Физические качества и их воспитание. Развитие физических качеств

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. Проявление этих качеств зависит от возможностей функциональных систем организма, их подготовленности к дви­га­тель­ным действиям.

К ос­нов­ным физическим качествам относят силу, быстроту, ловкость, выносливость и гиб­кость.

Воспитание силы .Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. В слу­чае преодолевающей работы под силами сопротивления понимают силы, направленные против движения; при уступающей работе – силы, действующие по ходу движения.

Как известно, мышцы могут проявлять силу:

● без изменения своей длины (статический (изометрический) режим);

● при уменьшении длины (преодолевающий (миометрический) режим);

● при увеличении длины (уступающий (полиометрический) режим).

Преодолевающий и ус­ту­па­ющий режимы объединяются понятием «динамический режим».

Так как в этих условиях характер двигательных действий различен, приведенное деление можно принять за классификацию основных видов силовых способностей.

Общая задача в про­цес­се многолетнего воспитания силы как физического качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обес­пе­чить возможность высоких проявлений в раз­но­об­раз­ных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т. д.).

Средствами воспитания силы являются упражнения с по­вы­шен­ным сопротивлением – силовые упражнения. В за­ви­си­мос­ти от природы сопротивления силовые упражнения делятся на две группы: упражнения с внеш­ним сопротивлением; упражнения, отягощенные весом собственного тела.

Упражнения с внеш­ним сопротивлением . В ка­честве внешнего сопротивления обычно используют:

● вес предметов;

● про­ти­во­действие партнера;

● соп­ро­тив­ле­ние упругих предметов;

● соп­ро­тив­ле­ние внешней среды (например, бег по глубокому снегу).

Упражнения ,отягощенные весом собственного тела (например, подтягивание на перекладине).

Применяются также упражнения, в ко­то­рых отягощение весом собственного тела дополняется весом внешних предметов.

Упражнения с тя­жес­тя­ми удобны своей универсальностью: с их помощью можно воздействовать как на самые мелкие, так и на самые крупные мышечные группы; эти упражнения легко дозировать. В то же время их отличает ряд нежелательных черт, так как положение в уп­раж­не­ни­ях с тя­жес­тя­ми часто связано со статическим удержанием груза.

Воспитание быстроты . Подбыстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а так­же время двигательной реакции.

При оценке проявлений быстроты различают:

● ла­тентное время двигательной реакции;

● ско­рость одиночного движения (при малом внешнем сопро­тивлении);

● час­то­ту движений.

Во многих движениях, выполняемых с мак­си­маль­ной скоростью, различают две фазы: фазу увеличения скорости (фазу разгона) и фа­зу относительной стабилизации скорости. Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй – дистанционная скорость. Способность быстро набирать скорость и спо­соб­ность передвигаться с большой скоростью относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и не­вы­со­кой дистанционной скоростью, и на­обо­рот.

Воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с вос­пи­та­ни­ем других физических качеств и со­вер­шенство­ва­ни­ем техники.

В ка­честве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с мак­си­маль­ной скоростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять трем требованиям:

● тех­ни­ка должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях;

● они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения волевые основные усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

● их продолжительность должна быть такой, чтобы к кон­цу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Скоростные упражнения относятся к ра­бо­те максимальной мощности, продолжительность которой не превышает даже у ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спортсменов 20–22 с.

В чис­ле методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прог­рес­си­ру­юще­го и пе­ре­мен­но­го упражнения. Основная тенденция в дан­ном случае – стремление превысить в за­ня­тии свою максимальную скорость.

Быстрота, скоростные возможности требуются как в цик­ли­чес­ких, так и в це­лом ряде ациклических видов спорта (таких, как фехтование, бокс, спортивные игры, бег на разные дистанции, игры с мя­чом), трудовых и бы­то­вых движениях.

Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное состояние возбудимости ЦНС, которое может быть достигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому скоростные упражнения в за­ня­тии обычно располагают ближе к на­ча­лу; в сис­те­ме занятий их планируют в ос­нов­ном на первый или второй день после дня отдыха.

Воспитание ловкости . Всякое произвольное движение направлено на решение какой-ли­бо конкретной двигательной задачи. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частнос­ти требованиями к сог­ла­со­ван­нос­ти одновременно и пос­ле­до­ва­тель­но выполняемых движений. Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости.

Двигательная задача будет выполнена, если движение соответствует ей по своим пространственным, временным и си­ло­вым характеристикам, т. е. ес­ли оно достаточно точно. Точность движения является вторым мерилом ловкости.

Ловкость определяют, во-пер­вых, как способность быстро овладевать новыми движениями и, во-вто­рых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в со­от­ветствии с тре­бо­ва­ни­ями внезапно меняющейся обстановки.

Воспитание ловкости складывается, во-пер­вых, из воспитания способности осваивать координационные, сложные двигательные действия, во-вто­рых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в со­от­ветствии с ме­ня­ющейся обстановкой. Основным путем воспитания ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и уме­ния­ми. Это приводит к уве­ли­че­нию запаса двигательных навыков и по­ло­жи­тель­но сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора.

Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей, с ко­то­ры­ми должны справляться занимающиеся. Эти трудности слагаются в ос­нов­ном из требований:

● к точ­нос­ти движений;

● их взаимной согласованности;

● к вне­зап­нос­ти изменения обстановки.

В про­цес­се воспитания ловкости используются разные методические приемы, стимулирующие более высокое проявление двигательной координации.

Упражнения, направленные на развитие ловкости, довольно быстро ведут к утом­ле­нию. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и да­ет малый эффект при наступившем утомлении. Поэтому при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а са­ми упражнения стараются выполнять тогда, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.

Воспитание выносливости .Выносливостью называется способность противостоять утомлению в ка­кой-ли­бо деятельности.

Одним из основных критериев выносливости является время, в те­че­ние которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.

Общая выносливость – это способность выполнять работу с не­вы­со­кой интенсивностью в те­че­ние продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения. Для воспитания общей выносливости служат циклические упражнения (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде).

В качестве методов воспитания общей выносливости могут использоваться непрерывный, повторный, переменный, интервальный и сме­шан­ные.

Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в оп­ре­де­лен­ной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление. Различают следующие виды специальной выносливости: скоростную, силовую, статическую.

В про­цес­се воспитания выносливости требуется решить ряд задач по всестороннему развитию функциональных свойств организма, определяющих общую выносливость и спе­ци­аль­ные виды выносливости.

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в про­цес­се занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функцио­наль­ным сдвигам, что внешне выражается в улуч­ше­нии выносливости.

При воспитании выносливости с по­мощью циклических и дру­гих упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:

● аб­со­лют­ная интенсивность упражнения (скорость передвижения и т. д.);

● про­дол­жи­тель­ность упражнения;

● про­дол­жи­тель­ность интервалов отдыха;

● ха­рак­тер отдыха (активный либо пассивный) и фор­мы активного отдыха;

● чис­ло повторений упражнения.

В за­ви­си­мос­ти от сочетания этих факторов будут различными не только величина, но и – главное – качественные особенности ответных реакций организма.

Воспитание гибкости . Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-дви­га­тель­но­го аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. Различаютактивную гибкость (проявляемую в ре­зуль­та­те собственных мышечных усилий) ипас­сив­ную (выявляемую путем приложения к дви­жу­щейся части тела внешних сил).

Гибкость зависит от эластичности мышц и свя­зок. Эластические свойства мышц могут в зна­чи­тель­ной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов. Существенное значение в ог­ра­ни­че­нии подвижности имеет возбуждение растягиваемых мышц, имеющее охранительную природу.

Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды, суточной периодики, утомления. Неблагоприятные условия, ведущие к ухуд­ше­нию гибкости, можно компенсировать разогреванием с по­мощью разминки.

Для воспитания гибкости используют упражнения с уве­ли­чен­ной амплитудой движения – упражнения на растягивание. Они делятся на две группы – активные и пас­сив­ные. При ак­тив­ных движениях увеличение подвижности в ка­ком-ли­бо суставе достигается за счет сокращения мышц, проходящих через этот сустав; в пас­сив­ных используются внешние силы.

После активных упражнений увеличенные показатели гибкости сохраняются дольше, чем после пассивных.

Высокие требования к гиб­кос­ти предъявляют различные виды спорта (художественная и спор­тив­ная гимнастика, прыжки в во­ду и на батуте, синхронное плавание).

Поскольку гибкость легче всего развивать в детском и под­ростко­вом возрасте, основную работу по воспитанию гибкости надо планировать на этот период.

Физические качества – это функциональные свойства организма определяющие двигательные возможности человека.

Сила.

Сила – это степень напряжения, развиваемого мышцами. Как физическое качество, сила представляет собой способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. При оценке силовых качеств различают абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила это суммарная сила всех мышечных групп участвующих в данном движении.

Относительная сила это величина абсолютной силы, приходящая на 1 кг массы тела человека.

Сила зависит от:

количества мышечных волокон;

толщины мышечных волокон;

расположения мышечных волокон;

состояния кровеносных сосудов и т.п.

Величина максимального силового напряжения связана с нервной регуляцией (т.е. оптимальной частотой и синхронностью нервных импульсов) и от количества одновременно сокращающихся мышечных волокон. Факторы определяющие резервы развития мышечной силы:

включение дополнительных двигательных единиц в мышце;

синхронизация возбуждения двигательных единиц в мышце;

повышение энергетических ресурсов мышечных волокон;

адаптивная перестройка структуры и биохимии мышечных волокон (рабочая гипертрофия, изменение соотношения медленных и быстрых волокон);

переход от одиночных сокращений к тетаническим.

Режимы работы мышц

Общеизвестно, что развитие силы мышц происходит при преодолевание сопротивления, возникающее при подъеме тяжести, или при уступающей работе, или при статических напряжениях.

