Кувуклия в храме гроба господня или как я не попал в главную христианскую святыню. Катастрофа храма гроба господня, кувуклия и благодатный огонь реставрации

Гроб Господень — это главная святыня христианского мира. Находится в храме Гроба Господня в Старом Городе Иерусалима в Израиле.

Гроб Господень

Гроб Господень — это типичная еврейская гробница периода Второго Храма, высеченная в природной скале. Погребальное Ложе, на которой лежало тело Христа, сильно пострадало от времени и паломников и в 1555 году его накрыли мраморной плитой, которая сохранилась до сегодняшнего дня.

— это небольшая купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова.

Внутри Кувуклии находится Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию имеет деревянные двустворчатые дверки с сделан с востока. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

Первая Кувуклия была построена в 325—335 годах при императоре Константине Великом и впоследствии была полностью разрушена мусульманами в 1009 году.

Вторая Кувуклия построена в 1042—1048 годах византийским императором Константином Мономахом, позже в XII веке её перестроили крестоносцы.

В 1555 году Кувуклию обновил и перестрой францисканец Бонифаций Рагузский и в таком виде она просуществовала до 1808 года, после чего полностью сгорела.

Нынешняя Кувуклия построена в 1809—1810 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина из Митилини.

В 1927 году она сильно пострадала при землетрясении и была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

Коптский придел

Коптский придел (или Голова Могилы) — небольшая часовня, которая пристроена к Кувуклии с запада, с той стороны, куда была обращена голова Христа. В настоящее время этот придел является единственным коптским владением в храме, здесь постоянно дежурит коптсий монах.

Придел Ангела

Придел Ангела — небольшое помещение внутри Кувуклии с востока. Согласно Евангелию, здесь, на камне, который отошёл от двери Гроба, сидел Ангел, который возвестил жёнам-мироносицам Воскресение Христа:

«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:2-6).

Богослужения на Святом Гробе Господня

Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова. Здесь проходят регулярные христианские службы с 335 года и продолжаются по настоящее время.

Службы проходят ежедневно:

  • православные с 11 вечера до 3 часов утра,
  • армянские с 3 до 6 часов утра,
  • католические с 6 до 9 часов утра.

Посещение Гроба Господня

Посетить Гроб Господень возможно в те часы, когда храм открыт и непосредственно в Кувуклии не совершается какая-либо служба. Как правило, к Гробу выстраивается большая очередь из паломников.

Подземный храм Обретения Животворящего Креста , храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов . На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей , он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Храм разделен между шестью христианскими обществами представляющими три основные вероисповедания представленные в Святой Земле - Православное , римо-католическое , антихалкидонское . Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся status quo, определяемый хатт-и-шерифом года, подтвержденным фирманами и годов. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждым религиозным обществом, строго оговорены (ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны без общего согласия). Камень помазания находится в общем владении. «Стражами и хранителями дверей храма» является с года мусульманское семейство Нусейбе.

Разпределение частей храма

Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля , на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня . По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь .

В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне , служившей вестибюлем Голгофского придела . Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков », иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской .

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому . Соответствующий евангельский текст (Ин 19, 38 -40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Господа Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена по благословению патриарха Диодора в году В. Цоцонисом . Над Камнем - 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская).

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с века в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Часовня Гроба Господня (Кувуклия)

Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти . В году, по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти были заменены новыми, изготовленными по современной технологии ростовской фирмой А. Рудника.

Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела . Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу (северное – для православных, южное – для армян). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы , справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес ».

Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в году. Максим Симеос , последним видевший в году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса , замученного турками в Константинополе на Пасху года.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы , принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол . Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте . В году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши , сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.

Ротонда

Храм Воскресения Господня (Кафоликон)

Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас . С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» - «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73, 12), но это сооружение появилось в храме не ранее года. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божией Матери , святого Иоанна Предтечи , архангелов Михаила и Гавриила , 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов . Мозаичные работы в куполе кафоликона были завершены в году.

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата , почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского , у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие . Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Галереи кафоликона

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в которых размещаются несколько приделов .

