Божья матерь умиление злых сердец. Икона «Умягчение злых сердец»: история и описание

События из истории иконы

Точное происхождение иконы «Умягчение злых сердец» окутано неизвестностью – предполагается, что она пришла откуда-то из Юго-Западной Руси, а туда, возможно, и с Запада, поскольку известно почитание этого образа в католицизме. Иначе эту икону называют «Симеоново проречение», исходя из текста Евангелия от Луки о праведном Симеоне Богоприимце – старце, которому было открыто, что он не уйдет из жизни, пока не увидит Младенца–Мессию. И когда на сороковой день после рождения Христа Его принесли в храм, то туда по зову Божию пришел и Симеон. Взяв на руки Сына Божия, он произнес слова, которые стали известны как молитва Симеона Богоприимца и звучат на каждой вечерней службе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром…» После этого, благословив Святую семью – Марию-Богородицу и святого Йосифа, старец обратился к Марии со словами, которые и стали «Симеоновым проречением». В нем он предрек раздоры между последователями Христа и фарисеями, страдания самого Господа на Кресте и то, что душу Пречистой также пронзят боль и страдание за сына и весь род человеческий во всей полноте. На полноту Её горестей символически указывает число семь (знак полноты чего-либо) – количество стрел (или мечей), изображенных на иконе.

С сюжетом этой иконы, происходящим от «Симеонова проречения», часто связывают еще одну икону – «Семистрельную». Разница с «Умягчением злых сердец» заключается в композиции иконы: на иконе «Умягчение…» стрелы пишутся по три справа и слева и одна снизу, а на «Семистрельной» – три с правой стороны и четыре с левой.

Икона «Семистрельная» пришла с Русского Севера, из Вологодчины. Ее первое местонахождение – Иоанно-Богословская церковь на берегу реки Тошни, что течет недалеко от Вологды, притока реки, название которой носит и город. По преданию, этой иконе более полувека, но, по всей вероятности, это более поздний список с первоначального, поскольку писан на холсте, наклеенном на доску, что свойственно приемам иконописи, возникшим примерно в XVIII веке, а первоначальный образ утрачен.

Предание об обретении исходного образа таково. Некий крестьянин, проживавший в Кадниковском уезде Вологодчины, много лет мучился неизлечимой хромотой. Однажды он задремал и сквозь дрему услышал голос, который велел ему отыскать образ Богоматери на колокольне той самой Иоанно-Богословской церкви. Три раза просил крестьянин позволить ему взойти на колокольню, помолиться перед тем образом, поскольку там хранились обветшалые иконы, но ему не верили и только на третий раз разрешили подняться. И тут, споткнувшись, он взглянул под ноги и на пошатнувшейся и затем случайно перевернутой ступени увидел богородичный образ! Оказалось, что когда-то кощунственным образом из доски, на которой была писана икона, сделали одну из ступеней лестницы. По ней из года в год поднимались священники и звонари, наступая на образ Пречистой, обращенный при вделывании в лестницу ликом вниз.

Икона была загрязнена, покрыта мусором. Служители церкви пришли в ужас от такого святотатства, вынули икону из лестницы, отчистили ее и с молитвами поместили в церкви. Крестьянин также сердечно помолился перед ней и получил исцеление своего недуга.

Если продолжить разговор о современном нам обретении одного из списков иконы «Умягчение злых сердец», то известно событие, которое произошло во время Великой Отечественной войны на юге от Воронежа, в Белогорье, которое так названо по белым известняковым скалам на правобережье Дона, где, как известно, воевали союзные итальянские войска фашистской коалиции. В декабре 1942 года солдаты из взвода одной из горно-стрелковых частей нашли в разбитом бомбой доме икону «Умягчение злых сердец», которую передали капеллану 1 по имени Поликарпо из Вальданьи.

Как говорили жители этих мест, икона ранее принадлежала пещерному Воскресенскому Белогорскому мужскому монастырю близ Павловска, что недалеко от Воронежа. Итальянцы назвали ее «Madonna del Don» – «Донская мадонна», но эта икона не имеет ничего общего с образом, известным как Донская Богоматерь. В январе 1943 года итальянские войска были разбиты. Отец Поликарпо забрал эту икону при отступлении с собой на родину, где в Местре – на материковой части Венеции – была выстроена для нее часовня. Сюда много лет приходят родственники и близкие погибших в России в Великую Отечественную войну итальянских солдат.

На юго-западе Калужской губернии известна икона того же типа, она находилась в городе Жиздра. По соборной описи в ее названии значатся слова из «Симеонова проречения»: «И Тебе самой душу пройдет оружие», и празднование ее совершается также 13/26 августа. Здесь еще один вариант написания: в отличие от иконы «Умягчение злых сердец» и «Семистрельной» на этой иконе Богоматерь поддерживает лежащего у Ее ног Младенца одной рукой, другой – прикрывает грудь от направленных на Нее семи мечей.

Какое чудо произошло

Со времени чудесного обретения иконы, ее версии «Семистрельная» на Вологодчине прошло немало лет, об этом событии стали забывать. Однако в 1830 году в Вологодской губернии началась эпидемия холеры, которая выкосила огромное количество жителей. Святыня тогда была перенесена в Вологду в летнюю церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Православные вологодцы обнесли икону крестным ходом вокруг города, и эпидемия прекратилась так же внезапно, как началась.

В память о чудесном прекращении страшной эпидемии жителями Вологды был заказан новый список с чудотворной иконы, который поставлен в Дмитриевской церкви, и от него также стали происходить чудеса исцеления.