Спортивной деятельности присущи четыре специфических режима работы:

1) ациклический, характерный однократным проявлением концентрированного взрывного усилия с относительно продолжительными паузами для отдыха;

2) стартовый разгон, выражающийся в быстром наращивании скорости с места с задачей достичь как можно более высоких ее значений за кратчайшее время;

3) дистанционный, связанный с поддержанием высокой (оптимальной) скорости передвижения по дистанции;

4) переменный, включающий в себя все три указанных режима. Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, – режим работы мышцы.

Это обусловливает различные типы силовых способностей. Для развития силы в тренировке можно использовать три режима работы: преодолевающий, удерживающий и уступающий .

Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая работа называется преодолевающей. Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В таком случае их работа называется уступающей. Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием «динамический».

Различают три вида режима мышечной деятельности:

1) динамический , называемый также миометрическим , характерный для динамической работы, при которой происходят изменения длины мышц без изменения их тонуса;

2) изометрический , или статический, при котором изменяется тонус мышц, но не меняется их длина;

3) плиометрический , характерный для уступающей работы.

Большинство двигательных действий человека относится к смешанному режиму работы мышц. Каждый из названных видов режима мышечной деятельности применяют для развития силы мышц.

Изометрический и плиометрический методы развития силы стали специально использоваться в спорте только в последние 40 лет. Миометрическому методу принадлежит приоритет. Еще в начале нашего столетия появились руководства по применению упражнений с отягощением для развития силы.

Сила может быть проявлена спортсменом в динамическом или статическом (изометрическом) режимах. При этом динамическая работа мышц происходит либо в преодолевающем режиме, либо в уступающем. В первом случае работающие мышцы сокращаются и укорачиваются (например, при выжимании штанги), во втором – находясь в напряженном состоянии, они растягиваются и удлиняются (например, при амортизационном сгибании ног в момент приземления после прыжка). Кроме того, динамическую работу проходящую с разной скоростью, с различными ускорениями и замедлениями, а также с равномерным проявлением силы, называют изотоническим режимом, а при постоянной скорости движения – изокинетическим. В статическом режиме напряженные мышцы не изменяют своей длины (например, при удержании гимнастом «креста» на кольцах). Надо еще учесть баллистический характер работы мышц, с чем постоянно связаны движения спортсмена. К тому же в большинстве случаев действия спортсмена обусловлены работой многих мышц, могущих одновременно находиться в различных, мгновенно меняющихся режимах, и показывать различные величины напряжения, скорости сокращения и расслабления. Все это вы должны иметь в виду, выбирая наиболее эффективные упражнения для развития силы у своих учеников.

Первый режим характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям, а второй – постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей.

Следовательно, для развития силы различные упражнения могут выполняться в трех режимах работы: преодолевающем, уступающем и удерживающем.

Преодолевающий режим работы обычно принято называть динамическим или изотоническим. При использовании таких динамических упражнений мышечные окончания в результате сгибаний или разгибаний частей тела сближаются, а мышцы в это время утолщаются. Динамические упражнения можно выполнять с различной скоростью: медленно, с умеренной скоростью, быстро, с максимальной быстротой. Рекомендуется выполнять упражнения с максимальной быстротой, позволяющей в некоторых фазах подъема снаряда уменьшать или увеличивать скорость. Упражнения, выполняемые с оптимальной быстротой, воспитывают рациональную координацию усилий, необходимую для подъема предельных весов. Преодолевающий режим характеризуется сокращением мышц, выполняющих работу по перемещению тела и звеньев, а также по перемещению внешних объектов. В условиях, когда величина отягощения на мышцу меньше ее напряжения (биометрический режим напряжения), движение происходит с ускорением (например, выполнение метания гранаты), а когда величина отягощения соответствует напряжению мышцы (изокинетический режим), движение имеет относительно постоянную скорость (например, выполнения жима штанги с предельным весом). В обоих режимах мышца выполняет положительную работу. Преодолевающий режим является основным в тренировке представителей всех видов спорта.

При уступающем режиме работы мышцы не преодолевают сопротивление веса, а лишь удерживают его от быстрого падения. При постоянном весе чем медленнее опускание веса, тем сильнее величина мышечного напряжения. Упражнения уступающего характера целесообразно преодолевать с весами выше предельных показателей в динамических упражнениях. Упражнения с уступающим режимом работы можно выполнять после подъема снаряда вверх на прямые руки или на грудь. Наиболее удобно проделывать подобные упражнения, снимая вес со стоек соответствующей высоты или прибегая к помощи партнеров для принятия нужного исходного положения с весом. Уступающий режим характеризуется напряжением мышц при противодействии внешнему сопротивлению, когда внешнее отягощение на мышцу больше, чем ее напряжение. Несмотря на развитие напряжения к сокращению мышца удлиняется. Движение в суставах происходит с замедлением, мышца выполняет отрицательную внешнюю работу.

