Основы алхимии. Что такое алхимия - наука или магия? Знаменитые алхимики

1. Ablation (Альбация)

Отделение компонента удалением верхней части, иногда сбрасыванием с поверхности, а иногда промакиванием используя перо или ткань. Например, снятие пленки.

2. Albification (Альбификация)

Делание материи в алхимической работе белой.

3. Ablution (Аблуция)

Очищение субстанции отмываниями с жидкостью.

4. Amalgamation (Амальгамация)

Составление амальгамы или сплава металла с ртутью. Также означает любой союз металлов.

5. Ascension (Асцензия)

Когда активная или тонкая часть возносится в флаконе, обычно под действием тепла.

6. Assation (Ассация)

Возвращение субстанции в сухую золу обжигом.

7. Calcination (Кальцинация)

Разрушение субстанции огненным жаром и сожжением, обычно в открытом тигле.

8. Cementation (Цементация)

Воздействие на субстанцию послойным смешением с порошковидным (часто едким) материалом, таким как известняк, к примеру. Эта микстура для взаимодействия помещается в цементировальную печь.

9. Ceration (Церация)

Делание субстанции мягкой и текучей подобно воску. Это часто совершается продолжительным добавлением жидкости и нагреванием.

10. Cineration (Цинерация)

Обращение в золу.

11. Circulation (Циркуляция)

Очищение субстанции круговой дистилляцией в пеликане или закрытом перегонном аппарате. Посредством нагревания жидкие компоненты разделяются, конденсируются и опускаются снова на субстанцию в сосуде.

12. Coadunation (Коадунация)

Другое название для коагуляции.

13. Coagulation (Коагуляция)

Преобразование тонкой жидкости в твердую смесь через некоторое внутреннее изменение, как свертывание молока, к примеру. Это может быть осуществлено разными способами-добавлением вещества, охлаждением иль нагреванием.

14. Coction Кокция (Варка)

Варка или нагревание вещества при умеренно высокой температуре в течение длительного периода времени.

15. Cohobation (Кохобация)

Частое удаление влажного компонента субстанции нагреванием. Зачастую влажный компонент (или некая другая жидкость) добавляется и процесс продолжается.

16. Colliquation (Колликвация)

Соединение или совместная плавка двух плавких субстанций

17. Coloration (Колорация)

Окрашивание субстанции добавлением красителя или цветной тинктуры. Окрашивание может затрагивать целое тело или поверхностный слой.

18. Combustion (Комбустия)

Сожжение субстанции на открытом воздухе

19. Comminution (Коммуниция)

Обращение субстанции в порошок или размалыванием, или растиранием или протиранием сквозь сито.

20. Composition (Композиция)

Сведение вместе двух разных субстанций.

21. Conception (Концепция)

Брак или союз женского и мужского аспектов субстанции

22. Concoction (Конкокция)

Варка или нагревание смеси субстанций при умеренно высокой температуре в течение длительного периода времени.

23. Congelation (Конгеляция)

Преобразование тонкой текучей субстанции в сгущенную плотную субстанцию, часто нагревания посредством.

24. Conglutination (Конглютинация)

Обращение субстанции в клейкую массу, часто через путрефакцию.

25. Conjunction (Конъюнкция)

Соединение двух противоположных компонентов, часто рассматриваемое как союз мужского и женского, тонкого и грубого, или даже стихий.

26. Contrition (Контриция)

Обращение субстанции в порошок только посредством огня.

27. Copulation (Копуляция)

Соединение или объединение двух противоположных компонентов, рассматриваемое чрез метафору союза Мужского и Женского, или союз фиксированного и летучего.

28. Corrosion (Коррозия)

Пожирание субстанции кислотой, щелочью или иным едким материалом

29. Cribation (Крибация)

Превращение вещества в порошок посредством протирания через сито или отверстия.

30. Crystallization (Кристаллизация)

Формирование кристаллов обычно из водного раствора субстанции, или их постепенным формированием в жидкости или ее постепенным выпариванием.

31. Dealbation (Деальбация)

Становление черной материи алхимического делания ослепительно белой.

32. Decoction (Декокция)

Вываривание субстанции в сосуде без добавления любого другого материала.

33. Decrepitation (Декрепитация)

Растрескивание и разламывание на части вещества под действием жара. Например соль каменная.

34. Deliquium (Деликвация)

Обращение твердого в жидкое помещением во влажное помещение, за счет поглощения атмосферной влаги. Или же росной влаги насыщенной флюидами.

35. Descension (Десцензия)

Когда тонкая или активная часть субстанции погружается на дно сосуда, скорее чем поднимается в виде пара.

36. Dessication (Дессикация)

Иссушение или удаление всей влажности из вещества.

37. Detonation (Детонация)

Взрывообразное горение субстанций от жара, например веществ смешанных с селитрою.

38. Digestion (Дигестия)

Медленная модификация вещества за счет умеренного жара.

39. Disintegration (Дезинтеграция)

Разрушение или разъединение субстанции на различные составляющие.

40. Dispoliaration (Дисполиарация)

Растворение или трансформация мертвой субстанции в жидкость.

41. Dissociation (Диссоциация)

Разрушение или разложение субстанции на составные части.

42. Dissolution (Диссолюция)

Растворение или преобразование субстанции в жидкость.

43. Distillation (Дистилляция, перегонка)

Перегонка. Отделение летучего компонента от субстанции нагреванием с последующим охлаждением и конденсацией.

44. Divapouration (Дивапорация)

Испарение сухих паров из вещества, которое может происходить при разных температурах.

45. Division (Разделение)

Разделение субстанции на стихии.

46. Ebullition (Эбуллиция)

Вскипание производимое через ферментацию.

47. Edulceration (Эдульцерация)

Отмывание солевой субстанции до тех пор, пока все соли не будут удалены.

48. Elaboration (Элаборация)

Общий термин для процесса разделения чистого от нечистого, и проведения субстанции к совершенству, которое может быть достигнуто различными средствами и процессами.

49. Elevation (Элевация)

Возведение тонких частей вещества вверх, далеко от телесных остатков, в верхнюю часть сосуда.

50. Elixeration (Эликсерация)

Обращение вещества в эликсир.

51. Evaporation (Эвапорация, Выпаривание)

Удаление водянистой части субстанции умеренным нагреванием, или выстаиванием в сухом месте длительное время.

52. Exaltation (Экзальтация)

Операция которой вещество возносится в более чистую и более совершенную природу.

53. Exhalation (Эксгаляция)

Выделение газа или воздуха из субстанции.

54. Expression (Экспрессия)

Извлечение соков посредством пресса.