Спустя век, в 1930 году, по понятным причинам богослужения в церкви прекратились. Когда в 2001 году они возобновились, чудотворной иконы там уже не было. Возможно, настанет время, и эта икона вновь явится миру, которому следует помнить, что наша нетерпимость, наш вечный поиск повода для мелкой и крупной розни – не более чем ссора братьев и сестер перед светлым ликом общей Матери, вечно молящей о нас Сына Своего.…

Чудеса иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в наше время

В настоящее время есть мироточивая икона Божией Матери «Семистрельная» в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле (город Москва, м. «Спортивная», «Фрунзенская»).

В июне 2008 года образ Богоматери «Умягчение злых сердец» привезли на некоторое время из Москвы в Рязань. Лик Пречистой, говорили свидетели, был покрыт благоухающими струями мира. Ранее, в 2004 году, чудотворная икона была привезена в Толгскую обитель, и там она, при служении молебнов, источала ароматное миро, благоухание которого также разливалось по всему храму.

Во время пребывания иконы в Толгском женском монастыре также происходили чудесные явления. Например: некая прихожанка со слезами радости на глазах поведала о чудесном обращении к Богу ее горячо любимой дочери. «Дочь моя, - говорила она, - посещала несколько лет секту “Новое поколение”. Она сердилась, когда я говорила ей о Толгском монастыре и чудотворной иконе. Все-таки я уговорила ее посетить Толгский женский монастырь. При первом посещении монастыря она осталась равнодушна, а на иконы и святыни вообще не обратила внимания. Милостью Царицы Небесной мне удалось уговорить ее поехать в Толгский монастырь, когда в нем пребывала икона Божией Матери “Умягчение злых сердец”. Чудотворный мироточивый образ подействовал на мою дочь потрясающе. Она как бы медленно приходила в себя и вдруг сказала: “Мама, а ведь я некрещеная”. После чего она покрестилась и стала ходить в православную церковь. Я очень благодарна Матери Божией за это великое чудо, так как Она возвратила мне любовь и понимание моей дочери. Мне хочется пожертвовать на украшение этой дивной чудотворной иконы самое дорогое, что у меня есть, - обручальное золотое кольцо». Такими словами закончила она свой рассказ и отдала хранителям иконы свою драгоценность, которая теперь украшает образ “Умягчение злых сердец”» 2 .

«Поразительная история произошла у меня с иконой Богородицы “Умягчение злых сердец”, – рассказывает автор проекта «Иконы XXI века» Кристина Кондратьева. – Ее написал Юрий Кузнецов для одной женщины по просьбе ее дочери. Икона была заказана к определенному числу, но написана была раньше. У икон свои сроки... C оказией икону очень быстро передали мне в Москву. Так как график дел у меня достаточно плотный, я в течение двух дней не успевала или забывала на нее посмотреть. И вот на третий день вспомнила. А настроение было в тот момент хуже некуда. Бывает... Открываю я упаковку, вижу икону и... Слезы как хлынут! А с ними вышла и заноза, которая в сердце была да ныла. И так легко на душе и светло стало, что в этот же момент решила я, что и мне эта икона очень нужна. Образ написан так, будто говорит Богородица: "Что же вы так? Не нужно". И вроде не просит ни о чем, не укоряет, а сердце само как будто мягчает. А главное – злость, гнев, обида – все проходит. Остается только... да на самом деле ничего не остается, спокойствие одно. В этом образе все сказано. Посмотрите на него, и Вы все почувствуете, и слова будут лишними. Вот уж воистину “умягчение злых сердец”...»

Значение иконы

О какой бы из икон, которые восходят по событийности к «Симеонову проречению», мы бы не говорили, великое значение этой иконы состоит в том, что она – призыв самой Божией Матери к милосердию. Испытавшая великую меру материнского страдания на земном пути, Пречистая и сегодня – страдает. Она взяла в усыновление род людской, а этот род никак не может примириться внутри себя. Более того, он ищет и находит все новые и новые поводы к войнам, раздорам, недружелюбию, нетерпимости, формы противостояния, иногда совершенно нелепые. Этот трогательный и трагический образ страдающей Матери всех послан людям в надежде, что они, воочию увидев, как страдает Она, отдавшая на Распятие Своего невинного Сына, взошедшего на казнь ради искупления грехов человечества, остановятся, задумаются.

Что, в сущности, происходит? Человечество получило искупление грехов через Его Распятие, но не перестало лелеять свои пороки. И каждый проступок, каждое действие, которые спровоцированы злым чувством, недоброй мыслью, поворачивает в груди нашей самой первой Заступницы перед Богом те самые стрелы, или на других образах – мечи, причиняя боль любящему сердцу Матери. А Она, как мы помним, все равно готова молить Сына о каждом из нас, кто прибегает к Ее святому заступничеству. И если поглубже, подольше подумать об этом перед Ее иконой «Умягчение злых сердец» , то можно поверить, что эти мысли переродятся в чувства, способные смягчить самые жесткие души.

_______________________________
1 Капеллан – католический священник, сопровождающий войска в военных походах
2 Пример взят с сайта газеты «Царские врата», №4, 2005; http://bogolub.narod.ru

Празднование в Неделю Всех Святых (в первое воскресенье после Троицы)

Если Вас обижают на работе или дома, если Вы устали от нападок со стороны начальника или коллег, помолитесь этому образу о тех, кто причиняет Вам неприятности, и они отступят. Вы удивитесь, как сами собой утихнут конфликты и наладятся добрые отношения.

Надежда Дмитриева

Из книги «О Тебе радуется!»

