Как пережить голод и эконом кризис. Как пережить кризис

Федеральное агентство по образованию

Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волгоградская академия государственной службы

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра психологии

Реферат на тему:

Аутогенная тренировка как активный метод психотерапии

Выполнила

студентка группы П-500

Бондаренко Марина Сергеевна

Аутогенная тренировки является методом саморегуляции психических и вегетативных функций. Поэтому она не только нашла лечебное применение, но и стала использоваться в педагогике, спорте, на промышленных предприятиях.

С лечебной целью аутогенная тренировка может быть применена в качестве симптоматического средства для устранения различных обратимых нарушений, в первую очередь у больных неврозами.

При лечении аутогенной тренировкой бессонницы, связанной с трудностью засыпания, вызывается состояние покоя и релаксации. Из этого состояния больной сам себя не выводит, и оно быстро переходит в сон. Особенно хорошо поддаются лечению нарушения сна, вызванные доминированием в сознании тех или иных переживаний. Здоровые люди, занимавшиеся аутогенной тренировкой, отмечают, что она позволяет им, вызвав состояние релаксации, быстро засыпать даже в неблагоприятной и необычной обстановке при наличии помех.

При состояниях тревожного ожидания у больных неврозами, эмоциональной напряженности, предоперационных волнениях, страхе (невроз страха, фобии) вызывается мышечная релаксация и проводятся систематические самовнушения (формулы: «Я спокоен, всегда спокоен»). Таким образом удается предупредить, устранить или смягчить тревогу.

Аутогенная тренировка применяется как в групповой терапии, так и в индивидуальной работе пациента под наблюдением ведущего тренировку психолога, или самостоятельно.

Достигаемые с помощью аутогенной тренировки саморегуляции эмоционально – вегетативных функций, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психифизиологических резервов организмам позволили использовать в разнообразных отраслях медицины.

Метод активно включается в психотерапию при полном сохранении самоконтроля и инициативы личности. Приобретенные навыки при проведении курсов сохраняются всю жизнь. Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели - пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.

Наилучшие результаты применения аутогенной тренировки наблюдаются при лечении тех заболеваний, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры, причем парасимпатический эффект достигается легче, чем симпатический.

Противопоказаниями для применения аутогенной тренировки являются состояния неясного сознания и бреда, в особенности бреда отношения и воздействия. Не рекомендуется во время острых соматических приступов и вегетативных кризов.

3. Техника аутогенной тренировки по Шульцу

Выделяют две ступени аутогенной тренировки: 1) низшая ступень - обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания; 2) высшая ступень - аутогенная медитация - создание трансовых состояний различного уровня.

Низшую ступень, аутогенной тренировки, составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз:

1) положение сидя, «поза кучера» - тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены;

2) положение лежа - тренирующийся лежит на спине, голова покоится на низкой подушке, руки, несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;

3) положение полулежа - тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, руки на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены. Во всех трех положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты.

Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5-6 раз) соответствующих формул самовнушения, которые подсказываются руководителем тренировки. Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой-целью: «Я совершенно спокоен».

Первое упражнение. Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах, что сопровождается расслаблением поперечно-полосатой мускулатуры. Формулы: «Правая рука совершенно тяжелая», затем «Левая рука совершенно тяжелая» и «Обе руки совершенно тяжелые». Такие же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые».

Второе упражнение. Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудистой иннервации конечностей. Формулы: «Правая (левая) рука совершенно теплая», затем «Руки совершенно теплые», те же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые и теплые».

Третье упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений. Формула: «Сердце бьется сильно и ровно».

Четвертое упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Формула: «Дышу совершенно спокойно».

Пятое упражнение. Вызывание ощущения тепла в области брюшной полости. Формула: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».

Шестое упражнение. Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей сосудистого генеза. Формула: «Мой лоб приятно прохладен».

Показателем усвоения очередного упражнения является генерализация ощущений. Например, упражнение по внушению тепла в конечностях считается усвоенным тогда, когда тепло начинает разливаться по всему телу.

На проработку каждого упражнения уходит 2 недели. Весь курс аутогенной тренировки длится около трех месяцев. Обычно занятия проводятся в группах 1-2 раза в неделю под руководством психотерапевта; продолжительность занятия 15-20 минут. Большое внимание уделяется самостоятельным тренировкам пациентов, которые проводятся дважды в день (утром, перед тем как встать, и вечером, перед сном), причем, как правило, пациенты ведут дневники, где описывают ощущения, испытываемые ими во время занятий.

Аутогенная медитация по Шульцу. Прежде чем приступить к аутогенной медитации, тренирующийся должен научиться удерживать себя в состоянии аутогенного погружения длительное время - по часу и более. Во время такой «пассивной концентрации» возникают различные визуальные феномены («тени», «простейшие формы», цветовые пятна и т. п.). Дальнейшая подготовка состоит в научении вызывать и удерживать «пассивную концентрацию» при наличии раздражающих помех - яркого света, шума, звучащего радио и т. п.

Первое упражнение. Фиксация спонтанно возникающих цветовых представлений.

Второе упражнение. Вызывание определенных цветовых представлений, «видение» заданного цвета.

Третье упражнение. Визуализация конкретных предметов.

Четвертое упражнение. Сосредоточение на зрительном представлении абстрактных понятий, таких как «справедливость», «счастье», «истина» и т. п.

Во время выполнения этого упражнения возникает поток представлений строго индивидуальных. Например, «свобода» ассоциируется с белой лошадью, скачущей по прерии. Конкретные зрительные образы, ассоциирующиеся с абстрактными понятиями, помогают, по мнению Шульца, выявиться подсознательному.

Сущность аутогенной тренировки Аутогенная тренировка (AT) - это метод психогигиены, основанный на максимальном мышечном расслаблении (релаксации), сочетающийся с самовнушением

AT - это система психологического воздействия на самого себя. С помощью специальных упражнений (фраз самовнушения), погружая себя в состояние полудремы (аутогенное погружение), человек может регулировать свое эмоциональное состояние, быстрее восстанавливать работоспособность при физическом и нервном утомлении, улучшать сон. Ученые рассматривают AT как систему тренировки процессов возбуждения и торможения, приводящую к их уравновешиванию, а также повышению адаптационных способностей организма, улучшению функции памяти, внимания, мышления.

Физические аспекты аутогенной тренировки:

Выработка умения регулировать тонус поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры туловища, конечностей и органов для полного или дифференцированного мышечного расслабления или повышения тонуса отдельных мышц.

Приобретение навыка ритмичного дыхания за счет мысленной регуляции фаз вдоха и выдоха.

Овладение навыками медленного, поверхностного дыхания, а также физического дифференцированного ощущения частей своего тела и органов.

AT - это процесс самовнушения, основным методом которого является слово, обращенное к самому себе; слово, направленное на саморегуляцию непроизвольных функций организма. В тоже время известно, что двигательный аппарат человека регулируют почти половина клеток головного мозга. В силу этого при самовнушении для расслабления мускулатуры клетки мозга посылают в мышечную систему соответствующие импульсы. В качестве обратной связи от расслабленных мышц в мозг поступают слабые минимальные сигналы, что действует успокаивающе на человека.

