Какая сделка является крупной для ООО и как это посчитать? Крупная сделка для ооо.

В соответствии с требованием статьи 51 закона № 44-ФЗ (часть 2, пункт 1, подпункт «е»), заявка на участие в конкурсе в определенных случаях должна содержать решение об одобрении крупной сделки . Этот документ необходимо приложить, когда наличие такого решения требует законодательство или учредительные документы участника. При этом оценивается как стоимость самой сделки, то есть поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, так и сумма обеспечения заявки либо контракта.

При отсутствии решения об одобрении крупной сделки в том случае, если оно должно быть представлено, заказчик может отклонить заявку участника. В каких случаях поставщики и подрядчики должны представлять такое решение? Что необходимо проверить заказчику, чтобы безосновательно не отклонить заявку? Рассмотрим эти вопросы более детально.

Какая сделка является крупной

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Для бюджетного учреждения (БУ) крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату. Осуществлять такую сделку можно только с разрешения органа, имеющего полномочия и функции учредителя БУ. Такое требование устанавливает пункт 13 статьи 9.2 закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

А вот для унитарных предприятий крупная сделка - это сделка стоимостью от 5 млн. рублей . Это правило установлено частью 1 статьи 23 закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Одобрить крупную сделку на основании части 3 указанной статьи должен собственник имущества ГУП или МУП.

Для акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) крупная сделка составляет 25% и более от стоимости имущества ООО либо активов АО . Стоимость имущества (активов) определяется по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Законодательным актом, устанавливающим условия признания сделки крупной, для акционерных обществ является закон № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью - закон № 14-ФЗ. Отметим, что уставы АО и ООО могут предусматривать иные размеры и условия признания сделки крупной .

В отношении акционерных обществ и ООО законодательство делает оговорку - крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности обществ . Из-за этого вопрос признания сделки крупной для них не всегда имеет однозначный ответ.

Одобрение крупной сделки

Одобрение крупной сделки акционерного общества в соответствии со статьей 79 закона № 208-ФЗ, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров .

Решение в отношении крупных сделок ООО должно быть принято общим собранием участников (статья 46 закона № 14-ФЗ). При этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.

Позиция чиновников и судов

Минэкономразвития и ФАС считают, что отклонять заявку на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки неправомерно .

Если в документах нет такого решения, значит, для участника сделка не является крупной. Одновременно Закон № 44-ФЗ не требует от поставщиков и подрядчиков документально доказывать тот факт, что сделка для них не относится к разряду крупных. Указанная позиция поддерживается и большинством арбитражных судов.

Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно. В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной. И если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.

Как быть заказчику и участнику?

Прежде чем отклонить заявку участника на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки, конкурсной комиссии необходимо проверить следующее:

  • действительно ли такое требование установлено законодательством для данного типа организации;
  • действительно ли сумма сделки является для участника крупной.

Если из учредительных документов АО или ООО невозможно явно установить, относится или нет сделка к их обычной хозяйственной деятельности, то на основании отсутствия решения о ее одобрении отклонять заявку не рекомендуется . В этом случае участник с большой долей вероятности может отменить решение конкурсной комиссии через ФАС или суд.

Чтобы избежать подобных ситуаций, участникам можно посоветовать только одно – прилагать указанное решение к документации. Это быстрее и эффективнее, нежели столкнуться с отклонением заявки и оспаривать решение конкурсной комиссии. Относя сделку к разряду крупных, унитарным и бюджетным организациям следует ориентироваться на ее размер, а коммерческим – принимать во внимание также тот факт, является ли операция обычной для их хозяйственной деятельности или нет.

В статье раскрывается понятие крупной сделки для таких коммерческих и некоммерческих организаций, как хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Автор ответит на вопросы, связанные с требованием о предоставлении в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе решения (копии решения) об одобрении или о совершении крупной сделки было включено в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее - Закон № 94-ФЗ) Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу 1 марта 2009 г.

Представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки необходимо в случае, если требование о его наличии установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах является крупной сделкой.

Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. Закон № 94-ФЗ был дополнен гл. 3.1. “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, определяющей порядок прохождения аккредитации на электронной торговой площадке (далее - ЭТП), участник размещения заказа должен предоставить оператору ЭТП решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

Определение крупной сделки

Существуют различные подходы к определению понятия “крупная сделка” в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц.

Крупная сделка для хозяйственных обществ

Для ООО, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее - Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25% от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, крупная сделка для ООО:
. связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества;
. может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок;
. уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.

Определение крупной сделки для АО дано в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее - Закон № 208-ФЗ). Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Такими сделками могут являться, в частности, заем, кредит, залог, поручительство.