«Умягчение злых сердец»… Сколько в одном названии этой иконы надежды - надежды на то, что будет когда-нибудь торжествовать правда на земле, что люди станут добры и милосердны, станут любить друг друга. И как трудно это в нашем ожесточенном мире, и подчас только вид чужого страдания способен смягчить наше собственное злое сердце…

Эту икону называют еще «Симеоново проречение». Как повествует евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу было предсказано Духом Святым, что не умрет он, пока не увидит Мессию. И вот когда Иосиф и Мария на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в Иерусалимский Храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и прозвание Богоприимец) и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и которые известны как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…»

После же он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец».

Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копьем, так и душу Пречистой поразит «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы. Все прибегающие к ним с молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают: когда молятся пред этими образами за врагов своих, то смягчаются их враждебные чувства, уступая место милосердию, утихают междоусобная брань и вражда.

Происхождение иконы

Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, не сохранилось; неизвестно даже, где и когда икона явилась. Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец.

Празднование этому образу совершается в Неделю Всех святых (в первое воскресенье после Троицы).

Очень близок к «Умягчению злых сердец» и другой чудотворный образ - икона Божией Матери «Семистрельная». Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе - три с правой стороны Пречистой и четыре с левой, а празднование ей совершается 13 августа по старому стилю.

Чудеса

«Семистрельная» - северорусского происхождения: она пребывала в Иоанно-Богословской церкви на берегу реки Тошни, что неподалеку от Вологды впадает в одноименную реку. Крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты, и никто не мог ему помочь. Но вот однажды в тонком сне некий голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви, где хранились ветхие иконы, образ Пречистой и помолиться перед ним об исцелении. Крестьянин несколько раз просил пустить его на колокольню, но его словам не верили. Лишь на третий раз позволили ему подняться. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, служила ступенькой лестницы, и звонари ходили по ней, словно по простой доске. Ужаснувшись невольному кощунству, церковнослужители отмыли икону и отслужили перед ней молебен, после которого крестьянин обрел исцеление.

Прошло еще немало лет, сменились поколения, об этом чуде стали уже забывать, но вот в 1830 году Вологодскую губернию, как и большую часть Европейской России, постигла страшная эпидемия холеры. Во время нее святыни из Тошни были перенесены в Вологду и поставлены в «холодной» (летней) церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Обратились тогда христолюбивые жители Вологды к «Семистрельной» и вместе с иными святынями обнесли ее торжественным крестным ходом вокруг города. Холера отступила также внезапно, как и пришла.

В память же о чудесном избавлении Вологды от холеры горожане заказали и поставили в Дмитриевской церкви список с «Семистрельной», от которого со временем также стали происходить чудеса. Богослужение здесь прекратилось в 1930 году, возобновилось 13 июля 2001 года, однако святыни в храме не осталось.

Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье, стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику - капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна»; не следует путать этот образ с Донской Богоматерью). После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы нашей страны. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в Местре (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня, до сих пор остающаяся местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России.

Наконец, еще одна чудотворная икона подобного же типа пребывала в соборе города Жиздра на юго-западе Калужской губернии, близ брянских земель, и была известна как «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие», как значилось в соборной описи. Празднование ей совершалось также 13 августа – в один день с «Семистрельной» и с гораздо более распространенной «Страстной» иконой совсем иного вида (подлинный чудотворный образ находился в московском Страстном монастыре; на нем возле лика «Одигитрии» были изображены два Ангела с орудиями страстей Господних - крестом, губкою и копием). В отличие от таких страстных, на жиздринской иконе Пречистая написана в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, другою же прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.

Тропарь, глас 5

Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

Молитва

О многостральная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

26 августа и в Неделю Всех святых православные христиане почитают чудотворную икону Божией Матери.

Празднование иконам «Симеоново проречение» и «Семистрельная» совершается 13/26 августа, а также 2/15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых — в девятое воскресенье после Пасхи, первое после Святой Троицы.

Матери «Умягчение злых сердец». Другое название этого образа - Семистрельная. На ней изобразили Богородицу, пронзенную семью стрелами. От этого и такое название.

Эта икона хранится в церкви Иоанно-Богословской-Семистрельной, что неподалеку от Вологды. Но перед тем долгое время икона находилась на повороте лестницы колокольни храма святого апостола Иоанна Богослова, также недалеко от города Вологда. Тогда она лежала святым образом вниз, поэтому служила простой доской, по которой ходили звонари. И долго она бы так пролежала, но, согласно легенде, некий житель города Кадникова заболел. Он долго лечился, но ни один врач не смог его исцелить. Он обратился с молитвами к Пресвятой Богородице. В первую же ночь ему было видение, в нем небесный голос повелел крестьянину найти на колокольне данную икону Божьей Матери и обратиться к ней с молитвами. Святой лик отыскали, вычистили, отслужили перед ним, как полагается, молебен. Вскоре этот человек выздоровел полностью.
Это было самое первое исцеление, которое принесла икона. Но больше всего этот образ прославился в 1830 году. В городе Вологда разрасталась эпидемия холеры. Эта беда заставила жителей города обратиться с молитвами к иконе Семистрельной Божьей Матери. Чудотворный облик «Умягчение злых сердец» обнесли крестным ходом вокруг города. Как говорит легенда, именно после этого масштабы эпидемии стали уменьшаться, а вскоре и вовсе холера оставила Вологду.


Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец». «Семистрельная» и «Симеоново проречение».

