Конспект занятия «Контакты с животными». Конспект НОД "Контакты с животными- опасны" план-конспект занятия (старшая группа) на тему О контактных зоопарках

Тема: «Контакты с животными»

Цель. Создание условий для познавательной деятельности посредством формирования навыков правильного обращения с животными.

Задачи:

Учить детей правильно обращаться с животными. Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними.

Коррекция и развитие речи воспитанников посредством составления правильных ответов на вопросы, активизации словарного запаса.

Воспитание интереса к занятию через создание комфортных условий и занимательных заданий.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я выходила из дома, на своём крыльце я увидела котёнка. Он был такой маленький, такой беззащитный, а на улице такой мороз, котёнку было очень холодно. Пришлось вернуться в дом, не оставлять же малыша погибать на улице. А как бы вы поступили на моём месте?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель. По вашим высказываниям я поняла, что вы любите животных? А каких домашних животных вы знаете?

Дети. Собака, кошка, корова, лошадь и т. д.

Воспитатель. Молодцы! Про домашних животных народ сложил много загадок. Послушайте и отгадайте, про кого я говорю: Проживает во дворе в личном доме – конуре, И на всех, кого не знает, то рычит она, то лает. Дети. Собака. Воспитатель. Мягкие лапки, а в лапках - царапки.

Дети. Кошка.

Воспитатель. Дома, в поле, на дороге – Это мастер на все ноги. И когда порой несладко, - Иго-го, - кричит…

Дети. Лошадка.

Воспитатель. А сейчас попытайтесь так описать животного на ваших карточках, чтобы всем, кто вас слушает, было понятно.

Дети рассказывают по очереди о животном по картинке не называя его, пока все не догадаются.

Воспитатель. Ребята, поднимите руку, у кого из вас дома есть домашние животные. Очень хорошо. Сегодня мы с вами побеседуем о том, как нужно обращаться с домашними животными. Поделитесь, как вы ухаживаете за своими любимцами.

Дети рассказывают. Воспитатель. Молодцы, я вижу, вы хорошо заботитесь о своих питомцах. Животных надо любить, о них надо заботиться, но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасными.

Воспитатель. Почему собаки бывают злыми?

Дети. Собаки бывают злыми, если за ними плохо ухаживают, если их бросают и т. д.

Воспитатель. Прежде чем принести кошку или собаку к себе домой, надо серьёзно подумать о том сможете ли вы жить с ней в дружбе и относиться к ней, как к живому существу, любить её.

Дети. Нельзя избивать животных. Нельзя оставлять их в доме без воды и без пищи на длительное время.

Воспитатель. Верно. А если домашнее животное заболело, необходимо обратиться в ветлечебницу. Но всегда нужно помнить о том, что животные могут покусать и поцарапать человека, если неправильно вести себя с ними. А знаете ли вы правила обращения с собаками?

Дети высказывают свои предложения .

Воспитатель. Сейчас я познакомлю вас с несколькими правилами при общении с собаками.

Никогда не показывайте собаке своего страха. Собака может это почувствовать и напасть на тебя. Ни в коем случае не убегайте от собаки. Не гладьте незнакомую собаку. Если вам хочется погладить чужую собаку, спросите разрешения у хозяина собаки. Не кормите чужих собак и не трогайте их во время еды или сна.

Не подходи к собаке, сидящей на привязи.

Физкультминутка.

Ноги на пол мы поставим,

спинки все мы разогнем,

локотки на стол поставим,

домик к носу поднесем.

Руку левую на стол,

сверху правую кладем.

«Вот лежат щенки на травке,

Они вытянули лапки,

Показали язычок – повернулись на бочок.

Повиляли все хвостом

Побежали дружно в дом».

А теперь котятки

за щенками выбежали на травку –

выгнули спинку и зашипели

– упражнение «Кошечка сердится: и шипит, и мяукает».

