Жены и дети хана кучума. Почему хан Кучум Ивану Грозному дерзил и владения его разорял: Недолгая история Сибирского ханства

Преемник: Присоединение к России Вероисповедание: Ислам Рождение: ? Смерть: 1598 год (1598 ) Род: Шибаниды Отец: Муртаза Супруга: 1) Салтаным
2) Сюйдеджан
3) Яндевлет
4) Актулум
5) Ак-Сюйрюн
6) Шевлель
7) Кубул
8) Чепшан Дети: сыновья: Али , Алтанай, Абулхайр

Происхождение

В некоторых легендах [каких? ] отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства . Тем не менее, Хади Атласи считает, что родиной Кучума были «киргизские» степи.

Происхождение по деду Ибаку (Упаку) открывало Кучуму доступ в круг московской придворной аристократии. Отчизна (отчина) Кучума - Сурожский Стан (современный г. Истра), автономное татарское княжество на западе от Москвы (бывший удел Великих князей Московских).

Начало правления

Опираясь на поддержку своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II , Кучум вел длительную (в году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских , ногайских , киргизских и башкирских отрядов. Решительную победу он одержал в году.

В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аблайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли.

См. также

Примечания

Литература

  • Атласи Х. История Сибири . - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 96 с.
  • Маслюженко Д. Н., Рябинина Е. А. Реставрация Шибанидов в Сибири и правление Кучум хана во второй половине XVI века // : Сборник статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - В. 1. - С. 97-111. - ISBN 978-5-98245-048-7 .
  • Матвеев А. В., Татауров С. Ф. Сибирское ханство Кучума царя. Некоторые вопросы государственного устройства // Средневековые тюрко-татарские государства : Сборник статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - В. 1. - С. 112-117. - ISBN 978-5-98245-048-7 .
  • Миллер Г. Ф. История Сибири . - М.-Л.: АН СССР, 1937. - Т. 1. - С. 194-201, 222-236, 239-266, 278-300.
  • Скрынников Р. Г. Борис Годунов // М., Издательство «АСТ», 2003 г. ISBN 5-17-010892-3
  • Скрынников Р. Г. Ермак . - М .: Просвещение , 1992. - 160 с. - 150,000 экз. - ISBN 5-09-003828-7
  • Соловцов . Кто был Кучум // Восточное обозрение. 1882. № 39–40.
  • Файзрахманов Г. Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала XX века. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - С. 131-135, 168-182. - 431 с. - 1,000 экз. -


В 16 веке Сибирью правил мусульманский «царь» Кучум, как его называли в русских документах того периода. Он установил свою власть на обширных территориях между Иртышом и Тоболом после кровопролитной жестокой войны с «тайбугином» Едигером. Кучум не только отказался платить Ивану Грозному любую дань, но и пошел на захват новых русских территорий. Усмирять дерзкого хана Москве приходилось не раз, но истории Сибирского ханства все же был положен конец.

Мечты о богатом мусульманском царстве и дерзкий ответ Ивану Грозному


В 1555 году хан Кучум выступил с войной против хозяина прилегающих к Иртышу земель Едигера. Молодой честолюбивый воин вознамерился создать в Сибирском крае собственное государство, возглавив подвластные племена из местных. Ему помогал бухарский родственник, видевший в покорении Сибири экономический и политический интерес.

К 1563-му победа окончательно осталась за Кучумом, ставшим племенным повелителем иртышских берегов. Хан Едигер и его брат были убиты в первый же день взятия столицы – Кашлыка. Население новообразованного Сибирского ханства, в основном это были татары и подчиненные им ханты и манси, видели в Кучуме узурпатора. Опорой ему служило пришлое войско из казахских, узбекских и ногайских отрядов. Став влиятельным ханом, Кучум отказался от традиционного при Едигере ясака в пользу Москвы, замахнувшись и на новые русские территории.

Насаждение ислама и мятежи непокорных язычников


Помимо расширения подвластных границ, перед Кучум-ханом стояла задача распространения в ханстве ислама. Этот процесс шел очень непросто, наталкиваясь на сопротивление местных, не считавших Кучума своим законным повелителем. Даже проживающие в ханстве татары-единоверцы не выказывали ему безоговорочной поддержки.

Рядом со своим сибирским дворцом Кучум выстроил мечеть, приказав приближенным как можно скорее принимать мусульманство. Но первые же проповедники, прибывшие во владения Кучума, были безжалостно убиты. Хан жестоко расправился с убийцами своих сподвижников, а тела павших за веру похоронил на княжеском кладбище. С этого момента приведение населения к покорности осуществлялось огнем и мечом.

У таежных аборигенов верования были своими, а шаман был им исконно ближе муллы. Но Кучума это не волновало: особо сопротивляющимся он рубил головы, а остальным делали насильственное обрезание. Несмотря на карательную практику, такой подход то и дело вызывал среди местных мятежи и восстания. Хану даже пришлось обращаться за помощью к бухарским родственникам, присылавшим подкрепления.

Грозный Ермак и первое бегство Кучума


В 1573-м ненасытный хан отправил в Прикамье армию во главе со своим племянником Магметкулом, предприняв попытки расширить свое царство за счет новых русских земель. На этот раз наглость сибирского повелителя не прошла бесследно. Иван Грозный направил на усмирение дерзкого Кучума казаков, возглавляемых легендарным Ермаком.

Казачья дружина из нескольких сотен военных расположилась в укреплении на берегу Камы. Отсиживаться атаман не планировал, понимая, что победить хана можно только атаками. Появление Ермака во владениях Кучума стало неожиданностью. При первом же столкновении татары насторожились. Несмотря на то, что войско Кучума превосходило казацкое по численности, московские гости отличались большим опытом и умением вести «огненные бои». Пищали и пушки моментально рассеивали сотни татар, снаряжение которых было пригодно скорее для войн с соплеменниками.

После серии стычек, заканчивающихся победой казаков, хан Кучум послал на Ермака лучшего воеводу Магметкула, но отступать пришлось и ему. Теперь хан понимал, что на его землях орудует умный, сильный и опытный противник. В начале ноября 1582 года казаки Ермака подобрались к столице кучумского ханства. Основной бой решил принять на себя помнивший свое поражение Магметкул. Но ход боя пошел иначе, и воевода был ранен. В ханском войске разразилась паника, а Кучуму пришлось бежать.

Смерть Ермака и финал истории Сибирского ханства


Уже спустя пару дней после взятия столицы к Ермаку пожаловали первые послы с дарами. Атаман принял все подношение, заверив местных, что отныне их поселение под казацкой защитой. Представители племенной знати приносили присягу государю Московскому с условием выплаты ежегодной подати. Неустанно наблюдавший за событиями Кучум вынашивал план-реванш. Хан в изгнании наносил точечные удары по малочисленным группам казаков, регулярно атаковал и лично Магметкул. Ермак продолжал отражать нападения, подавляя инициативы татарских отрядов.

Однако тактика Кучума постепенно приносила плоды - уничтожая казаков мелкими партиями, он неизбежно сводил возможности оппонента к минимуму. А оперативные подкрепления из Москвы исключались по причине крайней удаленности. Летом 1585-го отряд Кучума напал на ночную стоянку русских. Этот бой стал последним для Ермака, то ли утонувшего в Иртыше под тяжестью доспехов, то ли убитого в схватке с противником.

