Опросник нервно психического напряжения немчин. Оценка нервно – психического напряжения

Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (т.А.Немчин)

Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.

Инструкция: «В зависимости от выбранного Вами варианта ответа, содержание которого соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время поставьте рядом с номером каждого пункта опросника букву А, Б или В».

Текст опросника:

Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе,

в) большое количество неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.

Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуру тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»,

Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);

Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе,

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;

в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений;

б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б) умеренное усиление потоотделения;

в) появление обильного «холодного» пота.

Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б) покраснение кожи лица, шеи, рук;

в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка.

Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

Настроение:

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;

в) снижение настроения, подавленность.

Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.

Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать;

в) чувство страха,паники, отчаяния.

Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

Особенности речи:

а) обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);

в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

Особенности памяти:

а) обычная память;

б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно;

в) ухудшение памяти.

Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений;

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.

Сообразительность:

а) обычная сообразительность;

б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;

в) снижение сообразительности, растерянность.

Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность;

б) повышение умственной работоспособности;

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.

Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом;

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления;

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.

Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.

Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания;

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.

Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения;

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

Обработка методики и интерпретация результата.После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за знак "+", поставленный против подпункта а), начисляется 1 очко. За тот же знак, поставленный против подпункта б), начисляется 2 очка и против подпункта в) - 3 очка.

Т.о., максимальное количество очков, которое можно получить, равно 90, когда испытуемый отмечает у себя наиболее выраженные признаки нервно-нсихического напряжения. Минимальное количество набранных очков равно 30, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких-либо проявлений нервно-психического напряжения.

Статистическая обработка результатов 500 человек позволила выделить 3 класса величин выраженности нервно-психического напряжения (HПH).

HПH-1 имеет степень выраженности от 30 до 50 очков и означает слабую степень выраженности нервно-психического напряжения.

HПH-2 отражает умеренную степень выраженности нервно-психического напряжения и попадает в диапазон между 51 и 70 очками.

HПH-3 характеризует чрезмерную выраженность нервно-психического напряжения и располагается в диапазоне между 71 и 90 очками.

В таблице приводятся некоторые статистические характеристики нервно-психического напряжения, полученные с помощью этого опросника на выборке 500 испытуемых(300 здоровых студентов и 200 больных неврозами)

Обследованные -------------- число %

Средняя величина и квадратическое отклонение

Достоверность различий

Для проведения исследования можно использовать опросник нервно – психического напряжения (НПН) , предложенный Т. А. Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно – психического напряжения, составленный по данным клинико – психологического наблюдения. В него включены 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.

Испытуемым дается инструкция: "Заполните правую часть бланка, отмечая знаком “плюс” те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время".

ОПРОСНИК НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (НПН)