Воспитатель. А сейчас продолжим нашу работу по обсуждению правил общения с животными. (Воспитатель говорит правило, а дети доказывают, почему так себя вести нельзя)

Не приближайтесь к большим собакам охранных пород. Не пытайтесь отобрать предмет, с которым играет собака.

Воспитатель. Но, ребята, оказывается, и кошки могут быть опасны. Кошки могут сильно поцарапать и покусать. От кошек и собак людям передаются такие болезни, как лишай, чесотка, бешенство. Бешенство - это очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. От неё можно даже умереть. Поэтому нужно твёрдо знать:

После общения с животным, обязательно нужно вымыть руки с мылом. Если животное нанесло травму необходимо обратиться к врачу.

Воспитатель. Ребята, кто-нибудь из вас обращался с другими домашними животными?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель. Не подходи близко к чужим коровам, быкам, козам. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что у них есть рога, и они могут забодать незнакомых людей.

Будьте осторожны с телятами.

Воспитатель. У них чешутся рожки, они могут нанести вам серьёзную травму. Вот и подошло наше занятие к концу, давайте ещё раз вспомним все правила, которые мы сегодня выучили.

Дети воспроизводят правила, которые запомнили.

Воспитатель. На прощание я хочу ещё раз вам напомнить о том, что не надо обижать животных на улице. А если у вас дома есть какие-нибудь животные, то необходимо о них постоянно заботиться, тогда они будут вас любить. И при всей любви к животным нужно соблюдать правила безопасного общения с животными.

Конспект НОД "Контакты с животными опасны"(Старшая группа)учить детей понимать состояние и поведение бродячих животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контакты с животными опасны.

Цель: учить детей понимать состояние и поведение бродячих животных.

Знать,как следует обращаться с ними. Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны. Продолжать учить детей правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Материал. Плакаты с ситуациями.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, дома у вас почти у каждого живут различные животные.

Скажите какие?

Дети: Кошка, собака, морские свинки

Воспитатель: Ребята, у нас наступило время года вы больше, где проводите время дома или на улице.

Дети: Во дворе, детском саду, огороде или на даче.

Воспитатель: Чтобы прогулка или выходные прошли интересно и без каких либо травм, нужно знать и соблюдать правила безопасности. И вот сегодня мы поговорим с вами о правилах безопасности при обращении с животными, как дома, так и на улице.

Послушайте загадки:

Пробираюсь по забору,

На охоту выхожу.

Мышки спрятались по норам,

Я их долго сторожу.

(Кошка)

Обойди хоть всю округу -

Не найдешь вернее друга!

На охоте помогает,

Ночью дом наш охраняет.

(Собака)

Воспитатель:У кого из вас есть домашние животные? (Ответы детей). - Если это домашние животные, значит, о них кто-то заботится? Кто же? (Человек, хозяин). - Бывает ли такое, когда у домашних животных нет хозяина? (Бывает).

Кто тогда о них заботится? (Никто).

Где же они живут? (На улице). - Значит, у них нет дома. Как можно одним словом сказать про животное, у которого нет дома? (Бездомное).

Ребята, как вы думаете можно ли трогать бездомную кошку или собаку? (Нет) - Почему? (Ответы детей)

Да вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных. Даже домашняя кошка или собака может поцарапать и укусить своего хозяина, если он будет с ней плохо обращаться.

Динамическая пауза.

5. Пластический этюд: покажем, как кошка выгибается и выпускает коготки; как собака обнюхивает воздух, разрывает ямку.

6. Обсуждение стихотворения:

Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в нее бросает.

Но если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

Почему собаки бывают злыми?

Можно ли трогать бездомную или чужую собаку? (Нет, она может быть агрессивная - может напасть и укусить)

Ребята, можно ли дразнить собак? (Ответы детей)

Подумайте, как надо себя вести, чтобы не вызвать у собаки желание укусить? (Ответы детей)

Сейчас мы с вами закрепим правила безопасности при общении с собаками.

(Показ презентации).