После смерти славного атамана в Сибирь прибывали опытные воеводы Сукин, Мясной, Чулков, Елецкий. Перед последним походом русских на непокорного Кучума, Москва направила ему грамоты с предложениями мира и царского подданства. Но хан оценивал свою свободу выше и на все компромиссные вопросы ответил отказом. Тогда русские пошли в решительное наступление.

В августе 1598-го отряд Андрея Воейкова разбил многосотенный отряд кучумовцев. Были убиты брат и внуки хана, а пятеро его сыновей взяты в плен. Самому же Кучуму вновь удалось бежать с группой из 50 воинов. Ему сделали очередное предложение вступить на службу царю. Ответ был прежним. Бывший правитель Сибирского ханства, неизменно уходящий от московского преследования, закончил свою жизнь насильственной смертью где-то на территории современного Казахстана. Некоторые источники утверждают, что с ним расправились его же родственники. А с его смертью закончилась и история Сибирского ханства.

Позже настал черед другого, очень грозного и сильного ханства, которое представляло серьезную угрозу для Москвы вплоть до конца 16 века -

В Крапивинском музее можно вглядеться в черты лица Кучума... Фото: Ларисы Максименко.

Терентий Ермолаевич Смердин, кузнец из села Поперечного Крапивинского района, как оказалось, прапра… внук хана Кучума — царя всея земли Сибирской, потомок Чингисхана — властелина мира, установил кузбасский мужской рекорд долголетия.

Терентий дожил до 108 лет! К тому же он незадолго до смерти успел рассказать историкам сенсационную правду о последних днях ближнего предка – хана Кучума.

И указать сетку географических координат, в какой же части тайги искать могилу великого Кучума, побежденного, отдавшего с тяжелыми боями «свою» Сибирь много веков назад России. И все-таки не покоренного ни русским царем, ни старостью, ни болезнями, ни ранами тела и особо – души. И ушедшего свободным — в вечность, воспетую в последнюю минуту среди наших сосен под вечный шум нашей речки его самым верным вечным другом-шаманом …

Так Терентий одним только фактом родства подтвердил старинные легенды о Кучуме, ходившие окрест. И указал точку на карте Евразии, где «спит» хан Кучум. До этого же где только её не искали (с XVII века!) – в Средней Азии, на Урале, в Барабинских степях среди солончаков. И не могли найти в растрескавшейся земле. Как до сих пор (с XIII века!) не могут найти и не знают в мире, где могила Чингисхана.

Мало того, Терентий, передав информацию историкам, оставил её жить в своем роду.

— Я, прямой потомок Терентия Смердина, узнала, что еще и потомок Кучума, два года назад от двоюродного брата, а ему его отец, отцу – дед, деду – прадед про хана рассказывал, — подтвердила кемеровчанка Лидия Смердина.

— У Терентия слово всегда было твердое, сила в руках большая, до 108 лет в колхозе работал, грабли делал, и я ему – по мужу – далёкая родня, — подтвердила и Валентина Минина из Поперечного. – Да наш край деревни так и назывался – Смердины. Все – родня.

Все — кровь и кость Кучумовская, значит! И корреспондент «Кузбасса» отправился в край Кучумовичей, чтобы выяснить, с чего всё начиналось.

Кто есть кто

Но сначала я долго изучала черты хана Кучума, лицо которого воссоздано художником и «встречает» каждого в Крапивинском краеведческом музее. Высокие скулы, впалые щеки, удлиненные глаза. Умён, независим, надёжен, упрям…

Не похож на предка – Чингисхана. Но забегая вперед, скажу: на него похожи сухие мужики и красивые скуластые женщины в Поперечном, и в других старых сёлах района, и в столице Кузбасса.

Наука давно «раскопала», что род Кучума в тринадцатом колене соединился с родом Чингисхана: «Сыном Чингисхана был Джучи хан, его сын — Шайбан хан, его сын — Махмудек, его сын — Апак хан… Сыном Махмудек хана был Муртаза хан, а его сыном был Кучум хан».

— А одна из дочерей хана Кучума и стала прапра…бабушкой Терентия Ермолаевича Смердина, родство с Кучумом, по его словам, идет по материнской линии, — объясняет мне Анна Тарасова, главный хранитель Крапивинского музея, давно ведущая «кучумовскую» тему. – Рассказ Терентия Ермолаевича записал историк, директор Крапивинской школы Николай Конев с ребятами из исторического кружка в 1957-м. Терентию было тогда 97 лет. Он вспоминал, как ему мать и бабушка когда-то рассказывали, что случилось с ханом Кучумом, где его похоронили, почему одна из его дочерей осталась в наших краях. Точное имя той дочери хана неизвестно, но мы предполагаем, её прозвали позже Кучуманда.

— Выходит, прапрапра… внучка Кучуманды и вышла замуж за одного из потомков казака Дмитрия Смердина, пришлого с Дона в Сибирь. Вышла за Ермолая. И Терентий – старший из их троих сыновей, родившийся в 60-х годах XIX века! — выстроилась окончательно в моей голове кузбасская «ветка» с ханского древа.

Последняя ночь Кучума

А ведь ничто, казалось, не предвещало большой беды. Про хана Кучума шла по «его» Сибири молва как о жестком, образованном, сильном правителе. Имел, по легендам, в своей столице золотой трон, тайный (на крайний случай) подземный дворец, 11 жен, 17 сыновей, 9 дочерей, наложниц и пленниц – несчетно…

Но 1 октября 1581-го хан Кучум отбил натиск русских казаков из отряда Ермака. А 26 октября Кучум был разбит. Отступил. И не раз еще выигрывал бои. Пока 20 августа 1598-го не проиграл Ирменское сражение. И бежал за Обь.

«… потерял ханство, столицу Искер, двух сыновей, и последний свет из глаз выкатился у хана Кучума, — пересказывал писатель Мамин-Сибиряк когда-то сказания о Кучуме. – Но чем больше была беда, тем сильнее становился старый хан Кучум, и слепой он нагонял страх на казаков и ногаев…»

— Примерно в 1598-м хан Кучум после поражения и прошел через наши места, — продолжает главный хранитель Анна Тарасова. – По словам Терентия Смердина, «…Кучум с телохранителями спасался на лодке, пробирался вверх по Томи, ему нужно было к границам Монголии. На Тайдоне, притоке Томи, Кучум заболел и умер. Его похоронили в кургане у трех сосен, в 15 верстах от устья Тайдона. По обычаю, с ханом должны были «уйти» жёны и слуги. Но с ним были только дочери. Похоронили заживо младшую. А старшая, как мы её называем Кучумандой, стремясь уцелеть, вперед убежала. Воспользовалась непогодой и темнотой ночи, с собой прихватила суму с золотом.

Долго пробиралась беглянка верхом по таежным тропам и наконец выехала на правый берег Томи, туда, где в нее впадает речка Луговушка. Стремясь поскорее уйти от преследования, сходу направила коня в бурлящую весеннюю реку. При грозовом раскате грома и всполохах молнии, успокаивая вздрагивающего коня, дала обещание: там, где ее вынесет к берегу, построить часовню в честь русского бога Николая Чудотворца».

Есть данные (продолжает Анна Тарасова), что когда позже казаки выбирали на Томи место для Мунгатского острога, они заметили на высоком берегу часовню. Удивились ей. Осмотрелись. И там и заложили очередной тогда русский форпост.

— Получается, дочь хана Кучума, бежав и прося помощи уже у русских святых защитников, чудом выжив в бешеной реке, обещание то своё выполнила?!

