Скульптор Вучетич Евгений: биография и работы. Вучетич евгений викторович, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл


28 декабря 1908 года родился Евгений Вучетич, советский скульптор-монументалист. Работы, созданные им, потрясают глубиной содержания и высотой исполнительского профессионализма. Главному монументу России - «Родина-мать» в 2017 году исполнится 50 лет, а через год, в 2018, - 110 лет его создателю.

Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. И не важно, как называли его эти люди — сталинист, и хрущевист, и брежневист — Вучетич был личностью. Глыбой. «Одиноким волком» — так в переводе с югославского звучит его фамилия.

А при его имени в памяти возникают самые грандиозные и впечатляющие работы скульптора: «Воин-освободитель» с ребенком на руках (его меч разрубает фашистскую свастику), величественный мемориал героям Сталинградской битвы, увенчанный скульптурой «Родины-матери», композиция «Перекуём мечи на орала» (она стоит перед входом в здание ООН в в Нью-Йорке).

Вучетича называли ваятелем-титаном, «советским Микеланджело».


Вучетич в мастерской за работой

Фигурки из мыла


А начиналось все 28 декабря 1908 в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине. Когда маленький Женечка немного подрос, он вырезал из мыла затейливые фигурки и прятал их под кроватью. Немного необычная для русского уха фамилия была получена будущим прославленным скульптором от отца — черногорца. Он был геологом. Матерью его была Анна Андреевна — урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Она работала преподавателем. Вучетич всегда гордился своими дворянскими корнями.

«Фамилия Вучетич по югославски пишется так Вычътич — там нет гласных — там как бы твердый знак, — он как Ы произносится. В переводе — волк. Волк — он же одинокий зверь, по большому счету. Так что — то от фамилии в характере, вероятно, есть », — отмечает сын, писатель Виктор Вучетич.

Детство его отца было счастливым. Но когда Евгению Вучетичу исполнилось 12 лет — началась гражданская война. Ростов, где он жил в то время, переходил то к красным, то к белым. Известно даже о получении ребенком контузии.

Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, посоветовали матери записать ребенка в художественную школу, куда Вучетич и был принят в 1926 году. В школе он работает с огромным увлечением. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю.

По признанию искусствоведов, тогда Вучетичу еще не хватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.

Между тем, Ленинградский институт искусств, куда молодой скульптор отправился после завершения учебы в Ростове, совсем не впечатлил Вучетича. Подлинной школой стали ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал в Ленинграде, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков.

«В ленинградском институте он отучился порядка 1,5 лет потому, что был очень сильный всплеск формализма. Он ругался, ссорился плюнул и уехал в Среднюю Азию. Оттуда уже вернулся в Ростов и попал на строительство театра, где ему посоветовали ехать в Москву и добиваться настоящего признания », — вспоминает писатель Виктор Вучетич.

И скульптор поехал. Свое мастерство оттачивал на знаменитой Ленинской библиотеке: он был одержим, упрям и удачлив. В 1937 году на всемирной выставке в Париже несколько работ Вучетича удостоились золотой медали.

Майор Вучетич


«Долина Смерти»


А потом началась война — Великая Отечественная. На фронт скульптор идет добровольцем в качестве рядового солдата-пулеметчика, а затем становится командиром пулеметного батальона. В минуты затишья между боями художник успевал то зарисовать, то наскоро запечатлеть в слепке своих боевых друзей. А потом был Мясной Бор. Место страшное. Так назывался поселок в Новгородской области. К западу от поселка к марту 1942 года вырывались из окружения части Второго Волховского фронта. Прорыв стоил стольких жертв, что эту узкую полоску истерзанного леса и болот стали называть «Долиной смерти».

«Он был в Мясном Бору. Вывел оттуда свой батальон, и еще ряд солдат — вопреки приказу Власова «сложить оружие». Но он не сложил — вывел. Его самого вынесли на шинели, но все-таки люди вышли», — вспоминает Виктор Вучетич.


Gavrilov S.A Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области. 1946

В марте 1943 года, после лечения тяжелого ранения и контузии, Евгения Вучетича зачислили в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Но война не отпускала скульптора. Одна из лучших послевоенных работ — памятник Генералу Ефремову в Вязьме. Генерал Ефремов — личность легендарная: он командовал 33-ей армией, сражавшейся в районе Нарофоминска. В феврале 1942 года армия попала в окружение. Во время тяжелейшего прорыва раненный генерал, не желая сдаваться в плен, застрелился. По рассказам очевидцев, немцы похоронили генерала Ефремова со всеми воинскими почестями. Созданного на переднем фоне памятника раненного солдата скульптор ваял с себя, срисовывая свой портрет в зеркале.


Ivan Narmanev Памятник гвардии рядовому Александру Матросову в Великих Луках. 1954

Впрочем и до окончания войны Вучетич успел поработать — создать скульптурные портреты героев войны, проектировать памятники-монументы генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, генерал-майору Л. Н. Гуртьеву в Орле и гвардия рядовому Александру Матросову в Великих Луках.


Евгений Вучетич

Сталин и «Усатый памятник» Победе

Вопрос о памятнике Победы решался в 1944 году. Именно тогда скульптор был приглашен к Сталину.

«Отец тогда поддался всеобщему оглуплению, как это часто бывает: раз памятник Победе, значит должен стоять Сталин. Но у него к тому времени уже была модель солдата с автоматом и девочкой на руках, — уже была! И он на встречу ее привез и поставил, закрыв тряпочкой. И когда Сталин посмотрел на очередного Сталина работы Вучетича, то, по одной из легенд, сказал: «Вам не надоел усатый памятник?» и попросил показать то, что стояло завернутым. И тогда отец показал ему солдата. Сталин посмотрел и сказал: «автомат нужно заменить на меч — это русское оружие». А к мечу уже потребовалась разбитая свастика. Так, собственно, и стал символическим меч, который потом отец пронес через все свое творчество», — вспоминает сын Виктор Вучетич.


Монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине


Весь свой дальнейший труд скульптор посвящает воплощению героического образа защитника Родины и ставит своей целью создание галлереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны. Работу ваятель начал с серии портретов выдающихся сталинских полководцев. К решению этой трудной задачи Вучетич подошел со всей ответственностью: как правило, портреты делались с натуры, но предварительно до личной встречи с портретируемым, скульптор старался узнать о нем как можно больше. Он изучал жизненный путь героя, его военные подвиги. Личное знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению образа.