Эту икону называют также «Симеоново проречение». Богородицу изображают с семью мечами, пронзающими её сердце. На «Семистрельной» иконе они расположены так: четыре слева и три справа, а на «Симеоновом проречении» седьмой меч рисуется снизу. В настоящее время в русской православной Церкви принято считать эти иконы разновидностями одного иконографического типа и соответственно объединять дни их празднования.

Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае — полноту и бескрайность того горя, которое испыталаБогородица во время земной жизни, когда ей довелось увидеть муки Иисуса на кресте. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется ещё и младенец Христос.

Есть у образа и другое, иносказательное значение: мечи, ранящие Пресвятую Деву, — это семь смертных грехов. Вот об этих грехах, об умягчении сердец, ожесточённых в них, и следует молиться перед Ликом пронзённой мечами (стрелами) Богородицы.

Почему икону называют «Симеоново проречение»?

Как говорится в Евангелии от Луки,праведному старцу Симеону Богоприимцу было предсказано, что он увидит Спасителя. Когда дева Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в храм через 40 дней после его рождения, там их встретил Симеон. Старец взял ребёнка на руки (откуда и пошло его прозвище — Богоприимец) и произнёс знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...»

После же Симеон обратился к Марии с пророчеством: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец».

Тем самым старец предсказал Божией Матери, что ей суждено будет пережить много горести и печали при виде страданий своего сына.

Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом «символической» иконы Богородицы «Умягчение злых сердец».

Откуда произошла икона «Умягчение злых сердец»?

Точных исторических сведений о том, откуда произошла икона «Симеоново проречение», нет. Считается, что образ пришёл из юго-западной Руси более 500 лет назад.

Известно почитание этого образа в католицизме.

Икона «Семистрельная» пришла с Русского Севера, из Вологодчины. Её первое местонахождение — Иоанно-Богословская церковь на берегу реки Тошни, что течёт недалеко от Вологды. Иконе более 600 лет, но, по всей вероятности, это более поздний список с первоначального образа, который был утрачен.

По преданию, крестьянин из Вологды много лет мучился неизлечимой хромотой. Однажды во сне он услышал голос, который велел ему отыскать образ Богоматери на колокольне Иоанно-Богословской церкви. Поднимаясь на колокольню, он споткнулся и увидел под ногами на перевёрнутой ступени образ Богородицы.

Оказалось, что когда-то кощунственным образом из доски, на которой была писана икона, сделали одну из ступеней лестницы. По ней из года в год поднимались священники и звонари, наступая на образ Пречистой, обращённый ликом вниз.

Служители церкви отчистили икону от грязи и с молитвами поместили в церкви. Крестьянин также сердечно помолился перед ней и получил исцеление своего недуга.

Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. Это бедствие навело страх на жителей и побудило их искать помощи у Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона «Умягчение злых сердец» была обнесена вокруг города с крестным ходом, после чего заболевания стали заметно утихать, и вскоре эпидемия прекратилась.

Икона Божией Матери «Жиздринская Страстная»

Существует также еще один Богородичный образ, имеющий свою особую историю, который непосредственно носит название «И Тебе самой душу пройдет оружие» (он же - «Жиздринская Страстная»). На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, а другой прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.

Чудотворная «софринская» икона.

Среди чудотворных списков иконы «Умягчение злых сердец» в настоящее время особым почитанием пользуется мироточивая икона, явленная в России в конце ХХ столетия. Эта икона, произведенная полиграфическим способом на предприятии Русской Православной Церкви «Софрино», была приобретена в обычной церковной лавке.

3 мая 1998 года ее владелица Маргарита Воробьева заметила, что по поверхности иконы стекает миро. История мироточения и кровоточения просто потрясает. В 1999 году перед взрывами домов в Москве на Иконе изменился лик Богородицы, под глазами появились темные круги, в квартире стало пахнуть ладаном. 12 августа 2000 года, в день гибели подводной лодки «Курск», на Иконе Богоматери появились крохотные кровоточащие ранки. С тех пор образ мироточит и кровоточит постоянно. Она мироточит так обильно, что миру собирают литрами. А кровоточит в преддверии трагических событий, при этом проведенная экспертиза показала, что кровь человеческая, первой группы…

Именно ЖИВАЯ Божия Матерь по-разному встречает приходящих к Ней на поклон людей, кого-то исцеляя, кому-то помогая, иные даже не могут подойти к Семистрельной Иконе... например, в подворье Оптиной пустыни, в Ясенево, где образ нередко бывает по воскресеньям, замечена одна женщина, она всегда просит мужчин, чтобы подвели ее приложиться к Иконе насильно. Вырываются же все одержимые с нечеловеческой силой, и сами не могут приблизиться к святыне. Зато с каждым разом сопротивление ослабевает.

Более того, Божия Матерь сама выбирает себе дорогу… неоднократно Ее просто не могли довезти до места назначения, как говорится «плутали в трех соснах» и забывали дорогу туда, где до этого бывали множество раз… «не идет Икона»…

Сотни верующих приходят молиться пред этим образом, прося умягчить сердца врагов, облегчить страдания родных и близких, и получают утешение. Не вспомнить всех удивительных свидетельств и сотворенных Иконой Божией Матери чудес и не перечислить имена всех исцелившихся больных и получивших умиротворение просящих.

Для ее хранения в подмосковной деревне Бачурино была построеначасовня (Адрес: Московская область, Ленинский район, д. Бачурино. Проезд: 3 км от МКАД по Калужскому шоссе до поворота на с/х Коммунарка (после здания «Мострансгаз»)). На протяжении 15 с лишним лет хранителем иконы является муж Маргариты Сергей.