— И мы считаем, история Крапивино и района началась именно с истории дочери хана, — горячо говорит Анна Тарасова. – Она не погибла и не пропала, она много знала, умела, была образованной, возможно, знала даже английский язык. Не потому ли потомки прозвали ее, по словам Терентия Смердина, англичанкой…

Смердин Терентий Ермолаевич, по материнской линии — потомок хана Кучума и, значит, уходя еще дальше в прошлое, потомок Чингисхана.

«Ген первых»

Место, выбранное спасшейся дочкой хана Кучума для жизни, где встало со временем село Поперечное, красивое и сейчас — очень тихое, медовое, пенсионно-дачное, оно в получасе езды от Крапивино.

Неизвестно, как жило поселение в первые века — с первыми потомками дочери хана.

А почти сто лет назад оно было в пекле Гражданской войны. И потомки хана Кучума были героями.

— Сам Терентий Ермолаевич был за «красных», в партизанском отряде, вместе с сыном Федором, — рассказывает Валентина Минина. – Зимой, в бою с белогвардейской бандой Олиферова («белые» пробивались с севера Томской губернии – в Монголию, бой был 6 января 1921-го. – Ред .) сын Терентия погиб. Терентий привез его домой на санях, похоронил под окном.

Позже, еще одного героя из родни Смердиных – Ивана Буданова, расстрелянного на мысу «белыми», похоронили рядом. И сделали братскую могилу с памятником со звездой.

…Вообще, «ген первых» у всех кузбасских потомков Кучума – в крови в бешеной концентрации, сужу я по родовым разросшимся «веткам» и слушая рассказ правнучки Терентия Лидии Николаевны Смердиной, известного в стране (!) врача, доктора медицинских наук, профессора КемГМУ, действительного члена Российской Академии Естествознания…

«Наши» потомки хана были учителями, руководящими работниками областного уровня, сейчас среди потомков — много врачей, исследователей, программистов.

— Смелость, очень сильный математический расчет, высокая интуиция (иногда даже на уровне… предсказания событий), — перечисляет Лидия Смердина родовые черты, считая их от времени прадеда – Терентия, которого видела в последний раз на его 100-летие – бодрым и сильным..

— Любовь к жизни. Спокойствие даже перед лицом смерти, — добавляет Валентина Минина. — Терентий Смердин домовины две (выдолбенные в кедре гробы), себе и жене, заранее, помню, сделал. Их в амбаре хранил. Мы тогда детьми залезли в них раз. Гладенькие стенки, ровные… Жену, как умерла, он в той домовине схоронил. А потом Терентий на девятом десятке снова женился.

И, как помнят в Поперечном, Терентий три «своих» домовины «износил», пережил. Кедр времени ожидания не выдерживал, разваливался, а потомок Кучума жил себе дальше и оставался крепок до последнего дня. В первую очередь, духом. О предках и потомках, о земляках, товарищах и о себе оставил написанные «в стол» строчки (и старый листок, найденный недавно, хранится в библиотеке села Поперечного) внук Терентия Никандр, которого звали Николаем. В них – дух рода, ханского и русского, казачьего, ставшего давным-давно уже духом России:

— Кто скажет мне в моей стране, чтоб мы опять рабами стали, я крикну… «НЕТ!»

Лидия Смердина, известный в России доктор, академик, узнала про свой древний род хана Кучума — Чингисхана лишь два года назад. Фото: из личного архива.

У этого термина существуют и другие значения, см. Кучум (приток Томи).
Кучум
сибтат. ;;;;
267x400px
Сибирский хан
1563 - 1598
Предшественник: Едигер или его сын Сейдяк (Сеид-хан)
Преемник: Али (на части территории)
Большая часть территории ханства присоединена к Русскому царству

Вероисповедание: Ислам
Рождение: XVI век
Смерть: 1601
Род: Шибаниды
Отец: Муртаза-хан
Супруга: 1) Салтаным
2) Сюйдеджан
3) Яндевлет
4) Актулум
5) Ак-Сюйрюн
6) Шевлель
7) Кек
8) Чепшан
9) Сузге Ханым и др.
Дети: сыновья: Али, Канай, Чувек, Алтанай, Абдул-Хаир, Азим, Ишим, Кубей-Мурат, Канчувар, Асмнак и др.

Кучу;м, Кучум-хан (сибтат. К;ц;м, тат. K;;em, К;чем, ;;;;;) - сибирский хан (царь). Шибанид, внук Ибака - хана Тюмени и Большой Орды.

1 Происхождение
2 Начало правления
3 Разрыв с Россией. Борьба с Ермаком
4 Продолжение сопротивления. Отношения с соседями
5 Поражение и гибель
6 Семья
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки

Происхождение

Отцом Кучума был Муртаза, сын Ибака - хана Тюмени и Большой Орды.

«..У Чингиз-хана сын Джучи-хан; у него сын Шибан-хан, его сын Багадур-хан, его сын Джучи-буга, его сын Бадакул, его сын Мунга-Тимур, его сын Бик-кунди-оглан, его сын Алий-углан, его сын Хаджи Мохаммед-хан, его сын Махмудек-хан, его сын Абак-хан, его сын Тулук-хан, его сын Шамай-султан, его сын Узар-султан, его сын Багадур-султан. У помянутого выше Махмудек-хана был сын Муртаза-хан, у этого сын был Кучум-хан..»

АБУЛ-ГАЗИ «РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ТЮРКОВ»

Родился Кучум предположительно в 1510-1520 годах на Северном побережье Аральского моря, в улусе Алты аул. В некоторых легендах отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства. Тем не менее, Хади Атласи считает, что родиной Кучума были «киргизские», то есть казахские, степи[источник не указан 53 дня]. Савва Есипов в летописи «О взятии Сибирской земли» также отмечает, что Кучум был родом каракалпак из Казахского ханства.
Начало правления

Опираясь на поддержку своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II, Кучум вел длительную (в 1555 году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских, ногайских, казахских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году.

В 1563 году, в отмщение за смерть деда, Кучум убил Едигера и его брата Бекбулата, и занял город Кашлык (Искер, Сибир), став владетельным ханом над всеми землями по Иртышу и Тоболу, а равно и над барабинцами, чатами и иртышскими остяками. Только Сейдяк (Сеид-хан), сын Бекбулата, остался в живых и был отправлен для безопасности в Бухару. Савва Есипов так пишет об этих событиях: «Сын Муртазы Кучум из Казахской орды, с очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царем всея земли сибирской. Он подчинил себе многие народы. Прежде чем бог разгромил его царство и отдал его в руки православных христиан, царь Кучум многие годы свободно и спокойно правил в Сибири, собирая ясак». Население Сибирского ханства, основу которого составляли татары и подчиненные им манси и ханты, рассматривали Кучума как узурпатора, тем более что его опорой служило иноземное войско. Другие сибирские летописи говорят, что Сейдяк, после смерти своего отца и дяди, правил в Сибири, пока не пришел из Казанских степей Кучум, который взял город и принудил Сейдяка бежать в Бухару.

Будучи правоверным мусульманином, Кучум многое сделал для распространения ислама в Сибири. Многие, которые не хотели добровольно по закону магометанскому подвергнуться обрезанию, были принуждены к тому силою, а некоторые упорно сопротивлявшиеся были казнены. Введение новой веры сопровождалось многочисленными мятежами населения, в связи с чем Кучум запросил помощи у своего отца Муртазы, который прислал Кучуму большое войско.

