Шествие на голгофу. Крестный путь

Спрашивает Роман
Отвечает Виктор Белоусов, 13.02.2017


Мир Вам, Роман

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк

28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;

29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,

29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

В самих текстах нет слов о падении Иисуса во время несения креста. Однако есть косвенные указания:

1) Преступник сам должен был нести свой крест

2) Иисуса били и его физическое состояние могло быть крайне плохим

3) Иисус нес Свой крест, но с какой-то целью привлекли другого человека. Вряд ли это было из уважения римских солдат, которые унижали и били Христа, но из необходимости.

4) Единственная необходимость - это физическое состояние, что Иисус не смог нести крест всю дорогу до Голгофы. Вероятно, что Он останавливался (тогда бы Его подгоняли) и падал, не имея возможности даже стоять. Это наиболее вероятная причина привлечения Симона Киринеянина.

Божьих благословений,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Крестный путь Сына Божия в Иерусалиме — не просто достопримечательность или туристический объект. Это возможность лично и без всяких посредников прикоснуться к величайшим христианским святыням, увидеть своими глазами все то, о чем читал сотни раз в Евангелии, пережить все то, что переживали самые первые христиане Иерусалима.

Историки утверждают, что дорога Иисуса Христа от резиденции прокуратора Пилата до Голгофы — очень условное обозначение пути, который совершил Сын Божий перед смертью на кресте. За две тысячи лет Иерусалим был несколько раз практически полностью разрушен, а культурный слой навсегда скрыл от глаз людей те улицы, на которые ступала нога Спасителя.

Ученые считают, что самая известная улица священного города христиан Виа Долороза — это не что иное, как попытка средневековых монахов-пилигримов воскресить далекое прошлое. А главная задача этой улицы — укрепление веры, визуальное воплощение главной христианской догмы о Великой жертве, призванной искупить людские грехи.

Но люди едут сюда совсем не за исторической правдой. Сюда едут, чтобы услышать самого себя, чтобы забыть на время о хлопотах, проблемах, задачах и жизненных неурядицах. Потому что все людские проблемы и неурядицы здесь становятся мелкими, не стоящими внимания. Если попробовать сравнить их с той трагедией, с теми чудесами, что происходили здесь две тысячи лет назад.

Крестный путь Иисуса Христа — от дворца прокуратора Пилата до места распятия и Воскресения — Голгофы — занимает менее полутора километров. На этом пути отмечено 14 мест, связанных с самыми трагическими и триумфальными событиями, как описанными в Евангелии, так и бережно сохраненными сотнями поколений христиан в легендах и преданиях.

Сегодня на пути паломников, желающих пройти путем скорби и духовного триумфа, расположены церкви, монастыри, часовни, памятные знаки, арки. Все священные места (остановки Крестного пути) теперь принадлежат разным христианским Церквям, разным конфессиям. Но доступ ко всем святыням открыт для всякого, кто хочет лично прикоснуться к величайшему событию, дающему надежду всякому христианину в самые трудные минуты жизни вот уже более двух тысячелетий.

Не заметить эти «остановки» нельзя, они обозначены специальными знаками, табличками с надписями и указателями.

Читайте в этой статье

Начало: суд и приговор

Началом крестного пути считаются Ворота Девы Марии или, как их называют в арабском квартале Иерусалима, «Львиные». Через эти ворота Иисус въехал в город в Вербное воскресение. Здесь и начался тот самый путь к Божьей Славе через великое страдание.

Дворец иудейского прокуратора, где происходил допрос, где Спаситель пережил издевательства охраны и выслушал приговор, канул в лету. На этом месте стоит женский монастырь францисканского ордена (Сестры Сиона). Здесь можно осмотреть:

  • Темница — камера, где пребывал Иисус во время скорого и неправедного следствия;
  • Часовня Осуждения — стоит на месте, где Спасителю был зачитан смертный приговор, в подвале часовни сохранились плиты «лобного места» прокураторского двора, на котором стоял Христос;
  • Часовня Бичевания — установлена в том месте, где начался крестный путь на Голгофу, где Иисус претерпел издевательства солдат, принял терновый венец и свой Крест;
  • Монастырский музей — небольшое, но ценное собрание археологических находок I века нашей эры (открыт для осмотра только в утренние часы);
  • Ecce Homo — арка, у которой Пилат представил толпе Спасителя, где вопила толпа: «Распни его!».

