Медицинская и социальная модели инвалидности. Социальные ограничения инвалидов и модели инвалидности

Под моделью инвалидности подразумевается то, как понимают инвалидность сами инвалиды и общество в целом. Модель нужна для выработки подходов в решении проблем инвалидности и формирования социальной политики в отношении инвалидов.

Выделяют медицинскую модель инвалидности, социальную модель, политико-правовую модель и модель культурного плюрализма.

Медицинская модель инвалидности (медицинский подход). Эта модель исходит из определения медицинской патологии, согласно которой инвалид – это лицо, имеющее те или иные нарушения. Медицинская модель утверждает, что люди являются инвалидами, т.к. они имеют ту или иную патологию, нуждаются в посторонней помощи и уходе, зависимы от окружающих. Эта модель исходит из ведущей роли медицины в лечении заболевания или дефекта, рассматривая инвалида как пациента.

С точки зрения медицинской модели люди являются инвалидами, потому что они не могут выполнять привычные функции: ходить, слышать, видеть, говорить и т.д. Инвалиды всегда больны, они вечные пациенты. Они не подпадают под определение «нормы» и поэтому:

    не могут работать,

    не могут посещать обычные учебные заведения,

    не должны иметь семью,

    являются иждивенцами и обузой для общества.

Если людей с инвалидностью воспринимать через призму медицинской модели, то они просто не являются частью жизни общества.

Реабилитация инвалидов рассматривается исключительно с одной стороны – со стороны восстановления трудовых возможностей. В этой связи в общественном сознании понятия «инвалидность» и «нетрудоспособность» воспринимаются как равнозначные и взаимозаменяемые термины, что на самом деле неверно.

Решение проблем инвалидности мед. модель видит в диагностике, лечении, реабилитации, профилактике.

Отрицательным в медицинской модели является формирование стереотипов в отношении инвалидов. Таким образом, человек с инвалидностью лишается социальной значимости. Инвалид и его семья не имеют права выбора и самоопределения, не могут влиять на решение собственных проблем. Однако медицинские мероприятия не в состоянии изменить положения в целом, т.к. многие заболевания и нарушения, приводящие к инвалидности, являются не излечимыми.

Социальная модель инвалидности представляет собой альтернативу медицинскому подходу. Если с точки зрения мед. модели человек является инвалидом потому, что у него есть те или иные нарушения, то с точки зрения социальной модели, человек – инвалид потому, что в обществе не созданы условия для его нормальной полноценной жизни, потому, что существуют барьеры, которые изолируют людей с инвалидностью, не позволяют им нормально функционировать. С точки зрения соц. модели люди являются инвалидами:

    из-за барьеров окружающей среды, недоступного жилья, недоступного транспорта;

    из-за отсутствия доступа к информации и общению;

    из-за отсутствия доступа в обычные школы и вузы;

    из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы;

Из-за негативного отношения общества к людям с инвалидностью.

Соц. модель была разработана самими инвалидами и позволяет взглянуть на инвалидность с другой точки зрения, более позитивной.

Соц. модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако, эта модель говорит, что их не надо рассматривать как объекты медицинского вмешательства.Важным здесь считается привлечение самих инвалидов к решению их проблем.

Таким образом, мед. модель гласит, что изменять надо самих инвалидов, а соц. модель говорит что надо изменять отношение общества к таким людям.

В последнее время получила распространение «политико-правовая» модель инвалидности . В соответствии с ней люди, имеющие инвалидность, рассматриваются как социальное меньшинство, права и свободы которого ущемляются посредством внешних ограничений: недоступностью архитектурной среды, замкнутым кругом общения, ограниченным доступом ко всем сферам жизни общества, к информации и средствам коммуникации, культуре и спорту.

Данная модель предлагает следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права человека, имеющего инвалидность, должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. Эта модель инвалидности ориентирует общество на защиту прав инвалидов точно так же, как подобное отношение должно быть гарантировано всем гражданам.

Модель культурного плюрализма рассматривает каждого человека с точки зрения его уникальности, как личность, имеющую положительное значение для общества. Инвалидность трактуется как культурное отличие наравне с цветом кожи, вероисповеданием, традициями. Основной акцент здесь делается на понятии равенства: все аспекты жизни общества должны быть одинаково доступны для всех его членов вне зависимости от их отличий от других.

*99670*

Педагогическиенауки/ 6.Социальная педагогика

магистр Коростелева Н.А.

соискатель ЧелГУ., ст.преподаватель МБА, Казахстан

Актуальность социальной модели инвалидности в мировом сообществе

Предрассудки, равнодушие и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей с ограниченными возможностямии задерживали их развитие. Изоляция привела к тому, что люди пугаются, встречаясь с инвалидами. Окружающие, недостаточно зная, о них, думают, что люди-инвалиды могут быть агрессивными, а ведь именно агрессия провоцирует инвалида на ответную реакцию. Интеграция людей с проблемами в развитии в общество зависит от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих о жизни, особенностях инвалидов.