55. Extraction (Экстракция)

Приготовление тончайших и чистейших частей субстанции, обычно вымачивая в спирте. Экстракт может быть отделен от остатка.

56. Fermentation (Ферментация, Сбраживание)

Сбраживание субстанции, обычно органической природы, часто сопровождаемое выделением пузырьков газа.

57. Filtration (Фильтрация)

Процесс или удаление грубых частей субстанции пропусканием через фильтр, шерсть, ткань.

58. Fixation (Фиксация)

Делание летучего постоянным, так, чтобы оно сохраняло в огне свои свойства.

59. Foliation (Фолиация)

Делание некоторых веществ слоистыми, подобно листьям друг на друге, слоям. Обычно теплом достигается..

60. Fulmination (Фульминация)

Приготовление фульмината или взрывчато-нестабильной формы металла. Иногда применяется к спонтанным случаям взрывов.

61. Fumigation (Фумигация)

Изменение вещества под воздействием едких дымов.

62. Fusion (Сплавливание)

Соединение порошкообразных субстанций вместе, или преобразование вещества в новую форму, посредством высочайшей степени огня, часто с применением плавочных флюсов.

63. Glutination (Глютинация)

Обращение субстанции в клейкую, клеевидную массу

64. Gradation (Градация)

Постепенное очищение вещества, обычно через серию стадий.

65. Granulation (Грануляция)

Обращение вещества в зерна или порошок. Различные есть для этого средства, как то – трамбование, перемолка, тепловой удар с перепадом температур и многие другие.

66. Grinding (Размалывание)

Обращение субстанции в порошок посредством ступки и пестика.

67. Humectation (Гумектация)

Процесс, которым веществу придается влажность, обычно не прямым добавлением жидкости, но постепенным процессом поглощения влажности.

68. Ignition (Игниция)

Само-обжиг субстанции самосгоранием в тигле.

69. Imbibition (Имбибиция)

Осуществление процесса длительным и постепенным добавлением нужного вещества.

70. Impastation (Импастация)

Когда материя, подвергающаяся путрефакции, обращается в подобие черной, густой и вязкой смолы.

71. Impregnation (Импрегнация)

Алхимический процесс, который некоторые сравнивают с беременностью дитем. Таким образом, импрегнация следует из союза или копуляции мужского и женского, и ведет к рождению нового вещества.

72. Inceration (Инцерация)

Приведение вещества в мягкое воскообразное состояние, обычно сочетанием с водой.

73. Incineration (Инцинерация)

Обращение вещества в золу сильным жаром.

74. Incorporation (Инкорпорация)

Смешение смешанных тел в конгломератную массу.

75. Ingression (Ингрессия)

Это происходит когда два вещества смешиваются таким образом, что не могут быть потом более разъединены.

76. Inhumation (Ингумитация)

Захоронение под землей, иногда используется для обозначения процесса что погребает активное вещество в темном землистом материале. Также используется для обозначения помещения сосуда в навоз.

77. Liquefaction (Ликвефакция)

Обращение твердого вещества в жидкое, обычно плавкой или растворением.

78. Lixiviation (Ликсивиация)

Окисление сульфидных руд через выставление их на воду и воздух. Формируется купорос.

79. Luting (Замазывание)

Запечатывание колбы с помощью замазки или смолистой массы для достижения герметичности...

80. Maturation (Матурация)

Общий термин, применяемый для идентификации появляющейся степени совершенства в работе.

81. Melting (Плавка)

Обращение металла или вещества в жидкость воздействием жара.

82. Mortification (Мортификация)

Здесь вещество подвергается своего рода смерти, обычно через путрефакцию, и кажется, что оно будет разрушено и его активная сила потеряна, но в конечном счете восстанавливается.

83. Multiplication (Мультипликация)

Процесс увеличения силы проекционного порошка.

84. Precipitation (Преципитация)

Осаждение субстанции на дно сосуда из раствора.

85. Preparation (Препарация)

Процесс посредстом которого лишние вещества удаляются, а нужные прибавляются..

86. Projection (Проекция)

Добавление фермента или тинктуры в субстанцию для произвеления эффекта трансмутации.

87. Prolectation (Пролектация)

Разделение вещества в тонкую и более крупную часть истончением или разрежением более тонких частей вещества, скорее чем огрублением земляной части.

88. Pulverisation (Пульверизация)

Разрушение вещества к меньшим фрагментам сквозь неоднократные удары тупым инструментом, типа молотка, или кувалды.

89. Purgation (Пургация)

Очищение вещества удалением грубой части.

90. Putrefaction (Путрефакция)

Гниение субстанции, часто под воздействием умеренного продолжительного влажного тепла. Например, в навозе. Обычно материя становится черной.

91. Quinta Essentia (Квинт Эссенция)

Создание квинтэссенции, или наиболее возвышенной и утонченной формы вещества.

92. Rarefaction (Рарефакция)

Делание субстанции крайне утонченной или воздушной.

93. Rectification (Ректификация)

Очищение материи посредством повторных перегонок, когда отгон снова перегоняется.

94. Reiteration (Реитерация)

Повторение процесса, особенно применимо к циклической перегонке, в которой дистиллят возвращается в сосуд, и процесс продолжается много циклов.

95. Resolution (Резолюция)

Это происходит, когда вещества, которые смешаны вместе, становятся яростно разделенными, будучи размещены в раствор. Таким образом молоко в этом смысле под действием уксуса расходится. Этот процесс подобен коагуляции.

96. Restinction

Здесь вещество в белом накале принесено к совершенствованию, закаливанием в жидкости возвышающей.

97. Retrogradation (Ретроградация)

Возвращение металла к его первичному раскрытому и живому состоянию.

98. Reverberation (Реверберация)

Обжиг при высокой температуре в реверберирной (отражательной) печи.

99. Revivification (Ревивификация)

Возвращение умерщвленной материи обратно к жизни, или реактивация ее.

100. Rubification (Рубификация)

Становление материи Делания из белой – красной.

101. Segregation (Сегрегация)

Разделение композитной субстанции на части.

102. Separation (Сепарация)

Делание двух противоположных компонентов отделенными друг от друга. Частенько чередуется с процессом конъюнкции.

103. Stratification (Стратификация)

Операция посредством которой производятся слои в веществе в колбе.

104. Subduction (Субдукция)

Отделение извлечения вниз от тонкой части как при фильтрации.

105. Sublimation (Сублимация, возгонка)

Это наименование процесса когда твердое вещество под действием тепла переходит в парообразную форму без жидкой фазы с последующей конденсации в твердом виде на холодной части сосуда. Пример нашатырь.

106. Subtilation (Субтиляция)

Отделение тонкой части вещества от грубой и тяжелой.

