Ребенок дописывает после мочеиспускания. Расстройства мочеиспускания у детей

Сценарий праздника «День учителя 2017»

Звучит музыка из м/ф «Фильм, фильм фильм…»

Вывозят на кресле режиссера, выходит съемочная группа. Начинается съемка.

Участник съемочной группы . Дубль 2. Кадр 1.

Ведущий новостей (грустным, умирающим тоном) (Настя Л.) . Добрый день! В прямом эфире программа «Школьные новости», и в ближайшие полчаса с вами я...

Режиссер (кричит и срывается с места). Стоп, стоп, камера, стоп. Ну сколько мне повторять одно и то же. Улыбочка. Добрый день, добрый день... Все сначала. Свет, камера, мотор.

Участник съемочной группы . Дубль 2. Кадр 2.

Режиссер. Так, стоп. Почему посторонние на съемочной площадке?

Ведущие (Катя и Влад К.) . А мы, мы не посторонние, у нас тут...

Режиссер . Ну, все. Надоело. У меня в труппе новые артисты, а я не в курсе. Как всегда режиссер все узнает в последнюю очередь. Ухожу снимать «Новости» в детский сад. Меня, кстати, давно уже звали.

Вся съемочная группа. Максим Андреевич, ну миленький...

Режиссер . Ладно, ладно. Продолжаем работать. Сделайте им приличный грим и обоих в кадр.

1-й ведущий (Катя) Но позвольте, уважаемый, у нас тут праздник. У нас своя программа, и мы не можем участвовать в вашей съемке, и желательно, чтобы вы освободили сцену.

Режиссер. Та-а-к, значит, у них тут какой-то праздник, а я, наверное, ерундой занимаюсь. Сейчас я сделаю один звонок и быстро решу этот вопрос.

Режиссер (звонит). Алло, (обращается к директору школы) Людмила Петровна! Мы так не договаривались. У меня срочный выпуск, а тут. А –а-а День Учителя? Ну, конечно, о чем речь, поможем, снимем. Да. Да, перенесем съемку. Не такой уж срочный выпуск.

(говорит ведущим ) Ладно будем снимать День учителя в вашей школе. Что вы приготовили для своих любимых учителей, показывайте.

Свет, камера, мотор.

Участник съемочной группы. Дубль 1. Кадр 1.

1-й ведущий (Катя)

Мы долго не могли принять решение,

С чего начать нам наше выступление.

Ну, чтобы было весело, как полагается,

Раз выступление – следует представиться!

2-й ведущий (Влад К)

А живём мы не далеко, не близко,

Не высоко, не низко,

Не на небе – на земле,

На родимой стороне.

Во граде Севастополе,

Во районе Балаклавском,

Во селе Гончарном!

1-й ведущий (Катя)

Мы – ученики школы села Гончарного. А собрались мы здесь, чтобы поздравить наших учителей с их профессиональным праздником!

Танец «Листики»

2-й ведущий (Влад К)

Пусть осень на дворе уж целый месяц,
Сегодня вдруг повеяло весной,
Цветы цветут сегодня в каждом сердце:
Преподаватель – нынче праздник твой.

1-й ведущий (Катя)

Путь педагога – это не ошибка,
Ведь это не работа, а судьба,
Сегодня вся любовь, все взгляды и улыбки,
Сегодня, все, что есть на свете – для тебя!

1 ребенок День учителя! Вслушайтесь сердцем
В эти звуки, что дороги нам
Всем, что связано с юностью, детством,
Мы обязаны учителям!
2 ребенок За ласку, доброту, заботу,
Хотим мы всех благодарить.
Собрать бы все цветы на свете
И вам сегодня подарить!
3 ребенок От А до Я, к любым открытиям
Путь начинается с тебя.
Да будет славен труд учителя!
Да будет славен День учителя!
Все: Ваш день, учителя!

Сценка « Дело было вечером»

Люда

Надя

Нина

Алексей

Гера

Ведущий:

Дело было вечером
Делать было нечего.
Люда в зеркальце смотрела,
Нина просто так сидела,
Зоя пела, Любовь молчала,
Наденька ногой качала,
Алексей играл в песке,
Гера в "мячик на носке".
Вдруг раздался Людин голос…

Света: Вот сейчас смотрю на вас,
А когда пройдут года,
Кем вы станете тогда?

Ведущий: (Е.А. )

И сказала тихо Нина:

Нина: Буду я как баба Зина
На базарчике стоять
И пиявок продавать.
Покупатели вокруг
Быстро всю и разберут!
В тот же день, за эти деньги,
В магазине я куплю
Попугая, кобру, крысу,
Черепаху и сову.