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к инвалидам является их материальная поддержка. Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке.Помочь инвалиду -это значит, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении. Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым - значит иметь возможность жить как все; это не значит быть пассивными потребителями поддержки, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь.

Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью . В настоящее времяво всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Вместе с тем остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого - медико-педагогических и других проблем .

Согласно Декларации о правах инвалидов, инвалид - это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет его физических или умственных возможностей» .

В настоящее время существует два основных подхода к инвалидности: медицинская модель инвалидности (традиционный подход) и социальная модель инвалидности.

Медицинская модель инвалидности определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями», «человек с недостаточным интеллектуальным разви­тием» и т.д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патоло­гия. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае по­лучения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пре­ бывания инвалида в медицинском учреждении). Образование, участие в экономической жизни, отдых являются закрытыми для людей, имеющих инвалидность. Специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества и делают их меньшинством, права которого дискриминируются . Изменения в социально- политической и экономической жизни РК делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих инвалидность, в общество и создают предпосылки для их независимой жизни.

Смысловым центром нового взгляда стала социальная модель инвалидности, которая рассматривает проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребно­ стям. Согласно социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограни­ ченные возможности - это не «часть человека», не его вина. Вместо того, чтобы обращать больше внимания на инвалидность людей, приверженцы социальной модели инвалидности сосредотачиваются на их степени здоровья .

Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как “интерактивную модель”, или “модель взаимодействия”) принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями. Истоки того, что впоследствии было названо "социальной моделью инвалидности", могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе – "Критическое условие" ("A Critical Condition"), и было опубликовано в 1966 году. Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как "несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные".Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с "предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении". Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

В 1976 году, организация под названием "Союз людей с физическими дефектами против изоляции" (UPIAS – Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно: «Инвалидность – это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества». Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества . В фокусе этой модели находится взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой. Иначе говоря, ограниченные возможности как проблема есть результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ограниченными возможностями скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую .

Проблема инвалидности в социальной модели выведена за рамки индивидуального существования и рассматривается в плоскости взаимоотношений между личностью и элементами общественной системы, акцентируя внимание на социальном давлении, дискриминации и эксклюзии. Данная модель не только популярна во многих цивилизованных странах, но и официально признана на государственном уровне, например, в США, Великобритании, Швеции. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Согласно социальной модели, человек с инвалидностью должен быть равноправным субъек­том общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные воз­ можности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих соб­ ственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей» .

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на со­ циальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Социаль­ная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть измене­ ны и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства. Она социальное, а не медицинское поня­ тие .

В отличие от медицинской модели, медицинские знания здесь рассматриваются не как эксклюзивные, имеющие исторический, культурный, социальный контекст и формирующиеся вовлеченными в ситуацию людьми. Как отмечает Е.Ярская-Смирнова, «состояние человека может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими, а также иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от контекста рассматриваемой ситуации». Исходя из этого, важным является не только объективный статус инвалида в обществе, но и переживание своей инвалидности самим человеком. Инвалид конструирует свой образ, и сам определяет свою позицию в обществе, свой субъективный статус, свою персональную идентичность .Реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики в отношении к инвалидам, но это обстоятельство не мешает успешной реализации на практике социальной модели инвалидности .

Таким образом, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения. Переход к социальной модели обусловлен гуманизацией мирового сообщества в целом. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права инвалидов на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. И наконец, интеграция детей с ограниченными возможностями в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей.

Необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать инвалидов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесетположительныерезультаты.

Список использованной литерауры:

1. Денсон К. Независимая жизнь: проблемы общественного сознания // Американская реабилитация. - 1989. - №4-5.- С.34-36

2. Замский, X . С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века/Х. С. Замский. -М: НПО «Образование», 1995.

3. Социальная политика: Учеб. для студентов и слушателей вузов экон. и неэкон. спец./ Под общ. ред. Н. А. Волгина.-М: Экзамен, 2003.

4. Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек. 1975. [Электронный ресурс]. - Электрон, журн,- РООИ Родник жизни.- Режим доступа к журн.: www.rodnikzhizni.ru

5. Садхана Атван. Идеи независимой жизни инвалидов и социально-педагогическая поддержка ребенка с ограниченными возможностями // Новое в педагогических исследованиях, выпуск 1 / Изд-во Санкт-Петербург, 2004.

6. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. - Саратов: СГТУ, 1997.

7. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование / Пер.с англ.// Журнал исследований социальной политики. Т.2. № 1. 2004. С.115-126.

8. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. - М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - С.46-48.