107. Transudation (Трансудация)

Это происходит, если эссенция, появляется выпотевающей в каплях в течение нисходящей перегонки.

108. Trituration (Тритурация)

Обращение вещества в порошок, не обязательно измельчением, но применением тепла.

109. Vitrification (Витрификация)

Делание субстанции стекловидной за счет сильнейшего жара и иногда добавления известняка.

Лекция 3.

АЛХИМИЯ

К оккультным наукам, без сомнения, можно отнести Алхимию. Первоначально в ее основе лежало все то же желание повелевать незримыми духами, которых мы видели в шаманской практике, но со временем алхимия обрела еще более прагматическую и конкретную цель – превращение низких металлов в золото посредством катализатора, называемого «Философским камнем» (Lapisphilosophorum). Было предложено много гипотез относительно происхождения алхимии. Одна из них полагает, что она была открыта людям таинственным египетским полубогом Гермесом Трисмегистом. Эта возвышенная личность, несущая в руках изумруд, по мнению египтян, являлась автором всех наук и искусств. В честь него все научное знание собирательно именуется герметическими искусствами. Когда тело Гермеса было предано земле в Долине Гебра, божественный изумруд был захоронен вместе с ним. Через много веков изумруд раскопали; по одной версии это сделали арабские мудрецы, по другой – Александр Македонский. С помощью могущества, присущего этому изумруду, на котором были выгравированы письмена Трижды Великого Гермеса (всего 13 предложений), Македонский завоевал весь известный тогда мир.

Долгое время алхимия оставалась поистине тайным учением, и до IX века единственным известным широкой публике алхимиком был аравиец Гебер, имя которого Абу-Муза-Джафар, прозванный Эль-Софи. Его попытки превратить неблагородные металлы в золото привели к разным открытиям в химии и медицине. Крестоносцы привезли алхимию в Европу, и около XIII столетия Альберт Великий, Роджер Бэкон и Рэймонд Люли воскресили ее. Генрих VI, король английский, приглашал лордов, дворян, докторов, профессоров и священников заниматься изысканием философского камня.

Альберт фон Больштат (Великий).

Был первым и самым знаменитым алхимиком Европы. Он родился в 1206 году, умер в возрасте 74 лет. Он был велик в магии, силен в философии и непревзойден в теологии, медицине и физике. Был аристотелианцем, состоял членом Доминиканского Ордена, воспитывал Фому Аквинского в алхимии и философии. Был епископом Регенсбурга, в 1622 г. его причислили к лику блаженных. В молодости его считали слабоумным, но его искренняя вера была вознаграждена видением, в котором перед ним появилась Непорочная Дева Мария и дала ему великие философские и интеллектуальные способности. Став мастером магических наук, Альберт начал конструирование автомата, который он наделил способностью к речи и мышлению. Андроид, как назвал его создатель, был сделан из металла и неизвестной субстанции, выбранной согласно «велению звезд», и наделен духовными качествами через магические формулы и заклинания. Труд этот занял 30 лет. Согласно легенде, Фома Аквинский, посчитав механизм дьявольским, разбил его. Несмотря на это, Альберт оставил Фоме свои алхимические формулы, включая секрет философского камня.

Парацельс.

Настоящее имя – Филипп Ореалл Теофраст Парацельсус Бомбаст из Гонгейма. Также утверждал, что владеет философским камнем. Последователи называли его «князем врачей, философом огня, швейцарским Трисмегистом, преобразователем алхимической философии, верным секретарем природы, обладателем жизненного эликсира и философского камня, великим монархом химических тайн». Датой рождения Парацельса считается 17 декабря 1493 г. Отец его был врачом, мать руководила лечебницей. Еще молодым Парацельс заинтересовался сочинениями Исаака Голландца и решил реформировать медицинскую науку своего времени. Много путешествовал. В Константинополе арабскими мудрецами ему были доверены сектреты герметических искусств. Знание о природных духах и обитателях невидимых миров он, вероятно, получил от индийских браминов, с которыми вошел в контакт либо непосредственно, либо через их учеников. Стал военным лекарем, и его умение принесло ему огромную известность. По возвращению в Германию, Парацельс начал реформацию медицины. Его успехи принесли ему много врагов, т.к. те не могли повторить его чудеса. Его системы лечения по тем временам казались столь еретическими, что медленно, но верно его противники вытесняли Парацельса, заставляя искать убежища в новом, где он не был известен. Относительно личности Парацельса существует много противоречивых слухов. Несомненно, что он был вспыльчив. Ненавидел врачей и женщин (как известно, у него никогда не было любовного увлечения). Неумеренность, которую ему приписывали, навлекала на него много неприятностей. Даже в то время, когда он был профессором в Базеле, его мало кто видел трезвым. Обстоятельства смерти Парацельса неясны, но наиболее правдоподобна версия, что он погиб в драке с убийцами, нанятыми его врагами.

Соломон Трисмозин.

Соломон был учителем Парацельса. О нем практически ничего не известно, за исключением того, что после многих лет странствий и поисков он нашел формулу превращения металлов и сделал огромное количество золота. Рукопись его, датированная 1582 г. и называемая «Великолепное солнце», находится в Британском музее. По слухам, Трисмозин жил 150 лет, благодаря своим алхимическим знаниям. Очень примечательное утверждение появляется в его работе «Алхимические блуждания», где он рассказывает о поиска философского камня: «Исследуй, что можешь, и то, что ты можешь, является частью того, что бы знаешь, и вот это-то ты действительно умеешь. То, что вне тебя, также и внутри тебя».

Принцип, высказанный Трисмозином, является фундаментальной догмой алхимии. Бог находится «внутри» и «снаружи» всех вещей. Он проявляет себя через рост, направленный изнутри наружу, через борьбу за выражение и проявление. Рост и умножение золота является не бо льшим чудом, чем произрастание из маленького семени куста, в 1000 раз большего этого семени. Если это может случиться с семенем растения, то почему бы этому не случиться с семенем золота, если «посадить его в землю» (основные металлы) и «питать» согласно секретным алхимическим рецептам.

Алхимия учит, что бог во всем; что он есть универсальный дух, проявляющийся в бесконечном множестве форм. Бог есть духовное семя, посаженное в темную землю (материальную вселенную). Через искусство алхимии возможно вырастить и умножить это семя так, что вся вселенная субстанция будет пропитана им и станет, подобно золотому семени, чистым золотом. В духовной природе человека это называется «возрождением», в материальном теле элементов – «превращением». Каждая песчинка, по представлениям алхимиков, содержит не только семена драгоценных металлов и драгоценных камней, но и семена солнца, луны и звезд. Точно так же, как природа человека отражает всю вселенную в миниатюре, так и каждая песчинка, каждая капля воды, каждая частичка космической пыли скрыты во всех частях и элементах космоса в форме маленьких зародышей – столь малых, что даже самый мощный микроскоп не может распознать их. Есть два метода, посредством которых может быть обеспечен их рост:

1) Природа, потому что природа является алхимиком, достигающим кажущегося невозможным;

2) Искусство, посредством которого результат достигается за сравнительно короткое время, тогда как природе для этого требуется бесконечно много времени.