По просьбе Кучума правитель Бухары шейбанид Абдулла-хан II трижды присылал Кучуму с бухарскими всадниками шейхов и сеидов для проповеди ислама.

Незадолго до прихода Ермака в Сибирь (1582) к Кучуму прибыл Шербети-шейх. По некоторым данным, Кучум вывез нескольких исламских учёных из Казани. Несмотря на эти меры, многие народы ханства оставались язычниками и после смерти хана.

Кучум достиг значительных успехов в укреплении своего государства. Помимо татар и кипчаков, он подчинил своей власти ханто-мансийские племена, обитавшие на Оби и Урале, барабинцев и часть башкирских племен, обитавших на восточных склонах Урала. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе кое-где переходили на европейскую сторону Урала, на юге проходили по Барабинской степи.
Разрыв с Россией. Борьба с Ермаком
Бегство Кучума из Искера

Окончательно захватив Сибирское ханство, Кучум сначала продолжал платить ясак и отправил в Москву своего посла с 1000 соболей (1571), но когда окончились его войны с прежними сибирскими владетелями, он подступил к Перми. Появление его вызвало попытку ногайских татар отделиться от Москвы и черемисский бунт. Несколько дальнейших походов его войск во владения Ивана Грозного и Строгановых в итоге привели к потере им власти в Сибирском ханстве. 1 (12) октября 1581 Кучум выдержал натиск Ермака под Чувашской горой, но 23 октября (4 ноября) его стан был разбит казаками, основные войска, состоявшие из местных народов, разбежались, и через три дня Ермак беспрепятственно вступил в Искер, столицу Сибири. Относительно легкая победа немногочисленной (менее тысячи человек) казачьей экспедиции под руководством Ермака над целым ханством объясняется непрочностью объединения различных народов, зачастую исповедовавших разную религию и ведущих разный образ жизни. Помимо этого многие местные князьки считали, что им намного выгоднее было подчиниться казакам, а потом московскому царю, чем служить пришлому хану, опиравшемуся к тому же на силу чуждых им бухарских, узбекских, ногайских, казахских отрядов. А главное - у Кучума не было большого опытного войска, его гвардия и уланы, набранные в южных степях и усиленные местными сибирскими татарами, были относительно плохо вооружены, использовали устаревшую тактику и вооружение. Им было сложно противостоять опытным в военном искусстве казакам и иностранным наемникам, в большинстве своем использовавшим огнестрельное оружие, качественные защитные доспехи и владевшим самыми передовыми техниками боя. Кучум, бежав в Ишимские степи, стал поднимать инородцев, следил постоянно за Ермаком и наконец, 6 (17) августа 1585, напав на него врасплох, разбил его отряд.
Продолжение сопротивления. Отношения с соседями

В 1586 году в Сибирь были отправлены воеводы Василий Сукин и Иван Мясной. В следующем году в Сибирь с отрядом стрельцов прибыл голова Данила Чулков. Силы ханства были подорваны из-за междоусобной борьбы. Сейдяк (Сеид-хан), соперник Кучума, изгнал его сыновей из Искера, но в 1588 году сам был пленён Данилой Чулковым.

В 1590 году хан Кучум решил снова навестить свои прежние владения. 23 июня подошёл довольно близко к городу Тобольску, убил в деревнях нескольких татар и с захваченной добычей бежал, раньше чем тобольский воевода мог получить известие о его приближении. В другой раз хан сделал набег на Каурдакскую и Салымскую волости, которые находились вверху Иртыша и платили ясак русским; он убил там много людей и награбил большое количество всякого добра. Это было его местью тем татарам, которые не признавали его своим государем и подчинились русским.

8 июля 1591 года выступил в поход воевода князь Владимир Васильевич Кольцов-Мосальский, и 1 августа напал на хана на реке Ишиме, у озера Чиликула, что после короткого сражения многие бывшие с ханом были убиты, а оставшиеся в живых бежали. Царевич Абдул-Хаир и две жены хана со многими другими пленными должны были в знак полной победы последовать за русскими, возвратившимися с богатой добычей в Тобольск.

В 1594 году князь Андрей Елецкий выступил во главе с более чем полуторатысячным войском по Иртышу до устья Тары, желая усыпить бдительность Кучума мирными жестами, а затем неожиданно разбить его войско и по возможности захватить в плен. Кучум, узнав о намерении русских построить город на реке Таре, отправил царевича Алея к аялынским татарам, чтобы в виду наступления русских отвести их в места более безопасные по верхнему Иртышу, где в то время находился сам хан. Алей собрал 150 татар и повел их на остров, называемый Чёрным (в 40 верстах ниже Чернолуцкой слободы), где они поставили небольшой городок. Воеводой Елецким был отправлен отряд (276 человек во главе с письменным головой Борисом Доможировым) который при первом же нападении взял татарский Чёрный городок, но ему не удалось помешать бегству хана Кучума и большинства татар, находившихся в городке. В полон были взяты оба аялынских есаула Мамык и Сейткул, князец Илгулуй и Темсенек, сын князца Колкилдея, а также 60 человек рядовых аялынцев с их женами и детьми.

В 1597 году Кучум предложил заключить мир, при условии возврата земель по Иртышу и освобождения Шаима и двух других гостей, которые были направлены к Кучуму послами, а из имущества послов прошу вернуть воз с пушниной. В ответ московские власти послали Кучуму несколько грамот от Маметкула и Абдул-Хаира с предложением перехода на царскую службу и приезда в Москву. Кучум грамоты не принял.
Поражение и гибель

Кучум, высоко ценивший свободу, вовсе не желал переходить под покровительство царя. В последние годы он, сломленный неудачами, всё больше склонялся к миру с русскими, но никаких действий, однако, не предпринимал, по возможности тянул время и копил силы для решающего удара. Испугавшись слуха о новом набеге Кучума, царские власти предприняли решительное наступление.

9 мая 1598 года воевода Андрей Матвеевич Воейков и воевода князь Иван Владимирович Кольцов-Мосальский выступили в поход с отрядом в 700 русских и 300 татар. 4 августа 1598 года Воейков выступил из Тары. Войско его состояло из 300 казаков, 30 служилых татар, 60 татар-всадников, они напали на хана в его становище, в Ирменьском сражении 20 августа 1598 года убили множество татар. Погибли брат, сын и двое внуков Кучума, большая часть гвардии хана была убита. Сам же хан сумел бежать за Обь. Русские 23 августа возвратились в Тару. Знатных пленников отправили из Тары в Тобольск, а оттуда в Москву. По случаю блестящей победы, одержанной в Сибири, было отслужено в Москве благодарственное молебствие.

Осенью 1598 года Воейков, руководствуясь указаниями нового царя Бориса Годунова, предложил хану перейти на царскую службу. Воейков, понимая, что ему Кучума не найти, прибегнул к помощи саида по имени Толмухаммед. Он велел разыскать хана и убедить его добровольно покориться царю, рассказать, что в таком случае царь будет милостив к нему и поможет. Толмухаммед, встретив Кучума, передал ему все, что наказал Воейков. Кучум на это ответил: «Я не пошел на поклон к падишаху, как он того хотел в ярлыке своем, а ведь я тогда был совсем здоров. Какая мне теперь нужда идти к нему под меч? Я теперь глух и слеп. Всего лишился. Взяли моего Асманака, который был купцом. Если бы забрали всех сыновей и оставили одного Асманака, я бы ещё пожил. А теперь сам я пойду к ногайцам, а сына отправлю в Бухару». 5 октября 1598 года Толмухаммед вернулся к Воейкову и сообщил, что нашел Кучума в двух днях пути от места последней битвы, в лесу, на берегу Оби, что при хане три его сына и 130 татар, а также подробно пересказал все, что слышал от Кучума. Хан рассказал саиду, что был на месте сражения и похоронил своих близких, как послал своих людей в волость Чат к мурзе Кошбахты с просьбой дать коней и одежду, как мурза отозвался на просьбу, прислал коней и шубу, а на другой день пришел сам, однако Кучум, заподозрив Кошбахты в предательстве, не принял его, сел на коня и уехал в верховья Оби.