Монастырь включает в себя первые две остановки Крестного пути.

Скорбный путь

Название улицы Виа Долороза переводится, как «Скорбный путь». На этом пути отмечено еще семь знаковых мест Крестного пути Иисуса Христа:

  • Польская часовня — установлена на месте Первого падения Христа под тяжестью Креста, вход в часовню украшает барельеф, изображающий падение, а само здание построено на пожертвования, собранные польскими солдатами;
  • Армянская церковь Богородицы Великомученицы — стоит на месте встречи Иисуса и Его Матери, в церковной крипте можно осмотреть византийское мозаичное панно, отмечающее место, где стояла Богородица, лицезревшая страдания и унижения Сына;
  • Францисканская часовня Симона Киринеянина — установлена в конце позапрошлого века на месте, где Симон перенял Крест у Иисуса, особым вниманием паломников пользуется место на старой стене, на которую оперся обессиленный Спаситель;
  • Греко-католическая часовня Младших сестер Иисуса — стоит на месте, где Блаженная Вероника утерла лицо Христа платком (сам платок с отпечатком лица Сына Божия хранится в Ватикане). Часовня закрыта для посещений, но ее стену вмурована колонна, обозначающая место, где стоял дом Блаженной;
  • Александровское подворье Русской Православной Церкви — расположено у порога Судных Врат, места, где осужденным на казнь еще раз зачитывали приговор или помилование. Здесь Иисус упал под тяжестью Креста во второй раз. Для осмотра доступны плиты мостовой и ступени Порога Судных Врат;
  • Харлампиев монастырь — стоит на месте, где Спаситель обратился к женщинам, оплакивавшим Его. Место обозначено небольшой каменной плитой с надписью на греческом языке: «Иисус Христос Победитель»;
  • Коптская церковь и эфиопский монастырь — место третьего и последнего падения Спасителя на Крестном пути, отсюда Иисус увидел Голгофу — место своего распятия. Место падения обозначено вмурованной в стену колонной;

Оставшиеся пять остановок пути расположены непосредственно под крышей :

  • Часовня разоблачения — стоит на месте, где с Христа сорвали одежды перед казнью;
  • Место прибития к Кресту — обозначено алтарем;
  • Место распятия — обозначено отверстие, в которое был вставлен Крест Спасителя, здесь же можно прикоснуться к самой Голгофе;
  • Снятие с креста и помазание благовониями — каменная плита, на которой тело Христа было подготовлено для погребения после смерти на Кресте;
  • Гроб господень — самое святое и почитаемое место всех христиан, часовня-кувуклия, которая стоит над местом погребения и Воскресения Сына Божия.

В храме Гроба Господня заканчивается Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу.

Полезно знать

Лучшее время для посещения

Нет города более противоречивого и сложного, чем современный Иерусалим. Виа Долороза — сейчас очень оживленная торговая улица. Сотни торговых лавок, лотков, магазинчиков встретят вас на всем пути от Львиных ворот до храма Гроба Господня.

Если принять во внимание, что первая половина «пути» находится в арабском квартале, то станет понятно, что для торговцев всякий паломник, турист, а то и просто прохожий, это потенциальный покупатель.

Ближневосточный темперамент и умение «работать» с вялым европейским клиентом для многих приезжих становится пыткой. Поэтому, если для вас Крестный путь не просто очередная достопримечательность и увеселительная прогулка, а вереница величайших христианских святынь, приходите к Львиным воротам к 8 часам утра.

К этому времени торговцы еще не успели развернуть свои лотки и открытые витрины, а массовый турист только просыпается. Посещение Виа Долороза в эти утренние часы будет тихим, осмысленным и неторопливым.

С гидом или самостоятельно?