«Остальное отобрали партизаны»


История создание мемориала, посвященного героям Сталинградской битвы, на Мамаевом кургане в Волгограде не менее интереса.


Сооружение монумента «Родина-мать зовет!»


Существует версия, что в конкурсе проектов сначала победил не Вучетич, а молодой скульптор Эрнст Неизвестный . Он хотел изобразить скорбные фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руках и рядом коленопреклоненного солдата. Говорят, что Вучетич пожаловался маршалу Чуйкову. Тот — первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Нашлись искусствоведы, заявившие, что коленопреклоненный солдат, выполненный Неизвестным, напоминает памятник работы гитлеровского скульптора Шрайбе. У немецкого солдата с обнаженным мускулистым торсом, преклонившего одно колено, в руках был тевтонский меч, а из обмундирования — только каска. Все остальное, пошутил Чуйков, у немца отобрали партизаны…

Пятнадцать лет жизни отдал Вучетич этой работе. По свидетельству родственников, Микеланджело действительно был для него богом искусства.


Скульптура «Скорбь матери» — центральная композиция Площади Скорби

«В любую погоду на открытом воздухе работал. Создавал образы, пережитые им на фронте», — отмечает вдова скульптора Вера Вучетич. Ее слова дополняет сын Виктор: «Отец сделал мемориальный зал, оставив на знаменах пустые места внизу. Все вопросы задают — мол, почему? А он отвечает: мы нашли погибших, но их не всех. Придет время, и люди будут умирать, и дети будут сюда приходить и говорить — «мой отец там погиб». И тогда мы внесем их имена». На Сталинградском мемориале он тоже поставил такую своего рода плиту, но пошел на хитрость: посадил мать, положил ей на колени сына и закрыл лицо сына знаменем. Я спрашивал — «зачем?», а отец сказал: «так надо, — так каждая мать приходящая будет думать кто…».

Площадь Героев. Скульптура «Два бойца, сбрасывающие в Волгу свастику и фашистскую гидру»

Пятнадцать лет поисков выразительных средств, образов. Каждая скульптурная группа волгоградского ансамбля представляет собой самостоятельное произведение искусства и имеет законченный идейно-художественный замысел. А вместе они составляют волнующий образный рассказ о славе Армии.

Скульптурная композиция в центре Зала Воинской Славы: рука погибшего героя, передающего следующим поколениям Вечный огонь жизни

По окончании грандиозных работ Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».

Площадь «Стоять насмерть». Скульптура воина-богатыря, вросшего в волжский берег

Мемориал героям Сталинградской битвы был открыт в октябре 1967 года. А 12 апреля 1974 года прославленного скульптора не стало.

«В результате этих физических и эмоциональных нагрузок сердечко не выдержало », — вспоминает вдова.

Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

Но сегодня, если смотришь, например, на Мамаевом кургане на фигуру Родины-матери, взметнувшей ввысь руку с карающим мечом, то видишь небеса и вспоминаешь фильм про святого благоверного князя Александра Невского, сказавшего пророческие слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!» Слова о мече карающем не случайны. Это из Евангелия от Матфея: «Взявшие меч, мечом погибнут». Сам скульптор так комментировал свою приверженность образу меча: «Я только трижды обращался к мечу, — один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

Берлин. Трептов-парк. Памятник советскому воину-победителю

Историческая последовательность была, конечно, иной. Сперва был воздвигнут Воин-победитель (1946—1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским), Родина-мать возводилась на Мамаевом кургане в 1963—1967 гг. с тем же Белопольским и группой), а мускулистая фигура, перековывающая меч на плуг, оригинал которой установили у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (копия теперь стоит в Москве у того здания Третьяковской галереи, что на Крымском валу), создана в 1957 г. Менее известен факт, что существует и третья, и тоже авторская, копия этой работы — в казахстанском Усть-Каменогорске, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

Е.В. Вучетич. Перекуём мечи на орала

Эта немного необычная (хоть родственная) для русского уха фамилия, Вучетич, получена прославленным скульптором от отца — черногорца, принимавшего участие в Гражданской войне на Белой стороне. Матерью его была Анна Андреевна, урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Евгений Вучетич родился 28 декабря 1908 г. в г. Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине.

Евгений Викторович Вучетич — советский скульптор, народный художник СССР

Евгений Вучетич учился ремеслу ваяния в учебных заведениях разных городов СССР. С 1926-го до 1930-го — в Ростовской художественной школе, в 1931—1933 гг. — в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (который стал с 1932 г. именоваться Ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры). И уже в 1937 г. получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже. Похоже, французы оценили прежде всего художественные достоинства произведения, вне политических пристрастий: отмеченная скульптурная группа молодого советского ваятеля называлась «Климент Ворошилов верхом» (1936 г.). Принципиальным моментом является факт, что в 1943—1960 гг. В. Вучетич работал военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Можно сколь угодно критиковать художника за политическую ангажированность, упрекать в том, что он работал, дескать, на «тоталитарную власть», - все это будут лишь лукавые словеса. Фактами остаются высокие образцы искусства, созданные в земном материале, но являющиеся свидетельствами высокого Духа. Нам всем не следует забывать и о том, что официальными «батальными» художниками были и Айвазовский, и Верещагин, и некоторое время Поленов и многие другие. И все они были участниками боевых действий, офицерами-орденоносцами (Айвазовский, мало кто помнит, получил даже адмиральский чин!). Вучетич, безусловно, был явлением своего времени, выразителем возобладавшей тогда в нашем обществе идеологии. Он изваял целую галерею скульптурных портретов вождей — В. И. Ленина (в Пензе, Волгограде, Алма-Ате, на Волго-Донском канале и др.) и И. В. Сталина, а также политических деятелей, крупных советских военачальников (А. М. Василевского в г. Кинешме Ивановской области; И. С. Конева в д. Лодейно Подосиновского района Кировской области; М. Е. Катукова в с. Большое Уварово Коломенского района Московской области; В. И. Чуйкова в с. Серебряные Пруды Московской области; А. А. Новикова в Костроме; Р. Я. Малиновского в Одессе), героев войны (генерала армии Н. Ф. Ватутина в Киеве; генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова в Вязьме; освободителя Орла генерала Л. Н. Гурьтева; рядового Александра Матросова в Великих Луках), героев труда.