Собаки произошли от диких собак – динго, поэтому у них поведение диких животных.

Самые опасные породы собак: канарский дог, немецкие овчарки, немецкий боксёр;

У собак главное их оружие острые клыки и зубы, лапы с когтями.

Клыки они оскаливают во время угрозы;

При угрозе собаки рычат, скалят клыки, приседают на лапы готовясь к прыжку;

Нельзя дразнить собак, махать на них руками, замахиваться палками, кидать в них камнями.

Нельзя убегать от собаки, они думают, что вы добыча и охотятся и бегут за вами.

Нельзя трогать собаку когда она ест, а тем более отнимать у неё пищу – кости.

Собака агрессивна когда у неё есть щенки, она их защищает.

Если вы видите такую табличку – знайте это знак: «Осторожно злая собака».

А теперь поговорим о кошках. Кошки то же опасны, они то же произошли от диких кошек, у кошки есть острые когти – которыми они карябают и и зубы – которыми они могут укусить. Кошек нельзя как и собак дразнить, признаки агрессии кошки мяуканье и шипение, а так же оскал.

Но если вас укусит и ли поцарапает кошка или собака нужно обработать рану и обратиться к врачу, И не забывайте, что после общения с животными нужно мыть руки с мылом.

7. Физминутка. Кот Антипка

Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх - вдох.)

В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)

В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)

В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)

В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)

В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)

Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)

8. Гимнастика для снятия усталости с глаз «Кошка».

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх.

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

И закрылась лапками

Лапками – царапками. (Разводят руки в стороны.

Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Смотрят влево.

Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.

Дети приседают.

Смотрят прямо.

Закрывают глаза руками.)

Итог нод.

Какие правила безопасности при обращении с животными вы запомнили?

Почему некоторые домашние животные становятся бездомными?

Чем можно помочь бездомным животным?

В заключении я хочу ещё раз вам напомнить о том, что надо соблюдать правила безопасности при общении с животными. Не надо обижать животных на улице. А если у вас дома есть какие-нибудь животные, то необходимо о них постоянно заботиться, тогда они будут вас любить. Я предлагаю посмотреть вам мультик который называется 9. «Собачий секрет»


надежда пермякова
Конспект занятия «Контакты с животными».

Тема: «Контакты с животными».

Цель. Создание условий для познавательной деятельности посредством формирования навыков правильного обращения с животными.

Задачи:

Учить детей правильно обращаться с животными. Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними.

Коррекция и развитие речи воспитанников посредством составления правильных ответов на вопросы, активизации словарного запаса.

Воспитание интереса к занятию через создание комфортных условий и занимательных заданий.

Оборудование: Презентация о животных, картинки, песня «Огромный собачий секрет» на стихи Юнны Мориц, музыка Сергея Никитина.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я выходила из дома, на своём крыльце я увидела котёнка. Он был такой маленький, такой беззащитный, а на улице такой мороз, котёнку было очень холодно. Пришлось вернуться в дом, не оставлять же малыша погибать на улице. А как бы вы поступили на моём месте?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель. По вашим высказываниям я поняла, что вы любите животных? А каких домашних животных вы знаете?

Дети. Собака, кошка, корова, лошадь и т. д.

Воспитатель. Молодцы! Про домашних животных народ сложил очень много загадок. Послушайте и отгадайте про кого я говорю?

Проживает во дворе в личном доме – конуре,

И на всех, кого не знает, то рычит она, то лает.

Дети. Собака.

Воспитатель. Мягкие лапки, а в лапках - царапки.

Дети. Кошка.

Воспитатель. Дома, в поле, на дороге – Это мастер на все ноги. И когда порой несладко, - Иго-го, - кричит

Дети. Лошадка.

Воспитатель. А сейчас попытайтесь так описать животного на ваших карточках, чтобы всем, кто вас слушает, было понятно.

Дети рассказывают по очереди о животном по картинке не называя его, пока все не догадаются.