Ведущий: (Е.А. )

И сказала громко Зоя

Зоя : Как без музыки друзья?
Сяду вечером на лавку –
Все собаки станут гавкать,
Как гармошку растяну…
Если вынесу гобой –
Поднимут все соседи вой,
А спою под пианино…
Не пройдут мальчишки мимо!
Грозди белые акаций
Оборвутся от оваций.

Надя: Ну, а я, сказала Надя,
Пианино не люблю…
Лучше цифры: три, один –
Лучше уж считать игрушки,
Куклы, деньги, погремушки…
Как прибавить, как отнять,
Всё могу вам рассказать.

Ведущий: (Е.А. )

В разговор вступает Гера:

Гера: Спорить вам не надоело?
Главное, друзья, футбол!
Как забить в ворота гол!
Мне детсадовскую крышу
Покорять пришлось не раз
И меня не называйте Геерок
Я сегодня Снежный Барс!

Ведущий: (Е.А. )

В углу задумался Алёша,
А немного погодя…
Громко он друзьям сказал:

Алёша: Друзья! Вот о чём кручинюсь я!
Всем бездельничать охота,
Но работать должен кто-то!
Должен кто-то в семь вставать
Вас кормить и одевать,
Шить рубашки и штанишки,
Суп варить, печатать книжки,
В детский садик нас водить,
В школе всех ребят учить,
Строить, рыть, стругать, пилить…

Ведущий: (Е.А. )

И сказала Люда строго:

Люда: Да, ребята, так нельзя!
Надо всем в учителя!
Я как только народилась
Сразу вся определилась,
Я в игрушки не играла –
Сочинения писала –
На обоях, на столе
И у брата в дневнике.

Ведущий: (Е.А. )

Лёша, Надя, Гера, Нина,
Зоя, Люба и Людмила
В этот вечер так решили:

Все хором : Мы сегодня подрастём,
В институт затем пойдём,
Станем мы детей учить!
Интересно будем жить.

2-й ведущий (Влад К.) .

Искренне сыновнее "спасибо"
Говорим мы всем учителям.
Будьте молоды и счастливы,
Мира, долгих лет, здоровья вам!

1-й ведущий. (Катя)

Очень ценим вас и любим,
Никому не отдадим!
Вы несете радость людям!
Мы такими быть хотим!

Песня «Озера доброты»

Сценка (1 класс)

Камилл а: Платон, а ты хотел бы работать учителем, когда вырастешь?

Платон : Конечно, да.

Камилла : Учителем математики?

Платон: Конечно, нет, лучше учителем физкультуры, работа на свежем воздухе, мяч в руках, свисток в зубах! На ногах кроссовки.

1 класс

1. Давно ли в погожий осенний денёк
Мы в школу ребята пришли
Давно ли мы с вами на первый звонок
Живые цветы принесли
2 . В ребячью жизнь,
Как солнца свет, вошли вы
И слов красивых зря не говоря,
Учите нас с любовью, бережливо
Премудростям нехитрым букваря.

3 . Мы доставляем Вам хлопот не мало,
Не в меру шаловливые порой…
Ведь мы ещё не понимаем
Что станете нам матерью второй.
4 . С чистой совестью и щедрым сердцем
Вы относитесь к деткам своим!
Вас, наш лучик счастливого детства,
Мы поздравить сегодня хотим!

2 класс

1. Простая работа – учиться
Большое призвание – учить
Торжественно вам обещаем
Науки и знания постичь.

2. Вы – учитель, самый первый наш,
Нас учили по слогам читать.
Пишем аккуратно буквы и слова,
Чтобы вам приятно было бы всегда.

3. Поздравляет Вас сейчас
Ваш родной начальный класс:
Эти мальчики, девчонка
Тянут к знаниям ручонки.

4 . Спасибо Вам, учитель наш любимый,
За Ваш нелегкий, но почетный труд!
Старанья Ваши не проходят мимо –
Они мир этот хрупкий берегут.

Номер – сценка (3 класс)

1 ученица. Добрый вечер, уважаемые зрители!

2 ученица. Добрый вечер!

2 ученица. Ты что, с Луны свалилась?

1 ученица. Для меня это было как сон. Мама утром портфель собирала и вдруг книгу выронила. Я подняла, смотрю - а там написано: «3 класс». Я так обрадовалась - ведь прошлый раз, когда я книгу в руки брала, там было написано: «1 класс». А вот потом мне стало грустно...

2 ученица. Почему?

1 ученица. Лучше бы на книге было написано: «11 класс». А так - сколько еще мучиться предстоит моим родителям!

2 ученица. Да, ты права. Мои родители очень часто вспоминают те добрые старые времена, когда меня еще возили в коляске.

