Соглашаюсь с блудными помыслами во сне. Сон – время особого влияния на нас падших духов

Блудный сын

Блудный сын
Из Библии. В Евангелии от Луки (гл. 15) есть притча о блудном сыне, в которой рассказывается о том, что однажды некий человек разделил имущество свое между двумя своими сыновьями; младший, забрав свою долю, ушел из дома и, скитаясь в чужих краях, расточил имение свое.
Дойдя до крайней степени нужды, он решил вернуться в отчий дом. Отец принял его, обнял и поцеловал. Сын, робея, сказал (ст. 21): «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».- Но отец, видя его искреннее раскаяние, велел одеть его в лучшие одежды и устроил для него пир, сказав (ст. 24): «Станем есть и веселиться!. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся».
Выражение "блудный сын" значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях..

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Блудный сын

Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11-32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его поцеловал; и сын сказал ему: "Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: "Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Выражение "блудный сын" значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Блудный сын" в других словарях:

    Блудный сын. В некоторых случаях «ошибка» или «недоразумение» в области словотворчества или индивидуального, нового словоупотребления современного писателя вызывается недооценкой тонких семантических и стилистических оттенков старой фразеологии.… … История слов

    См … Словарь синонимов

    - «БЛУДНЫЙ СЫН», СССР, Литовская киностудия, 1985, цв., 90 мин. Психологическая драма. По повести Р.Кашаускаса «Зеленеющие холмы». Прожив десять лет в городе, Вилюс возвращается на хутор, где по прежнему живет его старший брат Пятрас, главный… … Энциклопедия кино

    - «Возвращение блудного сына», Рембрандт Притча о блудном сыне одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Новом Завете. Она учит добродетелям покаяния и прощения. По мнению митрополита Сурожского Антония, данная притча «лежит в самой сердцевине… … Википедия

    Первый проект под названием Блудный сын образовался в 1993 г. в Первомайском районе Москвы. В состав вошли: Андрей Гаврилов (гитара, вокал), Андрей Ковалев (гитара, вокал) и Вис Вита лис (бас, вокал). Втроем, без барабанщика они играли… … Русский рок. Малая энциклопедия

    "Блудный сын" - БЛУ́ДНЫЙ СЫН (Le Fils prodigue), одноактный балет. Комп. С. С. Прокофьев, сцен. Б. Кохно. 21.5.1929, Русский балет Дягилева, Т р Сары Бернар, Париж, балетм. Дж. Баланчин, худ. Ж. Руо, дирижёр Прокофьев; Блудный сын – С. Лифарь, Отец – … Балет. Энциклопедия

    Блудный сын - крыл. сл. Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11 32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (иноск.) нравственно блуждающий, распутный Ср. Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатолия. Гр. Л. Толстой. Война и мир. 1, 1. Ср. Я сознаю теперь вполне, что я блудный сын. Писемский. Взбаламученное море. 1, 18. Ср. Da … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ◘ блудный сын - Из евангельской притчи о непокорном блудном сыне, который ушел из дому, промотал свою долю наследства, после скитаний вернулся с раскаянием в отчий дом и был прощен. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    Блудный сынъ (иноск.) нравственно блуждающій, распутный. Ср. Вы никогда не думали о томъ, чтобы женить вашего блуднаго сына Анатолія. Гр. Л. Толстой. Война и миръ. 1, 1. Ср. Я сознаю теперь вполнѣ, что я блудный сынъ. Писемскій. Взбаламученное… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Блудный сын , К. Дебюсси. К. Дебюсси, Блудный сын, Партитура, Для 3 х голосов и оркестра Тип издания: Партитура Инструменты: 3 голос, оркестр Воспроизведено в оригинальной авторской орфографиииздания 1884 года.…

Задалась я этим вопросом в прошлом году после того, как приснилось пару снов. В первом сне у меня было искушение и я во сне я уверенно и осознанно его победила. А потом через время приснился другой сон, когда снова было искушение, но в этот раз я ему поддалась, отчетливо – во сне! – понимая, что сознательно грешу.
Проснулась я после этого второго сна с противным чувством и вопросом – что же делать, нужно ли просить прощения за этот грех?

В Библии написано: «От больших волнений бывают плохие сны…» Еккл. 5:3
Еще: «даже и во сне учит меня внутренность моя» Псалом 15:7
И еще: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» Песн.5:2.

К какому выводу пришла – скажу в конце. А пока хочу привести идеи из интернета.

