Чему можно научиться у домашних животных? Чему нас учат животные.

Каждый человек в процессе своего становления проходит несколько стадий. Некоторые из них определяются природой, и повлиять на них невозможно. Это, в первую очередь, касается физического взросления. Но некоторые процессы, которые сопровождают переход от детства к старости, способны подвергаться переменам.

Для того чтобы человек стал полностью готов к жизни в обществе, его ещё с раннего возраста воспитывают и обучают. Но таковой ситуация была не всегда - первоначально люди обучались у природы, в первую очередь - у животных.

Все современные науки происходят от философии, которая ранее выполняла роль “накопителя” общих знаний о том, что человека окружает. Наблюдая за вознёй насекомых или просто полётом птицы, эти знания накапливались и затем оформлялись в отдельную группу, каждая из которых со временем переродилась в научную дисциплину.

Обучение у животных является актуальным и в настоящее время. Если разобраться, то все знания об окружающем мире можно разделить на три главные категории: точные дисциплины, естественные науки и знания о языке. Каждая из них с чего-то начиналась. Для того чтобы о чём-то узнать, важно это скопировать, а затем изучить принцип действия.

Если сравнить муравейники, которыми славятся африканские термиты со средневековым собором, то отличия будут громадные. Но по самому принципу построения здание является тем же большим муравейником. Это самый простой пример, но во время постройки зданий следует соблюдать закономерности, предписанные геометрией и физикой . Насекомые таким наукам не обучаются, но инстинктивно соблюдают их законы.

Второй пример - это прокладка горных дорог. Обычные серпантины прокладываются только в тех местах, которые были “выбраны” горными козами, или другими копытными. До сих пор не изучено, как животные находят этот оптимальный путь.

Все животные при изучении окружающего их мира пользуются своими органами чувств. Это дало толчок к освоению медицины. Первые врачи (или целители) для того, чтобы поставить правильный диагноз, изначально делали примерно также. Внешний вид больного, запах, исходящий от него давали примерное понимание, какое заболевание необходимо лечить. Таким образом, именно животные могут порой подсказать, как оптимально и наиболее рационально решить определённое задание.

У рыб и птиц можно поучиться физике, у пауков - геометрии, а у муравьев - архитектуре. Но для того, чтобы получить качественные знания, важно и умение наблюдать, что творится вокруг. Каждая мельчайшая деталь, в конце концов, может стать важной частью картины окружающего мира.

С самых ранних этапов развития человечества люди пристально наблюдали за животным миром. Конечно, в первую очередь им это нужно было для выживания — ведь трудно добыть животное, не зная его повадок, будь то мамонт, или утка.

Но со временем, люди стали подмечать те черты животных, которые могли бы служить для них примерами подражания. Так родились школы боевых искусств в Китае, которые названы именами животных: школа Тигра, школа Змеи, и так далее.

Животные и в настоящее время могут нам подсказать, как действовать, или каких придерживаться принципов, чтобы в том деле, которое мы задумали. Природа мудра и рациональна, и, наблюдая за ней, мы многому можем научиться сами.

Пять уроков успеха, которые мы можем почерпнуть у животных

Первый урок успеха: «Урок фокусировки ». Ему мы можем научиться у дятла. Дятел — очень большой реалист, и делает только то, что ему необходимо.Ничего лишнего. Он не пытается перерубить дерево одним ударом своего клюва, не стучит по всему стволу, где попало, в самых разных местах. Он целенаправленно бьет в одну точку, пока не добудет своего червяка. Затем он будет бить еще в одну точку, чтобы добить другого червяка. Мы же пытаемся добыть сразу не червяка, а целую змею, и не в плотной древесине, а среди листвы.