Е.В. Вучетич. Памятник Н.Ф. Ватутину в Киеве

Широко известный монумент Е. В. Вучетича (архитектор Г. А. Захаров) Ф. Э. Дзержинскому, установленный в 1958 г., более 30 лет украшал одноименную площадь (ныне — Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве. Памятник «железному Феликсу», вне сомнений, был даже при отсутствии пластических изысков неординарным художественным произведением и «держал» большое пространство площади. В августе 1991 г. на волне ложно понятой демократизации толпа сбросила монумент первому чекисту с пьедестала при помощи строительного крана. Известное дело: легко уничтожать внешние символы и крайне затруднительно победить врага внутри себя. Позже памятник Дзержинскому, как и ряд других московских монументов советской эпохи, перевезли в Парк Искусств «Музеон», находящийся рядом со зданием Центрального дома художников на Крымском валу, где в 1990-е годы открылся единственный России музей скульптуры под открытым небом.

Е.В. Вучетич. Москва. Памятник Ф.Э.Дзержинскому на новом месте

Не остались в стороне от внимания художника и образы деятелей отечественной культуры. В частности, в городе Белинский Пензенской области и в самой Пензе установлены памятники критику В. Г. Белинскому, а на Новодевичьем кладбище в Москве есть выполненные Е. В. Вучетичем надгробья писателю Ф. В. Гладкову и живописцу А. М. Герасимову. Давайте посмотрим на самые главные шедевры Е. Вучетича, остающиеся важными узлами, неотменимой частью нашей национальной памяти.

Берлинский освободитель

В центральной части берлинского Трептов-парка на большом лугу установлен монумент Воину-освободителю, открытый 8 мая 1949 г. Считается, что прообразом памятника является подвиг Николая Масалова, уроженца с. Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, спасшего немецкую девочку во время штурма Берлина. По свидетельству маршала Чуйкова, впоследствии подтвержденному историками, 30 апреля 1945 г. участник Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге сержант Масалов во время боя в нескольких километрах от Рейхстага на улице, примыкавшей к «Ландверканалу», услышал детский крик. Солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку, которую, прикрывая своим телом, под пулями вынес в безопасное место. Некоторые наблюдатели полагают, что монументальный солдат похож на командующего 3-й гвардейской армией, тогда ещё генерала В. Чуйкова, однако достоверно известно и что Е. Вучетич встретился и с Н. Масаловым, а в качестве прототипа бронзового солдата наиболее часто упоминаются имена двух советских бойцов, спортсменов — Ивана Одарченко и Виктора Гуназа. По воспоминаниям И. Одарченко, сначала при позировании у него на руках сидела немецкая девочка, а потом русская — 3-летняя Света, дочка коменданта Берлина генерала Котикова.

Мемориал в Трептов-парке, Берлин

А изначальный посыл был таков. После Потсдамской конференции К. Ворошилов предложил в берлинском Трептов-парке, где похоронены от пяти до семи тысяч советских воинов, павших при штурме Берлина, поставить памятник И. Сталину. Бронзовый генералиссимус должен был держать земной шар. Однако Сталин выбрал другой эскиз Е. Вучетича. Уверяют, что именно Сталин предложил заменить автомат ППШ в руке солдата мечом. По его же идее солдат должен был разрубать мечом фашистскую свастику. А меч, который Вучетич вложил в результате в руку бронзового солдата, является копией двухпудового меча псковского князя Гавриила, вместе с Александром Невским сражавшегося против «псов-рыцарей». «Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» — так официально называется композиция, с учетом высоты холма и цоколя основания имеет общую высоту около 30 метров. Весит 12-метровая фигура 72 тонны, в основании расположен мавзолей. Неподалеку расположена также фигура коленопреклоненного воина. Небезынтересно, что по государственному договору между СССР и ФРГ от 1990 г. немецкая сторона взяла на себя обязательства по уходу и реставрации памятников и других захоронений советских воинов на территории Германии. Финансируется программа правительством ФРГ, а ответственным за организацию работ является сенат Берлина. С 2003 г. по 2004 г. памятник был демонтирован, находился на реставрации в Москве, потом восстановлен на прежнем месте в Берлине.

Родина-мать на Мамаевом кургане и памятник в Калаче

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» был открыт в октябре 1967 г. Сразу после открытия мемориальный комплекс именовался просто «Курган славы». Название же «Мамаев курган» впервые можно обнаружить в высказывании автора мемориала. Н. С. Хрущев, утверждая проект памятника-ансамбля, потребовал, чтобы скульптура Родины-матери была выше американской статуи Свободы. В итоге Вучетичу пришлось отказаться от первоначального проекта скульптуры — сравнительно невысокой фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руке. В результате высота скульптуры Родина-мать беспрецедентна: 52 метра, а длина меча 33 метра.

Родина-мать венчает огромный холм над площадью Скорби в Волгограде. Курган — насыпной, высотой около 14 метров, в нем захоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине-матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которой расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см — по числу дней Сталинградской битвы. Кроме фигуры Родины-матери у кургана расположен целый комплекс мемориальных скульптурных композиций, а также зал памяти. По окончании грандиозных работ Е. В. Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. ... Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».

Волгоград. Памятник-ансамбль Мамаев курган

К 50-летию Победы было открыто воинское мемориальное кладбище, на котором были перезахоронены останки защитников Сталинграда, которые до сих пор продолжают находить поисковые отряды. В 2005 г. у мемориального комплекса на Мамаевом кургане появился свой храм — Всех Святых. После 2008 г. на Мамаевом кургане открыт выставочный зал, посвященный сражению на Мамаевом кургане. В 2008 г. мемориальный комплекс Мамаева кургана победил в финале общенародного конкурса «7 чудес России». К сведению: бои именно в районе Мамаева кургана вели немецкие войска под командованием генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, который после сдачи в плен советским войскам возглавил антигитлеровскую организацию «Свободная Германия». Как-то на периферии общественного сознания в силу ряда причин остается грандиозная военная операция, проведенная советскими войсками на завершающем этапе Сталинградской битвы. 23 ноября 1942 г. в районе г. Калач-Советский войска Юго-Западного фронта во взаимодействии с войсками Донского фронта завершили оперативное окружение противника, что привело к последующему разгрому 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск, прорвавшихся к Волге. В ходе этого окружения прошел беспрецедентный в военной истории танковый рейд по тылам противника. Отдадим должное Вучетичу: событие оказалась в его поле зрения скульптора. И теперь у нас есть памятник. Он уступает в художественном плане шедеврам Е. Вучетича, но мы не заем об условиях (бюджете, ситуации и т.п.) создания монумента. Важно, что памятник есть.