С православного сайта:
Возникает вопрос: «Надо ли исповедовать грехи, сделанные во сне?»
Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.

Так же и появление образа, даже греховного, во сне - грехом не является.
На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой.
Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии.
В первую очередь сказанное касается блудных грехов.

Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии. Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями.

Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.

Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…» Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне. Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.

А сейчас мы переходим к самому важному.
Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям.

Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства.

В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.
Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне. (конец цитаты)

Размышления евангельского пастора http://pastordmitry.ru/grex-vo-sne-ya-tut-ne-prichem :

Во сне я вижу, что совершаю грех. С одной стороны, как бы я его по настоящему не совершил, с другой стороны, тогда почему это мне приснилось? Очень часто во сне мы видим образы, связанные с нашими переживаниями. Может грех во сне - это проявление моей греховной сущности, моих скрытых и даже неосознанных желаний? В таком случаи, нужно ли мне каяться за свои грехи, которые я совершаю во сне? Несу ли я ответственность за то, что мне сниться?

Я пытался размышлять над этими вопросами. В Библии мы встречаем состояние, которое Соломон Описывает так: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» Песн.5:2. Это говорит о том, что даже если от меня и не зависит то, что мне снится, то я, даже во сне способен совершить нравственный выбор. И это будет проявляться в моем отношении к увиденному во сне. Эту мысль мы не раз встречаем в Библии, когда людям во сне задаются конкретные вопросы, и они отвечают на них абсолютно осознанно. И снова здесь примером является Соломон, который во сне слышит прямой вопрос от Бога, и просит у Него не богатства и славу, а мудрость. См. 3Царст.3:5-10.

Если я во сне вижу, как я совершаю грех, и мне самому это противно, я в ужасе, может быть я просыпаюсь, как после страшного сна, и счастлив, что это произошло не наяву - это одно. Если я получаю удовольствие от своих грехов во сне - это другое. Дело в том, что есть верующие люди, которые не совершая грех наяву, получают удовольствие от своих грехов во сне. Они хотят, чтобы им снились такие сны, они мечтают и провоцируют такие сны.

В таком случае, я считаю, что здесь очень хорошо подходят слова апостола Павла из послания к Галатам: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» Гал.6:7 (конец цитаты)

Советы от друзей были разные. Кто-то сказал, что во сне ты не можешь ничего контролировать, поэтому совершенный во сне грех не может считаться грехом. Но в первом сне – как мне показалось – я контролировала свою реакцию…

Кто-то сказал, что если этот сон, мысли об этом продолжают мучить и на душе неспокойно – то лучше помолиться и поговорить с Богом об этом.

В конечном итоге я так и решила – если меня это мучает, то лучше просить прощения, чем продолжать мучиться и сомневаться по этому поводу…

А что бы вы сказали?

Мне во сне приснился большой деревянный крест. Придавать ли этому сну какое-нибудь значение?

Мы с вами любители грешить. Если вдруг увидим - крест лежит на полу, на дороге, то боимся взять его: а вдруг какая-то скорбь к нам придет? Увидели иконы, крест во сне - боимся скорбей. А ведь скорби - дары от Бога, их тоже надо с радостью и любовью уметь принимать. Если нам приснился крест, церковь или что-то другое духовное, это значит, Господь нас призывает к покаянию, к церковной жизни, к исправлению. Плохого в этом ничего нет. Наоборот, это благо для души.

Верить ли сновидениям? Если верить, то как узнать - от Господа сон или нет?