Храм-часовня в честь Иконы Божией Матери (Умягчения злых сердец), д.Бачурино

Мироточивая икона посетила многие епархии России, а также неоднократно была за границей - в Белоруссии, на Украине и в Германии. Многие люди, с любовью и благоговением поклонявшиеся этому образу Царицы Небесной, засвидетельствовали случаи исцелений и чувство особой духовной радости, которое они ощущали от прикосновения к святыне. 27-29 января 2009 года мироточивая икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» пребывала в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни, а также чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как свидетельствуют очевидцы, после избрания 16-го патриарха Московского и всея Руси Кирилла икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», находящаяся на аналое в Храме Христа Спасителя, обильно замироточила.

Сейчас известная на весь мир икона практически без перерывов находится в паломничествах по всему миру от США до Австралии, от Афона до Дальнего Востока. И везде, где появляется эта икона, происходят чрезвычайные события и чудеса: икона щедро изливает свое цельбоносное миро, начинают мироточить другие иконы, люди исцеляются от неизлечимых болезней и происходит нескончаемое чудо умягчения злых сердец.

В Мурманском храме младенец, которого мама приложила к иконе, неожиданно громко и ясно произнес: «Она плачет!» И все встало на свои места. Воистину «устами младенца глаголет истина», ибо стало понятно, свидетелями чего мы являемся, зачем нам дано это чудо, что именно изливает нам образ Царицы Небесной в виде этого кристально чистого и благоухающего мира. Это слезы Божьей Матери. Она плачет о нас. Об ожесточении наших сердец. О мире, отступающем от Ее Сына - Христа Бога нашего.

Как защищает икона?

Считается, что молитва перед иконой «Умягчение злых сердец» помогает улучшить неблагополучные отношения в семье, между родственниками, близкими, между супругами, а также родителями и детьми.

Икона защищает от чужой нетерпимости и от нашего собственного гнева и раздражения. Также перед этим образом Богородицы можно просить защиты в случае, если вспыхивает любая вражда — в семье или в обществе. К иконе прибегают во время войны с просьбой к Богородице защитить от нападения.

В настоящее время в день, когда отмечается праздник иконы «Умягчение злых сердец», верующие посылают к ней свои молитвы, потому как считается, что именно она защитит от злого духа, от болезней и всего, что мы считаем неподобающим для сего мира. И вот 26 августа священники в каждом храме рассказывают пришедшим предание - историю возникновения данного праздника. И всякому, кто таит в своей душе зло и неприязнь, необходимо прийти в храм и обратиться к иконе Семистрельной для покаяния.

Если перед этой иконой искренне и с верой просить за своих врагов, то сердца даже самых непримиримых врагов умягчаются, они становятся более великодушными и вражда покидает их ум и сердце.

Если у вас в душе просыпается злое чувство, то прибегните к мольбе к этой воистину чудесной ико-не — и вы почувствуете душевное облегчение. Страдания покинут вас, и благодать светлая и добрая войдет в сердце ваше.

Перед ней читают заговоры от непримиримых врагов. Во время войны читают, чтобы оружие вра-гов обошло защитников Отечества и родственников-воинов. Перед иконой ставят не менее семи свечей. Вообще эта икона может показать семь чудес, но только тем мастерам, которые знаю ключики Соло-мона. А если мастер знает главный, или, как говорят, царский, ключ Соломона, то по этой иконе можно узнать будущее на семь лет.

Эта икона не только всеми любима и почитаема, но и не без основания считается чудотворной.

Перед иконой «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная» читают молитвы:

Тропарь, глас 4

Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

Молитва

О многостральная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 2

Благодатию Твоею, Владычице, / умягчи сердца злодеев, / низпосли благодетелей, соблюдающи их от всякаго зла, / благомолящимся Ти усердно // пред честными иконами Твоими.

При непримиримой ситуации и вражде.

Первым разом, Божьим часом. Лети, ветер, в Иерусалим, с земли святой вернись домой. Загаси своим духом, своей силой злость еретиц, гневливых мастериц, старых и молодиц. Матушка «Семистрелъная», состреливай своими семистрелами всякое зло, всякую ссору, положи конец ярому спору, придки, накидки, хомуты, сети, килы, живые могилы, подделки, болезни сердца, головные боли, печеночные коли. Друг друга чтоб не изводили: Бессонницей, бездремницей, крестом, хлыстом, могильным гвоздем. Примири рабов (имена) с этого дня, с этого часа, с твоего приказа. Остуди их иорданской водой святой. Именем Бога Христа, выйди, обида, из рабов Божьих (имена). Уйми, усмири, Матушка «Семистрельная». Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оберег от злых людей в бане.

Сходите в баню и там, заговорив воду, вымойте себя (или вымойтесь с кем-то еще).

Банную воду заговаривают так:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Матушка, Семистрельная Божия Мать, молю Тебя Свои семь святых стрел взять. Отбей, отстреляй от меня всякое зло, отправь его туда, откуда оно пришло. А кто рабу Божию (имя) изводить станет, к тому пусть семь стрел Твоих пристанут. Свяжет, прижмет, и сам враг себя изведет. Будьте, мои слова, крепки, будьте, дела мои, лепки: На ныне, на вечно, на бесконечно. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Порою на плечи человека сваливаются проблемы и кажется, что с ними невозможно справиться. Доказано, что молитвы помогают преодолеть все трудности и тяготы. Какую же молитву стоит читать семистрельной иконе?