9. Ратск А. Пути достижения равенства: Сб. трудов по аспектам независимой жизни. - Стокгольм, 1990.- С.45.

10. Е.Р. Ярская-Смирнова и П.В.Романов. Доступность высшего образования для инвалидов. // Университетское управление. 2005. № 1(34). - С. 89-99.

11. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф.Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения.//Вопросы образования №2. 2006.- С.112-122.

Сегодня в теории и практике социальной работы остается открытым вопрос, является ли инвалидность личным несчастьем или это общественный феномен. Существующие медицинская, экономическая, функциональная, психосоциальная, политико-правовая модели инвалидности обусловливают различное понимание ее причин, последствий для инвалидов, а также способов их социальной адаптации.

Медицинская модель инвалидности акцентирует внимание на имеющейся у человека патологии, врожденной или приобретенной, отличающей его от других, «нормальных» людей. При этом инвалид рассматривается как человек неполноценный в физическом или умственном отношении. Степень неполноценности определяется тем, насколько он ограничен в различных областях человеческой деятельности, и, в конечном счете, его способностями к независимому существованию (к самообслуживанию, передвижению, восприятию мира и т.д.). Реабилитация инвалида достигается за счет восстановления физического или умственного здоровья медицинскими средствами.

Таким образом, медицинский подход к инвалидам превращает их в пассивных пациентов, лишенных социальной значимости, приводя к тому, что инвалиды не имеют права выбора и не могут в силу своей «неполноценности» влиять на решение собственных проблем.

Медицинская модель инвалидности многие годы была доминирующей в России, в соответствии с чем, социальная политика в отношении инвалидов носила сегрегирующий, дискриминационный характер. Существовавшая долгое время система закрытых специальных учреждений привела к разделению инвалидов на нормальных и ненормальных, и, как следствие, - к изоляции последних от общества.

Логическим продолжением медицинской модели выступает модель функциональной ограниченности, описывающая неполноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции по сравнению со здоровыми людьми. В Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1971 года, дано определение понятия «инвалид» именно с позиций функционального подхода: «инвалид - лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных возможностей ».

Согласно экономической модели неполноценными являются лица, работающие с меньшей нагрузкой, чем здоровые люди, или неспособные работать вообще. Инвалиды рассматриваются изначально как менее производительные и экономически ущербные. Экономическая модель - следствие концепции социальной полезности, порождающей в конечном счете социальную дискриминацию.

Официальное определение инвалидности, принятое в нашей стране, отражает именно экономический подход к этой проблеме: «Инвалидность – это длительная или постоянная, полная или частичная потеря трудоспособности вследствие стойких или трудно обратимых нарушений функций организма в связи с заболеванием, увечьем или дефектом развития».

Все перечисленные выше концепции носят дискриминационный характер, они акцентируют внимание на том, что у данного лица отсутствует: медицинская модель обращает внимание на нездоровье, экономическая – на неспособности к производительному труду, модель функциональной ограниченности – на неспособности в широком смысле этого слова. Причем в этих трех моделях инвалидность остается индивидуальной проблемой ее носителей. А помощь государства сводится к выплате пособий, предоставлению льгот, в том числе бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению занятости малоквалифицированными формами труда. Эти меры не могут существенно улучшить жизнь инвалидов, а только порождают в них иждивенческие настроения, культивируют низкую самооценку «людей второго сорта».

Психосоциальный подход к определению инвалидности переводит эту проблему в плоскость взаимоотношений между личностью и различными элементами общественной системы. Согласно этому подходу, инвалиды, действительно, в физическом или психическом отношении отличаются от здоровых людей, но источники их беспомощности - не только в их особенностях, но и в реакции на них социального окружения. Трудности инвалидов обусловлены не только чувством физического ограничения и дискомфорта, переживанием чувства утраты своих возможностей, но и грузом того негативного отношения, с которым сталкиваются они в своем ближайшем окружении.

В современном индустриальном мире всеобщего потребления здоровье и физическое совершенство имеют практическую ценность, как некий капитал, помогающий достичь богатства и благополучия. Отсутствие этого капитала снижает потенциальные возможности человека, а, значит, порождает его неравенство в сравнении со здоровыми, «нормальными» людьми.

Представление об инвалиде как о человеке, не способном занять достойное место в обществе, влачащем жалкое существование, нуждающемся в посторонней помощи, общение с которым тягостно, ведет к отчуждению этих людей, мешает им входить в социальное взаимодействие.

Показательно, что кроме функциональной недостаточности причиной инвалидности, если не в юридическом смысле, то в оценке окружающих, выступают дефекты внешних покровов, которые исходя из традиционных эстетических представлений воспринимаются как уродство. Послеожоговые рубцы, гемангиомы, обезображивающие тело и лицо человека, осложняют его жизнь, несмотря на то, что не влияют непосредственно на его трудоспособность. Инвалиды могут не быть слабыми или немощными, но из-за своего несоответствия внешним стандартам в той же мере испытывают психологическое и экономическое притеснение, что и люди с функциональными недостатками. Это означает, что понятие «инвалид» в реальных условиях шире понятий «немощный», «нетрудоспособный» и включает всех, кто не соответствует современным представлениям о норме анатомо-физиологических параметров человека (1, с.9).