  • 1. Наличие физического дискомфорта :
    • а) полное отсутствие каких – либо неприятных физических ощущений;
    • б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе;
    • в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.
  • 2. Наличие болевых ощущений :
    • а) полное отсутствие каких – либо болей;
    • б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;
    • в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.
  • 3. Температурные ощущения :
    • а) отсутствие каких – либо изменений в ощущении температуры тела;
    • б) ощущение тепла, повышения температуры тела;
    • в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство озноба.
  • 4. Состояние мышечного тонуса :
    • а) обычный мышечный тонус;
    • б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;
    • в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор).
  • 5. Координация движений :
    • а) обычная координация движений;
    • б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;
    • в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.
  • 6. Состояние двигательной активности в целом :
    • а) обычная двигательная активность;
    • б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;
    • в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.
  • 7. Ощущения со стороны сердечно – сосудистой системы :
    • а) отсутствие каких – либо неприятных ощущений со стороны сердца;
    • б) ощущения усиления сердечной деятельности, не мешающие работе;
    • в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца – учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.
  • 8. Проявления со стороны желудочно – кишечного тракта :
    • а) отсутствие каких – либо неприятных ощущений в животе;
    • б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое урчание в животе;
    • в) выраженные неприятные ощущения в животе – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.
  • 9. Проявления со стороны органов дыхания :
    • а) отсутствие каких – либо ощущений;
    • б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;
    • в) значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточности вдоха, ощущение комка в горле.
  • 10. Проявления со стороны выделительной системы :
    • а) отсутствие каких – либо изменений;
    • б) умеренная активизация выделительной функции – более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);
    • в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.
  • 11. Состояние потоотделения :
    • а) обычное потоотделение без каких – либо изменений;
    • б) умеренное усиление потоотделения;
    • в) появление обильного холодного пота.
  • 12. Состояние слизистой оболочки полости рта :
    • б) умеренное увеличение слюноотделения;
    • в) ощущение сухости во рту.
  • 13. Окраска кожных покровов :
    • а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;
    • б) покраснение кожи лица, шеи, рук;
    • в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук "мраморного" (пятнистого) оттенка.
  • 14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям :
    • а) отсутствие каких – либо изменений, обычная чувствительность;
    • б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;
    • в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.
  • 15. Чувство уверенности в себе, в своих силах :
    • а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;
    • б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;
    • в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.
  • 16. Настроение :
    • а) обычное настроение;
    • б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;
    • в) снижение настроения, подавленность.
  • 17. Особенности сна :
    • а) нормальный, обычный сон;
    • б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;
    • в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.
  • 18. Особенности эмоционального состояния в целом :
    • а) отсутствие каких – либо изменений в сфере эмоций и чувств;
    • б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, азарт, активное желание действовать;
    • в) чувство страха, паники, отчаяния.
  • 19. Помехоустойчивость :
    • а) обычное состояние без каких – либо изменений;
    • б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;
    • в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.
  • 20. Особенности речи :
    • а) обычная речь;
    • б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);
    • в) нарушения речи – появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.
  • 21. Общая оценка психического состояния :
    • а) обычное состояние;
    • б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;
    • в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.
  • 22. Особенности памяти :
    • а) обычная память;
    • б) улучшение памяти – легко вспоминается то, что нужно;
    • в) ухудшение памяти.
  • 23. Особенности внимания :
    • а) обычное внимание без каких – либо изменений;
    • б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;
    • в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.
  • 24. Сообразительность :
    • а) обычная сообразительность;
    • б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;
    • в) снижение сообразительности, растерянность.
  • 25. Умственная работоспособность :
    • а) обычная умственная работоспособность;
    • б) повышение умственной работоспособности;
    • в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.
  • 26. Явления психического дискомфорта :
    • а) отсутствие каких – либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом;
    • б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные слабовыраженные быстропроходящие и не мешающие работе явления;
    • в) резко выраженные разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.
  • 27. Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения :
    • а) единичные слабовыраженные признаки, на которые не обращается внимание;
    • б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности;
    • в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.
  • 28. Частота возникновения состояния напряжения :
    • а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;
    • б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;
    • в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных причин.
  • 29. Продолжительность состояния напряжения :
    • а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;
    • б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы; прекращается вскоре после ее окончания;
    • в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.
  • 30. Общая степень выраженности напряжения :
    • а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;
    • б) умеренно выраженные отчетливые признаки напряжения;
    • в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку "плюс", поставленную испытуемым против пункта "а", начисляется 1 балл, против пункта "б" – 2 балла, против пункта "в" – 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, максимальное – 90. Диапазон слабого (детензивного) нервно – психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов; умеренного ("интенсивного") напряжения – от 51 до 70 баллов, чрезмерного ("экстенсивного") напряжения – от 71 до 90 баллов. Полученные таким образом данные заносятся в протокол.

Протокол исследования нервно – психического напряжения

Фамилия, имя, отчество Дата

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная нестрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением ответственного и сложного задания, после задания и т.д.)