Калач-Советский. Памятник на месте встречи воинов Юго-Западного и Донского фронтов, замкнувших кольцо окружения гитлеровских войск

Памятники в Киеве Вспомним и о двух работах Вучетича на его родине, Украине. Обе установлены в Киеве. И если памятник генералу Ватутину, освободителю Киева от немецко-фашистских захватчиков, создавал сам мастер в 1948 г. (еще до создания своих главных шедевров), то 102-метровую монументальную фигуру женщины, возвышающуюся на днепровских склонах, возводили по сильно видоизмененному проекту Вучетича и уже после его кончины в Москве 12 апреля 1974 г.

Киев. Памятник Родине-матери

Создание киевского монумента было поручено коллективу скульпторов под руководством киевлянина В. Бородая (в соавторстве с Ф. Согояном и В. Винайкиным, а также архитекторами В. Елизаровым, Г. Кислым и Н. Фещенко), значительно изменившему первоначальный вариант монумента. Статуя изготовлена из отдельных стальных блоков-секций, спаянных между собой, каждая из которых весит 25-30 тонн. Общий вес сооружения 450 тонн. В одной руке скульптура держит щит с гербом СССР весом в 13 тонн, в другой — 16-метровый меч весом в 9 тонн. Памятник открыли в 1981 г. ко Дню Победы. Согласно прогнозам специалистов, фигура должна простоять более 150 лет. На открытие приезжал Генсек ЦК КПСС Брежнев, министр обороны Устинов, партийные руководители Москвы и Ленинграда — Гришин и Романов. Принимал их Владимир Щербицкий. Вроде бы Киеву Леонид Ильич подарил выполненное в бронзе повторение известной скульптуры Вучетича «Перекуем мечи на орала», моделью для которой послужил киевский богатырь — олимпийский чемпион по вольной борьбе Борис Гуревич. Как мы понимаем, это четвертая копия этого образа? Но это уже другая история. Мы же нашим словом поминовения этой статьей отдаем скульптору Евгению Вучетичу, в день рождения, дань — как сыну Украины и большой единой Родины, которому был отпущен дар и возможность запечатлеть, прежде всего, силу скорби и величие подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.

Вучетич Евгений Викторович (15.12.1908, Екатеринослав - 1974, Москва), скульптор, народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1967), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1948, 1949, 1950).


Родился в Екатеринославе (Днепропетровск). В 1926-1931 гг. учился в Ростовском художественном училище, в 1931-1933 гг. - в Ленинградской Академии художеств. Член ВКП(б) с 1943 г. Портретист и монументалист.

В героико-символических, подчас гипертрофированно монументальных образах стремился отразить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Им создана целая галерея скульптурных портретов Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев войны и труда.

Автор многих крупномасштабных скульптурных композиций, в том числе: мемориала воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1949); мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде (1967). Среди других произведений - портрет генерала армии И.Д. Черняховского (1945); памятник В.И. Ленину во Львове; памятник Ф.Э. Дзержинскому на Лубянке (1958 г., сброшен народом с пьедестала в сентябре 1991); скульптура «Перекуем мечи на орала» в Нью-Йорке (1957 г., подарена ООН).

Вучетич - создатель самого грандиозного памятника Сталину в СССР на Волго-Донском канале (1951 г.; снесен в период десталинизации). В докладе на закрытом заседании XX съезда партии (1956) Н.С. Хрущев возмущался, что постановление Совета Министров о сооружении этого монумента, на который пошло 33 тонны меди, не считая других материалов, подписал лично Сталин.

За заслуги перед родиной Вучетич был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1967), пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950) и Ленинской премии (1970). В честь Вучетича названа одна из улиц Москвы.

Публицистическая статья Вучетича «Внесем ясность» по поводу оценки сталинской эпохи подверглась резкой критике со стороны К. Симонова (Уроки истории и долг писателя //Наука и жизнь. 1987. № 6).

December 30th, 2016

28 декабря 1908 года родился Евгений Вучетич, советский скульптор-монументалист. Работы, созданные им, потрясают глубиной содержания и высотой исполнительского профессионализма. Главному монументу России - «Родина-мать» в 2017 году исполнится 50 лет, а через год, в 2018, - 110 лет его создателю.

Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. И не важно, как называли его эти люди — сталинист, и хрущевист, и брежневист — Вучетич был личностью. Глыбой. «Одиноким волком» — так в переводе с югославского звучит его фамилия.

А при его имени в памяти возникают самые грандиозные и впечатляющие работы скульптора: «Воин-освободитель» с ребенком на руках (его меч разрубает фашистскую свастику), величественный мемориал героям Сталинградской битвы, увенчанный скульптурой «Родины-матери», композиция «Перекуём мечи на орала» (она стоит перед входом в здание ООН в в Нью-Йорке).

Вучетича называли ваятелем-титаном, «советским Микеланджело».


Вучетич в мастерской за работой

Фигурки из мыла


А начиналось все 28 декабря 1908 в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине. Когда маленький Женечка немного подрос, он вырезал из мыла затейливые фигурки и прятал их под кроватью. Немного необычная для русского уха фамилия была получена будущим прославленным скульптором от отца — черногорца. Он был геологом. Матерью его была Анна Андреевна — урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Она работала преподавателем. Вучетич всегда гордился своими дворянскими корнями.

«Фамилия Вучетич по югославски пишется так Вычътич — там нет гласных — там как бы твердый знак, — он как Ы произносится. В переводе — волк. Волк — он же одинокий зверь, по большому счету. Так что — то от фамилии в характере, вероятно, есть », — отмечает сын, писатель Виктор Вучетич.

Детство его отца было счастливым. Но когда Евгению Вучетичу исполнилось 12 лет — началась гражданская война. Ростов, где он жил в то время, переходил то к красным, то к белым. Известно даже о получении ребенком контузии.

Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, посоветовали матери записать ребенка в художественную школу, куда Вучетич и был принят в 1926 году. В школе он работает с огромным увлечением. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю.

По признанию искусствоведов, тогда Вучетичу еще не хватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.

Между тем, Ленинградский институт искусств, куда молодой скульптор отправился после завершения учебы в Ростове, совсем не впечатлил Вучетича. Подлинной школой стали ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал в Ленинграде, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков.

«В ленинградском институте он отучился порядка 1,5 лет потому, что был очень сильный всплеск формализма. Он ругался, ссорился плюнул и уехал в Среднюю Азию. Оттуда уже вернулся в Ростов и попал на строительство театра, где ему посоветовали ехать в Москву и добиваться настоящего признания », — вспоминает писатель Виктор Вучетич.

И скульптор поехал. Свое мастерство оттачивал на знаменитой Ленинской библиотеке: он был одержим, упрям и удачлив. В 1937 году на всемирной выставке в Париже несколько работ Вучетича удостоились золотой медали.

Майор Вучетич


«Долина Смерти»


А потом началась война — Великая Отечественная. На фронт скульптор идет добровольцем в качестве рядового солдата-пулеметчика, а затем становится командиром пулеметного батальона. В минуты затишья между боями художник успевал то зарисовать, то наскоро запечатлеть в слепке своих боевых друзей. А потом был Мясной Бор. Место страшное. Так назывался поселок в Новгородской области. К западу от поселка к марту 1942 года вырывались из окружения части Второго Волховского фронта. Прорыв стоил стольких жертв, что эту узкую полоску истерзанного леса и болот стали называть «Долиной смерти».

«Он был в Мясном Бору. Вывел оттуда свой батальон, и еще ряд солдат — вопреки приказу Власова «сложить оружие». Но он не сложил — вывел. Его самого вынесли на шинели, но все-таки люди вышли», — вспоминает Виктор Вучетич.


Gavrilov S.A Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области. 1946

В марте 1943 года, после лечения тяжелого ранения и контузии, Евгения Вучетича зачислили в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Но война не отпускала скульптора. Одна из лучших послевоенных работ — памятник Генералу Ефремову в Вязьме. Генерал Ефремов — личность легендарная: он командовал 33-ей армией, сражавшейся в районе Нарофоминска. В феврале 1942 года армия попала в окружение. Во время тяжелейшего прорыва раненный генерал, не желая сдаваться в плен, застрелился. По рассказам очевидцев, немцы похоронили генерала Ефремова со всеми воинскими почестями. Созданного на переднем фоне памятника раненного солдата скульптор ваял с себя, срисовывая свой портрет в зеркале.


Ivan Narmanev Памятник гвардии рядовому Александру Матросову в Великих Луках. 1954

Впрочем и до окончания войны Вучетич успел поработать — создать скульптурные портреты героев войны, проектировать памятники-монументы генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, генерал-майору Л. Н. Гуртьеву в Орле и гвардия рядовому Александру Матросову в Великих Луках.


Евгений Вучетич

Сталин и «Усатый памятник» Победе

Вопрос о памятнике Победы решался в 1944 году. Именно тогда скульптор был приглашен к Сталину.

«Отец тогда поддался всеобщему оглуплению, как это часто бывает: раз памятник Победе, значит должен стоять Сталин. Но у него к тому времени уже была модель солдата с автоматом и девочкой на руках, — уже была! И он на встречу ее привез и поставил, закрыв тряпочкой. И когда Сталин посмотрел на очередного Сталина работы Вучетича, то, по одной из легенд, сказал: «Вам не надоел усатый памятник?» и попросил показать то, что стояло завернутым. И тогда отец показал ему солдата. Сталин посмотрел и сказал: «автомат нужно заменить на меч — это русское оружие». А к мечу уже потребовалась разбитая свастика. Так, собственно, и стал символическим меч, который потом отец пронес через все свое творчество», — вспоминает сын Виктор Вучетич.


Монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине


Весь свой дальнейший труд скульптор посвящает воплощению героического образа защитника Родины и ставит своей целью создание галлереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны. Работу ваятель начал с серии портретов выдающихся сталинских полководцев. К решению этой трудной задачи Вучетич подошел со всей ответственностью: как правило, портреты делались с натуры, но предварительно до личной встречи с портретируемым, скульптор старался узнать о нем как можно больше. Он изучал жизненный путь героя, его военные подвиги. Личное знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению образа.

«Остальное отобрали партизаны»


История создание мемориала, посвященного героям Сталинградской битвы, на Мамаевом кургане в Волгограде не менее интереса.


Сооружение монумента «Родина-мать зовет!»


Существует версия, что в конкурсе проектов сначала победил не Вучетич, а молодой скульптор Эрнст Неизвестный . Он хотел изобразить скорбные фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руках и рядом коленопреклоненного солдата. Говорят, что Вучетич пожаловался маршалу Чуйкову. Тот — первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Нашлись искусствоведы, заявившие, что коленопреклоненный солдат, выполненный Неизвестным, напоминает памятник работы гитлеровского скульптора Шрайбе. У немецкого солдата с обнаженным мускулистым торсом, преклонившего одно колено, в руках был тевтонский меч, а из обмундирования — только каска. Все остальное, пошутил Чуйков, у немца отобрали партизаны…

Пятнадцать лет жизни отдал Вучетич этой работе. По свидетельству родственников, Микеланджело действительно был для него богом искусства.


Скульптура «Скорбь матери» — центральная композиция Площади Скорби

«В любую погоду на открытом воздухе работал. Создавал образы, пережитые им на фронте», — отмечает вдова скульптора Вера Вучетич. Ее слова дополняет сын Виктор: «Отец сделал мемориальный зал, оставив на знаменах пустые места внизу. Все вопросы задают — мол, почему? А он отвечает: мы нашли погибших, но их не всех. Придет время, и люди будут умирать, и дети будут сюда приходить и говорить — «мой отец там погиб». И тогда мы внесем их имена». На Сталинградском мемориале он тоже поставил такую своего рода плиту, но пошел на хитрость: посадил мать, положил ей на колени сына и закрыл лицо сына знаменем. Я спрашивал — «зачем?», а отец сказал: «так надо, — так каждая мать приходящая будет думать кто…».