Истинный мудрец согласует свою деятельность с законами природы, осознавая, что искусство алхимии есть просто метод, скопированный у природы, но с помощью некоторых секретов формула в значительной степени укорачивается, а процесс интенсифицируется. Посредством этого искусства семя, которое находится внутри души камня, может расти столь быстро, что в несколько мгновений гранитный камень может превратиться в большой алмаз. Поскольку семя находится во всех вещах, алмаз можно вырастить из любой субстанции во вселенной. Из некоторых субстанций, однако, это чудо выполнить гораздо легче, потому что в них зародыши алмаза были уже давно оплодотворены и таким образом более подготовлены для оживляющего процесса искусства. Алхимия, таким образом, может считаться искусством увеличения и приведения в совершенное состояние уже имеющихся процессов. Природа может осуществлять желаемые ею цели, или нет. Но с помощью истинного искусства природа всегда достигает своих целей, потому что это искусство не подтверждено пустой трате времени или вандализму стихийных реакций.

В своей книге «История химии» Джеймс Браун приводит такие цели алхимиков :

1) Приготовление сложного вещества, называемого элексиром, универсальным лекарством или философским камнем, который обладал свойством превращения основных металлов в золото и серебро…

2) Создание гомункулуса, или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй.

3) Приготовление универсального растворителя, который бы растворял любую субстанцию.

4) Палингенез, или восстановление растений из пепла. Если бы алхимики преуспели в этом, у них была бы надежда оживлять мертвых.

5) Приготовление spiritusmundi, мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.

6) Извлечение квинтэссенции, или активного первоисточника всех субстанций.

7) Приготовление aurumpotabile, жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее действие на человеческую природу.

Тот факт, что алхимия в основе своей является лишь слегка облагороженным шаманизмом, подтверждается космогонией алхимиков, известной нам, прежде всего, по трудам Парацельса. Согласно Парацельсу, каждый из четырех первичных элементов состоит из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции. Воздух, следовательно, двойственен по природе – это осязаемая атмосфера и неосязаемая летучая субстанция, которая может быть названа «духовным воздухом». Огонь является видимым и невидимым, различимым и неразличимым. Вода понимается как состоящая из плотной жидкости и потенциальной сущности жидкой природы. Земля также имеет две сущностные части, низшая из которых неподвижная, земная, а высшая прореженная, подвижная, виртуальная. Общий термин «элементы» приложим к низшим, или физическим фазам этих четырех первичных элементов, а термин «стихийные сущности» (elementalessences, элементали) – к их невидимым, духовным составляющим.

Минералы, растения, животные и люди живут в мире, состоящем из грубой стороны этих четырех элементов, а из различных их комбинаций состоят живые организации. Подобно тому, как видимая природа населена бесчисленным количеством живых существ, так и невидимый, духовный аналог видимой природы населен существами. Парацельс разделял их на 4 группы, которые названы гномами, ундинами, сильфами и саламандрами. Он учил, что они являются на самом деле живыми существами, во многом по форме напоминающими человека, и населяют свой собственный мир, неизвестный людям в силу неразвитости их чувств, неспособных проникнуть за пределы мира грубых элементов. Парацельс пишет: «Они живут в четырех элементах: нимфы – в элементе воды, сильфы – воздуха, пигмеи – земли, и саламандры – огня. Они также называются ундинами, сильвестрами, гномами, вулканами и т.п. Каждый вид движется только в элементе, к которому он принадлежит и который для него тоже, что воздух для нас или вода для рыб, и ни один из них не может жить в элементе, принадлежащем другому виду. Каждому стихийному духу соответствующий элемент является прозрачным, невидимым и пригодным для дыхания, как и наша атмосфера». Из вышеописанной космогонии вытекает и медицинская методика, применяемая алхимиками, которая также весьма напоминает шаманский опыт. Фундаментальный принцип герметической медицины состоит в том, что все причины болезней происходят от невидимой природы человека. Согласно выкладкам Парацельса, эфирная теневая оболочка человека не распадается после смерти, но остается до тех пор, пока не распадется полностью физическая форма. Эти «эфирные двойники» видны часто на могилах и являются основанием веры в духов. Будучи гораздо тоньше в своей субстанции, нежели земные тела, эфирный двойник гораздо больше подвержен импульсам. Беспорядок в этом астральном теле является причиной многих болезней. Человек с болезненным умом может отравить свою собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая естественный ток жизненной силы, позднее проявляется как физическая болезнь. Парацельс, считая расстройства эфирного двойника наиболее важной причиной болезни, «искал способы гармонизации его субстанции, приводя в контакт с другими телами, чья жизненная энергия могла бы снабдить необходимыми элементами и была достаточно сильной для преодоления болезни, существующей в ауре страдающего. Как только устранена невидимая причина, беспокойство быстро проходит».

По Парацельсу, растения очищают атмосферу, принимая в себя окись углерода, выдыхаемую животными и людьми, но таким же образом растения могут перенимать от людей и животных болезни. Те низшие формы жизни, организмы и нужды которых отличны от людских, способны ассимилировать эти субстанции без вреда. Иногда же растения или животные умирают, жертвуя собой ради более разумных и, следовательно, более полезных созданий, которые при этом выживают. В любом из этих случаев пациент постепенно выздоравливает.

Философский камень.

Рецептура философского камня была неоднократно описана в многочисленных алхимических трактатах, но в такой форме, что никто, а часто и сам алхимик, не мог ничего понять. Некоторые из этих «рецептов» составлены относительно ясно, как, например, пропись для изготовления философского камня в «Химическом своде» Базилиуса Валентиниуса. Если некоторые важнейшие данные в ней и зашифрованы алхимическими символами, то их разгадка все же довольно проста. Там описывалось изготовление химическим путем кроваво-красной жидкости из ртутной руды путем растворения последней в царской водке; смесь, в конце концов, нагревали в течение нескольких месяцев в закрытом сосуде – и волшебный эликсир готов. Следует заметить, что в некоторых деталях все алхимические рецепты совпадают. Часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное негигроскопичное вещество. При получении его из ртути и других составных частей, вещество несколько раз изменяет свою окраску – от черной к белой, затем к желтой и, наконец, к красной. Профессор Ван Ниевенбург в 1963 г. решил повторить многочисленные операции алхимиков. В одном из опытов он действительно наблюдал описанные изменения окраски. После удаления всей ртути, введенной по прописям алхимиков, а также ее солей путем разложения при высоких температурах или возгонкой, он получил очень красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы были химически чистым хлорауратом серебра. Возможно, что это соединение и было тем самым философским камнем, который в силу высокого содержания в нем золота (44 %) мог вызвать желаемое превращение – скажем, поверхностное золочение либо сплавление с неблагородными металлами. Понятно, что с помощью этого соединения нельзя было наколдовать больше золота, чем оно само содержало.