Сторонники психосоциальной модели полагают, что если от клеймящего признака невозможно избавиться или тщательно скрыть его, то необходимо научиться безболезненно относиться к негативной реакции окружающих либо общаться с себе подобными. Помощь в этом случае предполагает коррекционную психологическую работу с самим инвалидом, а также объединение инвалидов в относительно замкнутые изолированные сообщества.

Таким образом, психосоциальная модель, признавая негативное влияние общества на положение инвалидов, делает шаг вперед по сравнению с медицинской, экономической и функциональной моделями, но по-прежнему остается дискриминационной, предполагая в качестве помощи своеобразную сегрегацию (отделение) инвалидов.

Существует принципиально иной, политико-правовой подход к пониманию инвалидности. Он основывается на идее, впервые выдвинутой в 1975 году в Великобритании Союзом людей с физическими недостатками, что инвалидность – это не индивидуальная проблема человека, а особая форма социальной дискриминации. А так как любая форма дискриминации – порождение общества, то и преодолеть ее возможно социальными механизмами. Важность политико-правовой модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности, низкого уровня жизни в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Общество не стремится использовать возможности людей с анатомо-физиологическими особенностями. Именно общество изолирует их от полноправного участия в жизни, наделяя особым статусом, умаляющим человеческое достоинство, и именно общество может при желании создать более благоприятные условия для личностного роста этих людей.

Ограничения, санкционированные обществом, затрудняют социализацию человека «с особенностями» и в конечном итоге могут привести к действительной неполноценности, ущербности его личности.

М.А.Беляева и И.Е.Кузнецова дают такое определение: инвалидность – общественное явление, результат взаимодействия личности и социума, налагающего на нее определенные запреты или ограничения в связи с несоответствием норме ее физических, психических, функциональных параметров (1, с.10) .

Признание политико-правовой модели инвалидности означает, что социальные работники должны быть вовлечены в преобразование общества, его принципов и предрассудков; в деятельность по изменению отношения к людям с ограниченными возможностями, по повышению их социального статуса. Это новое понимание предполагает формирование в обществе норм культурного плюрализма , а также идей независимой жизни . Если общество будет жить по нормам культурного плюрализма, то функциональные ограничения будут отнесены в ряд культурных различий (как цвет кожи, например).

Сторонникимодели независимой жизни считают, что инвалиды должны быть независимы в выборе своего поведения и места в жизни, но при этом общество обязано предоставить возможность такого выбора. Общественное устройство, общественная инфраструктура должны быть нацелены на то, чтобы люди с различным состоянием здоровья , а также физическим, физиологическим и психологическим состоянием могли беспрепятственно реализовывать свои права. Окружающие, в том числе и работники социальной сферы, играют больше роль консультантов, как для самих инвалидов, так и для организаций, определяющих их жилую среду и жизненные условия. Другими словами, инвалиды в этой модели выступают не только как объекты оказания социальной помощи, но и как субъекты социально защитной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года №965 утверждены Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службымедико-социальной экспертизы , определены порядок и условия признания лица инвалидом, осуществляемые этими новыми учреждениями.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза может проводиться:

· в учреждениях по месту жительства или по месту прикрепления к государственному (муниципальному) лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения,

· на дому (если лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья),

· в стационаре (если гражданин находится там на лечении).

Допускается и заочная медико-социальная экспертиза на основании предъявляемых документов. Для этого требуется либо согласие гражданина, проходящего экспертизу, либо его законного представителя. Они же имеют право привлекать любого специалиста для участия в МСЭ с правом совещательного голоса, разумеется, за свой счет.

Медико-социальная экспертиза любого гражданина проводится по его письменному заявлению, к которому должны быть приложены либо направление учреждения здравоохранения, либо органа социальной защиты, а также медицинские документы, подтверждающие нарушения его здоровья. Но, прежде чем получить направление на медико-социальную экспертизу, гражданину предстоит пройти в медицинском учреждении ряд необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. И лишь при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма (обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами), он направляется на медико-социальную экспертизу.

В качестве необходимых оснований для признания гражданина инвалидом выделено три признака:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;

2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3) необходимость осуществления мер социальной защиты.

Причем наличие только одного из этих признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

В случае признания лица инвалидом для него разрабатывается индивидуальная программа реабилитации .