Сны бывают трех родов: от Бога, природные и от диавола. Природные сны те, в которых продолжается наша повседневная, жизнь и мы во сне заняты теми же заботами, что и днем. Сны, посланные Богом, показывают нам состояние нашей души, и Господь нас призывает покаяться, изменить образ жизни. Бывает, что человек видит бездну ада или блаженства рая, святых, которые призывают на путь истинный... Но святые обычно являются совершенным людям. Некоторые говорят: вот, я часто вижу во сне Матерь Божию, Она приходит ко мне и говорит мне то-то и то-то. Преподобный Серафим Саровский проводил святую жизнь, он прожил в монастыре 25 лет, умом ни разу не выходил из стен монастыря, потом по благословению жил 15 лет в Пустыне, питался только снытью - травой, раз в неделю вкушал хлеб и воду, 1000 дней и ночей простоял в молитве на камне... Ему Матерь Божия являлась 12 раз. А некоторые прожили жизнь в грехах, и им то и дело "Матерь Божия" является... Сны от диавола непростые, хитрые. Часто диавол человека под видом добра искушает. Был такой случай. Две подружки - девушки Фаина и Мария- вместе пели в церкви, собирались, вели духовные беседы, друг друга духовно поддерживали. А диавол духовной дружбы не любит. Через год спрашиваю Фаину: "А как Мария поживает? " А она отвечает: "Я уже целый год с ней не дружу". - "Почему?" - "А мне сон приснился, явился юноша и сказал: ты с ней не дружи, она плохая, предаст тебя, - я и перестала с ней встречаться" . Встречаю в тот же день Марию: "Что же ты с Фаиной не дружишь?" - "А мне юноша явился и сказал, чтобы я с ней не дружила, ненадежный она человек". Собрал я вместе Фаину с Марией и попросил их свои сны рассказать. Рассказали и рассмеялись, что сон им один и тот же приснился. Помирились. А у диавола цель одна только была - душу погубить.

Отчего бывают страшные сны?

Когда человек пребывает в гордыне, когда все дарования и способности, данные ему Богом, приписывает себе и ставит себя выше других: "Я не такой, и я не такая, как все", то благодать Божия отходит от него, не защищает его больше. А грех гордыни самый страшный, ведь человек все похищает, отнимает у Бога и себе приписывает. Находясь в таком безблагодатном состоянии, человек, когда ложится спать, может видеть во сне себя в плохом состоянии. Могут на него какие-то черные люди нападать, или собаки и другие звери гонятся, или стал он перепрыгивать большую канаву и, промахнувшись, полетел в такую пропасть, что от страха проснулся. Просыпается и радуется, что только во сне все это видел. Нападают всякие гады, змеи; да мало ли что приснится. Вот, через эти сны Господь показывает, что мы неправильно живем. Когда человек осознает свою греховную жизнь, поймет, что живет только по милости Божией, что без воли Божией ничего с нами не бывает, когда предаст себя в руки Божий, уступая не по праву занятое им место Богу, тогда все как надо, устроится благодатная жизнь. Когда позволим Богу творить нашу жизнь, тогда душа успокоится. Конечно, и святых людей бесы пугают, но там уже не страшно - их хранит благодать Божия.

Как Православная Церковь объясняет такое состояние человека, как летаргический сон? Что происходит с ним в это время?

Человек независимо от своего желания погружается в сонное состояние. Это может длиться и год, и два. Все процессы в организме настолько замедленны, что человек становится подобен мертвецу. Были случаи, когда людей хоронили в таком состоянии, а по прошествии какого-то времени, при вскрытии могилы тела оказывались не в том положении, в каком они были положены во гроб.

Нужно сказать, что душа в этот период не оставляет тело. Если душа хоть на малое время оставит тело, оно моментально начнет разлагаться, рассыплется в прах земли.

Бывает во время сна по промыслу Божию для спасения человека душе что-то показывают. Что показывает Господь душе и как - это уже тайна Божия.

Я хожу в храм. В последнее время лукавый стал искушать меня во сне. Что мне делать?

Когда ложишься спать, осени крестом свою постель и все четыре стены, начиная с середины потолка и до средины пола. Сначала одну сторону, потом другую, так, чтобы на стенах получилось начертание креста. Крест - это наша главная защита.

Один послушник возвращался из другого монастыря. Начался дождь, было пасмурно, мокро. Спрятаться было негде, на пути было только заброшенное языческое капище. В уголке нашел себе сухое место, послал себе подстилочку, все четыре стороны осенил крестным знамением. Свернулся клубочком и заснул.

Ночью явился сатана со множеством злых духов. Восседал в кресле, в короне. И вдруг говорит: "Чувствую здесь чужой нам дух! Кто-то здесь есть! Проверьте!"

Прошныряли бесы по всем уголкам, но никого не нашли, потому что этот послушник был сохранен крестом.

Полезно комнату святой водой окропить. И душу надо иметь чистую, без грехов, почаще ходить на исповедь. Возможно, есть какой-то грех, который стыдно на исповеди сказать, он-то и дает возможность злым духам мучить нас. Ангел Хранитель не отступит от чистой души, будет сохранять от злого духа.

Почему я по ночам часто просыпаюсь? Вычитываю вечернее правило, в течение дня молюсь, а сон все равно прерывается.