При этом балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества или связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, а также с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом АО могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые им сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

Таким образом, различие в определении крупных сделок для АО и ООО состоит в следующем: в первом случае крупной считается сделка, составляющая 25% от стоимости активов, а во втором - 25% от стоимости имущества.

Крупная сделка для унитарных предприятий

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее - Закон № 161-ФЗ) для государственных и муниципальных унитарных предприятий крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения таким предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более, чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого указанным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.

Крупная сделка для государственных и муниципальных учреждений

Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее - Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для автономного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности

При рассмотрении понятия “крупная сделка” для юридических лиц различных организационно-правовых форм становится ясным, что под него подпадают не все сделки, совершаемые организациями и имеющие признаки крупных. В частности, к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Действующее законодательство не устанавливает четких критериев того, что является текущей хозяйственной деятельности юридического лица. В связи с этим обратимся к практике арбитражных судов.
Исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах», а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001. № 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” (далее - информационное письмо № 62), к сделкам, совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся:

Сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
. сделки по реализации готовой продукции;
. сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.

Также одним из критериев отнесения деятельности к “обычной хозяйственной” может являться упоминание данного вида деятельности в уставе юридического лица в качестве предмета его деятельности. Несмотря на возможные теоретические претензии к принципу “обычная деятельность = уставная деятельность”, связанные с неограниченной правоспособностью обществ, этот подход находит отражение в судебной практике (п. 5 информационного письма № 62).

При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами. И, если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой.1

ФАС России в своей практике руководствуется данными положениями, указывая в соответствующих решениях на незаконность действий государственных заказчиков по отклонению заявок участников размещения заказа в связи с непредставлением последними решений об одобрении крупных сделок в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности участника размещения заказа.2

Порядок одобрения крупной сделки для хозяйственных обществ

Согласно ст. 46 Закона № 14-ФЗ, решение о совершении ООО крупных сделок принимается общим собранием его участников. При сумме сделки, составляющей от 25% до 50% стоимости имущества общества, такое решение принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если в обществе образован совет директоров (наблюдательный совет) и принятие указанного решения отнесено уставом ООО к его компетенции.

В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 № КГ-А41/9019-06 по делу № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона № 14-ФЗ.

Крупная сделка, одобренная общим собранием участников общества с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной.

Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников.

Одобрение крупных сделок в АО может входить как в компетенцию совета директоров, так и общего собрания акционеров.

Совет директоров АО одобряет крупную сделку в том случае, если ее предметом является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества. При этом сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Каждый член совета директоров должен проголосовать лично, не передавая своих полномочий по доверенности.

В случае отсутствия кого-либо из членов совета директоров, не предоставившего письменное подтверждение одобрения крупной сделки, заседание по ее одобрению должно быть перенесено на другую дату. При несоблюдении указанного правила решение об одобрении крупной сделки будет считаться нелегитимным.

Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п. 3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.

Сделка может быть признана недействительной как по иску акционера, так и по иску общества. В случае, если в АО имеется только один акционер, который владеет 100% акций, то для одобрения сделки генеральному директору общества необходимо получить его письменное согласие.

Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который в информационном письме № 62 указал, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) им крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров. Если в обществе имеется два акционера, владеющие акциями в равных долях (по 50% каждый), то необходимо решение общего собрания, т. к. в этом случае квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.

Порядок одобрения крупной сделки для унитарных предприятий

Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых права собственника такого имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование, от имени которого права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ВАС РФ в определении от 16.04.2009 № ВАС-3929/09 по делу № А63-3891/08-С3-15 указал, что в случае, если договор, заключенный в рамках обычной хозяйственной деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия, не получил согласия собственника имущества, он будет являться несостоятельным, т. к. ст. 23 Закона № 161-ФЗ императивно устанавливает обязательность получения согласия собственника для заключения всех сделок, сумма которых превышает установленные законом пределы. Указанное положение связано с тем, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Таким образом, практически любая сделка, заключаемая таким предприятием, будет отнесена к обычной общехозяйственной деятельности.

Отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение таким предприятием сделок, выходящих за рамки его специальной правоспособности (даже при условии одобрения сделки собственником имущества предприятия) может стать причиной признания указанных сделок недействительными.