К психическим аспектам AT B . A . Епифанов (1999) относит:

Воспитание у человека навыков;

Аутогенная медитация (meditation - размышление, созерцание), аутогенное погружение;

Выработка навыка мобилизации психофизиологического состояния и т. п.

Поэтому, овладев навыками AT , человек сможет сознательно управлять своей психикой: где нужно - возбуждаться, а где - оставаться хладнокровным и невозмутимым.

2. Методика аутогенной тренировки

2.1.Общие положения. Активное целенаправленное самовнушение - основная часть AT . Словесные формы самовнушения должны быть индивидуализированы, произноситься повелительным тоном от первого лица единственного числа настоящего времени и без частицы. Например, нужно внушать себе вместо; вместо. Словесные формулы-фразы должны произноситься в определенной последовательности:

Вначале произносятся фразы, вызывающие общее спокойствие, отдых, релаксацию;

Затем - специальные фразы или формулы, применяемые для целенаправленного психотерапевтического воздействия;

В конце - тонизирующие, мобилизующие формулы, направленные на снятие расслабления.

В основе методики регуляции мышечного тонуса лежит метод прогрессирующей релаксации Е. Джейкобсона. Выявлено, что каждому типу эмоционального реагирования соответствует повышенное напряжение определенной группы мышц. Например, состояние пониженного настроения соответствует напряжению мышц дыхательной системы, состояние страха - напряжению мышц органов артикуляции, фонации, мимических мышц. Поэтому, учитывая прямую и обратную связь между эмоциональным состоянием и соответствующими группами мышц, можно реально снимать или уменьшать усталость, нервно-эмоциональное перенапряжение, расслаблять мышцы и, тем самым, изменять в нужном направлении свое психологическое состояние.

Классическая методика AT , предложенная немецким психотерапевтом Г. Шульцем (1932), состоит из двух степеней: низшей, включающей 6 упражнений и высшей, включающей 7 упражнений.

Сначала осваивают низшую ступень - методику мотивированного воздействия человека на самого себя при помощи фор-

мул самовнушения, с целью достижения физического оздоровления с помощью регуляции своих вегетативных процессов (частоты сердцебиения, частоты и глубины дыхания, температуры тела и др.).

Весь курс обучения AT состоит из 3 этапов:

1. Вводный - ознакомительная и разъяснительная беседа.

2. Первый - обучение приемам аутогенной тренировки.

3. Второй - приспособление полученного опыта к специфическим целям.

Обучение приемам AT рекомендуется начать с освоения физиологических основ мышечного расслабления, базирующихся на формировании субъективных ощущений тяжести и тепла. При этом установка на ощущение тяжести связана с расслаблением мышц, тепла - с расширением кровеносных сосудов.

2.2. Структура и содержание занятий.

Каждое занятие рекомендуется строить по следующему плану:

1) Принятие правильной позы.

2) Смыкание век.

3) Достижение чувства успокоения и расслабления.

4) Выработка определенного ощущения, например, чувства.

5) Правильный выход из дремоты.

Принятие правильной позы. Перед занятием следует расстегнуть воротник, галстук, пояс, тесную обувь расслабить или снять. Рекомендуются следующие три позы для выполнения AT .

Лежа на спине. Принимается удобная свободная поза лежа на спине (лучше лежать на чем-либо твердом или полумягком), голова лежит на подушке, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз и слегка согнуты в локтях. Ноги вытянуты и раздвинуты на ширину плеч, носки стоп обращены кнаружи. Положение полулежа. Сидя в кресле, откинувшись на спинку, руки на подлокотниках. Положение сидя на стуле в позе, не опираясь на стенку. Ноги, стоящие на полной ступне, выдвинуть вперед так, чтобы колени образовали угол в 120- 140°. Локти положить на колени, кисти рук свободно свисают вниз. Голова слегка опущена. Спина выгнута таким образом, что опущенные плечи оказываются по вертикали над тазобедренным суставом. Глаза полуприкрыты.

Смыкание век. Выполняют после принятия правильной позы. При этом не следует производить преднамеренных движений глазного яблока - взгляд вверх и т. д. Смысл этого действия заключается в выключении оптического раздражения, чтобы во время следующего упражнения - достижение успокоения - можно было, при необходимости, использовать проецирование в темноте.

Достижение успокоения и расслабления. Занятие начинается с общего расслабления. Для его достижения рекомендуется, после принятия позы и смыкания глаз, сделать глубокий вдох и длинный замедленный выдох. Повторить это действие несколько раз. Затем выполнить вдох средней глубины и мысленно произнести слово, а на замедленном выдохе, также мысленно, - более длинное слово. При этом для лучшего ощущения расслабления следует напрячь мышцы на вдохе, а на выдохе - расслабить их. Затем следует мысленно произнести: . Надо мысленно увидеть свое лицо, если это не получается, то можно воспользоваться зеркалом: посмотреть в зеркало, а затем закрыть глаза и снова мысленно увидеть свое лицо.

расслабляются мышцы лба;

расслабляются мышцы глаз;

расслабляются щеки;

расслабляются крылья носа;

губы и зубы разжаты;

челюсть слегка опущена;

язык расслаблен;

расслабляются мышцы затылка;

расслабляются мышцы шеи.

После этого приступают к расслаблению тела, повторяя по 3- 4 раза следующие формулы:

плечи опущены и расслаблены;

локти расслаблены;

кисти, как плети, лежат на коленях и давят на них;

мой таз свободно давит на стул (кресло);

мои голени расслаблены;

мои ступни расслаблены.

После достижения расслабления всего тела приступают к выполнению 6 упражнений низшей ступени AT .

Методика выполнения упражнений низшей ступени. Рекомендуется, приступая к занятиям, думать только об успехе обучения, а сомнения выбросить из головы. Лучшим временем для AT считается утро (сразу после пробуждения) и вечер (перед сном). Обязательное условие - систематичность занятий: 2-3 раза в день. Выполнять упражнения рекомендуется в слегка затемненном помещении, избегая шумовых раздражений. Мешают занятиям концентрация внимания и переполненный желудок, возбуждающие напитки (кофе и др.).

Сначала осваивают низшую ступень AT , целью которой является достижение физического оздоровления с помощью регуляции своих вегетативных процессов (частоты сердцебиения, частоты и глубины дыхания, температуры тела и др.).

Каждое из 6 упражнений низшей ступени имеет свое название, указывающее на основную цель упражнения.

Первое упражнение - .

Вызывает ощущение тяжести и в конце выполнения упражнения, снимающее мышечное напряжение.

Фразы самовнушения: мысленно повторить 5-6 раз формулы:

Моя правая (левая) рука (нога) расслабляется и становится тяжелой.

Моя правая (левая) рука (нога) становится тяжелее и тяжелее.

Моя правая (левая) рука (нога) совсем тяжелая.

Я совершенно спокоен (1 раз).

При этом рекомендуется вспомнить ощущение тяжести в руке, которое когда-либо было при поднятии, например, тяжелой гантели. Чем сильнее будет ощущение тяжести, тем эффективнее окажут свое воздействие произносимые формулы.

Произнося формулы, нужно в течение 2-3 мин настойчиво ждать ощущения тяжести, которая как бы сваливается с плеча в кисть (стопу) правой (левой) руки (ноги).

Правильный выход из аутогенного состояния.

