Основные принципы лечения в тибетской медицине. Основы тибетской медицины Лечение по тибетской медицине

Все мы, так или иначе, слышали о тибетской медицине. Но знания наши разрозненные, хотя даже та информация, которой мы обладаем, дает нам повод внимательно относиться к возможностям врачей из далекого Тибета, которые своими веками накапливаемыми знаниями и умениями способны лечить целый ряд серьезных заболеваний. Только отдались ли бы мы сами в руки такого «врача»? Вопрос неоднозначный. Какие-то коренья, снадобья, необходимость придерживаться странной диеты и т.п. отпугивает нас, делая посещение обычных, таких привычных врачей из поликлиники более надежными. А, может быть, зря? Ведь недаром знания в области традиционной тибетской медицины первоначально хранились под покровом тайны в тибетских монастырях. Интерес к восточной медицине постепенно возрастает во всем мире. Причина этому – реальные положительные результаты в лечении целого ряда заболеваний.

Основные принципы традиционной тибетской медицины:

Вера в то, что есть всего черты причины заболеваний: питание, поведение, провокации (по-нашему, порча) и карма.

Вера в существование трех конституционных типов человека, на формирование которых влияет питание и поведение матери во время беременности:

  • Ветер (худощавые, подвижные, разговорчивые люди с достаточно неустойчивым пищеварением)
  • Желчь (крепкие, точные, вспыльчивые люди с хорошим пищеварением)
  • Слизь (склонные к полноте, рассудительные, спокойные люди, склонные к хорошему сну и имеющие отменный аппетит).

В каждом человеке одновременно присутствуют два типа, третий находится в зачаточном состоянии.

Смысл жизни в еде: при переваривании пищи происходит отделение «чистой» составляющей от «нечистой». В дальнейшем «чистая» часть, пройдя многочисленные этапы дополнительного очищения в различных органах, образует кровь, мышцы, кости, хрящи, костный, головной и спинной мозг и, наконец, нематериальной субстанцией, основой жизненной силы, красоты и долголетия. «Нечистая» же часть, преодолев различные метаморфозы в организме, в конце концов участвует в образовании спермы.

Принципы питания в тибетской медицине:

  • Не есть сырые овощи и фрукты. Желательно питаться той пищей, с которой вы знакомы с детства. Если все же есть желание съесть морковку или яблоко, то лучше всего это делать днем, когда пищеварение особенно активно.
  • Зимой важно отдавать предпочтение теплым согревающим напиткам, сдобренными специями – имбирем или кардамоном.
  • Потребление большого количества сладкого ослабляет иммунитет, будете часто болеть.
  • Есть несовместимые продукты – яйца и рыба, а также яйца с любыми молочными продуктами, сахар и чечевица.
  • Натощак необходимо пить стакан свежевскипяченой воды.
  • Утром лучше есть теплую еду (например, кашу), на обед – мясо, на ужин – немного тушеных овощей. И уж, конечно, не ложиться спать на полный желудок. Ну, если уж это и произошло, то лучше всего спать на правом боку – это помогает лучше усваиваться пище.
  • Сначала необходимо есть пищу, которая переваривается быстрее, затем – более тяжелую пищу. Именно поэтому фрукты идеально потреблять за полчаса до плотной еды, в противном случае в желудке могут начаться процессы гниения, будут вырабатываться газы и токсины.
  • В тибетской медицине не приветствуют голодание, вегетарианство и биодобавки. Все необходимые организму витамины и аминокислоты лучше получать в натуральном виде.

Успешность тибеткой медицины успела доказать себя во многих странах мира. Уже даже и в нашей стране открываются клиники и центры тибетской медицины, где успешно лечат такие заболевания как сахарный диабет, различные заболевания позвоночника и желудка.

Но если вы даже с опаской относитесь к тибетским целителям, присмотритесь к предложенной ими системе питания. В ней, на первый взгляд, нет ничего особенного, но при этом, как показывает практика, она дает удивительные результаты.

2 580 0 Здравствуйте! Из статьи вы узнаете, на каких принципах основывается тибетская медицина, в чём её особенности и какие методы лечения она использует, с какими заболеваниями она помогает справляться, какого образа жизни рекомендует придерживаться. В статье вы также найдёте примеры рецептов для здоровья и информацию о типах конституций людей, выделяемых этим направлением медицины.

Что такое тибетское лечение

История возникновения тибетской медицины, несмотря на наличие документальных доказательств, находится под покровом тайн. По легенде наука исцеления берёт своё начало с божественного происхождения. Официально медицина Тибета сформировалась более двух тысяч лет назад с появлением письменности, когда накопленные знания и опыт были внесены в медицинские трактаты.

На Тибете соприкоснулись древние культуры Индии и Китая. Поэтому медицина включила в себя их традиции, дополнив собственным опытом. Так образовалась новая наука врачевания.

До сих пор это уникальное целительство до конца не изучено. Одно достоверно - наука опирается на то, что здоровье человека неразрывно связано с окружающим миром. Причиной болезней являются три виновника: ветер, жёлчь и слизь.

Классический трактат «Чжут-ши» учит тому, что человек - микрокосмос со всеми законами мироздания, а здоровье - не комфортное состояние, а выражение его гармонии и совершенства.