Растягиванием мышцы обусловливается развитие в ней напряжения (плиометрическое напряжение). Чем больше ее растяжение, тем большее напряжение она развивает (например, замах, предшествующий сокращению мышц при метании). Если работа в момент растяжения равна нулю, то при сокращении мощность ее резко возрастает. Уступающий режим работы имеет место во время опускания штанги вниз. В таких случаях чем медленнее опускание, тем сильнее величина мышечного напряжения. Величина мышечного напряжения в уступающем режиме работы значительно больше, чем в преодолевающем (на 1,2–1,6 раза). Поэтому вес штанги при уступающем режиме работы может быть большим, чем при преодолевающем режиме. Этот метод развития силы не нашел пока распространения в тренировке, хотя в практике отдельные тренеры рекомендуют атлетам не бросать штангу на помост, а медленнее опускать ее не только с целью сохранения инвентаря, но и для развития силы. Нет никакого сомнения, что сочетание подъема штанги вверх с медленным опусканием ее в принципе положительно сказывается на развитии силы, но на практике сочетание не всегда является положительным.

В связи с этим на тренировках целесообразнее специально уделять время для упражнений уступающего режима работы. Такой метод развития силы лучше применять задолго до соревнований: в подготовительном периоде и в этапе общей подготовки соревновательного периода, т.е. в то время, когда нет острой необходимости уделять особое внимание развитию скоростно-силовых качеств. Для удобства штангу рекомендуется устанавливать на стойке, высота которой будет зависеть от содержания выполняемого упражнения. При использовании этого режима работы наиболее эффективны рывковая и толчковая тяги, приседания со штангой на плечах, опускание штанги на грудь из положения фиксации ее для жима.

Выполняя движения, человек очень часто проявляет силу и без изменения длины мышц, при этом мышцы показывают свою максимальную силу. Такой режим их работы называется изометрическим, или статическим. В целом для организма изометрический режим оказывается самым неблагоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень высокую нагрузку, быстро сменяется тормозным охранительным процессом, а напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, и работоспособность быстро падает. Удерживающий режим работы называют еще методом изометрических, или статических, напряжений. При использовании этого метода длина мышцы не меняется и объект, к которому приложены усилия, также остается неподвижным. Простейшими примерами этого метода являются различные упоры руками вверх, вниз, в стороны, вперед, вниз, как бы стремясь сдвинуть предмет. Удерживающий режим характеризуется полным соответствием величины отягощений мышечному напряжению (изометрический режим). В результате выполняемая работа равна нулю.

При выполнении изометрических упражнений рекомендуется постепенно повышать усилие так, чтобы довести его до максимального на четвертной секунде. Каждое упражнение надо выполнять в течение 6–8 с, чем больше усилие, тем меньше время его выполнения. В одно занятие можно использовать 3–4 упражнения по 2–3 попытки на каждое из них. Сама тренировка с помощью изометрического метода продолжается не более 30–40 с.

Сила в той или иной степени проявляется в любом двигательном акте. Стабильность кинематических и динамических характеристик техники достигается путем развития именно силовых качеств спортсмена.

Развиваются и совершенствуются силовые качества лишь при максимальных мышечных напряжениях. Путь энергообеспечения при такой работе алактатный, в котором выделение энергии происходит за счет ресинтеза фосфорсодержащих соединений находящихся в самом мышечном волокне, он связан в основном с использованием креатинфосфата (КрФ). Этот анаэробный(безкислородный) механизм ресинтеза АТФ может функционировать до тех пор, пока не будут исчерпаны запасы КрФ в работающих мышцах. А это значит, что время работы с максимальным напряжением исчисляется несколькими секундами, после чего необходимо восстановление. Это положение и определяет методику развития силы.

Интенсивность сокращения мышц в упражнении на развитие силы должна быть больше 80% от максимальной.

Продолжительность работы в подходе составляет время 8-20 секунд и длится до исчерпания запаса КрФ, создания стресса, вызывающего увеличение концентрации в крови анаболических гормонов.

Интервал активного отдыха должен составлять 5-10 минут, до полного восстановления функциональных возможностей.

Количество повторений зависит от подготовленности и может составлять 3-15 раз.

Количество тренировочных занятий в неделю не должно превышать двух.

Методы воспитания силы:

метод максимальных усилий;

метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений;

метод непредельных усилий с максимальным количеством повторений;

метод динамических усилий.

детский воспитание бег ходьба

Воспитание физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания.

Физические качества связаны с морфофункциональными, психофизиологическими и биологическими особенностями организма ребенка. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики; дети проявляют все большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность.

Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников 9, с.24.

Быстрота рассматривается как комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Практически это проявляется в способности выполнять двигательные действия в минимальный срок .Развивать быстроту у детей помогают упражнения, выполняемые с максимальной скоростью.

Три методических условия, без соблюдения которых нельзя успешно развивать данное физическое качество: .