Первое занятие AT заканчивается выработкой ощущения мышечной тяжести. По существу, человек (в том числе и физическая часть его) находится в состоянии самогипноза. Поэтому

необходимо осуществлять правильный выход их аутогенного погружения, который рекомендуется выполнять в три этапа:

1) Первый этап. Через несколько минут три раза мысленно произнести: , три раза согнуть и разогнуть отяжелевшую руку (ногу) в локте (в колене).

2) Второй этап. Произвести глубокий полный вдох.

3) Третий этап. Только после глубокого полного вдоха открыть глаза.

Последовательность действий при выходе из дремоты нужно соблюдать очень точно и строго. Это неотъемлемая часть аутотренинга.

Затем необходимо дать себе 2-3 мин отдыха и после полного расслабления еще раз повторить упражнение.

а) в левой руке (ноге);

б) в правой руке (ноге);

в) в обеих руках и ногах.

В вышеуказанной методической последовательности выполняется каждое из шести упражнений низшей ступени.

Все упражнения изучаются последовательно, на освоение каждого уходит около 1-2 недель. Только овладев одним упражнением, можно переходить к следующему, а затем осваивать их в комплексе. Рекомендуется, приступая к занятиям, думать только об успехе обучения, а сомнения выбросить из головы. Обязательное условие - систематичность занятий: 2-3 раза в день по 10-15 мин, перерывы на 2-3 дня и больше не рекомендуются.

Второе упражнение - .

Углубляет расслабление, приводит к тормозной фазе или легкой дремоте. Все начинается с самого начала: дыхание, поза, смыкание век, общее расслабление лица и тела. Мысленное повторение формул предыдущего упражнения. Затем по 5-6 раз - формулы (например, для правой руки):

Моя правая рука расслабляется и теплеет.

Моя правая рука становится все теплее и теплее.

Моя правая рука совсем теплая.

Я совершенно спокоен (1 раз).

В течение 2-3 мин настойчиво вспоминать ощущение теплоты (например, прикосновение к радиатору парового отопления). Затем 3 раза мысленно произнести. Три раза согнуть руку в локте и открыть глаза. Отдохнуть 2-3 мин и повторить все сначала.

Таким же способом тренировать:

а) в левой руке;

б) в обеих;

в) в обеих руках и ногах;

г) во всем теле.

На каждый элемент упражнения уходит 1-2 дня, а на все упражнения - 5-6 дней.

Следует иметь в виду, что в первые 3-4 дня возможны ощущения тяжести в руках (ногах, теле). Не нужно волноваться. Через какое-то время все приходит в норму. Для этого рекомендуется проговаривать: .

Из шести упражнений низшей ступени первое и второе считают основными. Только их освоение позволяет научиться управлять собой. Фразы (формулы) самовнушения этих двух упражнений при необходимости позволяют человеку вызывать сон, контролировать свои нервы (оставаться всегда спокойным), подавлять отдельные ощущения, неконтролируемые обычным путем, например - боль. Усвоив формулы и, возможно использовать их для мобилизации своих физических и духовных сил.

Третье упражнение - .

Помогает нормализовать работу сердца. Доказана возможность частичного или полного устранения неприятных ощущений в области сердца. Однако, это упражнение лучше применять после консультации и под контролем врача. Упражнение также применяется с лечебной целью.

Начинать занятие следует по вышеизложенной схеме: дыхание, поза, смыкание век, общее расслабление лица и тела. Далее повторить предыдущие упражнения и (1-2 раза).

Для выполнения третьего упражнения предлагаются следующие фразы самовнушения (мысленно проговаривать 5-6 раз):

Моя грудь теплая.

Сердце бьется ровно и спокойно.

Я совершенно спокоен (1 раз).

Упражнение целесообразно повторить еще раз и закончить по

схеме предыдущих занятий. Для овладения этим упражнением полностью требуется 5-6 дней по 15-20 мин в день.

Четвертое упражнение - .

Упражнение позволяет произвольно менять ритм дыхания, способствует устранению расстройств дыхания, улучшает насыщение легких кислородом

действует общерздоровляюще. Выполняется оно только после освоения умения расслабления мышц и 1-3 упражнений.

Формулы самовнушения:

Мое дыхание спокойно.

Мне дышится легко и свободно.

Я совершенно спокоен (1 раз).

Пятое упражнение - .

Выполняется с целью вызывания чувства тепла и покоя в области солнечного (чревного) сплетения и в брюшной полости. В области солнечного сплетения находится нервный пучок, связанный с многими внутренними органами. При удачном выполнении упражнения возникает ощущение тепла в брюшной полости, аналогичное ощущениям после принятия теплой ванны.

Начало и конец упражнения стандартны. Упражнение состоит из следующих формул самовнушения, проговариваемых мысленно по 5-6 раз:

Мой живот становится мягким и теплым.

Мое солнечное сплетение излучает тепло.

Живот прогрет приятным глубинным теплом.

Я совершенно спокоен (1 раз).

В целях облегчения освоения упражнения применяется следующий вспомогательный прием. Например, проглотить слюну и представить, как вместе с глотком по пищеводу и брюшной полости постепенно распространяется ощущение тепла.

Шестое упражнение - .

Помогает устранить или ослабить головную боль сосудистого характера, активизирует умственную деятельность.

Ощущение прохлады в области лба и висков возможно вызвать, если представить себе холодный компресс на лбу или прохладный ветерок, овевающий лоб и виски.

Мой лоб приятно прохладен.

Голова ясная.

Я совершенно спокоен (1 раз).

AT имеет возрастные границы. Этот метод малоэффективен для детей до 12 лет из-за недостаточно осознанного и критического отношения к собственной личности. А лицам пожилого и старческого возраста труднее овладеть упражнениями, связанными с расслаблением мышц из-за возрастного снижения тонуса поперечно-полосатой мускулатуры.

Во время AT не следует обращать внимание на грезоподобные состояния, так называемые - посторонние голоса, зрительные представления, шум или звон в ушах, ощущения похолодания конечностей, головокружение, неприятные ощущения во рту, мышечные и дыхательные спазмы, тяжесть в желудке, подташнивание, а также противоположная реакция и т. п. не представляют опасности и проходят при регулярных занятиях, и все же, по возможности, их следует ликвидировать (проглотить комок слюны, сменить позу и т. д.).

По истечении 8 месяцев тренировок упражнения лучше выполнять в условиях помех - яркий свет, громкий разговор, включенные радио или телевизор. В этот период занимающийся должен научиться сосредоточиваться на определенном ощущении в течение 30-60 мин.

Только после этого целесообразно переходить к упражнениям высшей ступени, целью которых является овладение психическими процессами, затрагивающими глубины подсознательного мышления, создание необходимого эмоционального фона. На овладение высшей ступенью AT уходит около года.

Показания и противопоказания к проведению AT .

Показания: нарушения периферического кровообращения, гипертензивный артериальный синдром, начальные стадии гипертонической болезни, артериальная гипотензия и другие астеновегетативные состояния; стенокардия, функциональные неврогенные аритмии; бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные диспноэ, спастические состояния желудочно-кишечного тракта, гастралгии, дискинезии, колиты; вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень, синдром Меньера, расстройства функции внимания, памяти; эмоциональные нарушения, расстройство сна, логоневрозы, цисталгии, алкоголизм, мобилизация психофизиологического состояния у спортсменов перед и в процессе соревнований, неврозоподобные и цереброспа-стические синдромы у детей.

