Инфантилизм автор понятия. Инфантильный человек - это личность, не желающая взрослеть

Фото: Syda Productions/Rusmediabank.ru

Это такая же тема, как вера в Бога. И говорить о ней тяжело и не говорить о ней невозможно. И даже отношения с отцом, когда их нет, уже не кажутся такими страшными, и даже прошептав сухими губами «я не люблю отца», можно жить дальше. Но как сказать, даже себе, даже шепотом «я не люблю мать», не знает никто. Любовь матери к ребенку, это, пожалуй, единственная любовь, которая не имеет никаких примесей. В ней нет эгоизма, зависти, манипуляции, любовь матери всегда чиста и безусловна. И больше чем мать, нас никто и никогда любить не будет. Так нам говорят с детства. Но всегда ли то, что нам говорят, правда?

Тем, кому не повезло

«Я всегда с белой завистью наблюдала, как молодые бабушки гуляют по парку с внуками, как они играют, как им здорово вместе. А потом к нам подходила молодая мама ребенка и дочь бабушки и они все вместе уходили в какую-то неизвестную для меня даль, где люди любят и уважают друг друга», так рассказывала мне моя знакомая. «В моей жизни все было по-другому. Моя мать вечно , постоянно выдумывая всевозможные болезни, лишь бы ничего не делать. И даже к моей дочери, своей внучке, никогда не питала особых чувств и ни разу не высказала желания с ней погулять».

Родителей не выбирают, и, пожалуй, это самое несправедливое, что только есть на свете. Родительская любовь, как стена, как крепость, как опора, именно любовь родителей дает нам старт в жизни, а любовь матери помогает преодолеть самые тяжелые моменты в судьбе. Но если даже мать не становится опорой, если даже мать не любит, то, как жить дальше? И, да, не все знают, что ответить на данный вопрос, а лишь разводят руками, предлагая «кого-то там простить и понять».

Вариантов отношений «мать-ребенок» может быть неимоверно много, в том числе и деструктивных моделей. Рассмотрим некоторые их них.

- Когда мать равнодушна.

Говорят, что дети, особенно девочки, матери которых не проявляли по отношению к ним особо нежных чувств, вырастают замкнутыми и холодными. Это правда, но с другой стороны со стороны матери не самое большое зло, которое можно себе представить. Обычно девочкам подобных матерей непросто в браке, но если вовремя понять проблему недостатка любви, можно ее решить без крови.

- Когда мать истеричка и манипулятор.

Самый ужасный, нет, пожалуй, один из самых ужасных вариантов, когда мать и истеричка синонимы. Сегодня она душит в объятиях и осыпает поцелуями, а завтра обещает повеситься, если вы поступите не так, как она этого хочет. С утра она шутит и смеется, а вечером вы вызываете очередную «скорую», потому что расстроили ее свои желанием сходить в гости к подруге. Она нянчится с вашим ребенком, но уже спустя час рыдает на кухне и криком кричит на вашего мужа, потому что он «не так на нее посмотрел». Психологи уверены, что вырваться из чар матери-истерички не удавалось практически никому. Девочки подробных матерей, как правило, остаются одинокими или одинокими с детьми, с которыми в 99% случаев ведут себя так же, как их матери-истерички.

- Когда мать не любит.

Жуткие слова, жуткая тема, но так бывает, когда собственная . И почти всегда ребенок винит себя в том, что его не любят, потому что он «плохой». Психологи уверены, что даже если мы точно знаем и чувствуем, что мать нас не любит, признаться себе в этом, все равно, что осквернить святыню. Вся жизнь уходит на борьбу с собой, на поиски причины «почему меня не любят», на то, чтобы завоевать или вымолить любовь у матери, и, конечно, ничего хорошего из такой ситуации не получается.