2 ученица. Ну, у тебя еще что-нибудь есть?

1 ученица. Пока нет. Но к вечеру что-нибудь услышу.

2 ученица. Спасибо за внимание!

1 ученица. До новых встреч! (Убегают. )

3 класс
1. Для нас Вы родная мама, Влад К.
И учите нас словно родных,
Любимой останетесь самой
Вы в наших сердцах молодых.
2. Красивая и добрая учительница наша, Катя
И то, что знаем много мы – заслуга в этом Ваша.
Собрался весь наш дружный класс
Прочесть Вам поздравление от нас.
3. Спасибо Вам за доброту, Влад
За стойкость и терпение.
Желаем быть всегда такой,
Весёлой, нежной и родной.

4. И на огромной радостной планете
Резвятся беззаботно малыши!
Вы самый лучший педагог на свете!
Мы все Вас поздравляем от души!

Все: Спасибо много-много раз

За то, что учите вы нас!

Я хочу предоставить слово нашим гостям

Конкурсы

Песня «Мы желаем счастья вам»

Режиссер. Как же вы мне все нравитесь! Такие активные, творческие, веселые, дружные. Так, так, так, быстренько, фамилии, имена ваших классных руководителей, хочу сделать репортаж. Воспитать таких детей!

Ночное недержание мочи может быть вызвано разными причинами. Изредка причиной является заболевание. В этом случае у ребенка наблюдается недержание мочи и днем. Но в огромном большинстве случаев причину надо искать в душевном состоянии ребенка.

Некоторые ситуации влияют на маленького ребенка таким образом, что он подсознательно стремится вернуться в период младенчества. Например, трехлетний ребенок просыпался сухим в течение полугода, но, переехав на лето на дачу, вдруг стал снова мочиться в постель. Даже, если он кажется вполне довольным новой обстановкой, в глубине души он явно скучает по дому. Когда лондонских детей эвакуировали из города в начале войны, разлучив их с семьями, друзьями и привычной обстановкой, многие из них, и даже подростки, начали страдать ночным недержанием мочи. То же самое наблюдается в детских домах. Дети часто мочатся в постель после возбуждающих событий типа празднования дня рождения, посещения цирка и т.п.

Частая причина недержания мочи в раннем детстве - появление нового ребенка в семье.

Очень важно, чтобы родители понимали, что в таких ситуациях ребенок мочится в постель не нарочно. Ведь он при этом крепко спит. Мочеиспускание часто происходит в то время, когда ребенку снится, что он находится в отчаянном, безвыходном положении и у него нет возможности спастись. Если у ребенка ночное недержание мочи, так как он скучает по дому или из-за дня рождения брата или сестры, ему может сниться, что он заблудился, что он ищет мать, которая будет заботиться о нем самоотверженно и не жалуясь, как она это делала когда-то, когда он был совсем маленьким.

Если ребенок скучает по дому, родителям следует в первые несколько дней находиться с ним подольше, чтобы он не чувствовал себя одиноким, и помочь ему полюбить новое место жительства. Если в семье появился новый ребенок, родителям надо уверить старшего, что они любят его по-прежнему и что у него нет причин чувствовать себя отвергнутым (см. разделы 463, 469). Не следует ругать ребенка за мокрую постель - ему и так, вероятно, неприятно. Вы больше поможете ему, выразив уверенность, что скоро он снова будет просыпаться сухим.

Что касается ребенка, который никогда не просыпался сухим до 3-4 или 5 лет (большинство детей перестает мочиться ночью между 2 и 3 годами), то в некоторых случаях причиной является слишком энергичное приучение к горшку днем.

Ребенок долго сопротивлялся, а мать становилась все настойчивей и нетерпеливей. Разумно прекратить всякие трения по поводу приучения к горшку и никогда не стыдить ребенка за мокрые штанишки. Желательно не будить ребенка ночью, чтобы он помочился в горшок, так как это напоминает ему, что он еще маленький и не умеет отвечать за себя. Ему гораздо более необходимы уверения родителей, что он обязательно повзрослеет и сам перестанет мочиться в постель.

В 80% недержание мочи наблюдается у мальчиков

Некоторые психиатры, изучавшие проблемы недержания мочи у детей, считают очень характерным следующий тип мальчиков: ему не хватает уверенности в себе, он слишком легко приходит к выводу о своей некомпетентности. Возможно, он боится соперничать с другими мальчиками или быть с ними на равной ноге. Он считает, что мать подавляет его свободу. Мать, конечно, любит его, но для такого человека, как он, временами она слишком нетерпелива и властна. Строгое воспитание не позволяет ему открыто сопротивляться ее вмешательству, поэтому он сопротивляется пассивно: он медлит, копается или просто поступает назло. От этого мать еще более не удовлетворена им. Часто в таких случаях отец не оказывает мальчику достаточной моральной поддержки.