Сегодня в теории и практике социальной работы остается открытым вопрос, является ли инвалидность личным несчастьем или это общественный феномен. Существующие медицинская, экономическая, функциональная, психосоциальная, политико-правовая модели инвалидности обусловливают различное понимание ее причин, последствий для инвалидов, а также способов их социальной адаптации.

Медицинская модель (инвалидности акцентирует внимание на имеющейся у человека патологии, врожденной или приобретенной, отличающей его от других, «нормальных» людей. При этом инвалид рассматривается как человек неполноценный в физическом или умственном отношении. Степень неполноценности определяется тем, насколько он ограничен в различных областях человеческой деятельности, и, в конечном счете, его способностями к независимому существованию (к самообслуживанию, передвижению, восприятию мира и т.д.). Реабилитация инвалида достигается заснет восстановления физического или умственного здоровья медицинскими средствами.

Таким образом, медицинский подход к инвалидам превращает их в пассивных пациентов, лишенных социальной значимости, приводя к тому, что инвалиды не имеют права выбора и не могут в силу своей «неполноценности» влиять на решение собственных проблем.

Медицинская модель инвалидности многие годы была доминирующей в России, в соответствии с чем, социальная политика в отношении инвалидов носила сегрегирующий, дискриминационный характер. Существовавшая долгое время система закрытых специальных учреждений привела к разделению инвалидов на нормальных и ненормальных, и, как следствие, - к изоляции последних от общества.

Логическим продолжением медицинской модели выступает модель функциональной ограниченности, описывающая неполноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции по сравнению со здоровыми людьми. В Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1971 года, дано определение понятия «инвалид» именно с позиций функционального подхода: «инвалид - лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных возможностей».

Согласно экономической модели неполноценными являются лица, работающие с меньшей нагрузкой, чем здоровые люди, или неспособные работать вообще. Инвалиды рассматриваются изначально как менее производительные и экономически ущербные. Экономическая модель - следствие концепции социальной полезности, порождающей в конечном счете социальную дискриминацию.

Официальное определение инвалидности, принятое в нашей стране, отражает именно экономический подход к этой проблеме: «Инвалидность - это длительная или постоянная, полная или частичная потеря трудоспособности, вследствие стойких или трудно обратимых нарушений функций организма в связи с заболеванием, увечьем или дефектом развития».

Все перечисленные выше концепции носят дискриминационный характер, они акцентируют внимание на том, что у данного лица отсутствует: медицинская модель обращает внимание на нездоровье, экономическая - на неспособности к производительному труду, модель функциональной ограниченности - на неспособности в широком смысле этого слова. Причем в этих трех моделях инвалидность остается индивидуальной проблемой ее носителей. А помощь государства сводится к выплате пособий, предоставлению льгот в том числе бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению занятости малоквалифицированными формами труда. Эти меры не могут существенно улучшить жизнь инвалидов, а только порождают в них иждивенческие настроения, культивируют низкую самооценку «людей второго сорта».

Психосоциальный подход к определению инвалидности переводит эту проблему в плоскость взаимоотношений между личностью и различными элементами общественной системы. Согласно этому подходу, инвалиды, действительно, в физическом или психическом отношении отличаются от здоровых людей, но источники их беспомощности - не только в их особенностях, но и в реакции на них социального окружения. Трудности инвалидов обусловлены не только чувством физического ограничения и дискомфорта, переживанием чувства утраты своих возможностей, но и грузом того негативного отношения, с которым сталкиваются они в своем ближайшем окружении.

В современном индустриальном мире всеобщего потребления здоровье и физическое совершенство имеют практическую ценность, как некий капитал, помогающий достичь богатства и благополучия. Отсутствие этого капитала снижает потенциальные возможности человека, а, значит, порождает его неравенство в сравнении со здоровыми, «нормальными» людьми.

Представление об инвалиде как о человеке, не способном занять достойное место в обществе, влачащем жалкое существование, нуждающемся в посторонней помощи, общение с которым тягостно, ведет к отчуждению этих людей, мешает им входить в социальное взаимодействие.

Показательно, что кроме функциональной недостаточности причиной инвалидности, если не в юридическом смысле, то в оценке окружающих, выступают дефекты внешних покровов, которые исходя из традиционных эстетических представлений воспринимаются как уродство. Послеожоговые рубцы, гемангиомы, обезображивающие тело и лицо человека, осложняют его жизнь, несмотря на то, что не влияют непосредственно на его трудоспособность. Инвалиды могут не быть слабыми или немощными, но из-за своего несоответствия внешним стандартам в той же мере испытывают психологическое и экономическое притеснение, что и люди с функциональными недостатками. Это означает, что понятие «инвалид» в реальных условиях шире понятий «немощный», «нетрудоспособный» и включает всех, кто не соответствует современным представлениям о норме анатомо-физиологических параметров человека.