Как правило, понимание того, что мать не любит, или манипулирует, или завидует, или равнодушна к собственному ребенку, приходит для данного «ребенка» лишь во взрослом, осознанном возрасте. А чаще всего, когда этот ребенок вырастает и сам становится родителем. Вот именно тогда, прочувствовав на «собственной шкуре» как это, любить собственное дитя и делаются выводы об отношении к себе собственной матери. И порой эти выводы ужасны, порой приходится признать, что мать никогда не любила.

Психологи уверены, что с этим пониманием приходит и понимание того, что «я не хочу быть похожей на свою мать» и женщина старается стать совершенно противоположным вариантом для своего ребенка. Если ей в свое время не хватало внимания от собственной матери, то женщина начинает просто «топить» в любви и чрезмерной заботе собственных детей. Если мать истерила и манипулировала, то женщина старается дать детям максимально жить своей жизнью, боясь даже попросить их о какой-либо мелочи для себя.

Психологи уверены, что чем больше мы стараемся не походить на свою мать, тем сильнее мы на нее походим, сами того не замечая!

Пожалуй, эта тема, наверное, одна из немногих, когда никакими банальными советами, типа «понять и простить», «понять и отпустить», «быть выше и умнее» отделаться не получится. Можно чисто внешне приотвориться или отстраниться от проблемы, превратившись в холодного робота и так общаться с матерью, но внутренние проблемы от этого не решаются. Они лишь растут подобно снежному кому и в один момент могут снести все на своем пути.

Так, где же выходит? Специалисты уверены, что вопрос деструктивных отношений с собственной матерью необходимо решать только на профессиональном уровне, т.е. посещая кабинет психолога или психотерапевта. Однако существует очень малая категория людей, которые сами ставят все «точки над і», но доля таких мудрецов крайне мала и до истины они, как правило, доходят лишь «съев фунт изюма» и «побывав во всех тяжких».

Тем, кому повезло

Если вы гордитесь своей матерью, если вы ее искренне любите, если вы ею восхищаетесь, если хотите быть на нее похожей, просто скажите Судьбе «спасибо». Вы не представляете, как вам повезло вытянуть в этой лотерее счастливый билет, потому что несмотря ни на что, как бы ни сложилась ваша жизнь, у вас всегда есть дом и есть мать, которая вас любит и будет всегда рядом. И кстати, те дети, у которых сложились искренние и с мамами, идут по жизни намного увереннее, добиваются большего и, как правило, счастливы в браке.

Эта статья написана для инфантильных людей, которые до сих пор не могут повзрослеть. В этой статье я расскажу, что такое инфантилизм, кто такой инфантильный человек и как ему повзрослеть. Так же я расскажу о причинах несоответствующего поведения зрелого человека. Все свои вопросы задавайте в комментариях под статьей.

Инфантильность и инфантилизм

Что такое инфантильность? Вы, конечно, можете зайти в википедию и почитать там, но все статьи википедии написаны научным языком. Поэтому бывает скучно. Здесь же я Вас порадую своим юмором, чтобы Вы не ушли от меня к википедии (википедия не отобьет Вас у меня). Только Вы не думайте, что я сам инфантильный человек . На данный момент мне 23 года, и я уже считаюсь взрослым. Инфантилизм происходит от латинского слова infantilis – детский. Это сохранение незрелого развития в физическом облике, а именно: поведения, черт характера, которые были присуще предшествующей стадии возрастного развития.

Зная, что такое инфантильность , мы с легкостью ответим на вопрос – кто такой инфантильный человек. Инфантильный человек – это деточка, человек, который хочет быть как Питер Пен. Инфантильный человек – это человек, который ведет себя как дитя, где бы он ни оказался. Это человек, который остался ребенком, несмотря на то, что ему уже свыше тридцати лет. Это отсталость в развитии.

Зная, что такое инфантильность, мы с легкостью ответим на вопрос – кто такой инфантильный человек. Инфантильный человек – это деточка, человек, который хочет быть как Питер Пен. Инфантильный человек – это человек, который ведет себя как дитя, где бы он ни оказался. Это человек, который остался ребенком, несмотря на то, что ему уже свыше тридцати лет. Это отсталость в развитии.