Порядок одобрения крупной сделки для государственных и муниципальных учреждений

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 “О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения” федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г. было поручено разработать и утвердить порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок можно рассмотреть на примере учреждений, подведомственных Минфину России. В соответствии с приказом Минфина России от 29.09.2010 г. № 111н “Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок”, бюджетное учреждение, намеревающееся выступить в качестве одной из сторон в сделке, признаваемой крупной, с целью принятия решения о предварительном согласовании должно представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России, следующие документы:

Обращение руководителя бюджетного учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета такой сделки, контрагентов, сроков, цены и ее иных существенных условий, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (к обращению прилагается опись направляемых документов);
. копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
. проект соответствующего договора, содержащий условия крупной сделки;
. подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее, чем за 3 месяца до представления такого отчета;
. сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат ее возникновения с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

Решение о предварительном согласовании крупной сделки либо о мотивированном отказе в таком согласовании принимается указанной Комиссией в течение 30 календарных дней с даты поступления вышеперечисленных документов и оформляется приказом Минфина России.
Автономное учреждение вправе совершить крупную сделку с предварительного одобрения наблюдательного совета такого учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления указанного предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом такого учреждения не предусмотрен более короткий срок. Наблюдательный совет создается в составе не менее, чем 5 и не более, чем 11 членов.

В состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Решения по вопросу одобрении крупной сделки принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки.

Крупная сделка: за и против

В заключение вернемся к требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ в части предоставления участниками размещения заказа решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.

Чтобы определить, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, нужно иметь в распоряжении следующие документы и сведения:

Учредительные документы юридического лица;
. сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
. сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
. сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия;

Из вышеперечисленных документов в силу требований Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа обязаны предоставить только копии учредительных документов.

Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.

Решить указанную проблему позволяет установленный ст. 41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т. ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.

Таким образом, решение вопроса о предоставлении сведений о крупной сделке участником открытого аукциона в электронной форме заключается в обязанности участника размещения заказа указать максимальную сумму сделки, превышение которой повлечет для него обязанность предоставить решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).

В иных случаях заказчику стоит исходить из того, что, если участник размещения заказа не представил в составе заявки решение о совершении крупной сделки, то подразумевается, что сделка, заключаемая им по итогам размещения заказа, для такого участника не является крупной. Таким образом, Закон № 94-ФЗ предлагает исходить из общего принципа гражданского законодательства, закрепленного в п. 3 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому участники гражданского оборота осуществляют свои права, действуя разумно и добросовестно.

Вместе с тем, поскольку само по себе требование о предоставлении решения об одобрении крупной сделки установлено Законом № 94-ФЗ, то заказчик вправе рекомендовать участникам размещения заказа включать в состав заявки на участие в торгах решение либо иной документ, подтверждающий, что совершаемые сделки не являются для них крупными.

1.См., например, постановления ФАС Московского округа от 12.09.2006 № КГ-А41/7615-06 по делу № А41-К1-23537/05, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 по делу № А56-51025/2006.

2. См., например, решение Челябинского УФАС России по Челябинской области от 27.04.2009 № 135-ж/2009 о неправомерных действиях аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги М-51 “Байкал” - от Челябинска через Курган, ОМСК, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, решение Алтайского краевого УФАС России от 22.05.2009 по делу № 83/09 в отношении государственного заказчика - ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для принтеров.

Срочная регистрация на подготовку к тестированию для трудоустройства на высокооплачиваемую работу или для перехода на другую должность.

Некоторые виды сделок, совершаемых ООО, совершаются в строго оговоренных законом рамках. Такими сделками могут быть так называемые крупные сделки (соглашения, договора). Если особый порядок при этом не соблюдён, то они не признаются действительными. Ещё до начала её совершения юрист определяет статус - крупная она или нет.

Определение сделки и порядок её совершения

В гражданском праве РФ определено понятие крупной сделки . Крупной сделкой считаются несколько связанных между собой сделок, в результате которых приобретается или отчуждается имущество. Стоимость имущества при таких сделках должна начинаться с 25 процентов и более от балансовой стоимости активов Общества с ограниченной ответственностью.

Как ни странно, но заключение мирового соглашения тоже относится к крупным сделкам. При этом не всегда известны стороны и выгодоприобретатели. Это относится к торгам. При таком положении допустимо не указывать обязательных сведений.

Стоимость же самих активов определяется балансом Общества с ограниченной ответственностью, составленным бухгалтером с самой последней датой отчёта за истёкший период (последний год). К крупным соглашениям могут относиться: заём, кредит, залог . Но вот сделки, связанные с размещением на рынке ценных бумаг, несмотря иногда даже на свои большие объёмы, никак не могут быть отнесены к крупным.

Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» чётко определяет, что сделки, совершаемые в ходе постоянной хозяйственной деятельности, не могут квалифицироваться, как крупные.

Одобрение сделок

Для одобрения соглашения собирается общее собрание участников общества (акционеров), где решается вопрос об одобрении крупной сделки. Составляется проект решения об одобрении соглашения между субъектами. В этом решении указываются: цена приобретаемого имущества, непосредственно сам предмет сделки и сторона приобретатель. Если же договор заключался в ходе торгов, то выгодоприобретатель не может быть указан в решении. Это же правило действует при каких-то иных случаях, когда выгодоприобретатель не смог быть определён к моменту одобрения.