Гомункулус.

Помимо опытов по созданию философского камня и всеобщего растворителя алхимики пытались постигнуть тайны происхождения жизни и, сравнившись в этом с самим богом, создать искусственное существо – гомункулуса (от лат. «homunculus» — человечек). Античность знала много искусственных существ – от медного быка Молоха, проглатывающего осужденных и изрыгавшего из ноздрей дым, до шагающих статуй, охранявших покои царских усыпальниц. Однако все они были лишены самого главного качества, которое делает вещь живой, — души.

Наибольшую известность в деле оживления мертвой материи приобрел один из первых европейских алхимиков Альберт Великий. В то же самое время над сотворением искусственного человека бился испанский алхимик Арнольд де Вилланова, чьи достижения позже использовал Парацельс, создавший подробный рецепт выращивания гомункулуса. Рецепт таков: необходимо поместить в колбу-реторту свежую человеческую сперму, затем запечатать сосуд и закопать его на 40 дней в конский навоз. В течение всего периода «созревания» гомункулуса надо непрестанно произносить магические заклинания, которые должны помочь зародышу обрасти плотью. По истечении этого срока колба открывается и помещается в среду, температура которой соответствует температуре лошадиных внутренностей. 40 недель маленькое существо, родившееся в колбе, нудно ежедневно подпитывать небольшим количеством человеческой крови. Парацельс заверял, что если все сделать правильно, то на свет появится младенец, который затем вырастет до нормальных размеров и будет отвечать на самые сокровенные вопросы. В оккультной литературе того времени имелись и другие рецепты изготовления гомункулусов, но все они так или иначе перекликались с учением Парацельса и отличались от него лишь деталями. Выращивание гомункулусов считалось не только трудным, но и опасным занятием, т.к. неверные действия могли породить ужасное чудовище. Угроза исходила и со стороны церкви, которая запрещала под страхом смертной казни производить человека неестественным образом. Но тяга к «высшему знанию» для алхимиков всегда была сильнее церковных догматов: то и дело находились храбрецы, заявлявшие, что они покорили неодушевленную природу.

Голем.

На рубеже XVI – XVII вв. появилась легенда о равнине Иегуде-Леве Бен-Бецалеле и его детище Големе. Иегуда (известный так же как Махарал ми-Праг) родился в г. Познань. Самые известные его сочинения: «Тропы мира», «Слава Израиля» и «Вечность Израиля». Кроме религиозных трудов Иегуда написал много книг по астрономии, алхимии, медицине и математике. Он искал формулу оживления, полагаясь на указания Талмуда, в котором говорится, что, если бы праведники захотели создать мир и человека, они смогли бы сделать это посредством перестановки букв в непроизносимых именах бога. Поиск привел Иегуду к созданию искусственного существа по имени Голем. Жизнь в нем поддерживалась магическими словами, имеющими свойство притягивать из вселенной «свободный звездный ток». Слова эти были написаны на пергаменте, который днем вкладывался в рот Голема, а ночью вынимался, чтобы жизнь покинула это существо, т.к. после захода солнца тот становился буйным. Однажды Иегуда перед вечерней молитвой забыл вытащить изо рта Голема пергамент, и тот взбунтовался. Когда в синагоге закончили читать 92 псалом, на улице раздался страшный крик. Это мчался Голем, убивая всех на своем пути. Иегуда с трудом догнал его и порвал пергамент. Голем тут же превратился в глиняный чурбан, который до сих пор показывают в Пражской синагоге на ул. Алхимиков.

Позже говорили, что секретную формулу оживления Голема сохранил Элеазар де Вормс. Она занимала 32 столбца рукописного текста и требовала знание «алфавита 221 ворот», который используется при заклинаниях. Также упоминалось о том, что на лбу глиняного человека нужно было написать слово «ЭМЭТ», означающее «истина». Тоже слово, но со стертой первой буквой «МЭТ», переводилось как «смерть» и превращало Голема в неодушевленный предмет.

Огромный интерес к такого рода экспериментам проявляли и розенкрейцеры, усвоившие и развившие традиции алхимии. Вот что написано в секретных розенкрейцеровских актах: «В сосуде смешивается майская роса, собранная в полнолуние, две части мужской и три части женской крови от чистых и целомудренных людей. Сосуд ставится на умеренный огонь, отчего внизу отложится красная земля, верхняя же часть отделяется в чистую склянку и время от времени подливается в сосуд, куда еще подливается один гран тинктуры из анимального царства. Через некоторое время в колбе будет слышен топот и свист, и вы увидите в ней два живых существа – мужчину и женщину, совершенно прекрасных… Путем определенных манипуляций можно поддерживать их жизнь в течение года, причем от них можно узнать все, что угодно, ибо они тебя будут бояться и почитать».

Представьте себе, что перед Вами небольшой бассейн. В него поместили крабов. Вода в нем не содержит растворимых солей кальция, столь необходимых для построения их панцирей. В ней находятся только растворимые соли магния. В этом Вы лично убедились. Затем Вы несколько раз с перерывами побывали на территории бассейна, где увидели, как растут крабы. При этом на Ваших глазах проводились экспресс-анализы содержания магния в воде бассейна. Они показали постепенное уменьшение его содержания при отсутствии кальция. А крабы-то росли, увеличивались и их панцири, содержащие кальций. Это озадачивает. Выявилось, что крабы оказались в экстремальной ситуации, и в условиях отсутствия солей кальция в воде бассейна, начали извлекать из нее соли магния, превращать магний в кальций и продолжать строить свои панцири из солей кальция. В это как-то не верится. Какое-то аномальное явление! Крабы оказались способными осуществлять превращение (трансмутацию) одного стабильного химического элемента – в другой, то есть осуществлять холодную ядерную реакцию – холодный термояд.