Есть преимущества и недостатки как в первом, так и во втором случае. Если вы предпочитаете путешествовать самостоятельно:

  • Вам не придется успевать за своей группой в ущерб своим интересам (гиды всегда спешат);
  • Вы избавитесь от необходимости выслушивать массу информации, которая вас не особо интересует;
  • Никто не будет отвлекать вас разговорами, больше напоминающими пустую болтовню;
  • Вы сэкономите на экскурсионных расходах.

Если без гида вы свое пребывание в Иерусалиме просто не представляете:

  • Вам не придется тратится на путеводитель и туристическую карту;
  • Вы сэкономите массу времени, потому что все маршруты разработаны гидами максимально удобно и целесообразно;
  • Вы сможете побывать там, куда пускают не всех;
  • Вы будете чувствовать себя уверенно, языковой барьер волновать не будет, а группа соотечественников делает ваше пребывание комфортным и беззаботным.

Выбирать, разумеется, вам. Все зависит от того, как вы привыкли проводить свободное время и насколько вы коммуникабельны.

В храме Гроба Господня

Самый главный христианский храм принадлежит сразу шести конфессиям. Несмотря на то, что время служб строго распределено не только по дням, но и по часам и минутам, то и дело вспыхивают конфликтные ситуации: люди есть люди. Увы, но здесь постоянно кто-то на кого-то кричит — католики на православных, православные на коптов, копты на сирийцев, сирийцы на армян, армяне на эфиопов и т.д.

Уходите от конфликтных мест. Отводите взгляд от разгоряченных служителей. Ваше внимание может быть расценено, как сочувствие одной из сторон.

Если, несмотря на вашу осторожность и полную толерантность, кто-то из служителей сделал вам замечание, извинитесь, даже если вы не поняли в чем ваша вина. Ваше смирение будет оценено, возможно сам строгий служитель, проникнувшись вашей покорностью, сопроводит вас во время осмотра храма и перед вами откроются те святыни, доступ к которым ограничен.

Самое главное, помните о том, что в это место приходит тот, кто хочет побыть несколько минут один на один с Господом. Все остальное — суета.

Это вход в Синагогу царя Давида, над которой находится зал Тайной вечери . Я попытался зайти туда, но в зале меня встретили бетонные стены, стройматериалы и злобный рабочий, который быстро выгнал меня обратно

Здесь проходила последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью ближайшими
учениками, во время которой он предсказал предательство одного из учеников.

Гефсиманский сад

В этом саду Иисус любил отдыхать и общаться со своими учениками. Здесь же, после
предательского поцелуя Иуды Его и арестовали. Здесь растут 8 очень древних
олив, возраст которых может составлять около 2000 лет

Через Львиные ворота Иисуса ввели в Иерусалим



Где-то здесь его судил Понтий Пилат

Тот каменный помост, на котором сидел Понтий Пилат, совершая суд над Узником, не уцелел.
Как бы не хотел Пилат спасти Иисуса - у него не было выбора. Церковь и тогда
имела серьезный вес в государстве

Темница

Здесь держали Иисуса, а в пещере (правый нижний угол фото) сидел разбойник Варавва

Остановки крестного пути

Крестный путь проходил по улице Виа Долороза. Сейчас путеводители делят его на 14 остановок
(станций), каждая из которых сообщает о каком-то эпизоде трагического пути Иисуса. Про
каждую стоянку я ессно рассказывать не буду, но как пример про несколько скажу

Церковь Бичевания

Именно здесь, по преданию, римские солдаты били Иисуса Христа


«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам»

Напротив этой церкви и есть первая станция Крестного пути,
напоминающая о бичевании Иисуса


Периодически паломники совершают крестный ход

Как же красиво и весело проходит эта церемония у Католиков!