Значит, в течение дня не все спокойно было; возмущались, раздражались, потому после дневного труда дух не может успокоиться. Хотя тело уже устало, готово ко сну, душа находится в возбужденном состоянии.

Для того, чтобы спалось всю ночь, надо весь день сохранять душевный мир.

Есть и народные средства: за час до сна выпить воды с медом. Некоторым помогает прогулка на воздухе, душ, главное - не надо грешить.

Неосознанные блудные проявления во сне от духовной деятельности

У некоторых христиан есть такое мнение, что блудный сон является только искушением вражьим и за это они не отвечают.

Максим Исповедник (Главы о любви, сотн.2, 75): «Некоторые говорят, что демоны, касаясь во время сна срамных членов нашего тела, возбуждают страсть блуда: затем возбужденная страсть памятью приводит на ум образ женщины.

Другие же думают, что сами демоны представляются уму в образе жен; потом, касаясь срамных членов тела, возбуждают похотение жен; и бывают мечтания в этом роде.

Иные еще думают, что страсть, преобладающая в приближающемся демоне, возбуждает таковую же и в человеке, и таким образом душа воспламеняется к помыслам, и привносит образы посредством памяти.

Так и о других страстях мечтаниях одни говорят, что в них бывает дело так, а другие, что этак. Впрочем, ни одним из вышесказанных способов демоны не сильны возбудить какую-либо страсть, ни во время бодрствования тела, ни во время сна, если душе присущи любовь и воздержание».

Но давайте разберемся подробней. Действительно часто враг действует во время сна, возбуждая наше воображение и память, в которых уже находится множество различных образов, и мозг, получая раздражения от образов, анализирует характер раздражений и реагирует подачей сигналов определенным системам, которые отвечают за половую потребность и происходит возбуждение или «истечения». Стоит обратить внимание, что такие ночные искушения не всегда являются вражьим действием, а зачастую это результат нашего нерадения о внешнем наблюдении на протяжении дня или переедание и др.

Что касается искушений во сне, то:

«Нехорошие ночные грезы иногда вменяются в вину, а иногда остаются без всякого вменения…»

Вначале укажем причины, которые не являются результатом телесной деятельности, а духовной. Так что же вменяется в грех?

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: искушения во сне): «В другой раз человек засыпает с нехорошими мыслями. (Эти мысли предлагают ему и бесы блуда на том именно основании, или в такой надежде, что затем одной душе его, когда тело заснет и прекратится сознательная деятельность души и тела, - одной душе труднее будет бороться с искушением, которого задатки уже полагаются)…

…Но и пороки в характере духовном, как самомнение и обсуждение ближнего, иногда наказывают человека искушением во сне: тогда опять естественная страсть дает о себе знать, чтоб человек научился смирению, чтобы не почитал себя высоким.

…Может быть еще искушенный во сне и не помолился перед сном своему ангелу-хранителю, не осенял своим (нагрудным) крестом место своего ночлега, или постель, не крестился снова и не возносился мыслью к Богу после того, как пробуждаясь ночью вставал и снова засыпал».

Также можно назвать еще одну причину: нехранение очей во время бодрствования. Так, днем ум через воображение и память запечатлевает образы, которые были соблазном человеку, и эти впечатления собираются в сердце. Во время сна воображение и память воспроизводят образы и как следствие - блудный сон.

Что не вменяется в грех?

«Но вот когда не было ни прямых поводов к искушению во сне, ни опущений молитвенных, за которые могло бы оно постигнуть нас; когда оно последовало от минутного лишь обращения мысли нашей к другому полу, притом - невольного обращения; когда оно застигло нас даже после поста и молитвы; словом, когда оно случилось, как естественное телесное движение (от множества влаг) (например, близость половой и мочевой систем, которая в большей мере проявляют себя под утро, - от сост.) или же очевидно по одной зависти дьявольской: - в этих-то случаях нет греха и чувству целомудрия нечего тревожиться от сонных грез: «яже суть безгрешна», сказано в церковных наставлениях. Пусть иным снилось бы и прямое совокупление с посторонним телом, иногда даже с умершим (например, вдове с ее мужем): опечаливать себя после этих скверных сновидений не следует.