В северной галерее храма находится место, называемое Аркады Девы : огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между которыми выделяется беломраморный фрагмент постройки императора Адриана . Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

В восточном конце галереи расположена православная часовня , обозначенная на старинных планах как часовня Уз или Темница Христова , впервые упоминаемая в источниках на этом месте не ранее века. Это не археологическая реконструкция, а архитектурно оформленная «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы. Перед входом в нее под престолом находится каменная плита с 2 отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, сделанная по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории. Греки обычно называют это помещение часовней святых жен-мироносиц , а русские богомольцы с недавнего времени - часовней Богородицы Плачущей, по находящейся в ней иконе Богоматери «Умиление» XIX века, которая с года почитается чудотворной. Первоначальное назначение этого помещения неизвестно; предположительно к времени Распятия здесь находилась древнееврейская гробница; по другой версии, сюда, в заброшенную пещеру, приходили cвятые жены-мироносицы.

В амбулатории , позади алтарной апсиды кафоликона, находятся еще 3 придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику . На его мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий » (Мф 27, 54).

Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской церкви и посвящен Разделению риз (Ин 19, 23 -24); согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды (при этом на Голгофе существует римо-католический престол того же посвящения).

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви святой Елены, помещается придел Тернового венца . В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию , на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом (Мф 27, 29). По свидетельству русских паломников середины XIX века, тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца .

Подземные храмы

Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой - у эфиопов . Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю . Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении . Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста , расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом . В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале века, «составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в г. здесь стоял греческий престол » . В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания , именуемая парусией : крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся .

Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна » . В году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в году.

Голгофа

Важнейшее из мест поклонения во всём Храме Гроба Господня - церковь Голгофы, которая заключает в себе место распятия Христа . Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа , разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католичские приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.

Православный престол , высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).

Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам . Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово » на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи . Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.

Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в ).

Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы , иначе известный как придел Мелхиседека , по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого . Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.

Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу , где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.

Двор и его постройки

Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается

Ни одна из конфессий не владеет ключами от храма. Ключи хранятся в арабской мусульманской семье. Каждый день представитель семьи Нусейбе открывает храм, а каждый вечер закрывает его. Процедуру закрытия может посмотреть каждый турист или паломник, а процедуру открытия нет, так как вначале отпирается дверь храма, а уже потом внешние ворота двора.

Обязанность следить за Храмом Гроба Господня семье Нусейбе поручил арабский халиф Омар, завоевавший Иерусалим в 637 году. С тех пор только они имеют право открывать и закрывать главные ворота. Однако семья Нусейбе не владеет ключами, хранение поручено другой семье – Джуда, которую уполномочил в этом турецкий султан в 16-м веке.

За порядком внутри следят охранники-мусульмане, которых называют “кавасы”. Их легко узнать по палкам, которыми они стучат об пол, и по фескам (на фото слева). Мусульмане обеспечивают порядок в храм уже 500 лет, с того момента, когда Иерусалим вошел в состав Османской Империи (турок).

Такое активное участие мусульман в жизни Храма Гроба Господня только к лучшему. Они не дают ни одной христианской конфессии доминировать.

В списке конфессий нет Русской православной церкви, но службы на русском языке в Храме Гроба Господня проводятся. Русские священники используют права и места богослужений Греческой православной церкви.

Протестантские церкви не имеют доступа к Храму Гроба Господня, и они считают настоящим местом погребения и воскрешения Христа другое место – Садовую могилу в Иерусалиме.

Первый христианский храм на этом месте был возведен еще в 335 году, с тех времен он много раз перестраивался. Очень немногие элементы остались тут с 4-го века. 2000 лет назад это место располагалось за пределами городской стены города Иерусалим, но позже город разросся и сейчас Храм Гроба Господня находится в Христианском квартале Старого Города Иерусалима.

Как добраться

Нужно доехать до Старого Города, войти в одни из ворот и найти Христианский квартал.

Проще всего доехать на такси, но стоит недешево. В этом случае просите довезти до Новых ворот, они ближе всего к Храму Гроба Господня.

Второй вариант – легкое метро Иерусалима, хотя гораздо больше этот вид транспорта похож на обычный трамвай. Сейчас в нем всего одна ветка, точно не заблудитесь. Станция “City Hall” находится рядом с Новыми воротами. Станция “Damascus Gate” находится рядом с Дамасскими воротами.