Книга даёт наставления по правильному образу жизни:

  • рассказывает, как приспособиться к смене сезонов;
  • узнать свой конституционный тип;
  • достичь долголетия;
  • предлагает методы диагностики, лечения;
  • даёт советы по изготовлению сборов, в состав которых входит до 60 наименований сырья растительного, животного и минерального происхождения.

Усилия тибетских врачевателей сводятся к выявлению, устранению источника заболевания, который кроется в неустойчивом психоэмоциональном состоянии. Они считают, что все остальные причины вторичны. В этом главное отличие тибетской медицины от западной, где врачи лечат конкретную болезнь и органы, в первую очередь устраняя симптоматику.

Тибетские методы лечения

Перед тем как приступить к лечению, проводится опрос, осмотр пациента. Далее диагностируется пульс. По полученным результатам врач способен определить заболевание даже на начальном бессимптомном этапе. В Тибете существуют тысячи целебных рецептов, более 100 практик нелекарственной терапии.

К методам лечения относятся:

1. Лекарства.

Особенность исцеления препаратами заключается в 100-процентной натуральности. Ошибочно считать их фитосборами, так как состав более обширный. Кроме всех частей растений, они включают минеральную соль, воду, драгоценные камни, металлы. А также смолы, глину, вещества животного происхождения, к которым относятся насекомые, пресмыкающиеся, рога, кости.

В зависимости от того, что является причиной заболевания - ветер, жёлчь или слизь, лекарства имеют определённый вкус. В первом случае препарат остро-солёный. Для жёлчи подойдут сборы, составленные из горьких, вяжущих и сладких ингредиентов. Слизь нормализует комбинация кислых, солёных, острых вкусов.

Большое количество компонентов в составе обусловлено разным влиянием и нивелировкой побочного явления одного средства другим.

Перед сбором сырья целители произносят молитвы, спрашивают разрешения у Бога на заготовку. Выбирается подходящее время суток, направление склона. На протяжении всех этапов приготовления препарата, читаются мантры, благословляются лекарства, их потребители.

Лечение проходит от нескольких месяцев до нескольких лет. При этом рекомендуется вести правильный образ жизни, соблюдать диету.

2. Травяные ванны.

В воду добавляют настои лечебных тибетских трав.

Ванны оказывают следующее действие:

  • улучшают кровообращение;
  • активизируют работу сальных и потовых желёз;
  • приводят в тонус мышечную ткань.

Основное действие - нормализация циркуляции энергии по каналам.

При процедуре, на которую отводится полчаса, возможно учащение сердцебиения, одышка, онемение конечностей. Вывод токсинов даёт побочные эффекты в виде слабости, головокружения.

Дискомфорт проходит после окончания приёма ванны.

3. Растирание.

Этот метод наложения мазей и кремов на кожные покровы популярен у местного населения. По учению тибетской медицины, процедура способствует успокоению, поднятию настроения. Мягкие движения целителя снимают накопленную усталость, нормализуют сон.

4. Прижигание полынью.

Воздействие происходит на определённые точки при болезнях желудка, эпилепсии, отёках, нервных расстройствах.

5. Бесконтактный массаж.

Особенность методики заключается во взаимодействии с больным посредством энергетических волн, исходящих из рук. Проникая через кожу, импульсы лечат внутренние органы.

ТРИ АСПЕКТА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ. Раздел 1. Основы теории

Для того чтобы освоить возможности тибетской медицины, ученику следует изучать этот предмет не один год. Если у кого-то возникает желание следовать таким путем, углубить и расширить свои познания в области духовных методик целительства, то можно обратиться к более системным материалам или изучать этот предмет в специальных учреждениях. Однако, если говорить коротко об основах теории тибетской медицины, следует отметить следующее: в основе этой древней тибетской методики лежит утверждение, что в организме человека доминируют три основные доши (три жизненных начала) - бедкен (слизь), трипа* (желчь), рлунг (ветер). Эти доши в своей сути есть комбинации первоэлементов (земля, вода, огонь, ветер, пространство) и являются базовыми предпосылками как в диагностике, так и в методах терапии.

При нарушении гармонии первоэлементов и сбалансированности дош в организме возникают различного рода расстройства, которые можно называть более привычным словом - болезни. В тибетской медицине различают два основных вида болезней - болезни холода и болезни жара, но они начинаются на уровне ума: омрачение страстью провоцирует расстройство рлунг (ветер), гнев вызывает дисбаланс доши трипа (желчь), а неведение нарушает дошу бедкен (слизь). Каждая из дош делится на пять основных составляющих:

1. Ветер (рлунг):
- поддерживающий жизнь;
- восходящий; - всепроникающий;
- сопровождающий огонь; - очищающий вниз.

2. Желчь (трипа):
- пищеварительная; - изменяющая цвет;
- творящая (характер); - зрительная;
- очищающая цвет лица.

3. Слизь (бедкен):
- поддерживающая;
- смешивающая (еду и питье);
- ощущающая (вкус);
- удовлетворяющая;
- соединяющая (суставы).


Различные причины и условия жизни провоцируют расстройство вышеописанных составляющих и могут влиять, как в сторону увеличения силы доши, так и в сторону понижения ее функции, что приводит в целом к дисбалансу самих дош и составляющих их элементов. Каждая доша имеет свою основную функцию и приоритеты в теле человека.