В ООО может быть создан совет директоров . В этом случае все соглашения стоимостью от двадцати пяти до пятидесяти процентов стоимости имущества общества, находятся в ведении Совета. И уже совет может решить одобрение крупных договоров.

Решение, принимаемое общим собранием, обеспечивается присутствием всех участников. Участники должны быть извещены заранее. Руководитель предприятия знакомит присутствующих с повесткой собрания. Порядок проведения собрания определяется законом об ООО, уставом и другими документами самого предприятия. В работе допускается перерыв, не ограниченный по времени.

Данные о соглашении оформляются подписанным протоколом собрания . Решение считается законным, если не противоречит уставу и действующему законодательству. Не указанные в протоколе существенные условия, автоматически делают сделку неодобренной.

Соглашение считается одобренным с момента подписания протокола.

Признание сделок правомерными

Если же в ходе проведения мероприятий, по условиям договора, были совершены нарушения закона , то признать соглашение недействительным можно по иску общества или любого из его участников.

Суд назначает время проведения слушаний по признанию условий договора недействительными. В случае пропуска слушаний, срок исковой давности не подлежит восстановлению. А это значит, что нельзя пропустить слушания.

Сделка признаётся судом при наличии некоторых обстоятельств:

  • Участник голосования не хочет признать, что соглашение совершено правильно, и подаёт иск в суд. Основанием для подачи иска служит то обстоятельство, что голос участника голосования о признании крупной сделки не повлиял на конечный итог, даже если он и голосовал. Это обстоятельство никак не может быть неправомерным. Все процедуры были соблюдены, и решение принималось большинством голосов.
  • Нет никакой возможности доказать (отсутствуют доказательства), что соглашение может повлечь за собой убытки всему обществу или отдельному её участнику.
  • Для доказательств в суде могут потребоваться документы по одобрению договора . Если документы в полном порядке и оформлены по правилам, то сделка признаётся законной.
  • Всё считается действительным и признаётся судом - даже если сделка была совершена с нарушениями, но вторая сторона, участвовавшая в ней, о них не знала или не должна была узнать.
  • В уставе общества может быть определено, что решение по осуществлению крупных сделок принимается без общего собрания и совета директоров.
  • Не исключается возможность одобрения договора задним числом.

Статья закона, регламентирующая правила порядка одобрения соглашений, не может применяться по следующим трём пунктам:

  1. Общество с ограниченной ответственностью состоит из одного участника, который сам осуществляет все функции по работе предприятия и по совершению сделок.
  2. Возникновение отношений, когда к обществу переходит доля или её часть в уставном капитале.
  3. Возникновение отношений, когда происходит слияние обществ или присоединение в результате реорганизации ООО.

«Прохождение» сделки не всегда повод для того, чтобы расслабиться. Иногда это только начало проблем. Всегда существует вероятность признания договора недействительным .

Главным моментом, чтобы решение общего собрания участников ООО было признано легитимным и не возникло в будущем проблем, служит наличие элементарного большинства.

Если по уставу не нужно ни общего собрания, ни решения совета директоров, то существует вероятность приобретения неликвида или вывода активов. Такой вариант не может устроить участников общества и вызовет конфликт интересов.

Если в соглашении заинтересовано какое-либо лицо, имеющее отношение к обществу, к ней применяются правила исключения .

Правила, определяемые уставом общества

1) Устав регулирует ежедневную хозяйственную деятельность общества . В нём также могут быть определены низший и высший пороги крупных договоров, или вообще упразднена процедура таких процессов. При наличии какой-либо из ступеней порога, цифры минимальной и максимальной величины порога должны быть выражены в процентах. Решение принимается общим собранием либо советом директоров.

2) Обычно решение о соглашении принимается общим собранием участников общества . Но, когда образовывается совет директоров, все функции передаются ему. Изменения должны быть отражены в уставе.

3) Новые правила, регулирующие процесс соглашений, определяют новый порог по крупности. Если раньше порог составлял не более 25 процентов, то сейчас эта норма выросла от 25 процентов и больше.

4) Устав ООО теперь предусматривает другие виды и размер крупных сделок . К этим видам относятся: привлечение заёмных средств и сделки с недвижимостью. Порог в таких договорных соглашениях может превышать установленный.

5) Согласно уставным правилам и действующему законодательству, при одобрении крупной сделки обязательно указываются:

  • а) Лица, являющиеся выгодоприобретателями. Не указываются такие лица при сделках, совершённых на торгах или если они не установлены до начала одобрения.
  • б) Предмет торгов.
  • в) Стоимость сделки.
  • г) Особые условия.