Площадь Героев. Скульптура «Два бойца, сбрасывающие в Волгу свастику и фашистскую гидру»

Пятнадцать лет поисков выразительных средств, образов. Каждая скульптурная группа волгоградского ансамбля представляет собой самостоятельное произведение искусства и имеет законченный идейно-художественный замысел. А вместе они составляют волнующий образный рассказ о славе Армии.

Скульптурная композиция в центре Зала Воинской Славы: рука погибшего героя, передающего следующим поколениям Вечный огонь жизни

По окончании грандиозных работ Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».

Площадь «Стоять насмерть». Скульптура воина-богатыря, вросшего в волжский берег

Мемориал героям Сталинградской битвы был открыт в октябре 1967 года. А 12 апреля 1974 года прославленного скульптора не стало.

«В результате этих физических и эмоциональных нагрузок сердечко не выдержало », — вспоминает вдова.

Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

В центре Берлина, в Трептов-парке, где находится братское кладбище воинов Советской Армии, павших в боях с фашизмом, возвышается огромный бронзовый монумент советского воина-освободителя. В правой его руке меч, рассекший фашистскую свастику, лежащую у ног, на левой руке он бережно держит спасенного ребенка. Эта статуя получила всемирное признание. Она олицетворяет образ Советской Армии, разгромившей гитлеровский фашизм. Автор этого замечательного монумента — Евгений Викторович Вучетич.

Творческий путь Вучетича начался во второй половине 30-х годов, но особенно разносторонне его талант проявился в послевоенный период.

Вучетич родился 28 декабря 1908 года в Екатеринославе (Днепропетровске). Раннее детство будущий скульптор провел на Кавказе, недалеко от города Грозного, где на нефтепромыслах работал его отец — горный инженер.

Интерес к скульптуре у Вучетича проявился с детства. С большим увлечением лепил он из хлебного мякиша и пластелина фигурки различных зверей. Родители, обнаружив увлечение сына, всячески его поощряли.

Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции Вучетич с семьей переезжает в Ростов-на-Дону.

Неизгладимое впечатление на двенадцатилетнего мальчика произвели события, связанные со взятием Ростова в 1920 году войсками Первой Конной Армии. Живой, общительный и любознательный, Евгений заслушивался рассказами о войне, о доблестных командирах К. Е. Ворошилове и С. М. Буденном. Глубоко захватившая его романтика гражданской войны нашла свое отражение в первых юношеских произведениях начинающего скульптора.

Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, сообщили матери о том, что в городе имеется художественная школа, куда Вучетич и был принят в 1926 году. Нужно сказать, что ростовская художественная школа сохраняла и развивала традиции русского реалистического искусства. Скульптор с большой теплотой и благодарностью вспоминает руководителя школы А. С. Чиненова, в прошлом передвижника, и преподавателя живописи А. И. Мухина. Эти мало известные художники, но прекрасные педагоги сумели привить Вучетичу любовь к реалистическому искусству, воспитали в нем волю и упорство. В школе Вучетич работает с огромным увлечением. Не довольствуясь занятиями в степах школы, он получает дополнительные указания, посещая Чиненова и Мухина на дому. Уже в этот период определяется круг тем и сюжетов скульптора. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В ранних ученических работах уже сказывается сильный темперамент скульптора, стремление передать романтику и жизненную экспрессию изображаемых событий.

В 1930 году Вучетич окончил ростовскую художественную школу. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю. Вучетичу еще нехватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.

Чувствуя необходимость продолжать свое профессиональное образование, Вучетич в 1931 году поступает в Ленинградскую Академию художеств. Он надеялся полученные ранее в художественной школе знания, навыки реалистического мастерства углубить серьезной и упорной учебой. Однако в этот период в Академии художеств было сильно влияние формализма. Подлинной школой для Вучетича явились ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков. Но в Ленинграде Вучетич пробыл недолго. Вскоре он покинул Академию и в 1933 году вернулся в Ростов. К этому времени в советском искусстве произошли огромные перемены, события исключительной важности.

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» установило новые организационные формы художественной деятельности в нашей стране и определило главное требование, предъявляемое к деятелям советского искусства, — активное участие в социалистическом строительстве. В этот период Сталин характеризовал творческий метод советской литературы и искусства как метод социалистического реализма. Сталин назвал писателей инженерами человеческих душ, подчеркнув этим огромную роль литературы и искусства в деле коммунистического воспитания трудящихся. Метод социалистического реализма открыл перед советскими художниками небывалые перспективы творческого роста.

В Ростове-на-Дону Вучетич сразу оказался в центре общественно-творческой жизни. Он избирается председателем местного союза художников, участвует в оформлении декоративной скульптурой строящихся в городе зданий. Для новой гостиницы «Ростов» он вместе с коллективом скульпторов исполняет большой рельеф; в парке театра имени А. М. Горького, сооружавшегося по проекту известных архитекторов В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха, делает фонтан. Эти работы дали много творческих навыков молодому скульптору. Здесь перед ним впервые встала проблема синтеза искусств, связи скульптуры с архитектурой. Большую помощь Вучетичу оказали местные архитекторы и в особенности приехавшие в Ростов Щуко и Гельфрейх, ценные практические указания которых помогли скульптору и в его последующей художественной деятельности.

В 1935 году по совету Щуко он переезжает в Москву, где в этот период идет грандиозное строительство, осуществляемое по Сталинскому плану реконструкции столицы. Вучетич поступает сначала на строительство гостиницы «Москва», а затем Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Скульптор настойчиво продолжает повышать свое профессиональное мастерство.

«Я все время после Академии учился делать руку, делать голову, делать человека», — вспоминает Вучетич.

Исключительно благотворным было сотрудничество молодого скульптора с такими крупными архитекторами, как Щуко и Гельфрейх. В своей автобиографии Вучетич сделал знаменательное признание: «Вообще, если оглянувшись назад посмотреть, как проходила учеба, я должен буду сказать, что многие знания пришли от архитектуры. Мне кажется, что никто из скульпторов моего возраста не работал с таким большим количеством архитекторов, причем с архитекторами, как говорится, высшего класса».

Работая после приезда в Москву в различных художественных организациях, в том числе руководя экспериментальными мастерскими Управления строительством Дворца Советов, Вучетич одновременно начинает выступать на выставках, участвовать в конкурсах на проектирование памятников. Скульптор снова обращается к темам гражданской войны.