1. Действие доши ветра (рлунг) обеспечивает вдох и выдох, дает силу, приводящую тело в движение, руководит перемещением телесных сил внутри тела, дает ясность органам чувств и ведет за собой тело. Ветер опирается на крестец, поясницу и находится в нижней части тела человека.

2. Действие желчи (трипа) обеспечивает чувство голода, жажды, влияет на процесс питания и переваривание; желчь порождает телесное тепло, проявляет или очищает цвет лица, дает человеку храбрость и разум. Желчь опирается на диафрагму и находится в середине тела.

3. Действие слизи (бедкен) укрепляет тело и разум, прочность суставов, обеспечивает мягкость и маслянистость тела. Слизь опирается на головной мозг и находится в верхней части тела человека. «Дорогами передвижения» ветра, слизи и желчи в организме человека являются: - силы тела (прозрачный сок, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя); - нечистоты (кал, моча, пот, ногти, волосы, ушная сера, смазка и выделения отверстий тела); - органы чувств; - плотные органы (сердце, легкие, печень, селезенка, почки); - полые органы (желудок, желчный пузырь, тонкая кишка, мочевой пузырь, семенник).

Если проследить систему формирования расстройств дош, то можно сказать следующее.

1. Болезни ветра накапливаются весной и приходят в движение летом, вечерами (с 14 до 18 час.), на рассвете (с 2 до 6 час.).

2. Болезни желчи накапливаются летом и активизируются осенью, в полдень (с 10 до 14 час.), в полночь (с 22 до 2 час.).

3. Болезни слизи накапливаются зимой, а весной проявляются наружу, также активны в вечерних сумерках (с 18 до 22 час.) и утром (с 6 до 10 час.).

Ветер, желчь и слизь бывают спокойными и возбужденными. Если уметь распознать данные состояния дош, то можно узнать все об основах болезни. Выше упоминалось, что в тибетской медицине выделяют две основные категории болезней - это болезни холода и болезни жара. Болезни холода в широтах Европы случаются намного чаше, чем болезни жара, климат здесь сырой и холодный, что провоцирует расстройства рлунг и бедкен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения их функций.

В рамках доктрины тибетской медицины существуют четыре основных условия, способствующих накоплению или истощению той или иной доши, т.е. виновники болезней: - климатические провокации; - хронические болезни; - провокации вредоносных духов; - кармические болезни. Кроме того, болезни могут провоцироваться неправильным питанием и образом жизни. Под климатическими провокациями также подразумевается переохлаждение от низкой температуры и перегрев, например, на солнце. Кроме всего прочего, провокацией может быть и доминирующая в данный сезон энергия, приводящая к расстройству одной из дош или к комплексным проблемам. Например, в зимний период доминирует доша слизь (бедкен), а весной, независимо от температуры, влажности и места на планете, всегда доминирует рлунг, приводя в дисбаланс дошу ветра. Дисбаланс дош бедкен и рлунг (холодных дош) может привести к обострениям хронических (холодных) расстройств. В тибетской медицине основными средствами лечения являются: - питание; - образ жизни; - процедуры; - лекарства. Под питанием подразумевается и питье в том числе.

Индусы говорят: «что мы едим, тем мы и являемся», это утверждение также принято и в тибетской традиции лечения. Питание в методике исцеления вообще является очень важным фактором, а в тибетской медицине оно стоит на первом месте по силе воздействия на доши и на организм человека в целом. Все продукты питания в своей основе также делятся на три доши и, соответственно, обладают свойствами слизи, желчи и ветра. Кроме того, у каждого продукта питания есть свои особенности. Продукты могут быть горячими или холодными как по температуре, так и по действию на тело и доши. Например, действием ветра (холодным действием) обладают сырые овоши и фрукты, фруктовые соки, чай, кофе, вино, пиво и т.д. Включая бесконтрольно эти продукты и напитки в свой рацион питания, можно привести в дисбаланс доши и функции внутренних органов. Дошу слизь (бедкен) усиливают молочнокислые продукты, а также пиво, жирные продукты, которые тяжело перевариваются (например, злаковые - пшеница и т.д.), недоваренная и холодная (сырая) пиша и т.д. Слизь также возбуждают продукты питания холодного свойства по температуре и по действию. К продуктам, усиливающим дошу желчь (трипа), можно отнести мясо (баранину, говядину), рыбу, пищу с острым вкусом, специи со жгучими свойствами, например, перец, соль, куркума и т.д. Это продукты теплого или горячего свойства и по температуре, и по действию.

Масла также бывают разными по действию. Топленое масло гхи считается теплым или горячим. Также горячим считается кунжутное или сезамовое масло, оливковое - более теплое, а подсолнечное провоцирует слизь и считается холодным по действию. Кипяток - горячего действия, холодная вода - холодного действия, такое же действие и у молока. Чай и кофе при любой температуре всегда холодного свойства. Сахар имеет крайне холодные свойства, а мед, напротив, горячего действия.

Свойства продукта можно определять по вкусу. В зависимости от того, какой вкус или группа вкусов преобладают в продукте, можно узнать, какие элементы (огонь, вода, земля, ветер) доминируют в нем. Ниже указаны элементы, которые в сочетании образуют вкусы.