Противопоказания: отсутствие контакта с больным вследствие его тяжелого состояния или нарушения психики, острый период заболевания и его прогрессирующее течение; нарастание сердечно-сосудистой недостаточности; синусовая тахикардия (свыше 100 уд/мин) и брадикардия (менее 50 уд/мин), частые приступы па-раксизмальной или мерцательной тахикардии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10, отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения, ант-риовентрикулярная блокада II - III ступени; гипертензия (АД выше 220/120 мм рт. ст.) на фоне удовлетворительного состояния больного; гипотензия (АД ниже 90/50 мм рт. ст.), частые гипер- или гипотонические кризисы, угроза кровотечения и тромбоэмболии; наличие анемии со снижением числа эритроцитов до 2,5-3 млн, СОЭ более 20-25 мм/г, выраженный лейкоцитоз; острые соматические и вегетативные кризисы, ГБШ; острые расстройства дыхания (кашель, диспноэ); острые неврологические заболевания, сопровождающиеся судорожными синдромами, нарушениями сознания; снижение интеллекта и памяти; возраст до 12 лет; гиперацидные гастриты

В корне понятия «аутогенная тренировка» лежит механизм, присущий каждому человеку - самогипноз. И не важно, кто и как относится к гипнозу в целом, задумывался ли кто-то о возможности применения его для каких-либо целей, каждый имеет возможность гипнотизировать себя, причем происходит это не так уж и редко, хоть и подсознательно.

Но обо всем по порядку: сначала экскурс в историю — как создавалась аутогенная тренировка. В самом начале 20 века немецкий невролог Оскар Фохт обратил внимание на способность некоторых своих пациентов самостоятельно входить в состояние гипноза. Не мудрствуя лукаво, он назвал это явление самогипнозом. По наблюдениям Фохта, люди, обладающие такой способностью, были менее подвержены утомлению, перенапряжению и возникновению психосоматических синдромов (к примеру, мигреней) чем остальные.

Немецкий психотерапевт Йоханес Генрих Шульц, применявший в своих методиках введение в гипнотическое состояние, обратил внимание на наблюдения Фохта и в начале 30-х годов 20 века на их основе разработал новую методику, названную аутогенной тренировкой.

По собственным наблюдениям Шульца наиболее яркими ощущениями пациентов, введенных им в гипнотическое состояние, являются теплые волны, циркулирующие по телу, и приятная тяжесть в конечностях. Принцип аутогенной тренировки заключается в совокупности упражнений, результатом исполнения которых станет воссоздание этих ощущений и, как следствие, состояние подобное гипнозу, но только достигнутого самостоятельно, то есть самогипноза.

Если рассматривать эти ощущения на физиологическом уровне, то «теплые волны» это результат расширения кровеносных сосудов, благодаря которому кровь активно поступает во все органы, также активно насыщая их кислородом; «тяжесть» же является результатом расслабления мышечных тканей. Учитывая, что такие физиологические процессы являются неотъемлемой частью релаксации, это обусловило наиболее интенсивное использование аутогенной тренировки в качестве техники релаксации, как помощь при различных стрессовых ситуациях.

Сам создатель этой методики описывал свое детище, как «способ терапии для невротиков с психосоматическими расстройствами». Но применение данной методики не ограничивается только лечением, психологи и психотерапевты советуют ее использование, в качестве способа самостоятельной регулировки своего психо- и физиологического состояния. Особую роль в популяризации аутогенной тренировки сыграл один из учеников и соавторов Шульца В. Люте.

Важно! Выполняя упражнения из комплекса аутогенной тренировки, не стоит постоянно напрягаться, стараясь достигнуть результата. Наиболее подходящее определение для этой методики - отрешенность. Как бы это странно не звучало, но для того чтобы расслабиться, надо расслабиться. Нужно просто выполнять упражнения.

Если сравнивать рассматриваемую методику и медитацию, общим у них будет результат - релаксация, методы же достижения данного состояния это их различия. Механика медитации заключается в использовании сознания для расслабления мышц и тела в целом. Аутогенная тренировка идет от обратного: расслабленное состояние тела, достигнутое упражнениями, передается в сознание с помощью визуализации. Для непросвещенного человека это может звучать достаточно сложно, но разобравшись в механике и немного потренировавшись, все становится понятным.

Опять же, возвращаясь к сравнению медитации и аутогенной тренировки: выбор методики релаксации полностью зависит от человека. Некоторым предпочтительней медитация, исходя из легкости ее изучения и возможности использовать почти в любом месте, оставляя сознание достаточно свободным. Ведь основополагающим принципом медитации является сосредоточивание на чем-то циклическом (мантре или мелодии) или неизменным (рисунок на стене или другой поверхности).

Другие же люди характеризуют медитацию, как тоскливое и занудное занятие. Именно такой категории людей придется по душе аутогенная тренировка, при которой для релаксации требуется смена объектов внимания (различные участки тела) и присутствие в процессе такой составляющей, как визуализация. Человек сам волен выбирать то, что ему по душе.

Можно подвести промежуточный итог, исходя из вышеописанного: аутогенная тренировка является методикой для расслабления сознания, включающая в себя совокупность упражнений, благодаря которым достигаются физическая релаксация, и визуализацию, выполняющую роль передачи физического расслабления сознанию.

Польза методики

Морфологически слово «аутогенный» состоит из двух слов латинского происхождения: «auto», что означает «сам» и «genos» — происхождение. Таким образом, в контексте изучаемого явления, значение слова будет примерно следующим: действие, выполняемое для себя, саморегуляция.

Использование методики приносит пользу, как для физиологического, так и для психологического состояния. Именно это обуславливает достаточно широкое распространение такого метода релаксации в странах Европы.

Эффекты физиологического характера

При использовании аутогенной тренировки эффекты физиологического характера практически не отличаются от подобных результатов других релаксационных методик - запуск процессов восстановления в организме. В процессе аутогенной тренировки отмечается снижение уровня холестерина и мышечного тонуса, восстановление дыхания и сердечного ритма. Насыщение конечностей кровью и активность мозга, особенно в альфа-волновом спектре, наоборот увеличивается. Благодаря улучшенному процессу кровообращения в конечностях при рассматриваемой методике, ее используют в качестве дополнительного лечения при синдроме Рейно, который как раз характеризуется нарушением такого кровообращения.

Кроме того, аутогенная тренировка хорошо зарекомендовала себя .

Еще одной группой, которым будет полезна именно эта физиологическая особенность аутогенной тренировки - люди, страдающие гипертонией. Аутогенная тренировка поможет избавиться им от головных болей и бессонницы. Повышение активности мозга в альфа-волновом спектре говорит о релаксации сознания, что будет очень полезно для людей занимающихся преимущественно умственной деятельностью.

Отзывы людей, занимающихся релаксацией по рассматриваемой методике, говорят о благотворном ее влиянии на течение многих соматических заболеваний: астматические болезни, проблемы с желудочно-кишечным трактом, профессиональные судороги (например, писчий спазм), диабет, легочные заболевания, ревматоидные процессы. В последнее время советуют использование аутотренинга при противоопухолевой терапии. Если говорить о диабете, то у инсулинозависимых пациентов, практикующих такой метод релаксации, было замечено частичное восстановление функции Лангерганса, говоря простым языком - снизилась суточная норма необходимого инсулина.