В тот день на улицах Иерусалима так же шумела жизнь, каждый занимался своим делом, а
Иисус тащил свой крест на Голгофу. Крест, кстати был на порядок тяжелее этого

Улица идет вверх

Трудно представить, как израненный человек может тащить в гору крест,
весом около ста килограмм

Станция III.
Иисус падает в первый раз

Измученный ночным судом, и бичеванием, под тяжестью Креста Иисус упал.
Ангелы смотрят на Него сверху

Станция IV.
Иисус встречает свою мать

Богородица пришла сюда, чтобы увидеть своего Сына, и увидела Его, несущего
крест к месту казни. Сейчас здесь находится армянская католическая
церковь «Скорбящая Мать»


Во дворе церкви кафе

Станция V.
Симона Кириниянина заставляют помочь Христу нести крест

Здесь римские солдаты заставили Симона Киринеянина, пришедшего в Иерусалим на
Пасху, помочь Иисусу нести крест


«И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом»

Станция VI.
Св.Вероника отирает лицо Иисусу

"Вероника, полная сочувствия, подошла и платком отёрла лицо Иисуса и с удивлением увидела, что на платке осталось нерукотворное «истинное изображение» лица Иисуса."

Здесь Иисус оперся рукой о стену

С тех пор в стене появилось углубление, куда все верующие прикладывают руки. А

Для меня Иерусалим это прежде всего место, где был распят Иисус Христос. Поэтому так важно было для меня пройти по пути Христа – Скорбный Путь на Голгофу.
Я хотел реально прочувствовать всё то, что описал в своём романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак». И я прочувствовал, как жарко в середине дня, когда 35 градусов в тени, и как хочется пить, и как тяжело подниматься по узким, переполненным праздной толпой и торговцами, улочкам.

Скорбный Путь Христа на Голгофу – Via Dolorosa – проходит по арабскому кварталу.
Арабы зарабатывают на всём. Они даже помещение, где раньше находилась претория и содержался последнюю ночь в темнице Христос перед казнью, (сейчас там находится арабская школа), превратили в место дохода – продают билеты за просмотр.
Когда я шёл по Via Dolorosa, арабский мальчишка, глядя на мой путеводитель, сказал мне – «crezy», и покрутил пальцем у виска.
Любопытно одновременно слышать призыв на молитву мусульман, видеть, как иудеи спешат в синагогу, и как христиане несут крест по Via Dоlorosa, слышать звон колоколов и шум торговцев.

Кажется, наибольшее участие на святой земле принимают монахи-францисканцы. Их многочисленные церкви, миссии и поведение вызывают огромное уважение.
По пятницам монахи-францисканцы проходят с символическим крестом весь Путь Христа на Голгофу. В другие дни так же проходят Скорбный Путь группы христиан из разных стран, что показано в моём видео.

На самом деле, это не обязательно «то самое» место, по которому действительно прошёл Иисус. Это место, почитаемое церковью в память тайны жизни Христа; место, которое считается священным верующими.

Via Dоlorosa или «Путь страданий» ведёт по извилистым узким улочкам Старого города в Иерусалиме от монастыря «Ессе Хомо» к Базилике Гроба Господня. По традиции считается, что по этому пути, неся свой крест, прошёл Христос от преторского судилища Пилата в Антонии к месту распятия – Голгофе (Лобному месту).
На пути расположены четырнадцать остановок крестного пути. Каждая остановка (станция - station) символизирует событие или священную память.