Элементы Вкусы

ЗЕМЛЯ + ВОДА = СЛАДКИЙ
ЗЕМЛЯ + ОГОНЬ = КИСЛЫЙ
ВОДА + ОГОНЬ = СОЛЕНЫЙ
ВОДА + ВЕТЕР = ГОРЬКИЙ
ВЕТЕР + ОГОНЬ = ЖГУЧИЙ
ЗЕМЛЯ + ВЕТЕР = ВЯЖУЩИЙ


Если известно, какими свойствами обладают элементы и их сочетания, то, определив вкус продукта, можно судить и об его свойствах. Например, ЗЕМЛЯ + ВОДА - это тяжесть и холод, именно такими свойствами обладает доша бедкен (слизь). Молочнокислые продукты имеют свойства слизи, ведь они выглядят как слизь и такие на вкус (имеют сладкую основу). ЗЕМЛЯ + ОГОНЬ - более горячее сочетание, поскольку здесь присутствует элемент огня. Таким образом, можно определять свойства продуктов и балансировать доши человека, включая полезные для организма или исключая нежелательные продукты из рациона.

В мире нет абсолютно вредных или абсолютно полезных продуктов питания. Диета, как правило, подбирается под конкретные доши человека и в зависимости от их расстройств, учитывая возраст пациента, пол, время года и т.д. Вопрос: Правда ли, что в Китае лечат голодом, а в Тибете - усиленным питанием? При болезнях слизи голод полезен, а при истощении рлунг (ветра) - вреден. Какая-либо диета или голод рекомендуется только в конкретных случаях и при точном определении расстройств.

В тибетской медицине нет общих рекомендаций: унифицированные системы питания или бесполезны, или вредны. Например, при истощении рлунг надо человеку много спать, нельзя переохлаждаться, вредно много говорить или общаться с неприятными людьми, не следует перевозбуждаться алкоголем, кофе, чаем и т.д. Не рекомендуется посещать увеселительные заведения, где много шума, гае провоцируются сильные эмоции. Наркотики и всякие стимуляторы, даже легкие, вообще никому не полезны, а истощенным людям - тем более. Часто современные врачи при истощении рлунг прописывают антидепрессанты или другие препараты, так называемые «иммуномодуляторы», тем самым еще больше усугубляют это истощение.

Все стимуляторы по своей сути наркотики, они только открывают доступ в резерв энергии рлунг (ветра), но ничего туда не добавляют, отчего истошение ресурсов тела и психики только усугубляется. С повышенным бедкен (слизь) все наоборот: людям, склонным к полноте и с расстройствами слизи, полезно больше двигаться (активизировать рлунг), надо мало есть, можно пить горячий алкоголь (водку, коньяк, но в меру), следует меньше спать и больше работать физически, например, тренироваться. Целитель должен в своих рекомендациях следовать принципу, но не штампу и четко понимать смысл любой проблемы пациента. С повышенной желчью (трипа) нельзя употреблять горячую пищу как по температуре, так и по действию, также не показаны крепкие алкогольные напитки, острая, соленая и слишком кислая еда. С подъемом желчи можно пить пиво, хотя для людей с расстройствами рлунг и бедкен пиво очень вредно. Что касается образа жизни, то при повышенной желчи нельзя возбуждать ум и участвовать в разных соревнованиях, не рекомендуется жаркий климат и перенапряжение в работе. При повышенной концентрации желчи в крови кровеносные сосуды спазмируются, что может привести или к инфаркту или к инсульту. Желчь имеет свойство стягивать мышцы и сосуды, а если при этом усилен и рлунг (такое сочетание называют «горячий ветер»), может начаться цепная реакция, и некоторые внутренние органы (например, сердце) могут отказаться функционировать ввиду сильнейшего давления рлунг и жара, это надо знать и всегда помнить.

Этот «горячий ветер» также провоцируется наркотиками, отсюда очень частые летальные исходы в среде наркоманов при передозировках. Если провести аналогию, то соревновательный экстаз у спортсменов очень похож на экстаз, вызванный стимуляторами или наркотиками, потому бурные эмоции могут быть причиной сильного расстройства ума или рлунг (ветра). Гиперэмоции разрушают ваджрное тело (энергетику личности) и приводят доши в дисбаланс. В современном обществе уже стало нормой в течение недели испытывать депрессию, а в выходные дни компенсировать это избыточными эмоциями, разрушая личность алкоголем, разного рода развлечениями, наркотиками или избыточным сексом и т.д. Такой «рваный» образ жизни ведет к быстрому истощению и расстройствам тела, энергии и ума.

На втором месте после питания в практике тибетской медицины стоит образ жизни, им также можно регулировать очень многие условия и избавляться от причин, вызывающих различные расстройства. На третьем месте стоит мокса и другие процедуры, а лечение лекарствами - на четвертом. Исхода из сказанного, можно сделать вывод: самые доступные средства терапии для балансировки дош и элементов тела и энергии у нас всегда есть в наличии, к тому же это очень эффективные средства и совершенно безвредные. Если существует понимание этого аспекта, то у целителя и пациента есть возможность достаточно легко воздействовать на причины расстройств посредством регулировки питания, образа жизни, процедурами, а также другими доступными средствами терапии.


