора размера квот на местную власть.

О рабочих местах для инвалидов сообщайте ежемесячно

Внимание

Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство. При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты.

Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования. Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью.

Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности. Основные понятия Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан.

Квота рабочих мест для инвалидов: понятие и особенности

В тексте документа стоит указать такие моменты:

  1. Название предприятия, номер приказа и дату его регистрации.
  2. Название приказа и на основании какого законодательного документа принимается решение о квотировании.
  3. Приказ должен содержать указания для создания рабочего места и сопутствующих для работы условий труда.
  4. В конце размещают данные о генеральном директоре и о том, кто будет его исполнять. Обязательно указание даты и подписи.

Фото: образец приказа о создании квотируемого рабочего места для инвалида Ответственность работодателей Штрафов и наказаний для работодателей за невыполнение квоты по подобным работникам нет.

Поскольку установить адекватных положений в данной сфере невозможно. Но за непредставление отчетности по выполнению плана есть административная ответственность.

Что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2018 году

Приложениях № 2 и 3 к Приказу Минтруда России от 31.07.2015 № 528н (в ред. от 27.01.2016);

  • предоставлять ежемесячно в службу занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

К сведению Обязанность по созданию специального рабочего места возникает у работодателя с момента установления квоты, но выполнение данной обязанности невозможно без направления к нему для трудоустройства центром занятости либо самостоятельного обращения инвалида, поскольку условия труда создаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации конкретного инвалида и с учетом его индивидуальных особенностей (Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу № 33-8096/2013). Первая и третья обязанности по отношению к работникам-инвалидам, как правило, у работодателей сложностей не вызывают.

Организация специальных рабочих мест для инвалидов

Особенности Процесс квотирования происходит на основе договора заключенного между органами соц.защиты и работодателем. Заключать такой договор обязаны все организации, численность в которых больше 100.

Наниматель должен учитывать, что при установлении квоты берется значение не из штатного расписания, а по показателю среднесписочной численности. То есть учитываются только реально работающие люди, а не предполагаемые должности. После подписания договора он издает у себя приказ, указывая в нем количество зарезервированных мест для инвалидов и перечисляя конкретные должности, специальности. Квота устанавливается раз в год. При изменении численности сотрудников, его значение пересматривают. Особенность квотирования в том, что конкретное рабочее место подготовлено специально для инвалида, и ее нельзя предлагать никому другому.

Какие именно акты наниматель должен у себя создавать – закон не прописывает, оставляя это в компетенции руководителя организации. В каждом конкретном случае принимается свое решение – разработать новые акты или же дополнить прежние положения о квотировании новыми сведениями.

Учет мест Государство обязывает организацию предоставлять инвалиду рабочее место. При этом не интересуется, существовало ли оно ранее или же создано только сейчас специально под требования. Важно наличие оборудованного места на момент сдачи отчетов. Учет вакантных, занятых мест ведется нанимателем постоянно. Информация должна обновляться при изменении санитарных условий, квалификационных требований либо при возникновении других перемен. Уведомление службы занятости Каждая организация, для которой определена квота, должна отчитываться в центр занятости о созданных местах, выделенных должностях.

Количество созданных специальных рабочих мест для инвалидов

Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.

  • Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
  • Которые имеют условия для принятия таких граждан - соответствующей направленности.
  • Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда. Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны. В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.

При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства. Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника. В таком случае гражданину нужно ознакомиться с тем, что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2018 году. Поскольку в области трудоустройства инвалида есть много правовых нюансов.

Первоначальные данные Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов. Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2018 году в Москве подчиняется отдельному местному закону.

Работодатель обязан оборудовать рабочее место как специальное рабочее место для инвалида только в том случае, если характер нарушенных функций и ограничений его жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации данного инвалида требует специального оснащения (оборудования).Обоснование: В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее — Закон N 181-ФЗ) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Согласно ст. 22 Закона N 181-ФЗ минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Например, на территории Ленинградской области Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.06.2006 N 195 "О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" установлено минимальное количество специальных рабочих мест в зависимости от установленной квоты, а на территории Московской области Распоряжением Мособлтруда от 28.12.2012 N 70-р "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" — в зависимости от численности работников организации. Однако необходимо отметить, что согласно ст. 22 Закона N 181-ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности установлены Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н (далее — Требования). На основании п. п. 2, 3 Требований оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, при этом учитываются такие факторы, как характер нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, профессия (должность), характер труда, выполняемые инвалидом трудовые функции. Кроме того, термин "создание специального рабочего места для инвалида" раскрыт в п. 3.1 ГОСТ Р 52874-2007 "Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 552-ст) (далее — ГОСТ), согласно которому это подбор, приобретение, установка и адаптация необходимого оборудования, дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации и проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду. Согласно п. 6.1.4 ГОСТ подбор инвалида, для которого создается специальное рабочее место, осуществляют на основе изучения состояния его здоровья, индивидуальных возможностей и предпочтений, в том числе для работы на конкретном рабочем месте, которые определяют на основе его индивидуальной программы реабилитации, медицинского заключения, а также путем проведения личного собеседования и тестирования. Таким образом, специальное рабочее место — это конкретное рабочее место, оборудованное с учетом тех нарушений, которые имеет конкретный инвалид. На основании пп. "а" п. 2 Требований установлено, что анализ потребностей инвалида в оснащении (оборудовании) специального рабочего места осуществляется на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида. То есть для того чтобы работодатель оценил необходимость организации специального рабочего места, необходима индивидуальная программа реабилитации и
нвалида. Есть судебное дело, где суд делает аналогичный вывод (см. Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу N 33-8097/2013), который заключается в следующем. Организация специального рабочего места носит строго индивидуальный характер. В отсутствие волеизъявления инвалида, чьи индивидуальные особенности требуют выделения специального рабочего места, на обращение в службу занятости либо непосредственно к работодателю по вопросу трудоустройства, на работодателя не может быть возложена ответственность за отсутствие организации специального рабочего места. Кроме того, не всегда характер нарушения здоровья инвалида требует специального оснащения рабочего места. Если должность является вакантной, то организовать специальное рабочее место можно только в том случае, если на него будет принят инвалид, чьи индивидуальные особенности требуют выделения специального рабочего места. Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм можно сделать вывод о том, что оборудовать специальное рабочее место для трудоустройства инвалида можно только в том случае, если работающему на данном рабочем месте (принимаемому на данное рабочее место) инвалиду требуется специальное оснащение рабочего места в силу его индивидуальных особенностей.

Работодатель выделяет рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Обязан ли работодатель оборудовать указанные рабочие места как специальные рабочие места для инвалидов?