1-я остановка – место, где Иисус был приговорён к смерти – внутренний двор школы Аль-Омария, где раньше была расположена римская крепость.
2-я остановка – где на Иисуса возлагают терновый венец и где Он принимает свой Крест. Обе францисканские капеллы Осуждения и Бичевания частично расположены над Лифостротосом, где по традиции Иисус был осуждён на смерть.
3-я остановка – где Иисус первый раз падает под крестом. На углу улицы Эль-Вад находится польская часовня. Барельеф Тадеуша Зелинского над входом рассказывает о падении Иисуса под крестом.
4-я остановка – где Иисус встречает свою Мать. Традиция гласит, что Богородица стояла у дороги, чтобы увидеть своего сына. Здесь эта маленькая армянская католическая часовня напоминает о её печали.
5-я остановка – где Симона Киринеянина заставляют нести Крест. Пятая остановка крестного пути отмечена францисканской часовней на том месте, где Виа Долороза медленно начинает подниматься на Голгофу.
6-я остановка – где Вероника вытирает пот с лица Иисуса. Алтарь с семисвечником в часовне монастыря младших Сестёр Иисуса. Он восстановлен в 1953 году на месте, где, как считается по традиции, находился дом Вероники.
7-я остановка – где Иисус падает второй раз. Большая римская колонна, расположенная во францисканской часовне, отмечает место второго падения Иисуса. Традиция говорит, что здесь был вынесен приговор об осуждении его на смерть. Отсюда христианское название этого места: «Ворота Осуждения».
8-я остановка – где Иисус печалился о женщинах Иерусалима. Она отмечена латинским крестом на стене греческого монастыря.
9-я остановка – где Иисус падает третий раз. Римская колонна отмечает девятую остановку. Рядом с ней находятся апсида и крыша Базилики Гроба Господня, напоминающие о падении Христа при виде будущего места распятия.
10-я остановка – где с Иисуса снимают одежды, находится внутри базилики.
11-я остановка – где Иисуса прибивают к Кресту на глазах своей матери (главная латинская рака).
12-я остановка – где Иисус умирает на Кресте (греческий алтарь).
13-я остановка – где Иисуса снимают с креста (Камень Помазания)
14-я остановка – где Иисус был положен во гроб.

Протестанты не признают гроба Господня. Для них он находится за стеной города.
Подлинное ли то место, это вопрос веры! Если верите – то подлинное, если не верите – ищете сомнения!
Небольшая пустая возвышенность, похожая на череп – «лысая гора» – видна на фотографии возле Львиных ворот.

Каким был подлинный крест, на котором распяли Иисуса, до сих пор предмет споров, и даже символ принадлежности к определённой христианской конфессии. Так, например, мормоны считают, что это был не крест, а древо в форме буквы Т.
Я, наверное, посмотрел все фильмы об Иисусе Христе, о Его пути на Голгофу.
В фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы», окровавленный Иисус несёт огромный крест, приспособленный для многоразового использования.
Достовернее выглядит крест в фильме Мартина Скорцезе, хотя тоже не без изъянов.

Распятых на кресте в те времена было много. Это была показательная казнь, долгая и мучительная, в назидание другим.
Растительность в пределах Иерусалима весьма скудная, и сделать огромный крест, наподобие тех, что делают из сосны или дуба, просто невозможно.
Я скорее соглашусь с английским исследователем Фарраром, который считал, что крест был сколочен на скорую руку из подвернувшихся под руку оливы или смоковницы.

Поражает обыденность этого пути. Словно всё так и было две тысячи лет назад: то же праздное любопытство толпы и равнодушие торговцев.