Только кто может - должен очистившись телесно (в случае самого истечения) прочесть «молитвы от осквернения». В затруднительном же случае может осквернившийся (как советуют святые подвижники) положить поклоны, например, семь раз по семь или… можно столько же прочесть молитву Иисусову. Надобно однако заметить, что сонное искушение собственно по зависти дьявола, без тех или иных поводов со стороны человека, не может повторяться часто. А твердые в правилах целомудрия или супружеского воздержания и совсем не подвергаются ему».

Варсонофий Великий и Иоанн (Руководство к духовной жизни): «Вопрос 95 Иоанна:… Возможно ли диаволу произвести (сонное мечтание) в человеке единственно по зависти и тогда, как он не превозносится и не предается сластолюбию? И как узнать, если бывает ночью движение плотское, естественное ли оно, или нет? Случается ли естественное движение у совершенных?

Ответ: Диавол может произвести с нами искушение и по зависти; но когда с нашей стороны не содействует этому возношение или сластолюбие, не может часто повторять его. Как строющий дом, если не найдет потребных материалов, трудится напрасно; подобно тому и диавол. Признак же естественного движения есть, когда кто видит, что движение приключается ему не от превозношения, не от сластолюбия и не по зависти диавольской. Бывает же это не по зависти диавольской, а от естества тогда, когда кто подвергнется этому, уснув с надеждою, после многих молитв, призывая Святую и Единосущную Троицу и ограждая себя крестным знамением. Совершенные же не подвержены и этому; ибо угасили и естественное движение, скопивши себя духовно Царствия ради Небесного, то есть умертвили уды свои».

С одной стороны мы не вполне можем контролировать блудные сны и управлять теми образами, которые приходят во сне, а также осквернения, происходящие во сне, т. к. мы не властны над физиологическими процессами. Но св. отцы говорят о том, что человек должен духовно приготавливать себя перед сном и быть очень внимательным к своим мыслям, когда засыпает:

«Память о смерти да засыпает и да восстает с тобою, и вместе Иисусова молитва, ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания. …Повергшись на постель, особенно будем трезвиться; потому что ум наш без тела борется тогда с демонами (ибо демон блуда гораздо более других высматривает время, когда человек телесно не может укрепиться против него молитвою; и тогда сей нечистый нападает на нас); и если он сластолюбив, то охотно делается предателем».

Иоанн Лествичник (Лествица, сл.26): «Есть бес, который, как только мы возляжем на одр, приходит к нам и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями».

Исходя из вышесказанного, человек, у которого часто бывают блудные сны, должен молиться, например, так: «Господи, избави меня от блудных снов! И пока я нахожусь в сознании, я выражаю Тебе свою волю - я отрекаюсь от всех блудных и нечистых снов и отрицаюсь служению врагу моему, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И если мне все же приснится блудный сон по нечистоте моей, то я прошу меня простить уже сейчас. Прости меня, Господи, за нечистоту мою!». Такую или подобную молитву нужно повторять каждый раз перед сном, пока сны не прекратятся, по крайней мере, пока их не будет неделю.

Когда просыпаемся, также необходимо быть внимательным и с первых секунд по пробуждении начинать молиться, а не вспоминать, о чем был сон и не нежится в постели.

Иоанн Лествичник (Лествица, сл.15): «Не дозволяй себе днем помышлять о бывших во сне мечтаниях, ибо у бесов и то есть в намерении, чтоб сновидениями осквернять нас, бодрствующих».

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, Грех - возобновление в памяти сонного соблазна): «Например, яснее представляется сознанию, по короткости сна, тот сонный соблазн, который последовал во время послеобеденного отдыха. И вот кто, пробудившись, не воспротивится возобновлению в памяти того, что грезилось приятно для плоти: тот развращает свою душу и вызывает себя на грех. Это действия сознательные, свободные, и следовательно, вполне вменяются».

Как относиться к таким снам?

Нравственное Богословие Е. Попова (там же): «…и всем верным средством к тому, чтоб реже или совсем не испытывать нам дьявольских искушений во сне признается: не обращать на них внимания, забывать их, если особенно они бывают в одном сонном представлении, без телесного осквернения».

Почему же так происходит, что мы яко бы и не желаем блудных снов, а они все равно происходят?

