Прием на работу инвалидов в пределах квоты: что нужно знать работодателю. Квотированные рабочие места

Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан (статья 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее - Закон № 181-ФЗ)

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше - нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ. На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п. Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 № 30).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

Куда о рабочих местах для инвалидов отчитываться

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее - Закон № 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства Ленинградской области от 21.10.2013 № 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Можно ли выполнить квоту, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей. Это предусмотрено ст. 8 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области (утв. постановлением Администрации Тюменской области от 28.10.2003 № 356), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание - п. 3.1 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области (утв. постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/43), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 6 Закона Белгородской области от 25.11.2008 № 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места. Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.

В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в ст. 5 Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.

Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов. Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели - обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест. Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Выполняется ли квота, если инвалид — дистанционный работник

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов, например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст. 24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Искать ли работников-инвалидов, если они сами в фирму не идут

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал вопрос — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты. Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5. Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

Чем чреват отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность . Она возможна в следующих случаях:

  1. Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
  3. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены ст. 25 Закона № 1032-1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность . К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. 192 и 193 ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест.

Уголовная ответственность . Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность . Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

А. Слепов, старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

Новости inform -

Эффективным инструментом такого вмешательства является обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов. Квотирование - это дополнительная мера по занятости населения, цель которой обеспечение дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту инвалидов. Работодатель в установленном законом порядке резервирует рабочие места для целевого приема на работу работников, имеющих статус инвалида.

В соответствии с (далее - №181-ФЗ) работодатель обязан создавать и оснащать (оборудовать) специальные рабочие места для инвалидов. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (статья 22 N 181-ФЗ).

    Закон Санкт-Петербурга N 280-25 от 27 мая 2003 года «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге»

    Закон Москвы №90 от 22.12.2004 года «О квотировании рабочих мест»

    Закон республики Карелия «О регулировании некоторых вопросов обеспечения занятости инвалидов в Республике Карелия (в ред. Закона от 02.07.2014 № 1807-ЗРК)».

Какие компании обязаны выделить квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов?

В Санкт-Петербурге - это организации, численность работников которых составляет более 100 человек, при этом закон не содержит критериев выполнения квоты.

В Москве - работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москва, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, при этом рабочие места считаются созданными (выделенными), если трудоустройство инвалида, подтверждено заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

В Карелии - работодатели, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек. Выполнением квоты считается трудоустройство инвалидов, подтвержденное заключением трудовых договоров, период работы по каждому из которых в течение календарного года составил не менее трех месяцев.

Исключения

В большинстве регионов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В каком размере квотируются рабочие места для инвалидов?

Статья 21 №181-ФЗ устанавливает для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников:

    В Санкт-Петербурге - в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников.

    В Москве - размере 4 процентов от среднесписочной численности работников.

    В Карелии - в размере 3 процентов среднесписочной численности работников

При расчете количества рабочих мест в счет установленной квоты округление, как правило, производится в сторону уменьшения до целого значения.

В некоторых регионах расчет размера квотирования рассчитывается не в процентном соотношении, а, например, как в законе «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области». В этом регионе установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов следующим образом. Для организаций со среднесписочной численностью работников:

    от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место;

    от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места;

    от 1001 до 2000 человек - четыре специальных рабочих места;

    более 2001 человека - шесть специальных рабочих мест.

Каким образом происходит трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места?

В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:

    Самостоятельно инвалидом

    Самостоятельно работодателем

    По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя

    На ярмарках вакансий инвалидов

Кому и как предоставлять сведения по квотированию?

В определенный срок после государственной регистрации в налоговых органах работодатели, независимо от их численности, организационно-правовых форм и форм собственности обязаны встать на учет в территориальном подразделении службы занятости населения (отделе квотирования). Постановка на учет сопровождается присвоением юридическому лицу регистрационного номера, его указывают при работе с отчетными документами. Регистрация по месту нахождения производится, в том числе по месту нахождения филиалов юридического лица (в другой местности, в другом субъекте федерации).