Третий вариант – на автобусе. Автобус 38 привезет вас в Еврейский квартал. Автобусы 1, 2, 3 и 21 останавливается у Дамасских ворот. Есть еще несколько автобусных маршрутов, которые останавливаются около Старого Города, но за них мы не ручаемся. О них лучше спросить на рецепшн вашего отеля.

Кого пускают внутрь

В Храм Гроба Господня доступ открыт всем вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Нет сомнений, что храм Гроба Господня — одна из важнейших святынь, которая находится на территории Израиля. Сегодня множество паломников не упускают того момента, чтобы посетить данную достопримечательность. Стоит сказать, что это то место, где закончилась жизнь Христа, а также именно здесь произошли последующие события, после его казни. Именно этот храм является центром паломничества и одной из красивейших и важнейших святынь в истории человечества.

Если рассмотреть храм Гроба Господня более подробно, то следует уделить должное внимание Кувуклии, именно она является одним из украшений данного храма. Сама по себе Кувуклия представляет собой небольшую часовню, которая очень красиво отделана мрамором.

Расположение в храме

Камень помазания в Храме Гроба Господня

Необходимо сразу сказать, что храм представляет собой довольно обширное сооружение, в состав которого входит около сорока зданий. Конечно же, большой помощью при ориентации в данной местности будет карта или план, которые помогут увидеть, что находится в Кувуклии и быстро найти необходимое сооружение. Кстати, при входе в Кувуклию, по обеим сторонам стоят красивейшие подсвечники и лампады, а на стенах вывешены старинные иконы, которые имеют необычайную ценность. Если рассмотреть все более тщательно, то можно заметить, что в данный комплекс входят:

  • ротонда, на территории которой размещена Кувуклия;
  • Голгофа;
  • древний храм Кафоликон;
  • подземный храм Приобретения Животворящего Креста;
  • церкви;
  • часовни.

Сама же Кувуклия храма Гроба Господня фото которой размещено в любом туристическом справочнике, состоит из двух помещений, это храм Гроба Господня и помещение, которое имеет название Придел Ангела.

В одной из частей Кувуклии находится Гроб Господний, так называется отдельное помещение, где находится соответствующий экспонат. Именно в этом помещении по религиозным данным находится место захоронения Христа. Оно представляет собой каменное ложе, накрытое белой мраморной плитой, которое находится с правой стороны от входа. По религиозным данным, на этом месте произошло воскресение Иисуса Христа после распятия. Кстати, по размерам данное помещение не такое уж и большое, по словам очевидцев, оно может поместить всего несколько человек.

Важно! Внутри Кувуклии именно Гроб Господень представляет собой основной алтарь храма Воскресения Христова, а желающих попасть сюда просто неимоверное количество.

Кувуклия

Внутри Кувуклии также располагается Придел Ангела, данное здание имеет более развернутые масштабы, и размещается с восточной стороны. Считается, что Ангел, который сидел именно на этом камне, возвестил о воскресении Христа. Именно часть этого камня вложена в постамент, разместившийся в середине придела. Кстати, в данном помещении существуют два отверстия, которые используются для передачи Благодатного огня. Огонь через одно отверстие христианам передает Патриарх, а через другое — священнослужитель передает его армянам. Между собой, эти два помещения, которые относятся к часовне, соединяются с помощью очень низкой арки.

Исторические факты

Место погребения Христа почитается с давних времен, можно сказать, что еще самые первые христиане считали это место святейшим. Еще при постройке огромной церкви Константином I, его мать Елена провела раскопки, с помощью которых удалось раздобыть Гроб Господень, гвозди и три креста.

Кувуклия на всех фото представлена в прекраснейшем виде, но мало кто знает, что старое сооружение погибло в пожаре, который случился в 1808 году. Уже в 1810 году была сооружена новая конструкция, которая сохраняет свой вид до настоящего времени. При возобновлении здания были взяты в основу параметры кувуклии, которая находится в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. К сожалению, в 1927 году вследствие землетрясения состояние конструкции было подпорчено. Данное событие привело к тому, что здание пришлось укрепить по боковым стенам с помощью балок. Таким образом, сегодня есть возможность у паломников всего мира почитать данную достопримечательность.

Существующие части

Стоит сразу сказать, что 6 церквей делят свои полномочия в данной святыне, а также они представляют три основных направления вероисповедания:

  • католическая церковь;
  • греко-православная;
  • эфиопская;
  • сирийская;
  • антихалкидонская армянская;
  • коптская.