Оценка психического состояния


Вводные замечания. Данное задание посвящено изложению психологических методов качественно-количественной оценки показателей психических состояний, наиболее часто встречающихся в работе практического психолога. Прикладное значение предлагаемых методов заключается в том, что продуктивность деятельности человека во многом зависит от характера и степени выраженности того психического состояния, на фоне которого протекает эта деятельность. В задание включены методики измерения степени выраженности нервно-психического напряжения (НПН), шкала астениче- ского состояния (ШАС) и шкала состояния сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС).
Нервно-психическое напряжение является особым видом психического состояния, развивающегося у человека в сложных условиях его жизни и деятельности. Оно протекает как системный процесс, вовлека-ющий в себя различные уровни нервно-психической и соматофизиологичес- кой организации человека, сопровождается как положительно, так и отрицательно окрашенными переживаниями, существенными сдвигами в организме человека и изменениями его работоспособности.
Под термином «астеническое состояние», или «снижение психической активации», понимается психическое "состояние, характеризующееся общей, и прежде всего психической, слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями.
Сниженное, или с у б д е п р е с с и в н о е, настроение характеризуется снижением активности психической деятельности, психомоторики, нарушениями сна, вегетативно-соматических функций, склонностью к повышению артериального давления, снижением социальной активности и общения человека.
Опыт 1
Цель. Измерение степени выраженности состояния нервно-психического напряжения.
Оснащение опыта. Опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т. А. Немчиным (см. прил. 12.4.1). Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, со-ставленный поданным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.
Порядок работы. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.
Инструкция испытуемому: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время».
Обработка результатов. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» - 2 балла и против пункта «в» - 3 балла. Мини-мальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное - 90. Диапазон слабого, или детензивного, нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или интенсивного, - от 51 до 70 баллов и чрезмерного, или экстен- сивного, - от 71 до 90 баллов. Полученные таким образом данные заносятся в протокол (форма 54).
Опыт 2
Цель. Измерение степени выраженности астенического состояния.
Оснащение опыта. Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л. Д. Малковой и адаптированная Т. Г. Чертовой на базе данных клинико- психологических наблюдений и известного опросника ММРІ (см. прил. 12.4.2). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.
Порядок работы. Условия проведения опыта аналогичны условиям опыта 1.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».
Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. При этом за знак «+», стоящий в графе «нет, неверно», начисляется 1 балл, в графе «пожалуй, так» - 2 балла, в графе «верно» - 3 балла и в графе «совершенно верно» - 4 балла. Весь диапазон шкалы, таким образом, включа-ет от 30 до 120 баллов.
Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых, показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47 балла. Если принять результаты исследования здоровых лиц за «отсутствие астении», то весь объем шкалы можно разделить на 4 диапазона. При этом
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 54
Фамилия, имя, отчество Дата
Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная нестрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением ответственного и сложного задания, после задания и т. д.)
Оценка психического состояния Показатель Оценка, баллы Разновидность, степень выраженности состояния Нервно-психическое напряжение Астеническое состояние Настроение Заключение и рекомендации
1-й диапазон - от 30 до 50 баллов - «отсутствие астении», 2-й диапазон - от 51 до 75 баллов - «слабая астения», 3-й диапазон - от 76 до 100 баллов - «умеренная астения» и 4-й диапазон - от 101 до 120 баллов - «выраженная астения». Таким образом, результаты каждого испытуемого предполагают одну из четырех степеней выраженности астении. В соответствующих графах протокола указывается количество набранных испытуемым баллов по шкале астении и степень ее выраженности.
Опыт 3
Цель. Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии.
Оснащение опыта. Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т. Н. Балашовой (см. прил. 12.4.3). Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения - субдепрессии.
Порядок работы. Условия проведения опыта аналогичны условиям опытов 1 и 2.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из при-веденных ниже предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время».
Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18 и 20).
Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчи- тываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями (см. прил. 12.4.4), накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы
0" = ~100.
80