Точно такие же нормы указаны в законе об акционерных обществах. Но норма для ООО считается более совершенной, так как в случае с АО, не учитываются особенности соглашения на торгах и случаи невозможности определить выгодоприобретателя на момент принятия решения.

6) Устав может запретить отчуждение доли или части доли участника общества в пользу третьего лица.

Порядок одобрения сделок предусмотрен статьёй 45 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». По этой статье предусматриваются исключения в случае заинтересованности одним из лиц.

Крупные сделки для различных форм обществ

К понятию «крупная сделка» применяются различные подходы. Это зависит от формы юридического лица .

Для ООО

Для этого вида общества оценка уже и правила регулирования подходов уже были даны, чтобы вновь не повторяться.

Одобряются крупные договора общим собранием или, если есть, советом директоров. Сумма при одобрении составляет от 25 до 50 процентов .

Споры по оспариванию решаются в судебном порядке.

Наличие в обществе одного участника, предусматривает простое письменное одобрение без протокола.

Для унитарных предприятий

На данный вид юридического лица распространяются правила по закону “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” .

Для государственных предприятий соглашение становится крупным в результате, если сделки взаимосвязанны между собой. При этом приобретается или отчуждается, а также существует возможность отчуждения имущества. Имущество в договорах такого рода оценивается в сумму более 10 процентов от уставного фонда предприятия в первом варианте. И во втором варианте в пятьдесят тысяч раз и более должна превышать минимальный размер оплаты труда.

Стоимость отчуждаемого имущества определяется в результате бухгалтерского учёта предприятия. Если имущество приобретается, то его стоимость определяется, основываясь на цене имущества.

Для совершения решения, необходимо согласие собственника предприятия. Таким собственником является муниципалитет (органы местной власти).

Отсутствие согласия собственника означает несостоятельность сделки.

Для государственных и муниципальных учреждений

К этой форме предприятия применяется закон “О некоммерческих организациях”. Крупная сделка для такого предприятия - это несколько взаимосвязанных сделок, если они связаны с деньгами, отчуждением имущества либо передачей имущества пользование или залог.

Цена такой сделки или стоимость имущества (отчуждаемого или передаваемого) должны превышать стоимость активов бюджетного учреждения, стоящих на балансе предприятия. Стоимость определяется бухгалтерскими отчётами с последней датой. Уставом такого предприятия может быть предусмотрен и меньший размер договорного с оглашения.

Бюджетная организация осуществляет свои договоры по предварительному согласию учредителя. Учредителем являются: органы федеральной исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта федерации и органы местного самоуправления.

Для принятия участия в соглашении, учредителю бюджетной организации следует представить в Министерство финансов пакет документов:

  • Обращение руководителя учреждения о предварительном согласовании. В этом документе указывается: цена и сроки, предмет сделки и стороны, финансовое обоснование целесообразности. К обращению должна быть приложена опись документов.
  • Заверенные копии отчётности по бюджету за последний год с последней датой отчётности. Заверяет формы бюджетной отчётности главный бухгалтер.
  • Проект договора, в котором обозначены все условия сделки.
  • Отчёт об оценке рыночной стоимости имущества. Оценка проводится не раньше чем за три месяца до предоставления отчёта.
  • Указание всех видов задолженностей, должников и кредиторов.

Решение о предварительном согласовании, рассматривается и принимается комиссией после приёма документов, в течение месяца. Оформляется решение приказом Министра финансов.

Для автономного учреждения

Регулируется законом «Об автономных учреждениях» . Сделка у этого предприятия тогда крупные, когда связаны с распоряжением денежными средствами, привлечёнными под заём, отчуждением имущества и передачей его пользование (или в залог). Условия для этого следующие: цена или стоимость имущества (передаваемого или отчуждаемого) превышает 10 процентов стоимости активов на балансе предприятия. Стоимость активов определяется, как и везде, балансом с последней датой отчётности. Меньший порог может быть обозначен в уставе.

В автономном учреждении право проведения решается с одобрения наблюдательного совета . Совет рассматривает предложение руководителя 15 календарных дней. В состав совета входит от пяти до одиннадцати человек.

Членами наблюдательного совета являются: представители данного учреждения, исполнительных органов местного самоуправления или государственной власти, представители общественности.

Сделка, совершенная с нарушением, признаётся недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя.

Особые правила

Сделки требуют особого внимания. Статья 46 определяет и закрепляет ряд правил.