Данное распределение имеет свои правила, которые должны соблюдать все представители церквей. Благодаря историческому статуту, порядок в собственности и служении идеально сохраняется. Необходимо уточнить, что все владения оговорены в строгом порядке, и ни одно изменение не проходит, без уведомления членов церквей. Что касается общего владения, то оно распространяется только на камень миропомазания. Чтобы понять суть данного обустройства, необходимо рассмотреть три основных религии, на основе которых держится данная местность:

  • православная церковь. Необходимо сказать, что это направление оберегает самые главные святыни, которые находятся в храме. Именно эта церковь первая начинает свои служения в Великую Субботу. Если рассмотреть те части, которые относятся к ее владениям, то это Соборная Церковь Воскресения, северный придел горы Голгофы, один из ярусов ротонды, подземная часовня Обретения Креста, придел Адамовой горы, а также Богородицы Скорбящей;
  • римо-католическое направление. Церкви данного направления имеют власть над такими экспонатами, как престол святой Марии Магдалены, ярус галерейной ротонды, южная часть Голгофы и подземная часовня Обретения Креста (эта святыня делится между двумя направлениями);
  • к третьему направлению относятся все остальные церкви. Такая постановка вопроса говорит о том, что данные церкви имеют свои предназначения.

Особенности Кувуклии

Кувуклия храма Гроба Господня имеет свою особенность, которая отличается красивейшими украшениями. Одним из них является русская резная серебряная сень, которая представлена в виде двенадцати икон со святыми апостолами.

Храм Гроба Господня (храм Воскресения) — это еще одно обязательное место для посещения всех туристов и паломников Иерусалима. Такого храма нет больше нигде на земле. В нём отсутствует вычурная пышность, но величие его заключается в неоспоримой святости.

В библейские времена именно в этом месте оросили и навсегда освятили грешную землю капли крови Спасителя. Храм, как и многие великие постройки, возводился столетиями.

История строительства храма начинается в 325 году, когда Иерусалим посетила мать императора Византии Константина — царица Елена. Она искала место распятия и захоронения Иисуса. Все указывало на языческий форум в саду за городской стеной, который по её приказу начали исследовать.

Среди множества могил, находившихся в этом месте (ранее здесь располагалось древнее кладбище), всё- таки удалось найти пещеру погребения Христа. Нашли и Голгофу, на которой был распят Спаситель. В IV веке над священным местом погребения по приказу Елены возвели храм, который получил название «Анастасиас» (Воскресение).

Его разрушали дважды, но затем вновь отстраивали. Таким, каким мы видим его сегодня, храм стал в XII веке.

Крупные колонны и массивные стены были построены крестоносцами. Интересно, что при строительстве они использовали как свои камни, так и камни времён Константина и Елены. Теперь под его сводами находилась не только пещера Воскресения, но и Голгофа, и ещё несколько христианских святынь, связанных с миропомазанием, распятием и погребением Спасителя. Все вместе они именуются — «Путём скорби»(via dolorosa). Улица с аналогичным названием пролегает через весь старый город.

Каждый день ключник — мусульманин открывает двери храма большим ключом, весом в полкилограмма. Два раза в неделю он полностью проверяет исправность замка и при необходимости сам ремонтирует его.

Божьим промыслом в VII веке Господь поручил охрану храма мусульманам. Когда в 638 году город оказался в руках сарацин, патриарх Иерусалима — Сафроний передал ключи от святыни халифу Омару и попросил охранять её и быть почётным хранителем ключей. Халиф поручил эту обязанность своему ближайшему соратнику Нусейбу. С тех пор все его потомки почитают за честь быть хранителями ключей. Ключник также играет роль посредника в спорах христиан за право покровительства Храму Воскресения.

Сегодня хранителем является Ваджих ибн Нусейбе. Этот представитель арабского рода владеет многими языками и зачастую с удовольствием проводит ознакомительные экскурсы для почетных гостей.

За порядком в храме и соблюдением всех религиозных церемоний, как и сотни лет назад, следят Кавасы — охранники, также являющиеся мусульманами.

Представители разных христианских конфессий долгое время вели споры о том, кто из них имеет больше прав на владение святыней. В 1852 году православным, католикам, сирийцам, армянам, коптам (христиане из Египта, которые считают себя самыми древними христианами) и эфиопам удалось договориться о территориальном распределении храма.