  • 1. способ осуществления скоростных упражнений должен позволять выполнить их в максимальном темпе.
  • 2. выполняемое упражнение должно быть предварительно хорошо освоено.
  • 3. прекращение скоростных упражнений в момент появления первых признаков утомления.

Для развития скоростных качеств следует использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на коротких дистанциях с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с предложенным темпом.

В занятиях и игровой деятельности используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на корточках, стоя на одном колене и др.).

Развитию быстроты способствуют и подвижные игры. В них, выполняя задания на скорость но сигналу, ребенок может самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации .

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки .

Для воспитания ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий - пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке, перепрыгнуть через предмет и т.д, а также метание, игры в мяч, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами, и др.). Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок .

Под физическим качеством силы понимается взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, позволяющих активно преодолевать внешние сопротивления и противодействовать внешним силам .

Данное физическое качество развивается у детей в основном методом тренировок с небольшими отягощениями. Имеющийся опыт позволяет рекомендовать: упражнения для рук (метание, жонглирование) выполнять с наполненными песком мешочками, начиная с веса 100-150 г., силу ног хорошо развивают подскоки, приседания, медленный бег.

Однако надо знать, что развитие мышечной силы в возрасте от 2 до 9 лет - очень сложное дело. Это и понятно: постоянный рост ребенка при несформировавшемся опорно-двигательном аппарате требует сугубо осторожного обращения с нагрузками. Всякое излишнее увеличение, особенно неверно выбранная нагрузка, может привести к отрицательным последствиям, ухудшить, а не улучшить здоровье ребенка .

Выносливость - способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности .

У ребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость, т. е. выносливость к продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма.

Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности. По данным В. Г. Фролова, целесообразным для воспитания общей выносливости является бег со средней скоростью, бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков. Основной формой воспитания выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, главное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу чередующемуся с ходьбой, общеразвивающим упражнениям, лазаньем и метанием. Воспитание выносливости осуществляется в процессе спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание) .

Гибкость - это способность человека выполнять движения большой амплитуды. Она связана с подвижностью в суставах, эластичностью сухожилий, связок, мышц. Зависит гибкость и от особенностей телосложения. Развитию гибкости способствует выполнение упражнений с максимальной амплитудой.

При развитии гибкости следует на физкультурных занятиях и на утренней гимнастике ограничиться общеразвивающими упражнениями (с предметами и без них). Объем и интенсивность упражнений па развитие гибкости должны увеличиваться постепенно (особенно на развитие гибкости позвоночника).

При комплексных занятиях физкультурой, направленных на развитие основных физических качеств, рекомендуется придерживаться такой последовательности: после разминки - упражнения на развитие быстроты, затем силы и выносливости; гибкость и ловкость можно совершенствовать в паузах отдыха, постепенно усложняя упражнения .

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, От их подготовленности к двигательным действиям (в дальнейшем будем применять понятие "воспитание" к процессу формирования двигательного качества, а "развитее" -- к уровню этого качества).

Воспитание силы Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных Мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой.

Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила -- суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении.

Относительная сила -- величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.

Сила измеряется с помощью динамометров. До определенного возраста абсолютная и относительная сила увеличивается и у неспортсменов, и у спортсменов, хотя у последних она всегда несколько выше.

У квалифицированных спортсменов эти данные выше. Так, средние показатели силы кисти у мужчин находятся на уровне 60--70 кг, а у женщин -- 50--55 кг.

Сила формируется посредством упражнений с отягощениями: собственного тела (выпрямление рук у упоре, подтягивание на перекладине и др.) или с применением снарядов (штанга, гири, резиновые амортизаторы и др.).

Величину отягощения можно дозировать: в процентах к максимальному весу; по разности от максимального веса (например, на 10 кг меньше предельного веса); по числу возможных повторений упражнения в одном подходе (вес, который можно поднять 10 раз).

Методы воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор зависит от цели. На учебно-тренировочных занятиях используются следующие методы воспитания силы.

Методы максимальных усилий. Упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений (90% рекордного для данного спортсмена). При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений и 5--6 подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4--8 мин (до восстановления). Этот метод используется, чтобы максимально нарастить возможные результаты для конкретного занимающегося, и связан с воспитанием "взрывной силы", которая зависит от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нервных процессов. Так, у мастеров спорта проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени, чем у начинающих спортсменов.

Метод повторных усилий (или метод "до отказа") предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30--70% рекордного, которые выполняются сериями по 4--12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3--6 подходов.

Отдых между сериями 2--4 мин (до неполного восстановления). Этот метод чаще используется с целью наращивания мышечной массы. Оптимальным весом отягощения для развития мышечной массы будет тот, который студент может поднять (отжаться, подтянуться), выполнив 7--13 движений за один подход.

Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощении (до 30% рекордного). Упражнения выполняются сериями по 15--25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3--6 подходов, отдых между ними 2--4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества, необходимые в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции.