Меры, которые родители часто предпринимают в случае ночного недержания мочи, могут привести к обратным результатам. Каждую ночь, вытаскивая из постели сонного ребенка (дети, страдающие недержанием мочи, особенно крепко спят), чтобы посадить его на горшок, вы еще более убеждаете его в том, что он маленький. Если вы решите сократить потребление им жидкости после 5 часов, ему будет казаться, что он "умирает от жажды" (с вами было бы то же самое), и тогда вам наверняка придется пререкаться с ним весь вечер, что повредит вашим отношениям с ребенком. Если вы заставите его самого стирать и развешивать свои простыни, он будет бояться, что другие мальчики узнают о его позоре. Он мочится в постель не потому, что его недостаточно стыдили. Любой пятилетний мальчик отдал бы все на свете, чтобы этого больше не повторилось. Он сам бы хотел удержаться, но не в состоянии контролировать свои подсознательные чувства, которые являются причиной недержания мочи.

Такому мальчику не хватает уверенности в своих силах, а эта уверенность создается постепенно и с помощью окружающих. Самый быстрый способ - обратиться к детскому психиатру, особенно если у ребенка есть и другие переживания. Но если это невозможно, родители тоже могут кое-что предпринять в зависимости от обстоятельств. Они могут объяснить ребенку, что многие мальчики испытывали подобные затруднения, но сумели их со временем преодолеть. Они могут также выразить уверенность, что и он сможет преодолеть свое затруднение.

Я думаю, не следует ограничивать потребление жидкости и будить ребенка среди ночи, чтобы посадить на горшок.

Для мальчиков 5-6-7 лет может оказаться стимулом наклеивание золотых звезд на те числа календаря, когда он проснулся сухим. Можно пообещать награду - коньки, велосипед и т. п. Еще лучше, хотя вам покажется это нелогичным, сразу же дать ему то, о чем он долго мечтал и в чем ему отказывали из-за того, что он мочится в постель. Цель этих мероприятий - помочь мальчику как можно скорее почувствовать себя равным среди других ребят.

Если отец до этого времени отстранялся от воспитания и ухода за ребенком, он очень помог бы ему, приняв более активное участие в его воспитании, и если возможно, найдя для себя какое-нибудь увлечение, которое он смог бы частично разделить со своим сыном. Если мать слишком настойчиво понукает и подгоняет ребенка при выполнении домашних заданий, ей следует попытаться умерить свою строгость. Посоветуйтесь с его учителем. Совместные наблюдения над мальчиком принесут большую пользу.

Недержание мочи у девочек

Типичная картина недержания мочи у девочек совершенно отлична от типичной картины у мальчиков. Не следует огорчаться, если иногда маленький ребенок, заигравшись, мочит штанишки. Но, если он постоянно медлит и все откладывает "на потом", то это обычно знак, что с ним обращаются слишком строго, командуя и понукая его. У него выработалась настолько устойчивая привычка сопротивляться, что он восстает не только, когда его родители, но и когда его собственная натура говорит ему, что нужно что-то делать. Это часто называют ленью, но на самом деле такое сопротивление требует значительных усилий. Такого ребенка можно сравнить с автомашиной, которую ведут, забыв отпустить тормоза.

Некоторые "происшествия"

Некоторым детям, даже счастливым и уравновешенным, трудно удержаться, если они возбуждены или испуганы, или неожиданно засмеются. В такие моменты они не замечают, как происходит мочеиспускание. Это не болезнь и не такое уж редкое явление. Многие животные автоматически мочатся в минуту испуга. Но ребенка необходимо успокоить, сказав ему, что он не сделал ничего постыдного.

Частое мочеиспускание

Оно имеет несколько возможных причин. Если это происходит с ребенком вдруг, а до тех пор все было нормально, это может означать инфекцию мочевого тракта или диабет. Следует немедленно сделать анализ мочи и показать ребенка врачу.