Внимание! Таким пациентам надо постоянно измерять уровень сахара, так как в случае улучшений есть возможность «заработать» инсулиновую передозировку.

Эффекты психологического характера

Основным психологическим эффектом аутотренинга является помощь в преодолении психологических травм и последствий физиологических повреждений. Примером силы влияния сознания на телесную оболочку может служить распространенный пример, когда человек после аутотренинга выдерживает сильную боль или огромное физическое напряжение.

Одной из основных целей, преследуемых подобной тренировкой, является избавление от тревожного состояния, подавленности, снижение усталости и повышение стрессоустойчивости человека.

Как указывалось выше, данная методика релаксации позволяет эффективно справляться с психологическими последствиями серьезных физических травм, например, после перенесенной автомобильной аварии.

Также неплохие результаты наблюдались при использовании методики в военных госпиталях, у людей после потери конечностей. Благодаря данной тренировке можно избавиться от таких нарушений вестибулярной системы как морская болезнь.

Статистика также указывает на уменьшение болевого синдрома у рожениц, которые некоторое время перед родами занимались релаксацией по рассматриваемому методу. Систематические занятия по этой методике рекомендуются спортсменам, для снижения уровня тревоги перед соревнованиями.

В качестве метода избавления от тревоги и стрессовых состояний может применяться еще одна методика «релаксация по Джекобсену». Эта техника основана на связи тревоги и ее физическом проявлении (мышечным напряжением). Джекобсон учитывал, что мышечное напряжение всегда присутствует в организме при стрессовых ситуациях, как ответная реакция, подготавливая тело к бегству или сопротивлению. Проще говоря, мышечная релаксация по Джекобсену подразумевает избавления от напряжения в мышцах с помощью физических упражнений и, как следствие, избавление от ощущения тревоги и зарождающейся панической атаки.

Упражнения для аутогенной тренировки

Прежде чем приступать непосредственно к упражнениям выбранной методики релаксации в качестве лечения, нужно обязательно проконсультироваться со специалистом, например психотерапевтом. Следует всегда помнить - вред от самолечения в случае неудачи всегда выше, чем предполагаемая польза. Вообще такие процедуры желательно проводить в клинических условиях. Даже при соблюдении всех рекомендаций, на достижение положительных результатов может уйти долгое время, до года.

Основоположники подобной тренировки определяли следующие факторы при ее использовании, как абсолютно необходимые для достижения планируемого результата:

Первая ступень - упражнения

Манипуляции, производимые на этой ступени, призваны способствовать восстановлению организма после тяжелой работы или переутомления, контролированию своего эмоционального фона. Обеспечение полноценного отдыха, борьба со стрессами, депрессиями и их последствиями также входят в ряд целей упражнений.

Если говорить о серьезных тренировках, так называемой высшей форме, целью таких процедур становятся раскрытие психики, разрушение внутренних барьеров, связанных с ними комплексов и недостатков, принятие собственной уникальности и осознание индивидуальности. Поэтому такие аутотренинги популярны в спортивной среде, среди людей, работа которых напрямую связана с умственным и психологическим перенапряжением, а также среди людей, стремящихся познать себя и раздвинуть рамки своего мышления. Помимо этого, следует помнить, что никто не застрахован от срывов и серьезных стрессовых ситуаций.

Позы

Для эффективного использования аутотренинга нужно производить ее упражнения в максимально спокойном окружении, придав телу наиболее расслабленное положение. Самой подходящей для этого считается поза «лежа на спине». Дополняться она должна чуть раздвинутыми ногами (не более 30 см), немного согнутыми локтями, с ладонями, смотрящими вниз лицевой стороной. Такую позу можно заменить сидячей, но в этом случае нужно находиться на кресле с наиболее оптимальной для тела формой и удобными подлокотниками.

Если же условия не позволяют использовать ни ту, ни другую позу, можно использовать, так называемую позу «кучера». Она заключается в расположении на стуле, распрямив полностью спину и расслабив всю костно-мышечную систему. Также следует закрыть глаза и опустить голову на грудь, ноги должны быть немного расставлены и согнуты примерно под 90°, руки же нужно просто положить на колени.

Нужно сказать, что не важно в какой именно позе начинается подобная тренировка, главное убедиться в полном расслаблении тела.

Первые стадии

Ниже представлены 6 первых стадий рассматриваемой методики, предваряющих вторую ступень - визуализацию:

  • сосредоточивание на чувстве тяжести в верхних и нижних конечностях (начинать надо с доминирующих, к примеру, правшам с правой руки или ноги);
  • сосредоточивание на чувстве тепла в верхних и нижних конечностях (аналогично с предыдущим способом);
  • сосредоточивание на чувстве тепла в районе грудной клетки (начиная с сердца);
  • сосредоточивание на дыхании;
  • сосредоточивание на чувстве тепла в районе живота;
  • сосредоточивание на чувстве прохлады в районе лба.

Данные стадии идут строго друг за другом и необходимо полностью освоить одну, прежде чем браться за следом идущую. Во время сосредоточивания применяется словесная формула типа «моя правая нога тяжелая», причем смысл этой формулы нужно представлять наглядно, ощущая, как мышцы расслабляются, одна за оной. Если позволяет воображение, можно представить, как нога превращается в свинцовую.

В идеале достигается состояние, когда конечность полностью расслаблена и не может двигаться. Данную словесную формулу следует повторить несколько раз, лучше всего не менее 5. Важной деталью будет запоминание возникших ощущений, как можно отчетливей. Однако при появлении чувства расслабленности, оно не должно вызывать неприятные ощущения. Если они возникли и повторяются нужно в ключевой фразе заменить слово «тяжелая» на «расслабленная».

С течением времени все 6 стадий можно будет проходить всего за 5-10 минут. Но следует помнить, что это дело не одного дня и даже не одного месяца, все требует времени и упорства, но оно того стоит. Тренировки должны быть регулярными, в идеале - 5 раз в день по 10 минут минимум. Подобная тренировка не терпит суеты, это только повредит, нужно все делать основательно.

Говоря о самих упражнениях, нужно заметить, что полезно их использование, как в качестве самостоятельной психотерапии, так и в комплексе с другими методиками лечения, даже лекарственными. Также нет ограничения по количеству людей, одновременно занимающихся аутотренингом - в одиночку или в составе группы.

Следует помнить, что успех при использовании аутотренинга напрямую зависит от уверенности в собственных силах, потенциале, а так же желании выполнять упражнения в соответствии со всеми рекомендациями, не «халтуря». По статистике, на каждое упражнение требуется не менее 2 недель для полного усвоения и это исходя из ежедневных трех тренировок по 10 минут каждая.

Вторая ступень - визуализация

Эта ступень заключается в создании радужных приятных образов для процесса переноса чувства расслабленности из тела в сознание. И здесь не может быть советов, все зависит от самого человека, его пристрастий и увлечений. Но чтобы это не было, это должно нести положительны посыл в сознание, будь то катание на пони или чашка кофе на Эвересте при игре в шахматы с йети в цилиндре и монокле.

В определении своей «картины для релаксации» могут помочь такие вопросы:

  • предпочитаемая погода;
  • кто обязательно должен на ней присутствовать;
  • предпочитаемые цвета;
  • звуки, которые должны присутствовать на заднем фоне;
  • какие действия происходят помимо основного;
  • собственное состояние.