Второй урок успеха: «Урок потока ». Рыба всегда плывет против потока, и это — очень мудрая тактика. Рыба вовсе не стремится усложнить себе жизнь, или создать себе трудности, которые она потом будет героически преодолевать. Дело вовсе не в этом. Просто, таким образом рыба пропускает через свои жабры больше воды, насыщая себя кислородом. Жизнь рыбы, плывущей против течения, насыщеннее и богаче. Мы же все время норовим плыть по течению, пользуясь любой возможностью перестать прикладывать усилия. И хотя вокруг одна и та же вода, а кислорода становится все меньше, выходить из зоны комфорта совсем не хочется, пока не становится совсем невмоготу. В результате вместо 40 лет жизненного опыта мы получаем однолетний опыт 40 раз, и сетуем на то, что жизнь была скучна и однообразно, а возможностей что-то изменить к лучшему не было вовсе. Мы хотим выиграть миллион в лотерею, даже не покупая лотерейного билета.

Третий урок успеха: «Запачкайте морду кровью ». Львята не учатся на курсах, а приобретают опыт на деле. Они знают — чтобы преуспеть на охоте, нужно запачкать морду кровью. Мы же садимся за курсы, и слушаем зайца, а может, и льва, который учит нас охотится на бизонов. И если у нас ничего не получается, идем слушать другого зайца или льва. А когда наступает время действия, время активной охоты, боимся запаха крови, и не понимаем, почему.

Четвертый урок успеха: «Повиляй хвостом первый ». Собака не считает, что сначала ее нужно накормить, а уже потом она начнет вилять хвостом. Она первая отдает свою привязанность, свои чувства и эмоции. Собака не заставляет, и не упрашивает никого давать ей то, что ей нужно — она делает так, что у нас самих появляется желание сделать это.

Пятый урок успеха: «Не стоит ныть ». Змея не жалуется на то, что у нее нет рук, ног, что она родилась не в том месте, и не в то время, что ее никто не любит, что у нее плохое зрение, и родители о ней не заботились. Она не перекладывает ни на кого ответственность за то, что с ней происходит. Змея использует то, что дала ей природа, и настолько эффективно, что люди боятся этого животного-инвалида. А если змее что-то не нравится, она сбрасывает кожу, и уползает без особых сожалений, не оглядываясь назад.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Исследовательская работа

Чему человек может научиться

у животных?

Выполнила: ученица 1 «А» класса

Ульяна Елисеева

Руководитель: учитель начальных классов О. А. Малышева

Помогала: Ю. А. Елисеева

г. Саранск

2011–2012 уч. год

I. Введение

В огромной и бескрайней Вселенной наша планета Земля уникальна – на ней есть жизнь. Живой мир Земли чрезвычайно разнообразен: сегодня науке известны 1,5 миллиона видов животных, причем каждый из них по-своему приспособлен к среде обитания. И все-таки вершиной эволюции традиционно считается человек. Просматривая один из томов энциклопедии для детей издательства «Аванта+», я нашла удивившие меня строки древнегреческого драматурга Софокла:

Много есть чудес на свете,

Человек – их всех чудесней.

Неужели человек – действительно самое главное чудо Земли? Ведь он не умеет многое из того, то умеют представители животного мира. Так, птица золотистая щурка может перелетать на огромные расстояния, затрачивая количество энергии, равное примерно 10 граммам топлива. Ни один даже самый современный вертолет не может соревноваться по маневренности с обыкновенной стрекозой, а система вентиляции и теплорегулирования, созданная слепыми термитами в термитнике, по экономии энергии превосходит все созданные людьми системы в несколько раз. Многочастотный передатчик, которым наделены летучие мыши, по своей чувствительности и эффективности лучше любых радаров, сооруженных людьми… Зато человек превосходит животных своим умом, интеллектом.

Из этих размышлений родилась тема моего исследования: «Чему человек может научиться у животных?» Сначала я поставила перед собой цель :

узнать, что современный человек может с пользой для себя заимствовать у своих «братьев меньших», и…

как уроки животных влияют на его жизнь.

Поставленная цель потребовала решения ряда исследовательских задач :

1. Найти и изучить научно-популярную литературу по теме исследования:

– энциклопедии, словари, справочники;

– статьи в газетах и журналах;

– интернет-материалы.

2. Провести наблюдение за дикими животными в зоопарке и организовать мини-эксперимент: устроить соревнование между мной и моей собакой Томом, чтобы узнать, кто у кого должен учиться.