Иоанн Кассиан (Послание к Кастору…, кн.6, гл.11): «Качество помыслов, которое среди развлечений дня не совсем тщательно охраняется, обнаруживается во время ночного покоя, и потому, когда случилось сказанное наругание, то в этом не сон должно почитать виновным, а нехранение внимания в предшествующее время и видеть в сем обнаружение скрывающейся внутри болезни, которую ночной час не породил впервые как не бывшую прежде, а только скрытую во внутренних фибрах души вывел на поверхность кожи во время подкрепления тела сном, обнаруживая внутренний лихорадочный жар страсти, который сами мы возжгли, питаясь в продолжение всего дня недобрыми помыслами. Так и телесные болезни не в то время порождаются, в какое видимо обнаруживаются, но наживаются в предшествующее тому время, когда кто, без осторожности питаясь всякою вредною для здоровья пищею, собирает в себя болезнеродные соки».

По тому, какие у человека сны, он может судить, насколько сильна эта страсть и в какой мере он чист умом и сердцем.

Иоанн Кассиан (Послание к Кастору…, кн.6, гл.10): «Какой признак совершенной и всецелой чистоты. Очевидным знаком такой чистоты и полным доказательством будет то, если у нас, когда покоимся и погружаемся в сон, не возникает никакого обольстительного мечтания, или хоть возникает, но не может возбуждать никаких движений похоти. Ибо хотя такое возбуждение и не вменяется в полную вину в грехе, однако ж служит знаком еще не очищенного сердца, обнаружением порока, еще несовершенно истребленного, когда обольщения производится такими обманчивыми мечтами».

Иоанн Лествичник (Лествица, сл.15): «Если признак истинной чистоты состоит в том, чтобы и в сонных мечтаниях пребывать без движения; то конечно предел блуда означает то, чтобы и наяву от одних помыслов терпеть истечения».

Иоанн Лествичник (Лествица, сл.15): «Начало чистоты бывает, когда помысл не слагается со блудными прилогами и без мечтаний случаются по временам во сне истечения; средина чистоты, когда естественные движения происходят только от довольства пищею и бывают свободны от мечтаний и истечений; конец же чистоты - умерщвление тела, предваряемое умерщвлением нечистых помыслов…»

Также следует ответить на вопрос о том, можно ли приступать к Святому Причащению после ночного искушения?