Есть другая версия определения инфантильность. Вы знаете, как ведут себя дети? Они хотят получить все и сразу. Некоторые «взрослые люди» ведут себя также. У них есть желание удовлетворять свои потребности, ничего не отдавая взамен. То есть получать от жизни все, при этом ничего не делая самим. Такое отношение к миру смело можно назвать инфантильным.

Но считается ли инфантильность чем-то плохим? Может это мило? Дело в том, что иногда я сам себя веду как ребенок или инфальтивный человек. Я заметил, что многим людям это нравится. Вот только в серьез тебя перестают воспринимать. И если Вы хотите, чтобы люди начали Вас оценивать по достоинству, то есть как полноценного и взрослого человека, то Вам нужно срочно повзрослеть.

Как повзрослеть?

Чтобы узнать, как повзрослеть , мы сначала должны узнать, что делают взрослые люди. Смело заявлю, что человек автоматически становится взрослым, когда берет на себя за все, что с ним происходит. Он вдвойне становится взрослым, если берет ответственность за других людей, например за обеспечение своей семьи (то есть за жену и за детей), за родителей и даже за подчиненных в его бизнесе.

Для начала нужно взять ответственность в свои руки за свою собственную жизнь. Думать о других пока не стоит. Инфантильный человек винит кого угодно, но только не себя. Он думает, что от него ничего не зависит, и что другие люди ему чем-то обязаны. Это детское поведение. На таких людей не обращают внимания. Поэтому начните думать иначе. Начните утверждать, что Ваша жизнь находится только в Ваших руках, и все зависит от Вас (по крайней мере, в большинстве случаях).

Дела определяют человека. Человек является тем, что он делает. Я заметил, что с возрастом интересы меняются сами по себе, будто кто-то переключил программу. Если в 15 лет меня интересовали компьютерные игры, супергерои из Marvel Comics, то сейчас я заметил, как меня интересует мой бизнес, девушки и мое будущее. Я сейчас редко играю в компьютерные игры, так как к ним уже не тянет. Могу сказать, что у инфантильного человека эта программа не меняется сама по себе. В этом случае придется собственной силой волей заставить себя делать взрослые дела. Например, устроиться на работу, начать ходить на свидания, подумать над тем, как создать свой бизнес, как развиваться в дальнейшем. Подобные мысли и идеи присуще взрослым людям.

Чтобы повзрослеть, нужно стать самостоятельным. Для этого в первую очередь нужно научиться самостоятельно . Ни так как мамочка скажет, а так, как Вы надумаете. Перестаньте быть маленьким сосунком. Начните решать все свои проблемы самостоятельно. Начните самостоятельно принимать решения, а не с маминой подачи. Делайте то, что Вы считаете правильным и нужным для Вас. Не нужно спрашивать у мамочки разрешения типа: «Мам, а можно я сегодня с Наташей погуляю? Я в восемь буду дома, я обещаю!» . НЕЕЕЕЕТ!!! Так не годится. Отныне только Вы решаете за себя. Вы можете спрашивать совета у своих родственников (я Вам разрешаю), но старайтесь думать своей головой.

Отличная практика, если Вы начнете жить отдельно. Супер упражнения чтобы повзрослеть является переезд в другой город, где Вы будете одни. Этот способ помогает не только повзрослеть, но и воспитать в себе уверенность, поднять самооценку, стать настоящим львом. Если есть такая великолепнейшая возможность, используйте ее.

На человека всегда влияет его окружение. С кем поведешься, от того и наберешься. Вам пора сменить «детский сад» на продвинутый коллектив. Когда мне было двадцать лет, я посещал театр «Листопад» . Там были дети до 15 лет (кто-то старше). Я заметил, как среди детей я сам становился ребенком. Я вел себя как 10-ти летний мальчик. Такое поведение в театре является нормальным. Просто я потом с ужасом вспоминал об этом. Двадцатилетний ребенок – вот как меня можно было охарактеризовать. Меняйте свое окружение.