Сторонники психосоциальной модели полагают, что если от клеймящего признака невозможно избавиться или тщательно скрыть его, то необходимо научиться безболезненно относиться к негативной реакции окружающих либо общаться с себе подобными. Помощь в этом случае предполагает коррекционную психологическую работу с самим инвалидом, а также объединение инвалидов в относительно замкнутые изолированные сообщества.

Таким образом, психосоциальная модель, признавая негативное влияние общества на положение инвалидов, делает шаг вперед по сравнению с медицинской, экономической и функциональной моделями, но по-прежнему остается дискриминационной, предполагая в качестве помощи своеобразную сегрегацию (отделение) инвалидов,

Существует принципиально иной, политико-правовой подход к пониманию инвалидности. Он основывается на идее, впервые выдвинутой в 1975 году в Великобритании Союзом людей с физическими недостатками, что инвалидность - это не индивидуальная проблема человека, а особая форма социальной дискриминации. А так как любая форма дискриминации - порождение общества, то и преодолеть ее возможно социальными механизмами. Важность политико-правовой модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности, низкого уровня жизни в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Общество не стремится использовать возможности людей с анатомо-физиологическими особенностями. Именно общество изолирует их от полноправного участия в жизни, наделяя особым статусом, умаляющим человеческое достоинство, и именно общество может при желании создать более благоприятные условия для личностного роста этих людей.

Ограничения, санкционированные обществом, затрудняют социализацию человека «с особенностями» и в конечном итоге могут привести к действительной неполноценности, ущербности его личности.

М.А.Беляева и И.Е.Кузнецова дают такое определение: инвалидность -общественное явление, результат взаимодействия личности и социума, налагающего на нее определенные запреты или ограничения в связи с несоответствием норме ее физических, психических, функциональных параметров.

Признание политике-правовой модели инвалидности означает, что социальные работники должны быть вовлечены в преобразование общества, его принципов и предрассудков; в деятельность по изменению отношения к людям с ограниченными возможностями, по повышению их социального статуса. Это новое понимание предполагает формирование в обществе норм культурного плюрализма, а также идей независимой жизни. Если общество будет жить по нормам культурного плюрализма, то функциональные ограничения будут отнесены в ряд культурных различий (как цвет кожи, например).

Сторонники модели независимой жизни считают, что инвалиды должны быть независимы в выборе своего поведения и места в жизни, но при этом общество обязано предоставь возможность такого выбора. Общественное Устройство, общественная инфраструктура должны быть нацелены на то, чтобы люди с различным состоянием здоровья, а также физическим, физиологическим и психологическим состоянием могли беспрепятственно реализовывать свои права. Окружающие, в том числе и работники социальной сферы, играют больше роль консультантов, как для самих инвалидов, так и Для организаций, определяющих их жилую среду и жизненные условия. Другими словами, инвалиды в этой модели выступают не только как объекты оказания социальной помощи, но и как субъекты социально защитной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года №965 утверждены Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, определены порядок и условия признания лица инвалидом, осуществляемые этими новыми учреждениями.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза может проводиться:

В учреждениях по месту жительства или по месту прикрепления к государственному (муниципальному) лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения,

На дому (если лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья),

В стационаре (если гражданин находится там на лечении). Допускается и заочная медико-социальная экспертиза на основании предъявляемых документов. Для этого требуется либо согласие гражданина, проходящего экспертизу, либо его законного представителя. Они же имеют право привлекать любого специалиста для участия в МСЭс правом совещательного голоса, разумеется, за свой счет.

Медико-социальная экспертиза любого гражданина проводится по его письменному заявлению, к которому должны быть приложены либо направление учреждения здравоохранения, либо органа социальной защиты, а также медицинские документы, подтверждающие нарушения его здоровья. Но, прежде чем получить направление на медико-социальную экспертизу, гражданину предстоит пройти в медицинском учреждении ряд необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. И лишь при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма (обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами), он направляется на медико-социальную экспертизу.

В качестве необходимых оснований для признания гражданина инвалидом выделено три признака:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;

2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3) необходимость осуществления мер социальной защиты.

Причем наличие только одного из этих признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.


СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: В ДВУХ СЛОВАХ

Социальная модель была разработана при активном участии инвалидов. При этом был проанализирован огромный опыт самих инвалидов — что значит быть инвалидом в современном обществе.

Социальная модель была создана в противовес медицинской модели. Социальная модель провела черту, отделив дефекты, которые могут иметь люди, от инвалидности — ограничений, возведенных в отношении инвалидов современным социальным устройством общества.

Другими словами, социальная модель определила, что инвалиды не есть проблема! Проблема есть то, каким способом устроено !

Для более наглядного представления, что же принесло новое понимание инвалидности, выделим некоторые аспекты медицинской и социальной моделей.