Этот эксперимент, в котором Вы мысленно участвовали, в реальной действительности провел в 1959 году французский исследователь Луи Кервран. Он же подметил, что куры, не получая солей кальция в потребляемых ими продуктах питания и воде, несут яйца в скорлупе, содержащей вышеупомянутый химический элемент. По его мнению, куры превращают калий, которого много в скармливаемом ими овсе, в кальций. Оказывается, что еще не вылупившийся цыпленок содержит в четыре раза больше кальция, чем было в яйце, из которого он появился, при почти неизменном весе скорлупы. Л.Кервран наблюдал и рост испанского мха на медной проволоке при отсутствии почвы.

Были и другие естествоиспытатели, подмечавшие, по их мнению, явления трансмутации стабильных химических элементов в органическом мире. Назовем некоторых из них. Так ганноверский барон Альбрехт фон Герцееле еще в 1873 году написал книгу «Происхождение неорганических веществ», в которой показал, как растения могут превращать фосфор в серу и магний в кальций. Француз Пьер Беранже в 1958 году показал, как при прорастании семян в растворе марганцевых солей происходит исчезновение марганца и появление железа. По этому поводу он опубликовал статью в научном журнале под названием «Мои результаты невероятны».

Вышеприведенные эксперименты Л.Керврана и наблюдения других исследователей с соответствующими выводами о трансмутации не воспринимались научной общественностью по причине их необычности, не укладывающейся в принятые научные догмы; были сомнения и в корректности проведения исследований. Но с течением времени становилось все больше наблюдений и экспериментов, показывающих реальность превращения одних стабильных химических элементов в другие различными представителями органического мира. А японский ученый Хизатоки Комаки в 1993 году на Международной конференции по холодному ядерному синтезу подтвердил достоверность ранее приведенных экспериментов Л.Керврана и выводов из них.

Не остался без внимания и человек как объект исследования на его возможную способность к превращению стабильных химических элементов. И в этом большая заслуга новосибирского ученого, академика В.П.Казначеева, убежденного сторонника проявления холодных ядерных реакций – холодного термояда, или как он называет – биотермояда – в человеке и в других представителях органического мира. В.П.Казначееву удалось установить, что по мере старения человека в его организме происходит превращение тяжелых стабильных нерадиоактивных изотопов в легкие, причем с выделением энергии. Имеется в виду потеря изотопа углерода 15 и накопление углерода 12. Были выявлены превращения и других элементов в человеке. По мнению В.П.Казначеева, в живой клетке осуществляется не только макромолекулярный белковый процесс (горение, окисление), но и неизвестный нам феномен холодного биотермояда. По исследованиям В.П.Казначеева, определенные бактерии способны переводить марганец 54 в изотоп железа 55.

В этой связи появление железо-марганцевых конкреций (мелких шарообразных скоплений минералов) на дне морей и океанов возможно обязано превращению марганца в железо в бактериальной среде донного ила.

В публикациях были попытки дать объяснение механизму трансмутации химических элементов. Высказывалось мнение, что в живой клетке осуществляются процессы холодного ядерного синтеза посредством митохондрий, представляющих собой структурно обособленные образования в клетке, ответственные за ее энергетику. Отмечают, что мыслительная деятельность человека связана с ядерными процессами, протекающими в его мозгу. А сами эти процессы носят характер триггеров – спусковых механизмов, запускающих все жизненные функции, протекающие в организме.

Человек представляет собой систему с высоким уровнем самоорганизации. В этой связи он имеет все данные для осуществления в определенных пределах саморегуляции наличия в своем организме химических элементов, необходимых для его жизнедеятельности и превращает при необходимости одни из них в другие посредством холодных ядерных реакций. Такая возможность представляется реальной в свете всего вышеизложенного материала, а в подтверждение можно привести такой факт. Ученые выявили, что негры одного племени в Африке в продуктах питания и используемой воде не получают несколько химических элементов, необходимых для их жизнедеятельности, но чувствуют себя здоровыми, количество же упомянутых компонентов в их органах не только сохраняется с течением времени, но иногда и увеличивается. Можно с большой достоверностью предположить, что механизм превращения одних химических элементов в другие в человеческом организме неизбежно сработает в процессе его адаптации к голоданию, болезни, перенесению других стрессовых ситуаций, приспособлению к условиям жизни в определенной географической или климатической зоне со всеми ее специфическими особенностями.

Низкоэнергетические ядерные реакции, осуществляемые во время технических экспериментов, и холодный термояд в биологических системах имеют свою специфику и отличаются друг от друга, но у них есть одна общность – выделение энергии в процессе превращения стабильных химических элементов, превышающая энергию, затрачиваемую на их осуществление. Данный факт имеет фундаментальное значение для выявления новых закономерностей ядерных и внутриядерных взаимодействиях и создания новейших энергетических установок. Намечаются и перспективы творческих поисков в новом научном направлении у физиков, химиков, биологов, медиков, агрохимиков, почвоведов, микробиологов и других специалистов.

Способность биологических систем к осуществлению холодных ядерных реакций – холодного термояда – может быть признана неотъемлемой особенностью живого вещества. Данный факт свидетельствует о колоссальной и пока еще таинственной силе жизни, способной преобразовывать одни стабильные химические элементы в другие. В этой связи уместен такой вопрос: вышеуказанная способность организмов была придана им Творцом при создании мира или возникла на определенном этапе развития жизни на земле. На каком именно? Как это вообще могло осуществиться?

Современное знание о человеке, его способностях и возможностях физиологии и энергетики сопоставимы с небольшой макушкой айсберга, возвышающегося над водой. А все наиболее полное знание о человеке представляет собой огромное, спрятанное под водой тело, называемое «Тайной мудростью человеческого организма», к которой попытался прикоснуться в своей известной книге того же наименования врач А.С.Залманов.

В условиях современного бурного развития науки и техники приходится наблюдать, как некогда отвергаемое старое получает признание и приобретает современное обличие, а фантастические идеи становятся реальностью, и этот процесс нельзя остановить.

Алхимия вторгается в современную науку

Последние годы ушедшего столетия ознаменовались успехами в осуществлении экспериментальных низкоэнергетических ядерных реакций и холодного ядерного синтеза, приводящих к превращению одних стабильных химических элементов и синтезу других.