В течение некоторого времени Кучум кочевал около озера Зайсан. Затем он решил вернуться в Ишимские степи, где надеялся найти свою разбросанную по разным местам семью и своих улусных людей. Это, может быть, ему удалось бы, если бы он не вооружил против себя калмыков, приказав угнать у них несколько лошадей, необходимых ему для продолжения пути. Этот поступок шел настолько вразрез с долгом беглеца, принятого дружелюбно чужим народом, что оскорблённая сторона считала себя вправе отомстить ему. Калмыки догнали его на реке Нор-Ишиме у озера Каргальчина. Там были перебиты остальные его люди, но Кучум снова спасся бегством.

Некоторые летописи сообщают, что Кучум отправился в Казакскую орду, другие же (Ремезовская) указывают здесь на ногайцев. Абулгази в рассказе о гибели хана упоминает о манкатах, под которыми разумеет каракалпаков. Царевич Канай, отказываясь от правления над бухарским городом Шавраном, опасался, что ему не поздоровится, как и его отцу, которого таким же образом «учинили» князем, пригласив приехать в землю калмыков и коварным образом убив там сразу же по прибытии.

Кучум погиб насильственной смертью среди одного из этих народов. Одним из мест гибели считается Тенгиз-Кургальджинская впадина. Скорее всего Кучум погиб в 1601 году. В том году сын Кучума Али стал ханом.

В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аблайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли.
Семья
Question book-4.svg
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 февраля 2016 года.

Известно, что у хана Кучума было несколько жён:

Дочь Мурата, претендента на престол Казанского ханства
дочь мурзы Девлет-бая. Её резиденция была в той же местности, где жил её отец, а именно в Бицыктуре на Панином бугре
Сузге Ханым. Её резиденция была на мысу высокого берега Иртыша, в 6 верстах ниже Тобольска (Сусгунский мыс) дочь Шигай-хана, мать Каная и Азима
Салтаным
Сюйдеджан
Яндевлет (Джандаулат)
Актулум (Актолын)
Ак-Сюйрюн (Аксорек)
Шевлель (Шегляли)
Кубул (Кубыл)
Чепшан (Чебешан)

Известно 17 сыновей хана Кучума:

Аджи-Гирей (1587-1662)
Али (Алей), ум. 27 октября 1647 года
Канай
Чувек (Чувак)
Азим, брат Чувека (от одной матери)
Алтанай
Ишим
Кубей-Мурат
Канчувар
Асмнак, род. 1568
Абдул-Хаир, род. ок. 1575 от Чепшан
Шаим, род. 1578
Бипадишах, род. 1590
Мулла, род. 1594
Комеш, род 1597

Дочери хана Кучума:

Кумыз, род. 1584
Гульсафат, род. 1584, от Актолын
Асыфсолтан, род.1587, от Шегляли
Дорерпадишах, род 1588, от Саедижан
Матур, род. 1592, от Саедижан
Толынбике, род. 1595, от Солтаным
Караджан, род. 1595, от Саедижан
Акханым, род. 1595, от Аксорек
дочь, её муж Ак-Мурза Юсупов сын Юсупов.

См. также

Кучумовичи

Примечания

; ; (каракалпаки, алт улы, 6 арысов)Бейсенгазы УЛЫКБЕК, член Союза журналистов Казахстана: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КУЧУМ ХАНЕ? Грозный хан, задержавший колонизацию казахской степи на один век. Туркестан № 37 от 16.09.2010 г.
; Г. Ф. МИЛЛЕР: ИСТОРИЯ СИБИРИ. Глава первая. СОБЫТИЯ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО РУССКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
; Г. Ф. МИЛЛЕР: ИСТОРИЯ СИБИРИ Глава четвёртая. СТРОЕНИЕ ГОРОДОВ ТЮМЕНИ, ТОБОЛЬСКА, ЛОЗВЫ, ПЕЛЫМА, БЕРЕЗОВА, СУРГУТА, ТАРЫ И ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ИЗГНАНИЕ ХАНА КУЧУМА ИЗ СИБИРИ
; Хади Атласи. «История Сибири».
; Г. Ф. МИЛЛЕР: ИСТОРИЯ СИБИРИ. Глава шестая. РАЗНЫЕ СОБЫТИЯ. ПОСТРОЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ. УСТРОЙСТВО СОЛЯНОЙ ВАРНИЦЫ. НАЧАЛО НЕКОТОРЫХ СЛОБОД. ОБДОРСКИЙ ГОРОДОК И ТУРУХАНСКОЕ ЗИМОВЬЕ. ДРЕВНЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ НА РЕКЕ ЕНИСЕЕ И НА ЛЕДОВИТОМ МОРЕ. ВОССТАНИЯ И ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Журнал «Родина»: Хан Кучум и его воины

Литература

Атласи Х. История Сибири. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 96 с.
Маслюженко Д. Н., Рябинина Е. А. Реставрация Шибанидов в Сибири и правление Кучум хана во второй половине XVI века // Средневековые тюрко-татарские государства: Сборник статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - Вып. 1. - С. 97-111. - ISBN 978-5-98245-048-7.
Матвеев А. В., Татауров С. Ф. Сибирское ханство Кучума царя. Некоторые вопросы государственного устройства // Средневековые тюрко-татарские государства: Сборник статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - Вып. 1. - С. 112-117. - ISBN 978-5-98245-048-7.
Миллер Г. Ф. История Сибири. - М.-Л.: АН СССР, 1937. - Т. 1. - С. 194-201, 222-236, 239-266, 278-300.
Скрынников Р. Г. Борис Годунов // М., Издательство «АСТ», 2003 г. ISBN 5-17-010892-3
Скрынников Р. Г. Ермак. - М.: Просвещение, 1992. - 160 с. - 150,000 экз. - ISBN 5-09-003828-7.
Соловцов. Кто был Кучум // Восточное обозрение. 1882. № 39-40.
Файзрахманов Г. Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала XX века. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - С. 131-135, 168-182. - 431 с. - 1,000 экз. - ISBN 978-5-298-01536-3.
Худяков Ю. Хан Кучум и его воины // Родина: журнал. - М., 2000. - № 5. Архивировано из первоисточника 26 января 2013.
Шашков А. Т. Начало присоединения Сибири // Проблемы истории России: сборник. - Екатеринбург: Кафедра истории России ист. фак-та УрГУ, 2001. - Вып. 4. - С. 21-35.
Шпаков В. Как погиб Сибирский хан Кучум (история) // Экспресс-К: газета. - Астана, 19 марта 2010. - № 48 (16920).
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.
Н. М. Карамзин. История государства Российского. т. IX.