Медицинская модель инвалидности утверждает следующее:

  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы и есть проблема!
  • Ваша требует лечения!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы не можете принимать решения, касающиеся вашей жизни!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вам требуются специалисты, чтобы ухаживать за вами!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы никогда не сможете быть равным неинвалиду!

Социальная модель инвалидности утверждает следующее:

  • «Инвалидность» не есть индивидуальная проблема!
  • Инвалиды не могут состязаться в равенстве с неинвалидами из-за наличия слишком большого числа барьеров, возведенных для них обществом!
  • Необходимо признание того, что «общество» (посредством правительства и его служб) имеют обязанность по устранению этих барьеров!
  • Инвалиды имеют все те же права на полное равенство, как имеют их все остальные граждане!

Социальная модель предлагает способ думать об инвалидности в соответствии с опытом самих инвалидов быть инвалидами. Это означает, что инвалидность порождается предубеждениями и негативными стереотипами, а также физическими и коммуникационными барьерами, искусственно возведенными в отношении инвалидов, но никак не последствиями дефектов, которыми они обладают.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Для тех, кто не знает, что означает «социальная модель инвалидности», рекомендуется ознакомиться со статьей «Социальная модель инвалидности: в двух словах», чтобы получить общее представление.

Для тех, кто желает ознакомиться с темой более основательно, рекомендуется прочитать статью «Социальная модель инвалидности: что это такое?»

Истоки

Истоки того, что впоследствии было названо «социальной моделью инвалидности», могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе – «Критическое условие» («A Critical Condition»), и было опубликовано в 1966 году.

Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные».

Анализ, сделанный Хантом, показал, что люди с дефектами воспринимались как:

  • «несчастные» – потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современного общества;
  • «бесполезные» – потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад в экономическое благосостояние общества;
  • члены «угнетенного меньшинства» – потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, они воспринимаются как «отклоняющиеся от нормы» и «не похожие на других».

Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с «предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении». Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием «Союз людей с физическими дефектами против изоляции» (UPIAS – Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно:

«Инвалидность – это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества».

Тот факт, что определение UPIAS имело отношение лишь к людям, имеющим только физические дефекты, вызвал тогда множество нареканий и претензий к подобному представлению проблемы. Хотя UPIAS можно было понять, эта организация действовала в рамках своей компетенции: по определению членство UPIAS составляли люди только с физическими дефектами, поэтому UPIAS могла делать заявления от имени только этой группы инвалидов.

Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества.

Рождение социальной модели

Лишь в 1983 году ученый Майк Оливер (Mike Oliver) дал определение как «социальной модели инвалидности» идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS.

Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн (Vic Finkelstein), Майк Оливер (Mike Oliver) и Колин Барнс (Colin Barnes), из США такими, как Гербен ДиДжонг (Gerben DeJong), а также другими учеными.

Значительный вклад в доработку идеи, дабы включить в новую модель всех инвалидов, независимо от типа их дефектов, был внесен организацией «Дисейблд Пиплз Интернейшинал» (DPI – Disabled Peoples’ International).

Однако и по сей день окончательной точки в ответе на вопрос «Что же такое социальная модель инвалидности?» не поставлено. По-прежнему ведутся жаркие дискуссии, проводятся семинары, в результате которых расширяются рамки охвата модели, вносятся коррективы в уже существующие определения. Идет полным ходом обычный процесс доработки и развития идеи, в котором каждый желающий может принять участие.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Чтобы получить общее представление о том, что такое социальная модель инвалидности, рекомендуется прочитать статью «Социальная модель инвалидности: в двух словах». В настоящей же статье эта тема рассматривается более детально.

Узнать об истории создания социальной модели инвалидности, ее истоках, вы можете в статье «Социальная модель инвалидности: история создания».

Вряд ли кто станет возражать против утверждения, что инвалиды обычно имеют меньше возможностей и более низкий уровень жизни, чем неинвалиды. Это особенно очевидно для Казахстана, впрочем, как и для остальных теперь независимых государств бывшего Советского Союза.

Успех любых акций, цель которых – улучшение жизни инвалидов, напрямую зависит от того, что считать проблемой. Существует два подхода для описания проблем, связанных с инвалидностью, так сказать – две модели. А именно:

  • медицинская (или индивидуальная) модель инвалидности;
  • социальная модель инвалидности.

Медицинская модель способствует тому, чтобы проблемы, связанные с инвалидностью, описывались в терминах функциональных особенностей человеческого организма, тогда как социальная модель способствует описанию в терминах характерных особенностей социального устройства общества, его организации.

Медицинская модель инвалидности

В соответствии с этой моделью, неспособность инвалида быть полноправным членом общества рассматривается как прямой результат наличия у этого человека дефекта.

Когда люди думают об инвалидах в таком (индивидуальном) ключе, решение всех проблем инвалидности представляется в том, чтобы сконцентрировать свои усилия на компенсации инвалидам за то, что «не так» с их организмом. Для этого им устанавливаются специальные социальные , специальные пособия, предоставляются специальные услуги.