Нас выводят во двор, где в окровавленных одеждах стоит Царь Иудейский. Немилосердно палит солнце. Нас ведут за городские ворота. В сопровождении солдат охранного полка мы несем только что срубленные где-то поблизости деревья. Все кажется на удивление будничным, словно ничего существенного не происходит. Но я испытываю необъяснимое ощущение чего-то значительного, что обязательно должно произойти. Меня не покидает праздничное настроение, будто предстоит не казнь, а что-то большее, чем просто смерть. Следом за царем мы медленно бредем на Голгофу. Вижу, что Иисус изнемог, одежда его вся пропиталась кровью. Вначале я его ненавидел, потом непонятным образом сочувствие проникло в мою душу, и вот теперь этот скорбный путь вызвал во мне невольное сострадание к праведнику, добровольно разделившему с нами мучительную дорогу к смерти. Впереди нас ждет одинаковое страдание на кресте, и как можно обижаться на этого несчастного, который, не будучи виновным, вместе с нами будет распят. Мы должны быть даже благодарны ему за то, что он избавил нас от мучительного ожидания казни.
Время от времени перекладываю свой крест с одного плеча на другое. Люди, мимо которых мы проходим, кричат ругательства. Происходящее кажется страшной и необъяснимой несправедливостью. Кто-то плачет. Но почему проклинают его, только его? Почему, за что его так ненавидят? Откуда эта злоба? Ведь еще недавно они приветствовали своего царя радостными возгласами? Почему же вдруг захотели избавиться от проповедника любви? Иуда и я, мы заслужили презрение к себе, Иисус же стал жертвой ненависти тех, кого исцелял. Если уж в моей душе живет злоба от предательства товарищей, то что должен испытывать этот человек, сотворивший людям столько добра, раздавший им столько своей любви, а взамен получивший позорную смерть на кресте? Он страдает наравне с нами, то есть и за мои грехи. Я так же, как Иисус, желал добра своему народу, а в результате буду позорно распят.
Становится жарко, запах пота дурманит голову. Иисус идет впереди, ноги у него заплетаются, и видно, что силы его на исходе. Царь из последних сил несет свой крест, и вдруг в изнеможении падает. Процессия останавливается. Я протягиваю руку, помогая Иисусу подняться. Ощущение такое, что все сейчас переживаемое просто не может исчезнуть бесследно, и уверенность в этом растет вместе с усталостью от подъема на Голгофу. А может быть, вся моя жизнь была лишь подготовкой к распятию на кресте вместе с Царем Иудейским? Нет, это не может так просто исчезнуть. Должен же быть во всем какой-то смысл? Даже в этой позорной смерти. Должен, обязательно наступит час расплаты. Ведь существует же Высшая Справедливость. Верю, что существует!
Наконец-то пришли. Подносят дурманящее питье. Иисус отказывается. Я с удовольствием выпиваю его долю. Постепенно сознание мутнеет, и тело становится менее чувствительным. Смотреть, как вколачивают гвозди в живую плоть, невыносимо. Мучительно хочется облегчиться, ведь нас ни разу не выводили по надобности. Острая боль пронзает мои кисти, и я не в силах больше сдерживать себя - теплая струя мочит грязную повязку на бедрах.
Солдат снимает с шеи несчастного проповедника табличку с надписью “Иисус Назорей, Царь Иудейский” и приколачивает ее к изголовью креста, который явно мал этому человеку. Когда гвозди вбивают в тело Иисуса, он лишь слабо вскрикивает, и я вижу, как повязка на бедрах у него тоже становится мокрой. До моего слуха доносятся еле различимые слова: “Отче! прости им, ибо не знают, что делают”.
К кому он обращается?
Наконец крест поднимают и вкапывают в вырытую яму. Тело сразу обвисает. Чтобы оно хоть как-то удерживалось на кресте, между ног приколачивают поперечную доску. Стопы почти касаются земли. Сейчас будет удар в подмышку. Но почему его нет? А, солдаты заняты дележкой одежды. Бросают жребий, чтобы не рвать хитон. Неужели, действительно, сбывается реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собой и об одежде Моей бросали жеребий”?
Я справа от Иисуса, Иуда слева. Жарко. Солнце палит немилосердно. Хочется пить. Стопы и кисти горят огнем. Какая ужасная боль! Скорей бы умереть.
- А ты почему, Дисма, не просишь о смерти?
С трудом приоткрываю веки. Солдат из охраны, прищурившись, смотрит на меня. В руках он держит хлеб и сосуд с солдатской поской.
- Пить, дай пить.
Солдат берет губку, намачивает ее в питье и на иссопе подносит к моим губам.
- Еще, дай еще!
- Хватит. А то долго придется ждать вашей смерти.
Уксус только усилил жажду, еще более увеличив страдание. Сознание, к сожалению, не покидает меня. К Иисусу подходят какие-то люди. Наверно, опять хотят поиздеваться над беспомощным.
- Разрушающий храм и в три дня созидающий, - кричит один из них. - Спаси себя самого. Если ты сын божий, сойди с креста.
- Других спасал, а себя самого не может спасти! Если он царь израилев, пусть сойдет теперь с креста, и уверуем в него.
- Уповал на Бога: пусть теперь избавит его, если он угоден ему. Ибо он сказал: я божий сын.
Иисус молчит. На него плюют. Он молчит. Бьют палками по телу. Он молчит. На нас почему-то даже не смотрят.
- Если ты Христос, - узнаю язвительный голос Иуды, - спаси себя и нас.
Проклятый Иуда!
- Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а он ничего худого не сделал.
Эти слова забирают у меня последние остатки сил. И вдруг сквозь боль и мутную пелену от дурманящего напитка прорывается лучик надежды.
О каком спасении они говорят? Неужели еще можно спастись от неминуемой смерти? Или только от мучительного разрыва мышц и сухожилий?
Неожиданно появившаяся надежда почти полностью отрезвляет.
Но как? Неужели Иисус Назорей может сойти с креста? А вдруг он действительно Христос, Сын Божий? Тогда, значит, он способен спасти себя?! А может быть и меня?..
Какое ужасное солнце. Иисус совсем обвис. Наверно, он уже потерял сознание. Счастливчик!
Язык прилип к небу и пошевелить им нет никакой возможности. Смотрю на изможденное тело Иисуса, на его поникшую голову с прилипшими к щекам волосами, и вдруг испытываю давно позабытое чувство жалости и сострадания. Слезы сами катятся из глаз и попадают на губы. Языком облизываю их, и он больше не липнет к небу. С трудом выдавливаю из пересохшей гортани:
- Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
Иисус смотрит на меня. В глазах его скорбь, на лице покой, а на устах... Улыбка?! Не может быть! Он что, радуется происходящему?!
Вспыхнув напоследок, сознание медленно покидает меня, уводя с собой нестерпимую боль.
И вдруг:
- Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
…»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература







≡ Христианство / Иисус Христос ≈ Восхождение (Шествие) на Голгофу / Иисус, несущий крест / Несение Креста → Распятие Христа / Остановки Креста → → Симон Криненянин / Дева Мария,/ e Spasuno - Обморок / Вероника / Плат Вероники / Месса Св. Григория Великого / Жертвоприношение Авраама / Илия и вдова из Сарепты / Иаков, благословляющий Ефрема и Манассию (в статье Иосиф) / Иудейская Пасха и смерть первенцев (в статье Моисей)

Места на улицах Иерусалима где Иисус делал остановки по пути на Голгофу.

В позднем средневековье под влиянием францисканцев распространилось поклонение Крестному Пути в виде обустройства в церковном нефе или на обочине дороги череды мест, отмеченных сообразно эпизод Крестного Пути, перед которым произносились молитвы.

Первоначально их число семь, впоследствии увеличилось до четырнадцати.

Остановки посвящены в первую очередь сценам, описанным в Пути на Голгофу, из которых главные следующие: Христос, падающий под тяжестью креста (три раза);

Встреча с матерью; Встреча с Симоном Киринеянином и со Св. Вероникой; Христос, с которого срывают его одежды; Пригвождение к кресту (→ Поднятие Креста); Распятие Христа; Христос, лежащий на руках своей матери (→ Pieta); Положение во гроб.

/ Мф 27:32; Мк 15:21; Лк 23:26-32; Ин 19:17 /.

Последнее путешествие Христа из дома Пилата на гору Голгофу, где он был распят.

Рассказ в кратких Евангелиях в одном важном моменте отличается от версии Иоанна, хотя комментаторы не считают два этих варианта несогласуемыми. Иоанн говорит просто: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа». Краткие же Евангелия свидетельствуют, что крест заставили нести Симона (мужчину из города Киринея в Африке). Лука ещё добавляет, что за Христом следовало «великое множество народа», со множеством плакавших о нём женщин, а также двое злодеев.

Художники изображают обе версии. Восточная Церковь традиционно изображала Симона; византийское руководство для живописцев утверждало: «Христос, обессиленный падает на землю… Симона Киринеянина можно изображать седовласым, с округлой головой, одетым в короткое платье. На плечах он несёт крест». Эта версия иногда принималась художниками итальянского раннего Возрождения, но со временем отмерла на Западе - в последующие времена Симон изображался только лишь как помощник Спасителя. Западная традиция, безусловно, предпочитала другой образ Христа - самостоятельно несущего свой собственный крест, как символ того бремени, которое христианин несёт всю свою жизнь. В XIV-XV веках Христос держится прямо и шествует без видимого напряжения, но в более позднем искусстве крест становится массивнее и тяжелее, и характер темы меняется: на смену триумфу приходит пафос с подчеркиванием страдания, легшего на Христа. Он падает под тяжестью креста, римские воины гонят его вперед. Этот распространенный образ упавшего Христа, хотя он и не основан на Священном Писании, естественно выводится из той роли, которую играл Симон.