Первые такие эксперименты были проведены в 1922-28 годах во Франции профессорами Сорбонны Фрейндлером и Шпиндлером. Но их результаты не были восприняты физиками-теоретиками. Позднее аналогичные эксперименты проводились в США и других странах. В России экспериментировали А.В.Болотов, В.П.Аликин, А.В.Уразов, И.В.Филимоненко. Следует упомянуть П.А.Королькова, П.В.Неймана, Н.Г.Докусову, доказывающих возможность превращения стабильных химических элементов. Но результаты экспериментаторов и сама идея трансмутации отвергались авторитетами с формулировкой «Этого не может быть!» Однако рассматриваемая проблема привлекала внимание многих ученых, и в период с 1993 по 1998 годы прошли пять международных симпозиумов и конференций по холодному ядерному синтезу и трансмутациям ядер с оживленными дискуссиями по проведенным экспериментам. Превращения элементов осуществили в 1998 г. Флейшман и Ронс. В 1996г. прошла вторая конференция по малоэнергетическим ядерным реакциям с изданием фундаментального труда «Развитие технологии превращения элементов». В 1998г. в канадском городе Ванкувуре были продемонстрированы явления трансмутации элементов при низких энергиях. Во время осуществления некоторых электролитических процессов были выявлены превращения элементов не объяснимые современной физической химией и электрохимией.

Исследователям удавалось раньше посредством ядерных реакций преобразовать свинец в золото, но оно оказалось очень дорогим в связи с большими энергозатратами на его получение.

Но недавно в нескольких зарубежных научно-исследовательских центрах и в нашей стране в институте имени Курчатова в экспериментальных условиях на малых энергиях удалось получить золото путем превращения других стабильных химических элементов. Оно оказалось вполне конкурентоспособным при сравнении с его природным аналогом. Осуществилась наконец вековая мечта алхимиков о трансмутации элементов и превращении неблагородных металлов в благородные! Пока еще не разработана технология поточного получения золота из других элементов периодической системы, и золотоискателям не грозит безработица. Но в недалеком будущем у золотодобывающей промышленности могут возникнуть серьезные проблемы.

В настоящее время накопился большой экспериментальный материал по превращению стабильных химических элементов посредством ядерных реакций на низкоэнергетическом уровне. Его уже нельзя игнорировать.

В августе 2000 года в Санкт-Петербурге прошла Шестая Международная конференция на тему «Современные проблемы естествознания». Один из участников – итальянский физик Монти Роберто А., профессор из Больньи выступил с докладом о низкоэнергетических ядерных реакциях. В конце своего доклада он заявил: «Физика XXI века будет физикой ядерных реакций с низкой энергией и возрождением алхимии».

Оригинал статьи находится на сайте За кадры

на журнал "Человек без границ"


В начале двадцатого века один французский школьник, мечтавший о карьере ученого, стал замечать странности у кур в отцовском курятнике. Разгребая лапами землю, они постоянно клевали крупинки слюды, кремнистого вещества, присутствующего в почве. Никто не мог объяснить ему, Луи Керврану (Lois
Kervran), почему куры предпочитают именно слюду и почему каждый раз, когда птицу забивали на суп, в ее желудке не было никаких следов слюды; или почему куры ежедневно несли яйца в кальциевой скорлупе, хотя они очевидно не потребляли никакого кальция из почвы, в которой постоянно не хватало извести. Прошло много лет, пока Кер-вран понял, что куры могли превращать один элемент в другой.

P.S. В 1873 году Фон Херцель опубликовал работу «Происхождение неорганических веществ». Ему принадлежит фраза: «Не земля рождает растения, а растения землю.»
Проведенные им с 1875 по 1883 года несколько сотен экспериментов убедили его в возможности биологических трансмутаций. Стоит заметить, что эксперименты по выращиванию растений из семян (или других частей растения) в герметичных колбах, на гидропонике с контролем состава питательного раствора и др, а также химический анализ золы выполнены на довольно высоком профессиональном уровне.
Хотя тема биологической трансмутации воспринимается сегодня исключительно как лженаука, за более чем 130 лет никто так и не попытался (во всяком случае в научной литературе не упоминаются) провести подобные эксперименты, что бы определить валидность (доказать или опровергнуть) результатов Херцеля.

Термин «искусственный интеллект» (ИИ) уже давно появляется чаще в научной литературе, чем в фантастике. Собираются многотысячные симпозиумы, выпускаются книги, журналы и даже учебники, озаглавленные «Искусственный интеллект». Можно ли ожидать в них увидеть инструкцию по созданию ИИ? Непосвященный человек, видимо, весьма удивится, ознакомившись с данными материалами и не най-дя почти никакой связи с бытовым понятием ИИ, почерпнутым из художественных книг и фильмов. Сейчас ИИ - это, скорее, наименование большого направления научных исследований, связанных с решением частных задач автоматиза-ции и с моделированием отдельных элементов человеческого мышления. Как ни странно, почти нет специалистов в области ИИ, которые бы сказали, что занимаются созданием настоящего (сильного или универсального) искусственного интеллекта. Немалое их число может даже отрицать саму возможность его существования, сравнивая искусственный интеллект с философским камнем в алхимии.

На заре возникновения области ИИ настроения ученых были совершенно иные. Многими энтузиастами полагалось, что создание настоящего искусственного интеллекта, не уступающего человеческому, - дело нескольких десятилетий. Эти ожидания не оправдались, что нередко рассматривается как неудача всего направления исследований. «Профессионалы» теперь не питают наивных иллюзий о реалистичности собственноручного создания сильного ИИ и руководствуются в своей работе прагматическим подходом, занимаясь разработкой самых разнообразных прикладных «интеллектуальных технологий» (слабого ИИ), образующих столь пеструю мозаику, что в ней сложно увидеть какую-то общую картину. И, тем не менее, имеется глубокая связь всех исследований в области ИИ, как бы представляющих проекции одного интеллекта на разные плоскости. Стоит попытаться восстановить имеющуюся сейчас картину, на-чиная с самого начала.

Обычно момент начала разработок в области искусственного интеллекта относят к 1950-м годам - немногим после создания первых компьютеров. Считается, что само понятие ИИ было закреплено в 1956 году в названии семинара, проходившего в Дартмутском колледже, а в 1960-х годах приобрело широкое распространение. В 1969 году прошла 1-я Международная объединенная конференция по искусственному интеллекту. Но неужели до этого люди не задумывались о возможности воссоздания разума?

К примеру, не секрет, что термин «робот» был впервые использован чешским писателем Карелом Чапеком в пьесе «Р.У.Р.» 1921 года, а мифы об искусственно созданных человекоподобных существах уходят в гораздо более глубокое прошлое. Так, в средневековой Европе алхимики пытались создать гомункулусов - искусственных существ, подобных человеку. Еще раньше возникли мифы об оживлении голе-мов (существ из неживой материи) с помощью каббалистической магии. Легенды об искусственных существах есть у многих древних народов.