Как вспомогательный применяется изометрический (статический) метод, при котором напряжение мышц происходит без изменения их длины. Использование изометрического метода позволяет максимально напрягать различные мышечные группы продолжительностью 4--6 с. За одно занятие упражнение повторяется 3--5 раз с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30--60 с. Занятия с использованием изометрических упражнений занимают немного времени, для них используется весьма простое оборудование. С помощью таких упражнений можно воздействовать на любые мышечные группы, однако их эффективность меньше, чем при динамическом методе.

У людей различных конституционных типов эффект от применения силовых упражнений проявляется по-разному. Эндоморфные типы с округлыми формами, приземистостью, мощным костяком быстрее достигают результатов в силовой подготовке. Представители эктоморфных типов обычно тонкокостны, стройны, без лишних жировых депо. У них прирост объема мышц и показателей происходит медленнее. Это необходимо знать во избежание ранних и необоснованных выводов об эффективности проводимых учебно-тренировочных занятий. В то же время следует знать и помнить, что человек с любым" типом телосложения может увеличить объем и развить силу мышц путем регулярных и методически правильно построенных тренировочных занятий.

Воспитание быстроты. Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. Скорость конькобежца больше на 400--500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. Не случайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина "быстрота" используется понятие "скоростные способности". Понятие "быстрота" в физическом воспитании не отличается смысловой конкретностью. При оценке быстроты различают: латентное время двигательной реакции; скорость одиночного движения; частоту движений.

Эти проявления быстроты довольно автономны. Время двигательной реакции в ряде движений (или цикла движений) может не коррелироваться с другими проявлениями быстроты. Существенную роль играет здесь фактор наследственности. Время простой двигательной реакции у не занимающихся спортом обычно колеблется в пределах 0,2--0,3 с, у квалифицированных спортсменов -- 0,1--0,2 с. Иными словами, в процессе тренировки время реакции улучшается всего на 0,1с..

Спортивная наука и практика неоднократно подтверждали, что проявление скоростных способностей человека в одной операции или упражнении не всегда будут существенны в другом. В связи с этим само содержание процесса воспитания быстроты в спортивных или в прикладных целях должно основываться на особенностях форм его проявления, так как прямой непосредственный перенос быстроты движений происходит лишь в координационно сходных движениях.

Для воспитания быстроты широко применяются методы: повторный, переменный (с варьирующими ускорениями), игровой и соревновательный.

Воспитание выносливости. Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость -- это способность противостоять утомлению. Предмет нашего рассмотрения -- физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости -- общую и специальную.

Общая выносливость -- это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.

В этом определении свойство невысокой интенсивности весьма условно (для одного данная нагрузка может считаться невысокой интенсивности, а для другого -- высокой). Признак аэробного энергообеспечения работы является определяющим. Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнений (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).

Общая выносливость -- основа для воспитания специальной выносливости. Именно воспитанию общей выносливости, которая характеризуется Высокоэкономичной и эффективной работой сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма (включая и биохимические процессы), уделяется основное время при общей физической подготовке. Тренировке, направленной на повышение общей выносливости, уделяется время и в подготовке высококвалифицированных спортсменов.

Равномерная работа при пульсе 130--150 удар/мин, обеспечиваемая аэробными процессами в организме, в наибольшей мере способствует повышению функциональных возможностей вегетативной, сердечнососудистой, дыхательной и др. систем по Закону супервосстановления работоспособности после отдыха от проделанной работы. Именно поэтому в специальной литературе можно встретить термин "воспитание вегатативной выносливости".

Таким образом, тренировочная работа по воспитанию общей выносливости сводится к повышению тренированности вегетативных систем организма при активном кислородном обмене, совершенствованию его биохимических процессов посредством длительной работы невысокой интенсивности. Физиологи считают, что показателями аэробной выносливости являются: способность к максимальному потреблению кислорода (МПК), скорость (или время) набора МПК, длительность поддержания работопособности на околопредельном уровне МПК. Последний показатель связан с необходимостью проявить волевые усилия, умением потерпеть. Спортсмены это хорошо понимают и занимаются этим практически на каждой тренировке.

Методы воспитания общей выносливости могут варьироваться: непрерывный, повторный, переменный, интервальный и смешанные варианты выполнения упражнения.

Специальная выносливость -- это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

Различают виды специальной выносливости: скоростная, силовая, статическая.

В циклических упражнениях (бег на 100--200 м) в некоторых спортивных играх скоростная выносливость связана с возникновением значительного кислородного долга, ибо сердечнососудистая и дыхательная системы не успевают обеспечивать мышцы кислородом из-за кратковременности и высочайшей интенсивности упражнения. Поэтому все биохимические процессы в работающих мышцах совершаются в почти бескислородных условиях. Погашение большей части кислородного долга происходит уже после прекращения упражнения.

Силовая выносливость -- это способность длительное время выполнять упражнения (действия), требующие значительного проявления силы.