3. Собрать коллекцию предметов, созданных человеком по аналогии с животным миром.

4. Выявить области, в которых человек пока проигрывает животным, познакомиться с наиболее важными разработками, основанными на использовании их отдельных свойств и способностей, а также составить рейтинг самых перспективных исследовательских направлений.

Хотя я учусь в первом классе и только начинаю постигать азы научно-исследовательской работы, мне бы хотелось самой организовать настоящий эксперимент, понаблюдать за животными, сравнить их поведение с поведением людей, сделать выводы. Мне кажется, это будет полезно для занятий в кружке «Я – исследователь», которые мне очень нравятся.

Перед началом исследования я поговорила с мамой, которая давно занимается научной работой, и узнала, что любое исследование начинается с выдвижения гипотез, то есть предположений о результатах. Вместе мы выдвинули две гипотезы , которые будут конкурировать друг с другом в ходе исследования:

– животные могут многому научить людей в самых разных сферах их деятельности, и этот процесс может породить много интересных открытий;

– человек – «царь природы», и ему глупо учиться у животных, стоящих ниже его по разуму.

Объект исследования – животный мир планеты как источник человеческих открытий и изобретений.

Предмет исследования – свойства и способности животных, которые люди могут использовать в технике, медицине, архитектуре и других областях.

Также я узнала, что мое исследование должно проводиться по определенному плану, и разработала его.

План исследования

1. Выявить и изучить материалы по теме исследования.

2. Провести наблюдения и организовать эксперимент.

3. Сформировать профильную теме исследования предметную коллекцию.

5. Обобщить найденную информацию.

II. Исследовательский этап по плану

В моей домашней библиотеке довольно много книг и фильмов (документальных и художественных) о животных, потому что я интересуюсь их миром. Однако, просмотрев имеющиеся материалы, я не нашла нужной информации. Поэтому на первом этапе исследования потребовалось задействовать ресурсы библиотек – школьной, Мордовской республиканской детской библиотеки и даже Научной библиотеки им. М. М. Бахтина Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Выяснилось, что выбранная мной тема относится к такой относительно новой науке, как бионика . В ее названии стыкуются такие далеко отстоящие друг от друга отрасли, как биология и техника. Я вывела для себя простую формулу:

В биологических энциклопедиях и справочниках я нашла следующее определение:

Бионика – это наука, изучающая применение свойств и функций живых существ в технических устройствах . То есть бионика берет у природы самые лучшие ее изобретения и использует их на благо человека.

Еще я узнала, что в бионике выделяется несколько направлений:

 биомиметика (подражание живой природе);

 нейробионика (изучение работы мозга, механизмов памяти, органов чувств животных для создания искусственного интеллекта);

архитектурно-строительная бионика (использование принципов строения живых существ в архитектуре и строительстве).

Наибольший интерес у меня вызвала биомиметика. Оказывается, еще первобытные люди внимательно наблюдали за животными и в чем-то подражали им. Например, в древних рубящих и режущих орудиях использовались камни, по форме напоминающие острые зубы медведя.

Плуги в Древнем мире рыли землю подобно свинье или кроту, без переворачивания пластов.

Но особенно ярко заимствования проявились позднее, при изучении полета птиц и конструировании первых летательных аппаратов. Всем известен красивый древнегреческий миф об Икаре, сделавшем себе крылья из птичьих перьев, скрепленных воском, но так и не сумевшем подняться к Солнцу. Гениальный художник и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, – орнитоптер. Но и эта задумка не была воплощена в жизнь, потому что не было легкого и мощного двигателя, который приводил бы крылья в движение.

Интересно, что сегодня идеи Леонар-до снова востребованы в самолетострое-нии: конструкторы внедряют принцип морфинга – превращения самолетных крыльев, чтобы придать им больше сходства с настоящими. Таким образом, бионика – наука, которая имеет богатую историю и продолжает активно развиваться в настоящее время.