Тибетская медицинская система является старейшей в мире. Самые популярные тибетские рецепты содержат лишь немногие из обычных ингредиентов, таких как чеснок, лимон, имбирь и мед. Используются для чистки организма, укрепления и восстановления сил и иммунитета.

Тибетский напиток для здорового сердца и кровеносных сосудов

Препарат применяют для постепенного очищения кровеносных сосудов от жировых отложений и предотвращения инсультов и заболеваний сердца.

Ингредиенты

1 кг – лимон;
- 300г – чеснок.

Подготовка

Измельчите лимон (вместе обязательно с кожурой) и чеснок. Смесь залейте 1,5 л кипятка в закрытой посуде и варите ее на слабом огне порядка 15-20 минут.
- Храните смесь в стеклянной таре и в прохладном месте.

Использование

Препарат следует принимать натощак в течение 25 дней по 50 мл.
- Сделать перерыв затем на 10 дней, после - повторите прием.
- Профилактическая медицина рекомендует использовать данный настой два раза в год, раз в полгода.
- Для лечения препарат нужно принимать, чтобы улучшить состояние здоровья, с применением перерыва на 10 дней между двумя дозированиями.

Тибетский чай для релаксации

Это средство служит для расслабления, снятия усталости и устранения стресса, традиционно считается, что он увеличивает продолжительность жизни и работоспособность организма.

Ингредиенты

5г тертого имбиря (натереть на терке мелкой);
- 1 стол. ложка сока лимона;
- 2 стол. ложки натурального меда;
- щепотка молотого острого перца;
- щепотка укропа.

Подготовка

Доведите два литра воды до кипения и кипятите ее в течение 5 минут.
- В охлажденную воду добавить имбирь, острый перец, укроп, мед, сок лимона.

Использование

В небольшом количестве (по 30 мл) пить чай в течение дня или выпить чашку перед каждым приемом пищи. Кроме того, данный настой помогает снизить аппетит и способствует похудению.

Тибетская медицина для омоложения тела

Эта смесь чеснока, меда и лимона применяется в тибетской медицине, как эликсир, который успешно замедляет процесс старения.

Ингредиенты

10 луковиц чеснока;
- сок из 10 лимонов;
- 1 кг меда.

Подготовка

Мелко нашинковать чеснок и перемешать с медом и соком лимонов.
- Поместите смесь в стеклянную посуду с крышкой (желательно банку) и оставьте на восемь-десять дней.

Использование

После периода настаивания, принимайте одну столовую ложку дважды в день в течение дня и вечером перед последним приемом пищи. Данный рецепт помогает значительно укрепить иммунитет.

Почему эти рецепты так эффективны?

Лимон обладает сильными антиоксидантными и антибиотическими свойствами. Благодаря его возможности удерживаться в крови, вплоть до 24 часов, является эффективным в защите от опухолей. Предотвращает отложение холестерина на стенках артерий и способствует снижению его уровня, если он уже существует. С учетом всех этих особенностей, лимон защищает мозг и предупреждает сердечные приступы. Применяется в качестве сильного антиоксиданта, и таким образом, замедляет старение.

Мед также является антиоксидантом, который обладает свойствами антибиотика. Защищает организм от вредных веществ, а при применении совместно с препаратами растений, его польза для здоровья только усиливается.


— наука, искусство и философия, которая обеспечивает целостный подход к здравоохранению.
Тибетская медицина — наука, потому что ее принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании тела и его отношений к среде.
Тибетская медицина — искусство, потому что это использует диагностические методы, основанные на творческом потенциале, понимании, тонкости и сострадании медицинского практикующего врача или целителя.
Тибетская — философия, потому что это охватывает принципы судьбы и этики.

Тибет часто называют «крышей мира». Он расположен на крайнем Юго-Западе Китая, на высочайшем и самом обширном на земле Тибетском нагорье. Тибет находится на высоте приблизительно четырех тысяч метров над уровнем моря, а высота некоторых его гор превышает семь тысяч метров. За это Тибет и получил свое название «Крыша мира», ведь его население живет ближе всех к солнцу.

​Тибет считается сокровищницей несметных богатств Китая, а так же родиной тибетской медицины, одной из самых древних, дошедших до нас медицинских и философских школ. Философские основы тибетской медицины уходят корнями в буддизм, который проник в Тибет в первой половине седьмого века, во время правление короля Сонцен Гампо (627 -649). Считается, что именно он пригласил в Тибет врачей из , Китая, Непала, Византии и Персии для обмена знаниями и перевода медицинских текстов на тибетский язык. Это явилось началом создания сложной медицинской системы и началом многолетнего обмена опытом.

В Индии в шестом веке до нашей эры уже были известны различные оздоровительные практики, согласно преданию, Будда Шакьямуни, которого иногда называют Верховным врачом, стал первым, кто использовал и обучал этим практикам. Считается, что индийская медицина () и послужила неким прообразом тибетской медицины.

С точки зрения буддистской философии, болезнь начинает зарождаться в недрах разума, а затем реализуется на материальном уровне. Но при заболевании физического тела обязательно происходят нарушения на уровне психики и эмоций. Гармония высших уровней обусловливает гармонию низших уровней.