Еще один действенный способ – это визуализация образа взрослого человека. Под действием воображения Вы с легкостью можете поменять модель своего поведения. Для начала составьте образ взрослого себя: напишите черты характера взрослого человека, опишите его походку, манеры, жесты и так далее. Каждую ночь, когда Вы будете засыпать, начните представлять себя таковым персонажем. Позже этот образ въесться, и Вы станете взрослым человеком. Этот способ работает на 100%. Вам необходимо затратить от 1-го до 3-х месяцев.

Чтобы повзрослеть, Вам нужно перестать ныть и жаловаться на жизнь. Если Вы это сделаете, значит Вы станете взрослым человеком. Ноют и жалуются в основном слабые люди. Взрослые воины никогда подобного не делают. Они ищут выход из пещеры, а не сидят в ней на попе ровно. Такое качество присуще , за которыми следуют люди. А разве лидер инфантильный человек? Вы и сами знаете ответ. Избавьтесь от этой пагубной привычки.

На этом все. Начните использовать эти советы, и тогда вскоре Вас, да и Вы сами себя не узнаете. Чао какао.

инфантильность, инфантилизм, как повзрослеть

Нравится

Психический инфантилизм – явление, которое может быть одним из симптомов сложных психических заболеваний, а также проявляется как самостоятельное расстройство эмоционально-волевой сферы. Заключается оно в том, что поведение человека не соответствует его хронологическому возрасту.

Психический инфантилизм означает незрелость личности, в результате которой эмоции и волевые акты человека не соответствуют его возрасту, а больше напоминают поведение ребенка. Это способы реагирования на раздражитель, которые свойственны младшему возрасту, а не тому, который на данный момент имеет человек.

Детские черты хорошо видны уже у взрослых людей, но инфантилизм может проявляться еще в детском возрасте. О данном явлении можно говорить, начиная со школьного возраста, когда учебная деятельность постепенно вытесняет доминирующую игровую деятельность. Тогда видно несоответствие возрасту эмоциональных реакций ребенка. Он не в состоянии принять школьные правила, дисциплинарные требования, возникает дезадаптация в школе.

Инфантилизмом называют не только расстройство эмоций и воли, но также отставание в физическом развитии. Такое явление носит название физиологический инфантилизм. Различают также психическое и психологическое отставание в работе эмоционально-волевой сферы. Внешне эти явления проявляться могут одинаково, но причины их отличаются. Психологический инфантилизм возникает у детей, людей со здоровой психикой, сохранными когнитивными процессами. Такие взрослые и дети не в состоянии принимать самостоятельные решения.

Синдром психического инфантилизма относится к расстройствам поведения. Это не самостоятельное заболевание, но на фоне его развития и внешних обстоятельств могут возникать сложности с воспитанием ребенка и реакциями взрослого человека на окружающую его действительность.

Факторы риска развития

Психический инфантилизм очень тесно связан с психологическим. Этим видам нарушения поведенческих реакций подвержены дети, которые в результате родовых травм и органического поражения мозга растут наивными, не соответствуют своему биологическому возрасту.

Такое явление возникает при проявлении сложных психических заболеваний, например, олигофрении, когда страдают когнитивные процессы, нарушается работа мышления, человек не адаптирован к окружающему миру.

Причины возникновения

К основным причинам возникновения психического инфантилизма относят:

  • поражения головного мозга вследствие перенесенных инфекционных заболеваний, гипоксии и асфиксии ребенка в родовых путях, токсическое воздействие на головной мозг, травмы;
  • генетическая и конституциональная предрасположенность человека;
  • особенности воспитания, когда родители чрезмерно опекают детей, не дают им право самостоятельно принимать решения, либо имеет место деспотическое воспитание.