У некоторых, даже очень спокойных людей мочевой пузырь не в состоянии удержать среднее количество мочи, и, вероятно, так уж они были созданы природой. Но большинство людей чувствуют потребность в частом мочеиспускании, когда они напряжены или взволнованы. Иногда это происходит вследствие временного напряжения, а иногда приобретает хронический характер. Даже нормальный здоровый спортсмен вынужден удаляться в туалет каждые 15 минут перед самым соревнованием. Задача родителей в этом случае - найти причину напряженности ребенка, если она вообще существует. Иногда причина может крыться в его отношениях с родителями или с другими детьми, или у ребенка могут быть неприятности в школе. Чаще всего налицо все три причины. Вот типичная ситуация: ребенок застенчив, а учительница слишком строга. Страх ребенка перед учителем не дает его мочевому пузырю достаточно расслабиться, чтобы удержать большее количество мочи. Ребенок не решается попроситься выйти. Если учительница не умеет относиться к таким проблемам просто и естественно, то положение еще более осложняется. Разумно в этом случае взять у врача записку с просьбой отпускать ребенка и с объяснением его характера, а также особенностей работы его мочевого пузыря. Если учитель - человек, который охотно идет навстречу, родители - тактичные люди, то большую пользу принесет также личная встреча.

Затрудненное мочеиспускание

В редких случаях ребенок (обычно мальчик) рождается с таким узким мочеиспускательным каналом или его наружным отверстием, что ему приходится сильно напрягаться, чтобы вытолкнуть мочу, которая сочится либо тоненькой струйкой, либо каплями. Необходимо как можно скорее обратиться к врачу, так как это вредно для почек и внутренних мочевых путей.

Иногда в жаркую погоду, когда ребенок много потеет и недостаточно пьет, он мочится очень редко, один раз в 12 часов или даже реже. При этом моча бывает густо-желтого цвета, с резким запахом и может раздражать места, на которые попадает. То же бывает при высокой температуре. В жаркую погоду и при высокой температуре ребенку нужно часто предлагать воду или напоминать о том, что нужно попить, особенно, если он еще очень маленький и не может сам сказать, что ему нужно.

Довольно обычная причина болезненного мочеиспускания у девочек - инфекция влагалища, которая распространяется и на нижнюю часть мочеиспускательного канала. От этого у девочек постоянно ощущение, что ей нужно помочиться, хотя она, может быть, не в состоянии это сделать или будет сдерживаться из страха испытать боль, или выдавит только несколько капель. Необходимо сделать анализ мочи и показать девочку врачу. Но до тех пор состояние девочки можно облегчить при помощи теплой ванны, в которую добавляют чашку питьевой соды. Ванну принимают несколько раз в день. После ванны осторожно промокните полотенцем воду в области мочеиспускательного канала и густо смажьте глицериновой, борной или цинковой мазью, или обычным кремом. Мазь успокоит и защитит воспаленную кожу.

Воспаление головки полового члена

Иногда вокруг отверстия полового члена появляется воспаление, которое выглядит как содранная кожа. Может быть также небольшая припухлость, которая закроет отверстие и затруднит выход мочи. Это воспаление - опрелость, сконцентрированная в одном месте и вызванная аммонием (запах которого вы можете почувствовать утром в постели ребенка). Аммоний вырабатывается бактериями из мочи, остающейся в пеленках, ночной одежде и простынях. Обычно опрелости появляются после года, когда мать перестает кипятить пеленки и бактерии накапливаются в пижамах, простынях и начинают вырабатывать аммоний, как только ребенок помочится в постель. Главное средство против опрелости - кипячение пеленок или использование антисептика при полоскании, пока опрелость не исчезнет. Места опрелости можно защитить от трения одеждой и успокоить жжение частыми смазываниями цинковой или другой мазью, особенно перед сном. Если ребенок испытывает боль, удерживаясь от мочеиспускания в течение долгого времени, посадите его в теплую ванну на полчаса. Если же и после этого он не сможет помочиться, следует вызвать врача.

Заболевание мочевых путей

Нарушение деятельности почек или мочевого пузыря может вызвать бурное заболевание с высокой беспорядочной температурой. Но, с другой стороны, заболевание часто обнаруживается случайно, при анализе мочи, хотя ребенок чувствовал себя вполне нормально. Ребенок постарше может жаловаться на частые мочеиспускания с жжением, но гораздо чаще симптомы никак не указывают на мочевой тракт. Эти заболевания чаще встречаются у девочек в первые 2 года жизни. Необходимо немедленное лечение, которое обычно оказывается успешным.

Следует всегда делать анализ мочи, если у ребенка поднимается температура без всякой видимой причины. Анализ необходим также, если высокая температура держится у ребенка дольше, чем несколько дней, даже, если имеются признаки простуды или ангины, поскольку инфекция в какой-либо части тела может распространиться на мочевой тракт и вызвать высокую температуру.

Если в моче много гноя, она может быть мутной с беловатыми хлопьями. Если их мало, то невооруженным глазом их не видно. Но, с другой стороны, и в моче здорового ребенка могут быть хлопья, особенно, когда она остынет. Это обычные минеральные соли. Поэтому без анализа мочи нельзя определить наличие признаков заболевания. Если заболевание мочевого тракта окончательно не излечивается или повторяется вновь, нужно провести специальное исследование всей мочевой системы.