Авва Феона (Собеседования второе, Иоанна Кассиана, гл.5,6, примеч.): «Со всем тщанием, сколько для нас возможно, мы должны стараться, чтобы сохранить неоскверненною чистоту целомудрия, особенно в то время, когда хотим приступить к святому Жертвеннику, и с бдительною осмотрительностию надобно остерегаться, чтобы чистота плоти, сохраненная в предыдущее время, не была нарушена особенно в ту ночь, когда мы готовимся к Святому Причащению. Но если злейший враг, чтобы лишить нас Небесного врачевства, обольстит усыпленный дух, только так, что не осквернится никаким, достойным порицания, разжжением, никаким согласием его на услаждение, но произойдет истечение по естественной ли необходимости или по действию диавола без чувства удовольствия, для воспрепятствования нашему освящению, то мы можем и должны благонадежно приступить к благодати Спасительной Пищи (Евхаристии). Если же по нашей вине произойдет истечение, то, слушаясь своей совести, убоимся того, что Апостол говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11, 27–29), то есть эту Небесную Пищу не отличая от маловажной, обыкновенной пищи и не считая ее такою, которую бы надобно принимать только с чистым духом и телом. Потом Апостол прибавляет: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (ср.: 1Кор.11, 30), именно - духовные немощи и смерти происходят от такого Причащения. Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, то есть подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости. Потом следует: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор. 11, 31), то есть если бы мы считали себя недостойными принятия Таинств всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание, чтобы, исправившись чрез покаяние, мы могли достойно приступить к ним и не наказывались от Господа, как недостойные, жестокими бичами немощей для того, чтобы, хоть таким образом сокрушаясь, мы прибегли к уврачеванию наших ран, чтобы иначе, быв признаны недостойными краткого вразумления в этом веке, не были осуждены в Будущем вместе с грешниками этого мира. Это ясным учением заповедуется и в книге Левит: «мяса сего, если оно прикоснется к чему-либо нечистому, не должно есть, но должно сжечь его на огне; а мясо чистое может есть всякий чистый; если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего» (Лев.7,19–20). И в книге Второзаконие повелевается нечистого отлучать от лагерей: «Если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан» (Втор.23, 10–11). Но чтобы яснее доказать, что иногда и по действию врага приключается нечистота, то скажу, что мы знали брата, который хотя постоянно сохранял чистоту сердца и тела, приобретенную высшею осмотрительностию и смирением, в другое время не искушался ночными обольщениями, а когда готовился к принятию Причастия Господня, то во сне осквернялся нечистым истечением. Когда он в течение многого времени по благоговению удерживался от Святых Тайн, - наконец предложил старцам этот вопрос, надеясь получить от их врачебного совета средство против искушения и своей болезни. Но когда духовные врачи исследовали первую причину этой болезни, которая обыкновенно происходит от обильного принятия пищи, и узнали, что ее нет у упомянутого брата, что это искушение произошло не от пресыщения; потому что особенная исключительность брата по известной строгости в праздничные дни, в которые случалось истечение, не дозволяла им это думать, то они обратились к исследованию второй причины этого недуга, изыскивая, может быть, не по вине ли души истощенная постом плоть подвергалась нечистому истечению, которым даже и весьма строгие воздержники, хоть немного превознесшиеся чистотою своего тела, оскверняются за гордость, именно за то, что подумали, будто они человеческими силами приобрели особенный дар Божий, то есть чистоту тела. Будучи спрошен, не думал ли он, что своим тщанием приобрел эту добродетель, так что не нуждался в помощи Божией, брат, с совершенным отвращением отвергая эту нечестивую мысль, смиренно утверждал, что он и в прочие дни не мог бы сохранить чистоту тела, если бы благодать Божия не вспомоществовала во всем. Тогда, обратившись к третьей причине, увидели сокровенные козни злодейства диавольского и, доказывая, что тут нет вины ни души, ни плоти, присудили, что ему должно вполне благонадежно приобщаться Святых Тайн, чтобы при долгом уклонении от этого не был опутан хитрыми сетями злобного врага и, не имея возможности быть причастником Тела Христова и освящения, он чрез этот обман навсегда не лишился спасительного врачевства. Таким образом обнаружилась вся проделка диавола, так что силою Тела Господня тотчас прекратилось обычно приключавшееся прежде истечение. В этом ясно открылась хитрость врага и подтвердилось мнение старцев, которые учили, что это нечистое истечение большею частию происходит не от вины души, а от злоумышленной проделки врага. Итак, чтобы обольстительное мечтание во сне, производящее нечистое извержение, прекратилось навсегда или по крайней мере (скажу по смирению или общему всем состоянию) на известные месяцы… Первые три причины (из указанных в предыдущем подразделе), заключая явную вину, не дозволяют приступить после истечения к Святому Причащению; а последние три причины бывают безвинны, особенно если от пострадавшего лица не подано повода к тому нечистыми произвольными помыслами, согласием с обольстительными мечтаниями, возбуждаемыми бесом. В таком случае невозбранительно приступить к Святому Причащению. Августин, епископ Английский, спрашивал святого Григория Великого: «После истечения во сне можно ли приступить к Причащению Святого Тела Христова, а священнику совершать Евхаристию?» Святой Григорий Великий, объяснив, что истечение во сне случается иногда от опьянения, иногда от избытка влаги (семенной) или от слабости, иногда от нечистых помыслов, отвечал, что когда случится истечение во сне от избытка влаги или от слабости, то не должно смущаться, потому что человек больше бессознательно пострадал, а не произвольно сделал. А когда кто по жадности принял пищи сверх меры и оттого вместилища переполнились влагою, то человек, хотя и допустил вину, но невозбранно может приступить к Святым Тайнам, а священник совершить литургию, когда это требует праздник или когда необходимо для других совершить Евхаристию, а другого священника нет в том месте. А если есть другие священники, которые могут совершить Таинство Евхаристии, то ночное искушение, случившееся от излишнего упиения, хотя не должно возбранять принятие Святых Таин, но, по смирению, все же надобно удержаться от совершения Бескровной Жертвы, если, впрочем, дух у спящего не возмутился нечистыми мечтами воображения. У иных случается истечение во время сна без нечистых мечтаний. В таком случае дух не оскверняется и по пробуждении от сна не припомнит, что видел во сне, а только помнит, что до сна подвергся пресыщению. А если истечение во сие происходит от нечистых помыслов во время бодрствования, то человек не без вины бывает. Пусть всякий усматривает, от какой причины произошло нечистое мечтание; кто о чем думал в сознательном состоянии, то потерпел и в бессознательном. Надобно также рассматривать и самое помышление, как оно происходило, от прилога ли, или с услаждением, или, что еще важнее, с согласием ли на грех».