Симптомы

Для психологического и психического инфантилизма характерны практически одинаковые проявления. Среди них отмечают:

  • низкая способность к интеллектуальной работе, концентрации внимания, но при этом в играх энергия не иссякает, ребенку не надоедает играть;
  • незрелость суждений, преобладают поверхностные суждения, ассоциации, более сложные мыслительные процессы инфантильным детям и взрослым не свойственны;
  • во время волевой деятельности ребенок может ощущать усталость, интересы не стойкие;
  • человеку постоянно нужна смена обстановки, новые впечатления, острые ощущения;
  • неразвита самостоятельность, ответственность за поведение;
  • человек непоследователен, непосредственен, легко поддается внушению;
  • настроение инфантильного человека (ребенка) легко изменяется, неустойчиво, могут возникать аффективные вспышки, которые в скором времени заканчиваются;
  • может проявляться раздражительность, эгоцентризм, капризы, стремление получить 100%-е внимание со стороны окружающих.

Инфантилизм, приобретенный вследствие шизофрении в раннем возрасте, проявляется в изменениях личности, таких как чрезмерный негативизм, манерность, низкий уровень эмоциональных реакций, аутизм.

Лечение

В зависимости от причин психического инфантилизма назначается лечение и коррекционные мероприятия. При этом поведенческом расстройстве родители должны пересмотреть свое отношение к ребенку. Его нужно настраивать на самостоятельность, но делать это постепенно, постоянно и правильно.

При выраженных отклонениях в поведении и эмоциональных реакциях вместе с психотерапевтическими мероприятиями назначаются медикаментозные средства.

Медикаментозная терапия

Если психические отклонения при инфантилизме слишком выражены, специалисты рекомендуют использование таких медицинских препаратов, как:

Также медикаментозная терапия при этом расстройстве показана для снижения выраженности его симптомов. Применяются лекарственные препараты для лечения основного психического заболевания, если инфантилизм является сопутствующим расстройством.

Психотерапия

Инфантилизм поддается коррекции при правильно организованном индивидуальном подходе к пациенту. Чаще всего, если он проявляется в старшем возрасте, человеку уже сложно адаптироваться в окружающей его социальной обстановке.

Чем раньше обратиться к специалисту для преодоления этой патологии, тем вероятнее успешная адаптация такого человека в обществе.

В психотерапевтической практике существует много методов коррекции инфантилизма. Но самыми эффективными являются когнитивно-поведенческие и клиент-ориентированные методики. Также активно применяется психодинамический подход.

Классик психоанализа К.Юнг рассматривал инфантилизм в своих трудах. Он говорил, что невозможно воспитать человека, не являясь воспитанным человеком.

Психоднамический подход ориентирован на развитие целостности, определенности личности. Используя психоанализ, психотерапевт прорабатывает с человеком причины этого расстройства, заложенные в детстве.

Инфантилизм хорошо поддается коррекции с помощью когнитивно-бихевиоральных методов. Они применяются при проявлении расстройств поведения по разным причинам. При органических поражениях мозга можно произвести корректировку патологии, научив человека правильно вести себя в обществе, адекватно эмоционально реагировать. Если инфантилизм проявляется у ребенка, специалист обучает, дает рекомендации родителям по основам воспитания таких детей.

Инфантилизм имеет разные причины и последствия для человека. Со стороны родителей важно не проявлять чрезмерную опеку над ребенком, а также давать ему любовь и заботу в меру, не быть деспотичными – это исключит проявление психологического расстройства эмоционально-волевой сферы. Если данный синдром проявляется по другим причинам, важно как можно быстрее обратиться к психотерапевту или психиатру для его лечения.

Психический инфантилизм – довольно распространенное на сегодняшний день явление, которое присуще как мужчинам, так и женщинам. Значение слова «инфантильность» – «незрелость».

Инфантильным можно назвать человека, который, так сказать, психологически застрял в детском или юношеском возрасте. Он является незрелым или имеет недоразвитую психику. В поведении его доминируют следующие моменты:

  • Неготовность взять на себя ответственность.
  • Отсутствие жизненных целей.
  • Неумение принимать правильные решения в сложной ситуации.
  • Нежелание менять себя или собственную жизнь.