Далее, в соответствии со вторым этапом исследования , я решила понаблюдать за поведением диких животных. Для этого мы с мамой отправились в Саранский зоопарк. Я была в нем много раз, но раньше не обращала особого внимания на способности его обитателей. Конечно, в клетках они не могут проявиться полностью, однако некоторые особенности животных все равно заметны. Например, окраска тигра в виде черных полосок выполняет функцию маскировки: благодаря ей тигр менее заметен в зарослях джунглей. Человек использовал этот прием в маскировочной одежде.

Рысь в одной из кле-

ток прямо с пола смог- ла запрыгнуть на дово- льно высокий помост:

любой спортсмен поза-

видовал бы такой пры-гучести! Верблюд от-

личается огромной вы- носливостью, может за-пасать в своих горбах влагу.

Наблюдения я решила дополнить экспериментом . У меня есть собака Том, которая очень любит сосиски. Я взяла пластиковую упаковку из-под киндер-сюрприза, дала Тому понюхать сосиску и поместила ее в плотно закрывающийся контейнер. Потом мы с Томом вышли из комнаты, и мама спрятала сосиску. Когда мы вошли, Том сразу стал принюхиваться. Я тоже попыталась это сделать, но ничего не почувствовала. Мы стали искать сосиску вместе, но Том меня опередил. Он нашел контейнер за 45 секунд.

Чтобы объяснить свое поражение, я обратилась к научно-популярной литературе и выяснила, что собаки живут в мире запахов. Если наш нос приносит нам менее 1 % всей информации об окружающем мире, то собаки ориентируются именно по запахам, а глаза, наоборот, дают им мало информации: оказывается, они не различают цвета, видят окружающее в черно-белом цвете. Из-за прекрасно развитого обоняния собак часто используют при разведке полезных ископаемых: они успешно различают минералы, находящиеся глубоко под землей и содержащие хром, магний, алюминий, медь, серебро, золото. В последние годы ученые работают над созданием так называемого «электронного носа», который мог бы широко использоваться в медицине, химической промышленности.

Да, человеку действительно есть чему поучиться у животных! Я решила составить небольшую коллекцию предметов, которые люди придумали благодаря «братьям меньшим», что стало содержанием третьего этапа исследования . Я сгруппировала предметы по парам: природный аналог – изобретение человека. Вот что попало в коллекцию:

1. Перо птицы + застежка-молния (у пера есть бородки различных порядков, оснащенные крючками, которые обеспечивают надежное сцепление; в застежке-молнии использован тот же принцип соединения зубцов).

2. Улитка (раковина) + терка (язык улитки снабжен радулой – своеобразной теркой, покрытой 25 тысячами хитиновых зубчиков, при помощи которой она соскребает пищу, а затем проглатывает. Прием перетирания пищи использован и в терке).

3. Плавательный пузырь рыбы + воздушный шар (пузырь рыбы наполнен газом и помогает ей находиться на определенной глубине; воздушный шар – тоже оболочка, наполненная воздухом / определенным газом).

4. Паутина + рыболовная сеть (паук выделяет специально вещество из своих желез и плетет паутину, чтобы поймать в нее насекомых; человек плетет сеть из нитей или веревок для ловли рыбы).

5. Жало пчелы + шприц (тонкое жало насекомых послужило прообразом медицинского шприца с иглой).

6. Птичье гнездо + корзина (принцип переплетения прутьев и веток был использован человеком при создании корзин).

В будущем моя коллекция наверняка будет пополняться. Мне бы хотелось, чтобы в этом мне помогали мои одноклассники. Тогда этот проект станет коллективным.

По ходу работы я все больше погружалась в удивительный мир бионики, и, пожалуй, самым увлекательным для меня стал четвертый этап исследования , который заключался в создании своеобразного рейтинга самых передовых направлений этой науки.

1 место – проблема бессмертия . Она волнует человечество на протяжении тысячелетий, однако еще никому из людей не удалось стать бессмертным. Между тем в живой природе есть такие уникумы. Например, морской еж, живущий в Красном море, практически бессмертен: он не стареет, а просто растет, увеличиваясь в размерах. Другой пример биологического «вечного двигателя» – пресноводная гидра. Возле ее щупальцев расположена зона постоянно делящихся клеток, которые перемещаются вниз по телу, вытесняя прежние. Может быть, когда-нибудь ученые откроют рецепт бессмертной жизни и для человека.