В Санкт-Петербурге и Карелии - таким органом является Служба занятости населения. В Москве - деятельность работодателей города в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, совместно с Государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Москвы. Работодатели подают информацию в территориальные отделы квотирования ГКУ ЦЗН «Квотирование».

Компетентные органы субъектов, как правило, не только имеют веб-сайт с полной информацией о квотировании, шаблонами отчетов, но и предоставляют контактные данные ответственных специалистов, проводят бесплатные семинары для представителей работодателей.

Отчетность по квотированию может отличаться от региона к региону, и, обычно, включает в себя следующие отчеты:

    Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов Информация о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

    Отчеты о выполнении квот

    Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов.

Различные виды отчетов предоставляются - ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. В Москве часть отчетности можно подавать по электронной почте. Конкретный перечень обязанностей по отчетности необходимо отслеживать в территориальном подразделении центра занятости населения.

Ответственность работодателей

Действующим законодательством не предусмотрена замена обязательств по созданию рабочих мест для инвалидов финансовыми обязательствами по организации таких мест у других работодателей либо в общественных объединениях. Такая практика существовала, однако, 10 августа 2005 г. по делу N 5-Г05-45 Верховный Суд Российской Федерации признал подобные положения законов противоречащими законодательству - по своим характеристикам такой платеж обладает признаками налога, не предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Спорным остается вопрос, по невыполнению квоты в случае, если работники-инвалиды не трудоустроились на выделенные рабочие места при их наличии, ведь подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в обязанности работодателя.

Возникают ситуации, когда работодатели выделяют в качестве рабочих мест неполную ставку, с минимальной, «нерыночной» оплатой труда либо выдвигают слишком высокие, заведомо невыполнимые требования к квалификации кандидатов на квотируемое рабочее место. Спорными моментами остается и применение квот по отношению к индивидуальным предпринимателям, внешним совместителям, не предоставление отчетности в случае отсутствия вакансий по квотируемым местам.

В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) отчетности, либо ее представление в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Кодексом об административных правонарушениях города Москвы предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Проверки работодателей на предмет исполнения требований проводятся регулярно, прокуратура подает соответствующие иски в суд. Последние законопроекты свидетельствуют о возможном существенном увеличении штрафов по соответствующим статьям КоАП, а также о грядущих изменениях в системе квотирования, создании федерального реестра инвалидов.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Прошу Вас помочь разобраться с выделением рабочих мест для инвалидов. Нашей организации необходимо выделить 3 рабочих места.Одна работница офиса получила инвалидность. Она принята временно на декретную ставку. Полагаю, что ее рабочее место мы можем квотировать на период ее работы. Есть еще у нас работник категории "ребенок-инвалид", который работает с вредными условиями труда. По медкомиссии он годен для этой работы. Можем ли мы его рабочее место квотировать? Для выбора третьего рабочего места мы имеем возможность выделить в офисе место на 0,5 ставки. Будут ли выделенные 2,5 ставки считаться как 3 рабочих места или нет? Или нам придется выделять еще 0,5? Заранее благодарю за ответ.

Ответ

Ответ на вопрос:

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения рабочих мест для инвалидов следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение.

Таким образом, размер квоты не меняется ежемесячно, но в связи с изменением среднесписочной численности сотрудников, показатели количества рабочих мест для инвалидов могут изменяться. Категория квотируемой должности в законодательстве не обозначена. Ее работодатель вправе определить самостоятельно, в том числе, путем закрепления этого момента в соответствующем локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов.

Кроме того, работодатель вправе в установленные законом сроки подавать разные должности в счет квот.

По рассматриваемой ситуации - временное рабочее место тоже может быть учтено в счет квоты . Квота будет выполнена на период работы рассматриваемой сотрудницы. После ее увольнения и выхода на работу основного сотрудника (как мы понимаем, который инвалидом не является) в счет квоты нужно будет учитывать другое рабочее место.