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже
баллов - лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от
до 59 баллов - незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения; от 60 до 69 баллов - значительное снижение настроения и выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записыва- ются в протокол занятия (форма 54) с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.
Основные направления анализа данных, полученных при помощи любой из вышеперечисленных методик, состоят в сопоставлении их с показателями других психологических характеристик испытуемых; в поисках кор-реляций, основных факторов и закономерностей развития состояний нервно- психического напряжения, астении и сниженного настроения, а также в нахождении связей между характеристиками психических состояний и особенностями психических процессов и свойств личности. Особыми аспектами анализа являются исследование влияния изучаемых психических состояний на деятельность человека, в частности на ее продуктивность и эффективность, и установление закономерных связей с психофизиологическими, кли- нико-психологическими, анамнестическими и другими характеристиками испытуемого.
Контрольные вопросы
В чем заключается психологическая основа таких психических состояний, как нервно-психическое напряжение, астения и сниженное настроение?
Каковы процедурные особенности работы с опросниками НПН, ШАС и ШСНД?
Приложение 12.4.1 Опросник нервно-психического напряжения (НПН) Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 1 Наличие физического дискомфорта: а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе 2 Наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо болей б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе 3 Температурные ощущения: а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела Продолжение прил. 12.4.1 Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 6) ощущение тепла, повышения температуры тела в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба» 4 Состояние мышечного тонуса: 1 а) обычный мышечный тонус б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некото рого мышечного напряжения в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдель ных мышц лица, шеи, рук (тики, тремор) 5 Координация движений: а) обычная координация движений б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы в) снижение точности движений, нарушение координации. ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности 6 Состояние двигательной активности в целом: а) обычная двигательная активность б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить. изменять положение тела 7 Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешаю щие работе в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сёрдца, покалывание, боли в сердце 8 Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урча ние» в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды
Продолжение прил. 12.4.1
Номер признака Содержание признака Отметка испытуе-мого 9 Проявления со стороны органов дыхания:
а) отсутствие каких-либо ощущений
б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе
в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле» 10 Проявления со стороны выделительной системы:
а) отсутствие каких-либо изменений
б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть)
в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть 11 Состояние потоотделения:
а) обычное потоотделение без каких-либо изменений
б) умеренное усиление потоотделения
в) появление обильного «холодного» пота 12 Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения
в) ощущение сухости во рту 13 Окраска кожных покровов:
а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук
б) покраснение кожи пица, шеи, рук
в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка 14 Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:
а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность
б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе
в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях 15 Чувство уверенности в себе, в своих силах:
а) обычное чувство уверенности в своих сипах, в своих способностях
б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала
Продолжение прил. 12.4.1 Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 16 Настроение:
а) обычное настроение
б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовпетворения работой или другой деятельностью 1
в) снижение настроения, подавленность 17 Особенности сна:
а) нормальный, обычный сон
б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне 18 Особенности эмоционального состояния в целом:
а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств
б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать
в) чувство страха, паники, отчаяния 19 Помехоустойчивость:
а) обычное состояние без каких-либо изменений
б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях 20 Особенности речи:
а) обычная речь
б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и др.)
в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос 21 Общая оценка психического состояния:
а) обычное состояние
б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус
в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса
в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос
Продолжение прил. 12.4.1
Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 22 Особенности памяти:
а) обычная память
б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно
в) ухудшение памяти 23 Особенности внимания:
а) обычное внимание без каких-либо изменений
б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел
в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость 24 Сообразительность:
а) обычная сообразительность
б) повышение сообразительности, хорошая находчивость
в) снижение сообразительности, растерянность 25 Умственная работоспособность:
а) обычная умственная работоспособность
б) повышение умственной работоспособности
в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость 26 Явления психического дискомфорта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом
б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления
в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики 27 Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:
а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание
б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только
не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности
в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма 28 Частота возникновения состояния напряжения: а) ощущение напряжения не развивается практически никогда
Окончание прип. 12.4.1
Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 6) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуации в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин 29 Продолжительность состояния напряжения:
а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация
б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения. необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания
в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации 30 Общая степень выраженности напряжения:
а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности
б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения
в) резко выраженное, чрезмерное напряжение Е =
Приложение 12.4.2 Шкала астенического состояния (ШАС) Номер Содержание признака Нет, Пожалуй, Верно Совер приз неверно так шенно нака верно 1 Я работаю с большим напряже нием 2 Мне трудно сосредоточиться на чем-либо 3 Моя половая жизнь не удовлет воряет меня 4 Ожидание нервирует меня 5 Я испытываю мышечную слабость 6 Мне не хочется ходить в кино или в театр
Окончание прил. 12.4.2 Номер Содержание признака Нет, Пожалуй, Верно Совер приз неверно так шенно нака верно 7 Я забывчив 8 Я чувствую себя усталым 9 Мои глаза устают при длительном чтении 10 Мои руки дрожат 11 У меня плохой аппетит 12 Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании 13 Я уже не так хорошо понимаю прочитанное 14 Мои руки и ноги холодные 15 Меня легко задеть 16 У меня болит голова 17 Я просыпаюсь утром усталым и неотдохнувшим 18 У меня бывают головокружения 19 У меня бывают подергивания мышц 20 У меня шумит в ушах 21 Меня беспокоят половые вопросы 22 Я испытываю тяжесть в голове 23 Я испытываю общую слабость 24 Я испытываю боли в темени 25 Жизнь для меня связана с напряжением 26 Моя голова как бы стянута обручем. 27 Я легко просыпаюсь от шума 28 Меня утомляют люди 29 Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом 30 Мне не дают заснуть беспокойные МЫСЛИ Е =
Приложение 12.4.3 Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС) Номер Содержание признака Нет, Пожалуй, Верно Совер приз неверно так шенно нака верно 1 Я чувствую подавленность, тоску 2 Утром я чувствую себя лучше всего 3 У меня близко слезы 4 У меня плохой ночной сон 5 У меня аппетит не хуже обычного 6 Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами) 7 Я теряю в весе 8 Меня беспокоят запоры 9 Мое сердце бьется быстрее, чем обычно 10 Я устаю без всяких причин 11 Я мыслю так же ясно, как и всегда 12 Мне легко делать то, что я умею 13 Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 14 Я надеюсь на будущее 15 Я более раздражителен, чем обычно 16 Мне легко принимать решения 17 Я чувствую, что полезен и необходим 18 Я живу достаточно полной жизнью 19 Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет 20 Меня и сейчас радует то, что радовало всегда 1 = Приложение 12.4.4 Шаблон для подсчета баллов по обратным ответам Номер Содержание признака Нет, Пожалуй, Верно Совер приз неверно так шенно нака верно 1 Я чувствую подавленность, тоску 1 2 3 4 2 Утром я чувствую себя лучше 4 3 2 1 всего I I 3 У меня близко слезы 1 2 3 4 4 У меня плохой ночной сон 1 2 3 4 5 У меня аппетит не хуже обычного 4 3 2 1 I I 6 Мне приятно общаться с привле 4 3 2 1 кательными женщинами I I (мужчинами) 7 Я теряю в весе 1 2 3 4 8 Меня беспокоят запоры 1 2 3 4 9 Мое сердце бьется быстрее, чем обычно 1 2 3 4 10 Я устаю без всяких причин 1 2 3 4 11 Я мыслю так же ясно, 4 3 2 1 как и всегда I I 12 Мне легко делать то, 4 3 2 1 что я умею I I 13 Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 1 2 3 4 14 Я надеюсь на будущее 4 3 2 1 I I 15 Я более раздражителен, чем обычно 1 2 3 4 16 Мне легко принимать решения 4 3 2 1 I I 17 Я чувствую, что полезен и необходим 4 3 2 1 I I 18 Я живу достаточно полной 4 3 2 1 жизнью I I 19 Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет 1 2 3 4 20 Меня и сейчас радует то, 4 3 2 1 что радовало всегда I I