Выносливость к статическим усилиям -- способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Обычно в этом режиме работают лишь отдельные группы мышц. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью -- чем больше усилие, тем меньше продолжительность.

Существуют и другие виды специальной выносливости. Каждая из них характерна для какого-то трудового, бытового, двигательного действия или спортивного упражнения. Различны и методики воспитания их разновидностей и особенностей. Но главным остается два положения: наличие достаточного уровня общей выносливости и соблюдение основных педагогических принципов воспитания физических качеств.

Воспитание ловкости (координационные способности) Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой.

При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

· осваивать координационно сложные двигательные задания;

Быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);

· повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятии чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

Воспитание гибкости. Гибкость -- способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воздействуют на воспитание.

Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной деятельности. Но чаще гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высококоординированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.

Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил).

Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. При эмоциональном подъеме уже в предстартовом состоянии гибкость увеличивается, а при повышенной степени утомления растягиваемых мышц может уменьшиться. Чтобы увеличить гибкость, применяются предварительная разминка, массаж растягиваемых групп мышц или кратковременное их напряжение непосредственно перед выполнением движения. На гибкость влияют внешняя температура (низкая уменьшает гибкость), время суток (наивысшие показатели гибкости от 10 до 18 ч, в утренние и вечерние часы подвижность в суставах понижается). Как правило, физически более сильные люди менее гибки из-за высокого тонуса их мышц. Очень гибкие люди меньше способны к проявлению скоростно-силовых качеств.

Поэтому для лиц со стойкими ограничениями подвижности в суставах необходимы увеличенные -- более частые и продолжительные нагрузки в упражнениях "на растягивание". В определенные периоды они могут даваться 2--3 раза в день ежедневно (включая и самостоятельные индивидуальные занятия дома по заданию преподавателя). Напротив, для лиц с повышенными от природы показателями гибкости необходимо ограничивать упражнения в растягивании и принимать специальные меры по укреплению опорно-двигательного аппарата с помощью избирательно направленных силовых и общеразвивающих упражнений. При необходимости обеспечить значительные сдвиги в развитии гибкости за относительно сжатые сроки рекомендуются такие пропорции в упражнениях (по E.П. Васильеву): примерно 40% активных -- динамических, 40% пассивных и 20% статических упражнений. Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью (дозированной и максимальной), с отягощениями и без них. Разработаны также ориентировочные рекомендации по количеству повторений, темпу движений или времени "выдержек".

Задача акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств человека -- силы, быстроты, ловкости, гибкости -- легче решается на начальных этапах систематических упражнений, если в этот период мы развиваем силу, то улучшается и выносливость, если развиваем гибкость, то совершенствуется и силовая подготовленность. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки, т.е. общефизическая подготовка. Требуется тщательный подбор специальных упражнений в процессе тренировки, тем более что двигательные качества нервно-мышечного аппарата человека на высоком уровне развития связаны между собой обратно пропорциональной связью, т.е. при высоком уровне подготовленности развитие одного физического качества начинает тормозить развитие другого. Вот почему, например, штангисту высокого класса трудно достигнуть высоких показателей в упражнениях на выносливость, а бегуну на длинные дистанции -- в силовых упражнениях.

Физическими качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.

Обычно выделяют следующие основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Воспитание силы

Силу человека можно определить как его способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий.

Можно выделить три формы силы: абсолютная, относительная (на кг веса), взрывная.

В каждом виде спорта необходимо найти разумное сочетание этих трех форм. Например, в прыжке в высоту новичок «прилипает» в отталкивании, а мастер спорта «обжигается» о место отталкивания.

Есть три группы упражнений, способствующих развитию силы:

    упражнения внешнего отягощения (предметы отягощения, бег по воде, песку, тренажер);

    упражнения с отягощением весом собственного веса (приседание, отжимание и др.);

    изометрические упражнения (напряжения без движения);

    упражнения в сопротивлении.

Физической основой показателя развития силы является синхронное включение в работу большого количества двигательных единиц, т.е. работа на максимальных нагрузках.

Существует три метода воспитания качества силы.

Метод повторных усилий. Работа с непредельным весом, но до «отказа».

Метод максимальных усилий. Поднимание предельных или околопредельных отягощений 1-2 раза (спортсмены высокой квалификации).

Метод применения упражнений с предельным весом в максимально быстром темпе.

С возрастом силовые способности угасают, но качество силы остается долго. Каждый вид спорта имеет свою топографию развития силы.

Воспитание быстроты

Быстрота – способность выполнять движение быстро (в минимальное время).

Это качество трудно развивается и быстро угасает.

Быстрота имеет интегральное значение, т.е. развитие ее совершенствует другие качества. Быстрота может быть общей и специальной.

Проявление быстроты зависит от развития мышечной силы, овладения правильной техникой. Однако важнейшим фактором является совершенствование подвижности и силы соответствующих нервных процессов.