Картина, созданная в воображении для тренировки, должна быть обязательно живой - это требование для любого типа медитативной релаксации. Приближение ее к реальности осуществляется задействованием абсолютно всех доступных органов чувств для ее создания.

Нужно чувствовать запахи, испытывать тактильные ощущения, слушать окружающие звуки и даже чувствовать вкус, если на картине есть съедобное. Именно визуализация отвечает за избавление от чувства депрессии, тревоги и появление чувства уверенности в себе и своих силах.

Упражнения для релаксации по Джекобсону

Как указывалось выше, релаксация по Джекобсону это один из способов мышечной релаксации, призванный уменьшить ощущение тревоги, помочь при выздоровлении путем настройки сознания на спокойный лад. Эта методика пересекается с аутотренингом методами воздействия на сознание. Оба метода релаксации появились примерно в одно и то же время.

Упражнения, применяемые в данном методе мышечного расслабления, призваны полностью расслабить мышцы. Достигается это попеременным напряжением и расслаблением мышц, в следующем порядке: напряжение выбранной мышцы или группы мышц постепенно увеличивается, потом следует резкое расслабление. Наиболее подходящими объектами для начала занятий являются руки. Примерная последовательность действий при этом способе релаксации такова:

  1. Принять позу «кучера». Спина касается спинки стула, ноги немного разведены, руки на коленях.
  2. Глаза лучше закрыть. Это поможет быстрее сконцентрироваться на нужных действиях.
  3. Начинать следует с кисти доминантной руки. В течение 5 секунд, ведя отсчет, постепенно увеличивать силу напряжения в мышцах кисти.
  4. На последнем счете следует резко сбросить напряжение, полностью расслабив мышцы. Следует запомнить оба состояния, как напряжения, так и расслабления, чтобы сравнить их. К кисти присоединяется предплечье, и все манипуляции с мышцами повторяются.
  5. Далее последовательно подключаются мышцы плеча, мышцы другой руки и мышцы спины. В итоге напрягаются все мышцы рук и спины.

После доведения тренировок с мышцами рук до автоматизма следует переключиться на отдел нижних конечностей и так далее. Шейные и лицевые мышцы «осваиваются» последними. Единственное условие при выполнении упражнения на любые группы мышц: спина в положении сидя должна быть прямой.

Для увеличения расслабляющего эффекта, можно включить в процесс методику визуализации, аналогично аутогенной тренировке. Помимо усиления эффекта это позволит сильнее сконцентрироваться, не обращая внимания на окружающие раздражители. Выполнение упражнений не привязано к месту, что позволяет их использовать при любой возможности или чувстве зарождающейся тревоги.

2.1.Общие положения. Активное целенаправленное самовнушение - основная часть AT . Словесные формы самовнушения должны быть индивидуализированы, произноситься повелительным тоном от первого лица единственного числа настоящего времени и без частицы <не>. Например, нужно внушать себе <я здоров> вместо <я не болен>; <я спокоен> вместо <я не волнуюсь> . Словесные формулы-фразы должны произноситься в определенной последовательности:

Вначале произносятся фразы, вызывающие общее спокойствие, отдых, релаксацию;

Затем - специальные фразы или формулы, применяемые для целенаправленного психотерапевтического воздействия;

В конце - тонизирующие, мобилизующие формулы, направленные на снятие расслабления.

В основе методики регуляции мышечного тонуса лежит метод прогрессирующей релаксации Е. Джейкобсона. Выявлено, что каждому типу эмоционального реагирования соответствует повышенное напряжение определенной группы мышц. Например, состояние пониженного настроения соответствует напряжению мышц дыхательной системы, состояние страха - напряжению мышц органов артикуляции, фонации, мимических мышц. Поэтому, учитывая прямую и обратную связь между эмоциональным состоянием и соответствующими группами мышц, можно реально снимать или уменьшать усталость, нервно-эмоциональное перенапряжение, расслаблять мышцы и, тем самым, изменять в нужном направлении свое психологическое состояние.

Классическая методика AT , предложенная немецким психотерапевтом Г. Шульцем (1932), состоит из двух степеней: низшей, включающей 6 упражнений и высшей, включающей 7 упражнений.

Сначала осваивают низшую ступень - методику мотивированного воздействия человека на самого себя при помощи фор-

мул самовнушения, с целью достижения физического оздоровления с помощью регуляции своих вегетативных процессов (частоты сердцебиения, частоты и глубины дыхания, температуры тела и др.).

Весь курс обучения AT состоит из 3 этапов:

1. Вводный - ознакомительная и разъяснительная беседа.

2. Первый - обучение приемам аутогенной тренировки.

3. Второй - приспособление полученного опыта к специфическим целям.

Обучение приемам AT рекомендуется начать с освоения физиологических основ мышечного расслабления, базирующихся на формировании субъективных ощущений тяжести и тепла. При этом установка на ощущение тяжести связана с расслаблением мышц, тепла - с расширением кровеносных сосудов.

Структура и содержание занятий.

1) Принятие правильной позы.

2) Смыкание век.

3) Достижение чувства успокоения и расслабления.

4) Выработка определенного ощущения, например, чувства <тяжести>.

5) Правильный выход из дремоты.

Принятие правильной позы. Перед занятием следует расстегнуть воротник, галстук, пояс, тесную обувь расслабить или снять. Рекомендуются следующие три позы для выполнения AT .

Лежа на спине. Принимается удобная свободная поза лежа на спине (лучше лежать на чем-либо твердом или полумягком), голова лежит на подушке, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз и слегка согнуты в локтях. Ноги вытянуты и раздвинуты на ширину плеч, носки стоп обращены кнаружи. Положение полулежа. Сидя в кресле, откинувшись на спинку, руки на подлокотниках. Положение сидя на стуле в позе <кучера на дрожках>, не опираясь на стенку. Ноги, стоящие на полной ступне, выдвинуть вперед так, чтобы колени образовали угол в 120- 140°. Локти положить на колени, кисти рук свободно свисают вниз. Голова слегка опущена. Спина выгнута таким образом, что опущенные плечи оказываются по вертикали над тазобедренным суставом. Глаза полуприкрыты.

Смыкание век. Выполняют после принятия правильной позы. При этом не следует производить преднамеренных движений глазного яблока - взгляд вверх и т. д. Смысл этого действия заключается в выключении оптического раздражения, чтобы во время следующего упражнения - достижение успокоения - можно было, при необходимости, использовать проецирование в темноте.

Достижение успокоения и расслабления. Занятие начинается с общего расслабления. Для его достижения рекомендуется, после принятия позы и смыкания глаз, сделать глубокий вдох и длинный замедленный выдох. Повторить это действие несколько раз. Затем выполнить вдох средней глубины и мысленно произнести слово <я>, а на замедленном выдохе, также мысленно, - более длинное слово <расслабляюсь>. При этом для лучшего ощущения расслабления следует напрячь мышцы на вдохе, а на выдохе - расслабить их. Затем следует мысленно произнести: <Мое внимание на моем лице>. Надо мысленно увидеть свое лицо, если это не получается, то можно воспользоваться зеркалом: посмотреть в зеркало, а затем закрыть глаза и снова мысленно увидеть свое лицо.