Основополагающим принципом тибетской медицины является принцип материалистического единства внешней среды и организма. Считается, что живой организм и его окружающая среда состоят из четырех первоэлементов материи: огня, воды, земли и воздуха. Эти материальные стихии в живом организме обеспечивают функции физиологических регулирующих систем: «рлунг»-ветер, «мкхрис»-желчь, «бадкан»- слизь, которые определяются как нейрогуморальные механизмы.

Согласно тибетской медицине человеческое тело состоит из семи элементов: плазма — питательная жидкость, кровь — жизненная сила, мышцы — «одежда» для костей, жировая ткань — смазывающая субстанция, кости и хрящи — помогают стоять и ходить, костный мозг, нервы — питание нервной ткани, сперма/яйцеклетки — репродукция. Последовательность, в которой перечислены, элементы соответствует последовательности их формирования в теле. Каждый последующий элемент появляется в процессе метаболического очищения предыдущего.

Следующие элементы в тибетской медицине — это субстанции, которые тело обычно удаляет из себя в процессе формирования и поддержания выше перечисленных семи элементов: кал - удаляет токсины в твердой форме через толстую кишку; моча - удаляет токсины в жидкой форме через почки; пот - удаляет токсины через поры в коже.

Считается, что физическое здоровье определяется балансом трех основных систем в организме: ветра, желчи и слизи. Самым распространенным и эффективным методом диагностики является пульсодиагностика и анализ мочи. Считается, что слушать пульс больного лучше на заре, после ночного сна.

Однако не следует думать, что диагноз определяется только лишь по частоте и силе пульса. Во время приема, врач внимательно осматривает пациента, получая полную информацию о состоянии его здоровья, по общему тонусу, состоянию кожи, глаз, языка и другим признакам. Как правило, эффективность лечения зависит от врача и его опыта.

В тибетской медицине, для лечения и профилактики, широко используются лекарства животного и растительного происхождения, практикуются воздействия на организм с помощью массажа, иглоукалывания, беседы с пациентом, так же известны случаи применения шаманских практик.

​Таким образом, в традиционной системе тибетской медицины все основные принципы и положения о микро- и макромире иерархически связаны с многовековым опытом, знаниями об организации живых систем, которые являются предвосхищением хронобиологии, хрономедицины и хронофармакологии.

Изучение источников тибетской медицины, в частности «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо», показало, что тибетская традиционная система медицины имеет целостную многоуровневую иерархическую структуру со специфическими блоками теоретических концепций, диагностики, методов и средств лечения.

Согласно тибетской мудрости, формирование души зависит от жизненных сил. Именно жизненные силы питают нас и побуждают к действиям. Причины возникновения болезней в тибетской медицине три энергии - ветер, слизь и желчь, разбалансировка потоков этих энергий и является причиной многих заболеваний. Соотношение этих трех потоков полностью определяет тип тела человека - его индивидуальное строение. Основой действующей системы тибетской медицины является концепция трех темпераментов. Врачи подразделяют людей на три категории по темпераменту: Ветер, Желчь и Флегма. Они рассматривают темпераменты как энергетические силы с различными характеристиками, которые проходят через наше тело и разум и уходят во Вселенную.

  • Ветер - чистый, сверкающий, бесцветный поток энергии, который одновременно может быть быстрым, медленным или совершенно неподвижным.
  • Желчь - темная, красно-коричневая пузырящаяся энергия, похожая на лаву, плотная и вместе с тем упругая и быстро движущаяся.
  • Флегма - глубокая, спокойная сине-зеленая сила, рефлективная и движущаяся очень медленно. Согласно тибетской медицине, три темперамента являются базисом нашего жизненного опыта от момента зачатия до момента физической смерти.

Они взаимодействуют следующим образом: Ветер - это движущая сила и жизненная энергия других темпераментов, но она не может гармонично действовать без них. Ветер усиливает интенсивность воздействия темперамента Желчь. Ветер придает Флегме движение и способность к адаптации, усиливает ее поддерживающие функции в теле; Желчь стимулирует активность Ветра. Желчь несет тепло и активность Флегме. Флегма может расслаблять Желчь. Преимущественно мы относимся к какому-то одному типу темперамента, либо к комбинации двух типов: первый - главный, второй - подчиненный. Однако все три темперамента присутствуют в нас, и наша цель - достичь равновесия, чтобы они работали вместе, создавали здоровье и предотвращали болезни. Хотя люди более сложны, чем предполагает классификация такого рода, разделение их на категории помогает тибетской медицине объяснять, каким образом болезнь проявляет себя в личностях и как они излечиваются.

Всего в тибетской медицине семь типов конституций. Эти типы и определяют склонность к различным типам заболеваний. Например тип «желчь» определяет характер человека как вспыльчивый и склонный к болезням пищеварения, сердечно - сосудистым заболеваниям. Также все болезни в тибетской медицине делятся еще и по принципу «холод» — «жар». Соответственно и лекарства, которыми пользуются тибетские врачи различаются также по принципу проблем, вызванных нарушением баланса этих энергий. Именно поэтому вы не встретите в тибетской диагностике привычных нам названий болезней.