На первом месте по значению стоит православная церковь, владеющая почти половиной всего, что имеется в храме. Второе место занимают католики и армяне. Их значение почти одинаково. Копты и сирийцы подчиняются влиянию армянской церкви.

Все действия в храме (вплоть до ремонта) и богослужения строго расписаны между представителями разных конфессий. Запрещено вносить изменения во внутреннее убранство, поэтому всё здесь уже более 160 лет остаётся на своих местах. Но каждый год в этом месте происходит чудо, объединяющее всех христиан.

В священную пасхальную субботу на Храм Воскресения сходит божественный огонь. Учёные много веков бьются над загадкой природы его происхождения, но все их усилия в этом вопросе тщетны до сих пор.

Огонь каждый раз появляется в разном обличии: это и огненные шары, и огненная роса, и вспышки молнии и света. Церемония схождения божественного огня носит название Литании.

В первые минуты пламя настолько безвредно, что им можно даже умываться. Отсюда огонь отправляется в христианские храмы всего мира, где поддерживается весь год до следующей Пасхи.

Сам храм может вместить не более 10000 человек. Поэтому верующие с самого утра собираются у его ворот. Возглавляет церемонию иерусалимский патриарх, по молитвам которого сходит благодатный огонь.

Сегодня никто не оспаривает его право на совершение этого священного обряда. Но в 1579 году православным запретили молиться в храме. И тогда божественный огонь сошел не внутри, а за пределами святыни. Небесная молния ударила в колонну, стоявшую у дверей, и зажгла свечи в руках православных, которые находились у ворот.

Эта колонна, как немой свидетель Чуда Господнего, и сегодня находится на том же месте. Считается, что год, когда божественное пламя не спустится на землю, будет последним для людей. Поэтому паломники накануне пасхальной субботы соборуются и причащаются, как будто перед кончиной.

Сама часовня, куда снисходит благодатное пламя, разделена на две части: предел Ангела и Гроб Господень. В пределе Ангела хранится часть камня, закрывавшего вход в пещеру гробницы Спасителя. Дальше в маленьком помещении лежит плита, закрывавшая трёхдневное ложе Христа. Именно на ней рождается благодатный огонь, от которого зажигаются все светильники и свечи храма.

В нынешнем виде храм существует с 1810 года. При входе в него все главные святыни, можно окинуть взглядом одновременно. Что касается внешних стен, то сегодня, по сути, видна только одна из них, выходящая на южную площадь, сохранившуюся со времён крестоносцев. Из двух проходов, имеющихся в ней, только левый открыт для входа.

Первым делом при входе в храм следует взойти на Голгофу по лестнице, находящейся справа. В католическом пределе Голгофы находится место пригвождения Иисуса к кресту. Эта сцена изображена здесь на мозаике.

В православной части находится алтарь, под которым есть отверстие, считающееся местом казни Христа. Поэтому все верующие стремятся прикоснуться к этому месту. Но крест стоял немного дальше. Там, где сейчас располагается православное распятие.

Все иконы в этом пределе выполнены в православном стиле. Голгофу от Гроба Господня отделяют 33 шага, символизирующие число лет, прожитых Иисусом на земле.

Часто на иконах и фресках распятого Христа присутствует изображение черепа Адама.

По преданию Ной взял его на свой ковчег и затем предал земле на горе Голгофе, где впоследствии и произошло искупление грехов потомков первого Адама вторым Адамом. Через всю гору вниз идет трещина, в окончании которой действительно был найден человеческий череп. Голгофа переводится с арамейского как череп или голова.

Существует предположение, что по форме холм напоминал эту часть человеческого скелета, потому его так и назвали.

Прямо под Голгофой расположен предел Адама, принадлежащий иерусалимской православной патриархии. Здесь через специальное застекленное отверстие можно увидеть часть горы со знаменитой трещиной.

Как гласит легенда, в день распятия толпа зевак вокруг бесновалась и злорадствовала. И только двое смогли понять кто перед ними. Первый — распятый по правую руку от Иисуса преступник Дисмас, который за секунду до смерти признал Христа и попросил помянуть его в своём царствии. А второй преступник, Гестас издевался и требовал доказательств его божественной силы в виде спасения их троих.