  • Крупная сделка - это не только одна сделка, связанная с займом, кредитом, залогом или поручительством, но несколько связанных между собой для приобретения или отчуждения.
  • Стоимость имущества должна составлять 25 и более процентов от стоимости имущества по последней дате отчётности.
  • Ответственность за то, является сделка крупной или нет, лежит на ООО. Разобраться в возникшем конфликте поможет бухгалтерская экспертиза. Общества работающие по «упрощёнке», не обязаны вести бухучёт.
  • Устав помогает эффективно контролировать всю хозяйственную и финансовую деятельность ООО.
  • Мировое соглашение, утверждённое судом, является крупной сделкой. Оспорить такую сделку можно только путём подачи жалобы на суд.
  • Проблемой для деятельности ООО, может стать грань между хозяйственной деятельностью и крупными сделками. Это довольно сложно определить и неизменно возникает угроза срыва (непризнания).
  • Не признаются крупными сделки, где в уставной капитал вносится в виде имущества крупная сумма, договор залога на недвижимость или выкуп арендованного помещения.

Правовое регулирование крупных сделок

Регулированию крупных сделок уделяет внимание такой документ, как «Концепция развития гражданского законодательства» Российской Федерации.

В этом документе констатируется, что схемы соглашений используются для отказа от совершённых ранее, хотя должны сохранять имущество общества. Нарушается имущественный оборот и противоречит интересам контрагентов и кредиторов.

Защита своих интересов обществом при совершении крупной сделки путём оспаривания возможно, когда общество не может знать о нарушениях порядка, то есть является добросовестным контрагентом.

Бухгалтер и юрист, причастные к сделке, должны знать о подводных камнях и придерживаться данных бухгалтерского учета и отчетности.

Что такое крупная сделка для ооо и как ее посчитать – актуальный вопрос для многих компаний. Разобраться в нем можно лишь после внимательного ознакомления с самим термином и прочими важными аспектами.

Какая сделка считается крупной для ООО

В актуальном законе об ооо крупная сделка обозначена как договор, который может считаться крупным для следующих форм собственности: ооо и ао. Этот термин применим к заключаемой сделке при ее соответствии определенным критериям и с учетом организационно-правовой формы юрлица. Сюда можно причислить и группу объединенных взаимосвязанных сделок. В роли признаков взаимосвязи этих договоров выступают такие параметры: однородность, достаточная близость по дате их проведения, одинаковый перечень участвующих лиц и один приобретатель, общая хозяйственная цель.

Само понятие крупной сделки для ооо определено в соответствующем Федеральном законе №14, в статье 46. Здесь описан обозначенный термин и даны подробные разъяснения относительно всех аспектов поставленного вопроса. Согласно этому законодательному акту установлено два ключевых критерия крупной сделки для ООО:

  • Сравнительная стоимость конкретного объекта с общей балансовой стоимостью имеющихся активов предприятия
  • Установление факта выхода за границы обычной хозяйственной деятельности организации

В понятие имущества, выступающего объектом сделки, входит оборудование, недвижимые объекты, прочие вещественные объекты, акции в бездокументарной форме, денежные средства, объекты интеллектуальной собственности.

Крупная сделка для ооо может быть зафиксирована и в основном уставном документе конкретной компании. Качественный критерий, согласно которому выполняется оценка заключаемого контракта, включает в себя два элемента:

  • Объект, определяющий правовую связь с имуществом
  • Действие, выполняемое с указанным имуществом

Количественный критерий во время оценки договора становится первоочередным.

Определение крупной сделки для ооо предусматривает отчуждение или приобретенного им имущества стоимостью в размере 25% всего имеющегося у общества имущества, или имеет стоимость выше этого порога. Устав организации может содержать более высокий лимит, согласно которому сделка будет признаваться крупной. К группе крупных сделок, предполагающих получение одобрения, согласно уставу общества могут быть причислены следующие разновидности операций:

  • Покупка и продажа ценных бумаг, недвижимого имущества и пр.
  • Сделки мены, дарения, перевода долга
  • Кредитные договоры
  • Контракты поручительства и договоры залога имущества
  • Прочие виды контрактов

Главный внутренний закон ооо может также относить к группе крупных любые сделки, стоимость которых превышает установленный порог.

Сопоставление балансовой стоимости имеющихся у компании активов проводится с:

  • Балансовой либо договорной стоимостью, установленной для отчуждаемого имущества – используется максимальный из двух показателей
  • Ценой приобретения данного объекта
  • Ценой акций, доступных для покупки вследствие появления обязательства по направлению обязательного предложения

Указанные показатели служат базой сравнения.

Понять, что является крупной сделкой для ооо и ао, можно ориентируясь на следующие правила.