Тибетская медицина, в отличии от европейской, лечит не саму болезнь и ее последствия, а корень возникновения недуга, путем восстановления гармонии жизненных сил организма. Тибетский доктор выявляет даже те недуги, которые только зарождаются, и может дать советы по предотвращению развития того или иного недуга. По традиции Тибета все что есть на земле способно приносить пользу, а значит и быть лекарством. Схожие принцыпы используются и в древних медицинских школах Индии (Аюрведа) и Китая. Все рецепты, которые используются тибетскими врачами, уникальны и им не одно столетие. Лечение в тибетской медицине основывается на приеме традиционных лекарств, изготовленных из высокогорных лекарственных растений, животных, минералов. Для изготовления лекарств используется множество растений, части животных, несколько сот минералов. Некоторые тибетские препараты состоят из сотен компонентов. Эти лекарства можно приобрести только в Тибете. Курсы лечения бывают от нескольких месяцев до нескольких лет. Тибетские лекарства нельзя принимать одновременно (за один прием) вместе с европейскими, так как химические составы европейских лекарств убивают живые природные компоненты тибетских лекарств. Между приемом европейских и тибетских лекарств необходимо выдерживать минимум 30 минут. Тибетские лекарства часто выглядят в форме горошин, в которых плотно спресованы травяные, минеральные и другие составы. Тибетские лекарства 100% состоят из натуральных компонентов, не содержат химических синтетических веществ и не вызывают побочных эффектов. Разновидности тибетских лекарств это - пилюли, порошки, масла и специальные лечебные благовония. Пилюли и порошки следует принимать разжевывая и запивая теплой водой. Вообще тибетские врачи часто назначают в качестве лечения просто теплую воду, у этого метода кстати есть и европейские последователи.

Кроме приема лекарств, тибетская медицина активно используют и целительные свойства тибетских природных термальных источников, таких, как Ямбаджини, Дэчжун и другие. Часто для лечения используются и такие методы как компрессы, иглотерапия, прижигания и кровопускания. Также используется точечный массаж и втирания различных масел. Также часто используется традиционный - растирание Ку - Нье.

Как уже говорилось выше, тибетская медицина неотделима от буддийской духовной практики. В тибетском врачевании часто используются различные мантры и молитвы адресованные буддам и бодхисатвам. Будда медицины считается покровителем тибетских практик направленных именно на оздоровление. Поэтому мантра Будды медицины чаще всего используется при любых методах оздоровления. Изображение этого Будды можно зачастую увидеть на тибетских традиционных танка, он изображается с телом синего цвета, а в руках он держит сосуд с амритой - нектаром долгой жизни.

Наиболее распространенные лекарственные средства тибетской медицины

  • Хуцин . Тромболитическое, успокаивающее и оживляющее средство; улучшает работу сердца, очищает сосуды; повышает тонус сосудов; стимулирует работу сердца; улучшает черепномозговое кровообращение; регулирует центральную нервную систему. Показания: недостаточное черепномозговое кровообращение, осложнения после внутримозгового кровоизлияния и тромбоэмболии черепномозговых сосудов; спасз и атеросклероз черепномозговых сосудов; сотресение мозга; ишемическая болезнь сердца; расстройство вегетативного нерва; паралич лицевого нерва; невралгия тройничного нерва и седалищного нерва; нейрогенная головная боль; старческая деменция; эпилепсия и т.д.
  • Фэнтунтунинь . Улучшает кровообращение; обладает противовоспалительным и обезболивающим эффектами. Показания: остеохондроз; ревматический и ревматоидный артрит; отечность, ригидность и деформация суставов; боль в суставах; онемение конечностей; костные шипы; радикулит; подагра; выпадение межпозвоночного диска; периартрит плеча; синовит; бурсит; невралгия седалищного нерва и их осложнения.
  • Цзаншэньцин . Востанавливает нервную систему, обладает успокаивающим эффектом. Показания: общая слабость и утомляемость; снижение памяти и способности мышления; головокружение; шум в ушах; глухота; бессонница; растройство функции вегетативного нерва; постоянное нервное напряжение; неврастения; нервозность; стеснение в груди; одышка; ночная потливость; дрожь; амнезия; синдром климакса.
  • Гуйцзю . Оказывает обезболивающий, противовоспалительный эффекты; сбалансирует уровень гормонов; нормализует менструацию. Показания: нарушение цикла менструации; менорагия; аднексит; киста яичника; эндометрит; эндометриоз; эрозия шейки матки; кольпит; миома матки; непроходимость маточных труб; бесплодие; воспаление малого таза; боль в суставах и пояснице после родов.
  • Фэйбинвань . Очищает легкие; улучшает газообмен легких; обладает противовоспалительным, отхаркивающим и кашельостанавливающим эффектами. Показания: воспаление верхнедыхательных путей; трахеит; острый и хронический бронхит; пневмония; эмфизема легких; абсцесс легких; астма; кашель; боль за грудиной; одышка; хриплость голоса; диспноэ; кровохаркивание; ночная потливость.
  • Цинланьсань . Улучшает пищеварение; способствует всасыванию пищи; обладает противовоспалительным и обезболивающим эффектами, защищает пищеварительную систему. Показания: острый и хронический гастрит; атрофический гастрит; язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки; рефлюкс-эзофагит; спазм желудка; расстройство пищеварительной системы; боль в желудке и/или животе; тошнота; рвота; изжога.
  • Сюйюйганьбао . Очищает печень и кровь; способствует выведению токсинов; снижает уровень холестирина и липида в крови. Показания: вирусные гепатиты; алкогольный гепатит; цирроз печени; жировая дистрофия печени; рак печени; гепатомагалия; желтуха; асцит; гиперхолестеринемия; гиперлипемия.
  • Синьминвань . Показания: воспаление мочеполовой системы; простатит; гипертрофия простаты; цистит; уретрит; недержание мочи; поллауиурия; уродиния; боль в пояснице; пузырчатый лишай; гонорея; сифилис; вирусная бородавка.
  • Цзантяньи . Укреляет почки; улучшает функцию почек. Показания: сниженная функция почек; нефрит; холодные руки или ноги; гипотония; недостаточность энергии и крови; боль в пояснице; абсцесс почек; простатит; расстройство половой функции; импотенция; проспермия; поллюция; бесплодие; азооспермия; сниженная активность сперматозоидов; сперматорея; преждевременная эякуляция; повышенная потливость; бессонница; беспокойство; снижение памяти; амнезия; поседение и выпадение волос.
  • Хэйбинпянь . Показания: острый и хронический холецистит; желчекаменная болезнь; холангит; холестаз; желтуха; полип желчного пузыря; растройство пищеварения; почечнокаменная болезнь; остаточные камни после хирургического вмешательства.
  • Линяовань . Мочегонное средство; восстанавливает поджелудочную железу; снижает уровень сахара и липида; улучшает кровообращение; очищает кровь; выводит токсины; профилактика и лечение осложнений сахарного диабета; укрепляет почки. Показания: сахарный диабет и его осложнения; гипертрофия и гиперплазия простаты; простатит; цистит; гемотурия; задержка мочи; недержание мочи; пиелонефрит; болезненность при эякуляции; рак простаты; боль в пояснице; расстройство половой функции; снижение зрения; атрофическая язва.
  • Оуцюйвань . Показания: охлаждает и очищает кровь; обладает антитоксическим свойством; способствует выведению токсинов; лечит кожные заболевания: псориаз, дерматит, нейродерматит, дерматомикоз, экзема, крапивница, угри, кожный зуд и так далее.
  • Кордицепс . Самое богатое целебными свойствами чудесное животное-растение. Произрастает на высоте от 5000 метров над уровнем моря. Сейчас в американских лабораториях научились искусственно выращивать кордицепс и активно добавляют его в БАДы, но он не идет в сравние по лечебному эффекту с настоящим природным кордицепсом, который собирают в экологически чистых высокогорных районах Тибета. Кордицепс укрепляет здоровье, улучшает кровообращение, повышает иммунитет.