Гной в моче девочки не всегда означает заболевание мочевого тракта

Гной в моче девочки может попасть туда из влагалища, даже, если с виду оно кажется нормальным. Поэтому никогда не следует предполагать, что гной, найденный в моче девочки при обычном анализе, означает заболевание мочевого тракта. Прежде всего необходимо получить "чистую" мочу для анализа. Для этого раздвиньте складки слизистой влагалища девочки, промойте быстро и осторожно ватным тампоном, смоченным водой, и промокните насухо полотенцем или сухим ватным тампоном. После этого пусть девочка помочится для анализа. Если в той моче снова окажется гной, врач для большей уверенности может взять мочу на анализ с помощью катетера (маленькой резиновой трубки), который вводят прямо в мочевой пузырь. Таким образом получают мочу, не соприкасавшуюся с кожей.

Выделения у девочек

У девочек довольно часто бывают небольшие выделения из влагалища. В большинстве случаев это вызвано неопасными бактериями и быстро проходит. Густые, обильные выделения могут быть вызваны более серьезной инфекцией и требуют незамедлительного лечения. Даже, если выделения незначительны, но не исчезают в течении нескольких дней, необходимо также посоветоваться с врачом. Если выделения состоят наполовину из гноя, и наполовину из крови, причиной может быть какой-нибудь предмет, который девочка затолкнула себе во влагалище и который остался там, вызывая раздражение. Если это действительно так, не внушайте девочке, что она сама себя покалечила, и не вызывайте в ней чувства вины. Это не проявление порока, а естественное стремление экспериментировать и исследовать.

Причиной небольшого раздражения влагалища может явиться онанизм. Если взрослые проявляют беспокойство по поводу половых органов девочки, она пугается. Жжение, вызываемое большими выделениями из влагалища, можно устранить без суеты при помощи ванны, в которую добавляют питьевую соду. Ванну принимают 2 раза в день, после чего вход во влагалище можно слегка смазать глицериновой или борной мазью. Главное - это уверить девочку, что ничего серьезного с ней не случилось.

Дети никогда не имеют стабильных физических показателей, и чем младше ребенок, тем больше могут они варьироваться. В определенном возрасте у ребенка может быть достаточно редкое мочеиспускание. В таких ситуациях большинство родителей задаются вопросом: что не так со здоровьем малыша?

Ниже будут рассмотрены подробные причины, а пока достаточно понять, что это может быть не болезнью, а вариантом возрастной нормы. И, конечно, редкое мочеиспускание у ребенка может быть патологическим.

Если причина в заболевании, потребуется правильная и тщательная диагностика, а также прохождение полного курса лечения, чтобы детская болезнь осталась в детстве.

Помимо частоты мочеиспусканий нужно отмечать изменения и в других качествах – показатели мочи, ее объем в сутки и в разовой порции, ритм мочеиспускания.

Прерывистое мочеиспускание у ребенка является поводом для обращения к специалисту. Не стоит медлить, так как любая острая патология мочевыводящих путей приводит к усиленной интоксикации организма и может осложняться острыми воспалительными процессами других органов и систем. Кроме того, невылеченная патология почек и мочевыводящих путей часто перерастает в хроническую и беспокоит человека в течение всей жизни.

Какое мочеиспускание у детей считается редким?

В поисках причин редкого мочеиспускания у ребенка, начинать стоит с понимания самого процесса и его норм.

Мочеиспускание – процесс фильтрации и выведения из организма мочи путём произвольного сокращения мышц и опорожнения мочевого пузыря. В мочеиспускании существует два важных процесса – фильтрация и абсорбция (всасывание). От активности и слаженности этих процессов зависит качество мочеиспускания.

Частота мочеиспускания неодинакова в разных возрастных группах. Почки человека – один из немногих органов, развитие которых возможно и вне утробы матери. Корковое и мозговое вещество почек может развиваться в течение нескольких лет и вышеупомянутые процессы абсорбции и фильтрации протекают со своими особенностями в каждом возрастном периоде.

Чтобы понять грани патологии, нужно разобраться с тем, что принято считать нормой. Согласно данным, принятым в ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), нормы мочеиспускания у детей следующие.

Соответственно, уменьшение частоты мочеиспусканий по сравнению с нижней границей возрастной нормы может считаться редким мочеиспусканием.

Почему может изменяться частота мочеиспусканий?

Рассматривая этот вопрос, нужно выделить два основных критерия – возраст ребенка и физиологичность. Если с первым все относительно понятно, то второй может вызвать вопросы.