По работающему инвалиду во вредных условиях труда и учета его рабочего места в счет квоты:

В настоящее время, при расчете квоты, для приёма на работу инвалидов, учитывается среднесписочная численность без работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда . Такая норма утверждена частью второй статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Что касается вопроса, о уже трудоустроенных в Вашей организации инвалидов, которые по результатам аттестации (спецоценки), работают на рабочих местах с вредными условиями труда, то данная проблема не вполне урегулирована действующим законодательством.

Дело в том, что согласно пункту 4.2 "СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила", утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30, противопоказанными для трудоустройства инвалидов является наличие вредных и (или) опасных условий труда. Данные санитарные правила являются обязательными для всех работодателей исходя из пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Следовательно, приём инвалидов на соответствующую должность противопоказано. Для реализации данного правила, действующим законодательством установлена норма об исключении рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда при подсчёте количества рабочих мест, выделяемых для приема на работу инвалидов в счет квоты.

В случае, если, работнику-инвалиду, которому по медицинскому заключению, выданному в установленном порядке, запрещено работать во вредных и (или) опасных условиях труда, по результатам аттестации (спецоценки) выявлена вредность, то работник подлежит переводу на другую работу. Или, в случае отсутствия надлежащей работы или отказа от перевода, соответствующий работни должен быть уволен. Подобные правила устанавливаются статьёй 73 Трудового кодекса РФ. Учитывая данные факты, рекомендуем Вам предоставить работнику-инвалиду, если ему это необходимо иную работу.

Тем не менее, если сотруднику-инвалиду, работа в соответствующих условиях запрещена не медицинским заключением, а индивидуальной программой реабилитации, то работник, отказавшись от выполнения подобной программы, вполне может продолжать работать на своём прежнем рабочем месте. Такой отказ нужно оформить в письменной форме. Следовательно, вполне вероятна ситуация, когда сотрудник-инвалид может работать во вредных и (или) опасных условиях труда.

Вопрос о том следует ли учитывать должность, которую занимает данный работник в счёт квоты, представляется неоднозначным . С одной стороны действующим законодательством предусмотрена обязанность выделить или создать рабочие места для трудоустройства инвалидов. При этом, если у работодателя уже есть рабочие места занятые инвалидами, он вполне может их учитывать в счёт квоты. Однако, рабочее место с вредными и (или) опасными условиями труда, которое занимает инвалид, учитывать в счёт квоты прямо запрещает законодательство некоторых регионов. Например, согласно (ред. от 03.07.2014) "О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы" (принят ЗС ПО 21.10.2004), при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Подводя итог, рекомендуем, если это необходимо по медицинскому заключению, перевести работников инвалидов, у которых выявлены вредные и (или) опасные условия труда на иную работу, которая подойдёт им по медицинским показаниям. Если работники всё же продолжат работать на рабочих местах с вредными условиями труда, то не следует учитывать подобные рабочие места в счёт квоты. Подобный подход, позволит минимизировать возможные риски.

По вопросу выделения в офисе место на 0,5 ставки:

Квота - это минимальное количество рабочих мест , на которые должны быть приняты инвалиды ().

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

Работа на 0,5 ставки предполагает работу в режиме неполного рабочего времени.

Согласно ч. 1 ст. 93 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанность работодателя создавать или выделять рабочие места для инвалидов. А режим рабочего времени определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом требований трудового законодательства для данной категории работников

Следовательно, приняв на работу необходимое количество инвалидов в счет квоты на 0,5 ставки, работодатель выполнит установленную законодательством обязанность по приему на работу инвалидов в счет квоты.

Примечание :

Для выполнение квоты в полном объеме работающих неполное время в статистике вы учитываете пропорционально отработанному времени . Из чего следует, что квота будет выполнена, если принять 1 инвалида на полную ставку, или 2 -х инвалидов для работу на 0,5 ставки.

Если вы принимаете на созданное рабочее место инвалида на 0.5 ставки, то в отчете вы показываете, что у вас еще есть вакансия для трудоустройства инвалидов на 0,5 ставки. При этом, если в счет данной квоты центр занятости не направит вам инвалидов, вы вправе оставлять данные единица незаполненными. Состава административного правонарушения в данном случае нет.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости ( , ). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам .

На основании установленных квот организации самостоятельно . Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать , чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. ).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам ( , ).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области утверждены и , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по , утвержденной . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (). Например, в Москве указанные полномочия возложены на Департамент труда и занятости населения г. Москвы (

Если в вашей организации более 100 человек, то в нее обязаны принять инвалидов в количестве 2-4% от среднесписочной численности работников. Об особенностях квотирования рабочих мест для инвалидов в 2017 в столице и регионах эксперты рассказали в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Найти работу в современных реалиях непросто. Даже высококвалифицированные специалисты порой вынуждены становиться на учет на бирже труда и подолгу обивать пороги рекрутинговых агентств. В зону риска по безработице в первую очередь попадают граждане предпенсионного возраста, новоиспеченные выпускники вузов, не имеющие практического опыта работы, и не только. Но сложнее всего найти работу людям с ограниченными возможностями.

Скачайте документы по теме:

Работодатели, как правило, неохотно принимают инвалидов на работу, желая избежать дополнительных проблем и расходов, связанных с созданием для них особых условий труда. Поэтому в деле поиска работы инвалиды, как и другие социально незащищенные категории работников, пользуются дополнительной поддержкой со стороны государства. Одним из инструментов такой поддержки стало квотирование рабочих мест.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году призвано обеспечить реализацию законного права инвалидов на труд. Механизм квотирования прост и понятен. Работодатели в процессе поиска и набора кадров сохраняют небольшое (по отношению к общему числу сотрудников) количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. А при отсутствии вакансий - создают новые рабочие места, уведомив об этом службу занятости.

Квота выражается в процентах от среднесписочной численности работников, причем в федеральных нормах указывается только минимальное и максимальное значение - от 2% до 4%. Более точный размер квоты определяется нормами, действующими на территории конкретного региона.

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов: федеральные и региональные нормы

Законодательные нормы о квотировании рабочих мест в 2017 году делают трудоустройство инвалидов обязательным для многих учреждений и предприятий. На федеральном уровне действует два нормативных правовых акта:

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» №1032-1, утвержденный 19.04.1991г.;

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995г.

Именно эти документы определяют государственную политику в области защиты трудовых прав лиц с инвалидностью. О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов говорится в ст.21, 22 Федерального закона №181-ФЗ и в ст.13 Закона РФ №1032-1.

Кроме того, существуют региональные нормативы, актуальные для отдельных областей и населенных пунктов РФ. Например, на столичные предприятия распространяется действие ст.3 Закона г.Москвы № 90 от 22.12.2004г., устанавливающей самую низкую из возможных квоту рабочих мест для инвалидов на 2017 год - всего 2%. Аналогичный показатель утвержден и в населенных пунктах Московской области.

Но от региона к региону ситуация меняется. Так, организации Воронежской области должны соблюдать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников, а в Ростовской - 3%. Поэтому при определении актуальной для конкретного предприятия квоты нужно обращаться к региональному законодательству.

На региональном уровне прописываются и другие нюансы квотирования - рекомендованные сроки сдачи отчетности, особенности процедуры обустройства рабочих мест для инвалидов и т.д. Работодатели, попадающие под действе квот, обязаны ежемесячно информировать органы службы занятости о наличии свободных рабочих мест, выделенных для трудоустройства инвалидов, локальных актах, содержащих сведения о таких рабочих местах, и выполнении квоты (п.3 ст.25 Закона РФ №1032-1).


Скачать в.doc

Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2017 году утверждается в ходе стандартной процедуры. Типовых форм и шаблонов, рекомендуемых законодателем, не существует. Поэтому каждая организация разрабатывает «Положение» в пределах своей компетенции, руководствуясь общими нормами трудового права и действующими соглашениями.

Для российских граждан, которые относятся к малозащищенной категории населения, применяются программы социальной политики, направленной не только на защиту их прав, но и на улучшение качества жизни. Правительством было рассмотрено и утверждено ряд нормативных актов, определяющих порядок трудоустройства инвалидов на предприятиях, реализованный за счёт квотированного регулирования их соотношения по отношению к общему числу работников.