Шкала нервно-психического напряжения (Т. А. Немчин)

Предназначена для диагностики нервно-психического напряжения и его проявлений.

Текст опросника.

1. Наличие физического дискомфорта.

1. Полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений.

2. Имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе.

3. Наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно не мешающих работе.

2. Наличие болевых ощущений.

1. Полное отсутствие каких-либо болей

2. Периодически появляются, но быстро исчезают, и не мешают работе.

3. Имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3. Температурные ощущения.

1. Отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела.

2. Ощущение тепла, повышения температуры тела.

3. Ощущение похолодания тела, конечностей, «озноб».

4. Состояние мышечного тонуса.

1 Обычный, неизмененный мышечный тонус.

2. Умеренное повышение тонуса мышц, чувство некоторого мышечного напряжения.

3 Значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, рук, тики, тремор.

5. Координация движений.

l. Обычная, неизмененная координация движений.

2. Повышение точности, ловкости, координации движений во время работы, письма.

3. Ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

I6. Состояние двигательной активности в целом.

1. Обычная, неизмененная двигательная активность.

2. Повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений.

3. Резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление ходить, изменять положение тела.

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы.

1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца.

2. Ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе.

3. Наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое учащение сердцебиения. Чувство сжатия в области сердца, покалывания, боли в сердце.

8. Проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта.

1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе.

2. Появление единичных, быстро проходящих и не мешающих работе ощущений со стороны органов пищеварения – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное урчание в животе,

3. Выраженные неприятные ощущения в области живота – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9. Проявления со стороны органов дыхания.

1. Отсутствие каких-либо ощущений.

2. Увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе.

3. Значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточного вдоха, «комок в горле».

10. Проявления со стороны выделительной системы.

1. Отсутствие каких-либо изменений.

2 .Умеренная активизация выделительной функции – несколько более частое появление желания воспользоваться туалетом при полном сохранении возможности воздерживаться (терпеть).

3 .Резкое учащение желания воспользоваться туалетом или невозможность воздерживаться, наличие сильных позывов к мочеиспусканию и др.

11. Состояние потоотделения.

1. Обычное состояние потоотделения, без каких-либо изменений

2. Умеренное усиление потоотделения.

3. Появление обильного холодного, проливного пота.

12. Состояние слизистой оболочки рта.

2. Умеренное увеличение слюноотделения.

3. Ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов.

1. Обычная окраска кожных покровов лица, шеи, рук.

2. Покраснение кожи лица, шеи, рук.

3. Побледнение кожи лица, шеи, рук, появление на коже кистей мраморного (пятнистого) оттенка.

14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям.

1. Отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность.

2. Умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее основной работе.

3. Резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах.

1. Обычное, неизмененное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях.

2. Повышение чувства уверенности в себе, уверенность в успехе.

3. Чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16. Настроение.

1. Обычное, неизменное настроение.

2. Приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой.

3. Сниженное настроение, чувство подавленности.

17. Особенности сна.

1. Нормальный, обычный сон без каких-либо изменений по сравнению с предшествующим периодом времени.

2. Хороший, полноценный, крепкий освежающий сон накануне.

3. Беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение скольких предшествующих ночей и в том числе накануне.

18. Особенности эмоционального состояния в целом.

1. Отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств.

2. Чувство озабоченности, повышенной ответственности за выполняемую работу, появление «азарта», положительно окрашенной «злости».

3. Чувство отчаяния, страха, паники.

19. Помехоустойчивость.

1. Обычное состояние, без каких-либо изменений.

2. Повышение устойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей.

3. Значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20. Особенности речи.

1. Обычная, неизмененная речь.

2. Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса и ускорение речи без ухудшения ее качественных характеристик (грамотности, логичности).

3. Нарушения речи – появление слишком длинных пауз, запинок, заикания, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос.

21. Обшая оценка психического состояния.

1. Обычное, неизмененное состояние.

2. Чувство собранности, повышенной готовности к работе, мобилизованность, подъем душевных и моральных сил, высокий психический тонус.

3. Чувство усталости, несобранности, растерянности, апатии, снижение психического тонуса.

22. Особенности памяти.

1. Обычная, неизмененная память.

2. Улучшение памяти – легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент.

3. Ухудшение памяти.

23. Особенности внимания.

1.Обычное, без каких-либо изменений внимание.

2. Улучшение способности к сосредоточению внимания, отвлечение от посторонних дел.

3. Ухудшение внимания, несобранность, неспособность сосредоточиться на деле, растерянность, отвлекаемость.

24. Сообразительность.

1. Обычная, без каких-либо изменений сообразительность.

2. Повышение сообразительности, находчивость.