В этих случаях, люди прибегают к молитве Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Для многих такая молитва является помощью, Всевышний всегда направит на нужный путь, нужно лишь обратиться к Нему. Обращение к семистрельной Богородице обладает огромной силой, эта молитва сможет не только вселить надежду, но и вразумить человека. О

на обязательно поможет справиться со всеми физическими трудностями и душевными переживаниями. Молитва к семистрельной иконе произносится перед образом Божьей Матери, которая держит в руках семь мечей.


Немного о тексте самой молитвы

Есть только один вариант молитвы «Умягчение злых сердец», написанный на русском языке. По своей структуре текст небольшой, и его вполне можно выучить наизусть. Читать молитву следует медленно, не торопясь. Следует проговаривать каждое слово и вдумываться в него.

Будет хорошо, если верующий после читки постоит пару минут перед иконой и подумает о том, что его волнует, поделится этим с Богом. Каждое слово в тексте молитвы направлено на сохранение мира вокруг верующего человека, на то, чтобы не было борьбы и разлада в семье, чтобы все были здоровы и счастливы.


В чем именно помогает молитва «Умягчение злых сердец»

Лик, изображенный на иконе – Дева Мария. Рядом с ней никого нет, как мы привыкли видеть. Образ показывает, что Матерь Божью пронизывают семь мечей и стрел. Данная цифра не случайна, ведь раньше семеркой обозначалась «полнота» всего, что есть на свете.

Молитва «Умягчение злых сердец» к семистрельной иконе божьей Матери считается одной из самых сильных. Лик Богородицы символизирует все то горе, которая она испытала при жизни. Мечи и стрелы – это оружие, которое вонзилось в ее душу и болит до сих пор. Но есть и другое объяснение образа Девы Марии: число семь обозначает все смертные грехи человека, которые невозможно скрыть от Богородицы, ведь она без труда узнать о любом из них.

Так же, молитва к семистрельной иконе – это спасение от одиночества, когда на душе очень плохо, одиноко и очень хочется с кем-то поговорить, спросить совет. Всякий, кто хочет обратиться к Богу с мыслью о том, что нужна помощь и подсказка, как быть дальше – может обращаться дома к семистрельной иконе с молитвой, которая для нее предназначена. Спустя некоторое время, человек делает правильный выбор или шаг, о котором накануне разговаривал с Богородицей, стоя перед ее ликом.


Текст молитвы «Умягчение сердец»

Тропарь, глас 5-й:

Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши. Hа Твой святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

Кондак:

Избранной Деве Марии, превысшей всех дщерей земли, Матери Сына Божия, Его же даде спасению мира, со умилением взываем: воззри на многоскорбное житие наше, воспомяни скорби и болезни, ихже претерпела еси, яко наша земнородная, и сотвори с нами по милосердию Твоему, да зовем Ти: Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.

Молитва:

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Чудо, после прочтения молитвы

Верующие точно знают, как выглядит данная икона Божьей Матери. Приобрести Святой образ можно в церковной лавке и повесить лик Девы Марии дома. Так же, есть очень много невероятных примеров исцеления, которые не поддаются объяснению. Лишь Господь Бог знает, как было на самом деле.

  1. В Вологодской губернии был исцелен один крестьянин, который очень сильно хромал. Все думали, что еще немного и мужчина вообще перестанет ходить. Мужчины обращался к знахарям, к лекарям, но все безуспешно. Ноги болели еще больше прежнего. Как-то раз крестьянин услышал во сне голос Господа, который велел ему прийти к колокольне Ионно-Богословской церкви. Голос говорил, что именно там находится спасение мужчины. На следующий день крестьянин был на месте и нашел возле церкви перевернутую икону Божьей Матери. Принеся лик Богородицы в священное место, перед мужчиной отчитали молебен, и на глазах у всех произошло настоящее чудо: хромой крестьянин перестал спотыкаться и начал ходить нормально. После этого случая, мужчина, перед тем, как повесить найденный образ на стену, обязательно прочитал молитву семистрельной иконе.
  2. В 1830 году был крестный ход вокруг города Вологды. В руках держали икону Божьей Матери. С помощью ее чудодейственной и целительной силе была остановлена очень страшная эпидемия холеры. С этого дня люди еще больше поверили в то, что молитва семистрельной иконе и сам лик Богородицы – это чудо, надежда и вера для всех. Тогда людям было открыто значение семистрельной иконы и весь глубокий смысл молитвы к ней.

Какую стоит читать молитву, когда вешаешь на стену семистрельную икону в доме?

Перед тем, как повесить семистрельную икону и начать читать молитву, необходимо хорошо помыть и убрать место или комнату, где будет находиться образ Пресвятой Богородицы. Затем, следует обратиться к молитве «Умягчение злых сердец» перед тем, как икона очутится на стене.

Это не просто икона, а настоящий оберег в любую квартиру. После читки дом больше не будут посещать злые люди с нехорошими намерениями и те, кто часто завидует вашему счастью. Рекомендуется повесить семистрельную икону Богородицы напротив главной входной двери, читая молитву и думая только о благих намерениях. Дева Мария будет видеть всех, кто входит в квартиру. Это крайне важно, если вы действительно хотите уберечь себя и обезопасить свой дом.

Почему неверующие часто разочаровываются в чуде исцеления?

Многие склонны думать, что молитва – это таблетка, которая способна вылечить любое человеческое состояние. Прочитав текст один раз, не стоит надеяться, что все беды и невзгоды разрешаться в ту же минуту, а больные исцелятся от смертельных болезней. Этого не будет.