Родословная Кучума. Родовод. Проверено 29 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 26 августа 2011.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. «Сказание о сибирском хане, старом Кучуме»
Кучумовичи
Сибирское ханство Шейбаниды Шибаниды
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Кучумовичи

1598 - наст. вр.
Титул:

Хан, царевич, князь
Родоначальник:

Кучум
Когнаты:

Шибаниды, Арабшахиды, Шейбаниды
Ветви рода:

Касимовские, Сибирские
Родина

Сибирское ханство
Подданство

Сибирское ханство
Казахское ханство
Русское царство
Российская империя
СССР
Россия
Имения

Касимовское ханство
Сибирское ханство

Кучумовичи (известны также как царевичи Сибирские и князья Сибирские) - многочисленные дети, внуки, племянники хана Кучума (;;;;;) и таким образом чингизиды и шибаниды (шейбаниды). Кучумовичи попали в плен в ходе покорения Россией Сибирского ханства. В России были испомещены в Ярославле и Мещёре, именовались сибирскими царевичами. Многие отличились на воинской службе. Одна из царевен Сибирских была женой дяди Петра I, другая вышла замуж за сына грузинского царя. Род в мужской линии угас 6 апреля 1879 года на князе Александре Александровиче Сибирском.
История

После решающей битвы на Чувашевом мысу сыновья Кучума были захвачены Ермаком и доставлены в Россию. В 1591 году сын Кучума, Абулхайр первым из династии Сибирских ханов принял православие. Его примеру последовала и вся его семья, и это в конечном итоге позволило им ассимилироваться и пополнить российское дворянство. Его сын принял имя Василий Абулгарович, а внук - Роман Васильевич, что уже нельзя было отличить от обычного русского имени.

В 1686 году российский царь издал указ о внесении царей Имеретинских, царевичей Сибирских и князьей Касимовских в родословные книги русского дворянства.

В 1718 году по указу Петра I сибирским царевичам было велено впредь именоваться князьями.
Жёны Кучума

Салтаным, Сюйдеджан, Яндевлет, Актулум, Ак-Сюйрюн, Шевлель, Кубул и Чепшан.
Дети Кучума

Али бин Кучум - сибирский хан (1600-1607). В 1607 году попал в плен. В России именовался сибирским царём. Проживал в Ярославле. В 1641/42 году переселился в Касимов, где и умер.
Алтанай бин Кучум - сибирский царевич, жил в Ярославле. Основатель рода князей Сибирских. Жена - дочь Мухаммеда-Кули.
Абулхайр бин Кучум (;;;;;;;;;) (род. ок. 1575) - сибирский царевич, сын Кучума от восьмой жены Чепшан. Попал в плен в 1591 году. В 1600 году крестился, после крещения звался Андреем Кучумовичем. Упоминается в Москве и Владимире.
Мухаммед-Кули (Магметкул) (ум. декабрь 1618) - сибирский царевич, полковой воевода, племянник хана Кучума, сын его брата Ата-Кули.

Внуки Кучума

Култуган бин Али (ум. 2 октября 1623) - сибирский царевич, жил в Ярославле.
Арслан бин Али (Араслан Алеевич, ;;;;;;;) - касимовский хан. Был сыном сибирского хана Али и внуком хана Кучума. До воцарения именовался сибирским царевичем.
Хансюер бин Али (род. 1594) - сибирский царевич. Был испомещён в Касимовском ханстве с поместным окладом 1050 четей и денежным - в 120 рублей. В 1613-15 годах служил под Смоленском с братом Янсюером и тремя дядьями, откуда отъехал в Литву, а оттуда - в Крым. Был схвачен русскими казаками в приазовских степях, и 25 марта 1630 года сослан в Соликамск, откуда в 1635 году перевёден в Устюг. В 1638 году был отпущен в Ярославль на поруки к отцу Али.
Аблай-Гирей - совершил нападение на Уфу в 1635 году.

Известные представители князей Сибирских

Https://ru.wiki2.org/wiki/

Происшедшее от Али и Абулхайра потомство пресеклось, а род князей Сибирских пошёл от второго сына хана Кучума, царевича Алтаная. У него было два сына, именовавшиеся ещё царевичами: Дост-Салтан (по крещении Пётр) и Иш-Салтан (по крещении Алексей). Оба они, равно как их жёны и дети, погребены в Новоспасском монастыре в Москве, и им придан титул царевичей, который остался и за последующим поколением до конца XVII и начала XVIII века, а именно за детьми царевича Сибирского Алексея Алексеевича: Григорием, Василием и Дмитрием. Они стали последними из царевичей Сибирских.

Потомки сибирских ханов не избежали ссылки на родину предков. Василий Алексеевич Сибирский, судя по всему, выступил на стороне царевича Алексея против Петра Первого. В 1718 году он был сослан в Архангельск. Вёл себя там совсем не смирно. Петру I жаловались на него: мол, стрелял по церковным крестам и в разговорах сетовал, что Сибирь не ему принадлежит. Его потомков Пётр лишил титула царевичей, но оставил им титул князей. Жена его Анна Семёновна Грушецкая (умерла в 1711 году) была сестрой Агафьи Семёновны Грушецкой - первой жены царя Фёдора Алексеевича.

Внук Василия Алексеевича, князь Василий Фёдорович Сибирский, достиг звания генерала пехоты на службе у Екатерины Великой, но был отправлен в Сибирь её сыном Павлом I. При Александре I он вернулся в Санкт-Петербург и был назначен сенатором.

Его сын Александр Васильевич также был генералом, участником войны 1812 года. Отстранён от службы в Киеве в 1826 году, поскольку во время следствия по делу декабристов дал отличную характеристику служившему под его началом П. И. Пестелю. Умер в 1836 году и похоронен в Аскольдовой могиле.

Сын последнего, Александр Александрович Сибирский (1824-1879), также поступил на военную службу и участвовал в Крымской войне. Он получил известность как автор монографии о медалях и монетах Боспорского царства, которые он собственноручно изучал в греческих колониях в Крыму и на Юге России. Весь тираж монографии погиб во время наводнения и сохранилось лишь три экземпляра. В 1859 году Александр Александрович Сибирский был удостоен за этот труд Демидовской премии. Собранная А. А. Сибирским коллекция древних монет после его смерти была передана великому князю Александру Михайловичу. На нем род угас.

Http://tatasoz.livejournal.com/2445915.html

Https://ru.wiki2.org/wiki/

Трепавлов В.В. Сибирский юрт после Ермака: Кучум и Кучумовичи в борьбе за реванш. М. : Вост. лит., 2012. 231 с.

В книге рассматривается столетний период сибирской истории (1580 - 1680-е годы), когда хан Кучум, а затем его дети и внуки вели борьбу за возвра­щение власти над Сибирским ханством. Впервые подробно исследуются усло­вия жизни хана и царевичей в степном изгнании, их коалиции с соседними пра­вителями, прежде всего калмыцкими. Большое внимание уделено отношениям Кучума и Кучумовичей с их бывшими подданными - сибирскими татарами и башкирами. Описываются многолетние усилия московской дипломатии по пе­реманиванию сибирских династов под власть русского «белого царя». Исследо­вание написано с использованием архивных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

Эпизодические походы за Урал с целью обложения данью Угорских и самодийских племен совершались новгородскими и московскими ушкуйниками еще в XII и XIV-XV веках . Но именно знаменитый поход отряда Ермака в конце XVI века положил начало необратимому «приобретению» Сибири Московским царством. Как отметил А. П. Окладников, с этого похода и разгрома Сибирского юрта началась «новая эпоха в жизни огромного края ».