3. Ухудшение сообразительности, растерянность.

25. Умственная работоспособность.

1. Обычная, неизмененная умственная работоспособность.

2. Повышение умственной работоспособности.

3. Значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.

26. Явление психического дискомфорта.

1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психической сферы в целом.

2. Единичные, слабо выраженные и не мешающие работе изменения психической деятельности, либо, напротив – чувство психического комфорта, приятные переживания и ощущения.

3. Резко выраженные, многочисленные и серьезно мешающие работе нарушения со стороны психической деятельности.

27. Степень распространенности (генерализованное) признаков напряжения.

1. Единичные и слабые признаки, на которые не следует обращать внимания.

2. Отчетливо выраженные признаки напряжения, которые не только не мешают деятельности, а, напротив, способствуют ее успешности и npoдуктивности.

3. Большое количество разнообразных неприятных проявлений напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны многих частей тела, органов и систем.

28. Оценка частоты возникновения напряжения.

29. Оценка продолжительности состояния напряжения.

1. Весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает, еще до того, как миновала сложная ситуация.

2. Продолжается в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, но прекращается вскоре после ее окончания.

3. Большая продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося течение длительного времени по миновании сложной ситуации.

30. Общая оценка степени выраженности напряжения.

1. Полное отсутствие или весьма слабое напряжение.

2. Умеренно выраженное напряжение.

3. Резко выраженное, чрезмерное напряжение.

практическая работа

1.4 Тест нервно-психического напряжения Немчина

Цель: изучение степени нервно-психического напряжения.

Описание: Опросник состоит из 30 пунктов, каждый из которых отражает различные аспекты нервно-психического напряжения.

Процедура проведения: испытуемому предлагается ответить на 30 вопросов, выбрав вариант ответа, который соответствует его состоянию в настоящее время.

Инструкция: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком, плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время. При этом в каждом блоке признаков, где указаны 3 варианта проявления признака, может быть Толька одна отметка галочкой. Блоки не должны пропускаться».

Испытуемый Н.П.

Испытуемый Е.Е.

Испытуемый Н.П. Слабое нервно-психическое напряжение характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации.

Испытуемый Е.Е. Слабое нервно-психическое напряжение характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации.

Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка...

Методы и техники психологического консультирования

Термин «исповедь» -- понятие больше религиозное, чем психотерапевтическое, -- впервые стало применяться психологами с начала XX в., когда в моду вошел психоанализ и психотерапия, имитирующие церковную исповедь. Рассказ клиента о себе...

Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста

Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста

Нервно-психическое развитие - один из критериев здоровья, поэтому, определяя группу здоровья, обязательно учитывают уровень развития ребенка...

Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста

Для нервно-психического развития ребенка грудного возраста мы предложили программу игр и занятий, которая направлена на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь...

Оценка нервно-психического напряжения

Напряжение (англ. tension) - это чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором . В.И. Медведев и А.М...

Позитивное восприятие мира как свобода выбора

Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано...

Профилактика стресса в профессиональной деятельности медицинских работников

Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение...

Психофизиологические особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов

В психологической литературе имеются различные определения тревожности. А.М. Прихожан пишет, что тревожность - это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия.....

Психофизиоогические и психологические основы безопасности труда

Чрезмерные формы психического напряжения часто называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального...

Стресс и работоспособность

По определению доктора психологических наук Т. А. Немчина, нервно-психическое напряжение -- это "вид психических состояний, развивающийся у человека, действующего в психологически сложных условиях -- при дефиците времени, информации...

Стресс как причина психосоматических заболеваний

Эмоциональное состояние женщины во время беременности

Эмоциональная устойчивость в понятии "нервно-психическая устойчивость", в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко и др...

Юмор как копинг-стратегия в сложных жизненных ситуациях

Важную роль юмора в преодолении стрессов и неприятностей отмечали многие зарубежные исследователи (Lefcourt,2001; Lefcourt&Martin, 1986). Обычно юмор используется либо во время неблагоприятной ситуации, либо после нее...