Физиологичность проблемы редкого мочеиспускания – это причины, не связанные с заболеваниями ребенка. Патологичность – противоположное физиологичности значение, указывающее на наличие заболевания.

Физиологические причины.

  1. В периоде новорожденности и младенчества, когда ребенок находится на однокомпонентном вскармливании (молоко или смесь), причиной редкого мочеиспускания может быть повышенная жирность молока матери. Жирное молоко может также служить причиной редкого стула у малышей. Единственный действенный способ избежать таких проблем – это регулярная смена кормящей груди. Первичное молоко, то есть молоко из «новой» груди является наименее жирным. Также допустимо допаивание.
  2. В период с 6 месяцев и дальше причиной может быть как физиологическая смена ритма мочеиспускания у ребенка, так и нарушение диеты. В последнем случае нужно отрегулировать калорийность питания и количество потребляемой жидкости.

Патологические причины.

  1. Заболевания почек как врожденные, так и приобретенные. О врожденных патологиях родители, как правило, узнают в первые месяцы. А к приобретенным стоит отнести инфекционные заболевания. Помимо редкого мочеиспускания могут наблюдаться рези, печение, зуд, боли внизу живота. Эти заболевания лечатся согласно причине их вызывающей.
  2. Инфекционные заболевания мочевыводящих путей или механическая закупорка мочеточников (наличие камней в почках и мочевыводящих путях). Для них характерно не столько редкое, сколько прерывистое мочеиспускание у ребенка. Дополнительные симптомы такие же, как при воспалительных процессах в почках.
  3. Долгое вынужденное воздержание от мочеиспускания. После него возникает рефлекторный спазм мочевого пузыря и мочевыводящего канала, которое вызывает задержку мочеиспускания у детей. Зачастую это состояние проходит само по себе, но если оно длится долгое время и приносит сильные болевые ощущения, прибегают к катетеризации мочевого пузыря. При этом могут возникать болезненные позывы и напряжение стенок мочевого пузыря, ощущаемое как спазм.
  4. Неврологические и психические расстройства. Так, истерические припадки могут вызывать как недержание мочи, таки и её острую задержку. Устранение припадка или неврологического синдрома возобновляет самостоятельное мочеиспускание. При этом будут наблюдаться симптомы, характерные для неврологических патологий – тики, параличи и парезы. При психических нарушениях в глаза сразу бросаются нарушения сознания и поведения.
  5. Высокая температура тела, приводящая к обезвоживанию, и как следствие, редкое мочеиспускание. Недостаточное возмещение жидкости при её потере не позволит организму избавляться от токсинов.
  6. Проблемы с мочеиспусканием у детей могут возникать также вследствие травм спинного и головного мозга (сотрясение, перелом). В таких случаях на весь период восстановления и лечения травмы ребенку ставят катетер мочевого пузыря.

Какие исследования назначают детям с редким мочеиспусканием?

При расстройствах мочеиспускания у детей педиатр, нефролог или уролог должен назначить обследования для определения причин и постановки диагноза.

Назначаются следующие анализы:

  • общий анализ мочи определяет количество жидкости, её кислотность, наличие осадка, солей, глюкозы, лейкоцитов и эритроцитов позволяет судить о предположительной природе патологии;
  • анализ мочи по Нечипоренко позволяет выявить источник и локализацию инфекционного процесса в 1 мл мочи;
  • общий анализ крови помогает определить состояние иммунной системы в общих чертах, а также наличие воспалительных процессов в организме;
  • бактериологический посев мочи при подозрении на наличие бактериальной инфекции позволяет определить возбудителя для назначения необходимого лечения.

Кроме того, проводятся исследования:

  • измерение количества актов мочеиспускания в сутки. Это первое, на что обращают внимание родители или сам ребенок;
  • измерение объёма разовой порции мочи, позволяющее определить отклонение от возрастной нормы;
  • УЗИ органов малого таза и УЗИ почек, которое помогает увидеть структурные изменения в почках, мочевом пузыре и мочевыводящих путях;
  • микционная цистоуретрография – этот инновационный метод позволяет визуализировать врожденные пороки развития мочевого пузыря, почек, мочеточников;
  • сцинтиграфия для выявления новообразования в почках и мочевыводящих путях.

Что могут предпринять родители?

Если задержка мочеиспускания не носит болезненный характер, можно попробовать спровоцировать его теплыми сидячими ванночками, звуками текущей воды.

Если же мочеиспускание не наступает, следует вызвать скорую помощь, чтобы была произведена катетеризация мочевого пузыря.