2 место – явление эхолокации . Некоторые животные, в частности, дельфины, летучие мыши, морские свинки, крысы используют для ориентации в пространстве эхолокацию, то есть распознают звуковые волны, отраженные окружающими объектами. Оказывается, люди тоже могут развить у себя такую способность. Это важно для слепых, которым необходимо научиться ориентации в пространстве без помощи зрения. А еще чуткие эхолокаторы могут пригодиться при создании сверхдальней космической связи.

3 место – использование электрических импульсов . Огромная проблема современного общества – массовая гибель людей в автомобильных авариях. Как предотвратить столкновение машин? Решение снова подсказывает природа: стая саранчи, насчитывающая миллионы особей, движется согласованно, и насекомые никогда не сталкиваются из-за слабых электрических импульсов, которые они испускают. Тот же принцип позволит не сталкиваться автомобилям на магистралях.

4 место – совершенствование систем полета самолетов , например, устранение шума и завихрений воздушных потоков около крыльев. Исследователи обратились к совам, которые славятся бесшумным полетом. Выяснилось, что это достигается благодаря строению перьев.

Использование природных изобретений в области самолетостроения поможет улучшить характеристики летающих машин.

5 место – светоотражающие технологии . У бабочек, отличающихся разнообразной и красивой окраской крыльев, нет красящих пигментов: цвет образуется благодаря тому, что крылья покрыты тонкими прозрачными чешуйками, отражающими лучи определенной длины. На это свойство обратили внимание дизайнеры, и уже разработан специальный состав для покрытия машин, которые смогут менять цвет. В области военной техники можно будет создавать самомаскирующиеся средства, незаметные для противника.

III. Заключение

Изучив научно-популярную литературу по теме, проведя наблюдения и эксперимент, сформировав предметную коллекцию и выстроив рейтинг перспективных направлений науки, я пришла к выводу , что человек, несмотря на свое особое положение в мире, не должен забывать о родстве с животными и считать, что он достиг вершин познания. На одном из интернет-сайтов я нашла прекрасные слова, полно выражающие эту мысль: «То, что мы произошли от обезьян, подтверждается и нашей уникальной способностью все копировать у природы. У птиц мы подсмотрели умение подниматься выше облаков и даже превзошли их, хотя у нас нет крыльев. У рыб мы переняли способность плавать и погружаться в немыслимые даже для них глубины, и нам наплевать на отсутствие жабр. Мы научились передвигаться быстрее самого стремительного зверя, несмотря на то, что это не предусмотрено нашей анатомией. Мы уже способны видеть зорче любого живого существа на планете, да к тому же еще и в темноте. Мы овладели талантом рыть под землей такие норы, что кроты, если бы были зрячими, не знали бы, куда деть глаза от позора – такие они дилетанты. Кузнечики, прыгающие в десятки раз выше своего роста, по сравнению с нами, допрыгнувшими до Луны, просто дергаются на месте. За последние несколько веков мы обрели практически все способности, которые не были нам даны, продолжаем их совершенствовать и приобретать новые».

Все эти способности приобретены благодаря обращению человека к миру живой природы. Таким образом, я считаю, что гипотеза о том, что животные могут многому научить людей в самых разных сферах их деятельности, нашла свое подтверждение и была доказана в ходе работы. Гипотеза же о том, что человек – «царь природы», и ему глупо учиться у животных, стоящих ниже его по разуму, была опровергнута.

В ходе исследования я заинтересовалась проблемой понимания человеком животных, без чего трудно глубоко проникнуть в тайны их жизни. Поиск общего языка между людьми и животными – вот предполагаемая тема моего будущего исследования.

Источники

1. Архитектурная бионика / под ред. Ю. С. Лебедева. – М. : Стройиздат, 1990. – 269 с.

2. Биология: энцикл. для детей. – М. : Аванта+, 2007. – 456 с. : ил.