В 1936 году Вучетич исполнил небольшую скульптуру, изображающую К. Е. Ворошилова на коне, произносящим речь перед частями Первой Копной Армии. Работа была экспонирована на выставке московских скульпторов. Стремление выявить в образе героические черты, характерное для дальнейшего творчества Вучетича, начинает сказываться в работах данного периода. В этом отношении особенно показательна скульптурная фигура «Партизанка» - крестьянская девушка-патриотка, с гранатой в руке осторожно пробирающаяся в логово врага, чтобы нанести неожиданный удар. По словам скульптора, мысль о создании образа девушки-героини была подсказана ему известным фильмом «Чапаев». «Партизанка» была показана на Всемирной парижской выставке в 1937 году.

Как портретист Вучетич впервые выступил на выставке московских скульпторов в 1940 году. Портрет искусствоведа М. В. Бабенчикова (1939) обратил на себя внимание художественной общественности. Эта работа показала Вучетича острым и наблюдательным портретистом. Правда, скульптор еще акцентирует внешние физические особенности изображаемого, но наряду с передачей индивидуальных черт лица он стремится раскрыть психологию портретируемого. Среди его ранних работ выделяется также портрет архитектора Гельфрейха и особенно исполненный в мраморе портрет академика А. Д. Сперанского.

В предвоенные годы Вучетич успешно участвует в ряде конкурсов. Два варианта проекта памятника-надгробия архитектору В. А. Щуко, выполненные скульптором совместно с архитекторами А. П. Великановым и А. Ф. Хряковым, были отмечены первой и второй премиями. Первой премии был удостоен его проект памятника герою гражданской войны Г. И. Котовскому для г. Кишинева (1940). Проекты не были осуществлены, так как началась Великая Отечественная война.

Характеризуя первый, довоенный период творчества Вучетича - период овладения мастерством, упорных исканий своего пути,— нужно отметить, что в ранних произведениях скульптор недостаточно глубоко проникал в психологию героев.

В годы войны Вучетич много увидел и пережил. Это было время его творческого возмужания. Он переосмыслил свой предшествующий творческий путь, отбросил все случайное, внешнее, стал развивать и углублять наиболее ценное из того, что было найдено ранее. В основном Вучетич остался таким же страстным, эмоциональным художником — певцом сильных, мужественных людей, презирающих смерть, идущих на подвиг ради общенародного дела. Но его произведения еще больше наполнились живым чувством, дыханием современности, в них зазвучала душа художника, глубоко захваченного великими событиями.

Летом 1941 года Вучетич уходит добровольцем на фронт и сражается на передовых позициях. Начав свой боевой путь как рядовой солдат, он к концу второго года войны получает звание капитана. При штурме г. Любани Вучетич был тяжело контужен. После излечения, в марте 1943 года он был зачислен в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. В течение всей войны художники этой студии — живописцы, скульпторы и графики — выезжали на различные участки фронта. Их документальные зарисовки, этюды, скульптурные портреты создавали изобразительную летопись великих событий. Эти поездки дали Вучетичу возможность лично познакомиться со многими замечательными людьми, чьи военные подвиги изумляли весь мир.

Увиденное и пережитое на войне становится основным содержанием творчества Вучетича. Круг интересующих его тем и образов значительно расширяется.

В 1943 году Вучетич выполнил четыре портретных бюста полководцев прошлого: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, знаменитого партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова и генерала П. И. Багратиона.

Но в дальнейшем Вучетича всецело захватила современность. Он посвящает свой труд воплощению героического образа защитника Родины и ставит своей целью создание галлереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны. Свою работу ваятель начал с серии портретов выдающихся сталинских полководцев. К решению этой трудной задачи Вучетич подошел со всей ответственностью, стремясь запечатлеть для будущих поколений образы своих героических современников. Как правило, портреты делались с натуры, но предварительно до личной встречи с портретируемым скульптор старался узнать о нем как можно больше. Он изучал жизненный путь героя, его военные подвиги. Личное знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению образа.

В том случае если приходилось исполнять портрет погибшего на фронте полководца, скульптор изучал весь имеющийся документальный материал, беседовал с его родными и сослуживцами. Так были исполнены в 1944—1945 годах портреты генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова, генерала армии Н. Ф. Ватутина, дважды Героя Советского Союза генерала армии И. Д. Черняховского. В этот же период Вучетич выполнил с натуры портреты трижды Героя Советского Союза маршала Советского Союза Г. К. Жукова, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации С. И. Руденко, маршала бронетанковых войск Я. Н. Федоренко, генерал-полковника Ф. И. Голикова, Героя Советского Союза генерала армии И. X. Баграмяна, маршала авиации Г. А. Ворожейкина. В последующие годы он исполнил более сорока портретов советских полководцев.

Еще в первые годы войны многие скульпторы начали успешно работать над портретами советских воинов. Наряду с Мухиной, Томским, Манизером и Азгуром Вучетич явился одним из создателей нового в советском искусстве героического монументального портрета, в котором выразился характер героя-победителя, его высокие моральные качества. Особенности этого портрета заключаются не во внешних стилевых признаках. Новый тип героического портрета явился результатом глубокого осмысления характера советского человека, рожденного Октябрьской революцией.

Ясность образа, жизненная правдивость, богатство и разнообразие художественных средств являются отличительными чертами скульптурных портретов Вучетича. Хорошо переданное внешнее сходство сочетается в них с глубиной психологического раскрытия образа. Вучетич не стремится поразить зрителя эффектностью приема, общей помпезностью. Но в то же время он не делает портрет будничным, ибо это также нарушало бы жизненную правду, привело бы к обеднению, к принижению образа. Героическим портретам Вучетича присущи торжественность, величественность и парадность. Скульптор изображает полководцев в парадных мундирах, со всеми орденами и отличиями, часто вводит драпировки в виде плащ-палатки или шинели, которые образуют своеобразное декоративное обрамление бюста. Необходимо отметить, что многие бюсты исполнены скульптором как бюсты-памятники для установки на родине дважды и трижды Героев Советского Союза в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР. В связи с этим характер внешнего оформления бюста, его композиционное решение приобретают особое значение, ибо бюст рассматривается на воздухе, с различных расстояний и должен быть рассчитан на круговое обозрение.