Воспитатель. Ребята, поднимите руку, у кого из вас дома есть домашние животные. Очень хорошо. Сегодня мы с вами побеседуем о том, как нужно обращаться с домашними животными. Поделитесь, как вы ухаживаете за своими любимцами.

Дети рассказывают.

Воспитатель. Молодцы, я вижу вы хорошо заботитесь о своих питомцах. Животных надо любить, о них надо заботиться, но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасными. Послушайте песню, которая называется «Огромный собачий секркт».

(Пока звучит музыка, дети смотрят слайды)

Воспитатель. Почему собаки бывают злыми?

Дети. Собаки бывают злыми, если за ними плохо ухаживают, если их бросают и т. д.

Воспитатель. Прежде чем принести кошку или собаку к себе домой, надо серьёзно подумать о том сможете ли вы жить с ней в дружбе и относиться к ней, как к живому существу, любить её.

Дети. Нельзя избивать животных. Нельзя оставлять их в доме без воды и без пищи на длительное время.

Воспитатель. Верно. А если домашнее животное заболело, необходимо обратиться в ветлечебницу. Но всегда нужно помнить о том, что животные могут покусать и поцарапать человека, если неправильно вести себя с ними. А знаете ли вы правила обращения с собаками?

Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель. Сейчас я познакомлю вас с несколькими правилами при общении с собаками.

Никогда не показывайте собаке своего страха. Собака может это почувствовать и напасть на тебя.

Ни в коем случае не убегайте от собаки.

Не гладьте незнакомую собаку. Если вам хочется погладить чужую собаку, спросите разрешения у хозяина собаки.

Не кормите чужих собак и не трогайте их во время еды или сна.

Не подходи к собаке, сидящей на привязи.

Воспитатель. Послушайте шуточное стихотворение о том, что нужно делать, если вы вышли на улицу, а у подъезда сидит собака.

Физминутка.

Ноги на пол мы поставим,

спинки все мы разогнем,

локотки на стол поставим,

домик к носу поднесем.

Руку левую на стол,

сверху правую кладем.

«Вот лежат щенки на травке,

Они вытянули лапки,

Показали язычок – повернулись на бочок.

Повиляли все хвостом

Побежали дружно в дом».

А теперь котятки

за щенками выбежали на травку –

выгнули спинку и зашипели

– упражнение «Кошечка сердится: и шипит, и мяукает».

Воспитатель. А сейчас продолжим нашу работу по обсуждению правил общения с животными. (Воспитатель говорит правило, а дети доказывают, почему так себя вести нельзя)

Не приближайтесь к большим собакам охранных пород.

Не пытайтесь отобрать предмет, с которым играет собака.

Воспитатель. Но, ребята, оказывается и кошки могут быть опасны. Кошки могут сильно поцарапать и покусать. От кошек и собак людям передаются такие болезни, как лишай, чесотка, бешенство. Бешенство - это очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. От неё можно даже умереть. Поэтому нужно твёрдо знать:

После общения с животным, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

Если животное нанесло травму необходимо обратиться к врачу.

Воспитатель. Ребята, кто-нибудь из вас обращался с другими домашними животными?

Дети. Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель. Не подходи близко к чужим коровам, быкам, козам. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что у них есть рога, и они могут забодать незнакомых людей.

Будьте осторожны с телятами.

Воспитатель. У них чешутся рожки, они могут нанести вам серьёзную травму. Вот и подошло наше занятие к концу, давайте ещё раз вспомним все правила, которые мы сегодня выучили.

Дети воспроизводят правила, которые запомнили.

Воспитатель. На прощание я хочу ещё раз вам напомнить о том, что не надо обижать животных на улице. А если у вас дома есть какие-нибудь животные, то необходимо о них постоянно заботиться, тогда они будут вас любить. И при всей любви к животным нужно соблюдать правила безопасного общения с животными.