Ооо производит сравнение объекта подписываемой сделки со стоимостью своего имущества, зафиксированной в соответствии со сведениями бухгалтерского отчета за крайний отчетный период. В ситуации с ао базой сравнения служит балансовая стоимость активов этой организации на крайнюю отчетную дату, что зафиксировано в ст.78 ФЗ №208. Разъяснение термина крупной сделки для организаций указанных организационно-правовых форм схоже, однако есть и нюансы. Ключевое отличие понятия крупной сделки для ао и ооо заключается именно в том, что организации с первой формой собственности учитывают общую стоимость активов в роли базы сравнения, а в случае с ооо за основу берется стоимость имеющегося у него имущества. Исчисление стоимости имущества ооо и активов ао осуществляется в соответствии с актуальными данными бухучета.

Объект сравнения общества устанавливают по одинаковым критериям. Различия появляются только с учетом конкретной разновидности проводимой операции.

Сделки, проводимые обществом в процессе реализации им привычной хозяйственной деятельности, не принадлежат к числу крупных. Не берется во внимание стоимость объекта заключаемого контракта. Постановление Пленума ВАС РФ №28 определяет, что обычная хозяйственная деятельность подразумевает под собой выполнение любых операций, принятых в текущей деятельности организации. Факт подписания этим обществом договоров подобного рода в предыдущих периодах не признается значимым. Сюда входят:

  • Контракты, связанные с покупкой организацией материалов и сырья для реализации производственно-хозяйственной деятельности
  • Продажа готовой продукции
  • Получение займа, имеющего целевым назначением оплату текущих операций организации

Обычной хоздеятельностью общества можно считать контракт, подразумевающий под собой покупку оптовой партии товара с целью его последующей розничной продажи.

Сделка не признается принадлежащей к обычной хозяйственной деятельности общества исключительно с учетом следующих параметров:

  • Произведена в рамках зафиксированного в ЕГРЮЛ либо уставном документе общества основного вида деятельности
  • У ООО есть разрешение на ведение данного вида деятельности

Не принадлежат к обычной хозяйственной деятельности и сделки, которые не свойственны данной организации: договор цессии, уступки доли в уставном капитале иного ооо, ипотечный договор, покупка и продажа векселей, покупка дорогостоящих основных средств.

Конкретный перечень сделок, принадлежащих к обычной хозяйственной деятельности общества, законодательно не установлен.

Для участия в тендере в ряде ситуаций требуется должным образом составленная справка о крупности сделки. Документ необходимо подтвердить подписью руководителя компании и ее главного бухгалтера. Справка такого вида нужна также для предъявления в Росреестре с целью регистрации перехода прав на недвижимость.

Расчет крупной сделки для ООО

Расчет крупной сделки для ооо производится следующим образом. Первоначально просчитывается общая сумма совершаемой сделки. Затем полученный результат сравнивается со стоимостью имущества общества по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. В качестве стоимости имущества ооо выступает общая сумма всех его активов.

Размер крупной сделки в 2017 году определяется посредством исчисления 25% от показателя, указанного в строке 700 «Баланс» актуального бухгалтерского отчета. Полученный результат служит в роли контрольной величины, позволяющей установить размер совершаемой сделки.

Перед заключением конкретного договора следует выполнить его тщательный анализ на предмет соответствия критериям крупности. Порядок действий следующий:

  1. Расчет стоимости активов на последнюю отчетную дату, которая предшествует подписанию контракта.
  2. Расчет соотношения стоимости заключаемого контракта и активов общества – в случае превышения итоговым показателем порога 25% следует провести более тщательный анализ операции.
  3. Определение причинно-следственной связи с имуществом организации.
  4. Установление взаимосвязи с прочими контрактами, имеющими аналогичный смысл.
  5. Выявления факта причисления операции к категории обычной хозяйственной деятельности.

В результате выполненного анализа определяется крупность операции.

Пример расчета крупной сделки:

Компания «Звезда» собирается приобрести помещение под офис. На приобретение ею выделяется сумма денежных средств в размере 12 млн. рублей. При этом показатель баланса ее активов составляет 40,0 млн. рублей. Анализ намерений по заключению контракта позволяет выявить качественные показатели крупности (приобретение имущества). Количественный критерий свидетельствует о крупности данной сделки. Расчет производить по следующих схеме: сопоставление суммы операции в 12 млн. рублей. с показателем баланса 40 млн. рублей составляет 30%.(12,0: 40,0 Х100 = 30).
В конечном итоге сделка признается крупной.

Крупная сделка для OOO с одним учредителем

Проводимые единственным участником общества, выступающим одновременно в роли руководителя, сделки не принадлежат к перечню крупных. Этот нюанс регламентирован законодательным актом Федеральный закон №14 – указанный момент описан в пункте 7 статьи 46. Для подтверждения факта наличия в организации единственного участника и одновременно руководителя используется выписка из ЕГРЮЛ. Приобретает актуальность вопрос о необходимости одобрения сделки, которая проводится на базе предварительного договора, при условии изменения состава участников или руководителей общества к дате ее проведения. Формальное требование получения согласия отсутствует, однако существует потенциальная вероятность нарушить интересы новых участников ооо. В связи с этим желательно оформить получение согласия надлежащим образом.