При расстройствах мочеиспускания у ребенка первым делом необходимо обратить внимание на питание и режим потребления воды. Не всякая жидкость приравнивается к воде, поэтому стоит приучить ребенка регулярно пить обычную чистую воду. Из диеты следует исключить жирные и острые продукты, а также быстрые углеводы и кофе, которые имеют свойство удерживать жидкость в организме.

Нарушения мочеиспускания у детей – не повод для паники, но повод для беспокойства. Поэтому своевременное обращение к специалисту является главным и первым, что должны сделать родители при возникновении таких проблем.

Частота стула и мочеиспускания у новорожденных

Под обменом веществ в организме понимают цепь химических реакций, цель которых – получение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, которые организм усваивает и использует для своих нужд. Рост и развитие детского организма происходит интенсивно, а нервная и гуморальная регуляция функций еще не до конца сформировалась и окрепла. Именно поэтому дети оказываются подвержены нарушениям обмена веществ (метаболизма). Подробно о причинах возникновения нарушений, симптомах и заболеваниях, к которым они могут привести, читайте далее...


Нарушения мочеиспускания у детей или дизурические расстройства включают в себя проблемы частоты мочеиспускания, боли и рези при мочеиспускании, ночное или дневное недержание мочи и ночное непроизвольное мочеиспускание ().

У новорождённых и малышей первого года жизни превалируют только безусловные рефлексы. Поэтому, как только в мочевом пузыре скапливается определённое количество мочи, малыш мочится.

С 8 месяцев можно начать вырабатывать рефлекс на наполнение мочевого пузыря и учить малыша «проситься» на горшок днём. Но вот в ночное время ребёнок так и будет продолжать рефлекторно писать в кроватку.

Осознанный контроль над мочеиспусканием возможен только ближе к 2,5- 3 года м. Стойкий условный рефлекс хождения на горшок начинает работать и в ночное время. Но вот опорожнить мочевой пузырь, по собственному желанию, независимо от объёма мочи в нём, ребёнок сможет лишь к 6 годам. Если у вашего ребёнка, достигшего трёхлетнего возраста, сохраняется ночное недержание мочи (энурез) или даже дневное, например: нейрогенный мочевой пузырь, необходимо проконсультироваться у врача невролога и педиатра для исключения органических и функциональных причин непроизвольного мочеиспускания.

Непроизвольное мочеиспускание может носить наследственный характер и быть следствием медленного развития регуляции мочевого пузыря. А также может быть симптомом невротических расстройств.

Как правило, у детей мочеиспускание более частое, нежели у взрослых. И связано это с тем, что малыши пьют намного больше воды относительно их массы тела. Да и объем мочевого пузыря у детишек маленький.

Болезненное мочеиспускание у малышей чаще всего сигнализирует о воспалительном процессе в мочевых путях. Если ваш малыш может описать характер своей боли при мочеиспускании, то расспросите его в какой момент ему больно - в начале или в конце мочеиспускания. Есть ли жжение или чувство жара. Также необходимо обратить внимание на частоту мочеиспускания и на наличие других жалоб, например, у малыша или снижения аппетита, есть ли .

Если малыш ещё не может пожаловаться, в силу возраста, как маме узнать о проблеме?

1. Малыши до 1-1,5 лет никак не реагируют на своё мочеиспускание. А если есть болевые ощущения, то в момент каждого мочеиспускания малыш будет плакать, делать резкие движения.

2. У малыша может появиться страх ходить на горшок (рекомендуем вам ).

3. У малыша будет учащённое мочеиспускание, «по каплям», малыми объёмами. Характерны неэффективные позывы.

О каких проблемах в организме ребёнка может сигнализировать болезненное мочеиспускание?

Чаще всего, болезненное мочеиспускание говорит о воспалительном процессе в мочевых путях. Это может быть цистит, уретрит. Боль при мочеиспускании у детей может возникнуть при дисметаболической нефропатии или при наличии инородного тела в мочевом канале. Очень частая причина возникновения болей у детишек при мочеиспускании - это пузырно-мочеточниковый рефлюкс . Обычно дети не могут определить локализацию боли при рефлюксе, но после мочеиспускания ребёнок успокаивается, так как боль проходит. Боль при мочеиспускании будет симптомом и воспалительных заболеваний половых органов - вульвит, вульвовагинит, баланит . Если ребёнок пожаловался на боль или жжение при мочеиспускании после приёма ванны, то возможно, малыш плохо смыл моющее средство с половых органов и оно раздражает слизистую. Тщательно ополосните половые органы ребёнка.

Немедленно обратитесь к врачу, если вы заметили, что:

Моча у малыша не отходит

В моче присутствует кровь

Моча отходит, но плохо и при этом у ребёнка увеличен живот

Мочеиспускание болезненное и очень частое

У мочи неприятный запах

У ребёнка появился энурез