3. Литинецкий, И. Б. Бионика / И. Б. Литинецкий. – М. : Просвещение, 1976. – 336 с. : ил.

4. Бионика [Электронный ресурс] : [материал из Википедии]. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2011. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org . – Дата обращения: 16.10.2011.

5. Судак, И. Можно ли научится бессмертию у животных? [Электронный ресурс] / И. Судак // Школа жизни: познават. журн. – Электрон. дан. – [М.], 2008. – Режим доступа: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-12537

6. Чему человек может научиться у животных? [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 200-]. – Режим доступа: http://www.epochtimes.ru/content/view/32994/7 . – Дата обращения: 21.10.2011.

7. Что такое биомиметика? [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.], 2008. – Режим доступа: http://www.cleandex.ru/articles/2008/07/07/biomimetic-1 . – Дата обращения: 10.10.2011.


Животные как никто другой знают что нужно для того чтобы выжить. Они с рождения наделены навыками и инстинктами, которые помогают им.

К примеру, большие кошки отличные охотники, которые постоянно находятся в движении, чтобы выжить, ленивцы знают, что хороший сон залог здоровья и спят по 15 часов в сутки, обезьяны лазают по деревьям и недавно учёные узнали, что балансирование на перекладине и лазание по деревьям хотя бы пару часов в день увеличивают объем рабочей памяти и улучшают умственные способности. Этого достаточно чтобы вы убедились в том, что нам стоит учиться у животных? Если вы всё ещё сомневаетесь, то читайте далее, чтобы убедиться в этом.

Потягиваем спину как кот

Поза кошки (марджариасана) - одна из самых простых, но полезных асан в йоге. Выполнять ее можно каждый день без специальной физической подготовки в домашних условиях. Это упражнение полезно даже тем, у кого сколиоз. Повторяя его за котом, вы забудете о проблемах с позвоночником, сделаете суставы более подвижными, укрепите слабые мышцы и улучшите кровоснабжение внутренних органов.

Висим и лазаем как обезьяна

Помните, как в детстве вы любили лазать по деревьям будто обезьяна? А потом вы выросли, и это занятие стало не для взрослых. А зря. Американские исследователи из Университета Северной Флориды доказали, что балансирование на перекладине и лазание по деревьям хотя бы пару часов в день увеличивают объем рабочей памяти и улучшают умственные способности. Делая динамичные упражнения, где нам приходится думать, мы тренируем не только мышцы, но и наш мозг. Поэтому в перерывах между работой превращайтесь в обезьяну. Повисите на ближайшей ветке или перекладине.

Бежим как гепард

В мире животных, чтобы поймать добычу или чтобы ею не стать, нужно уметь быстро бегать. Гепард, например, способен развивать скорость 120 км/ч. В разумных пределах бег - это всегда польза и здоровье (если у человека нет болезней и противопоказаний). Это лучшее лекарство от депрессии, нервного напряжения и других «прелестей» современной жизни. Поэтому учитесь у животных. Если хотите сохранить здоровье в этом сумасшедшем мире, найдите время для пробежек.

Прыгаем как антилопа

Антилопа - одно из самых прыгучих животных. В длину она способна прыгнуть до 10 метров, а в высоту - до 3 метров. Мы не призываем вас стремиться к таким показателям, просто хотим напомнить, что прыгать тоже очень полезно для здоровья. Например, можно прыгать на скакалке. Совсем как в детстве. Если хотя бы 5 минут в день вы будете уделять этому простому упражнению, то защитите себя от остеопороза.

Плаваем как рыба

Плавание в бассейне сжигает калории и позволяет человеку оставаться в отличной форме - стройным и полным сил.
Польза от плавания для больных людей колоссальна. Например, Американская ассоциация диабетиков рекомендует плавать не менее 3 раз в неделю, чтобы контролировать уровень глюкозы в крови. А люди, страдающие артритом, чувствуют себя гораздо лучше после бассейна.