Основным средством воспитания быстроты являются скоростные физические упражнения, к которым предъявляются следующие требования:

а). физические упражнения должны быть заученными, чтобы внимание уделять только быстроте;

б). работа должна вестись на околопредельных скоростях, которые не вызовут изменения правильной спортивной техники;

в). необходимо найти разумное состояние дозировки нагрузки и отдыха.

Быстрота проявляется у женщин так же, как у мужчин, но вес и мышечная сила у них меньше, поэтому уровень развития быстроты ниже. В возрасте 14-25 лет наблюдается максимальное развитие качества быстроты, а дальше она угасает.

Выносливость

Выносливость – это способность к длительной деятельности без снижения ее эффективности и способность противостоять утомлению. Утомление – временное снижение работоспособности.

Существует три вида утомления: умственное, эмоциональное, физическое.

Функциональные возможности человека в упражнениях, требующих проявления выносливости, определяются наличием соответствующих двигательных навыков, владением правильной техникой, а также аэробными, анаэробными возможностями организма, т.е. способностью максимального потребления кислорода и накапливания большого кислородного долга. Различаются специальная и общая выносливости.

Общая выносливость – выносливость по отношению к продолжительной работе умеренной мощности, включающей функционирование большой части мышечного аппарата.

Наилучшим средством воспитания выносливости служат длительные, с относительно невысокой интенсивностью циклические упражнения, особенно бег (лучше кросс) и ходьба на лыжах. Рекомендуется еще заниматься греблей, ездой на велосипеде, бегом на коньках, плаванием, ходьбой в гору.

Воспитание выносливости осуществляется в несколько этапов.

Первым этапом является воспитание общей выносливости. А на базе общей идут этапы выработки специальной выносливости.

Методы воспитания общей выносливости: смешанный (только у новичков), равномерный, переменный.

Методы воспитания специальной выносливости:

на 1 этапе – равномерный, постепенного втягивания, переменный;

на 2 этапе – переменный, скоростно-силовой, повторно-силовой, повторно-скоростной.

При тренировке выносливости совершенствуются морфофункциональные возможности организма. Повышается показатель аэробной производительности МПК до 80 мл/мин/кг. Совершенствуется процесс экономии обмена веществ. Повышается анаэробная производительность. Выносливость развивается медленно к 20-25 годам и удерживается до 30-35 лет. Поэтому сильнейшие спортсмены на длительные и сверхдлительные дистанции имеют возраст 25-35 лет.

Воспитание гибкости

Способность выполнять движения с большой амплитудой называют в спортивной практике гибкостью. Упражнения, развивающие гибкость, одновременно укрепляют суставы, связки и мышечные волокна, повышают эластичность мышц, способность их к растягиванию, что является действительным увеличением мышечного сокращения и предупреждения мышечных травм.

Гибкость развивается очень рано и достигает набольшей величины к 15 годам, затем некоторое время удерживается и постепенно снижается.

Гибкость есть общая и специальная. Она развивается физическими упражнениями, выполняемыми с большой амплитудой, и многократным повторением движений. Упражнения проводятся ежедневно. Их не следует выполнять до болевых ощущений. Очень важно особенно утром перед упражнениями на гибкость проделать хорошую разминку, чтобы разогреть мышцы, которые будут растягиваться в специальных упражнениях. У подготовленных спортсменов гибкость развивается к концу 3 месяца, а затем ее нужно поддерживать.

В соревновательный период нецелесообразно выполнять упражнения на растягивание с большой нагрузкой. Чем старше спортсмен, тем больше он должен поддерживать достигнутый уровень подвижности в суставах.

Воспитание ловкости

Ловкость – это способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, в особенности, если они возникли неожиданно. Это важная ступень способности спортсмена координировать свои действия.

Ловкость в движениях органически связана с силой, быстротой, выносливостью и гибкостью. Развитие этих качеств способствует улучшению ловкости.

Основа ловкости – подвижность двигательного навыка. Качество ловкости проявляется в движениях, неизвестных, сложных, требующих быстрого ориентирования и безотлагательного выполнения. Для воспитания ловкости лучше всего применять новые, сложные задания, когда спортсмен должен быстро и находчиво найти эффективное решение. Наиболее эффективным средством развития ловкости являются спортивные игры, особенно, баскетбол, хоккей. Отлично развивает ловкость горнолыжный спорт. Такие виды спорта как спортивная гимнастика и виды единоборств развивают больше специальную ловкость.

Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания

Занимающихся физической культурой необходимы настойчивость и целеустремленность . Эти два волевых проявления тесно связаны друг с другом, так как без целеустремленности нет особой необходимости проявлять настойчивость в преодолении трудностей.

Смелость – это способность человека действовать в ситуациях, осознаваемых как опасных для жизни, здоровья и престижа, не снижая качества деятельности.

Под решительностью понимают способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при наличии неуверенности и боязни.

Основным путем развития решительности является тренировка многократным повторением проблемных ситуаций. Повышению решительности способствует возникающая у спортсменов по мере овладения упражнениями уверенность в своих силах.