расслабляются мышцы лба;

расслабляются мышцы глаз;

расслабляются щеки;

расслабляются крылья носа;

губы и зубы разжаты;

челюсть слегка опущена;

язык расслаблен;

расслабляются мышцы затылка;

расслабляются мышцы шеи.

После этого приступают к расслаблению тела, повторяя по 3- 4 раза следующие формулы:

плечи опущены и расслаблены;

локти расслаблены;

кисти, как плети, лежат на коленях и давят на них;

мой таз свободно давит на стул (кресло);

мои голени расслаблены;

мои ступни расслаблены.

После достижения расслабления всего тела приступают к выполнению 6 упражнений низшей ступени AT .

Методика выполнения упражнений низшей ступени. Рекомендуется, приступая к занятиям, думать только об успехе обучения, а сомнения выбросить из головы. Лучшим временем для AT считается утро (сразу после пробуждения) и вечер (перед сном). Обязательное условие - систематичность занятий: 2-3 раза в день. Выполнять упражнения рекомендуется в слегка затемненном помещении, избегая шумовых раздражений. Мешают занятиям концентрация внимания и переполненный желудок, возбуждающие напитки (кофе и др.).

Сначала осваивают низшую ступень AT , целью которой является достижение физического оздоровления с помощью регуляции своих вегетативных процессов (частоты сердцебиения, частоты и глубины дыхания, температуры тела и др.).

Каждое из 6 упражнений низшей ступени имеет свое название, указывающее на основную цель упражнения.

Первое упражнение - <тяжесть>.

Вызывает ощущение тяжести и в конце выполнения упражнения, снимающее мышечное напряжение.

Перед началом занятий следует принять одну из удобных поз, способствующих расслаблению мышц. Таких основных поз три:

  1. Положение сидя или, как иногда ее называют, "поза кучера". Для этого необходимо сесть на стул, слегка наклонить голову, предплечья уложить на переднюю поверхность бедер, кисти опустить между бедрами, ноги удобно расставить. Положение туловища должно быть таким, чтобы оно не заваливалось назад и не наклонялось вперед. Вторая поза более удобна, так как позволяет получить большее расслабление мышц, ее называют позой "полусна в кресле".
  2. Поза сидя. Необходимо сесть в мягкое кресло с прямой или, что еще лучше, с наклонной спинкой. Затылком опереться на спинку кресла, руки расслабить и положить на подлокотники, ноги немного расставить.
  3. Еще большее расслабление может дать поза лежа на спине. Лечь на мягкую кушетку так, чтобы тело не проваливалось. Голову немного приподнять на низкой подушке, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, свободно лежат ладонями книзу вдоль туловища. Ноги вытянуть и развести носками слегка в стороны. Для удобства можно подложить под колени валик. Тело должно лежать легко, свободно, стягивающие предметы одежды предварительно следует расслабить.

Освоение метода аутогенной тренировки не такое уж простое дело и требует на первых этапах не только затрат времени, но и выработки определенных навыков. Но учитывая существенную роль аутогенной тренировки в занятиях по увеличению роста, необходимо овладеть методом, так как весь комплекс мероприятий потребует в дальнейшем значительно меньших усилий.

Продолжительность обучения методу аутогенной тренировки колеблется от двух до шести недель в зависимости от количества занятий, способности к восприятию и выработки навыков.

На первом занятии, которое лучше выполнять в положении лежа, учатся освобождать лицо от мышечных зажимов. Большинство специалистов подчеркивают важность этого первого навыка. Мимические мышцы имеют довольно обширное представительство в коре головного мозга. Стереотипы "маски удивления", "маски гнева", "маски смеха" и другие вовлекают значительные участки коры головного мозга в систему возбуждения. Порою неумение расслабить лицо может стать серьезным препятствием на начальных этапах обучения.

Во время первого занятия мягко опустить веки, язык прижать к верхним зубам, нижняя челюсть слегка отвисает. Затем расслабить мышцы затылочной области шеи, все мышцы туловища и конечностей.

Во время второго занятия дополнительно вызывают ощущения тяжести и тепла. Для этих целей целесообразно использовать формулы самовнушения, которые мысленно повторяются во время выполнения упражнения.

После маски расслабления лица и мышц проводят словесный самоприказ, направленный на общее успокоение. Он может состоять из следующего набора фраз: "Я совершенно спокоен", "Меня ничто не тревожит", "Мое тело приятно отдыхает". Эти фразы следует повторять несколько раз. Хорошо дополнить фразы воспоминанием ощущения, связанного с пережитым чувством полноценного отдыха после напряженной работы, ощущения покоя в теплой ванне, на горячем песке и т.д.

В аутогенной тренировке существует понятие "луч внимания". Он как бы освещает ту часть тела, на которую направлен мысленный взор. Для достижения максимального мышечного расслабления все внимание направляется на определенные участки тела: "Я чувствую приятную тяжесть в правой руке", "Чувство тяжести в моей правой руке все больше и больше нарастает", "Моя правая рука становится очень тяжелой". При этом образно представляют правую руку, которая наполняется тяжелой жидкостью, как бы наливается свинцом. После положительного эффекта "луч внимания" переносят на левую руку, на ноги и др. При этом повторяют фразы: "Приятная тяжесть наполняет мои руки и ноги", "Приятная тяжесть все больше и больше нарастает во всем теле", "Все тело становится очень тяжелым". В некоторых случаях эффекта расслабления легче добиться концентрацией внимания на отдельных частях тела: мышцах лба, глаз, шеи, плеч, предплечий, кисти, груди, спины, бедер, голеней, стоп. Сосредотачивать внимание целесообразно на вдохе, расслаблять на выдохе. Правильное дыхание намного повышает эффективность метода аутотренинга.

Дыхательная гимнастика проводится словесным подсчетом или же с помощью метронома. Продолжительность дыхательной гимнастики 5-6 минут по два - три раза в день на протяжении двух - трех недель. Одно из занятий следует полностью посвятить обучению дыхательной гимнастике.

Цикл дыхательных упражнений представлен в виде дроби. В числителе продолжительность вдоха (счет "раз"), в знаменателе - выдоха, цифра в скобках - продолжительность паузы. Во время первых занятий подбирают индивидуальную продолжительность счета. Удлинять или укорачивать счет не рекомендуется, лучше замедлить или ускорить его ритм. Каждое занятие состоит из четырех этапов в 19 дыхательных циклов.

При появлении "сбоя" ритма занятие прерывают и дышат произвольно до нормализации автоматического дыхания. После этого повторяют весь комплекс упражнений.

На следующих этапах занятий аутогенной тренировкой усиливаются ощущения мышечного расслабления, тяжести и тепла. Словесные формулы могут носить следующее содержание: "Я чувствую, как по левой руке разливается тепло", "Горячая кровь все больше и больше согревает мою руку", "Кровеносные сосуды расширяются, все больше и больше горячей крови согревает мою руку", "Постепенно правая рука становится горячей". Для ускорения получения нужного эффекта представляют, что рука погружается сначала в теплую воду, потом в горячую. Вспоминают, как краснеет и разогревается рука, когда все время подливают горячую воду. На следующем занятии переносят внимание на левую руку, на обе ноги, потом сосредотачивают внимание на ощущении тепла во всем теле.