Коротко о главном

Психологический инфантилизм предполагает присутствие у взрослых людей черт поведения, которые присущи детям . Если верить психологам, то именно это расстройство на сегодняшний день является одним из самых распространенных. Мало того, оно выступает базой для других психологических проблем.

В России наиболее остро проблема инфантильности обозначилась после перестройки, в 1990-х годах, в то время, когда существовавшие долгое время советские ценности перестали быть актуальными, да и весь уклад жизни значительно изменился.

Дети, рожденные и росшие в те годы, можно сказать, были предоставлены сами себе – в школах функция воспитания была практически утрачена, а родителям приходилось много работать, чтобы как-то выжить в кризисные годы.

Незрелость человека может быть нескольких видов:

  • Психологическая.
  • Физиологическая.
  • Социальная.
  • Психофизический инфантилизм.

Первый вид связан с тем, что психологические процессы у ребенка развиваются медленнее, чем положено, но это никак не связано с нарушениями умственного развития. Инфантилизм физиологический выражается в виде нарушенного или замедленного развития организма.

Чаще всего это вызвано либо внутриутробными инфекциями плода, либо кислородным голоданием. Психофизический инфантилизм – это комплекс физиологического и психологического отставания.

Признаки

Психический инфантилизм обладает рядом признаков и может проявляться на разных этапах жизни человека и в разных сферах. Это касается как отношений с близкими людьми, так и работы. У взрослого инфантильного человека и мышление, и черты характера слишком похожи на детские. Приведем основные признаки инфантилизма психологического:

  • Несамостоятельность.
  • Стремление избегать проблем.
  • Отсутствие жизненных целей и стремлений.
  • Нежелание развиваться.
  • Неадекватность.
  • Эгоизм.
  • Склонность к зависимостям.
  • Безответственность.
  • Неумение общаться.
  • Отсутствие социального роста.
  • Малоподвижный образ жизни и пр.

Есть еще один интересный признак инфантильного поведения человека – чрезмерная увлеченность играми, гаджетами, шопингом и т.п. Кажется, что этот человек в детстве не доиграл, и поэтому во взрослой жизни инфант живет «играючи», любит бесконечные вечеринки, развлечения.

Инфантильный человек сконцентрирован исключительно на себе, но как личность он не развивается, самоанализ ему тоже чужд, зато вот эгоизма хоть отбавляй. Такие люди часто не понимают окружающих, не разделяют их взгляды на мир и в своем поведении никогда практически не считаются с интересами других людей.

Психический инфантилизм проявляется еще и в отсутствии жизненных целей. Незрелые люди редко к чему-то стремятся, не строят планов на будущее, стараются избегать проблем и трудных жизненных задач.

Причины и проявления

Чтобы ответить на вопрос, как избавиться от инфантильности, необходимо сначала определиться с причинами этого явления. Чаще всего они идут из детства. Если родители давали ребенку возможность нормально развиваться как личности и не слишком вторгались в его внутреннее пространство, то он должен сформироваться правильной личностью. А если в семье присутствует гиперопека, то ребенок вряд ли будет способен нормально и адекватно решать задачи, искать выходы из ситуаций и жить полноценной жизнью.

Синдром психического инфантилизма может проявляться в виде стремления человека переложить ответственность на других, а самому жить беззаботной жизнью, развлекаться и веселиться. При этом инфант любит быть душой компании или, так сказать, шутом. И даже если у такого человека будет плохое настроение, он никак это не проявит, потому что его привыкли видеть весельчаком и клоуном.

Имеет место в жизни современных людей и социальный инфантилизм. Он проявляется в виде того, что человек не развивается как личность, не стремится к карьерному росту и зарабатывает мало денег. Примечательно еще и то, что инфанты обладают заметными, яркими внешними признаками. Лицо обычно выражает презрение или отвращение, улыбка чаще всего ироничная, а уголки губ опущены книзу.