Среди негативных последствий медицинской модели инвалидности можно выделить следующие.

Во-первых , поскольку медицинская модель определяет, что человек является инвалидом, если его дефект оказывает влияние на его деятельность. При этом не принимаются в расчет многие социальные факторы, которые могут также оказывать влияние на повседневную деятельность человека.

Например, несмотря на то, что дефект может оказывать неблагоприятное влияние на способность человека ходить, другие социальные факторы, как, например, дизайн системы общественного транспорта, будут оказывать такое же, если не большее, неблагоприятное влияние на его способность к передвижению.

Во-вторых , медицинская модель придает особое значение деятельности. Например, утверждая, что слышать, говорить, видеть или ходить это нормально, тем самым подразумевается, что использование брайля, языка жестов или костылей и инвалидных колясок это ненормально.

Я считаю, что самым серьезным пороком медицинской модели инвалидности является то, что эта модель способствует созданию и укреплению негативного образа инвалидов в сознании людей. Особенный вред это наносит самим инвалидам, поскольку негативный образ создается и укрепляется в сознании самих инвалидов. Ведь по-прежнему остается фактом, что многие инвалиды искренне полагают, что все их проблемы от того, что у них нет нормального тела. Кроме того, подавляющее большинство инвалидов убеждено, что дефекты, которыми они обладают, автоматически исключают их участие в социальной деятельности.

Социальная модель инвалидности

Социальная модель была создана инвалидами, которые чувствовали, что индивидуальная (медицинская) модель не дает адекватного объяснения тому, что они, инвалиды, отстранены от основной деятельности общества. Собственный опыт показал инвалидам, что в действительности большинство проблем появляются не благодаря их дефектами, а являются последствиями того, как устроено общество, или другими словами – являются последствиями социальной организации. Отсюда и фраза – «социальная модель».

Рассмотрим пример. У вас не работают уши, и вы не можете слышать – это дефект. Но вы не смогли принять участие в собрании (прослушать лекцию и т.п.), потому что вам не был предоставлен переводчик на язык жестов. Таким образом, вы стали инвалидом из-за несостоятельности социального устройства.

Социальная модель инвалидности делает важное различие между дефектом и инвалидностью. Приведенный выше пример есть яркая этому иллюстрация. Вот два ключевых определения социальной модели инвалидности:

Дефект

Травма, заболевание или врожденный недуг, который вызывает или потенциально может вызвать продолжительное воздействие на появление функциональных ограничений организма индивидуума, которые отличаются от общепринятых стандартов.

Инвалидность

Потеря или ограничение возможностей принимать участие в обществе наравне с другими из-за социальных барьеров, а также барьеров окружающей среды.

В этой модели, определения дефекта и инвалидности медицинской модели объединены как «дефект». Это означает, что и причина функционального ограничения, и само функциональное ограничение инвалида отделяются от внешних факторов.

Инвалидность в социальной модели показана как нечто, что вызывается «барьерами» или элементами социального устройства, которые не принимают (а если и принимают, то в совсем незначительной степени) во внимание людей, имеющих дефекты.

Общество представлено как нечто, что делает инвалидами людей, у которых есть дефекты, потому что тот образ, каким оно устроено лишает возможности инвалидов принимать участие в его обычной, повседневной жизни. Из этого следует, что если инвалид не может принимать участие в обычной деятельности общества, то метод, каким организовано общество, должен быть изменен. К такому изменению может привести устранение барьеров, которые исключают из общества человека, имеющего дефекты.

Барьерами могут быть:

  • предрассудки и стереотипы в отношении инвалидов;
  • отсутствие доступа к информации;
  • отсутствие доступного жилья;
  • отсутствие доступного транспорта;
  • отсутствие доступа к объектам социальной сферы и др.

Эти барьеры создавались политиками и писателями, религиозными деятелями и архитекторами, инженерами и дизайнерами, а также обычными людьми. Это означает, что все эти барьеры могут быть устранены.

Социальная модель не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, а сдвигает акцент в направлении тех аспектов нашего мира, которые могут быть изменены. Беспокойство же о телах инвалидов, их лечении и исправлении их дефектов, следует оставить медикам. Причем результат работы медиков не должен влиять на то, останется ли человек полноправным членом общества или будет из него исключен.

Социальный подход к инвалидности может эффективно использоваться для того, чтобы идентифицировать барьеры, которые приводят к инвалидности, а затем и полностью их устранять. В результате, становится возможным создать общество, в котором будут учитываться потребности всех его участников, то есть – СОЗДАТЬ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ВСЕХ!

А в заключении, я бы хотела привести слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним».

Марина Фёдорова

Подготовлено по материалам сайта «За равные возможности!»