Более глубокое чувство тепла ощущается при выполнении упражнения, направленного на солнечное сплетение. Самоприказ при выполнении этого упражнения может носить следующий характер: "Мое солнечное сплетение начинает излучать тепло", "Приятное ощущение тепла пронизывает все внутренние органы", "Ощущение тепла в солнечном сплетении все больше и больше нарастает".

Суммарный эффект от аутогенной тренировки усиливается упражнениями, направленными на регуляцию ритма и частоты движения. На начальных этапах стараются удлинить фазы дыхания. Удлинение фаз дыхания происходит постепенно. Критериями правильного дыхания во время аутотренинга считается отсутствие неприятных ощущений от замедления дыхания. В словесных формулах дыхание фиксируется восприятием ощущения покоя: "Я совершенно спокоен", "Мое дыхание замедляется", "Я дышу ритмично, ровно", "С каждым вздохом я все больше и больше успокаиваюсь".

Существенную роль в аутогенной тренировке играют также упражнения, направленные на регуляцию ритма частоты сердечной деятельности. Содержание этих формул может быть следующим: "Сердце бьется ритмично, спокойно", "Сердце мое отдыхает", "Мой пульс замедляется", "Я совершенно спокоен", "Приятное чувство тепла и покоя разливается по всему телу".

Кратковременный отдых (5 - 10 минут) в состоянии аутогенного покоя, как подтвердили многочисленные наблюдения, ведет к быстрому восстановлению сил и снижает развитие утомления даже при значительных физических нагрузках. Возникающие при аутогенном расслаблении эффекты тяжести сменяются ощущением невесомости тела (которое начинает как бы "парить"). Это позволяет применять метод при моделировании невесомости. Яркость и выраженная субъективная сила ощущений во многом связаны с частотой повторяемости моделируемого состояния.

После окончания занятий по расслаблению и успокоению организма проводят серию мобилизующих упражнений со следующими словесными внушениями: "Я хорошо отдохнул", "Мои силы восстановлены", "Во всем теле ощущается прилив энергии", "Мои мысли четкие и ясные", "Я готов к действию" (можно подчеркнуть конкретность), "Мышцы легкие, полны сил и энергии". Для низкорослых, страдающих комплексом неполноценности, перед началом мобилизующих упражнений целесообразно выполнить серию словесных внушений, направленных на общее укрепление эмоционально-волевой сферы: "Я владею своими чувствами", "Я всегда уверен в себе", "Я всегда уравновешен", "Я все лучше и лучше буду владеть собой", "Мой рост меня не смущает, так как я буду продолжать расти".

На обучающий курс аутогенной тренировки в домашних условиях уходит, по нашим наблюдениям, в среднем 25 - 30 дней при условии ежедневных занятий по 20 - 30 минут. Обучаться аутогенной тренировке на первых порах рекомендуют три - четыре раза в день: сразу после сна и перед сном лежа в постели, один - два раза в середине дня.

Помещение, в котором проводятся занятия, должно быть теплым, с неярким светом, изолированным от посторонних шумов. В холодном помещении затруднительно выполнять упражнения по расслаблению мышц, вызывать ощущения тепла, тяжести и переключать внимание на внутреннюю сферу. А это не только снижает эффективность занятий, но и подрывает доверие к самому методу.

Следует обратить внимание на один из первых навыков - сознательное управление мышечным тонусом. Во-первых, после достижения полного расслабления снижается поток импульсов в центральную нервную систему. Она как бы освобождается для использования или повышения уровня других нервных процессов, в частности, для формирования новых связей по управлению ростом. Во-вторых, что является не менее важным, появляется навык расслабления мышц туловища, работающих в статическом режиме.

Нелишне напомнить, что все мышцы человека условно можно разделить на две группы. Мышцы, работающие в режиме произвольных кратковременных сокращений, и мышцы, работающие в продолжительном статическом режиме. К последним относятся мощные мышечные массивы ног, тазового пояса, туловища, плечевого пояса, шеи, которые удерживают человека в вертикальном положении. Чтобы управлять этими мышечными массивами, необходима аутогенная тренировка.

После освоения аутогенной техники можно пользоваться приведенными выше формулами или разработать свои с учетом индивидуальных особенностей.

Все фразы произносят медленно, прислушиваясь к реакции организма.

  1. Я успокаиваюсь. Я совершенно спокоен.
  2. Руки тяжелеют, ноги становятся тяжелыми.
  3. Приятное тепло разливается по левой ноге, постепенно переходит в правую ногу, левую руку, правую руку.
  4. Тело становится теплым.
  5. Сердце бьется спокойно.
  6. Дыхание ровное, легкое.
  7. Туловище расслаблено.
  8. Мышечная сила рук сохраняется и усиливается.
  9. Занятия на тренажере (или по развитию гибкости) будут для меня особенно полезны. Тело вытянется максимально. Оно станет пластичным, послушным моей воле.

Во время выхода из аутогенной тренировки плавно сжимают кисти в кулак и удерживают их в таком положении по 5-10 секунд один - два раза. После этого переходят к занятиям на тренажерах или по развитию гибкости.

После выработки автоматизма комплекса аутогенной тренировки эффект можно усилить с помощью других формул, например:

  1. Все тело становится пластичным.
  2. Тело удлиняется все больше и больше.
  3. Длиннее становятся туловище, ноги.
  4. Я расту медленно, но неуклонно.

С каждым занятием следует добиваться максимального расслабления мышц, пластичности суставно-связочного аппарата. Все это с наибольшей эффективностью скажется на увеличении роста.

"Я вырасту!" Эта мысль должна глубоко запасть в сознание. Вот почему необходимо концентрировать свое внимание не только во время занятий аутогенной тренировкой по увеличению роста, но и на протяжении всего дня. Длительные перерывы в занятиях неблагоприятно сказываются на показателях увеличения роста.

На коллективных занятиях аутогенная тренировка сопровождается музыкотерапией. Воздействие музыки на психику, вне всяких сомнений, следует считать объективным феноменом. Музыкальное сопровождение существенно повышает эффективность аутогенной тренировки. Музыка должна звучать тихо. В качестве музыкального сопровождения больше подходят классические произведения таких композиторов, как П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, И. С. Бах, Ф. Шопен, К. Глюк, Л. В. Бетховен.

В каждом музыкальном произведении одним из наиболее выразительных средств является ритм. Чередование долгих и кратких звуков, "воздушных" и "тяжелых" звучаний вызывает у человека различные ассоциации с какими-то физическими явлениями и пробуждает целую гамму эмоционально-психологических переживаний. Вот почему на занятиях по аутогенной тренировке обычно используют музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, спокойно-эпического или умиротворенного характера. И еще один немаловажный момент в системе аутогенной тренировки - интонация. Как произносить текст - в приказном или спокойном тоне? Императивная форма самовнушения по своему характеру ближе к гипнотическим воздействиям. Она может вызывать внутреннее сопротивление, а у некоторых людей даже откровенную негативную реакцию. Самовнушение не следует "вбивать" в себя, ему необходимо просто довериться.

Как подтверждает наш опыт, в освоении метода аутогенной тренировки большую роль играют практика и высокий профессионализм тренеров, педагогов, специалистов разного профиля.

A.С. Палько, М.С. Некрасов

"Методика аутотренинга" и другие статьи из раздела