Психологический инфантилизм, как правило, зарождается при неблагоприятных условиях воспитания в подростковом возрасте. На начальных этапах он проявляется в виде истерик, стремления к манипулированию людьми, неподчинения родителям, плохой успеваемости в школе.

Мужское и женское

К инфантильности могут быть склонны как мужчины, так и женщины. Мужской инфантилизм, как говорят специалисты, практически ничем не отличается от женского. Это касается как причин, так и проявлений. Единственное отличие заключается в том, что у общества обычно к мужчинам гораздо больше требований, нежели к представительницам прекрасного пола.

Инфантилизм у мужчин чаще осуждается, таких людей принято называть «маменькиными сынками». Как правило, инфанты не могут завести семью, зарабатывают недостаточно денег, вследствие чего не способны себя обеспечивать.

Женский инфантилизм в обществе осуждается гораздо меньше, на него смотрят, так сказать, сквозь пальцы. Мало того, социум порой поощряет несколько незрелое поведение молодых женщин. Связано это с тем, что мужчине нравится быть сильным, смелым и заботящимся о своей даме, которая в свою очередь ему подыгрывает, ведь ей приятно, что у нее есть свой «покровитель», обеспечивающий ее существование и делающий ее жизнь во многих планах проще.

Психофизический инфантилизм, по мнению психологов, является серьезной проблемой, несмотря на то, что многие простые люди списывают его проявления на особый образ жизни, отличие взглядов и т.п. Специалисты же утверждают, что детскость взрослого человека – большое препятствие в жизни, потому что она не позволяет самосовершенствоваться и развиваться.

Справедливости ради нужно сказать, что, несмотря на наличие инфантильности у мужчин или у женщин, в жизни таких людей могут быть и положительные моменты, связанные с особенностями их психики. Например, такие люди наделены творческими способностями, поэтому из них получаются хорошие музыканты, актеры или художники.

Психология, описывая инфантильность как явление, содержит сведения о том, что инфантильность очень ярко проявляется в отношениях людей. Если инфант общается с эмоционально зрелым человеком, то они не могут найти общего языка, между ними могут возникать ссоры или даже взаимное раздражение. Но все-таки примечательно, что инфант обычно тянется в общении к зрелым людям, потому что этот человек может в какой-то степени занять позицию родителя и додать эмоционально незрелой личности то, чего ей не хватило в детстве.

Пробуем избавиться

В психологической литературе содержатся сведения о том, что любой незрелый человек прекрасно осознает свою проблему, будь то мужской инфантилизм или женский. И каждый индивид, имеющий такое психологическое отклонение, задается вопросом: как бороться с инфантильностью?

Несмотря на осознание своего недостатка и тех проблем, которые он приносит в жизни, ни один инфантильный человек не начнет избавляться от незрелости самостоятельно. Поэтому на помощь тут должны прийти психологи и близкие люди. Причем чем раньше заметить проблему, тем более быстро ее можно будет решить.

Желательно начать избавляться от инфантильности прямо в подростковом возрасте, когда она только начинает зарождаться. Но, как говорится, лучший метод лечения – это профилактика. Так что родителям стоит всерьез задуматься о том, что их ребенок должен формироваться зрелой личностью.

Для этого ему нужно давать больше самостоятельности, но нельзя и перестараться, потому что может получиться так, что ребенок будет вовсе предоставлен сам себе, и в таком случае гармоничная личность не сформируется точно. Автор: Елена Рагозина

– психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

    Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов , психопатий , реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

    Причины психического инфантилизма

    Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

    • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии , асфиксии .
    • Психические расстройства . У детей с умственной отсталостью, аутизмом , шизофренией , задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
    • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
    • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

    Патогенез

    Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

    Классификация

    Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы , асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром .
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Осложнения

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия , тревожность , истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром . Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией , аутизмом, поведенческими расстройствами . Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.