Что такое квотирование рабочих мест

Квотирование рабочих мест

Квотирование рабочих мест для инвалидов определяет минимальное количество рабочих мест, зарезервированных для граждан, которым сложно трудоустроиться без использования возможностей программы социальной защиты. Величина квоты рассчитывается в процентном отношении к общему числу работников, определяемому по утверждённому штатному расписанию. Согласно Трудовому Кодексу, предприятие обязано принять на работу инвалида, направленного уполномоченными органами для трудоустройства, при условии несоблюдения компанией требований квот, обусловленных неукомплектованностью штатами, в необходимом соотношении работников.

Зачем применяется квотирование

В мире нестабильной экономической ситуации найти работу трудно даже здоровым гражданам. А если человек является инвалидом, что ограничивает его возможности и способности, то трудоустроиться ему ещё сложнее. Пенсии по инвалидности невелики, а такой категории людей деньги часто нужны на лечение, что вынуждает их искать работу. Введённым в действие законодательством о квотировании, государство решило помочь безработным гражданам, являющимся инвалидам.

Согласно утвержденным нормативным требованиям, субъектам предпринимательской деятельности, использующим наёмный труд, вменяется в обязанность трудоустроить определённое количество малозащищенных граждан.

Кто может пользоваться льготным правом

Государственная политика, содействующая трудоустройству, направлена на ряд категорий граждан, которым самостоятельно сложно найти работу, по причине отнесения к непопулярной категории работников:

  • инвалиды;
  • не достигшие 18 лет;
  • пожилые люди, предпенсионного возраста;
  • освобождённые после пребывания в местах лишения свободы;
  • беженцы;
  • родители, одинокие или многодетные;
  • уволенные с военной службы;
  • без опыта работы после окончания среднего профессионального заведения, в возрасте 18-20 лет.

Читайте также: Виды и формулы расчета рентабельности

Механизм реализации

Как правильно оформить инвалида на работу

Квотируемое рабочее место представлено в виде вакантной должности, которая заблаговременно резервируется государством. Она предназначается для трудоустройства особой категории граждан, которым самостоятельно трудно найти работу.

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов применим для субъектов предпринимательской деятельности, вне зависимости от отрасли хозяйствования.

Его разносторонние цели заключаются в обеспечении гарантий при проведении мероприятий, предоставляющих возможность трудоустройства, самореализации, карьерного роста и получения образования. Рабочее место, выделенное инвалиду по квоте, должно позволять работнику осуществлять профессиональную деятельность без нанесения вреда своему здоровью.

Как подготовить рабочее место для инвалида

Для этого нужно учитывать некоторые важные параметры, которые необходимо выяснить о потенциальном работнике. К ним относится состояние здоровья и перечень медицинских противопоказаний. Также важно принимать во внимание вредные производственные факторы на рабочем месте.

Применяемые льготы для инвалидов

Положение о квотировании рабочих мест в организации для инвалидов определяет необходимость их резервирования в количестве, зависящем от списочного количества работников. Если, штатное расписание предприятия предполагает численность работников меньше 35 человек, то квотированию подлежит 1 место. При трудоустроенных 100 работниках, следует резервировать не менее 4 мест. Для крупных предприятий, в штате которых более 100 человек, резервировать для трудоустройства инвалидов следует 2-4 процента от общего количества работников.

Если в штатном расписании субъекта предпринимательства учтено меньше 35 работников, то организация может не участвовать в социальной программе и не подавать соответствующую отчётность.

Отчетность

Регулирование потребностей граждан

В каждом регионе формируется отдельный список нуждающихся в трудоустройстве граждан. Приоритетное право помощи имеют инвалиды. Остальным категориям оказывается содействие в обеспечении нормальных жизненных условий исходя из экономического положения, возможностей федерального бюджета, а также наличия резервов на предприятиях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории конкретного региона. Регулирование значений квот для инвалидов и остальных категорий граждан осуществляется в соответствии со статистическими данными, формирующими списки нуждающихся в помощи.