Зоозащитники намерены добиться закрытия контактных мини-зоопарков в стране. В последние годы они перестали быть чем-то диковинным: чтобы потискать зверушек, достаточно приехать в ближайший торговый центр. Несмотря на бесконечный поток посетителей, которые зачастую не церемонятся с животными, они выглядят ухоженными и здоровыми. Какой ценой достигается это благообразие? Какие опасности кроются в посещении контактных зоопарков? Президент зоозащитного центра ВИТА рассказала о том, что творится за дверьми таких зверинцев и можно ли сочетать «трогательный» бизнес и заботу о животных.

«Лента.ру»: Откуда появилась идея контактного зоопарка?

Новожилова: История контактных зоопарков началась с того, что некий российский бизнесмен решил реализовать свою мечту: приобщить горожан к природе. Так родилась идея круглосуточно держать животных на кафельном полу при искусственном освещении - в торговом центре. Точка окупается буквально за три месяца, оборот нешуточный. Конечно, речь тут не идет о любви к природе или заботе о животных - это бизнес. Мы постоянно получаем сообщения об оторванных крыльях у птиц, отбитых внутренних органах у ежей и кроликов, которых роняют на пол. Иногда люди, которые работали в таких зоопарках, пишут нам о том, что происходит за кулисами.

Но животные не выглядят заморенными или измученными.

Животные действительно чистенькие, выглядят здоровыми. Это достигается за счет того, что зверей меняют достаточно часто: одни заболевают - завозят других. Более редкие и дорогие звери, которые вынуждены «работать» подолгу, как правило, лежат вялые и апатичные. С мелкими животными не церемонятся. Ежики, морские свинки - это одноразовый товар. Одних используют на корм хищникам, других сжигают. Недавно енот в одном из московских зоопарков покусал человека, где он теперь - неизвестно. В другом зоопарке енот ослеп, от него попытались избавиться, но кто-то в итоге его приютил.

Посетителям нравится...

Родителям самое главное - чтобы не было запаха и ребенок был доволен. Судьба животных их волнует меньше всего. Вот, например, в одном контактном зоопарке мы попросили руководство ввести перерыв для ночных животных на час. Но как только нам пошли навстречу, начались жалобы мамаш: «Мы ехали через весь город, чтобы ознакомиться со всем многообразием представленных у вас животных. Ребенок хочет потискать всех, кто у вас есть».

Часто ли животные травмируются в контактных зоопарках?

К сожалению, подобные инциденты не редкость. На прошлой неделе в Ставрополье погиб самец зебры. В тверском контактном зоопарке держали львенка в нарушение всех возможных правил и норм. Его довели до изнеможения, увезли полуживого на карантин. У грызунов под вечер аллергическая сыпь - из-за того, что мамочки проходят в шубах, опасаясь оставлять их в гардеробе. Масса историй, когда дети травмировали зверей, а те, в свою очередь, их кусали. Например, африканские ушастые ежики: иголки колются - и ребенок бросает зверька. Тот падает с метровой высоты и травмирует внутренние органы. Дети наступали на морских свинок и птенцов ногами...

Дети проявляют агрессию к животным?

У малышей разная реакция на животных: чаще всего ребенок боится дотронуться, и это нормально. Однако мать настойчиво тянет за руку, чтобы он потрогал, надавил, пощупал, схватил - потому что за это деньги заплачены. Некоторые дети с ревом вбегают в вольеры, начинают топать, стараются догнать, задавить маленьких животных. Бывают и безразличные дети - безучастно наблюдают за происходящим. Нет ничего страшнее, когда от скуки или чтобы убить время ребенку дают тискать животных. Это крайне непедагогичный подход.

Существует целая сеть зоопарков «Зверюшки как игрушки». Только вдумайтесь в название! В этом заключается суть контактных зоопарков. Весь смысл в том, чтобы повысить посещаемость торговых центров. Такой циничный подход шокирует. Я не знаю, какое поколением мы вырастим, если будем брать за норму потребительское отношение к животным. Детей, которые будут воспринимать животных как витринные образцы.