Известно, что при римском владычестве осужденный нес к месту казни лишь поперечину креста, а вертикальный столб был уже врыт в землю.

Для шествия на Голгофу Христос уже больше не одет в те одежды, которые были надеты на него в сцене его поругания; теперь ему возвращена его собственная одежда - обычно голубой плащ и красного цвета то, что под ним. На его голове по-прежнему терновый венец. Спасителя может на веревке тащить воин. Изображения процессии включают: - других воинов, которые могут нести штандарты с римским девизом «S.P.Q.R.» - «Senatus Populusque Romanus» [лат. - «Сенат и народ Рима»] - иногда главных учеников - Петра, Иакова Старшего и Иоанна Евангелиста, - двух разбойников (не несущих крестов) - женщин, упомянутых Лукой, которых по традиции отождествляют с Девой Марией и тремя Мариями.

Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима (в значительно расширенном изложении сюжета, датированном XV веком), Иоанн принес новость Деве Марии, которая затем пришла с Марией Магдалиной, Марфой и Саломией (матерью Иакова и Иоанна) к месту казни, где при виде происходящего Дева Мария упала в обморок. Этот эпизод часто трансформируется в сцену, произошедшую по дороге на Голгофу, и обычно обморок случается в тот момент, когда Христос падает под тяжестью креста. Мы видим Деву Марию, без сил опускающуюся на руки других женщин или Иоанна. Итальянское название этого сюжета - «Lo Spasuno» ["Обморок"].

Другая фигура, появившаяся в начале XV века, вероятно, благодаря влиянию современной религиозной драмы, - Вероника. Легенда повествует о том, что она вышла из своего дома, когда Спаситель проходил мимо, и подала ему полотенце, чтобы вытереть пот с его лица. Лик Спасителя чудесным образом запечатлелся на нем. Она изображается коленопреклоненной у обочины дороги, держащей sudarium, или плат, на котором запечатлен образ Христа. Она может изображаться вытирающей его лицо.

По мнению средневековых теологов, ветхозаветными прообразами несения креста являются следующие сюжеты: Жертвоприношение Авраама;

Илия и вдова из Сарепты; Иаков, благословляющий Ефрема и Манассию (в статье Иосиф); Иудейская Пасха и смерть первенцев (в статье Моисей).

Образ Христа с крестом, являющийся в видении святому, стоящему коленопреклоненным у алтаря, - популярная тема живописи Контрреформации: см. Григорий Великий (5): Месса Св. Григория.

Евангелисты Матфей, Марк и Лука рассказывают, что когда Христа уводили на распятие, то «выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32). Однако евангел-ист Иоанн утверждает, что Христу пришлось Самому нести Свой крест. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-Еврейски Голгофа» (Ин. 19:17). Путь на Голгофу чаще всего изображали согласно версии Иоанна, где Иисус Сам на Себе несет Свой крест. Остановки Христа на крестном пути. В религиозном искусстве путь Христа на Голгофу обычно подразделяется на четырнадцать сцен или остановок: 1. Иисус приговорен к смерти. 2. Иисус получает Свой крест. 3. Иисус первый раз падает под тяжестью креста. 4. Иисус встречает Свою сокрушающуюся Мать. 5. Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест. 6. Вероника утирает лицо Иисусу. 7. Иисус падает во второй раз. 8. Иисус говорит с женщинами из Иерусалима. 9. Иисус падает в третий раз. 10. С Иисуса срывают одежды. 11. Иисуса пригвождают к кресту. 12. Иисус умирает на кресте. 13. Иисуса снимают с креста. 14. Иисуса кладут в гроб.