Все дело в искренней вере в Бога и в том, какой диалог ведет верующий с Богородицей после читки молитвы «Умиление злых сердец». Молиться необходимо каждый день, чаще посещать церковь и разговаривать с Богом, даже идя по улице. Пока человек не поверит в Бога, пока он не впустит Всевышнего в свое сердце – результата не будет. И если разговор с Богом ведется, но важно так же знать все заповеди и ни в коем случае не грешить. Так, молитва к семистрельной Богородице будет чудодейственной лишь в том случае, если верующий перестанет постоянно думать о дурном и нехорошем, распахнет свое сердце и впустит в него веру, покается во всех совершенных ранее грехах.

О чем поговорить с Богоматерью?

Верующий человек, зная наизусть текст молитвы, точно знает, в каких случаях ее нужно читать. О чем же сам текст молитвы и как поговорить с Богом?

  • об убережении сердца от гнева;
  • о здравии всех родных и близких;
  • об излечении зависти и ненависти;
  • о прошении удачи в делах и новых начинаниях;
  • об очищении собственной души.

Беседа с ней должна быть в тихой обстановке, когда человеку некуда спешить и есть, о чем поговорить с Богородицей. Молитва всегда должна читаться от чистого сердца, нельзя думать о чем-то плохом и неприятном. Просить можно как за себя, так и за других людей – например, за семью, за детей, за любимого человека. «Умягчение злых сердец» уже является началом разговора с Божьей Матерью, а как только верующий заканчивает произносить молитву со словами «Аминь», можно рассказать то, что тревожит, не дает покоя и постоянно сидит в голове. Господь Бог всегда слышит тех, кто просит помощи от чистого сердца без злых помыслов, и направляет всех и каждого на путь истинный.

Сегодня даже врачи подтверждают, что православная вера – это невероятная поддержка и опора, особенно для тех, кто тяжело болен . Ведь сколько существует этих случаев, когда человек находился между жизнью и смертью, и лишь вера в Господа Бога спасает и вселяет надежду. Медики говорят, что молитвословие всегда способствует скорейшего выздоровлению и поднятию духа: люди верят в то, что скоро пойдут на поправку. Исцелившись, они начинают искренне верить в Бога, считая, что это не заслуга докторов и дорогих препаратов, а воля Всевышнего. Молитва «Умягчение злых сердец» очень сильная, поэтому каждому верующему человеку рекомендуется читать ее как можно чаще. Берегите в своем сердце любовь к Богу и надежду на самое лучшее.

19 марта (по новому стилю) Церковью празднуется явление иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец ». Впервые увидела ее в частном собрании рогожского старообрядца в 1990-е гг. Тип иконы — Одигитрия. Она была «украинских писем»: лик Богоматери круглый, с мягкими чертами лица, также был круглолиц и Богомладенец с книгой в руке. Их одежды багрового цвета были богато украшены жемчугом и золотным шитьем, а на груди Богоматери висел медальон с Крестом. Но все ли мы знаем об этой иконе? И почему существует две разные иконографии с одним и тем же названием? Эти вопросы давно меня мучили, и, наконец, пришло время разобраться, в чем же тут дело.

В старообрядчестве и новообрядчестве (да простят мне читатели столь условные термины) под одним и тем же названием почитаются две совершенно разные по иконографии иконы. В староверии икона «Умягчение злых сердец» восходит к древней, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Она позднее получила название «Ченстоховской», что отсылает нас к истории Польши. К слову сказать, кровь русского человека — река национальностей, и аз, многогрешная, не исключение. Влился в мою реку, якобы, и ручеек из польской крови. Может, поэтому Матка Боска Ченстоховска, как называют поляки самую почитаемую на их родине икону Богоматери, так притягивает к себе? А еще ее называют «Черная Мадонна» из-за почерневшего от времени лика.

Удивительно, но икона почитается и католиками, и православными. Краткая история образа такова. Святая равноапостольная Елена получила древнюю икону в дар. Она привезла ее в Константинополь и установила в часовне царского дворца, где святой лик простоял пять столетий. В конце XIII века с великими почестями образ был перенесен на Русь двоюродным братом Александра Невского князем Перемышльским, Холмским, Галицким и Волынским Львом Даниловичем (что документально не подтверждено). Однако святыня уже тогда прославилась чудесами. Когда земли западной части Украины отошли к Польше, князь Владислав Опольский во время осады замка Белз татарами обратился за помощью к чудесному образу. Он вынес его на стену замка, и на татар, по легенде, спустилось густое облако. Перепугавшись, татары бежали. Затем Владислав во сне увидел образ Богородицы, которая просила его перенести икону в окрестности Ченстохова и поместить на Ясную гору. По указанию Девы Марии князь вывез туда икону в 1382 году. С тех пор и до сего дня Ченстоховская икона Божьей Матери там и находится.

Некоторые считают, что популярностью данного образа в среде староверов мы обязаны ветковцам. Как известно, старообрядцы бежали в XVII в. от правительственных гонений в Польшу и поселились на Ветке — городе на р. Сож (ныне Гомельская обл.), в землях, принадлежавших Халецким и другим представителям польской шляхты. Икона очень полюбилась русским людям. Она писалась, например, ярославскими иконописцами Романова-Борисоглебска. В статье Татьяны Игнатовой о выставке « » в Российской академии художеств говорится о ведущем художнике того времени Максиме Федоровиче Архиповском. В частности, приводится его иконный образец Богоматери «Умягчение злых сердец» начала XIX века.