Прекрасный образец героического портрета, созданного Вучетичем, мы видим в бронзовом бюсте И. Д. Черняховского (1945), отмеченном в 1946 году Сталинской премией второй степени.

Е. В. Вучетич
Портрет дважды Героя Советского Союза
И. Д. Черняховского

Дважды Герой Советского Союза генерал армии И. Д. Черняховский — выдающийся советский полководец эпохи Великой Отечественной войны. Его имя много раз отмечалось в приказах И. В. Сталина. Отважный герой погиб в боях за освобождение советской Родины. Приступая к воплощению образа И. Д. Черняховского, скульптор, исходя из индивидуальных особенностей его внешности, стремится вместе с тем выявить типические черты советского полководца, талантливо осуществлявшего сталинский план разгрома врага. В трактовке бюста ясно ощущается желание Вучетича показать героя в действии, когда наиболее полно раскрывается его боевой, решительный характер.

Голова И. Д. Черняховского резким движением повернута вправо, молодое лицо дышит мужеством и энергией, живые, полные ума глаза зорко смотрят вперед, туда, где решается судьба битвы. На его плечи сверх мундира наброшена плащ-палатка, бурные складки которой делают композицию бюста еще более динамичной. Грудь украшена двумя Золотыми звездами и орденами. Портрет И. Д. Черняховского отличается красотой, одухотворенностью образа и художественным мастерством: ясностью и четкостью пластической формы, общей законченностью, внимательной проработкой деталей. Появление этого замечательного портрета на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке 1946 года имело большое принципиальное значение для дальнейшего развития советского героического портрета.

Одновременно с созданием портретной галлереи Вучетич обращается к монументальной, композиционной скульптуре. Здесь он также стремится воплотить образ героического защитника Родины.

Первый опыт в этом направлении относится к 1942 году, когда скульптор вылепил метровую статую «Политрук», экспонированную на выставке «Великая Отечественная война» (1942). В этой статуе Вучетич поставил своей целью создать типичный образ большевика, осуществляющего партийное руководство непосредственно в боевых условиях, на передовой линии фронта и являющего собой пример героизма. В фигуре политрука, поднимающего в атаку бойцов, скульптор подчеркивает стремительность движения, героический порыв.

Вучетич мечтал исполнить эту статую в большом размере, но в этот период он полностью отдастся другой работе, которая стала важнейшим этапом в его творчестве и до некоторой степени развивала идею «Политрука».

В 1943 году Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР и Главным Политуправлением Советской Армии был объявлен конкурс на проект памятника генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову для г. Вязьмы. Проект Вучетича получил одобрение жюри. Над памятником, увековечившим бессмертный подвиг замечательного советского полководца, скульптор работал с огромным творческим напряжением и душевным подъемом. Он вложил в него богатые личные впечатления и наблюдения военных лет. Это помогло создать волнующее, патриотическое произведение, обладающее огромной силой эмоционального воздействия.

Обстоятельства героической гибели полководца послужили сюжетной основой для композиции памятника. Командующий 33-й армией генерал-лейтенант М. Г. Ефремов погиб весной 1942 года в боях за освобождение г. Вязьмы. Отрезанные превосходящими силами фашистов от нашей армии, части генерал-лейтенанта Ефремова около трех месяцев мужественно сражались с врагами. В одной из жестоких схваток, возглавляя небольшую группу солдат, Ефремов был тяжело ранен, но продолжал руководить боем до тех пор, пока не был израсходован последний патрон. Советские воины предпочли умереть, чем сдаться в плен.

Вучетич избрал чрезвычайно трудное в монументальной скульптуре многофигурное решение памятника. Выбрав развернуто повествовательный характер композиции, скульптору легко было впасть в жанровость, увлечься обилием второстепенных деталей в ущерб общей выразительности произведения, ясному раскрытию его основной идеи. С Вучетичем этого не случилось. Он нашел такое решение, которое убеждает и горячо волнует зрителя.

Одним из главных элементов, определяющих достоинство этого произведения, является удачно выбранный сюжет, который позволил показать образы советских воинов во всей их духовной красоте и величии. В центре пятифигурной группы стоит смертельно раненный Ефремов. Его фигура прежде всего останавливает внимание зрителя. Именно в ней в первую очередь сосредоточена огромная, неотразимая сила впечатления. Ефремов изображен в распахнутой шинели и в папахе. Левой вытянутой рукой он указывает направление удара на запад, а правой рукой опирается на плечо солдата, который бережно поддерживает любимого командира. У подножья этой группы мы видим фигуру воина, привставшего на колено для того, чтобы бросить гранату в направлении, указанном Ефремовым. Этот воин как бы олицетворяет непобедимую богатырскую мощь нашего народа. Незабываемое впечатление производит ослабевший от ран молодой офицер, опустившийся у ног Ефремова. Голова его забинтована, вся фигура поникла, но обращенное вперед лицо полно жгучей ненависти, Огромным усилием воли и напряжением сил он пытается поднять крепко сжатый в руке пистолет для последнего выстрела по врагу. Группа героев находится в окружении. Об этом напоминает фигура солдата в полушубке, резко повернувшегося назад и отстреливающегося из автомата от нападающих фашистов.

Удачно решена пространственная композиция памятника. При обходе его образы раскрываются в новых аспектах. Характерное для автора стремление к экспрессии, к резким подчеркнутым движениям, к динамичной композиции здесь проявилось наиболее наглядно. Но динамика фигур в памятнике внутренне обоснована и оправдана изображенным действием. На основе реалистического раскрытия характера каждого персонажа скульптор создает героический образ целого события, высокий пафос и суровая романтика которого обладают большой захватывающей силой.

Памятник М. Г. Ефремову проникнут глубоким оптимизмом, ибо подвиг самоотверженных защитников Родины, гибнущих в неравном бою, рожден твердой верой в победу правого дела.

Бронзовая группа хорошо связана с гранитным постаментом, по форме напоминающим неприступный бастион и помогающим раскрыть образный замысел памятника (архитектор Я. Белопольский). Сооруженный в 1946 году на самом высоком месте разрушенного фашистами города, памятник явился организующим центром. Новые основные городские магистрали, которые возникли в возрожденной Вязьме, ориентированы на монумент. В 1947 году за создание памятника генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову скульптор удостоен Сталинской премии первой степени.