Лазим по горам как козел

Скалолазание тренирует не только мышцы, но и мозг. Ведь здесь над каждым движением нужно хорошенько подумать. И хотя необходима предварительная физическая подготовка, чтобы заниматься этим, лазание по горам - отличный способ отвлечься от городской суеты и провести время с пользой на природе. Интересный факт: в ходе исследований оказалось, что скалолазание наименее травматично по сравнению с футболом, баскетболом и другими видами спорта.

Выгибаемся как змея

Поза кобры (бхуджангасана) - одна из классических поз в йоге для здоровой спины. Положительный эффект от регулярного выполнения этого упражнения трудно переоценить. Оно омолаживает глубокие мышцы живота и спины, заставляет щитовидную железу, кишечник и почки работать лучше, делает позвоночник менее скованным.
У этого упражнения есть противопоказания, например беременность или серьезные травмы спины.

Качаем мышцы, таская тяжести, как жук-скарабей

Несколько силовых тренировок в неделю пойдут на пользу всем, а особенно мужчинам. Они не дают нам толстеть, мышцам стать дряблыми, а костям хрупкими. Последние исследования подтвердили, что у людей, которые регулярно «таскают железо» значительно снижается риск инсульта.

Высыпаемся как ленивец

При современном ритме жизни мало кто может похвастаться тем, что высыпается. Ленивец, например, спит по 15 часов в сутки. Людям нужно гораздо меньше, нам хватает и 7–8 часов.
Но не стоит недооценивать сон. Если человек не высыпается, то в организме вырабатывается гормон стресса кортизол, который плохо влияет на память. Человек становится рассеянным и плохо воспринимает новую информацию.

Радуемся жизни как собака

Первенство по жизнерадостности среди животных занимают собаки. У них мы вам советуем учиться ловить каждый момент жизни и наслаждаться им, не задумываясь о проблемах глубоко. Гуляйте почаще на свежем воздухе, знакомьтесь с новыми людьми и улыбайтесь. Хотя недавно ученые пришли к выводу, что и среди собак бывают как оптимисты, так и пессимисты.

«Безусловно, человек, хоть и чувст-вует себя вершиной творения, - существо в физическом смысле крайне хрупкое, - говорит Николай Дроздов, профессор МГУ, доктор биологических наук, ведущий программы «В мире животных» . -

Да нам в принципе и не нужно уметь бегать со скоростью гепарда - для этого мы сумели изобрести самолёт и скоростной поезд. Незачем нам уметь поднимать носом тяжести - мы создали кран и прочую строительную технику. И голос громкий, как у слона, нам не нужен - мы связаны друг с другом телефонами и компьютерами. Хотя я, например, так и не освоил айпад, подаренный мне внуком (смеётся). Но кое-что позаимствовать у животных нам было бы неплохо». Что именно? Мы перечислили самое очевидное, нами потерянное.

Читать мысли друг друга

Слоны в минуты нервных потрясений подносят к голове друг друга хоботы. Предполагается, что таким образом они способны быстро передать друг другу знания.

Чужих детей не бывает

Почти все виды животных способны к усыновлению чужих питомцев. Не будем упоминать такие редкие случаи, когда домашняя собака выкармливает котят. Но отбившийся от своего стада слонёнок обязательно будет принят другим стадом, а выбранная им самка примет на себя без лишних вопросов обязанности матери в полном объёме, вплоть до готовности пожертвовать жизнью ради благополучия малыша. Потерявшегося же человеческого детёныша пригреют не только дикие собаки, но и оленье стадо. Доказано.

Улучшать видовое разнообразие

У тюленей мужских особей гораздо больше, чем женских. Поэтому самка ежегодно меняет самца, позволяя ему при этом воспитать молодняк, рождённый в их браке. Повторно оказаться мужем той же самки у тюленя нет никаких шансов. Именно поэтому в конце сезона самцы часто совершают покушение на убийство подруги - чтобы она не досталась другому. Конечно, с точки зрения человеческой морали такие ветреные самки заслуживают порицания.

Тем не менее именно такой подход позволяет тюленям бесконечно улучшать породу, постоянно привнося в неё разнообразие. У людей же в выборе партнёра первую скрипку играют мужчины. И финансовый аспект: чем мужчина богаче, тем больше у него детей от разных дам.