Самостоятельно вдохнуть жизнь в мертвую материю!.. Это было вполне естественной мечтой, ведь именно так люди могли сравниться со своими богами. И по этой же причине подобные желания часто рассматривались как еретические, а искусственные существа считались уделом черной магии. И до сих пор можно услышать религиозные возражения против возможности создания искусственного интеллекта.

Однако в пользу воспроизведения, по крайней мере, некоторых способностей живых организмов говорили чисто практические соображения. По сути, вся история техники - это история замены или дополнения живого искусственным: колесо вместо ног, рычаг вместо мускулов. Но подобные изобретения - лишь инструменты, которыми управляет человек. Сами по себе они не проявляют свойств живых организмов, не обладают собственным поведением.

Неужели не было попыток разработки «самостоятельных» механизмов? Ведь в сказках всегда встречаются так желан-ные людьми скатерть-самобранка или ковер-самолет и многие еще более самостоятельные вещи. Но сказку никак не получалось превратить в быль. На практике созданию таких предметов мешало то, что мышление традиционно считалось чем-то нематериальным, а значит, неподвластным для вос-произведения в обычной технике. Даже орган мышления долгое время не получалось точно установить: им считались то сердце, то печень. Тем не менее, не только вымышленные, но и вполне реальные искусственные существа имеют давнюю историю. В разных странах и в разные времена были созданы многочисленные механические птицы, музыканты, играющие на различных инструментах, танцовщицы и прочие разнообразные механические игрушки. Попытки автоматизировать ремесленный труд тоже проводились задолго до появления компьютеров. Разного рода станки особенно широко стали распространяться в XVIII веке. Все эти механизмы совершали какие-то самостоятельные действия, чем заметно отличались от обычных инструментов, оживающих лишь в руках человека.

Однако живое от обычной техники всегда отличала не только собственная активность, но также сложность поведения и способность реагировать на внешние воздействия. Представьте себе автомат, выполняющий жестко заданные действия вне зависимости от их целесообразности, к при-меру, штамповочный автомат на пустом конвейере. Вряд ли он будет восприниматься живым. Напротив, почти жи-вым будет казаться, скажем, робот-игрушка, не выполняющий никаких утилитарных функций, но реагирующий на ситуацию так же, как и домашнее животное. Способность к такой реакции, характерная для любого живого организма, означает наличие мышления или каких-то его зачатков.

Что значит думать? Думаете ли вы все время? Чем занят ваш мозг? Давайте посмотрим, к каким ситуациям применим глагол «думать». Обычно говорят, что человек думает над какой-то задачей или проблемой: ученик думает над вопросом учителя; философ думает о проблеме бытия; шахматист думает над игровой задачей. В качестве предмета мышления может выступать какая-то загадка, вопрос, школьная задачка, ситуация в некоторой интеллектуальной игре, жизненная проблема и т. д. Во многом мышление - это процесс решения проблем. Когда кто-то слишком быстро отгадывает какую-то загадку, ему могут возмущенно сказать: «ты знал!», - поэтому если для какой-то задачи ответ заранее известен, мышление особо и не нужно. Другими словами мышление «включается» в ответ на задачу, проблемную ситуацию, для которой нет готового решения.

Чтобы техника воспринималась хоть немного «живой», она должна уметь правильно разрешать новую для себя ситуацию, т. е. обладать хоть какими-то зачатками интел-лекта. Сколько бы изобретатели ни старались, им никак не удавалось достичь сходства в поведении своих детищ хотя бы с животными, не то что с человеком. Некоторые шли на прямой обман. Наиболее известным случаем является шахматный аппарат Кемпелена, внутри которого прятался живой человек. Этого «искусственного» игрока до разоблачения успели продемонстрировать многим правителям, в числе которых был и Наполеон. Справедливости ради нужно отметить, что Вольфганг фон Кемпелен был изобретателем и ряда реально действующих машин, в частности, «говорящей» машины, имитировавшей голос ребенка с помощью системы паровых клапанов.

Предпринимались попытки создания машин, которые бы помогали человеку и в умственной деятельности. Проще всего автоматизировались арифметические операции, которые к тому же были весьма востребованными. Первые арифметические машины, видимо, появились еще до нашей эры. Однако наиболее известными являются машины Блеза Паскаля, построенные им на основе часового механизма в XVII веке.
В те времена умением считать обладал не каждый человек, и, конечно, это умение тогда еще не усматривалось у животных. Не удивительно, что арифметические вычисления признавались примером сложной умственной деятельности (это сейчас мы их считаем не особо интеллектуальным занятием; в противном случае мы бы вынуждены были признать, что компьютеры в чем-то умнее нас). Возможность автоматизации элементов умственной деятельности, не доступных животным, позволила Паскалю высказывать весьма смелые для XVII века мысли о возможности механического воспроизведения мышления в целом. Ведь идея небожественности мышления могла показаться гораздо более кощунственной, чем, например, идея гелеоцентризма. Еще раньше Рене Декарт рассуждал о человеке как о машине (при этом он, правда, не отрицал существования отдельной «мыслящей субстанции»).

Помимо арифметических машин предлагались устройства для автоматизации и других форм умственной деятельности, например машины для поиска книг в библиотеках или машины для сравнения идей («идеоскопы» С. Н. Корсакова).

Казалось бы, все эти вполне удачные машины являются прообразами современных бытовых и промышленных роботов, и как раз их развитие должно было привести к возникновению области искусственного интеллекта. Однако увлечение «механической жизнью» закончилось в XIX веке, наткнувшись на непреодолимые препятствия.

Причина заключалась не столько в малой пригодности механики для реализации сложных систем управления, сколько в том, что изобретатели имитировали лишь особенности внешнего поведения без понимания обеспечивающих его внутренних процессов. Каждый механизм был уникальным произведением технического искусства (слово «техника» в древности как раз и означало «искусство» или «мастерство»). Даже более сложные человекоподобные устройства, сконструированные в 1920-х годах на новой элементной базе, не преодолели этого ограничения. И лишь с изобретением компьютеров стало возможным появление науки об искусственном интеллекте.

Но разве основой современных компьютеров не являются арифметические машины, которые существовали уже многие века? Однако подумайте, что для вас компьютер? Что является его основной отличительной особенностью? Несмотря на то, что многие люди не понаслышке знакомы с потенциально почти безграничными возможностями использования компьютеров, до сих пор бытует мнение, будто компьютер - это просто большой калькулятор, основная задача которого - считать.

Это серьезное заблуждение. Будет не слишком большим преувеличением сказать, что изначально компьютеры разрабатывались с единственной целью - моделировать мышление, а не производить вычисления. И хотя изобретение разнообразных механических устройств сыграло в этом определенную роль, появлению компьютеров мы обязаны, в первую очередь, весьма абстрактным теоретическим работам математиков.