— Восстанавливает функцию почек; имеет выраженный эффект при почечной недостаточности, хронических заболеваниях почек; уремии и мочеполовой системы в целом.
— При недостатках и заболеваниях в системе кроветворения, например, при низком гематохроме и недостатке тромбоцитов и лейкоцитов, в том числе при радиотерапии и химиотерапии у больных раковыми заболеваниями.
— При заболеваниях сердечно-сосудистой системы: аритмиях, заболеваниях сердца, атеросклерозе, тромбозах, высоком содержании триглицеридов в крови.
— При бессоннице, нервном истощении и хронической усталости, при стрессах.
Для профилактики преждевременного старения.
— При остром и хроническом гепатите и различных опухолях.
— Необходим для вывода токсинов и ряда радиоактивных веществ - благодаря стумуляции функции почек и печени.
— Для профилактики заболеваний органов дыхания - бронхита, пневмонии, астмы, теберкулеза.
— При заболеваниях головного мозга, склерозе сосудов мозга, доброкачественных опухолях мозга.
— При гипертонии, гипотонии, некоторых видах анемии (при сниженной активности кроветворной системы).
— При обменных заболеваниях, в том числе, сахарный диабет и воспаление поджелудочной железы.
— При снижении сопротивляемости организма - частых респираторных заболеваниях, заболеваниях полости рта.
— При различных видах ферментной недостаточности, в том числе, при аллергиях.
— Воздействует на железы внутренней секреции и улучшает обмен веществ.

  • Шафран . Рыльца шафрана обладают многими целебными достоинствами, так как содержат каротин, 0,34% эфирного масла, которое включает пинен, пинеол, витамины, тиамин и рибофлавин, флавоноиды и др. В народной медицине применяют как болеутоляющее, мочегонное, потогонное, противосудорожное и сердечное средство. Употребляют для укрепления желудка, улучшения аппетита, при болезнях печени, для снятия сильных приступов кашля, лечения коклюша. Шафран используют для приготовления глазных капель.

Примечательно, что шафран не только самое древнее лекарственное растение и пряность, но и самое дорогое. Для получения 1 кг шафрана надо собрать около 100000 цветков и вручную отделить тычинки из бутона. Особенно ценится своими полезными свойствами высокогорный тибетский шафран.

Тибетская медицина — это всеобъемлющая система врачевания, служившая народу Тибета в течение столетий. Я убежден, что она и сейчас может принести много пользы всему человечеству, однако в стремлении достичь этого мы встречаемся с известными трудностями, поскольку тибетскую медицину, как и другие научные системы, следует постигать в ее собственном контексте, а также на пути объективных исследований .
ДАЛАЙ ЛАМА XIV