Конечно,история Сибирского ханства не сводится к его крушению. Степные пространства Западной Сибири входили в состав кочевнических государств еще в эпоху раннего Средневековья. В начале 2-го тыс. н. э. на этих землях расселялись кыпчаки, против которых совершали далекие походы войска хорезмшаха Мухаммеда и старшего сына Чингисхана Джучи. В XIII веке южные районы Западной Сибири вошли в состав улуса Джучи. Развал Золотой Орды привел к образованию в Западной Сибири в XV веке Тюменского, а затем Сибирского ханств. По территории Западной Сибири проходили важные торговые пути из Поволжья, Средней Азии и Восточного Туркестана .

В средние века туда попадали товары из Хазарии, Волжской Булгарии, Ирана, Китая, Франции, Германии, Скандинавии. На территории Сибирского юрта существовали города и оседлые поселения, получила распространение одна из мировых религий - ислам и арабская письменность. Под властью сибирских ханов находились не только татары, но и угорские и самодийские племена. Сибирское ханство поддерживало отношения с Казанским ханством и государством Шейбанидов в Средней Азии.

Отношения с Московским царством были неровными: сибирские ханы то признавали свою вассальную зависимость от московского царя, то посылали военные отряды для сбора дани с угорского населения и грабежа русских деревень в Прикамье. В Западной Сибири нашел свое последнее убежище хан Тохтамыш, сюда совершали походы Едигей и Кучум. Все это не позволяет согласиться с пренебрежительными оценками Сибирского ханства как «эфемерного государства ».

Период, охватывающий XV-XVI века, в военной истории кочевых народов Евразии остается малоизученным. Отчасти это объясняется необратимыми изменениями в развитии военного дела, произошедшими тогда. Освоение огнестрельного оружия в европейских странах дало регулярным армиям значительное военно техническое превосходство над конницей кочевников. В какой-то мере это снизило интерес к истории военного искусства кочевников в эпоху позднего Средневековья. Однако исследование вооружения сибирских татар может стать своеобразным эталоном для анализа других кочевых культур этого периода.

К событиям военной истории Сибирского ханства европейская наука обратилась в XVIII веке, вскоре после того, как это государство перестало существовать . Основные письменные источники, прежде всего сибирские летописи, были собраны в XVIII веке выдающимся немецким ученым на российской службе, «отцом сибирской истории», Герхардом Фридрихом Миллером . Тогда же началось изучение археологических памятников сибирских татар. Внимание ученых было сосредоточено на обследовании фортификационных сооружений.

Изучением татарских крепостей занимались многие известные ученые - Д. Г. Мессершмидт, Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, И. Э. Фишер, П. С. Паллас, И. П. Фальк и другие. Наиболее значительные раскопки средневековых памятников в Барабинской лесостепи и в XIX - начале XX века произвели В. Радлов и В. Н. Пигнатти. В последние десятилетия изучением археологических памятников сибирских татар активно занимались В. И. Молодин, В. И. Соболев, А. И. Соловьев, Б. А. Коников и другие ученые.

Письменные исторические источники содержат отдельные сведения о вооружении и оборонительных сооружениях, тактике ведения боя татарскими войсками, о характере военных действий во время похода отряда Ермака. Среди археологических находок и этнографических материалов культуры сибирских татар есть детали луков и колчанов, стрелы, палаши и сабли, кинжалы, копья и боевые топоры, фрагменты кольчуг и панцирей.

Судя по имеющимся материалам, основным оружием дистанционного боя были луки и стрелы. Миллер называл луки и стрелы, наряду с копьями и саблями, «обыкновенным оружием татар ». Исследовав луки средневекового населения Западной Сибири, А. И. Соловьев выделил несколько типов, характерных для сибирских татар: луки с фронтальными срединными и плечевыми накладками и изготовленные целиком из дерева . Это было достаточно эффективное оружие для стрельбы на короткие и средние расстояния, которое широко применялось во всем кочевом мире с начала 2-го тыс. н. э. По сравнению с громоздкими и трудоемкими в обращении пищалями татарские луки были более простым, удобным и скорострельным оружием. С их Помощью воины Чингисхана и его преемников завоевали большую часть Евразийского континента.

На вооружении татарских воинов-лучников находились стрелы с разнообразным набором железных наконечников, в основном небольших по размеру, плоских, асимметричноромбических и в форме боеголовки. Значительно реже татарские лучники применяли стрелы с массивными широкими наконечниками и округлым, тупым или вильчатым острием, предназначенные для нанесения болезненной кровоточащей раны. Для пробивания панцирной брони, рассечения и раздвижения колец кольчуги татарские воины использовали бронебойные четырехгранные и линзовидные стрелы. Кроме железных, для стрельбы по легковооруженному противнику применялись стрелы различной формы с костяными и роговыми наконечниками. Комплекс средств ведения дистанционного боя сибирских татар превосходит наборы стрел большинства кочевнических культур эпохи развитого Средневековья, уступая только монгольскому. Правда, для центральноазиатских кочевников в этот период были характерны массивные стрелы, которые у сибирских татар встречались редко. Их набор стрел ко. Их набор стрел отличался и большим количеством костяных наконечников, что характерно для северной периферии кочевого мира. Костяные стрелы, безусловно, использовались в боевых целях, поскольку их до сих пор находят в телах погребенных людей. Стрелы хранились в кожаных колчанах вычурной формы, украшенных орнаментом и металлическими бляшками.

Основным в комплексе боевых средств сибирских татарских воинов являлось оружие дистанционного боя, ориентированное на поражение не имевшего металлических панцирей и кольчуг противника на расстоянии 20-50 метров. Бороться с тяжеловооруженным противником можно было с помощью бронебойных стрел, которых татарам явно не хватало. В ближнем бою воины могли действовать копьями и дротиками, палашами, саблями и боевыми топорами. Для защиты использовали шлемы, панцири и кольчуги.

Помимо татарских военных отрядов в столкновениях принимали участие таежные угорские племена, вооруженные луками и стрелами, копьями, мечами, боевыми топорами и защитными панцирями.

Вопросы численности и формирования войска в Сибирском татарском ханстве мало исследованы. Вероятно, у сибирских татар применялась азиатская десятичная система деления войска и народа. Отдельные мурзы имели в своем распоряжении различные отряды и могли воевать как самостоятельно, так и вступать в бой, объединив свои силы.

Получив известие о появлении отрядов Ермака, хан Кучум «послал гонцов для сбора людей», то есть объявил всеобщую мобилизацию своих войск. Он приказал «собрать татар, остяков и вогулов» и отправил войско во главе с царевичем Махметкулом навстречу противнику .

Определить общую численность войск Сибирского ханства довольно сложно. Известно, что уже после бегства Кучума из Кашлыка в битве при Абалаке царевич Махметкул командовал туменом - отрядом из 10 тысяч воинов . Другое войско возглавлял сын и наследник Кучума царевич Алей, отдельные отряды - мурзы Карача, Кашкар, Бегиш... Сам хан руководил «ногайской гвардией». Вероятно, войско Сибирского юрта насчитывало не один тумен. Однако ни в одном из сражений Кучуму не удалось собрать все вооруженные силы ханства в мощный кулак.

Военные отряды сибирских татар предпочитали действовать на поле боя в конном строю, осыпая противника тучей стрел. Подобная тактика, традиционная для кочевников, успешно применялась в войнах с другими номадами и таежными племенами, однако в боях против отряда Ермака она оказалась малоэффективной, вероятно, из-за дальнобойности пищалей и защищенности воинов отряда доспехами. По легенде, Ермак надевал на себя два доспеха, один поверх другого. Пробить такую двойную защиту не могла ни одна татарская стрела.