Что происходит с заболевшими животными?

В контактных зоопарках не предусмотрены лазареты для больных животных. На маленьких душных пятачках такой возможности нет, поэтому их просто утилизируют. Как они их убивают - большой вопрос. Сомневаюсь, что каждой морской свинке будут делать инъекцию. Контактный зоопарк - это конвейер, воспитывающий потребительское отношение вместо уважительного.

Эти контакты опасны только для животных?

Увы, не только. При контакте с животным идет передача патогенных микроорганизмов. В контактном зоопарке за 11 часов работы проходят сотни детских и взрослых рук. Может быть до 200 посетителей. Едва ли кто-то из них моет руки до и после общения со зверями. Кроме того, везде предусмотрена процедура кормления за дополнительную плату. Ребенок лезет животным в рот с этим кормом, потом себе в рот лезет - это гарантированный способ передачи инфекций.

Только ли инфекций стоит опасаться при контакте с животными?

Для детей небезопасны удары и укусы животных. Например, в московском контактном зоопарке недавно кролик чуть не откусил палец ребенку. Клюв страуса очень массивный, движения резкие - если подойти близко к клетке, можно остаться без глаза.

В других странах тоже есть контактные зоопарки в торговых центрах?

Такого я не встречала. В Лондоне есть центр, обучающий гуманному отношению к животным. Там строгая запись - всего несколько человек в день, а не бесконтрольный поток посетителей. Задача совсем другая: научить детей бережному отношению к животным. Просто так тискать ради забавы даже в приютах не дадут: нужны перчатки, бахилы, время ограничено и никаких фотоаппаратов. У нас все просто: главное - заплатите деньги, а еще лучше - купите корм и суйте его животному прямо в рот. Само слово «зоопарк» исключает контакт между животным и человеком. У животного должна быть возможность спрятаться от людей, отдохнуть, поспать, а не крутиться весь день в толпе. Практически на всех точках есть животные, ведущие ночной образ жизни, - ежи, совы, галаго, которых днем вообще нельзя тревожить. А к ним через каждый пять минут врываются родители с детьми, чтобы сделать селфи.

Можно ли что-то изменить в работе контактных зоопарков, сделать их безопаснее и гуманнее?

Увы, нет - такие заведения следует запретить. Иначе как жестоким обращением с животными их работу не назовешь. Весь мир уходит от формата зоопарка, в котором звери из разных климатических зон сведены в одном месте для того, чтобы удовлетворить любопытство посетителей. Но нам уже мало просто посмотреть, всех нужно потрогать, а потом начинают домой приобретать. В других странах идут программы по переселению животных из зоопарков в заповедники. В России все с точностью до наоборот: на московских фестивалях валяются усталые еноты, северных оленей привозят - такое ощущение, что люди не чувствуют разницы между живыми существами и элементами дизайна.

Но идея зоопарков подразумевает и познавательную деятельность: ребенок узнает животный мир.

Взаимодействовать с животными можно в лесопарковых зонах, где они не сидят весь день на кафельном полу. Люди там ходят по тропинкам, а за ограждением в лесу гуляют животные. Если хочется быть ближе к природе, торговый центр - неподходящее место. Выезд на природу в места обитания зверей - это не так дорого, хотя и не так просто, как дойти до ближайшего ТЦ, чтобы тискать енота в крохотной комнате. Давайте вспомним, как праздное любопытство приводило к созданию человеческих зоопарков, где в вольерах вместе со страусами и зебрами содержали негров, эскимосов и индейцев. Это было не так давно - в Европе такие «зверинцы» просуществовали до 1930-х годов. Никакой образовательной функции у контактных зоопарков нет, одни эгоистические хотелки, приводящие к страданиям животных.