Именно поэтому нижняя перекладина христианского креста наклонена. Одним своим приподнятым концом она указывает на Дисмаса, попавшего в Рай, вторым на Гестаса, попавшего в ад.

Уверовал во Христа и центурион Лангин. После его смерти, видя мучения Спасителя, он воскликнул, прозрев: «Истинно сей человек есть сын божий!» Сегодня в храме есть предел Лангина, куда приходят люди, имеющие проблемы со зрением.

При входе в храм находится мраморная плита, защищающая камень миропомазания. К ней стремится прикоснуться каждый христианин. Ведь именно здесь, по преданию, лежал Христос, снятый с креста.

Над камнем находятся лампады, которые символизируют сферы влияния в храме: четыре из них принадлежат православным грекам, две лампады относятся к армянской конфессии, одна — к коптской, и последняя — к католической.

Сегодня камень постоянно мироточит смесью из 40 составляющих, которой нет в природе. Миром назывались благовония и масла, которыми в древности омывали тело перед погребением.

Неоднократно предпринимались попытки выяснить природу этого явления. Что только не делали: ставили скрытые камеры, пристально наблюдали. Но ответа на этот вопрос так и не удалось получить. Сегодня на мироточащем камне можно освятить любой предмет, просто коснувшись ним его.

Перед камнем миропомазания находится центральная стена храма, украшенная огромной панорамой, выложенной из мозаики. На ней изображено снятие спасителя с креста и возложения его в гроб.

Пещеру, в которую перенесли тело Христа с камня миропомазания, стесали во время строительства. На её месте сегодня стоит часовня Кувуклия.

Она настолько мала, что её может посетить только пара человек одновременно. Поскольку паломников очень много, то пускают туда всего на пару секунд. За это время надо успеть стать на колени, прикоснуться к плите и помолиться. Служения у Гроба Господня разделены по времени. В ночное время его проводят православные, затем представители армянской церкви, и под утро католики.

После завоевания Иерусалима турками они многое унесли из храма. Один из наместников решил переместить плиту с Гроба Господня к себе в жилище. Иерусалимский священник незаметно провел по ней перстнем, после чего она треснула.

Наместник был поражён и, сочтя это плохим предзнаменованием, оставил её на месте. До сих пор мраморная плита, состоящая из двух частей, покрывает Гроб Господень, уберегая его от паломников, стремящихся унести частичку святыни с собой.

Справа от Кувуклии располагаются лампады с благодатным огнём, горящие весь год до следующей Пасхи. Верующие зажигают от них пучок из 33 свечей и сразу гасят, таким образом, забирая частичку пламени с собой. Если зажечь в своем доме эти свечи, то по поверью, их пламя отгонит все несчастья.

Закрытие храма Воскресения представляет собой тоже особый ритуал: ключник поднимается по вынесенной священником лестнице, закрывает двери храма и передаёт её через специальное отверстие назад.

Не просто ансамбль, это учебник истории и искусства под открытым небом. Великолепные здания, площади, дворы и парки, возводившиеся на протяжении нескольких веков династией Габсбургов, давно стали визитной карточкой Вены.

Полезная информация для туристов

Распространенной ошибкой является обычай ставить свечку за здравие прямо у подножия Голгофы. Здесь находятся свечи только за упокой, а за здравие ставятся неподалёку справа.

Если Вы хотите, что бы Ваши близкие были упомянуты в молитве, можно написать записку с именами на кириллице в именительном падеже и не более 10 имён и отдать её в руки монахам. Не пишите лишних слов. Ведь записки читают, не знающие русского языка греческие священнослужители.

Самые удачные часы для посещения храма — 8.00 или 17.00. В это время здесь находится минимальное количество туристов.

Женщины имеют право входить в храм в брюках, но только с платком на голове.

С разрешения одного из представителей трех конфессий есть возможность остаться в храме на ночь.

Как добраться до Храма Гроба Господня

Добраться до Яффских ворот можно на автобусах № 3, 19, 13, 41, 30 и 99. Оставшийся путь придётся проделать пешком.

Часы работы и цены на посещение Храма Гроба Господня

Время посещения зависит от месяца, в который Вы решили здесь побывать. С апреля по сентябрь он открыт с 5.00 до 20.00. А с октября по март с 5.00 до 19.00.Посещение храма является бесплатным.