В сражениях с отрядом Ермака татарские воины редко вступали в ближний бой из-за нехватки защитных средств.

Татарские воины умели воевать и в пешем строю. Они устраивали засады, контролировали передвижение противника, внезапно нападали в удобном для атаки месте, осыпая врага стрелами.

Практически все татарские мурзы имели свои укрепленные городки, построенные на возвышенности, обрывистых мысах по берегам рек и укрепленные валами, рвами и частоколами с напольной стороны. Оборонительные возможности этих крепостей были различными. Например, крепость Куллары на Иртыше Ермак штурмовал пять дней подряд, но так и не смог взять.

Помимо холодного оружия на вооружении войска Кучума были две привезенные из Казани чугунные пушки, стрелявшие ядрами. Он попытался применить их в сражении на Чувашском мысу, но безуспешно, поэтому во время отступления Кучум приказал сбросить свою артиллерию в Иртыш. В источниках есть упоминание о том, что две пушки имелись и в отряде мурзы Бегиша. Правда, в достоверности этого сообщения сомневался еще Миллер .

Важную роль в военном искусстве сибирских татар играла разведка. Опираясь на хорошее знание местности, она могла внимательно следить за перемещениями противника и своевременно информировать своих полководцев о действиях врага. Впрочем, сторожевая служба у татар не всегда была на высоте. Так, в результате предательства мурзы Сенбахта-та-гина Ермаку удалось ночью напасть на стан царевича Махметкула у озера Ку-лар, уничтожить его отряд, а самого татарского полководца взять в плен.

Татары научились дезинформировать противника, заманивать его в отдаленные от основных сил места и уничтожать по частям. Так погиб небольшой отряд Ермака, двигавшийся навстречу «бухарскому каравану».

Оценивая боеспособность войск Сибирского татарского ханства, необходимо отметить, что она вполне соответствовала уровню развития военного искусства в кочевом мире в эпоху позднего Средневековья.

Военная организация обеспечила Сибирскому ханству почти двухсотлетнее господство над угорскими и самодийскими племенами Западной Сибири, позволила противостоять другим кочевым объединениям. Однако их боевых сил и умения воевать оказалось недостаточно для успешной борьбы с вооруженным огнестрельным оружием и обладающим большим боевым опытом и решимостью в достижении цели противником.

Опыт войны с отрядом Ермака свидетельствует, что решающую роль в разгроме Сибирского ханства сыграло военно-техническое превосходство и боевой опыт.

Несомненно, что по общей численности войска Сибирского ханства и его вассалов во много раз превосходили отряд Ермака.

К тому же татары воевали у себя дома и подчинились отнюдь не «добровольно», а сопротивлялись долго и ожесточенно. Не обладая огнестрельным оружием, они были знакомы с его действием и вовсе не разбегались как дикари от одного звук выстрелов. В источниках подчеркивается, что во многих боях татарские воины храбро сражались. Например бой в устье с войсками шести татарских мурз «продолжался несколько дней с переменным успехом: хотя победа осталась за отрядом Ермака. Бой с отрядом Махметкула у Бабасанских юрт длился пять дней. Полководец Махметкул, племянник Кучума, после пленения стал российским воеводой, воевал со шведами, участвовал в походе на Серпухов.

В сражениях Кучум и его полководцы рассчитывали на свое численно превосходство и массированную стрельбу, но это не имело должного эффекта, поскольку воины отряда Ермака были хорошо защищены от поражения стрелами. Они расстреливал татар на расстоянии, нанося им ощутимые удары. Особенно заметным эта техническое превосходство стал в боях с отрядами угорских князе Во время похода на Обь отряд Богдана Брязги взял штурмом несколько городков, выдержал ряд боев и при это» не потерял ни одного человека.

Бой на. Реконструкция Л. А. Боброва.

Как справедливо отметки Р. Г. Скрынников, помимо воєнно технического превосходства воины отряда Ермака обладали большим боевым опытом в сражениях с кочевниками, татарами и ногайцами . Сам Ермак принимал участие в Ливонско войне. Атаманы Иван Кольцо, Никита Пан и другие успешно воевали с кочевниками в Поволжье. По некоторым источникам, купцы Строгановы, отправляя Ермака в Сибирь, включили в состав его отряда «трисг человек немцев и литвы из числа военнопленных с Ливонской войны . Европейские военные специалисты высоко ценились в Российском государстве в этот период и последующие век и сыграли огромную роль в освоении Сибири.

Татары также имели некоторый опыт войн с русскими. Военные отряды сибирских татар и вогулов-манси неоднократно совершали походы через Урал, в земли купцов Строгановых. Однако крупных сражений при этом не происходило.

Татарские полководцы не смогли приспособиться к военной тактике отряда Ермака и в большинстве боев терпели поражения.

Вероятно, определенную роль з военных успехах отряда Ермака сыграл и психологический фактор. Ермак и его атаманы, в сущности, не могли вернуться без победы, так как на родине их ждала неминуемая расплата за предшествующие разбои. Лишь покорив для царя Сибирское ханство, они могли рассчитывать на царские «милости». Поэтому Ермак продолжал упорно двигаться к цели, не считаясь со всеми трудностями и людскими потерями, преодолевая не только сопротивление татар, но и неверие своих подчиненных в успех предприятия. В то же время для Кучума и других татарских князей потеря того или иного «города» не означала полного краха, за спиной у них лежала спасительная степь, в которой они могли укрыться. После серии поражений Кучум без боя сдал столицу ханства Кашлык, что имело роковые последствия. Сибирское ханство развалилось не только под ударами извне, но и под напором внутренних противоречий. Для сибирских татар и угров Кучум и его окружение были пришельцы и, завоевателями.

После падения Кашлыка от Кучума отошли многие подданные. Некоторые татарские мурзы и угорские князья перешли на сторону Ермака. Против Кучума поднялся Сеид-хан, потомок правящего ханского рода сибирских татар Тайбугидов, и мурза Карача.

Даже после гибели Ермака и ухода остатков его отряда из Сибири за Урал Кучуму и другим претендентам а ханский престол не удалось восстановить целостность Сибирского ханства.

Решающие удары по государственности сибирских татар были нанесены в конце 1580-1590-х годов. В 1588 году дьяк Д. Чулков заманил Сеид-хана и мурзу Карачу в Тобольский острог на пир и переговоры, во время которых их охрану предательски перебили, а самих татарских предводителей взяли в плен и отправили в Москву. В 1596 году воевода Ф. Елецкий разбил войско Кучума в городке Тунус. Хану удалось бежать. Царское правительство пыталось подчинить Кучума. От имени племянника Махметкула и находившегося в российском плену сына Абулхаира ему посылали письма. В 1598 году воевода А. Воейков нанес поражение отряду Кучума на реке Ирмень в Приобье. Кучуму с тремя сыновьями и тридцатью воинами удалось уйти. Несмотря на свое бедственное положение, он отказался пойти на службу к московскому царю и погиб в 1601 году . В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аб-лайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли . Значительная часть татарской знати к этому времени перешла на российскую службу, что обеспечило необратимость присоединения земель, населенных сибирскими татарами, к России. Хотя угроза со стороны царевичей, потомков Кучума, сохранялась до второй половины XVII века .