Совершение крупной сделки требует согласования с собственниками организации. Без этого суд может признать ее недействительной, что грозит значительным материальным ущербом сторонам заключенного договора. Какие сделки признаются крупными, и каков порядок их одобрения, зависит от организационно-правовой формы юридического лица.

Крупная сделка: градация

Единого понятия крупной сделки в российском законодательстве не существует. Ее могут признать таковой при соблюдении определенных условий, которые разнятся для каждого типа организации:

    Акционерные общества - 78-я статья закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Сделка считается крупной, если организация приобретает / отчуждает имущество (либо собирается это сделать), цена которого равна или превышает 25% от стоимости активов общества. Имеется в виду их балансовая стоимость по последнему бухгалтерскому отчету.

    Общества с ограниченной ответственностью – 46-я статья закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об ООО». Согласно закону, крупная сделка для ООО определяется так же, как и для акционерных обществ.

    Унитарные предприятия – 23-я статья закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ о ГУП и МУП. Сделка признается крупной, если ее стоимость превышает:

    • либо 5 000 000 рублей;

      либо 10% уставного фонда УП.

    Бюджетные учреждения – ст. 9.2 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Если уставом учреждения не определен меньший размер крупной сделки, ею считаются операции в отношении имущества, стоимость которого составляет больше 10% стоимости активов, находящихся на балансе организации.

Для коммерческих обществ (АО и ООО) сделка не является крупной, если она не выходит за рамки их обычной хоздеятельности. Важным параметром «обычности» является постоянное ведение организацией определенной деятельности, ее регулярная основа. На практике не всегда удается определить это однозначно. Например, если ООО, занимающееся производством хлеба, берет большой кредит на расширение ассортимента хлебобулочных изделий, независимо от суммы его не признают крупной сделкой. Но если на одолженные банком деньги был разбит сквер перед проходной компании, доказать, что его появление напрямую связано с ежедневной деятельностью ООО будет сложно.

Одобрение крупной сделки: особенности процедуры

Поскольку порядок одобрения крупной сделки вызывает разногласия среди юристов и правоприменителей, Верховный Суд РФ дал необходимые разъяснения. Они содержатся в Постановлении Пленума ВС от 26.06.2018 № 27. На этот документ следует ориентироваться, чтобы правильно уяснить положения вышеуказанных законов, касающиеся данного вопроса.

О процедуре, в соответствии с которой проходит согласование крупной сделки, Верховный Суд пояснил следующее:

    При стоимости отчуждаемого или приобретаемого имущества в диапазоне 25-50% от стоимости активов АО по балансу, сделку может одобрить совет директоров, но он должен сделать это единогласно. В голосовании не вправе принимать участие выбывшие члены руководящего органа, например, покинувшие его вследствие дисквалификации .

    Одобрение совершения крупной сделки, цена которой более 50% балансовой стоимости имущества (активов) АО или ООО, относится исключительно к компетенции общего собрания собственников (акционеров). Даже устав общества не может передать данное полномочие другому органу.

    Решение о крупной сделке должно содержать сведения о ее сторонах, основных условиях. В частности, необходимо отразить информацию о цене, сроках обязательства, чем обеспечивается его выполнение. Если условия меняются, требуется оформить новое решение об одобрении сделки.

Еще об одной особенности процедуры одобрения повествует закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для госнужд». Крупная сделка может осуществляться в виде госзакупок, если их стоимость превышает установленные пределы. Указанный закон определил, что решение об одобрении крупной сделки ООО или АО является обязательным документом для подачи заявки, без которого она будет отклонена (51-я статья закона № 44-ФЗ).

Если общество состоит из единственного участника, то есть управляется им единолично, решение об одобрении планируемой сделки не требуется.

Решение об одобрении крупной сделки ООО: образец

С января 2017 года федеральные законы № 14-ФЗ и № 161-ФЗ (об ООО и АО) действуют в обновленной редакции. В том числе, изменения коснулись статей (ст. ст. 46 и 78 соответственно), посвященных проведению крупных сделок. Теперь решение об одобрении называется несколько иначе: «решение о согласии на совершение крупной сделки». Оно оформляется в виде протокола.

В частности, письменное одобрение крупной сделки (точнее, образец протокола) должен содержать:

    информацию об участниках сделки, ее выгодоприобретателях;

    предмет сделки, стоимость, другие существенные условия договора;

    общие параметры соглашения;

    согласие на проведение аналогичных операций по отчуждению/приобретению имущества;

    срок действия оформленного согласия.