Иначе выглядит икона «Умягчение злых сердец», почитаемая в новообрядческой среде и называемая «Семистрельная». Икона изображает Богоматерь без Младенца, с семью стрелами в руках, прижатых к груди. Мечи трактуются как символ печали и сердечных мук, которые испытывала Богоматерь в земной жизни. По преданию, икону в XVIII в. обрел хромой крестьянин из Кадниковского уезда Вологодской губернии. Во сне он увидел Богоматерь, велевшую отыскать Ее икону на колокольне Иоанно-Богословской церкви, расположенной на берегу р. Тошни. Преодолевая боль, крестьянин поднимался на колокольню, а когда споткнулся и перевернул последнюю ступень, то обнаружил икону Божией Матери с семью стрелами.

Чаще всего говорят о католических корнях данной иконографии, восходящих к юго-западной части Руси, что особенно видно, например, на иконе «Васильковская». Сказание об этой иконе гласит, что однажды некий слепец Василий был брошен в лесу своей дочерью. Заблудившись, он прилег и заснул. В тонком сне ему явилась Богоматерь, повелевшая раскопать меж листьев, на которых он лежит, ямку, в которой Василий найдет воду. Богородица повелела ему омыть этой самой водой глаза, и тогда он прозреет. Так Василий и сделал, и тотчас прозрел. Тут он увидел в кустах икону с образом Пречистой, именно такой, в котором Она явилась ему во сне. Иконография этой иконы отличается от Семистрельной: здесь изображен один меч, вонзенный в середину груди Богоматери. На Ее голове корона, плат накинут на голову по образу западноевропейских Мадонн.

Но вернемся к Ченстоховской иконе. Как мы уже говорили, образ из Ченстоховы — это тип Одигитрии. Как считают ученые, он является списком с константинопольской иконы, написанной в XII веке. В 1430 году икона «получила рану» от иконоборцев-таборитов — последователей Яна Гуса. Через четыре года икону написали на старой доске, изобразив на щеке Богоматери рану от меча. Принадлежавший ордену паулинов монастырь на Ясной горе в 1621-1633 гг. был огражден мощными стенами. Именно благодаря этому шведы, вторгшиеся в Польшу в 1655 году, не смогли взять Ченстоховскую крепость, несмотря на то, что уже взяли Варшаву и Краков. Неудачная осада крепости стала переломом в военных действиях — шведы потерпели поражение. 1 апреля 1656 г. польский король Ян Казимеж торжественно провозгласил Богоматерь Ченстоховскую покровительницей и заступницей Польши, «Польской королевой».

Царь Алексей Михайлович Тишайший вел переговоры с Яном Казимежем и выступил на его стороне против шведов. Вероятнее всего, именно в XVII веке об иконе и ее чудесах узнали и на Руси, т.е. до раскола и появления ветковцев в Польше. Исследователь древнерусской живописи Ирина Бусева-Давыдова указывает, что списки с польской святыни стали появляться у нас в 1670-е гг. Так, в обширный свод сказаний о чудотворных иконах, составленный сторожем Кремлевского Успенского Собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг., включено сказание о Ченстоховском образе. Последнее, в свою очередь, заимствовано им из книги украинского писателя и проповедника Иоанникия Голятовского «Небо новое с новыми звездами», вышедшей в Киеве в 1665 г. Бусева-Давыдова подчеркивает, что гравюра Григория Тепчегорского, сопровождавшая текст, была исполнена с неизвестного польского оригинала, изображавшего Богоматерь на стенах Ченстоховской обители. Так иконография польской иконы укоренилась в русской иконописи.

На вопрос, почему старообрядцы чаще икону называют не Ченстоховской, а «Умягчение злых сердец», исследовательница отвечает, проанализировав семейный образ Богоматери середины XVIII в. Икона принадлежала Варваре Ивановне Челищевой — двоюродной племяннице императрицы Елизаветы Петровны. На ней имеется надпись:

Идеже бо Творящеся Железо от блата; Дева Вселися Дражайша Злата. Да людемъ Жестокия Нравы умягчаетъ; И железные К Богу Сердца обращаетъ.

По-русски это звучит так:

Там, где от болота творится железо, поселилась Дева, которая дороже золота, чтобы умягчать людям жестокие нравы и обращать к Богу железные сердца.

Эти строки взяты из Дмитрия Ростовского. Дело в том, что в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии, где шла выплавка болотной руды, была обретена чудотворная икона Богоматери Рудненской, являвшаяся списком с Ченстоховской иконы. Дмитрий Ростовский на обретение иконы откликнулся «эпиграммой», слова из которой приведены нами выше. В Малороссии и западнорусских землях иконы с одной и той же иконографией зачастую имели разные названия. Так за Ченстоховской укрепилось название «Умягчение злых сердец».

С мягкой иронией Бусева-Давыдова отмечает, что тема «умягчения злых сердец» для простого русского человека всегда была актуальной. В каноне за единоумершаго есть пронзительные слова:

Молим Тя, безначальне Отче и Сыне и Душе Святыи, злобою душу злобнаго мира озлобленную и к Тебе Зиждителю, пришедшую, во адово дно не отрини, Боже Спасе наш.

Это троекратное повторение о злобе ввергает в тяжелые размышления. В каноне иконе Пресвятой Богородице «Умягчение злых сердец» есть много умилительных просьб «спасти от злых человек». Действительно, два качества в людях неизменно пугают — злоба и жадность, однако куда страшнее наблюдать эти страсти в себе. Искренно молясь канон, мы не только призовем к себе в защитники от замышляющих нам зло людей и духов злобы поднебесной Саму Богоматерь, мы просто станем добрее…