Многие дети любят животных, а некоторые из них воспитываются в доброжелательной обстановке семьи, в которой присутствуют домашние питомцы. И это очень важная сфера жизни ребенка, ведь общение с животными способствует развитию многих качеств, необходимых человеку для полноценной жизни - способности сострадать, заботиться, любить...

Польза от общения ребенка с животными очевидна. Известно, что интеллект детей, выросших без общения с домашними питомцами, ниже интеллекта детей, воспитанных в семьях, имеющих дома животных. Кроме того, общение с животными облегчает адаптацию в обществе. Животные в доме наполняют его ощущением покоя, тепла и постоянства. Контакт с ними способствует тому, что стрессы переживаются легче. К сожалению, многие дети растут в атмосфере семейных скандалов, а некоторые переживают развод родителей. И если бы у них не было возможности обнять собаку, погладить кошку, повозиться с хомячком и забыть на время обо всех проблемах, они могли бы получить серьезный невроз.

Начинать знакомить ребенка с миром животных и позволять ему общаться с ними можно очень рано. Естественно, родители своим примером должны демонстрировать ребенку, как подходить к животному, как его ласкать, как играть с ним, объяснять недопустимость грубого обращения с животным. Мир животных огромен, изучать его можно бесконечно. Используйте любые возможности, чтобы открыть его ребенку - прогулку на улице, рассматривание картинок в книге, фильмы, поход в зоопарк…

И чем более конкретным для ребенка видится каждое животное (его вид, его роль в нашей жизни), тем эмоциональнее его связь с природой, тем человечнее он становится.

Упоминания, несомненно, заслуживает такой вопрос, как жестокое обращение ребенка с животными. Очевидно, что это недопустимо ни с моральной, пи с правовой точек зрения, и родители должны объяснить это ребенку. Как правило, даже самые маленькие дети рано уясняют это и бережно относятся к братьям нашим меньшим. Однако некоторые дети проявляют необъяснимую по человеческим меркам жестокость к ним, некорректируемую никакими воспитательными мерами. В таком случае это грозный признак психического расстройства ребенка, и чем раньше родители обратятся к психиатру, тем лучше.

Порой практикующему психологу приходится сталкиваться с детскими страхами, объектами которых являются животные. Иногда это может быть спровоцировано реальной травматической ситуацией, когда ребенок по недосмотру родителей или в силу недостатка навыков общения с животными подвергся нападению. Но бывают и страхи, не совсем понятные родителям. Ребенок может испытывать сильный страх (фобию) к определенным животным. Фобия - это одна из форм невроза, и в данном случае она возникает тогда, когда некоторые аспекты отношений ребенка с его родителями переносятся им на животное (ему бессознательно приписываются, например, «плохие» черты одного из родителей, которые ребенок не способен перенести). В таких случаях детская психотерапия способствует разрешению внутренних конфликтов и проблемных вопросов отношений ребенка и родителей.

А если говорить о непосредственном участии животных в психотерапии, то специалистами давно замечен и успешно используется полезный для ума, тела и души эффект от общения с животными. Дельфины и лошади, собаки и кошки - одни из самых известных лечебных животных. Интересна также общественная инициатива, позволившая организовать обоюдополезное общение детей и животных. В штате Пенсильвания приют для кошек организовал акцию «Друзья по книге». Дети начальных классов приходят в приют и читают кошкам вслух, это помогает детям улучшить навыки чтения и научиться заботе о братьях наших меньших, а кошкам помогает социализироваться. Инициативу подхватили приюты по всей стране.

Как психолог я бы посоветовала каждому родителю задуматься над тем, насколько важно и полезно ребенку общаться с животными. Более того, считаю, что польза общения детей с животными, перевешивает неизбежные, но не такие уж и большие трудности, связанные с уходом за ним. Кроме того, возможно, ваш последний бастион падет, если вы узнаете, что домашние животные ни в коем случае не способствуют тому, что в доме становится больше инфекции. Ведь по данным опять-таки исследований, дети, в семьях которых есть животные, болеют меньше, а их иммунная система более устойчива.